Москва — Адыгея: навстречу весеннему солнцу

05.04.2024 | 4809 просмотров

«Весна — это такое время года,
когда очень хорошо
начинать что-то новое».
(Харуки Мураками, «Норвежский лес»)

Конечно, даже в наш век высоких технологий машина времени все еще остается фантастикой, но если у вас есть обычный автомобиль, то с его помощью можно немного опередить время — например, встретить весну раньше обычного — на юге нашей страны. Хоть и зима в Москве в этом году выдалась снежной, живописной и в меру холодной, все же короткий световой день и пасмурное небо заставляют людей покидать город и отправляться в теплые страны, хотя бы на короткое время. Но поскольку заграничные берега становятся все более недоступными, верным решением будет посмотреть в сторону наших южных широт — там тоже не менее прекрасно, а главное доступно, просто и понятно — нет языковых барьеров, зависимости от расписаний и стоимости авиарейсов, привычный менталитет людей. В общем, как говорится, «сел и поехал», что мы и сделали.

Путешествуем, как и в большинстве случаев, вдвоем с супругой, на верном Опельке (Opel Meriva B 2012 г, 1.7 Tdi, пробег 160 т км.) — незаменимом спутнике во многих поездках.

Ехать решили с ночевкой, не напрягаясь, все-таки отпуск, остановились в весьма приличной и недорогой гостинице «Дон» в ст. Павловская (КК), отдохнули прекрасно, можно рекомендовать (сайт — отельдон.рф). Рядом мойка самообслуживания — вымыли за 100 руб. машину и поехали уже по чистым, сухим дорогам весеннего Краснодарского края.

Первая остановка — пос. Каменномостский. Республика Адыгея.

Утро здесь бывает настолько суровым, что даже котам требуются «кофе и сигареты»:

И вообще бросилось в глаза обилие животных на улицах, многие из них весьма ласковые и не боятся контакта с человеком.

Из инфраструктуры в поселке — несколько сетевых магазинов, несколько кафе и небольшое количество пирожковых. Плюс развалы с фруктами, сырами, медом и мясными деликатесами.

Лучшее место для «шопинга», на мой взгляд, это ангар «Соки» на выезде из поселка, где продают натуральный яблочный сок в герметичных термопакетах (как вино) и его легко можно довезти до дома без холодильника. Ну и, конечно, можно и нужно купить свежих яблок.

Но это все позже, а мы сразу на прогулку. Первая и главная достопримечательность —

Хаджохская теснина:

Название говорит само за себя, здесь разъяснения излишни — да и вообще, когда видишь подобные красоты, нет желания рассуждать, думать и делать выводы — лучше молча наслаждаться великолепием природы.

Если пройти дальше вдоль реки, то можно не только полюбоваться красотой природы, но и добраться до водопадов Руфабго, причем бесплатно. Так вход для туристов со стороны дороги платный — 500 руб./чел. — это для тех, кому тяжело или не хочется много времени тратить на прогулки. А поскольку мы приехали как раз для прогулок, то выбор очевиден.

Набравшись впечатлений и опьянев от чистейшего воздуха, решили напоследок еще доехать до Мишоко. Там находится Экстрим-парк, но для нас экстрим не интересен, а вот посмотреть закат и цветение кизила — очень по душе. К тому же нам удалось пообщаться с местными ребятами, которые сориентировали нас по местности и немного посвятили в уклад жизни местного населения.

На следующий день решили поехать в пещеры и на плато Лаго-Наки. По пути было 2 пещеры — Нежная и Большая Азишская. Сначала было желание посетить обе, но в итоге остановили выбор на главной — большой Азишской.

Несмотря на то, что часы работы с 9 утра, первая экскурсия началась только в 10, но за время ожидания мы поднялись до смотровой площадки — в отличие от Каменномостского, здесь все еще лежал снег и было существенно прохладнее.

Экскурсия в самой пещере была минут 30-40, сказать, что она была интересной и познавательной — скорее нет, может, это, конечно, впечатление после посещения других пещер — Кунгурской Ледяной или Постойнской-Ямы (в Словении), но своя прелесть есть, посетить стоит.

А дальше нас ждало само Плато. По пути есть несколько смотровых площадок, на вершинах некоторых из них — причудливой формы сухие деревья. И вокруг все еще снег. Приятно, что удалось застать и зимний и весенний пейзажи за одну поездку.

Местные говорят, что в скором времени здесь построят крупнейший горнолыжный комплекс с 15 подъемниками, гостиницей — не то на 2, не то на 3 тысячи мест, так что, если есть желание еще увидеть природу — поторопитесь.

В конце дороги — вход в заповедник — платный 300 руб./чел. Многие приезжают сюда с детьми покататься на ватрушках, кто-то берет в аренду снегоходы, а мы прошлись просто пешком несколько километров по ослепительно белому снегу в лучах уже очень теплого солнца.

Уставшие, снова вернулись в поселок, напоследок еще посмотрели на Гранитный каньон.

Следующий день хотелось провести как-то по-особенному, все-таки это мой День Рождения, поэтому в планах было обязательно отдохнуть на базе термального источника, возможно, снять там же гостиничный номер или домик. Я слышал, что это недешево, но решил проверить — и удивился. Несмотря на то, что это был вторник, почти все номера были заняты, как правило, был один свободный номер стоимостью от 7500 сутки и выше. Решили, что это overprice для нас и нет в этом смысла — лучше оплатить дневное пребывание, а переночевать в обычной гостинице.

Посмотрев варианты и с учетом рекомендаций хозяйки гостевого дома, в котором мы останавливались в Каменномостском (стоил он, кстати, 1600 руб./сутки, Гостевой дом «Надежда» Офицерский пер. д. 7), выбрали термальный курорт «Псегупс».

Но это после обеда, а пока наметили 2 точки для посещения — монастырь и канатную дорогу.

Километрах в 12 от Каменномостского в пос. Победа находится монастырь и неподалеку святой источник, к которому идет, как бы сейчас сказали, «экотропа», по которой мы, конечно же, прогулялись и набрали водички. Конечно же, подкормили немного местных собак, коих здесь немало, и посмотрели сам монастырь. Здесь есть и экскурсионное бюро, а также подземный монастырь, который был закрыт. Мы ограничились самостоятельным осмотром.

Затем поехали в Даховскую — на канатную дорогу. Стоит проезд в 2 стороны 800 руб./чел., сверху открывается шикарный вид на местность, также можно пройти на гору Чертов палец, либо воспользоваться прокатом багги, квадриков, лошадок и т.д. Наверху есть кафе и всякие сопутствующие развлечения, в том числе «контактный зоопарк» с козой и козлом.

Ну, а после канатки — купили хваленые соки на выезде из поселка, поехали в термальный комплекс «Псегупс» в пос. Тульский.

3-часовое пребывание стоило 700 руб./чел., — два термальных бассейна, один с пресной водой, кафе, шезлонги и т.д. С собой лучше брать все — тапочки, полотенца, еду, напитки и т.д. И еще один фактор, который мы не учли — купальники после этой воды будут иметь очень резкий и неприятный запах, который не пропадает после стирки, так что не рекомендую надевать дорогие или любимые купальные принадлежности.

Еще одна особенность — бассейны находятся в «кольце» здания гостиницы, из-за чего после обеда солнце уже все меньше освещает бассейн и становится менее комфортно там находиться, хотя летом это будет скорее преимуществом.

3 часов пребывания хватает «за глаза», к тому же у гостиницы нет инструментов контроля времени, так что переживать, если вы задержались, не стоит, т.к. это по сути не контролируется.

После водных процедур поехали в гостиницу в Майкоп и в ресторан. Выбрали самый известный в городе «Panesh Beer House», где и скромно отметили семейный праздник.

К слову, гостиница (Black Sea Maykop) была очень приличная, отлично выспались и отдохнули. Она новая, свежая мебель и интерьер и адекватная стоимость, к тому же в день рождения сделали скидку в 10%, что приятно.

Утром — поездка на рынок и продуктовый шопинг, затем небольшая прогулка по городу. Купили яблоки, гранат, сыры, суджух, семечки, масло, мандарины, адыгейскую соль, молоко и ряженку. Единственное, что было отвратительным — это ряженка и молоко. Продавщица говорила, что мы ее вспомним добром, т.к. у нее своя корова и молоко отменное, но вышло как раз наоборот — только она и оставила неприятное впечатление от покупок.

Сам город не похож на обычные российские города — он достаточно уютный, малоэтажный и понятный. Центр чистый, а вот окраины выглядят депрессивно.

Но в лучах весеннего солнца все преображается и прогуляться все равно приятно. Как таковых достопримечательностей в городе не много, поэтому долго здесь не задержались и поехали в сторону Гуамки, на выезде заехав в фирменный магазин водочного завода ).

Пос. Гуамка знаменит не только своим одноименным ущельем, но и узкоколейной ж/д, которая раньше имела вполне прикладное значение, а сегодня здесь ходит только туристический экскурсионный поезд (проезд в 2 стороны 800 руб./чел.), по вторникам дорога не работает и можно гулять пешком вдоль ущелья по шпалам.

Полагаю, что не ошибусь, если скажу, что по красоте это место не уступает множеству природных достопримечательностей не только России, но и зарубежья.

Фото, конечно же, не передают всей прелести, которая предстает перед глазами, но лично я как раз таки вдохновился этим местом благодаря фотографиям туристов в интернете.

Как говорится, лучше один раз увидеть. К тому же сам поселок Гуамка очень аккуратный, уютный и даже в чем-то европейский, чего уж точно нельзя сказать про его соседа — пос. Мезмай, куда мы отправились после.

Поселок Мезмай встретил уже разбитыми грунтовками, старенькими домами, практически полным отсутствием людей на улицах, к тому же сам поселок как-то «раскидан» по местности, что никак не придает ему уюта и комфорта.

К тому же хотелось поужинать, нашли пиццерию с отличными отзывами, приехали по адресу и увидели старенький деревенский дом, на заборе баннер с рекламой и все. Ребята подсказали, что пиццерия работает только на доставку, но так нам доставлять пока было некуда, мы попросили покушать у них. Хозяин Андрей гостеприимно принял нас у себя на участке, и около костра мы прекрасно покушали и пообщались. Сам Андрей из Ростова, приехал в Мезмай развивать инфраструктуру и зарабатывать, работая на себя. От души желаем ему успехов, процветания и развития.

В такой пиццерии мы были впервые, и нам очень понравилось — люблю неформальное общение в непринужденной обстановке.

Жизнь в поселке нелегкая, проблемы с водой, интернетом, да и вообще с инфраструктурой в целом. Население примерно 1000 человек, в сезон, конечно же, кратно увеличивается за счет туристов, что помимо дохода также и доставляет ряд проблем для местных — например, мусор, объем которого в разы превышает тот, который запланирован к вывозу.

Остановились на ночлег в одном из гостевых домов за 2 тыс. руб./сутки, это самый бюджетный вариант, остальные были уже от 4 тыс. руб. Но и, конечно, номер был довольно простой, ночью было холодно, включали обогреватель, от которого потом стало душно и от шума уже гудела голова. В общем, отдохнули так себе и наутро решили вместо 2 ночей ограничиться одной.

Зато с утра можно было испытать удовольствие — любоваться восходом с видом на горы с чашечкой кофе.

Правда к завтраку пришла и «хозяйка», угостили ее сметанкой:

План на день был простой — сначала дойти до Орлиной полки — топовой достопримечательности, а дальше — на что хватит времени и сил.

Раньше здесь обитали птицы, но с массовым приходом туристов, они, конечно же, перебрались — кто выше на скалу, а кто в другие труднодоступные места.

С самой полки открывается панорамный вид на поселок и горы. Не буду оригинальным, если отмечу, что лучше время для посещения этих мест — осень. Но и в остальное время природа не оставит равнодушным.

Дальше решили идти до водопадов — Школьный и Университетский. Для этого проехали насквозь станицу Темнолесскую и остановились там, где дорога уже не позволяла дальше проехать на нашей машине.

Дальше довольно крутой спуск по лестнице с веревкой и первый водопад Школьный (или Чинарский) буквально в двух шагах.

Если вокруг уже вовсю весна, то здесь еще можно увидеть следы уходящей зимы, в сочетании с окружающим ландшафтом смотрится колоритно.

Еще минут 40-50 пешком по узким и немного скользким тропам и нас встречает шумом Университетский водопад:

Но, на мой взгляд, дорога к нему была более красочной и впечатляющей, чем сам водопад.

На этом прогулки закончились не только у нас, но и у небольшого стада коров, и мы пошли/поехали каждый к своему ночлегу.

Пока ехали до гостиницы, внезапно появилось желание увидеть море, тем более что оно довольно близко, и мы приняли решение на следующий день ехать в Туапсе, а на ночевку остановиться по пути в Апшеронске, поскольку выбор гостиниц и больше, и цены ниже, чем в Гуамке и Мезмае.

Сам город особо ничем не примечателен, однако в нем можно выгодно организовать ночлег и вкусно покушать. В центре есть отличный ресторанчик (или кафе) «Грильбург» — вкусная еда, большие порции и собственное пиво.

Наутро отправились в путь, до Туапсе ехали достаточно долго, дорога узкая, много населенных пунктов, также путь проходил через 19 км грунтовки Шаумянского перевала.

По дороге до города есть 2 достопримечательности — это гора Индюк в одноименном поселке и водопад Перун.

Путь на гору — это отдельная история, на нее нужно выделять много времени, поэтому мы ограничились прогулкой к водопаду.

Наши ожидания хорошей погоды у моря не оправдались, еще утро в Апшеронске было пасмурным, и надежды, что тучи рассеются и выглянет яркое теплое солнце к полудню, когда мы приедем в Туапсе, оказались тщетными.

Но ждать у моря погоды, в прямом и переносном смысле, мы не привыкли, поэтому пошли по тропе к водопаду.

Вроде бы проехали немного, но насколько изменился ландшафт и природа вокруг — как будто мы оказались в другом часовом поясе:

Еще немного в пути и мы в Туапсе, в самом центре, без пробок и толп народа, правда и без тепла и долгожданного солнышка.

Портовые города всегда имеют свой неповторимый колорит:

В городе есть дом-музей художника-передвижника Киселева, раньше я о нем даже не слышал, а теперь пополнил свой багаж знаний об еще одном прекрасном художнике:

Он проживал в Санкт-петербурге и приезжал со своей большой семьей (у него было 7 детей) в Туапсе лишь на 3 месяца.

Раньше у него был деревянный дом в пригороде в живописном месте на вершине скалы, которая теперь носит название в его честь. Но поскольку из пригорода в Туапсе все же добираться было не так просто, а необходимость была, то в итоге семьей было принято решение построить дом именно в городе с видом на море. Теперь этот дом открыт для туристов.

И еще для туристов протоптана тропа к скале Киселева, куда мы и направились под вечер.

На ночевку остановились в Горячем Ключе и в обед следующего дня поехали в обратный путь.

Чтобы сильно не устать в дороге, остановились на ночлег в г. Богучар Воронежской области. За 1700 руб. нам сдали ½ дома, было очень тепло, уютно и по-домашнему, спасибо хозяевам.

Рано утром посмотрели центр городка — он компактный, чистый и богат оригинальной архитектурой:

Наш путь лежал в Дивногорье. Мы там были несколько лет назад летом — было незабываемо красиво. Интересно было, как смотрится тот же ландшафт ранней весной? Да, тех красок и тепла, конечно же, нет, да и вау-эффект уже не присутствует, но свою красоту всегда можно найти даже в такое не столь яркое время года.

Возвращались через еще один небольшой городок — Острогожск. Вообще, для меня чем-то притягательны именно малые города. В них есть душа, если так можно выразиться, ну и масштаб какой-то близкий и понятный. Может, такие ощущения после жизни в мегаполисе, а может, потому что я сам вырос в небольшом городе.

А вот когда общаешься с людьми, которые выросли как раз в небольших городах — они говорят, что не только не испытывают теплых чувств, но и готовы бежать оттуда от замкнутости и ограниченности выбора. Как говорится, хорошо там, где нас нет.

Острогожск также радует самобытной архитектурой:

Ну и природой вокруг, конечно же:

Конечно, стоит сюда приезжать летом. Если получится, то так и поступим в следующем году.

А пока возвращаемся домой и подводим итоги поездки:

1. Самый главный и приятный — мы наконец-то побывали в Адыгее. В планах это было примерно лет 7-8. И только сейчас получилось.
  2. Я думал, что на поездку нужно выделять дней 10 как минимум, но, если для первого раза, от 5 до 7 дней максимум будет достаточно.
  3. Природа нашего юга очень разнообразна, живописна и притягательна, плюс прекрасный климат, как итог — только положительные эмоции и впечатления.
  4. Очевидно, что в скором времени здесь тоже будет все заполнено туристами, цены существенно вырастут, комфорт пребывания снизится. Так что, если есть в планах — лучше ехать сейчас.
  5. Бюджет поездки составил примерно 70 тыс. руб., включая абсолютно все расходы, в том числе и гостинцы. Т.е. примерно 10 тыс. руб./сутки. Для сравнения, в 2018 году стоимость поездки в Европу обходилась в 6 тыс. руб./ сутки со всеми расходами.
  6. В России огромное количество достойных мест для посещения — будем открывать для себя и для вас новые места.

А чтобы сохранять материалы с поездок и делиться ими с другими, я создал группу в ВК — буду признателен, если подпишитесь:

Группа в ВК

Всем отличного настроения, новых легких и безопасных путешествий и ярких впечатлений.