Азербайджан. Жажда Солнца и теплого моря

12.11.2016 | 43470 просмотров

Москва — Ростов-на-Дону — Кисловодск — Тбилиси — Ленкорань — Баку — Элиста — заповедник «Цимлянские пески» (хутор Тормосин Волгоградская область) — Москва.

«Никогда не экономьте на том, что вы не сможете повторить…»

ГЛАВА 1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В свете последних событий в России и в мире, невольно задумываешься о том, что в обозримом будущем многие из доступных на сегодня для посещения стран будут либо закрыты для россиян, либо поездка туда будет представлять собой значительные риски. Поэтому твердо убежден в том, что нужно пользоваться теми доступными возможностями, которые есть на сегодняшний день, для того чтобы продолжать знакомиться с новыми странами, расширять границы географии самостоятельных путешествий и наслаждаться миром (в смысле отсутствием войны и прочих конфликтов), пока к этому есть возможность. Порой нам кажется, что вся жизнь еще впереди, многое успеем, никуда ничего не денется, однако, откладывая желания и мечты в долгий ящик, впоследствии разочаровываемся от того, что вовремя не успели. А еще к некоторым вещам пропадает со временем и желание, как в классической поговорке «…имею возможность купить козу, но не имею желания…». А желаний этих очень и очень много, приходится делать выбор, оценивать возможности. В плане путешествий подсказку сделал кризис, ограничив, в основном экономически, выбор мест для проведения отпусков. Мое внимание привлекли страны бывшего СССР, в частности Армения, Азербайджан и Грузия, две из них уже удалось посетить — впечатлений масса, а Азербайджан оставался в планах, но этим летом им суждено было сбыться.

Все началось с запланированной поездки на черноморское побережье Грузии, уже был продуман маршрут, отмечены на карте достопримечательности, собрана необходимая информация, мы были полностью настроены на эту поездку, однако за неделю до даты отъезда, интернет огорчил прогнозом погоды +19 и дожди — практически на протяжении всего срока поездки. А что делать на море в дождь? Еще можно смириться с пасмурной погодой, хотя бы проехать посмотреть достопримечательности, а в дождь? Грустить в гостинице и ждать ясного неба? С таким же успехом можно и дома время провести и бесплатно. Да, и еще очень хотелось искупаться в море, все-таки 2 года без морского отдыха сказывались. Нужно было срочно менять планы. Вариантов не много: Крым, ККК (курорты Краснодарского края), Абхазия, Азербайджан.

Крым и ККК — вообще никак не хотелось, тем более в условиях кризиса, когда забугорье стало не по карману для среднего и ниже среднего россиянина, решившего провести отпуск на Родине. Как следствие — толпы народа, бешеные цены и прочие сопутствующие удовольствия.

Абхазия — тяжелая дорога, погода тоже не сильно лучше, чем в Грузии на тот момент, тем более, что в Абхазии уже были, правда, не в сезон, но зато посмотрели без толп туристов основные достопримечательности. Страна понравилась, в планах обязательно посетить ее летом, но желательно в бархатный сезон.

Азербайджан — непопулярная среди российских туристов страна с множеством нюансов ее посещения, но обладающая несомненными плюсами — жарким солнцем, теплым морем, хорошей погодой, богатой культурой. Выбор пал на курортный город Ленкорань — температура воздуха +34, воды +27 — сказка, к тому же и цены в отелях были достаточно приемлемыми. Было решено хотя бы дней 5-7 побыть на море, а попутно посетить Ростов, Тбилиси и заповедник «Цимлянские пески» (отдохнуть на природе с палаткой).

Обидно, что собранная инфа по Грузии осталась до лучших времен, а времени на сбор новой информации о достопримечательностях маршрута было крайне мало, поэтому поехали, как обычно — без особой подготовки — «на месте сориентируемся». Главное, что мы достигли понимания друг с другом по поводу ключевых мест и осознанно приняли риск отправиться в достаточно неизведанную для российского обывателя страну.

Изначально предполагался следующий маршрут: Москва (выезд 3 июня в ночь) — заповедник «Цимлянские пески» 2 ночи с палатками — Элиста (по дороге хотели еще посетить озеро Маныч-Гудило с возможной ночевкой в окрестностях) — Тбилиси (1-2 ночи) — Ленкорань (5-7 ночей) — Баку (3 ночи) — Ростов-на-Дону (1 ночь) — Москва.

Как водится, жизнь внесла свои коррективы, во-первых, 4-го у друга был ДР, поэтому поездка отложилась уже на 2 дня. В пятницу-субботу мы замечательно отдохнули, расслабились в теплом бассейне (с системой нагрева воды от костра), и в воскресенье днем, полные сил и надежд, выдвинулись в путь. Во-вторых, интернет огорчил нас погодой на Цимлянских песках, там был дождь в течение нескольких дней. Решено было ехать до Ростова, а дальше по обстоятельствам.

Приехали в Ростов-на-Дону уже ночью, дорога была достаточно легкой и не сильно утомительной, заночевали в гостинице «Белый кот» http://www.whitecatrostov.ru/ за 1 тыс. руб. (скажу честно, привлекла цена, так как нам нужен был просто ночлег).Качество соответствовало цене, гостишка на 1-м этаже жилого дома, маленькие номера, затертое белье, старая мебель, раздельные кровати, душ-туалет на 2 номера, но для просто переночевать — нормально, хотя сейчас понимаю, что лучше было снять квартиру на сутки. Главное — было тепло и тихо, мы выспались и на утро пошли гулять по городу. Несмотря на утро, чувствовалось, что мы уже на юге, воздух был приятно теплым.

ГЛАВА 2. Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону — столица ЮФО России (возможно, это последний год, когда он таковым является, поскольку после присоединения Крыма столицу ЮФО планируют перенести в Краснодар), основан в 1749 г., население порядка 1,2 млн. чел.

Про Ростов сложено немало стихов, песен, легенд, город действительно необычный многогранный, многонациональный с особым географическим месторасположением и богатой историей. Нет смысла подробно останавливаться на истории города, его колорите и вообще роли в РФ, хотелось лишь процитировать стихотворение, которое, как мне кажется, достаточно точно и емко говорит об этом легендарном городе:

« Город казачества,
Фундамент основ.
Вот почему этот город —
Ростов!»

Зачастую путешествующие на юг проезжают Ростов мимо, хотя есть смысл задержаться здесь хотя бы на день. Конечно, чтобы прочувствовать атмосферу города, нужно в нем пожить некоторое время, а за день можно лишь с ним немного познакомиться и просто прогуляться по улицам и набережной, сходить в зоопарк и покататься на речном трамвайчике и т. д.

Для нас утро началось с поиска места, где можно позавтракать. На яндекс картах недалеко от гостишки значилась кафе-кулинария, но когда мы дошли до адреса, поняли, что она давно уже закрыта. Решено было ехать в центр. С парковкой в центре, конечно, проблематично, но на второстепенных улочках мы смогли воткнуться и пошли гулять пешком.

Приличную столовую-кафе нашли быстро, там было много народу, в основном студентки, еда была недорогой и вкусной, это была сесть столовых «Еда всегда», адреса и меню можно посмотреть на сайте http://emvsegda.ru/#about.

Подкрепившись, пошли гулять по городу, сначала по центральной улице — Большой Садовой:

Площадь Советов, Правительство Ростовской области:

Красивый отреставрированный особнячок занял Альфа Банк:

Таксисты не теряют время в ожидании клиента — играют в нарды:

Дальше мы узкими улочками вышли к какой-то барахолке, на которой продавали просто реально всякий хлам, в том числе стоптанную обувь, на которую смотреть неприятно, не говоря уж, чтобы ее надеть:

Покупателей, правда, тоже не было видно, лишь какие-то зеваки типа нас туда заглянули и тоже, видимо, находились в недоумении. Я люблю барахолки, блошиные рынки, но атмосфера этого места была крайне неприятной, в воздухе при этом даже чувствовалась вонь от старых вещей и пыль.

Гуляя по улице, приятно посмотреть в старенькие дворики — для меня они всегда и в любом городе обладают неповторимой атмосферой:

Далее двигаемся к центральному рынку:

А затем выходим на Соборную площадь, где находится один из главных храмов города — Кафедральный собор Пресвятой Богородицы:

Примечательно, что архитектором был тот же человек, который проектировал и ХХС (Храм Христа Спасителя) в Москве — Константин Тон. По его замыслу храм в Ростове должен был стать уменьшенной копией ХХС. Проект был подготовлен в 1855 г., а в 1860 храм был уже освящен, в то время как строительство храма в Москве все еще продолжалось.

На площади также установлен памятник Димитрию Ростовскому (в миру Даниил), причисленному к лику святых при Елизавете Петровне. Он с 16 лет стал монахом и 20 лет жизни посвятил написанию жития святых, но также участвовал и в мирской жизни, был, можно сказать, страстным театралом, писал и ставил пьесы на религиозные темы, как считается, стал основоположником театрального искусства в Ростове.

Справа от храма, уже 20 лет спустя после постройки собора, была воздвигнута колокольня в дополнение к основному храму:

Архитектором был уже Петр Кампиони, колокольня построена в 1887 г., но, к сожалению, была разрушена, а собор, к счастью, не постигла эта участь. Колокольню восстановили лишь в 1999 году, в честь 250-летия города.

Затем мы пошли на мост через ж/д, который ранее проезжали на машине, отсюда открывается неплохой обзор на транспортные артерии города:

Красиво оформлен въезд в один из районов:

Возвращаемся обратно в центр — в районе моста с пешеходными переходами проблема, дорогу приходится перебегать в промежутках между несущимися с большой скоростью машинами, благо некоторые водители пропускают, но таких немного.

Входим снова в центр — на площади 5-го Донского корпуса величественно стоит Орден Победы:

Выходим снова на Большую Садовую, по обеим сторонам видим много красивых старинных особняков, архитектура действительно впечатляет, жаль, что понятие красивых домов сегодня это совсем не то, что раньше:

Но время берет свое, и некоторые дома доживают свой век:

Интересный дом располагается по адресу Б. Садовая д. 30 — Дом Маргариты Черновой — построенный в конце 19 в. Специально для актрисы Черновой. Ростовчане называют его «Дом с кариатидами». Здесь пел Шаляпин, читал стихи Николай Гумилев:

Недалеко от консерватории проходит пешеходная улица (Соборный пер.) с перспективным видом на Соборную площадь:

На улице «набивают руку» будущие художники:

На этой улочке есть кофейня с очень интересным интерьером, и народу там очень много, несмотря на понедельник.

В одном из магазинчиков купили (по традиции) местное мороженное, но оно оказалось совершенно безвкусное. Вообще, много раз сталкивался с низким качеством продуктов, произведенных в Ростове-на-Дону, в Москве стараюсь вообще их не покупать.

Вторую половину дня мы решили провести в знаменитом Ростовском зоопарке:

Вход стоил что-то порядка 300 рублей, но удовольствия от посещения получаешь с лихвой. Это очень большой (по нашим меркам) и просторный зоопарк, где в будний день мало народа и спокойно можно посмотреть всех животных, а их там предостаточно:

Интересная ситуация с фламинго, которых здесь содержится несколько видов, оказывается, фламинго размножаются (гнездятся), когда находятся в большой стае, и чтобы искусственно создать иллюзию большинства, на стенах вольеров расположены зеркала, работники зоопарка уже отметили результат их ноу-хау.

Впечатления от посещения зоопарка самые приятные, учитывая, что в жару приятно прогуляться под кронами старых деревьев, ощущая свежесть и прохладу.

Как обычно, не перестаю удивляться и поведению наших людей: для кого пишут правила? просто так? Написано: «не кормить животных», все равно кормят, а то, что животное может погибнуть от их пищи (не так давно закормили до смерти огромного зубра мучной пищей, которая ему противопоказана), так это неважно, главное, чтобы ребенку интересно было. «На край вольера детей не ставить» — все равно ставят, чтобы было лучше видно, чем другим. На входе наблюдали сцену, когда охранник не пускал тетку с собачонкой (какая-то «диванная писалка» типа чихуа-хуа), она сначала возмущалась, потом уговаривала охранника и билетершу — мы не стали слушать, чем закончатся прения, но через полчаса эта дама уже гуляла по зоопарку с этой собачкой без поводка, которая то и дела пугала некоторых животных (особенно косуль).

Знакомство с городом решили завершить на набережной Ростова, с которой можно совершить прогулку на речном трамвайчике.

Набережная строится, реконструируется, облагораживается — это отличное место для летних прогулок горожан и гостей города. Много красивых памятников, как старых, так и современных:

На самом деле, интересных памятников в городе еще достаточно много, оставим их осмотр до следующего раза.

Перекусив вкусных и сытных блинов в сетевой блинной, мы пошли кататься на речном трамвайчике (стоимость порядка 300 руб./чел).

Панорамы города, природа, речные пейзажи, порт, пляжи — все это под лучами заходящего солнца:

Краткие выводы:

• Ростов-на-Дону интересный для посещения город, который я бы не рекомендовал проезжать мимо, хотя бы световой день стоит провести здесь, чтобы получить первое впечатление о «Донской столице»
  • вопреки ожиданиям, город не сильно загружен автомобилями и толпами людей, что приятно, вполне комфортно можно прогуляться и насладиться колоритом Ростова
  • проблем с парковкой, общепитом, местами для ночлега и прочими сопутствующими туристу вещами нет, цены тоже приемлемые
  • думаю, стоит посмотреть и музеи города, в следующий раз планируем посетить их, в том числе музей техники в Аксае, хотя, говорят, что техника там в плачевном состоянии.

ГЛАВА 3. Кавказ

Из Ростова выехали уже под вечер, дорога была достаточно загруженной, погода менялась на пасмурную, звонили нам из Москвы, говорили, что по телевизору передают сильнейший дождь и град в Краснодарском крае, но нам немного в другую сторону, это нас несколько успокаивает. Не успели мы договорить по телефону, как попали под шквальный ливень, правда, без града, но он был не очень долгим, и мы продолжили двигаться по трассе «Кавказ» до момента пока не закончатся силы.

Заночевали мы в найденном в букинге отельчике «Корона» ( http://www.koronamv.ru/), расположенный на трассе рядом с Минеральными водами, ночь всего 1000 руб. — гостиница, чистая, уютная, все очень понравилось, особенно за такие деньги.

Отдохнувшие, мы поехали смотреть местные достопримечательности, ну и для хорошего начала дня, просто позавтракать. Искали одну кафешку, а в итоге нашли столовую Пятигорского хлебокомбината, где очень недорого и вкусно позавтракали, а также купили немного булочек в дорогу и рогалики (как раньше были в детстве):

Пообщавшись с продавщицей магазина, укрепились в наших желаниях посетить Долину нарзанов, навигатор показывал 71 км и 1 час 40 минут езды:

Понимая, что дорога будет узкой и не лучшего качества, потихоньку выдвинулись в сторону манящих нарзанов.

До Кисловодска дорога прекрасная, вокруг зелено:

Выехали из города, дорога становится разбитой, скорость резко падает, едем по деревенским улицам в горы:

Через некоторое время оказываемся на границе с Карачаево-Черкессией:

Немного проехал — уже Кабардино-Балкария, дорога то резко поднимается в гору, то крутой спуск, вокруг красота неописуемая. И вот мы сворачиваем к Долине нарзанов, узнав место по башенке, фотка которой была в интернете:

Дорожка становится узкой, разбитой грунтовкой, народу никого, источников не видно. Выехали на полянку, на которой стояла «четырка» с кабардинскими номерами, открыт багажник, чуть дальше пару человек кавказской внешности что-то копали. Супруга как-то напряглась — заехали в какую-то глушь, непонятная машина, непонятные люди, что-то копают, источников не видно. Я успокоил жену, сказав, что ничего страшного, просто они труп из багажника достали, теперь закапывают, (да, из окна своей машины как-то так и выглядело),сейчас закончат, и мы спокойно пойдем смотреть на природу.

Я подошел к ребятам, оказывается, они облагораживали один из источников, обкладывая его камнем. Шел несильный дождик — нам сказали, что такие дожди здесь несколько раз за день, а по времени они идут не больше 15 минут. И действительно, скоро дождик прекратился, мы разговорились с мужиками — оказались приятные люди, все объяснили, рассказали, говорят, что днем раньше здесь были толпы народа, а в понедельник безлюдно, так что нам повезло. «Запугали всех Кавказом, люди боятся к нам ехать, вот только последнее время народ потихоньку стал приезжать», — сказал нам один из парней. Трудно не согласиться, Кавказ для многих соотечественников представляется как нечто страшное и агрессивное. Мы попрощались с ребятами и пошли смотреть на чудеса природы, увиденные краски впечатляют:

Поднялись на горку, здесь нас встретили еще местные ребята, которые готовят шашлык из баранины, поздоровались, я говорю им: «Красиво тут у вас», они мне в ответ: «Не у вас, а у нас, это одна Россия, мы все здесь живем».

Возвращаемся в Кисловодск, я по дороге открыл люк и на полтуловища вылез из тачки и фотографировал природу вокруг, свежайший воздух просто пьянил, окружающие пейзажи не оставляли равнодушным. Даже несмотря на мелкий моросящий дождь, настроение было превосходным.

И вот мы снова в Кисловодске, хотим прогуляться по главному парку, рядом с которым находятся знаменитые лечебницы КМВ. Машину паркуем в центре в одном из маленьких двориков, улицы заставлены машинами, много знаков с запрещающей парковкой, практически во всем городе ограничение 40 км/ч.

На входе в парк много частных компаний предлагают экскурсии, причем достаточно интересные, но не дешевые, мы пообщались с продавцами, узнали, куда лучше съездить в следующий раз.

Сам парк достаточно красивый, но сразу чувствуется, что вся инфраструктура заточена под отдыхающих, срубить как можно больше денег за сезон. Мы же купили в местном магазинчике очень вкусного пятигорского мороженного, погуляли по бульварчику и стали искать место для обеда, поскольку есть хотелось очень и очень сильно.

В итоге, поддавшись наружной рекламе, зашли в кафе, в котором обещали горячие и вкусные блюда, а также какие-то фирменные чебуреки. Когда зашли внутрь, посетило чувство разочарования — кафе пустое, занят лишь один столик, и то такими же, как и мы, случайными людьми. Заказали 2 супа, от чебуреков отказались, решили хоть что-то перекусить. В итоге — дорого и невкусно, правда, до похода в кафе мы пообщались с продавщицей магнитиков, которая сказала, что вкусно покушать можно в Пятигорске, а здесь не советовала бы и порекомендовала шашлычную у станции, сказала «по запаху найдете». Так что место нормального ужина было выбрано.

Побывать в Кисловодске и не попить их знаменитой на всю Россию воды — непростительно, и мы пошли в Нарзанную галерею:

Купили пластиковые стаканчики и попробовали воду из разных краников — холодную и горячую:

Мы не углублялись в познания о лечебных свойствах этой воды, потому что, чтобы ощутить какой-либо эффект, нужно пройти как минимум курс лечения, а мы лишь побаловались, пробуя ее на вкус.

После нарзанов — прогулка по главному парку:

Есть в парке и цветочные часы, которые еще показывают дату, очень красиво и эффектно. Когда мы подошли сфоткать часики, сзади услышали голос мужика, который предложил сфоткаться на магнитик, а потом сказал, что таким фотоаппаратом, лучше нам самим сфоткать. Затем предложил забесплатно сфотографировать нас вдвоем на фоне часов, он так настойчиво предлагал, что мы, нехотя согласились. И только видя свой недешевый фотик в руках, испещренных тюремными наколками, у здоровяка с «протокольным» лицом, я понял, что возможно он выберет момент и «даст дёру» вместе с камерой (уж очень долго он настраивался и выбирал ракурс), и, честно, я уже был «на низком старте». Но все опасения оказались напрасными, и у нас на память осталась хорошая фотография:

Закончить прогулку по Кисловодску решили, посетив Кольцо-Гору:

Диаметр кольца примерно 8м. Это природный памятник, возрастом предположительно более 100 млн. лет. Учитывая необычную форму, месторасположение и виды, гора привлечет массу туристов, предлагая много сюжетов для фотосессий.

В окрестностях города есть еще несколько мест, интересных для посещения, оставим их на следующий раз, как и Пятигорск, где тоже много знаменательных достопримечательностей.

Осталось плотно поужинать и выдвинуться в сторону Грузии. Решено было найти ту кафе-шашлычную, которую нам посоветовала женщина, притом она пояснила, что они с мужем любят это заведение не только потому, что там вкусный шашлык, но еще потому, что хозяин следит за чистотой приготовления, что на Кавказе, с ее слов, большая редкость.

С помощью Яндекса находим шашлычную « У Володи», как оказалась, она имеет летнюю часть (открытую) и помещение в цоколе (собственно ресторан), причем цены одинаковые, однако на улице сидели несколько упившихся компаний, причем алкашовской внешности, хриплыми пропитыми и прокуренными голосами не в такт пытались петь (орать) какие-то песни. Мы пошли в цоколь — а там совсем иная картина — красивое оформление зала, живая музыка, официанты, приличная публика.

Нас поначалу смутило, что мы были в полуспортивной одежде, но позже посмотрели на остальных — все были одеты, как попало, одна семья пришла в спортивных костюмах, так еще и с собакой, которую они сначала держали на руках, а потом она ходила по кафе и постоянно лаяла, но никто не сделал им даже замечания. Затруднюсь даже сказать — что это свобода или неприличие? Скорее второе, но на Кавказе свои законы, свой стиль жизни.

Шашлык и вправду оказался отменным, мы прекрасно поужинали и были готовы к долгой дороге в Тбилиси.

ГЛАВА 4. Тбилиси

И снова мы едем в Грузию. Дорога уже знакома и не вызывает опасений, тем более что лето. Заправляемся на той же заправке после Владикавказа, границу проходим быстро, как с нашей, так и с Грузинской стороны. В горах туман, едем не спеша, уже ночь и хочется спасть, решили, как и в прошлый раз заночевать в машине в Гудаури, а наутро добраться до Тбилиси.

По ощущениям городок (точнее деревня) просто вымер, когда мы были зимой, здесь кипела жизнь, несмотря на начало горнолыжного сезона, а летом вся жизнь на побережье, а здесь — томительное ожидание снега. Мы выбрали домики, где хотя бы горел свет, встали на стоянку и легли спать, уже было около 2 ночи. Наутро — чашка бодрящего кофе в ближайшей кафешке (в той же, что и зимой), глоток чистейшего горного воздуха — и асфальт снова шуршит под колесами.

Промежуточная остановка — монастырь Джвари близ Мцхеты. О городке я писал в предыдущем отчете, а Джвари мы в тот раз не смогли посетить, поэтому в этот раз восполняем пробел.

Джвари — монастырь, построенный там, где, по преданию, святая Нина установила большой деревянный крест на месте языческого храма. Сегодня это место привлекает туристов и паломников не только своей исторической и духовной ценностью, но и великолепным панорамным видом, открывающимся со смотровой площадки:

Вид на монастырь с дороги — можно увидеть, насколько высоко он располагается:

В Тбилиси мы приехали в первой половине дня, так что времени на прогулку было достаточно. Учитывая, что это наш второй визит в столицу Грузии, мы решили здесь провести только одну ночь, прогулявшись по городу днем. В планы входило подняться на фуникулере-вагончике на смотровую и отведать настоящих хачапури в старинной хачапурной, которую предстояло также еще и найти.

Мы без труда нашли парковку в старом городе в одном из переулков и продолжили гулять пешком, любуясь старинными двориками, центральными улицами и уличным искусством:

Как раз в следующем доме, после «саксофониста» (на проспекте Руставелли) и располагается старейшая хачапурная города:

Там готовят традиционные грузинские хачапури, а также современные варианты. Очень вкусно и очень сытно. После такого обеда было тяжеловато подниматься дальше в гору. Но здесь не грех остановиться, отдохнуть и заглянуть вглубь старых двориков:

Наконец-то дошли до фуникулера, купили билеты, узнали, что по пути на гору Мтацминда есть промежуточная остановка, где находится небольшой некрополь рядом с церковью Святого Давида, на котором захоронены, помимо прочих известных людей, Грибоедов и мать Сталина:

На второй остановке — парк со смотровыми площадками, колесом обозрения и рестораном. Погода была солнечная, ясная, Тбилиси предстал во всей красе:

Парк интересен в основном для прогулок с детьми, поэтому мы пошли сразу на колесо обозрения, откуда вид на город был еще более масштабным:

Спустились вниз, прогулялись еще немного по центру, впечатления от посещения парка очень приятные — во-первых, погода порадовала (накануне, говорят, был сильный ливень), во-вторых, ощущение спокойствия, медленного ритма, улыбок окружающих, свежего воздуха — всего того, чего очень не хватает в Москве.

На ночь мы остановились в отеле «Paradise», цена за ночь была порядка 2 500 руб. с завтраком, правда, расположение его далеко от центра Trialetty street 18, 0116 Тбилиси, Грузия:

Но для наших целей это было приемлемо, поскольку нужно было только переночевать и выдвигаться в сторону Азербайджана.

Сам отель снаружи выглядит печально — похож на пункт приема стеклотары в советское время, в окружении обшарпанных хрущевок. Внутри уже значительно лучше, правда, номер был без окон, зато чистый и тихий. Нас встретил администратор Михаил, очень внимательный и крайне вежливый и учтивый молодой человек, скажу откровенно, побольше бы таких людей в сфере услуг. Машину поставили на парковку около гостишки, она же была парковкой для жителей соседнего дома. Постарались поставить как можно более безопасно (помня аварию, в которой пострадала наша машина в Тбилиси в новогоднюю ночь), поведали Михаилу об этой неприятности — он сначала очень участливо слушал, а потом улыбнулся во весь рот и сказал снисходительно: «Ну, это же Грузия!».

Утром был завтрак, который приготовила приятная женщина, с которой мы разговорились и узнали много интересного о жизни в Тбилиси. Оказывается, туда переехало очень много индусов и китайцев, а мы думали, что это туристы :). Сразу после завтрака решили выйти на трассу, потому что дорога была незнакомой, и, как выяснилось, это было очень правильным решением.

Расстояние до границы около 70 км, пейзажи за окном уже совсем иные, нежели на подъезде к Тбилиси со стороны Мцхеты:

ГЛАВА 5. Азербайджан. Гянджа и Ленкорань

Волнующий момент — мы на границе с Азербайджаном — что нас ждет впереди, мы не знаем, начитавшись интернета про проблемы с тонировкой, страховки, налоги, ПДД, язык, и что немаловажно — у нас стояли в паспортах штампы о посещении Армении.

Очередь на границе была небольшой, российских машин не было, местные смотрели на нас с каким-то интересом (это продолжалось практически на протяжении всей поездки, особенно в Ленкорани, где жена сказала, что чувствует себя просто обезьянкой в зоопарке).

На удивление, границу с Азербайджаном прошли быстро — заплатили страховку, дорожный налог (вместе получилось порядка 2400 руб. — дешевле, чем в Армении, если бы платили в местной валюте, вышло бы еще дешевле, так что при пересечении границы неплохо бы иметь при себе хотя бы 100 манат). Пограничник, увидев штампы вражеской страны, сначала внес информацию в отдельную тетрадочку, потом спросил, где мы были в Армении, сделал запись в табличке «Yerevan» и отдал паспорта. Про тонировку никто даже не поинтересовался. И вот мы без затруднений въезжаем в Азербайджан. Сразу после КПП видим целый балаган из торгашей, менял, которые трясли пачкой наличных перед каждой машиной, кучи всякого непонятного народа — проехали чуть дальше — и все стало спокойно, машин немного, дорога узкая, попадается множество повозок, запряженных ослами. Причем именно в приграничной зоне их было очень много, а дальше практически не встречались.

Встретили колонну мотопутешественников из Голландии (судя по номерам), впереди них шел фургон. Вообще, они ехали настолько медленно и неуверенно, как будто только сдали экзамен в мотошколе и возвращались домой — непонятно, какой кайф от таких поездок.

ГЯНДЖА

Гянджа — второй по величине город республики, основанный в 859 г., население порядка 330 тыс. чел.

При въезде в город сразу бросается в глаза наличие длинной кирпичной стены с двух сторон дороги, ощущение, что едешь вдоль кремлевской стены. Вообще, в Азербайджане кирпичные или каменные стены в городах, деревнях, поселках, а также высокие металлические ворота с ковкой на воротах — это видимо не роскошь, а норма, позже мы к этому привыкли, но все равно не переставали удивляться — непривычно видеть столько камня вокруг.

На въезде в город установлена типичная для местных городов арка:

Въехали в город и, не успев добраться до центра, привлекли внимание местной полиции, которая поехала за нами с мигалками и сиреной. Я подумал, что сейчас найдут к чему придраться, начнутся «качели» за тонировку, а может, мы еще что-то нарушили, в общем, неприятно. Я вышел, показал все доки, страховку, квитанцию об оплате налога. Полицейский был вежливый, спросил откуда мы, ответили, что из Москвы, он сказал, что 15 лет прожил там, а сейчас вернулся на родину. Кстати сказать, абсолютно ВСЕ люди, с которыми мы общались, говорили ровно то же самое!! Так же жили 15!! лет в Москве, может, у них байка какая-то заготовленная. Мне это очень сильно напомнило Кубу, где местные, пытаясь наладить с нами контакт (ну и, как следствие, чтобы что-нибудь впарить или просто попросить денег), спрашивали откуда мы, узнавали, что из Москвы, и все как один говорили: «О! Москва! А я учился в Санкт-Петербурге!», мы уже потом задумались, а если бы мы говорили, что мы из Петербурга, то скорее всего услышали бы фразу: «О! Санкт-Петербург! А я учился в Москве!», но теперь не скоро сможем это проверить. В итоге полицай не стал к нам придираться, отпустил с миром. Мы поехали колесить по городу в поисках места для обеда.

В самом городе так же обилие кирпичных стен. Еще одна особенность, на которую обратили внимание — это светофоры:

сигналы которых дублируются на уровне глаз водителей легковых машин — удобное решение.

В самом городе все здания так же из камня и кирпича — смотрится очень богато:

Один из домов является визитной карточкой города — это дом из бутылок:

Его построил архитектор Ибрагим Джафаров в 1967 году. На строительство дома потребовалось 60 000 бутылок, также для декора использовалась галька и осколки зеркального стекла. Дом строился в течение 20 лет!

На доме также изображены портреты знаменитых людей и членов семьи архитектора. Смотрится очень необычно, при наличии свободного времени — рекомендую посмотреть, адрес его: Хусейнли, 15, Гянджа, Азербайджан.

Но даже если у Вас нет навигатора, любой местный житель подскажет вам, как проехать.

С общением на русском языке здесь проблем нет, к тому же люди очень отзывчивые и вежливые. Также, как выяснилось, нет здесь проблем и с большими ценами — много читал инфы про то, что Азербайджан очень дорогая страна, особенно Баку, но, к счастью, нам удалось развеять эти мифы, поскольку цены на еду, бензин и проживание здесь вполне приемлемые, я бы даже сказал, очень комфортные, в чем мы не раз убеждались на протяжении всего пребывания в стране.

Например, вкусная шаурма стоит от 50-60 руб., в кафе цена может быть 80-100, супы, салаты, вторые блюда, шашлык также недорого, главное выбрать кафе, где будет действительно вкусно — определяем мы это по старой привычке — где народу местного больше всего, там хорошо.

Пообедав, мы выехали на трассу, наивно полагая, что уже скоро мы приедем в Ленкорань и сможем хорошо отдохнуть в забронированном отеле.

Выезд из города не менее пафосный, чем въезд:

Главная трасса загружена автомобилями, нередки случаи также появления скота:

И прочих участников дорожного движения со своими правилами:

Навигатор (OSM offline) преподнес нам не очень «приятный» сюрприз — выбрал короткую дорогу через деревни и небольшие населенные пункты.

Поначалу все было неплохо, и мне даже нравилось, что мы ушли с загруженной трассы на второстепенные дороги, где меньше машин и мы сможем двигаться с большей скоростью, плюс к тому посмотрим, как живет азербайджанская глубинка. Если второе пожелание сполна исполнилось, но насчет первого я сильно ошибся.

Дорога проходила в основном вдоль деревень — везде люди занимаются сельским хозяйством — пасут скот, выращивают овощи, фрукты. Да, пейзажи бедноватые, но нет ощущения нищеты и безысходности, не видно алкашей, пропивших все до последней нитки, побирающихся детей вдоль дорог и прочего негатива. Конечно, это беглый взгляд из окна автомобиля, но порой первое непредвзятое впечатление и оказывается верным.

Еще одна особенность, которая бросилась в глаза, — это то, что мужчины ходят либо в костюмах, либо, как минимум, в рубашках с брюками — причем везде: в городе, в деревне, в поле, на тракторе, на лавочке, в кузове грузовика — везде вы увидите мужчин, одетых « в деловом стиле».

А между тем наша дорога продолжала ухудшаться с каждым километром, машины редели, ямы увеличивались в размерах, мы уже стали невольно думать, что навигатор нас ведет совсем не туда, но решили все же ехать прямо, потому как сворачивать было по сути некуда. Эта адовая дорога трепала нам душу на протяжении то ли 3, то ли 4 часов.

Затем мы вышли на асфальт и только поздно вечером прибыли в Ленкорань.

Что ждать от этого города, мы толком не знали, нам хотелось для начала заселиться в отель, мы думали, что найти его не составит труда — забили адрес в навигатор, и он нас вывел… Вглубь частного сектора… народу не души, кругом темно, нет никакого намека на многозвездочный отель с большой территорией. Мы уже устали настолько, что готовы были заночевать в машине, но немного пугала местность, в которой мы находились, и все-таки хотелось найти отель.

Благо местные люди тоже хорошо говорили по-русски и подсказали нам, как проехать. Оказывается, адрес в букинге был некорректным.

На фото отель шикарный, привлекло, что в нем был большой бассейн и близко до моря.

http://www.booking.com/hotel/az/palmalife-lankaran-resort.ru.html , цена за номер — около 3 тыс. руб. с завтраком, мы также рассматривали небольшой отель в центре за 2,5 тыс. руб. с завтраком http://www.booking.com/hotel/az/luxe-lanakran.ru.html?aid=357027;label=yan104jc-hotel-ru-az-palmalifeNlankaranNresort-unspec-ru-com-L%3Aru-O%3AwindowsS7-B%3AinternetSexplorer-N%3AXX-S%3Abo-U%3Ac;sid=7f2c0a0dfb2849b3dd8856607a2e2cb1;src=clp;openedLpRecProp=1;ccpi=1, но позже поняли, что сделали правильный выбор.

В отеле также говорили по-русски, однако не обошлось и без разочарований: во-первых, бассейн был закрыт, так как официально сезон у них еще не начался, во-вторых, (это выяснилось на следующий день) купаться было нельзя из-за того, что местный МЧС «не открыл пляж»), в-третьих, ресторан при отеле, в котором мы ужинали, оказался дорогим и еда на редкость невкусная — шашлык — просто позор для Азербайджана. В остальном — все замечательно.

Вот такой у нас был номер:

А это пляж отеля — огороженный, со своим персоналом, который готовился к открытию сезона.

Пляжи Ленкорани знамениты свои черным песком, имеющим вулканическую природу — говорят, он очень полезен. Пользу, конечно, ощутить не удалось, но ощущения, когда ходишь по нему очень приятные, он действительно сильно отличается от привычного нам золотого морского или речного песка.

А еще в интернете много страшилок про традиции местного населения — якобы в связи с близостью Ирана, очень сильны мусульманские обычаи, и, как следствие, мужчины и женщины купаются и отдыхают на пляжах отдельно друг от друга, нельзя загорать в купальниках, купаться в открытой одежде и т. д. Все это немного настораживало, но по факту мы этого не увидели, поскольку никто не купался, на соседнем пляже только загорали 3 симпатичные телочки:

Все это хорошо, но мы ехали в Азербайджан ради солнца и теплого моря — да, ради этого мы перенесли поездку в Грузию на более теплую пору, протряслись на убитой дороге, заплатили все страховки, сборы, налоги — и вот он — теплый, манящий Каспий, ласкающий волнами черные пески Ленкорани, вот мы — стоим и хотим купаться — вода реально очень теплая, но нам не разрешают, остается только загорать в эту пасмурную погоду (и к слову сказать — это получилось, даже в тени чувствуется, как жарит солнце).

На меня стало резко накатывать чувство тоски, огорчения за то, что и в этом году не придется нормально искупаться в море ( а уже так сильно хотелось), сижу в беседке, слушаю шум Каспия и размышляю, чем же заняться дальше.

Остается только один вариант — знакомиться с городом.

ЛЕНКОРАНЬ

Город на юге республики, с населением около 80 тыс. чел., (хотя «вика» пишет про 240 тыс., но цифра 80 более правдива), основание города ученые относят к 10-му в., но само поселение имеет более давнюю историю. Благодаря географическому и экономическому положению и, конечно же, климату, в городе были развиты торговля, ремесленное производство, сельское хозяйство (рисоводство, чаеводство, овощеводство и т. д.).

Чаеводство — это то, на что следует обратить внимание гостям города. Здесь расположена чайная фабрика, на которой производят чай различных сортов, выращенных на местных землях, причем хозяин предприятия принципиально не использует химикаты и красители, так что следует прикупить с собой несколько упаковочек местного чая в фирменном магазине при фабрике, что мы собственно и сделали. Чай действительно необычный по вкусу, заваривается 15 минут, очень приятно, что он натуральный, в наши дни это большая редкость.

Местный чай можно попить и в многочисленных чайханах, но мы в них не ходили, поскольку в них собиралось полно народу — и, естественно, одни мужчины, так что нам не хотелось нарушать их традиции.

Любви местных к чаю и чаепитию символизирует огромный самовар, расположенный при въезде (выезде) из города:

Рядом, естественно расположена чайхана:

А напротив крепость:

И скульптуры, символизирующие, как мне показалось, трудолюбие и гостеприимство азербайджанцев, на площади:

Но вначале у нас была ознакомительная прогулка по центру города — он на удивление тихий, приятный и дружелюбный, единственное, что было непривычным, так это повышенное внимание со стороны местных жителей — все смотрели на нас удивленными глазами, многие улыбались, здоровались. Не чувствовалось никакого напряжения, спешки, агрессии — всего того, от чего мы устали в мегаполисе.

В центре сосредоточена необходимая инфраструктура: банки, магазины, административные здания:

Небольшой сквер:

Напротив построена одна из достопримечательностей города — Ханский дворец (Дворец Xan Sarayi):

Памятник дружбе — самое интересное, что два персонажа этой композиции реальные люди и настоящие друзья, которые и по сей день живут в Ленкорани:

Отель, в который мы изначально хотели поселиться, а напротив него драмтеатр:

Кате тоже стало интересно:

В городе есть как частные, так и пятиэтажки.

А в самом центре построили, видимо, элитный квартал:

Центральная площадь города:

Все чисто, аккуратно, даже деревья подстрижены по-особенному:

Молодые ребята играют на гитаре (в Москве уже практически таких не видишь, к сожалению):

А это местный ЗАГС:

Не обошлось в городе и без нотки драматизма — на одной из улиц — мемориал, посвященный жертвам «Мартовской резни» 1918 г., на котором изображены фотографии трупов людей, причем выглядит это дольно страшно и неприятно, причем настолько, что создается ощущение, что ты смотришь смерти прямо в лицо (фото не выкладываю ввиду их содержания):

Вот практически и весь центр города, маленький, уютный и самобытный.

Вечером мы хотели попробовать национальную кухню Азербайджана, и в частности знаменитый лаванджи (ляванджи, ляванги, все говорят по-разному), тем более что родиной этого блюда считается именно Ленкорань. Оно представляет из себя курицу или рыбу с начинкой внутри из мелко нарезанного лука, тертых грецких орехов, приправ, специй и т. д.

Местные нам посоветовали ресторан «Хан». Когда мы его нашли, мы обнаружили, что это ресторан при одноименном отеле — место туристическое, но оформлено очень красиво, в народных азербайджанских традициях.

У входа нас встретил хозяин гостиницы, крупный дядя на Лексусе, поздоровался, спросил, откуда мы, как нам, дал нам в сопровождение человека, который абсолютно бескорыстно показал нам все номера их отеля, хотя знал, что мы останавливаться у них не будем, рассказал много интересного о народных обычаях, посоветовал посетить интересные места.

Нам очень понравился антураж гостиницы, здесь стоит остановиться хотя бы на одну ночь, чтобы немного погрузиться в атмосферу азербайджанского жилища:

Здесь же в глубине дворика расположен и ресторан, как водится, здесь отдельные кабинки на компании:

Меню на русском:

Ужин в целом был великолепным, цыпленок ляванги тоже очень вкусный, но очень маленький. Мы остались очень довольны эти рестораном, конечно, я уверен, в ресторанах для местных еще лучше, но их надо знать, да и притом нужно учитывать, что в них могут быть проблемы с взаимопониманием из-за незнания языка.

Продолжили мы отдыхать в беседке нашего отеля с вином и черешней, купленной по дороге в Ленкорань:

На следующий день нам нужно было выезжать до 12:00, и оказалось, что они еще не принимают карты (5-звездочный отель!), пришлось срочно ехать в город менять деньги, нам еще повезло, потому как в этот день работал только один банк и то до обеда.

Вернулись, расплатились, разговорились с девушкой с ресепшена, объяснили, что все здорово, только жаль, что купаться нельзя. Она пообщалась с другим работником, позвонили хозяину отеля — он сказал, чтобы подошли на пляж и работники разрешат, если что, пусть звонят ему.

Мы пошли на пляж, нам снова сказали, что купаться нельзя, мы ответили, что все порешали, позвони хозяину. Один звонок и вот, наконец-то, мы купаемся в теплейшем море, да еще и в лучах жаркого солнца ( в этот день погода была ясной и безоблачной)!

Я накупался просто от души, за все время до и после, а Катя в основном загорала. Нам разрешили сдать номер после 12, мы спокойно помылись, собрались и, душевно распрощавшись с персоналом, выехали из отеля:

На главном шоссе города — живое препятствие:

Останавливались еще ненадолго, чтобы сделать несколько снимков на прощание с гостеприимным городом:

Наш путь лежал в столицу республики — БАКУ.

ГЛАВА 6. Баку

В предвкушении новых впечатлений, мы направились в Баку. Расстояние всего каких-то 280 км, но навигатор показывает продолжительность поездки 4,5 часа. Зная уже местные дороги, не удивляемся и спокойно едем в столицу.

По дороге плотно ужинаем, в том числе шашлыком из баранины в придорожном кафе. Стоит сказать, что в Азербайджане я вдоволь наелся баранины, которую очень люблю и считаю самым лучшим и самым полезным мясом. Да и вообще, голодными в Азербайджане вы не останетесь, здесь огромное количество кафе, от самых мелких (честно, выглядящих крайне непривлекательно, обычно представляющих собой сколоченную из чего попало будку с грязной занавеской) до светящихся, как новогодняя елка, ресторанов.

Стемнело быстро, стало ехать менее приятно, но грело душу, что впереди нас ждет уютный отель, а наутро знакомство с Баку. По пути видел, как посреди пустынной трассы грузили на эвакуатор новенький Рендж Ровер — белый, чистый, красивый — но подвел, видимо, своего владельца в неподходящий момент, доставив ему неприятностей. Да, очень жаль, что Ленд Ровер просит за свои авто сумасшедшие деньги, а над надежностью не работает, лично мне очень нравятся их автомобили, довелось поездить почти на всей линейке последних моделей — впечатления очень и очень положительные (видимо, они сохраняются до тех пор, пока владельцы не становятся «спонсорами» поездок в сервис своего автомобиля ). Если бы добавить LR надежность и неубиваемость — конкурентам пришлось бы уступить им львиную долю рынка (это лично мое мнение).

На время поменялись с супругой местами, я немного вздремнул, но вскоре проснулся от того, что машина резко дернулась в сторону. Оказалось, что жена испугалась машины, которая как ни в чем не бывало ехала прямо ей в лоб навстречу по правой полосе, где и ехали мы. Как я потом понял, водителю Крузака просто лень было ехать вперед, разворачиваться, ехать назад, еще раз разворачиваться, чтобы повернуть, куда ему надо, поскольку дорога четырехполосная и разделена посредине металлическим отбойником. Он решил «срезать» себе путь и проехать короткое расстояние до своего поворота по встречке. Я в очередной раз убедился в хамском поведении на дороге владельцев Курзаков и Лексусов (внедорожников), причем в Азербайджане это особенно заметно, словно эти «понтомобили» автоматически делают их водителя королем дороги, для которого существует только одно правило — никаких правил.

Уже в дороге начали проявляться последствия нашего длительного пребывания под палящим солнцем — мы поняли, что обгорели, причем жена обгорела очень сильно, поскольку я еще долго был в воде, а она на пляже. В Баку мы без проблем нашли круглосуточную аптеку, купили пантенол. Приехали в гостиницу, разместились, намазались спасительным кремом и легли спать.

И еще раз стоит вернуться к теме дороговизны Азербайджана, в частности Баку. Отель, который мы снимали, стоит 1900 руб. (!!) за сутки за двоих с завтраком шведский стол (завтрак великолепный, наедались просто от души — все очень вкусно и в достатке), в номере огромная крепкая чистая кровать, отличная ванная, вместительный гардероб, холодильник, телевизор, балкон, вежливый персонал, расположение в центре, парковка бесплатная.

Может, для кото-то будет полезна ссылка http://www.booking.com/hotel/az/regea.ru.html

Пробыв одну ночь в этом отеле, мы без раздумий продлили номер еще на 2 дня. На ресепшн взяли пару путеводителей (бесплатно) и составили примерный маршрут посещения достопримечательностей, причем решили начать с пригородов, а закончить Старым городом. Стоит отметить, что путешествие на машине и здесь дает свои преимущества, так как в окрестностях Баку также есть интересные места, до которых не очень удобно добираться общественным транспортом.

Но первой точкой маршрута стал Музей ковров (http://www.azcarpetmuseum.az/contact.php), здание которого имеет занятную форму свернутого ковра:

Сам музей основан в 1967 г., а новое здание заложили по приказу Гейдара Алиева в 2008, а в 2014 состоялось открытие новой экспозиции.

При входе посетителей встречают ковровые овцы:

На кассе можно взять аудиогид, фотосъемка на фотоаппараты запрещена, а на телефон разрешена (без вспышки, естественно), так что фото внутри сделаны с телефона:

На выставке представлены работы из разных регионов республики, различных временных эпох, а также костюмы, украшения и прочее:

Но особенное внимание привлекают работы современных авторов, масштаб и трудоемкость работ просто поражают:

В целом музей интересный, посетить его, конечно же, нужно, но ожидать от экспозиции чего-то сверхъестественного не стоит. Необычно, конечно, само здание, рядом устроены каналы, парк, можно заодно прогуляться.

Даже в таких местах патрулирует полиция, причем на интересных машинках:

А сам город готовится к проведению формулы 1, реклама которой просто на каждом шагу:

Мы же пока движемся в пригород, первой точкой для нас станет Храм Огнепоклонников Атешгях:

Атешгях (Дом огня) — храм, построенный на месте естественного возникновения так называемого вечного огня, горение которого поддерживалось благодаря выходящему из земли газу.

Здесь находили пристанище зороастрийцы, индуисты, сикхи. Изначально это был храм, где осуществляли свои религиозные обряды зороастрийцы, для которых свет был зрительным проявлением бога на земле, причем особое внимание и уважение они придавали именно огню (поэтому и были впоследствии названы «огнепоклонники»), поскольку именно огонь был важнейшим спутником человека в жизни и в то же время доступным, как и свет солнца, который выполнял тождественную роль с ним. Примечательно, что зороастрийцы молились, исключительно обратившись лицом к свету.

Ислам постепенно вытеснил зороастризм в Азербайджане, но истинные последователи этой религии вынуждены были уйти на другие территории. Известно, что многие известные люди и в наши дни являлись приверженцами зороастризма, в частности, легендарный вокалист группы Queen Фреди Меркьюри (которого я очень любил слушать в детстве), иранский поп-певец Араш (азербайджанец по происхождению) и другие.

Что касается самого храмового комплекса, то в настоящее время «вечный огонь» на территории является искусственным, поскольку в 19-м веке, вследствие движения земных пластов, газ перестал выходить на поверхность.

Внутри помещений реконструирован уклад жизни проживавших здесь людей:

На этом месте сжигали трупы умерших:

Нам немного повезло, рядом проводилась небольшая экскурсия, и мы невольно узнали много интересных фактов. Конечно, в такие места лучше приезжать заранее подготовленным, чтобы знать историю и особенности мест, которые посещаешь.

Для меня всегда очень важны те ощущения, которые остаются после посещения того или иного места, потому что я верю в энергетику, которой обладает каждое место на земле и которая передается человеку, посещающему его. Так вот в отличие от посещения многих мест, связанных с религией, остаются не очень приятные ощущения на душе, после этого храма таких чувств не возникает.

Следующей остановкой был некий музей под открытым небом, находившийся неподалеку, цена на вход, указанная в путеводителе и цена, которую нам объявили на входе, различалась, по-моему, раз в 5! (хотя до этого цены в путеводителе совпадали с реальными). Посмотрев издалека на экспонаты, решили, что таких денег посещение музея точно не стоит, тем более что многое видно и так издалека:

Напротив стилизованной деревушки музей современного искусства, некоторые «экспонаты» видны с улицы, также понимаешь, что там делать нечего:

А напротив него крепость:

Понравилось, как под одной из лавочек на территории сладко спала кошка, глядя на нее, самим захотелось поспать:

На обратном пути в столицу нас уже встречали очередные высотки из стекла и бетона, широкие дороги, дорогие автомобили:

Дорога выводит к знаменитому центру Гейдара Алиева:

На парковке — зарядки для электромобилей (самих электромобилей мы не встречали):

Поскольку ожоги Ленкоранского солнца давали о себе знать все сильнее и сильнее, мы вынуждены были после обеда остаться в гостинице, поскольку у супруги все было очень серьезно — плечи обгорели настолько сильно, что практически любое движение приносило боль, которой за эти полдня пришлось натерпеться.

На следующее утро состояние ее было ненамного лучше, хотя мы уже опустошили все баллончики пантенола. Мне тоже нужно было «остудить» свою обгоревшую кожу, но мои ожоги были вполне терпимыми и не доставляли неудобств.

На следующее утро мы захотели посетить один из бесплатных для посещения музеев, но, к сожалению, по указанному в путеводителе адресу его не оказалось (либо мы так плохо искали), на месте были руины и какие-то промышленные здания, среди которых бегали бродячие собаки. Одна из них оказалась ну уж очень очаровательной и фотогеничной:

Мы не стали тратить много времени на поиски и выдвинулись опять же в пригород к местечку Янардаг (Yanar Dağ — горящая гора). На одной из выездных дорог попали в длительную пробку из-за ремонта дороги:

Вокруг типовая застройка спальных районов, не глянцевая сторона Баку:

До места назначения немногим более 16 км:

То, что мы увидели, приехав на место, не оставило нас равнодушными. Горящая гора — это естественный «вечный огонь», представляющий собой глыбу известняка, из которой пылает огонь, горение которого поддерживается за счет утечки природного газа:

От огня идет сильный жар, поэтому близко подойти к нему затруднительно. Полюбовавшись на огонь, поднялись на горку посмотреть виды — пейзажи пустынные, но встречаются на этой выжженной солнцем земле и красивые растения и цветы:

Рядом с горой небольшой музейчик под открытым небом. Интересны здесь так называемые «музыкальные камни» — они полые внутри и при ударе издают определенные звуки, что-то вроде перкуссии. Посетителям разрешается самим поиграть на природном «музыкальном инструменте»:

Жара одолевала, захотелось искупаться. Судя по карте, море было недалеко, узнали у местных — неподалеку пляж Пиршаги, к нему мы и отправились.

Предварительно почитав в интернете форумы про бакинские пляжи, купаться не очень-то хотелось. В основном все писали про проблемы, вызванные сбросом канализационных стоков в море. Представив количество человек в Баку и плотность застройки, невольно становится брезгливо, хотя, с другой стороны, понимаешь, что так устроена канализация во многих приморских городах, да и Пиршаги, судя по тем же сообщениям, был в числе приемлемых по чистоте.

На подъезде к пляжной зоне, располагается частный сектор, состоящий из довольно больших, но серых и мрачных каменных домов, также много пустых участков, огороженных сплошным каменным забором (такие у нас огораживают, в лучшем случае, рабицей или проволокой).

Приехали на сам пляж. Кроме рыбаков — ни души, деревянные беседки свободные, а на машине можно подъехать практически к воде (так делают местные), что мы и сделали.

Я, конечно же, искупался, вода достаточно чистая и приятная, но несколько холоднее, чем в Ленкорани, для местных это вообще очень холодно, и почти никому в голову не приходит купаться в такую погоду.

Мимо проезжали рыбаки, местные пенсионеры, которые пожелали, видимо, прогуляться вдоль берега. Какие-то женщины с кучей собак приехали на машине выгулять их и заодно искупать в море. Также к нам подъехала старая Вектра, из которой вышли полицейские в форме, поздоровались (за руку, как положено), спросили как нам Баку и напоследок сказали, что мы можем быть спокойны, так как они хорошо работают, то нам не стоит беспокоиться о безопасности.

Немного непривычно видеть пустой пляж в сезон (для нас), но в этом есть и свой шарм, это гораздо лучше толп народа, шума, гама, толкучки. Здесь также ощущается близость со стихией, чувствуешь энергию волн, любуешься красками моря и наслаждаешься лучами солнца.

Возвращаемся в город, вдоль дорог полным ходом идет добыча черного золота:

И снова мы в Баку, город на этот раз встретил нас огромной промзоной, пыльной, серой, с кучей чадящих грузовиков и снующих во все стороны людей:

Проехав промышленный квартал, снова оказываемся на чистых широких улицах столицы:

Полицейские машины неустанно патрулируют центр города:

За всей красотой и великолепием города скрывается и неприглядная картина — старые здания с многолетней историей, ярким колоритом и неповторимой атмосферой безжалостно уничтожаются, освобождая место для строительства однотипных бездушных небоскребов:

И к слову, весь пафос, который представляют центральные улицы — лишь красивая декорация, поскольку с наружной стороны старые хрущевки облицованы камнем и смотрятся дорого, а в глубине двора точно такие же дома стоят старые и обшарпанные (фото для сравнения, к сожалению, нет).

Нам предстояла долгожданная прогулка по Старому городу, которую мы оставили «на десерт». Машину припарковали на крытом многоуровневом платном паркинге, стоимость была вполне приемлемой, да и «соседи» приличные:

Ка и ожидалось, исторический центр встретил нас множеством старых зданий, в которых открыты бесчисленные сувенирные лавки и магазины.

Есть несколько кафе, в одном из которых мы перекусили знаменитыми кутабами.

Отдельный интерес вызвали балконы, каждый из которых привлекал своей самобытностью и оригинальностью:

Осмотр ключевых достопримечательностей мы начали с дворца ширваншахов:

Постройки относятся к 13-15 веку, комплекс состоит из нескольких объектов — усыпальницы, дворцовой мечети, бани, дворика Диван-хале и мавзолея.

Это место являлось резиденцией ширваншахов — правителей крупного феодального государства Ширвана (год основания 861), границы которого можно увидеть на древней карте (взята из интернета):

Внутри дворца представлена скромная экспозиция различных предметов — оружие, посуда, одежда/обувь, музыкальные инструменты:

Центральное место экспозиции занимает трон:

Для удобства экскурсоводов музея и гостей представлен макет Старого города, с подсвечивающимися зданиями:

В одной из комнат музея можно увидеть реконструированный быт азербайджанского жилища:

И сфотографироваться в национальных костюмах. Часть фотографий висит на стене как образец. Нам очень понравилась колоритная американская пара «азербайджанцев»:

А еще открытием для нас стало вживую увидеть, как растут фисташки (на дворцовой территории):

Следующей топовой достопримечательностью, которую мы посетили, стала Девичья башня:

Высота 29,5 м, диаметр 16,5, толщина стен у основания 5 м, на вершине 4 м. Внутри располагается колодец, глубиной 21 м. Точная дата постройки до сих пор не установлена, впрочем, как и предназначение башни.

Учитывая мощь и высоту строения, на первый взгляд очевидной была бы версия о ее оборонительной функции, но исследования доказали, что эта версия несостоятельна, поскольку по своей технической конструкции башня никак не могла служить для обороны.

Второй, более распространенной, версией является культовое предназначение постройки, потому как 22 декабря, в день солнцестояния, солнце появляется точно в центральном окне башни и постепенно с ходом дня, появляется и в остальных. А площадка на вершине, возможно, использовалась для ритуальных обрядов и жертвоприношений.

Как и любое окутанное тайнами место, башня обросла множеством легенд, о которых можно прочесть в интернете.

Внутрь башни вход платный, на этажах представлена скудная экспозиция, но подняться на вершину стоит, поскольку там располагается смотровая площадка:

Около входа на брусчатке нарисовано 3Д графити:

Затем мы просто напоследок прогулялись еще раз по Старому городу:

Около входа в Старый город дежурят знаменитые бакинские такси:

Автобусы, правда, тоже необычные:

Мы забрали машину с паркинга и довольные поехали в сторону гостиницы по навигатору. Но наше спокойствие длилось недолго, потому как на одном из перекрестков за нами погналась полицейская машина с сиреной и мигалками. Я остановился, вышел, предъявил документы, спросил, что нарушил. Мент кивнул на тонировку и сказал, что у них так нельзя и будет штраф, а документы отдал напарнику, который сидел в машине. Я начал объяснять, что по вашим же правилам можно ездить с затонированными задними стеклами в период с 15 мая по 15 ноября, что я знаю закон и ничего не нарушаю, мои документы в порядке, границу я пересек законно и раз меня пустили на территорию Азербайджана на такой машине, значит, она соответствует требованиям ваших законов. Мент все еще делал вид, что не сильно меня понимает, твердил про штраф, но его напарник (видимо, старший по званию) подозвал меня, отдал документы и попросил больше не нарушать, спросил нужна ли нам помощь. Мы пожали друг другу руки и разъехались.

Как стемнело, мы поехали по улицам ночного Баку:

На следующий день мы запланировали важное дело — купить самовар, это единственный сувенир (не считая магнитов), который мне захотелось привести из Азербайджана. В ожидании приятной покупки мы легли спать. Мы и представить себе не могли, что наши поиски будут очень сложными.

Утро началось с вкусного завтрака и ароматной чашки кофе. Касаемо нашей задумки мы осознавали, что самовар можно купить и в Старом городе, но там туристические цены и, скорее всего, сомнительное качество, тем более, что мы в этом не разбираемся вовсе. Решено было для начала спросить у официанта, где можно купить самовар в нетуристическом месте. Молодой человек смутился, сказал, что в принципе на любом рынке, но точно он не знает, и тут же побежал к работнице кухни специально для нас узнать информацию. Женщина подсказала самый дешевый рынок на окраине Баку, куда мы и отправились, поблагодарив людей за помощь.

Где-то за 30 минут проехав через полгорода, мы добрались до места:

Около рынка парковка была платной, мы спокойно встали, во двориках — мест предостаточно, а главное — атмосфера спального района Баку:

Припарковались и пошли на рынок. Как водится, куча народа, ходим в плотном потоке. Оказывается, на этом месте целых 4 рынка —2 продуктовых, вещевой и строительный. Сначала пошли на продуктовый, стали спрашивать у продавцов — все говорят, что здесь самовары не продают, а где — не знают. Затем мы нашли дядьку, который торговал чугунной посудой, он сказал, что свои самовары уже продал, но у него есть друг, который этим занимается, и сейчас он ему позвонит. Это уже сразу насторожило, поскольку мы реальных цен даже близко не знали, и обмануть нас было проще простого. Но мужичок не дозвонился и посоветовал поискать еще.

Пока мы искали самовар, прикупили разных вкусностей, арбуз, дыню, черешню, сухофрукты и т. д., отнесли все это в машину и пошли снова на поиски самовара (сдаваться нам не хотелось!). Продавцы на рынке говорили, что здесь мы самоваров не найдем, другие говорили, что где-то есть, но точно они не знают, третьи направляли нас туда, где ничего подобного не было. Но на выходе мы решили поинтересоваться у самого сведущего человека — охранника. Он сказал, что самовары и антиквариат точно продают, он сейчас уточнит. Нашел нам какого-то парня, который нам объяснил, как найти ряды с подобными товарами (огромное ему за это спасибо!). Оказывается, под строительным рынком, в подвалах, существует еще один рынок, где продают разного рода железяки, в том числе много закутков с предметами быта и антиквариатом.

Мы спустились в подвал — тусклый свет, куча железа, как на пункте приема металлолома, практически полное отсутствие людей. Но мы нашли несколько развалов и на одном из них приобрели советский самовар 1955 года выпуска на 5 литров за 2700 руб. Плюс еще за небольшие деньги взяли заварной чайничек, подставку и блюдце. Продавец оказался очень приятным человеком, все объяснил, рассказал, терпеливо ждал, пока мы выберем то, что нам понравилось, рассказал особенности и отличия самоваров. Мы остались очень довольны, даже купили у его приятеля еще и чугунную сковороду с крышкой для приготовления цыпленка табака.

Вернулись в машину, все аккуратно уложили, перекусили сладкой черешней:

Задуманное удалось, напоследок мы решили прогуляться по центру города, причем поехать туда на метро, машину оставили около входа на станцию — проблем с парковкой также нет.

Фотографировать в метро категорически запрещено, мы успели сделать лишь пару кадров:

Особенность Бакинского метрополитена в том, что с конечной станции стартуют поезда 2 линий и поначалу движутся по одному маршруту, затем разветвляются (см. схему метро ниже). Мы и попались на эту ловушку, сев не в тот поезд, пришлось возвращаться.

И вот мы снова в Старом городе, только уже не обременены заботой о парковке машины и располагаем достаточным временем для прогулки.

Дорогое для многих россиян место «черт побери» (так уже его и сами местные называют), дежурное фото обязательно:

Еще один пункт нашей прогулки — поездка на фуникулере, к тому же проезд бесплатный!

Долго ожидали отправления, а затем вместе с толпой школьных выпускников поднялись вверх к смотровой площадке:

А в завершение — прогулка по знаменитому Приморскому бульвару, одному из любимый мест отдыха бакинцев и гостей города. Здесь даже разместили свой небольшой ботанический сад с экзотическими кактусами, а пройдя чуть далее, можно увидеть настоящие аргентинские баобаы:

Чуть дальше установлена сцена, на которой идут приготовления к выступлению на Формуле 1:

Приятно поздороваться с приветливым бакинцем, который дружелюбно протягивает руку каждому прохожему:

На берегу собирается много компаний с гитарой — это так приятно и так непривычно видеть, раньше когда-то это было и у нас, а сейчас в Москве, крайне редко можно встретить людей, которые просто играют для души в компании, не обращая внимания на окружающих. В Азербайджане, похоже, это даже модно среди молодежи. Я прислушался, играют и поют ребята достаточно хорошо, единственный и главный недостаток — в компаниях нет девушек, парни играют друг для друга — видимо, мусульманские традиции все еще сильны, они еще не поняли, как хорошо в таких компаниях, когда много девчонок.

В конце нашего променада мы увидели прогулочный лайнер, который ходил по прогулочному маршруту в бухте. Для нас это показалось достойным завершением дня, мы купили билеты и заняли удобные места на открытой палубе. Вид на город со стороны моря, да еще и при закате солнца — незабываемое зрелище:

С нами на борту было так же много выпускников, отличительной особенностью девушек были платья и красивые венки, а у ребят белые рубашки, которые были исписаны памятными надписями одноклассников:

За время морской прогулки солнце окончательно зашло за горизонт, нам стало пора возвращаться за автомобилем и возвращаться на Родину.

ГЛАВА 7. Цимлянские пески

Из Баку мы выехали, уже когда стемнело, радовало то, что до границы путь не такой далекий, всего около 200 км:

Дорога достаточно неплохого качества, но все же сильно загруженная. Но километров за 40 перед границей начинается сначала просто плохая, а затем очень плохая гравийная дорога-направление. И вот он — пограничный пункт — хаотично стоящие легковушки, грузовики, куча народа, снующего туда-сюда, по левую руку ряд палаток, кафе, магазинчиков. Мы встали типа в очередь, хотя не очень понятно, где она начиналась. Поскольку у нас осталось немного манат, я решил потратить их в местном магазинчике, купить кофе и еще чего-нибудь, потому как иначе после пересечения границы наши деньги превратятся в фантики.

Выхожу из машины, вижу, как рядом остановился древний мерс с открытой задней дверью. Я присмотрелся — на заднем сиденье лежит… чтобы вы подумали…. Вот и я я мог предположить все, что угодно, только не гроб. Я заблокировал двери в машине, оставив там жену, пошел в магазин, потратил остатки манат, возвращаюсь, вижу картину: грузовик со стороны Дагестана не может въехать, так как дорогу ему преградил Витек (Мерс Вито) с открытым багажником, в который 6 человек пытаются запихнуть тот самый гроб из Мерса, теперь уже понятно, что гроб был не пустой.

Далее проход Азербайджанской границы, к слову, все довольно быстро, без лишних заморочек и сканирования багажа, далее встали в очередь на Россию — здесь все гораздо хуже.

Стояли мы долго, очень долго, очередь почти не двигалась, надежда пройти границу за пару часов улетучилась окончательно. Пытаемся вдремнуть по очереди, получается плохо, поскольку небольшое нервное напряжение + усталость. Пообщался с водителями — говорят, что очередь держат специально, чтобы проезжали за бабло. И действительно, спустя некоторое время ко мне подошел неприятного вида молодой человек, который терся все это время с пограничником, и предложил за деньги проехать без очереди. Я, конечно же, отказался, он пытался меня убедить, что я простою ОЧЕНЬ долго, на что я ответил, что никуда не тороплюсь и буду ждать, сколько нужно (про себя думая, что лучше 3 часа здесь проторчу, но такому «дельному» упырю ни копейки не дам). После не слишком долгого ожидания мы оказываемся первыми в очереди на проезд к российской границе, погранец спрашивает: «Домой?», отвечаю: «Да», и он с жестом с видом благодетеля пропускает нас. Ура, мы почти на Родине!

Но радость была недолгой, поскольку работники таможни сказали вытаскивать все вещи из машины на сканер, который находился в будке КПП. Я поинтересовался, что значит «все»? на что мне ответили, что машина должна быть как из салона!? О_О_О В машине столько вещей, что вытащить их даже вдвоем просто каторга, причем нужно еще успеть их перенести в будку, в которой уже толпятся азербайджанцев 40 из автобуса, которые заполняют таможенные квитки. То есть вещи без присмотра оставлять категорически не стоит. Сразу вспоминается детская загадка про волка, козу и капусту, которые нужно переправить через реку на лодке.

Кое-как большую часть вещей выгрузили, но осталось еще достаточно много. Я снова подошел уже к другому таможеннику и спросил: «Точно ВСЁ?» нужно выгружать. Он посмотрел: «Ну, вот это можно оставить, это тоже… главное сумки забрать на сканер. Где же он был раньше? Ведь мы, послушавшись его коллегу, столько вытащили вещей… Ужас.

Но нас еще ждал сам паспортный контроль со сканированием вещей. На этом пункте работала русская девушка, с которой мы разговорились, она нам немного помогла, подсказав, что водители проходят контроль без очереди. Я тут же отдал ключи и доки жене и попытался пустить ее вперед с частью вещей, но тут наглая толстая бабища перекрыла дорогу и стала орать, что у нее болят ноги и ей тоже нужно без очереди. Даже ее земляки и те неодобрительно что-то ей высказали и аккуратно пропустили нас к окошку паспортного контроля, за что им спасибо!

На сканере погранцы увидели самовар и тут же стали бурчать, что это антиквариат, но нас предупредил продавец, что антиквариатом считаются только царские самовары, а наш спокойно проходит. Я спокойно и уверенно рявкул им, что это 1955 год и мы законы знаем и не нарушаем. От нас отстали и зачем-то дали жене каких-то дешевеньких конфеток-сосалок (как я ей потом сказал, для поднятия настроения, что это конфеты с поминок того, кого в гробу везли, на что она разозлилась и выкинула их в окно).

Кажется, ад заканчивался, нашу машину осмотрели, с вещами стояла жена, я стал загружать все обратно. Ко мне подошел какой-то чел, попросил подвести до города, я резко ответил ему, что мне лишние проблемы не нужны и подвозить я никого не буду.

И вот мы на Родине!! Пусть и в Дагестане, но все равно в России. Это грело душу. Изначально мы хотели остановиться в Дербенте, но уже светало и искать гостишку не хотелось, да и силы и настроение были не на должном уровне, поэтому решено было двигаться дальше.

Далее маршрут был примерно следующим:

В Махачкале мы были примерно в 5 утра, нашли заправку, наполнили бак и двинулись дальше. Город был пуст, народу и машин почти не было, сам город не впечатлил вовсе, несколько другим я его себе представлял. Бросилось в глаза огромное количество сервисов и магазинов запчастей для грузовых машин. Вообще, создалось впечатление, что на Кавказе самая распространенная профессия — это водитель большегруза (как правило, с прицепом).

Также отличительной чертой Дагестана стало отсутствие брендовых заправок, вместо них десятки названий, производных от именитых марок. Мы оценили фантазию местных владельцев АЗС.

Попался и под ГИБДДшный разводняк, долго кружили, выпрашивали денег на блок посту за нарушение, стоимостью в 1800 (!!) рублей (за игнорирование требования сотрудника блок-поста остановиться). Я спросил, откуда он взял такую сумму? В России нет таких штрафов, или у них в Дагестане свои, региональные? Сказал ему, чтобы он по-любому писал протокол, в Москве оплачу, налички мало, а на ваших заправках карты не берут и в кафе тоже только за деньги расчет. Чувствую, он начинает кипеть, сопеть, тройной подбородок нервно вздрагивать, он уже перешел внаглую: «Виктор, иди подумай, надо нам денег дать». Вижу, долго он меня еще мурыжить будет, а еще на посту может досмотр всех вещей устроить, если я откажусь дать денег. Время терять не хотелось, поэтому я дал ему 300 руб. и поехал дальше. Судя по всему, зря.

Еще раз попались «на удочку» в калмыцких степях, радар не среагировал на хитро установленный радар, 135 км/ч, штраф 1500, гаец, не стесняясь, говорит — давай 500, я даю. Потом думаю, надо было поторговаться хотя бы до 300, но на тот момент голова была просто чугунная, мозг не соображал уже от усталости. В общем, за всю дорогу туда и обратно только 2 «штрафа» в карман на 800 руб., камер не словили нигде, считаю — неплохо, но можно было бы обойтись и без них.

Дорога на Элисту была на удивление приятной, незагруженной, ехать одно удовольствие, правда, уже в Москве пришлось долго выковыривать из решетки защиты радиатора различных насекомых, коих мы привезли целый гербарий.

Мы даже остановились немного отдохнуть у какого-то соленого озера около трассы, расстелили наши подстилки и немного вздремнули. Жаркое солнце и ароматы степных трав добавляли удовольствия.

Отдохнув, едем дальше. На одном из полей заставил резко затормозить и уйти на обочину табун диких лошадей, но не потому, что выбежал на дорогу, а потому как нам захотелось не пропустить эту непривычную и удивительную для нас картину:

Добрались до Элисты, нашли объявление о сдаче на сутки квартиры за 1100 руб./сутки в центре города. Пока ждали риелтера, прогулялись по Городу Шахмат и пообедали в калмыцкой столовой (которая была закрыта в прошлый раз). Квартирка оказалась вполне достойной, нам даже скинули 100 руб., в итоге за 1 тыс. руб. — просто идеально. Решили немного прилечь отдохнуть с дороги, а потом немного прогуляться по городу, попить пивка…… но когда я открыл глаза уже было 9 часов утра следующего дня! Усталость дала о себе знать. Быстро собравшись, выезжаем из города к крайней точке нашего маршрута — заповеднику Цимлянские пески.

На завтрак (он же обед) останавливаемся в Волгодонске в невзрачном кафе под названием «Узбекская кухня», но было потрясающе вкусно, и порции просто огромные. Работница кафе говорит, что недавно сменился хозяин кафе, и теперь они пытаются восстановить подпорченную ранее по причине прошлого владельца репутацию этого заведения.

В цимлянском «Магните» закупаемся продуктами, водой и едем в заповедник. Еще в Москве я созванивался с работниками парка, уточнял, как у них можно отдохнуть (на сайте понравилась информация о 8-часовой экскурсии на моторной лодке по водохранилищу за 1 тыс. руб. с чел.), мне пояснили, что экскурсии нужно заказывать заранее, на территории парка есть места под палатки, но само место находится в 20 км от ближайшего населенного пункта х. Тормосин.

Звоню, уже находясь в часе-полтора от места, дозваниваюсь раза с 10-го, мне говорят, что экскурсию могут организовать только в воскресенье (когда нам уезжать, а тогда был еще четверг), поскольку у них намечается слет учителей местных школ. Говорю, хорошо, мы все равно приедем. Доезжаем до хутора и понимаем, что дальше дороги мы не найдем, спрашиваем у местных, они тоже не знают, звоню снова — мне объясняют, как проехать через поле, на котором будут указатели база «Клинки».

20 км по песчаной грунтовке мы проехали на одном дыхании.

Наконец-то мы на месте. И тут мы видим неожиданную картину: вместо палаточной базы отдыха с туристами, мы видим одну «буханку» и 3 человек работников парка, которые говорят, что мы здесь будем одни, палатку поставить стоит 50 руб., есть туалет (сельский), цистерна с питьевой водой, место для разведения костра, дрова, беседки (но за дополнительную плату). На минутку взгрустнулось… не очень хотелось оставаться одним, но еще большее разочарование постигло, когда мы вышли к воде — весь берег в траве и цветет, купаться вообще не тянет. Однако назад возвращаться не было смысла, в любом случае мы остаемся, решили мы, будет совсем плохо — уедем на следующий день.

Пока еще было светло, поставили палатку, развели костер, приготовили еду, покушали, растопили самовар, попили чаю, выпили азербайджанского вина и… поняли, что на самом деле наступил момент истинного наслаждения… Мы вдали от цивилизации, ночь, костер, тепло, сыто, хорошо, вокруг тишина, которую то и дело «нарушают» птицы и звери… Мы сидим у костра, пьем вино, смотрим на звездное небо — красота… такие моменты надолго остаются в душе.

Наутро стали потихоньку стягиваться люди — сначала работники парка, а потом привезли и учителей. Как выяснилось, подобные мероприятия там на ежегодной основе, это типа выездного семинара, на котором проходят практические занятия по истории края, ботанике и орнитологии. Обычно приезжает много народу, бывает, что эти встречи проводятся и с участием учеников, но на этот раз приехало около 10 человек. Они активно возводили шатры, готовили еду, общались, смеялись, веселились в своей тесной компании, а мы просто загорали на палящем солнце, спали, ели, пили чай из самовара, пиво, вино, поплавали на надувной лодочке, которую купили еще в Хорватии, а весла к ней — на черкизоне в Москве.

Несмотря на заросший берег, искупаться было можно, но особого желания не было (особенно после Каспия).

День подходил к концу, мы затеяли ужин, компания учителей, уже подвыпив, тоже готовили пищу и накрывали стол. Мы поели, соседи уже вовсю «гудели» за своим столом. Нам, конечно, захотелось к ним присоединиться, но подойти внаглую было неудобно.

Но тут к нам подошла сначала одна девушка и сказала: «Приходите к нам за стол», а сама убежала танцевать с каким-то парнем…. Не вышло… потом мы подсели к ним к костру и подошел мужичок, сказав: «А это почему у нас молодежь сидит одна?» и позвал уже за общий стол.

Нас очень радушно приняли, мы принесли азербайджанское вино, нас поили чачей, угощали домашнем салом, ухой (а мы уже поужинали и было неудобно отказываться, да и все было очень вкусно). Кто есть кто, мы не сразу поняли, но было очевидно, что за столом 2 лидера — это, как выяснилось позже, директор заповедника, к нему все особо уважительно обращались, внимательно слушали его тосты, сдабривая их восклицаниями «вашими бы устами да мед пить», и директор местного краеведческого музей Михаил Николаевич — истинно душа компании, постоянно рассказывал анекдоты, причем очень артистично и колоритно — все были в восторге.

После анекдотов пошли казачьи песни, как говорится, казачьи песни не поют, а рассказывают. Пели практически все, даже я несколько песен поддержал, голоса у всех сильные, поставленные — слушать одно удовольствие. Можно с уверенностью сказать, что этот вечер принес массу положительных эмоций.

Наутро чувствовалось легкое влияние выпитого накануне. Встал я, как всегда, рано и решил сфотографировать восход солнца над водохранилищем, эта завораживающая красота мало кого может оставить равнодушным:

Вскоре проснулся и весь лагерь. Михаил Николаевич, будучи еще и реконструктором, привез с собой исторический реквизит:

Стреляли из ружья 17-го века:

Затем была познавательная прогулка с опытным орнитологом, кандидатом наук, которая очень интересно рассказывала о птицах, об их среде обитания и особенностях их поведения. Наблюдали за птицами через профессиональную подзорную трубу:

Вернувшись, сделали перерыв на отдых/обед. Около одной из палаток сушилось забавное полотенце:

Но нам все же хотелось прокатиться на моторной лодке по водохранилищу, и нас любезно согласился прокатить за 500 руб. сам директор заповедника. Сначала он был за штурвалом, а потом предложил мне «порулить»:

Сказать, что было здорово, это ничего не сказать, когда мы одни на лодке посреди такой красоты, душа радуется.

Вдобавок нам несказанно повезло, на водопой вышел табун диких мустангов:

Неподалеку стояли старенькие рыболовецкие катера:

Прогулка нам очень понравилась, пусть и недолго, но эмоций хватило.

И в окончании дня мы еще успели на прогулку с ботаником Игорем, который очень увлекательно и интересно рассказывал о степных травах и их лечебных свойствах.

Солнце уже садилось, мы успели полюбоваться закатом, опьяненные запахом степных трав и чистейшим воздухом:

Уставшие, но довольные мы вернулись в лагерь, легли спать, а наутро уже все собирались домой.

Мы уехали чуть раньше всех, потому как дорога долгая, попрощались со всеми, поблагодарили за теплый прием и приятную компанию, а одна женщина подарила нам даже диск с энциклопедией краснокнижных животных и растений Волгоградской области, за что ей большое спасибо.

До дома мы доехали без приключений в хорошем настроении.

Краткие итоги:

1. Запланированное все же удалось, несмотря на коррективы. Мы насладились вдоволь солнцем и немного, но все же очень теплым, морем.
  2. Открыли для себя новую страну — Азербайджан, развеяли достаточное количество мифов и опасений, касаемо поездок туда на автомобиле.
  3. Еще раз побывали в замечательном и гостеприимном Тбилиси, куда, я уверен, мы еще не раз вернемся.
  4. Познакомились с еще одним малоизвестным уголком нашей Родины — заповедником «Цимлянские пески», а также с замечательными людьми, которые любят свой край и любят жизнь.
  5. Примерный бюджет поездки составил 75 тыс. руб. с учетом всех-всех расходов, а впечатления, «приобретенные» на эти деньги, безусловно, бесценны.
  6. Еще раз утвердились во мнении, что впечатление от всего окружающего есть проекция нашего внутреннего настроения. Радость и удовольствие нужно аккумулировать прежде всего у себя внутри, тогда и окружающий мир станет лучше, и будут притягиваться позитивные и отзывчивые люди.

Всем читателям желаю здоровья и удачи на дорогах!!