Наш горно-морской автопробег, обыкновенный и невероятный

01.08.2016 | 30811 просмотров

Екатеринбург — Калмыкия — Домбай — Адыгея — Краснодарский край — Крым — Екатеринбург.

Это автопутешествие, первое у нас в южном направлении, было долгожданным и выстраданным. Оно срывалось и переносилось, маршрут много раз перекраивался, финансы категорически не хотели копиться... Но в итоге, в июне 2016 года, мы таки сделали это.

Путем замысловатых интриг на работе получен нереальный аж трехнедельный отпуск. Автомобиль, Форд Фокус, проверен от и до. Маршрут проработан и оформлен в путевую папку, багажник забит барахлом, бак заправлен по полной. Экипаж — я и сын Сашка, 10 лет, — полон предвкушения и неверия, что вот оно, наконец-то, неужели мы стартуем... Время страхов прошло, теперь — только вперед.

День 1-ый

Екб — Орда — Уинское — Чернушка — Куеда — Бураево — Дюртюли — Муслюмово — Нурлат — Мусорка — Тольятти.

Старт в 5:40 утра. Хмуро и пасмурно. У мелкого на заднем сиденье коробка с библиотекой, мини-двд с коробкой дисков, ну и планшет, конечно. Но он упивается пока дорогой. Свердловская область сменяется Пермским краем, затем Башкирией.

Дорога по большей части прекрасная, тучи растягивает, небо, солнце, облака и полнейшая эйфория. Разногласия с навигатором, пара труднопроезжабельных участков после Дюртюлей, но нас так просто не возьмешь. Татарстан. Край непуганых камазов, нефтяных насосов и дотошных гаишников. Где-то в районе Нурлата тормознули на стационарном посту, проверили все, что только можно было проверить, включая содержимое багажника, после чего нехотя отпустили.

Тучи, тучи насекомых. Лобовое стекло и номер уляпаны донимагу. Всегда интересовало, из чего же состоят эти летающие заразы, что их фиг очистишь? Вечереет. Планировали встать в районе Нурлата, но мотелей нет. Едем дальше. Трафик нарастает и превращается в непрерывный поток. Вливаемся в М5 и, наконец, падаем под Тольятти чуть ли не в первом попавшемся мотеле. На удивление, оказался отличным местом, где вкусно кормят и предоставляют маленький домик со всеми удобствами и вай-фаем. 1500 руб. за двоих. Уже в темноте, сытая и умиротворенная, иду любоваться луной над М5. Мы в пути. Мы уже чёрт-те где. :)

День 2-ой

Тольятти — Сызрань — Саратов — Дубовка.

Спим долго. Но спасает перемена часового пояса — по местному времени стартуем не так уж и поздно, часов в 8 утра. Тольятти, огромно-страшный кольцевой перекресток. Пересекаем Волгу. Сашка приник к окну, но видимость здесь не очень, у моста куча ограждений. Уходим на Сызрань, мимо нее — на Саратов. Жарааа. Плотный поток машин. Начинаются ремонтные участки, но в целом движуха нормальная.

Дорога достаточно однообразная, радуют иногда проглядывающие слева просторы Волги. К вечеру между Саратовом и Волгоградом стало посвободнее, поэтому летела не вполне скромно. Село Оленье, хотели встать там. Заселились было в гостиницу «Виктория», но затхлая атмосфера, полусырое белье, отсутствие крана в ванной и грязь в кафе заставили нас передумать, и мы дергаем еще немного дальше, до Дубовки. Там основательно поплутали в поисках пристанища, после чего обратились к стоявшим на обочине частникам, и вуаля — к нашим услугам гостевой домик на берегу Волги, стоянка, цветник, душ и всё такое. И всего за 350 руб. с носа.

Утром, пока Сашка спит, выхожу на крутой берег и валяюсь там, над бескрайней ширью Реки, щурясь на припекающее солнце.

3-ий день

Дубовка — Волгоград — Элиста — Ставрополь.

К Волгограду мы подъезжали, внутренне сжавшись от ожидания дорожных ужасов, т. к. о волгоградских дорогах уже давно слагают страшные легенды. Иии... за час его где-то и проехали, так и не увидев никаких ужасов. Даже обыдно, да))) Только большое количество свежих заплат на асфальте убеждало в том, что легенды были не совсем беспочвенны. Взяли курс на Элисту. Республика Калмыкия, встречай нас. Ровнейшая дорога, минимальный трафик, степь кругом, взгляду не за что зацепиться, жара...

Размаривает, миражи на асфальте впереди посверкивают водоемами, Сашка дрыхнет сзади, лента дороги убаюкивает, укачивает, превращается во взлетно-посадочную полосу, вокруг все сливааается... Аня, Аня, стоп, внимание, встречка, не спать!!! Этот участок неожиданно стал одним из самых тяжелых. Я стала засыпать за рулем. Встряхивая мутно-тяжелой головой, проклиная это яростное солнце, отсчитывала остающиеся километры до Элисты. Ура, доехали. На въезде в Элисту пост ДПС. Снизив скорость, спокойно проезжаю... и тут же меня тормозят. Оказывается, я не обратила внимания на знак «Стоп-контроль». Чистосердечно каюсь, да, мол, виновата, не вопрос. Болтаем с гаишником про наше путешествие... и документы мне возвращают с напутствием «Будьте внимательнее». Спасибо этим хорошим людям.

В Элисте мы планировали сделать долгую остановку и посетить Золотую обитель Будды Шакьямуни. К религиям, особенно к малознакомым, я отношусь с любопытством и каким-то созерцательным восхищением что ль. Такая яркая возможность почувствовать иную культуру. А буддизм всегда привлекал больше прочих, своей мудростью и миром, да и, вообще, тяготею к Индии. В гималайских бы храмах побывать, эх.

В Калмыкии буддизм — главенствующая религия. И главный храм (хурул) в Элисте — один из крупнейших в России и Европе, высотой он аж 63 метра. Наше прибытие совпало с прибытием делегации тибетских монахов, поэтому, к сожалению, верхние этажи хурула были закрыты для посещения, и мне в этот раз так и не выпало шансов застенчиво поскрести в дверь монашеской кельи и отвлечь какого-нибудь монаха от чтения мантр)))

Храм впечатляет. Над воротами главная мантра — Ом мани падме хум. Проходя под ней, по умолчанию проникаешься благодатью :)

Здание окружают 17 статуй великих буддийских учителей. Рядом с каждым из них описание, чем он прославился.

Много туристов, но много и тихо молящихся людей, перебирающих четки. Обходим хурул по часовой стрелке, как написано в руководстве у входа. Также по часовой стрелке крутим молельные барабаны.

Как-то вот проникаемся этой атмосферой. Потом, сняв обувь, заходим внутрь. Там фотографировать нельзя, опишу так. Большой молельный зал и огромная золотая статуя Будды. Прохлада, полумрак. Аромат лотосов, тихая музыка, разложенные фрукты... Малышня носится у самых ног статуи, и никто их не шугает. Мы присели на скамейку и час, наверное, просто сидели. «Хорошо тут. Не хочется уходить», — уверенно постановил Сашка.

После отправились посмотреть на Город шахмат —район в Элисте, в который добираешься по проспекту Остапа Бендера, кстати. Где-то там же расположена и статуя великого комбинатора, но у нас уже не было желания ее специально искать. Город шахмат разочаровал, скажем прямо. Представлялось, что там много каких-то шахматных фигур и прочих атрибутов, но ничего подобного. Разве что солнечные часы Сашка, наконец, увидел. К тому же дико хотелось есть, ничего другое уже не интересовало.

В кафешке заказали бёреки — национальное калмыцкое блюдо. Это такие большие пельмени, вкууусные! Мелкий у меня, вообще, фанатеет по пельменям, поэтому в этом путешествии мы их ели часто и в самых разных исполнениях — пельмени, бёреки, хинкали, и, конечно же, манты.

То ли благодаря чудесной силе Будды Шакьямуни, то ли не менее чудесной силе бёреков, то ли просто просто — спадала жара и подступал вечер, но дневная хмарь из головы ушла и хотелось двигать и двигать с ветерком дальше, к горам. От Элисты просто сказочная дорога к Ставропольскому краю. Тоже степь, но уже другая. Почему-то подумалось, что именно здесь весной цветут тюльпановые луга. Граница Калмыкии проходит по каналу, на середине которого, на острове — пост ДПС. Романтищное место такое. Остановились там неподалеку, посмотрели издали на лебедей с лебедятами.

Ставрополье ошеломило сочными полями, буйством красок и причудливыми изгибами дороги по холмам. Ух, как хорошо ехалось, просто летелось.

Уже почти в темноте добрались до Ставрополя и были несколько обескуражены полным отсутствие придорожных гостиниц. Пришлось лезть в букинг и спешно подыскивать что-нибудь подходящее в самом городе. Остановились на гостинице «Эльбрус», которая располагается в каком-то дореволюционном здании, памятнике архитектуры, с высоченными потолками, скрипучими полами и дореволюционной же канализацией. А правят там, как выяснилось, суровые нафталиновые тетеньки, с буклями и в вязаных кофтах с розочками, по скрипу половиц отслеживающие постояльцев, попавших к ним в сети… Короче, офигенное место, но хорошо, что мы там останавливались ненадолго)))

Ставрополь, вообще, очень специфичный город. Он провинциален, старомоден и вопиюще колоритен. Там гуляют кучи кошек. Будь я одна и с вагоном времени — сутки бы провела, просто бродя по местным улочкам.

4-ый день

Ставрополь — Черкесск — Карачаевск — Домбай.

С утра быстренько собрались и двинули. Покрутились на замысловатых развязках за Ставрополем и подтянулись, увидев машину ДПС на обочине и гаишника рядом. Но поравнявшись — сложились от хохота. И машина, и фигура были картонными. Эдакое «пугало» для водителей, неплохая идея, по-моему. Да еще выполнено мастерски, вообще не отличить издалека. Жаль, не сообразила тормознуть и сфоткаться в обнимку, фотку для наглядности взяла из инета.

Но вскоре фигуры гаишников перестают вызывать смех. Вместо белых рубашек и фуражек — бронежилеты, каски и автоматы. Въезжаем в Карачаево-Черкесию.

Горы. Их заснеженные вершины появились издалека, и с каждым километром становились все ближе. Маленькие города с узкими улочками, мечети, женщины в традиционных нарядах, коровы, крепости — древние и не очень.

Не доезжая буквально километров пятнадцати до Домбая, остановились у реки Муруджу. Маленький базар — овечьи шкуры, невесомые шали, мёд, чай, пряности, сувениры... Ледяная горная речка, заливисто бурлящая посреди огромных хвойных деревьев. Обалденное место. Прохлада, игра теней, упоительный воздух. Жаль было уходить.

Небольшая фотосессия с деревянными мечом и молотом и едем дальше, впереди уже почти видна наша цель.

И вот, собственно, Домбай. Асфальтовая дорога здесь кончается. Небольшой поселок, состоящий сплошь из крохотных гостиниц и кафе, хозяева которых в отсутствие туристов ведут неспешные разговоры, сидя в креслах на улице. Немноголюдно. Слышно, как ветер шумит где-то в вершинах, вплетаясь в шум двух горных рек — Домбай-Ульген и Аманауз. И Горы вокруг. Я никогда не видела таких исполинов так близко. Это непередаваемо.

В Домбае мы заранее забронировали номер в «Старом клёне», у Казбека. Про этот домашний отель я узнала из одного дромовского отчета и спешно отменила предыдущее бронирование. И не зря. Там есть гостиницы-новоделы, а есть островки настоящего Кавказа. Приезжая к Казбеку — вы не клиенты. Вы — Гости. Здесь ощущаешь истинно кавказское гостеприимство. Это самый уважаемый человек в Домбае, как мне рассказали несколько местных жителей. А кафе в «Старом клёне», где хозяйничает Зуля, жена Казбека, славится самой вкусной едой. К сожалению, на момент нашего прибытия Зуля уехала к отцу, поэтому Казбек нас отвел и лично представил своему двоюродному брату, в «Шато леопард», где нас и потчевали мантами, лагманом и хычинами.

Кстати, о хычинах. До прибытия на Кавказ мы и знать не знали о таком блюде. Это такая лепешка с начинкой. Бывают мясными, с грибами, овощами... Больше всего нам понравились хычины с сыром. Объеденье — просто ум отъешь.

Итак, «Старый клён» и наш номер, со всеми удобствами. Из окна вид на заснеженный пик Белалакая. Проживание обошлось в 1200 руб./сутки (600 с человека), средний ценник в кафе на двоих выходил рублей в 350-400. Соками мы затарились заранее и частенько ходили в кафешки со своим питьем.

5 день

Домбай.

Выспавшись и позавтракав, мы двинули в экспедицию к Чучхурскому водопаду. От услуг гидов и всяческих посредников я отказалась, т. к. маршрут был мной изучен и не представлял большой сложности. Сначала — на однокресельную канатную дорогу. Ух, как я Сашку ею подзуживала, мол, страаашно поди будет… Оказалось — замечательнейшая штука, проплываешь на крохотном сиденье по эдакому субтропическому лесу. Сашка верещал от восторга и хотел еще и еще.

На однокреселке прибываем на поляну ЛИИ. Там оформляем погранпропуска (они нужны на все пешие маршруты из Домбая, т. к. тут начинается приграничная полоса) и платим по 100 руб. за проход на территорию Тебердинского заповедника.

Топаем по каменистой грунтовке до Русской поляны, там переходим небольшой снежник (конечно, я была обкидана снежками) и по тропинке вверх, по альпийским лугам.

Встретились с суровыми пограничниками, которые тщательно проверили у нас все документы.

А потом — с пасущимися конями, которые загораживали тропу, не хотели нас пускать и, вообще, чуть не покусали, так что пришлось обходить их по зарослям)))

Я увидела тут льва, Сашка сказал, что это какой-то некузявый лев и больше похож на собаку)))

Тропинка всё круче забирает вверх, и мы выходим к средней ступени Чучхурского водопада.

Народу — ни-ко-го. Красиво, но мне хочется бОльшего. Поэтому беру у Сашки час времени и ползу по тропинке еще выше. Очень крутой подъем. Вид на долину реки Домбай-Ульген — как бонус за обмякшие ноги и язык на плече.

И вот она, верхняя ступень Чучхурского водопада. Вот это — даааа… Он огромный и дикий, издали накрывает леденящим облаком водяной пыли.

Тропинка вела и еще выше, но мне хватило подъемов, да и Сашка внизу ждал. Впрочем, он там совсем не скучал, а когда я вернулась, тоже выразил желание прогуляться вверх. Утопал, чертенок, и добрался не только до верхней ступени водопада, но и выбрался на самый верх, т.е. промежду прочим так покорил какой-то перевал. По возвращении герой схлопотал по заднице за самоуправство, а затем был жадно расспрошен, каково оно там, наверху.

Прогулялись вниз, до нижней ступени.

И к дому, по той же тропинке. Кони, к счастью, уже разбрелись.

Видели пару уазиков с туристами и одну конную группу. Но мы довольны, что пешком — оно и недалеко, километров 6 всего, и красота вокруг, и на однокреселке покатались.

К вечеру мне Сашка уже плешь проел с желанием где-нибудь искупаться, поэтому прокатились с ним до Теберды, там есть маленькое озерцо Кара-Кёль (Черное озеро). Популярное место для пикников, семейных выходов и романтических прогулок, берега довольно замусорены, но пара неплохих пляжиков есть и ладно, главное — мелкий наплескался и больше не терзал меня с купанием))) Дело было уже под вечер, местные жители, в кофтах и куртках, смотрели на нас, как на психов, пришлось объяснить, что мы с Урала и к морозу привычные.

6-ой день

Домбай.

С утра приступаем к выполнению обязательного пункта для каждого туриста в Домбае — покорению кругозора Мусса-Ачитара (3168 м). Двигаем на станцию новой гондольной канатной дороги Doppelmayr, где покупаем билеты. Система канатных дорог в Домбае — это довольно хитрая штука, я полностью не разобралась, их там мнооого. Но на конкретной канатке все понятно — три очереди (кабинки, шестикреселка и четырехкреселка), можно взять билеты хоть сразу на все три, хоть на одну-две, а дальше докупить, разницы по деньгам не будет. По стоимости билетов: на три очереди вышло 1050 руб. взрослый и 630 руб. детский (могу незначительно ошибаться).

Первая очередь (1590-2270 м) — комфортные кабинки, доезжаешь махом. Здесь много смотровых площадок, «летающая тарелка» (неработающее кафе), ставшая уже символом Домбая, и активная светская жизнь — кафе и базары. Вах, какие там базары, сколько там всего классного и недорого. Чуть не спустила кучу денег, еле удержалась, ограничившись банкой специй для мяса (надо было 2-3 брать, вот балда) и магнитиками.

Вторая очередь, шестикреселка — самая радикальная по набору высоты, поднимаешься с 2270 м до 3035 м. За время подъема климат меняется кардинально. Температура падает градусов на 10, если не больше, вместо зелени — снег, ветер вышибает слезы. Прямо на подъемнике пришлось спешно одеваться. Притом я ведь знала об этом, и шапки из дому взяла, и горнолыжные куртки, специально для этого подъема, но внизу кажется таким нелепым тащить это все с собой. Ладно хоть легкие куртки прихватила.

На 3035 метрах тут же стоят предприимчивые морозоустойчивые бабушки, которые сдают напрокат таким вот незадачливым туристам теплую одежду и шапки. Воспользовалась предложением и взяла шапку для Сашки.

Короткая третья очередь (3035-3168 м) и мы на вершине, среди снегов. Красотааа… На удивление здесь теплей, нет такого ветродуя, и солнце припекает. Обязательно берите очки с собой. Побродили, промочили в сугробах ноги))) и вниз.

На обратном пути пузырящийся довольством Сашка радостно приветствовал всех, кто ехал навстречу.

После обеда приступили к выполнению завершающего пункта нашей домбайской программы — экспедиции к Алибекскому водопаду. Погода хмурилась, и я дала слабину — позволила раскрутить себя на доставку уазиком за 2 тысячи. Напугали, что дорога туда долгая и трудная. Четно говоря, жаба меня задавила потом по-полной. Во-первых, провез он нас всего лишь километра 4-5, до альплагеря и погранзоны. Во-вторых, не встретил, когда вернулись, уехав по своим делам, и нам пришлось около часа ждать. В-третьих, нарядный уазик оказался полной развалюхой, которая двигалась на последнем издыхании (вот жалко машину было, ей богу), а на обратном пути у него таки отпал глушак. Но, с другой стороны, под дождем пешком было бы совсем некомфортно, и вообще деньги — тлен, так что фиг с ними))

До альплагеря Алибек на обычной легковухе не добраться, на внедорожнике — влегкую. Хотя один раз увидели крадущуюся вазовскую классику, подивились геройству. От альплагеря по тропе километра 1,5. Луга и лес. Лес роскошный и сказочный, с ручьями и речушками. Из-за дождя они разлились, и мелкий напрочь промочил ноги, а я переходила босиком, ибо мудра. На обратном пути в машине хоть свою сухую обувь Сашке отдала, а то подмерзать стал.

Водопад классный, но погода, блин... Из-за разлива не смогли его перейти и подобраться поближе. Так же из-за дождя не пошли на Турье озеро, находящееся там недалеко. Ух, как я туда хочу, да при ясном небе... Ладно, мы еще вернемся)

На обратном пути остановились у кладбища альпинистов. Щемящее место. Портреты, молодые лица, покоренные вершины, фразы, ледорубы и карабины... И над всем — Горы. Пробирает. Одна ходила, без Сашки.

Вечером Казбек нас угощал собственноручно приготовленным шашлыком, легендарным, можно сказать. Вкуснотищща. Объелись сочным, горячим мясом чуть не до икоты, развесили вещи на просушку и завалились спать. Утром предстоял путь дальше.

7-ой день

Домбай — Карачаевск — Псебай — Лабинск — Майкоп — Каменномостский.

Собираем вещи, душевно прощаемся с Казбеком, покупаем хычины в дорогу — и в путь. Заезжаем еще на базар, покупаю чачу, а то побывать на Кавказе и не привезти чачи — это даже как-то не комильфо))) Погода пасмурная, иногда накрапывает дождь.

Въезжаем в Адыгею, на дорогах преобладающим становится 01-ый регион. У Майкопа остановили на посту, тщательная проверка, все документы, багажник, пробили по штрафам. Но всё чисто, и нас отпускают с пожеланиями счастливого пути.

В Каменномостском жилье не бронировала. Читала, что там много частников, у которых можно снять, но, как ни странно, ни одного из них так и не увидела. Поэтому очень пригодились контакты кемпинга «Уют», которые я на всякий случай записала. Вот прямо очень-очень рекомендую, отличное место. Большая территория, зелень, фонарики, бревенчатые домики со всеми удобствами. У каждого домика — своя веранда и мангал. Чисто, уютно, всё продуманно, уважаю. Еще и рядом с лукойловской заправкой. Мы получили в своё распоряжение второй этаж домика, с отдельным входом. По деньгам вышло 1250 р. в сутки. Финансы мы решили маленько поэкономить, поэтому закупили продуктов и вечерами варили наши любимые пельмени)))

Прибыли мы туда после обеда, поэтому, чтоб не терять время, решили в тот же день сгонять до Большой Азишской пещеры, которая в 30 с чем-то км от Каменномостского. Дорога туда весёёёлая — крутой набор высоты, серпантины и куча ям, лил дождь, а мы мчали быстро, чтоб успеть до закрытия пещеры... так что адреналин зашкаливал, когда доехали)))

Приехали как раз к заходу группы. Покупаем билеты (400 взрослый и 200 детский), берем фонарики и вперёд. Пещера классная. Она не сильно большая, но какая-то самобытная и очень красивая. Экскурсию вел суровый дядька-спелеолог, чувствовалось, что он душой болеет за пещеры. Понравилась еще грамотная организация — сначала все идут за экскурсоводом и смотрят-слушают, а потом дается неограниченно-свободное время, можно гулять самим и фотографировать. Невероятно повезло, что мы приехали туда под конец дня, да еще и в будни — группа была человек 15, а за нами последняя группа шла — вообще человек 5. Обычно же тут водят группы человек по 50, как сказал экскурсовод. Страшно представить, какая толкотня там творится. А мы здорово там побродили.

Вокруг Азишской пещеры — целый комплекс: кафе, какие-то веревочные парки, еще чего-то. Вечер, народу нет, тишина. Дождь закончился, звенящая свежесть в воздухе. Увидели указатель «Панорама», решили прогуляться. Через узловатый таинственный лес, перепрыгивая через многочисленные ручейки — и выходим к огороженному обрыву. А там — облака, и радуга... Даже не жаль, что не видно многочисленных горных вершин. Необыкновенное ощущение — будто стоишь на краю мира.

На парковке дружески пообщались с семьей из Челябинска, земляки, уральцы))) Обратный путь был неспешен и красив. Мягкие вечерние тона, разошедшиеся облака, панорамы вокруг. Трава и листья усыпаны сверкающими каплями, луна застенчиво отсвечивает, не пытаясь соперничать с заходящим солнцем... Лаго-Наки. Как давно я мечтала тут побывать.

Заскочив в магазин, вернулись уже по темноте. Я чего-то умоталась не по-детски, поэтому Сашка велел мне валяться с планшетом, а сам отправился мыть обувь и готовить ужин. И это было счастье)))

8-ой день

Лаго-Наки.

С утра было солнечно, и мы поскакали сначала в Хаджохскую теснину, находящуюся в самом поселке Каменномостский. Это такое живописное ущелье, в котором протекает река Белая. Вход платный (400 и 200 руб.). Ну, что могу сказать. Неплохо, но слишком всё... окультурено, на наш вкус, да и народу полно. Детям тут, думаю, будет интересно — есть всякие качели-развлекухи, мини-зоопарк, бобровая плотина. Я побродила с фотиком, а Сашка залип на местных кошках, он в них души не чает.

Выйдя, мы по одной из улочек, мимо мирно припаркованного БТРа, направились к краю поселка.

Тропа через лес, скользкая и грязная после дождя (а я еще такая в чистые светлые штанцы вырядилась) — и мы попадаем в самое начало Хаджохской теснины. Сказочное место. Джунгли, реально. Лианы, вьюнки, водопадик. И песчаная заводь, укрытая скалами. Протусили здесь с час, наверное. Сашка строил свои любимые песчаные замки.

Если топать дальше пешком по этой тропинке — то через час-полтора попадешь на водопады Руфабго, нашу следующую цель. И притом абсолютно бесплатно. У меня была мысль так поступить, но машина-то у нас осталась тут, а топать потом обратно вышло бы слишком долго. Поэтому до Руфабго решили доехать, как белые люди, — цивильно и официально. Но вымазюкались в глине смачно, конечно, пока тут гуляли)))

Проехали километров 6 по трассе — и вот он, вход на водопады Руфабго. Ценник тот же, 400 и 200.

Чудесное место — мшистое, тенистое, заповедное и какое-то друидное) Прямо душой отдохнула. Руфабго — это крупный ручей, который впадает в Белую. Конечно, есть и легенда, о злом великане Руфабго, которого победил храбрый юноша Хаджох, вырвал его сердце, выкинул прочь, и теперь мы можем его увидеть в водопаде «Сердце Руфабго». Всего водопадов там... много, штук 16, что ли. Но мы добрались только до 7-го, дальше нужно было переходить вброд и уходить на необорудованную часть маршрута. Заманчиво, конечно, но просто уже времени не было.

Нам опять чертовски повезло, что мы оказались там в будни — народу было очень мало.
Восхитилась адыгейской традицией родовых деревьев — там есть участок леса, где разные семьи сажают свои фамильные деревья (с соответствующими табличками — дерево таких-то и таких-то). И растет Лес. P.S. Если я что-то неправильно поняла с этой традицией – прошу меня простить, там надписи на адыгейском, я не всё поняла).

P.S. А вот вареники с адыгейским сыром — категорически не понравились. Хотя с голодухи и их сожрала)))

Сгущались тучи, мелкий подвывал от голода, поэтому проехали еще немного дальше, до виденной накануне рекламы «Первой в Адыгее канатно-кресельной дороги «Затерянный мир». Реклама есть, канатка есть, но почему-то не работала.

Да и ладно, зато поели хинкали там в кафе, да и домой, тем более, что дождь начался.

Вечером мелкий угнал гулять с новыми друзьями в кемпинге, до темноты не видно, не слышно было, один раз только заявился — драные штаны переодеть. А я честно и откровенно ничего не делала, валялась и сидела в инете, обожаю такие вечера. :)

9-ый день

Каменномостский — Майкоп — Апшеронск — Саратовская — Горячий ключ — Криница — Геленджик.

Есть у нас с Сашкой досадное расхождение — он беспробудная сова, а я заядлый жаворонок. Я подскакивала в 6 утра местного времени и жаждала подвигов и свершений, а он мог дрыхнуть еще часа 4, как минимум. Зачастую это приводило к ворчанию с моей стороны, но тут я решила воспользоваться этим своим преимуществом и с утра пораньше, пока он спит, сгонять на фотовылазку к самому плато Лаго-Наки. Сашка был совсем не против, главное, что поспать удастся спокойно.)))

И вот, в 6:30 утра, под ярким утренним солнцем, я лечу через Гузерипль к Яворовой поляне. Дороги пустые. Серпантины... ууух какие. Настроение зашкаливает, соскучилась по одиночным полетам, когда можно окна нараспашку и музыку погромче. Ехала, любовалась на горные реки и заснеженные вершины Главного Кавказского хребта и вспоминалось... А помнишь, Аня, как ты впервые за город поехала? До Полевского, м? Четвертую боялась включать, так на третьей и ехала... А как впервые южноуральские горки увидела, доехав до них САМА, а? Какими они казались огромными, правда? А сейчас, гляди, где едешь... Не, ты подумай, где ты едешь... Афигеееть))) И я ехала, слушала музыку и улыбалась, вспоминая...

На Яворовой поляне заканчивается дорога и начинаются пешие туристические маршруты через плато. В первоначальном плане нашего путешествия было восхождение на гору Нагай-Кош, самую высокую точку хребта Каменное море, но не сложилось, не хватило нам одного дня. Поэтому пока просто прогулялась пешком и полюбовалась и на нее, и на другие вершины.

Вернулась — а мелкий даже еще не умылся, засоня. А я уже 130 км отмотала и пешком километра 3. Быстренько позавтракали, собрались — и в путь, теперь — к морю.

Путь лежал без особых приключений, началась жарища — 35-37 градусов. В Саратовской немного поплутали, прежде чем выпасть на М4. Поглядывая на оставшийся километраж, я думала — вот, на эту горку заедем, и тут точно море перед нами откроется… Заезжаем — и ничего не видать, снова горки. И так раз за разом. Уже ехали вдоль побережья, через Архипо-Осиповку, а моря до сих пор не видели. Лишь съехав в Криницу «для искупаться», мы, собственно, уткнулись в него носом. Какое же оно синее и огромное… Я не видела его 20 лет, а Сашка вообще видел впервые. Да-да, представьте себе, вот такое бывает.)))

В Кринице (точнее, перед ней) искупались, и, признаться, я маленько пожалела, что в Геленджике у нас забронировано жилье, т.к. было желание упасть здесь и сейчас, благо там был отличный автокемпинг, столовая и пляж под боком. Но что поделаешь, поехали дальше. В Геленджике остановились на Тонком мысу, в гостевом доме «Старый боцман». Из плюсов — буквально на берегу, отличный вид на бухту, рядом пляж. Из минусов — муравейник тот еще. 1500 руб. в сутки. Вообще, Геленджик ошарашил меня количеством народа и бурлящими улицами. Я в горах как-то отвыкла, да.

Заселились, поужинали в кафешке и отправились на пустынный ночной пляж купаться и любоваться на сияющие огни бухты.

10 день

Геленджик.

В Геленджик мы ехали, собственно, по двум причинам: аквапарк «Золотая бухта» и набережная. Для начала поехали в аквапарк. Машину решили оставить на стоянке, а добираться туда-обратно на аквапарковской газели. Сашка по росту вытянул на взрослый билет, ликовал, что теперь ему почти все горки будут доступны. А я изнывала под гнетом жабы, заплатив почти 4 тысячи за 2 билета (1900 за взрослый, это или выше 145 см, или старше 12 лет).

Но про жабу я вскоре забыла, потому как аквапарк клёвый. На «Камикадзе» и «Стелс» я не пошла, ибо трусиха. Всяко развлекались до самого закрытия, накатались, обгорели — всё, как полагается)))

Вечером Сашка изъявил желание поваляться в номере с планшетом, а я, уже по темноте, поехала в центр, прогуляться по набережной. Заехала на какую-то маленькую улочку, оставила машину и потопала. Вообще, хотела на велике там покататься, но приехала слишком поздно, и прокат уже закрывался.

Хорошо там вечером. Свежесть, фонари, разноцветные огни, отдыхающие неторопливо фланируют, совершая вечерний променад, кучи киосков и россыпи сувениров, живая скрипка уже через десяток шагов сменяется ретро-шлягером, а море набегает чернильными волнами на пустой пляж, и полная луна в небе... И так хорошо посидеть, покидать камушки, лениво подумать о всяком, потрещать с Сашкой по телефону и помахать ему рукой — вооон, светится Тонкий мыс, и там он тоже машет мне рукой.

Шлялась почти до полночи, а потом еще не могла найти свою машину, точнее, улочку, в которой ее оставила. Но местные жители помогли, и я благополучно урулила домой. Завтра нас ждал Крым.

11 день

Геленджик — Новороссийск — Тамань — Порт Кавказ — Керчь — Феодосия.

С утра оперативно закидываемся в машину, жутко неудобный левый поворот для выезда на трассу — и вперед, через Новороссийск, Анапу и прочие курортные города.

Электронные билеты на паром в Крым были куплены у нас заранее, временной слот — с 15 до 19 часов. Поскольку раньше своего слота приезжать смысла абсолютно нет, а в запасе у нас оставалось часа 4, — мы решили заехать в Тамань, а если конкретнее — на косу Тузла.

Была у меня мечта — побывать на этой тонкой полоске, разделяющей 2 моря. Хотелось идти и по левую руку видеть Черное, а по правую — Азовское, посмотреть на их слияние, искупаться по очереди в том, и в том... Но не учла я в своих мечтах одного маааленького обстоятельства... Того, что на этой косе сейчас строится мост))) Подъезды перекрыты шлагбаумами, туда-сюда курсируют грузовики со строительными материалами, пылища, жара... В общем, доехали мы до КПП (где нас тактично развернули), поснимали издали предмет моих мечтаний и великую стройку и поехали в Тамань, искать, где бы поесть, животы уже сводило.

В Тамани проехались до этнографического парка «станица Атамань», т. к. ходили слухи, что там можно дюже вкусно покушать. Но времени уже оставалось немного, погулять нормально там уже не успели бы, а платить 500 руб. за вход, чтобы зайти, поесть и выйти — как-то не хотелось.

Вместо этого заскочили в Тамани в неожиданно стильное кафе (это фото как раз оттуда, не удержалась, чтоб работу художницы не запечатлеть) и на сытый желудок покатили к порту.

В полтретьего (слот, напомню, с 15 часов) мы прибыли к первому накопителю для регистрации. Я заранее все изучала, что, куда и как там происходит, но на деле все мои изучения ровным счетом ничего не дали.)) Я просто потерялась в этой куче машин, ехала, повинуясь указаниям взмыленных и яростных мужчин, и ваааще не понимала, почему эти едут туда, эти сюда, а эти всех объезжают. Потом, на обратном пути, у меня было больше времени для анализа ситуации, и я немножко стала разбираться в этом упорядоченном хаосе.

Процедура была такова. Сразу же обменяли наши электронные билеты на посадочные талоны и отправили в небольшую очередь к выходу из накопителя. Кто без электронных билетов — становились в ряды перед кассами. В очереди на выход мы простояли буквально минут 10, и нас выпустили по направлению к парому. Там, уже на подъезде к морвокзалу, на дороге, мы стояли час-полтора. Наконец, въехали на досмотр, посмотрели у нас багажник и одну сумку на ленте. Недолго постояли непосредственно перед паромом.

И вот, погрузка. Паром «Протопорос IV», вроде бы. Работникам на погрузке явно не хватало бичей в руках, уж очень они смахивали на каких-нибудь колумбийских надсмотрщиков на невольничьем рынке, распоряжающимися партиями рабов.))) Нас отправили в трюм, в котором был натурально ад по тесноте и температуре от машинного отделения.

Оставив машину, вылазим наверх, на воздух. Машины набиты в паром, как сельди в бочку, последние бабульки с авоськами исступленно бегут из вокзала, услышав чертыхания, пощелкивание бичей и крики «Pronto! Pronto!!!» наших темпераментных «колумбийцев».

Отплытие. Дельфины вдали. Стайка чаек четко занимает позицию за паромом, собирая рыбу в кильватерном следе. Приближается берег, и до меня доходит, что паром разворачиваться не будет и что выезжать из трюма задом (чего я, признаться, несколько опасалась) не придется, нас просто выпустят с другой стороны. Я просто гениальна в своей догадливости, знаю.)))

Спускаемся снова в машинный ад, впереди появляется свет, машины аккуратно выныривают наружу, едем, ожидая какого-нибудь досмотра, ну, каких-нибудь официальных процедур. Но ничего нет, Добби свободен, вырываемся на улицы Керчи, еще не до конца понимая, что мы и где мы... И вот — летим по трассе, луга вокруг, одуряющий запах трав, все окна нараспашку... вот тут пришло осознание. Ну, здравствуй, Крым.

Небольшое лирическое отступление. Если бы меня спросили: «Аня, а зачем ты едешь в Крым?», я бы начала мямлить и, право, не знала бы, что ответить. За пляжным отдыхом? За какими-то природными и историческими достопримечательностями? Нет. Точнее, и это тоже, но это не главное. Как ни глупо звучит, но я ехала туда за атмосферой. За некой крапивинско-ассолевской-цветаевско-волошинской атмосферой, за туманным образом, возникающим в голове при слове «Крым». Короче, я не знала точно, чего хочу, и была морально готова, что меня постигнет разочарование. Но этого не произошло. И даже более того—- Крым оказался еще обалденнее, чем я его себе представляла. Вот эта самая неуловимая и труднообъяснимая атмосфера захлестнула нас с первого же дня. В общем, я влюбилась.)))

Уже вечерело, мы приближались к Феодосии. После Приморского начинается вялотекущая пробка, ползем по Керченскому шоссе вдоль побережья, мимо многочисленных пляжей и отелей. Кстати, предложения жилья в Крыму — просто зашкаливают, буквально через каждые 3 метра стоят штендеры, таблички, машины и прочие рекламные носители, на которых предлагается жилье на любой вкус. Но мы двигаем дальше, в Феодосии ждет бронь. Остановились в Береговом, по правую руку столовая «Мой вкус» («Мой скунс», как я автоматически переиначила). Отличное место, всяко рекомендую. Там еще импозантный мужчина, похожий на Джорджа Клуни, пиццу печёт. Просто пальчики оближешь. Я про пиццу, если что.)))

Уже стремительно темнеет, въезжаем в Феодосию, уходим с трассы налево... И почти битый час колесим по городу, по этим узким и извилистым улочкам, пытаясь найти причал № 215, около которого и располагается гостевой дом «Капитан». Это было что-то… Навигатор вел нас по всяким подворотням, где мы утыкались в развешенное белье, поворачивали обратно, навигатор обижался и начинал глючить, мы ехали куда-то наобум, по миганию встречных понимали, что мы прем по односторонке, куда-то сворачивали, полностью утратив ориентацию в этой паутине переулков, зелени и фонарей... Но всё это было... так классно)))

Наконец, въезжаем в брешь стены древней крепости и утыкаемся в ворота 215-го причала. Никакой вывески о гостевом доме нет, но на самом деле он там есть. Вспоминаю десятки отелей и гостиниц по пути, все нормальные люди поселяются там, но нееет, нам же непременно надо забраться в жопу мира и поселиться на базе-стоянке маломерного флота))) Ворчливый сторож открывает ворота и впускает нас. Отличный номер с удобствами, 1000 в сутки. Лестница выходит прямо на пирс.

Но мы так-то неспроста поселились именно здесь. Была у меня одна мечта — увидеть вблизи маяк. Светящийся, ночью. А именно здесь, неподалеку, на окраине Феодосии, есть мыс Святого Ильи, на котором стоит маяк. И вот, времени 10 часов вечера, темнотища, а я иду узнавать дорогу к маяку. Сторож подивился этой прихоти и добродушно поприкалывался, но объяснил, что пешком по темноте идти туда — гиблое дело, тропинок не найдешь и в какие-нибудь катакомбы провалишься. На машине — еще можно. С трудом, но можно. Кстати, если не успеете за час вернуться, я закрою ворота до утра и не пущу. (Это он так шутил, но я все же решила по возможности не сильно задерживаться, а то кто ж его знает))). Сашке тоже не сидится на месте, и мы забиваем координаты в навигатор и отправляемся в ночную экспедицию.

Это было эпично. Танковая дорога при свете фар, подъемы, камни, ямы... Медленно ползем, уповая, не пробить бы колесо. И вот — мы его видим. Подъезжаем ближе, насколько возможно, оставляем машину на вершине холма, выходим. И с головой окунаемся в крымскую ночь. Вокруг — ни души. Цикады. Море. Травы. Неподалеку вспыхивает и гаснет маяк. А над всем этим -—небо, полное звезд, и луна.

Возвращаемся уже за полночь, а потом на пирсе знакомлюсь с ребятами из Башкирии, которые здесь же остановились. Разговорились и душевно посидели, попили пива под плеск волн, болтая обо всем на свете и наблюдая за огоньками самолетов в небе и разбегающимися крабами на берегу.

12-ый день

Феодосия — Судак — Солнечногорское.

Сашка, как обычно, не спешил утром просыпаться, я отправилась на пирс купаться и обнаружила, что к нам приплыл вот такой гость. Красавец, правда? Впервые лебедя так близко видела (ну, зоопарки всякие не в счёт). Приплыл такой, покрасовался, дождался, пока его накормили, и уплыл, деловая колбаса.

Жили мы, как я уже упоминала, на базе-стоянке маломерного флота. Или, по-простому, — в гаражном кооперативе. Только гаражи — не для автомобилей, а для катеров и лодок. В некоторых из них предприимчивые хозяева надстроили жилые помещения и сдают их. Вот честно — это было одно из лучших мест, которое было у нас забронировано в этом путешествии. Когда еще раз поедем в Феодосию, там же остановимся, по-любому. Здесь мало народу, только местные. Старые катера снисходительно взирают на бронзово-коричневых пацанов, ныряющих с причалов, в одном из домиков оборудовано маленькое кафе со столиками на пирсе, где вас накормят домашней едой, запишут в тетрадку, а расплатитесь потоом, о чем вы…

А еще наше пристанище располагалось в Старом городе, прямо в стенах древней крепости Кафа, 14-го века, если не ошибаюсь. Место это не слишком известное среди туристов, маршрутов никаких не оборудовано, билеты не продаются, лазь, броди, играй в прятки, сколько влезет. Мы облазили всё. По зною, с исцарапанными травой ногами, лопали фруктовый лед, спрятавшись в тени, исследовали катакомбы и ходили, балансируя, по крепостным стенам. Я словно вернулась в детство и ощущала себя девчонкой на каникулах. А Сашка был просто безгранично и опупенно счастлив.

Часа в 4 мы, наконец, смогли собраться и тронуться дальше. Через бурлящие людьми улочки «Страны Коктебель», по серпантинам — в Судак. Крымскими серпантинами я была заранее напугана из разных источников, но в реальности оказалось все не так уж и страшно, дорожка к перевалу Чике-Таман на Алтае позатейливее будет))) Изредка только кондей выключала, чтоб мощности прибавить. Сашку не укачивало, так что заранее припасенные таблетки не пригодились.

В Судаке нас интересует, конечно же, Генуэзская крепость. Не успели припарковаться у ворот, как Сашка издает вопль восторга и выскакивает из машины. Оказывается, увидел киоск с деревянным оружием, сильно он по нему угорает. Полчаса перебирал и пробовал по руке разные катаны, шпаги и двуручники, пока, наконец, не остановил свой выбор на одном мече. Больше он его практически не выпускал из рук. Покупаем билеты (225 руб. за двоих вышло) и топаем в крепость.

Генуэзская крепость грандиозна и прекрасна. Единственное — жаль, что там особо нигде не полазаешь, просто ходишь и смотришь, это Сашку немного расстроило)) Зато посмотреть там есть на что, конечно. Заходишь — и прямо ощущение, что ты в средневековый замок попадаешь. Вот это я понимаю, вот это люди строили…

Внизу базарчик, через который очень сложно пройти без покупок, и всякие развлекухи, типа стрельбы из лука.

После Судака, в уже сгущающихся сумерках, мы стремительно двинули в Солнечногорское. Успели четко до наступления темноты, йесс. В Солнечногорском у нас был забронирован номер в гостевом доме «Эдем». Недолюбливаю такие приторные названия, но в данном случае наш приют действительно оказался райским местечком. Просторная территория, зелень, беседки, бассейн, невероятно вкусное и недорогое кафе, ну, и отличные номера. 1300 в сутки. В общем, кто хочет отдохнуть в Солнечногорском в проверенном и качественном месте — всяко рекомендую ГД «Эдем».

Умотавшись за день, вечер провели лениво — за ужином и в валянии с планшетами. Кстати. Совсем забыла упомянуть — со связью в Крыму мы прокололись, положившись на мтс-овскую опцию «Везде, как дома», которая в Крыму не играет (если не установлен один из базовых тарифов линейки Смарт). Поэтому мы перемещались от вай-фая к вай-фаю, в основном же жили без интернета и, может, именно благодаря этому так много чего успевали)))

13-ый день

Солнечногорское — Балаклава — Севастополь.

С вечера договариваемся, что с утра, пока кто-то самозабвенно давит подушку, я двигаю в одиночную вылазку к водопаду Джур-Джур. Сказано — сделано. Прыгаю утром в Фомку и доезжаю до села Генеральское (км 20 примерно). Там уже поджидает засада джипперов, которые начинают наперебой предлагать свои услуги по доставке моей бренной тушки к водопаду, но получив однозначный ответ, что я намереваюсь прогуляться пешком — желают хорошей прогулки и показывают место, где лучше оставить машину, т.к. дальше идет суровая каменистая грунтовка, которую легковухе не осилить.

Топаю пешком. В Генеральском за мной увязывается хвост. Вернее, 2 хвоста, притом радостно виляющих. 2 местных собаченции почему-то решили, что меня необходимо сопровождать, и вот, в компании такой мохнатой свиты, я торжественно пыхтела километра 2-3 по довольно утомительной и пыльной дороге. Потом один из моих охранников проявил малодушие и утёк к туристической группе, не иначе пленившись чем-нибудь вкусненьким. А мы с Соней (так назвал её один из водителей джипов) шли дальше, периодически поджидая друг друга.

На подходе к водопаду — КПП, покупаю билет за 100 руб. Иду быстро, стремясь опередить группы, начинающие прибывать и прибывать, несмотря на раннее утро. Место пользуется популярностью, однако.

Вот и сам водопад Джур-Джур, самый полноводный в Крыму. Красивый, и вода вкусная. Правда, после домбайских и адыгейских водопадов... нуу, так скажем, восприняла его довольно спокойно. Может, еще из-за того, что народ потоком просто туда идет.

Охранник на КПП подсказал, что можно подняться по тропе выше водопада, к трем каскадам. Поднимаюсь к ним, тем более, что на водопаде становится совсем людно. Соня не отстает. И вот, каскады, и естественные чаши для купания. Пожалела, что не взяла купальник, ужасно хотелось купнуться. Краем уха услышала, что тут есть Чаша здоровья, Грехов и Любви, но какая из них какая — не знала. Поэтому наобум ополоснулась во второй, которая мне глянулась больше всех (потом выяснилось, что я безошибочно выбрала Чашу Любви). Посидели там маленько с Сонькой, которая снисходительно терпела, когда я на нее брызгалась водой из чаши, а теперь улеглась, прижавшись к ногам. Хорошее такое место. А потом пришли люди, и мы свалили. До третьей чаши было уже лениво идти, потопали обратно.

Возвращаюсь в Солнечногорское, поели, искупались в бассейне, собрались — и погнали дальше. Но для начала проехали немного обратно по трассе, к Малореченскому. Там нас интересовал храм-маяк Николая Чудотворца, а точнее — находящийся в нем Музей катастроф на водах.

Храм очень красивый, свечкой возвышается на скалистом берегу. Внутрь не заходили, спустились к цокольному помещению, где располагался музей.

Билеты обошлись в 300 руб. Мы не любители музеев, если честно. Но этот заинтересовал по отзывам, вот прямо сильно. И действительно — там интересно. Много небольших залов, много реальных экспонатов. Но основное — видеосюжеты, которые включают в каждом зале, про некоторые крупные катастрофы. От некоторых просто волосы на голове зашевелились, и слезы наворачивались. Но впечатление сильно подпортил экскурсовод: молодой парень, который тарабанил текст без малейшего проблеска мысли и которому было пофигу и на музей, и на то, что он рассказывает. Ну да ладно, к счастью, это единичный случай за все мои посещения музеев. Все равно здорово.

А еще — там рядом с музеем смотровая площадка в виде корабля. Налазались и нафоткались)))

Ну, и вперёд, по серпантинам Южного берега. Алушта, Гурзуф... На подъезде к Ялте трафик увеличивается, скорость замедляется. В районе Массандры впервые останавливаюсь у винного магазина. Бутылка инкермановского «Бастардо» и массандровского «Черного доктора» поселяются в багажнике, эти трофеи я довезу до дома. (P.S. Довезла и уже опробовала. Мммм…) Объезжаем Ялту, мимо Ай-Петри проскочили и даже не заметили, Алупка — и дальше, дальше, к повороту на Балаклаву.

Балаклава… Из чего складывается нежное чувство к городу? У кого-то — из комфортабельных гостиниц, чистых пляжей и всяких развлекух. У нас — из приключений на пятую точку)))

Я не нашла ничего умнее, как задать в Балаклаве координаты непосредственно самой крепости Чембало, возвышающейся на входе в бухту. Ну, навигатор — существо подневольное, надо так надо, он и повёл. Побродили в результате зачётно. Ярусный город, крутые подъемы и спуски, улочки, в которых не разъехаться двум машинам, дети и бабушки, играющие во дворах и с удивлением косящиеся на незнакомый пыльный форд, лавирующий между домами...

В конце концов мы почти наугад поехали по одному из крохотных проулков, а затем, оставив машину, нашли какую-то козью тропу и полезли вверх. Козья тропа оказалась крута и витиевата, но мы все же добрались до крепости Чембало. Бухта лежала перед нами как на ладони, а древняя стена и башни высились рядом. Народу почти никого. Ощущения — не передать, я не зря сюда так хотела.

Поднявшись к нашей цели, мы увидели, что все нормальные люди ходят по протоптанной тропе, и даже лестница есть внизу, и смотровая площадка, и скамеечки... Но мы же не ищем легких путей)))

Спускаемся, животы сводит от голода. Находим куст алычи и жадно её поедаем, какая ж она вкусная... даже если и не совсем зрелая))) Ощущаем себя Геками Финнами — грязными, голодными, но счастливыми бродягами.

Но пора уже и в Севастополь. Без происшествий доезжаем, уходим на Северную сторону, и там с идеальной точностью прибываем к нашему гостевому дому «Уютная дача». Хозяин, Дмитрий, открывая дверь, был поражен до глубины души: «Вы — одни из единиц, которые бронируют за полгода и приезжают в указанный день!»

Успеваем увидеть с нашего балкона край заходящего солнца.

Немного о нашем севастопольском пристанище. ГД «Уютная дача» — это двухэтажный дом на улице Рейдовой, прямо на оконечности мыса. Из плюсов (для меня): расположение на вершине обрыва, вид на море, пляж внизу, хороший номер и очень доброжелательные хозяева. Из минусов: рядом нет никаких кафе и магазинов. Приехав, я уже по темноте отправилась хоть за чем-нибудь съестным и прошла увлекательнейший квест «Найди продукты ночью на северной стороне Севастополя». Нашла, хоть и небыстро. Зато в процессе познакомилась с водителем маршрутки Васей (классный мужик, респект ему) и другими, уже не столь приятными в общении личностями))) Ну, и цена — 1700 в сутки, по-моему, немного дороговато. Но в целом мы были довольны.

Вид с нашего балкона:

4 день

Севастополь.

Небольшое лирическое отступление. Еще до поездки слышала от нескольких людей, что Севастополь их разочаровал, что они ожидали чего-то ого-гооо, а оказалось — ну, так, город как город. У меня же была обратная ситуация. Я очень боялась увидеть какое-то ого-го, что-то типа Сочи или того же Геленджика, типично курортное гнездо, живущее туристами. Я хотела коснуться обычного, «старого» Севастополя. Много ли можно успеть увидеть за 1 день? Нет, очень мало. Но мы вернемся еще. Наряду с Феодосией и Балаклавой этот город стал одним из моих любимых.

Первая цель на сегодня — 35-ая батарея. Мне сказали, что туда лучше ехать на своей машине, так и поступаем. Расстояния, конечно, в Севастополе несколько шокируют — из одной точки города в другую порядка 30-50 км. Через Инкерман — Камышовое шоссе — Казачинское шоссе — и мы прибываем. Берем билеты (они бесплатные), до начала экскурсии около 2 часов. Это нам еще повезло. Говорят, в сезон билеты на текущий день кончаются уже к 12 часам.

Жарища — около 40 градусов. Ждем в машине с кондиционером, поедаем фруктовый лёд и хлещем воду. К назначенному времени подходим к арке, где собирается группа. Про экскурсию не буду ничего говорить. Единственное — совершенно правильно, что она запрещена для детей до 7 лет, нечего им там делать. Да и детей постарше далеко не всех туда стоит вести, по-моему. А вот взрослым побывать стоит.

После заскочили в столовую и двинули в сторону мыса Фиолент, хотелось мне там побывать. Изначально у меня был коварный план устроить мелкому шао-линьское испытание монастырской лестницей в 800 ступеней и спуститься к Яшмовому пляжу. Но при такой погоде я даже о 10 ступенях думать не хотела, не то, что о 800. Поэтому решила на Фиоленте погулять чисто по верху.

Доезжаем до Георгиевского монастыря. Седобородый монах с хитрющим прищуром сидит у ворот и за добровольное подаяние запускает на монастырскую парковку. Мы ненадолго, поэтому отказываюсь от заезда, несмотря на все его увещевания. Зато покупаю у него литр холодненького монастырского кваса, «женского» — овсяно-свекольного (есть еще «мужской», он просто овсяный, вроде). Квас – обалденный! Наперевес с бутылкой и фотиком совершаю недолгую прогулку по скалистому берегу. Сашка отказался вылазить в это пекло и остался с планшетом в машине.

После Фиолента приехали домой, поставили машину и отправились на маршрутке до конечной, площади Захарова, где сели на катер — и до Графской пристани. Все время приходилось напоминать себе, что здесь катера — это такой же обыденный маршрутный транспорт, как у нас трамваи, и как-то неудобняк скакать по нему и фоткать все подряд, хотя так хотелось.

На Графской пристани мы взяли экскурсию по Севастопольской бухте. Уже наступал вечер, экскурсионные катера расходились, и пришлось подождать, пока наберется группа. Пока ждали, тусили на пристани, ели мороженое, обсуждали названия разных судов и разглядывали причудливые маленькие катера и их капитанов.

Экскурсия ооочень понравилась. Вроде всего полчаса, а столько всего успеваешь увидеть. Проплываешь рядом с кораблями разного назначения, видишь воочию и военные суда, и исследовательские, с удивлением узнаешь, что вон тот небольшой кораблик — для размагничивания военных судов, чтобы не срабатывали подводные мины, а вон на том огромном — действующее отделение городской больницы. Особенный восторг и интерес вызвали подводные лодки и красавица шхуна «Херсонес» (не уверена, что это именно шхуна, не запомнила, что это по классификации).

Возвращаемся к пристани уже на закате.

...И погружаемся в атмосферу вечернего Севастополя. Катера расходятся от пристани, блюз от музыкантов на площади переходит в рок-н-ролл, в небо взмывают с рогаток светящиеся вертолетики, ребятня проносится на скейтах, беседующие пары у баллюстрады, бабушки, выгуливающие внуков в сквере у фонтана. Эхо летних парков, бархатистые сумерки, южная неспешность, обычный вечер города. Яркое, щемящее счастье быть именно здесь и сейчас.

С блаженно-довольными мордами мы бродим повсюду, рассекаем между гуляющими на гироскутере и сигвее, обстоятельно выбираем ракушки и магниты в одной из палаток, Сашка ходит колесом по площади и болтает ногами, сидя на каменной набережной, а мои ноги сами собой подхватывают ритмы джаза, ну невозможно не подтанцевать))) Обжигающе-вкусная пицца в кафе, бокал глинтвейна, как завершающий штрих к этому вечеру.

Успеваем запрыгнуть на последний катер до Северной стороны. Прибыв, обнаруживаем, что наши маршрутки уже не ходят. Обращаемся к таксистам, и только за 200 руб. нас соглашаются довезти до нужного места, хотя там ехать 15 минут от силы. Но у нас особого выбора нет, поэтому соглашаемся и приезжаем домой уже где-то в полночь. Дмитрий, посмотрев на наши светящиеся даже в темноте моськи и послушав впечатления, улыбается довольно и горделиво: «Вот, теперь вы почувствовали Севастополь, заразились им. Вы вернетесь».

15-ый день

Севастополь — Симферополь — Белогорск — Феодосия — Новониколаевка — Генеральские пляжи.

С утра двигаем на пляж. А то третий день тут живем, а на пляже ни разу не были, безобразие. Спуск по лестнице — и полупустой дикий пляжик, с крупным песком и отличным заходом. Славно побултыхались.

Вверху, на обрыве — наш дом.

Дальше по берегу видны переполненные пляжи Любимовки и Учкуевки.

Собираемся, прощаемся — и в путь. Но не тут-то было, симферопольское шоссе перекрыто полицией, водители, матерясь, уходят куда-то в пикуля, а я чо, я за всеми))) Как мы ехали — до сих пор не поняла, но в итоге мы снова выпали на нужную трассу, в аккурат за окончанием перекрытого участка.

Бахчисарай, Симферополь... и вот, Белогорск. Изначально в плане нашего путешествия значился визит в белогорский парк львов «Тайган». Но, посовещавшись, мы с Сашкой решили туда не заезжать. Во-первых, мы там окажемся днем, в самое жаркое время, когда все львы дрыхнут в тенечке. Как нам сказали, в «Тайган» лучше приезжать утром или вечером. Во-вторых, маловато времени. В-третьих, стоило бы поберечь финансы, а билеты в этот парк отнюдь не дешевы.

Но кроме Тайгана в Белогорске было еще кое-что, чего я не могла пропустить. Конечно же, Белая скала. Сворачиваем с трассы налево и следуем чисто по навигатору, который вскоре с асфальта уводит нас на пыльную-препыльную грунтовку. И вот так, окутанные белым облаком, мы подъезжаем к Белой скале.

«Дааалееекааа дорога твоя, далека, дика и пустынна...» Взгляд поневоле ищет всадника на вершине и дилижанс, улепетывающий от банды бандитов по пыльной дороге.

Грандиозное творение природы. Говорят, можно заехать и на вершину, мы даже где-то по дороге видели указатель — «На вершину Белой скалы», но не знаю, насколько там реально проехать пузотерке, да и времени не было.

Выезжаем снова на трассу, и тут у нас начинается сельскохозяйственный жор. Останавливаемся в деревеньках и покупаем всякие садово-ягодные вкусности, которыми тут торгуют. Так мы затарились клубникой, малиной, кукурузой, горохом, абрикосами и дынями, притом бОльшая часть этого было незамедлительно сожрано)))

Еще раз привет, Феодосия, и снова пока, на сей раз надолго. В Береговом опять тормозим у «Моего скунса» и приобретаем у Джорджа Клуни его непревзойденную пиццу, т.к. чувствую, что нынче вечером готовить ужин мне будет неохота.

Солнце клонится к горизонту, уходим с трассы налево, на Новониколаевку и Новоотрадное, дорога пуста, и я откровенно гоню, спеша успеть встать на ночлег до темноты. Но солнце уже нависло над Азовским морем, и становится понятно, что мы не успеваем.

Уже практически в темноте въезжаем в Золотое, и абсолютно теряемся, не зная, куда дальше ехать. Навигатор уводит на какую-то страшную на вид дорогу в поля, но я воспринимаю это как очередной его глюк. Тыкнулись туда-сюда — нет проезда вдоль побережья. Чо делать? Надо однако на ночлег где-то устраиваться. Подъезжаем к лодочному кооперативу в Золотом, решив, что, как и в Феодосии, здесь можно найти ночлег. На душе скребли кошки, потому что завтра уезжать, а одной из главных целей в Крыму мы не смогли достичь. Обращаюсь с вопросом к первому попавшемуся мужчине. И тут судьба в очередной раз доказывает то, как мне везёт на людей.

Жилье здесь не сдают и ночлега не найти, но, выслушав нашу историю и узнав, что мы с сыном приехали из Екатеринбурга и ищем Побережье тысячи бухт, чтобы устроить палаточную ночевку, этот мужчина, Александр, покачал сокрушенно головой, а потом вывел свой квадроцикл и сказал следовать за ним.

И вот — ночь, и безумный джипинг (в моем случае – фординг)) по той самой, страшной на вид дороге. Вокруг темнота, вижу только красные огни впередиедущего квадроцикла, и изо всех сил пытаюсь не отстать, а чешет он нехило. Повороты, снова повороты, подъемы, переломы, спуски и опять повороты. Где мы едем? Без понятия ваще. Навигатор давно впал в кому. Иногда цепляем камни защитой, хотя Александр старается выбирать траекторию поровнее и иногда поворотником показывает, с какой стороны лучше проехать. Стараюсь не думать, смогу ли я отсюда выехать. Останавливаемся. Спускаемся по тропинке. И видим пустую бухту. Никого, абсолютно. Море разбивается о камни. Под ногами песок (как позже выяснилось — ракушечник). «Это Бухта Странника, — сказал Александр. — Подходит?» У меня ком в горле стоял от счастья, чесслово.

Александр спросил, есть ли у нас палатка и все прочее, сможем ли выехать, обрисовал общее направление, дал свой номер телефона и уехал. Сказал, звонить обязательно, если что. А мы стали располагаться.

И вот, палатка поставлена, на столе пицца, запуск фейерверка (я его с собой из Екб везла, да-да))). Тишина. Ощущение, что мы одни на сотни километров. Только шум моря. Помните фильм «Изгой»? Когда он только попал на остров? Ночь, бьющиеся волны и фонариком только щелк-щелк, щелк-щелк... Один в один, вообще, даже фонарик у меня такой же)))

А небо было усыпано звездами, всё, полностью, куполом. Оно просто сияло. А чуть позже взошла луна. И мы легли, наконец, спать, ощущая себя непомерно богатыми генералами этих самых пляжей.

16-ый день

Генеральские пляжи — Керчь — переправа — Пересыпь.

Проснувшись, мы обнаружили себя на идеальном пляже. Полное безлюдье. И волны... Побережье тысячи бухт в реале оказалось таким, каким я не могла его представить даже в самых смелых мечтах. Лучший в моей жизни пляж. Единственное — ракушечник. Ходить по нему босыми ногами... несколько чувствительно)))

Надо ли говорить, что мы делали первую половину дня? Строили песчаные замки, лопали дыни и абрикосы... И купааались. Вернее, прыгали в волнах. Бочонками, ласточкой, плашмя и с переворотами, выжидая, когда самые высокие, с барашками волны, нависнут над головой, и тут, главное, успеть сгруппироваться и оттолкнуться, тогда взлетаешь на вершину, а иначе — проезжаешь по песку пузом, отплевываясь от воды и пены. О, это было целое искусство…

В общем, было солнце, море и фрукты — классический и стопроцентный южный боекомплект.

После обеда, когда уже не оставалось сил больше купаться, а Сашку качало даже стоя, начали собираться. Закидали вещи, прощальный взгляд на нашу бухту — и вперед. Метров на 100. А дальше я поняла, что не знаю, куда ехать.

Хочу позвонить Александру, но сети здесь нет, совсем. Общее направление-то было понятно, но туда не вело никаких дорог, только козьи тропы какие-то. Более-менее нормальная дорога уходила совсем в другом направлении. Ладно, решили поехать по ней, в надежде, что она потом завернет. Не завернула, и мы все удалялись дальше вдоль побережья. Наконец, я решаю развернуться, сдаю назад в чисто поле... и сажусь на камень. Очень крепко. Ни туды, ни сюды. (Сети по-прежнему нет, позвонить никак). Враскачку, с раздирающим душу скрежетом, но стаскиваю машину. И обнаруживаю, что ручник перестал действовать, а снизу волочится порванный шланг. Можно испытывать стыд перед машиной и боль за нее? Можно. Фомка ни разу меня не подвел за все путешествие, а я...

(Кстати, уже потом, в Екатеринбурге, когда я приехала в сервис и спустилась в яму, мне показали глубокие борозды снизу на бензобаке. Мне чуть-чуть не хватило, чтоб его пробить.)

Ну да ладно, не время страдать, надо как-то выбираться. Едем назад, уходим на одну из мелких дорожек, форсируем, иногда не с первого захода, каменистые горки. Пыль, скрежет... Стиснув зубы, стараюсь не думать о машине, не сейчас. И тут выпадаем в очередную бухту. Побережье решительно не хотело нас отпускать.

К счастью, там были люди. На внедорожниках. Подхожу узнать дорогу. Двое мужчин тут же прыгают в машину и едут указывать нам путь. Вот огромное человеческое спасибо все-таки таким людям. Едем за ними, и понимаем, что сами бы ни в жизнь не выехали обратно: дорог там — тьма, как паутина. Навигатор вообще их не видит. Машина доводит нас почти до самого Золотого, прощаемся, дальше сами.

Нужен сервис, ибо шланг, волочащийся по дороге — это совсем не гут. Узнаем в Золотом. Продавщица в магазине подозрительно меня оглядывает и, поджав губы, говорит, что тут никаких сервисов нет. И механиков нет. И вообще — нету тут мужиков. Ладно, придется ехать в Керчь, 40 км, дотянем, чо.

Итого, про Генеральские пляжи. Бесподобное место. Но впредь — только на машине с высоким дорожным просветом, или в сопровождении знающего проводника.

Едем в Керчь и по дороге видим квадроцикл со знакомой фигурой. Вот и Александр, встретились. Дал координаты сервиса в Керчи, и мы погнали. Ну, как погнали... поехали. Оочень аккуратно. Не так, как летели тут накануне вечером))

В Керчи, в небольшом сервисе, специализирующемся больше на шиномонтаже, нам только прихватили шланг, чтоб не болтался, и сказали ехать дальше так. Отсутствие ручника, признаться, меня несколько нервировало, но что поделаешь.

Часов в 6 вечера прибываем на переправу. Электронных билетов у нас нет, поэтому отправляемся в самую большую кучу. И пошло время ожидания. Час, два, три... Жара, под 40 градусов. Стиснутые ряды машин. Мы с мелким, обгоревшие по-страшному, чувствуем себя так, будто варимся в кипятке. Фомка покрыт чуть не сантиметровым слоем пыли, ковыляю вокруг с тряпочкой, хоть стекла протереть, бедолаге.

Очередь «электронщиков» сменилась уже несколько раз. Проезжают все — льготники, электронщики... И только в конце, по чуть-чуть, выпускают из нашей кучи. Я не знаю, как раньше народ сутками стоял на переправе, мне этих 3 с лишним часов хватило просто за глаза. Больше на переправу летом я не поеду. Буду ждать моста, ничо не знаю))

Зато перед самим паромом практически не было задержки, не так, как в Порт Кавказе. Когда, наконец, выпустили из накопителя — буквально сразу на погрузку. Досмотра не было, на меня только глянули и махнули рукой — проезжай, болезная))

На пароме, к счастью, в этот раз в трюм не отправили. Всю переправу сидела в машине и героически жала тормоз, ибо было страшно, что кого-нибудь все-таки тюкну во время качки)) Сашка чувствовал себя неважнецки. Перебрал солнца, жары и нервов, плюс слегонца укачало. Я, надо сказать, тоже держалась только потому, что других вариантов не было.

Порт Кавказ. Ночное шоссе. Я очень не люблю ездить ночью по трассе, и обычно всяко этого избегаю, но тут пришлось. С тяжелой головой, мутными глазами и мокрой на спине рубашкой я въезжаю в Пересыпь. Сворачиваю к первой же вывеске мотеля, и меня технично перехватывают местные бабушки, сдающие жилье и устраивающие засады на тех, кто идет на свет гостиницы. Очень, кстати, этому рада. Получаем комнатку, душ, Сашка проваливается в сон, даже не успев раздеться. Хозяйка, милейшая женщина, делится с нами своей едой, от доплаты отказывается, «что мы, не люди что ль». Всё, провал. Это был очень тяжелый день.

17-ый день

Пересыпь — Тимашевск — Ростов-на-Дону (обход) — Белая Калитва — Морозовск.

Выспались, поэтому с утра чувствовали себя бодрячком. Дополнительную радость придавал значок H+ на планшетах, как мы по нему соскучились. Копаться в картах и прокладывать оптимальный маршрут мне было категорически неохота, поэтому просто забила Волгоград, решила: как проложит — так и поедем, хоть через Северный полюс, даже смотреть не стала, просто сели и поехали)) Слева виднелось Азовское море, спрашиваю у Сашки, мол, ну что, может, искупаемся? В ответ сын лишь издает невнятный звук и отворачивается от окна)))

В Тимашевске постояли на переезде, но в целом дорога очень ненапряжная и свободная. А после выпадения на М4 началось просто счастье. В прекрасном настроении чешем к Ростову. Приостановились было, чтоб купить арбуз, но товарищи продавцы настолько открыто и нагло пытались нас развести на деньги, что мы передумали, решили, что рано еще арбузы покупать.

Обходим Ростов. Видим последствия страшной аварии на встречке. Обе полосы стоят на несколько км. На море народ торопится...

Без происшествий уходим с М4 направо, по указателю на Волгоград. Двухполоска, но практически пустая и великолепного качества. Отлично едется. Вообще, этот день стал каким-то отдыхом, как ни странно. Соскучились по дороге в чистом виде. Сил полно, хоть до Волгограда чеши, но уже темнеет. Решаем встать в Морозовске. На въезде справа — кафе «Риф» — обалденное место, очень вкусно и недорого. А на другой стороне гостиница. Тоже отлично, хотя дороговато — 1700 руб. (зато включая 2 континентальных завтрака, так что потянет).

18-ый день

Морозовск — Волгоград — Саратов — Вольск.

Вообще, ехали обратно так: спим по утрам, выезжаем не торопясь и едем, сколько хотим, не считая километров. Мы никуда не опаздывали. Поэтому обратный путь, хоть и занял ощутимо больше времени (аж 4 дня, с ума сойти), но воспринимался реально как отдых и расслабон. Мне понравилось.

А, да, и практически не фоткали. Приутихла у меня, наконец, постоянная жажда запечатления, насытилась я фотографиями, больше 1200 штук везла, как никак. А тут хотелось просто ехать. Вот, единственная фотка с обратной дороги есть, где-то за Саратовом сделанная. И то—- это Сашка из окна снимал, не я)))

Постояли с час в Новом Рогачике, проскочили, практически не заметив, Волгоград. И вот знакомая дорога, мы выехали на нее, замкнув петлю в Волгограде. Едем, вспоминая. Дубовка («А помнишь, как мы тут гостиницу искали?»), Оленье («Первый кипарис здесь увидели, помнишь, да?»), объезд Саратова, на удивление легкий, практически без ремонтных задержек.

После Саратова начинаются помаленьку леса. Мы даже не заметили их исчезновения, когда ехали «туда», зато как радовались их появлению, когда ехали «обратно». Наконец-то начинает спадать температура. Вечерняя прохлада, напоенная запахами влажной травы и леса, туман (настоящий туман!!!) — как мы по всему этому соскучились, не передать. Мы едем домой.

Той же дорогой до Жигулевска ехать, честно говоря, не хотелось, как-то не легла она мне на душу. Поэтому решили с утра уйти в Балаково на другой берег.

Остановились в гостинице где-то под Вольском, название я, конечно, забыла. Нормальная в целом. С большооой такой стоянкой...

19-ый день

Вольск — Балаково — Пугачев — Бугуруслан — Уфа.

Я не зря упомянула про стоянку, т. к. именно там с нами утром случился пренеприятнейший казус. Выспались, погрузились в машину, все такие довольные и счастливые, лихо сдаю задом для разворота... и с треском впечатываюсь в борт грузовой газели, которая заехала буквально за пару секунд до этого. Вот так, проехав на тот момент 6 тысяч с лишним километров по всяким пикулям и серпантинам, я умудрилась расхлестать багажник на огромной и пустой стоянке у гостиницы. Курица(

Газель от столкновения почти не пострадала, мужик сам был в шоке, заехал, называется, кофе попить. На свои коцки махнул рукой, мол, фиг с ними, вот вас жалко. Разошлись миром, вина моя, каско у меня все равно нет, оформление было без надобности.

Этот инцидент несколько подпортил нам настроение, но лишь на полдня. Сделаем Фомку, краше прежнего будет, обещаю. (P.S. Уже делаю). Переезжаем Волгу в Балаково, эх, жаль, опять мост без обзора. И чешем на Бугуруслан. Дорога — то, что надо, как раз по мне. Фур никаких, трафик минимальный, а покрытие, хоть и напоминает временами стиральную доску, но в целом вполне нормальное, и вообще, идеальная гладкость дороги — не всегда хорошо, как показал калмыцкий опыт.

Больше никаких особых происшествий в этот день не случалось, спокойно доехали до М5 и пошли по ней. Дело было к вечеру, и, может, поэтому там было пустынно, и мы летели будь здоров, что несколько непривычно для М5. Не доезжая километров 100 до Уфы, решаем приземлиться в кемпинге, выходим из машины — и околеваем от холода. 10 градусов было, однако, а мы такие в шортах и футболках, пляжники, ё-маё)))

20-ый день

Уфа — Сим — Месягутово — Сажино — Михайловск — Екатеринбург.

Ну, и заключительный день. Сначала по М5, небыстро, но верно. Очень много гаишников. Боялась пробки в Симе — ничего не было. Вообще, куча страшилок не оправдалось. Уходим на Месягутово. И уже вообще привычная дорога, сколько уж раз тут ездили. Но, тем не менее, именно здесь я умудрилась словить первый и единственный штраф за всю поездку — заболталась с Сашкой и проворонила знак 60.

Московский тракт. Навигатор, державшийся эти дни на последнем издыхании, от прилива радости глюкнул окончательно, но он уже был и не нужен. И вот — побитые, запыленные, обгоревшие, но непобежденные — мы причаливаем к дому. Блин. Мы ведь таки сделали это. И вернулись. С ума сойти.

Подведем итоги

20 дней. Пройдено: 7 375 км. Потрачено на всё про всё — примерно 82 000 руб. Из них: бензин — 21 000, проживание — 23 000, остальное — еда + развлекухи + сувениры + билеты на паром.

Увидено за эти 20 дней столько, что не помещается в голове. Даже не верится, что в стольких местах побывали. Это было очень концентрированное путешествие, стремительный налёт с целью попробовать, прочуять, понять — наше-нет. И теперь я знаю, куда мы поедем через 2 года и где я буду отмечать свой день рождения :)

Ах, да. Мы не выполнили 3 обязательных пункта любой южной программы.

1. Побывав на 2 морях, мы так и не покатались на банане. Это печаль. Нам просто не повезло. В Геленджике с деньгами, зажатыми в кулаке, я отправилась на пляж, покупать билеты на банан, но именно в тот момент гидроциклы разобрали на прокат. А потом было тупо некогда, или мы забывали. А я так хотела, уууу....
  2. Переправляясь туда-обратно в Крым, проезжая 2 раза через Керчь, мы так и не увидели строящийся мост. Ну, вот не знаю даже, но как-то так получилось)) А ведь тоже хотелось посмотреть.
  3. Проезжая 2 раза через Волгоград, мы так и не побывали на Мамаевом кургане. Когда ехали «туда», рассчитывали, что устроим в Волгограде полноценную остановку на обратном пути, а когда ехали обратно... просто хотели домой. Уже не было сил и эмоций. Могли, конечно, зайти «для галочки», но, мне кажется, это было бы неправильно. Можно всяко порицать. Но мы решили, что полноценно остановимся здесь в следующую поездку. А может, и отдельно съездим, кто знает.

И, наконец, я бы хотела сказать СПАСИБО всем людям, которые словом и делом помогали нам в пути, в самых разных местах, порой совершенно неожиданно. Что бы с нами было без этой помощи — не знаю. Огромная благодарность от всего сердца.
А также своему сыну, который помогал мне, терпел меня сутками напролет, и почему-то хочет со мной ездить и дальше.

А еще всем, кто сумел прочитать этот длиннющий отчет)) Благодарю за внимание.

Антонио
Прокопьевск
Спасибо за чтиво и шикарные фоточки

Взяли и в ступор ввели, что Волгоград проехали и не заметили, и что калмыцкие ДПСники добрые...))) Отчёт прочитал с удовольствием, пишите интересно... а про перекусы различные, так через слово...))) А за банан не расстраивайтесь, ничего интересного... есть и по круче аттракционы..))

Всем бы мальчишкам такую маму!)) Отличный отчет. Все фото потрясают, особенно Домбай, очень красиво!

Отличный отчет, а главное содержательное путешествие. Молодцы, что посетили Адыгею и Домбай, а то все обычно как ненормальные несутся к морю, а реальную красоту пропускают. Вы смелая женщина , удачи Вам, но вот чрезмерное внимание к ребенку в рассказе - так ну очень уж по-женски, слишком много. Много полезной инфы, отметил для себя некоторые моменты для будущих поездок, спасибо!
Хороший отчет. Но просмотров было бы больше с другим заголовком. Например: "РСП в активном поиске счастья"
Рассказ оставил сильное впечатление.

насчет мотелей в районе Нурлат: не доезжая до Нурлата около 7 км (со стороны Альметьевска) есть слева кафе-мотель "7-й км". если только там заночевать. или в гостиницах в самом Нурлате. Больше в округе негде.

Отличный маршрут и хороший рассказ, который вполне годится как путеводитель!
Как и Ваш Алтайский отчет, кстати :)

Класс!

Гурьевск
Понравился, добрый отчёт, если поеду в те края, то ещё раз перечитаю.
Мой отзыв: Лада Калина 2006
SamSamov
Хорошо написано, легко и понятно читать. Интересно про всё было и фоты качественные!

Крым.Город герой Керчь
Как Керчанин,первый раз слышу о названии "Побережье тысячи бухт".Местные называют "Генеральские пляжи".На протяжении 15 км. берег состоит из бухт и бухточек,прекрасное место для стоянки дикарём.При СССР там была закрытая зона,полигон для бомбометания.Кто с палатками планирует отдыхать,очень рекомендую и места ещё не обгаженные туристами.Кстати рядом находится солёное озеро в котором очень полезная грязь.

Отличный рассказ.
На будущее - на Белую Скалу на вершину можно подняться и на "пузотерке" :) а еще там весной цветут дикие пионы, поэтому место слева так и называется "Красная Балка" :)
Также возле Белогорска есть два водохранилища "Тайган", там тоже красиво и можно искупаться :)

тарелка это гостиница была

Молодцы! Отличное путешествие! правда, отдых в режиме нон-стопа - удовольствие для "сильных духом и телом"!!! ;) Как я понял. именно сам отдых был в процессе дороги к дому? Сыну с такой мамой. видимо, не скучно?! :)т Отличные фото! И ОЧЕНЬ МНОГО интересных мест посещено!

Элефант24:
Про Волгоград мне практически никто не верит))) но это факт) Тем более, на обратном пути, через Новый Рогачик, мы проехали только небольшую его часть, не так, как на пути "туда". Поэтому вообще махом проскочили. А с ДПСниками мне вообще как-то везет (тьфу-тьфу-тьфу), исключительно нормальные люди попадаются.
а про перекусы различные, так через слово...)))
Виктор Федотов:
Вот что значит взгляд со стороны, сама не замечаю. Спасибо, учту на будущее :)

Info Service:
Мне мой заголовок больше нравится)))
Sergeevich_86rus:
Отличн ый рассказ.
О, интересно, буду знать.
fill9930:
тарелка это гостиница была
Да ладно? Она ж маленькая, как там могла быть гостиница? Но точной информации не имею, поэтому всё может быть)
Анютыч :):
Мне мой заголовок больше нравится)))
А зря. С другим заголовком отчет получил бы бОльшую известность и признание среди широких слоев населения.

Я тоже так хотел, но у меня получилось только замучиться в пробках от геленджика до сочи и саранчу потоптать вокруг олимпийских объектов.

segrsv:
Спасибо) Дело в том, что отпускных дней мне полагается немного, а успеть хочется везде, на следующий год уже другие планы)) Поэтому не могли упустить возможность посмотреть и то, и это, раз уж в этих краях оказались. Да и "кабачковый" отдых никогда не понимала, а дольше 3-х дней на одном месте просто становится скучно.

Info Service:
Да я не гонюсь за известностью и признанием. Бывает и так.
Анютыч :):
Да я не гонюсь за известностью и признанием. Бывает и так.
Вы правы. Такая тактика может оказаться единственно приемлемой при сложившихся обстоятельствах.

Хороший отчет, хорошая семья и не стандартный "курортный" маршрут. Молодцы. Новых замечательных путешествий вам!
TD21
Усть-Кут
Вы боооооольшая молодчина!
Содержательный и увлекательный отчёт .ВЫ молодцы! По себе знаю, что от подготовки зависит очень многое, а она у вас основательная! Себе на заметку взяли Домбай. Там мы ещё не были! Удачных вам дорого и новых впечатлений! Спасибо за информацию!
Содержательный и увлекательный отчёт .ВЫ молодцы! По себе знаю, что от подготовки зависит очень многое, а она у вас основательная! Себе на заметку взяли Домбай. Там мы ещё не были! Удачных вам дорог и новых впечатлений! Спасибо за информацию!

Цитата ........."Небольшое лирическое отступление. Если бы меня спросили: «Аня, а зачем ты едешь в Крым?», я бы начала мямлить и, право, не знала бы, что ответить. За пляжным отдыхом? За какими-то природными и историческими достопримечательностями? Нет. Точнее, и это тоже, но это не главное. Как ни глупо звучит, но я ехала туда за атмосферой. За некой крапивинско-ассолевской-цветае вско-волошинской атмосферой, за туманным образом, возникающим в голове при слове «Крым». Короче, я не знала точно, чего хочу, и была морально готова, что меня постигнет разочарование. Но этого не произошло. И даже более того—- Крым оказался еще обалденнее, чем я его себе представляла. Вот эта самая неуловимая и труднообъяснимая атмосфера захлестнула нас с первого же дня. В общем, я влюбилась.)))"
Почти прослезился! Хорошо и просто сказано. Спасибо Анна за отчёт, всех благ вашей семье!

Для женщины - СУПЕР !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Во-о, и я мужу на следующий год такой же маршрут предлагаю. А он максимум Элисту хочет увидеть по дороге в Крым.

"Переправляясь туда-обратно в Крым, проезжая 2 раза через Керчь, мы так и не увидели строящийся мост." - А как же стройка на косе Тузла: или я чего-то не поняла, или вы хотели посмотреть на стройку именно с воды.

Прочитал на одном дыхании.
Спасибо за отличный отчёт!
Всегда удивлялся, как можно так кропотливо маршрут выбрать и каждое место, куда можно и нужно сходить. У меня на это никогда терпения не хватает ))

Людмила Еремина:
Это издалека, это не считается))) Просто насколько слышала, в Керчи особенно наглядно видно будущий мост, а мы как-то прошляпили.

Мелекесс
Отчет понравился. Спасибо. Только немного настораживали мамины вылазки когда ребенок оставался один. Типа он спит а я уже 130 км накатала с утра. А случись чего???? не дай бог конечно с кем то . Мое мнение на отдыхе низя разделяться на долго и тем более на такие расстояние с несовершеннолетними детьми.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Вот какая мама! Золотая прямо!)))) Очень душевный отчет! Очень! Меня переполняет восторг и уважение к Вам, Аня! При таком общении и совместных путешествиях, у Вас вырастет отличный парень! Удачи вам и новых путешествий!
г. Белогорск (Амурская область)
Отлично ! ГОРЫ!

Классные вы друзья в семье:) Отличный отчет. И всегда немножко завидую тем, кто живет хотя бы немного западнее Новосибирска, а значит поближе к морям:)) https://www.youtube.com/watch?...
Веселюсь, зарабатываю деньги, помогаю людям.

Реутов
круто!

Прекрасный отчет. Юмор, доброжелательность - во всем. Бытовых деталей - ровно в меру. Романтики - тоже. Если к Вам не цеплялись даже южнороссийские гаишники, то, значит, у Вас правильная карма (или аура?), которая чувствуется в слоге. Сын - молодчина, очень симпатичный парень. С мамой ему явно повезло.
Подкачала только фотографическая часть. Конкретно не устраивает, что ... ну ни одного автопортрета :-((.
Виды - классные, но народу же хочется увидеть милую отважную и талантливую женщину, которая все это написала. Учтите уж, пожалуйста, когда следующее путешествие будете описывать.

Одной мне кажется, что появился коментатор, который в каждом отчете докапывается до авторов? Прям режет глаз
По теме: Аня - вы молодец, отличная поездка, грандиозная. Прям уважением к вам прониклась как к женщине-водителю. Ну и сыну конечно впечатлений выше крыши. Так держать!

Уфф... отпустило!! :-) Залез в предыдущий отчет - "Три грани Алтая", нашел фото Анны. Все правильно, как и должно быть, - красивая, молодая, стройная и с потрясающей улыбкой. Удачи Вам и счастья!

Достойно. Респект!

JokerSL:
Засмущали совсем)) Я на фотках чаще всего категорически себе не нравлюсь))) поэтому и выкладываю мало.
Спасибо всем за хорошие слова.

Насыщенная эмоциями поездка. Практически все эти места изъездил, но не одним махом. Особенно понравился Домбай, так как этой зимой его видел в снежном одеянии, местные говорили, что летом он не хуже. И теперь я им верю .
Судак, Генуэзская крепость, водопад Джур-Джур, музей в Малореченском, Севастополь...Всё понравилось, тоже бывал там. Девушка умничка.

С удовольствием и почитал. и посмотрел. Хватает полезной информации. Сын вами наверно очень гордится. Из-за Вас на Домбай захотелось.
Прочитал на одном дыхании
Оочень интересно и смело
Всего доброго Вам и Сашке и много интересных путешествий

Землякам респект. Подготовка к путешествию проведена грандиозная. Даже гостиницы бронировались за полгода.

Охренеть. 3500 км туда-обратно из МО до Сочи подвигом считаешь за рулём, а тут в два раза больше. Мама с сыном. Одни в палатке на пустынном крымском берегу. Вот честно, завидую по-белому таким людям. Тоже мечтаю так отдыхать, но всё мешает что-то... То лень, то времени нет, то жене подавай номера с кондеем и евроремонтами в 50 метрах от моря... Так и проходит отпуск тупо на пляже, причём, в два раза дороже.

Хороль
Отличный отчет! Умничка! Даже и не знаю, кому больше повезло: маме с таким сыном, или сыну с такой мамой!!!!
Я - исключение из всех правил

калгушенск
интересно читать, мама молодец в темпе держится, главное всё про всё знаете, где что есть и куда поехать и что посмотреть, долго не засиживались на одном месте и это правильно.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны. (Аллен Даллес)

Мелекесс
Triumvirator:
вот вот !!!!! насчет желаний жены поддерживаю - никакой тебе романтики, нужен номер с конедеем а не палатка со спальником. ну а уж если палатка то чтоб надувной диван еще , душ и т.п. А если скажешь что один поедешь, то все - развод на полкровати и девичья фамилия.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград

Triumvirator:
Plohish01:
Нужно что-то менять. В крайнем случае кого-то:))))
Веселюсь, зарабатываю деньги, помогаю людям.
kalьyan
Аксай
Спасибо за эту повесть, пишите ещё!)

kim-230752:
Что за сексизм! Хороший отчет о хорошем путешествии- будет правильнее.
Дядя Саня Оренбург
На Алтай или на Домбай ? вот в чём вопрос .А нужно уже куда то выдвигаться.
Вы отважная женщина! Путешествие ОТЛИЧНОЕ! Прочитал дважды, многое взял на заметку.
Александр Петрович
Спасибо за интереснейший отчет! Удачи во всем!

Шикарнейший отчет, не каждая мама отважится на такое путешествие одна с ребенком
Светлана
Путешествие супер! Отчет очень понравился.

на юге сибири
Да-а-а.Так и хочется процитировать: Есть женщины в русских селеньях.....Путешествие супер.Написано хорошо.Читать легко

Насыщенная поездка у вас выдалась! Отчет хороший, и текст и фото

А подъемник в Адыгее работает только с пятницы по воскресение.
Мой отзыв: Skoda Roomster 2012

Отличная поездка,молодцы.

Молодцы, отчет интересный. Фото палатки на генеральских пляжах - мечта.

Дуже цiкавий огляд!)))Нехай Вам щастить! Кохання! Добробуту! Злагоди і миру!
Scleross
Мне бы такого позитива, весь такой радостный месяц назад поехал на Байкал, вернулся в недоумении: вырубка леса, колонны лесовозов, выжженные леса, нищие деревеньки, Байкал весь в водорослях.

Север
Замечательное путешествие, очень подробный и интересный получился отчет, прекрасные фото. Спасибо, что проделали такую объемную творческую работу и поделились своими впечатлениями, было что подсмотреть для своих будущих поездок. Пять+!

Фантастично! Эпично! Захватывающе! читаю все что появляется в разделе Автопутешествий, и такие отчеты как этот - украшают Дром! Вдвойне приятно, что отзыв написан землячкой. Переживал каждую минуту описанную автором, будто сам проехал! Радовался и огорчался вместе с автором. Моменты с пострадавшим "Фомкой" прямо ножом по сердцу, дай бог Фомка все перенесет. Автору и сынишке желаю новых ярких путешествий, поездок , приключений! Горжусь тем что живу в одном городе с такими людьми. Рассказ на 5 и бесконечно +
Сам путешествовал дорогами России, но чтобы написать нечто подобное - никогда не находил в себе таланта.
Даст Бог попробую в августе повторить маршрут Екб-Черное море-Екб.

Volkoved:
Спасибо) Очень приятно, когда кто-то чувствует и разделяет твои эмоции. :)

Варна
Отличное путешествие, хорошая мама, сын вырастет мужчиной! Куда на следующий год?
Координаты порта маломерных судов не скинете?
Главное, чтобы быстрота передвижения не превышала скорости ангела-хранителя...
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2010

очень увлекательно, в начале подумал, что отец с сыном отправляются, но нет )
молодец, живчик-женщина

Ыавнф_:
Координаты порта маломерных судов не скинете?
Спасибо) Координаты скинула. На следующий год - на Алтай, другие грани познавать))

Отличный рассказ! Автору большое спасибо. Уверен не у меня одного появилось желание повторить этот маршрут. Особенно Домбай. Удачи в последующих путешествиях!

Отличный отчет! Очень позитивный, доброжелательный, с хорошими фотографиями и полезной информацией. Приятно было читать. Видно, вам присущ дух авантюризма, в хорошем смысле слова..

Вот что значит взгляд со стороны, сама не замечаю. Спасибо, учту на будущее :)
И не надо ничего в следующий раз учитывать. Ваш рассказ - это ваши с сыном эмоции и переживания, без них получится сухая проза. Это ваша семейная изюминка!
Молодцы! Отличная поездка! Новых приключений и новых эмоций!

Симферополь
Спасибо за отчет! Вы сумели очень органично соединить информативность и свои впечатления от поездки. За рассказ о Северном Кавказе отдельное спасибо. Это практически путеводитель. Сама поездка потрясающая, и вообще - смелые вы люди. Ночевка и купание на безлюдном берегу - немногие на это решатся! Новых интересных вам путешествий и ярких впечатлений!
Шо вы гаварите?

Арамиль
Классно прокатились земляки!!!
Отличный отчёт !!!
Я могу только мечтать об этом!!!

Ох, Аня!!!! Не, я знала, что ты где-то шастаешь, видела фотки, но не думала, что так здОрово!!! Молодец! И сын супер-молодец! Отчет - очень подробный, с эмоциями, с переживаниями, с мыслями - все, как я люблю))) Жду продолжения!

каменск-уральский
Мои аплодисменты! От-лич-но! И маршрут, и сам отчет! Просто супер! ...НЕТ! Овация!!!

МОЛОДЦЫ!!! Отчет просто шикарный, а путешествие ваше незабываемое!

Молодцы!!! Очень здорово прокатились!!! Так держать.Ждем следующих отчетов!

Хороший рассказ,хорошие фото.))

Классный отчёт! Много полезно-познавательного! Отличные фото!!!

Алдан
Спасибо за полезную информацию. а мы мимо проехали и не знали что есть такая красота! В следущий отпуск проедим вашим маршрутом...Всё очень хорошо описано и сфоткано! Успехов в будущих путешествиях!!!

Хороший отчет. В 2012 проехали по такому же маршруту, только в Лагонаки не заезжали и Крым еще был украинский. Молодцы, у мамы голова правильно пришита.

Очень отважная девушка, одна с сыном, так далеко, а вдруг что с машиной, колесо..Страшно подумать. Приключений и воспоминаний хватит ни на один месяц, но все же ваше путешествие как бы это правильно выразиться, слишком быстрое, вы слишком быстро покидали места остановок. И конечно не накупались и не наотдыхались. ИМХО

У меня такой вопрос - зачем из Волгограда ехать в Ставрополь, чтобы оттуда попасть на Домбай?
А так, большие молодцы - через такие поездки и познается то, что называется емким словом "Родина". Удачи вам в дальнейших стартах.

Гимли@:
Спасибо) Отвечая на вопрос - во-первых, мне хотелось повидать Калмыкию и Элисту, а оттуда сложно как-то иначе проехать на Домбай, кроме как через Ставрополь. Во-вторых, а как лучше было бы ехать, если не заезжать? Вот просто интересно. Через Сальск-Тихорецк-Кропоткин-Неви нномысск? Но это крюк такой получается, что-то не вижу в нем смысла... Или Элиста-Буденновск-Мин.воды? В принципе, вариант. Но туда мы отдельно лучше съездим) И опять же, это дальше по расстоянию.

Марина Friendly Girl:
У каждого свое понятие отдыха)

Отличный рассказ!
Сам побывал во всех этих местах, кроме Крыма. Описано всё верно, именно так оно и есть. Отважная женщина и сынишка молодец!)

kim-230752:
Это супер и для любого мужика!

Отличное путешествие. Крым и Адыгея два красивейших места. И здорово когда у ребенка такая мама - он не вырастет наверное домоседом )
багажные-карманы.рф - порядок в твоем багажнике

Лангепас - Белгород
Какой хороший рассказ! Какие фото! Так и хочется поставить их заставкой на рабочий стол. Присоединяюсь ко всему выше сказанному в комментариях. Такой урок хороший вы преподали вашему сыну.
Особенно меня тронул Кавказ. Была на Домбае 2 января этого года с мужем, с экскурсией с Кисловодска. Красота. После вашего рассказа захотелось туда еще и летом приехать, полазить как и вы по горным тропинкам и посмотреть на водопады. Собираемся с мужем, сыном и внуком на машине в Крым в июне. Это хорошая идея проехать через Кавказ. Да, "тарелку" перенесли на самый верх. Но я ее там не увидела, так как не знала, а на глаза она мне не попалась. Думала, что посмотрим и пофоткаем ее на обратном пути. Спускаемся на 2 очередь, ищу, а мне говорят ее на самый верх уперли. Надо было еще на один ярус подняться с 3 очереди.

scandic
Йошкар-Ола
Молодцы. Бесстрашная женщина и супер мама. Не каждый решится с ребёнком на автопутешествия. Удачи Вам на дорогах.

СУПЕР!!!! Какая вы молодец!!! Удачи вам и отличных путешествий! Я тоже боюсь в этом году ехать на своей "пузатерке"на море. Но все равно поеду!И Крым обязательно посещу. Но вот только на Генеральские пляжи наверное не решусь. А то по отчетам многие свой бензобак там потеряли. Но вам повезло!

Домбай - Жемчужина моей Родины - Карачаево - Черкессии !!!