По осенним серпантинам Сочи на Рено Логан

18.07.2017 | 15002 просмотра

(Сочи — Красная Поляна — Ахтырское ущелье — Орлиные скалы — г. Ахун — Дагомысские корыта — 33 водопада — Мамедова щель — Крабовое ущелье — Белые скалы)

«Разве отдых может быть
по-настоящему сладок без усталости?»
Жорж Санд

Предисловие

Человеку, живущему в мегаполисе в режиме 5/2, приходиться выкраивать и трепетно ценить дни, которые можно посвятить отдыху и путешествиям. Накопив в запасе несколько отгулов за сверхурочную работу, предложил супруге провести с толком ноябрьские праздники, хоть ненадолго, но съездить куда-нибудь, сменить обстановку, хотя лето у нас выдалось насыщенным на поездки, но все равно душа просила новых впечатлений. Рассматривали много вариантов, хотелось туда, где потеплее — Сочи, Адыгея, Абхазия, но слишком малое количество дней — максимум 8. А также ужасная ситуация на трассах, когда половина автомобилистов еще не переобулись на зиму, а погода то и дело преподносила суровые зимние сюрпризы порою с трагическими для водителей последствиями, в каждом выпуске новостей говорилось о страшных авариях или многокилометровых пробках. Хорошо подумав, решили не испытывать судьбу, да и к тому же времени для полноценного автопутешествия не было, взяли 2 билета на самолет Москва — Адлер, забронировали хороший отель «Русские сезоны» (rshotel.ru), в которым был бассейн и спа-зона на случай плохой погоды и отсутствия развлечений. К слову, цены на перелет были сравнимы с ценой билетов на поезд, а отель предлагал хороший вариант по цене вследствие окончания сезона.

Отель большой — 200 номеров от 44 до 315 кв. м, в стоимость входил еще и завтрак по системе «шведский стол» — очень сытный и качественный.

Номера просторные, наш был 52 кв. м, хотя это визуально не чувствовалось, в номере удобная планировка, панорамные окна, шикарная кровать, 2 телевизора, холодильник и т.д. Однако существенным недостатком было то, что из двери номера попадаешь сразу на открытое уличное пространство, из-за чего в щель между полом и дверью дул холодный воздух (все-таки ноябрь), приходилось класть на пол полотенца, и после бассейна, когда выходишь из лифта, приходилось бежать распаренным по холодному коридору.

Оставался открытым вопрос «культурной программы», ведь в окрестностях Сочи много природных достопримечательностей, возможно ли добраться до них на общественном транспорте или все же придется брать в аренду автомобиль? Ответ на этот вопрос мы получили уже в первый день прогулки, когда поехали в центр г. Сочи.

На следующий день мы взяли в прокат Рено Логан 1,6 МТ с пробегом около 200 тыс. км за 1300 руб./сутки. Прокатная контора находилась рядом с аэропортом, что было очень удобно при возврате авто, плюс к тому сотрудник еще и довозил на этой машине после ее сдачи до входа в аэровокзал, что было удобно и приятно.

Несмотря на то, что мы жили рядом с Олимпийским парком, знакомство мы начали в первый день с г. Сочи, поскольку в парке мы были полгода назад, когда отдыхали в несезон в Абхазии.

День первый. Город-курорт Сочи

Сочи — курортная столица России, основана в 1838 г. (форт Александрия), а статус города получен в 1917, население около 400 тыс. чел., в 2007 г. — выбран столицей Олимпийских игр, на подготовку к которым в инфраструктуру города вложено более 500 млрд. рублей.

Лично для меня Сочи всегда был чем-то недоступным и привлекательным, так много шума было вокруг этого города, особенно в период проведения Олимпиады. И вот, наконец-то, представилась возможность увидеть все своими глазами.

Благо, что уже во взрослом возрасте оцениваешь многое трезво и объективно, поэтому и впечатления от Сочи не были восторженными, скорее наоборот, от самого города впечатления мягко говоря «не очень» — узкие дороги, пробки, переполненные маршрутки, отсутствие парковок, высокие цены — такое ощущение, что Москву и не покидал, плюс толком нет достопримечательностей и, вообще, возникает ощущение наспех наведенного «марафета», явного несоответствия «формы и содержания», особо красноречиво это видно было рядом с Олимпийским парком:

И это в 200 м от «сердца Олимпиады»!!

Зато напротив — современные ж/д станции и комфортабельные «Ласточки» :

В город мы поехали на общественном транспорте, точнее на маршрутке, коих здесь множество, преимущественно это Huindai County. В них набивается огромное количество народа, и все терпеливо плетутся по узким улицам в многочисленных заторах.

Наша первая остановка — это Дендропарк, смело можно рекомендовать его для посещения, выделив хотя бы часа 2 свободного времени. Это настоящий оазис, тихое уютное место для прогулок и для изучения фауны (кто интересуется).

В конце маршрута можно подняться на смотровую площадку с видом на море и город:

Дендрарий (в переводе с греческого — собрание деревьев) был основан Худековым С.Н., который в конце 19-го века выкупил огромный участок по бросовой цене, а затем совместно со своим компаньоном французом Ланпау основал парк, в котором разместилась коллекция растений, насчитывающая на сегодняшний день около 1800 видов.

Здесь собраны экземпляры, произрастающие на Кавказе, растения Средиземноморья, Северной и Южной Америки, Восточной Азии, Японии, Китая, Гималаев, Дальнего Востока, Австралии и Новой Зеландии.

Вот, к примеру, бамбук — самый древний и примитивный вид злаковых, который насчитывает в мире более 1200 видов:

В парке имеется интересный мексиканский уголок, в центре которого — Агава, которая цветет всего раз в жизни, а затем после цветения погибает:

Есть в дендрарии и небольшой зооуголок:

На территории парка в 1899 г. была построена дача Худекова, которую он назвал «вилла Надежда» в честь своей супруги Стаховой Надежды. Сейчас здесь располагается музей Худекова.

Центральная аллея с кипарисами:

Фонтан «Амуры»:

Оказывается, Сочинский дендропарк — это не единственный его серьезный проект. Приобрел некогда богатую, но уже запущенную и заложенную в банке усадьбу в с. Ерлино Кораблинского р-на Рязанской области. Ему удалось не только восстановить хозяйство, но и вывести показатели на высокий уровень, здесь были построены конезавод и сельская школа, Худеков получил орден Святой Анны 1-ой степени. Как раз в этой усадьбе и был основан дендропарк, за который он получил золотую медаль Всемирной Парижской выставки. Так что Сочинский дендрарий — это был уже следующий проект.

Во время прогулки нас накрыл проливной дождь, который мы переждали в одной из беседок:

Ливневка, видимо, совсем не справлялась с таким объемом воды, так что выход из парка был затоплен, можно было пройти только в резиновых сапогах:

Раньше парк был единым целым, но с 30-х годов его разделил проспект Сталина (ныне Курортный проспект) на 2 части — верхний и нижний. Вторая часть в разы скромнее первой, так что основное время стоит уделить прогулке по верхнему парку.

На этом наша прогулка в парке закончилась. К слову, хотелось отметить, что, когда мы ехали сюда в маршрутке, слышали разговор девушек лет 20-23, что они, прожив всю жизнь в Сочи, даже ни разу не были в дендрарии… Очень часто мы не видим прекрасного, что находится рядом с нами, это факт.

Мы пошли гулять дальше по центру города.

Пообедали (или уже поужинали) мы в очень неплохом китайском ресторанчике, напротив вокзала:

После уже стемнело, и мы бродили по пустынному городу, дошли до порта.

Атрибуты красивой жизни налицо:

После гулянья на переполненной маршрутке возвратились в гостиницу, на следующий день решено было взять в аренду машину.

День второй. Красная поляна

Первое место, куда хотелось съездить — это знакомая, наверное, каждому россиянину Красная Поляна. Точнее, те горнолыжные курорты, которые находятся рядом с поселком. Особое развитие и популярность курорт приобрел в период Олимпиады.

От многих мы слышали восхищенные отзывы о Красной Поляне, но смутно закрадывалось сомнение, что нет там и здорово, поскольку, как показывает практика, попсовые, раскрученные места (особенно в масштабах страны) не могут быть хорошими. Забегая вперед, скажу, что так оно и есть. Единственное, что доставляло наслаждение в поездке туда — это природа.

Отъехав несколько километров от Адлера, заметили, что окружающие пейзажи становились все более зимними, точнее являли собой прекрасное сочетание осенних красок и белоснежного покрова:

Времени у нас было достаточно много, и хотелось посмотреть тоже по максимуму, и тут, на наше счастье (точнее несчастье), на глаза попался этнокультурный комплекс МОЯ РОССИЯ (myruss.com). Со стороны выглядел солидно, мы решили пройти внутрь, вход 300 руб. с чел. На кассе жену посетило ощущение, что делать там нечего, она спросила у кассира: «Не получится ли, что там работает всего 1 павильон?», на что девушка ответила, что «не все павильоны открыты». Мы отдали 600 руб. за вход и, немного прогулявшись по территории, поняли, что мы сделали ошибку — ВСЕ павильоны были закрыты, кроме одного, в котором был магазин безделушек и сувениров, делать там было абсолютно нечего, смотреть не на что. Лишь только снаружи можно было посмотреть на макеты различных типов домов, и то все выглядело как-то фальшиво.

И еще одинокий мужичок играл на балалайке на пустой сцене:

К посещению это псевдокультурный центр не порекомендую никому, в России много настоящих интересных музеев, в том числе и под открытым небом, где действительно можно проникнуться российской культурой и образом жизни.

Впрочем, и все в Красной Поляне показалось каким-то пустым, дорогим и излишне пафосным. Подъем на канатной дороге стоил что-то уж слишком дорого, особенно после горнолыжных курортов Грузии и Армении, где мы вдоволь накатались на кантатных дорогах за адекватные деньги.

Все, что действительно радовало — это природа, здесь действительно уникальное по красоте место, ради которой стоит приехать насладиться видами и подышать свежим воздухом:

По дороге назад останавливались у водопада (не помню точно название, но это и не важно, поскольку, как правило, в названии чьи-то слезы и однотипная для всего Кавказа легенда о несчастной любви), водопад находится рядом с дорогой, удобный подъезд, в сезон вход 100 руб.

Дальше мы отправились к Водопаду Желаний, проезжали мио заброшенной базы отдыха Медвежий Угол — очень печальное зрелище — жалко, что загубили проект, потому как природа вокруг способствует отдыху и расслаблению, особенно на пикничке около берега горной речки:

А вот и сам водопад — все в ленточках, в сезон также платный вход 100 руб. Желания мы загадывали, но они не сбылись:1111

Затем мы поехали расположенное также неподалеку Ахтырское ущелье, по дороге сделали несколько приятных кадров местности, а также собаки с необычным, как у гиены, окрасом:

Ахтырское ущелье находится неподалеку от пос. Казачий Брод. Над обрывом находится вход в Ахтырскую пещеру, где были обнаружены следы первобытного человека. Как и положено, сама пещера была небольшой по размеру для того, чтобы ее было легче прогреть, имела небольшой вход и располагалась высоко над обрывом, чтобы защититься от диких животных и врагов.

Завершили наш день в отличном кафе «Хуторок» — рекомендую посетить, нам очень понравилась и кухня, и обслуживание, и интерьер, да и цены приемлемые.

Под проливным дождем мы отправились в гостиницу, где нас ждал бассейн, сауна и долгожданный сон.

День третий. Орлиные скалы. Агурские водопады. Гора Ахун

На следующий день с утра мы продолжили знакомство с окрестностями, было в планах успеть многое, но кое-что пошло не так.

Первая точка — Орлиные скалы — природная достопримечательность неподалеку от пос. Мацеста, удобно добираться на автомобиле, пешком очень долго придется идти от остановки общественного транспорта. Дорога очень плохая, но наш Логанчик отлично справлялся с поставленной задачей, настоящая рабочая лошадка. А наверху нас встречала живая лошадка:

Когда мы поднялись к вершине склона и подъехали ко входу, нас встретила женщина и сказала, что вход платный 100 руб. и еще платная парковка 50 руб. По 100 руб. мы заплатили, а за парковку нам типа одолжение сделали — не надо, тем более что собственно парковки никакой не было. И вообще, поначалу тетка приняла нас за местных грибников! Оказывается, люди ездят туда за опятами.

Потом мы помогли тете найти несколько грибных полянок, чем она была очень довольна, наполнила сразу себе немаленький пакет. Спросили у нее, каков здесь маршрут, она объяснила нам куда идти, и мы либо неправильно поняли ее, либо она так объяснила, что этот поход нам запомнится надолго.

Сначала все шло по плану — тропы маршрута, смотровые площадки:

Скульптура Прометея:

На этом по идее и заканчивается маршрут «Орлиные скалы», но мы так поняли, что нам недалеко до водопадов, и пошли дальше по тропинке. Дорога была нелегкая, но мы на позитиве двигались дальше. В низине — горная речка:

А дальше начинаются водопады:

Около смотровой площадки мы познакомились с молодой парой путешественников, они нас сфотографировали. Как выяснилось, они шли с другого конца парка, мы им предложили договориться, и мы или они встретили бы друг друга, когда пройдем до другой точки, но ребята сказали, что им несложно вернуться пешком и обратно. Мы подумали, что, может быть, они хорошо физически подготовленные (парень был МЧСником) и для них не составит труда обратный маршрут, но, забегая вперед, скажу, что, когда мы наконец добрались до исходной точки, они возвращались оттуда на такси — сил у них тоже не осталось на обратную дорогу.

Мы уже перешли на другой берег горной реки, начинала чувствоваться усталость, но идти было еще долго. Радовали буйство осенних красок вокруг, шум горной речки и кристально чистый воздух.

И вот мы, наконец-то, у выхода, прошли 2 маршрута — Орлиные Скалы и Агурские водопады, сил почти не осталось, плюс очень уже хотелось есть. Узнали, что такси стоит до подножия холма, откуда мы приехали, 700 руб., решено было словить попутку. Вышли на трассу — на маршрутке проехали пару остановок до Мацесты, дальше пытались словить Ниву или УАЗик — все безрезультатно, никто не останавливается, и никто не хочет везти. Идем потихоньку пешком по направлению к скалам, понимая, что подняться сил уже нет вообще. И тут на удачу нам останавливаются молодые пареньки на старенькой 99. За 200 руб. они согласились нас добросить до вершины, но машина на крутых подъемах отказывалась ехать, не хватало мощи, водитель пробовал и задним ходом, уже запахло сцеплением… Мы не стали мучить парней и машину и пошли пешком, и нас даже подобрал какой-то армянин с девушкой и подбросил бесплатно (правда, как оказалось, мы не доехали с парнями каких-то несколько сот метров).

Когда нас увидела тетя-смотрительница, она так обрадовалась, что мы нашлись, вернула нам 200 руб. за вход (потому что мы нашли ей много грибов), сказала, что хотела уже вызывать МЧС, нас не было около 6,5 часов.

Какое же было удовольствие сесть в Логанчик и поехать, просто поехать… Нас провожали взглядом лошадки:

… У нас оставалась в запасе еще часть светового дня, и мы решили поехать на г. Ахун — она находилась неподалеку.

Это бойкое туристическое место, на вершине башни располагается смотровая площадка с видом на город, горы и море, нам посчастливилось увидеть осенний закат:

Высшая точка горы Ахун (название от бога Ахына — покровителя домашнего скота) находится на уровне 663 м над уровнем моря, в недрах Ахунского горного массива насчитывается более 20 пещер.

Смотровая башня, высотой 30,5 м была построена в 1936 г. из тесанного белого известняка, сегодня является памятником федерального значения.

День четвертый. Дагомысские корыта, Мамедова щель, Крабовое ущелье

Следующий день выдался не менее насыщенным, впереди нас ждали столь любимые природные достопримечательности. Первая точка — Дагомысские корыта (многие местные делают ударение на последний слог).

Автором этих красот выступила сама природа, так называемые корыта образовались в результате естественных процессов, точнее при обвалах камней, которые скапливались и создавали препятствия для движения воды. Обвалов давно не происходит, и вода обтачивает образовавшиеся некогда наслоения.

Нас сопровождала в дороге дружелюбная собака:

Рядом с речкой находятся небольшие чайные плантации:

Посетить это место стоит, но специально ехать только сюда смысла нет. Оно находится рядом с дорогой, и время, которое здесь можно провести, вряд ли будет больше 30 минут.

Дальше мы едем к самым популярным водопадам региона — месту под названием 33 водопада.

Можно сказать одно — это как раз тот случай, когда место раскрученное, хваленое, а на самом деле не впечатляет абсолютно, по крайней мере после того, что мы уже увидели и увидим позже.

По сути это каскад водопадов высотой до 12 м.

Вход на территорию, естественно, платный, парковка платная (хотя мы встали рядом на обочине бесплатно), и как обычно в России — денег сдерут (можно представить какой поток туристов здесь в сезон), а вот с обслуживанием объекта торопиться не будут — лестницы деревянные с гнилыми скользкими досками, перила не везде есть и тоже держатся на «честном слове». Для нас, молодых, это, конечно, не проблема, но вот для детей и пожилых этот путь может быть опасен.

На осмотр здесь тоже можно потратить не более 30 минут, правда, сама местность вокруг достаточно живописная:

Дальше — Мамедово ущелье (или Мамедова Щель).

Один из живописных маршрутов, который стоит пройти в хорошую солнечную погоду, которая, к счастью, нам сопутствовала.

Здесь можно увидеть 3 водопада — Водопад Здоровья, Молодости и Любви:

С другой стороны — каньон и водопад Борода Мамеда:

Согласно легенде о Мамеде, когда-то в далекие времена турецкие завоеватели хотели разграбить адыгский аул, местные мужчины которого в тот момент уехали на торжество в соседний поселок. Но старый Мамед придумал план, завёл турецких воинов в ущелье и ценой собственной жизни спас всё население аула. Озлобленные турки убили мудреца, а название всей долины теперь носит его благочестивое имя.

Эта, как и полагается, трагичная легенда не дает нам забывать, что в жизни есть место геройским и самоотверженным поступкам.

Поскольку мы были недалеко от еще одного чуда природы — Крабового ущелья — мы решили, несмотря на усталость, голод и скорое окончание светового дня, все же посмотреть эту достопримечательность.

От парковки до места, как нам и говорили местные, нужно порядочно пройти пешком (если не ошибаюсь, около 3 км), но это того стоило. Конечно, фото не передают всей красоты и, конечно, звуков бегущей воды, поэтому лучше приехать сюда и посмотреть своими глазами.

Кстати, название в данном случае не случайное, здесь действительно водятся пресноводные крабы — потамоны. Они не любят шум и стараются спрятаться от людей, потому, чтобы их увидеть, нужно терпеливо подождать в тишине.

Фото из интернета:

Предстояла долгая дорога до гостиницы с пробками, ремонтами дорог. Плюс к тому Логанчик стал дурить — на нейтралке задирал обороты до 4-5 тыс. Стоило дать мотору подостыть, и все нормализовалось. Машину нам нужно было сдавать на следующий день, поэтому главная задача, чтобы ничего не сломалось хотя бы до завтра.

День пятый. Имеретинская бухта. Навалищенское ущелье (Белые скалы)

В крайний день нашего пребывания в Сочи захотелось немного погреться на солнышке на пляже. Несмотря на ноябрь, погода была просто великолепная, одно удовольствие гулять, особенно вблизи моря. Мы приехали на самую крайнюю точку российского черноморского побережья — Имеретинскую бухту — дальше уже Абхазия. Сам райончик представляет из себя место элитной застройки коттеджей, современных жилых комплексов и гостиниц. Кафе в европейском стиле, велодорожки, прогулочные зоны — все чисто, аккуратно, по-европейски.

Завершающей точкой нашего путешествия стал каньон «Белые скалы».

На мой взгляд, самое интересное место в окрестностях Сочи. Стоит на этот маршрут выделить не менее 3 часов времени, поскольку пешеходная тропа достаточно сложная, а после дождя еще и скользкая. Но терпение, усердие и затраченные силы с лихвой окупаются мощью и великолепием увиденных природных красот, зарядом энергии и бодрости.

Вечером сделали немного фоток ночного Адлера:

Вот так вот и завершились наши вылазки вокруг знаменитого курорта, увидено много красот, пройдено пешком большое количество километров природных троп, около 600 км проехали на арендованном Логане, каждый вечер проходил в гостинице в саунах и бассейне, можно с уверенностью сказать, что даже такой короткий отдых удался на славу.

Уверен, многих отдыхающих посещает мысль о переезде в теплые края, в частности в Сочи. В гостинице мы познакомились с одним пареньком из Новосиба, который переехал сюда на ПМЖ, но пока снимает жилье. Несмотря на то, что он был молодой по возрасту, говорил нам о том, что пора найти свой тихий уголок, уйти от суеты мегаполиса, жить в комфортном и уютном месте. Здешний климат, конечно, привлекает, но опять же постоянная жара не способствует продуктивной работе, а главное, что город парализован из-за нескончаемых пробок, парковок нет — и спрашивается, где же уют и очарование курортного городка? Это похуже Москвы будет, если прибавить сюда многонациональность, коррупцию, высокие цены на все, слабо развитую инфраструктуру, задумаешься трезво насколько хорош Сочи для жизни. Для меня ответ скорее отрицательный, хотя мечта жить в теплых краях все же дает повод поразмышлять о том, чтобы присмотреть себе место для жизни в будущем.

Главный вывод из этой поездки тот, что отдыхать в Сочи можно не только на море и не только в сезон. Не стоит опасаться приезжать сюда в осенние и зимние месяцы — ведь можно много увидеть того, на что не хватит времени в пляжный сезон. А главное, в это время нет толп людей, ощущаешь лучше близость к природе, наслаждаешься ее звуками, плюс в несезон вход на многие объекты бесплатный, а там, где платный, можно договориться за полцены.

Спасибо всем, кто прочел этот отчет, надеюсь, для кого-нибудь он будет полезным, буду рад комментариям и обратной связи.

Всем удачи на дорогах! Путешествуйте по России!