Две колыбели за один месяц. Египет

14.03.2023 | 5106 просмотров

Колыбель №1. Египет.

Колыбель человечества — это восточная Эфиопия. Там, если британские учёные нам не врут, появились первые человекообразные люди. Разбредясь по округе, люди поселились в долине реки Нил (современный Египет) и между реками Тигр и Ефрат. Данная местность называется Междуречье или по-гречески Месопотамия. Ныне территория Ирака. И Древний Египет, и Месопотамию принято считать колыбелями цивилизации. Ибо именно там возникли первые государства, первые законы, первая письменность, культура и прочее. Волею судеб в октябре-ноябре 2018 года мне удалось прокатиться по обеим странам.

В конце октября 2018 года возникла необходимость посетить город Луксор в Египте. В ночь с 23 на 24 октября мой друг Сергей и я прибыли в аэропорт Каира. Нашли стойку AVISa. AVIS выделил нам на ближайшие пять дней автомобиль «Ниссан» чёрной масти. Сели и поехали по тёмным проспектам и улицам египетской столицы. Первым делом, первым делом пирамиды, а в Луксор успеем мы потом.

Ориентировались по maps.me. Стрелочка на экране телефона показывала, что мы очень близко от пирамид. В свете фар видны только кучи мусора, тёмная малоэтажная застройка и высокий бетонный забор. Тётка из телефона говорит: «Вы прибыли в пункт назначения». Куда завела нас? Не видно ни зги. Наверно maps.me нам пудрит мозги.

На наше счастье, в свете фар засветился египетский мужик. Он заметил, что мы крутимся-вертимся по мостовой, и поспешил к нам на помощь.

Разговор начали по-английски:
— Милейший, хотим на пирамиды взглянуть.
— Вот они, — указал перстом на забор египтянин. — Через пять минут начнёт светать и увидите.

Сергей сказал мне что-то по-русски. Мужик услышал, заулыбался и перешёл на довольно чистый русский язык:
— Вы из России? Откуда?
— Он, — показал я на Сергея, — из Москвы, а я из Ульяновска.
— Ульяновск! Это рядом с Самарой, — воскликнул русскоговорящий потомок фараонов и запел — Ой, Самара-городок, беспокойная я, беспокойная я, успокой ты меня…

Говорящий по-русски египтянин — это ещё не очень удивительно. Но египтянин, поющий песни советского периода, знающий, где находится Самара и Ульяновск, это было совершенно неожиданно. Пришлось познакомиться поближе.

Сначала Абдулла сопроводил нас на крышу расположенного поблизости простенького отеля. Пока поднимались, немного рассвело. Посмотрели на очертания пирамид, окутанные плотной утренней дымкой. Затем Абдулла организовал нам ямщика, лошадь и повозку, чтобы взглянуть на пирамиды с нетуристического ракурса. Ракурс оказался не очень, да и видимость была плохая, но всё равно было интересно прокатиться по узким околопирамидным улочкам и посмотреть на египетских джигитов, совершающих утренний верховой моцион по пустыне.

Наша карета.

Нетуристический ракурс.

Пока мы совершали экскурсию по пескам на конной тяге, открылись ворота главного входа к пирамидам. Поскакали туда.

Лошадь за ворота не пустили, но у Абдуллы всё схвачено. За воротами нас ждал другой ямщик и другой экипаж. На нём и прокатились стандартным маршрутом. На заповедно-музейной территории «Пирамиды Гизы» почти пусто: наблюдался только один автобус с организованными туристами.

У пирамид я был в 2007 году. Трогал древние камни. Поднялся на несколько ярусов. В этот раз решил повнимательнее познакомиться со сфинксом.

Сфинкс и пирамида Хеопса.

Сфинкс анфас крупным планом. Обезображен не столько временем, сколько солдатами Наполеона. За 14 лет до того, как устроить конюшни в соборах Московского Кремля, Наполеон разминался в Египте. В сражении у пирамид 21 июля 1798 года армия Наполеона разбила египетско-турецкое войско. На радостях французские артиллеристы забавы ради палили из пушек по морде сфинкса.

Сфинкс в профиль. Он вроде как лев с головой человека.

В ожидании клиентов. Сесть на верблюда 5 долларов. Слезть с верблюда 10 долларов.

Наш друг Абдулла в красной рубашке.

С пирамидами покончено. Прощаемся, то есть расплачиваемся, с Абдуллой и на всех парах мчимся в Луксор. До него от пирамид 700 км. Дорога ровная, в основном автострадная. Пейзаж унылый.

Там, где дорога проходит по долине Нила, присутствует растительность.

В Луксор приехали затемно. Заселились в гостиницу. Машину поставили на платную стоянку. Завтра посмотрим на местные древности.

25 октября прошлись по городу. Луксор город древний, город длинный. Когда-то здесь была столица Древнего Египта. Для общего представления снял несколько видов Луксора.

Набережная Нила.

Мент без пуза, как Астрахань без арбуза.

Одна из самых значительных достопримечательностей — Луксорский храм. Он же Святилище Амона — древнеегипетского бога Солнца. Построен по повелению фараона Аменхотепа III году эдак в 1400 до нашей эры. Пойдём посмотрим.

Вход. Солнце, к сожалению, не на моей стороне.

Мощное сооружение. Обратите внимание на высоту колонн и статуй.

Аллея сфинксов в те далёкие времена тянулась от Луксорского до Карнакского храма. Говорят, сейчас восстановили на всю длину. В 2018 году вход на саму аллею был закрыт.

В Луксорском храме я увлёкся рассмотрением вырезанных в камне картинок.

Аменхотеп III (слева) готов к исполнению супружеских обязанностей.

Аменхотеп IV тоже готов.

А вот этого фараона хулиганы пытались оскопить.

Нашёл знакомых персонажей: одна из фараонок сильно смахивает на Светлану Светличную. Не виноватая она, Аменхатеп III сам пришёл.

Дальше нарисовался Иван Грозный в количестве трёх штук…,

... а рядом с Иваном девица-краса русая коса.

Плейбойские кролики.

Типично египетские картинки.

26 октября планировали с утра понежиться в бассейне, выписаться из гостиницы, забрать машину со стоянки, посетить Карнакский храм и ближе к вечеру поселиться в другую более приличную гостиницу, где у нас была запланирована деловая встреча.

Бассейн во дворе гостиницы. Не слышно и не видно шума городского. Под шелест пальм и пение райских птичек поплавали, позагорали до полудня и собрались было покинуть гостиницу. Да не тут-то было. Вдруг патруль, облава, заштормило море… Двери заперты. Охраняются вооружёнными полицейскими. Ни войти, ни выйти.

Надо же беде случиться. Аккурат в этот самый день наш лучший китайский друг товарищ Си Цзи Пин, пребывающий в Египте с визитом, возжелал осмотреть луксорские древности. Вдоль пути следования его кортежа закрыли ВСЁ, что можно было закрыть. С улиц убрали ВСЕХ людей, собак и кошек. И из зоны прямой видимости убрали ВСЕ автомобили. Никого не впускали, не выпускали, пока Си, евонная баба и вся ихняя рать рассматривали древние развалины.

До чего дошёл прогресс! Когда-то меня и тысячи других советских людей выстраивали вдоль всего Ленинского проспекта в Москве махать флажками, приветствуя Индиру Ганди, Колю Чаушеску, Яноша Кадара, Фиделя Кастро и прочая, и прочая. Когда Рейган с Горбачёвым по Красной площади гуляли, с Красной площади ВСЕХ не выгоняли. А теперь с точностью до наоборот: Си никого не должен видеть, и никто не должен видеть Си. И флажком никто радостно не машет.

Когда китайская делегация покинула Луксор, двери гостиницы и других заведений гостеприимно распахнулись на выход. Стоянка, где позавчера оставили машину, находилась через улицу от гостиницы. Приходим и что же зрим: стоянка пустая. Тут мы догадались, что это проделки местных ментов. Это они ради обеспечения безопасности товарища Си машину куда-то оттащили. Отловил мента в парадном костюме, спросил, что делать, где искать. Мент успокоил. Далеко, мол, не увезли. Где-то тут в боковых улочках. Ищите и обрящете. И пошли мы, солнцем палимы, повторяя: «Ети ж твою мать».

Поиски были не долги. Машина нашлась метрах в трёхстах от стоянки. Осмотр выявил заметную вмятину на левом переднем крыле. Была бы своя машина, хрен бы с этой вмятиной. А это прокатная. AVIS может бодягу развести из-за пустяка и нагнуть на три-четыре сотни долларов на якобы ремонт, хотя исправлять ничего не значащую вмятину даже не подумают. (Есть подобный опыт в Сербии. Может быть, как-нибудь расскажу). Чтобы не было бодяги, нужна бумага из полиции, объясняющая причину повреждения. Даже царапины. С полицейским протоколом вступает в действие страховка. Без протокола оплаченная вами страховка не более чем бумажка. Даже так называемая super cover.

Вот она машина.

А вот она вмятина.

На всяку случку машину решили не трогать, чтобы не пришили оставление места ДТП. Вернулись в гостиницу. Объяснил ситуацию чуваку на рецепции. Чувак куда-то позвонил, с кем-то поговорил и посоветовал нам проследовать в отделение полиции на ж/д вокзале. Вызвал нам такси. Таксист оказался разговорчивым мужичком. Вполне сносно калякал по-английски. Вызвался помочь в общении в желдор околотке. Линейный полицейский заявил, что нет у него полномочий писать протоколы. Посоветовал ехать в горотдел МВД по городу Луксор и обращаться к самому главному. Ехать нужно на нашей машине. Показать повреждение. Полицейский заверил, что оставление места ДТП не пришьют.

На той же такси поехали за своей машиной. Затем таксист, выступая в роли ведущего, привёл нас в горотдел полиции. Таксист поговорил с дежурным. Минут через десять нас пригласили в высокий кабинет. Познакомились с начальником полиции Луксора. Я объяснил суть дела. Прошли с ним к машине. Начальник хмыкнул:

— Быстрее вмятину выправить, чем протокол писать.
— Дык, денег надо не знамо сколько и времени, — возразил я.
— С гостей денег не берём.

Начальник поманил пальцем одного из своих верных нукеров, попросил меня отдать нукеру ключи от машины.

— Через час от вмятины следа не останется, а мы пока чайку попьём, погутарим.

Пока гоняли чаи в прохладном кабинете, начальник рассказал о службе в миротворческой миссии в Косово, вспоминал сослуживцев из России. Мы ему про свои подвиги малость поведали. Про парашютные экспедиции на Северный полюс, про прыжки на вершину Эльбруса, восхождение на Килиманджаро и прочее. Его заинтересовало. Тем временем часики тикали. Прошло 55 из отведённых 60 минут. На 56-ой минуте в дверь просунулась голова верного нукера и доложила:
— Приказание выполнено. Вмятина исчезла.

Пошли принимать работу. Идеально. Ни следа.

Мораль сей басни такова: я вам не скажу за всю Египту, вся Египта очень велика, но менты луксорские приятны и помогут вам наверняка.

Сердечно поблагодарили начальника полиции. Отблагодарили таксиста и нукера, и на этой оптимистической ноте разъехались каждый по своим делам.

Времени на Карнакский храм не осталось. Он закрывается в 16:00. Поехали в новую гостиницу проводить деловую встречу.

Я взял себе номер на верхнем этаже с видом на Нил и на Долину Царей. На рассвете над Долиной Царей парят воздушные шары. С балкона виден храм царицы Хатшепсут. В ноябре 1997 года исламские террористы расстреляли на ступенях храма 62 человека туристов и полицейских.

А в феврале 2013 года над храмом загорелся воздушный шар. 19 человек разбились насмерть. Долина Царей — опасная достопримечательность.

Нас в корзину шара не заманишь. Налетались в своё время над полярными просторами, над Таймыром, над Подмосковьем и над штатами Пенсильвания и Нью-Мексико. Поэтому 27 октября отправились изучать Долину Царей по земле.

Долина Царей — это скалистое ущелье, где в 16-11 веках до нашей эры египтяне строили гробницы для фараонов и их приближённых. Здесь, среди прочих фараонов, нашли нетронутого грабителями Тутанхамона. Сохранившиеся мумии и саркофаги можно посмотреть в музее в Каире, а в Долине Царей можно побродить по усыпальницам, украшенным отреставрированными цветными рисунками.

Перевёртыши.

Навозный жук-скарабей с шариком навоза в лапках в египетской мифологии означает возрождение к жизни.

В этот же день прошлись по Карнакскому храму. Это самый большой храмовый комплекс Древнего Египта. Он гораздо старше Луксорского храма. Годом постройки в некоторых источниках значится 3200 год до нашей эры.

День 27 октября отошёл, постепенно стемнев. Лодка фелука скользит по воде. Завтра в Каир по пустыне совсем неохота ехать.

28 октября до полудня поплавали в бассейне и рванули в Каир. В 23:00 сдали машину в аэропорту и бегом в самолёт. Завтрашний большой праздник — 100-летие комсомола — нужно встречать в Москве. До встречи в Ираке.