Осенний заезд памяти прошлых славных лет

05.02.2024 | 6670 просмотров

Маршрут: Стратонавты — адмирал Ушаков — царица Сююмбике — Зоя Космодемьянская — патриарх Иов\царь Иван Грозный — Ржевская битва — поэт и дипломат Александр Грибоедов — адмирал Нахимов — Куликовская битва.

Маршрут обозначен персонажами и событиями, а география поездки прояснится по ходу повествования.

Середина октября 2023 года. Грусть-тоска меня съедает. Два с половиной месяца никуда не выезжал дальше дачи. Не разорвать ли порочный круг? Подумал и решил учинить небольшую поездку перед уходом в зимнюю спячку, пока температуры положительные. Утром 14 октября выехал из Ульяновска в сторону Мордовии.

Глава 1. Памяти стратонавтов.

Немного истории. 30 января 1934 года стратостат «ОСОВИАХИМ-1» с экипажем из трёх человек взлетел в Москве и достиг рекордной высоты 22000 м. Так высоко ещё никто в мире никогда не поднимался. Из-за отсутствия опыта полётов на такой высоте экипаж совершил ряд ошибок. Чтобы перейти к снижению, нужно было выпустить некоторое количество газа из оболочки. Однако нагретый солнцем газ сохранял подъёмную силу даже после сброса гораздо бОльшего объёма, чем рассчитывали пилот и командир экипажа Павел Федосеенко и бортинженер-конструктор стратостата Андрей Васенко. Стратостат снижался слишком медленно и к заходу солнце был ещё на большой высоте. После захода солнца газ быстро остыл и оставшееся малое количество остывшего газа уже не обеспечивало плавного снижения. Стратостат полетел к земле. Кто прыгал с парашютом и испытывал проблемы с открытием оного, знает, как болтает парашютиста при частично и несимметрично открытом куполе. Так же и гондолу мотало из стороны в сторону под сильно сдувшейся оболочкой стратостата. В результате тросы крепления не выдержали, гондола оторвалась и упала у деревни Потижский Острог в Мордовии. Все трое погибли. Павел Федосеенко — пилот, Андрей Васенко — бортинженер, Илья Усыскин — учёный-физик. Он изучал космические лучи под руководством академика Иоффе, поэтому и был зачислен в экипаж для полёта поближе к космосу. Все трое посмертно награждены орденом Ленина. Урны с прахом стратонавтов замурованы в кремлёвской стене. В похоронах принимало участие высшее руководство страны: Сталин, Ворошилов, Молотов. Не будет преувеличением сказать, что на тот момент их полёт в стратосферу равнялся будущему полёту Гагарина в космос.

Скоро 90 лет со дня рекордного и трагического полёта стратостата «ОСОВИАХИМ-1» и его экипажа. Почему бы не посетить памятные места, связанные с данным событием. Первая остановка в Саранске. Здесь на площади у ж\д вокзала в 1963 году стратонавтам установлен памятник.

А вот и сам ж\д вокзал.

Следующая остановка в райцентре Инсар. У въезда в город памятник стратонавтам в виде оторвавшейся гондолы.

Сам Инсар тихий городок.

Из Инсара проследовал в бывшую деревню Потижский Острог. Вскоре после аварии стратостата деревня была переименована в Усыскино.

Памятник стратонавтам стоит в центре деревни. Малость обветшал. Требует, как минимум, очистки от мхов и лишайников и покраски.

Рядом недостроенная церковь. До революции 1917 года построить не успели, в эксплуатацию не приняли, строительство заморозили. Авось, когда-нибудь достроят и назовут в честь стратосферных мучеников Павла, Андрея и Ильи.

Половина деревни выглядит позабыто-позаброшено, …

… а другая половина вполне себе процветающая.

На ночь я удалился в самый старый город Мордовии — Темников. Основан в 1536 году.

Темников, видимо, от слова «тёмный». Уличное освещение в Темникове местами весьма скудное. От гостиницы «Раздолье» до кафе «Уют» шёл пешком почти километр. Шёл и боялся: под ногами сыро и ямно, вокруг темно, из-за заборов громко лаяли собаки в убегающую даль…

Утром с удовольствием отметил, что темниковцы помнят наше славное советское прошлое.

Глава 2. Памяти адмирала Фёдора Ушакова.

День 15 октября посвятил памяти адмирала Фёдора Ушакова, который за свою военно-морскую карьеру не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля.  Помимо воинского звания адмирал, Ушакову в 2001 году было присвоено высокое церковное звание святого праведного воина.

Кафедральный собор в Саранске назван его именем.

Покинув Темников, я заехал в деревню Алексеевка, где стояла усадьба, в которой вышедший в 1807 году в отставку адмирал Ушаков провёл последние годы своей жизни. Умер адмирал в октябре 1817 года. Саму усадьбу вскоре после 1917 года разобрали и растащили революционные крестьяне.

Дом стоял на возвышении. Из него был примерно такой вид.

В трёх верстах от деревни находится Санаксарский монастырь, основанный в 1659 году. Фёдор Ушаков похоронен на территории монастыря.

Мемориал перед входом в монастырь.

Послужной список адмирала Ушакова.

Санаксарский монастырь.

Собор Рождества Богородицы.

Могила Ушакова у стен собора.

Надвратная Преображенская церковь.

Монастырский погост. В часовне рядом с Воскресенской церковью похоронен некий старец Иероним. Умоленные припадают к надгробию в надежде на защиту и исцеление. Интересно было бы познакомиться со статистикой исцелений, но статистики исцелений не ведётся.

К могилам простых монахов никто не припадает. У них нет целебного эффекта.

Монастырский транспорт напоминает о причастности монастыря к судьбе адмирала Ушакова.

Родился Фёдор Ушаков в Ярославской губернии. Посему в Рыбинске адмиралу тоже есть памятник.

Призывно зазвенел колокол, напоминая, что пришло время отобедать, чем бог послал. Монахи потянулись в трапезную.

Пора и мне продолжить поездку пустынными второ- и третьестепенными дорогами Мордовии и Рязанской области.

У кого нет денег на поездку в Южную Африку, а побывать на мысе Доброй Надежды хочется, добро пожаловать в Рязанскую область. Его тут есть. (Полное на сегодняшний день моё собрание непридуманных интересных названий и комментариев к ним здесь: https://dzen.ru/a/Y4y7xxxSCgHUuvpU)

Глава 3. Памяти казанской царицы Сююмбике.

На ночёвку я приехал в древний город Касимов в Рязанской области. Город с интересной историей. Основан в 1152 году. С 1452 по 1681 был центром Касимовского татарского ханства. Касимовские ханы верой и правдой служили Московскому государству. Помогали русским царям-батюшкам воевать и с соплеменниками татарами, и с вражинами ливонцами.

Кто был на организованной экскурсии в казанском кремле, возможно, помнит легенду, рассказанную экскурсоводом, о том, как после захвата Казани в 1552 году Иван Грозный предложил последней правительнице Казанского ханства царице Сююмбике блудное сожительство. Сююмбике якобы согласилась при условии, что Иван за ночь построит высокую башню. Иван нагнал мужиков, башню построил, а коварная Сююмбике взобралась на самый верх, да и прыгнула оттуда на булыжную мостовую со словами: «Не достанусь же я никому». (Я в 1980-е годы работал гидом-экскурсоводом «Интуриста». Терпеть не мог пересказывать подобную чушь, а нужно: текст экскурсии утверждён высоким начальством и обжалованию не подлежит).

Серьёзные исторические исследования говорят нам, что ещё в 1551 году за несколько месяцев до захвата Казани русским войском Сююмбике пыталась бежать с малолетним сыном в родную ей ногайскую орду. Её изловили и отправили в Москву. Позже Грозный сослал её к родственникам в Касимов, где Сююмбике в 1552 вышла замуж за касимовского хана.  А всего через несколько лет умерла, будучи ещё молодой женщиной.

По другим сведениям, казанские мурзы в 1551 году сами выдали Сююмбике вместе с сыном Ивану Грозному по его требованию, и он сразу отправил её в Касимов, где она вскоре стала женой касимовского хана.

Так или иначе, но в 2022 году в городе Касимове по инициативе и благословению Духовного управления мусульман ей поставили памятник напротив Ханской мечети, ибо Сююмбике — символ жертвенности во имя своего народа.

С вечера 15 октября шёл дождь, который почти не прекращался следующие четыре дня. Пасмурно и мрачно. Пришлось фотографии слегка осветлить, чтобы убрать мрак и дождь.

Рядом с Ханской мечетью мемориал Великой отечественной войны. Пять месяцев прошло со Дня Победы, а венки и цветы как будто вчера возложили. Совершенно не выцвели. Возможно, обновляют.

Центр города. Воскресенский собор построен в 1867 году.

Не могу пропустить памятник павшим в борьбе за Советскую власть. Стоит в парке за собором. Рядом могилы красноармейцев. Памятников, посвящённых революции 1917 года и гражданской войне 1918-22 г.г., осталось не так уж много, а на территории, оккупированной войсками гитлеровской коалиции во время Великой Отечественной войны, совсем не осталось.

Всегда фотографирую забытые лозунги и идеи того времени.

Торговые ряды подготовлены к реставрации.

Успенская церковь тоже нуждается в ремонте.

В этом здании краеведческий музей.

Много ещё красот в Касимове, но погода к прогулке не располагает.

В тот же день под тем же проливным дождём сделал остановку в Солотче близ Рязани посмотреть Солотчинский монастырь. Основан в 1390 году.

Надвратная церковь. 1698 год.

Духовская церковь. 1688 год.

Собор Рождества Богородицы. 16-й век.

Глава 4. Памяти Зои Космодемьянской.

На ночь остановился в самом центре Серпухова. Приютила гостиница «Русь». Утром 17 октября малость осмотрелся. Погода фотосессии и осмотру достопримечательностей по-прежнему не способствовала, но несколько фото сделал.

Дом с часами.

Гостиница «Русь». Здесь можно пережить ночь.

Весёлое граффити.

Церковный кластер.

Цель на сегодня — город Зубцов в Тверской области. В Зубцове запланирована редкая встреча со старыми друзьями. По пути свернул в деревню Петрищево почтить память Зои Космодемьянской. Там в 2019 году построили большой музей для патриотического воспитания пионеров и школьников.

Место казни.

Глава 5. Памяти патриарха Иова и царя Ивана Грозного.

18 октября продолжил поездку под непрекращающимся дождём. Первая остановка в городе Старица Тверской области. Судя по названию, Старица город старый. Был основан в 1297 году. Успенский монастырь появился здесь ещё раньше — в 1110 году, если летопись нам не врёт. Иван Грозный любил Старицу и провёл здесь много времени, замаливая грехи опричнины в Успенском монастыре. Учредив в 1589 году патриаршество, Иван назначил первым патриархом Иова — бывшего игумена Успенского монастыря, уроженца Старицы.

Интересно, что Гришка Отрепьев, он же самозванец Лжедмитрий I, некоторое время служил у патриарха Иова писарем. Естественно, Иов отказался признать в своём бывшем служке невинно убиенного и чудесно воскресшего сына Ивана Грозного. Наоборот, рассылал грамоты, где называл Лжедмитрия паскудными словами. Фото отказа Иова подписать акт признания в Гришке Отрепьеве царевича Дмитрия в кремлёвских архивах не сохранилось, а художник Пётр Геллер изобразил этот момент вот так: «Идите вы на хер, сукины дети, какой он вам Дмитрий!?»

Когда всё-таки Гришка Отрепьев воцарился в Кремле, Иов был снят с должности и посажен в Старицкий Успенский монастырь на два года. Здесь же Иов умер и был похоронен в монастыре. Позднее останки они же мощи перенесли в Успенский собор в Кремле. Успенский собор — усыпальница патриархов Русской православной церкви. Последний раз я был в монастыре в 2015 году. Статуи Иова не было. А сейчас есть.

Бывшая могила Иова.

По монастырю я ходил полном одиночестве. Видимо, дождь разогнал и монахов, и паломников.

Монастырь хорошо смотрится и фотографируется с противоположного высокого берега Волги.

Там же есть ещё несколько старых заброшенных церквей. Недавно их начали реставрировать. С обеих сторон Волги обустраиваются набережные. Жизнь налаживается. С 2010 года это мой пятый визит в Старицу. Перемены к лучшему налицо.

Находясь в Старице, грех не проехать в село Красное, чтобы взглянуть на церковь Преображения Господня. Церковь построена в необычном для Русской православной церкви псевдоготическом стиле. Была принята в эксплуатацию в 1790 году. Всего при матушке Екатерине было построено три подобных церкви. До наших дней дожили две. Одна находится в Ленинграде, а другая в этом маленьком селе. Смотрится красиво. Внутри прекрасная акустика. Тётенька-смотрительница спела мне молитву. Звучит обалденно. Первые звуки отражаются от свода и тонким эхом накладываются на последующие, не заглушая, а дополняя их. Даже не знаю, как описать.

Глава 6. Памяти героев Ржевской битвы.

Ночевать поехал в город Ржев. По пути произошло знаменательное событие. Пробег моей «Шеви Нивы» за девять лет эксплуатации составил 300000 (триста тысяч) километров. Исключительно надёжный автомобиль. Ни разу не подвёл ни в горах, ни в лесах, ни в степях, ни в песках, ни в снегах, ни в городах, ни в жару, ни в мороз. Не шумит, не гремит, не ломается. ТО каждые 10-12 тысяч пробега у дилера, где купил. Никаких тюнингов, никаких доработок. Всё стандартное. Двигатель, несмотря на солидный пробег, масло не расходует. Автомобиль пока не заезжал только в три региона России: Сахалин, Камчатка, Чукотка. Сам я не был только на Чукотке. Постараюсь исправиться.

Первым делом, несмотря на дождь и темень, поехал взглянуть на Ржевский мемориал советскому солдату. Талантливо сделано. В темное время хорошо смотрится.

Вот такой дождь уже три дня практически нон-стоп, хотя на фотографиях дождя не видно.

19 октября. Продолжил поездку. На окраине Ржева находится большое военное кладбище, поделённое на две части — советскую и немецкую. За время Ржевской битвы с 8 января 1942 по 31 марта 1943 года потери с обеих сторон оцениваются в более 1 200 000 человек.

Советское кладбище.

В память о невинно убиенных евреях. В июне 1942 года всё еврейское население Ржева было уничтожено.

В память о погибших солдатах, призванных из Казахстана.

В память погибших солдатах, призванных из Киргизии.

Немецкое кладбище. Здесь похоронено примерно 40 тысяч немцев. У входа скульптурная композиция «Скорбящие родители».

Немецкие родственники навещают кладбище.

Камень в память о венгерских солдатах. Не забываем, что на территорию СССР вторглись армии Германии, Италии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Хорватии.

С военного кладбища поехал в Смоленскую область. Ещё раз остановился у Ржевского мемориала советскому солдату. Дождливой ночью мемориал смотрелся лучше, чем пасмурным днём.

Сотни, если не тысячи, военных захоронений по всей Тверской и Смоленской области. Цифры означают количество человек, захороненных на данном участке.

Глава 7. Памяти поэта и дипломата Александра Грибоедова.

Держу путь в посёлок Хмелита Смоленской области, где находится усадьба дворян Грибоедовых. Автор «Горя от ума» А. С. Грибоедов провёл здесь свои детские и юношеские годы. Здания отреставрированы. В господском доме музей дворянского быта первой трети 19 века. Небольшая экспозиция посвящена Грибоедову как поэту и как дипломату. Если кто вдруг позабыл, Александр Грибоедов был послом в Персии. В 1829 году всё российское посольство было перебито религиозными фанатиками. В сентябре 2000 года я три дня жил в российском посольстве в Тегеране, где погиб Грибоедов. Двадцать три года спустя добрался до места, где он вырос.

Этим дубам лет 250. Грибоедовых помнят.

Знаменитая сцена, придуманная Пушкиным. Якобы, путешествуя по Кавказу, он встретил арбу с телом Грибоедова. На самом деле тело Грибоедова везли для захоронения в Тифлис в сопровождении целого батальона.

— «Кого везёте?» — «Грибоеда».

Глава 8. Памяти адмирала Павла Нахимова.

Не доезжая Хмелиты стоит вот такой указатель на имение дворян Нахимовых. Там родился и вырос адмирал Павел Нахимов — один из руководителей обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 г.

Интересная лесная асфальтированная дорога заканчивается пустой асфальтированной площадкой.

От усадьбы Нахимовых ничего не осталось, кроме знака, что усадьба была здесь.

Зато, не доезжая двух км до места усадьбы, остался погост и фундамент церкви, где крестили всех Нахимовых. Сохранилась могила матери адмирала.

Небольшой музей Нахимова расположился в Хмелите рядом с усадьбой Грибоедовых.

Переночевал в городе Юхнов Калужской области. 20 октября долго спал под шум дождя. Никуда не ходил. Следующая ночёвка случилась в посёлке Первомайский Тульской области.

Глава 9. Памяти героев Куликовской битвы.

21 октября поехал на Куликово поле. Здесь 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. Место битвы — село Монастырщино и Красный холм — посещал неоднократно, а вот в музеи не заходил. Решил исправиться. Есть два музея. Первый в Монастырщино существует с 1996 года.

Прямо церковь Рождества Богородицы, справа музей 1996 года.

Церковь построена в 1896 году на месте, где по преданию были похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. 8 сентября — день битвы — по церковному календарю аккурат день рождества Богородицы.

Музей обычный: картинки, железки, фигурки.

Рядом аллея памяти: памятный камень от каждого княжества, чьи воины принимали участие в битве. Во главе аллеи памятник Дмитрию Донскому.

Часовня у слияния Дона и Непрядвы.

Само слияние. На переднем плане Непрядва.

Второй музей открыт в 2016 году. Находится он в паре километров южнее Монастырщино. Предположительно именно на месте Мамаева побоища.

В музее мне больше всего понравились картины. Дмитрий Донской.

Пересвет.

Мамай.

Остальное как обычно: артефакты, фигурки.

Предположительно вот на этом поле и разыгралось Мамаево побоище.

Ещё чуть южнее на Красном холме в 1850 году была установлена памятная колонна. Сама колонна, судя по надписи на ней, была изготовлена в 1848 году: «победителю татар великому князю дмитрию иоановичу донскому признательное потомство лета от Рождества христова 1848». Орфография сохранена.

На Красном холме во время битвы сидел «нечистивый и поганый хан Мамай». (Поганый от слова «pagan» — «язычник»).

Есть мнение, что на стороне хана Мамая воевала пехота из недружественной страны. Во время Второй мировой войны пехота из той же страны до октября 1943 года воевала на стороне хана Гитлера. В октябре 1943, увидев, что хану Гитлеру хана, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

На Красном же холме в 1917 году открыли церковь имени Сергия Радонежского. Наружный дизайн незамысловатый.

Интерьер же впечатляет.

Помянув добрым словом участников Куликовской битвы, убыл на ночлег в город Ряжск. Когда я был в Ряжске последний раз? А было это 46 (сорок шесть) годов назад в ноябре 1977 года, когда везли меня наголо постриженного к месту срочной службы. На станции Ряжск была пересадка на другой поезд.

Поэтому …

Здесь и поездке конец. 22 октября случился примитивный доездинг из Ряжска домой в Ульяновск.