Две колыбели за один месяц. Ирак

10.04.2023 | 7339 просмотров

Колыбель №2. Ирак

Колыбель человечества — это восточная Эфиопия. Там, если британские учёные нам не врут, появились первые человекообразные люди. Разбредясь по округе, люди поселились в долине реки Нил (современный Египет) и между реками Тигр и Евфрат. Данная местность называется Междуречье или по-гречески Месопотамия. Ныне территория Ирака. И Древний Египет, и Месопотамию принято считать колыбелями цивилизации. Ибо именно там возникли первые государства, первые законы, первая письменность, культура и прочее. Волею судеб в октябре-ноябре 2018 года мне удалось прокатиться по обеим странам.

Про Египет здесь travel.drom.ru/93257/  Про Ирак ниже.

Утром 29 октября 2018 я вернулся из Египта в Москву. Днём посетил посольство Ирака, заполнил визовую анкету, оставил паспорт. Первого ноября забрал паспорт с вклеенной визой. Путь в Ирак открыт. В Багдаде нужно быть 17 ноября. На 17-е и 18-е запланирован небольшой междусобойчик любителей путешествовать из разных стран. Днём знакомство с городом, вечером возлияние, чревоугодие, разговоры в шуме и дыму. Затем желающие могут совершить пятидневную поездку по стране на небольшом автобусе.

Прямых рейсов в Багдад из Москвы не было. 14 ноября прилетел в Стамбул. Хотел погулять пару дней по тёплому южному городу. Не удалось. Почти всё время шёл дождь. Было ветрено и прохладно. Осень, однако.

В Багдад вылетел ночью 16 ноября. Самолёт был на 90% заполнен вахтовиками из Шотландии. Летят качать иракскую нефть. Среди шотландцев рассмотрел толстого Нила, с которым в 2004-05 годах трудился на буровой в Астраханской области. Повспоминали былые годы.

В Багдаде приземлились в 4 часа утра 17 ноября. Приятный современный аэропорт. Строгие меры безопасности. Проверка/просветка до паспортного контроля. Проверка/просветка после получения багажа. Этим же рейсом прилетели ещё пятеро иностранных товарищей из нашего путешествующего сообщества. Погрузились в присланный за нами минивэн. Прежде чем покинули территорию аэропорта, прошли ещё две тщательных проверки на блок постах. И ещё одна уже в городе на въезде в так называемую зелёную зону, подконтрольную американцам.

Зелёная зона за зелёным забором. Метров через 50 ещё один зелёный забор с колючей проволокой.

В гостинице малость передохнули, привели себя в порядок, погрузились в автобус и отправились взглянуть на Багдад. Далеко уехать не удалось. Очень скоро встали в глухую пробку. Движение не столько сильное, сколько бестолковое. Мотоциклы, повозки, тележки стараются ехать против движения. Кругом гудки, свистки, сиреневый туман из выхлопных газов. Простояли без движения полчаса. Конца хаосу не видно. Где-то завыла сирена. Надо что-то делать.

Нас всего 30 человек. Из них два местных проводника с пистолетами под полой. Разделились на две группы и пошли изучать город пешком, что тоже временами было проблематично: улицы полны народа. Легко отстать от группы и потеряться.

Везде что-то продают. Везде мусор.

Постепенно на улицах стало свободнее. Можно посмотреть по сторонам.

Мечеть с изразцовым куполом.

Соцреалистическое настенное искусство.

Наглядная агитация. И аятолла великий нам путь озарил!

Кандидаты в депутаты и одинокий электорат.

Колониальная архитектура. Европейцы убежали. Дом заброшен.

По словам нашего проводника, это древнее учебное заведение. Школа. Ей 900 лет. Восстановлена по указанию Саддама. Вообще, очень часто мы слышали фразы: «Саддам построил», «Саддам сделал», «Saddam was good!»

Древняя школа стоит на берегу реки Тигр. Выйдя к реке, мы сели на речной трамвайчик и прокатились по Тигру до музея месопотамских древностей.

В реке ловят огромных карпов и жарят на медленном огне.

Территория музея ухожена в отличие от городских улиц. У входа статуя Нуба — бога мудрости в Древнем Ираке. 8 век до нашей эры.

Музей был изрядно разграблен в 2003 году во время американского вторжения. Саддам в Багдаде уже не правил, а американцы город ещё не контролировали. Лихие люди этим воспользовались. Растащили древности по подвалам и сусекам. И теперь в пустом музее ходят смотрят ротозеи на обломки черепушек и неведомых зверюшек.

Чудом сохранившаяся арфа с золотой головой быка.

Статуи и барельефы не упёрли: тяжелые.

Мне понравился отдел шумерского искусства.

Первый известный человечеству письменный свод законов появился в Месопотамии во время правления царя Хаммурапи 1792-1750 г.г. до нашей эры. Так и называется — Кодекс Хаммурапи. Написан он был на таком вот чёрном обелиске. Обелиск в 1902 году нашли французы и утащили его в Лувр. В Багдаде копия.

Можете что-то разобрать? Никто не может. Однако неразборчивость законов не освобождает от ответственности.

В музей добирались долго. Пробыли в нём тоже долго. На этом первый день в Багдаде и закончился. Два дня без сна. У койку.

Следующий день 18 ноября 2018 года провели за пределами Багдада. Первая остановка километрах в 30 южнее столицы. Во II-VII веках нашей эры здесь располагался Ктесифон — один из крупнейших городов того времени, столица нескольких царств. На потеху туристам от всего большого города осталась только часть царского дворца с самой большой в мире кирпичной аркой. Утверждается, что арка была построена во II-III веке нашей эры и ни разу не разрушалась. То есть, кирпичная арка высотой 37 и шириной 26 метров непоколебимо стоит уже почти 2000 лет.

Осмотрев руины со всех сторон, поехали в столицу Вавилонского царства город Вавилон. Это ещё более древний город. Точная дата основания неизвестна. Считается, что 4 тысячи лет назад он уже был. В отличие от Ктесифона Вавилон более известен широкой публике благодаря устойчивым словосочетаниям Вавилонская башня, Вавилонское столпотворение и песне ансамбля Бони М «The Rivers of Babylon».

При Саддаме Хусейне проведена большая работа по реконструкции части древнего Вавилона. Вход в город через заново построенные ворота Иштар. (Иштар — вавилонская богиня войны и мудрости). Оригинал ворот в 1930 году немцы утащили в Берлин. Отреставрировали и выставили на обозрение в Музее Передней Азии. Копия тоже хорошо смотрится.

Так выглядел Вавилон при царе Навуходоносоре II примерно в 600 году до нашей эры. В центре Вавилонская башня.

Современный вид. На первом плане руины оригинального Вавилона. Сразу за руинами восстановленная стена. Город пришёл в упадок и был заброшен в 10-11 веках нашей эры.

Вот он настоящий Вавилон крупным планом.

А вот реконструированный.

Войдя в город через ворота Иштар, попадаешь на бывшую главную улицу — Дорогу Процессий. При Навуходоносоре II стены были из голубого кирпича и украшены барельефами львов. Ныне стены светло-коричневые с редкими барельефами вавилонских драконов и быков.

За стеной Дороги Процессий выставлена статуя Вавилонского Льва. Это бывший экспонат личного музея Навуходоносора II. Статуе как минимум 2600 лет. Подо львом фигура человека. Считается, что лёва вот-вот загрызёт мужика. Хотя это может быть и баба. В интернете есть несколько версий относительно того, где, кто и когда нашёл статую. На табличке в Вавилоне написано, что нашли Льва местные крестьяне в 1776 году, копаясь в развалинах дворца в поисках чего-то полезного в хозяйстве.

Над Вавилоном возвышается один из коттеджей невинно убиенного Саддамушки. Любил он это место. Коттедж мы, конечно, осмотрели. А смотреть там уже не на что. Всё утащили, остальное изломали и испачкали.

Мозаичный пол.

Расписной потолок.

Патриотические барельефы. Иракская женщина и пацанёнок провожают на фронт мужей и отцов. Скорее всего, имеется в виду ирано-иракская война 1980-1989 г.г. Когда я жил в Иране, то прознал, что иранцы эту войну называют «Америкой срежиссированная, Ираком развязанная».

Наше транспортное средство.

Над Вавилоном взошла луна. Пора домой. В Багдад.

В Багдаде заехали на заправку. На удивление чисто и красиво. В городе и вдоль дорог мусора навалом.

День закончился грандиозным банкетом. Возможно, кто-то помнит мой рассказ о поездке по зимникам от Иркутска к морю Лаптевых в 2016 году. travel.drom.ru/58639/

На мутноватом снимке два персонажа того рассказа: немец Коля и австриец Харальд.

Вот несколько комментариев к тому рассказу относительно Харальда:

«Насчёт Харольда, я бы охренел жить в таком бешеном темпе, здоровья не хватит».

«Обезбашенные ребята!!! Круто! Особенно Харальд!»

«Харальд красава с чемоданчиком! ))))). Представляю, как на него смотрели в такой одежке))))».

«Фото Херальда в костюме на взлётке Саскылаха — сильно!!👍🏻»

Действительно, Харальд своеобразный и интересный чувак. Владелец бизнеса в сфере производства предметов роскоши. Живёт в бешеном ритме, мотаясь по всему земному шару. Его продукция весьма востребована среди сильных и богатых мира сего. Благодаря этому, Харальд вхож во многие президентские и премьерские кабинеты, султанские дворцы и королевские опочивальни. Два его богатеньких клиента из Ирака (сидят на фото) прознали, что он будет в Багдаде с компанией друзей, и организовали этот банкет, чтобы сделать ему приятное. Столы ломились. Только жареных поросят не хватало. Вера не позволяет.

В БАГДАД ХАРАЛЬД ПРИЕХАЛ НА АВТОМОБИЛЕ ИЗ ЕВРОПЫ ЧЕРЕЗ ОХВАЧЕННУЮ ВОЙНОЙ И МЕЖДОУСОБИЦЕЙ СИРИЮ! По пути сумел договориться и с турками, и с протурецкими исламистами, и с войсками Асада, и с войсками сирийской оппозиции, и с курдами, и с американцами, и с иранцами.

Прямо с банкета Харальд рванул в аэропорт. На следующий день он должен быть в Куала-Лумпуре вершить свои роскошные дела во дворце верховного правителя Малайзии султана Мухаммада V, а затем лететь в Москву на свадьбу оного султана и Мисс Москва-2015 некоей Оксаны Воеводиной. Был такой эпизод в жизни малайского верховного правителя. Мухаммад V охмурил чистую и непорочную русскую девушку, подвёл под венец, обрюхатил и вскоре выгнал из дворца за «недостойное поведение», не дождавшись рождения султанёнка. А когда султанёнок родился, то отказался признать его. Не ходите, девки, замуж за султанов. Ничего хорошего….

Нас, сирых, султан на свадьбу не пригласил, поэтому мы остались в Багдаде, а на следующее утро уселись в автобус и поехали в священный для мусульман-шиитов город Кербела. По пути заглянули в древнее пещерное поселение Al-Tar Caves. Сколько пещерному посёлку лет и кто там проживал, доподлинно неизвестно, но посмотреть нужно.

Вид издали. Пейзаж унылый. В далёкие времена все города строились по берегам рек. Некоторые реки давно пересохли. Некоторые значительно изменили русло, уйдя в сторону на многие километры.

Хотел похулиганить, но не осилил камешек.

Следующая остановка у крепости-дворца Al-Ukhaidir. В стародавние времена крепость стояла на пересечении караванных путей и служила караван-сараем и перевалочным пунктом. Построена в 775 году нашей эры.

Ближе к вечеру добрались до священной Кербелы. Вот на неё указатель.

Для шиитов этот город второй по святости после Мекки. Здесь в 680 году пал смертью храбрых в бою против конкурентов на халифский трон имам Хусейн ибн Али — внук самого пророка Мухаммеда. Десятки миллионов паломников-шиитов посещают Кербелу каждый год. В отличие от Мекки вход для неверных в Кербелу и её святыни свободный.

Мечеть и мавзолей имама Хусейна блестят и сияют золотом, алмазами и изумрудами. Контраст с окружающей блеклой действительностью разительный. Изящество, изобретательность и красочность украшений завораживают. Что красиво, то красиво.

Внутри ещё изящней.

Вся территория выложена мрамором. Безупречно чисто.

Паломников много. Кто молится, кто прогуливается, кто спать укладывается.

Печальное известие?

Спят на мраморном полу.

Курить в святыне, видимо, не возбраняется.

Бегом, с шумом и криками принесли умирающего. Передохнули у входа в мечеть, понесли внутрь с надеждой на чудесное исцеление.

На этом осмотр закончен. Пошли в гостиницу. В гостинице обнаружил мультикультурный туалет. Кто к чему привык.

По пути в Кербелу мы остановились перекусить в придорожном кафе. Это была ошибка. К вечеру несколько человек страдали кишечным расстройством и даже не смогли посмотреть мечеть. У меня желудок крепкий, но к полуночи поднялась температура, заболела голова. Кошмар путешественника — заболеть в чужой стране. Болезнь, похожая на сильную простуду, не отступила до конца поездки. Температура держалась в районе 38 градусов. Таблетки помогали ненадолго.

20 ноября из Кербелы поехали в город Наджав. Смотреть по пути все святыни сил не было. Заглянул в одну мечеть.

Часть мечети когда-то была синагогой. Евреев прогнали. Здание продолжили эксплуатировать в религиозных целях. Надписи на еврейском остались, ибо сеют разумное, доброе, вечное.

В мечети-синагоге чисто. За пределами культовых учреждений — не очень.

21 ноября из Наджава продолжили движение на юг в Насирию. Сделали остановку в древнем городе Урук. Город-государство шумеров с 3200 года до н.э. Покинут жителями примерно к 500 году н.э.

Вот этот холм раскапывают немецкие археологи.

Немцы копают, иракцы толкают тачку с пустой породой. Кто на что учился.

Считается, что здесь в Уруке зародилась письменность. О чём напоминает этот плакат.

Городские улицы сейчас выглядят так.

От кирпичных сооружений что-то вразумительное ещё осталось.

22 ноября из Насирии тронулись в обратный путь — в Багдад. По пути заехали в ещё более древний чем Урук город Ур. Он же Ур Халдейский. Здесь на радость туристам восстановили вот такую ступенчатую крепость — зиккурат.

До приезда в Багдад останавливались ещё в паре древних мест. Смотреть не ходил. Температурил.

Всё под контролем армии.

В чём преуспели иракцы, так это в дизайне ментостакана. Весьма оригинально. Даже галстук есть.

К ночи были в Багдаде. Поселились в ту же гостиницу в зелёной зоне, что и в первые дни. На следующий день 23 ноября 2018 года по плану я должен был лететь в Эрбиль в Иракский Курдистан с четырьмя иностранными товарищами. Из Эрбиля через три дня на машине к турецкой границе. В Турции нас ждала другая машина и ещё несколько дней в дороге. Однако состояние здоровья не улучшалось. Удовольствия от путешествия с температурой 38 и головной болью очень мало. Открыл планшет, купил билет в Стамбул на ближайший рейс. Через сутки был дома в Ульяновске. Не видать мне Иракского Курдистана.