Маньпупунёр на авто и снегомобиле

07.01.2024 | 7323 просмотра

В 2013 году в России, США и Европе на экраны вышел фильм-ужастик «Тайна перевала Дятлова» он же «Devil’s Pass» он же «The Dyatlov Pass Incident». Плох фильм или хорош, мне неведомо, ибо не смотрел, так как киноискусством не интересуюсь. Неоспоримый факт в том, что миллионы иностранных (да и российских тоже) зрителей благодаря этому фильму узнали про трагический и загадочный инцидент, произошедший с группой туристов в горах Северного Урала в далёком 1959 году. Посмотрел фильм и мой германо-монакский друг Коля. Посмотрев, заинтересовался. Заинтересовавшись, узнал, что недалеко от перевала Дятлова есть более живописное и интересное место, а именно: плато Маньпупунёр с причудливыми столбами выветривания.

«Узнай, — попросил Коля в марте 2015 года, — нельзя ли туда съездить? Желательно на снегоходах».

Погуглил интернет. Узнал. Оказалось, можно. Связался с проводником на Пупы по имени Вадим из Свердловска. Наметили маршрут: Вижай — Пупы — перевал Дятлова — Вижай. Договорились, что стартуем утром 26 марта из деревни Вижай Ивдельского района Свердловской области. Это важно указать район и область. Деревня с таким же названием есть на севере Пермского края в Чердынском районе. Горе тому, кто перепутает. От одного Вижая до другого напрямую звериными тропами через тайгу и Уральский хребет 130 км, а по автодороге 950 км. Перепутал, опоздал, поездка сорвалась. Такой случай, по словам Вадима, был.

22 марта ввечеру встретил в Домодедово Колю и примкнувшего к нему друга Михи из Германии. Пошли к стойке AVISа. Коля заказал у них полноприводный автомобиль.

«Ой, — ойкнул служка AVISа, — а полноприводного у меня ничего не осталось. Есть в Шереметьево».

«Звони в Шереметьево. Пусть приготовят. А нам давай любой, который до Шарика доедет».

Арендовали пузотёрку «Ауди». В Шереметьево поменяли её на VW Tiguan и заселились в «Новотель» отдыхать перед дальней дорогой.

В пути ничего интересного не приключилось. Нового я ничего не увидел, ибо везде бывал неоднократно, кроме конечной точки — деревни Вижай. В деревню прибыли поздно вечером 25 марта. Как таковой деревни нет. Она вроде как сгорела, а жителей переселили в цивилизацию. Предприимчивые люди построили простенькую турбазу, куда мы и пристроились на ночлег.

Утром 26 марта осмотрелись. Над деревней гордо реял красный стяг. Значит, советская власть в Вижае есть. Это здорово.

Подъехал Вадим. Выдал нам по снегомобилю. Показал, как ими пользоваться, ибо никто из нас на такой технике раньше не катался. Урок вождения усвоили. Оделись по-походному. Погрузили трое саней: бензин, палатки, еда и прочее. На дорожку съели по порции блинов, приготовленных хозяйкой турбазы, и тронулись в снегоходный путь навстречу приключениям и впечатлениям.

Первая интересность случилась уже через пару километров. Нужно было форсировать незамерзшую речку с достаточно быстрым течением. Первым пересёк речку Вадим.

Вторым был Коля с бензином и генератором в санях.

Коля уехал, сани остались.

Вадим организовал спасательную операцию. Заехал в воду, прицепил сани, спас бензин и генератор. Поехали дальше. Некоторое время продирались через мелколесье. Потом выехали на волнистую дорогу и покатились вверх-вниз, вверх-вниз. Забавно. Без привычки слегка утомительно. У Коли разболелась подраненная в предыдущих поездках спина. Временами отдыхаем.

Доехали до мансийского посёлка Ушма. Вадим знаком с местными жителями. Передал им посылку с Большой Земли. Не водку.

Ближе к вечеру добрались до незавершённого строительством строения под названием «Изба Ильича». Разместились. Вадим завёл генератор. В глухой тайге избу Ильича осветила лампочка Ильича. Натопили печку-буржуйку. Побаловались виски для сугрева и спать.

Утром упаковались, дозаправили снегоходы и в путь.

Мороз и солнце. День чудесный!

Встретили мужика из Тольятти, путешествующего на упряжке с маламутами. Симпатичные собачки.

Заехали на зимовье к семье охотников. Вадим передал посылку. Не водку. Мы осмотрелись, пообщались.

Мужик пытался впрудить Коле шкуру убитого медведя за 15 тысяч рублей. Коля было рыпнулся купить. Пришлось ему объяснить, что таможня отнимет. Ещё и статью подберут. Пообщавшись с местным населением, поехали дальше.

Далее нас ждал скоростной участок. Сначала по озеру, потом по реке. Гнали что есть мочи. Всё хорошее когда-то кончается. Закончился и ровный речной участок. Опять продирались сквозь густой лес. Употели. Тяжёлая работа вертеть снегоходными лыжами, уклоняясь от колючих веток. Очки на глазах обязательны. Наконец, выбрались на подобие просеки. Михи на радостях газанул и улетел в кювет.

Снегоход, как и Михи, благополучно пережил ДТП. Поехали дальше. Вскоре пошли на подъём. Совсем недавно прошёл сильный снегопад. Началось рубилово. Жаль, фото нет. Было не до этого. Снегоходы тонули в пухляке по самое сиденье. Копали, буксировали, толкали. При этом сами тонули по само небалуйся. Казалось, не доедем сегодня до Пупов. Замаячила угроза ночевать в палатке, как группе Дятлова. Перспектива не радовала. Придут ночью злые манси, забьют кольями, как группу Дятлова. (Избиение туристов мансями одна из популярных неофициальных версий происшествия).

Вадим провёл нам ускоренный курс вождения по пухлому снегу. Урок усвоили, и дело пошло. Тонуть перестали. Приспособились штурмовать склоны сопок по диагонали, не заваливаясь на бок.

В долгом времени, аль вскоре вырвались на оперативный простор, поднялись на сколько-то сотен метров над уровнем моря. Похолодало, зато пухляк стал плотняком. Снегоходы опять побежали весело. Угроза ночевать в палатке стала исчезать. Версия о манси-убивцах стала забываться.

В лесу снег-пухляк …

… выше леса снег-плотняк.

Въезжаем из Азии в Европу.

На закате достигли кордона Печоро-Илычского заповедника, на территории которого находятся Пупы. Официальное название квартал 592 Верхне-Илычского участкового лесничества (плато Маньпупунёр).

Как известно, для праздного шатания по территории какого-либо заповедника надобно у начальника оного заповедника испросить на сие высочайшего дозволения. До отъезда из дома я было пытался получить дозволение: позвонил в заповедник, но был послан со словами, что в этом году разрешения не выдаются. Столбам выветривания тоже надо отдыхать от назойливых взглядов туристов и вспышек фотоаппаратов.

В домике обнаружились два мужика. Мужики жили, не тужили, истуканов сторожили. Тому, что мы нарушили их покой, мужики были рады, ибо рассчитывали на угощение.

Мы забросили вещи на гостевой второй этаж, где каждому отводилось место на нарах. Вадим и друг Коля остались на нарах, а я и друг Михи оседлали снегоходы и ринулись в направлении Пупов, чтобы успеть сделать закатные и сумеречные фото. Солнце уже село, и быстро темнело. От домика егерей Пупы не видно.

На мой взгляд, фотосессия удалась. Смотрите, что получилось.

Первый самый главный отдельно стоящий Пуп приветствует непрошенных гостей поднятой рукой. Остальные Пупы жмутся друг к дружке в отдалении.

Главный Пуп опустил руку. Меняем ракурс.

Опять поднял.

Покатались, пофотографировали, руки поморозили и возвернулись на кордон. Мужики-егеря оживились. С момента нашего вторжения в их тихую жизнь они с нетерпением ждали, когда угостят.

Мы отогрелись, приготовили ужин, пригласили егерей, разлили, выпили каждый за своё. И так три раза. Хранители Пупов раскраснелись, подобрели и перешли к исполнению своих должностных обязанностей, а именно: попросили наши паспорта и начали нас «оформлять». То есть составлять на каждого, кроме Вадима, протокол о несанкционированном проникновении на территорию заповедника и нарушении режима покоя каменных истуканов. О том, что за осмотр Пупов неизбежно наступит страшный час расплаты, Вадим нас предупредил. Вариантов действий два.

*Прикинуться шлангами, сказать, что нет у нас с собой паспортов, и представиться егерям вымышленными именами и вымышленными адресами. Егеря эту белиберду в протокол занесут, а потом судебный пристав сойдёт с ума, разыскивая нас. Это самый популярный вариант посреди туристов-нарушителей.

**Не скрывать своей идентичности. Понести заслуженное наказание. На память останется сувенир в виде копии протокола и постановления о назначении штрафа и квитанция об оплате оного.

Как писал и пел Владимир Высоцкий: «Во мне два «я», два полюса планеты, два разных человека, два врага. Когда один стремится на балеты, второй стремится прямо на бега». Наше подлое второе «я» говорило: «Не давай паспорт. Соври. Во благо ложь будет». Однако на общем собрании мы заранее решили второе «я» перебороть и идентичность свою не скрывать. В награду бумажные сувениры поиметь.

Мужики долго корпели над протоколами. С носа у них капал пот. Я им помогал разобраться в иностранных именах, номерах и адресах.

— Чего волнуетесь?
— Да как бы не ошибиться-то, как бы не выгнали-то с работы-то. Другой-то нету.

Наконец, протоколы написаны, признательные показания получены, зло почти наказано. Отбой. На нары.

Утром 28 марта 2015 года над всем плато Маньпупунёр было безоблачное небо. Отличная погода для дневной фотосессии. Пупы можно фотографировать долго. Чуть изменил ракурс, отъехал дальше, подъехал ближе и истуканы смотрятся по-другому.

Вид спереди.

Вид сбоку.

Пупы налево …

… Пупы направо …

… Пупы на счастье …

… Пупы на славу.

В колонну по одному — становись!

Сцилла и Харибда.

И так далее. Просто приятно посмотреть. Глазами, конечно, видишь гораздо больше, объёмнее, красочнее.

Вот эти останцы стоят поодаль.

Самые старые Пупы. Почти разрушились.

Я и Михи накатались, нафотографировались, надышались чистым морозным воздухом. Пора и честь знать. Напоследок на фоне истуканов-башен с айфона селфи забабашил.

Пока мы развлекались, друг Коля страдал болями в спине и, приняв удобную позу, сибаритствовал, созерцая голубые коми-зырянские дали.

На перевал Дятлова решили не ехать. Самое интересное мы уже видели. Угостили егерей-сторожей посошком, поблагодарили за приют, за доброту и стартовали в сторону Вижая, откуда приехали.

Остался за кормой занесённый снегом приют наш ночной.

Обратный путь, как правило, быстрее и легче, а под горку да по пробитой накануне колее, тем более.

Покинули Европу, въехали в Азию.

Уральские горы остались позади.

Быстро домчали до знакомой избы Ильича, где и заночевали, обмывая и обсуждая полученные впечатления.

Ближе к Вижаю климат резко поменялся. Температура на солнце выше ноля по Цельсию. Снег едва прикрывает дорогу.

Река недалече от Вижая разлилась ещё шире. Течение усилилось. Снегоход сносит. Пересекали речку под углом к течению с газом до отказа. С божьей помощью переправились. На глубину никого не унесло.

Здесь короткое видео переезда через речку.

Вскоре прибыли на базу, где оставили машину. Хозяин базы на «уазике-буханке» аккурат выезжал из ворот спасать утонувший в реке снегоход. Кто-то где-то не справился с течением. Унесло на глубину. Снегоход — это всё-таки не водный мотоцикл.

На этом интересная и впечатляющая часть поездки закончилась. Завели машину и помчались: Югорск — Ханты-Мансийск — Тобольск — Тюмень — Екатеринбург — Ижевск — Ульяновск — Москва. По пути порешили в следующем 2016 году прокатиться по зимникам от Иркутска до моря Лаптевых в Анабарский улус Республики Саха (Якутии). Съездили. Рассказик уже опубликован: travel.drom.ru/58639/

ЭПИЛОГ.

Тут внимательный читатель, возможно, мне вопрос задаст: «А что с протоколом и наказанием за несанкционированное вторжение на плато Маньпупунёр? Осудили? Посадили? Поняли? Простили?»

9 апреля 2015 года в посёлке Якша Троицко-Печорского района бывшей Коми АССР надо мной в моё отсутствие свершился суд, приговоривший меня к …

Помню, в детском саду в середине 1960-х мы, здоровые пяти-, семилетки, распевали песенку: «И вот его ведут на суд, и судьи якшами трясут: «На три года, на три года, на три года!»

…учитывая смягчающие обстоятельства — безобразие совершено впервые; сопротивления при задержании не оказал — впаяли 3000 (три тысячи) рублей штрафа. Да здравствует коми-зырянский суд — самый гуманный суд в мире!

Постановление я получил по почте. Штраф оплатил. Наказание понёс. Грех с души снял. Можно безобразничать заново.

А что же наши иностранные друзья? Ведь им так хотелось заполучить сувенир в виде копии протокола и постановления о наказании. Ан, нет. Сувенир им обломился. Ни монакский, ни германский почтальон с толстой сумкой не ремне не принёс им заказного письма из посёлка Якша. Полагаю, со стороны администрации заповедника было проявлено либо великодушное гостеприимство, либо преклонение перед Западом.

Тем, кто не был на Маньпупунёр, рекомендую побывать. Желательно в солнечную умеренно морозную погоду.

60 000 с человека на вертолете в 23-м стоило посетить.В какой бюджет эта авантюра встала...не секрет если.Про три тысячи с носа "премиальных" понятно 😁
Просто кайф🔥🔥🔥вот это понимаю отдых
Вот это понимаю отдых активный,кайфую🔥
Но не для каждого (((

Классное путешествие! 5
Продам уши от мертвого осла.

Снегоходная часть по 90 тыс руб с человека. В этом году дерут по 150-170 тыс руб. Совсем бога не боятся.

Вот это понимаю отдых активный,кайфую🔥
Но не для каждого (((
Для каждого желающего. Платишь деньги - и бери.
Почему через Котлас поехали, а не сразу с Костромы на Киров? Понимаю, что дело хозяйское.

"23, 24 и 25 марта провели в дороге вот по такому маршруту. Просто Коле захотелось проехать по этим областям."

Почему только через почти 9 лет решили опубликовать отзыв?
Продам уши от мертвого осла.

ПАЛАСИО
Почему только через почти 9 лет решили опубликовать отзыв?
Потому что от сырости и лени превозмочь себя не мог.

Если серьёзно, поездок было много, вдохновения писать о них мало, ибо времени на написание уходит много, а материального стимула никакого.
Раньше (5-10+ лет назад) был некий моральный стимул: десятки тысяч просмотров, десятки а то и сотни комментариев. Теперь и этого нет.
Рассказика два-три в год писать нужно, чтобы не разучиться.

Приветствую, а правда почему так произошло? Тоже заметил, что ранние публикации с десятками тысяч просмотров, а у некоторых и несколько сотен тысяч, а сейчас дай бог 20-30 тысяч и то только у Кати в Испании. Что с дромом стало за это время? Или интерес публики к автопутешествиям исчез после ковида?
AVTorgashev
Да наверное сейчас не лучшее время для путешествий. Сейчас это дорогое удовольствие стало
da-fomin
AVTorgashev
Инста раскрутилась, да прочие сервисы, где можно хоть как-то окупить материал

Палыч
AVTorgashev
Количество просмотров хорошо идёт в гору если на заглавном фото отчёта изображена девушка в купальнике.
11198010
Северный Урал нереально красив. Он суровый, молчаливый и величественный. Особенно зимой.
Storm_777
"Угостили егерей-сторожей посошком...".... звучит как-то двусмысленно )))

После копания в таком пухляке по пути к перевалу в декабре 2015 широко известный в узких кругах тревел-блогер Сергей Доля чуть не окочурился, сердечко подвело

Палыч
Надежды юношей питают, что во время просмотра купальник спадёт. Ан, нет. Катя она не такая.

Scout66
1) Тяжёлая доля выпала на долю Сергея Доли.
2) Его внешний вид говорит о том, что с физкультурой он не дружит, а надо бы.

Bluetrack
1) Тяжёлая доля выпала на долю Сергея Доли.
2) Его внешний вид говорит о том, что с физкультурой он не дружит, а надо бы.
А какой у него внешний вид? С 2015 много воды утекло.
Он накануне похудел, и со слов как раз потому что сердце посадил - решил исправляться

Толстенький он. Был, по крайней мере.

Система, конечно радует, своей непосредственной циничностью. 😀Обогрели. Дождались пока нальют. Выпили всё, что наливали. И только потом😀 приступили к работе, по выписывали штрафов. Зачёт егерям. Что ещё сказать. А путешествие классное.

Bluetrack
Толстенький он. Был, по крайней мере.
Минутка рекламы

Scout66
Минутка рекламы
Похудел по настоянию врачей. На человека стал похож, но сердечко уже было посажено.
Физкультурой надо с детства заниматься.

fizzeg
Смешное название

поправьте плиз.... ПОСЕЛОК Вижай.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Сам родом от туда.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Круто

Сергей К
Ходили зимой с палатками на лыжах, а это понтв