|
Маршрут поездки: Воронеж—Волгоград—Волжский—оз.Баскунчак—гора Богдо—Воронеж с 11 по 13 июня 2011 г.
Как обычно, у нормальных людей на праздник три выходных, но у меня только два. Но нарушать сложившуюся традицию праздничных автопробегов (https://travel.drom.ru/16545/, https://travel.drom.ru/16284/, https://travel.drom.ru/16255/) мы не собирались! Выехали в Волгоград после моей работы, часа в три дня. План поездки такой: после работы приехать в г. Волжский (город-спутник Волгограда), где у нас заказан номер в санатории «Ахтуба». На следующий день — осмотр мемориалов в Волгограде. Затем — с утра съездить на соляное озеро Баскунчак (около 200 км от Волжского в сторону Астрахани), заодно посмотрев заповедник — гору Богдо, и вернуться назад в Воронеж, как раз к выходу на работу. Первые 250 км проехали по Воронежской области, хорошая пустая дорога и красивая природа радовали.
Остановились на минутку возле прекрасной церкви конца 19 века в райцентре Анна.
А вот трасса «Каспий» оказалась хуже местных дорог нашей области — очень уж неровное покрытие, хорошо хоть, что ям нигде нет. Но зато трафик не напрягал, и практически не было назойливого внимания ГИБДД (может, День России сказывался) — ни передвижных постов, ни камер. К 22:30 приехали в Волгоград, решили проехать через центр, посмотреть на город и мемориалы ночью.
Затем по плотине Волжской ГЭС переехали в г. Волжский, примыкающий к Волгограду вплотную, и нашли наш санаторий. Рассмотрели его только на следующее утро. Стало понятно, почему на стойке администратора стоял огромный розовый букет — розы всех сортов и расцветок росли не только по всей территории санатория, но и на городских клумбах Волжского и Волгограда. Самый популярный цветок Волгоградской области!
Рядом — река Ахтуба, впадающая в Волгу как раз возле плотины ГЭС.
Мы заказали номер с холодильником, телевизором, кондиционером и балконом, а также договорились о завтраках и ужине в соответствии с нашим экскурсионным графиком. После завтрака окунулись в Ахтубу. Холодная! Видели в воде большую ленивую щуку. Немного прогулявшись по Волжскому,…
…мы опять по плотине Волжской ГЭС,…
…проехали в Волгоград. Волгоград — гигантский город, потянувшийся вдоль правого берега Волги на 90 км!
При этом с ним непрерывно соединены городки Волжский и Средняя Ахтуба (через плотину ГЭС) и Краснослободск (через мост над Волгой). Говорят, для местного жителя час куда-то ехать в маршрутке — обычное дело. По Волге ходят теплоходы, использующиеся как пригородные автобусы.
Волга там широка, с многочисленными островами, отмелями и песчаными пляжами. Но в самом Волгограде оборудованных пляжей немного.
Как известно, главная достопримечательность Волгограда — скульптура «Родина-Мать зовет» на мемориальном комплексе Мамаева кургана. Во время ее возведения (1967 год) это была самая высокая скульптура в мире (более 85 метров). Ее высота вдвое превышает высоту Статуи Свободы в Нью-Йорке. Да и сейчас эта скульптура продолжает входить в десятку самых высоких скульптур в мире.
Интересно, что гигантская статуя внутри пустотелая — толщина железобетонных стенок всего 20-30 см, а жесткость конструкции обеспечена ячеистой структурой и натянутыми внутри статуи стальными тросами. Скульптура никак не закреплена и устойчиво стоит просто под действием собственного веса (более 8 000 тонн!).
Весь мемориальный комплекс Мамаева кургана производит сильнейшее впечатление.
От Мамаева кургана мы проехали на набережную и неожиданно оказались на автошоу.
Затем прошли к памятнику пожарному катеру «Гаситель». Катер был построен в 1903 году, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, во время Сталинградской битвы был потоплен, но позднее поднят из воды и восстановлен.
Прошлись по набережной (жара!), посмотрели все вокруг, и решили прокатиться в скоростном катерке.
Катера стоят, а спуска к ним с пристани нет — надо прыгать на метр-полтора вниз!!! А назад, соответственно, надо на полтора метра запрыгивать! Типичная глупость в нашенском стиле, аж обидно. С катера мы увидели музей-диораму, выставку техники, памятные руины здания, и попросили нас высадить по возможности поближе к этому месту.
Катер просто уткнули носом в мелководье, и мы, закатав штаны, по воде прошлепали к берегу. Очень демократично! А на берегу разгорался пожар — горели трава и деревья прямо возле музея. И вокруг на горизонте были видны дымы, видимо, таких же пожаров.
Сначала мы обошли весь мемориальный комплекс снаружи…
…и осмотрели ставший знаменитым во время Сталинградской битвы «Дом Павлова». Он был восстановлен после войны, и сейчас это обычный жилой дом, но очень органично вписанный в мемориал. Вот так выглядит его стена в направлении центра города.
А вот так — противоположная сторона, в сторону Волги.
Почему-то я считал, что этот дом расположен в глубине городских кварталов, а он, оказывается, всего-то метрах в 400-500 от Волги. Затем мы посмотрели интересную для любителей истории музейную экспозицию.
Там были и довольно редкие экспонаты — например, советские ручной огнемет и защитный стальной нагрудник, прообраз современных бронежилетов.
Потом прошли по бывшему переднему краю наших войск — еще в 1950-е ее обозначили, установив танковые башни на постаментах. Интересно, что использованы старые башни «тридцатьчетверок» первых серий — Т-34-76 (обычно в качестве памятников стоят Т-34-85 поздних выпусков), часто со снарядными пробоинами в броне. Иногда от башни до Волги всего 200-300 метров.
Затем мы двинулись в сторону Волжского, по пути остановившись у знаменитого Сталинградского тракторного.
А после уже привычного пути по плотине ГЭС…
…свернули в сторону шлюзов. Они огромные, а вокруг них невероятное количество рыбаков — сидят десятки людей вплотную друг к другу, все дороги вокруг шлюзов были заставлены их машинами.
На следующее утро мы выехали в Астраханскую область. Цель — соляное озеро Баскунчак и гора Богдо. В Астраханской области резко изменился рельеф местности — началась плоская, как стол, степь.
И ОЧЕНЬ много самых разных насекомых! Вся машина была ими уделана, боялся, что забьют радиатор (опытные местные водители зачастую ездят с сетками поверх решетки радиаторов).
У местных жителей в ходу накомарники — многие люди в них ходят, работают, ездят на великах. Мужики, бабульки, дети — все. Девушки как накомарники используют белую вуаль, как фата у невесты )). Дороги пустынные, тоже только по одной полосе в каждом направлении, но чуть поровнее, чем в Волгоградской области. Вдоль дорог там везде бегают суслики, не особо боясь людей.
Примерно через 200 км мы приехали к озеру Баскунчак. Необычность этого места почувствовалась еще на подступах к озеру.
Соляные промыслы там существуют с 19 века. Остатки старых соляных разработок создают совершенно сюрреалистический пейзаж.
Вода и грязь озера считаются лечебными, но нам все показалось очень экзотичным, но совершенно не гигиеничным. Полоска воды и грязи небольшая, в основном все озеро — это километры соли. На этой небольшой полоске возятся люди, годами в одном и том же месте.
Кто знает, с какими болезнями они окунались в грязь, которую тут же намазывают следующие отдыхающие…
Обстановка в городке у озера — депрессивно-совковая, но это с лихвой компенсируется необычным зрелищем этого такого экзотичного для жителя средней полосы России места.
Интересно, что для желающих посетить Баскунчак сервиса никакого нет вообще, но везде и за все при этом надо по чуть платить. Понемногу, но постоянно. Например, к пляжику у озера нет ни одного указателя, как будто специально, чтобы местные жители промышляли в качестве гидов. Подростки предлагают показать дорогу к озеру за 100 руб., и в соседний заповедник к горе Богдо (следующая наша цель) за 400. Мы сторговались с пацанятами так — за 200 руб. нас провожают к озеру и показывают поворот в сторону заповедника. Все дороги вокруг озера, как только съезжаешь с трассы — только грунтовые, петляют во все стороны. В отчетах других автопутешественников видели советы ориентироваться по потоку машин, но при нас особого потока-то и не было. А дорога к прибрежной стоянке выглядит вот так:
Подъезд к озеру перегорожен, надо оставлять авто на площадке за 50 руб. Причем стоянка сейчас устроена километрах в полутора от берега, хотя не так давно можно было подъехать гораздо ближе к озеру. В итоге приезжие пользуются услугами по доставке — для этого там всегда присутствует ПАЗик и мотоциклы с примитивно переделанными под трех пассажиров колясками. Можно было бы и самим найти подъезд к озеру, и прогуляться пешком к пляжу, но время поджимало. Нам еще повезло с погодой, было около +31, а там зачастую бывает и +45. При этом на самом пляжике нет вообще ничего, а ведь после едко-соленых и грязевых ванн пресный душ — это насущная необходимость. Вообще-то душ есть, только холодный, по 50 рублей, но не у самого озера, а на автостоянке в полутора километрах! Поэтому все купальщики несут с собой воду в бачках и баклажках. Кстати, на Мертвом море в аналогичных местах души стоят вдоль всего пляжа, причем бесплатные. Но там и вся жизнь устроена вообще по-другому….
Чтобы сэкономить время, мы, конечно, выбрали мотоцикл.
За 100 руб. хозяин этого «тук-тука» подвез нас к берегу и назад, дождавшись, пока мы нагуляемся. Если б мы купались и мазались грязью — он ждал бы, пока покупаемся. Попутно я шутливо ругнул жену — со мной, видите ли, на мотоцикле она ездить боится, а вот с незнакомым мужчиной — пожалуйста! )))
Затем мы поехали к заповеднику у горы Богдо. Эта гора считается священной для местных калмыков-буддистов. Несмотря на маленькую высоту (всего 150 м), она видна на расстоянии 40-50 км (мы сами ее увидели примерно на таком расстоянии от Баскунчака) и резко контрастирует по сравнению с окружающей абсолютно плоской местностью. Путь к горе — это 15-20 километров очень средненькой грунтовки.
Подъезд к самой горе платный, по 140 руб. с человека. Но гора того стоила!!! Для начала резко поменялся цвет грунтовки под колесами. Она стала быстро краснеть!
По пути к горе мы любовались разноцветными скалами.
С вершины горы открылся прекрасный вид на само озеро Баскунчак…
и его окрестности.
К треножнику на вершине горы привязано множество лоскутов с молитвами.
Рядом с горой внизу — карстовые провалы и пещеры.
Но они никак не оборудованы для обычных туристических посещений, без спецснаряжения, так что мы их не посмотрели. А жаль…
Нагулявшись на горе и у подножия,…
…мы наконец-то двинулись домой.
Доехали без происшествий и приключений, даже ни разу документы не проверили. В общей сложности, проехали около 1 700 км.
Как обычно, оказалось, что в Воронеже самый плохой, но зато и самый дорогой бензин. Мы заправлялись везде 95-м на «Лукойле» и «Роснефти», так вот воронежский «Лукойл» дал средний расход 7,3 литра на 100 км, а волгоградский — всего 5,9-6,4, причем зачастую с включенным кондюком и городской ездой. При этом в Волгоградской области он стоит от 26,80 за литр, а в районах воронежской области полулевые заправки сейчас продают 95-й по 29,30!
Бюджет такой прогулки выходного дня — около 8 000 руб. Из них бензин чуть меньше 3 000 руб., проживание, питание и выпивка около 4 000, билеты, экскурсии и сувениры — около 1 000 руб.
Все!
Предыдущие рассказы автора: