Не самая удачная первомайская прогулка в Грузию на KIA Picanto из Воронежа

25.06.2018 | 31725 просмотров

Гергети — Сигнахи — Телави

В автопутешествиях всегда возможны всякие случайности, некоторые из них вполне предсказуемы и ожидаемы, ну а каких-то совсем не ждешь. Эта небольшая прогулка в Кахетию начиналась вроде бы как обычно. Как говорится, почти ничего не предвещало… Четыре выходных на Первомай 2018 — это ведь было слишком много, чтобы сидеть дома, когда до Грузии всего 1300 км :) Значит — поехали!

План был таков: отъезд вечером 28 апреля, прибытие на границу днем 29-го. Учитывая прежние отзывы автопутешественников о праздничном наплыве туристов в Грузию, на переход границы заложили от 4 до 6 часов, поскольку именно столько проводили в майских пробках туристы в прошлые годы. Поэтому первую ночевку запланировали сразу после границы в с. Гергети, затем на следующий день — переезд в Кахетию, ночуем в Сигнахи. Возвращаться домой решили через Телави с ночевкой снова в Гергети перед переходом границы в наш последний выходной. Таким образом, мы проедем основную часть красивейшей Алазанской долины вдоль и поперек. К нам с женой присоединяются наши старые… нет, точнее, не старые, а очень старинные друзья, мы часто путешествуем вместе (travel.drom.ru/56142/, travel.drom.ru/52824/) . Упреждая возможное недоумение тех, кто в Пиканто не ездил, хочу сказать сразу — четверым полноразмерным седокам в Пиканто не тесно, тесно только их багажу :)

Стартуем в субботу 28 апреля, после работы, часов в 7 вечера. Привычно ругаемся на платных участках в Воронежской и Ростовской областях, устроенных на обычных старых кусках М4 (даже ограничение скорости не изменили, все те же 90!), привычно крепко получаем по капоту острым камнем, вылетевшим из-под какого-то автоколлеги, и так же привычно тупим полтора часа в знаменитом Лосево. Когда лет 6-7 назад только начинались разговоры о модернизации М4 к сочинской Олимпиаде, я почему-то был наивно уверен, что именно с этого, самого ужасного участка на М4, начнется реконструкция единственной дороги в стране, ведущей к южным курортам. Но не тут-то было, после Олимпиады минуло уже 4 года, а в Лосево пробка все та же. Неисповедимы пути российских дорожников…

Подремав на заправке пару часов, во второй половине дня прибываем к границе, оставив позади 1300 км. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что очередь из машин начинается километров за 7-8 до КПП! Причем правоохранители почему-то пытались формировать ее как общую для легковушек и грузовиков, чего обычно не бывает. С нами связался обеспокоенный хозяин забронированного нами гостевого дома в Гергети, и мы сообщили, что к нему обязательно приедем, вот только непонятно, когда. Мы тогда и предположить не могли, до какой степени все будет непонятно…

Отстояли мы 7 часов, пока добрались до российского КПП. Еще час ушел на собственно осмотр и штампование паспортов. Пока стояли в очереди, попутно оформили грузинскую страховку, обязательную с марта 2018, заплатив 860 рублей. На российской границе работали 5 или 6 пунктов пропуска, погранцы делали свое дело с приемлемой скоростью, но с праздничным напором все равно справлялись с трудом.

Границу мы пересекли уже за полночь, и только приготовились насладиться прославленным во всех интернетах (да и испытанном нами) цивилизованным переходом через грузинский КПП, как оказались в точно такой же пробке, как и перед российской границей. Причем происходящее на нейтральной полосе напоминало настоящий Ад. Для тех, кто не ездил в Грузию на машине, немного поясню. В отличие от коротких «нейтралок» между, скажем Белоруссией и Польшей, нейтральная часть Военно-Грузинской дороги представляет собой трехкилометровый серпантин с двумя примитивными, но достаточно длинными тоннелями. Качество покрытия и общая оборудованность этого участка осталась примерно на том же уровне, каков был еще при царе-батюшке. Узкая двухполоска, заполненная машинами в оба конца до отказа, ночь, грохот и вонь дизелей грузовиков, невероятно обостряющаяся в душных тоннелях, невозможность хотя бы чуток вздремнуть — ведь если не успеешь проползти пару метров до впереди идущей машины, как перед тобой обязательно вклинится очередной торопыга... Отсутствие туалетов — ну это само собой, в этом вопросе большинство народов бывшего СССР очевидные близнецы-братья. В итоге невероятно изгаженные в окрестностях очереди обочины, как писали классики, «воздух тоже не озонировали». Ну а поскольку полоса-то нейтральная, пограничники с обеих сторон тщательно соблюдали нейтралитет и не предпринимали никаких попыток организовать регулярно возникающий хаос.

Этот кошмар продолжался долгих 5 ночных часов, пока мы наконец-то не оказались перед грузинским КПП. Вот только пресловутая «цивилизованность» на этот раз оказалась там весьма условной. Для начала отсутствовал погранец, привычный на многих границах (в том числе и на российской), направляющий каждую машину из потока в определенные пункты досмотра. В итоге народ, не зная, какие точки досмотра работают, почему-то стихийно образовал четыре очереди к КПП, при том что документы для авто оформляли только в двух местах. Справедливости ради надо заметить, что грузинский погранец таки появился, но лишь чтобы повозмущаться бестолковости автопутешественников, сразу не догадавшихся, сколько очередей надо было им сформировать. Свою лепту в сумбур и бестолковщину внесли и на пункте досмотра пешеходов. Как известно, на грузинской границе водитель проходит оформление отдельно от своих пассажиров, которых направляют в специальное здание. Обычно там находятся два-три сотрудника, штампующие паспорта, но в этот раз — всего лишь один. Причина, как оказалось, была элементарна — воскресенье, поэтому работает только дежурный! И неважно, что народ валит толпами из автобусов… Ну и заключительным аккордом оказался неработающий на грузинской стороне туалет. На обратном пути, кстати, он так же уже привычно не работал. Вспомнилось, что когда мы пересекали грузинскую границу осенью 2017, не работал пограничный валютный обменник. Даже не знаю, что лучше, тут кому как… В общем, восторги о невероятной продвинутости грузинского КПП, как писал уже другой классик, на этот раз «оказались сильно преувеличены».

На весь процесс было вычеркнуто из жизни долгих 14 часов. Но всякий кошмар когда-нибудь заканчивается, и в 7 утра мы наконец-то вырвались с границы и приползли в Гергети. Почему приползли? Так ведь дороги в привычном понимании этого слова сразу за КПП нет от слова «совсем»! Ожидается, что вскоре на грузинской стороне заработает новый тоннель, призванный уменьшить зависимость этого участка от капризов погоды, но пока участок дороги со стороны Грузии у самого погранперехода заменяют груды щебенки. Причем именно груды, рассыпанные так, что не сразу понятно, в каком направлении надо двигаться. Несмотря на то, что мы здесь не впервые, мы умудрились, рыская в этой щебенке в поисках дороги, заехать на местную стройплощадку :) Может возникнуть вопрос — а почему же мы не сориентировались по другим машинам, которые вместе с нами переходили границу, или же по встречному трафику? Но дополнительный прикол идиотской ситуации на границе оказался еще и в том, что мы после прохождения всех КПП оказались на Военно-Грузинской дороге совершенно одни! Это было абсолютно невероятно на фоне свежих воспоминаний о мучениях в многочасовой пробке, но факт остается фактом: никакого сверхнапряженного трафика-то и не было. Было лишь обычное разгильдяйство и бестолковщина, причем как на российской, так и на грузинской стороне.

Ошеломленный всенощным ожиданием таких непредсказуемых гостей хозяин забронированного нами гостевого дома Sabauri не сразу понял, что мы все-таки хотим занять свои номера на несколько часов, чтобы помыться и чуток поспать. Его супруга даже не хотела брать деньги за наше четырехчасовое пребывание в номерах. Поскольку на обратном пути у нас была запланирована ночевка в этом же гостевом доме, мы в итоге получили хорошую скидку.

К 12 часам дня мы наконец-то были готовы двигаться дальше и наслаждаться окружающей красотой.

Многие автопутешественники сетуют, что величественный Казбек часто прячется от них за облаками. Но нам с Казбеком постоянно везет, и мы с удовольствием наслаждаемся замечательным зрелищем.

Сама Военно-Грузинская дорога своей красотой напоминает Альпы. Вот только качество покрытия на ней местами напоминает уже не Альпы, а родные просторы. Мы еще не подозреваем, как нам это аукнется на обратном пути…

Чем выше — тем больше снега на обочинах. В мае в горах может быть холодно.

Когда мы были здесь в прошлую поездку, арка Церетели была на реставрации, но сейчас она открыта для туристов.

Помимо уже привычных обзорных точек, интернет подсказал нам обратить внимание на необычную смотровую крестообразную смотровую площадку, нависающую над ущельем. Замечательные виды — и никого! Правда, из-за этого пришлось наше групповое фото сделать в два этапа :)

Постепенно дорога опускается…

…и мы делаем плановую остановку в селе Пасанаури. Распробовав множество грузинских лавашей, мы пришли к выводу, что простенькая пекарня в Пасанаури делает лучший хлеб в Грузии :)

А еще очень всем рекомендую неприметный ресторанчик на въезде в Пасанаури со стороны России. Самые лучшие хинкали в Грузии мы ели именно здесь. Никакого сравнения с конвейерной продукцией в Кобулети или Степанцминде!

Наша цель — Сигнахи, мы двигаемся туда через Сагареджо, любуясь попутными красотами. В большинство регионов Грузии ведет единственная дорога с приличным покрытием, но Кахетия — приятное исключение. Поэтому, чтобы разнообразить поездку, возвращаться мы будем другой дорогой, через Гомборский перевал, ну а сейчас катим по живописной долине.

Мы приехали, наверное, в самое лучшее время для посещения Кахетии — еще нет летней жары и все вокруг цветет и благоухает. Сады, маки, жасмин, каштаны, миндаль…

И вот показалась наша цель. Сигнахи очень напоминает Италию.

Город окружает длинная крепостная стена с парой десятков башен.

Старая крепость кое-где органично вплетена в обычную жизнь горожан.

Мы размещаемся в гостинице Host Of Signagi …

… и сразу же отправляемся гулять по улочкам этого красивого городка.

Ездить по Сигнахи на машине — неудобно и не нужно. Разворачиваться иногда приходилось вот так:

При гостинице оказался хороший ресторан, постояльцам — скидки и угощения.

Мы сразу предупредили хозяев, что хотим купить у них разливное вино и чачу, поэтому на ужин мы получили в подарок неожиданную дегустацию. Заказали еду, немного чачи, и тут нам поднесли еще по бокалу домашнего вина, затем по добротной рюмке чачи, потом еще по одной, уже с чачей другого сорта, потом с домашним «коньяком», потом неожиданно появился незапланированный торт… В общем, как говорится, ужин прошел в теплой, дружественной обстановке :)

Вот только когда мы уже в Воронеже распробовали купленное там же, в ресторане, разливное вино (как нам сказали радушные хозяева — то же самое!), то оно оказалось хотя и вкусным, но совсем не тем, каким нас угостили «для пробы». Ну да ладно… Именно поэтому с собой из Грузии, как и раньше, мы в основном везем бутылочное вино, купленное в магазинах или винзаводах.

После такого застолья вечерний Сигнахи показался особенно романтичным.

Ну а ночной Сигнахи оказался совершенно пуст, как будто мы были одни во всем городе.

На следующий день, побродив еще по улочкам этого замечательного городка…

… мы направились в монастырь Бодбэ. Здесь покоятся мощи просветительницы св. Нино, умершей там в 4-м веке.

Это один из самых значимых монастырей Грузии, посетителей очень много.

От стен монастыря открываются чудесные виды на Алазанскую долину. За заснеженными вершинами на горизонте — Дагестан.

Ну а затем поехали в Телави. Чем ниже мы спускались с гор, тем теплее становилось вокруг. Алазанская долина наполнена жизнью. Ну а самым потрясающим зрелищем оказались алые маки на фоне заснеженных вершин далеких гор.

Названия сел создавали впечатление, что мы двигаемся вдоль полки винного магазина: Вазисубани, Ахашени, Цинандали, Киндзмараули :)

Наша цель — винзавод Шуми, там покупаем бутылочное вино себе и для подарков. Может, нам не везло, но мы ни разу не купили в Грузии домашнего вина, сравнимого по качеству с бутылочным.

Винзавод расположен рядом с усадьбой Чавчавадзе, основоположника грузинского промышленного виноделия.

Приехав в Телави, прошлись по рынку, купили домашний сыр, приправы и чачу. Рынок показался грязноватым, по сравнению с рынком в пляжном Кобулети — выбор хуже, а цены выше.

Температура в Телави по сравнению с Сигнахи резко выросла и вообще не соответствовала яндексовским и гисметеовским «предсказаниям».

В отчетах путешественников Телави почти не описывается, и мы его осматривать не планировали. Как выяснилось — зря, исторический центр этого города самобытен и красив.

Мы заезжаем в одну из виноделен, коих в окрестностях Телави множество, и неожиданно попадаем в не очень приятную ситуацию. Место действия — большая промзона, там же магазинчик, между цехом и магазином — две площадки, засыпанные гравием. Кое-где в произвольных позах стоят пяток машин, знаков парковки, разметки или указательных табличек никаких нет. Чтобы не прожаривать машину на солнцепеке, паркуюсь в тени у магазинчика. Но стоящий у двери грузин велит убрать машину, и я отъезжаю. При этом грузин, обращаясь к своей спутнице, сообщает ей, что только русские настолько бесцеремонны, что могут себе позволить остановиться у самого магазина. Увы и ах, но действительно наших телепатических способностей не хватило, чтобы сходу понять, что место у их магазина — священно и неприкосновенно :)

Наш дальнейший маршрут пролегал поперек всей Алазанской долины от Телави к замку Греми. Берега Алазани очень живописны.

А вот и Мимино до сих пор летает :) Кстати, именно так называется аэропорт в Телави.

Греми — древняя столица Кахетии, бывшая важным пунктом на Великом Шелковом пути.

От стен замка открываются отличные виды на Алазанскую долину.

Тем временем первомайские выходные постепенно заканчивались, и нам надо было возвращаться к границе. По пути притормозили у руин крепости в Уджарме.

На минутку остановились на Гомборском перевале. Неплохие виды, но не сравнить с Военно-Грузинской дорогой.

Вскоре стемнело, и Военно-Грузинская дорога преподнесла нам вместо природных красот пренеприятнейший сюрприз. Уже после Крестового перевала нам надо было проехать очередной тамошний мост. Стык этого моста с дорогой представлял собой узкую, но достаточно глубокую поперечную канаву с острыми краями из стальных уголков, прикрытую металлическими листами. Вот только было бы неплохо, если бы все эти листы были на месте… Оба левых колеса попадают в открытый участок этой канавы, удар, и машину потянуло в сторону. Включаю «аварийку», выхожу из машины. Два литых диска ободраны и смяты, боковина одной покрышки разорвана, другая периодически подтравливает воздух. Приехали…

Что ж, в дороге всякое бывает, кроме двух запасок в одной легковушке :) Надо сказать, что это нам еще повезло, поскольку на Военно-Грузинской дороге мы видели ямы и такого размера, что Пиканто, наверное, легко поместилась бы там вся целиком. Разумеется, никакого ограждения или предупреждающих знаков в таких местах часто не бывает. Ну а тем временем я, накинув светоотражающую жилетку, ставлю докатку, изо всех сил надеясь, что вторая покрышка еще «сдюжит». Рядом тут же останавливается полицейская машина, происходит характерный диалог:
— Что случилось?
— Да вот, на мосту покрышку порвал и колеса погнул…
— Сами справитесь?
— Конечно!
— Если треугольник есть — поставь за машиной…

И полисмен жмет на «газ». Ах да, знак-то я в суете и не поставил!

Мы медленно катимся к гостинице. По пути на заправке вижу пыльную витрину шинного центра, но он давно не работает. Ладно, думаем, сейчас главное — добраться до гостиницы, а там разберемся, утро вечера мудренее. Гергети, где мы ночуем, как и соседнее село Степанцминда — один их главных туристических центров на Военно-Грузинской дороге, там масса машин, автобусов, квадров и прочей техники, связанной с обслуживанием туристов со всего света, уж что-что, а шиномонтажки там должны быть!

К гостинице добираемся уже к полуночи, и разговор с местными о шиномонтаже наводит грусть. Оказывается, в этом наводненном транспортом и туристами месте никакого шиномонтажа нет, ближайший — в с. Арша, откроется только в 11:30 дня. Более того, покрышек там все равно нет — если что, привозят из Тбилиси!!! Нас это категорически не устраивает — ведь дело происходит в ночь перед последним праздничным выходным днем, послезавтра нам на работу в 1300 километрах отсюда, так что ждать некогда. Видимо, надо на докатке ползти в Россию и решать вопрос с колесами как-то уже там.

Но утром разворачиваются события, как нельзя лучше характеризующие Грузию. Хозяин гостевого дома знает шиномонтажника из Арши, и предлагает с утра пораньше его найти и выдернуть на работу. Мы едем с ним его искать. Не сразу, но поиски увенчались успехом, шиномонтажник готов как-то временно заделать порванную покрышку и вставить камеру, вот только и камер у него нет. Но, как оказалось, камеры могут быть в ларьке неподалеку. Едем к ларьку, он, разумеется, еще закрыт, но грузины вызванивают продавца. Покупаю камеру, шиномонтажник лепит заплатку и собирает колесо. Вот только его заплатка отвалилась за 200 км от дома, и остаток пути пришлось опять ползти на докатке… В этом эпизоде — вся Грузия, такая гостеприимная и такая же безалаберная.

На обратном пути еще раз полюбовались Казбеком.

Границу на этот раз прошли без задержек, по 20 минут на каждую. Досматривали наши таможенники поверхностно, совсем не так, как в прошлый раз. Очередной раз ужаснулись очереди из машин в сторону Грузии.

Многочисленные блок-посты на трассе «Кавказ» на этот раз почему-то не напрягали. По пути домой полюбовались красивой панорамой заснеженных вершин в окрестностях Владикавказа и ухоженными садовыми хозяйствами в Кабарде.

Ну, а затем два часа потеряли в совершенно бессмысленных пробках в Краснодарском крае между станицами Кущевская и Цукерова балка. Непрерывные знаки ремонта, сужения дороги, перегороженные полосы, заторы — и ни одного рабочего, ни одного трактора! Из-за пробок да колесных проблем домой попали только к 7 утра, бросили сумки — и на работу.

Что же получилось в итоге?

В позитиве — новые впечатления, радость от небольшой прогулки по красивейшим местам. Всего проехали 3200 км со средним расходом 92-го бензина 5-6 литров на 100 км (в горах побольше, на равнинах — поменьше). Шокировал расход бензина в приграничной пробке — на участке от Владикавказа до Гергети компьютер показал 15 л/100 км!

Бюджет поездки — почти символический. Около 9000 рублей составили транспортные расходы (бензин + страховка по Грузии + поборы на платных участках М4). Ночевки в гостиницах Грузии (бронировались номера с санузлами и бесплатной парковкой) обходились по 900-1000 рублей за ночь, какие-то небольшие деньги с удовольствием проели-пропили. Даже не вовремя и не к месту погнутые литые диски напрягли больше морально, чем материально. Ну и приятный бонус от поездки в Грузию — вот такие аппетитные наборы у каждой пары путешественников :)

С другой стороны — совершенно несуразный переход через границу и дорожные приключения во многом испортили удовольствие от поездки. Когда я, прокатившись по Грузии в прошлый раз, задал себе вопрос: «Вернусь ли еще раз в Грузию, несмотря на некоторые нюансы тамошних автопутешествий?», то сам себе ответил: «Конечно, да!» Но в этот раз ответить на подобный вопрос мне уже сложнее. Во-первых, многое из того, что нам вообще интересно в Грузии, мы уже увидели. А во-вторых… Пожалуй, можно было бы как-нибудь еще вернуться, но при выполнении некоторых важных условий. Причем эти условия, скорее всего, так и останутся моими несбывшимися фантазиями.

Главный негатив от поездок в Грузию на авто — преодоления перегруженного единственного погранперехода, через который осуществляется практически весь автотрафик из России не только в Грузию, но и в Армению с Турцией. Впечатление усиливается благодаря весьма специфической работе погранцов с обоих сторон. И если деятельность российских служивых еще можно понять как скрытую рекламу «Отдыхайте на курортах Краснодарского края!» :), то некоторые несуразицы на грузинской стороне объяснению не поддаются, особенно с учетом выгод Грузии от туризма и транзита. Да, в интернет-отчетах можно прочитать много славословия как про Грузию в целом, так и про их пограничников. Как показывает реальная, а не интернет-жизнь, все не так радужно и в самой Грузии, и на ее границах.

На работу этого погранперехода, помимо политики, также сильно влияет погода. Каждый год прилегающая к границе со стороны Грузии дорога перекрывается из-за угрозы селей и других катаклизмов. Это совершенно непредсказуемо, и это происходит обязательно. Может, строящийся на грузинской стороне тоннель частично решит проблему? Но никакие тоннели не решат главный вопрос — зависимость автотуристов от единственного пункта пропуска. И дело не только в первомайском потоке машин — как показывает опыт наших поездок по Грузии, для серьезных дорожных проблем там достаточно просто сильного дождя. Учитывая политическую ситуацию, организация еще одного, альтернативного автомобильного погранперехода с Россией очень и очень маловероятна, а жаль.

Ну и грузинские дороги вкупе со всей прилегающей дорожной «инфраструктурой» тоже не всегда могут порадовать автопутешественников. Да, в сети принято тамошние дороги хвалить, но на мой взгляд — совершенно напрасно. В большинство регионов Грузии ведут единственные двухполоски разного качества, такие же безальтернативные, как и наш общий погранпереход. Грубая щебенка или вздыбленные бетонные плиты могут подстерегать совершенно непредсказуемо, особенно в горных районах.

Так что теперь ответить на вопрос, поеду ли я еще раз в Грузию, мне очень непросто…

Отличная поездка по грузии!!! да в дороге всякое бывает, главное не зацикливаться над эти перед новыми дорогами, Армению осваивайте с Турцией, удачи и только хороших новостей с дорог!!!
Алекс
Классный отзыв!!! Автору спасибо за труд в написании! Интересно читать. +5
Очень интересный отзыв, автору спасибо! Приятно читать.

Волгоград, Москва
Ну этого и стоило когда-то ожидать, за последние годы турпоток автотуристов из России в Грузию увеличился в несколько раз. В прошлом году я сам простоял в августе 7 часов на двух КПП. Да и в общем и целом отметил для себя увеличившиеся вдвое (в лари) цены на жилье по сравнению с моими поездками в 2013-2014 годах. Инфраструктура явно не выдерживает уже такого напора туристов. Поэтому так же для себя решил, что я достаточно посмотрел в Грузии за 3 поездки. Хотя может еще соскучусь, ведь Грузия одна из любимейших мной стран...

Спасибо за очередной отчёт! У меня даже в закладках ваш предыдущий, про Грузию и розовые очки, точнее об их отсутствии. Ну, что съездим, посмотрим, как оно там,.......на границе, в августе, осталось - то всего ничего.

Всё дорожает на глазах- но во многих местах- не пройти,не проехать..

Не знаю как путешествие, не был в Грузии, но отзыв прекрасен! И хорошо, что он свежий, не стали тянуть три года, вписывая в день по строчке. Ибо остались эмоции от поездки, самое восхитительное в таких отзывах, что точно передает настроение автора в день поездки.

Обычно "зависшие" на пару лет отчеты сглаженные, весь негатив убран, всё очень толерантно и потому красиво и неправда. Именно в этом причина того, что истины никто не пишет, не хотят портить свои впечатления.

Здесь всё живое, всё как оно виделось путешественникам. И большое за это спасибо. Было очень познавательно и про хорошее и про плохое.

Батарея бутылок вызывает зависть, а снимки грузинской кухни.....ну вот на фига? Я ещё не обедал!!!

Да, и некоторый "тонкости" грузинского менталитета, спасибо что их обозначили. Будем иметь в виду.

На мой взгляд, это просто дань, мзда, ясык, который должны платить водители за проезд по этим областям. Какой то отскок к феодализму, где каждый барон брал дань за проезд по своему уделу. И самое главное, что все об этом поборе молчат, а значит вопрос времени, когда до этого "догадаются" феодалы Красноярска или Кургана.

Дурной пример заразителен, а если это прокатывает влегкую, то....

Надо ехать в правильное время. В целом не плохо, но это не отдых, а сплошное стояние в пробке и постоянная езда. Впрочем каждому свое.
Бюджет, конечно, поднимет настроение на фоне всего
14 часов... В гробу бы я видал после этого Грузию. Вместе с музеем советской оккупации.
А я смотрю нас в грузии не так уж и любят, может действительно хватит их опять прикармливать туризмом, ведь рано или поздно они опять нагадят на голову, уже несколько избитых и покалеченных есть, ждёте жертв - грузины сделают.

А я вот хочу вернуться в Грузию не смотря на наличие некоторого негатива в предыдущих 2х поездках, на туристах везде хотят заработать, а в России матушке, как показал проходящий сейчас ЧМ, борзость прям зашкаливает и это не только по отношению к иностранцам.
Подскажите, что лежит в вазочке на фото с трофеями.

Megane Grandtour '15
GTI '09
Scirocco '08
Airtrek '02
Trueno '99

14ч на границе, ну стоило ожидать на майские. мы зимой 10-11ч простояли и тоже думали, что пробка до нашего ПП, оказалось что нейтралка ад-адючий.
Дороги в Грузии видимо принципиально не делают у границ, неделю назад из Армении ехали в Вардзию, вот там дорога совсем убита - грунтовка с элементами асфальта, военно-грузинская покажется автобаном.
Megane Grandtour '15
Да много с чего.
kwark
С чего такое мнение? или чисто советские вести в голове?))
Да много с чего, или одно эхо Москвы в голове?
Автор отчета из тех мусье, которые продолжают жевать кактус. Если вы поехали в Грузию, нечего стонать и жаловаться на дорогу, пробки и пограничные мучения. Вы получили ровно то, что хотели. Для отдыха надо выбирать другие направления.
Спасибо за отчёт! Но позволю себе с вами не согласиться. Три года подряд мы отдыхаем в Грузии. Побывали в Аджарии, Сванетии, Кахетии,Самегрело, Гурии,Имеретии, Шида-Картли, Самцхе-Джавахетии.....-только позитивные эмоции. Замечательные и гостеприимные люди!!! Дорогие в большинстве своём очень хорошего качества. Да, участки на Военно Грузинской дороге заставляют быть в тонусе, но ведь против природы не попрёшь. Мы проехали перевал Гордедзи -вот где было реально жёстко-но именно его мы всё чаще вспоминаем и именно через него намереваемся проехать ещё раз, чтобы заночевать и полюбоваться красотой гор! Ну а стояние на границе , как правильно вы заметили-это данность и её надо просто принять и быть к ней готовыми....

От скольких бы проблем и мучений избавил себя автор, прилетев в Тбилиси на самолете и взяв в аренду автомобиль! И еще, фото стола со жратвой - верный способ узнать руссо туристо.

Если использовать для такого путешествия более "удобный" авто, то можно частично сгладить некоторые проблемы (подремали пару часиков на АЗС - вчетвером в Picanto!!!), а если ещё выбрать период с меньшим количеством туристов - тогда будет намного лучше.
В последнее время Грузию использую только для транзита.

Лиски
Согласен. Люди говорили, а я сам лично ощутил такое отношение к себе и соотечественникам, правда со стороны другого братского народа.
Ещё в начале двухтысячных ездил через границу на мт 10-36(Днепр) и не рады мне были их погранцы. Потом лет через 10, году так в 2012-м пересекал границу на автомобиле, и тоже не рады.
Между этими поездками почти каждую субботу ходил оставлять деньги на их рынках и в их магазинах. Крайний раз был там в феврале 2014-го, услышал разговор двух местных и понял что хватит и они нам не рады, не хотят они нас видеть, даже пополняющих их кошелек.
Создаётся ощущение,что такая нить прослеживается и в отношении грузин к нам...

Куда? Отзыв напиши.
9520668
Не очень приятно простоять на границе 14 часов,не имея возможности хотя бы посс..ь нормально.Грузины должны с цветами и оркестром встречать наших туристов и максимально сократить время прохождения,но пох...изм и там имеет место быть.Сигнахи чем то ,немного,напоминает Италию,из которой прилетели 12 дней назад,обьездив почти всю Тоскану,Рим,Венецию и побывав на Лигурийском побережье,в Чекви Тере.Есть мысль посетить Грузию,но на самолете,из Ю-З Сибири на авто далековато.

OleZZ
А если бы он в Воронеже, лёжа на диване, включил National Geographic и посмотрел передачу про Алазанскую долину, потратив на бутыль вина из Пятерочки...

Браво !
Отличный отчет. Реально полезный.

Elena Dmitrieva
Пустое словоблудие. Нужны наши деньги - делайте дороги, ПП, инфраструктуру.
А разводить речи про хотите красоты терпите грязь, разбитые дороги, бардак на ПП, срачь и вонь на обочинах.
Тогда лучше самолет - средиземье.

Best People
Полезли с коментами типичные "бескорыстные" защитники, чего - либо.
На youtube - Sanych NSK

Лишь бы не было инициативы со стороны РФ, найти у нас "врагов" могут за пару недель.

allexx27
а ещё неплохо бы не планировать всё впритык, когда едешь на машине)

Куда? Отзыв напиши.
В Турцию. Отзыв писать не хочу - нет писательского таланта.
maik lozovskii
Вы явно человек в этом деле опытный и знающий толк...
Браво !
Отличный отчет. Реально полезный.
Если для мазохистов, то бесспорно...

Полезный отчет, заставляющий задуматься, прежде чем рвануть в Грузию на праздничные выходные. Автор молодец, объективно и о трудностях, и о радостях. Удачных путешествий и ровных дорог вам.

Best People
Вы явно человек в этом деле опытный и знающий толк...
Это было написано с сарказмом.
Поживём - увидим, доживём - узнаем, выживем - учтём.

Вообще не в строку съязвил. Я поделился опытом беспроблемного путешествия по Грузии, а ты пытаешься типа меня дураком выставить.

allexx27
В Турцию. Отзыв писать не хочу - нет писательского таланта.

с.Анучино
shapka1978
Огласите весь список:) А то у меня всего две-Греция и Таиланд

OleZZ
Ни в коем случае! Обидеть не хотел, а тем более дураком выставить. Просто у автора 28 отчётов об автопутешествиях и куча из них на этой самой Киа Пиканто. А ты самолёт. Да они кайфуют на тачке!
maik lozovskii
Это было написано с сарказмом.
Не оправдывайтесь, уже поздно.

В Турцию на автомобиле? Вот тут уж точно проще самолётом, как мне кажется.
Зря кажется, если время позволяет то почему бы и нет. В Турции прекрасные дороги, транзит по Грузии всего 350 км
Ipsum SXM10 10/2000
dmg399

Калибровщик
Да и авто соответствующее для таких путешествий.
В этом году планирую до Испании (если всё срастётся).
mr-sanych
Так что у нас врагов уже нет, мир, жвачка, помидоры?

Обнинск
Elena Dmitrieva
С чем не согласиться? С тем что вам позитивные эмоции ничем не подпортили, а автор негатив в свой адрес услышал? С тем, что автор два колеса пробил? С тем, что 14 часов на границе в туннелях это перебор?
Если у Вас не было проблем в Грузии (как и у нас, например) - хорошо. А автор описывает возникшие у него.
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Интересный отчет! Через месяц тоже планирую посетить Грузию на авто.
про "... очень всем рекомендую неприметный ресторанчик на въезде в Пасанаури со стороны России. Самые лучшие хинкали в Грузии мы ели именно здесь. " - не впервые читаю хорошие отзывы об этом месте, а ориентиры есть? Может на карте укажете? Спасибо!
travel.drom.ru/47630
travel.drom.ru/65839
travel.drom.ru/73071
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1994

mr-sanych
Пустое словоблудие. Нужны наши деньги - делайте дороги, ПП, инфраструктуру.
Тогда лучше самолет - средиземье.
Многое зависит оттого под каким углом зрения мы смотрим на происходящее. Я не видела грязи, срачи и вони на обочинах, как вы изволили выразится. и нигде не рассматривали нас как денежный мешок. Напротив, просто так угощенье в виде дынь и арбузов ( целыми) , килограммовые гроздья винограда в Кахетии, вино и сыр в Мегрелии, чача в Сванетии, персики и я уже не говорю о приглашениях разделить с ними трапезу и праздник! Так с нами было и это не просто слова!

Серпухов
Был в Грузии 2а раза . Киа Сид. Пробег по Грузии 2 и 3 тыс.км . примерно. Вдоль и поперек . Грузины КРАСАВЦЫ !!!! /как люди . / ПОЕДУ ЕЩЁ!!!!! И пох что пишут . А колеса и очередь на ПП .....САМ ВИНОВАТ !!!

Ок. Грузию вычеркиваем. Автору спасибо за предупреждение.
Правильно что вычеркнул!!!! Другим спокойней будет !!!
вот !
за фото еды, имхо, нужно находить автора и заставлять кормить читателей :)

поездка на майские праздники в Грузию, предполагает большой поток и проблемы с переходом.Полетели бы на аэроплане...взяли машину в аренду....

Я реально задумался о возможности поездки в эту прекрасную страну. Стоит ли это, ведь ради чего мы тратим деньги и время? Разве не адреналин и эмоции ищем? А какие положительные впечатления, я найду в 14 часовой пробке, без всяких удобств? Стоит ли Грузия этого?
Да много с чего, или одно эхо Москвы в голове?
Да все там спокойно. Грузия патриархальная страна и закон гостеприимства там превыше всего. А человек который приехал посмотреть - для них в первую очередь гость. Надо просто учесть несколько моментов. В первую очередь - там не любят прислуживать. То есть если пришел гость и начал качать права - то даже за это морду бить не станут. Просто не будут не чего делать и скажут не надо денег. Или еще как-то. Второй момент - в 2008 году ВС РФ им хорошо на валяли. Не надо объясняться что за дело или не задело. Не надо лезть в политику и доказывать правоту. У них куча народа без рук-ног осталось. Многие просто домой не пришли. А это чьи-то братья, сыновья и отцы. К стати красная лента в кольце - значит что ветеран или отец или сын погибшего. И еще один больной для грузин момент. Это то что мы можем туда въехать без визы. А вот им виза для РФ нужна. При этом так как посольств у нас нет - приходится ехать в Ереван и то как правило не дают. При этом не понятно что им по радио-тв там на счет этого рассказывают - но это отличается что можно в гугле прочесть.
А так страна для тешествий замечательная. Вернулся от туда 2 недели назад - очень рад. Но так как ГАИ Саакашвили там распустил - даже в аренду машину там лучше не брать. Водят там по законом гор. Нам к этому привыкнуть тяжело.

А грузинские дороги? Как то уже отвык от 90-х, не беру с собой 4 запаски.

Привет всем автоколлегам!

азазель
Аэроплан... авто в аренду... Это для неженок! Мы выбираем хардкор!
Шучу, конечно :) В случае использования такого формата для поездки в Грузию на выходные соотношение цена-качество будет несуразным, ведь итоговый бюджет будет сопоставим со стоимостью аналогичного путешествия в Италию или Францию. Согласитесь, Батуми - это не Венеция, а Кахетия - совсем не Тоскана. Так что мы летаем туда, куда действительно стОит лететь.

Кислицына Ольга
"....Подскажите, что лежит в вазочке на фото с трофеями."

Если не ошибаюсь - сушеный инжир (фото друзей)

Elena Dmitrieva
"...Дороги в большинстве своём очень хорошего качества...."
Не так. Неужели и качество дороги в Сванетию Вам понравилось? Большинство грузинских дорог - двухпполоски разного качества, причем даже на самых важных их направлениях. Срезанный асфальт или ямы безо всяких предупреждающих знаков - обычное дело. Да, около Тбилиси получше, но в целом очень и очень средненькие дороги.

"...Да, участки на Военно Грузинской дороге заставляют быть в тонусе, но ведь против природы не попрёшь...."
Как-то вот в иных странах ухитряются справляться с капризами природы даже в горах. Мы любим горные дороги и накатали по ним многие тысячи километров. Военно-Грузинская дорога - одна из самых живописных, но и самых убитых, хуже были только в отдельных регионах в Карпатах.

OleZZ
Насчет самолета и авто в аренду уже отвечал выше - не хочу проводить время в Грузии с итало-франко-австрийским ценником, самолеты у нас для других направлений. А насчет фоток с едой - Вы не поверите, но, объездив полмира, я неоднократно видел иностранцев, фоткающих непривычную для них еду. Не говоря уже о том, что путешествие в Грузию без гастрономической части - как брачная ночь без невесты :)
Ок. Грузию вычеркиваем. Автору спасибо за предупреждение.
Соглашусь с Вами. Это главное.

К чему вся эта суета насчет аэро? Это типа признания качества грузинских дорог? Есть другое объяснение?

Member
А грузинские дороги? Как то уже отвык от 90-х, не беру с собой 4 запаски.
Россиянина грузинскими дорогами не испугать! :) Мне просто не повезло в этот раз, в целом ездить там можно. Но, обдумывая поездку, рекомендую после "гугловской" прокладки маршрута уточнить по сомнительным участкам качество покрытия - Гугл в Грузии уверенно ведет на дороги, которых на самом деле может и не быть.
Кстати, рекомендую для поездки сентябрь - теплое море, гораздо меньше проблем на границе, меньше жары в городах. Если с разумным бюджетом, то оно того стОит.

Kins
Интересный отчет! Через месяц тоже планирую посетить Грузию на авто. про "... очень всем рекомендую неприметный ресторанчик на въезде в Пасанаури со стороны России. Самые лучшие хинкали в Грузии...
Посмотрел еще раз на гуглокарте и не нашел его. Там река подходит вплотную к шоссе, сам ресторанчик на въезде справа, если ехать из России, отдельное здание. Полагаю, если спросить в селе "ресторан семьи Кавтарадзе", Вам подскажут.

Martyn36
Сентябрь? Спасибо за подсказку.
Слишком много условностей для 1,5 горы, не стоят.

Martyn36
Аэроплан... авто в аренду... Это для неженок! Мы выбираем хардкор! Шучу, конечно :) В случае использования такого формата для поездки в Грузию на выходные соотношение цена-качество будет несуразным,...
Я мысль хотел донести, что наплыв на майские в Грузию очень большой и вы простояли на границе очень много времени...А Европа конечно лучше не спорю...
НаБерегуАмура
Все верно. А многие наши забывают что приехали в гости и ведут себя как хозяева. Что за прикол-вести себя за границей как поросята? Дома тоже себя так ведёте?

Elena Dmitrieva
Так же будет на столе редис и редька в растительном масле и с солью, и все это с новоукраинским хлебом
Не забуду про черемуху и малину, добавлю крыжовника и ранеток.
Буду предельно гостеприимен, наблюдая, как это все поедается.
А что бы все это шло по легче и усваивалось получше, добавлю по 200 грамм на лицо самогонки первого отжима...

Про эту хинкальную речь?
Ipsum SXM10 10/2000
dmg399

Это относится не к автору отчета а к недовольным сервисом.
Про это тоже можно поговорить. Но свинтусов среди наших туристов я не видел. Обстановка может просто не позволяет. Много полиции на улицах. Я про другое. В первую очередь о движении по дорогам. Ближе к Тбилиси и в Тбилиси ещё более менее. А вот в Батуми вообще полный улёт. Светофоры соблюдают иногда. Произнесу главная дорога слышали по наслышке. Обгон короткий сигнал впереди машина уходит на обочену . Обгоняют по средине не смотря на встречу (которая как правило тоже на обочину) и все очень быстро. В общем на дороге к их нравам привыкнуть надо. А если брать машину на прокат то номер грузинский и не кто не знает что ты их принципов вождения не знаешь. Ну и про политику лучше с ними не общаться. Не совсем конечно. Но тему Осетии и Абхазии пусть как думают так и будет. Я по их ТВ 6 каналов насчитал - похоже основных которые только о политике и говорят. Фильмов и сериалов там практически нет. И убеждать их - что в Осетии живут осетины, а в Абхазии абхазы. И что в 2008 г они сами на наших миротворцев напали. И что в 1921 г Грузия не была оккупированной Россией просто не стоит. Даже гид в автобусном туре по Тбилиси кричать и волноваться стал на вопрос сохранения музея Сталина и переименования улиц. А что о простом не подготовленном народе говорить?
На счёт того ехать туда или нет - каждому решать самому. И как к этому относится всему тоже. Про себя то что сьездил не жалею. Но второй раз навряд ли поеду. В основном из-за за вышеописанных проблем.

Member
Я много читал отчетов по Грузии и во всех было только розово и прекрасно. Только позитив. Это первый честный отзыв, в котором путешественников предупредили о предстоящих сложностях. Я реально задумался...
Какие сложности,был в Грузии в конце июня 2017,таможню прошёл за пол часа,туда и обратно.Кусок убитой дороги после границы,нас ли на ДВ пугать плохими дорогами.Мне понравилось в Грузии,ещё хочу!

Крым Ваш....дерзайте.

Member
А с чего Вы взяли что это честный отзыв?
Крым Ваш....дерзайте.
Да, наш, спасибо.
Легко дороги в Турции супер

Best People
слушай, недоделанный, че ты тут все людям советуешь свои бредни, а?
люди без твоих гнилых советов разбирутся куда им ехать, и где отдыхать.

Железнодорожный моск. обл.
А есть места где нет избитых и покалеченных? Скажите, съезжу.

Железнодорожный моск. обл.
Хорошее путешествие, но я для себя давно сделал вывод, нужно прилагать максимум усилий, что бы не идти через границы с основным потоком. И это относится не только к Грузии. К примеру мы на майские праздники в 2013 году ездили в Одессу, выехали за 2 дня до начала выходных и прошли границу где-то часа за 2, а тех бедолаг, что ломанулись в праздники потом видели по ТВ, они стояли по 12 часов и более. Вот как то так.
9520668
Визы они не вводят скрипя сердцем,но бабло нужно от наших туристов,та же Турция пример,так они вообще там собирались россиян по внутреннему паспорту пускать
9520668
Но если охото чего-то большего - то увы турки порой даже по английски не говорят - не то что по русски. В Абхазии посмотреть мало что есть. В Турции примерно так же. К стати дороги там вполне приличные. В Сибири примерно такие же.
На самом деле по внутреннему паспорту можно и в Абхазию. Тоже море - пальмы - вино - чача - фрукты. Но если охото чего-то большего - то увы турки порой даже по английски не говорят - не то что по русски....
1. Что это за слово такое - "охото" ?
2. " В Абхазии смотреть не на что. В Турции - тоже"
Какая глупость ! Сравнить Абхазию и Турцию в плане достопримечательностей..
Ну а автору просто немного не повезло...
Удачи в дальнейшем !
Артур Шпиц
слушай, недоделанный, че ты тут все людям советуешь свои бредни, а?
люди без твоих гнилых советов разбирутся куда им ехать, и где отдыхать.
Хорошо у шпица подгорело, гы-гы ) ****** истеричное.

Обнинск
На синей - прокатит )))
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Чебоксары
Ездили в Грузию первый раз во второй половине апреля.Почти все понравилось!Границу туда прошли за два часа на нашей стороне а на грузинской пять минут,туалет работал.Не понравилось ,что в небольшую очередь перед российской границей, перед нашей машиной хотел вклинится старый балбес на волге с номерами 15 -го региона.Был послан лесом,но он все равно вклинился в соседнюю очередь.В обратную сторону пересекли обе границы за полчаса.(Правда рано утром).Кухня грузинская хорошая но много жгучих приправ и соусов не по мне,желудок потом отходил три дня.Мне больше нравится. татарская кухня в Крыму.Люди очень хорошие особенно поколение сорок+ .Сами к нам подходили расспрашивали про Россию,почти все бывали ранее у нас ,кто в армии кто в командировке у кого то родня есть у нас.Хозяин отеля где мы жили в первый же вечер нас пригласил на чай с вином.В ходе дружеской беседы сказал самое главное.что самые близкие соседи для них это Россия как ни крути и плохо что мы от них отвернулись когда то!

В следующий раз звоните, чтоб таких сюрпризов не было, либо они прошли более гладко
Вообще, Грузия очень разнообразная страна, вся разная, красивая

Калибровщик
Про эту хинкальную речь?
Не очень уверен, но похоже. Возможно, в соседнем здании... Там так получилось: про хинкальную Кавтарадзе друзья вычитали в одном из отчетов и запомнили, как она выглядит. Мы проезжали Пасанаури поздним вечером в темноте, и я просто остановился, когда услышал "Да вот же она!" Я Вашу фотку переслал другу (он сейчас в отъезде), он тоже не уверен. Так что надо будет спрашивать, если на въезде в село со стороны России не бросятся в глаза пара отдельных зданий справа, через дорогу от реки.

Олег МБ1
А с чего Вы взяли что это честный отзыв?
Если Вы полагаете, что в отчете я солгал - доводы в студию!

suvfan
Полностью с Вами согласен, но в этот раз так не получилось, занят был вплоть до самого отъезда. Отмониторив чат тех, кто перемещался через Верхний Ларс, был уверен, что уж хуже, чем в августе, просто быть не может. Ошибся :)

шурик1972
Правильно что вычеркнул!!!! Другим спокойней будет !!!
Если вы готовы унижаться на границе 10 часов ваше право. Я езжу туда где туристам рады.

ToxicExhaust
Знаете, простые грузины в массе своей туристам, в том числе и из России, очень рады, встречают вполне гостеприимно (материальная заинтересованность, конечно, мотивирует, но дело не только в этом). А вот вопросы вызывают скорее их отдельные служащие, чиновники и руководители разного уровня. Все усложняется еще и общей недоразвитостью всей грузинской инфраструктры в сочетании с невнятной политикой. Прокатиться по Грузии вполне интересно, хотя и не все там так радужно, как почему-то любят рассказывать в рунете.
9520668
Про Абхазию читал много плохого и сервис никакой и цены и пляжи заср...ны.Сами не были, но что то не тянет.Уж лучше в Турцию,с паспортами проблем нету

Martyn36
Если Вы полагаете, что в отчете я солгал - доводы в студию!
Доводов масса. Третье лето живу с семьёй в Батуми и наслаждаюсь. До этого была Европа. Ваша поездка изначально не задалась и в итоге, то не то , это не так. Мы на машине Грузию проехали вдоль и поперек и не одного негативного момента. Вам же ...люди злые, вино кислое, дороги плохие....может дело в Вас?

Да, наш, спасибо.
Мне то за что? Власть благодарите.

Олег МБ1
Вы в отчете прочитали буквы, но не содержание. Иначе вы уловили бы, что позитивные моменты я описываю так же объективно, как и отрицательные, и позитива там хватает. Прошлый мой "грузинский" отчет написан в таком же ключе, без розовых соплей и щенячьих восторгов, с которыми почему-то часто описывают Грузию, но с раскладкой реальных плюсов и минусов туризма в Грузии. Кстати, примеров моей лжи Вы так и не привели. Что ж, и на том спасибо.
Хочу отметить, что добродушие и гостеприимство простых грузин часто приводит к искаженному впечатлению от этой страны в целом. Не первый раз сталкиваюсь с тем, что, описывая Грузию, туристы не в состоянии увидеть очевидные вещи, которые явно бросаются в глаза. К примеру, один форумчанин искренне доказывал мне, что нет в Тбилиси никаких оскорбительных для России мемориалов и политтабличек, поскольку он их не увидел. Как можно не заметить их на главном проспекте грузинской столицы, в самом центре Тбилиси - не представляю, разве что чача под аджарские хачапури этому способствует :)
А начитавшись восторженных отзывов про якобы "замечательные" грузинские дороги, я сам в свое время был уверен, что от Тбилиси до побережья идет четырехполосный автобан. До сих пор помню своё изумление, когда эта трасса закончилась еще до Кутаиси, и дальше мы ползли несколько часов по забитой трафиком двухполоске, собравшей по пути все тамошние деревни. Если же свернуть с грузинских так называемых "трасс" чуток вбок, в соседние сёла, то легко можно попасть на конкретное бездорожье в двух шагах от шоссе.
Как там Вы пишете: ".Вам же ...люди злые, вино кислое, дороги плохие....может дело в Вас?.." Вообще-то да, дело, разумеется во мне. Привык называть черное - черным, а белое - белым независимо от страны, которую описываю. Если я вижу вонючих бомжей на одном из самых фешенебельных пляжей мира, то эти бомжи будут в моем отчете наряду с чудесным океаном. Если я вижу, как запросто испражняются на улицах Парижа или Нью-Йорка - это тоже будет вместе с Нотр-Дам и Эмпайром. При этом если я вижу грязь и разруху, скажем, в местах ратной славы России - и это тоже будет, обязательно. Так что если я вижу некие теневые стороны туризма в Грузию - я их объективно и правдиво описываю. Конечно, можно сделать вид, что чего-то не замечаешь, но зачем? Оно же от этого никуда не исчезнет :)

ToxicExhaust
Два раза ездил максимум один час занимало времени . А туристам ГРУЗИНЫ РАДЫ !!!!!
nismo
Белореченск
9520668
В Грузии и так хватает туристов из других стран! Все автобусы которые с туристами не Русяне! Не хочешь кто заставляет, едь в Армению!
И пробки 9 из 10 всегда со стороны России. Последный раз ехали с семьей, с детми, обратно с Грузии 31.03.18. Грузинскую границу проехал за 12минут и возмущается что так долго! Теперь угадай сколько на Российском состояли _9 часов!!!
Люди с вчерашнего дня стояли!
Я каждый год вот уже 8лет езжу туда, а иногда несколько раз в год, и знаю о чем говорю.

Martyn36
Вот полностью с Вами согласна, когда первый раз собирались в Грузию перелопатила кучу отчетов и информации в сети и благодарна всем кто описывал и где какие дороги, что позволило оптимально построить маршрут для нашей пузотерочки, и свои впечатления от посещения различных мест, поэтому были вычеркнуты некоторые места (Музей Сталина, обошли стороной музей оккупации, до следующих разов оставлены раскрученные Сигнахи, Мцхета и Боржоми). Старалась максимально объективно донести в отчете все что в результате получилось, за что на меня вылили кучу негатива - зачем про это писать и все такое. Не смотря на это во втором отчете так же писала про все негативные моменты, хоть отчет и был написан сразу после поездки, пока с фотками никак не разберусь, поэтому не опубликован.

World citizen
Угоршчина (с)
)))
После прочтения подобного - ни за что не поеду. Вообще не мое.
Aprilia Tuareg 660
Kia Ceed II CRDi
Тоже хочу в августе проехать перевал Гордедзи на синей Нексии, прокатит?
Легко, наши друзья проехали на Калине.
mr-sanych
Пуская приезжают к нам в Новосибирск, я с удовольствием буду их угощать картошкой обжаренной на костре, свежими морковкой и капустой. Так же будет на столе редис и редька в растительном масле и с солью,...
Несомненно, они останутся довольны вашим гостеприимством! Только не понятно почему же " буду наблюдать, как это все поедается"? Не проще ли вместе посидеть , разделить трапезу и поговорить?
А где вас любят? В Украине? Молдове?Вас терпят в Грузии, просто терпят в силу генетически заложенного гостеприимства. И , Вы, это очень хорошо знаете, не напиваясь в стельку и дебоширя как в Турции. И если кто- то ещё верит, что вас ждут в той же Армении или Азербайджане, тоже ошибается. Вас ненавидят во всем мире. Успели испортить отношения со всеми соседями. И не надо ездить в Грузию, Вас там не ждут и не рады.

Железнодорожный моск. обл.
Видимо Вы так себя ведете, что вас ненавидят. Я был и в Грузии, и в Армении, Узбекистане, в 3-х странах Прибалтики, Украине, Беларусии, нигде с ненавистью не сталкивался. Посмотрите в зеркало, все дело в вас самих.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
Ну твоя лубофь, мне точно не нужна, бандеровская ***дь, а насчёт остальных я сам буду решать.

Вот и меня пока заставляет задуматься всё вместе взятое. И один погранпереход. И как повезёт с погодой. Можно встрять. + дети. Помнится поехали в 2009г в Хорватию, отъехали 50 км и пробка, мелкий 3г, что стоим? И ревака?))) Поэтому пока воздержусь. Но больше из-за финансов, нет их в полном объёме. Мост. Крым. Севастополь. Дача. Это наше всё. Все удачного отдыха. И жаль, что нельзя выехать с Грузии через Абхазию. Года 2-3 назад народу повезло, сошёл сель, и кто-то выехал через неё. Только не понятно, при следующем посещении не будет ли проблем?

9520668
Ездил в 2005г на новой Королле с женой и дочкой 3 лет в Лдзаа. Второй раз 2008 или 2010г те же + тёща, сын 3 года, Лдзаа. Конечно, всё или очень многое зависит от настроя. И не надо ожидать сервиса Турции. Хотя рядом с нами стояла гостиница не уступающая в сервисе, ценах отелю Турции. Есть тел. Абхазии, обращайтесь. Нам всё понравилось. И не было негатива. А вот в первую поездку, когда ехали с молодожёнами в горы, они сказали, что к ним в номер ночь хотели залезть.
Вот сучья порода:))))))))))) За тебя уже все решил твой бессмертный президент:)))))))

Сообщений: 1999
Как можно в спичечной коробке на дальняки ездить... не понимаю...
Member
Что касается "платных дорог" в Воронеже, Ростове или Краснодаре - абсолютно согласен с автором. Совершенно непонятно как это согласуется с законом о платных дорогах. На мой взгляд, это просто...
Смешно, но это федералы!!! Как и все вокруг крутится через ***у, т.е. Москву.

Ареда
Спасибо,но пока ,наверное,воздержимся.Турция конечно тоже не идеал,но уж лучше туда,есть еще Тай,Вьетнам,Хайнань.А еще лучше в Черногорию

Красноярск и 9ка
Думаю, что удовольствий вы получили все же больше, чем негатива... А стоит всего-лишь вернуть СССР в обновленном варианте на место и проблем с таможнями не станет уже :) Будет один позитив, Боржоми, вино Киндзмараули или Алазанская Долина :)
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000

SandroNN
Как можно в спичечной коробке на дальняки ездить... не понимаю...
Да разве ж это дальняк??? Это ведь была просто прогулка выходного дня, всего-то 3200 в оба конца :) Дальняки начинаются хотя бы с 4000-5000 км. Вот в Европу - да, был дальняк, 9000 км за две недели. С Урала только что вернулись, попутно зацепив Башкирию с Поволжьем, там набежало 5200 за неделю, тоже можно назвать дальняком. А в Кахетию - да это чисто мотор прогреть :) Народ туда запросто на великах катает :)

Bosss_Krasnoyarsk-26
Вы совершенно правы, позитива гораздо больше. Но еще раз, скорее всего, не поеду :)

Господа, спорящие на отвлеченные темы! Предлагаю держаться в рамках вежливости! Я принципиально не удаляю никакие комменты, кроме спама (затесался один такой паразит), но модераторы не дремлют, и наиболее одиозные комменты могут исчезнуть со всей сопутствующей им дискуссией. Так что выбираем выражения :)

Martyn36
Мне б такие писательские способности

Martyn36
Вас прям прёт от негатива....вонючие бомжы, испражнения...
Не хотел бы я чтобы первым описанием страны , перед посещением оной, был ваш. Вы сказки страшилки не пишите? у Вас бы получилось..

Кому интересна Грузия, могу рассказать и показать. Будете в восторге.

@lex@nder
Угоршчина (с)
)))
После прочтения подобного - ни за что не поеду. Вообще не мое.
помните фразу профессора Преображенского, про газеты? не читайте...

Kins
В Пасанаури две односторонки, заблудиться невозможно. Автор даёт точные координаты: со стороны России на въезде. Там спросите и наверняка удивитесь дружелюбию и гостеприимству грузин.
По отчёту: удивляется автор некоторым метаморфозам в поведении аборигенов. На самом деле ничего удивительного- вспоминаю Абхазию начала двухтысячных: немногочисленных приезжих буквально встречали хлебом-солью. А после того как поток отдыхантов окреп- дорогие гости превратились в ходячие кошельки с соответствующим отношением. К сожалению и в Грузии будет что-то подобное. Но выход есть- не путешествовать по возможностив высокий сезон. Всем удачи.

Иванов-Водкин
Есть личный опыт?
Царь, просто царь
Уверен, отпустили бы Грузию из-под влияния 1/6 суши, то толпы туристов туда были бы на порядок больше. А так, все порывы грузин построить нормальное общество, разбились о стенки Кремля.

Отзыв интересен

Владимир Владимиров
Есть личный опыт?
Конечно, если на машинах других цветов можно, то на синей тем более.
Олег МБ1
Вас прям прёт от негатива....вонючие бомжы, испражнения...
На самом деле отчёт автора о первой поездки в Грузию хоть и упоминал с утрапьяных лиц просящих денег и ещё некоторые ньансы грузинской действительности (причем в политкоректной форме) - но для первой поездки он более полезен. По крайней мере не умалчивает про кавказский стиль вождения. А по Вашим словам вообще дома лучше сидеть и не куда не ездить.
На самом деле у медали есть всегда две стороны. Про Грузию некоторые моменты надо знать заранее. Хотя бы для того что бы не попасть в просак. В первую очередь это относится к существующим отношениям России и Грузии.
Царь, просто царь
Уникально ставятся лайки. Если реплика против фюрера, скрепов и вяличия, то, если плюсануть, добавляется автоматом несколько минусов. Во мозги власти промыли людям.

Браво. В борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы.

Member
Я 9 июня заезжал 21 выезжал, максимум час стоял, на обратном пути на вьезде в Россию. Дороги не хуже и не лучше чем у нас, на 19 колесах проехал 1000 км. По Грузии, и все норм. Думаю кому как повезет)))

Отзыв интересен
Так ее давно отпустили. Еще в 1991 году. Визы им начали давать вынуждено. База у республики Ичкерия на территории Грузии базировалась. Посольство они сами отозвали в 2008 году. Ну не принято у дипломатов одностороннее посольство держать. А так у них все прекрасно. В Батуми высотки только и растут. Сады цветут. Вино хорошее. К нам не очень доходит. Так нам зачем - сами выпьют - мы все равно в нем не разбираемся. Флаги Евросоюза везде. Таможенных сборов на иномарки вообще нулевые. Это у Кремля проблемы. Сколько солдат на границах кормить приходится. А они сейчас все контрактники - из-за возможность опять как в 2008 г оказаться под вражеском огнем получают на порядок больше чем в России.

Таких дорог как в Турции в России нет вообще нигде))) 4000 тысячи км. Проехал, недавно только вернулся. И по поводу достопримечательностей, быть может в том отеле в котором вы были в Турции их и не было))) Но если бы вы выехали в глубь страны. То впечатлений было бы предостаточно ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ.
Царь, просто царь
Никто их не отпускал. Как пришел Саакашвили, Кремль проснулся и решил вернуть всё назад. Как и в Украине.
Саакашвили ушёл и Москва снова вздохнула спокойно с Иванишвили и прочими.
Останься Миша на дольше, Грузия была бы уже далеко.

Иванов-Водкин
На синей Нексии можно везде! :-))))
И я так же подумал. Спасибо.

witalik02
В Турции просто ниже минуса температура не опускается. А у нас то плюс - то минус смешанный с дождем. Территория к тому же меньше. В стати у нас сейчас дороги тоже вполне хорошие. Только вот летом постоянно латать приходится.
Отель - так до него пол Турции отмотать или турецкий выучить - что бы обслугу отеля понять. Да и историю Турции мы как то не проходили. Так что по идее там 2 достопримечательности - Стамбул - что мы как-то не взяли и крепость Баязет - что наш гарнизон удерживал в 1877 - что бы турки Тифлис не вырезали.
Царь, просто царь
Саакашвили ушёл и Москва снова вздохнула спокойно с Иванишвили и прочими.
Останься Миша на дольше, Грузия была бы уже далеко.
Ну да Мишо много говорил не в тему. Потом НАТО - зачем нам еще более современные вооружения создавать? Деньги тратить? Ну нападение на часть регулярной армии РФ все на свои места поставило. От НАТО избавились кардинально. Потом этот метод в Украине применили. А так Мишико молодец! Форма у полицейских для жары удобная. Здания из стекла зеленого. Там прокуратура - еще что-то. Посреди Тбилиси на берегу Куры - такой парк соорудили. Видать целый район трущоб снесли. Да и проблема оттока населения координально решена. Таксистов много. К кому не сядешь - так в России работал - а сейчас визу получать в Ереван ехать надо - и не факт что ее дадут. Говорят в посольство своей страны надо обращаться. К стати визы при Шеварнадзе внедрили. А он же наш родной - министром иностранных дел СССР был столько лет.
В Грузии тоже деяниям Миши рады - с кем не говоришь - они это опять Саакашвили к власти РВется. И нам мира над головой желают.

Ну это тоже как раз по вашему, всему и на все находить оправдания))))

Царь, просто царь
Сложно говорить о вещах, в которых мало разбираешься, особенно, если слушать, что льют из тв. У меня, например, совершенно противоположное мнение : в войне 2008 рф виновата не меньше, если не больше. Фактов немало.
Создать в наглухо коррумпированной Грузии то, что создал Миша, совсем непросто. Весь мир поверил, что туда можно вкладывать деньги. Но некоторым это стало не по душе.
Если добавить про Украину, то самый лучший период после 91 года был после прихода к власти Ющенко, что бы ни твердила пропаганда Кремля. Но опять же, он был настроен дружить с Западом ( и правильно делал ). Люди это только сейчас понимают, к сожалению, далеко не все.
Грузии желаю добиться своих целей.

откуда этот детский сад?
с чего русских должны любить?
Все действия выполняет сознание
А вот направление этим действиям задает подсознание
Царь, просто царь
Съезди и посмотри. Я для сравнения в жутко коррумпированном Казахстане был - там народ как-то лучше живет. Хотя стоп - хуже. Я в Грузии в период выпускных был - не где не видел такой толпы детишек на Кумарах и Мустангах и еще какой-то подобной - но что я сразу не идентифицировал. В Грузии коррупции нет. Просто там некоторые родители детей лучше любят.
В общем дискуссия на эту тему просто прекращена мной как провокация сведомитов-анонимов

Alexander Burdovitzin
"Услышал звон, да не понял где он", так можно оценить ваш ответ. Я сам заядлый путешественник, чего и всем желаю.
Кто такие сведомиты ?

Дмитровский район
А сейчас-то очереди есть ?

velik123
А сейчас-то очереди есть ?
По ссылке текущее состояние погранперехода. Внизу страницы народ обсуждает, как там что.
Малецкий Валерий
Ездили в апреле этого года. Ехали по началу с открытым ртом. Границу перешли быстро. Тбилиси, Борджоми, Гори, Кутаиси и конечно же Батуми. Вообще не пожалели!!!! Море эмоций!!! Вкусная и не дорогая еда, про вино вообще молчу... Приветливые люди, всегда помогут, но в основном старшего поколения. Молодежь не склонна к русскому и не приветлива ((( Ездили на Приусе, дорога обошлась копейки... не смотря на то , что бензин в Грузии почти 60 руб.

Дмитровский район
спс

Поеду ли я в Грузию - нет. Был ли я там - нет. Все эти горы и долины можно посмотреть в Краснодарском и Ставропольских краях. Все что продается в частных лавках, не только в Грузии, а вообще практически везде, рассчитано на туриста который не знает качества продуктов и впопыхах покупает все для сувениров и повышения своего имиджа. А кто признается что лоханулся проехав 2600км, потеряв время, деньги и нервы? Вот и восторженные отзывы...ловите....)

В силу своей ограниченности вы и не узнаете качество грузинских продуктов)

В гробу я видел такую Грузию,мне Абхазии безпроблемной хватает.
Смелый не тот, кто ничего не боится(очко играет у всех), а тот, кто умеет подавить в себе этот страх

Это относится не к автору отчета а к недовольным сервисом.
если мне в Грузии вместо забронированного номера в 18кв.м. с верандой и видом хорошим- пытаются подсунуть конуру 2х2 метра с окном в забор соседнего номера- это нормально? и нужно молчать? отель бронировался за полгода и рейтинг на букинге почти десятка? ( отель если что Олд капитал в Мцхете)
Георгий Светлов
вина вкусного и дешового - не увидели- все что вкусно - то дорого, пробовали разное- даже в ресторане- за соседним столом пили вино домашнее- мы спросили- как???- восхищение!!- когда мы заказали и нам принесли- пить это невозможно!!! оно не отстояное- привкус жмыха- и это вызывает восхищение???- харче так вкусное и не попалось- три рисинки и кусочек мяса не жующийся- были в грузии 9 дней- ели всегда в разных ресторанах и кафе-самые вкусные домашние хинкали- на трассе в какой-то забегаловке были- а цены уже как у нас были вот в июне 2018г
Porter64
В силу своей ограниченности вы и не узнаете качество грузинских продуктов)
да качества так и не узнали- хотя побыли-рынки сплошная грязь- хлеб на асфальте лежит в ящиках сыр открытый на дороге среди дымящих машин- как-то так
Не знаю даже как ответить. Заказывали через airnbn 3 варианта все были даже лучше ожидаемого. Да и цены вполне приемлемые. Просто очень не повезло или к отзывам были не внимательны.
А найти рынок и там купить не пробовали? Их в Тбилиси много. К стати возник ещё вопрос. А в России есть туристические места где не около дороги торгуют? Похоже тут просто троллинг идёт.
К стати на счёт вина в Грузии. Тут чудо какое-то. В общем привезти с собой. Ну и на проверку взяли в магазине в России грузинское. Брали сразу оговорюсь в Метро. То есть хорошая немецкая торговая сеть. Выводы просто не утешительные. Вино в Грузии просто замечательно и в России такого не купить. Или очень трудно купить. Это видать свойство грузин ещё с советских времён у себя пробовать лучшее.
Alexander Burdovitzin
говорю-же- отзывы великолепные-на букинге рейтинг очень высокий-ездили вчетвером были заказаны два разных отеля-во втором тоже надурили- вместо фена в номере и кухни в номере( специально писали уточняли) - ничего-ь кухня одна на весь отель- рейтинг тоже очень высокий ( отель Мцхета, Иберия)
Alexander Burdovitzin
на рынках всех в Тбилиси и были- и на центральном и на других- везде одно и тоже- читайте внимательно
Alexander Burdovitzin
интересно кто тролль то??
Alexander Burdovitzin
и я заметила- все розовые отзывы появляются только после вина
Porter64
В силу своей ограниченности вы и не узнаете качество грузинских продуктов)
А что там растет такое, чего нет в Краснодарском крае?

Георгий Светлов
А что там растет такое, чего нет в Краснодарском крае?
Растёт может быть и такое же, а вот качество выше.
петр
Только что вернулся из Батуми, незнаю как мне так повезло, но туда я прошел обе границы за 30минут, обратно за 1 час. Очередь на въезд в Грузию была огромная когда обратно ехал. Но в Грузию я больше не поеду, одного раза хватило. Про гостеприимство и прочие атрибуты, не заметил, достаточно нейтральное отношение. Видно что есть какое-то напряжение по отношению к России, но высказать не смеют. Грязь в городах, на пляжах, хаотичное движение на дорогах, никакущий сервис, кучи попрошаек разных сортов и мастей перевесили красоту природы, температуру моря и вкусную еду и напитки.
петр
Ну и для свидомых, едешь сотню километров по Европейской Грузии по ВГД, без знаков , отбойников, разметки, по гравию и прочему , въезжаешь в дикую Россию и просто обалдеваешь как тут дикари живут, отбойники светоотражающие, разметка яркая, знаки висят. Дикари одним словом)
петр
Забыл сказать что асфальт ровный и знаки 110 кмч висят, и так до самого Ставрополя.

Kavin
Бюджет, конечно, поднимет настроение на фоне всего
Правильное время это зима???

Martyn36
Автопутешествие, это автопутешествие, никакой самолет не заменит тех эмоций и видов которые получаешь путешествуя на авто. Автору -респект.

Viktor Korotin
Легко дороги в Турции супер
К сожалению и топливо в Турции по ценам -супер

И где им рады?

Нормальный отчет, проблемы возможны всегда, к ним нужно относится филосовски.

Нет. С середины сентября вполне хорошо.
Ну и до начала мая, народ тоже рекомендовал. Правда, личного опыта тут нет

Ярославль
Тоже были в Грузии в начале июня. В целом понравилось. Второй раз, скорее всего, не поедем. Если только транзитом по дороге в Турцию. Продукты хорошие, недорогие, но в туристических местах кухня уже адаптировалась. Настоящие грузинские порции мы получили только в маленьком кафе для местных в Поти. Дороги хорошие местами, а по большей части, как писал автор - узкая двухполоска с деревнями и коровами на дороге. Так что будьте внимательны и осторожны и закладывайте больше времени при планировании поездки на прохождение ВГД и трассы от Тбилиси до Батуми. И еще нюанс - выезжая из Тбилиси в Батуми заглючил навигатор и мы пошли по знакам. Так вот - не сворачивайте по указателю на Гори, езжайте на Сухуми. Уж лучше бы они писали Батуми вместо Сухуми. Пришлось потом пробираться на трассу по каким-то тропинкам (на фото)

Ареда
"И жаль, что нельзя выехать с Грузии через Абхазию" - живу в Сочи, собираюсь поехать в Грузию в сентябре. Смотрю на карту и в голове не укладывается какой крюк мне предстоит сделать. Эх,если б через Абхазию можно было!

Alexey YN
Про домашнее вино: не знаю как в Грузии (еще не был), но в Абхазии его просто река, судя по предложениям, НО виноградников своих там очень мало и явно недостаточно для изготовления такого количества "вкусного домашнего вина", поэтому отношусь к домашнему вину весьма скептически, оно может быть, но в очень небольших количествах, не в таком объеме как его продают на рынках.

Alexey YN
Подскажите, пожалуйста, можно ли из Кахетии на военно-грузинскую дорогу к Верхнему Ларсу выскочить по дороге, которая указана на карте между Ахметой и Тианетским муниципалитетом?

Alexey YN
От машины зависит :) судя по отзывам, даже местные этим направлением почти не пользуются.

Тоже прочувствовали на себе прелесть первомайского прохождения границы, в 19 часов стали в пробку и в 9 утра выехали с грузинского КПП. Также намучались по дороге из Тбилиси в Батуми, вроде бы построена магистраль но проезд по ней открыт только в сторону Тбилиси, поэтому в сторону Батуми плелись 9 часов, через все нескончаемые деревушки.

9520668
Мы ездили в Хорватию в 2009г на машине из Москвы. Черногория, вроде, чуть дешевле Х.

Alexey YN
Посмотри, может можно на пароходе Сочи-Батуми(Поти) машину переправить. Здесь читал отчёт, чел так правда в Турцию переправил. Обратно то с Грузии в Абхазию можешь попробывать выехать, но: могут больше никогда не пустить в Грузию, могут посадить в тюрьму(так меня здесь пугали). Когда 3 года назад сошёл сель, то выезжали из Г в РФ.

Elena Dmitrieva
Да все возможно. Можно и разделить