|
ПРЕДИСЛОВИЕ: Всем огромный привет! Может, отчёт и не совсем совпадает с названием раздела сайта, т.к. это мото- , а не автопутешествие, но по большому счёту разницы нет, поэтому и выношу его на всеобщее обозрение. На самом деле я его разместил ещё в начале года, правда, на соответствующем «мотоциклетном» интернет-ресурсе, поэтому в тексте возможны временные несоответствия. Но по просьбам некоторых знакомых решил продублировать его и здесь: …у кого-то не открывалась ссылка на отчёт в телефоне, кто-то не захотел регистрироваться, чтобы оставить комментарий, кто-то вообще не знает, что есть другие сайты кроме «дрома» )) и т.п... Ну, а основная причина размещения будет раскрыта в тексте самого отчёта. А вот, собственно, и он…
Барнаул — Стамбул 2015
Всем добра!
Не прошло и двух лет, как я всё-таки решился на написание отчёта о своей первой поездке за пределы РФ.
Маршрут был такой: Барнаул — Омск — Челябинск — Самара — Волгоград — Владикавказ — Батуми — Трабзон — Самсун — Чорум — Невшехир — Аланья — Анталья — Стамбул — Самсун — Батуми — Владикавказ — Волгоград — Самара — Челябинск — Омск — Барнаул.
Ну и, забегая вперёд, скажу, что в этой поездке я был пристяжным… просто решил составить компанию мото-семье из Барнаула (Митя и Маша Суздалевы), которые отправлялись из Барнаула в Лиссабон. Поэтому я вынужден был придерживаться темпа, который они задавали, что, конечно же, отразилось на самой поездке в целом.
Небольшая предыстория к повествованию: к мотоциклету меня собственно и приобщил вышеупомянутый Дмитрий Суздалев в 2013 году. По его совету я и приобрёл свой первый мотоцикл — Трансальп 400, 1994 г.в. (он со мной и по сей день).
Далее последовали: 2013 год — освоение мотоцикла (до этого у меня даже мопеда не было, а на велосипеде я научился ездить только лет в 15…., вот такое было суровое, но счастливое детство), несколько падений и укладок (а как же без этого). 2014 год — 2 поездки: первая — весной в Горный Алтай, маршрут выходного дня (около 1500 км круг), так я проверил, насколько мотопутешествия вообще мне посильны… Итог — понравилось, да к тому же усталость оказалась значительно меньше, чем при езде на машине! Как итог — вторая поездка — летом уже на Байкал (около 4500 км круг). Результат — небольшая усталость, но приятная и с лихвой перекрываемая положительными эмоциями от путешествия! Вывод — мотопутешествия мне по душе и по силам!!!....И при наличии времени и денег — я только ЗА!!!
Так что на предложение скататься заграницу я решительно ответил: «ДА», спросив: что для этого надо, кроме желания. Узнав, что безвизовое пространство заканчивается на границе Турция — Греция (лишних денег я платить никак не желал), я решил ехать с ребятами до Стамбула, а оттуда переправиться паромом на Кипр (двоюродного брата перевели по работе туда год назад, а значит, халявное питание и жилье возле моря обеспечено…), а потом обратной дорогой домой. Но, увы, в Мировой Истории и политике я чайник, и не успел узнать, что такой трюк невозможен: с территории Турции я мог переправиться только на турецкую часть острова Кипр, а брат находился на противоположной части (г. Лимассол), а попасть из одной части в другую — это нереально (это как грузино-абхазская граница: вроде рядом, но нельзя). Ладно, об этом позже, я опять слегка забежал вперед….
Итак, по подготовке к путешествию. Да простят меня прожжёные мототуристы, но к подготовке я подошёл «спустя рукава»: заменил масло в ДВС, воздушный фильтр, масло в вилке, установил резину и дополнительный топливный фильтр тонкой очистки…. и, похоже, всё. Остальное — визуальный осмотр и одобрительный кивок Главы путешествия, Митьки… и всё — я готов! За прошлые 2 года я оснастил мот следующим: дуги безопасности, рамки багажные, розетка прикуривателя, подогрев ручек, расширил и перетянул сиденье (оно было урезано японцем: видимо, не доставал до земли), самодельное ветровое стекло, самодельный кофр из алюминия, 2 бардачка из канализационных труб, и 2 подбутыльника на дуги (на 2 л бутылку каждый) также из канализационных труб… Дёшево и практично!
Также в качестве подготовки я сделал международное водительское удостоверение (как я понял в конце путешествия — напрасно). Дело в том, что почитав отзывы бывших в «загранице» людей, я так и не понял, нужны мне они будут или нет: кто говорит «надо», кто «нет», кто «надо, но ни разу не пригодились»… Решаю приехать в ГАИ и спросить у первоисточника. Где на мой вопрос «Необходим ли сей документ при путешествии на своём транспорте по территории Грузии и Турции?» жирная морда с майорскими погонами отвечает: «Ну, вот вы поедете и там спросите!» Я, конечно, понимаю, что мозг у ментов микроскопический, но чтобы он вообще отсутствовал… Решаю не рисковать и сделать эти права (действуют 3 года, авось не раз понадобятся). В итоге спалил 4600 руб. (1800 — мед. справка, 200 — фото, 300 — псих-диспансер, 300 — нарко-диспансер, 2000 — госпошлина)
Все готово: продукты на первое время куплены, вещи собраны, основные деньги в евро обменяны, можно в путь!
День 1. (18 мая)
Старт назначен на 18 мая, на 5 утра. Мелкий (Диман), как всегда, опаздывает…
На улице слегка пасмурно, но предвкушение «большой дороги» заставляет не обращать на это внимание.
У Димки с Машей тоже Трансальп, только 600. На дугах (вернее под ними) тоже видны емкости под воду. Это я содрал у него идею, очень выручает при палаточном туризме.
Итак, состав (слева направо): Мой мот (Трансальп-400), Я (Криницын Сергей Юрьевич), Димкин мот (Трансальп-600), Димка Суздалев (Мелкий), Маша Суздалева (жена Мелкого).
Заправка перед выездом:
ПОЕХАЛИ!
Новосибирская область встретила лёгким дождём. Первая остановка — в Новосибирске! Ребятам надо было получить визы в Европу. Я просто ждал их, не теряя времени, я грел плов на примусе около посольства, там же и ел… Проходящих мимо людей почему-то шокировало публичное удовлетворение естественных потребностей, т.е. приём пищи... Зато материться, курить, плевать или отрыгивать на людях — это пожалуйста, это уже норма.
Вообще, у нас был вариант бомж-туризма (т.е. эконом-вариант): живём в палатках, готовим сами на огне, минимум необоснованных трат!
Далее пилим до Омска, очередные переодевашки и перекус в автобусной остановке.
Мы настолько неприхотливы, что даже «отходы человекообразного создания» в углу не сразу были замечены…
Ночевали под Омском, в берёзовой роще, палатки нам помогали ставить миллионы комаров (за что им огромное спасибо — никогда так быстро не разбивал лагерь), но нам не привыкать: как говорил классик: «это всё моё родное….»
День 2 (19 мая)
Прошли Челябинск. Ночевали в лесу. Комара было поменьше, чем под Омском, но особи покрупнее!
Режим поездки был такой: Подъём примерно в 8 утра, завтракаем собираемся, заезжаем на первую заправку, на ней сортирно-мыльно-рыльные мероприятия, пополняем запасы воды, в день проходим порядка 700-800 км, заправки примерно каждые 250-300 км + пара остановок для совершения трапез (по возможности совмещаем с заправками). С наступлением заката едем, сканируя обочину, прилежащие окрестности и горизонт в поисках потенциального места для ночлега, находим, разбиваем лагерь, готовим ужин, частично его употребляем + оставляем на завтрак, спим и т.д. Так ехали большую часть пути, корректируя время остановок в запланированных местах. Из мест, обязательных к посещению, я чётко обозначил только одно — Мамаев Курган, так как я ещё там не был (хотя давно хотел), а тем более в том году было 70 лет ПОБЕДЫ! Остальное — по возможности, тем более что я практически начинаю с нуля туризм и мне всё интересно!
В этот же день у мелкого началась мега-истерика по поводу повышенного расхода у его техники (просто он возомнил себя Кулибиным и сгомырил воздушный фильтр из поролона), в результате расход около 5,5 л при скорости 100-110 км/ч (для примера у меня был около 4 л). Дима, если ты читаешь этот текст — то без обид, но ты реально вёл себя как «истеричка» )) Он предложил нам поменяться фильтрами, т.к. у нас разные объёмы и разное воздушное сопротивление. Дабы прекратить поток слёз, я согласился. Итог: расход стал примерно одинаковый — около 4,5 л, но у меня напрочь пропала динамика, которой и так не было... Обгоны для меня стали кошмаром!
День 3 (20 мая)
Прошли Урал.
Из-за говно-фильтра я изрядно подустал…
Ночевали где-то в Башкирии, естественно, в палатках, комар куда-то пропал… Зато появились новые соседи: перед сном выгнал из палатки несколько клещуков.
День 4 (21 мая)
Прошли Самару и Саратов.
Вариант экстремального перекуса «не отходя от кассы».
Всё остальное по сценарию: ночёвка на природе, ужин у палатки. За эти вечер-ночь-утро на меня «прителились» всего несколько кровососущих друзей, но они были настолько интеллегентно-стеснительные (в отличие от сибирских собратьев), что ни одного акта хищения моей плазмы не произошло…
День 5 (22 мая)
Прибыли в Волгоград.
Здесь встретились с Димкиным знакомым на Африке, он же раздобыл ему новенький воздушный фильтр: всё вернулось на свои места (это я про фильтры). Пообщались и распрощались с ним. Остаток дня был посвящён посещению мемориального комплекса. Он просто ШИКАРЕН! Испытал глубокое чувство гордости за предков и не менее глубокое чувство вины за наше поколение…
Кто не был в Волгограде — обязательно посетите, точно не пожалеете!
Ночевали у бывшего барнаульца Александра, который с семьёй обосновался под Волгоградом: мылись в душе, спали в комфорте, кушали домашнюю еду и пользовались благами цивилизации в виде стиральной машины. Кайф!
День 6 (23 мая)
Прошли Элисту, Будённовск.
Перед Элистой есть с. Троицкое, на подъезде к нему на противоположной обочине установлена дорожная вывеска с мощным слоганом…, сфотать не успел: был хороший трафик, да и отставать не хотел. Но всё-таки фото я сделал, но уже на обратном пути… правда размещу я его в конце повествования — будет бонусом для тех, кто осилит мою повесть.
Калмыцкие степи…….
Этот день мне запомнился надолго… Дело в том, что моё желание запечатлеть на фото интересные места сыграло со мной злую шутку — я отстал от головного экипажа. Меня тоже можно понять: первый раз такая поездка, а фотоальбом практически пустой (это у мелких фоток хоть отбавляй). Правда, мы договорились ждать друг друга перед развилками или съездами с основной дороги, но где-то система дала сбой, и с обеда до сумерек я догонял ребят, а они всё не догонялись… Созваниваемся, называем одни и те же населённые пункты, я понимаю, что они недалеко впереди, но опять сбиваюсь, т.к. иду по навигатору, а он иногда ведёт правильно и по новой….
Проезжая по Зеленокумску, я останавливаюсь на светофоре и слышу телефонный звонок — это Маша звонит, узнавая, где я сейчас. Переговорили, я понял, что еду правильно и решил положить телефон в шлем, т.к. в кармане его не слышно, а здесь я увижу звонок, остановлюсь и отвечу.
Еду дальше. Дорога, которая якобы федерального значения А-167 начала сеять в мой мозг сомнения, как только её ширина уменьшилась до таких размеров, что 2 легковушки разъезжаются «впритык» (ну не видел я ещё таких федералок, молод ещё…) да и трафик кончился… за полчаса ни разу не обогнали, я не обогнал, встречных не было… Видя на горизонте долгожданный встречный автомобиль, решаю остановиться, тормознуть его и спросить: «проезжал ли мимо него мотоцикл?». Если «да», то это 99,9% мои ведущие… Снижаю скорость, открываю визор, съезжаю на обочину, останавливаюсь и роняю мотоцикл (обочина имела уклон, а я остановился не на ровном участке, короче, лоханулся)… Мот падает, я через него, встаю, поднимаю его, встречная легковушка равнодушно проезжает, я кусаю локти… Перехожу на противоположную обочину и пытаюсь остановить ещё пару встречных (прорвало и машины поехали…) — всё тщетно. До меня доходит, что местные пугаются моей мотокуртки цвета ментовской жилетки, но момент упущен… опять пустая дорога. Прыгаю на мот, газу, еду дальше… решаю позвонить ребятам и попросить их остановиться, чтобы дождаться меня, но глазами не нахожу телефона в шлеме. Понимаю, что он выпал, когда я совершал полёт через падающий мотоцикл. Торможу!!! Соображаю, что я проехал уже около 15 км. Разворачиваюсь и еду назад, пытаясь визуально определить место моего падения. Определяю, но лишь участок протяженностью порядка 5 км с однообразным рельефом, без отличительных ориентиров… Проезжаю ещё раз этот отрезок на малой скорости, глазами бегая по обочине — безрезультатно. Возвращаюсь на исходную... Смеркалось... Снимаю неоновую куртку, торможу машины, останавливается Нива. Описываю ситуацию. Прошу позвонить на мой номер, а я похожу, поищу. Опять ничего… Видимо, моё лицо внушает доверие, и мужик даёт мне свой телефон со словами: «На, ищи, как найдёшь, привезёшь в г. Зеленокумск, наберёшь на такой-то номер, я подъеду!» Я благодарю и заверяю, чтобы он не беспокоился.
Звоню ребятам, объясняю что к чему, они бьют лагерь, я надеюсь скоро приехать… Стемнело… Возобновляю поиски: и на ходу звоню в поисках светящегося в темноте экрана, и пешком брожу, слушая звук звонка… Через некоторое время слышу «абонент-не абонент». Надеюсь, что это мой телефон «сдох», а не кто-то его подобрал. Поиски переходят в разряд мануальных, с налобным фонарём в кромешной тьме. Вот вы скажете, что надо было забить, но: 1 — это был айфон, стоимостью около 30 тыс. руб., 2 — там же мои фотки, причём и до поездки тоже, 3 — это был подарочный телефон! Бросить я его просто не мог. Короче, поиски заняли 6 часов!!! Середина ночи, я с полными счастья штанами держу свой разряженный телефон. Созваниваемся с владельцем телефона, встречаемся, беседуем, я даю ему 1000 руб. (т.к. звонил ребятам и т.п.), он отказывается, я настаиваю. Доброго человека зовут — Кумченко Сергей Николаевич. Спасибо ему огромное! Ночую в гостинице, по его звонку, где с меня даже денег не взяли. Спал всего 2 часа!
День 7 (24 мая)
Стартую рано утром. Проезжая мимо делаю фото вчерашнего памятного падения…
И опять я целый день догоняю ребят. Они же решают ехать медленным темпом до Владикавказа, типа я не промахнусь. Но я снова еду четко по навигатору и опять сбиваюсь (в принципе направление одно, но дороги разные, их много, и они петляют). Уже порядком подуставший я таки добираюсь до Владикавказа…
Недосып сказывается на координации движений и на общем состоянии, и при очередной попытке фотосессии я рукожопо установил мот и потоком ветра от проходящей фуры его валит на бок (походу не я один подустал), как обычно, поднял — сделал фото. Благо есть дуги и сумки багажные — всё проходит безболезненно.
Въехал в город. Заправился под завязку, т.к. напугали, что бензин будет дорожать на каждой границе (цена на 92-й порядка 35 руб./л). Ребята уже ждут в Верхнем Ларсе перед границей. Проезжая очередной перекрёсток, слышу сирену и призыв начать бояться, остановившись за перекрёстком. Останавливаюсь, спрашиваю: чем вызван неподдельный интерес кавказских мусоров, хотя нет именно МУСОРОВ к моей скромной персоне. Утверждают, что якобы я не пропустил пешехода на переходе. Я удивлён, заверяю их, что не могло такого быть (я реально такого не заметил за собой) и интересуюсь «могут ли они мамой поклясться?» Да, говорят, есть видео. Идём в машину смотреть. Тут второй джигит демонстрирует мне чудо-агрегат для детекции паров спиртосодержащих напитков, артистично проводит обучение по его использованию на своём примере, тем самым заставляя прибор включить зелёный индикатор. После краткого шоу ИДПС предлагает мне проделать такой же фокус. Я, не задумываясь, выполняю процедуру, но, увы, я не имею доступа к управлению данным прибором и, о боже: тишину в салоне «мусоровоза» нарушает страшный писк чёрной коробочки и загорается ярко-красный светодиод. Служители закона артистично округлили глаза и повторили эксперимент: сначала на себе, потом на мне… результат повторился. Ещё бы — годы тренировок! (Расскажу немного о себе: в 2009 году я в корне пересмотрел своё мировоззрение и решил полностью отказаться от употребления алкоголя, не найдя хоть капли пользы от этого продукта). Отсюда и моя уверенность в себе. А весь маскарад горцев — это чётко отлаженная схема «на лоха».
Я и мой уставший, малоевший, плохоспавший мозг уже и забыли о первопричине остановки. Тут хлопцы начали играть в доброго-злого мента, типа решили помочь на месте, или проехать в больницу на освидетельствование. Я предлагаю им идти с миром или действительно ехать на освидетельствование, где есть «нормальный прибор» и будут мои свидетели. Разглядев во мне дух защитника Сталинграда (который я впитал на Мамаевом кургане), а иначе свою оборону мне сравнить не с чем, мусора сдают позиции. Прикрываясь кавказским гостеприимством, предлагают пожелать мне счастливого пути, если я им «…оставлю что-нибудь в уважение…» Я охренел от наглости, но решил прервать этот дешёвый спектакль, залез в карман, достал 100 руб., смял купюру, демонстративно бросил с ноги водителю, взял документы и увидел, что бросил я не 100 руб., а 1000 руб.!!!!! (перепутал карманы).
Матернулся я про себя и пошёл к мотоциклу, некогда мне было, ждали меня, а я не люблю обязывать кого-либо.
Вот такие у нас люди, наделённые властью. И вот что делать — стрелять их, ведь их «работа» это чистый криминал. Ладно, бог или аллах им судья, не спросил какой они веры…
Перед границей…
В итоге мы встретились, достаточно быстро прошли границу, обменяли деньги и двинули дальше… Курс: 1 лари = 24 рубля. Бензин стал стоить уже 50 руб./л! Кстати, из документов надо только ПАСПОРТ, ЗАГРАНПАСПОРТ и СР на мото (международное ВУ — вернули назад, не посмотрев).
Немного проехав, решили сделать привал и отведать местные хинкали.
Обалденные вкусняшки!
Настроение моё резко улучшилось, и я снова был готов к бою!
Дальше был Крестовый перевал (температура +2, моросящий дождик, на обочинах снег) и Военно-Грузинская дорога….
И немного фоток для передачи местного колорита…..
Ночевали снова в палатках в поле, где-то недалеко от Мцхеты…
Мы уже не в России, поэтому стояли почти на открытом пространстве, опасений не было ни грамма и на душе царило невероятное спокойствие. Интуиция нас не подвела: никаких приключений, выспались отлично!
День 8 (25 мая)
Жаль, но Грузия была пройдена в турбо-режиме, как, в принципе, и вся поездка. Всему виной грёбаный визовый режим, к которому были привязаны Дима с Машей. Но красочные пейзажи, горные серпантины, чистый воздух и невероятная энергетика этой страны лишь укрепили во мне желание попасть сюда ещё раз, но уже с более продолжительным визитом!
Местная Япония…
В этот день мы дошли до границы Грузия — Турция. Вон она — впереди….
На последней грузинской заправке совершаю манипуляции по вмещению максимального количества топлива в бак. Как-никак через несколько километров цена будет ещё выше! Перед границей выкатываемся к черноморскому побережью, я сбавляю скорость, дабы насладиться видом и решаю сделать очередное фото на набережной. И что вы думаете? Правильно: мот снова падает, как только я отошёл от него метров на 10 :-) Ну, ничему меня жизнь не учит… А падает он смачно, в итоге пополам сломана рукоятка тормоза + фотку забыл сделать (так быстро я к нему побежал).
Очередь перед границей благополучно объехана, мы в голове состава. Хряпнули по мороженке, купили страховку на мото за 45 лари, обменяли евро на лиры (курс получился 1 лира=20,5 руб.), прошли границу и очутились в Османском государстве! Набор документов для погранцов такой же, как и в прошлый раз (международное ВУ снова оказалось ненужным).
Дороги офигенные: качество полотна, разметка, ограждения… короче кайф!
Проехав пару сотен км делаем остановку, кочегарим примус, пьём чай, я потихоньку осознаю, что я уже за границей! (Грузия была какой-то своей, отчасти из-за остатков русскоговорящего населения).
Вид на черноморское побережье с турецкого берега:
Переведя дух, двинули вдоль побережья. Прошли Трабзон (портовый город), начался закат. Мы стали планировать стоянку на ночлег, хотелось встать у берега, но как назло добросовестные дорожники Турции всё сделали качественно: нигде нет съезда: вдоль трассы сплошные отбойники.
Едем, едем и находим съезд к песчаному пляжу! Спускаемся, немного буксуем, спешиваемся, ведём мотики рядом, определяем подходящее место и сразу бежим купаться!!!
Видите за мотами белый дом? Это типа местное бунгало. Но ещё не сезон и владельцы этих строений только готовят их к наплыву туристов. Мы уже начали ставить палатки, как тут подходит местный и путём жестов (а иначе никак: он не по-английски, не по-русски, а мы не по-турецки… короче полный языковой барьер) спрашивает: мы спать будем? Я киваю, а он толкает дверь своей хижины, показывая рукой — заходите… Я, тоже жестами, даю понять ему, что мы мото-нищеброды, да и погода вроде айс. Но его широкая улыбка и жест, что денег не надо, берут верх, мы соглашаемся, а он с рабочими уезжает… Там была ещё его мать, на пальцах мы чуть пообщались и поняли, что они попали в Турцию, кажется, из Казахстана, когда этому дядьке был год или два… видимо, почуяли что-то родное…
Благодарим, обнимаемся, прощаемся, заселяемся…. Из удобств: есть электричество, холодная вода, туалет-душ, крыша над головой и две койки. Офигенно! Спали, расстелив спальники прямо на шконки.
День 9 (26 мая)
Утром встаем, умываемся, завтракаем и в знак благодарности наводим марафет во всём помещении. Время идёт, нам надо ехать, хозяев нет… оставляем прощальный рисунок на столе со знаками благодарности! Стартуем.
На первой же заправке я ещё больше ощущаю, что я в Турции: бензин стал стоить порядка 90-100 рублей. (В том году евровалюту колбасило, и всё зависело от того, по какому курсу кто из нас взял еврики, а потом лиры). При такой цене на топливо — можно хорошие дороги строить!
Почти на каждой заправке есть автомойки самообслуживания и они бесплатные! Правда, если хотите помыться с химией, то рядом стоит автомат с жижей и монетоприёмником — 1 туркиш-лира и пена пошла… Мы, конечно же, шикуем! Тем более что не хотим на своём опыте узнавать: штрафуют ли здесь за чуханский вид транспортного средства.
Техника сияет!
Двигаем дальше в сторону ещё одного портового города — Самсун, вдоль черноморского побережья.
Въезжаем в туман…
Обратите внимание на обочину — ОНА РОВНАЯ И ИЗ АСФАЛЬТА!!! Тут я ни разу не уронил свой мот :-)
Останавливаемся в местной летней кафешке. Покупаем яйца, растительное масло, местные хлеба и что-то ещё… Интересуемся: можно ли причалить за столик? Таможня даёт добро, мы начинаем подготовку к трапезе. Вдруг хозяин кафешки начал размахивать руками, показывая, типа убирайте всё со стола… мы не стали спорить, а он ушёл и принёс скатерть, накрыл ею стол, после этого одобрительно махнул рукой. Вот такая культура: без скатерти — западло!
Подкрепились и в путь. Как прошли Самсун — уходим вглубь Турции. Наша следующая точка город — Чорум. В первое своё путешествие Димка с Машей познакомились там с ребятами из местной моточинки, когда те помогли им с обслуживанием их тогдашнего TDM-850. Они остались должны туркам что-то около 2000 руб. (на наши), хотя те махнули на это рукой. Но русские народ честный и гордый — мы едем повидаться и вернуть долг!
Мы ближе к экватору, и растительность значительно пышнее и сочнее (это я с Алтайскими горами сравниваю)…
Солнце начинает припекать. И снова внимание на обочину — по ней легко может ехать аварийное авто шириной до фуры!
Мы на месте! Турецкие братья офонарели от нашей правильности (это я про долг)!
Мотомастерская, которой заведует парень по имени YILDIRIM. Мы называли его Вольдемар, так проще. Вольдемар — крайний справа…
Раньше он профессионально баловался вот таким способом (это он на фото):
Потом на каких-то соревнованиях рухнул и жёстко поломался, после чего решил успокоиться, сосредоточившись на ремонте мототехники.
Вольдемар тоже ни в зуб ногой по-английски, а по-русски тем более… Подтянулись его товарищи и стало проще: некоторые знали English, а один так вообще вэри гуд! Завязалось общение, я оживил школьно-университетский курс английского и составил мини разговорник из стандартных турецких слов и фраз (потом он мне очень был полезен).
Размещать на ночлег нас долго не пришлось. Рядом с мастерской была заправка, а между ними была ровная лужайка — мы её и оккупировали, пейзаж дополняли мусорный контейнер и автомат для подкачки колёс.
День 10 (27 мая)
Встали, собрались, нас угостили завтраком, а мой друг-переводчик задарил мне местных сладостей и три пачки жареного нута (это хрень типа жареного гороха, все турки от него тащатся и едят как семечки — по мне так сказочное г…вно). Присели на дорожку и вперёд на Каппадокию.
К обеду добрались до намеченного места — в национальный парк Гёреме, что близ города Невшехир. Это музей под открытым небом. В 7-м веке арабы начали притеснять христиан, и они бежали на эти земли, Каппадокия стала отличным убежищем для них. Из вулканических скал они быстро возвели (высекли) целые города.
Ходить можно несколько дней…
Местами срач, как в России…
Встречаются и такие экспонаты…
Местный телефон…
Встретили мотоаргентинцев: парня с девушкой на Гусе. Они напугали страшными штрафами за нарушение ПДД: им за превышение скоростного режима на 10 км/ч выписали штраф порядка 5000 руб. (опять же на наши). Я офигел и сказал «Drop it!», они засмеялись и сказали, что так и сделали…
Немного о скоростном режиме. Как только въехали в Турцию, наша скорость упала до 80 км/ч. Причин было несколько. Ну, во-первых, это расход топлива (лишний рубль на километр ощутимая экономия), я укладывался в 3,7-4 л, Мелкий чуть больше; во-вторых, это опасения за штрафы; и в-третьих — надо успеть осмотреть окружающие пейзажи. Короче, совместили приятное с необходимым.
Надвигалась песчаная буря….
….и мы поспешили покинуть Каппадокию. Ночевать планировали уже на средиземном побережье Турции. Ехали до полуночи. В темноте проходили какой-то перевал, это был единственный раз, когда я включил подогрев ручек на территории Турции! Лично я продрог насквозь! При спуске с перевала нас окатила волна тёплого потока воздуха: вот он микроклимат прибрежной зоны средиземноморья. Ехать стало комфортнее.
Прибыли на кемпинг недалеко от Аланьи. Управляли кемпингом коренной турок и его сожительница — тётя Оля, бывшая грузинка, перебравшаяся сюда в неспокойные времена в Грузии, когда шли притеснения русских.
Такса: 300 руб. с палатки. Есть душ, розетка и выход к морю (100 м). Красота! Падаю заживо и отрубаюсь: время около 2 часов ночи… уже не до фото…
День 11 (28 мая)
Стоянка на кемпинге, купаемся в море, загораем, вечером поём русские народные песни вместе с компанией пенсионеров из Нидерландов, которые колесят парами на своих внедорожниках с домами-прицепами. Инициаторы совместных пений — иностранцы, у них какая-то мода на наш фольклор! Вот это пенсия, понимаю, не то что у российских бабусяк…
Ориентир на русского туриста….
У нас минералка с таким «именем» не пошла бы…
День 12 (29 мая)
Сворачиваемся и выезжаем в сторону Стамбула. Прощальное фото берега близ кемпинга…
Едем в мощный турецкий дождь…
Въехали в город Анталья…
Как ни странно все стоят на запрещающий сигнал, а вообще-то турки — ездоки бестолковые: рядность дело десятое, указатели поворота — изредка, на дороге из трёх полос в подъём фура обгоняет фуру, обгоняющую фуру — запросто…, много мотобалбесов без шлемаков. На дороге часто видел такую фишку: стоит стоит тачка на красный, надоело и поехал…. Как тут штрафуют за 10 км/ч????
Водопад в Анталье…
Парк, там же…
На стоянке мы встали рядом с местным Yamaha YBR, я мазал цепь и увидел, что на ёбрике она такая ржавая, что, видимо, смазки не видела вообще. Сжалился я над техникой, поставил на централку и смазал ей цепь. Из-за ларька хозяин мотика удивлённо спалил меня за этим занятием. Я бранно ругаю его за такое состояние цепи, правда, по-русски. Его лицо выражает ещё большее непонимание… Тут я вспоминаю уроки русско-турецкого и выкрикиваю «белЕш» — это значит бесплатно! Чувак улыбается и машет рукой, типа идите сюда. Мы не противимся. Подходим, и он угощает нас тремя стаканами яблочно-морковно-апельсиново-бананового фрэша. Крутой бартер!
Тут подъезжает «электричка» с очередной партией туристов, и мы помогаем ему заманивать проходящий люд за освежающим напитком — правда неудачно… Чтобы окончательно не распугать клиентуру, мы делаем прощальное фото и идём к своей технике.
На стоянке стоит автобус с туристами (приехали глазеть на водопад), в нас летят вопросы на русском: как, куда, откуда, вы — психи? Мы отвечаем, что мол «да, мы психи», садимся на коней и газу! К ночи добрались до Памуккале. В темноте разглядели супер-ровную площадку и разбили лагерь. Сходив в магазин, приютили автостопщиков из Тайваня, пригласив встать рядом. Поужинали и легли спать…
День 13 (30 мая)
Неспроста такая большая площадка для лагеря была ровная и пустая… Проснулся я от рёва нескольких агрегатов, интенсивно надувающих 2 воздушных шара! Зато не дали нам проспать до полудня :-)))
А вот и сам объект культурного и природного наследия…
Вход на территорию платный (сколько — не помню, но немного) и только босиком! Образования из карбоната кальция — хрупкая субстанция.
На вершине — древний город Иерополис.
Ну, короче, остатки площадей, кладбищ, амфитеатра и т.п.
На выходе снова слышим бранную речь на родном языке, узнаём, что туристов возят суда из отелей и берут порядка 3000-5000 тысяч с носа. Мы лишь улыбнулись и подались дальше уже по своему велению, а не по призыву гидов.
Давайте поедем вон туда…
Охранники тоже босые :-)))
Ехали местами через глухие деревеньки, видели советские ИЖИ, сфотать не успел, асфальт был похуже, но всяко лучше российского…
Перекус в кафешке… точнее за столом кафешки, но со своими харчами…
Повсюду истинно мусульманская пресса…
Сложилось такое ощущение, что мусульман-то и нет: все курят, употребляют алкоголь, читают газетки с сиськами-пиписьками, хавают чипсы и запивают кока-колой… полная европеизация. Я уже привык, что по всей Турции стоят рупоры и раз в несколько часов звучит призыв «упасть на колени и начать молиться», но лично я не видел ни одного истинного мусульманина. Даже специально заглядывал в молитвенное время в специальную комнату для молящихся (такие есть в каждой кафешке, обычно соседняя комната, рядом с туалетом) — НИКОГО, кто на улице сидит-курит, кто в носу ковыряется… Может, я чего-то не понимаю….
Зато туалетная бумага — это адское зло!!! И её нигде нет, а туалет выглядит вот так:
Да, да сделал дело, берёшь кувшинчик, наливаешь водичку (холодную) и подмываешься. Я, конечно, не против. Так надёжнее, но ребята, а где же мыло???? Я ни разу его не видел, всегда своё таскал… Зато (забыл сразу рассказать) на всех заправках бесплатный чай: бери и пей…. Всё-таки я явно чего-то не понимаю…
На ночёвку встали за 150 км до Стамбула на высоком берегу какого-то озера в кромешной темноте. Решили ставить 1 палатку, не было ни места, ни сил. Всю ночь на берегу этого озера то бухала турецкая молодёжь, то доносились звуки мусульманских оргий… короче, та ещё ночка выдалась.
День 14 (31 мая)
Утром я ужаснулся: в каком срачнике мы ночевали…
Быстро собрались и двинули в путь…
Направление верное!
Въезжаем…
Мы попали в разгар местных выборов. Повсюду плакаты Михалыча (из НашаРаша)…
Пролив Босфор.
Едем по мосту…
Целый день колесили по Стамбулу, совмещая осмотр достопримечательностей с поиском парома, для моей переправки в Крым. Так как в Кипр мне попасть не получалось, я решил вернуться домой через Крым, Краснодар, Ростов и т.д.
К сожалению, этот сценарий тоже не был воплощён в жизнь: из нескольких источников мне дали ответ: что нет паромного сообщения с Россией из Стамбула. Как так-то???? Сказали, что можно доехать до Самсуна, оттуда — есть. Блин, оттуда мне до Грузии останется 550 км, нафига мне ваш паром нужен будет… Короче, плюнули и продолжили шатание по городу.
Пролив — любимое место рыбаков…
Повсюду Михалыч…
Голубая мечеть…(вход бесплатный)
Во дворе…
Внутри…
О, вот те 2 мусульманина, на которых держится турецкий ислам…
Просто глазеющим входить в молебную нельзя…
А это строение напротив голубой мечети — собор Святой Софии — бывший православный храм, перестроенный в мечеть… Вход платный (700 или 1000 руб.) + очередь, как к старику Ульянову… Не пошли. От мечетей уже и так подташнивало, а тут ещё и за деньги… Ну её…
Лучше ещё побродить по городу и прикупить сувениров.
Технику бросали прямо где есть место, вещи оставляли (кроме особо ценных), просто накрывали курткой и всё. Я очковал, но ребята уверяли, что всё будет «хоккей»! Вроде ничего не пропало.
Стамбульский маркетинг…
Жёсткий бульвар, где можно купить «Роллтон», «Сгущёнку» и «Русскую колбасу»…
Нагулявшись вдоволь и осознав, что обратный путь мне предстоит снова по суше, мы двинули на поиски кемпинга. Выбор пал на «Mistic Camping»… Не фонтан: стандартный набор, но уже за 700 руб. с головы в сутки. Ладно, встали, утром сторгуемся…
День 15 (1 июня)
Дима с Маней попрощались со мной, набросали мне примерный маршрут, чтобы я не сбился, и свалили, поехали к визовому пространству Европы… Пытались сторговаться с барыгой кемпинговским, но он оказался редкостным жмотом. Цена не сбилась. Я остался один…
В этот день я устроил постирушку, еда-готовку и пошёл на поиски пляжа… Едрён-батон: везде платный вход! Наткнулся на небольшой причал, с несколькими рыбаками. Гляжу: местная молодёжь — купается, я решаю заняться тем же. Пообщались, поговорили про футбол, про то про сё… дело было к вечеру, я вернулся в лагерь… За чашкой чая я решаю завтра стартовать в обратном направлении: всё-таки я подустал от такого темпа + кусалась цена пребывания на кемпинге + одному не так удобно (помоги, посмотри, и т.п.) + есть потребность делиться впечатлениями, а не с кем… В общем, для первой вылазки заграницу нормально, контрольная точка достигнута, теперь предстоит дорога домой!
День 16 (2 июня)
Из Стамбула выбирался несколько часов: утро, пробки, навигация по приложению «OsmAndMaps» (классная штука, выручает + бесплатная). Прошёл порядка 900 км, очень хотелось домашнего борща! На ночлег встал прямо на краю парковки около кафешки (по карте числился кемпинг, но его там не оказалось, шарить по темноте не было желания). Подъехал, разговорился с мужичком, он и дал добро (хозяин кафе — его знакомый). В моём распоряжении умывальник и туалет. Круть! Спал спокойно: за целую ночь никто даже не разбудил и закурить не спросил. Это тебе не Россия! (Да в России я так и не рискнул бы вставать на ночёвку.)
День 17 (3 июня)
Рассвет на черноморском побережье.
Готовлю полный котелок гречи с овощами…
И в дорогу!
Обнуляя одометр, я прикинул, что где-то я дал маху и недооценил километраж путешествия. Прошёл почти 8000 км, надо менять масло, а я его и не брал. Но до дома не дотяну, решаю заменить здесь! Опа! А всё не так-то просто. Долго колесил в поисках мотоциклетного масла, везде либо автомобильное (ладно, думал уже на худой конец его залью), либо для двухтактников. Нашёл кое-как, на заправке. Спросил разрешения поменять масло у них — болт! Вспомнил, как проезжал мимо каких-то гаражей и там была типа колхоз-СТО. Поехал туда. На ломаном турецко-английском (с самодельным разговорником) договариваюсь о выдаче мне канистры для слива и воронки. Кроме того, ребята сами дали ключи, отвёртку и ветошь (я не против: не надо свой инструмент распаковывать). Делаю дело и спрашиваю «Кач Лира?» (типа: сколько денег надо?). А они мотают головой. И тут я вспоминаю про подаренный мне жареный нут, достаю пачку и торжественно вручаю им, пожимая руки. Счастью их не было предела, сразу подтянулись ещё несколько товарищей с протянутыми руками. Все остались довольны! Фото на память и я поехал в сторону грузинской границы.
Еду я еду, да так увлёкся, что набрал скорость порядка 90 км/ч. А в Турции на трассе местами установлен такой мегадевайс: над всей проезжей частью висит светодиодное табло и над каждой полосой высвечивается номер транспортного средства и его скорость в этот момент. И как назло, такая хрень висит впереди, и у всех авто цифры как цифры — 55 км, 58 км…, а у меня 93, но зато у всех номера отобразились чётко, а у меня прочерки-пробелы (не распознал), хотя камера стреляет и спереди и сзади одновременно. Струхнул я малость, сбавил, еду дальше. Вспоминаю: какой же знак был до этого: 50 км/ч или 60 км/ч?
Через несколько десятков километров из всего потока дядя полицейский выдёргивает именно меня. Я повинуюсь, но проезжаю далеко за дядю, дабы прикинуть, что делать, а в голове калькулируется цифра в ахуллиард рублей (уж если Аргентине за 10 км выписали 5000 руб., то мне походу грозит смертная казнь :-))
Гражданин полицейский терпеливо прошагал метров 50, подошёл и сказал: «Documents!». Я снова решаю испытать судьбу и торжественно вручаю ему международное ВУ! Он удивлённо вертит его, возвращает и говорит: «No, no…Your licence and motorciclet licence» (это не опечатка он произнёс именно «моторциклет лиценс». Выдаю запрошенные документы. Служитель закона удаляется в патрульную машину. Жду его минут 10! Мысленно прощаюсь со свободой… Возвращается и отдаёт мне документы. Я в шоке, пронесло, пытаюсь сдержать щенячью радость, сохраняю серьёзное лицо и удивлённо спрашиваю: «What happened?». Офицер с улыбкой отвечает «Just control». Я решаю сразить оппонента своими познаниями местного диалекта и уже по-турецки говорю: «ОшакАл» (что значит «До свидания»), в ответ слышу «Бай-Бай» (по-турецки пока-пока). Улыбка всё-таки искажает моё лицо, особенно после моей фразы, и я мокрый от холодного пота, но невероятно довольный собой удаляюсь!
На границе Турция — Грузия очередь небольшая, я снова впереди, быстро прохожу и еду дальше. Здесь же, откатывая мот со снятым шлемом, я услышал странный звук — это передние колодки кончились!!! Как так? Ну да, не новые, но они же были… Видимо, интенсивно работал передним тормозом, пытаясь не отставать от головного экипажа. Искать можно только в крупном городе: или в Тбилиси, или во Владикавказе. Ладно, забыли про передний тормоз: есть ещё двигатель и задний контур! Еду аккуратно, там видно будет… Вроде и без передка нормально еду… а-а-а дотяну-ка я до Росси!
Начало темнеть, я въехал на серпантин, начался дождик, а на дороге пропала разметка. Я начал уставать. После того, как я второй раз еле вписался в поворот, я решаю искать ночлег. Вернее решил я это давно, но слева — скала, справа — обрыв… и так уже около часа. Встать негде, пусть даже и в луже…. Впереди островок: пасечник торгует мёдом, рядом грузин на жигулях. Остановился, поздоровался, спросил «где кемпинг?», меня не поняли… заменил фразу на «палатку поставить». Грузин сказал ехать за ним. Приехали к нему домой, «какая палатка — заходи, живи!». Дом загородный, 2-этажный, есть свет и вода. Отправил сына в магазин за продуктами, чтобы приготовить ужин, сам посидел, поговорил со мной, сказал, что ему на работу надо, утром он приедет, и уехал. Мы поужинали со Звияди (сыном), парню 16 лет, по-русски почти всё понимает, но практически не говорит. Всё равно пообщались, я показал фото, рассказал про поездку и легли спать.
День 18 (4 июня)
Фото моего пристанища…
Возвращается Лаврентий Павлович Коркотадзе, хозяин дома (на фото в полосатой футболке). Я уже на чемоданах. Он негодует: «Ты куда? Ты же не отдохнул? Живи хоть неделю! У нас тут воздух лечебный, в советское время курорт был!» Я вежливо отказываюсь, но обещаю заехать, если судьба снова заведёт сюда. От всей души благодарю за приют. Презентую ему набор турецких сладостей. Обмениваемся координатами. Делаем прощальное фото и провожаем меня…
Дальше снова невероятной красоты пейзажи в ещё более невероятном количестве… фотать не успеваю.
Видна горная дорога…
На заправке мажу цепь, откатываю мот и покупаю в ларьке местную чурчхеллу. Подъезжает заправляться патрульная машина Грузинской ДПС. Я исполняю рекомендации русского майора-дебилойда, не обладающего ни информацией, ни чувством такта, и иду к полицейским с моим международным ВУ. Подхожу, здороваюсь, показываю документ и спрашиваю: насколько такая вещь востребована на их территории. Добрый дяденька полицейский в максимально вежливой форме и с позитивным выражением лица растолковывает мне, что это для них бесполезная бумажка и в ней нет необходимости! Я благодарю их за достоверный и полный ответ. Прощаюсь. В ответ мне желают «хорошей дороги»! УЧИТЕСЬ, господа (язык не поворачивается) русские недополицейские!!!
До границы осталось немного….
Река Терек.
Перед границей километровая очередь. Объезжаю её слева (обочина занята очередью из фур), впереди сплошная. Останавливаюсь. Мужики из машин — езжай, чего ты… Я не хочу рисковать и 150 метров толкаю мот по встречной обочине. Встаю в первых рядах. Мужики знакомятся, жмут руку, интересуются гомырками на дугах, я достаю из трубы бутылку с родниковой водой и угощаю их, все снова счастливы! Прохожу границу быстро.
На границе…
В этот день решаю заехать к родителям сослуживца, он мне как брат. Живут они в с. Заманкул, недалеко от Владикавказа.
В итоге не только ночую, но меня не отпускают и на следующий день… Здесь уже настоящее кавказское гостеприимство, как в Грузии. (Ребятам с полицейскими кокардами на шапках — ещё учитья и учиться...)
День 19 (5 июня)
Свозили меня в святое место, покровитель которого Святой Георгий. Все осетины его почитают! Ни одно событие в селе не обходится без посещения этого места… Мой визит — не исключение.
Вроде православные, но пьют как мусульмане…
Ну, вот вроде благословили меня, и я двинул дальше.
Назад шёл тем же маршрутом, поэтому остановки минимальные, максимум движения к дому!
Здесь встретил ребят во главе с Никитой Шкель на Харлее. Решили прокатить деда по местам его молодости…
Парни ночуют в мотелях, едут не спеша… Я еду не быстро, но почти без остановок, ночевать буду на траве — вместе ехать не получилось…
Ночую в калмыцкой степи, за плешивым кустом, растительности почти нет. Перед сном подъезжает уазик, хозяин угодий, я обещаю порядок после себя, мне верят, сплю…
День 20 (6 июня)
Прошёл Волгоград и Самару. Ночевал в кустах возле трассы. Остался жив. На фото уже забил.
День 21 (7 июня)
Прошёл Урал! По-прежнему без переднего тормоза (забыл я уже про него, теперь и до дома раз плюнуть…) Весь день ехал под дождём! Общий пробег за день порядка 1250 км. Вымотался в хлам. Тянул до последнего. Остановился в мотеле (койко-место — 650 рублей). Номер на двоих, но соседей не было. Принял душ. Как уснул — не помню.
День 22 (8 июня)
Продолжаю ехать в турбо-режиме под постоянным дождём. В Челябинске умирает коммутатор! В час пик! В центре города! В самый разгар дождя! Вообще-то, мне этот коммутатор начал чпокать мозг ещё до поездки (то еду — то не еду), но причины так никто и не нашёл, я просто зачистил все контакты, и всё стало норм, но в пути история постоянно повторялась, особенно при утренних заводках. Короче, скидываю сидушку, брякаюсь перед своим конём на колени и заклинаю аллахом довезти меня до дома, а я за это куплю ему новый коммутатор и масло свежее залью! Торги прошли успешно — едем дальше!
Ночую в Омске ещё у одного сослуживца… Саня Глазков или просто Дизель!
День 23 (9 июня)
Саня снаряжает меня провиантом, балует завтраком и отпускает с миром! Я совершаю контрольный рывок, на дожди не обращаю внимания, 900 км и я дома. В гараж заезжаю уже потемну. Загоняю верного коня, и после этого он у меня не заводился целый месяц! Вот так конь: довёз и упал… Оживил я его, только установив новый коммутатор, свечи и аккумулятор (у того, на котором я доехал, замкнуло банки). Ну и Транс, ну и молодец!!! По приезде отправил по банке мёда моим выручателям: в Зеленокумск, Турцию и Грузию!
Всю дорогу Мелкий хаял мой телефон, когда я фотографировал на него, и пиарил свою зеркалку... Если бы я его послушал, то отчёта бы не было: в Дании какие-то «добрые» люди решили, что димкин фотоаппарат им нужнее, потом я поделился с Димой и Машей фотками, сделанными на свой «беспонтовый айфон». Дима, если ты и досюда дочитал: так тоже больше никогда не делай!!! )))
Ну и напоследок обещанное фото, ради которого я остановился (и даже не уронил мот):
Мой мотоцикл, конечно, красив, но цель фотографии — текст на дорожном щите :-)
Спасибо всем, кто осилил мою писанину! Надеюсь, получилось не сильно скучно..
Итог:
Я сделал это!
P. S.: А теперь основной ответ на вопрос: «зачем я разместил свой отчёт на «drom.ru»? Это возможность обратиться к тем автомобилистам, которых заинтересует мой отчёт!
Уважаемые читатели-автомобилисты! Если вы дочитали (а не пролистали) до этих строк, то вам будет проще понять изложенные ниже мысли моего мировоззрения, выраженные в просьбах )). Примите во внимание и тот факт, что большую часть времени я провожу за рулём автомобиля, т.е. я тоже автомобилист!!! Темы уже обмусолены везде, где можно, но, тем не менее, пишу о наболевшем, о том, что испытано на собственном опыте:
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Никого не хотел обидеть, просто попытался объяснить причины некоторых следствий… Если кто-нибудь, пусть даже 1 человек, немного изменит своё поведение — мой труд уже будет оправдан с лихвой!!! Это будет намного приятнее, чем просто «лайки» и «слова». Надеюсь так и будет! Всем удачи, безаварийности и ещё раз добра!!!