|
Предисловие
В ноябре 2020 года я с большими усилиями преодолел психологический рубеж стоимости, которую я готов заплатить за мотоцикл, и решил сделать себе подарок к новому году. В результате в моём гараже поселился мотоцикл HONDA NC750Х (2014 г. в.), который идеально подходит для дальних поездок по относительно хорошим дорогам.
По заверению производителя средний расход этого агрегата — порядка 3-3,5 л на сотню! Мне не терпелось проверить это на своём опыте.
Своему старому коню я решил найти нового хозяина, и с началом мотосезона уже перегнал его в новую конюшню. Больно было расставаться со старым и верным другом, но так было лучше для всех... Прощай, Трансальп, и спасибо за всё!
После обновления мотопарка я, общаясь с Алексеем Котельниковым из Читы, сказал, что постараюсь составить ему компанию, чтобы вместе прокатиться ближайшим летом куда-нибудь на «юга». Но в силу определённых обстоятельств, ближе к отпуску я вообще не мог планировать дальних поездок.
И вот на дворе 16 июня 2021 года, и Алексей посещает Барнаул. Я радостно его встречаю и тут же огорчаю, что ситуация не изменилась, и я не смогу присоединиться к нему… В итоге просто отмываем Лёхин мот от «трёхтысячикилометровой» грязи, меняем задний баллон, т. к. старый уже показал корд и устраняем поломки, случившиеся у него по дороге до Барнаула, в мотосалоне «Байкленд». (Отдельное спасибо механику Владимиру — мастер на все руки!)
На следующий день я проводил Алексея в путь…
Когда глядел в спину уезжающему мототуристу, внутри заскребло… В прошлые поездки я тратил большие усилия на поиски хорошего попутчика, а тут хороший попутчик сам приглашал меня составить ему компанию, а я упускал такой шанс. В голове послышался скрежет заржавевшего механизма…
Полдня ушло на дозревание мысли и расклад проблемных моментов по времени. Понимая, что в резерве у меня есть 2 недели, я решаю догнать товарища и проехать с ним хотя бы часть маршрута! Я — наёмный работник, поэтому я вопросил об экстренном отпуске вышестоящему руководству, на что получил ответ: «Конечно, надо отдохнуть, езжай!» Я позвонил Алексею, который уже был в Новосибирске, и предложил-таки себя в компаньоны. Лёха сказал, что готов ждать меня всю свою биографию. ))))))
К вечеру меня заштормило, и немного поднялась температура, но на утро следующего дня я снова был в норме.
День 1 (18 июня) — «Резкий как понос»
В этот раз в отчёте я решил каждому дню давать краткое, но ёмкое название, наиболее ярко характеризующее его. )))
Итак, позавтракав, я отправился в гараж и, оперативно заменив масло ДВС, установив дуги безопасности и стальную защиту картера, переобув заднее колесо и второпях собрав скарб:
я выкатился из гаража…
Никогда не собирался в долгую поездку прямо с утра. Кроме того, в разгар моих сборов в гаражном кооперативе отрубили свет, и укладку вещей я проделывал в полной темноте с фонариком на лбу. Благо, навесное оборудование успел смонтировать при свете. Весёлое начало…
Тем не менее, погодка — отпад, настроение, как всегда перед началом путешествия — отличное, «адреналины» впрыскиваются, трепет, волнение, любопытство… ПОГНАЛИ! Наслаждаясь первыми километрами долгого пути, дошуршал до Новосибирска за 3 часа.
Дальше ехать сегодня смысла нет: дело уже к вечеру, к тому же у брата недавно был день рождения, поэтому я решил заехать и поздравить его. Ночую у брата, Алексей — у своего товарища. Утром встречаемся и вперёд. Так сказать, выдвинулись на исходную.
Чёткого маршрута нет, Алексей мечтал попасть на море и желательно в Крым, причём обязательно проехать по крымскому мосту. ))) А я хотел прокатиться на Кавказ. Так как направление примерно одно (в масштабах нашей страны, конечно же…))), планирую по ходу пьесы блатовать Алексея через Чечню и Дагестан выйти на Каспийское море, а там как карта ляжет…
День 2 (19 июня) — «Холодный старт»
Весёлая «гречневая глазунья» на завтрак — это залог отличного настроения на целый день!
Если вчера я изнемогал от жары и потел, просто стоя в тени, то сегодня погода не сильно нас баловала. Выкатились из пасмурного Новосибирска в 7:30...
… и сразу же «конкретно дали дуба» — температура упала ниже +10 градусов. На первой же заправке надели на себя побольше шмутья + дождевики (от холодного ветра) и жить стало немного легче.))
Проявились последствия моих бешеных сборов: я не взял тёплую флисовую кофту и туристические мото-перчатки, чем определённо добавил себе проблем… В результате остыл и теперь «гоняю соплю»… ))
Событием дня была встреча с велопутешественником на полпути к Омску:
Владимиру 70 лет. Он едет из Воронежа во Владивосток! Прокатил уже 4000 км! Я восхищён им! Крутой мужик! Просто Альфа-самец!!!
Велосипед доработан до туристического состояния и оборудован самодельными кофрами из стекловолокна. На кофрах красуются флаги стран, в которых побывал владелец велосипеда.
Пообщались немного, выпили чаю и пожелали друг другу счастливого пути. Больше всего понравился ответ Владимира на часто задаваемый ему в пути вопрос: «Сколько денег уходит на путешествие?»
— Намного меньше, чем просто сидеть дома! Ведь основные траты — это просто еда.
Точные слова!
Такие встречи и знакомства всегда мотивируют. Хотя, с другой стороны, начинаешь воспринимать наше путешествие как прогулку за хлебушком… )))
В мотопоходе, когда проводишь в седле мотоцикла по 8-10 часов ежедневно, начинаешь воспринимать его уже не как просто технику, набор узлов и механизмов, потому что от него зависит: доедешь ли ты до намеченной точки или нет. Ты начинаешь родниться с ним, как «Аватар» с «Экраном»... ))) И держась за рукоятки руля, чувствуешь, как появляется прочная связь — вы становитесь одним целым: ты и он. И если вы «нашли» друг друга, то он будет покорно исполнять твои мечты! А потому у мотоцикла просто должно быть ИМЯ! (И, возможно, даже фамилия и день рождения.)
Итак, вот она, моя красотка, которую я решил назвать «Криня», получается это и Имя, и, в то же время, производная от моей фамилии… ))))
Почему-то я почувствовал, что это «девочка». Ну, во-первых, она красивая и стройная! Во-вторых, хоть она и с характером, но очень послушная, при этом нежная и ласковая! А в-третьих, она очень мотивирует и, садясь в седло и заводя её, хочется ехать далеко-далеко! Это дорогого стоит.
Тысяча извинений за отступление, что-то в лирику немного унесло меня… )))
Тем временем на очередной заправке выявил потерю расширителя бокового упора.
Наверное ветром сдуло. ))) Мотоцикл потихоньку дешевеет. ))
Между делом замерил расход, и пока он не очень совпадает с заводскими обещаниями…))) Выходит не менее 4,5 литров на 100 км, при средней скорости 110 км/ч. Хотя, в принципе всё объяснимо: мот гружёный, я не пушинка + пошли «на смарку» все труды японских инженеров по улучшению аэродинамики ввиду установки мной навесного оборудования, да ещё и ветер, который по закону подлости почти всегда встречный…
Так, зябнув, но согревая себя мыслью о том, что мы всё-таки едем на Юг и скоро будет тепло, мы добрались до Омска.
Перед Омском немного попозировал у родных экспонатов. Снова накатила ностальгия по армейским перегонам танков…
В итоге за день прошли 1000 км. Доехали до Ишима, заселились в хостел. Алексей предложил сделать ещё один такой перегон, чтобы дотянуть до Уфы, где нас встретят его знакомые и, возможно, будет даже баня. Умеет заинтересовать... ))
День 3 (20 июня) — «Лютые ветра»
День начался с того, что Лёха обнаружил потерю штанов от дождевика. К слову сказать, Алексей всю дорогу нёс какие-то потери, вероятно, осуществляя несознательное жертвоприношение Гермесу… Первой его потерей был пустой рюкзак, который он оставил на заправке после того, как надел дождевик… Второй — чуть не стал телефон с навигацией, чудом не катапультировавшийся после поломки крепления. И вот теперь участь постигла штаны от дождевика…)))
Небо в тучах, иногда моросит, ехать без штанов — не вариант. Тратим час на покупку нового дождевика в магазине «КРЕПЫЖ» и в путь!
Забыл уточнить, что мы едем на одинаковых мотоциклах, только у Алексея NC700Х и на пару лет постарше.
Дуть нам в морды начало ещё между Новосибирском и Омском, а после Ишима ветра стали вообще лютыми — по трассе болтает так, что «мама не горюй». Мало того, что расход топлива при таких условиях подскочил до 5 литров на сотню (ну мы, конечно, тоже хороши — идём 120-130 против ветра), так ещё и утомляемость наступает катастрофически быстро… Кажется, что от постоянной езды в наклоне у Лёхи развился сколиоз 2 степени… ))))))))
В районе Кургана выглянуло долгожданное солнышко.
Но до Уфы мы не доехали… Встали лагерем в шикарной берёзовой роще на земляничной полянке за Челябинском. Благодать!
Кроме душистой земляники отведали плоды берёзового дерева:
Местные комары, как обычно, жирные и неповоротливые, поэтому дискомфорта не доставили, а клещей и подавно не видели. На ужин Алексей сварганил супчик с лапшой на курином бульоне. И поужинав под шум листвы, создаваемый всё тем же ветром, мы уснули…
День 4 (21 июня) — «Новые друзья»
На природе всегда спится хорошо, даже если ночью прохладно... Поэтому встали мы поздновато, зато выспались капитально. ))
Позавтракали, на десерт полакомились ягодой, посоревновались за звание «Самого медленнособирающегося туриста», Лёха выиграл, и мы покатили дальше.
Как у нас заведено, перед отъездом, в знак благодарности, прихватили с собой мусор, который собрали на месте стоянки, после нерадивых туристов:
Ещё в марте Лёха сильно прихворал, и я отправлял ему посылку с алтайскими травами и мёдом. В ответ он привёз мне китайский чай в удобном «портсигаре». Один брикетик рассчитан на 1 литр кипятка, а Лёхин термос как раз такого же объёма. Совпадение? Не думаю! )) Ах да, примус, навигатор и много чего ещё я не брал, т. к. Лёха был упакован по самое не балуй. Моя задача была лишь поехать с ним, поэтому я постоянно пользовался инвентарём забайкальского товарища. )))
К обеду прошли Урал и добрались до Уфы. Погода шикарная, начинаем потеть… Здесь, в пригороде, заехали к маме бывшего Лёхиного начальника.
Тётя Тамара основательно накормила нас сытным татарским обедом и проводила дальше в дорогу. На ночёвку не остались, т. к. в запасе ещё полдня хода, к тому же самого «бывшего начальника» нет дома, да и Лёхино рвение окунуть ноги в Чёрное море начинает усиливаться… Решили ехать дальше, поэтому баня не случилась… Увы…
Вечером мы въехали в Самару. Здесь нас встречал Сергей, с которым я был знаком лишь заочно: он прочитал мои отчёты на дроме, написал мне и настоятельно пригласил в гости, если я буду ехать мимо. Поэтому Самара была обязательной контрольной точкой нашего маршрута.
Пока ждали Сергея у ТЦ, я с огорчением подтягивал цепь на своём мотоцикле, растяжение которой заметил Алексей на одной из заправок. В голове не укладывалось: почти новый мотоцикл, пробег 24.000 км, родная цепь, и так быстро начала тянуться… Я негодовал. На старом мотике заводская цепь прошла более 100.000 км, поэтому я ни разу не менял её и не видел, как она тянется.. )))) Наверное тоже удешевили. А может просто «Криня» мощнее «Транса» и нагрузка больше? В любом случае мне было не легче от этого. Надеюсь, дальше цепь тянуться не будет.
Итак, встретились с Сергеем, познакомились и покатили мотики к нему в гараж.
Замкнули ворота на надёжный засов и поехали домой. ))))))
Сергей и его девушка Татьяна накормили нас, и повезли гулять на набережную. Классика ознакомительной прогулки. ))
Алексей парень холостой, к тому же вторую неделю в дороге, поэтому кроме основных достопримечательностей он активно отмечал изобилие прекрасных дам, украшавших своим присутствием и без того оживлённые улицы вечерней Самары. ))) Как-то быстро стемнело… И Лёха с Серёгой напоследок занырнули в Волгу, чтобы немного усмирить Лёхино желание скорее искупаться в Чёрном море, и мы поехали на ночлег.
Конечно, вечерний променад по набережной это не полноценная экскурсия по городу, и Самару мы не посмотрели от слова «совсем», но ничего, не последний раз путешествуем… Тем более, что теперь у нас есть знакомые и в этом городе. Да ещё такие классные ребята!!! Я очень рад, что проделал почти 3000 км ради такой встречи.
Сергей и Татьяна, спасибо вам!
День 5 (22 июня) — «Технические проблемы»
Позавтракав, мы обменялись подарками: я презентовал ребятам баночку башкирского мёда, купленного по пути из Уфы и сувенирный магнитик с изображением Барнаула, как гарант ответного приёма при визите на Алтай, а Сергей вручил нам пачку его любимого чая в дорогу.
Попрощавшись с новыми друзьями, мы выдвинулись в сторону Волгограда.
Пробираясь по частым пробкам, образующимся в местах ремонтов дорог, мы уже с сожалением и тоской вспоминали новосибирско-омскую прохладу, периодически прячась от жары в тени деревьев, во время ожидания зелёного сигнала светофора…
Вчера вечером Сергей давал подробные инструкции Алексею по прокладке маршрута до Волгограда. Так как навигатор есть только у Лёхи, то я не участвовал в диалоге, а просто поддакивал в фоновом режиме, залипая в Инстаграм и публикуя очередные сторики для друзей, следящих за нашим путешествием. )))
Кстати, с этим Инстаграмом, я так привык делать вертикальные фото и видео, что порой забывал переворачивать телефон, чтобы сделать фото для этого отчёта. Поэтому прошу прощения за корявый формат фоток в тексте — работаю с тем, что есть. Прям пишу и плачу, да ругаю себя и создателей этой «адской» социальной сети. )))))
Короче, в итоге мы попали на отвратную дорогу, по которой я уже ехал в 2015 году на «Трансальпе», когда возвращался с Турции. Тогда я проклял её и зарёкся больше никогда по ней не ездить. Но не зря же есть поговорка: «Никогда не говори «никогда». В этот же раз я просто ехал за Лёхой, но, когда понял, что система дала сбой, и я узнал это проклятое место, было уже поздно… В итоге, мы едем по левому берегу Волги, и в районе Пугачёв —Балаково попадаем на дорогу, которая с 2015 года никак не изменилась — всё так же, как после бомбёжки… Хоть где-то в России есть стабильность. )))))
Скорость местами падала до 60 км/ч, комфорт отошёл на второй план… Умываясь горькими слезами, я просил прощения у «Крини» за жестокое издевательство над её подвеской. Нарисовалась первая техническая проблема. На таком «вибростенде» моя красотка подешевела ещё немного: лопнуло ветровое стекло в местах крепления к раме. Это я, балбес, не поставил 2 резиновые шайбы (т. к. их не было в комплекте, а я поленился их поискать).
Платный урок получен — попал на новое стекло…
Чуть позже, на заправке всплыла вторая проблема (точнее, повторилась вчерашняя): цепь ещё вытянулась… Подтянув, я посмотрел на Криню, она посмотрела на меня… Мы недоумевающе пожали плечами и начали молиться о том, чтобы цепи хватило хотя бы на пару тысяч км…
Дневной перегон дался нам достаточно тяжело, думаю, отчасти и потому, что усталость уже успела накопиться. Тем не менее, к вечеру мы добрались до пункта назначения и с последними лучами солнца вкатились на улицы Волгограда…
Тут мы остановились у Лёхиного дяди, которого он не видел ни разу. ))))) Бросили мотики в гараж Сергея Михайловича, поужинали, приняли душ у него на квартире и поехали ночевать на дачу. Завтра отдыхаем, нужен день паузы…
День 6 (23 июня) — «Окультуривание»
Из-за накопившейся усталости мы проспали почти до 13:00 «по барнаульскому». Благо, что разница во времени уже 4 часа, и фактически мы встали в 9 утра.
После завтрака Сергей Михайлович (дядя Алексея) покатил нас по знаковым местам города-героя.
Конечно, Волгоград (он же Сталинград) — это в первую очередь Мамаев Курган — самый большой комплекс в мире, посвящённый Великой Отечественной Войне.
От подножия кургана до его вершины ровно 200 гранитных ступеней — именно столько длилась Сталинградская битва, которая началась 17 июля 1942 года... А 28 июля 1942 года Сталин подписал приказ №277 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», получивший в просторечии название «Ни шагу назад!»
Не зря мемориальный комплекс имеет такой масштаб, ведь Сталинградская битва — стала одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества: в ней погибло более миллиона наших соотечественников…
Величием комплекса является статуя «Родина-мать зовёт», символизирующая образ советского народа, стоявшего насмерть в войне, она одна из самых высоких скульптур в мире. Даже американская «Статуя Свободы» почти в 2 раза меньше…
Под зелёным газоном находится братская могила, здесь захоронены останки почти 35.000 воинов-защитников Сталинграда…
За спиной статуи расположено мемориальное кладбище. До сих пор здесь проходят захоронения останков солдат, которые находят поисковые отряды…
Победа в Сталинградском сражении стала переломным моментом в ходе войны, поэтому её значение трудно переоценить. Я уже второй раз посещаю Мамаев Курган, но у меня всё так же захватывает дух от осознания масштаба героизма наших дедов-защитников и переполняет чувство гордости за них. Низкий им поклон…
После Кургана мы переместились в Музей-панораму «Сталинградская Битва». Почему-то в прошлый свой визит я не был осведомлён об этом объекте, а зря — ведь он заслуживает отдельного внимания!
Рядом с музеем расположено здание мельницы Гергардта, которое было разрушено в ходе сражения и специально оставлено невосстановленным, как память о войне…
Классный музей! Всё сделано грамотно и информативно. Экспозиции очень атмосферные, прямо погружают в события…
Например, на этом фото представлено убежище в виде капсулы с дверью. Такие стояли на заводах и при бомбардировке рабочие прятались в них по несколько человек. И бывало, что этот тяжеленный цилиндр падал дверью вниз, и люди внутри погибали от недостатка кислорода… Своеобразные братские могилы в тылу…
По ходу осмотра я пристроился к группе школьников во главе с экскурсоводом. Девушка не просто освещала отдельные экспонаты, а вовлекала ребятишек в диалог, задавая им вопросы по соответствующей тематике, событию или предмету. Я был приятно поражён эрудированностью мальчишек и девчонок: они наперебой и с лёгкостью давали ответы на вопросы, которые ставили меня в тупик… Не знаю, что за уклон у них в школе, но приятно, что молодое поколение интересуется не только «тик-токами», но и своей историей. На их фоне уже я выглядел «тиктокером»… Надо бы подтянуть свои знания… Но, однозначно, ребята и те, кто их учит — большие молодцы!!!
А вот такие экспонаты, конечно, особо привлекали наше внимание:
Ну, и моя профессиональная слабость — ковёр, также был мной замечен:
Кульминацией стала непосредственно сама панорама «Сталинградской Битвы». Фото я по неосторожности удалил, когда чистил память телефона. Но не беда — лучше один раз самим увидеть, чем 100 раз у других прочитать. Так что смело планируйте посещение этого музея, рекомендую. Нам очень понравилось.
Кстати, Лёха, спасибо тебе за горизонтальные фото с твоего фотоаппарата. Видишь, как удачно они пригодились.
День подходил к своему завершению… Вернулись на дачу ближе к вечеру, приняли прохладный душ, полакомились окрошкой с айраном. А потом раскочегарили мангал и, восстанавливая за разговорами и воспоминаниями семейные связи рода Котельниковых, поставили жирную точку классного дня наивкуснейшим волгоградским шашлыком!
День 7 (24 июня) — «Калмыцкие степи»
Чуть не забыл рассказать о Лёхином дяде: Сергей Михайлович — военный дирижёр, в настоящее время руководит оркестром. За всё время службы побывал в разных местах: и в Забайкалье, и в Чехословакии, и в Казахстане, и в Чечне… Очень интересный собеседник, грамотный мужик и просто хороший человек. И вчера, за ужином, узнав о нашем маршруте, он настоятельно рекомендовал воздержаться от праздного катания по Чечне и Дагестану, советуя сразу ехать на Чёрное море и отдыхать. Но я, как всегда, обратился к своей интуиции и, обнаружив там «абсолютно позитивный штиль», поведал об этом Лёхе. В итоге Алексей поддержал мой план, и мы решили взять курс на Дербент, чтобы мой компаньон мог уже совершить долгожданное омовение в солёных водах! Хотя бы Каспия.
После традиционного армейского завтрака из гречи и котлеты Сергей Михайлович под аккомпанемент хора сретенского монастыря, доносящегося из динамиков машины, доставил нас до гаража. Мы оперативно собрались, доехали до заправки, поблагодарили его за радушный приём и двинули на Элисту.
До столицы Калмыкии добрались за 4 часа (к 10 утра по-местному).
Всю дорогу снова дул сильный встречный ветер, только порой казалось, что он стал ещё злее… На въезде в город Лёха засмотрелся в навигатор и, чуть не пропустив нужный поворот, совершил резкий манёвр, в результате которого не вписался в ширину проезжей части при развороте, и перескочил передним колесом через высокий бордюр, повиснув на защите картера. Сантиметры отделяли его от падения в кювет… Фото, конечно же, я не делал — надо было спасать товарища. Видимо, предыдущие жертвы были успешно приняты Гермесом, и на этот раз он сжалился над Алексеем и покровительствовал ему. Тут же остановилась ГАЗЕЛЬ с двумя парнями и втроём мы вернули Алексея с мотоциклом на проезжую часть. Спасибо ребятам! Отъехали в тень, чтобы перевести дух и сверить маршрут. Лёха осмотрел мотоцикл, бранно выругался, выгоняя адреналин и, кажется, перекрестился... Тоже мне Бурят. ))))
Предполагая, что Лёха всё-таки где-то сильно согрешил (и потому чуть не улетел с трассы), решаем почистить его карму и посещаем «Золотую обитель Будды Шакьямуни»:
Я, как «опытный буддист», оставляю вещи на мотоцикле, взяв только шлем и используя его как «барсетку». Алексей же опасался воровства и таскал по жаре ещё и мотокуртку с собой.
Обучил товарища основным премудростям буддийского религиозного поведения, и мы, как положено, по часовой стрелке обошли территорию храма, повращали молитвенные барабаны «кюрде» и в завершении зашли в сам храм. Внутри храма одна женщина сказала нам, что мы удачно приехали, т. к. пару дней назад были сильные песчаные бури, и на улицу было невозможно выходить. Ещё одно подтверждение тому, что всё, что не делается — к лучшему: и я задержал Лёху на пару дней, и в Волгограде тормознули… Всё удачно!
Восстановив положительную энергетику читинскому парню, мы собрались с силами и направились в сторону границы с республикой Дагестан. Начало капитально припекать…
Пейзажи Калмыкии не особо радуют глаз…
Проехав пару часов по такой погоде и изнемогая от жары, мы неожиданно увидели на нашем пути мираж в виде автобусной остановки... Но он оказался вполне реальным, и в тени этого чудесного «оазиса» мы остановились, чтобы дать немного остыть себе и своим коням.
Конечно же, мимо такой достопримечательности, как 2 мототуриста, отдыхающие в тени остановки, не смогли проехать местные представители власти.
Сдав назад, экипаж белой кареты чешского разлива важно окинул нас взглядом. Окно пассажирской двери слегка приоткрылось и парни в погонах, нежась в удобном, охлаждённом кондиционером салоне, и размеренно доедая эскимо, начали важно и не спеша выдавливать из себя вопросы. Сначала я поддержал диалог, но потом в речь начал вкрапляться тонкий инспекторский юмор… Я противник надменного тона, поэтому и без того отсутствующий у меня интерес к беседе исчез… Не найдя поддержки своего остроумия в «зрительном зале», калмыцкие полицейские совершили разворот через сплошную линию разметки и отправились дальше нести своё «боевое» дежурство. Да уж… А ведь когда-то в СССР милиционеров сравнивали с академиками, а потом они вдруг стали «ментами».
Ну, а мы продолжили свой путь, изредка созерцая малочисленную степную растительность:
Через час с небольшим мы встретились с остатками песчаной бури, о которой нам говорила женщина в Элисте.
Ощущения не из приятных: на дороге песчаная позёмка, внутри шлема пыль, в носу сухие козявки, и едешь как в пескоструйном аппарате…
Миновав бурю, мы остановились перекусить в кафешке. А заодно я подлечил ветровое стекло, опасаясь его скорой утраты…
Вечная хвала человеку, который изобрёл скотч!!!
Вечерело… К 18:00 по-местному мы добрались до границы республик Калмыкия и Дагестан. На пограничном посту всё по-взрослому: парни с автоматами проверили наш багаж, допросили и зарегистрировали въезд.
Знакомство с Дагестаном началось незадолго перед границей: на привале рядом остановилась газель на 05 номерах и парень (забыл как зовут, кажется из Хасавюрта), поинтересовавшись нашим маршрутом, пригласил в гости, оставив свой номер телефона. Возможно, это следствие религиозности данного народа, но, как бы то ни было, это очень располагает.
А с первых километров после поста меня начали веселить названия дагестанских АЗС:
На моей памяти так баловались только китайские производители в 90-х годах, обильно заваливая российский рынок своими товарами таких торговых марок, как: «Abibas», «Adidos», «Panasoanic», «Panasound» и подобными… Прикольно!
Заправившись на «РУСЬНЕФТЬ», мы решили хлебнуть чайку с печеньками и искать ночлег. Пока Алексей мазал цепь, я зашёл в магазинчик на АЗС и попросил кипятка. Женщина заботливо наполнила мне термос, и на мой опрометчивый вопрос «сколько я должен?» спокойно ответила: «Ничего не надо — вы же в Дагестане, а не в Москве!» И вроде она не сделала ничего сверхъестественного, но я вышел на улицу с приятным чувством человеческого отношения. Так просто сделать кому-то добро, причём без ущерба себе. И так часто многие об этом забывают… Очередное гостеприимство, очень приятно.
Недалеко от заправки мы нашли хостел по 500 рублей с носа, договорились о парковке мотоциклов на складе автозапчастей и, заказав на ужин хинкал (традиционное кавказское блюдо в виде кусочков варёного теста с мясом), завершили трапезой этот нелёгкий, но интересный день.
По километражу прошли чуть больше 600 км, но вымотались капитально… Всё из-за жары и ветра…
День 8 (25 июня) — «Знакомство с Дагестаном»
Конечно, официально «знакомство» началось ещё вчера вечером, но сегодня состоялась основная вступительная часть, поэтому день назван так.
Проснувшись, мы не ощутили особого чувства голода, а потому выдвинулись натощак, решив проехать хотя бы сотню км, нагуливая аппетит. К тому же Лёха уже устал от моих обещаний в стиле «Потерпи, ещё немного, ещё чуть-чуть, уже вот-вот, и ты увидишь море…» Надо было поднажать, оставалось действительно совсем немного, чуть-чуть и вот-вот.
Вдоль дороги продолжался аттракцион «весёлые заправки»:
Ехать становилось всё интереснее…)))))
Неожиданно мы оказались в Великом герцогстве Западной Европы:
Через час весёлой дороги остановились, купили в придорожном магазинчике продукты и начали искать какой-нибудь лесок, чтобы в тени приготовить завтрак и перекусить. Съехали с трассы в районе села Герменчик и, не спеша, катясь по грунтовке, на ходу стали присматривать подходящее местечко. Объехали «LandCruiser», стоящий в тени деревьев у обочины, катимся дальше… Тут нас догоняет этот «крузак», и его водитель, который на самом деле из машины следил за скотом на выпасе, спрашивает: «Что ищете?» Узнав про объект наших поисков, он говорит: «Не надо здесь, пойдёмте в дом, за столом покушаете. Езжайте за мной!» Ризван (так звали нашего нового знакомого), привёз нас к себе домой, посадил за стол, жена Ризвана накрыла на стол, и втроём мы позавтракали. Очень приятное начало дня!
После трапезы мы ещё немного пообщались, поблагодарили хозяина, обменялись телефонами, и я презентовал свою коронную визитку — магнитик с Барнаулом, пригласив Ризвана на завтрак уже за мой стол.
Сытые и довольные мы вернулись на трассу и продолжили путь. Вскоре нам «посчастливилось» познакомиться с другим вариантом «гостеприимства»: дяденьки полицейские радушно остановили нас с мигалками. Начав обгон, мы завершили его пересечением едва просматриваемой сплошной… В принципе у меня давно были определённые вопросы к манере обгонов Алексея (Лёха, прости, вырвалось): то он начинал обгон, тормознув на несколько секунд, то лихо начал, но в середине манёвра заснул и затянул возвращение в поток… Ладно, когда ты едешь один, но мы шли вдвоём и я вторым номером, поэтому часто мне было не очень комфортно, и я поминал его «добрым» словом. Благо, что я выговаривался в шлем и на остановке, снимая его, моё лицо излучало абсолютное спокойствие, и Алексей слышал лишь тактичные рекомендации и спокойную речь…))))
В общем, наша езда породила традиционный спектакль с демонстрацией видеорегистратора, ужасающими историями о лишении прав и предложением уникальной и исключительной возможности помочь нам, как «нормальным парням». На Лёху шоу произвело ошеломляющий эффект, и он готов уже был купить билет за 7.500 рублей (вместо 15.000 заявленных). Но меня игра актёров не впечатлила: постановка бездарная, подача никакая, режиссура хромает, всё как-то неискренне, «неживое». Тем более раньше я уже видел этот театр… Поэтому я настоятельно отговорил товарища от опрометчивой щедрости, и в итоге наши бюджеты поскуднели всего на 1.000 деревянных… Урок получен. Спасибо за внимание…
Негодуя и чертыхаясь, Лёха надел шлем и продолжил ругаться уже внутрь пластикового головохранилища (прям как по моей методике). Едем дальше… Полностью соблюдая ПДД, к полудню мы добрались до Сулакского каньона.
Виды просто потрясающие!!! Ещё бы, ведь это глубочайший каньон Европы!
Я предложил спуститься вниз и взять экскурсию на катере по реке Сулак, но Алексей не поддержал моё предложение, поэтому мы просто отдохнули, пофоткались, охладились мороженкой, а напоследок я набрал на склоне чабреца на чай, т. к. китайский подарок из Читы уже заканчивался.
Испытав глубокое чувство эстетического наслаждения, мы с широкими улыбками поехали дальше…
Пытались попасть на Чиркейскую ГЭС, но удалось лишь увидеть её с противоположного берега, и то не особо… Там же Алексей поленился пройти лишние 500 метров пешком и оставил на новеньком боковом кофре памятную царапину, неудачно приложив мот. Впечатления о Дагестане у него постепенно становились негативными… Поэтому мы прокатились до Чиркейского водохранилища и целый час купались в прохладной воде, спасаясь от жары и остужая Лёхин пыл. КАЙФ!!!
Тётенька эндокринолог рекомендовала загорать именно так:
Набрались сил и выдвинулись на Махачкалу, периодически снова созерцая чудеса дагестанского автозаправочного маркетинга.
Кстати, перед выездом с водохранилища я снова обнаружил растяжение цепи у Крини… Поэтому, увидев на трассе в Махачкале мото-сервис, я принял решение о замени цепи, дабы устранить проблему.
Ребята из «Dag-Moto» заботливо украсили Криню, и на её ведомой звезде бижутерно засияла «золотая» безсальниковая цепь китайского производства. Ох уж эти девчонки…)))
Согласен, это был не лучший вариант замены, но выбирали из того, что было, и на «ножку» моей «золушки» подошла лишь одна «туфелька». В итоге помимо золотистого блеска эта цепь подарила нам дополнительную шумность хода (очень гремучая цепь оказалась). Ну да ладно, в шлеме не слышно, да и не в разведку идём, так что пофиг… Потеряли 1,5 часа драгоценного… Едем дальше. (Свою старую цепь взял с собой про запас, купив замок цепи.)
На каком-то перевальчике втарились абрикосами и немного подкрепились.
Следующее фото без комментариев…)))
Сложилось впечатление, что самая лёгкая профессия в Дагестане — это маркетолог на АЗС. По крайней мере, пока там не начали работать ребята из сферы надзора за авторскими правами…))))))
В Дербент прибыли уже по темноте.
Заселились в бывший советский санаторий «Чайка», расположенный прямо на берегу Каспийского моря.
Лёха взял бутылочку пива, я, как сознательный трезвенник, поддержал товарища местным лимонадом, и, искупавшись, мы встретили закат на берегу моря, отмечая достижение очередной контрольной точки и составляя планы на завтрашний день.
День 9 (26 июня) — «Каспийское побережье»
Окна номера выходят прямо на море, поэтому спали мы, открыв их настежь, под шум прибоя — потрясающе! Встаём без будильников, спим, пока спится, не напрягаемся… Долгожданный релакс…
Даже завтрак решили не готовить, а отведали «санаторское» меню:
Еда незамысловатая, но ценник почти такой же как суточные за проживание (что-то порядка 400 рублей вышло на человека, а проживание 500…) Ладно, отпуск, можем себе позволить. ))))
После приёма пищи полдня посвятили валянию и купанию, а потом позволили себе такую слабость как обеденный сон-час. )))
После обеда купили крем от загара, т. к. солнце жарит от души и можно сгореть минут за 15, и налегке решили прокатиться до парка «Патриот». На выезде с территории санатория стоит вот такое угнетающее сооружение:
В строящемся военно-патриотическом парке «Патриот» мы, конечно же, хотели взглянуть на единственный в мире ракетный экраноплан «Лунь», также известный под названием «Каспийский монстр».
Мощная техника! Очередное доказательство величия советской инженерии! Мы прибыли в послеобеденное время, а потому надо было поймать момент, чтобы в кадре не было других желающих запечатлеть на фото эту чудо-машину.
Очень хотелось попасть на борт и осмотреть технику изнутри, но «Лунь» готовился к установке на постамент, поэтому для препятствия проникновения входы заделали, и не хотелось особо привлекать внимание сотен глаз отдыхающих, карабкаясь на махину. Пусть он останется загадкой для нас. )))
В парке планируется выставка и других единиц боевой техники, но все они меркнут на фоне этого «Каспийского монстра»…
Потом мы прокатились в сторону границы с Азербайджаном и посетили Самурский государственный национальный парк. Целый час катались по Лиановому лесу — классный оазис в жаркую погоду и виды отличные!
Была мысль вернуться за вещами в Дербент и встать на ночёвку в этом лесу с палатками (вроде бы местные сказали, что это можно сделать), но на обратном пути я чуть не переехал какую-то змеюку и желание поугасло. Я спешился и догнал чешуйчатую, которой оказался обычный жирненький полоз. Но раз есть обычные змеи, значит могут быть и ядовитые…
В итоге вернулись в санаторий, поужинали невероятно крупной и сладкой местной черешней и абрикосами, и завершили вечер задушевной беседой на лавочке у берега моря. Отличный день!
День 10 (27 июня) — «Марш-бросок»
Сначала всё шло по утверждённому вчера вечером плану: спокойно встали, жахнули яичницу, придавили чаем из чабреца, собрали вещи и покинули санаторий.
Традиционно подняли себе настроение, проехав мимо очередной плагиатской заправки…
Для интереса заехали на Ханагский водопад. Пока добирались до него, в одном проулке нас чуть не усадили за стол, где гуляли свадьбу, предлагая «покушать хинкал». Мы поблагодарили за приглашение, но вежливо отказались, ибо и так ограничены по времени.
Сам водопад достопримечательность так себе, хотя один раз заехать можно. Местные ребятишки купаются, взрослые просто полощут ноги. ))) Время обед, поэтому задержались тут и перекусили грушами, абрикосами и черешней, заодно отдохнули в теньке.
После водопада взяли курс на Кужникский природный мост.
И тут система начала давать сбой… Сначала навигатор стал жутко глючить и терять ориентир. Пару раз мы вхолостую заруливали в совершенно ненужный нам аул, тратя время и силы на езду по пыльной и каменистой горной дороге…
Потом мы встали на «путь истинный», но, доехав до конечного населённого пункта, обнаружили лишь одну сложную дорогу. Местный парень сказал, что есть другой путь, но он длинный, а по этой дороге мы запросто проедем на мотоциклах. Радостные мы поверили его словам… Но за первым же поворотом радость наша сменилась сомнением в правдивости утверждений нашего советчика…
Глиняная дорога с большими валунами, крутой уклон и малая ширина, а также наличие высокого обрыва с правой стороны подсказывали нам, что лучше развернуться… Криня податливо преодолевала бездорожье, но тоже радостно восприняла предложение о прекращении издевательств. ))) Развернули мотики, кинули их на полянке, и почапали пешком к заветной цели: и ноги разомнём, и проверять второй вариант пути, предложенный добрым дагестанцем, не будем…)))
Наполнили бутылки водой из родника, я надел подшлемник, укрываясь от солнца, и пошли в поход.
Ощущения правильности принятого решения не заставили себя ждать: спустя несколько минут, дорога стала вот такой:
…тут только на лёгком эндуро проехать можно, и то с большим опытом! А потом дорога стала вообще вот такой:
И тут мы поняли, что наш советчик явно не был лишён чувства юмора…))))) Такая дорога — непроходима для наших мотоциклов.
Наконец, на противоположной стороне ущелья показался искомый объект:
Всего 60 минут ходьбы по каменистой дороге и мы на месте!
Кужникский природный мост — это арочный свод над ущельем, его длина около 50 метров! Этакий гигантский природный монумент.
Осмотрелись мы и, услышав наверху чьи-то голоса, решили найти проход на вершину… Но, пройдя порядка километра вдоль отвесной стены высотой в несколько этажей, и наткнувшись лишь на такую расщелину, мы засомневались в продолжении поиска «дороги наверх».
Вдруг послышались выстрелы… Рядом с Лёхой упало несколько резиновых ещё горячих пуль… Лёха окончательно расхотел идти дальше и предложил спешно возвращаться. Мы развернулись и пошли обратно. Снова проходя мимо моста, мы встретили группу кавказцев. Среди них были женщины и дети, все пришли посмотреть на мост. А про выстрелы они пояснили, что это такой обычай у местных: когда достигают вершины, то отмечают стрельбой в воздух…)))) Сомнительное развлечение, по моему мнению, но со своим уставом в чужой монастырь не ходят…
Ещё один час и мы вернулись на исходную. Обратный путь оказался сложнее, потому что мы не планировали такой длительный поход и как-то очень жрать захотелось…))) Прибыли на полянку, отдышались, сели на мотоциклы и направились обратно в Дербент, т. к. решили снова заночевать в санатории, а утром с новыми силами двинуться дальше.
В результате на сегодняшние осмотры у нас ушло 8 энергозатратных часов!!! По этой причине уснули мы сразу, как только наши мощи коснулись кроватей. Всё равно ОТЛИЧНО получилось!!!
День 11 (28 июня) — «Прощай Дербент»
Позавтракав приготовленной прямо на балконе номера яичницей из новосибирских яиц (да-да, я тоже был удивлён и долго смеялся), мы повторно собрались и первым делом поехали смотреть крепость «Нарын-Кала». До крепости проехали мимо старинного мусульманского кладбища. Колоритно…
Желая успеть побольше за день, прибыли к 8 утра. А крепость начинает работу с 9. Коротая время, совершили обход крепости по наружному периметру.
Трёхметровые стены крепости (как и многие древние сооружения) сделаны из ракушечника.
Возраст этого натурального строительного материала в разы превышает возраст самих построек.
На стенах крепости наблюдали вот такое извращение:
Поэтому, пользуясь случаем, хочу сказать: Белянский Николай, очень сочувствую твоему слабоумию! Надеюсь, ты поумнел, иначе не вздумай размножаться!
Наконец прибыл кассир, мы предложили другим туристам объединиться с нами и заказали групповую экскурсию.
Осмотр провели с экскурсоводом, получилось намного интереснее, чем обычное хаотичное шатание.
Окинув взглядом на прощание город, который с крепости был как на ладони, мы направились на выезд и вскоре покинули Дербент.
После вчерашней поездки на Кужникский мост Алексей Владимирович начал немного истерить (он в принципе очень импульсивен по натуре), т.к. он предпочитает таким изнуряющим маршрутам пляжный формат отпуска… Поэтому я уже думал, что на очередную природную достопримечательность, до которой придётся пилить порядка 170 км, он вряд ли согласится… Но всё-таки мне удалось убедить товарища на новую авантюру и мы взяли курс на Салтинский водопад!
На кассе заправочной станции я увидел и прикупил жвачку моего детства. Радости были полные рейтузы! Хотя вкладыши и вкус уже не те, но ностальгия всё же накатила. )))
Забегая вперёд скажу, что Лёха ни разу не пожалел о том, что принял мой вариант маршрута.
Во-первых, стало пасмурно и мы больше не помирали от лютой жары. Правда, в обед нам пришлось ехать по горному серпантину под дождём, зато практически не было грунтовок.
А во-вторых, вокруг были такие виды, что мы останавливались каждые 100 метров для очередного фото! По обычной трассе ехать было бы скучно и неинтересно…
Наслаждаясь изобилием пейзажей, ближе к вечеру мы добрались до Салты. Но к водопаду нам попасть не удалось: какой-то местный паренёк лет 10-ти грудью встал на проходе к тропе на водопад и всем говорил, что нельзя туда идти… Оказалось, что дождь, под которым мы ехали несколько часов, спровоцировал в аулах за перевалом селевые потоки, оттуда позвонили и сообщили, что вода идёт в Салту и скоро заполнит теснину! Если туда зайти, то можно и не выйти… К счастью, поток оказался не такой как в прошлые дожди (в несколько раз меньше), но осмотр всё-таки пришлось отложить на завтра, т. к. вода сходила долго.
Понимая, что сегодня уже никуда не торопимся, мы отведали в местной кафешке ещё одно национальное блюдо — лепёшки «Чуду» с творогом и травяным чаем. Очень вкусное блюдо!!! До сих пор вспоминаю так, что слюна идёт…)))
На ночёвку встали лагерем, разбив палатки прямо в горах, на берегу реки Багдакули. Выбрали ровную площадку с небольшим уклоном, на случай если ночью снова будет дождь.
Классный выдался денёк! Мы надеялись, что за ночь сель должна сойти, и завтра с утра мы попробуем пройти к водопаду. Виды уже на подходе были просто фантастические. Предвкушая основное зрелище, мы уснули…
День 12 (29 июня) — «Эстетические оргазмы»
Вам может показаться, что с названием дня я погорячился, но описать иначе те состояния, в которых я пребывал, созерцая красоты на протяжении всего дня, я никак не могу… Чтобы вы лучше понимали — вот вам первая картинка нашего утра:
Итак, как и планировали, мы встали с первыми лучами солнца и первыми из туристов прибыли к Салтинской теснине!
Фортуна нам улыбалась, и за ночь вода полностью сошла, дно теснины стало сухим, и мы смогли без проблем пройти по нему. Вот здесь вчера вода поднялась на высоту чуть больше метра:
Ну, красота же???
Внизу расщелины с утра довольно прохладно, несмотря на то, что местами свет добивает до самого дна.
Петляющий коридор теснины приводит к её сердцу — водопаду!
Вода стекает через круглое отверстие в своде грота, напоминающего чашу, акустика внутри расщелины усиливает эффект и дополняется это игрой солнечного света, попадающего в расщелину через своеобразное «окно»… И это мы застали ещё небольшой водопад, а местные говорят, что в иные времена вода стекает по всему периметру чаши!!! Вот бы увидеть такое!
Салтинский водопад — это моё «место года»!!! Очень рекомендую к посещению! Мало того, что дорога до Салты очень живописна, так ещё и сама теснина и водопад просто завораживают и будоражат фантазию!!! Очень круто!!!
Находясь в состоянии экстаза, Алексей без проблем согласился ехать до Чечни прямо через горы, не возвращаясь на федералку. Тем более, что вчера он уже доверился мне и не пожалел. )))
Чуть не забыл рассказать ещё об одной веселятине: даже в неприметных аулах стоят мойки самообслуживания и на каждой есть «чернитель резины»! Да, с пыльными грунтовками тяжело понтоваться на низких приорах…))) Кстати, автовазовской продукции в этом регионе действительно очень много!
Маршрут проложили через Майданское — Ботлих — Ведено… В результате чуть не сломали головы, наблюдая роскошные виды, сменяющие друг друга с каждым поворотом дороги! Кажется, что мы останавливались для фото чаще, чем пейзажи успевали появляться… Так хотелось насладиться красотами и запечатлеть их на фото…
Ехали с большим удовольствием, наслаждаясь каждым километром дороги.
По пути пополнили запасы абрикосов, которые заканчивались катастрофически быстро, ввиду своей вкусности…)))
Проголодавшись, решили снова полакомиться «Чуду», но в очередной кафешке лепёшки были далеко не такие, как в Салте… Удовольствие было недополучено… А ещё бросилось в глаза, что даже глубинку Дагестана не миновала мода на забугорную еду, и здесь повсеместно сияют красочные рекламы всяких «обдристанных» гамбургеров, роллов и шаурмы… Лучше бы так активно популяризировали местную национальную кухню, она намного круче и вкуснее!!!
Незаметно пролетел ещё час пути, и мы въехали в Ботлихский район.
На подъёме на перевал увидели площадку, тормознулись, немного передохнули и окинули прощальным взором покидаемые места: будто мысленно бросая монетку в эти горы, как в воображаемый фонтан, и загадывая желание снова вернуться сюда…
Началась грунтовка, но трафик был практически нулевой, поэтому пыли вообще не было и, жадно глотая чистый слегка разрежённый воздух, мы добрались до Ботлихского КПП.
Наше появление снова было зафиксировано, паспорта проверены, цель поездки выяснена. А напоследок парни с оружием угостили нас арбузом и пожелали счастливого пути.
Я подтянул Крине уже успевшую растянуться «блестящую» китайскую цепь и, пока ковырялся, немного побеседовал со служивым, заодно задал не дававший мне покоя вопрос: «Какова криминогенная обстановка здесь и сейчас на самом деле?» В ответ мне был задан встречный вопрос: «А сами, парни, вы что видели, пока ехали по Дагестану?» Я начал вслух рассуждать, что ничего такого, как описывали другие или рисовало моё воображение, основываясь на былых сводках из теленовостей, я не увидел… Ответ на этот вопрос был ответом и на мой, по крайней мере блюститель порядка спокойно утвердил мои умозаключения фразой: «Так и есть!»
Уж не знаю, повезло ли нам, что за всю поездку по Дагестану из негативных ситуаций была только встреча с дэпээсниками, или действительно «так и есть», но на душе было ощущение спокойствия. Дагестанские детишки, увидев мотоциклы, начинали приветственно махать руками, молодёжь на приорах, обгоняя нас, сигналила с улыбкой на лице, а люди постарше постоянно приглашали в дом отведать «хинкал»… Тем не менее, периодически встречающиеся контрольно-пропускные пункты, бойцы с автоматами и доски в стиле «их разыскивает полиция», как на Ботлихском КПП, где почти у всех ст. 208 УК РФ — всё это придавало моим мыслям оттенок сомнения…
Как бы то ни было, мы приближались к границе с Чеченской республикой…
Вскоре мы добрались до вершины перевала и увидели впереди гигантское облако, которое зацепилось за горный хребет и медленно сползало по склонам… Наша дорога уходила прямо в облака… Мы с неподдельным интересом, вспоминая мультик «Ёжик в тумане», вкатились в этот волшебный конденсат…
Сначала был щенячий восторг, радостные возгласы и песни про «Облака…», но потом видимость упала настолько, что нам пришлось снизить скорость до минимума… Восторг сменило чувство запредельной осторожности: чуть не воткнулись в бровку из щебня, которую нагрёб грейдер, затем началась морось, и визор начал «плакать» так, что пришлось его открыть, а потом воздух стал очень холодным, даже включили подогревы ручек. Снять ничего не получилось, т. к. камера телефона мгновенно запотевала… И вот, после 40 минут напряжённой и медленной езды, мы спустились с перевала и въехали в Чечню…
Первое, на что я сразу обратил внимание в Чечне — это многочисленные дорожные знаки с надписью «Аллаху Акбар», такие же, как указатели населённых пунктов, только на зелёном фоне. Опять не сделал фото, т. к. телефон разрядился и я убрал его на зарядку в кофр… Фраза эта у многих «немусульман» ассоциируется с негативом и всякими боевиками, но на самом деле она переводится как «Аллах великий» (ну или типа «Слава Богу»). И ещё одна особенность — это ворота домов: каждые ворота — произведение кузнечного искусства, при чём одни краше других, и чем круче ворота — тем богаче семья.
В Ведено на АЗС у меня не сработал механизм отключения подачи топлива на пистолете, и я вернул часть купленного бензина обратно в чеченскую землю, вернее на асфальт. Своего рода «откат»… )))))))))
После заправки пытались познакомиться с чеченской кухней, но довольствовались лишь «пиццей», т. к. дело шло уже к вечеру, и желанием готовить нам никто не горел. К тому же местная молодёжь ни разу не приветствовала нас сигналом машин, а чеченские ребятишки уже не махали нам руками (как дагестанские), а с серьёзными лицами неподвижно стояли и молча провожали нас равномерным поворотом головы… Мощный контраст…
Добрались до Грозного… Город встретил нас небом с одноимённым названием... Казалось, что вся Чечня не особо рада нашему визиту… Под начинающимся дождём, подгоняемые шквалистым песчаным ветром, мы добрались до гостиницы и, как только заселились, началась гроза!
Спустя два часа ливень прекратился, и чувство голода выгнало нас на улицу в поисках пищи. Здесь я впервые столкнулся с QR-кодами: Лёха был привит и ему везде был «зелёный свет», а я не прививался и поэтому повсюду был персоной «нон грата». В итоге Лёха взял на вынос 2 порции японской еды в суши-баре и 2 бутылки лимонада в магазине, т. к. спиртное не продавали. ))) Пока я ждал Алексея на крыльце магазина, осознавая свою «уникальность», меня одёрнули традиционным мусульманским приветствием: «Саламалейкум». Я поздоровался в ответ. Видимо с бородой я очень похож на местного. )))
Раздобыв провиант, мы вернулись в номер, подвели итоги суточного пробега и, переваривая чеченские роллы «Филадельфия» и массу увиденного за этот день, уснули под звуки вновь начинающейся грозы…
День 13 (30 июня) — «Дорога домой»
Не случайно я дал такое название этому дню, потому что предстояла дорога до села Заманкул в Северной Осетии, где живут родители моего сослуживца — Кусова Батраза. Кто не знает этой истории, расскажу: когда однажды я приехал к ним в гости, то услышал такие слова: «Ты Батразу как брат, а нам — как сын, это твой дом, всегда заходи в него без стука!» С тех пор у меня есть дом в Осетии. ))) Туда мы и направлялись.
На рассвете в Грозном уже было солнечно, несмотря на грозу, бушевавшую всю ночь, и мы решили прогуляться по утреннему городу.
Наша гостиница «Gold» располагалась недалеко от проспекта Путина, плавно переходящего в проспект Кадырова, и мы решили не выпендриваться и проложить маршрут вдоль этих улиц.
Дошли до площади Ахмата Кадырова. Именно здесь находился «президентский дворец» Дудаева, разрушенный в ходе первой чеченской войны.
Взглянули на мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова, которая является одной из самых больших мечетей в мире:
И, заценив «Грозный-Сити», по проспекту имени Ахмата Кадырова дошли до площади «Минутка».
Да, город отстроили хорошо и продолжают строить, видно, что денег сюда вбухали прилично. Глядя на современный Грозный, трудно представить, что 25 лет назад он выглядел вот так:
На проспекте Кадырова балконы украшают российские триколоры:
И вообще повсюду комбинация из двух портретов:
Тем временем начал выделяться желудочный сок… В торговые центры меня по-прежнему не пускали. Кстати, со слов местных жителей на момент нашего визита в Чечне было привито уже более 80% населения. В итоге, без заветного сертификата мне удалось проникнуть только на привокзальное кафе. Уже не помню, что мы там взяли, но тоже не из национальной кухни. А вот ещё одна деталь, которую хочется отметить: что в Дагестане, что в Чечне по умолчанию всегда подают на стол вот столько хлеба:
И денег за него не брали! (Хотя мы и съели всего по 1 кусочку.) А у нас в кафе каждый кусок считают, да ещё и нарезают потоньше. )))) Это я так, о контрастах…
Небольшая страничка юмора в таком серьёзном городе:
После обеда доехали на маршрутке на местный рынок, я купил платки на сувениры в Осетию и, попрощавшись со столицей Чечни, мы выехали из города.
На границе с Северной Осетией нас снова пытались развести на деньги, но боец был как-то неубедителен, поэтому фокус не удался, и после регистрации въезда мы молча сели на коней и помчали дальше.
К концу дня мы уже сидели за столом дома в с. Заманкул!
День 14 (1 июля) — «Курс на Эльбрус»
Ночь для меня выдалась неспокойная… То ли организм отреагировал на местную жирную пищу, то ли на воду, но кишечник расстроился. И несмотря на то, что с вечера я принял «Имодиум», за ночь я вставал 4 раза. Утром даже завтракать не стал, просто выпил крепкого чая и таблетку левомицетина для закрепления результата.
Поблагодарив за душевный приём семью Батраза и попрощавшись, мы направились в сторону Чёрного моря, на которое Алексей стремился попасть с первого дня путешествия. Честно говоря, меня начало колбасить вскоре после нашего выезда: слабость + обезвоживание + голод + жара, поэтому я просто ехал за Лёхой, глядя ему в спину, и не проверил его вариант маршрута, в котором очередной точкой стал Кисловодск. Но всё опять пошло не по плану (кстати говоря, очень даже удачно, что так случилось), и на въезде в Пятигорск навигатор в очередной раз заглючил. Мы остановились, чтобы сверить карты, тут подъехали местные мотоциклисты: Александр и Виталик.
Парни помогли нам скорректировать маршрут и, развернув, они направили нас в Тырныауз. Ребята, спасибо вам огромное!!!
Поблагодарив парней, мы остановились в местном кафе, я хлебнул супчик на курином бульоне (хлеб уже не подавался, а продавался по 5 рублей за кусочек), посидели минут 30 в зоне действия кондиционера, жить стало легче, и мы продолжили движение.
За Баксаном начались горные виды и одноимённая река вдоль дороги, ехать стало намного интереснее, и я полностью пришёл в себя.
А доехав до этого указателя и увидев вдалеке снежные вершины, я вообще зарядился!
Достигнув поляны Азау, откуда идёт канатная дорога к Эльбрусу, мы поняли, что приехали поздновато. Канатка закрывалась меньше, чем через час, и мы успели бы подняться только до станции «Мир», а не хотелось скакать галопом из-за ограниченности по времени. Поэтому мы решили заночевать в «Приэльбрусье», а утром спокойно прокатиться на канатке до конечной и выжать из билета максимум.
Узнав у погранцов в Верхнем Баксане про расположение альплагеря, мы направились в сторону погранперехода. Дорога упёрлась в подъёмник с платформой и за 500 рублей с мотоцикла нас лифтанули на следующий уровень.
Ах да, ещё по 150 руб. — заповедный сбор. Немного проехав, мы упёрлись в шлагбаум.
Очередная регистрация и мы покатились по заповеднику.
А дальше были 12 км каменистой дороги с невероятными видами на снежные вершины Кавказского хребта! Я ехал и наслаждался сногсшибательной панорамой, порой отвлекаясь и собирая ненужные кочки, но Криня стойко преодолевала коварные неровности горной грунтовки, терпеливо прощая мне мои ошибки.
Многократно порадовался, что раскошелился на стальную защиту, т. к. несколько раз она спасла мою красотку от пробитого картера.
На одном участке внезапно в нескольких метрах перед Лёхой дорогу с диким грохотом перебежал огромный дикий кабан высотой больше метра! Одновременно захватывающее и пугающее зрелище: когда стокилограммовая туша несётся тебе наперерез со скоростью порядка 40 км/ч, ломая ветки и поднимая пыль. Да, это его территория... Лёха остановился: глаза круглые, улыбка до ушей, делится со мной эмоциями! Я в таком же состоянии, киваю, поддакиваю! Едем дальше.
Вскоре выкатились на равнину, спешились, осмотрелись…
Ещё немного и мы попадаем на территорию альплагеря «Уллу-Тау»:
Расстаёмся ещё с 250 рублями (каждый) и получаем право на установку палаток вот в таком классном месте:
Просто шедевральное завершение дня!!! Я чувствую, что зарядился и восстановился на все 100%! Ужинаем и отбиваемся. Спим и акклиматизируемся на высоте 2500 метров. Круть!!!
День 15 (2 июля) — «Восхождение, точнее возъезжание…))»
Прекрасное утро началось с классного вида из «окна» на гору Уллу-Тау!
Для Лёхи всё было не так прекрасно. Ещё с вечера ему начало плохеть, но за ночь он не оклемался, и я предложил остаться в альплагере ещё на день, чтобы набраться сил. Но с утра бурят быстро засобирался, и не дал мне кайфануть в полную силу. Я не стал настаивать, понимая, что ему сейчас, возможно, так же плохо, как и мне вчера. К тому же горы ему были не так интересны, как море. Лёха и так постоянно поддавался на мои уговоры и предложения, предварительно немного поворчав, конечно. (Кстати, после нашей поездки он признался, что у нас получился классный маршрут и он зря иногда сопротивлялся.) Короче, я тоже свернул палатку, заправился чаем, и мы покинули лагерь.
Насладившись обратной дорогой через заповедник, мы снова приехали в Азау.
Отслюнявив по 1400 рублей с носа, мы купили билеты на канатку, и железная махина потянула консервную банку, в которую мы уселись, вдоль склона самой высокой горы в России.
На такую картинку можно смотреть бесконечно…
И на такую тоже:
Сделав ещё одну пересадку, мы добрались до конечной третьей ветки.
Высота 3.847 метров! Виды потрясающие!!! Чуть выше расположена стоянка альпинистов, где ребята проходят адаптацию перед покорением вершины. Мы немного поднялись ещё вверх, чувствуется одышка. ))) Конечно, восходить мы не планировали, у поездки была другая цель, да и времени надо намного больше. Но ещё одна контрольная точка достигнута — мы на боку Эльбруса!
После высокогорной фотосессии мы спустились вниз, отведали местную солянку и хыччин (пирог) с картошкой и, покидая Кабардино-Балкарию, снова встали на курс к морю.
Как раз в это время один мой товарищ работал в Чегеме на параплане, катая туристов по Чегемскому ущелью. Не веря в чудо, напоследок я предложил Лёхе заехать в Чегем на денёк, чтобы полетать в тандеме, но эта затея не воодушевила его, поэтому полёт не состоялся.
Встречая закат в дороге, мы успели доехать только до Армавира. Поплутали по вечернему городу и заселились в хостел с логичным названием «Армавир».
День 16 (3 июля) — «Рывок до моря»
Краснодарский фастфуд пришёл на смену дагестанским лепёшкам и осетинским пирогам… За неимением лучшего, на завтрак я первый раз в жизни попробовал гамбургер…
Сказочная хрень. ((((((
Лёха тоже «ушёл недалеко», хряпнув шаурму. С ощущениями тяжести в животах мы покинули славный город Армавир.
До Сочи добирались почти 8 часов, несмотря на то, что расстояние было менее 400 км! А всё из-за последних 150 км, из которых пара десятков — серпантин из пыльной щебёнки перед Туапсе и 100 км серпантина до Сочи с плотным трафиком и сплошными линиями разметки (после Дагестана Алексей ехал, образцово соблюдая ПДД).
С первых километров Сочи запомнился многочисленными тоннелями, мостами и дорожными развязками, натыканными по всему городу. Как раз к нашему прибытию в городе начались массовые антиковидные проверки, и даже самые захудалые хостелы мало того, что переполнены, так ещё и селили туда только привитых или с ПЦР-тестом. Приехали, блин… Но ночевать-то где-то надо.
Судьба ведёт нас в кафешку, где за тарелкой супа местный дяденька рассказывает нам о том, что многие кемпинги снесли, построив более рентабельные гостиницы, и даёт нам координаты места, где мы точно сможем встать с палатками. Спасибо вам, добрый человек! ))
Благодаря наводке сочинца в третьем поколении, мы встали на берегу Чёрного моря в кемпинге рядом с пляжем «Крылья Балтики», которым заправляет кто??? Правильно — армянин по имени Сурен!
Разбив лагерь, мы сразу же полезли купаться в море! После целого дня на жаре — самое то!!!
Вечер завершили беседой на берегу моря… Лёха снимал стресс, попивая местное пиво, а я — последний брикетик зелёного чая «Молочный Улун», привезенного им из Читы. Миссия выполнена — Котельников Алексей сопровождён до Чёрного моря!!! ))))
День 17 (4 июля) — «Вылазка в Сочи»
Проснулись от шума грома, раскатывающегося по сочинскому небу. Грохотало очень даже прилично, но, несмотря на обещания гидрометцентра, дождя мы так и не дождались, лишь немного побрызгало и всё. Я даже пошутил про несоответствие грома и дождя. )))
Ну, раз погода позволяет, то мы решили прокатиться до Олимпийского парка и прогуляться по нему.
Сначала испытали острую проблему с парковкой, даже мот сложно приткнуть: то какая-то частная территория, то пугают эвакуацией. Устав от поисков, плюнули на угрозы, поставили так, чтобы никому не мешать, и пошли.
Позавтракали мегадорогой, но офигенно вкусной манной кашей в прибрежной кафешке и вперёд в парк.
Какие-то двоякие ощущения начали появляться: с одной стороны вроде всё так чинно, дорого и красиво, с другой — вид незаконченной стройки, бестолковая навигация и постоянная рубка бабла на всём (тот же сортир по 30 рублей, ишь ты супер-пупер олимпийский объект, даже в самых захудалых ТРЦ Барнаула туалеты бесплатные. ))))))
Короче, настроение на продолжение прогулки как-то не поднялось, а тучки на небе начали сгущаться, и мы решили вернуться в лагерь, чтобы успеть искупаться до дождя, которым пахло всё сильнее. Всё-таки ехали мы не по городу слоняться, а на море купаться. ))) Так в 14:00 по местному мы уже откисали на пляже.
А через 3 часа началось такое, что местный пляж весь раскорёжило: помосты унесло в море, шезлонги разбросало по всей территории, а беседки переломало ветром.
Мы в это время пошли ужинать в кафешку… Ну как пошли? Побежали под проливным дождём. ))) И созерцали гибель пляжной инфраструктуры через полимерные окна общепита.
Побушевав пару часов, буря стихла, дождь ослаб, а мы вернулись в палатки и заснули, думая, каким сюрпризом погода одарит нас завтра.
День 18 (5 июля) — «Водные процедуры»
Утро. Сочи. Палатка… Я просыпаюсь в луже воды, лежу и умиротворённо смотрю в свой «натяжной потолок», смиренно осознавая, что ещё на год стал ближе к уже недосягаемой пенсии — мне исполнилось 39 лет! ))))
Сегодня был явно мой день: куча сюрпризов и подарков, но обо всём по порядку… Итак, первым подарком стал проливной дождь, который старался всю ночь так, что к утру вода зашла в палатку, стойко сопротивлявшуюся до последнего, и тапочки мои поплыли… ))
В качестве второго подарка стала праздничная греча с тушёнкой, заботливо приготовленная Алексеем Владимировичем! За что низкий ему поклон. )))
А ещё планы мои сегодня изменились, и мне необходимо было вернуться в Барнаул в ближайшее время: мою Маму должны были положить на операцию, и я был нужен дома. Хорошо, что мы с Лёхой успели вместе доехать до моря.
Я действую по проверенной ранее схеме: найден недорогой авиабилет Сочи — Новосибирск (цена — тоже почти подарок от Победы), оставалось сдать Криню в транспортную компанию.
Дальше были быстрые сборы под дождём и напряжённая поездка под усилившимся ливнем по утренним пробкам Сочи, с неработающей городской ливневой канализацией и без навигатора (т. к. он вообще отказался работать в таких условиях). Это был полный ТРЭШ: местами я ехал почти по середину голени в воде, а на более мелких участках меня окатывали до головы пролетавшие мимо машины. )))
С горем пополам добираюсь до места, где на одном пятачке стоят «Энергия», «Деловые линии» и «ПЭК». Очередной презент — авария в этом районе, квартал обесточен. В «Энергии» сразу отправили лесом — сидят без света, до «ПЭК» не дозвонился, прокатился до «ДЛ» — у ребят есть генератор и компы пока работают! 3 часа ожидания в очереди, оформления и переодевания, и мот сдан! Ура! Третий подарок!!!
Приезжаю в лагерь на такси, и мы с Лёхой шикуем — заселяемся в деревянный скворечник, ибо вторую ночь спать в луже не хотелось. )))
Дождь стих, я пошёл на берег. Во время фотосъёмки ещё штормяшего моря очередная волна уносит мой тапок, но через минуту другая волна возвращает его, правда, метров на 50 левее. Ну, ни подарок ли? )))))))
А вечером небо стало проясняться, и мы пешком прогулялись до орнитологического парка, где я сам сделал себе подарок и купил шнурок на iPhone, т. к. старый внезапно закончился.
Засыпали на мягких сухих шконках в избушке с розетками на стене. Настоящая днюха!!!
День 19 (6 июля) — «Телепортация»
Сегодня наши с Лёхой пути расходились: я улетал домой, а он направлялся в Крым, чтобы по пути повидаться в Тамани со своим вторым дядей. И, проводив его с утра, я не спеша собрал оставшиеся вещи, ещё немного повалялся (в отпуске я или нет?), и напоследок искупался в море.
После вчерашнего погода устаканилась, тучи рассеялись, небо стало чистым, а море снова тёплым, хоть ещё и немного волнующимся, и пляж снова наполнился людьми.
После обеда железная коробка на четырёх колёсах доставила моё уставшее тело из кемпинга в аэропорт, а затем крылатый автобус переместил меня обратно на Сибирскую землю.
Контрольный рывок на KIA с блатным номером — и я дома!
Всё, телепортация завершена! Я дома!!! Я счастлив!
Спасибо всем:
Статистика мероприятия:
Продолжительность — 19 дней.
Километраж — 7000 км.
Бюджет путешествия — 71638 руб., из них:
Пи.Си.: Не хотел омрачать отчёт негативными событиями, поэтому перенёс это в умозаключительную часть. Ещё при отправке мотоцикла до меня дошло известие о смерти от ковида одного моего знакомого. Он был мой ровесник… Сразу в голове что-то переключилось: уже было не важно, сколько денег ушло на поездку, сколько будет стоить доставка мото, все материальные вопросы стали абсолютно маловажными. Вот был человек, жил, был счастлив, и вот его не стало… И так может быть с каждым из нас, поэтому живите сегодняшним днём! Конечно, не надо забывать прошлое и нужно строить планы на будущее, но жить надо именно сегодня, здесь и сейчас, потому что никто не знает, что будет завтра!
Ещё раз желаю всем ДОБРА! Будьте здоровы и благоразумны! Удачи!