Из Восточной Сибири в Крым на Рено Колеос

14.10.2014 | 77818 просмотров

Странная вещь туризм. Ты летишь в чужую страну,
оставляя дома комфорт, а затем тратишь
огромные деньги и время на бесплодные
попытки получить те самые удобства,
которые не утратил бы, оставшись дома.

Билл Брайсон.

Часть 1. Дорога в Крым.

Вступление.

Вот и закончилось лето, лето 2014. Обычно так и бывает, долгожданное, интересное, приятное — заканчивается, рано или поздно. Закончилось и это. Походные вещи, запчасти для дальних поездок разобраны по кладовкам и гаражам, постираны спальники, снят с рейлингов багажный бокс. Сезон окончен. А какой был сезон! Никогда в жизни не удавалось мне отдыхать больше двух месяцев кряду. Школьные каникулы не в счёт. За сезон мы объехали полстраны, излазили Крым, черноморское побережье Кавказа (ЧПК), были проездом или в гостях во многих городах, не забыли про родной Байкал, предгорья Саян и даже озеро Очеул. Но обо всем по порядку.

Сидели мы как-то с другом, хорошо так сидели, душевно. Костерок, шашлычок, «Русский стандарт». Позвонила жена, толкнула речь, дескать, младший болеет чаще, чем нужно, надо на море ехать, плавать в соленой воде и дышать морским воздухом. Почесал я в том месте, где мозгам положено быть, а что?! Надо, так надо, поедем, стало быть. Ехать надо, понятное дело, всем семейством. Старшая дочь до 20 июня документы сдать успеет в «медуху» на базе 9 классов, младший — с 1 июня и до 1 сентября на каникулах, жена — свою клиентскую базу вроде как успевает довести до завершения, а мне, бездельнику, и вовсе без проблем. На том и порешили, выезд 25 июня, приезд 06 августа. Встали конкретные вопросы: куда, на чем и сколько надо брать?

Первый вопрос, только на первый взгляд прост. Загранпаспортов у нас традиционно нет, а давно известно, дороже отечественного отдыха не бывает. Но это уже к третьему вопросу. Политическая карта мира сложилась для нас удачно, поэтому решили — Крым. Но одного полуострова мало, ради чего-то одного ехать за «тридевять земель», будет неправильно. Пусть будет «до кучи» ЧПК, но без Абхазии. Второй вопрос, не менее сложный. Самолет — дорого, льготные и всякие «единые» билеты разошлись по блатным еще до того, как ВВП истребовал их создать. Паровоз — не совсем удобно, так как мы оба с женой курящие, да и ценник на купе Ирк-Краснодар и обратно на четверых 112 тыр. А мы же еще планируем достопримечательности посмотреть, природные, архитектурные, исторические, культурные. Автобусы и маршрутки на отдыхе в топку, решено: едем на машине! Остался третий вопрос, финансовый. Заложили на все удовольствия, бензин, питание по дороге и на месте, ночевки по дороге, съемное жилье в Ялте и в Геленджике, экскурсии, покупки-сувениры, алкоголь, фрукты и коньяк домой, билеты на паром — 350 тыр. Пару недель за эти деньги можно было на Мальдивах оттопыриться. Повторюсь, дорого стоит патриотический отдых, очень дорого. А сумму рассчитали точно, почти до рубля.

Подготовка.

Стал я покуривать интернет. Сначала деликатно, а потом и вовсе засосало. Какой проложить маршрут, что с собой брать, где и что лучше бронировать, какую поставить рацию «сибишку», где менять масло в двигателе гарантийной машины, как и где ночевать по дороге, что посмотреть в Крыму, на ЧПК и в городах по дороге, деньги налом или на карте и пару десятков других вопросов. Из всех этих вопросов, постепенно сложился четкий план действий. Я человек педантичный и точный, тем более понимал, что на мне семья, жена и двое детей, которые привыкли, что «папа все продумает, предусмотрит и запланирует». Оговорюсь, я не нарочно утомляю потенциального читателя подготовительными деталями и тонкостями. В период начальной подготовки, когда я еще не понимал, что дорога в один конец займёт девять дней, что ночевать в машине нереально, когда совсем не знал, что надо брать с собой, я очень тщательно искал в отзывах о путешествиях разных по возрасту, географии и характеру людей именно подготовительную часть. Меня мало интересовало, в каких городах, на каких заправках, какой бензин и почем они заправляли, мало интересовало, где и почем они ночевали. Зато очень интересовало, где лучше ехать, особенно в европейской части, где дорог побольше, чем наш единственный транссиб, очень интересовало, как одеваться, где какой климат, где что посмотреть и пр. Еще тогда решил для себя, писать буду не технический отчёт, а художественное по возможности произведение, а уж в конце размещу технические данные, ссылки и прочие пароли. Тогда каждый, найдет что-то для себя полезное. И еще — абсолютно не претендую на энциклопедическую точность в цифрах и данных. Только личные впечатления, мои и моей семьи.

Так вот. Из многих поисков, сложилась следующая картина. Затея — фантастически идиотская. Очень далеко, очень дорого, очень рискованно (особенно учитывая погранпереходы в Ростовской области, которые на тот момент якобы обстреливали). А нам же ехать мимо надо. Но отступать мы не привыкли, стало быть, надо действовать. Стратегия мне, тактика жене, детям — не мешать!

Забронировали жилье в Ялте и Геленджике, созвонились с собственниками, внесли предоплату. Через интернет записался в один из трех Рено-центров в Уфе на замену масла в двигателе. В Уфе мы вообще запланировали остановиться у бывшего коллеги, свой дом с удобствами, не виделись давно, баня.

Купили тщательно промеренный по размерам спального места машины самонадувающийся матрас, 180*130. Репетировали дома, пытались вчетвером на нем поместится. Выходило плохо, но решили «уж как-нибудь». Спальное место, при использовании системы «Ези Брэк» в Рено Колеос, 162*130. Ясен пень, я в него не помещаюсь по длине. Снял сиденье, тогда 182*130, потом решили — в такую даль ехать, детям будет некомфортно, поставил назад. Теща сшила из марли москитки на задние двери, чтобы спать с открытыми окнами.

Накупили по возможности всякой пляжной одежды, обуви и прочей лабуды, типа там курортное все, значит, дорого. Распечатал с десяток вариантов проезда из разных отзывов и дальнобойных сайтов. Поставил в навигаторе точки своротов с трассы на трассу, особенно проезд из Омска в Челябинск и проезд вдоль Волги и от Волгограда. Распечатал все Рено-центры во всех крупных городах, распечатали расписание работы паромов и телефоны Единой транспортной дирекции. Три дня укладывали машину так, чтобы все было под рукой, ничего не мешало и ничего не брякало. За пару дней до выезда, нас осенило: если 29-го в 12 дня мы должны быть в Уфе в Рено-центре, надо выехать 24-го с обеда, а не 25-го с утра. Все-таки полдня в запасе, лишними не будут.

Отдельная тема — деньги, документы, связь и интернет. С одной стороны, тащить с собой гору налички — неправильно, с другой — пока еще в нашей стране наличка удобнее. Почитав и подумав, решили так: на банковских картах самых распространенных в РФ банков — СБ и ВТБ 24 — везем по 50 тыр. Сто пятьдесят, делим на три части, одна у меня, одна у жены, третья в заначках по всей машине. Таким образом, мы минимизировали риск от потерь, краж, грабежа и прочих неприятностей. Еще сто, по необходимости, мне на карту закидывает брат.

Забегая вперед скажу, пришлось заезжать в Челябинск, искать банкомат и с одной карты снять 50. Решение достаточно верное, потому что по трассе, вне Иркутской области и до Ростовской, по картам «до полного» почему-то не заправляют. Заливать фиксированное количество, не айс, или перельешь, или недольешь 5-7 литров. А это 50-70 км хода до потенциальной АЗС, в незнакомом месте, хрен ее знает, где она будет. Кстати, в Красноярском крае чуть так и не попали. В Крыму карты российских банков на тот момент не работали вообще, только рублевый нал.

Документы. На момент поездки, мы знали, что с переправы Кавказ-Керчь пограничный и таможенный контроль уже сняли, одну из наших собак, во избежание его же инсульта, решили оставить дома. Тем не менее, взяли все оригиналы документов на машину, синьку, полис КАСКО, паспорта, свидетельства обоих киндеров, несмотря на то, что у старшей уже два года как есть свой паспорт, полисы ОМС в виде карточек и полисы доп. МС от несчастных случаев. Береженого — Бог бережет. Непродуманные мелочи могут очень сильно подпортить дальнее путешествие, вплоть до невозможности. Несмотря на общее Российское законодательство, порядки в каждом регионе свои, поэтому брать надо все, что может пригодиться, что не может — тоже брать.

Связь и интернет. В Крыму мы договорились встретиться с моей двоюродной сестрой. Они с мужем живут в Харькове, приехать собирались сначала на машине, потом, во избежание «попасть в зону боевых действий», изменили решение в пользу паровоза. Автотрасса Харьков — Ялта, всего-то 700 с копейками километров хорошей дороги, но проходит она аккурат вдоль западного побережья Азовского моря и по неспокойным регионам. Так что решение абсолютно верное. Нам надо было как-то поддерживать связь, да и, вообще, современный человек без мобилы чувствует себя на улице, как голый. Крым хоть и стал территорией РФ, связь там осталась Украинской. Дочка МТС, а именно МТС Украины, какие-то уступки сделала, но связь и инет при этом остались дорогими, как и весь международный роуминг. Мы решили, телефон беру только я, с полным функционалом, включенными роумингами и интернетами, дочь берет планшет с интернетом по России. Квартиры бронировали с учётом наличия «Wi Fi» и для курящих. На практике свой телефон с БВК взяла жена, но он актуален только до Тайшета, взял сын, ему мы затолкали подаренную нам симку УкрМТС. В Иркутске закинуть на нее денег ни в рублях, ни в гривнах я так и не смог. По крайней мере, детёныш игрался по дороге, и мне не приходилось вытаскивать для него ноут.

Поехали

Когда путешествуешь, главное — не забывать,
что смысл — в самом
путешествии, а не в его конце.
Если ты будешь чересчур спешить,
то упустишь цель,
ради которой путешествуешь.

Ф. Ламенне.

Точно по плану отчаливаем от дома в два часа пополудни. Наконец-то! Расчетное расстояние на сегодня, 24 июня, — 600 км. Без особых приключений дошли до сворота на Алзамай, гостиничный комплекс «У Петра». Вообще, придорожные мотели можно разделить на два типа. Именно гостиница, с удобствами в номере и общежитие, с удобствами на этаже. Из общежитий «У Петра», пожалуй, лучший ночлег на маршруте. Мы взяли уже последний четырехместный номер, за 2640 руб. 11 часов по 240 рублей в час. Не дешево, но в наших краях особого выбора и не наблюдается.

С этого дня меня сильно удивили некоторые путешественники. Приехали в час ночи, взяли на 4 часа номер, типа выспались, в пять встали, покурили, отнесли рюкзак в машину, в 05:15 — уехали. Я в шоке! А пожрать? А обратный процесс? А выпить перед сном бутылочку пива? А помыться, наконец? Видимо, в силу своего возраста и привычек, я на такое точно не способен. Поэтому мы качественно поужинали, не забыв про хорошее нижнеудинское пиво, выспались и в 7 утра отчалили.

На 25 июня километраж особо не планировали, решили — едем до упора, сколько сможем. После Тайшета, все окрестные леса которого традиционно в дыму, нас встретил Красноярский край. Встретил он нас СМС-кой от МТС о смене субъекта федерации, жаркой солнечной погодой и бесконечными ремонтами дорог. Вчера вечером, вытаскивая из рюкзака ноутбук, я случайно отломал контроллер беспроводной мышки. Проехать Канск, в связи с этим происшествием, просто так я не мог. Как оказалось, оно и к лучшему. В советские времена широкую известность в газете «Правда» имел КАТЭК. Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс. Не знаю, чего там именно добывали, но дорог вокруг Канска, грузовых и объездных, построили много. Все они плохого качества и ну очень длинные. Когда я ездил в Томск, по незнанию пропустил хитрый сворот с городской улицы прямо на М53 и поперся на одну из объездных. Разрушенный асфальт, гравийка вперемешку с ямами и все это километров 30, а может и больше. За мной поперлись еще два пузотера, которые решили, «что чувак знает дорогу». Я реально слышал, как они скребли днищами и чем-то там стукались. Прадик, конечно не стукался, но ехать там изнурительно. Наконец, впереди забрезжили какие-то огни, какое-то жилье, огни машин. Когда я подъехал к повороту, стоял указатель: налево — Канск 1 км, направо — Красноярск 232 км. Короче, лоханулся я тогда на много километров и час времени. В этот раз, а я же уже умный, сначала мы катались по центру, искали торговый центр. Нашли, здоровенный какой-то ТРЦ, в нем «Евросеть», а в ней вожделенная мышка. Дальше начались танцы с бубнами. Минут 20 мы катались по славному городу Канску, дороги в котором, мягко говоря, оставляют желать, да еще и перекрыты, и перекопаны, в связи с всеобщим ремонтом. Проехав самый-самый центр с площадью, свернули на какую-то улицу, и ехали по ней километров около пяти. Постепенно эта улица освободилась из окружения домов, обросла по краям заборами и заброшенными базами. И явственно из рации стало слышно о грандиозной пробке на мосту-путепроводе, образовавшейся из-за ремонта и перекрытой одной полосы. Подъехали к перекрестку, я и навигатор, предположили, что ехать надо направо, в сторону видневшегося злополучного путепровода и хвостов из фур по обе его стороны. Жена в приказном порядке сказала повернуть налево, что я и сделал, с превеликим удовольствием. Через пару километров величественно промелькнул указатель: «Красноярск — 221, Ачинск — 404. Вот так нечаянно мы объехали 4 часовую пробку.

Пару слов про навигатор. Штука, конечно, удобная. Поскольку девайс имеет семидюймовый экран, но при этом старый, весу в нем явный избыток. В «железном» Прадике я его прикручивал саморезами прямо к панели, а в полугламурном Колеосе, сломав два крепления, купил третье, которое при желании выдержало бы плазму с метровой диагональю. Вся эта конструкция порядком загораживает обзор, но со временем привыкаешь и к этому. Навител и карты я давненько уж не обновлял, потому что форматы типа nm7, мой дедушка навигаторов читать не умеет. Из-за этого любимый девайс играл с нами злые шутки в Канске и Челябинске, в Уфе и Волгограде, в Краснодаре и Симферополе, в Севастополе и Ялте. Любимая его шутка: проложить маршрут так, чтобы мы заехали под кирпич.

Перед Красноярском поменялись с женой. Я удобно устроился в штурманском кресле, прямо скажу, писать дорожные заметки в Рено гораздо удобнее, чем в 78-м Прадо. Заправлялись последний раз мы на Роснефти в Нижнеудинске, проехали с тех пор уже больше 500 км. Теоретически в баке еще осталось на 100-150 км, но я не любитель испытывать судьбу. Красноярский край, мягко говоря, не изобилует федеральными сетевыми АЗС. Город мы стали обходить по объездной. Внезапно ехавший впереди Howo вильнул, пропуская между колес бруски и обзол, а моя любимая налетела на эти предметы деревообработки правым передним. После того, как Красноярск остался позади, стали заезжать на все подряд заправки, неизвестных брэндов. На одной из них не было топлива, на двух других заправщицы сказали, что: «я бы не советовала». Пока я бегал от машины до окошечка, из любопытства обратил внимание на правое переднее. Ко всем косякам не очень хорошей салонной резины «Континенталь 225/60/17», прошедшей всего-то около 17 тысяч км, добавилась замечательная грыжа размером с куриное яйцо. На повестке дня стояло две проблемы: найти наконец бензин и купить новые тапки для машины в Ачинске. Запросили по рации ближайшую заправку, нам ответили, что через 50 км будет «Краснефтепродукт» с советскими колонками, а следующие, только перед Ачинском.

В Ачинске плутали не долго, прямо на объездной нашли магазин «Шины, Диски» с шиномонтажом. Я уже мысленно был готов к незапланированной растрате примерно 40 тысяч. В магазине я обнаружил «Кордиант» тайваньского розлива с профилем на «65» и по цене 4100 за колесо. Девушка продавец проводила меня в контейнер-склад, температура в котором была по ощущениям около 60 градусов. Пояснив, что грузчиков у них по штату не имеется, она вручила мне две шины, еще две подхватила сама, и мы торжественно направились в монтажку. Со всеми скидками резина-монтаж-балансировка обошлись нам в 16188 рублей. Более чем в два раза дешевле, чем я думал. Резина, забегая вперед, скажу, неплохая. На 1 см стал больше просвет, неплохо держит дорогу и не прыгает в дождь. Прошли на ней уже 17 тысяч км.

Через несколько часов мы уже были перед Мариинском. Не могли отказать себе в удовольствии поесть вкусные пельмени в кафе, но на ночлег решили не оставаться. Время при въезде в край минусонулось на один час, соответственно было около 20 часов вечера местного, Кемеровского. Маршрут наш сразу был проложен через Кемерово, потому что через Томск на 100 километров длиннее. Въехали в Мариинск. По рации усиленно рекламировали водку местного розлива по 300 рублей за 5 литровую канистру. Я спросил: «Не опасно ли это для здоровья?». И тут же получил гениальный и гордый ответ: «Для следящих за здоровьем есть премиальные сорта, типа «Белуги» и «Русского стандарта» по 900 рублей за 5 литровую канистру». Все просто. Потом мы видели «Волгу», из открытой двери которой на ходу торчало каких-то два нетрезвых, молодых человека. Сложилось стойкое впечатление, что Мариинск очень «ночной» городок.

Кемеровская область не стала исключением из российского правила ковырять летом дороги и мосты. Сначала я, как волк из мультфильма «Жил-был пёс», завидев характерные желтые знаки «копка картофеля», восклицал: «Шо! Опять?». Потом эта шутка надоела и мне, и семейству.

Объездной в Кемерово нет. Перспектива не особо радовала, переться в темноте через незнакомый и достаточно крупный город. Сначала дорога идет по задворкам. Бросается в глаза идеальная разметка. На перекрестках расширение, для движущихся прямо, надо проходить правее, по разметке. Основной ряд — только налево. Соблюдают все неукоснительно! Свернули по указателю на Новосибирск. Восьмиполосный проспект. На указателях название улиц и направление на Новосибирск, стрелок нет, вместо них номера съездов. У меня полуобморочное состояние. Всей семьей пялим глаза в следующие указатели, чтобы не влезть не в свой ряд. Уф… Проехали вроде. Время около 0 часов местного! Ни одной ночлежки от Мариинска не попадалось. Попадалово! Спать-то уже хочется. Едем дальше, скорость постепенно падает, дорога незнакомая, и с 90 км/ч я плавно и незаметно сползаю на 70. Отъехав от Кемерово 100 км, останавливаемся на стоянке фур, решив спать в машине. Время 2 часа ночи.

Открываем задние окна, натягиваем на задние двери москитки, любезно сшитые тёщей, глушим машину. Через пять минут девушки мои сопят, сын, который выспался по дороге, пытает свой смартфон, я откинул наполовину спинку и пытаюсь заснуть. Подушки водителю, то есть мне, не досталось, мы брали три штуки. Через полтора часа типа сна, похожего на наркоманское забытьё, я понимаю, что вспотел, как скаковая лошадь, в машине душно и за бортом +23. Шибко для нас, сибиряков, тепло. Вышел, покурил, потом еще покурил. Сын говорит, что надо ехать. «Блин, Иван, садись за руль и поехали!». Организм делает вид, что выспался, для него настало утро и пора на горшок. Вместо этого, я протер лобовое стекло от мух, залил воды в бачок омывателя, отмыл фары, туманки и задние фонари от грязи мокрых дорог еще Иркутской области. Странно, сколько ни езжу, миновать нашу область, ни разу не попав под дождь и грязь — не реально.

04:30 — выезжаем. По пути, на перекрестке, где выходит трасса с Томска на Новосиб, позавтракали, раздражая засыпающий персонал. Через 10 километров от кафе, на рассвете, замечаю боковым зрением шевеление справа вдоль дороги. Попутно с нами бежит лосиха! Может, это, конечно, был и мальчик-лось, без рогов, не знаю. Перед Новосибирском уходим на объездную в сторону Омска. М53 закончилась, нам надо М51. Кстати говоря, нигде не видел указателя на Барнаул. Как мы в будущем будем искать дорогу на Алтай, не понятно. На навигаторе случайно увидел то ли турбазу, то ли мотель. Сворачиваем, едем с километр по сосновому лесу, турбаза. Женщина на рецепшене, порекомендовала люкс на втором этаже отдельного домика. Заплатили за половину суток, 2000 рублей. Взяли с собой пару подушек и суперсамонадувающийся матрас. Машину, вообще, за забором оставили, ходить искать сторожа в 06:30 — сил уже не было.

С номерами на 4 человека в нашей стране полная напряженка. Или люди наши никогда не путешествуют семьями, или семьи у нас состоят из 2, 3 человек. Непонятно! Номера на четверых либо общагинского плана, дешевские и малокультурные, либо вам предлагают два двухместных номера, а это уже негуманно по цене. Люкс наш был с большой двуспальной кроватью, на которой улеглось все семейство. Я скромненько уснул на суперматрасе, на полу.

Проснулись в 14 часов. За прошлые сутки проехали почти 1400 км, тяжеловато без нормальной ночевки. Я решил не путаться со временем и жить по-местному. Перевел часы на руке и в машине, смартфоны и планшет, понятное дело, сделали это в автоматическом режиме. От Иркутска минус два часа. Уже всё-таки фора появилась. Значит сейчас 12. Вчера проехали с запасом, сегодня можно не напрягаться, доедем до Омска и хватит. Место, где мы ночевали, точнее утровали, называется «Млечный путь». Достаточно известное и популярное в Новосибирске, оказывается. Территория украшена всякими скульптурками, фигурками, композициями и пр. Пофотографировались, сходили пообедали. Когда я вышел после обеда покурить, зашёл за угол ресторана, обалдел: оказывается, база расположена на крутом обрывистом берегу Оби, открывается шикарный вид на великую реку, автомобильный мост и какой-то причал внизу.

Отчалили. Те, кто думает, что по дорогам Иркутской области большое движение, глубоко заблуждаются. Трафик между Новосибом и Омском впечатляющий. Впоследствии мы видели и поплотнее, но пока мы этого не знали. Первые 100 км от Новосибирска, очень много «копки картофеля». Причем, даже в наших краях и в Бурятии, строят объезды. У них так не принято. Закрывают одну полосу и ставят светофор. Это в лучшем случае. Бывает, что светофор заменяют двумя мальчиками с рациями с двух сторон. А бывает, едут, как попало. Движение, повторюсь, не чета нашему, собираются приличные хвосты. Колонна из фур может насчитывать до 50 машин. Мы пристроились за «бочкой», «скамеечкой». Машина видно новая, идет 110, нам больше и не надо. Зато с таким локомотивом, «встречка» не страшна. Чем больше и напряжённее трафик, тем наглее и резче и больше выходят в лоб. В этом мы, чем дальше, тем больше убеждались. По рации, то и дело слышно: «Давай, Америка, работай, придержу!», «Спасибо, брат, Счастливого пути!», «И тебе, доброй дорожки!». Я по рации сказал «Скамеечке», что на маленькой к нему приклеился, чтобы при обгонах карман мне оставлял. Так и шли, пока он в кафе не свернул.

Выехали поздно, поэтому перед Омском решили искать ночевку. В несколько заезжали, условия там, как китайцы-рабы живут. Дорога ровная до идеальности, изломов ни в продольном, ни в поперечном профиле нет. Говоря по-русски, ни тебе горок, как у нас, ни поворотов. Через населенные пункты трасса не проходит, они все в стороне, на каждом разъезде АЗС, кафе, шинка, мотель. Инфраструктура уже почти европейская. По-российски, конечно. Начиная с Края, появляются брэндовые АЗС, «Газпромнефть», «Лукойл». Заливал везде 95-й, потому что он чуть дешевле, чем у нас 92-й. Загадка природы! Интересный факт, на «Газпромнефти», нет номеров колонок, вместо них номера пистолетов. Запоминаешь номер того, который засунул только что в бак, пока идёшь до кассы и стоишь в очередь, благополучно забываешь.
— Ваша машина вон та, бежевая?
— Да.
— 95-й, до полного, 36-й пистолет!

Нашли мотель. Одноэтажный, большой, новый. Номера, два двухместных под одной дверью и с душем, туалетом на два номера. Как раз то, что доктор прописал. Ценник 2400 на четверых. Внутри кафе, вполне сносно для таких мест готовят. Рядом населенный пункт Ковалево. Вся эта местность, начиная от Новосиба, километров за 300, край болот. Не знаю, где черпали вдохновение создатели водки «Пять озер»? Озеро — это Байкал, а то, что я видел там — болота. Высота над уровнем моря — минус! 31 м! Комаров столько, что курить не охота выходить. Хорошо, что на окнах москитки, начиная от Новосиба встала жара 30-32 градуса. Кондиционеры в этих местах еще пока не принято ставить.

После заселения обычно мы идем ужинать. Если есть «вай-фай», младшие путешественники могут и не пойти. Ясное дело, что важнее, интернет или какая-то пошлая жратва? Потом все занимаются делами «перед сном». Любимая смотрит телевизор или читает, Ваня с Лерой терзают планшет и ноутбук. Ваня, вообще, готов останавливаться хоть в сарае, лишь бы был «вай-фай». Мы ещё на берегу решили, взлетать не будем. Само путешествие, дорога, впечатления — тоже интересно. Устаешь, не спорю, но гнать гусей и проехать 6500 километров за 6 дней?! А зачем? Даже при нашем спокойном передвижении, к концу дня я уже клевал носом, спасался жевательной резинкой, всякими энергетическими напитками, сигаретами, леденцами, просто водой. Короче, рот должен быть чем-то занят, тогда не уснешь. Хотя пару раз после суточных пробегов и полной неспячки ночью, будет и такое, после двух клевков, тупо останавливался, где попало, садилась за руль Наталья. В обыкновенные дни она делала свою норму, 100-200 километров, объясняя, что больше не может, так как трафик конский и руль дурацкий, слева. Привыкла она к ЛР только уже на обратном пути. Хуже и тяжелей всего в пути баснописцу. По совместительству он еще и фотограф, главный механик, механик-водитель и командор пробега. Пока все отдыхают, ему надо писать или заряжать фотоаппарат. (Это я уже преувеличиваю, потому что в машине 3 штатных гнезда-розетки и в одном из них разветвитель. Даже преобразователь на 220в для бука брал, но он не пригодился. Так что всем девайсам: навигатор, регистратор, рация, фотоаппарат, два смартфона и планшет — зарядки хватало на борту). Как говорил М. М. Жванецкий: «Но у них с собой было». А у меня есть всегда. Стакан водочки после ужина замечательно снимает мышечную усталость и прочищает мозги почти до девственного состояния. И уже не так страшен завтрашний путь, не так тяжел труд летописца и вообще, все хорошо.

Бердюжье.

Туризм превращает путешественника в контролёра,
его открытия — в инспекцию,
удивление — в констатацию.

Фредерик Бегбедер.

Встали в 5 утра. Это совсем нетрудно, учитывая, что дома в это время 7. На стоянке перед Мотелем, полно машин. На стоянке для фур, а они, начиная с Омской области, титанических размеров, полно фур, штук 80. Дома мы привыкли к одним и тем же регионам на номерах. Наши 38, Бурятия 03, Москва и область 50, 150, 90, 190, 750, 77, 97, 177, 197, 777. Изредка край 24, Кемеровская 42, Новосибирская 54, Приморье 25, Хабаровский 27. А тут, блин, вся география. Я и не предполагал, что номера с такими цифрами регионов могут быть. Поначалу мы заглядывали в дежурный справочник, а как же, продумал и это! Постепенно, выучили его, наизусть. На этой стоянке впервые увидели «перелётных», так дальнобойщики называют легковушки 86-го региона, Ханты-Манси. Летом они тянутся на юга, осенью — обратно. Их очень много по всей трассе, вплоть до Краснодарского края и в Крыму, пожалуй, треть от всех легковушек. Потом мы поняли почему.

Семь утра. Полчаса как идем на Омск. Теперь перекрестки с отворотами на населенные пункты, стали с круговым движением. Строили их, видимо, с советским размахом, они — ну очень большие. Продолжаются они вплоть до конца Курганской области, километров 900. Заезжаем в Омск. Миллионник, но знаю, что не очень богатый. Область вообще — никакая. На обратном пути потом убедились, цены действительно на все гораздо ниже наших. По рации, кроме уже порядком надоевшей рекламы, барыжат контрабанду из Казахстана. Сигареты, вино, водка, коньяк, виски, текила, шоколад, шарики и пр. Купил себе на пробу два блока Мальборо с Казахстанскими акцизами и надписями. 600 рублей за блок. Ценник вроде бы бонусный. Убираю в багажный бокс, потом попробую. Сразу после таблички «Омск» на белом фоне, мост через Иртыш. Честно говоря, после Ангары, Енисея и Оби — не впечатляет. Вода желтая, берега фуфловые, размеры Иркута.

Вот тут следует сделать морально-историческое отступление. Когда-то давно, еще при Советском Союзе, в эпоху гиперстроительства инфраструктуры, Политбюро решило: М51 надо вести через Казахстан. А что?! И республика союзная получит развитие, и дорога прямее и короче. Омск — Челябинск, 820 км. А теперь, благодаря бдительным и никуда не торопящимся таможенникам и пограничникам с обеих сторон, люди едут в обход. Исходя из опыта предыдущих путешественников и дальнобойщиков, основных варианта два: через «Бердюжку» и через Ялуторовск—Шадринск. От Омска до Челябы выходит уже 1100 или 1140, в зависимости от варианта.

Поначалу, проехав Иртыш, и увидев указатель на Челябинск, мы по простоте душевной туда и поехали, то есть прямо. Через пару километров, сообразив, что встреченная нами одна машина не может быть трафиком между двумя миллионниками, решили, что надо возвращаться. Мы шли на Иссиль-Куль, в Казахстан, а надо на Тюмень. Пошли на Тюмень. Заторчали в Омске в хорошей, на час, пробке. Дорога проходит по окраинам, но они у Омска впечатляющие, большие.

Дальше опять пошли ремонты и круговые развязки. Дождь. Вся природа вокруг, болота, березки, местами даже не высохшие. Незаметно заехали в Тюменскую область. Наш супер-нефте-газовый край, отличается самыми плохими асфальтовыми дорогами, из всех нами пройденных. Дальнобойщики шутят даже, в Москве, мол, ни нефти, ни газа, а дороги отличные! Прошли Ишим. Где-то тут надо сворачивать налево. Внимательно смотрим развязки. Еще одно наблюдение: адекватные указатели заканчиваются в Омской области. Чем дальше в Европу, тем они тупее и невменяемее, за исключением республики Башкортостан. Потом продолжу эту тему. Развязка в двух уровнях. Естественно, указателя на Бердюжье нет. Есть на Петухово, есть на Тюмень. Я знаю про Бердюжье, знаю про Тюмень. Зачем мне Петухово? Идем на Тюмень, прямо идем, потому что сворачивать рано. Запрашиваю по рации: «Как на Бердюжку ехать?», отвечают: «Разворачивайся и через 2 километра уходи вправо».

Обочин в этом месте нет. Вместо них подобие твердого покрытия из смеси грязи и глины, размокшее и скользкое. Останавливаюсь, предупредив о маневре сзадиидущие фуры, оставляя левую сторону на асфальте. Пропустив фуры, разворачиваюсь с легким буксованием. Ушли вправо, на той самой развязке, то есть на Петухово. Впереди MAN c казахстанскими номерами, запросил его, где Бердюжка. Еще 90 километров до нее. Ладно, едем. Приехали. Перед поселком Бердюжье Тюменской области есть кусок плохой дороги. Его и называют Бердюжка. 19 километров гравийно-глиняной смеси, с колеёй и боковыми уклонами, а вместо обочины — болото. Впрочем, болота здесь везде.

Идем в колонне с фурами и пузотерами. Навстречу такой же плотный поток машин. За машиной летит стая больших мух, похожи на ос, но кусают, как наши пауты и размером с недоношенного воробья. Их много. Пугающе много. Открыть окно, чтобы покурить или выплюнуть жвачку, нереально. Залетит за это мгновение штук 10.

Встречная фура, начала сползать в боковой уклон, водитель, видимо сгоряча, еще прибавил коксу, в итоге голова сползла в болотину всей правой стороной, если бы не груженая телега, сделал бы уши. Обе колонны встают. За бортом +33 по Цельсию. Люди в машинах, без кондиционеров, старательно парятся, открыть окна нельзя. У мух, видимо, период случки. Они облепляют моторный отсек «Америки» и часть его красной кабины, становится черно-жёлтой. По рации — стебалово о том, что сейчас откусят мухи водителю этой фуры, когда он выйдет из кабины. Мы сидим в комфорте, начиная с Края, все в шортах и футболках и в пляжных шлепанцах. Кроме Иркутской области, везде в конце июня даже ночью тепло. Я еду голый по пояс, футболку одеваю только на АЗС и в Мотеле, да и то не всегда. Таки вышел из кабины такой же полуголый горе-водитель. Делает руками вентилятор, доходит до обочины, смотрит и пулей бежит обратно в кабину. Мужики по рации ему говорят, сиди, мол, кондиционируйся, жди ночи. Ночью только комары и не так жарко. Фуры ночью тоже ходят, помогут. Пробка начинает аккуратно разъезжаться. Встречка обходит наклонившуюся фуру, наш поток — прижимается правее, но без фанатизма, чтобы тоже не стащило.

В поселке Бердюжье, заехали в кафе. Вышел из машины — ужаснулся. Она грязнее, чем Прадик после колеи. А впереди злые башкирские, ростовские, краснодарские ГИБДДшники. Во всех отзывах об этом пишут. Еще одна проблема, мойку искать и час времени на ней потратить. Чтобы зайти в кафе, надо выполнить акробатический этюд. Грязь везде, как в Аду. В кафе нет электричества. Буквально за 10 минут до нашего прихода отключили. Значит не наше это кафе, жалко, только дважды через грязь прыгать пришлось. Едем дальше. Вскоре я понимаю, настал мой черед мух кормить. Заправляться надо. А вот и «Роснефть». Останавливаемся, надеваю футболку, быстро выхожу, все мои наготове с полотенцами внутри машины, захлопали, все-таки парочка наглых мух залетела. Вставил пистолет в бак и танцующей походкой, бегом, руками изображаю вентилятор, к окошечку. Тётенька выдвинула длинный ящик с металлической сеточкой внутри, видимо москиточка такая, импровизированная. Я сунул туда 1500, ни о каких «до полного» и речи быть не могло. Танцуя, спросил: «Как вы тут живете?», — «Привыкли уже, да и через месяц их не будет». — «И случится тогда тут Рай на Земле» — подумалось мне. Запрыгнул в машину. По поводу туалета мы все дружно решили потерпеть. А вот оно и Петухово, и М51, здесь мы бы вышли из Казахстана в Советские времена.

Постепенно вдоль дороги стали появляться поля. Асфальт, кстати, после Бердюжья, вполне достойный. И контрабанду опять продают, процентов на 40 дешевле, чем в Омске. Ну и граница рядом совсем, опять же мухи на скидочку влияют, иначе, как покупателя заманить?! Этот достойный асфальт тянется до сворота на Петухово, примерно 150 километров. С выходом на М51 опять потянулись ремонты и проезд в одну полосу по очереди.

Въехали в пригород Кургана. Мойка. В здоровенном железобетонном ангаре, зачем-то с внутренней побелкой, устроили грузовую мойку. Загнал машину, мойщик оценил работу в 200 рублей и час времени. За это время мы сходили в ближайший мотель, убедились, что он «не очень» и вернулись. За ангаром ходил из угла в угол здоровенный миша в такой же здоровенной клетке. Маялся от несвободы и жары, а еще от гнуса. Осталось загадкой, где его в этих болотах смогли изловить.

На чистенькой машинке, правда, вся химия проявилась на утро в виде светлого налета, едем по мосту через Тобол, мимо Кургана, он остается слева. Время 21 час местного, дома, соответственно 24. Хочется жрать и спать. Мотель «У Светланы», общагинского типа. Дежурная провела нас по коридору, показала 3 туалета и 4 душевых. Все очень чисто. Номер трехместный, но большой, взяли раскладушку и пароль от «Вай-Фая» за 50 рублей. Ужин в кафешке через дворик.

После подъема долго вспоминали какое сегодня число. Многодневная дорога снижает социальную ответственность. Потом вспомнили за смартфоны, часы с календарем. Всего 4 дня в дороге, а уже чувствуем себя супертуристами и профессионалами дорог. Забавно. Итак, сегодня 28 июня, вечером надо «кровь из носу» быть в Уфе. Завтра замена масла, Рашид ждёт нас именно сегодня. От дома мы на отметке 3180, до Уфы 720 километров. Не так много, но надо заезжать в Челябинск, снять денег, соответственно, сначала найти банкомат. Однозначные потери времени. Потом впереди Уральские горы, перевалы не особо страшные, но трафик очень большой. Я всегда, по простоте душевной, думал, что дороги две. Одна по югу: Омск—Челябинск—Уфа—Самара; вторая по северу: Омск—Тюмень—Екатеринбург—Казань—Москва. Так вот, я ошибался. Можно проехать в Екат, например, из Кургана и из Челябинска. Можно из Тюмени. В Казань идет дорога из Уфы. А в Москву, дорог много. Ростов—Москва — М4, Челябинск—Москва — М5, Казань—Москва, Самара—Москва; не знаю название трасс. Эти дороги не пересекаются, а приходят все на МКАД, в разных его участках. Короче говоря, мы пойдем через УРАЛ, вместе со всем существующим трафиком «Восток—Запад». Завел машину и обнаружил, что перегорела лампочка подсветки номера. При моей педантичности — катастрофа. Разбудил в 7 утра мальчика, который, типа, сторожил за 50 рублей нашу машину всю ночь. Мальчик сладко спал прямо на витрине небольшого автомагазинчика при мотеле. Ещё за 50 рублей я получил вожделенную бесцокольную лампочку. Быстро поставил, все, идём дальше.

Скоро началась Челябинская область, дорога стала ощутимо лучше. Стали попадаться двухуровневые развязки. Скоро воспетый в «Нашей раше» город, в котором мужики настолько суровы, что разбивают струёй мочи писуар. Заехали в город. Дороги хорошие, движение дурное. Сняли деньги, надо выбираться из этого Чернобыля, Ванька вечно чего-нибудь перепутает. Движение в 4 полосы в одну сторону. Крайняя правая для общественного транспорта. По остальным едут под сотню. Я не могу под сотню, я города, блин, не знаю. Уперлись в пробку, дорога на Троицк и объездную Челябинска, суббота, утро, народ на отдых едет, на дачу, по всяким там Икеям и Мегам. Свернули на Уфу, движение спокойное, но Челябинск еще не закончился. Ж/д район еще впереди. Кафе. Армяне. Значит, будем вкусно кушать. Рёбрышки на мангале, настоящий лаваш, чай. Не дорого и вкусно. А ещё в планах, в дальнейшем, попробовать настоящую пахлаву, люля-кебаб, шашлык из молодого барашка, украинский борщ с пампушками, лагман с баклажанами. Гастрономические удовольствия никто не отменял! После еды закурил. С огромной скоростью, еле оттормозилась, остановилась чёрная Приора. Окна наглухо закрыты, также наглухо затонированы. Вышел насквозь мокрый парень, судя по номерам машины «102», башкир. — «Дядька, где Магнитогорск?», — «Сами мы не местные», — «Спасибо, жаль». Запрыгнул в свою, без кондиционера, машину и по-дрифтерски развернувшись, уехал обратно.

Уже не Сибирь.

Туризм — жизнедеятельность праздных.

С. Довлатов

После Челябинска, начинается первая в моей жизни автомагистраль. Настоящая, обозначенная соответствующим зелёным дорожным знаком. Можно ехать 110, а учитывая наши правила — 125. Больше все равно нельзя, антенна на магните, багажный бокс, всё до 130 рассчитано. Продолжается магистраль примерно 80 километров, потом сужается, короче, как обычно, дальше пока только строят. Еще через 50 километров начинается Урал. Для ездивших по Култуку, ничего особенного. Горы старые, пологие, наибольшая высота дороги, по навигатору, 790 метров. Поворотов особо опасных и крутых нет. Асфальт замечательный, местами новый и с дополнительными полосами в гору. Но движение! Новосиб—Омск отдыхает.

В долинах отвороты на Миасс, Златоуст. На перевалах импровизированные рынки, с самогонными аппаратами, дарами природы, Златоустовскими ножами, АЗС, мотели. Стали попадаться АЗС «Башнефть» и «Татнефть». Цена 92-го 29,50: 95-го 31,50. Заправились, конечно. Через каждые примерно 10-15 километров, работают машинки. В одном месте прямо рядом с цыганами, продающими фальшивые «гайки». Кто не в курсе, потом подробно про них напишу.

Пошёл ливень, видимость очень плохая, сбрасываем скорость, почти ползём. В отличие от наших перевалов, Урал — достаточно протяженный, почти 200 километров. Впереди крутой и длинный спуск, кругом смотровые площадки. Место это очень напоминает сам Култукский спуск, только не такой змеевидный. А вид похожий, только внизу не Байкал, а посёлок Сим. Родина С. П. Королёва. А ещё внизу пробищща. Очередной ремонт моста. Ползли около двух часов.

Заканчивается Урал как-то незаметно, съехали с последней горки, и всё. Долина. Растительность диковинная появилась. Липы, пирамидальные тополя, ещё какие-то загадочные деревья и растения. Началась республика Башкортостан. Я напрягся, помня о злых ГИБДДшниках. Постоянно запрашивал у встречных фур обстановку. Машинки очень часто попадались, но в нашу сторону, даже не смотрели. Сплошную не пересекали, обгон не нарушали, скорость не превышали. Сотрудники дорожной полиции, как мне показалось, даже нарочито от нас отворачивались. Предъявить-то нечего! Ну и ладно, мы не в обиде.

Позвонил Рашиду. Он примерно рассказал нам куда ехать и после какой деревни перезвонить ему для уточнения. Время, как и в Челябинске, минус три от домашнего. Местного 18:30. Ехать ещё под сотню километров, ну и прекрасно, к восьми приедем. Дорога идеально ровная. Всё ухожено, мусора нигде не видать, 92-й на родных АЗС по 28,50. «Неплохая республика!» — подумалось мне. Долго искали. К вечеру от дальней дороги, усталости и массы впечатлений, голова варит слабо. Наконец, сообразили, что свернуть надо в направлении Казани, проехать 11 километров и там нас встретят. Уже около 21 часа встретились. Большой дом, участок, сад с плодовыми деревьями, тротуарная плитка, все удобства, баня, газ. Все сделано своими руками, золотыми, надо сказать. Оттого все удобно и практично. Начали с бани, потом пиво, потом вискарь. Аля, жена Рашида, открыла две трехлитровки вишневого компота, моего любимого. Открыла-то для детей. А у меня выбор, чего пить, пиво или компот? Трудный выбор. Пришлось и то, и другое. Засиделись с вискарем, а потом чаем, до 3 часов ночи. Дети спали в гостевой комнате, а мы с женой на втором этаже, в спальне с размерами 6х12. «В греческом зале, в греческом зале!»

Договорились так, что едем на двух машинах. Рено оставляем «на сервис», а на Аутландере нам покажут город. Аут двухлитровый, аппетит очень умеренный, 7 с половиной литров на сотню. Машина понравилась, а пишут про нее всякие небылицы, шумка, дескать, плохая, не едет, жесткая. Все брехня. Если, конечно, не сравнивать с Мерседесом АМГ. Очень хорошо, что проводил, потому что найти развязку с проспекта Салавата Юлаева и правильно на ней развязаться, я бы не смог. Уфа город очень большой, 44 километра в длину, через весь город тянется проспект Салавата. Башкирский национальный герой, Чингисхан, короче, местный. Проспект в восемь полос, параллельно и слева, и справа много дорог, но попроще.

В Рено-центре, машин раз в пять больше, чем у нас. Хотя таких центров в городе три штуки, а наш самый маленький. Пока сдавал машину, увидел по телевизору на рецепшене знакомые места. Попросил звук прибавить и узнал про несчастье в Аршане.

Потом Рашид Мавлеевич катал нас по городу, фотографировались у памятника Салавату на коне, возле фонтана и в других красивых местах Уфы. В сувенирной лавке купили всяких безделушек, а мы с Ванькой по тюбетеечке себе. Удобный, кстати, головной убор, голова не потеет, но и минус есть для южного солнца — отсутствие козырька. Центр Уфы, считается тесным, но, я вам скажу, в сравнении с иркутским центром так там просто простор. Оно и понятно, в Сибири-то земли мало. Позже, уже на юге, я часто чувствовал себя северным оленем. А в Уфе тоже слегка свою дремучесть ощутил. Впервые увидел многоуровневые парковки.

Торговые центры, как и у нас, стенами заподлицо с дорогой. Но такая парковка, естественно, сразу решает проблему пробок. Там есть «Ашан», «5», «Икеа». Видели Татарский и Башкирский драматические театры. Очень красивые сооружения. Видели знаменитую «Уфа-Арена», здесь матчи проходят КХЛ, между «Салаватом Юлаевым» и «АкБарсом», болельщики в курсе, кто это.

Настала пора прощаться. Машина наша готова, едем в Рено-центр. Заказали мёд башкирский. Его ещё впереди много будет, и поволжский, и краснодарский, и крымский. Но ни разу впоследствии не пожалели. Рашид сам по мёду «угорает» в плане потребления, разбирается в нём. Липу нам хоть показал, северным оленям. А у него в офисе девочка работает, папа которой держит пасеку. Так вот нам пообещали не для лошпедов мёд, который качают два раза в месяц, а настоящий — одна качка в год. И когда вам в Иркутске на рынке говорят: «Это он вначале прозрачный и жидкий, а потом густеет», брешуть, нагло врут. Густеет там сахарный сироп, которого в настоящем меде вообще нет от природы. Откуда в отрыжке пчёлок сахар? Короче, по сию пору, ничего у нас в двух трехлитровках не загустело. А вкус какой!

Сегодня надо успеть доехать до Самары. Время уже 16 часов, 450 километров впереди. Ах, Башкортостан! Мы прямо влюблены в эту республику. Чисто, аккуратно, буйная растительность. Какого хрена в наших краях не садят пирамидальные тополя? Они что, расти не будут? Красивые, пуха не дают. Вдоль дороги тянутся деревни, коттеджные поселки. Красно-зеленые яркие крыши. Кругом сайдинг. Это ж показатель благосостояния народа. Нет заброшенных улусов, как в других субъектах федерации.

Через 100 километров, заканчивается многополоска, дальше опять строительство. Мы разменяли пятую тысячу от дома. За Республику байка ходит. Есть у человека ГАЗик старенький, бочка с насосом, для выгребных ям. А работы нет. Попросил у друзей, те говорят, ладно, ехай набирай, примем. Человек бочку вымыл, в ближайший лесок съездил, накачал себе в

бочку жижи нефтесодержащей. А друзья приняли, потом очищают и сдают куда-то. Вот так, как у нас за грибами сходить. И начинаешь в эту байку верить, когда видишь прямо вдоль дороги, как «качалки» нефтяные работают, мимо везде трубопроводы, видимо, в них и качают. Или на полях вдоль дороги, лужи в черном черноземе, с маслянистыми разводами, дисперсия, однако.

СМСка пришла, заехали в Оренбургскую область. Мы ее только краешек северный задеваем. Думали по путеводителю ехать, сворачивать надо где-то, ехать через Усть-Катав и Бугуруслан. Поскольку мы все равно не увидим, как делают трамваи и вертолёты, едем прямо, на Самару. Везде, как и в Башкирии, исправно работают машинки. Это Иркутская область, 700 километров от нашего дома до границы с Краем, одна машинка и одна камера были. Смех, да и только. А, между прочим, когда они работают, неотвратимость наказания как-то лучше ощущается. На культуре вождения это чётко сказывается. Опять СМСка, Республика Татарстан. Всего-то кусочек около 10 километров. Машинка обязательна! Точно, есть, по скорости работают.

Самарская область. Два длинных-предлинных ремонта. Объезды по полю. Дорога, соответственно, кочковатая. Фуры очень медленно ползут. Из-за этого пробочки. Движение идет, но медленно и печально. По рации кто-то из маленьких затеял ругань с фурами, дескать, не надо материться, дети на борту. Дальнобои возмущены, наш канал, мы еще и задумываться должны чего говорить, чего молчать. Дети мои тоже возмущаются. Нравится им, когда без «купюр». Выходим на новый асфальт. Много «встречки», неизвестные нам брэнды и «сетки» на фурах нарисованы. «Красное и белое», много фургончиков, алкоголь, видимо. «Магнит» сеть супермаркетов, в Краснодарском крае потом познакомимся с ними. А машины все на 37 регионе, Ивановская область, оффшор, что ли там?

Второй длинный ремонт. Ползем опять медленно. Навстречу фура, ух ты! «38-я», после Новосиба их не видно было. Наши, видимо, не ходят дальше. Поморгал нам. Я говорю: «Мы в канале». Поболтали, из Питера возвращается. Ну и в любезностях рассыпались. Приятно.

Заехали в гостиницу. Именно, не мотель. Зашли, узнали ценник, 4500 двухместный номер. Да уж, «овёс нынче дорог». Едем дальше. Красный Яр. Ну, вот в каждом субъекте федерации, есть Красный Яр, Октябрьск или Октябрьский. Яр, как я понимаю, возвышенность. Ну да, ихние пародии на сопки, горами не назовешь, самое то — Яр. Мотель. Вполне прилично все, кондиционер в номере. Люкс, блин, 2600 за номер. Два дивана двуспальных. Нас устраивает. Правда, через коридорчик зал, а в нем аппаратура для попсоизвержения стоит. Но нас заверили, что сегодня музыки не будет.

Пока я ковырялся с машиной, перекладывал вещи, мои заселяться ушли. А ключи у меня. Высунулись в окно коридора на втором этаже — кидай нам ключи! Ну, я и кинул. Не попал. Они упали на карниз. Наташа стала шваброй их доставать. Я уже поднялся на этаж. А вместе со мной мужик какой-то. Хозяин. «А что это вы тут делаете, а?»

Начиная от кусочка Оренбургской области, за бортом стояла «холодина». Для тех мест это редкость, чтобы днем в конце июня, и +12. Девочка на рецепшене в «Красном Яре» гордо ходила в зимней куртке и не туманилась. Мы от жары уже натерпелись, поэтому такая прохлада даже обрадовала. Кондиционер, первый в нашем путешествии, даже не включали.

Внизу, под дискозалом, кафе. Готовят очень вкусно, ценник средний. Начиная от Самарской области, следует забыть про покушать в придорожном кафе вчетвером на 800 рублей. Средний наш чек подрос до полутора тысяч. Пока готовят нам ужин, порассуждаю.

Я достаточно часто езжу по командировкам. Условия размещения бывают разные. Опыт уже большой. Поэтому и в путешествие я все предусмотрел. Тройник, удлинитель, кипятильник, стакан для него и еще много разных мелочей. Теперь, ко всем гостиничным неурядицам, типа отсутствия нормального количества розеток, дебильного их расположения, маленьких полотенец, пульта с севшими давно батарейками, отсутствия в номере (даже в так называемых люксах) стаканов, чайных ложек, чайников, кулера на этаже — добавился запрет на курение. Ну, много я курю, сам знаю. Я же не дымлю за столом, в общественных местах, в коридорах. Я заплатил за этот номер, курю в ванной комнате, кому я мешаю? Борьба эта, как многое в РФ, приняла уже анекдотические формы. Например, от всех госучреждений убрали урны. Что, стали меньше курить? Нет, стало валяться больше бычков. В Украине — то же самое. Везде надписи «Курiння заборонено». Меньше курят, что ли? Да фиг там. Не с того конца, товарищи, или господа, как вам угодно. Всё равно, во всех номерах, на утреннем горшке я курю. Где горшок, там и перекур. Хоть убейте. А уж в мотеле, когда мы уезжаем, кто-то бежит принимать номер? Спят, как сурки, живые ж люди.

Начиная с Оренбургской области, время минусонулось на два часа. Теперь оно московское, разница с домом 5 часов. Надо привыкать. Месяц по нему жить будем. Утром выезд на 3 часа ночи. Дома-то восемь утра уже. Легко! Вот обратно будет сложно.

На юг!

Путешествия обнаруживают не столько
любопытство наше по отношению
к тому, что мы собираемся смотреть,
сколько усталость от того, что покидаем.

А. Карр

Еще с вечера договорились с девчонками в кафе за чай и блинчики в 02:30. Не подвели девочки, за что им респект! Выехали по плану. До Самары всего 30 километров, до дома 4300. На стоянке, пустой с вечера, потому что легли мы в 20 часов местного, полно машин. «Перелетные», почти такие же «89-е», Ямало-Ненцы, 74 — Челябинск, 66 — Екат. Едем. Но сама Самара, нам не нужна вовсе. По дороге «туда» решено было ехать по левому берегу Волги, через Маркс—Энгельс—Саратов; а обратно по другому берегу, Сызрань—Жигулевск—Тольятти. Вот и развязочка, после неё, мы уже не будем двигаться с востока на запад, пойдем на юг.

Но всё не так просто. Я уже писал, про дебилоидные развязки. Они сложные, но не информативные. Как правило, дорог в тех краях много, поэтому развязки не просто заменяют собой х-образный перекресток, все гораздо сложнее. Одна трасса расходится в две или три и пересекает ещё две дороги. То есть развязки по сути две. Указатель стоит либо очень близко, не успеваешь сообразить, либо один на две развязки, поэтому не понятно на какой из них и куда поворачивать. Кроме того, начиная с Самары, развязки не представляют собой классический «кленовый лист», если у нас для сворота влево, через виадук, надо свернуть вправо, проехав под путепроводом, то там, надо свернуть вправо до путепровода. Итог, почти всегда мы уезжали не в ту сторону. До тех пор, пока не стали ездить с точностью «до наоборот».

А пока мы понимаем, что идем по автомагистрали на Самару. И она уже близко, судя по 6 полосам движения. Разворот на автомагистрали, как известно, запрещён. Но только не нам, начинаю психовать, мы Иркутчане или где? Нагло прижимаюсь влево, включаю аварийку, притормаживаю и разворачиваюсь через разделительную, благо она без бордюров. Вот, теперь понятно, Саратов — направо, туда и едем. Светает, небо — ни облачка, видать, прохладе пришёл конец. Идём вниз, на юг, вдоль длинной Самары и левобережья Волги, текущей, как известно, по-дурацки, с севера на юг, в Каспийское море. Ни Самары, ни Волги, конечно, не видно, далеко. Вообще, я всегда думал, что просторы только у нас, в Сибири. Это неправда, на западе тоже, расстояния — будь здоров!

Начиная от Самары, практически замолчал эфир. Ни надоевшей рекламы, ни переговоров. Уже впоследствии мы узнали, спрашивать у 63, 163-го, 64-го, 23, 93, 123-го, 34-го, 61, 161-го, 26-го дорожную обстановку, схему проезда, бесполезно. Все эти регионы немного странные! И на практике Самарские, Саратовские, Краснодарские, Волгоградские, Ростовские, Ставропольские водители — необщительные, загруженные и хамоватые, а вот люди на улице, наоборот, приветливые. Все свои вопросы и общение по рации мы продолжали с фурами других российских регионов, Москва и область, Питер, Ульяновск, Удмуртия, Башкирия, Татарстан. Забавно, как матерятся в эфире дети разных народов. Москвичи — слова растягивают, татары и башкиры — с акцентом, питерские — очень культурно матерятся.

Ближе к полудню голод заставил притормозить возле сборища кафешек. Решили накупить в магазине пирожков и залить кипятком термос. К нашему удивлению, во всех павильончиках и кафе висели объявления: «Термос не заливаем». Да! Ну как же так? До этого, я даже не предполагал, что это проблема. Стал интересоваться. Оказывается, вода у них привозная, в 5 км от Волги. Так я же у вас не бесплатно прошу, любые деньги, в пределах разумного, готов отдать, нет же, не наливаем! Вот в этой мелочи, практически всё Поволжье, как оно было нищим и советским, так и осталось. Забавно, что даже в жирной Башкирии, мне говорили, чего вы ноете про бензин на 4 рубля дороже, чем у нас? Денег-то у вас в Иркутске до хрена. И откуда у них такие познания? Между тем, в Поволжье сильно красивые девушки и женщины. Даже в глаза бросается. Высокие, стройные, загорелые. Выглядят ярко, вне зависимости от угла зрения. Вот так.

Обломившись с термосом, купили у этой дуры 6 стаканов горячего чая, залили в термос и перекусили. Потеплело, даже черезчур, +29. Поплутали по каким-то мелким городкам и выехали по указателю на Энгельс. Справа огромная белая гора.

Что за порода такая, любопытно. Оказалось, завод минеральных удобрений. И вот — Энгельс. В этом городе есть завод имени Урицкого. Производят там ЗИУ, то есть троллейбусы. Один из них как раз стоял на трейлере на подходе к путепроводу. Этот путепровод постепенно становится 7-километровым мостом через матушку-реку.

Не то, чтобы такая уж она огромная. Просто ГЭС всяческих на ней понастроили, и Жигулевская, и ещё какие-то. Население-то вдоль Волги большое, обогревать и освещать его надо. Наверху Самара—Тольятти—Жигулевск 2 млн. население, в середине Энгельс—Саратов миллион, внизу Волгоград — тоже миллион. Размером Волга, как две Оби, но равнинная, берега заболоченные, вода тёмная. Проехали мост, Саратов остался слева, в стороне. Мы идём по указателям на Волгоград. Пенза и Воронеж — в топку, нам в Волгоград.

Земляк на фуре перед Самарой нас предупреждал про ещё два ремонта. От Самары мы уж прошли около 400 километров, нет ремонтов. Потом сообразили, он правый берег имел в виду. Поменялись с любимой, я сел мемуары писать, она за руль. За бортом всё теплее, +33 уже. Инфраструктура всё развитие. Правда, дороги местами хуже наших и намного. Говорили умные люди, что после войны в Волгоградской области не все дороги ещё починили. Пока по Саратовской ехали, поля возделаны, оросительные системы видно. Писают они себе тоненькими струйками по сторонам, и зелёное все вокруг. Кукуруза, да подсолнухи в основном. Где солнце, туда эти маленькие солнышки свои головы поворачивают, как в строю, красиво очень! По обочинам, вместо сорняков, тоже подсолнухи, маленькие, смешные.

Как въехали в Волгоградскую, всё. В смысле, засохло всё. Справедливости ради, надо отметить, местами послевоенную дорогу стали ремонтировать, раньше она была, как гигантский слалом, 100 километров — 3 часа. Яма на яме, как говорится. А где уже отремонтирована, знаки не сняты. Другое ведомство за это отвечает. Делают подрядчики, знаки снимают и ставят дорожники, по предписанию. А есть ещё третье, заинтересованное ведомство, ГИБДД. Первый раз увидел, как они на временном знаке «30» засаду устроили. Машин собрали, штук 20. Очередь к ним в «Приору» полосатую стоит. Хорошо, встречная фура, Новосибирская, по рации предупредила. Ехали ровно 30, опять от нас отвернулись. Кстати, у нас сотрудники жезла до такой пошлятины не опускаются. Или суровые, как в Челябинске пацаны, или в Сибири народ с понятиями, исторически.

Дубовка, где продают подсолнечное масло, самодельное, сгущёнку вёдрами и волжскую игрушку. От маленьких скульптур, до коров в полный рост. Потом Камышин, старый русский город, с огромной сосновой рощей на холме. Потом узнали — искусственно высаженные. Как и в Башкирии, много липы, ясеня, дуба, пирамидальных тополей. А сосен мы уже тыщи полторы километров не видели. Проезжали Камышин, видно слева с горы Волгу. Вид очень красивый. Думали на обратном пути фотосессию устроить, а ехали в темноте. Мух всё больше, каждые 50 километров останавливаюсь, вытираю. Не помогает ничего, кроме грубой губки. Поливаю водой с «Фэйри» и губкой стираю. Эффективно.

Знаем уже, что после Волгограда останавливаться негде. Решаем смотреть в оба, ищем мотель. И тут я вспоминаю: сегодня мой день рождения! Жена, словно прочитав мои мысли, тайно улыбается. Придумала, значит, что-то. После сворота на Тепличный, целая обойма мотелей с обеих сторон и в конце «Роснефть». Останавливаемся. Пока я с жадностью лоха покупал у бабушки помидоры и тазик черешни, Наталья договорилась с жильем. Это самый лучший ночлег на маршруте. Четырёхместные номера с удобствами и кондиционером. Внутри, рядом со входом ставят машины. Во дворе живут ласточки. Не думал, что они мельче наших стрижей. Ещё по двору ходят местные кошки и с тоской смотрят на то, как хитро и недосягаемо ласточки строят свои гнёзда. Рядом кафе, где мы мою днюху-то и отметили. Очень уютный мотель, вкусная еда, пирожки, борщ. От Иркутска 5100, до Волгограда 140. После кафе я ещё отметил, закусив черешней из тазика, потом покурил в уютном дворике и баиньки. В европейской части персонал в мотелях разговаривает шёпотом даже днём, чтобы не разбудить никого. Культура, блин!

Стали привыкать к московскому времени. Вставать спозаранку, не так уж и легко. Ехать сегодня «до талого». До моря, и никак иначе. На самом деле, нам в Крым. А значит ехать надо до переправы Кавказ-Керчь. Она теоретически в районе Темрюка. Но сначала — Волгоград. Сегодня совсем скоро мы увидим, первый на своём маршруте город-герой. Выдвигаемся. Дорога пошла хорошая, даже ремонты, которые встречались, с отличными и ровными песчаными объездами. Остановились позавтракать и «до ветру». Отзвонились домой. Всё по-быстрому, желательно Волгоград пройти до 7 утра, до пробок. Перед городом, как водится, работяги строят четырехполосное расширение входа. Знак-стела, Город-Герой. Фотка. Моё семейство гудит на меня за бесконечные остановки на фотосессии. А как же? Увидел сам, покажи другим. Да и сейчас, чуть больше двух месяцев прошло, а посмотришь — на душе тепло, вспоминать приятное всегда здорово.

Тогда мы были не особо в курсе, что с Волгограда прямых дорог на Краснодар и Ростов, нету. Точнее даже не так, указатель есть, на Ростов. Но мы же побаивались ехать вдоль «горячей» границы. Поэтому пытались найти указатель на Краснодар. А его нет. Волгоград — город огромный по территории. 86 километров в длину. Вдоль Волги. Через весь город, почти по центру, проходит магистраль. Объездов нет. Скорость регулируется цветом знаков «Волгоград». Они то синие, то белые. Идём, на всякий случай, 70. Сначала 2 полосы, потом 4, потом 6. В какой-то момент становится видно «Родину-Мать». Даже издалека понимаешь, каких она исполинских размеров. Говорят, чтобы бегом пройти весь мемориальный комплекс надо около трёх часов. Всё на обратном пути. У нас бронь, второго июля мы должны быть в Ялте. Сегодня первое. А до неё ещё 1200 километров + паром.

Запросили дорогу на Краснодар. Нам сказали идти на Ростов, потом разберётесь. Ну что ж, Ростов, так Ростов. По путеводителю надо не промахнуться мимо отворота на мост через Волго-Донской канал. Промахнулись. Сначала заторчали в пробке на переезде, в связи со строительством путепровода, потом засмотрелись по сторонам, в итоге проехали мимо. А отворот был, как на наших трассах, не заметный такой, сворот в деревню, такой и там. Мы его видели, но подумали, что это местная дорога. Уехали мы уже прилично, взволновало, как обычно, отсутствие фур и трафика вообще. Стали мучать навигатор. Оказывается, дорог на юг из Волгограда, аж целых 4. Правее всего, постепенно уйдёшь на М4, и через Калач-на-Дону, на Ростов. Следующая за ней — вообще, непонятно куда, но на юг. Далее — на Элисту и затем в Грозный. И самая восточная — на Астрахань и Ставрополье. Нас мало интересовало Каспийское море и Астраханские арбузы, не было планов посмотреть проспект имени Путина в Грозном, слабо хотелось побывать на родине Горбачёва в Ставропольском крае, поэтому заехали на «Лукойл» и спросили у оператора, где мы и куда нам? Оказалось, что мы по дороге в Грозный, ехать нам надо по той дороге, которая «не пойми куда», а чтобы по ней ехать, надо вернуться, потом уйти направо, потом выйдем на трассу и держаться за фурами. Всё просто!

Крюк получился 140 километров. Дороги местного значения — просто шикарные, красиво, к Волго-Дону перпендикулярно подходят каналы, которые мы пересекали, вдоль каналов буйство красок и растительности, между каналами, сушь. За бортом +34, время 9 утра. 140 километров мы проехали за 1 час 10 минут, и пошли за фурами. Вдоль дороги стали попадаться плакаты: «Внимание! С целью вашей безопасности, просим не останавливаться вне населённых пунктов, на этой дороге возможны разбойные нападения, грабежи, кражи имущества. Спасибо за понимание». Жаль, что не увековечил эти перлы, потому что любимая отнеслась к предупреждениям крайне ответственно и даже пописать не разрешала никому, пока уже у нас у всех в ушах не забулькало.

В населённом пункте мы всё-таки отвели душу и пообедали с Омским средним чеком в 700 рублей. Сама эта страшная дорога, хорошего качества, широкая, пейзаж жёлто-засохший, из трафика редкие фуры, местные убогие МАЗы и такие же убогие старые «Жульки», на которых, видимо, и ездят опасные люди. +37, это уже серьёзно, вылезать из машины и без предупреждения страшно. Остановились на каком-то поле. Куда едем, вообще непонятно, но на юг. Дует сильный ветер, степь всё-таки, причём дует реально горячим воздухом. Населённых пунктов нет в помине. Круче, чем у нас в тайге. 120 километров проехали, ни одной деревушки. Меняемся рулём, отмываем мух. О! Вот и населенный пункт. Всё вокруг в дыму, то ли степной пожар, то ли вездесущий мусор жгут. А мусора — очень много. Движения мало, дорога широченная, а мусора, как на Малом море. Иногда попадаются сбитые машинами рыжие собаки, да откуда здесь взяться собакам? Это лисы, точно! Растительность тут засыхает к середине июня. Деревня называется «Синенькие». Сначала я хотел переписывать все забавные названия, потом бросил эту затею. В этих самых «Синеньких» целый базарчик вдоль дороги, на котором продают «краснокнижные», читай запрещённые, деликатесы. «Ну, точно, тут не пахнет никакой советской властью», — сказал я. Икра чёрная по 6000 за литровую банку, белуга, севрюга, осетрина, стерлядь. Всех видов соления и копчения, выглядит прямо, как Ламборгини, красиво. Жена сказала, что имодиума в аптечке может не хватить, поэтому — идём дальше. Даже сейчас мне жаль, эх, такая возможность была, за недорого, можно было и рискнуть.

Перекрёсток, впередиидущая фура сворачивает вправо. Указатель прямо: «Ставрополь», направо: «Хренпоймичто». Что за манера писать на дорожных указателях местные названия, неизвестные широкому кругу. Хотя и дорога-то местечковая, судя по белой рыбе и отсутствию движения. Мы за фурой. +38, уже не смешно. Фуры впереди три штуки, две бочки и одна с бортовой телегой перед нами. Идём сто. Вдруг, на задней тележке, взрывается колесо у бортовой. Полуприцеп кидает из стороны в сторону. Милая не растерялась, притормаживая рывками, ушла на обочину и остановилась. Браво! Мои курсы высшего водительского, не остались без внимания, не блокировать колёса при экстренном с поворотом. Даже ABS не сработала. По рации, кто-то из бочек спросил, не догнала ли его маленькая, нет, в порядке всё, ответил виновник.

По направлению мы понимаем, что идём лосиными тропами в сторону Ростова. Сам Ростов нам и нафиг не нужен, по домашним заготовкам, к Темрюку ближе Краснодар, но где он, вообще непонятно. На указателях всякая местная хренотень. Пишем моей двоюродной сестре, Леночке. «В контакте», если надо, даже пользу приносит, открытие! «Как проехать на порт Кавказ?» Через 20 минут пришёл ответ. Из всего я запомнил: Батайск, Тимошевск, Каневская и ещё куча всяких названий. Обогнали двухэтажный автобус: Ставрополь—Ростов—Москва. О, счастье! Значит, на Ростов правильно идём. Криво, но правильно.

Всё чаще обгоняем и навстречу попадаются КамАЗы-зерновозы. Борта нарощенные и у тягача, и у прицепа, зерно тяжелое, поэтому чудо еле едет и дымит нещадно. Дальнобойщики называют их «Хомячками». Ходят они по нескольку машин, дорогу не уступают никому, на связь не выходят, хотя антенны стоят. Каста. Под номерами 26, 23, 95, 61 — Ставропольский, Краснодарский, Чечня, Ростов. Если любая фура, видя маленького в зеркало, всегда подвинется на разъездах или просто чуть вправо возьмёт, эти хрен. Зомби какие-то, тьфу!!! А надо отметить, что в Ростовской области, что в Краснодарском крае, обочины закатаны в асфальт, и разметка идеальная.

Непонятно с какой стороны подходим к Ростову. Дорога расширяется, и трафик увеличивается. Дон не пересекали. Вдали виден огромный город, но нам в Батайск. Идём за попутной фурой. Развязка циклопических размеров, на путепроводе, как обычно, ремонт с пробкой на Ростов. Уходим правее. Вот он — Батайск, как Шелехов, но Ростовского разлива. И покрупнее, больше 100 тысяч население. Проходим его по главной до ж/д переезда, задворки и вдруг, с правым поворотом, попадаем сразу на М4. Скопление машин, кафе, АЗС. Надо поужинать, тормозим.

В четыре полосы несутся машины в обе стороны. Этакий хаос, после пустых «лосиных троп», по которым блудили весь день. Номера регионов резко сменились. Преобладать стали Московские 50 и 77, ну и местных много, 23 и 61. Заказали в кафе шашлык и салатики, чай. Купили с собой питьевой воды. Тут впервые познакомились с водой «Кубай», местного розлива. С ярко-красной этикеткой. Неплохая, надо сказать, вода. Пока готовится, пошли в сортир. Оно бы, может, и туалет, но за 20 рублей с носа (или там с другой части тела), грязновато. Толстая тётка нажимает педаль, электрозамок, как в СИЗО. Щелчок — страждущий может зайти, решётка открыта. Нет, определенно — сортир или параша. Поели, вроде вкусно, пошёл расчитываться, ни хрена себе! 2900 ценник. Мы ж не в кабаке, понимаю, что развод москвичей предпринимателями Ростовской области как раз так и выглядит. Ну и мы под раздачу попали. Купили с собой пирожков, очередь на паром впереди, а кафе там не предусмотрено. Ценник меня уже не удивил, 150 с картошкой, 180 с мясом.

Знакомство с дорогами Краснодарского края и поиск порта.

Путешествия развивают ум,
если, конечно, он у вас есть.

Гилберт Честертон.

М4, дорога, и правда, хорошая, поначалу движение очень большое, пока жители Ростова по дачам не разъедутся. На АЗС «Лукойл» во все четыре кассы очередь стоит. Народ, кроме топлива, покупает горячие сосиски, кофе, жвачку, напитки и прочие чипсы. Поэтому долго. Москвичи, как люди избалованные, говорят кассиру такие названия брэндов, которых я, лошпед, даже и не слышал никогда. У нас за долгую дорогу сложился уже алгоритм поведения на заправках. Я иду платить, наличкой или по карте, жена держится за пистолет. Пока работает топливная колонка, я в туалете, выхожу, забираю чек и карту, машину уже Наталья отогнала, чтобы очередь не держать. Заходят дети, выбирают, чего им купить и в туалет. Я покупаю и иду в машину. Наступает очередь жены. При таком раскладе, минимально теряется время, не мешаешь очереди в кассу и на колонку и, вообще, все довольны.

Пытаемся найти следующий населенный пункт из списка моей сестры. Боимся проехать указатель мимо. Развязки все двухуровневые, дорога со знаками «Автомагистраль», едут все быстро. Стемнело. Дальний не включишь, а на ближнем слишком поздно видно таблички, поэтому катим в правом ряду. Увидели, свернули, до следующего пункта — Тимошевск — еще 90 километров. Однако! Расстояния тут тоже, будь здоров! Я уже начинаю потихоньку «ловить глюки», то свет переключить забуду, то вообще еду по азимуту, благо дороги, даже второстепенные и третьестепенные, отличного качества, без кочек и ям. Перед станицей Каневская, упираемся в гигантскую пробку, на 5 километров, не меньше. Два ряда фур и легковушек до освещенного вдали городка. По рации дальнобойщики ругают маленьких, которые пытаются создать третий ряд. Совершают безумные телодвижения, пытаясь перекрыть обочину. На ж/д переезде происходит своевременный ремонт барьеров-автоматов. Плевать им, что сейчас начало июля, самый сезон, когда очень плотный трафик, и местных, и отдыхающих, хоть днём, хоть ночью. Причём они его вообще не открывают, чтобы хотя бы пар спустить.

Бардак в Краснодарском крае, во всем. Потом в этом неоднократно убеждались. Джипы и кроссоверы начинают ехать по полю, за ними лезут на моноприводах, и почти все застревают. Клоунада, да и только! Кого-то гениального осенила мысль, что если проехать через сам город, то там есть виадук через «железку». «А какого чёрта раньше-то молчал?» — спрашивает его народ, —- «А грузовым там знак стоит». Говорю по рации: «Еду на виадук, если машинок нет, скажу, тогда и на фурах можно». Выезжаем на встречку, 500 метров до круговой развязки и уходим по ней резко влево, подальше от пробки. Нашли виадук, ГИБДД — спит давно, о чём и сообщаю по рации. Пока я пытал навигатор, сзади появилась колонна из фур, объезжающих пробку. «Джип, это ты разведал дорогу?», — «Ух ты! Я джип!», — «Ну да, я!», — «Куда едете?», — «На Темрюк», — «Пристраивайтесь за маленьким, который за мной идёт, провожу».

Идём за «Америкой» с 41-м регионом, Камчатка. До Темрюка 120 километров. На круговых развязках, фура сворачивает в противоположных направлениях от Темрюка. Один раз, два, три. Блин, через каждых 10 километров — развязка, сколько же здесь дорог?!
— А почему такая траектория?
— А потому, что поедешь по указателям, вообще никогда не приедешь, пробовал уже.
— А почему Джип?
— Тут все так говорят, кроссовер — значит, джип, вот у меня на родине…
— Знаем, читали, меньше 42-х колёс не ставят!
— Точно! Вам дальше прямо, доброй дорожки!
— Спасибо, брат, и тебе удачки!

Море уже близко, лобовое стекло отпотевает снаружи. Остановились покурить и подышать. В глаза, хоть спички вставляй. Комары. Их не было от Омска. На Урале было дождливо, в Башкирии их вообще нет, в Поволжье и Ростовской такая жара, что все их яйца и зародыши, засохли на корню.

Два ночи, очередная круговая развязка, Темрюк прямо. Поехали прямо. Проехали 45 километров до Темрюка, вдоль него, потом обратно. Стоп. А нахрена нам Темрюк? Паром ходит от морпорта или от порта Кавказ? Разворачивались раз пять. Спорили, даже ругались. Забил в навигаторе точку на переправе. Потом идти на точку, 76 километров. Блин! Разворачиваемся опять, едем, уже по Навителу. О, здесь мы уже проезжали два раза. Ну, какой дебил ставил тут указатели? Просто поразительно. Зачем мы вообще с немцами воевали? Они должны были заблудиться, а потом утонуть в Омских и Тюменских болотах, определённо!

Идём вдоль перешейка, до парома 20 километров. Ширина от 500 метров до километра. С обеих сторон море, слева Чёрное, справа Азовское. Но не видно ничего в темноте. Обгоняют нас, много машин, обгоняют. Думают, первые будут на паром, смешно! И вот он, пост ГИБДД, шлагбаум закрыт и горит «красный». Останавливаемся, подходит «старлей» в белой рубашке. Сначала думал в парадной форме, в честь чего? Нет, это форма такая, южная. Сообщает нам, что очередь большая, ориентировочно на 20 часов ожидания.

— Льготники есть?
— В каком смысле?
— Дети до года, беременные, инвалиды, покойники?
— Нет, Бог миловал.
— Тогда, может быть, оставите машину у нас, и без очереди на паром, пешком.
— У нас 300 килограмм вещей и все очень нужные.

Посмотрел он нас, как на больных, и открыл шлагбаум. Через 200 метров уперлись в хвост. До парома почти 6 километров по навигатору. Время 04:30. Как сидел, так и отрубился.

В окно стучат, разлепляю глаза, кивают вперёд, а, понимаю, колонна пошла, ставлю «Д», трогаюсь потихоньку. Ну вот, на 300 метров ближе стали к парому. Шея затекла, и нога левая, хорошо автомат коробка. Выхожу из машины, мои спят, как сурки. Рассвело. Время в Российской федерации ну везде по-разному ощущается. Светает и темнеет везде в разное время. Субъекты федерации границы имеют неровные, да ещё многим хочется поближе к столице быть, хотя бы по времени. Вот и коряво всё. Уфа +2 от Москвы, а Самара — 0! А расстояние всего 440 километров. Иркутскую область тогда надо вообще на четыре часовых пояса разделить. Отвлёкся!

За мной уже хвост, конца не видно, далеко за пост ГИБДД уходит. Время около шести утра. Прокемарил, чуть больше часа, как одно мгновение. За вчера прошли 1250 км, из них как минимум 200 лишних. Ладно, покатались по хорошим дорогам. Дома думал, море увижу, воскликну: «Море, Батюшки-свет, море!». Ничего не хочется воскликать, да и спят все. А море видно, причём оба. Справа ещё и железная дорога по перешейку идёт, в темноте не видел. От нечего делать познакомился с людьми из передних двух машин, и с мужиком из задней. Впереди — с Московской области семьи, муж, жена, дитё. Сзади — Краснодарский край. «Дела у меня в Крыму, но в очереди стоять некогда. Поэтому сейчас перегоняю машину в Керчь, а на второй буду здесь ездить. А переправляться пешком». Ещё продвинулись, метров на 400.

Время около 8 утра. По встречке пошли целые колонны, то ли блатных, то ли на работу, то ли на стоянку, то ли беременные инвалиды, то ли все категории вместе. Солнце южное. Уже начинает нешуточно припекать. Здорово, снимаю футболку, позагораем заодно. Просыпается семейство. Позавтракали дорогими и ужасно невкусными пирожками. Туалеты после Урала пластиковые. Дерево на вес золота. Вдоль очереди метров через 300 расставлены. Спасибо и на этом, кустов-то нет. Пахнет в них, конечно, на жаре впечатляюще.

Ух ты! Даже лоточники появились. Вода, мороженое, кофе «три в одном» по цене текилы, торта и натурального кофе. Предприимчивые вы наши! А у нас всё с собой, кроме мороженого. Достал плитку, сварил чаю, попили. Очередь смотрит на меня, как на иллюзиониста. Забавно! С 8 утра и до 10 движения почти нет, блатные рассасываются, и смены меняются. Потом опять потихоньку двинулись. Ходит четыре штуки, два наших по 25 авто, украинский 28, и грек «Ионас», этот 170 машин сразу берет. Которые мелкие, в основном льготных возят и автобусы с грёбаными едиными билетами. Большой берёт только из основной очереди.

Бывает, что фуры по встречке проходят, бочки, ладно, топливо же нам будет там нужно. В сопровождении ГИБДД, проходит колонна КамАЗов «Россинкасс», ага, бабло в Крым завозят. Больше двух миллионов народу, гривну запретили к хождению, надо рублями наполнить. Опять Q7 и «Финик» с номерами 777, москвичи —соседи начинают волноваться. «Надо дорогу перекрыть». С одной стороны, молодцы! Активная жизненная позиция. С другой — ГИБДД на нескольких постах, стационарном и передвижных — проверяют. Ближе к парому — казаки Кубанские. Не думаю, что уж внаглую кто-то может пролезть. Хотя, поговаривают, что за 5 тысяч сверху — зелёный. Народ пытается найти тенёк, за грузовыми фургонами прячется, за редкими деревьями. Если в машине сидят, у всех «блестяшек» целый комплект. Завешают боковые стекла и лобовик, чтобы прямого солнца не было. А мы с кондиционером сидим, бензин жжём.

К часу дня уже +35, многие, кто пассажиры, успевают сбегать искупаться. Нет, так я не могу, это не по «Фэн-шую». Суетно как-то. Мы потом спокойно, с удовольствием, успеем ещё. Понимаю, зачем народ шкерится по тенёчкам. Плечо левое обгорело. Намазали, перебинтовал своей же футболкой. Тронулись. Прошли оба ж/д переезда, через 500 метров паром. Перед накопителем автомобили выстраивают в две колонны, еще один шлагбаум и «на нём» — казаки. Перед нами за 4 машины закрыли. За него проедешь, через 2 часа будешь на пароме. Вспоминаю, какие казачки красивые в станицах. Я всё думал, что за «ст.» на табличках и указателях. Какая «железка» в степи? А это не станция, это станица. Кубань же! Вот темнота. Ходят они в платках, платья длинные, прямо шариат. Но осанистые, стройные.

Опять открыли, заезжаем. Через каждых 50 метров, сотрудник порта или транспортной дирекции. Показывают куда ехать. 13 рядов по 20 машин в каждом. 260 машин собирают на этой площадке. Автобусы и льготники едут за территорией — отдельно. Проходим, типа, досмотр. Типа — потому что, устно.
— Есть?
— Нет.

Встаем в ряд. Пошли платить. Машина длиннее чем 4,20. А где вы видели короче? «ТАЗы» и Платц? 1688 рублей за машину, по 170 с копейками за каждого взрослого и 85 за Ивана. Не дешево вовсе. Ряды запускают в порядке очереди. Персонал, это заметно, старается. На рейде видно, к нам подходят маленький и «Ионас», прикинули по машинам, попадаем. Ура!

Служащий порта показывает на какой трап заезжать, а уже в чреве гиганта морячок, по виду явный грек, как встать. Ставят очень близко, 25-30 см между машинами. Многие выйти не могут, так и сидят внутри. В чреве жарко, +40, да еще от машин жар. Мы вылезли, интересно же паром посмотреть и море. Четыре палубы, сверху ещё и рубка. Почти квадратный и явно больше яхты Абрамовича. В каждом углу по огромной выхлопной трубе, туда легковушка поместится. Запускают только тот мотор, дым от которого согласно ветра не будет мешать пассажирам.

Первые две палубы для машин, третья и четвертая для пассажиров. Народу, по моим прикидкам, около тысячи. Внутри третьей палубы туалеты, большой зал с телевизорами, как в авиалайнере, кафе. Есть курилки, не то, что у нас. Мои сильно обрадовались, что на большом пароме пойдём. Устойчивее к качке. Запустил он машину свою, даже не трясёт. Идёт очень плавно, почти без качки. Движение по морю, как в час пик. И мелкие, и средние, и большие суда, шныряют туда-сюда, расходятся правыми бортами, как положено. Приближается Крым. Я весь паром быстрым шагом облазил, на всех эскалаторах прокатился, всё на фотик запечатлел. Спустился, сел в машину, жду. Заходим на посадку. Через чрево, между машинами, ломится народ. С сумками, тюками. Чтобы в автобусе лучшие места занять. У кого были не сложены зеркала, задницами и баулами сложили против шерсти, а кому-то и сломали. Как в эвакуацию, блин.

В Керчи на стоянке нас ждёт сосед, который сзади в очереди был. Проводил через Керчь, сказал, что в Крыму между всеми городами есть дороги, все они пересекаются, чтобы мы держались сначала на Феодосию, потом на Симферополь, а там вдоль троллейбусной контактной сети, не ошибемся, приедем в Ялту. Время 18 с копейками, в общей сложности 14 часов в очереди простояли, плюс 40 минут плыли. На часах два времени стоит. Одно иркутское, другое крымское. В Крыму, собственно, уже московское. А тупой виджет этого не знает, международный роуминг мне показывает.

В Керчи ездят странные маршрутки. На базе ГАЗели. Видимо, где-то в Украине собирают. Ехать нам ещё 270 километров. Сутки за рулём, час сна, в сидячем положении, 15 часов очереди и переправы и ещё ехать до фига. Засыпаю. Пока светло, садится Наталья. Перед Феодосией заезжаем в кафе. Опять армяне, опять очень вкусно. Пока ждали заказ, сходил загнал денег на «УкрМТС».

Окрестности Феодосии, одно сплошное море. Точнее, слева песчаный пляж и море, справа отели и турбазы. Равнинно. ГИБДД работает, 82 регион на синих номерах. То ли Крыму такие дают, то ли командированные, пока не разобрались. Потихоньку доехали до Симферополя, столицы Крыма. Деревья вдоль улиц смыкаются где-то там наверху, как в галерее. Красиво. Смеркается. Я опять клюю носом, заезжаем купить молоко в павильончик при дороге. Пересаживаемся. Сверху троллейбусные провода, самый длинный в мире маршрут, Симферополь — Ялта. Троллейбусы есть раритетные, Шкоды, есть современные с кондиционером. Дорога — один сплошной серпантин. Даже аварийные съезды есть.

Наталья едет медленно, дорога незнакомая, темно, устали, руль в бардачке. Делаем вид, что любуемся, хотя ни черта не видно. Справа много кафешек со скульптурами для привлечения внимания, слева промелькнула красиво расцвеченная стела «Артек». Машина то и дело цепляет правой стороной бордюрчик, благо он наклонный, плавный. Я всё время говорю: «Левее милая, левее, дорогая». … Отрубился.

«Костя, проснись, до Ялты 10 км, надо Наталье звонить». Наталья — это наша хозяйка, по фамилии Лалаян. Прихожу в себя, а вот уже и развязка перед Ялтой. Остановились, адрес я знаю, забиваю его в навигатор. Считает. Пока считает, звоню: «Здрасте, здрасте, мы приехали, какая радость». Навигатор посчитал, 320 километров. Через Феодосию. Шайтан арба, дурацкий прибор. Спрашиваем Наталью, как ехать. Она не хуже навигатора, отправляет нас под «кирпич». Спрашивает: «Может, я мужа на мотоцикле за вами отправлю?», — «Да ладно, спасибо, найдём».

Время полпервого ночи. Город даже не ложился. Народ гуляет, машин полно. В центре улицы прямые с разметкой, дальше кривые переулки, как в высокогорном ауле, с жутким углом подъёма и заворотами. Местные гоняют по ним лихо. Покатались с полчасика, нашли стадион, потом школу, потом свой адрес.

Встретились. Красивая молодая украинка, статная, осанистая. Дом — пятиэтажка, первый этаж, двушка. В жилом квартале тишина, пахнет кипарисами. Квартира аккуратная с хорошим ремонтом, двумя кондиционерами и двумя плазмами. Рассчитались, поговорили. Почти девятисуточное путешествие, 6600 километров, вот мы и в Ялте. Валимся с ног. Всё! Чай, курить, спать…

Часть 2. Крым.

Доброе утро, Ялта!

Путешествие должно быть серьезным трудом,
иначе оно, если только не пьянствовать
целыми днями, становится одним из самых
горьких и в то же время самых глупых занятий.

Г. Флобер

Потолок с незнакомой люстрой, шелест кондиционера, плазма на стене. Ах, да! Мы же в Ялте. Сознание потихоньку вытесняет сон, 9 утра, быстро же мы привыкли к другому времени. Дома же я в обед не просыпаюсь. Интересно приехать куда-нибудь ночью. Я подошёл к шторам, что там, за ними?

Из нашей комнаты, окна выходят на уровень второго этажа. Дом на горе стоит. Под окнами райский сад с пальмой и цветами, дорогу и нашу машину на ней из-за деревьев не видно. А выше, а выше южный город, с домами на сопках, очень зелёный город. А самое главное там, вдали. Горы. Со скальными верхушками, гольцами их тут не называют, но цирки, похожи на Саянские, без растительности и куда хватает глаз. Высота от поверхности моря 1400 м. Впечатляет. Надо чайник включить, а то можно ещё час пейзажем любоваться. Столько интересного нас ждёт впереди, так что тормозить некогда, надо шевелиться, тормозить дома будем, зимой. Пока семейство спит, сел записать впечатления вчерашнего дня, вернее суток и дня с момента выезда из Волгограда.

На подоконник, продолжающийся в козырёк подвала, пришли кошки. Вернее, кот и кошки. Всего 5 штук, все белые. Морды выразительные, можно сказать, с проблеском интеллекта. Вообще, здесь культ кошек, как в Древнем Египте. Но это мы позже узнали, а пока «белые» сидят и смотрят на меня, через открытое окно. Утром, пока нет жары, можно открыть, покурить с кофейком. Одна запрыгнула в квартиру, трётся об ноги. Сразу домашние питомцы на ум пришли. Две собаки и две кошки, оставленные на попечение тёщи. Москиток на окнах нет, в Крыму вообще нет никакого гнуса. Нигде. И пыли нет. Странно, но небо не очень, чтоб очень, солнца не видно, затягивает.

Мои проснулись, засуетились по квартире. Очередь в душ. Забавно, у меня набор из 4 предметов, шампунь и бритвенные принадлежности. У Ваньки только шампунь. А у девочек: два рюкзака, куча баночек, скляночек, кремов, мазилок. Это ж ещё надо помнить, что, куда, когда и в какой последовательности. Тяжело им, девочкам.

Заморосил дождик, единственный за всё время нашего пребывания в Крыму. Наталья лежит с больной головой, думаю, — это такое похмелье от дальней и тяжелой дороги, смены часовых поясов, климата. Иван не может оторваться от ноута, ещё бы! «Вай фай», скорость около 30 Мбит/с, причём постоянно, а не с рывками, как у нас. Пошли мы гулять вдвоём с Лерой. Первый раз видим Ялту днём. Во дворе нашего дома цветёт каштан, в тени кипарисов беседка.

Надо будет вечером посидеть в ней, попить вина. Сами кипарисы пахнут, как духи. Дом стоит на повороте дороги, которая уходит ещё выше. Маршрутки «Ивеко» пролетают в гору этот поворот, как пули. Оказывается, мы живём довольно высоко на горе, ночью и на машине это было незаметно. Идём мимо школы вниз. И дороги, и тротуары — почти идеально ровные. Поначалу не можем привыкнуть к обилию растительности. Над головой что-то цветёт, какие-то плоды висят, деревья незнакомые. Джунгли, блин, а в них построили город. Это уже потом, спрашивая у местных, постепенно стали разбираться. Это — дуб, это — платан, это — сосна Палласа с шишкой больше нашей кедровой, это — инжир, а это — клён, листья которого формата А4.

Тротуары почти везде отделены от дороги заборчиком. Больше половины проезжающих мимо машин — такси. Местные предпочитают дизельные и на механике. Постепенно спустились к центру, здесь уже ходят троллейбусы, движение очень плотное. Машин с российскими номерами мало, приезжие, как и мы, предпочитают внутри города передвигаться пешком. Ездить, без определённых навыков, очень сложно, да и увидеть пешком можно гораздо больше. Сворачиваем направо и идём вдоль канала к морю. Это даже не канал, а забетонированное с большим запасом русло речки Учан Су. Сейчас она больше напоминает ручеёк. Но в ливень может запросто показать свой горный нрав.

Как и во всех курортных городах, к морю ведёт довольно длинная пешеходная аллея. Ларьки, павильоны, мороженое, обмен валюты, пиво, бутики — нас пока не интересуют. Просто смотрим по сторонам, фотографируем.

Вышли на набережную. Море, и правда, очень большое. Не удержался, спустился к воде, намочил руку, лизнул, действительно — солёное! Кроме моря, на юге самый важный для приезжего момент — фрукты. Долго искали базар. Здесь не рынок, а базар, настоящий, южный. На входе первые, кто атакует покупателя, азербайджанцы. Профессионалы по гранатам и их соку. Выжимают прямо при тебе. Потом ряды овощей и фруктов и рыбные ряды. Где тут люди покупают мясо — непонятно. Главное — не лохануться, не купить всего много. Тут так не принято. Половину фруктов вижу первый раз в жизни, ничего, разберёмся. Берём понемножку абрикосов, черешни, персиков, крымский красный лук. Из помидор взяли 2 штуки, бахчисарайские, «Бычье сердце». По килограмму каждый. Из любопытства сходили в рыбные ряды, местную морскую рыбу, которую мы ни разу не пробовали, брать не стали, потому что не знаем, как её готовить. Барабуля, кефаль, камбала, размером с подушку, мясо акулы. Акула по 200 рублей за килограмм, а чего с ней делать, как готовить?

Вышли с базара, сумки тяжелые. Вроде бы всего по чуть-чуть. И всё-таки, лоханулись. Впарили мне свежий инжир, по 600 рублей за килограмм. Правда, всего 8 штучек, на пробу. А он оказался безвкусный совсем, мы же к сушёному привыкли. А ещё впоследствии он мне на голову в саду, где жили наши родственники, неоднократно падал, причём за бесплатно.

Искать дорогу домой, не стали. Да и сумки тяжёлые. Взяли такси, 100 рублей. Удивительно, как таксист находит дорогу в этих кривых лабиринтах?

Следующее утро, солнечное. Правда, солнце вылезло ещё вчера. Это вам не Сибирь, где пасмурная погода может стоять неделями. Больше трёх часов пасмурно или дождливо в Ялте не бывает. «У природы нет плохой погоды», — пела Алиса Фрейндлих, видимо, про Ялту. Утром опять пришли в гости кошки. Глава семьи белых кошек — такой же белый кот. Как белый лев, и по размеру своих отличительных половых признаков, и по количеству шрамов. Видимо, рьяно защищает свой бабий прайд. На этот раз угощаю их. Потом они лениво ложатся в тень.

Одеваемся по пляжному, берём с собой в обязательном порядке питьевую воду. Здесь без воды даже в ближайший магазин не ходят. Решили опять идти пешком, чтобы возле пляжа не искать, куда пристроить машину. Кроме частных и ведомственных пляжей, существует два бесплатных городских. Массандровский и Приморский. Естественно, каждый кусок прибрежной полосы — поделен. Пока мы этого не знаем, доходим до моря, видим, что народ купается и загорает, присоединяемся к ним. Народу относительно не много. Оказывается, это место, зона отчуждения ялтинского морского порта. Кроме того, здесь причаливают всяческие плавсредства, от катамаранов, до водных мотоциклов. Наверное, поэтому немного народа, нет пляжной торговли, туалетов и раздевалок.

Позже мы узнали, что если в центре набережной, встать спиной к памятнику Ленину (куда ж без него), слева от вас будет народная Ялта, справа — Ялта для состоятельных людей. Состоятельная Ялта начинается от гостиницы, собственник которой София Ротару, и заканчивается знаменитой Ореандой о четырёх звёздах.

Пока я ждал семейство, которое не всегда может быстро выйти из дома, стоял возле машины и курил. Ко мне подошёл пожилой уже мужчина и начал благодарить за действия России в отношении Крыма. Сразу оговорюсь, никакой политики в моей повести не будет. Только констатирую факты и передаю содержание бесед. Человек этот, как и многие в Ялте, имеет отношение к творческим профессиям. Я не уточнял, к каким именно, да это и не важно. Увидев российские номера, перешёл дорогу и долго тряс мою руку в знак уважения к моей, а теперь и его, стране.

Забавно было наблюдать выражение его глаз, когда на вопрос: «38 регион, это откуда?», я ответил: «Иркутск». На умном лице отражается мыслительный процесс, он старается сообразить, что это и где это? Потом сдаётся и, чтобы не переспрашивать, уводит разговор. По правде сказать, если бы я был жителем Ялты, вряд ли утруждал бы себя познанием географического расположения такого города, как наш Иркутск. Позже мы встречали много пожилых и даже очень старых людей, они по-разному относятся к переходу Крыма из одного государства в другое. Большинство из них, давным-давно, ещё при СССР, переехали на ПМЖ в Ялту, климат и воздух которой позволил им дожить до столь почтенных лет. Гуляют и ходят по магазинам они, как правило, или рано утром, или поздно вечером, так же, как собаководы со своими питомцами. И те, и другие из-за жары днём просто не в состоянии выйти на улицу.

По дороге на пляж, увидев местное «живое пиво», не устоял. 60 рублей за пол-литровый стакан. Описывать свои ощущения от первого в своей жизни захода в солёную воду, не буду. Скажу только, что реально вначале было брезгливо. Ну, как в таком бульоне можно купаться. Температура воды, правда, далека от Средиземного моря, но всё-таки + 21.

Вечером, отметив день пивом и первым купанием в море, отметили ещё и местным разливным вином. В любом фирменном магазине, можно купить с десяток разливных сортов вина, бутылированных — сотни. Причём нескольких крымских заводов: «Массандра», «Инкерман», «Коктебель» и других. Разливное, сухое белое, которое мы полюбили, стоит 110 рублей литр + 10 рублей пластиковая бутылка. Все цены в Крыму, после присоединения его к РФ, по свидетельствам местных, выросли в 2, а на некоторые товары и услуги в 3 раза.

5 июля. На этот день большой план деятельности. Купить путевки на экскурсии, посетить фирменный магазин «Массандра», найти кафе, потому что дома готовить надоело. Отпуск всё-таки. В Крыму очень много достопримечательностей. Архитектурных, исторических, природных. Ещё дома ставил точки в навигаторе, конвертируя их из другого формата. Практика показала, что точно ставил. Многие из этих достопримечательностей не удобны к посещению на своём авто. Где-то платная стоянка, чёрт с ней с платой и парковщиками, машина стоит на солнце 4 часа, потом в неё не сядешь. На Ай-Петри можно, конечно, проехать и на машине, но на вагончике канатной дороги интереснее. А главное, без машины я могу весь день потягивать «Алиготе» или «Совиньон». Фирменный павильончик со всеми видами экскурсий и туров есть прямо на пляже, но сначала купаться. В советские времена, когда народу было гораздо больше, чем сейчас, в Турцию с Египтом же, не пускали. Так вот, в те времена место на пляже занимали с 7 утра. Сейчас проще, но сильно долго спать не надо, купаться и загорать комфортно с 9 до 13. Дальше стоит такое пекло, что выйти из воды — невозможно. Выходишь, берешь вещи, прямо в плавках идёшь на «выход». Поднялся по лесенке на набережную, буквально 20 метров, ты уже высох от моря и мокрый от пота. Надо опять в воду. Поэтому, старались в 12 с пляжа сквозануть и передвигаться перебежками в тенечке, благо, тень — на югах святое дело и есть везде.

Солнышко, правда, термоядерное. Накупавшись, идём в кафе «Ладья», прямо рядом с пляжем. Тут во многих кафе, прямо в помещении, растёт большущий платан. К деревьям, вообще, особенное отношение. Для его ветвей, в крыше есть отверстие. Крым опровергает расхожее правило, чем дальше от пляжа, тем дешевле и вкусней. А вот ЧПК, это правило всецело подтверждает. Заказываем пасту с морепродуктами, салаты, бутылку «Алиготе» урожая 2012. Ваня, естественно, безалкогольный махито, мороженное, пиццу. Всё очень вкусно. Вино пьём с дочерью, остальные не хотят. Я вообще все время пью.

Смотрю по сторонам, все мужики, всё время пьют. Пиво, вино. Пьяных нет, всё пристойно. Большинство отдыхающих — украинцы. По старой памяти. В сравнении с родным Иркутском, культура просто, как в семье академиков. Люди доброжелательны, приветливы. Спросишь что-нибудь, потом не отвяжешься. Разговор заходит о родственниках, знакомых, мамах и т.д. Это мы видимся в первый раз в жизни. Жена сначала напрягается по этому поводу, ещё бы, идём-идём, я спрашиваю прохожего или прохожую, на полчаса переговоров, только потом идём дальше. Объясняю, что это мне надо для отчёта, для будущей книги. Успокоилась, поняла, умница! Пообедали, очень вкусно пообедали. Очередь за экскурсиями. Долго выбирали, куда, почём, в какой день.

Исходя из своего внутреннего рейтинга достопримечательностей, которые необходимо посетить обязательно, берём Ай-Петри с подъёмом по канатной дороге, восхождение на один из «зубцов», обед за свой счёт наверху, спуск на автобусе. Стоит это 3000 или около того. Не дешево, надо сказать, ну и ладно, один раз живём. Ясное дело, дорогой транспорт, да и нас четверо, поэтому все цены — учетверяются.

Вторая экскурсия в этот же день, буквально пересаживаемся с одного автобуса в другой. Ливадийский дворец, Воронцовский замок (дворец) и замок «Ласточкино гнездо». После ознакомления с последним, в Ялту возвращаемся морем. 4500 рублей на четверых. Все остальные запланированные достопримечательности решено осматривать и посещать самостоятельно.

Купались и обедали сегодня на Массандровском пляже. Это уже настоящий пляж, довольно длинный, разделенный на несколько участков. Предприниматели разные. Вход бесплатный, но если вы захотите лежак, зонт или что-то напрокат — любой каприз за ваши деньги. Курилки — наверху, рядом с раздельными мусорными баками, трёх цветов, для разного вида мусора. Прям, как в лучших домах. Ну и на самом деле, очень чисто вокруг. Несмотря на большое количество людей, нет шума. Музыка нигде и ни у кого не орёт.

Больше всего меня на наших общепринятых местах отдыха, таких как: Аршан, Листвянка, Малое море, Выдринские тёплые озера — раздражает дискотека. Со всех щелей доносится музыка, в любое время суток. Бескультурье полное, отдыхая рядом с быдлом, сам им становишься, поэтому в данные прекрасные места, наша семья не ездит уже лет 10.

С Массандровского пляжа поднимаемся наверх в город, вернее, на его окраину. Узкие улочки, узкая лестница, уклон дороги градусов эдак 30-35.

Как они тут ездят без понижайки и вообще без полного привода, загадка. Правда сказать, в Ялте не бывает снега и минуса тоже не бывает. Фотографируем построенный по всем правилам внедорожник, на базе «Рэнглера», даже с Хай-Джеком и лебёдкой.

И вот магазин: «Вина Крыма». Клондайк, Эльдорадо, для страждущего ценителя вроде меня. После жары Ялтинской улицы в магазинчике прохладно. Кондиционер. Глаза разбегаются от обилия и выбора, при этом цены, мягко говоря, радостные. Водку в Украине, принято запечатывать сургучом, цены за поллитровки, в пределах 200-250 рублей.

Коньяки, пять звёзд от 230 до 350 в подарочных упаковках. Разливной коньяк — 300 рублей за литр — три звезды, 330 рублей за литр — пять звёзд. Дорогие коньяки, в купаже которых спирты от 7 до 20 лет, типа VS. VSOP — от 800 до 8000 рублей. За 8000 — это уже произведение искусства, ручной работы телега из дуба и ротанга, на ней бутылка или подарочная коробка с бокалами, в красном бархате. У нас это всё — неизмеримо дороже. Ещё очень интересное шампанское, в бутылках по 200 грамм. Этакий подарочный вариант, презентик. И наконец, собственно — вина. Из ординарных ценится урожай 2012 года. 140-160 рублей за бутылку. Есть дорогие экземпляры, урожая, например, 1939 года, по цене 84 тысячи рублей. Это уже для настоящих и состоятельных ценителей. Много сортов разливного вина, от 110 до 200 рублей за литр. Всё это, включая водку, коньяки и чачу, можно прямо здесь дегустировать. Ну, я воспользовался.

Уходить не хочется, прохладно и после дегустации — хорошо! Набрали алкоголя на 10 тысяч. Себе и на подарки. Хотя еще раза четыре посещал я эту фирменную сеть, вино покупал разливное «на сейчас», домой в бутылках. В общей сложности в Иркутск мы везли около 50 кг алкоголя, а если вместе со стеклом, то 100 кг. С четырьмя тяжеленными пакетами, пешком не пошли, взяли такси.

«Организованный» отдых.

Путешествия учат больше, чем что бы то ни было.
Иногда один день, проведенный в других местах,
дает больше, чем десять лет жизни дома.

А. Франс

Рано утром идём на троллейбусную остановку. Проезд по городу стоит пять рублей. Мне хочется прокатиться на реликтовой Шкоде, но подходит новый современный троллейбус. Буквально четыре остановки, и мы выходим, через дорогу то самое место, откуда начинаются почти все экскурсии. Переходим по подземному, ПДД в Ялте соблюдают все, пешеходы не исключение.

К нам подходит молодой человек, наш экскурсовод, считает всех по головам, предупреждает, чтобы не сели в другой автобус. Подходит наш, Фольксваген на 20 посадочных мест. Гида нашего зовут Володя, это их с матерью семейный бизнес, водителя — Юрий Вартанович. Едем на нижнюю станцию «канатки». У автобусов свои парковочные места, как я и предполагал, будь мы на машине, пришлось бы её оставлять фиг знает где. На посадку приличная очередь. Организованные туристы, такие, как мы сейчас, ничем не обременены. За всё отвечает экскурсовод, билеты, очередь, организационные вопросы.

Пока ждём вагончик, девушки мои идут изучать местный туалет. Все туалеты в Крыму — платные, по 20 рублей. Но они есть в тех местах, где надо и очень чистые внутри. По моим прикидкам, на одни только посещения туалетов, за две недели пребывания в Крыму, мы истратили около 2000 рублей.

Вагончиков ходит четыре штуки. Два по нижнему участку, два по верхнему. Идут они навстречу друг другу, как бы зеркально. «Канатка» разделена на два участка. Нижний почти от берега моря до пересадочной станции и верхний. Верхний занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый длинный безопорный канатный маршрут в мире, более 500 метров. Вагон вмещает до 40 человек, стоя. Персонал работает, как часовой механизм швейцарских часов. Отделяют 40 человек, проверяют билеты, при подходе вагона запускают, инструктируют и … поехали.

Я снимаю видео. Красиво, надо сказать. Высота над землёй на нижнем участке, небольшая, от 5 до 50 метров. Под нами сосновый лес с большими шишками, как раз в нём снимали фильм «Приключение Буратино», потом тянутся виноградники. После пересадки, высота резко набирается, угол наклона уже круче. Нас успокаивают, говорят, что все тросы австрийского производства, а они в этом деле лидеры. Лес под нами становится грабово-буковым, совсем другим. Приближаемся к скалам Ай Петри, горы Святого Петра. После высадки всех, кто прибыл, атакуют местные крымские татары. Это их место бизнеса, прогулки на лошадях и все кафе.

Видят, что мы «организованы», расстраиваются и отходят в сторону. — «Ребята, не расстраивайтесь,— говорю им я, — мы почти что из Бурятии, и с лошадями на ты, так что всё равно не поехали бы». Пол-литра вина с утра сделали меня очень словоохотливым. Идём по тропе наверх, через лесок из грабов, буков и тисов.

Выше зоны леса одна из скалистых вершин. 1234 метра. Великолепный вид на море, видно половину южного берега, с другой стороны, за лесом, зелёная долина и белые головки обсерватории. Очень похожие издали на шампиньоны, местные их так и называют.

На многих камнях чёткие отпечатки моллюсков и раковин. Доказательство подъёма этих гор из-под воды. На спуске нам рассказывают про очень необычное, интересное и ядовитое дерево тис ягодный. Растёт оно долго, за 200 лет вырастает толщиной с руку. Экземпляр, который мы рассматриваем, в два обхвата, имеет возраст около 2000 лет. Ягоды у него ярко красные, внутри косточки с синильной кислотой почти в идеально чистом виде. Кора, тоже ядовита, но не так сильно. Какая-то сумасшедшая птица даже ест его плоды, но только до косточки, соответственно помогая этому дереву размножаться. Иоан 3, Васильевич, он же Грозный, любил дарить кубки, изготовленные из коры тиса, своим недругам. Те, простота людская, как же, царь задарил, пили из него вино и через пару дней клеили ласты, от острой сердечной. Порекомендовали взять по кусочку коры, для любимых тёщ.

Обедать нашей группе велено в кафе №3. А кафешек, реально, штук тридцать. Пройти мимо, целое испытание. Уговаривают, руками машут, в нос тычут всякие мясные вкусности. Крепимся и проходим насквозь, до кафе №3. Вся кухня в нём крымско-татарская, а хозяин — русский. Сложные блюда, например, шашлык из бараньей печени во что-то там завёрнутый, готовит лично. Разговорились. Я обратил внимание на странные дрова, такие же, как в Батайске, где мы вышли на М4. Я как человек «лесной» привык видеть совсем другую древесину для костра. На юге я не видел берёзы, сосны тут святое дело, поэтому дрова из бука. С разрешения хозяина, беру одну палочку в виде сувенира. Древесина странная, не волокнистая, лёгкая и напоминает материал, из которого делают карандаши. Гостей размещают на втором этаже, по восточной традиции за столом сидишь, скрестив ноги, обувь валяется внизу.

Прикольно, надо сказать. Два официанта, принимают заказ, естественно, все берут блюда из баранины и пахлаву. Ах, какая тут пахлава (хворост с мёдом, для справки)! Пока готовится заказ, проходит дегустация местных вин. О! Это правильное решение. Нас четверо за столом, поэтому я дегустирую за четверых. А что? Мы ж из Сибири, нас вином не уронишь.

После замечательного обеда садимся в автобус, который нас уже ждёт, и едем вниз к морю по серпантину горной дороги. Дорогу эту строили для государя-императора Николая Второго. Он хоть и Второй, но, говорят, что был первый, кто заехал по ней в гору «на моторе», так выражался он сам. Местами подпорные стенки остались со времён строительства, естественно, сложены они без раствора, а стоят до сих пор. И тогда, и сейчас, все подпорные стены в Крыму, а их полно и в самих городах, делают из Гаспровского камня. Гаспра находится недалеко от Ялты.

Подъём высоты, на этой дороге, очень плавный, расчитанный на маломощный транспорт начала 20 века, а поскольку перепад большой, дорога ужасно петляет. Практически вся она состоит из крутых поворотов, среди которых — 17 «тёщиных языков» и около ста семидесяти поворотов попроще. Чтобы проехать 55 километров этой дороги, в спокойном режиме надо 2,5 часа. К тому же она очень узкая. Пока спускаемся на автобусе вниз, я потягиваю вино, купленное в разливном виде в кафе №3. И прихожу к выводу, Крым — это рай на земле! Вот так, не больше и не меньше. И ни разу впоследствии я этот вывод не изменил. Смотришь погоду в Иркутске, вечно дождь. Ну что это за помойная сеногнойная яма. Поговоришь с мамой или тёщей по телефону: «Ой, у нас такая жара вчера стояла, +30, а сегодня холодно, ветер и ливень». А тут не бывает холодно, всегда тепло и солнечно. А +30, это или рано утром или поздно вечером. Ну чем не рай?!

Крым вообще и Ялта в частности — излюбленное место государей-императоров, попросту царей, генсеков, политиков, знаменитостей и кинематографистов. Цари и султаны строили здесь свои дворцы, генеральные секретари пользовались именно царскими постройками, «отец народов» даже провёл в Крыму в Ливадийском дворце Ялтинскую конференцию. Если вдуматься, на этой конференции три человека — Сталин, Рузвельт и Черчилль — заранее поделили всю послевоенную Европу. А вот наш любимый ВВП, не имеет, думаю пока, своей недвижимости на полуострове. Но пару раз он приезжал в гости к украинскому миллиардеру, виллу которого нам с «канатки» показывали. В Ялте жил и творил А. П. Чехов, памятник на набережной тонко намекает, что именно он тут натворил. Скульптурная композиция, на фоне которой мы все по очереди сфотографировались, изображает собственно Антона Павловича, даму в шляпке и собачку.

В Ялте, кроме всего прочего, уникальный воздух, первый, кто научно обосновал сей факт, был придворный лекарь его Величества Николая Второго, господин Боткин. Я знал, что он большой учёный, его именем названа улица в Иркутске, но то, что он придворный — не знал. В Крыму, особенно на южном побережье, произрастает сосна Палласа. Один гектар этого леса выделяет в сутки до четырёх килограммов вещества (называется как-то витиевато, не помню), а вещество это показано при лечении легочных заболеваний, в том числе и туберкулёза. Именно из-за него многие сюда и приезжали. Юлиан Семёнов, Тарас Шевченко, Куприн, Л. Н. Толстой, правда, последний был здесь по делам военным, в Русско-Турецкую. Многие фигуры, рангом пониже и менее известные широкому кругу, я уж не говорю о многочисленных генералах, графах и князьях, ехавших сюда отдыхать вслед за царской семьёй. Кстати, интересный факт, Николай Второй с семейством любил отдыхать в Крыму в весенний период, апрель, май. В это время года, даже в Ливадии, ещё прохладно, поэтому мужчины ходили в бархатных камзолах. Вот именно отсюда произошло название «Бархатный сезон». То есть, весной, а никак не осенью, как сейчас принято.

Я уже рассказывал о гостинице Софии Ротару. Говорят, до ее строительства она арендовала целую площадку из четырёх квартир. И если в других местах необъятной Родины одна знаменитость на город, например, в Уфе сохранился дом Шаляпина, в Симе — родился Королёв, то в Ялте плотность известных людей на квадратный километр зашкаливает. Прогулялся как-то Рузвельт по улице, всё — улица Рузвельта. Приехал Михаил Пуговкин в Крым в отпуск, да так тут и остался. Сейчас в его доме музей, за которым следит его вдова. На кинотеатре висят афиши, рядышком так: «Наутилус», Марат Башаров, Григорий Лепс, Наргиз Закирова, Семён Альтов, Юлия Савичева, «Тодэс», «Камеди-вумэн», Николай Носков, Московские театры. В Крым обожали ездить советские, а потом и российские кинематографисты. А что? И работа, и отдых. Здесь снимали такие фильмы, как: «Кавказская пленница», «Собака на сене», «Спортлото 82», «Три плюс два», «Приключение Буратино», «9 рота», «Адмирал», «Человек с бульвара Капуцинов», «10 негритят», «Авария — дочь мента», «Асса», «В зоне особого внимания», «Варвара-краса, длинная коса», «Бег», «Белое солнце пустыни», «Агент национальной безопасности 5», «Водитель для Веры», «Гамлет», «Воры в законе», «Всадник без головы», «Вождь краснокожих», «Голова профессора Доуэля», «Графиня де Монсоро», «Дикари», «Доктор Айболит», «Дон Кихот», «Шапито шоу», «Неуловимые мстители», «Дураки умирают по пятницам», «Кощей бессмертный», «Менты 5», «Маски шоу в деревне», «Мастер и Маргарита», «Королевство кривых зеркал», «Комиссар», «Моя морячка», «Начальник Чукотки», «Обитаемый остров», «Обыкновенное чудо», «Овод», «Обратной дороги нет», «Одиссея капитана Блада», «Остров сокровищ», «Офицеры», «Робинзон Крузо», «Пираты ХХ века», «Человек-Амфибия», «Хождение по мукам», «Узник замка Иф», «Трудно быть Богом», «Финист - ясный Сокол», «Русь изначальная», «Сердца трёх». Перечислил я примерно пятую часть от всего списка, взяв наиболее известные картины. Специально злоупотребил вниманием читателя, потому что лично меня этот перечень впечатлил.

Между тем наш автобус останавливается, последняя маленькая часть экскурсии, водопад Учан Су. Это та самая, одноименная речка, что бежит к морю, через Ялту. Водопад высотой 94,5 метра.

К сожалению, в июле воды очень мало, поэтому зрелище «на троечку». Время близится к 14 часам, нам надо успеть на другой автобус, который повезёт нас по дворцам. При подъёме на Ай-Петри, каждые 100 метров перепада высот, температура падала на 0,6 градуса. Во время нашего обеда, там, наверху, было +30, сейчас мы спустились на километр, соответственно уже +36.

На въезде в Ялту, причём по совсем другой дороге, нас высаживают. Экскурсоводы перезвонились между собой, время рассчитано точно, даже покурить не успеваем, останавливается автобус «Мерседес», нам сюда! Снова выходим на южнобережное шоссе, едем в Ливадию. Жарко до невозможности, наш «Мерс» почему-то без кондиционера, спасает только глухая тонировка. Два литра вина я уже уговорил, остался ещё литр, но оно уже тёплое. Все мужики в автобусе, кроме водителя, по пояс голые, рубашки и футболки, можно выжимать. Женщины стойко переносят духоту в прилипших предметах туалета. Экскурсовод, на этот раз девушка, лет примерно сорока, но выглядит молодо и прекрасно. Как человек местный жару она переносит гораздо легче, чем приезжие. Перед осмотром дворца и территории вокруг, мужчин убедительно просят надеть рубашки. Ладно, соблюдём приличия, всё-таки царские покои, но застёгивать пуговицы не буду.

Дворец шикарный, вокруг разбиты цветники, сады, беседки, аллеи. Всё не скромно, но со вкусом. В бывшей котельной, обслуживающей дворец, туалеты. А как же без них, питьевой воды с утра выпито уже четыре полуторалитровки, да плюс ещё вино. Как и везде, чисто и по 20 рублей. Этот дворец был построен по последнему слову технического прогресса тех лет. Котельная, электричество, лифт, водопровод. В царскую ванну подавалось аж три вида воды, холодная, горячая и морская подогретая. Говорят, что Император любил плавать в море, без охраны. Прогрессивный, однако, был у нас монарх.

Вот дворик, где Михаил Боярский (Теодоро) и Армен Джигарханян (Тристан) договаривались «как вновь снискать любовь Марселы», а вот балкон, на котором стояла Маргарита Терехова (Диана) и слушала серенаду в исполнении Николая Караченцова (Рикардо) и Игоря Дмитриева (Федерико).

Следующий дворец — Воронцовский, больше похожий на средневековый замок, с узкими улочками на подходе, круглыми башенками, внутри сохранена обстановка тех лет, мебель, камины, драпировка стен и потолков, подлинники картин, зимний сад. На этот дворец господин Воронцов, граф и генерал, спустил всё своё состояние.

Фотографировать внутри можно, но за отдельную плату, зажлобило меня это дело, да и как это передать на фото, это надо просто видеть своими глазами. Вышли через мавританскую арку, перед нами аллея из редких деревьев и растений. Вид на Ай-Петри. Вдоль лестницы, ведущей на аллею, скульптуры львов в разных позах. Львы эти, памятники культуры и искусства, между прочим, в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Возле «спящего льва» сфоткал сына с экскурсоводом. Эту скульптуру почти слёзно умолял продать ему Черчилль в дни Ялтинской конференции. А Иосиф Виссарионович отказал, дескать: «Искусство в СССР принадлежит народу!». Опять смесь истории и культуры.

Почитав на табличках названия и возраст диковинных растений, идём дальше. Идём — громко сказано, ползём. Воронцовский парк. Когда-то давно на этом месте располагалась деревня крымских татар, граф выкупил у них земли, заметьте — выкупил, а не просто согнал с места.

Природный ландшафт оставлен в первобытном виде, с огромными валунами, ручейками, озёрами. Между ними проложена тропа, этакий прекрасный лабиринт, даже есть три небольших водопадика. Тропа выходит на большую поляну, где больше 100 лет назад были высажены привезённые в Крым деревья. Огромные ливанские кедры, похожие на гигантский укроп, сибирские и дальневосточные кедры. За металлической оградой реликтовое дерево, точно такие же росли на планете 400 млн. лет назад, ещё до эпохи динозавров. Каменный уголь, который сейчас добывают, как раз из них и получился. Идём на выход из парка, мимо пруда, а в нём живут два лебедя. Семья. Какие они сказочно красивые и грациозные птицы. Минут двадцать я потратил, чтобы «поймать» хороший кадр.

Дома в Иркутске мы очень мало ходим пешком. В магазин за продуктами, да на стоянку за машиной. За четыре дня в Ялте мы намотали множество километров, причём всё время или с горы, или в гору. С непривычки ужасно болят все мышцы на ногах и чуть выше. Выползаем к автобусу, духота, даже на улице — невыносимая. Автобус, какое счастье, стоит в тенёчке. С остервенением снимаю рубашку, прохожу на своё место и принимаюсь за остатки вина. Оно почти горячее, но здорово утоляет жажду и похмелье. Силы возвращаются, а вот на детей смотреть страшно. Усталость так и прёт, глаза потускнели, ладно, главное, чтобы дотерпели до конца. Осталось только «Ласточкино гнездо». Прощаемся с нашим водителем, после «Ласточки» пойдём в Ялту морем. Замок приютился на краю скалы, нам про него много рассказывала наш экскурсовод. Не буду повторять все эти истории, потому что их очень много, и правды, и легенд, и вымысла. Скажу только, что «Ласточкино гнездо» много лет было визитной карточкой Крыма, во всех без исключения путеводителях и проспектах. Скала, на которой построен замок, дала две вертикальных трещины, особенно отчётливо это видно с моря. Трещины эти чем-то там замазали, но всё равно, внутрь туристов не пускают. Чтобы пройти на площадку к замку, надо сначала спуститься до бетонного мостика, а потом подняться на скалу. Можно это сделать быстро, проехавшись на канате за денюжку, но мы идём с группой пешком.

Уже вечер, асфальт и бетон раскалены. Ноги в шлёпанцах буквально горят, будто по сковороде идёшь. Из последних сил поднимаемся, фотографируемся, посещаем обязательный для нашей семьи платный туалет и спускаемся обратно на мостик. С мостика лестница вниз ведёт на пристань, простите, причал.

Буквально через 10 минут мы уже идём на теплоходе в Ялту. Теплоход очень похож внешне на наши речные трамвайчики, но гораздо больше, морской всё-таки. При посадке даже была «суета и толчея», как пел Юрий Лоза. Всем хочется занять непременно место по левому борту, чтобы видеть побережье. Постепенно, народ рассасывается по трюму и средней палубе, а за вход на верхнюю матросик предлагает заплатить ещё по 80 рублей с носа. Это уже форменный наглёж, видеосъёмку я и со средней палубы замечательно осуществлю.

Теплоход долго разворачивается, предоставляя нам возможность увидеть замок с моря, скала прямо нависает над водой, а на ней прилеплен символ Крыма. Вдоль побережья всё очень плотно застроено, буквально 100 метров, полоса ровного берега, дальше весь ландшафт резко уходит в гору, утопая в зелени. Застроено все, вплоть до южнобережного шоссе, практически повторяющего береговую линию.

Закончилась наша вторая экскурсия, но не закончился этот длинный и трудный день. Прямо с набережной идём на улицу Рузвельта и в первое попавшееся кафе, на этот раз пиццерия, тоже с деревом внутри. Действительно, очень сильно устали, да ещё и не привыкли к такой жаре. Всё равно, какие тут цены, кушать очень хочется и не до поисков бюджетных общепитов уже.

Заказываем три больших пиццы с разными начинками, обязательные мохито и мороженое. Ну и вино, а как же?! Всё очень вкусно, да и ценник вполне нормальный. Попросили официантку вызвать нам такси, потому что я до сих пор не могу правильно набирать украинские сотовые номера, которые длиннее наших федеральных на 3 цифры. Такси прибывает через 3 минуты, минивэн «Мерседес», впервые вижу такую модель.

Дома, в наше отсутствие, молотят оба кондиционера, почти на полную. Как же приятно после жаркой улицы и невозможно душного подъезда, войти в своё съёмное за 2000 рублей в сутки, жильё. Перед сном смотрим телевизор. Все каналы — украинские. Сериалы и фильмы те же самые, что и у нас. Всё на русском языке, кроме некоторых передач и рекламы. Поначалу забавило, реклама всяческих известных товаров и брэндов, которую я видел и слышал на русском, на украинском звучит странно. В период 1983-1984 годов почти год я прожил в Харькове, у сестры. Поэтому «украiньску мову» в принципе знаю, не то, чтобы хорошо говорю, но понимаю и могу читать без словаря. Через два дня просмотра рекламы украинский язык освежается в памяти, будто и не забывал никогда. Выключаю кондиционер, открываю окно. Улочка тихая, смесь горного воздуха, морского бриза, цветущей магнолии — действуют, как снотворное….

Симеиз.

Путешествие как самая великая наука
и серьезная наука помогает нам
вновь обрести себя.

А. Камю.

Дети мои никак не подружатся с режимом дня. А тем более в отпуске, тем более при смене пяти часовых поясов. Они могут совершенно спокойно спать до обеда и дольше, а потом почти до утра мучить свои гаджеты и мой ноут. После вчерашнего, насыщенного событиями и впечатлениями дня, ехать или идти с нами Лера и Ваня наотрез отказались. Мы это поняли по невразумительному сонному мычанию и больше своих чад не беспокоили. Что ж, тем лучше, проведём целый день вдвоём с любимой женщиной.

Сегодня уже седьмое число и пятый день нашего пребывания в Крыму. В планах, посетить мыс Фиолент, Балаклаву, Севастополь, Бахчисарайский менгир, ещё раз пообедать на Ай-Петри, аквапарк и дельфинарий. Кроме того, 10 июля приезжают сестра с мужем, их надо встретить, помочь с заселением и, конечно, вместе провести время. Не виделись мы 21 год!

На сегодня решено, берём машину, едем в Симеиз, а вечером надо найти кафе рядом с домом, чтобы накормить ужином наших ленивых потомков. Но сначала идём завтракать. Пешком спускаемся по своей улице вниз, сворачиваем, как обычно, вдоль канала к морю. Вот и кафе. Тут мы ещё не были. Вежливо, быстро, вкусно, не дорого. Решаем, что сходим сюда ещё раз, вместе с детьми и харьковчанами. Домой пошли по другой дороге, выдерживая внутренним компасом примерное направление.

Шли долго и всё время в гору, тренируя и без того уставшие мышцы ног. Полюбовались особняками, многие из которых в 3 и даже в 4 этажа. Полюбовались Ялтой с высоты птичьего полёта и увидели стадион, возле которого мы живём. Он с высоты казался размером с картонную коробку. Высоко же забрались! При спуске надо ставить ноги чуть вбок, как с настоящей горы, или идти по ступеням лестницы, если таковая имеется. И опять удивляюсь, как тут можно ездить на машине? Берём «ласточку», вместо «блестяшек» панель приборов я накрывал походными подушками. И в машине не так жарко и панель не выцветает от прямого, термоядерного солнца. В центре паркуемся возле супермаркета АТБ, входящего в состав украинской сети.

Следует отметить, что в магазинах и аптеках ещё полно украинских и белорусских продуктов, бытовой химии, алкоголя, сигарет, лекарств. Наш ангажированный главный санитарный врач, вечно и по политическим мотивам, находит в них всякую несуществующую на самом деле гадость. Продукты изумительные. Семейство моё очень любит вкусно покушать. Со времён распада СССР, когда все наши продукты стали делать по ТУ, я такой вкусной еды не пробовал. Вина, водка, коньяки, молочка, яйца, майонез, сыр, сливочное масло. Этот вкус мы забыли в девяностые. Цены — тоже. Всё, что мы покупаем в Иркутске, в два раза дороже и в сравнении — жрать невозможно. В России, вообще, никому и ничего не выгодно. Пардон, мы ж без политики и политэкономии, экономики, точнее. Позднее, кроме алкоголя, домой мы везли с собой голову «Закарпатского» сыра в парафине, солёное сало, привезенное сестрой и твёрдо-копчёную колбасу Харьковского производства. Приходилось при каждой остановке на ночлег, вытаскивать, кроме всего необходимого, сумку-холодильник с этими продуктами и «проситься» на постой в местный стационарный холодильник. Также мы купили впрок некоторые лекарства украинского производства. Но это позже, а сейчас купили молока «Селяньське»,

яйца, сливочное масло, хлеб и питьевую воду в пятилитровках. Одно из неоспоримых достоинств Сибири — хорошая и вкусная питьевая вода. И хотя в Ялте совершенно не было перебоев с горячей и холодной водой, электричеством и газом, пить местную воду после нашей несерьёзно. С собой, через всю страну, мы везли двадцатилитровую канистру, на всякий случай. За три дня в Ялте мы ее выпили и потом покупали пятилитровыми бутылками.

Последний раз мы заправлялись перед паромом, когда искали, как проехать в Темрюк. Ещё сопровождавший нас дальнобойщик предупредил, что топлива от Керчи до Симферополя не будет. «Заправок» будет много, но они не работают. До Ялты бензина хватило, даже с избытком, но заправиться надо. Пока ездили в экскурсионных автобусах, я, между делом, промониторил цены на АЗС, вдоль южнобережного шоссе. Напомню, что на тот момент, 07 июля 2014 года, один литр 92-го бензина стоил в Иркутске 32,40 руб. Примерно такая же цена в Краснодарском крае, во всех остальных регионах от 29,50 до 30,40. В Крыму три основных мереки автозаправних комплексiв (сети АЗС): «Атан», «Нафта» и «Окка».

На первых двух ценник на 92-й бензин 34,99, а на «Окка» — 38 рублей. Нам понравился «Атан», не только по цене, но и по расположению, удобному въезду, хорошим минимаркетам и бесплатной очистке лобового стекла от мух.

Ох, уж эти мухи! В разных регионах, совершенно разные летающие насекомые, но все они норовят размазать свой ливер на вашем лобовом стекле. Мы, перепробовали много разных средств, от добавляемых в бачок, до разбрызгиваемых из пульверизатора непосредственно на стекло. Скажу прямо — все они дерьмо! Практика показала, лучше всего обыкновенный «Фэйри». На мой, почти шестилитровый бачок омывателя, нужно добавить треть рюмочки этого средства. Далее процедура следующая: отгибаем щётки стеклоочистителя, жена из салона «брызгает» омывателем несколько раз, в меру жесткой пороллоновой губкой очищаем от останков стекло, ставим на место щётки и моем стекло уже в обычном, автоматическом режиме. Такой очистки, может хватить и на 200 километров, но это редкость, обычно — от 20 до 40 километров пути. Зависит это от погоды, времени суток, растительности вокруг трассы и скорости движения.

Чтобы выйти из Ялты на «южнобережку», нужно проехать развязку. Только с третьей попытки, мы стали проезжать ее правильно. Очень уж она странная. Заправились и едем в направлении Севастополя, Симеиз, как раз в той стороне. Дороги в Крыму замечательные, это я уже писал, но они ещё и сделаны с умом. Делалось это при Хрущеве, потом при Брежневе. Магистраль, вдоль южного берега Крыма, проходит сверху, а уже от нее, змеевидные отвороты вниз, к посёлкам и городкам.

Не то, что черноморское побережье Кавказа, где дорога идёт насквозь через все населённые пункты подряд. Отсюда и все пробки. В Крыму пробок нет. Есть затрудненное движение в городах, особенно в центре и рядом с морем. Дороги узкие, извилистые, повсеместно с обеих сторон припаркованы машины. Движение потихоньку идёт, все, без исключения, достаточно вежливо пропускают друг друга.

На трассах Крыма, а их, повторюсь, много, ровный и качественный асфальт и шикарная разметка. Вдоль южнобережного шоссе, с обеих сторон, масса табличек, указателей, дорожных знаков, баннеров и растяжек с рекламой. Естественно, водителю это внимательности не добавляет. А штурман, должен вертеть головой, как лопастями вентилятора. На общепринятых «синих» табличках указаны расстояния не только до населённых пунктов, но и до гостиниц, санаториев, кафе, достопримечательностей. Много предупреждающих табличек жёлтого цвета, типа: «Водитель, держись правее!», «Будь осторожнее!», «Не сорите на обочине, уважайте труд дорожных рабочих!». Часть из них на украинском языке.

Слева — море, на спусках его закрывает буйная растительность, зато в конце подъёмов, открываются удивительно живописные виды. Справа — горы, среди которых выделяется массив Ай-Петри, увенчанный скальным трезубцем. Везде, и справа в горах, и слева до самого моря, среди зелени видны крыши и фасады жилых домов, коттеджей, многоэтажек и бесчисленных санаториев и гостиниц. Дорога и красота вокруг настолько завораживают, что мы намеренно проезжаем мимо «своего» сворота и минут 20 просто едем и любуемся.

Развернулись, со стороны Севастополя поворот похож на «тёщин язык», дорога, извиваясь, уходит вниз, к морю. Автостанция посёлка Симеиз. В советское время этот населённый пункт с населением всего 9 000 человек снискал себе славу эпатажного, винтажного, гламурного места отдыха. Слов, конечно, тогда таких не знали, но Симеиз точно таким и был. Сюда на отдых любили приезжать люди творческие, художники, поэты, неформалы всех мастей и нудисты. Наличие солнца, моря, живописной скалы на берегу, атмосфера доступной любви и магия загорелого обнаженного тела, привлекала сюда людей без всякой рекламы.

Сейчас былая слава поутихла, но отголоски остались. Много каких-то странных мужчин, с бородками, косичками и прочими серьгами в ушах. Женщины ещё больше раздеты, чем где бы то ни было, но, слава Богу, без бород. В Симеизе всё дешевле, жильё, питание, вещи и сувениры на рынке. В наличии очень красивая аллея, с тремя скульптурами, кипарисами и скамеечками. Как раз в этом месте происходит действия фильма «Шапито шоу».

Да, теперь смотришь какой-нибудь фильм и можно сказать: «О! Да мы тут были!». Над всем этим нависает скала «Кошка», очень красивая. На эту самую скалу можно подняться по тропе, но мы так и не собрались, то ноги болят, то времени нет. Ну, а если честно, просто лень!

Спуск к морю по длинной лестнице, перепад высот с аллеей, 120 метров. В середине площадка с колоннами, белокаменная стилизация прошлых лет. Вокруг хвойная роща, запах изумительный. Рядом с этой площадкой, продают лаванду, предлагают сделать тату из хны, и всякие ракушки. Подушечку со всякими травками, включая лаванду, мы потом купили. Кроме великолепного запаха она ещё и моль отгоняет.

Зашли в тень, намазались с ног до головы кремом, даже я, который терпеть не может чем-нибудь мазаться. Хочешь загар, а не красную корочку по всему телу, терпи! Причём умащиваться надо в тени. На солнце это будет эмульсия из пота и крема и за 10 минут смоется солёной водой. К воде мы уже привыкли, я даже перестал после бритья применять лосьон. Морская вода лучше всяких «Нивеа» и «Жилетт», причём ощутимо лучше.

Ближе к трём часам дня народ потихонечку рассасывается. Остаются самые упёртые, реально чёрные, самые пьяные. Последние попросту спят. Идти с моря в гору — пытка. Хоть по лестнице, хоть по наклону вверх. Мокрый насквозь. Проходим мимо кафе, на чёрной доске (тут так принято) мелом написано: «Наше пиво холодней, чем сердце бросившей тебя девушки». Креативщики, блин. Справедливости ради отмечу: пиво, вода, напитки, лимонад — в Крыму всегда холодные. Это закон.

Не помню зачем, остановились возле магазина. До дома метров 150, не больше. А за магазином, кафе «Сакура». Ничего общего с роллами и суши, просто так называется. Вот, сюда и пойдём на ужин!

И пошли! Как раз в это время проходил чемпионат мира по футболу в Бразилии. В «Сакуре» установлен огромный экран для болельщиков. Порядка 10 человек, парни и девушки, конечно, с пивом. Я сначала расстроился, потому что сам не болельщик, кто там с кем играет и с каким счётом — вообще по барабану. Но молодёжь вела себя очень прилично, я бы даже сказал тихо. Заказываем мы все четверо совершенно разные блюда, ни в чём не совпадаем. Шарики из сыра с чесноком (еврейская закуска), шарики из солёного сала с чесноком (украинская закуска), сырная нарезка, два разных «Цезаря», жаркое из баранины в горшочке, фри с тефтелями, блинчики, два мороженных, бутылка сухого вина «Инкерман». Счёт — 1036 рублей! Да ещё и вкусно очень. Сколько раз мы ещё были в «Сакуре», всегда заказывал шарики. Это что-то!

Рано утром, 8 июля, идём купаться, вчетвером. Рано, потому что к 14 часам в дельфинарий. Машину оставили на платной парковке, 80 рублей в час. Попутно накупили всяких сувениров, именные ложки, гору магнитиков для холодильника, ракушки всех мастей, футболки с картинками (выбираешь на компьютере сам, Лере — рок идола, мне — с красноносым лицом Юрия Никулина из «Самогонщиков» и надписью «Стакановец»), самодельное красивое мыло и прочую ерунду. В дельфинарий заранее билеты не продают. Только непосредственно перед представлением. По дороге на Ай-Петри, сворачиваем вправо, вот он: «Театр морских тварiв». Билеты по 450 рублей, вип билеты — по 600. Берём четыре vip, второй ряд по центру. Это вам не «нерпинарий» в Листвянке. Программа полтора часа, морские львы, киты белухи, морж и, конечно, афалины — черноморские дельфины. Вода в бассейне морская, 600 посадочных мест. Говорят, это лучший дельфинарий в Крыму, да и на всём черноморском побережье России. Перед театром большая площадь, кроме паркинга, две фотодостопримечательности. Специально построенные сооружения, перед которыми сидят девочки-кассиры и продают право сфотографироваться «на фоне» и внутри. «Дом вверх ногами» и «НЛО». В доме с Иваном пофотографировались.

Дети запросились домой, в кондиционированную прохладу с «Вай Фаем». А мы поехали смотреть Массандровский дворец. Внутрь не заходили, полюбовались старинной архитектурой, садом. Дорожка, ведущая от кассы во дворец, «охраняется» двумя великанами — Секвойя обыкновенная. Наша Ангарская сосна в сравнении — одуванчик на фоне дуба. Эти два великана, ещё дети, по 120 лет. Живут они по тысяче и более, вырастают до 120 метров высоты и 11 метров в обхвате. Толщина коры — 1 м! Дерево — экосистема. Впечатлило!

Менгир.

На следующий день получили категорический отказ младших членов туристической группы выходить из дома, даже в аквапарк. 24 горки, куча бассейнов, всё это на морской воде. Ладно, всё к лучшему, билет на одного человека на день, стоит 900 рублей, значит, 3600 останутся в кошельке. Едем вдвоём смотреть Менгир. И в Крыму, и на ЧПК, много старинных дольменов. Учёные до сих пор спорят о том, что это и для чего. Культовые места, места силы, поклонения. Мы выбрали Бахчисарайский Менгир, как самый древний комплекс дольменов на Чёрном море. Примерный возраст — 4 тысячи лет до нашей эры. Это старше египетских пирамид. Решаем ехать в район Бахчисарая через перевал Ай-Петри, заодно пообедаем в «Седьмом небе», это то самое кафе №3. А обратно — мимо Севастополя, по «южнобережке». И не скучно, и профессионально, и маршрут закольцуем.

В подъём на Ай-Петри едем не спешно. Чтобы разъехаться с легковой «встречкой», правыми колёсами надо свалиться на обочину. Часто останавливаемся на фотосессии, на экскурсионном автобусе такой возможности не было. Наверху, прямой наводкой, пока конкуренты не успели опомниться, идём в кафе №3. Какая всё-таки тут изумительная кухня! Жаль, что за рулём, но поел очень плотно. Фотографируем с горы море. Потом себя на фоне машины, машину на фоне себя и так далее.

Дорога дальше идёт по высокогорной долине, двухметровой ширины асфальтовое покрытие, без обочин, разъехаться решительно негде. Благо, вместо обочин, ровное поле из низкорослой травы. А потом начинается спуск в сторону Бахчисарая. Изнурительный так же, как подъём от моря. Примерно к середине спуска, когда ты уже окончательно запутался в какую сторону едешь, из-за постоянных смен направления движения, мозг просит о пощаде. Посещают умные мысли, о пользе автопилота, например. Видеть перед собой хоть что-нибудь, кроме асфальта, решительно не представляется возможным. Впрочем, растительность настолько густая, что всё равно ничего не видно. Спустившись в долину, начинаешь понимать, почему здесь легко снимают два урожая картошки в год. По обе стороны дороги, бесконечные деревни, утопающие в зелени и тени фруктовых деревьев дома. На горизонте сопки, увенчанные скальными останцами, много больших пещер, больших — потому что видно их издалека.

Ветра в этой «яме», не бывает никогда, зато палящий зной, выжигает мозги. Навигатор ведёт нас дальше, мимо сужающихся холмов, мимо памятного камня с табличкой: «Здесь, у деревни Биюк Сюйрень (ныне с. Танковое), в период Крымской войны, в 1854-1856 годах размещались части Русской армии. Весной 1855 года сюда для формирования взвода горной артиллерии прибыл подпоручик Л. Н. Толстой, участник обороны Севастополя, будущий великий русский писатель».

Приближаемся к перпендикулярной трассе, перед нами указатели, налево — Севастополь, направо — Бахчисарай и Симферополь. Навигатор ведёт направо. Бахчисарай остаётся по правую руку, в стороне, мы проезжаем еще около 7 километров и сворачиваем на поле. По полю накатано множество дорог, вдалеке работают люди и трактор МТЗ с прицепом. Интересно, что главный вредитель здешних мест виноградная улитка. Обычно на сельхозкультуре мы привыкли видеть личинок, жучков, червячков, тлю. А тут — ракушка, улитка. Степь пересохшая, пыльная, причём пыль белесая, такой видно грунт. Подъехали к людям с трактором, спросили правильно ли едем? Надо сказать, что мало кто ездит поглазеть на дольмены, особенно на Менгир. Не знаю почему, но даже в перечне экскурсий его нет. На нас смотрят с удивлением, но дорогу показывают верно. Здоровенный овраг, на юге это называется — балка. Его северный склон, если овраг, застроен древними сооружениями. Точнее, сооружения природные, древние люди просто расковыряли белый известняк, расширив входы в пещеры. Энергетика у этого места просто убойная. Жена не разрешила мне заходить внутрь дольменов и, вообще, подходить к ним близко. Совершенно не ясно, кто строил это древнее городище, это были укрепления от врагов, места культовых действий или просто жилище. Крым с незапамятных времён был заселён.

До «нашей эры» тут вовсю шарились греки, те самые, которые древние. В 1-3 веке уже нашей эры — римляне, потом много веков Крым был под управлением Османской империи. Как видим, самые древние из упомянутых всё-таки — греки. Они были мореплавателями, и вряд ли их интересовали укрепления в центре полуострова. В основном они заселяли береговую полосу. Например, от Ялты до Турции, всего-то 230 километров морем, до Одессы — 320. «Ах, Одесса! — жемчужина у моря». Город моей мечты, дед по отцу, родился и вырос в Одессе. Значит и я, хоть чуточку, да одессит. Город-космополит, город-порт, город мира. В нём своя «Атмосфэра», кто знает, тот поймёт, кто не знает — объяснять бесполезно. Опять отвлёкся. Запечатлев древний город на фото, возвращаемся на трассу.

Город-герой Севастополь расположен на выдающемся в море мысу, практически с трёх сторон окружён водой. Такое расположение и сделало его городом-крепостью и предопределило его стратегическую важность при морских сражениях. Сам этот мыс находится на юго-западе полуострова. Сегодня в сам город не заходим, там несколько достопримечательностей, интересных лично нам. Ехать надо на весь день и с харьковчанами, которым мы эту совместную «экскурсию» обещали. По указателю на Ялту оставляем Севастополь справа в стороне. Через какое-то время выходим на уже знакомое, южнобережное шоссе. Великолепные горы слева, справа — естественно, Чёрное море. Строителям этой дороги, видимо не сладко приходилось. Сложный рельеф местности и скальный грунт. Много тоннелей и эстакад, последние — собирают волю в кулак, потому что едешь, реально, над пропастью. Ужинать пошли в свою любимую «Сакуру».

Сегодня 9 июля 2014 года. Погода, как обычно, шепчет. Из дома выходим в 9 утра. Уже очень жарко. По дороге на пляж покупаем маску с трубкой для Ивана. Надеюсь, теперь он не будет оставаться дома. Шутка ли? Привезти дитё за 6600 километров на море, а оно в интернете торчит! Народ по городу ходит полуголый. Сначала как-то непривычно было. Потом перестали внимание обращать, привыкли, да и сами не лучше. На остановках таблички с надписью: «В мокрых купальниках в маршрутку не пускаем!». Мы иногда брали с собой два покрывала, если нет желания платить за шезлонги, полотенца, фотоаппарат, портмоне с документами и деньгами, тёмные очки и прочую ерунду. Всё это достаточно увесисто, изнурённому водными процедурами и жарой организму тащить это пешком в гору, не хочется. Многие не утруждают себя переодеванием в сухое, поэтому по городу ходит много женщин и мужчин в купальных костюмах, иногда в накинутой поверх рубашке или парео, иногда без оных. Лере, ещё дома, я обещал татушку, не из хны, а настоящую. Поиски через интернет, двигатель прогресса, принесли положительные результаты, правда, от одного из салонов мы отказались, а вот со свободным художником, мастером тату, договорились на 12 июля. Ванька, наслушавшись рекламы и местного говора, смесь украинского, ростовского и еще чёрт знает какого акцента, говорить стал презабавно. «Шо? Та я жешь вам уже говорил», причём «г» — мягкая, украинская. Покупались мы дольше обычного, море спокойное, и Иван в своей маске, как Ихтиандр, в том смысле, что из воды не вытащишь. Он достаточно уже хорошо плавает, но всё равно одним глазом надо посматривать. По пляжу ходят, продают морепродукты и свежесваренную кукурузу, вкусная и полезная, зараза! Завтра приезжают Лена с Гришей, поезд прибывает в 9:40 местного, но полагаю, что из-за таможни можно будет смело ехать в Симферополь, не раньше 12 часов. На обед сходили в суши бар, роллы — очень хорошие, но так же, как и на ЧПК впоследствии, с красной икрой ни фига нет. Когда шли домой, видели машину с интересным номером.

Сам-то номер обычный, украинский, а вот флажок российский прилеплен. Человек, видимо, показал свою приверженность новой власти. Подумалось мне тогда, был бы я барыгой, замечательный бизнес, покупаешь машину в Крыму, а там есть неплохие экземпляры, снимаешь с учёта, старые номера в топку, везешь в большую Россию, причём без таможни, ибо одна теперь страна-государство.

Родственники на чужбине.

Сказать по правде, за две недели в Крыму ни разу мы не почувствовали себя не в своей тарелке. А ведь и страна другая, по факту-то, пока что заграница, и климат, и люди. Видимо, как в Одессе, «Атмосфэра», близкая душе обстановка и гостеприимность.

В Симферополь поехали с Наташей вдвоём. Поехали чуть пораньше, потому что участок от Ялты вправо, на Симферополь, как раз и оставили на «встречины». Дорога уже не так пугает, потихоньку стал привыкать к серпантинам и стилю вождения. Справа знаменитая медведь-гора или Аю Даг. Значит, скоро сворот на Артек.

В Алуште сворачиваем на перекрёстке влево на Симферополь, если поехать вправо, выйдешь на очень старую и живописную дорогу на Судак и Коктебель. По дороге домой, обязательно по ней проедем. Начинается подъём в Ангарьскiй перевал. Интересно, откуда тут такое название? А потом ещё в Краснодарском крае, видели речку Ангара. На перевале, постамент с троллейбусом, это памятник Крымскому троллейбусу. В главной роли «Шкода». Точно такие же до сих пор катают пассажиров по Ялте, на межгород уже не ходят. Как гласит надпись, данный экземпляр имеет пробег 1,9 млн. км и перевёз 20 млн. пассажиров, год выпуска 1972.

На посту ДПС ДАИ, державной автоинспекции, уже наши дай-дай работают с 82-ми номерами. В справочнике у меня значится Корякский автономный округ, а в Крыму большинство машин ДПС — «восемьдесят вторые». Совершенно неясная ситуация, и крымчанам при регистрации выдают московские номера «777», фантазия, что ли, иссякла? Правда, ещё видел машины ГИБДД с регионами 123 и 26, но это явно командировочные. Вообще, надо сказать, не видел, чтобы они кого-нибудь останавливали. Инструкция, видимо, просто присутствовать, изображать наличие власти, никого не трогать, не нагнетать недовольство новой властью. Похоже, так оно и есть. Единственно, когда нам махнули полосатой палкой, при повороте на Форос, а они там перекрыли движение. Кто-то из Больших Дядей, пожаловали. Кстати, в этом самом Форосе, М. С. Горбачёв потерял контроль и власть над СССР.

В Симферополе, обязательно надо отметить, самые красивые девушки в Крыму. Я, вообще, старался в этой книге, максимально точно передать своё настроение на каждый момент времени, а также быть беспристрастным, внимательным и наблюдательным, чтобы передать мельчайшие детали, оттенки и нюансы увиденного. Ведь зачастую люди не умеют замечать простые мелочи, из которых потом складывается впечатление. А если не заметил, то и не запомнил, как-то так! Пытаемся, глядя по сторонам, определить, где же вокзал в этом славном городе? Пока пытались, оказалось, что уже вышли на трассу, в сторону Джанкоя. Включаю навигатор и пытаюсь найти улицу, которая по логике вещей, близка к ж/д вокзалу. Точно! Есть такая — Привокзальная улица. Почему в «навителе» нет функции найти по номенклатуре? Вокзал, аэропорт, больница, сквер и пр. А может, пользоваться не умею. Едем на эту Привокзальную, она, конечно, совершенно в другой стороне города, чем мы думали. Но вокзал и платная парковка перед ним налицо! Машину ставим рядом с Ауди А8, с шильдиком W12.

Интересный мотор, уценённая версия двигателя с «Бугатти Вейрон». Номера украинские, в России человека ждёт хороший налог по лошадиным силам. Очень жарко, само здание вокзала закрыто, по непонятной причине. В бывшей комнате милиции штаб ополчения, через открытую дверь видно стеллажи с касками. То и дело входят и выходят «ополченцы», больше похожие одеждой и небритостью на собирателей ореха. С опозданием почти в три часа, объявляют прибытие поезда Харьков—Симферополь…

Подхватываю тяжёлую сумку, вторую несёт Григорий. Целовашки-обнимашки пропускаю, банальность, конечно, были. Потихоньку катим в Ялту, ребята с дороги устали, тем более не работал кондиционер. Останавливаемся в кафе, справа от шоссе, то есть в другую сторону от моря. Паркуюсь рядом с Porcshe Boxter S. Ну ничего, пусть наша «Ласточка», рядом с сиротскими машинами постоит, ей полезно.

Кафе с грузинской кухней, отдельные беседки со столами, ландшафтный дизайн с садом камней, кактусами и алоэ в кадках, официанты мужчины. Алоэ, блин, размером с нашу акацию. Беру люля-кебаб и борщ с пампушками, несмотря на его украинское происхождение. «Люляшка» сделана правильно и по всем канонам. Не фарш в котлете, а как положено, на мангале и сложено это рубленое мясо косичкой. Вкус «списифисеский»! Борщ — не шедевр, но вкусно, а натёртые чесноком, свежеиспечённые белые булочки, пампушки, выше всяких похвал. Пишу только про себя, потому что не помню, что заказывали остальные.

Найти жильё в Ялте, по крайней мере в этом году, не сложно. Начиная от въезда в город, напротив автовокзала, стоят машины с предложениями на заднем стекле. Кроме того, у нас была пара вариантов из местной рекламы. Остановились харьковчане в частном доме, правда, это не дом, а целая усадьба, со всевозможными деревьями, садом и кучей домиков для отдыхающих. Главный принцип «соблюли», чтобы все удобства в домике. Оставляем вновь прибывших отдыхать с дороги, а сами идём домой тоже отдохнуть и уже вечером, вместе с детьми, отметить приезд и встречу в великолепном саду усадьбы.

Посидели хорошо, впрочем, когда это мы плохо сидели? А начать под хорошее вино и закончить хорошим виски, разве это плохо? Хорошо, что дети уже почти взрослые, ответственно вели папу под ручки домой. При моём социальном статусе, не катиться же с горы своим ходом!

Дальнейшие события как-то выбиваются из временного континиума, потому что появился собутыльник, нет, не так, появился соратник по постоянной дегустации вина и крепкого алкоголя, в лице Григория Андреевича. Мы ходили и ездили на все пляжи подряд, съездили в Севастополь и Балаклаву, организовали Лере встречу с мастером тату и таки сделали его, тату я имею в виду.

Отметили Лерин день рождения в кафе на Массандровском пляже. Просмотрели кучу достопримечательностей, Лена с Гришей показали нам пляж, на котором крайне мало отдыхающих. Эта местность называется «Малый маяк», там же, в заброшенном санатории «Карабах», в красивом и запущенном саду нарвали лаврового листа. Оказывается, это реальные листья реального дерева, а я думал, они в пакетах растут. Ездили вместе в Симеиз, в тот день море было неспокойно. Волна, а она гораздо реже накатывает, чем на Байкале, но зато сила её впечатляет.

Человека, как пробку, выбрасывает. Заходить надо попой вперёд, а когда воды примерно по пояс, пытаться плыть уже в горизонтальном положении. Стоять при такой волне можно только на глубине. В этот же день пообедали там же в Симеизе.

Поразил своей памятью официант. Представьте: шесть человек делают заказ. Первое, второе, салат, чай-кофе, десерт. С поправками: «мне без подлива», «мне с соусом», «не разогревать», «без кинзы», «майонеза побольше», «мелко не резать», «можно в одну тарелку». Я это всё записал, а он запомнил! И повторил, всю последовательность, кому что, с чем и когда подавать. Я бы, имея такой талант, в цирке выступал. Удивлён был ещё и потому, что всё познаётся в сравнении. У всех был опыт общения с «заторможенным» персоналом. Когда собирается больше трёх клиентов и трёх заказов, всё, аншлаг! У них паника начинается, перепутают всё, что можно. Особенно это касается маленьких, затрапезных заведений.

В Севастополе попытались посетить «Батарею 35». Это единственная в Крыму бесплатная достопримечательность. Построена и содержится на деньги энтузиастов, ну и наверно, администрация всё-таки помогала. Выставка автомобилей военного времени, сама 35-я морская батарея с огромными орудиями, ещё какие-то экспозиции. Девчонки и Ванька, даже из машины выйти побоялись, +36 на улице, а мы с Гришей реально бегом за 20 минут провели фотосессию.

Ещё в Севастополе видели огромную новостройку жилых домов. Почему-то жёлтых. А сам город мне показался достаточно большим. За день до нашего отъезда, как и планировали, сходили на ужин в летнее кафе, где мы с Наташей как-то завтракали и куда мы собирались сходить все вместе. Вечернее обслуживание, меня лично, поразило. Как только официантка унесла заказ, к нам вышел шеф-повар и у всех уточнил детали приготовления. Кому чего добавить, убавить, так порезать или эдак. Были в этот вечер блюда сербской кухни, вкуснейшее жаркое из барашка, харчо, шашлыки и прочая вкуснятина. Здесь я впервые попробовал европейскую горчицу, гораздо более мягкую в сравнении с нашей. В этот вечер мы не пили вино, заменив его ледяным местным разливным пивом. Вся крымская кухня, вне зависимости от национальной принадлежности, изобилует овощами, которые тут никто не пытается экономить. Это заметно по количеству баклажан во многих блюдах, по овощным нарезкам и супам. Одно единственное, что мне не понравилось в Крыму — цены на недвижимость. В одном из кафе за соседним столиком разговаривали между собой агенты по недвижимости. Разговаривали громко, поэтому я и слышал. Со слов этих риэлторов, обыкновенная «хрущёбная» трёшка в Ялте стоит 300 тысяч зелёных. Нехило!

На отдыхе время летит быстро, 16-го июля мы уже должны быть в Геленджике. Учитывая 280 километров по Крыму и 220 по материку, а также неизвестно, сколько времени займёт очередь на паром, ехать решили 15-го, в обед. Жаль расставаться с Леной и Гришей, жаль расставаться с гостеприимным и райским Крымом, но что поделаешь? Утром в день отъезда начинаем паковать машину, кроме наших домашних шмоток (чего не брать с собой и что нам только мешало, напишу позже) добавилось вино, коньяки и прочая снедь, поэтому доширак, совершенно не пригодившийся в поездке, вытаскиваю из ящика и рассовываю по углам. Освобождается место в багажном боксе, куда мы засовываем барахло. Обычный багажник теперь занят наполовину алкоголем. Прощаемся с родственниками и с тяжёлым сердцем выезжаем из Ялты.

Вдоль «южнобережки» я насчитал четыре посёлка Вiноградне, а что, не картошку же здесь садить. И Крым, и ЧПК, и многие регионы по дороге очень газифицированы. Очень, это потому, что у нас почти никак. Там даже к дачным посёлкам газ подведён. С этими мыслями уходим в Алуште правее.

Оказывается, до этого мы и не видели горных серпантинов. Высота небольшая, до 300 метров, ограждений нет вообще, развалились от старости. Местные, на каких-то «Жигулях» и прочих недоприводах, летают так, что дух захватывает. «А что, — говорю жене, — люди фарватер хорошо знают». Хорошо, не хорошо, но резина у них свистит, как надо! То и дело дорога спускается к морю, к небольшим посёлкам. Вот где недорогое жильё и сервис! Будем знать.

Постепенно дорога уходит левее, в сторону от моря. Опять горы, сопки, холмы и опять горы. Красиво! Заправились в Судаке на «Атане» и через Коктебель попали в Феодосию. Теперь в обратном порядке, море справа, жильё слева. После Феодосии разговаривали по рации с дальнобойщиком. Сначала я подумал, что это не он нас вызывает, регион 23, а они не особо разговорчивы. Нет, бывают исключения из правил. «Наш», родом из Северобайкальска, земляк! Минут 20 мы поболтали, потом я набрал скорость, и фура отстала. Под вечер заехали в Керчь. Долго искали, где дорога на паром, но без нервов, потому что город хочется посмотреть и кафешку на ужин найти. И посмотрели, и нашли. В очередь встаём в 21:20.

На этот раз 1700 метров. Солнце уже предзакатное, не печёт, но тепло +28. Очередь каждые 30-40 минут проползает чуть-чуть и стоит дальше. Кажется, что движется она медленнее, чем в прошлый раз. По рации различная болтовня, хотя ни одной фуры поблизости нет. Фуры переправляют грузовым паромом, ходит он с Крыма на Новороссийск, с какого порта не знаю. Ценник был по лету 26 тысяч, так ещё говорят, что дотируют. Без комментариев! Разговаривают «маленькие», от Омска, половина маленьких «в канале», соответственно, в курсе событий, дорожной обстановки и пр. Около часу ночи продвинулись до шлагбаума, сотрудник полиции посмотрел на номера и подошёл. Оказывается, читинцы, в командировке тут, а что, тоже земляки, поболтали.

Накопитель похож на тот, что был в порту «Кавказ», но простояли мы в нём подольше. Запускают порядно, видимо, кто-то особенно хитрожопый из соседнего ряда зарулил в заезжающий. Служащие записывают все машины в рядах по номерам, наглеца вычисляют, отправляют в начало очереди, а народ создаёт дежурные группы, в целях недопущения подобных инцидентов. Удивляюсь я с людей, так не уважать окружающих, а значит, и самих себя. И откуда их столько повылазило?

04:30, мы на пароме, опять «Ионас», идёт с трудом, море волнуется, вместо 35 минут прошёл час. Вот мы и на материке. По рации уже давно слышали, на «Керчь» стоят от 36 до 40 часов, привет организаторам!

Ну что ж, прощай, Крым! Мы, конечно, сделаем всё возможное, чтоб вновь попасть сюда, но как сложится жизнь, боюсь, не знает никто. Так что, пока прощай! Мы побывали: Алупка, Алушта, Симеиз, Кореиз, Гаспра, Севастополь, Балаклава, Симферополь, Феодосия, Керчь, Белогорск, Ливадия, Массандра, Гурзуф, Инкерман, Судак, Ялта, Коктебель, Бахчисарай. Не были в Саки, Красноперекопске, Джанкое и Евпатории.

Прощай, Крым, прощай!

Самое несчастное животное — осьминог.
У него и ноги от ушей, и руки из жопы,
и сама жопа — с ушами.

М. М. Жванецкий

Часть 3. Черноморское побережье Кавказа.

«Отдыхайте на курортах Краснодарского края!»

Светает, едем за «Мерсом» с московскими номерами вдоль встречной очереди на паром. Не сразу, но сообразили, что хорошо бы на видео снять. С десятого километра начинаем съёмку. Хвост тянется до 16-го километра от парома. Люди, по 40 часов, без горячей пищи, на жаре, почти у всех на борту маленькие дети. Без комментариев!

Несмотря на предупреждения дорожных плакатов о вреде остановок вне населённых пунктов, проезжаем ещё около 5 километров, сворачиваем в степь, ставлю машину так, чтобы три дерева, которые есть в наличии, загородили нас тенью от просыпающегося южного солнца. Машину не глушим, пусть молотит, кондиционер на минимум, спим…

Не очень-то выспишься, полусидя, за два часа. Но надо ехать дальше. Забиваю адрес в Геленджике в навигатор, показывает 190 километров. Тронулись. Время 7:30 утра, движение уже большое. Навигатор ведёт не вдоль побережья, а по своему, ему одному понятному алгоритму прокладки трека.

Ещё дома выучил прибрежные города черноморского побережья Кавказа, с севера на юг: Благовещенская, Витязево, Анапа, Сукко, Новороссийск, Кабардинка, Геленджик, Дивноморское, Джанхот, Прасковеевка, Криница, Бетта, Джубга, Архипово-Осиповка, Лермонтово, Новомихайловский, Небуг, Ольгинка, Туапсе, Лазаревское, Лоо, Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер, Красная поляна. Это только более-менее крупные, ещё полно всяких деревушек и хуторов. Красная поляна не на берегу, ну уж раз выучил, пусть будет в списке, да и поездка туда, на просмотр олимпийских объектов, запланирована. Судя по «навителу», к морю выйдем только в Новороссийске. Сейчас я понимаю, что это очень хорошо, кучу пробок объехали. Пока мы про них не знаем. Край мы видели только ночью, днём — ничего особенного в восприятие не добавилось, «степь, да степь кругом». Зацепиться глазу не за что.

Впереди пробочка, один из «хомячков» решил, что он прочнее локомотива, стоит теперь «КамАЗик», со снесённой на бок головой и перегораживает полдороги. Навигатор ведёт нас через населённые пункты, станицы по какой-то хитрой траектории, то налево, то направо, с трассы на трассу, мы даже перестали за названиями трасс следить, запутались уже. Наконец, ближе к 12 часам, подрезали большое шоссе, однако М4. Впереди Новороссийск и море. Перед постом ГИБДД, где дорога уже пойдёт в 4 ряда, циклопических размеров стоянка для «хомячков». Говорят, сам губернатор края имеет свой меркантильный интерес и неровно дышит к «хомячкам». Стоянка, однако, 500 на 500, никогда таких больших площадок не приходилось видеть. Стоит на ней штук сто грузовиков с прицепами, но она кажется пустой. Остановились за этой стоянкой.

Кафе со скульптурными композициями и даже действующим фонтаном. За забором дилер «Фольксвагена», судя по пылящимся «Джеттам». Пока мы курили и отдувались с дороги, фонтан действовать перестал. Оказывается, электричество отключили, ну прям черноморское Бердюжье. Попили чай с шоколадками, хорошо, что термос девчонки в кафе недавно заливали. Заходим в Новороссийск. Город достаточно большой, как и Севастополь, море с трёх сторон и город-герой. Едем по нему около полутора часов, движение затруднено, стоять не стоит, но и не едет особо. Вырвались из пробки, зарулили на заправку. Я-то думал, корабли тут военные сфотографирую, ага, прямо стоят и ждут меня.

На выезде, после подъёма сувениры продают, смотровая площадка и памятник защитникам города или бездарности Сталина, который без всякой надобности сдал целый флот, оставил отдуваться. Я бегаю с фотоаппаратом, голый по пояс, естественно, что мне в +33, пуховик, что ли, надевать. А народ что-то косо поглядывает. Не принято тут, как в Ялте? Я прямо недоумеваю. Не понял ещё, что зря мы уехали с Крыма, ох не понял! Дорогу повсеместно поправляют, ремонтируют, хотя она итак, по нашим меркам, замечательная.

Скалы, сложены из вертикальных плит, а не как у нас из горизонтальных, где оголены останцы, это чётко видно. Ну, наконец-то, Геленджик, город-курорт. Есть хочется, спать хочется, выпить хочется, не понятно даже, что сильнее. Сворачиваем вправо, едем вниз, в город, всё по навигатору. Со второго круга по кварталу находим свой адрес. Скажу кратко, очень сильно не понравилось. Всё не понравилось: город, отсутствие парковки перед домом, само жильё, люди вокруг, море. Всё сравниваем с Ялтой, всё не так, всё — фуфло! А между тем, выпить-закусить-поспать хочется всё сильнее и сильнее. Совершенно не улыбается таскать из соседнего квартала вещи, из машины в дом и обратно. Нормального пляжа в черте города нет, помещение для жилья маленькое и не ремонтировалось лет триста, диван сломан, короче говоря: «Такой хоккей нам не нужен!».

Город большой, шумный, центр вообще не проезжий, из-за пробок, вот не понравилось всем четверым, с первого взгляда.

Позвонили хозяйке, до этого только с горничной общались. Извинились за причинённые неудобства, попросили по возможности вернуть деньги, 4 тысячи всё-таки, в России берут бронь за двое суток, а не за сутки, как в Ялте. Для самоуспокоения, а больше того от лени, поездили ещё по Геленджику, всё занято. Офигеть! Это кто же такой любитель здешнего отдыха? Может, местные, краснодарские на выходные приезжают, тут ехать-то. Поехали дальше, свернули в Дивноморское. Кое-как нашли где встать, киоск, в нём типа много предложений по жилью. Надо же, деревня с многоэтажками, дыра-дырой, а четыре рубля в сутки за двушку на пятом этаже без лифта. Да вы, ребята, тут расслабились совсем!

От голода уже урчать внутри начинает. Летучку проводим. Варианта два: вернуться в Крым, позвонить ещё одной «хозяйке» в Туапсе. Крым — сказка, но из-за проклятой очереди на паром — не вариант, не выдержим уже. Туапсе, вроде бы город не модный, не гламурный, может там и поспокойнее и подешевле будет. Позвонили, двушка, 2 рубля в сутки, в центре, дом «сталинка». Годится, поехали. А ехать ещё около 150 километров, 90 до Джубги и потом ещё 60.

Дорога очень редко ровная, в основном повторяет кривую береговую линию, взбирается вверх, уходя от моря и объезжая скалы, то вдруг спускается, проходя через какой-нибудь посёлок, ровно и вдоль берега. Разметка везде идеальная, асфальт хороший, камер столько, сколько у нас ям не насчитаешь. Везде: на перекрёстках, на ограничениях, перед населёнными пунктами и в них самих. В том числе и из-за обилия камер, ездят все очень дисциплинированно. Сплошная — вообще табу! Даже, если нет «встречки» и видно на километр вперёд, никто обгонять не полезет. Если стоит знак «50» или «70», колонна движется с указанной скоростью. Движение тормозят местного пошиба грузовики, ГАЗы, МАЗы, КамАЗы. Фуры идут наравне с легковыми, кроме «тёщиных языков». Тут им приходится туго, проходят такие повороты длинномеры очень медленно и осторожно. Возможно, поэтому фуры только с местными номерами, 23 и 61. В Джубге развилка, налево — прямая дорога на Краснодар, прямо — на Туапсе. Будущая «хозяйка», заранее предупредила нас, после стелы «Туапсе», свернуть вправо. Поворот этот без указателей. А «белый» дорожный знак с названием города, только через километр, если ехать прямо. Но километр этот в вечернее время проходить будешь два часа, постоянно стоит пробка на Сочи.

Мы послушно свернули направо. Улица Кирова, в Ялте, улица, по которой заезжаешь в город, тоже Кирова, это хороший знак. Строения похожи, кривые улицы похожи, растительность похожа — это радует. В самом центре, на улице Карла Маркса, наш дом. В полуобморочном уже состоянии, вместе с хозяйкой поднимаемся смотреть жильё и расчитываться. Ещё час проболтали, время 22:30. Надо выносить из машины вещи, сумку-холодильник и разливные вина и коньяки. Остальное нехай лежит в багажниках. Машину ставим под окна, напротив фонтана, двор «не парковочный», служебный вход супермаркета, коробки, шлагбаум. Доширак, душ, спать….

Просыпаешься утром на юге всегда бодрый. Не знаю, в чём фокус, но это так. Раз уж приехали, надо сходить на местный пляж. «Хозяйка» (кстати тоже Наталья, везёт мне на них, а ещё так зовут и любимую, и мою маму) примерное направление нам объяснила. Ничего, мы уже достаточно опытные туристы, разберёмся и найдём всё самостоятельно.

Гулять пешком по незнакомому городу всегда интересно. Пешеходов в Туапсе, да и на всём ЧПК, пропускают безапелляционно. Хоть на светофоре, хоть на простой «зебре», в центре города или на шоссе, не имеет значения. Пешеход тут священная корова. Идти на городской пляж далековато. По пути заметили один из гипермаркетов «Магнит», ага! Надо будет посетить. Потом я замечаю колоритнейшего ишака, надо сфотать. Стоит себе это чудо природы, жуёт траву, но через дорогу, машины мешают.

Останавливается новенький BMW X6, человек за рулём показывает мне рукой, мол, давай, фотай, я подожду. Вы себе можете представить такую ситуацию в Иркутске? Дальше дорога проходит через мостик, речка Туапсинка, на ручей похожая.

Пляж большой, народу мало. Всё, в сравнении с Крымом, какое-то слаборазвитое или недоразвитое. Кафе, по пальцам пересчитать, возникает вопрос, где мы будем столоваться? Местным, включая «хозяюшку», задаю всегда два вопроса: «Почему все белые, как в Сибири? Где хорошие и вкусные кафе?». При этом получаю примерно одинаковые ответы: «Загорать нам без надобности, да и времени нет. В кафе отдыхающие не любят ходить, покупают выпечку и салаты в Магните, тем и питаются». Да уж, совершенно «не то пальто». Я уж испугался, думал солнце тут слабенькое, оттого все бледные, не то, что в Ялте. И с едой проблемы, нафиг нам салаты казённые на юге, где овощи-фрукты кушать полезно и мясо? Ладно, разберёмся постепенно.

Галька на пляже крупная, мне нравится, детям — нет. Им вообще настолько сходу не понравился материковый берег, что смотрят на нас с женой, как на врагов. Да сами уже понимаем, глупость спороли, надо было отдыхать в Крыму и не рыпаться. Ну, как же, посмотреть же хотелось ЧПК, экая невидаль. «Отдыхайте на курортах Краснодарского края!», помните, лозунг такой? Так вот, не готов данный край. К наплыву отдыхающих в сезон — не готов, дороги с низкой пропускной способностью — не готовы, цены аэрокосмические — дураков уже нет, а за меньшие деньги за границей гораздо лучше удобства, культура и масса развлечений.

Наболело! А что поделаешь, раз приехали, надо учиться отдыхать в таких условиях, какие есть. Надо учиться видеть что-то хорошее и позитивное во всём окружающем. Что ж, будем учиться! На обратном пути зашли в кафе. Бизнес-ланч, более-менее вкусно, не дорого. Хотя — ужасная глупость! Какой может быть бизнес-ланч у отдыхающих? А в это кафе явно бизнесмены не ходят. Вечером идём с Натальей гулять по городу.

Духота на ЧПК, как надо. Ещё в Ялте нас предупреждали: «Крымская жара сухая, а вот на материке влажные субтропики, к жаре добавляется влажность». Географически субтропики начинаются от Адлера и южнее. Но нам от этого не легче. 22:00, температура воздуха +30. И спадать не собирается. В Туапсе есть интересный маленький парк, оформленный в шахматном стиле, газоны, часы. Даже шахматисты сидят, играют. Идиллия, напоминающая «Нью Васюки» из «12 стульев» Ильфа и Петрова, ну прямо межгалактической шахматный конгресс. На набережной громко играет музыка, вот она, российская культура! Заведения таким образом туристов привлекают. Меня только отвлечь этим можно, а народ, ничего, закусывает. Любопытное кафе, выполненное из старого корабля, вбетонированного прямо в парапет набережной.

Аллея ветеранов, лавочки, цветочки. По городу с ужасным шумом проезжают заниженные «ТАЗы». Молодые люди кавказской внешности занижают подвеску своих горе «болидов», «Приоры», «10-ки», «9-ки».

Окна у машин открыты, орёт ужасно громкая музыка, аппаратура не настроена и низкого качества, без сабвуферов, но громко! Иногда эти ребята устраивают гонки со светофора. Маломощные выкидыши «автопрома», так же нестройно и громко, как музыка из их окон, рычат и не едут, моторы-то полудохлые. Люди на серьёзных машинах терпеливо ждут, пока клоуны не уедут на безопасное расстояние. При нас пожилой уже мужик, на Инфинити Q56, даже на бордюр заехал, уступая дорогу джигитам.

Видели, как в порт заходил здоровенный корабль, каждая из его трёх надстроек на палубе больше жилой девятиэтажки. Фотографировать в сумерки не стал, всё равно ничего бы не вышло.

Гулять вечером не страшно, в том плане, что полно народа. Люди, отдыхая от дневной жары, прогуливаются семьями, сидят в немногочисленных кафе, фотографируются. Повсюду, в скверах и просто на парковках, рядом с машинами тусит молодёжь.

Кафе действительно мало, поэтому забиты людьми они плотненько. Прошли мимо памятника-бюста академику Павлову, темно, так же, как корабль, не стал фотографировать. А потом так ведь и не собрался. Увидели в темноте надпись «Вареничная», зашли. Можно внутри посидеть, но не летом и не на юге. На улице, под огромными зонтиками со сложной поворотной конструкцией. Похолодало, +28, вино на ЧПК уже не то. Точнее, сами местные не советуют его покупать, ни разливное, ни бутылочное. Поэтому, заказали пиво. Вот пиво в Краснодарском крае любят и готовить умеют. Замечательное пиво. Несколько пивзаводов, качество везде отменное. Пока сидели в «Вареничной», смс пришла: «поступил на ваш счёт платёж 2000 рублей», ага, Геленджик за одни сутки отбился, это лучше, чем ничего. Надо будет детей в это заведение сводить, 20 видов вареников, столько же видов блинчиков, ну и обычное меню неплохое.

Развлеки себя сам!

Человек, много путешествующий, похож на камень,
пронесенный водою многие сотни верст:
его шероховатости сглаживаются, и все в нем
принимает мягкие округленные формы.

Э. Реклю.

Как и всем авантюристам без страха и упрёка, романтикам междугородных трасс, сидеть на пляже и купаться в море целыми днями, нам — тоска тоскливая. Нужны какие-то ещё интересные впечатления, развлечения. Кино и театр, это мы дома сходим, на парашюте покататься, на банане, на водных лыжах — неинтересно, аквапарки и дельфинарии — были уже. Чем заняться? Правильно, больным дорожьем и бездорожьем, счастье в дороге, да, в ней самой. Есть, правда, на ЧПК, такой вид развлечения как джип-туризм. Повсеместно, во всех городках мелькают УАЗы, заточенные под этот вид отдыха. Заточены, громко сказано, УАЗка без тента, максимум на 33-х мудовых и лысых колёсиках, без лебёдок, блокировок, короче, голимый стандарт. За рулём водитель, рядом с ним, сзади, и в багажном отсеке — туристы, группа из восьми человек. Всё это трясётся сначала по асфальту, потом сворачивает в горы, конечный пункт какая-нибудь достопримечательность. Ну, конечно, обязательная программа, небольшой крен, подъём на понижайке и бродик с брызгами на скорости, чтобы девушки повизжали. Вот и прекрасно! Только мы — не лошпеды. Был у нас «Прадо 78», профессионально подготовленный, заезжали на нём в такие какашки, которые этому шоу-УАЗу даже не снились. Простите за сравнение, но сесть нам в этот шоу-кар всё равно, что Шумахеру, для драйва и за деньги, прокатиться на «Калине-спорт». Смеха ради, в два экскурсионных места, мы и на своей пузотерной «Реношке» проехали, чего там не ехать, песок да камни иногда, подъёмы — не страшней Ялтинских городских.

Решили мы тогда, раз нет для нас ничего интересного, поедем смотреть Сочи, Адлер, Красную поляну. Сначала на паровозе думали. Ходит туда прямо вдоль берега экспресс, «Ласточка» называется. Пошли пешком на вокзал, интересно, как в него попасть? Что за ерунда с вокзалами на югах? В Симферополе вообще вокзал был закрыт, в Туапсе, чтобы к кассам пройти, заходить надо внутрь чуть ли не через туалеты, с досмотром, а выходить, вообще, кругами. Посмотрели расписание, удобное, идёт быстро, вдоль береговой линии, прямо под горами, похоже на «Кругобайкальскую ж/д». Почесали репы, а курить как? А вещи какие брать с собой? Всё! Решено, на машине поедем, чёрт с ними, с пробками! Это мы зря так подумали, потому что масштабов этих пробок не представляли.

Погуляли по городу, в одной из винных лавок купил литр абсента. В Крыму его нет, граппа есть, а вот глючного напитка не видел. Настоящий, 72 градуса. Ванька мне показал, как его пить правильно, полить им же сахар, поджечь, накапать в стакан и вперёд! Только я ещё разбавлял, крепкий сильно. На вкус, как микстура из детства, но крышу рвёт качественно. Потом ещё литр прикупил, домой. А чего, понятно, что туйона в нём нет, как раз вещество глючное, зато ценник, 600 рублей за литр, устроил. Тот, что у нас продается, тоже без туйона, только дороже в три раза.

Маску себе с ластами купил, тут есть из чего выбрать, в тёплой воде, она уже до +24 нагрелась, одно удовольствие детство вспомнить.

Недалеко от дома нашли магазинчик, они тут все в подвальных помещениях, а в нём вещи турецкие дешевле, чем у нас «Чайна». Набрали сдуру, а чего не брать, футболка — 80 рублей, боксеры мужские — 35, очки тёмные — 100, шорты — 200. Качество очень хорошее.

В гастроном зашли, называется странно, а это имя учредителя. Говорят, пытается «марку держать», за качеством товара и обслуживания следить. Ну да, чисто, продавцы симпатичные, товар свежий, цены средние. Мне очень «Мацони» понравился. Типа «Тана» или «Айрана», с той разницей, что последние, как раз, являются плохой пародией этого продукта. Сливок 8%, очень вкусный и полезный.

Тараньку и воблу на пробу брал, неплохо, но волжская чихонь — вкуснее. Беда в Туапсе с фруктами. Завозные почти все, Турция, Греция, Молдова. Персики — 200 рублей, пахнут мылом, у нас, однако, в Иркутске, дешевле. Варёная кукуруза на пляже и та молдавский сорт «Бондюэль», местную — жрать невозможно.

Спать ложимся около 12 ночи. В окно видно, как «ТАЗики» на низкой подвеске делают круг почёта по городу. Улица Карла Маркса с обеих сторон круговым движением заканчивается, вот они и едут по кругу, от памятника Ленину, мимо «нашего» фонтана и до фонтана с подсветкой на набережной. После 12 становится тихо, машин почти нет, а люди до утра гуляют, причём с маленькими детьми.

Наутро пошли в «Вареничную» с киндерами. Понравилось! Ну и хорошо, мне тоже понравилось, вкусно и ничего не путают. На ужин, как-то раз, даже в одного сходил, мои все поленились, а я пошёл. Не лишать же себя всяких вкусностей. А в это утро сходили с дочерью в меховой салон. Пальто она зимнее хочет. Все знают, как весело для мужчины, когда девушка примеряет меха. Час мы там пробыли, чего-то она выбрала, продавец вокруг ходит и кудахчет. Смотрю я на эту вещь и говорю: «Пальто красивое, цена вменяемая, только когда ты это носить собралась? В минус 15 эта вещь греть уже не будет.». Продавец спорит: «Оно ж зимнее, вон воротник какой, вам жарко будет». Пришлось очень вежливо объяснять, что зима в Туапсе и в Иркутске, проходит в несколько разных температурных режимах.

С обеда поехали с Натальей, женой то есть, в Сочи. Громко так сказано — в Сочи! По пути задача найти городок с хорошим и нешумным пляжем. По трассе попадаются даже машины с правым рулём. Давненько их не было, от Кургана, однако. Хотя нет, в Челябинске, штучно, бывают.

Чтобы выехать из Туапсе, выходим сначала на саму трассу, а потом она ещё пару километров идёт через город, мимо торгового центра с «Магнитом». Ряд попутно, два ряда встречки, потом наоборот. А народ тут разметку и пешеходов уважает. Два ряда перестраиваются в один, потом пропускают пешеходов, сонных, как и везде. Потом в два ряда, потом опять в один, опять пешеходы. Это не езда, это издевательство. Бывает, ГИБДД пытается ситуацию разрулить. Машет дяденька палкой, чтобы машины рот не разевали и ехали быстрее, потом пешеходов пинками подгоняет. Короче, проезд Туапсе, если повезёт, два часа.

И вырвался на трассу, полетел, но недолго, очередной посёлок, всё то же самое. В пару мест заезжали, не понравилось. Надо железную дорогу переходить, так что лучше потом, проедем мимо Туапсе в сторону Джубги и там посмотрим. Железка от Туапсе сворачивает на Майкоп и в сторону Джубги, путей уже нет. За пару часов доехали до Лазаревской. Крупный населённый пункт, с дельфинарием и аквапарком. Народу, как грязи. Пробка из-за пешеходов, да ещё по рации услышали, что ДТП впереди. Час ползли, потом свернули направо, типа к морю. Метров через 500 опять упёрлись в пробочку, эвакуатор работает.

Подождали и доехали до парковки рядом с пляжем. Машины стоят, УАЗики туристические, места ни хрена нет, естественно. Втиснулся между двумя машинами, мы ж ненадолго, а по противоположной стороне ГИБДДшник ходит, спросили у него, на всякий случай, можно ли стоять? Получили утвердительный ответ и собрались уже пойти пляж посмотреть. Подбежала женщина, просит отогнать «Мерседес», который этот ГИБДДшник собрался уже на эвакуатор грузить, на неправильной стороне, мол, припаркован. Мне, конечно, мало улыбается лезть в чужую машину, но помочь же надо. Пошёл уже с ней к машине, в это время муж её летит, быстрее своего Мерседеса, ну и хорошо, обошлось.

Пляж опять не понравился, фигня какая-то. Поехали обратно. За полдня доехали до Лазаревской, это примерно 45 км от Туапсе и вернулись обратно. Значит, на Сочи надо ехать на весь день, рано утром. Туапсе проезжаем мимо, на Сочи пробка по-прежнему стоит, на Джубгу — свободно. Здесь мы ехали уже «на автопилоте», больше суток не спавши, поэтому всё видим как бы в первый раз.

Вдоль берега многочисленные базы, кемпинги и санатории: «Орлёнок» — российский Артек, дома отдыха всех нефтегазовых гигантов, от «Юганскнефтегаза» и «Газпрома» до «Роснефти» и «Ямала». Посёлок Небуг. Я даже и не слышал про такой. Благодаря двум огромным гостиницам с собственными пляжами и лифтами, не пешком же с горы спускаться к морю, получил развитие посёлок. Удобная огромная платная парковка, в 20 метрах пляж и море. Вот, это уже кое-что! Сюда и будем ездить купаться-загорать. Парковка — 50 рублей в день, грибок с двумя шезлонгами с 9 утра до 15 часов — 350 рублей.

Катаясь по дорогам Краснодарского края, обратил внимание на качество дорожного покрытия, не только самих дорог, но и сооружений. Стыки на мостах не почувствуешь, почему у нас их не умеют делать? Ливнёвка продуманная и не под колёсами, так же, как и люки. Грязь во время дождя почему-то по дорогам не бежит. Да и в крупных городах нигде не видел, чтобы офисное здание, торговый центр или жилой дом, выезжал на проезжую часть. Всегда оставлено место для паркинга, здание «сдвинуто» от дороги. В сравнение приходит на ум впечатление об Иркутске — дыра, с огромным апломбом, жадными властями и полным отсутствием настоящего хозяина.

Замечаем интересную табличку, повествующую о комендантском часе. Заботливые власти Кубани предостерегают родителей и их чад от поздних гуляний. Прямо трогательно, до слёз! Денег на кружки и секции, на дошкольные учреждения нет, а забота есть, как я раньше этих табличек не видел?

Больше мы не ходили на Туапсинский городской пляж, ездили в Небуг. Как-то раз даже видели Субару Оутбэк с 38-ми номерами. Не ждать же хозяев, чтобы обняться с земляками, а признаться — хотелось. За всю экспедицию из земляков мы встречали фуру перед Самарой и видели этот Субарь. Были, конечно, полицейские из Читы, дальнобойщик из Северобайкальска, но это уже совсем не то. 38-е стали нам попадаться на обратном пути только в Кемеровской области. Видя, что они «в канале», попытались с ними общаться, нарвались на грубый ответ, и больше тёплые чувства к землякам меня не посещали. В быдлосибирь приехали, какая уж тут теплота. Ещё в Небуге продают замечательное пиво, нефильтрованное. Не знаю, где его варят, знаю, что стоит оно на пляже 150 рублей за литр, а в самом посёлке 70. На пляже, к сожалению, позволить себе выпить я не мог, поэтому брал его с собой домой в магазинчике посёлка.

На следующее утро, небо случилось пасмурное, вызвав в нас удивление. В Крыму тучки, собравшиеся от испарения морской воды, уносило в горы. В Туапсе вылило на наши головы. Ливень был такой силы, что я думал, деревья переломает. Пришлось от нечего делать, сходить в парикмахерскую, да по магазинам. Вода от ливневых дождей поднялась, превратив ручей с названием Туапсинка в могучий поток, несущий поваленные в горах исполинские деревья и мусор. Температура воздуха во время дождя не падает, как у нас до +15, а чуть-чуть спадает до 28-30 градусов. Зато, когда вылазит солнышко, через час всё сухо и очень душно. Но мы уже в курсе, купаться на следующий день после дождя противно. Море грязное и с жёлтым оттенком до горизонта, причём по всему побережью. Виной тому — песок и глина, смываемые дождевыми потоками с гор и приносимые бесчисленными мелкими речками в море. А в Крыму такого не бывает, вот вам и микроклимат, засушливо, и море всегда чистое, даже когда штормит.

Посетили в Туапсе все три суши бара, один даже в статусе ресторана. Обслуживание везде хорошее, цены примерно равные, роллы вкусные, но опять — нет красной икры. Ингредиенты для роллов все привозные, нельзя икру «до кучи» привезти? Люблю я «Филадельфию Икура», нет ее в меню — зря ходил в суши бар.

Ездил в гордом одиночестве в Майкоп. Трасса не федеральная, поэтому движение не большое. Осилил 45 километров от Туапсе, дальше не поехал, поленился, дорога начинает петлять по предгорьям Кавказа, уже видны серьёзные вершины вдалеке, полагаю «двушки», но перманентный ремонт, снятая одна полоса для движения и летящие «в лоб» местные «девятки» и прочие машины разубедили меня в надобности доехать до конца дороги.

А жаль, на Кавказе есть и пятитысячники, но они далеко от побережья, а вот «трёшки» вполне мог издалека посмотреть. Ладно уж, это совсем другая экспедиция и не в июле месяце. В посёлке с интересным названием Индюк я развернулся и вернулся в Туапсе. Повсеместно ЧПК изобилует шикарной природой. Что есть — то есть. Наша Сибирская, несмотря на все красоты и простор, в сравнении — очень скудная. Красивые распадки, горы, шикарные виды, зелёный горный лес, однозначно, радуют глаз. Очень жаль, что движение по горным дорогам имеет настолько плотный трафик, что посетить многие из запланированных достопримечательностей просто не хватило времени. Поблизости от Туапсе, мы поездили по горным лесам, там, где есть дороги для «шоу-каров»; скатались в Мамедово ущелье, кстати, в нём тоже есть дольмен и музей чая.

Рано утром вдвоём с женой отправляемся покорять Сочинскую дорогу. 110 километров хорошей качественной дороги, на прохождение которой в один конец мы заложили 5 часов. Представляете, Иркутск — Слюдянка 5 часов?! И не ошиблись. Выехали в 8 утра, к 13 часам остановились в Дагомысе пообедать. Дагомыс — пригород Сочи, после него расширяют дорогу на перевале, а за перевалом дорога расходится, собственно в Сочи и объездная через тоннели, мимо Хосты и через Адлер, на Красную поляну, к востоку от моря.

Заказав в кафе обед из двух блюд каждый, сидим и ждём, отдыхаем. Через 45 минут я спросил у девочки официанта: «Как долго ещё?», она ответила: «Вы не волнуйтесь, повар один, он уже сейчас начнёт заниматься вашим заказом!». «Здорово, великолепно! Только сейчас вот-вот уже начнёт». Короче, это был третий раз за наше путешествие, когда мы покушали «носом об лавку». Ждать дальше, естественно, мы не стали и уехали на перевал.

Как только мы свернули на новую объездную дорогу, разверзлись хляби небесные, это даже не ливень, это потоп какой-то. Метров через 200 я притормозил и остановился, со всеми огнями, аварийкой и туманками. Ливень в Туапсе — это мочеиспускание младенца в сравнении с напором Нила. Отстоявшись в течение получаса, пробуем ехать. Пошли тоннели, заезжаем, гул резины, дворники останавливаются (срабатывает датчик дождя), выезжаем, резко обрушивается поток воды. Так было несколько раз, по числу тоннелей. Дорога внезапно расширяется, и мы догоняем очередной затор, впереди ДТП. Оказалось, незначительное, но движение из-за него затруднено. Вырвались на оперативный простор, ненадолго, дорога пошла через Адлер, опять пробища. В конце концов, что, мы не проживём, не увидев олимпийские новостройки? Разворачиваемся на первом же попавшемся развороте, и почти пять часов ползём обратно в Туапсе, не доехав до Красной поляны каких-то там 45 километров.

Не знаю, хорошо это или плохо, но писать про ЧПК больше вроде бы и нечего. Ну, купались, ну, загорали, ну, ходили в «Вареничную» вкусно покушать, пару раз ездили в «Магнит» с подземным паркингом. Не то, чтобы нечего совсем, просто нет настроения писать про то, что не очень-то и понравилось.

Настал день, когда мы начали собираться домой. Местные нам посоветовали выезжать в понедельник, чтобы минимизировать риск попасть в пробки. Понедельник, 28-го июля, день рождения жены. Что ж, мой и дочери уже отметили в этой поездке, чем хуже Наталья? Мы тоже рассудили, что приехавшие отдохнуть на выходные, уедут в воскресенье, а в понедельник будет свободно. Мы ошибались, все.

Домой!

Автотурист — человек, который
проехал 5000 километров для того,
чтобы сфотографироваться на
фоне своей машины.

Народная мудрость.

Хорошо, что перед поездкой я заказывал своему брату усиленные задние пружины Killen. Оставь я родные, машина под весом барахла цепляла бы выхлопом дорогу. Загрузив вечером в воскресенье всё, что не боится солнца, утром догружали только то, что хранится в холодильнике. Поверх вещей я положил уже грязное большое пляжное полотенце как защиту от солнца и закрыл багажник. Тяжёлого сердца, как в Крыму, не было, попрощались с хозяйкой и тронулись.

Чтобы не попасть в Туапсинскую пробку, выезжали так же, как и въезжали, по улице Кирова, хитрой дорогой. С момента выезда из Иркутска накатали уже 8940 километров. Совершенно без приключений и достаточно быстро добрались до Джубги и свернули вправо, мимо строящейся новой развязки в двух уровнях, на Краснодар. Последний раз едем по отрогам Кавказских гор. Сначала тянутся деревни, в одной из которых мы купили свежий фундук, потом начинаются перевалы.

Дорога хорошая, но остановиться совершенно негде. После нескольких перевалов Кавказские горы остаются позади, а дорога выходит на равнинный участок, кругом только степь. Начинается автомагистраль, 6 полос. Асфальт — идеально ровный, как стекло, фуры спокойно идут 110, даже не шелохнувшись. Нигде не видел такого, чтобы телега у фуры не раскачивалась на подушках. Движение становится напряженным, чувствуется близость большого города. С правой стороны ГЭС и огромное водохранилище, явно судоходное, судя по большим изогнутым волнорезам вдалеке.

С левой стороны столица Кубани — Краснодар. Движение затруднено, на плотине очередной своевременный ремонт, нас это уже не удивляет, нас вообще уже ничего не удивляет. Сворачиваем вправо и уходим на развязку, под путепровод. Как ни велик соблазн проехать мимо Краснодара ходом, у дочери встреча в этом городе с её знакомой. Забиваем адрес в навигатор, минут 40 едем по городу, упираемся, как обычно, в «кирпич». А что, девчонки же договаривались, что они на знаки смотрят, что ли? Эта часть Краснодара, где назначена встреча, состоит из односторонних дорог, а по центру территории проходит чисто трамвайная улица, движение по которой запрещено, повороты — тоже. Останавливаемся в первом попавшемся кармане, Лера созванивается с подругой, дальше они встречаются пешком. Мы в это время, пьём чай с вкусным краснодарским печеньем.

Город нам понравился, чистый, зелёный, просторный. Много широких, до 8 полос, дорог. Ехать обратно по той же дороге резона нет. Во-первых, встрянем в пробку из-за ремонта, которую мы миновали, свернув с трассы; во-вторых, это приличный крюк; в-третьих, достаточно большое расстояние по городу, сильно не разгонишься.

В этой поездке, вообще много несуразностей: все объезжают пробки в городах по трассе, мы же делаем наоборот. Так было уже дважды: в Канске и в Краснодаре.

В навигатор забиваю адрес в Ростове, надо же! Очень удачно прибор выводит нас из города, без пробок и почти без светофоров. Правда, это не М4, а примыкающая к ней через 30 километров трасса. Но без крюка. По обочинам потянулись обычные пригородные строения, торговые центры, автосервисы и шоурумы автодилеров: Ниссан, Хонда, Тойота, ВАЗ, Хёндэ, КИА, Лексус, МАН, Рено, Пежо, Вольво, Мерседес, БМВ, Ауди, Шкода, Скания и другие. Все в одном месте. В Симферополе, кстати, примерно так же было, только там ещё мы видели «Мегу», ну ту самую с «Икеей» и «Ашаном».

После слияния с М4, стали попадаться рыночки, на которых продают арбузы. Ну, как не остановиться? Арбузы лежат в огромных кучах под навесами, а вот людям в этой степи спрятаться от солнца некуда. Купили два больших арбуза, по 12 килограммов, кое-как засунул их в багажник и накрыл полотенцем. Забегая вперёд, могу сказать, вкус божественный, у нас таких точно нет.

Знаем, что останавливаться до Волгограда, скорее всего, будет негде, ехать до него ещё больше восьмисот километров, а время уже обеденное. Свернули в придорожное кафе. Меню скудное, ждать долго, поэтому придумали взять каждому по два мороженых и перебить аппетит. До этого мы много чем перебивали аппетит, заменяли обед. Были в нашем рационе «обеда на ходу» чипсы, крекеры, круассаны, печенье, орешки и прочие снеки. Мороженое вкуснее и явно полезнее.

Примерно за 150 километров до Ростова возрастает трафик, вместе с ним увеличивается число АЗС. Как назло, брэндовые сети на встречной стороне, а пересекать сплошную, поворачивая налево, здесь не принято и чревато. Развороты редкость, поэтому едем вперёд и вперёд. Наконец-то, «Подсолнух», здесь он просто «Роснефть». Здоровенная «заправка», штук 10 колонок — для легковых, дизельные отделены бетонной перегородкой, там их ещё 6 колонок. Внутри, кроме минимаркета и касс, сеть быстрого питания. Что-то на наших «Подсолнухах» я такой не видел.

Ещё ближе к Ростову заезжаем в длиннющую пробку. По рации говорят, что на встречной обочине стоит расстрелянная «девятка» и много полиции. Из-за этого долго ползём. Начинаем понимать, что несмотря на понедельник, доехать за день до Волгограда нереально. Много времени потеряли, заезжая в Краснодар, да и пробки скорости не добавляют. Если хорошо знать местные дороги, теоретически вполне возможно проехать быстрее, если объезжать М4. Впереди, чуть левее, Ростов. Мы идём дальше, по указателю на Москву.

Километров через 50 начинает преследовать беспокойство, а правильно ли едем? Нигде ни слова про Волгоград. Запросили по рации, нам сказали, что будет отворот направо, вопрос где? Опять же, есть навигатор. Вбиваем произвольный адрес в Волгограде, ага, сворот с М4 через примерно 80 километров. Трасса М4, проходит совсем рядом с границей. Даже на навигаторе видно, если поднять его на 10 км, слева — белое пятно, Украина.

По обочине в сопровождении ВАИ идут колонны БТРов, УРАЛов, КамАЗов с пушками и полевыми кухнями. Номера завешаны тряпками, на броне и за рулём грузовиков — чеченцы. Снимаю видео, жена ворчит на меня, дескать, не лезь в чужие секреты. Однако, она права. Посмотрели и забыли! Темнеет, по рации слышим про очередную пробку, то ли ДТП, то ли просто машин и фур очень много. Догоняем ее, эту пробку, встречные говорят, что на 7 километров. Стоит три ряда, два на дороге, один на обочине. Встречка оба ряда идут свободно. Ползём, то и дело пропуская то «Скорую», то полицию.

После пробки, решили всё-таки, попытать счастья в мотелях. Надпись «Отель» без «М» напрягает. Двухместный номер — 4500 рублей. Нам надо два таких. Слишком дорогое удовольствие. Ещё «Отель», ещё, и ещё, все проезжаем мимо. О, «Мотель», свернули. Большая площадка для фур, пошли цену узнавать. Даже четырёхместный есть, 4200 стоит, двушки по 3400, удобства во дворе. Служащая нам поясняет: «У москвичей денег много, машины все дорогие, мы даже таких у себя не видели, неужели жалко денег, чтобы у нас переночевать?». Классный подход! То есть люди целый год откладывают деньги для поездки в отпуск на море, поэтому жалеть каких-то 4-5 тысяч рублей за ночлег в никому не известной деревушке по трассе М4 не должны. Спорить мы не стали, понятно, что придорожный ростовский бизнес рассчитан на проезжих столичных жителей с толстыми кошельками и типа шальными деньгами. Не понимаю, хотя сам бизнесмен: проезжающему надо сносную кровать, чистое бельё, душ, туалет, спартанский завтрак, всё! Это нельзя сделать за вменяемые деньги, минимизируя затраты? Максимум люди останавливаются на 6-8 ночных часов, претензий никаких, нужны только тишина и покой. Зато понимаем, что это будет наша четвертая, дай Бог, последняя ночевка в машине в этом путешествии.

Собираемся с силами, время уже около 23 часов, и окончательно стемнело. Едем. Вот и отворот на Волгоград, даже указатель есть. Свернули даже с удовольствием, сильно много понтов на этой М4, да и военные колонны, в связи с известными событиями на Украине, удовольствия не добавляют. Шоссе, на которое мы свернули, пустынно, опять появились указатели об опасности остановок вне населенных пунктов, из трафика — только фуры, конечно, гораздо в меньшем количестве, чем на М4. Редкие мелкие посёлки, без намёка на мотели и АЗС.

Часам к двум ночи впереди замаячил свет от уличного освещения. Небольшой посёлок или даже деревня, но со стоянкой, двумя АЗС и мотелем. Заселяться смысла нет, решили, что лучше немного отдохнём в машине, а часов в пять утра двинем на Волгоград. Как раз приедем к 8 на Мамаев Курган, пробежимся по мемориалу с утра, пока не жарко. А после доберёмся до сворота на «Тепличный», 150 км от Волгограда, и там выспимся. Проехали вдоль стоящих на обочине фур, свернули на обочину, а затем немного в степь, буквально 5 метров от дороги. Опыт и усталость берут своё, моментально засыпаем.

Со сна ничего не могу понять, или снится, или в окно кто-то стучит. Разлепил глаза, сознание постепенно включается. Перед нашей машиной стоит машина ГИБДД, а перед водительским окном сотрудник. Открыл окошко: «Доброй ночи, лейтенант такой-то!»,— «Здравствуйте», — «Вы зря здесь спать встали, мало ли чего, у нас тут неспокойно, фуры не трогают, а вот проезжающих с деньгами могут», — «Так мы же рядом с фурами совсем?», — «Лучше вы проедьте к нам на пост, мы не спим всю ночь, встанете рядом и там отдохнёте». Сказать, что я обалдел, это ничего не сказать. Оказывается, неплохие люди работают в дорожной полиции, а этому экипажу, вообще, респект и благодарность от нашей семьи. На посту ГИБДД проспали до 5 утра. Потянулись, позевали, надо двигать. Заехали на АЗС «Лукойл», ту, которая рядом. Тут тебе и туалет, и горячие сосиски гриль, и кофе. Удобно, хоть и не дешево.

Светает, на термометре +12, холод-то какой. Отвыкли что-то от такой температуры. На этот раз едем мимо Калача-на-Дону. Здесь тоже были бои в Великую отечественную, о чём свидетельствуют памятники и всякие пушки.

Первый раз Дон видели вчера, объезжая Ростов. Видимо, он глубокий, раз судоходный, но не широкий, как Ангара, пожалуй, а может и меньше. Перед Калачом, по всей видимости, место отдыха, сосновый лесок, куча накатанных в песке дорожек к реке. Видно противоположный берег, высокий с песчаными изрезанными холмами. В Волгоград прибываем точно по расписанию, сходу находим, как проехать на Курган. Не представляю, как можно описать этот мемориал! Вот цитата из Википедии:

«Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои (особенно в сентябре 1942 года и январе 1943) продолжительностью 200 дней. На Мамаевом кургане захоронено около 35 000 человек, сражавшихся за Родину. Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как высота занимала главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Бои в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия». Своё название легендарный Мамаев курган получил со времён татаро-монгольского нашествия. На его вершине были когда-то сторожевые дозоры. Застава была учреждена ханом Мамаем. История про хана Мамая уходит своими корнями глубоко в прошлое, во времена Золотой Орды. Существует легенда о том, что хан Мамай захоронен в кургане, названном в его честь, в гробнице и золотых доспехах. В пользу этой версии говорят свидетельства, полученные в ходе многочисленных раскопок на Мамаевом кургане в прошлом. Но сама гробница так и не была найдена. Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» включает в себя: Входная площадь с вводной композицией-горельефом «Память поколений», Аллея пирамидальных тополей, Площадь «Стоять насмерть!», Символические руины Сталинграда, Площадь Героев, Монументальный рельеф, Зал Воинской Славы, Площадь Скорби, Большая братская могила, Главный монумент «Родина-мать зовет!», Малая братская могила, Знак «Танковая башня на постаменте», Храм Всех Святых, Воинское мемориальное кладбище, Танк Т-34 №18 «Челябинский колхозник», Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана. От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. «Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч с рукояткой длиной 30 метров и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук К. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 (по числу дней Сталинградской битвы) гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Первоначальный проект предусматривал строительство второй очереди ансамбля — от проспекта Ленина до Волги. В 1968 году распоряжением облисполкома под эти цели был отведен участок от проспекта Ленина до уреза Волги. От проспекта Ленина к Волге должна была расположиться пешеходная аллея, стелы с наименованием всех частей советской армии, принявших участие в Сталинградской битве. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» 31 января 2008 года был включён в перечень федеральных памятников и с тех пор находится в федеральной собственности. Для передачи в ведение Роскультуры его объединили с музеем-панорамой «Сталинградская битва».

Специально привёл длинную цитату целиком. Впечатление, которое произвёл на нас мемориальный комплекс в целом — ни с чем не сравнить! Мы по-настоящему отдали дань уважения поколению наших дедов, прошедших войну и тем, кто с неё не вернулся. Художественное и архитектурное чудо, исполинские размеры, равнодушным не оставят никого. Отмечу лишь, что высота статуи Свободы — 46 метров против 85 «Родины матери».

Примерно к 10 часам, пройдя с фотоаппаратом весь мемориал, мы ушли к машине, не забыв заглянуть в сувенирную лавку, а кафе «Землянка», к сожалению, было ещё закрыто. Жару всё-таки захватили, +35, это в 10 утра. К часу дня благополучно и без пробок, оставив позади Волгоград, остановились на отдых и ночлег в том же Мотеле, что и по дороге на море. Сумку со скоропортящимися продуктами поставили в холодильник в кафе и в 6 вечера легли спать.

Путешествуем не торопясь.

Я никогда не бываю так занят,
как в часы своего досуга.

Цицерон Марк Тулий.

Вчера мои упали спать не в 18 часов, а гораздо раньше. Это я, великий писатель, посидел на солнышке рядом с машиной и позагорал. Под крымский коньячок, шоколад и сигареты пытался систематизировать свои дорожные заметки.

Встали в час ночи, в 2:30 уже едем. Темнота абсолютная, луны почему-то нет. Впереди переговариваются два дальнобойщика. Один родом из Волгограда, другой — Самары. Ругают каждый свои городские и областные власти. Велик был соблазн присоединиться к разговору и про свои городские добавить. Скоро мы их догнали и почти до Саратова так и шли за этими фурами. Встречки много, почти все легковые, на море прут днём и ночью, а попутки совсем не было. Светать начало к пяти утра, слева темнота, а справа, на востоке, уже брезжит рассвет. Сегодня хотим доехать до Самары, но по другому берегу Волги, сколько это по километрам, не засекали, но выехали специально ночью, чтобы уже привыкать к скорому прибавлению времени. Это на юге было хорошо, вечером телефон можно с собой не брать, дома-то уже ночь, никто звонить не будет.

После Самары время начнёт плюсоваться, стараемся уже жить по иркутскому, стало быть наш старт в 2:30 по Москве, это 7:30 по Иркутску. Но ложиться надо пораньше, в 20 часов Москвы мы должны уже спать. Со второго раза прошли развязку, чтобы уехать на Самару, а не в Саратов. По этой дороге ещё не ездили. Нормальная вроде бы. Недалеко от Сызрани нас остановил экипаж ГИБДД. Единственный раз за всю поездку! За рулём Наталья, проверили документы, страховку, пожелали хорошей дороги.

Сворачиваем в Сызрань, решили, что это рыбный город, а волжской рыбы купить хочется. Поплутали в незнакомом городе, никакой рыбы не нашли, а на трассу выехали по другой дороге, попутно вроде бы. А ещё через пару километров уткнулись в гигантскую пробку! Прямо лозунг: «Ни дня без пробки!» На одном из поворотов в Сызрань, дальше по дороге на Самару и Москву, перекладывают асфальт. Не сработало наше правило, объезжать пробки по трассе, через город. А по рации идёт реклама, паром через Волгу и останется до Самары всего-то 150 вёрст. «Не полезу я на эту страсть», — сказала жена, да и Тольятти с Жигулевском не посмотрим. Маемся в пробке, объехать надо было и выйти из города Сызрань как раз на том самом ремонтируемом перекрёстке. Не догадались. За бортом +37, пока стоим, пропускаем встречных, вышел на улицу покурить. Тапочки приклеились к расплавленному асфальту, еле отодрал, потом пришлось их выбросить.

Потеряли два часа времени, а если бы я, несмотря на ругань дальнобойщиков, не пролез вслед за другими «маленькими» по обочине 2/3 этой пробки — стоять нам там до вечера, факт. Степи закончились, вокруг иногда появляются намеки на лес. Мы всё-таки купили рыбу, чихонь и жерех. Чихонь, высушенная, похожая на саблю рыбка, продают их связками. Очень жирная, несмотря на то, что завялена, и очень вкусная. Жерех — местная валюта, ею рассчитываются в деревнях, например, почистил грейдерист зимой дорогу до дач — получил вместо денег — жерех. По размеру и виду, напоминает крупного сига, а на вкус древесину, нам не понравилась. Запихал я эти деликатесы в верхний багажный бокс и подумал: «Всё, больше даже шоколадку затолкать некуда».

Потом была Жигулёвская ГЭС, естественно, в летнее время на ней был ремонт. «Ни дня, ни полдня без пробок!» — лозунг изменился. А на другом берегу Волги, после пробки — Тольятти. Родина флагмана нашего автопрома. И точно, много женщин за рулём Приор и Калин. От Тольятти до Самары автомагистраль. Четыре полосы, идеальный асфальт. Услышав по рации, что впереди чистенько до Самары, чтобы нагнать время, упущенное в пробках, притопил 150. Ничего не оторвалось, но скорость машина набирает очень трудно, перегружена. В Красном Яре, после Самары, останавливаемся в Мотеле, в котором я закинул на карниз ключи от номера.

Всё, идём на восток! Выезжаем по темноте, поэтому просыпающееся солнце светит прямо в глаза. Впереди Уфа, но до неё ещё 450 километров. Но в Уфе на этот раз мы не ночуем, поэтому за сегодня желательно пройти Урал. Ремонты за время нашего отпуска завершились, пробок нет, асфальт лежит новый. Идём в среднем 110, мягко покачиваясь на кочках, а как же без них? Пока нет ничего интересного, расскажу о некоторых своих дорожных наблюдениях.

— Если по рации слышно: «Куплю топливо на Газпроме», значит, скоро островок цивилизации. В благополучных регионах цена солярки опускается до 26 рублей за литр. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить водителей дальнобойщиков. Мы всегда знали обстановку впереди, не привезли ни одного штрафа, не чувствовали себя одинокими на чужбине, всегда развлекал и разгонял сон — эфир. У этих людей тяжёлый труд, тяжёлые машины, но есть в них что-то очень человечное, готовность помочь советом, делом.

— В этом путешествии, мы с женой пришли к выводу: хорошо только в дороге, видимо, это — неисправимый дух авантюризма.

— Во всех регионах, начиная от Кургана, совершенно разный автопарк. Лэнд Крузеры 100, 105, 200, так распространённые у нас, попадаются очень редко. Прадо в 95-м, 120-м, 150-м кузовах — ещё реже, а у нас это каждая пятая машина. Много Рейнж и Лэнд Роверов, а вот вездесущие у нас во всех кузовах Королла и Камри — большая редкость. Камри по трассе и в Крыму видел всего 4 штуки! Иркутское деревенское понятие, что машина обязательно должна быть Тойотой, начиная с Урала — не работает. Много Рено Флюэнс, много Шевроле Ланос и Лачетти, много узбекских и украинских ДЭУ. Естественно, чем западнее, тем больше АвтоВАЗа. И в тех местах он не смотрится так атавизменно, нормальная машина, учитывая отсутствие морозов и хорошие дороги. Правый руль штучно попадается только в Краснодаре и Краснодарском крае. В основном кроссоверы, типа «Хорька», минивэны и маркообразные. В Крыму, видел лишь две праворульки, старый ниссановский грузопассажирский микроавтобус и ММС Диамант. Зато там много породистых машин, таких как Порш Панамера, Порш Бокстер, мерседесы от АМГ, Мазератти, Ягуар, Лотус. Перед Новороссийском видел очень редкую для Иркутска машину, грузовую Ифа, производства ещё ГДР. Из немецких машин почему-то доминирует по количеству Опель. Его любят и в Москве, и в Краснодаре, и в других городах. Хотя есть ведь пословица: «Любая машина с возрастом становится похожей на Опель».

— В Кемерово принято трогаться через 2 секунды после «зеленого», чтобы перпендикулярный поток транспорта успел завершить манёвр. У нас уже на «жёлтый» тебе будут мигать, сигналить и пытаться пихнуть бампером.

— Обязательно иметь рацию для таких путешествий.

— Как только у нас в области появятся: «Татнефть», «Башнефть», «ТНК», «Лукойл», «Газпромнефть», цены на топливо изменятся, по крайней мере будут такими же, как во всей остальной России.

— Находясь далеко от дома, особенно в западной и южной части РФ, совершенно иначе видишь и представляешь себе Россию. Место, где мы живём, не совсем Россия. Имя ей Сибирь. Никаких намёков на сепаратизм, просто впечатление. Разные люди, разный менталитет, разная природа, климат, предпочтения, чаяния и т.д. и т.п. Страна, действительно очень большая, и если Поволжье и Урал как-то соотносятся с центральной Россией, то Сибирь — никак. Мы живём совсем в других условиях, в другом измерении, на другой планете и по другому времени. Чем ближе мы подъезжали к дому, тем больше усиливалось это впечатление. Я раньше играл в такую игру. Прилетаю из Москвы, как будто в Иркутске я первый раз. Иду с аэропорта пешком. Ну и паскудный же городишко! А после увиденного нами в таком дальнем путешествии, после природы Башкирии, Крыма, ЧПК, наша суровая и просторная тайга уже совсем не кажется такой родной и прекрасной.

— Хотел написать справочную информацию по Крыму и ЧПК, а также по пройденным городам. Не буду, всё есть в интернете. По населению, мы проехали 7 миллионников: Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Уфа, Самара, Волгоград; 2 города, превышающие миллион вместе со спутниками, Саратов с Энгельсом, Тольятти с Жигулевском. Краснодар — 850 тысяч человек.

— Топтали дороги 20 субъектов федерации; 13 областей — Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская; 2 республик — Башкортостан и Татарстан; 3 краёв — Красноярский, Краснодарский, Ставропольский; Крыма и отдельного субъекта — города Севастополя.

— В Башкирии, даже в уличных туалетах, народ пользуется бутылочками. Опять я за свою любимую туалетную тему. Чистоплотный там народ. А вот ехал я как-то из Братска, зашёл в Гуране в туалет и дедуктивным методом определил: некто вытерся пальцем, а палец об стену, полоска характерная осталась. Ну, не свинья ли? Конечно, свинья! А вот в Башкирии ….

— Что с собой брать. Удлинитель электрический, тройник, желательно верхний багажник, сигареты, алкоголь, кофе, чай, сахар, консервированное молоко, соль, туалетная бумага, нормального размера полотенца, мыло, стакан для кипятильника, кипятильник, леденцы, влажные салфетки, губка от мух на «лобовом», антифриз, тормозуха, масло на долив, питьевая вода, блестяшки от солнца. Искать это все в незнакомых городах долго и нудно. Верхний бокс удобен тем, что в него можно положить вещи, не нужные в дороге.

— Не брать. Запас топлива, стулья, столик, газ, плитка, чайник, доширак, лопата, много одежды.

— Список чего можно и даже нужно купить по дороге. Мёд, сыр, волжская игрушка, самогонные аппараты, ножи, контрабанда из Казахстана, подсолнечное масло, горчичное масло, семечки, кизил, орех разный, фрукты, сгущенка, рыба, кукуруза, воздушная кукуруза, арбузы, дыни, самовары на дровах.

— Достопримечательности, которые мы рекомендуем посетить обязательно. Крым. Мыс Фиолент, урочище Панагия, «Ласточкино гнездо», водопад Джур-Джур, пещера «Мраморная», канатка на Ай-Петри, пещерный город Эски Кармен, Бахчисарайский менгир или Таврские дольмены, 35-я батарея, Воронцовский дворец, Массандровский дворец, Юсуповский дворец, Ливадийский дворец, Сафари парк, аквапарк в Алупке, театр морских тварей или дельфинарий «Акварель» в Алуште (на выбор). Кавказ. «Военная горка», парк «Адмирал Врунгель», Хмелёвские озера, нарзанный источник Чвижипсе, Ахштырская пещера, Ореховские водопады, дольмены р. Пшада, дольмены р. Жанэ, посёлок Сукко, Бугазская коса.

— Несмотря на популярное телешоу «Уральские пельмени», самые вкусные пельмени в Тюменской области, посёлок Абатское. Не дорого и фантастически вкусно.

Вот так отвлёкся! А что? Мы же не торопимся, правда? Позавтракали мы в кафе, буквально сразу после проезда границы с Башкортостаном. Один из лучших в моей жизни шашлыков из баранины. Если умеют — значит, умеют, не то, что «пальчики оближешь», тарелку съешь!

Ближе к обеду — мы в Уфе. Рашид на работе, поэтому общались только с его супругой. Долго не могли затолкать заказанный мёд в машину. Когда она загружена и перегружена, куда засунуть две трёхлитровки с мёдом? Только после того, как купленные перед Саратовом дыни и один арбуз переехали в салон, под ноги, мёд устроился в сумке с обувью в багажнике. Машина уже стала реагировать на полноту бака. После заправки, вообще, еле ехала. Урал, встретил нас дождём. Первый дождь после Адлерского ливня. Тоже отвыкли уже от непогоды. Разница во времени с Иркутском теперь три часа, а не пять. Привыкаем, а куда деваться? Стали посматривать Мотели, в парочку даже заезжали, или дорого, или печально очень. Уже в 22 часа местного, то есть в 01 по Иркутску, перед Челябинском нашли хороший и чистый Мотель за приемлемую цену. На ужин в кафе не пошли, сил не было. Почти сразу завалились спать.

Интересно, что по Уралу много кафе, работающих по типу столовой. Похоже на «Ложку-Вилку», но сеть по-другому называется. Достаточно вкусно, большой выбор блюд, благодаря самообслуживанию с разносами — очень быстро. Только вот ценник далёк от эконом класса. Утром завтракали в кафе при Мотеле, тоже столовая, мода у них, что ли, такая? Выдвинулись на Челябинск. С автомагистрали, ушли по развязке на Копейск, чтобы объехать мегаполис южнее. Спросили у встречной фуры, правильно ли идём, ответ озадачил! Оказывается, идём мы на север в Екатеринбург. Круто, как я люблю невменяемые указатели на развязках! Развернулись, проехали мимо и автомагистрали, и этой злополучной развязки. Вышли на М51, уже далеко за Челябинском. Опять поползли ремонты.

Перед отворотом на Шадринск торгуют яблоками, грушами и абрикосами. Откуда, непонятно. Тоже ведь Сибирь. Может, тепличное? Заприметили мы это место ещё по дороге «туда». Купили ведро яблок, ведро груш, ведро помидор и банку солёных груздей. Продавец — девушка на «Ниве», рассказывала нам о её божественной проходимости. В сравнении с нашим пузотёром, может быть?! Банку пинками загнали в багажник, фрукты и помидоры — под ноги штурману. Попробовали яблоки — вкусно! Будем по дороге грызть, лучше, чем чипсы.

Через Бердюжье ехать не хочется, по рации слышали, что мух сейчас нет, сухо, отгрейдировали всё, а всё равно не хочется. Свернули на Шадринск. Равнина, а дорога петляет, хуже, чем в горах. Соединяет все существующие деревни. В самом Шадринске полное запустение, «Шадринское» молоко там давно уже не производят, и завод закрыт. Производят его в Ялуторовске, а это уже не Курганская, а Тюменская область. Ялуторовск, следующий пункт нашего маршрута.

Дорога, просто «тушите свет», за всю поездку хуже не было. За рулём Наташа, пару раз ловит ощутимые ямы, никак не чувствует, где едет правое переднее колесо, пропускает ямку между колёс и точно правым в неё попадает. Матерится жутко, но и действительно дорога безобразная. В асфальте колея, машину бросает из стороны в сторону, да ещё надо от ям уворачиваться. Через 100 километров жена взмолилась: «Всё, не могу больше!». Сел за руль, идём не больше 80. Дорога Екатеринбург—Тюмень—Курган. До Ялуторовска так и ехали, медленно и виляя между ям. Наконец доехали до перекрёстка с трассой Тюмень—Омск. На указателе было написано: «Ханты-Мансийск — 687 км». Представляю себе почти 700 км ям, кочек, колеи. Нам — направо, налево — Тюмень, прямо — ХМАО.

Как только проехали Ялуторовск, пошёл дождь, границу сухого и мокрого асфальта, было видно издалека. Справа — поля, на которых растёт горох, мы, как и многие, остановились и нарвали немного, поесть в дороге. Слева — тоже поля, но больше похожие на болота, по крайней мере трактора, которые по этому полю ползают, на сдвоенных тракторных же колёсах. Причём сдвоены и передние, и задние.

К Ишиму мы вышли, как раз по той дороге, где пытались искать поворот на Бердюжье. От Ишима, потянулась сплошная колонна из фур. Опять стали попадаться цыгане, продающие лжезолото. Кто не в курсе, поясню. На обеих сторонах дороги стоят якобы сломанные машины с открытым капотом. Машины не напротив друг друга, но на расстоянии прямой видимости. Возле машины стоит чувак и активно машет руками, просит остановиться, иногда даже на дорогу выскакивает, прямо под колёса. Бакланы, которые останавливаются, смотрят спектакль с голосовавшим цыганом в главной роли. Дескать, я из Сербии (варианты Молдова, Румыния, Турция, Хорватия и т.д.) бензин закончился, денег нет, вот возьми кольцо, дай мне немного денег. Вопросы — откуда посреди России иностранец без копейки денег, почему открыт капот, если закончился бензин, почему кольцо размером с шайбу — у лохов не возникают. Разговор по рации, об этом и шёл, пока мы ехали до Абатского. Абатское, так и пишется с одной «б», чай мы не во Франции. Места в Мотеле заняты, нас отправили вглубь посёлка, там ещё один Мотель. Область ещё Тюменская, но цены Омские. Всё очень дёшево. Оставляем нашу сумку с колбасой и салом в холодильнике и идём в столовую. Комаров, что по дороге, что в самом помещении столовой, как у нас на болоте в тайге. Очередь из пяти человек обслуживалась в течение часа. На третьем клиенте мы не выдержали и ушли в другое кафе, несмотря на наши талоны. Вот там мы и поели вкуснейшие Абатские пельмени.

Заключительная часть.

Не скажет ни один мудрец,
Хотя на свете, их не мало,
Где начинается конец?
Когда кончается начало?

(Мой отец.)

Ехать домой всегда приятно. Можно не торопиться, наслаждаться дорогой, видами из окна. Приехать можно в любой день и в любое время, дома — всегда ждут. Но почему-то очень грустно. Не хочется, чтобы кончалось лето, не хочется, чтобы кончался отпуск. А главное, не хочется выходить из состояния путешественника, когда ты уже не сможешь делать только то, что тебе нравится, не будет стремительного течения событий, быстрой смены впечатлений.

С Абатским прощаемся без сожаления, даже не с Абатским, а с его комарами. Начинается Омская область, уже почти дома. Перед Омском, услышали по рации: «водка, коньяк, сигареты …» Остановились, пока покупаю только 2 литра текилы, Олмека Голд, 1л, цена 500 рублей. В супермаркетах Иркутска — 2200. В самом городе, хоть и идём по его окраинам, попадаем в пробку. Поскольку едем медленно, крутим головой по сторонам, нужна мойка. Мойки, почти все грузовые, по крайней мере вдоль трассы, но всё-таки нашли маленькую, там и помылись. Перед выездом на Новосиб, в том же месте, где в ГАЗели покупал Мальборо, купил ещё Джека Дэниэлса и Хэннеси. Чего их не брать-то, по 300 рублей. Теперь ещё и бардачок бухаловом занят. Благо в Колеосе он огромный. Нам сильно не хочется искать Мотели, поэтому пытаемся спланировать маршрут таким образом, чтобы ночевать в уже знакомых. Планирование проходит «от противного», то есть — последняя ночевка «У Петра», в Алзамае. После неё, остаётся 600 километров, полупустой дороги до Иркутска, расчётное время выезда 8 утра, приезда 6 вечера. Чтобы оказаться в Алзамае вечером, надо проехать примерно 900 км, точка, находящаяся от Иркутска на расстоянии 1500 км, это Мариинск. Значит, ночуем в Мариинске. Ещё 900 километров плюсом — Ковалёво, до него от Омска в сторону Новосиба 150 км. Значит, нам осталось всего-то 80 км.

Время около 15 по омскому, стало быть 17 по Иркутску, рановато для ночлега. Ну и ладно, выспимся хорошо. Дегустирую текилу, замечательно, качество хорошее, а низкая цена только прибавляет удовольствие. Но выспаться нам не удалось, ночью переживаем настоящее нашествие жуков. Дети вообще не спят, вся их комната в трупах насекомых, они вроде бы и не противные, как тараканы, но сыпятся с потолка, лезут из-под двери и т.д. Мы спим тоже плохо, администрация только разводит руками, сами, дескать, в шоке.

Выехали рано, не с жуками же утро встречать. В 6 утра местного, мы уже едем. Фуры ещё спят, трафика нет, поэтому за три утренних часа, проезжаем 320 километров, треть дневной нормы. После Новосиба замучили с рекламой кафе и стоянок, причём останавливаются дальнобойщики в совсем других, нежели велит реклама, местах. Мы не стали оригинальничать и встали там, где фуры. Замечательно пообедали в узбекском кафе. Ближе к вечеру, проехав по Кемерово, причём по совсем другой дороге, въехали в Мариинск. Остановились в уютном Мотеле. Хозяева — армяне, муж и жена. Всего 4 номера, домашняя обстановка, тапочки и домашняя кухня.

Красноярский край на следующий день прошли как-то незаметно, немного поплутали в Ачинске, а Канск прошли на «Ура». Вот и речка Верблюд, граница с «краем», домашний регион — Иркутская область. Резко бросается в глаза «благовоспитанность и вежливость» водителей. В сравнении — это сильно заметно. Как по мановению волшебной палочки, никто не включает поворотники, обгоняют в конце подъёмов, крутых поворотов и через сплошную. Неприятно осознавать, что ты и они — «Иркутчане», даже дальнобойщики, в разговоре на М4, из всех регионов, где безобразно водят, отметили Владивосток, Иркутск и Ростов. Был такой старый анекдот. Червяк-сын, спрашивает отца: «Почему мы живём в дерьме, а соседи в яблоке?» — «Что поделаешь, сынок — Родина!» Вот так и тут, что поделаешь?

Вчера перед Красноярском разговаривали с «Перелётными». Машина у них «Лада Ларгус». Говорю им: «Не боитесь путешествовать на ней, как, машина-то вообще?» — «Нормально, серьёзных поломок нет, хотя пробег очень большой» — «А на большую землю, как попадаете, через Ялуторовск?» — «Нет, что ты? С Хантымансийска едем в Нефтеюганск, там встаём на паром и по Оби, против течения, поднимаемся до Томска». Витиеватый, прямо скажем, маршрут, но этот регион, действительно, самый многочисленный на дорогах страны, после 77-го. К «Петру» приехали около восьми вечера, заплатили за номер и пошли в кафе ужинать. Кормят вкусно, сравнительно недорого.

Ночью проснулись, сработала сигнализация на машине, пьяные дальнобойщики устроили драку рядом с нашим авто. Один ударил другого, промазал и попал скользом по дверце. Пока мы одевались и выходили, всё уже закончилось. Я констатировал кровавые разводы и маленькую вмятинку на задней дверце. Сначала хотели вызывать полицию, будить водилу с «Дафа» на Омских номерах. Потом передумали. Полночи ждать наряд, потом давать показания ради такого незначительного ущерба показалось нам не совсем мудрым решением. Утром было желание разбить этому «Дафу» лобовик, даже не за вмятинку, а за бессонную ночь, но возраст и воспитание сдержали мой праведный гнев. Практически это был последний эпизод, последнее в этой поездке приключение, последний штрих, достойный моего пера. Путешествие закончилось, потом ещё был Байкал, были Саяны, была утиная охота, но это уже совсем другие истории. Мы подъезжаем к столице «Приангарья», кстати, терпеть не могу это избитое журналистами слово. Надо вновь учиться готовить пищу, а не питаться в кафе, учиться жить не по расписанию дороги. Впечатлений очень много, нужно время, чтобы они улеглись в голове и заняли свои полочки в копилке знаний.

Пробег составил 15106 километров, расход — с никогда не выключаемым кондиционером — 10,2 л/100 км; из поломок — замена лампочки подсветки номера, замена резины.

Ваш КВТ.

Binokkyo Life.

09 сентября — 01 октября 2014 года.

просмотрел, теперь буду читать :)

Russian Federation
Хороший путь прошли! Молодцы!
Были в тех краях как-то в 2011. Абхазию ещё посетили, Москву, Суздаль...
17550 км тогда прошли семья 4 чел.
Кстати спал несколько ночей по 5 часов (а то и меньше), без всяких там обратных ходов, душа... Молодость что ли?
Удачи вам и полугламурность подальше!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

А Вы молодец. И семья молодцы, что выдержали такой непростой путь. По поводу "культуры" на дорогах тоже заметил - когда ездил в мае на Байкал. Думал в Красноярском крае с вежливостью на дорогах туго, ан нет. Иркутская область неприятно удивила.

ЭТО НЕ ОСИЛИТЬ!

UU
Очень предусмотрительный ))) Не из немцев сибирских?
О_О

Отличная поездка!!
Познавательно и с юмором :-)

класс!

Красноярский острог
Автору на будущее - Бердюжку "закатали" в асфальт, правда сколько простоит - вопрос? Остались Абатское и Тушнолобово. Поход хороший, попутчики терпеливые! Успехов в будущих путешествиях!

зачет!

Стоял в очереди ровно сутки 07.07." Биотуалеты"- ЖЕСТЬ! И ничего более.На обратном пути появились палатки, еда продажная, водичка... Не поеду больше в Крым, пока не построят мост. Классно все же на авто путешествовать! Удачи!
Мои отзывы: Ford Focus 2013, Chery Very A13 2012

Russian Federation
Что за дальнобойщики дрались, что промахнувшись попал в дверь легкового авто! Или они на коленках уже были))?

Ниасилил... )))
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец

г. Выхлопдар
Не смог... Но постараюсь... Позже...
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Супер!!! Читал ровно 3 часа не спеша, благо сегодня Покров и от работы я отказался..))) Мега отчёт, что тут скажешь, автор рассуждает, видит и пишет без всяких ужимок, всё как есть! Очень понравилось.. Много вопросов хотел задать, но самый мучительный такой: куда дели 4 колеса заменённых под Новосибом?)))

Отличная обстоятельная подготовка к поездке и прекрасное путешествие.
Наверно выражу любопытство многих татушку «в студию».

Попробовал прочитать, но с самого начала не понравился текст, много блатного сленга...Хотя отчеты в это направление читаю с интересом, собираюсь сам поехать в Крым.

Даже приличный человек (кем несомненно является автор) не смог не пнуть местных. Вроде нельзя гонять на ладах, гонять должны только обеспеченные граждане на Феррари. Не стыдно?
YRB

Прочитал на одном дыхании. Все очень понятно и с юмором ! Подтверждаю-Крым это сказка!В сентябре отдыхали в Ялте! Автору респект и уважуха!
Сисадмин как разведчик, победы незаметны, провалы известны всем.
Мои отзывы: Ford Mondeo 2011, Toyota Passo 2004

А отчет интересный, подробный.

Бегло прошелся по тексту. Местами весело. По-моему, поездка понравилась только самому автору. Супруге было не до веселья, на фото очень сурово смотрит. Еще, мне кажется, автор переборщил слегка когда собирался в поездку, так как было много мест где планировал останавливаться по пути у друзей-знакомых. А так, очень даже приличное путешествие получилось.
Удачных дорог!
Мой отзыв: Nissan R'nessa 1999

Элефант24:
Пришлось их оставить на той самой шинке в Ачинске. А вопросы, задавайте!

Сибирь - рулит!!!
а как дети воспринимают радиоэфир, ведь не всегда там все цензурно (мягко говоря)?
хотя рация - вещь нужная и полезная.
МОЛОДЦЫ!!!

Sergey B.:
Отличная обстоятельная подготовка к поездке и прекрасное путешествие.
Наверно выражу любопытство многих татушку «в студию».
Плиз

turrist:
Даже в мыслях не было никого пинать. Просто констатировал факты. На дорогих авто там не гоняют, ездят степенно.

кин:
Именно так! Прямохождение им уже было не доступно

europaauto38:
Сибирь - рулит!!!
хотя рация - вещь нужная и полезная.
МОЛОДЦЫ!!!
К моему глубокому сожалению, они даже не пополнили свой словарный запас. Их школьный и дворовый сленг, в чём то даже превосходит матерщину водителей

На удивление качественный текст. Но уж очень много!

Konstantinwt:
и это печально...

Moscow
Самое интересное в историях про трипы в Крым это читать сколько часов или дней автор простоял на переправе))

круть!
но еще читать про обратную дорогу))

Талантливо написано.

Недавно гоняли в сторону Алтая и Томской области. Туда ехали тоже в объезд через Ишим. Обратно набрались храбрости и поехали через Казахстан. Не пожалели ни разу. Быстро, дорога нормальная и алкоголь дешёвый. Проблем на границе не было. Про Салавата Юлаева только не согласен. Это бандит был, типа Басаева. Воровал, убивал своих же, сжигал города целиком такие как Кунгур. Всё из-за того что не хотел платить налоги:):):) Советская власть его канонизировала за то что он был против имперской, а в наше время еслиб кто не хотел налоги платить???:):):)
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

в обеденный перерыв не осилил - дошел только до парома :) вечером дочитаю
следующим летом тоже хочу до Крыма - немного пугает очередь

а детьми такая же фигня: не надо им ничего только планшет с интернетом, отобрал нафиг до Нового года все гаджеты
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Новосиб
Осилил. Вернее - с интересом прочитал. Отличное изложение. Автору литературные способности не занимать.
Мой отзыв: Kia Ceed 2012

Давно я не читал таких подробных и отличных отзывов о путешествии!!!!! Молодцы!
Toyota Wish ZNE 10 был, Toyota Wish ZGE25W есть
Мои отзывы: Toyota Wish 2010, Toyota Wish 2003

350 тысяч.. с ума сойти... Не дороговато ли? Не проще было ли на ДВ скататься?
Баня без женщин — деньги на ветер ;))

Эпическое произведение земляк!!! Как ни старался, но сегодня на работе не успел дочитать, только Крым объехал "с вами" и все пора домой)))) Завтра продолжу, давно такого подробного отчета о такой поездке не было. Молодцы!!!!

Стрежевой-70 RUS
С Челябинска на Ялуторовск надо было ехать не через Шадриск,а держаться Кургана.
Опять же имея нафигатор и СиБи-плутать много раз.
Много не точностей.Перечислять не буду.И это - ведя дневник каждодневно.

Усинск
Автор, огромное спасибо за такой проделанный труд (отчет) !!! Я уже почти всё прочитал, но ни капли не жалею и обязательно дочитаю !!! Просто, МОЛОДЕЦ !!!
Кстати, в этом году на Кубани было ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ много народу (всем госслужащим запретили выезжать за бугор) , от того и цены и неудобств больше было. А вообще Туапсе и дальше в сторону Сочи - сам не люблю там отдыхать, вот в Дивноморское вы же заезжали - надо было там оставаться, жильё лучше самим искать на месте, прямо ходить по дворам и спрашивать и выбирать и торговаться, тем более вы на неделю и более !!!!

А я с интересом прочитал весь отчет. Может еще и потому, что сам в июне ездил В Крым, сравнивал свои впечатления от полуострова. Крым, действительно хорош и там много чего можно посмотреть, только каштаны в июне уже не цветут. Удачи дружной семье в последующих поездках.

за подробный отчет только 5, автор молодец!

Сергей к522рв02:
Жители Уфы, Салавата не любят, сей факт - признаю. Нас это удивило, памятник, проспект, а герой непопулярный, отрицательный.

Симферополь
И я скажу, как тот пожилой ялтинец, спасибо за Крым!

Магадан, Новороссийск
С 28 мая по 8 апреля пробежал из Хабаровска в Новороссийск. Шел по навигатору, абсолютно не зная дороги. Из всего путешествия запомнились ОБОЧИНЫ (даже сел в одном месте) и БЕРДЮЖЬЕ - название полностью соответствующее дороге)))))). Тоже пришлось часа четыре простоять из-за застрявшей фуры.
Рад, что этот кусок заасфальтирован - надеюсь еще разок прокатиться.
9 мая встречал в Крыму. Джанкой просто был в эйфории от перехода под Российскую юрисдикцию. Даже ожидание парома (туда-8 часов, обратно - 6) не испортило впечатлений!!!!

Отзыв хорош - в следующую поездку рацию возьму обязательно.

Магадан, Новороссийск
ОПЕЧАТАЛСЯ(((( С 28 марта.

Damir4ik:
Ох и болтун )
Чеченская республика в составе России, что тут странного? А вот закрытые номера, не ко мне вопрос.

Удмуртия,п.Кез
полдня читал,с перерывами,осилил))))5 за столь обстоятельный отчет!!!Молодцы!!!
Мой отзыв: Opel Corsa 2008

тихорецк
а день варенья 30.06 получатся как у меня!!!!

Молодцы! Правильный настрой для путешествия. Позитивный. 5+ и удачи по жизни дружному экипажу!

петропавловск
Сглупил,что не поехал через Казахстан.Никаких проблем соблюдай пдд и всё ок!
Мой отзыв: Alfa Romeo 156 1997

Давно такого не читал...
Обстоятельно,понятно,с юмором)))
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
Красоярск
Сколько денег потратили?

Стерлитамак, Башкирия
Классный отчет, но все-таки такие большие произведения лучше делить на части. Но читать все равно интересно.
И небольшая справка: в Симе родился не академик Королев, а Курчатов.

Хотелось назвать мегаотчётом, но не получился у Данилы-мастера каменный цветок.Обещано было избавить от подробностей чего ели и почём спали, но видимо в азарте всё это на нас вывалено...Вот посудите, на кой мне знать о ваших гастрономических пристрастиях?
Много фактических неточностей и просто домыслов. Не записывал ляпы, просто что запомнилось: в Краснодарском крае нет хорошего вина? Побойтесь бога, в Новороссийске находится знаменитый завод Абрау-Дюрсо, рядом Сукко, недалеко частные винокурни, и почти в каждой станице есть винзавод.В Крыму хорошие вина, но у них специализация- креплёные вина, сухие лучше краснодарские.
Про навигатор- у меня 2008г., марку писать не буду, чтобы не сочли за розжиг, прекрасно обновляется и по сей день.Работает вяловато уже- это да, но это уже другая история.
Позабавили плутания по дорогам после Волгограда: имея простую советскую карту легко понять,что вам нужно было ехать на Котельниково- Сальск и т.д., а имея навигатор вообще не понятен смысл блужданий.
Пытаясь объять необъятное автор родил необъятное- читается легко, но очень долго- нужна самоцензура.
Несмотря на гигантский объем опуса таки не понятно: самому автору понравилось путешествие, готов его продолжить или ну его*****..
ИМХО: неплохой отчёт мог бы стать хорошим.

автор, рация и антенна как я понял не стационарные? антенна я смотрю короткая, полностью стандартная или что то переделывал? я вот тоже думаю приобрести себе для дальних поездок, но что то не хочется в крышу вкручивать а про магнит отзывы как то не очень, а по твоим словам вроде норм все
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Да ладно!

Tyumen
______________________________ _______________________
Чуть не зарыдвл))))
VAZ-21011,-099, Honda Accord 6, 7, CR-V III, Mazda 6 II
Мои отзывы: Mazda Mazda6 2011, Honda Accord 2003

"смотровая площадка и памятник защитникам города или бездарности Сталина, который без всякой надобности сдал целый флот, оставил отдуваться."
Там не про то совсем памятник, и Сталин не при делах совсем)) Это памятки черноморской эскадре, затопленной по приказу Ленина в 1918 году: “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)”.

Читать устаешь,представляю как трудно было все это совершить.

Хороший отчёт, приятно почитать. Дорога манит, прочитал- опять захотелось куда-нибудь съездить...

С интересом всё прочитал, понравилось как написано! Читаю отзывы, и удивляюсь: почему большинство едущих с Черноморского побережья в сторону Волгограда, или наоборот, так тянет на эту М-4, с её бесконечными пробками, ремонтами? Например можно использовать вариант Джубга - Краснодар - Кропоткин - Ставрополь - Элиста - Волгоград, если через Шаумянский перевал то тоже можно проехать без пробок: Туапсе - Майкоп - Армавир - Ставрополь - Элиста - Волгоград. Да и ещё много вариантов! Дороги практически везде хорошие, (за исключением 6-7 км гравийки Шаумянского перевала) и не так сильно загружены как М-4, Разница по километражу не большая, 50-100 км в зависимости от выбранного маршрута, зато можно сэкономить время и нервы!

Aids42:
Походи в нашу ветку - все расскажем :) https://forums.drom.ru/travel/t...
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

Как обычно после подобных отчетов, впечатление двоякое...

С одной стороны - отличное семейное путешествие, две трети страны проехали-посмотрели, молодцы! Только хочется спросить - а кто ж раньше не давал в Крым съездить, почему именно сейчас приспичило в пробке у парома пожариться???

С другой стороны - бюджет немыслим (и автор это отлично понимает, но куда деваться, раз уж по своей стране едешь) С бюджетом, втрое меньшим, можно замечательно попутешествовать на другом конце земного шара. Стоимость патриотического туризма удручает...

Машина на бензине? Прокатились хорошо.Молодцы!!!

vladimir26:
как раз там прошлом году семью горе-путешественников искали, машина у них сломалась, а связи в том районе нет

Всё не осилил ) выборочно но написано и изложено здорово...,талант походу ,молодцы конечно вспоминать будете долго,да после Крыма на наше побережье ну совсем не хочется хоть и стало уже всё существенно дороже как стал наш....,но ездить туда стоит даже учитывая сложности с паромом,сами туда катаемся давно разумеется на машине,были и в этом году и вино ещё с коньяком не всё выпито )),а ехать вам было бы лучше на Пензу(лучше дороги),в сентябре ездили в Грузию по Саратовской-Волгоградской дороги очень похие.ВОбщем молодцы.....!!!

Магнитогорск
Martyn36:
C другой стороны - бюджет немыслим (и автор это отлично понимает, но куда деваться, раз уж по своей стране едешь) С бюджетом, втрое меньшим, можно замечательно попутешествовать на другом конце земного шара. Стоимость патриотического туризма удручает...
Ну-ну проедьте на другом конце земного шара 15 000 на автомобиле за 1,5 месяца. Посмотрим сколько денег вы потратите на такое путешествие. Подобное нужно сравнивать с подобным.

Демид+:
Машина на бензине? Прокатились хорошо.Молодцы!!!
Да, бензин 2,5
Как обычно после подобных отчетов, впечатление двоякое...
Раньше не было возможности, ни по времени, ни по средствам. Нет и никогда не было загранпаспортов. Для жителей нашего региона, всё, что за Уралом - уже другая планета. А лететь в Турции-Тайланды, всё включено - не интересно, чего там делать то? Нам хорошо только в дороге. Вот ещё в планах Владивосток (океан) и Хакасия. Но это уже поближе.

Вчера читал,сегодня читаю,а работа стоит.)
Спасибо автору большое.

Классный отчет. Сами летом ездили на двух машинах из Томска в Геленджик. Отчет прочитал - как будто опять по тем местам прокатился. Но мы Бердюжье через Ялуторовск - Шадринск объехали, все города кроме Волгограда по объездным дорогам обошли и после Волгограда на Краснодар через Сальск ехали, так короче и машин мало. Делали около 900 км в день только посветлу, ночевали в придорожных мотелях. На черноморском побережье отдыхали в первый раз, впечатление осталось двоякое, качество и стоимость предлагаемых услуг оставляют желать лучшего.

Омсукчан - Новороссийск
Отчёт из серии "Галопом по европам". Автор просто уже устал после Крыма. Кончается Крымское похмелье, кончается кураж от отпуска.
В Геленджике нет пляжа? Ну-ну:)

Это первый отчет, который не смог осилить за день) Простой, но и одновременно захватывающий стиль изложения.
А что не так с загранпаспортами? Получить их совсем несложно, визы тоже. Считать чужие деньги - дело неблагодарное, но думаю 350 тыр можно было потратить более продуктивно. Вояж на арендованном авто по Чехии, Австрии, Болгарии, Хорватии, Черногории, Греции, Италии принес бы в десятки, а то и в сотни раз больше удовольствия, отпрыскам точно, да и жена, насмотревшись на европейцев, больше бы улыбалась. Или у автора проблемы с УК РФ?

Дядька молодец!
Курить бросайте!

Хорошая поездка,молодцы.

Саяногорск
спасибо за рассказ. Познавательный вышел вечерок)))))

волгоград
хоршо скатались!но всё прочитать не осилил!жители западной части России (и я в том числе) мечтают сьездить на Байкал,а жители восточной части на чёрное море)))и всех обьеденяет тяга к путишествиям)))

Сильно!
Дизайн интерьеров.

Радужный ХМАО-Югра
Хороший подробный отзыв 5, для таких поездок семьёй рено колеос не не подходит, вам нужен минимум минивен, (фольс мультивен, ниссан серена, хундай старекс, тойота ноах, мицубан делика5 итд.)

Smit74:
Можете глянуть мои дромотчеты, обратите внимание на бюджеты :)

Как обычно после подобных отчетов, впечатление двоякое...
Можно "на другом конце земного шара", а хочется по России - как быть? Дело не в "патриотизме", а в простом "ХОЧУ"! Вот за бугор "не хочу", а по родной стране "хочу"! И это основной определяющий фактор. Это еще автор дешево съездил - семьей, больше, чем через полстраны! И еще поедет - не сомневайтесь, и правильно сделает! После моей последней "длинной" поездки кое-кто из моего окружения говаривал "За такие бабки можно с телочкой на Канары!" Можно, не спорю - но мне что-то захотелось к теще и в Воронеж, что и было исполнено. А после этого был и Урал, и Горный Алтай, и Саяны! И еще будут!

Martyn36:
Можете глянуть мои дромотчеты, обратите внимание на бюджеты :)
А вот вопрос - когда ты последний раз на Курской дуге был? А в Белогорье? А в липецких липовых рощах гулял? Ну, хотя бы в тихих местечках на Дону в 30-40 км от Воронежа? Тебе все это рядом и неинтересно, а для нас, зауральских - познание иного мира, поскольку это от нас в 4-8 тыс. км. А заграница? Вот честно тебе скажу - не привлекает ничем, как и у автора - нет загранпаспорта и не нужен - нравится по стране, неспроста же сюда народ прет из-за бугра? По Горному Алтаю ездили - насмотрелись иностранцев - едут, глядят, а мы то чем хуже? Бюджет, конечно, надо просчитывать, но превращать путешествия в "увлекательный процесс экономии", на мой взгляд - испортить весь эффект от него и испоганить весь позитив. Возможно у кого то и другая точка зрения? Каждому-свое!

pazik124:
Дядька молодец!
Курить бросайте!
Бросаем!
игорь на карине:
Приезжайте! У нас заблудиться негде. Хороший сезон - август. Отдыхать лучше в палатках, организованный отдых будет в два раза дороже и в два раза хуже, чем на море. Мы ездим на Бурятский берег, там почти нет народа и песчаные пляжи, нет проблем с дровами. Места покажу - расскажу.
Болт.Н:
Про "Старекс" вэдовый подумывал. Машины с моноприводом вообще не признаём. Раньше, когда был ПР - был большой выбор, а из левого руля выбирать тяжело и дорого. Тесно нам не было, хотя в TLC Prado, места было естественно больше. Но он был "подготовыш" на 35-х колёсах и заниженных парах. Мы бы умерли на нём так далеко ехать, всё равно, что в грузовой машине.
К. В. Н.:
Мы тоже по родной стране хотели. В Европу на авто хорошо ездить из центральной России, а нам до вас ещё 5000 вёрст доехать надо. И после Европы, мне дома будет больно, как в том анекдоте про червей.

Под Байкалом
Отличный отчет! Два дня читал на работе))). А путешествие вообще замечательное. Но хоть автор и говорит, что для его семьи главное - дорога, дорога за рулем все-таки неслабо утомляет. Другое дело, что дорога это путь, расстояние между местами, территориями которые хочется посмотреть. И тогда в этом случае, конечно интересна сама дорога тоже. Ну а критики всегда будут критиковать и обсуждать, мол не так сказал автор, это ему не нравится, то... Люди разные, большинство оценивает других людей по отношению к себе любимому, к своему воспитанию, восприятию и т.д. Для кого-то какое-то действие норма, для кого дикость. Причем многие не стесняются в оценках отчета. Я считаю, что такой отчет - труд немалый, не говоря уже о самой поездке.
Спасибо, привет с региона 03.
P.S. Не в качестве критики, а для информации: (про мед Башкирский) ЛЮБОЙ натуральный мед сахарится (густеет до кристаллообразного состояния) рано или поздно. Скорость кристаллизации зависит от медоносов, с которых пчелы собирали нектар. А вот "мед", который недобросовестные пчеловоды получают от пчел, скармливая им сахар, как раз и не кристаллизуется. Но и толку-пользы от такого "меда" - ноль. Вреда, правда тоже нет. Но это не мед. Кста, любой засахаренный мед очень просто сделать жидким - называется "распустить". Водяная баня. Но температура воды в бане не должна превышать 40 градусов. Иначе все полезные св-ва меда пропадут.

К. В. Н.:
Всегда забавляют персонажи, которые делают какие-то выводы о совершенно не знакомых им людях :) Прежде чем в клаву тыкать, хоть в профиль загляни того, кому пишешь. Ну вот почему ты решил, что я не люблю прохватить по родным местам? Большинство моих дромотчетов - про путешествия по России и ближнему зарубежью, причем маршруты не самые попсовые. Что касается тех мест, что ты упоминаешь - конечно, был, и неоднократно - ведь это совсем рядом, обычная мото или автопрогулка выходного дня.

Возвращаясь к бюджету данного путешествия, попробую наскоро прикинуть, что мы с женой посмотрели за сравнимые деньги. Итак, в 350 000 вписываются следующие путешествия, вместе взятые:
1) Что-то около 10-12 000 км по самым красивым заповедникам США и тихоокеанскому побережью
2) Египет - вдоль и поперек, от закоулков Синайского полуострова до Каира и Луксора
4) Иордания - чуток
5) Италия - треть страны, самая значимая историческая часть. Рим-Ватикан, Флоренция, Венеция, Феррара, Пиза, Падуя, Римини.
Все эти поездки включают также в общей сложности недели 2-3 пляжного отдыха. Подчеркиваю для бегло читающих - БЮДЖЕТ ВСЕХ ЭТИ МАРШРУТОВ В СОВОКУПНОСТИ ЧУТЬ МЕНЬШЕ ОЗВУЧЕННОГО АВТОРОМ, и этот бюджет включает перелеты, отели, гидов, машины, мотоциклы, билеты, пропуска и т.п.

Но если кто-то считает, что вместо этих упомянутых мной маршрутов гораздо лучше посмотреть немного Крым и слегка район Туапсе-Геленджик....Что ж, каждому - свое :)

Кстати, мои комменты вовсе не в укор автору, он-то с хорошим юмором оценивает стоимость местного туризма :)
Но вот форумчане, искренне полагающие, что за 350 000 можно только Крым посмотреть, заблуждаются :)

4) Иордания - чуток
Всегда забавляют персонажи, которые, не прочитав желаний автора начинают мне, постороннему человеку, советовать, что можно сделать на деньги автора отчета? Ровно через пост от твоего опуса, выше естественно, находится пост автора где четко указано "Мы тоже по родной стране хотели"! Так и скажи что ты любишь считать деньги, причем чужие, а автор просто хотел посмотреть родную страну! Немного разные занятия, согласись? И не навязывай ты свой "забугор" тем кому он просто не нужен!

4) Иордания - чуток
тут вот ещё какой момент: из Воронежа перелёт дешевле и рейсов больше, а мне из Красроярска только чартер корячится в тот же Египет, поэтому стоимость путёвки удваивается по сравнению с той же Москвой...
за путешествие пять поставлю, отчёт большой, честно говоря не осилил и алкоголя много...
"Когда я хочу жрать - я говорю:"Хочу жрать!"" ©Н.Воронин

блин , читать не осилил ,
И так сойдет

Город Красных Фонарей
Dron79:
блин , читать не осилил ,
Зря, очень познавательно. Автору спасибо.
В действительности всё иначе, чем на самом деле...

Верхнеудинск
Все осилил. Автор молодец. Очень интересно было читать. Как пожелание-бросайте курить!
Lexus RX330

Стольный град Самара
Хороший отчет, осилил весь! Не большие нестыковки есть, но это ерунда!
Honda Prelude ВВ3 Н22А есть)
предыдущие:
Honda Prelude V ВВ9
Honda HR-V
Honda Capa

Стольный град Самара
Кстати, головки абсерватории местные называют "яйца динозавров"))
Honda Prelude ВВ3 Н22А есть)
предыдущие:
Honda Prelude V ВВ9
Honda HR-V
Honda Capa

Как обычно после подобных отчетов, впечатление двоякое...
Ну это дело каждого. Когда поехать, куда поехать, сколько потратить. Когда же деньгами не сорить, как не на отдыхе. А Ялта, да, дорогая, даже в этом году. Мы вот тоже предпочитали по Европе кататься, и очень удивлялись, чего все в Крым едут. Но взглянешь на Крым глазами приезжих и поймешь - так у нас и море есть! инжир по шестьсот рублей, это конечно автора круто развели, при обычной цене в 100 - 150 рублей, но кипарисы, пахнущие как духи - это суперсравнение!
Отчет полезный, если все же рискнем на Байкал поехать, то информация о дорогах и т.д. будет полезной. Спасибо.

тихорецк
Дочитал аж с третьей попытки! ведь так же как и практически все читающие и пишущие нахожусь на рабочем месте. Что сказать, очень впечатлил рассказ именно рассказ не отзыв. Сделал вывод что, автор настоящий сибирский мужик и другим быть нет надобности. Вообще прекрасная дружная семья, я бы лично не выдержал столь длительное время находится с семьей (имею в виду в машине), а хотя судя по выпитому количеству алкоголя во время путешествия автору все по плечу))))
Супер, Дай Бог всего самого наилучшего!

Порт пяти морей.
Масштабный опус. Не понял, что за алкоголь в Омской обл - текила по 300 руб, Джек Дэниэлс и т.д. Подделка? По поводу жереха - жерех очень вкусная рыба, жирная. Готовится в виде балыка, вяленая.
В Башкирии пользуются бутылками для подмывания ***ы после отправления большой нужды, потому что Башкиры - мусульмане.
Хрен, положенный на мнение окружающих, гарантирует спокойную и счастливую жизнь. Ф.Г. Раневская.
Все бы хорошо, но непонятно, как можно так много раз заблудиться, имея навигатор и заранее составленный подробный маршрут? Особенно по дороге из Волгограда в Ростов? Там даже специально это сделать не получится. И еще смутил бюджет поездки. 350 тысяч???? Мне бы на кругосветку хватило. При таком расточительстве теряется смысл в такой педантичной подготовке к поездке. Короче, куча противоречий...Но в целом, позитивный анабазис.

Iguanaman:
В Омской области и далее, почти до Урала - Казахстанская контрабанда. Не подделка. Со всеми издержками и взятками, цена, как я указал. Теперь понятно, сколько на нас имеет государство, учитывая Наши цены на такую продукцию. Про Башкиров и Татар в курсе, жена и тёща из вторых. По мне, лучше аккуратно с бутылочкой, чем пальцем и об стенку. О чём, собственно, и писал.
Urtuss:
У нас не было с собой бумажной карты и не было понимания географического расположения, не смотря на то, что я вроде бы карту смотрел. Был с собой типа путеводитель человека, который там уже ездил. Навигатор упорно не совпадал с этим путеводителем. Решили, что лучше довериться человеку, а не девайсу, вот и результат. Тем более, изначально - не хотели ехать через Ростов, цель была проехать напрямую из Волгограда в Краснодар. В домашнем регионе основная дорога одна - М53 Транссиб, а там сильно много дорог, "Северному оленю" этого хватило.
По поводу бюджета. Примерно 100 тыс это жильё, 160 тыс жратва и выпивка, 46 тыс бензин. На "баловство" ушло чуть больше 40 тыс. В кругосветку вчетвером на эти деньги, да легко, пешком по материкам, вплавь через океан, а жрать на милостыню.

Огромное спасибо автору за интереснейший рассказ !!!! Давно не читал на Дроме ничего подобного
Что все так боятся Бердюжки ?
Тем более теперь , когда , по некоторым сведениям дромовцев , этот участок , наконец-то заасфальтировали.
Вызывает опасения пристрастие автора к спиртным напиткам.
Не боитесь - вечером дегустировать алкоголь , а утром - за руль ?
Спасибо ! Без обид !

Брянск
Отчет очень хороший, прочитал за два вечера. Некоторые вещи напрягли малость. В частности бюджет. 160 тыр за примерно 45 дней.... 3500 на сутки? Даже с учетом того, что на четверых....Ну вы ребята и жрать!!!! Впрочем считать чужое "бабло" занятие не благодарное. Главное, вам понравилось! Интересно.

жигулевск
Здорово,классный отчет. Всегда завидовал людям умеющим писать много и красиво, сам как то больше одной странички не осиляю, мне правда и разговаривать иногда лень. Вы молодцы!

Отличный отчет! Из Туапсе через Шаумян до Котельниково прошел за 8 часов. Ночевка в котельниково 300р с человека было2013г.

Отчёт-повесть о путешествии понравился лёгким, но вполне литературным стилем изложения. Чёткое деление на несколько глав с эпиграфами, хронологическая последовательность, ряд познавательных отступлений, авторские мысли и выводы, местами спорные, но интересные - всё читается с удовольствием. Много букв и маловато фото, но таков авторский стиль. Полезное и интересное повествование, автору удачи и новых путешествий с подробными отчётами на Дроме! P.S.: всё-же повторю - бросайте курить, лучше лишняя рюмочка качественного алкоголя, чем сигарета.

Хороший отчёт.
...промелькнувшая в тексте фраза про небритых ополченцев улыбнула..))))))......скорее всего они об этом думают в самую последнюю очередь...если вообще об этом думают..)))))

Владимир32rus:
Тезка, ну ты же понимаешь - в гости едут не с пустыми руками, а оно же все тоже в этой графе!

Первоуральск
Большое спасибо автору за сей интересный и содержательный рассказ. Мы
с женой сами в сентябре отдыхали в Крыму .Впечатлений уйма , а тут как будь-то заново побывал ,заново проехал весь путь .

ну очень большой отчет,и эта,автор с алкоголем не переборщил?

читал весь день в три присеста, очень достойно. поездка просто супер. легкий слог, молодцы в общем ;)

Одолела только Крым, на Кавказ терпения не хватило, позже дочитаю

Подольск

Подольск
Автор, подскажи, плиз.

Владимир32rus:

Хочу приобрести для себя.
"Перед выездом на Новосиб" из Омска. То есть в Омске.
Где Вы взяли 160тыс ? Автор указывал сумму в 350 т.р.
Расклад уже писал. 18 дней в дороге, 3500 в сутки на 4 человек, за пожрать, это разве много?
Много ушло на жильё и бензин + развлечения. Спать в машине, заправляться бесплатно и питаться травой с обочины - не получилось.
Игорь ELO:
Что все так боятся Бердюжки ? Да , 19 км грунтовой дороги , вечно с огромными лужами на которой не разгонишься больше 30 км.ч. Но можно потерпеть , вместо того , чтобы делать довольно значительный объезд через Ялуторовск..
Вызывает опасения пристрастие автора к спиртным напиткам. Не боитесь - вечером дегустировать алкоголь , а утром - за руль ?
Спасибо ! Без обид !
Я таёжник, думаю даже, что бывалый. В тайге, в хорошей компании можем литр крепкого в сутки выпивать и даже больше. Без вреда делу. В отпуске я пил много, только когда был не за рулём. А стакан или три-четыре рюмки крепкого алкоголя вечером, не дают неадекватного состояния утром, минимум 6 часов сна. За руль, даже при лёгком похмельном недомогании не сяду, семья дороже.
Artoba:
Хороший отчёт.
Они вообще вряд ли в состоянии думать. Я так же выгляжу после недельного таёжного запоя. Впечатление такое, что мужички эти, находятся там не по зову совести и сердца, а за мзду, уж извините!

Где Вы взяли 160тыс ? Автор указывал сумму в 350 т.р.
Да это на "проесть-пропить" человека изумило.
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Все прочитал, понравилось. Молодец что написал. Сам уже 6 раз ездил с семьёй в таком же составе в Краснодарский край на Черное море, два раза пытался написать отчет. Но силы воли не хватило закончить... , не писатель. А у тебя получилось складно, подробно. Молодец! Мы в этом году в это же время встряли в Дивноморском, цены взлетели т.к. 2 парома встали на ремонт в августе, и кто приехал на паром разъехались испугавшись очереди по ближайшим поселкам разъехались. 1 сентября вообще очереди на паром не стало туда, обратно была небольшая. Но мы уже не поехали в Крым, а хотелось может быть на следующий год решимся. Удачи на дорогах.
Estima Hybrid AHR20W

С данным отчетом жалко расставаться,как с хорошей книгой.Спасибо авторам за такое подробное,интересное,с юмором описание путешествия.Восхищен вашим трудолюбием,это ж надо ежедневно вести дневник,чтоб запомнить все детали,свои мысли и прочие особенности дня.А дней,событий и километров было ого-го! Молодцы.А к критике о спиртном и куреве присоединяюсь.

Читал неделю. Вернусь с командировки - отпишу замечания. Оговорюсь сразу - напишу о том что не понравилось. Ведь если человека (в данном случае - автора) только хвалить, он зазнается и "понизит планку"!...

проще наверное научится пользоваться навигатором- проехала пол России и ни разу не блудили на развязках и по незнакомым дорогам- навигатор обычный достаточно дешовый, а на Порт-Кавказ с Темрюка вообще одна дорога- где там блудить?

КУЗБАСС
Это не отчет, это чудо какое то!
Автору респектище!
КОманде Дрома - автора как то надо поощрить - мегаотчет отличный!
На канале CB 27(ЧМ/FM) позывной 045 ноль сорок пятый.~ R9UDI
Сайт авторадиоканала радио42.рф

Ну, что могу сказать? Первое - что, на российских военных в ростовской области, так прям и было написано - "мы чеченцы"??? Может пора уже остановиться? Все мы россияне... Далее. Автор к такому длительному путешествию оказался совершенно не готов. Это вопреки словам о долгой подготовке. Не изучил он дороги, видно что даже отчёты других если и прочёл, то поверхностно. За это и был наказан "блужданиями". Вообще то помимо навигатора необходимо ещё и просто атлас автодорог иметь... Оч. полезная штука. Мне кажется, что для этой "авантюры" автору надо было, как минимум, у друзей-знакомых, арендовать фольксваген-транспортер, или что-то подобное. Благо спиртным домой затарился по полной!!! (вполне хватило бы на "арендную плату"), или хотя бы прицеп прикрепить, ну съел бы на литр больше - не существенно. Зато как минимум смог бы пару палаток бросить, да и "тягач" разгрузить. (причём безопасный график передвижения, с учётом полноценного отдыха в палатке, на большом, надувном матрасе, без проблем вычисляется). Сама "авантюра" очень понравилась! (о Боже! как я скучно живу!) Молодцы! И вот в конце про "бутылочки"... вы всё ещё пользуетесь бумагой??? тогда мы идём к вам!!! Кстати альтернатива бутылочке - влажные салфетки... ( Небольшое отступление. Я в конце 90-х установил дома биде... потом женился, дети народились... но они все с рождения пользуются этим "прибором" в какой то степени иногда испытываем от его отсутствия дискомфорт, но это лечится бутылочкой... вообще - хорошая вещь, советую!). Во общем - в следующий раз готовьтесь тщательнЕе!!! Респект!

Мариинск Кемеровск
очень интересный отчет! автору - респект.
error 404 (базовая глюка не найдена) mazda premacy (блондинка) - 2003 - 2.0l - правый руль АКПП
Vladimir
КВТ, простые слаба благодарности за сей труд, впечатления от данного труда - как сам побывал. У автора ясно прослеживается жилка писателя. Спасибо!

К. В. Н.:
Согласен на 100 % !!! Прелесть путешествия - сам процесс. Свобода передвижения, а не очередное фото в "одноклассниках" у дежурной пальмы с обезьяной.

Ялта
Спасибо автору, отчёт хороший. Я житель Ялты планирую проехать на авто до Дальнего Востока, поэтому для меня отчёт отчёт полезен. Ещё раз спасибо. А впредь всем путешественникам, желающим приехать в Крым, желательно предварительно проконсультироваться с кем-то из местных, чтобы было понятен уровень цен на все услуги и не попадать на "развод".

Шелехов Ирк.обл.
Сие художественное произведение написано очень интересно с юмором и даже в некой мере захватывающе. Автор, у вас талант! Очень правильно сделали, что писали каждый день о свих впечатлениях и отмечали какие то мелочи, которые возможно по приезду и не вспомнились бы. Как вы сами и отметили из этих мелочей и сложилась такая красочная картина. Мы с мужем и сыном 3-х лет тоже ездили в Крым и проехали по городам Российского побережья в 2012 году. И тут как то нахлынули воспоминания, вот я и решила почитать отчет путешественников того же маршрута. Сама так же готовила свое путешествие с таких отчетов : маршрут, достопримечательности, остановки на обед и т.д. Думала приедем тоже напишу свою поэму. Но я не продумала такой вещи как вы - записывать за каждый день события и впечатления. Поэтому по приезду у меня в голове остались лишь общие впечатления и написать в красках у меня уже не получилось бы... Для тех кто хочет посмотреть и ЧПК и Крым я бы посоветовала сначала ехать на ЧПК, а уж потом в Крым. Иначе разочарование не минуемо. Зря не поехали в Евпаторию, по всем отзывам именно там тот самый лечебный климат и море там просто сказка - кристально чистое, а песок... ммм... Правда растительность там скудная. Про наши впечатления о море вообще хочу сказать: в Евпатории наичистейшее лазурное пляж- песок; в Ялте- чуть грязнее пляж галька, камушки и окурков полно; на Российском побережье отдыхали в Новомихайловском море грязное вонючее, неподалеку стекает в него какая то канализация, пляж песок- но грязный. Были и в Сочи, и правильно вы сделали, что развернулись от него. Природа там Шикарная, больше ничего хорошего. Зря вы не сходили в аквапарк, мы были в Евпатории "Банановая республика"- крупнейший в Крыму. Наш Аквапарк- это вообще одно из ярчайших событий в нашей жизни. Еще очень приятно было читать как вы отзываетесь о своей жене, не просто жена или супруга, а любимая умница и это (судя по взрослой дочери) после стольких совместно прожитых лет. мир вашему дому, так держать. Вот вы там сказали, что девочкам тяжело, а я бы сказала, что вам курящим тяжело. Вам вообще нужно было в начале рассказа сделать предупреждение, что будут демонстрироваться табачные изделия ну и т. д уж очень много про ваше курево рассказали. Мы с мужем тоже раньше курили, он бросил 4 года назад, я 3 года. Хочу поделиться опытом: прочтите книгу Аллена Карра "Легкий способ бросить курить", мы благодарны только ей. Тем более, что желание у вас есть. В общем прочитав ваш отчет, будто снова скаталась в Крым, спасибо вам большое за ваш труд. На фото пляж пос. Штормовое под Евпаторией.
Konstantinwt
Спасибо, Анюта, за добрый отзыв!

Молоцы, что не очконули стоять в продке на переправе! Я тоже этим летом прокатился по родственикам: Иркутск-Сочи (купались на шестой день)-Краснодар-Кисловодск-Мос ква-Ярославль-и домой получилось 16500км. В Адлере прожили 28дней. Потратил 400. Рация нужнее любого навигатора- спросил у дольнобоя про дорогу и машинки (дпс)и едешь гораздо смелее...Удачи всем кто сам ездил в те кроя и тем кто туда планирует поехать. Не очкуйте ....это очень круто...

С удовольствием прочитал. Хороший отчет, понравился. После Волгограда нужно было ехать на Котельниково, Тихорецк, Тимашевск. Трафик небольшой, дорога в норме.

спасибо!

Классный отчет. 5+. Какую рацию ставил?

Vyktor:
Классный отчет. 5+. Какую рацию ставил?
Не помню название :) В машине потом посмотрю, отпишусь

Мне предстоит в конце апреля 2015 совершить поездку по маршруту Омск-Севастополь. К автору данного отчета испытала огромную признательность за труд в написании такого подробного и по-хорошему педантичного отчета. Для себя почерпнула много полезной информации. Прочитала много отчетов о перегонах и автопутешествиях, но этот ЛУЧШИЙ!!!

"А после увиденного нами в таком дальнем путешествии, после природы Башкирии, Крыма, ЧПК, наша суровая и просторная тайга уже совсем не кажется такой родной и прекрасной."

Спорно. Положим Байкал с окрестностями автору как местному жителю изрядно приелся. Ну так Сибирь не ограничивается "суровой и просторной" тайгой - добро пожаловать в Саяны, Туву, на Алтай. По крайней мере мои родственники "оттуда" смотрят на всё это с открытым ртом - и это всего лишь после банального(для нас) тура по саянскому кольцу.
Ну а если углубляться - то масса интересного: Укок, Убсу-Нур, перевал Бугузун, Монгун-Тайга, десятки озёр и т.д. - из доступного на авто.

Казанское
Отчет конечно классный. Еще раз убедился в правильности своего выбора для следующего тура - КРЫМ. А автору посоветую на следующий раз рискнуть съездить в Абхазию - эмоций будет не меньше чем от Крыма, только не останавливайся ни где от ДЖУБГИ до границы с Абхазией. А лучше, если без заезда в Крым, езжай через Волгоград Котельниково Сальск Усть Лабинск Белореченск Апшеронск Туапсе

Казанское
Вот некоторые фото на них нет моря, но оно там есть и оно такое же чистое как вода в этих горных речках даже в шторм

Выпей Йаду:
В Саянах тоже был во многих местах, в том числе малодоступных, и на джипе с 35 колесами, и пешком. Красиво и круто, не спорю

Классный отчет! Автору 5+
В прошлом году первый раз попал в Крым, проехал все побережье, но видел мало (рабочая поездка), попал на день ВМФ в Севастополе. От того малого, что успел увидеть, был в таком эйфоре, что чуть не уехал туда жить, остановила только неразбериха с оформлением недвижимости.
Чувства которыми делился автор, сродни моим на 100%, даже возникло ощущение, что про меня отчет. Краснодарский край с армянским сервисом и европейскими ценами вызывает тошноту и не стоит даже однодневного пребывания в Крыму.
Планирую тоже в августе-сентябре рвануть на машине с семьей в Крым, надеюсь получится.
Автору респект!

ЧИТА
Ingineer:
Классный отчет! Автору 5+
Автору респект!
Мы с супругой тоже планируем на август-сентябрь 2015 махнуть в Крым из Читы. Автору респект, очень понравилось. Ваш отзыв еще раз убедил в правильности выбора путешествия и натолкнул на то, что не стоит ничего бояться, нужно обязательно ехать!

Ялта
Осилил, только до Ялты (сам Ялтинец) Ну Вы и расписали наш город... Неужели нам так все приелось? Как по мне деревня, даже СТО нормального нет, что бы запчасти купить так по пол месяца надо ждать...

Конечно молодцы!!!

Прекрасное далёко
86/89 много, согласен. И на землю попадаем мы далеко не так, как вам хозяин Ларгуса наплёл)) Смотря куда ехать, с Севера минимум 2 дороги есть, и на Запад, и на Восток, все в объезд Тюмени. А зимой есть зимники Томской области, это - третий, самый краткий маршрут в Сибирь.
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Климовск
Браво труженику пера. Отчёт напомнил чем то "Путешествие из Петербурга в Москву", "Москва-Петушки" и всё в стиле Юлиана Семёнова(кстати в Крыму у него был дом).
Mazda Demio 2002, B5,золото
Honda Odyssey 2001,RA7,чёрный
Suzuki SX4,2011, 4x4, АКПП, кирпич

прочитала внимательно.Очень понравился стиль написанного .Только небольшое замечание: надо было из Омска через Казахстан через Петропавловск проехать и время сэкономили бы и деньги, нервы, бензин. Господи надо же было через Бердюжье ехать. Через Казахстан и безопасно, и цивильно ,и дорога хорошая и путь короче. Мы уже ездили и через Кустанай и через Омск и через Петропавловск, но лучше и короче по времени и бюджетно через Омск -Петропавловск. Погранцы и русские и казахи нормальные.Сейчас быстро проходишь границы.
Но отчет по автопутешествию поразил.Я лично в машине не могла ничего писать: тряска сильная и надо за дорогой смотреть. Я штурман. у нас навигатор и 2 атласа автодорог. Навигатор очень помогает, а вот про рацию не знаю - нужна ли она вообще? Мы с мужем путешественники со стажем-ездим из Казахстана до Архангельска и Питера.По дороге заезжаем к знакомым и родственникам. Питер и окрестности смотреть не пересмотреть,а Новгородская область, а Псковщина. надо теперь Крым посмотреть, хотя и были там по путевке, но интереснее на авто: едешь куда захочешь. У мужчины явные задатки писателя -завидую кто без проблем легко слогом управляет и вообще мне понравилась вся эта позитивная семья. Нет недовольства дорогами, обслуживанием и пр. и пр. , а один позитив. Молодец и вся семья супер.

Отличный рассказ. Все правильно написано. Только вот зря поехали через Пугачев и Энгельс - дорога хуже, чем отвратительная и поплутать можно. Я езжу через Жигулевск-Сызрань-Саратов и далее на юг. Сейчас там дороги потихоньку сделали и развязки на объездных более-менее понятные. А про поведение на трассе в Ростовской области и Краснодарском крае в точку, особенно в местах крупного ремонта. Никакого понятия о приличиях, терпении, уважении и человеколюбия у некоторых несущихся по обочинам и полям в обход машин.

ra8803
Хороший Рассказ!
Читал часа два! Интересно!