Не совсем пакетная Турция — 2022

28.02.2023 | 7182 просмотра

Вечером 23 октября 2022 года в аэропорту Стамбула встретил друга Дона из Техаса. Не случайно. По плану. Иногда мы с ним вместе путешествуем. По России катались в 2016, 2018 и 2019 годах, посетив 60 регионов. Юго-Восточную Европу как-то на досуге проехали. На апрель-май 2020 года у нас была запланирована классная поездка Россия — Средняя Азия — Турция на машине и на яхте по уютным бухтам вдоль турецкого побережья. Пандемия планы нарушила. Вдобавок, у Дона стала сильно прогрессировать болезнь Паркинсона. Поражена речь, плохо с равновесием. Может упасть ни с того, ни с сего на равном месте. На яхте я должен был капитанить и матросить, а за Доном должна была присматривать моложавая жена, но жена от него ушла. Как там у Пушкина: «…такой уж женщины народ. «Я не стара ещё», — сказала. — «Я жить хочу. Е..сь всё в рот». И с тем дала от Дона ходу. Уж он один живёт два года. Таким образом, учитывая все обстоятельства, решили хотя бы прокатиться по Турции без яхтинга. Частично наверстать упущенное.

Турецкий «Херц» выделил нам на ближайшие 18 дней «Форд Фокус» с дизельным двигателем, неработающим кондиционером и грязным, вонючим салонным фильтром. Последние два неприятных недостатка мы обнаружили позже и исправили за свой счёт.

Из аэропорта едем в самый центр Стамбула. Дон — плохой ходок, как упомянуто выше, у него болезнь Паркинсона в уже довольно тяжёлой форме. Поэтому я забронировал гостиницу как можно ближе к площади Султанахмед, в шаговой доступности от основных стамбульских достопримечательностей. Навигатор maps.me уверенно ведёт по тёмным проспектам и улицам турецкой столицы.

— Поверните направо, — советует приятный женский голос.

Дорога перекрыта железным заграждением и ментами. Не беда. Едем дальше.

— Поверните направо, — опять говорит приятный женский голос.

Опять железный забор, опять менты.

И так ещё пару раз. Потом разворот и навигатор опять тычет нас носом в закрытый проезд. Соображаю, что это новая стамбульская фишка: перекрывать въезд в центр в рамках борьбы с терроризмом. Три и четыре года назад такого не помню.

Останавливаюсь, подхожу к менту. Объясняю по-английски, что у нас в самом центре гостиница забронирована. Мент попался грамотный с хорошим английским.

— Резервация есть? Покажь, тогда пропущу.

Бронировал все гостиницы через Booking.com. Все брони предусмотрительно распечатал. Показал бумажку. Мент отодвинул заградительную железку, и мы проехали внутрь запретной зоны.

На душе полегчало. Ещё чуть-чуть и будет нам и гостиница, и ресторация, и ванна, и кофе, и какао с чаем. Ан недолго музыка играла. Скоро девка из maps.me привела нас к закрытой для движения улице. На сей раз ментов нет, из проезжей части торчат металлические столбики, объехать нельзя, поговорить не с кем. Достаю переносной телефон, звоню в гостиницу, объясняю ситуацию турку на рецепции.

— Мистер, у вас какой навигатор? Maps.me? Отключите его, включите навигатор Google, и всё получится. Google проведёт вас тропой Хо Ши Мина без задёву.

Сомневаюсь, но делаю, как велено. Хорошо, что в аэропорту купил турецкую симку. И что вы думали? Гугл повёл подворотнями и закоулками мимо перекрытых больших и малых улиц и привёл прямо к двери гостиницы. Добрый совет: симку берём в аэропорту и по Стамбулу передвигаемся под руководством гугла, бронь гостиницы лучше распечатать.

24 октября. С утра на прогулку. Для толп туристов Истанбул он же Константинополь начинается с площади Султанахмед. Для некоторых там же и заканчивается. Зачем далеко ходить? Основные достопримечательности здесь.

Собор Святой Софии ныне действующая мечеть. Вход бесплатный. Днём длинная очередь, вечером никакой очереди.

Голубая мечеть. Шесть минаретов.

Немецкий фонтан.

Турки.

Остальной Стамбул можно посмотреть из окна туристического автобуса.

25 октября. С удовольствием покидаем шумный Истанбул. Едем на север в деревню Kiyikoy на черноморском побережье недалече от Болгарии. На карте присутствует и болгарское название — Мидия. От города Сарай начинается просёлочная дорога. Минимум движения. Максимум пейзажности. Мидия — тихое место. Турки в широких штанах пьют чай. Турчанки в ещё более широких штанах таскают на спине дрова. Коровы, куры. На берегу маяк над бухтой с рыбацкими судёнышками. Пастораль. Только турецкая речь, ибо иностранные туристы здесь редкие гости.

Рядом с маяком простенький ресторанчик. Турок заметил пришельцев, выбежал и, лепеча по-своему, затащил нас на веранду. Вместо меню продемонстрировал нам трепыхающуюся рыбину и тазик свежих овощей и зелени. Намёк понят. Давай, Махмуд, угощай.

Редчайшей свежести и вкусности салат и сибас поджаренный заживо на оливковом масле был подан с видом на «самое синее в мире Чёрное море моё». Это была лучшая еда за всю нашу 18-дневную поездку.

На окраине деревни имеется пещерный монастырь. В шестом веке монахи вырубили его в скалах и стали жить-поживать. В пятнадцатом веке пришли турки и прикрыли ихнию христианскую лавочку. Остались вырезанные по камню украшения интерьера и многочисленные многовековой давности надписи на греческом и старом русском языке с ъ. (ПОПЪ такой-то был здеся). Туристов не видно. Не пакетно.

Ночевать приехали в город Эдирне. Намотали за день 350 км.

26 октября. Данная территория неоднократно меняла хозяев. Город имеет несколько названий: Эдирне для турок, Адрианополь для греков, Олдрин для болгар. С 1365 до 1453 года город был столицей Османской империи, пока султан Мехмед II не захватил Константинополь. Русская армия занимала город в 1829 и 1878 годах. В 1878 турки, отступая, взорвали арсенал, чем до основания разрушили султанский дворец. До наших дней от 100 зданий дошли несколько развалин. Дворец закрыт на медленную реставрацию. Кое-что можно рассмотреть сквозь забор.

Рядом стадион для масляной борьбы и статуи наиболее успешных масляных борцов. Сама масляная борьба признана ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием.

В Эрдине стало по-летнему тепло. Тут мы и обнаружили, что кондиционер в машине не работает, а из вентиляции дурно пахнет. Нашли дилера «Форда». Поставили сотрудникам задачу. Сотрудники за час с поставленной задачей справились. Попросили 40 долларов. Дали. За хорошую работу не жалко.

В городе есть Great Synagogue. Синагога большая, но на великую не тянет.

Сохранились несколько средневековых мостов. Этот мост построен в 1554 году. Ведёт к разрушенному султанскому дворцу.

А этот мост построен в 1615 году.

По второму мосту можно проехать в деревню Караагач недалече от Эдирне. В деревне внимание привлекает непропорционально большой для небольшого посёлка памятник. Называется Lausanne Monument, можно перевести как Светлой Памяти Лозаннской Конференции. Оная конференция порешила в 1923 году забрать данную территорию у Греции и передать Турции. Турки в порыве безграничной благодарности отгрохали сей монумент дабы и конференцию отблагодарить и поругание Греции увековечить.

Во времена Агаты Кристи в Караагаче останавливался Восточный Экспресс, в котором случались загадочные убийства. Ж\д вокзал остался, а ж\д дорогу давно разобрали, оставив на память паровоз и пару вагонов. Посетителей кроме нас не заметил. Не пакетно.

Из Эдирне большими и, где возможно, малыми пейзажными дорогами проследовали в деревню Энез в самом западном углу Турции на границе с Грецией.

В деревне Энез сохранились стены римской крепости. Территория усыпана обломками мрамора. В далёкие времена турки разрушили мраморные статуи, колонны и прочие строения. Туристов не видно. Не пакетно.

Римскую церковь переделали в мечеть.

Молодые турки приходят к бывшему христианскому учреждению на свадебную фотосессию. Пышная турка охмурила худенького турка. Довольна до ужасти.

Любовь-то кака!

На озере у деревни живут белые фламинго. Есть розоватые, но самую малость.

Заночевали в городе Кешан. Накатали примерно 250 км. Следующий день 27 октября был посвящён событиям Первой мировой войны. А именно, Галлиполийской операции, задуманной Черчиллем с целью захватить Стамбул, взять контроль над проливами и заставить Турцию выйти из войны. Боевые действия продолжались с февраля 1915 до января 1916. Сначала британско-французский флот пытался безуспешно прорваться к Стамбулу по проливу Дарданеллы. Не смогли. 25 апреля 1915 года на Галлиполийском полуострове высадился морской десант Британской империи: англичане, шотландцы, индийцы, австралийцы, новозеландцы и прочие. Турки не дрогнули и в результате многомесячных боёв одержали победу.

Из Кешана выехали утром в направлении деревни Седдюльбахир на западной оконечности Галлиполийского полуострова. Дорога пустая. Солнечно. В долинах утренний туман. Красота и умиротворение. Вдоль пролива Дарданеллы по самому берегу бежит извилистая, узкая дорога. Проезжал здесь ранее в 2019 году. Скорость небольшая, в открытое окно врываются запахи моря, аромат сосны и шум прибоя. Видно, как просторы Дарданелл бороздят корабли и кораблики. Вся эта красота под угрозой исчезновения. Из вида. Вместо извилистой дороги, турки строят прямую скоростную трассу. Много тоннелей уже пробито. Через пару лет будем ехать в череде полутёмных тоннелей и дышать кондиционированным воздухом. Спешите успеть проехать старой дорогой. Закроют.

Первая остановка у мемориала умершим от ран туркам.

Самый большой военный мемориал, естественно, посвящён павшим турецким воинам. Мемориал мучеников Чанаккале. Территория большая. Место живописное на высоком берегу Дарданелл. Памятников и могил много. Много было и посетителей. В основном, турецких ребятишек младших и средних классов. 29 октября у нас в бывшем СССР большой праздник — день рождения комсомола. В Турции в этот же день тоже большой праздник — День Республики. Накануне этой даты в турецких школах начинаются недельные каникулы. Детей возят на экскурсии по местам славы турецкого оружия с целью патриотического воспитания. Мемориал входит в некоторые пакетные туры по Турции. Иностранные туристы встречаются.

Отец всех турок Мустафа Кемаль Ататюрк руководит обороной.

Турки топят французские и британские корабли.

От мемориала мучеников Чанаккале рукой подать до деревни Седдюльбахир, в окрестностях которой разворачивались основные события Галлиполийской операции. Деревня утыкана фортами, мемориалами, кладбищами. Большая крепость на реставрации. Нас туда не пустили. В Седдюльбахире и в его окрестностях кроме нас посетителей не было. Ни турок, ни иностранцев. Не пакетно.

Вокруг Седдюльбахира находится 31 военное кладбище, где покоятся 36 тысяч англичан, шотландцев, французов, австралийцев, новых зеландцев, индийцев и примерно столько же турок. На высоком берегу высится Helles Memorial в память о погибших британских моряках и затонувших судах.

Британские кладбища аккуратные и однотипные. Кладбище Ланкаширского десанта (Lancashire Landing Cemetery). На стене выбито: «29-я дивизия высадилась здесь утром 25 апреля 1915 года». Значительная часть дивизии здесь и осталась.

Их имена будут жить вечно.

Pink Farm Cemetery.

Погиб шотландский паренёк осьнадцати годов от роду за интересы мирового империализма.

Вид на мемориал мучеников Чанаккале с расстояния в несколько километров. Мемориал находится в Европе. Ветряки на заднем плане стоят на противоположном берегу Дарданелл. В Азии.

Слегка перефразируя Высоцкого, про Галлиполийскую операцию можно сказать: «Это всё придумал Черчилль во пятнадцатом году». Помянув невинно убиенных, поехали в посёлок Китильбахир, откуда пересекли Дарданеллы на пароме.

Завтра у нас по плану легендарная Троя и ещё один древнегреческий город. БОльшая часть современной западной Турции — это бывшая древняя Греция, а затем бывшая Восточная Римская империя. Следов этих цивилизаций в Турции много.

28 октября 2022 года с утра поехали в древнюю Трою. Ориентир — городок Tevfikiye. От поворота с большой дороги начинаются указатели. Место раскрученное. Входит во многие пакетные туры. Всё платно. За стоянку 15 лир. За вход к развалинам 100 лир. Посетителей достаточно. Первый раз был здесь в 2019 году до пандемии. Тогда толпу создавали китайцы. Сейчас их нет. Легко выбрать момент, когда в кадре никого. Легенду о Трое хоть раз в жизни слышал каждый. Детали Троянской войны, конечно, мало кто помнит. Кроме сказа о троянском коне. Оный конь встречает посетителей на подходе к руинам.

Сами руины совсем не впечатляют и не фотогеничны. Если бы не легенды и мифы древней Греции, вряд ли бы удалось привлечь сюда поток туристов.

Побродив по местам боевой славы Ахилла и Одиссея, продолжили поездку. Едем в турецкий город Бергама. Высоко над Бергамой находятся руины древнего греческого города Пергамон, основанного ещё в 12 веке до нашей эры. Здесь изобрели пергамент. Одно время египтяне запретили вывоз папируса за пределы Египта. Пергамонцы папирус быстренько импортозаместили пергаментом.

Солидный был город. Троя по сравнению с ним безликая деревня. Но Пергамон не овеян легендами и мифами, поэтому толп туристов тут нет. В основном, индивидуальные путешественники и турки. Место, можно считать, не пакетное. Дорога к руинам Пергамона узкая, неровная, бежит по краю обрыва. Виды на долины обалденные. Движения почти нет. На верху обнаружили всего с десяток машин. Автобусы на вершину горы не ездят. Безлошадные туристы за 100 лир поднимаются из Бергамы по канатной дороге. Вход к развалинам тоже 100 лир. Посмотреть есть на что и погулять есть где. Территория большая. Жаль, друг Дон ходить уже не мог. Все силы на Трою потратил.

Очень вертикальный театр.

Посмотрев только на легко доступную часть Пергамона, спустились с горочки и поехали на ночлег в город Алиага. Там у нас Radission забронирован. В Алиаге живёт моя турецкая родня. Съездил в гости. Отдал подарки из России, взял подарки из Турции.

29 октября в Турции красный день календаря. Турки отдыхают и празднуют День Республики, а мы едем в Бодрум с остановкой в античном греческом городе Эфес, где античные греки изобрели античное пиво Efes Pilsner.

По пути в Эфес мы сделали остановку в месте, где когда-то стояло одно из семи чудес света, а именно: Храм Артемиды Эфесской. Культовое сооружение строили 200 лет. Сдали в эксплуатацию году эдак в 380 до н.э. В 356 году до н.э. некий древнегреческий хулиган по имени Герострат подпалил храм, чтобы внести своё имя в скрижали и анналы истории. Герострата за шалости со спичками казнили смертию, а храм восстановили. Однако в 4 веке нашей эры, после принятия христианства молодые христиане разнесли храм в мраморные щепки, чтобы не напоминал о богопротивном языческом прошлом.

От храма практически ничего не осталось. В конце 19 века британцы вывезли в Британский музей всё, что представляло какую-то ценность.

Так предположительно выглядел храм в представлении современных историков и археологов. Габариты 137х69 м. 127 колонн высотой 18 метров в девять рядов подпирали крышу.

Так выглядит храм сегодня. Смотреть не на что. Дурят нашего брата.

Эфес — место раскрученное. Абсолютно пакетное. Десятки автобусов, сотни машин. Даже без китайских туристов в узких местах не протолкнуться. В этот раз не фотографировал. Помогал Дону шагать по неровным эфесским тротуарам, страховал, чтобы он не упал. Для иллюстрации даю фото весны 2019 года. Развалины Эфеса симпатичные. Вход 200 лир.

К вечеру добрались до Бодрума. По поводу Дня Республики турки украсили крепость двумя флагами.

К утру остался один. С3,14здили?

В Бодруме находятся останки ещё одного из семи чудес света, а именно: Мавзолея в Галикарнасе. Туда мы и направились утром 30 октября 2022 года. За осмотр Храма Артемиды денег не берут. За взгляд на обломки Мавзолея нужно заплатить 25 лир. Мавзолей построили примерно в 351 году до нашей эры. Разрушен землетрясениями в средние века. От чуда света остался набор камней и кусок мозаики. Вот и вся древность. Мужика, которого заложили в гробницу на вечное хранение в 351 году до н. э., звали Мавсол. От его имени в результате нескольких фонетических и орфографических преобразований в различных языках и появилось слово «мавзолей».

В представлении современных историков и археологов Мавзолей выглядел при сдаче в эксплуатацию так. Кто-то как-то сосчитал, что здание было высотой 45 метров.

Сейчас он выглядит вот так.

Не сильно впечатлившись очередным чудом света, покинули Бодрум и поехали внутрь континентальной Турции в направлении древнего греческого города Афродизиас, где любвеобильные эллины изобрели афродизиаки: всяких пудров и духов для приманки петухов. Маршрут Бодрум — Ятаган — Гейре. Значительная часть пути — это интересная горная перевально-серпантинная дорога. Приятные глазу пейзажи, турецкие городки и деревеньки с ослами, тракторами, турками и турчанками в широких штанах с охапками хвороста на спине, рынками на проезжей части.

Афродизиас порадовал. Отличное место. Не раскрученное. Ротозеев мало, а посмотреть есть на что. Территория большая. Руины фотогеничные. Есть большой музей и множество саркофагов, украшенных резьбой по камню. Всего лишь десятка два посетителей. Не пакетно. Вход 70 лир.

Дон мужественно доковылял до театра.

Турки инстаграмятся.

Саркофаги. Их там много. Резьба искусная.

От непакетного Афродизиаса рукой подать до суперпакетного Памуккале он же Хиераполис. На редкость удачное сочетание природных и исторических достопримечательностей. Хочешь ванны Клеопатры, хочешь греческие амфитеатры. Известняковые отложения успел сфотографировать и при ярком солнце, и при закатном.

До греческих амфитеатров Дон не дошёл. Далеко. Я там был в 2019 году.

Кто бабе руки обломал?

Древнегреческий мужик со следами ошибок молодости на лице.

Апрель 2019. Довольно прохладно, но чего не сделаешь ради красивого поста в Ин100граме! Цистит девке обеспечен.

Единство и борьба противоположностей.

Смеркалось. Пора спать. Завтра возвращаемся на берег Средиземного моря.

31 октября покинули Памуккале и поехали в Олюдениз через Фетхие. По пути воспользовались услугами придорожной торговли. Накупили свежих груш, айвы, мандаринов. В пейзажных местах останавливались на фруктовый перекус. Вторую половину дня провели в гостинице у бассейна. В Памуккале было +14С. В Олюденизе +25С. Курорт всё-таки.

План на 1 ноября доехать до города Сиде через древний греческий город Тлос, существующий с 14 века до нашей эры. Тлос немного в стороне от большой дороги. Соответственно, не пакетен и безлюден. Вход всего 20 лир. Дон не отважился ходить по пересечённой местности и посмотрел на руины из машины, а я прошёл на территорию и был единственным посетителем.

Пока я изучал Тлос, Дон, рассматривая карту, обнаружил недалече ещё один непакетный античный городок Letoon. Решили и туда заглянуть. За вход взяли 25 лир. Кроме нас посетителей не было. Театр есть, остатки храмов и колонн есть.

К вечеру добрались до Сиде. Места знакомые. Был здесь в 2009 году. В Сиде много чего осталось и от греков, и от римлян. Античная часть города большая и изобилует древностями. Кое-что посмотрели вечером, а большой амфитеатр утром следующего дня. Амфитеатр за деньги. 125 лир с носа.

2 ноября, посидев на ступенях амфитеатра, продолжили путь. Едем дальше на юг. Довольно долго дорога идёт прямо по берегу моря. За Аланьей уходит в горы и начинает серпантиниться. Виды приятные.

Первая остановка на мысе Анамур. Это самая южная точка Турции. Но это не всё. Здесь находятся руины древнего города Анамуриума. Полагают, что люди здесь жили с 7 века до нашей эры. В 3 веке нашей эры в городе проживали 20 тысяч человек. Анамуриум сильно пострадал в 580 году н.э. от землетрясения. Оставшихся жителей в 7 веке перебили арабы. Территория большая. По-хорошему нужно несколько часов, чтобы хорошенько осмотреть древности. Место не раскрученное. В пакетные туры не входит. Мы вдвоём были единственными посетителями. Сохранились термы, акведуки, театр и примерно 400 склепов. Склон горы — сплошное кладбище.

Кладбище.

Домик смотрителя.

На высоком морском берегу в древности стояла крепость. В объектив фотоаппарата видны руины строений и остатки крепостной стены.

Обидно за древний Анамуриум: такой хороший город, а туристов нет. Не пакетно.

Остаток дня 2 ноября и весь следующий день провели в балдеже и кайфе в маленьком отеле Marvel Tree Hotel на берегу моря вдали от шума городского и от шумных горожан. Отель тоже непакетный. Почти пуст. Кроме нас в нём гостевали четыре добрых женщины из России, путешествующих самостоятельно. Они развлекали Дона гавайскими танцами на пляже.

4 ноября покинули тёплое побережье и горными серпантинами поехали в прохладный город Конья. По пути посмотрели древний Алаханский монастырь недалече от города Mut. Монастырь был основан в 5 веке нашей эры как пещерный. Постепенно монахи приобрели средства и навыки, чтобы построить церкви, баню и жилища. Хорошее место. Не затурищенное. Довольно высоко в горах. Виды хорошие. В воздухе аромат средиземноморской сосны. Вход бесплатный. Не пакетно.

К вечернему намазу прибыли в город Конья.

5 ноября после утреннего намаза покинули Конью в направлении Каппадокии. Дорога прямая. Доехали быстро. Посмотрели на каменные письки, пещерные церкви и город Учхисар. В основном из окна автомобиля.

Переночевали в Гёреме, а утром 6 ноября поехали в стольный град Анкару. В Анкаре первым делом проследовали в Аниткабир, где находится мавзолей основателя светского турецкого государства Кемаля Мустафы Ататюрка. Поклониться праху отца всех турок течёт непрерывный людской поток. С трудом нашли парковочное место на соседней улице. Специальной парковки нет, хотя место священное и посетителей очень много.

Ататюрк преставился 11 ноября 1938 года в возрасте всего 57 лет. От цирроза печени. Видимо, любил достойно отметить свои военные и политические успехи.

Мавзолей.

Саркофаг.

Янычары следят, чтобы не было безобразий.

На территории имеются скульптуры и барельефы в стиле самого что ни на есть социалистического реализма.

В Анкаре ранее побывал в 2019 году. Удалось посмотреть на выезд Эрдогана с работы домой. Минимум сто автомобилей свиты и охраны, столько же мотоциклистов. Мигалки, сирены. А на крышах снайперы с ружьями сидят. Красота. Фотографировать убоялся.

7 ноября навострили лыжи опять на море. На сей раз на Чёрное. Местность вокруг Анкары степная, безликая. Ближе к черноморскому побережью пейзаж меняется к лучшему: холмы, лес, краски осени. Становится теплее.

Посмотрели на город Зонгулдак. Затем по приморской дороге добрались до города Akcakoca. Приятный городок. Длинная набережная. Только погода не баловала: ветрено, пасмурно и прохладно.

Отужинали в плавучей ресторации.

8 ноября последний день поездки. Едем в гостиницу рядом с аэропортом Стамбула. Старались ехать второстепенными дорогами вдоль моря. Ещё раз посмотрели на пасторальную Турцию. Крестьяне, ослики, трактора, собаки, капустные, чесночные и картофельные грядки.

9 ноября вернули «Херцу» машину и разлетелись в разные стороны.