|
«В путешествии по таким краям как Древняя Ликия обычный прокатный автомобиль становится Машиной Времени. От современных уютных отелей и оборудованных пляжей — до античных городов и мест с первозданной красотой…»
За окном уже глубокая сибирская осень, ночью уже минус, а я хочу вспомнить наше небольшое путешествие по жаркой Турции, в бархатный сезон в середине сентября. Еще весной начали искать варианты, куда поехать с детьми в этом году. Перебрали много — от Таиланда до Испании, смотрели Хорватию. Но все не то. То не сезон, то очень дорого, то визы, то нет прямого рейса из Красноярска… Рассматривали даже снова поехать на Кипр или на Крит, как и в прошлом году. Это, что касается путешествия на автомобиле. Турция в этот список не попадала, так как мы все ошибочно считаем ее страной только Олл-инклюзива, забитых до отказа отелей на побережье и массовых экскурсий. «Те же Сочи, только вид сбоку». Мы уже там были два раза, но как же мы ошибались!!!)))
Совершенно случайно наткнулся в интернете на блог семьи фотографов Мазко из Украины. http://mazko.ru/category/turkey/. Их фото с автопутешествия по Ликийскому полуострову меня просто поразили своей красотой. А рассказ об этом резко перевернул мое представление об этой стране, людях и о том, как можно, оказывается, там провести отпуск вдали от толп туристов и навязанных услуг. Хотя бы маленько)). Нашел и несколько других аналогичных отчетов, все взял на заметку. И даже на нашем дроме, среди немногочисленных отчетов по Турции, нашел все-таки кое-что интересное.
Так начал потихоньку вырисовываться маршрут путешествия в нашем любимом формате. То есть обычная турпутевка, в не самый дорогой отель. Первые и последние 2 дня живем в отеле туроператора, «наслаждаемся» маленьким пляжем, где «загорает только верхний слой людей» :). А остальное время берем машину напрокат и едем, куда и когда захотим, смотреть в том числе и то, куда массовый турист просто не доедет. Конечно, учитывая семейное путешествие с маленькими детьми, и немаленькими ценами на топливо, слишком много километров наматывать не стоит. Поэтому на проработку эффективности маршрутов и четкого плана ушло немало времени.
Как бы нам ни хотелось снова посетить Памуккале, от этого варианта пришлось отказаться. Хотя мы не жалеем нисколько. Мы нашли место не менее живописное и таинственное, и совершенно дикое, буквально в нескольких десятках километрах в строну от этого главного экскурсионного маршрута. Изначально была лишь скупая информация из Википедии, но очень интригующая. Отзывов вообще никаких, тем лучше, значит, мы будем первые!:) Так в маршрут попало «марсианское» озеро Салда. К уже запланированным к посещению лучшим пляжам и местам, и местечкам Ликийского полуострова Турции. Еще очень хотелось получше изучить Анталью, и, в частности, посетить только что открывшийся океанариум с настоящими акулами.
Когда все хотелки были учтены, с помощью незаменимого google.maps были разработаны несколько вариантов маршрута. В любом случае, минимум 1000 км. В самый раз за неделю путешествия на колесах с детьми. И много мест увидишь, и не так много времени в дороге. Все еще увлекательно, но пока и не утомительно. В самой дальней точке от базового отеля и одновременно самым красивым пляжем на маршруте был г. Олюдениз, а значит, нужно выделить средства и забронировать там маленький частный мотель на пару ночей. С минимумом комфорта, главное просторно, чисто и с парковкой. В 5 км от «голубой лагуны». Booking.com в помощь, и в тот же час я держу распечатку брони одного из мотельчиков. Критерий выбора прост — соотношение низкой цены и высокого рейтинга отеля на том же букинге.
В итоге наш маршрут простирался от базового отеля в Кемере, изучение Антальи и снова в отель, затем по кольцу через Олюдениз и Фетхие и озеро Салда — снова замыкался в Кемере. Еще пару маршрутов после, уже недалеко от Кемера и без ночевок на стороне. На все про все — должно хватить 6 дней.
Чтобы путешествие было еще более увлекательным и неутомительным, и при этом не слишком дорогим, нужна подходящая машина. Я посчитал, что самым оптимальным вариантом будет дизельный Fiat-Linea, местного производства для местных условий и с итальянскими корнями. Очень символично, не правда ли? Но главное, это очень вместительный седан с огромным 500-литровым трюмом, и приличным просветом. Дизель 1,4 л, 95 л/с с механикой — рецепт очень хорошей экономичности. От 5 л/100 км. По факту, конечно, будут немного другие цифры, но это было ожидаемо.
Такая машина есть почти в 100% крупных прокатных конторах Турции и в большинстве уличных конторок. Самые выгодные и удобные условия, конечно, в интернете. Очень понравилась фирма Turtas. Сайт http://www.antalyarentacar.com/. За исключением неказистого дизайна сайта, в целом все удобно и понятно, цены ниже многих на машины и на детские кресла, без предоплаты с кредитной карты. Машин много, есть хорошие отзывы. Отвечают на запрос тут же и, если все нормально, считайте что бронь ваша. Нужно только уже по приезде в Турцию позвонить им и подтвердить ваши намерения. Все переговоры по электронной почте и на месте только на английском.
С нетерпением ждали начала отпуска, детки каждый день спрашивали «Когда мы поедем на море?», потом вылета в Анталью, прибытия в отель Кемера. Гид в автобусе, как обычно, травил байки про туннели по дороге, всячески пытался отговаривать от проката машин на стороне… Дескать дорого, небезопасно, мы не знаем страну…. А отельный гид был еще более категоричен. Понятно, что это их хлеб, когда турист только сидит и курит бамбук в отеле, и берет экскурсии с завышенным ценником только у них. В итоге, одну большую морскую экскурсию мы взяли, ради детишек и для разнообразия уже перед выездом домой.
Наша команда. Я капитан, как обычно, отвечаю за организацию автопутешествия и фотосъемку, моя верная спутница и штурман, и красавица жена — ответственная за общие вопросы, особенно детские. И конечно, наш любимый непоседливый «младший состав», в машине почти все время спящий и не доставляющий особых хлопот. Вся команда уже была обкатана в нашем прошлом путешествии по Кипру. Ссылка на тот отчет любезно указана дромом в конце отзыва. Еще один необходимый и незаменимый в таких путешествиях помощник — навигатор Garmin c картами Европы, прошел проверку на оценку «хорошо» год назад на Крите в Греции. Главное новшество — это зеркальная камера Canon Eos-600D с объективом 18-55 мм и подаренный друзьями штатив. Раньше была просто мыльница. Уровень качества фотоматериала вырос на порядок, что тоже видно в отчете!))
Время начинать рассказ…))
Панорама пляжа Кемера. Ничего не изменилось... Фото из нашего архива 2011 года.
Кемер с высоты смотровой прямо на главной достопримечательности — башни с часами.
Ухоженная классика! Красавец Жук в цветах турецкого флага на улице Кемера
А это уже два новеньких Nissan-GT-R, и всего по 10 долларов! :) Купил своим пацанам в подарок.
Итак, пятница 13-е!! Наконец-то настало утро оговоренного дня (Кстати, пятница 13-е). В 10:00 должны пригнать нашу машину. Позвонили с ресепшн минут на 40 раньше, сразу после завтрака. Спускаюсь вниз, вижу улыбающегося турка и рядом нашу машину — никаких подмен, как и договаривались, дизельный Fiat-Linea Multijet. Цвет самый популярный — белый, а вот комплектация — почти максимальная! Повезло! Есть даже туманки и управление музыкой на руле. Неплохо для относительно бюджетной прокатной машины. Пробег 83 100 км, год, по-моему, 2010-й. Состояние хорошее, машину помыли и почистили салон. Только детские сиденья, как обычно, старые и неудобные. Зато в багажнике полноценная запаска, домкрат с ключом и «набор гаишника». Не хватало только компрессора. Зато красивый номер 07 ELY 25. На крышке багажника подписал договор, страховку, отдал оговоренную сумму. И все, бегу с ключиками за своими, и в путь!
Линеа (машина, которая слева на фото) с 7 литрами топлива в баке уже стоит на парковке под балконом нашего номера и ждет.
Наше путешествие начинается от входа в наш отель!
Быстренько обжили салон Фиата навигатором, картами, буклетами, очками и т.д….
Общий вид маршрута на карте Турции и в сравнении с уже покоренными островами Крит (Греция) и Кипр.
Большая часть маршрута пришлась по достопримечательностям и просто красивым местам Ликийского полуострова и немного в сторону.
Маршрут № 1. Аквариум Антальи и парк Караалиоглу и обратно в Кемер.
Фактический пробег 105 км.
Итак, мы поехали! Направление — Анталья, главная цель — Аквариум! Тут же заправляюсь на выезде из Кемера на европейской заправке BP. Здесь и далее все расчеты производил банковской картой, что очень удобно, нет необходимости возить с собой местную валюту и прикидывать в уме курс. Топливо везде указано в лирах. В основном это газ, 2 вида бензина (аналоги наших 92 и 95) и солярка (motorin). Последний, как правило, дешевле обоих бензинов. Неудобство на заправке одно — нужно каждый раз вынимать ключ зажигания и открывать им крышку. Но за меня это всегда делали заправщики. А на последующих заправках в Petrol Ofisi еще и успевали помыть лобовое стекло совершенно бесплатно. С полным баком (45 литров) отправляемся дальше. Проезжаем туннели (1 км, 300 м и еще 1 км) и в первый раз никто нам не предлагает закрыть глаза, загадать желание, проверить карманы…, никто не лечит байками про неверных жен турецких султанов и т.д.….))) Своя линия!!!)))
Тоннель Altan Ayag, 970 м — один из трех, прорытых здесь за последние годы.
Ну и, конечно, первое впечатление от дорог на основных направлениях — они просто отличные! Ровные, широкие, чистые, везде разметка, указатели, светофоры, все понятно. Никто не лихачит, самые быстрые машины здесь — это вечно спешащие переполненные туристические автобусы. Увидел такой в зеркале — лучше подвинуться из левого ряда. Жандармы встречаются довольно часто, но просто так редко останавливают. Нас ни разу не заметили за все 1000 км.)) А еще очень много строится новых дорог. На скальнике, на асфальте и на современной технике тут не экономят. Там где проходят работы, дорогу сужают гибкими пластиковыми столбиками, вкрученными в асфальт. Зазевался немного — не страшно, машина останется целой. Ночью везде есть отражатели.
Первая остановка — большой кемпинг с галечным пляжем, не доезжая примерно километр до порта Антальи. Нам очень хотелось поскорее попасть в аквариум, но вид этого красивого пляжа с дороги, и где почти никого нет, заставил нас свернуть и немного освежиться и позагорать. А до Антальи уже и рукой подать.
Пляж с видом на горы и черепаший остров. Днем в пятницу тут малолюдно.
Зато в выходные Анталийцы с удовольствием отдыхают тут всеми семьями.
И вот мы на парковке перед Анталийским аквариумом. Это большое красивое сооружение не заметить нельзя!
Внутри тоже все очень впечатляет. Разве что посещение аттракциона SnowWorld на нас сибиряков никакого впечатления не произвело. Это скорее для папуасов, которые зимы, снега и горок никогда не видели. зато освежает так, что после него выбежали на балкон погреться)). Зато дальше были аквариумы и их многочисленные обитатели. И на нас, как на людей неизбалованных такими местами, это уже произвело совсем другое впечатление. Здорово, одним словом! И содержание, и особенно оформление. Небольшая экскурсия по аквариуму, где снимать со вспышкой, к сожалению, запрещено:
Это уже Египетская тема и обитатели Красного моря.
Старенький Mini Cooper теперь стал домом для рыбок)).
Так же как и этот бомбардировщик времен второй мировой….
Но особенно популярна и органична здесь все-таки тема затонувших кораблей.
Аквариум только открылся, поэтому акулы в тоннелях здесь пока только маленькие и средние и не страшные, но быстро растут, привыкают…
Тоннели, конечно, смотрятся очень эффектно!
Мы немного устали, поэтому скоро уже и на выход.
Удовольствие это оказалось недешевое, вместе со снежной комнатой на четверых 363,6 лиры (около 6 тыс. руб.), так же рассчитался картой. Но аквариум очень понравился, как взрослым, так и младшему составу, на память о нем еще останутся фоторамочка и игрушки-акулы, которые продаются прямо на выходе. В общей сложности, пробыли мы тут часа 3. Дальше мы хотели поехать в центр Антальи, посмотреть знаменитые ворота Адриана и остановиться в самом большом и красивом парке Антальи Караалиоглу.
В центре очень узкие дороги, потому что здесь Главный — его величество Анталийский трамвай, совсем не похожий на те, что бегают у нас.
Но главная проблема — совершенно некуда припарковать машину, нашли один единственный пятачок. Где бесплатно можно стоять только первые 15 минут, дальше тут же выпишут чек. Что с нами и произошло было.Но нас быстро простили и отпустили с миром)). Больше свободных мест не было нигде. Так что мы снова, как и 5 лет назад, увидели эти самые ворота только из окна машины….
Ворота Адриана. Главное украшение исторического центра Антальи. Фото из окна туристического автобуса во время экскурсии в 2008 г.
Как только выбрались из центра — улицы Антальи стали сразу гораздо свободнее.
Так мы добрались до Парка Караалиоглу. Оставили машину на платной стоянке за 3 лиры и пошли гулять и отдыхать.
Парк расположен на высоком берегу, с него открывается очень красивый вид, но, к сожалению, было очень жарко и зной (под 40) не давал разглядеть что-либо дальше города и задержаться надолго. Зато в тенистых аллеях парка с фонтанами было очень уютно. Пробыли мы тут пару часов.
…. А Маше — фотосессию :) Главное — не перепутать!)))
Нашел и к чему придраться — небольшие лужицы на дороге после поливки разделительных клумб. И все!))
За первый день к машине привык быстро. Первое впечатление — в салоне места всем много, управляется здорово, и тяговитый экономичный дизельный двигатель.
Маршрут № 2. Пляж Капуташ — античный город и пляж Патара — Олюдениз.
Фактический пробег 275 км.
Сегодня нам предстоит длинный и извилистый маршрут, включающий в себя 2 красивых пляжа из категории «для тех, кто знает», то есть ни в коем случае не для массового туриста. А также несколько прибрежных городков «как с картинки». К сожалению никак не вписывалось по времени посещение древнего города Дэмре (Мира), очень популярной экскурсии. Но, сегодня у нас не экскурсионный день — и точка.)))
Блондинка в белом на белой машине на фоне гор, тоже белых))
От Кемера до Кумлуджы в окнах машины с правой стороны то и дело вырисовывались величественные горы, одну из смотровых не могли пропустить.
Вот так нас встречает овощная и, в частности, помидорная столица Турции — город Кумлуджа.
Выращивание овощей в теплицах круглый год — основное занятее местного населения. Туризмом тут и не пахнет. Только несколько магазинов с пляжными причиндалами и сувенирами напоминают, что мы все-таки в Турции.
На центральном перекрестке уже целый овощной салат)))
В другом городке, Финике, прослеживается уже другая тематика — апельсины.
А также кувшины, большие и маленькие…
«Welcome» или в нашем случае уже, до свидания, Финике!
Городки небольшие, чистенькие, никакого движения и, как видите, чистенько и уютно. И что самое удивительное — это совсем другая Турция, естественная, не испорченная туриндустрией. Началась она здесь и продолжается дальше до самого города Фетхие. Туристов вроде нас очень мало. Это радует. С другой стороны, сервис уже не так развит, и дороги не такие широкие… Местная продукция на дорогах практически не встречается, нужно ехать на специальный рынок, как для своих.
Типичный турецкий тарантас по дороге между Финике и Кашем.
Дорога петляет, повторяя под копирку береговую линию, скорость немного упала, но Linea на то и линия — повороты пишет как по линейке.
Через 2,5 часа и 146 км добрались до г. Каша, это уже начало так называемой Европейской Турции. Здесь живут на ПМЖ, или часто отдыхают в основном немцы и англичане, русские здесь гости нечастые.
Каш во всей красе открывается вот с этой смотровой перед въездом в город.
А также береговая линия и многочисленные острова, видны даже греческие.
«Бедный родственник» с неокрашенными ручками и зеркалами на этой же смотровой.
Городок Каш фактически проехали по объездной. Судя по растерявшемуся навигатору, дорогу построили совсем недавно.
Дорожное покрытие здесь очень необычное — белый щебень. А битум используется лишь как промежуточный слой. Получилось очень хорошо с точки зрения сцепления, но довольно шумно. А на счет долговечности не берусь сказать. Но трафик здесь небольшой, а климат щадящий, дороги должно хватить надолго.
На море в это время штормило, это немного подпортило настроение. Так как через несколько минут мы уже припарковались прямо на обочине дороги возле спуска к маленькому красивому пляжу Капуташ. Тут тоже шел капитальный ремонт дороги, где мы воочию увидели, как турки кладут асфальт, вернее формируют дорожное покрытие слой за слоем. А еще была машина скорой помощи, и МЧС, предупреждавшая о шторме и опасности купания. Обидно, ведь место очень красивое.
Но немногочисленный народ купался и загорал, несмотря на волны. Мы тоже решили спуститься вниз и попробовать. Как минимум, освежиться.
Внизу волны казались еще сильнее но, зато, как эффектно они смотрятся в таком цвете воды!!
Искупались только мы, младший состав только помочил ноги и поехали дальше в следующий европейский город Калкан. Это уже не маленький типично европейский городок, без навигатора можно и заблудиться.
До него сначала резкий спуск вниз, а обратно, соответственно, круто вверх.
Еще через несколько минут, мы уже едем к главной цели нашего сегодняшнего маршрута — Патаре. Сначала это обычная турецкая деревушка и минимум предложений для туристов….
Затем дорогу преграждает будка КПП и шлагбаум, и после оплаты проезда (взрослые 10 лир, дети до 3 лет бесплатно) мы попадаем в Патару Античную.
Руины, а также прекрасно сохранившееся ворота и амфитеатры, находятся буквально на обочинах этой дорожки. Впечатляет!
Но мы едем на пляж, не останавливаясь.
И только потом парковка машин и деревянная дорожка до центра пляжа.
А здесь нас ждало еще одно разочарование — шквальный ветер, сносивший все пляжно-купальные причиндалы, а песок везде и всюду при таком ветре не оставлял надежды на фруктовый пикник прямо на берегу.
Волны тоже были приличные, но тут очень мелко, перед самым берегом волны разбиваются о песчаную косу и купаться относительно безопасно даже детям. Только вода мутная.
Если бы не погода, пляж наверняка произвел бы неизгладимое впечатление. Несколько километров песчаного пляжа и минимум отдыхающих!
Шезлонги и зонтики сгруппированы только возле одного единственного пляжного кафе, где мы переждали ветер и перекусили.
Пообщавшись с местным населением, сделал вывод, что такая погода в Патаре явление обычное, но может, благодаря ему, это довольно дикое, но очень красивое место и сохранилось в своем первозданном виде. Что ж, может, когда-нибудь в следующий раз нам повезет чуть больше. А пока есть время побольше посмотреть Патару античную на обратном пути.
На парковке стоял «эксклюзивный» внедорожник Desoto, бывший военный, на гражданке теперь развлекает туристов в Джип-Сафари.
Считается, что город Патара основан в 5 веке до н.э. и основал его сын Аполлона, Патарус. Благодаря своему местонахождению и удобному коммуникационному сообщению, древняя Патара была портовым городом Ксанфоса и самым большим портом Ликии. Именно в Патаре был возведен храм Аполлона, который являлся вторым по значимости после Дельфов. Патара была частью империи Александра Великого, после смерти которого город использовался в качестве морской судоверфи. Изначально Патара была под господством египетских птолемейцев, после этого Патарой правил сирийский король Антиох III, а затем город находился под властью римлян. Некоторое время в городе жил император Адриан со своей супругой. Во времена правления Римской империи Патара была важным портовым и торговым центром. А в 4 веке до н.э. в городе родился ребенок, ставший в будущем епископом Миры, Святой Николай.
Патара утратила свою значимость как важнейший порт после того, как обмелел лиман. Ведь суда не могли заходить в Патару. В настоящее время основная часть порта города находится под землей, поэтому представить, как именно выглядела древняя Патара, довольно сложно. При раскопках была обнаружена трехстворчатая триумфальная арка Меттиджус Модестус. Скорее всего, арка являлась входными воротами в Патару и была названа в честь римского губернатора Ликии в 100 годах до н.э. Сохранился до наших времен театр, построенный во 2-ом веке н.э., хотя большая его часть находится под землей, а также храм (2 век н.э.), который построен в Коринфском стиле. В южной части храма находятся бани Веспасиана. Во время раскопок также была найдена другая баня, небольшой водоем вблизи театра, а к северо-западу от театра был найден пшеничный амбар Хадриан и византийская базилика. В восточной части находится городской некрополь, а в западной — триумфальная арка, а также множество ликийских гробниц и саркофагов.
Давно хотел полазить по настоящему античному и безлюдному театру, посидеть на его «трибунах», словно всматриваясь,
что где-то внизу сейчас идет античное шоу или бой гладиаторов…
Эти ворота - та самая визитная карточка всей Патары. А идея проложить маленькую дорожку к пляжу прямо здесь же — просто гениальная! Проезжая мимо них их из современной Патары в Античную и обратно…. Ну точно машина времени!
Не хватает только эффектного появления сферы с пассажиром как в «Терминаторе»…)))
Дорога от Патары до Олюдениза около 80 км. И чуть больше часа. Снова белые горы… а на обочинах снова обычная не туристическая и не европейская Турция, то есть никого!
Какое-то оживление наблюдается только в районе перекрестка автострад на Фетхие и Денизли с Антальей. Нам зеленый и мы уже почти на месте!
Конечной точкой маршрута был небольшой мотель CandleLight в Верхнем Олюденизе, забронированный на букинге на две ночи. Нашли его по точным координатам, вбитым в навигатор, очень удобно! Несмотря на то, что бронировал я его больше месяца назад, владелец и администратор в одном лице нас уже ждал. В отеле 90% англичане, русские у него мы чуть ли не первые. Даже место на парковке на 3 машины было свободно. Номер достался самый обычный с двумя комнатами, мини-кухней, балконом, но без телевизора, да он тут и не нужен. Рано утром мы уже поедем в главную достопримечательность этих мест пляж Голубая лагуна. Названную исключительно за непередаваемый цвет воды в бухте, в чем вы сейчас и убедитесь.))))
Маршрут № 3. Голубая лагуна — г. Фетхие и обратно в Олюдениз.
Фактический пробег 65 км.
Забронированный на двое суток, а фактически на 2 ночи мотель позволил немного отдохнуть от длительных поездок и провести время исключительно в этих красивых местах. Главная изюминка которых это одноименный пляж Олюдениза или, как его чаще называют, Blue Lagoon, Голубая лагуна. Цвет воды при виде сверху, и правда, непередаваемый. Но это позже. Сначала сам пляж. И так как мы едем сразу с утра — есть все шансы занять самое козырное место — на самом краю косы, где чище всего и красивый вид на сосновый бор прямо с шезлонга. Сам пляж совсем рядом от прибрежной части Олюдениза, основная его часть расположена в 5 км выше в горах.
Зачем прокатной машине большой объем багажника? Чтобы не сдувать и надувать лишний раз весь наш пляжный арсенал)))
Выезд с маленькой парковки нашего мотеля Cande Light.
Вход на пляж Голубая Лагуна, до наших мест еще топать пешком минут 5.
В воскресное утро народу очень мало, мы были одними их самых первых.
Чем ближе к полудню — тем ярче и насыщенней становился цвет морской воды в этой лагуне.
Наш водный транспорт. Только для самых маленьких.
Голубая лагуна — отличное место для захватывающих полетов с высоких окружающих гор на парапланах, их тут очень много!
Типичный Олюденизовский ресторан, тема моря и местного цвета воды здесь везде.
После отличного обеда в этом замечательном ресторанчике (вкусные, щедрые блюда — это вообще отдельная тема, одна из самых приятных фишек самостоятельного отдыха), мы поехали полюбоваться на лагуну со смотровых площадок извилистого и узкого серпантина, ведущего в горы. До сих пор вспоминаю, как Маша вцепилась в дверную ручку…))) Сначала все было хорошо, но чем выше уходила дорога, тем она становилась опаснее. Ограждений никаких нет, повороты и уклон — очень крутые… Хороший способ пощекотать себе нервы и одновременно насладиться пейзажем — прямо как на полете с параплана))).
С первых же смотровых площадок видно, какого непередаваемого цвета вода в этой лагуне.
А вот такая дорожка ведет еще выше, шириной в полторы машины, по самому краю пропасти…. Ух!!!
Отличное местечко полюбоваться панорамой прямо из машины, в тенечке, на высоте около 380 метров над уровнем моря. Выше подниматься было уже страшно-….-вато)), да и дорога уходила в строну. Здесь мы и развернулись. Очень, очень аккуратно))).
За этим, ничем не огражденным поворотом обратно вниз, обрыв прямо в море, высотой более 300 метров.
Чуть ниже, на отметке метров в 200 с небольшим, пожалуй, самый живописный вид — с частью прибрежного курорта.
Машина с кузовом седан — это и дополнительные сюжеты для красивых фото))).
После нашей высокой фотосесии с видом на лагуну, пока дети спят, отправляемся смотреть город Фетхие — самую западную и самую отдаленную точку нашего путешествия, это совсем рядом с Олюденизом.
Город довольно большой, есть на что посмотреть, и во что поиграть, особенно в районе набережной.
Макет, на котором турецкий спецназ отрабатывает освобождение заложников с кораблей))).
А вот такие красивее деревья, не без помощи местных оформителей, растут вдоль набережной Фетхие.
Так мы добрались до самого центра набережной, на что указывает настоящий якорь, какого-то очень большого корабля из прошлого.
Фетхие нам очень понравился, может, потому, что мы посмотрели только его самую красивую часть, а может, он и весь такой. В любом случае, здорово посмотреть довольно большой город, неизбалованный туристами. Был бы у нас в запасе еще один день. Обязательно съездили и в местную достопримечательность — черепаший пляж, с настоящими черепахами в одной из бухт, но туда лучше всего отправляться на кораблике или катере. К вечеру мы вернулись в наш маленький мотель, чтобы завтра прямо с утра отправиться в еще более дальнюю дорогу и в самое живописное и необычное место всего нашего маршрута.
Маршрут № 4. Озеро Салда — обратно в Кемер.
Фактический пробег 387 км.
В этот день мы поехали в такое место, где, рискну предположить, не то что были очень немногие, многие просто не слышали. Даже путеводители по Турции о нем молчат, словно о каком-то засекреченном месте. Толп туристов здесь точно никогда не было и, наверное, не будет. Тем притягательнее оно для нас. Мы планировали посетить его буквально проездом в Памуккале, но нам там так понравилось, что мы решили остаться там до вечера, и уже потом возвращаться домой.
Дорога к озеру запомнилась большим строительством новых полос, а на уже построенных дорогах можно ехать спокойно со средней скоростью более 100 км/час. На одном из прямых ровных широких участков даже разогнал фиатик до 150 км/час, единожды. И то только потому, что некоторые местные носятся здесь с такой же скоростью. Больше на этой машинке ехать и не нужно, и незачем. И совсем не хотелось нарваться на полицаев с радаром.
Но полицаев тут нет, на обочинах только местные фермеры продают овощи и фрукты. Один из арбузов мы взяли здесь на пробу, оказался совсем не сладким, как хотелось.
Мини рынок прямо на обочине дороги. Здесь только обычные жители, никто не понимает английский. Цену показывают на калькуляторе в лирах, такой арбуз стоил здесь сущие копейки.
Типичная турецкая семья в типичном турецком автомобиле. Не все могут позволить себе новую машину, поэтому лелеют то, что есть
Дорога скоростная, с плавными затяжными поворотами и небольшим перепадом высот. Симпатичные пейзажи прилагаются.
И вот уже подъезжаем к городу Ешилова с тем самым озером на заднем плане.
В интернете об этом месте очень мало информации. Например, следующая небольшая противоречивая заметка: Озеро Салда в Средиземноморском регионе Турции является одним из двух мест на Земле, чья горная структура сходна с горными структурами Марса, как по химическому составу, так и по очертаниям рельефа.
Это важнейший археологический памятник и туристический центр страны. Британский телеканал ВВС в 2000 году снял документальный фильм об озере Салда. (Но мы так ничего и не нашли про этот фильм в интернете, даже на официальном сайте ВВС). Белоснежный пляж привлек внимание ученых, поскольку он напоминает изображения поверхности Марса. (Где они видели белоснежные пляжи на Марсе???). Профессор Майк Рассел из университета Глазго в Шотландии и группа возглавляемых им ученых приехал в район Ешилова в 1996 году, чтобы провести исследование почвы вокруг озера. Через четыре года работы (я так полагаю, первые три они просто отдыхали и пили Эфес) ученые пришли к выводу, что белоснежные скалы, в химический состав которых входит магний, подобны горным образованиям, обнаруженным на Марсе (…а может и не только Эфес….). По данным исследователей, на нашей планете существует всего два подобных места: в Турции и в северной Канаде.
«Магний и магнезит — вещества, которые обнаружены и на Марсе, и в озере Салда. Если в озеро положить какой-либо предмет, то через некоторое время он покроется белым налетом (да, это так: через некоторое время после купания, мы все были в белом налете). Это говорит о том, что озеро все еще производит магнезит», — говорит мэр Ешиловы Nuri Özbek.
Но туристов в нем привлекает не только это. Воды озера, которое находится в четырех километрах от Ешиловы в провинции Бурдур, настолько прозрачны, что могут поспорить за звание самых чистых в мире. Благодаря магнию, входящему в состав озерных вод, песок на пляже белоснежный и никогда не бывает очень горячим (соглашусь со всем, кроме туристов, их тут просто не было никого в тот день кроме нас).
Озеро Салда — самое глубокое в Турции. Его глубина достигает 184 метров. Укрытое среди гор Торос, озеро находится на высоте 193 метра над уровнем моря (мы купались на пляже где очень мелко, а там где глинистый берег, можно увязнуть сразу же). Само озеро имеет вулканическое происхождение, а его вода, благодаря химическому составу, слегка светится ночью (Эх надо было остаться здесь на ночь…)).
Благодаря высокому содержанию магния и глины, вода озера оказывает терапевтический эффект (конечно же, мы измазались этой белой вязкой глиной, ждем эффект))).
Проехав по дороге вдоль южного и западных берегов озера уперлись в одноименную деревушку Салда.
Потом развернулись и свернули вот на такую дорожку с вывеской. Так мы попали на дикий пляж.
Но дорога быстро кончилась, и по едва угадывавшейся колее от колес каких-то наших предшественников…
По мягкому белому грунту, где запросто можно было засадить машину, добрались, таки до берега озера.
Так я проверил внедорожные способности Линии. Эта пузотерка вполне хорошо вела себя на таком «бездорожье». Даже ни разу не забуксовав, только несколько раз чиркнув брюхом и краем бампера о мягкий грунт. Мысли о том, что придется, если что, искать бежать лопату, а то и трактор, быстро улетучились))).
Где нет абсолютно никого и ничего, и тишина.
Наша команда в полном составе.
Чистая вода только до того момента пока не увязнешь в белой глине на дне, глубина очень обманчива
Береговая линия в этом месте постоянно меняется, достаточно неудачно наступить или присесть)).
А если хочется оборудованного белоснежного пляжа с удобным входом, то в этом месте въезд уже платный.
Но оно того стоит!!! Такая красотища!
По такому покрытию очень комфортно ходить, мягко, но не проваливаешься, приятно тепло, но не обжигает как песок.
Водичка теплая, погода отличная, что еще нужно, только побольше времени. Тут мы провели несколько удивительных часов, и можем смело заявить, что это было самое красивое место, которое мы когда-либо видели! Затем мы отправились в одну из двух небольших таверн на берегу озера перекусить, и можно уже отправляться в путь домой! За все это время только еще две семьи отдыхающих и все!
Наша довольная семья покидает Салду.
Не зря, в общем, мы пожертвовали поездкой в Памуккале. Мы с Машей там уже были 5 лет назад, но из-за ограничений по времени экскурсии и 45-градусной жары, часть интересных мест там не посмотрели, А ведь было на что, кроме травертин. Так что, если кто захочет поехать туда самостоятельно, запланируйте еще один лишний день или хотя бы полдня и на это наше марсианское озеро.
Античный город Хиераполис рядом с травертинами Памуккале. Фото из архива 2008г.
Турки не везде бережно относятся к природе. Вот так масштабно идет добыча мрамора и гранитного камня.
Обратная дорога также проходила по турецкому захолустью сквозь деревушки и виляя возле каждого холмика или речки. Так было до пересечения с федеральной трассой, где дорога тут же стала современным многополосным шоссе.
А уже через несколько километров выходим на федеральную в сторону Антальи.
Ехать одно удовольствие, но за несколько километров до первых пригородов Антальи начался очень затяжной спуск и очень крутой. Снижение было как на самолете, за 10 километров непрерывного спуска спустились почти на километр высоты над уровнем моря. Ушки закладывало. Представляю, что подъем был бы еще тяжелее.
Нескончаемый спуск перед Антальей.
Подъехав к этой смотровой площадке, увидели привычную картину — куча автобусов и толпы туристов. Чистый кадр удалось сделать только когда все расселись в последний автобус.
Автобус с русскими туристами никак не хотел уезжать отсюда. Оказывается, все смотрели на нас и ждали, когда мы, наконец, сядем на свои места в автобус!)))) Но нет, спасибо, мы сегодня своей линией!)))
Маршрут № 5. Античный город и пляж Олимпоси обратно в Кемер.
Фактический пробег 94 км.
Что особенного в дороге: Довольно крутой и затяжной спуск в Чиралы, а потом, наоборот, подъем. Дорога очень узкая и одни закрытые повороты. По самой Чиралы по дорогам разгуливает всяческая живность типа куриц. Еще много кактусов, и если неудачно припарковаться, можно проколоть колесо))).
Соревнование автобусников на фоне горы Тахталы, с вершиной в облаках в этот день.
Кстати, довольно любопытная экскурсия на подъемнике на эту гору, Турки хвастаются, что это самая длинная канатная дорога в Европе. Так ли это, не знаю, но съездить стоит, самим или экскурсией на худой конец, как мы уже сделали два года назад. Поэтому сейчас спокойно проезжаем мимо, дальше в Олимпос, вернее, сначала в деревню Чиралы.
Канатная дорога до Тахталы. Экскурсия из Кириша. Фото из нашего архива 2011 года
Панорама берега моря с пляжем Олимпос с вершины горы Тахталы. Фото из нашего архива 2011 года.
Сразу становится ясно, почему здесь не бывает массового туриста — резкий спуск вниз с многочисленными закрытыми растительностью серпантинами.
Деревушка Чиралы утопает в растительности, здесь только маленькие частные отели.
… но главное это безлюдный длинный и широкий пляж.
Песочница здесь не такая большая, как на пляже Патара)).
Детишки, как всегда, не вылезают из воды.
Ближе к собственно пляжу Олимпос, появляются прибрежные таверны, и облагороженные территории пляжа для своих клиентов.
А вот и собственно пляж Олимпос. Здесь уже довольно много отдыхающих.
Потому, что сразу за поворотом находится южный вход в античный Олимпос.
Есть еще и Второй вход на Олимпос — официальный. Цена билета в обоих случаях одинаковая 5 лир со взрослого человека, детям нашего возраста бесплатно.
Что мы знали и слышали про это место:
Точно известно только, что уже во II веке до н. э. город чеканил собственную монету, а Страбон описывал его как один из шести важнейших городов Ликии, имевший три голоса на совете федерации. Легенды рассказывают, что главным божеством города был Гефест (Вулкан при римлянах) — бог огня и кузнецов, уроженец этих самых мест. После краткого господства киликийских пиратов в I веке н. э. город попадает под власть Рима и быстро становится одним из центров распространения христианства. В XI-XII веках н. э. Олимпос становится торговым центром венецианцев и генуэзцев, но после вторжения осман в XV столетии был почти полностью покинут людьми.
Самые хорошо заметные памятники на этом достаточно замусоренном туристами участке — обширные византийско-генуэзские укрепления, внутри которых можно обнаружить две ликийские могилы, часть стены древнего причала и аркады бывшего склада; а чуть восточнее — византийскую церковь и опоры давно исчезнувшего моста через ручей. А чуть в глубине, под сенью небольшого леса, можно увидеть сильно разрушенный театр. Самые интересные памятники сохранились на северном берегу речки — мраморный дверной проем, встроенный в стену из тесаного камня (надписи на фундаменте стоявшей здесь когда-то статуи датируют комплекс 172-175 годами нашей эры), византийская вилла с мозаичными полами и небольшим мавзолеем, а также византийский акведук, который подавал воду от источников выше по склону прямо к центру города.
От города на самом деле мало что осталось…
Речка давно превратилась в болото… но очертания набережной на обоих берегах угадываются.
Так же как и очертания некоторых строений, и при определенной доле воображения в голове можно нарисовать всю картинку целиком…
Но турки молодцы, что сохраняют хотя бы то, что есть и еще и деньги на этом делают.
Больше мы ничего стоящего из перечисленного выше, не увидели.
И пошли обратно к выходу, перекусить в одной из таверн, еще раз покупаться.
И обратно домой! Тучи над Тахталы расступились и гора была во всей красе!
Обратный подъем по крутому серпантину вынудил заехать на заправку раньше. Но они есть только как правило, на основных трассах. В деревеньках их нет, это нужно учитывать.
С десяток светофоров в одну сторону, но нет сомнений, что нам — зеленый!))
Вечерняя поездка-прогулка по Кемеру по возвращении.
Маршрут № 6. Античный город и бухта Фаселис, шопинг в Анталье и обратно в Кемер.
Фактический пробег 151 км.
Находиться всего в нескольких километрах от такого места как Фаселис и не съездить туда мы просто не могли, поэтому свой последний день аренды машины посвятили ему, и не зря! Действительно прекрасное место, гораздо интереснее и ярче вчерашнего Олимпоса. А уже после обеда в отеле снова прокатиться в Анталью, в примеченные ранее Аутлеты недалеко от аквариума.
Фазелис в Турции — один из самых древнейших ликийских городов, примерная дата его основания V век до н.э. В разное время находился под властью совсем не похожих друг на друга государств и империй. В Фазелисе можно увидеть и проследить историю основания и падения древних и таинственных цивилизаций.
На территории современной Турции сохранились развалины множества античных городов, основные из них: хранитель одного из чудес света - город Эфес, самый древний курорт на земле - Хиерасполис в Памуккале в Турции, ушедший под воду Симена (Кекова), загадочный город Сиде, и, конечно же, совершенно особенный город Турции — Фазелис.
Покровительницей города считалась Афина, богиня мудрости и войны. Развалины храма Афины до сих пор сохранились в Фазелисе в Турции, по легенде именно в этом храме находилось копье Ахиллеса.
Еще одним важнейшим местом поклонения древних жителей города Фазелиса в Турции был храм бога торговли Гермеса. Ведь в древние времена Фазелис был оживленным торговым центром, здесь изготавливали самые лучшие духи и ароматические масла.
В далекие времена ликийский город Фазелис (ныне Турция) считался крупным поселением и имел три морские гавани — Восточную, Среднюю и Южную. Около Северного порта Фазелиса в Турции располагается некрополь, где сохранилось множество древних захоронений. Одна из легенд утверждает, что именно здесь похоронен Александр Македонский. Неплохо сохранились остатки античного акведука, второго по величине после акведука города Аспедоса в Турции, по которому из водохранилища, расположенного в верхней части Фазелиса, доставлялась пресная вода.
В Верхнем Фазелисе сохранились развалины этого водохранилища, оно представляет собой подземный резервуар, тайна постройки которого до сих пор не разгадана. Водохранилище тщательно охранялось, для его защиты были возведены специальные укрепления.Южный порт города служил военным целям, там сохранились руины мощной крепости, возведенной на высоком утесе, остатки дозорной башни производят грандиозное впечатление.
Через весь город проходил довольно широкий мощеный проспект, шириной примерно 20 м, остатки которого сохранились до сегодняшних дней. В западном конце проспекта находятся ворота Адриана, красивейшее сооружение. А по краям проспекта виднеются развалины торговых лавочек, бань, гимназий. А чуть подальше руины античного амфитеатра, с верхней точки которого открывается потрясающий вид на Фазелис с его тремя гаванями. Город находится в красивейшем сосновом бору, почти из каждой точки города сквозь сосновые ветки можно увидеть море. Незабываемые впечатления оставляют руины древнейших цивилизаций, скрывающиеся в густой растительности.
Наше знакомство с Фазелисом началось с будки с кассой и шлагбаумом. 8 лир с человека, дети вроде как опять бесплатно. Стоит заметить, что билет на 3 лиры дороже, чем в Олимпос, но здесь все намного интереснее. Затем, уже подъезжая к парковке, видим красивый античный акведук, самую узнаваемую часть города. Такое изящное и одновременно мощное сооружение. За столько лет не разрушилось, удивительно, учитывая плотно растущие со всем сторон сосны. Смотрится все это очень необычно сегодня. Мы приехали рано, поэтому успели сделать много чистых фотографий до того как подъехали туристические автобусы и яхты с экскурсиями.
Парковка находится буквально под стенами города, роль которых выполняет это акведук.
Он очень длинный, арок много, несколько изгибов в профиль и никого рядом — раздолье для фоторакурсов.
В соседней красивой бухте можно искупаться, так же как это делали тысячи лет назад. На фото наши современные соотечественники в поисках лучшего ракурса)))) .
по которой, свернув в сторону, сквозь руины…
попадаем в красивый античный театр.
Так, когда-то давно люди семьями и ходили сюда.
После театра можно увидеть остатки гимназии, а также торговых лавочек .
А улица продолжается дальше до следующей бухты — гавани, где и сегодня причаливают корабли, но уже на экскурсии.
Самая большая бухта Фазелиса. Раньше здесь была гавань.
Возвращаемся обратно по той же самой улице
до приглянувшейся нам маленькой бухты
и часик другой, покупаться там, смыть с себя античную пыль дорог)) Водичка, как всегд,а отличная.
Самый длинный пляж Антальи и, может, всей Турции — Коньяльти. Умещает в себя в час пик всех жителей с туристами))).
Аутлет Erasta — здесь есть, что выбрать на всю семью и по очень симпатичным ценам.
Небольшая фото остановка в вечернем Бельдиби маленьком пригороде Кемера.
Наша совсем немного уставшая за 6 дней, но довольная команда на финише маршрута.
Закат нашего небольшого автопутешествия (вид с балкона).
Символический маршрут № 7. Прибраться в машине на окраине Кемера.
Пробег до «промзоны» Кемера и обратно 3 км. Для уборки хватило одной влажной и сухой тряпки и бутылки с водой. С ковриков было вытряхнуто кроме мусора еще и напоминание о тех местах, где мы побывали. От песка Патары и гальки Олимпоса, до белой глины Озера Салда и сосновых иголок Фазелиса :). Машина чистенькая, в машине чистенько. Даже нигде ни разу не шоркнутая случайно (страховка страховкой, но лучше не доводить до нее). С технической точки зрения тоже вообще без замечаний. Можно сдавать с чистой совестью.
Что и было сделано в течение следующего часа.
Время подвести итоги автопутешествия:
Итого пробег по маршрутам за 6 дней: 1080,0 км.
Всего заправлено и израсходовано топлива: 72,0 литра.
Средний расход топлива на всем маршруте: 6,67 л/100 км.
Затраты на дизельное топливо (Motorin) на АЗС в разных местах:
1) 13.09.2013. BP Tesileri Kemer/Antalya. 37 литров. 172,75 TL. Цена 4,67 TL/литр.
2) 16.09.2013. Petrol Ofisi Fethiye. 20 литров. 93,00TL. Цена 4,65 TL/литр.
3) 17.09.2013. Petrol Ofisi Antalya. 10 литров. 45,80TL. Цена 4,58 TL/литр.
4) 18.09.2013. Petrol Ofisi Kemer. 5 литров. 23,00TL. Цена 4,60 TL/литр.
Итого: 334,55 Туркиш Лирас. Средняя цена за литр моторина 4,65 TL.
Чтобы понять, сколько это получилось в рублях, после расчета Сберовскими банковскими картами, читаю смски. Сколько было на счету — сколько осталось после расчета.
1) 2 861,84 руб. за 37 литров.
2) 1 531,71 руб. за 20 литров.
3) 755,74 руб. за 10 литров.
4) 378,71 руб. за 5 литров.
Итого: 5 528,00 руб. Средняя цена за литр дизеля в рублях получилась 76,78 руб. По нашим меркам, конечно, очень дорого, и ненамного дороже, чем в среднем по Европе.
Стоимость аренды этой машины по интернету 31 евро в сутки, плюс 3 евро в сутки за каждое детское кресло. И еще 5 евро за доставку машины к отелю (причем аж из Антальи). Итого 227 евро. Со всеми страховками (Почти ровно 10 тыс. руб. по тому курсу). Если сравнить с ценой проката машин в Кемере в уличных конторках вперемешку с экскурсиями и хамамами, то там бы я отдал раза в два больше. А если с торгом до победного (а это тоже приветствуется), то всего лишь в полтора :). Есть машины и подешевле, тоже местной сборки, но совсем уж деревянные и маломощные Renault-Symbol,Hyundai-Era и Fiat-Albea. Есть и современные европейские машины, но цена выше, чем на того же класса местной сборки. Так что выбор Fiat-Linea diesel на механике, в интернете – был самый, самый оптимальный.
Сдав машину, наш отдых продолжили еще 3 дня, но это уже, как говорится, не то…. Пришло время поехать на купленную нами экскурсию на пиратский корабль Barbossa.
Путеводители, рекламные и отельные буклеты кричат, что это самый большой пиратский корабль на всем Средиземном море.
Всех детей сразу определили в младший состав пиратской команды.
В порту Антальи стоят на причале и не такие гиганты…
И все, все остальные. Народу набилось прилично!
Пульт управления современным пиратским кораблем. Капитан уже держит курс на остров сокровищ.
Сокровища предварительно спрятали даже не на острове, а в закрытой бухте, куда дети и взрослые хлынули всей гурьбой и нашли сундук. Радости не было предела!))
Ну а потом курс лежал на водопад нижний Дюден, который мы уже видели 5 лет назад, но с другого ракурса.
Водопад Дюден. Смотровая площадка. Фото из нашего архива 2008г.
Кстати, этот водопад можно хорошо увидеть днем, при посадке самолета в аэропорту Антальи.
Нижний Дюден — самый известный водопад Антальи. Знакомство с ним большинство туристов начинают еще с воздуха, т.к. именно в этом месте заходят на посадку самолеты.
Этот водопад является самым большим в мире ниспадающим в море водопадом. Его высота достигает 50-ти метров. Пресные потоки реки, срываясь в распростертые объятия Средиземного моря (вода Средиземного моря одна из самых соленых в мире — 39%), создают сильный шум, разносящийся на километры. Естественно, что к такой роскошной природной достопримечательности организованы экскурсии. Панорама водопадов видна с прилегающей к ним зоны отдыха. Брызги водопадов Дюден образуют красивейшую радугу. Прекрасный вид на них открывается и с моря. Верхний Дюден — Этот водопад, находящийся в 15 км от Антальи, часть национального одноименного парка. Но его мы посетим уже в другой раз.
Пиратский корабль причалил обратно часа в 4. Хотя за такие деньги, что стоит экскурсия, могли покатать и подольше. Еще больше недоумения вызвали (хотя чему удивляться) расценки на пиратские игрушки и фоторамки с нашими фото. Минимум 20 долларов. Более-менее приличные рамочки с логотипом корабля уже от 25.
Та самая бесценная рамочка и фото на память.
И последние наши фото на память об отпуске 2013 в Кемере.
В заключение напишу, отдых нам очень понравился, в этот раз Турция оставила совсем другое впечатление. Мы ведь сами все для этого сделали. Такой формат отпуска с автопутешествием нам вообще очень нравится. Даже там, где казалось бы принято отдыхать совсем по-другому.
Ну, а самое большое разочарование нам принесла авиакомпания UtaAir. И если рейс №5055 из Красноярска прошел на ура, то обратно №5056… В общем, старый самолет 757-200, привет из 90-х, салон грязный, допотопные мониторы не работают вообще. Персонал — хамье, кормили отвратительно, экономили даже на обогреве, мы все немного простыли, ну а пледов хватило далеко не всем. Но больше всего добил тот факт, что они впихнули в средний салон, где летели мы, лишний ряд сидений!!! Это совершенно точно видно на схеме расстановки сидений. Сузив и без того скромное жизненное пространство последних нескольких рядов. Я со своим ростом там так и не смог нормально поместиться. Сами сиденья заменили на узкие и жесткие, с неопускающимися подлокотниками… Короче, полный абзац. В итоге вместо привычных на чартерах аплодисментов при приземлении, была почти полная тишина. Привет экономистам и менеджерам Ютэйра! Вот такая ложка дегтя в бочке турецкого меда. Но к автопутешествию не имеющая никакого отношения.
Всем спасибо за внимание,
Михаил424, г. Красноярск.