|
Идея подобного путешествия сверлила мне мозг довольно давно. Впрочем, все по порядку. В последнее время практически во все путешествия дальше 1000 км мы с супругой отправлялись на Волге. Ну, нравилось нам это дело. Машина простая, надежная, просторная и достаточно тяжелая. Да и «цепляла» она нас обоих чем-то. Может, просто ностальгия по молодости? На дороге предсказуема, в случае чего ремонтопригодная и запчасти в любом сельмаге. Но червь сомнения давно и гнусно точил меня и требовал большего. Видимо, с возрастом становлюсь ленивым и неповоротливым, требуется больше места.
Давно рассматривал тему покупки буса, однако VW Т-4, FORD-Tranzit или аналогичные иномарки отметались сразу, по вполне объективным причинам. Дело в том, что для обычных передвижений по городу или области у меня транспорта вполне достаточно, который полностью отвечает поставленным задачам. Микроавтобус предполагалось использовать ТОЛЬКО для поездок на море и максимум для одной-двух непредвиденных поездок с родственниками куда-либо. Т.е. реально предполагалось использовать машину не более двух-трех раз в год. Работа на ней не планируется в принципе. Следовательно, покупать машину стоимостью 300-400 тыс. рублей ради того, чтобы два-три раза в год на ней выехать, пусть и на 10-15 дней... Ну, глупо, по-моему. За меньшую сумму живую иномарку просто не найти, а покупать хлам и потом в итоге вбухать в него те же деньги... Я вроде бы пока здоров.
Сначала я рассматривал покупку RAFа (СССРовского, а не Тойоты), во-первых, машина простая «как три копейки», а значит, и ремонтопригодная, во-вторых, достаточно объемная, вполне себе скоростная, для неё 100-110 не предел, в-третьих, это один из самых мягких на ходу бусов, аналогов которому нет, ну и ностальгия, конечно, все мы родом из СССР. Попадались по фото вроде бы живые экземпляры, но при ближайшем рассмотрении оказывался все тот же хлам. Если же машина была в более-менее приличном состоянии, стоимость её стремилась в «космические дали», что, естественно, меня не вдохновляло. Единственный RAF-2203 в приличном виде и за адекватные деньги попался мне в Сочи, я даже посмотреть его успел, но пока я раздумывал, кстати, совсем недолго, несколько дней всего, утянули из-под носа. Таким образом, пребывая в унынии, я уже думал, что в отпуск мы с супругой на «новой» машине не поедем, как совершенно случайно на глаза попалась мне ОНА.
Естественно, не новая, 2001 год, но при ближайшем рассмотрении все оказалось не так критично. Самое главное, двигатель (карб. 406) масло не расходовал совсем, мост не выл, КПП не «вылетала» и не гудела. Кузов на раме не болтался, да и сам кузов был на удивление не гнилой. Бывший хозяин, еще более древний дед, чем я, купил её после года работы на маршруте, с целью перевозки сена своим козам. Сиречь, как «хозяйку». Кстати сказать, сено я из неё выметал довольно долго. Последнее время здоровье его стало подводить, возраст есть возраст, и он её продал. Правое переднее крыло было поменяно и «веником» покрашено, видимо, когда-то машинешке досталось, но не смертельно. Ну и символическая цена, что тоже немаловажно.
Времени до отпуска оставалось катастрофически мало, ибо пепелац мне достался в конце июня, а ехать планировалось в первых числах августа, и переносить дату выезда даже не предполагалось. Это свято, а на святое ни супруга ни я не посягнем! Кроме этого работа. Куда ж без неё? Тем не менее, поменял заднюю резину, старая была вполне приличной, но зимней, что меня, естественно, не устраивало, поставил музыку, поменял сиденья, ибо стояли «доски» от маршрутки, а мне нужно было, чтобы сиденья были нормальные и раскладывались, чтобы в машине можно было нормально ночевать (иначе зачем вообще бус?)
В результате получилось 11 мест, хотя машина была категории «В». Но в правах у меня категорий достаточно, поэтому сложностей возникнуть не должно было. Забегая вперед, скажу, что так и произошло. Никому нафик не нужны были лишние сидушки. Проверил, прошприцевал ходовку, поменял один (не работал) стеклоподъемник двери, врезал часы от Ваз-2106, они внятно ставятся в эту панель между магнитолой и дефлектором, ну, естественно, рация, ручник отрегулировал, передние колодки поменял, выкинул к хренам «колдун» задних тормозов, зад стал четко брать. И по мелочи — навигатор, регистратор, розетки под зарядки и холодильник. Планировал «облить» сверху краской, но времени уже не было. Решил, будет время — вымажу чем-нибудь, а пока то, что обшарпанная, даже лучше — типа режим «стелсс». Меньше будет привлекать внимания гайцов. Молодых девчонок мне не завлекать (бабка ноги и все остальное вырвет), а «понтов» я лишен начисто. Прошло уже это время.
Наконец, наступил август. Предварительно прокатившись на небольшое расстояние пару раз — километров 300 в одну сторону, пришел к выводу: машина дойдет свободно!
Приступили к сборам — дело знакомое и отработанное, однако сразу бросилось в глаза — машина полупустая! Места несравнимо больше, и есть где реально разгуляться! Для всего нашлось свое место. Даже супруга, которая сначала скептически относилась к приобретению, была приятно удивлена.
Как уже давно сложилось по нашей традиции — выехали рано утром часов в пять.
Некрашенные двери немного напрягали первое время, а потом плюнул — кому какое дело?
Главное не гнилые и стекол нет, меньше будут нос совать кому не надо!
Первый пункт нашего путешествия был х. Дивногорье. Прочитали про него здесь, на Дроме, и «возмутились»: как это так? Все практически по пути, а мы там ни разу не были! Непорядок! Срочно нужно исправить.
Маршрут проложен — поехали. Помнится, писал уже — для нас с супругой отдых начинается с момента, как мы угнездились в салоне. Поэтому не спешим и глазеем по сторонам. И таки — да! Есть на что посмотреть!
Наша страна красива и необъятна! И это совсем рядом — Воронежская область, а мы зачастую проезжаем мимо.
Прибыли в хутор. Кругом указатели, промахнуться сложно. Да и китайский «сусанин» на этот раз хорошо выполнил свою работу.
Чуть дальше площадка. Есть где поставить машину. Место оборудовано под туристов, все необходимое есть.
Собственно сами Дивы ну и «инфраструктура». Кафе и торговые точки по продаже сувениров и прочего. Надо сказать — сувениров очень много. Более того, встречаются реально креативные вещи. Рекламой заниматься не буду, кому интересно — приедут и увидят. Кстати, цены вполне вменяемые.
Есть кафе, весьма приличное. С голоду умереть не дадут.
Это не хутор, он дальше на фото, эти лубочные домики имеют только одну задачу — содрать с вас денюжку. Т.е это все магазины по продаже сувениров. А также художественных и не очень ценностей.
Собственно, место очень интересное. Экскурсию нужно брать обязательно, иначе в церковь, выдолбленную в горе, просто не попасть, билеты проверяют. Да и без церкви много чего познавательного расскажут. Правда, взойти на гору в жару в +36-38 градусов — тот еще экстрим! Зато когда заходишь в церковь — в которой круглый год +8 — ни с чем несравнимое удовольствие. На дверях сурьёзная контроллер. Просочиться не получится!
Вот кому точно в +36 привычно.
Ну и несколько фото для общего представления.
Вся информация есть в интернете, но, пока сам не увидишь, не ощутишь величие природы. В общем, на наш взгляд, оно того стоит.
Лестница к церкви. 200 ступеней вверх, потом отдых и еще 100 с чем-то, уже до самого верха. Дальше считать не осилил. Говорят, есть поверье: если сосчитать ступени вверх и потом вниз, и их количество совпадет — сбудется желание. К концу экскурсии было одно желание — выжить!
Народ карабкается! Некоторые пытаются изобразить бодрость. Впрочем, подобные променады полезны для здоровья.
Зато — вот:
Ну, реально же красиво! Аж дух захватывает от простора!
Вид открывается замечательный. Только ради этого можно сюда приехать.
Реально билеты, по-моему, рублей по 200. Нам скидка, т.к. мы с супругой уже пенсионеры.
Собственно экскурсовод и экскурсия:
Внутри церкви. Главное — прохлада!
После экскурсии мы продолжили свое движение к морю. По пути у нас намечалось еще одно интересное посещение. Но всему свое время.
Преимущество буса. Бесплатно встали на АЗС, сходили в душ, нормально выспались. Те, кто ночует в рядом стоящих седанах (а таковых как оказалось много), могут нам только позавидовать. Мы спим, нормально вытянувшись на ровных сиденьях. Впереди еще целый год, машина будет еще модернизироваться, благо руки растут откуда надо, но уже и эта первая поездка показала — выбор сделан в правильном направлении. Как минимум 1200-1500 рублей за гостиницу сэкономили. В целом за дорогу сэкономили тысяч восемь. Думаю, вполне неплохо! Нет, можно конечно спать и в обычной легковой машине, разложив сиденья. Что и делали соседи. Экономия на гостинице налицо. Однако сон должен быть полноценным. Скрючившись на короткой площадке, выспаться невозможно. Площадка под сон должна быть не менее 180 см в длину. У меня почти 2 метра. Кроме этого, любому человеку необходимо иногда уединяться, ну просто переодеться или пардон, поменять белье. При наличии гостиницы с этим нет проблем, а вот при таком способе ночевки, как у соседей, некоторые вещи приходится делать, либо скрючившись на сиденье, либо вообще около машины, что, думаю, комфорта не добавляет. У нас в этом плане проблем нет. Практически отдельная комната. О том, что у нас в машине газовая плита, посуда, холодильник и умывальник, даже не говорю, это само собой разумеется
Немного отъехали от АЗС до лесополосы и завтрак. Все по-походному. У некоторых может возникнуть вопрос, почему на всех фото стоя? Нет, мебель туристическая есть, конечно. Просто уже насиделись и хочется сменить положение, только и всего.
Вот эти минуты мы с супругой больше всего любим.
Раннее утро:
Одно сильно напрягает — все же много откровенных свиней (ну, нет у меня другого слова для вас, неуважаемые «коллеги») среди тех, кто едет к морю.
Такое, увы, почти повсеместно в придорожной лесопосадке:
Хотя контейнер для мусора реально в 20 метрах от этой помойки:
Неужели сложно взять с собой пакеты для мусора и собирать все туда, а потом просто выбросить в контейнер? Ведь сами же потом в этом свинарнике останавливаемся! У нас с супругой еще с конца 20-го века привычка, возить с собой лопатку, и тогда мы просто закапывали мусор. Сейчас полно контейнеров ТБО по дороге, знаки стоят о них оповещающие. Закапывать за собой нет нужды. Что за необходимость, гадить себе под ноги?
Однако утренний туалет и завтрак позади, и мы двигаемся дальше по М4. Платки проходим по транспондеру. Удобно. На удивление, Лосево прошли почти свободно. Было небольшое затруднение, но не стояли ни минуты. Просто немного замедлились.
Далее на нашем пути Каменск-Шахтинский. Здесь уже успевший стать знаменитым музей СССР! Он в «программе» наших посещений.
Тут есть на что посмотреть, тем более он прямо на дороге. Никуда не нужно заезжать.
Есть все. От мотоколяски СЗД до правительственного ЗиЛа. От наручных часов и советских фотоаппаратов до холодильников того времени. Причем все рабочее и в большинстве случаев (99,9%) в идеальном состоянии.
Знаменитый КВН-49 с линзой, куда заливалась дистиллированная вода. Один из первых советских телевизоров. Даже я, уже достаточно поросший мохом времени, его уже не захватил. В моем детстве уже превалировали Чайки, Березки и Авроры.
Газ — М-1.
Аппарат газ-воды действующий! У администрации музея покупаем с супругой два «трюльника» по 20 рублей каждый. Ностальгия. Что поделать!
Знаменитый Тембр. У старшего брата такой был. В конце семидесятых в начале восьмидесятых это было супер крутой маг. В музее есть и более древние экземпляры электроники. Больше всего удивляет, что все это действует!
Все экспонаты действующие. Часы тикают, телевизоры работают, приемники принимают.
Мечта любого советского мальчишки. Однако почему на этой модели стоит Д-6? Д-5 должен быть! Вот здесь Д-6 был бы к месту! На Риге уже он стоял!
На ЗаЗ 965 я тоже усмотрел руль от Москвича. Не комильфо. Впрочем, это пожалуй единственные несоответствия, что бросились в глаза. В основном все аутентично.
Оказывается, это тоже ИЖ. Сроду не знал… Выпускался после ИЖ-49.
Поностальгировали — можно ехать дальше.
Программа минимум по маршруту «туда» была выполнена, теперь до места. На море.
Маршрут давно известный, спокойно, не торопясь, 90-100 км/ч, мы двигались в сторону Шаумяна. Удивительно, но факт остается фактом. В дорогу я с собой легкомысленно не взял радар-детектор. Понадеялся на то, что Газелька все же микроавтобус, особо на ней не разгонишься, да и я сам не сторонник гонок. Тем не менее, решение оказалось неверным! Три «письма счастья» — одно туда и два оттуда. Несколько удивило меня то, что за 4500 км поездки все «письма счастья» были исключительно из Курской области и реальное превышение на 4-5 км/ч. Т.е., если по деревне 60, я ехал 82-84 км/ч, как свидетельствует Постановление. Хотя прекрасно помню, везде сбрасывал «до меньшее 80». Или спидометр подбрехивает, или... Главное, только Курская область. Удивительно. Ну да Бог с ними. Три раза по 250 рублёв не великие деньги, оплатили уже.
Прошли Адыгею и ночевать остановились на вершине Шаумянского перевала. Заморачиваться ужином особо не стали, сходили в кафе там же, вполне, кстати, сносно, и по цене и по качеству. Разложили сиденья, помылись и спать. Надо сказать, за дорогу мы вообще ни разу не готовили. Только кофе и бутерброды по утрам и иногда чай с теми же бутербродами вечером. Обед всегда в кафе. Вечером меня посетила мысль, как оборудовать в Газельке душ. Место, где установить бак с подогревом, есть, электронасос и шланг с лейкой... Делов-то. Приеду, сотворю. Там есть возможность и отдельную кабинку для душа сделать. Утром все,как обычно, мордомойство, кофе и в путь. Все же сила привычки сильно влияет на поведение. Никогда ничего не буду и не могу делать, пока утром не помою морду лица и не выпью кофе.
Часов в 11 утра мы были уже в «Береге». Хозяйка (что очень удивило) нас узнала. С прошлого года ничего не поменялось. Так же 250 руб. с человека... и все. Отдали 5000 за 10 дней.
Место нашли на противоположной (относительно прошлого года) стороне поляны. Здесь неожиданно выяснилась одна интересная вещь. Оказывается, не только мы так консервативны, как минимум насчитали 7 или 8 экипажей прошлого года! Встали рядом с семьей со Ставрополья. Позже познакомились и подружились. Виктор и Люба приехали «на машине моей мечты» на RAFе. Они были на нем и в прошлом году, более того, я пытался даже его у него в прошлом году выменять или купить. При более близком знакомстве выяснилось, что это в принципе невозможно.
Смотровая площадка под Туапсе. Здесь мы останавливаемся каждый год. Увы, сила привычки. В этом году значительно чище.
Все же это далеко не Крым. Зелени несравнимо больше. Да и горы на горы похожи.
Прибыли. Обосновались.
Шашлычок.
Первый вечер.
Виктор с Любой и РАФик.
Кемпинг.
Я, по-моему, в прошлом году писал уже, тем не менее повторюсь: за рекой (Аше) есть еще один кемпинг — Астра. Удивительно, но при гораздо худших природных условиях (деревьев почти нет, камни) там с туристов берут 250 руб. с человека + 100 руб. за палатку + 100 руб. за машину. То есть, если в «Береге» за двоих мы платим 500 руб. в сутки, там бы пришлось платить 700. С чем связано — непонятно. Пытался у проживающих там выяснить, так внятного ответа и не получил. Более того. Многие были удивлены, что у нас при прочих равных на 200 руб. в сутки дешевле. Подходил, интересовался у сдающих жилье в поселке, 350 руб. с человека — вполне реально. Есть номера и по такой цене. С душем и прочими удобствами.
В Крым не поехали в этом году принципиально. И дело совсем не в том, что туда дальше. Для нас это неважно. Просто, проанализировав ситуацию, пришли к выводу — при прочих равных это + 5000 руб. переправа. А оно нам надо? Вот мост достроят, может тогда и поедем. К тому же, в начале девяностых годов теперь уже прошлого века нам пришлось побывать в Крыму. Поехал по работе и предполагал впоследствии остаться отдохнуть. Самые негативные впечатления остались. Не знаю, может, кому-то и нравится, может, просто попали так неудачно. Но не понравилось просто ВСЕ! Природа скудненькая, гор почти нет, растительности мало, и это под Ялтой. Дикие очереди в общепит... Повторю — может, просто не так сошлись звезды, не хочу обижать крымчан, но хватило нас с супругой ровно на один день! Плюнули, собрали манатки и уехали в Солонники, за Лазаревское. Тогда еще паром стоил какие-то копейки. Единственное положительное воспоминание того времени — на переплаве рыбаки торговали селедкой и продали нам замечательную вкусную рыбину, правда жутко дорого по тем временам — за рубль! Она была толстая, жирная и вкуснючая и того стоила. До сих пор у нас с супругой отложилось это воспоминание. В остальном — все значительно ниже среднего.
Подробно описывать отдых нет смысла. Все как обычно. Утром и вечером по часу-полтора море, потом шлялись там, где были и еще не были. Как-то так случилось, мимо нас прошло Мамедово Ущелье. Решили наверстать.
Дольменов на территории Сочи очень много.
Есть даже личные, во дворе, «приватизированные».
Есть откровенно коммерческие «приколы». Обгоревшую от грозы корягу обозвать «деревом желаний»... Ну, как говорится, без комментариев...
В целом же природа замечательна!
Понравилась экскурсия на уазике к верховьям реки Аше. В принципе ничего экстраординарного. Неплохое времяпровождение за небольшие деньги, что-то около 1500 с человека за 3 или 4 часа. Но не могу не отметить положительные моменты. Дядька (водитель) примерно моего возраста, спокойный и рассудительный, не устраивал гонок, не «зикал», спокойно вез, давал возможность все посмотреть и полюбоваться природой, объяснял, показывал, практически проводил экскурсию. Забрал и привез, что называется, «до калитки». В экскурсию входила дегустация домашних вин. Наливали честно, грамм по 30, потом то, что понравилось, покупали. В силу своего противного характера не послушал сомелье и купил одну бутылку чачи, хотя он настаивал — купи две! Да и деньги небольшие. Каюсь — был неправ! Надо было все же брать две. Дело в том, что я совершенно равнодушен к спиртному (а жена тем более) и думал, что для пробы одной бутылочки вполне достаточно, но она оказалась довольно вкусной. Что не понравилось: после экскурсии был концерт и неплохой (все это входило в стоимость), но сама организация мероприятия отвратительна. Выступления артистов были замечательные, но: в небольшом зале набили человек 300. За столами на деревянных лавках сидели, что называется, спина к спине. Деревянные, сбитые из досок столы, видимо, призваны были изобразить подобие ресторана или кафе. Но даже для приличного ресторана кошачья порция картошки фри за 200 рублей — крутовато. Многие зрители в процессе концерта в зале курили. Следовательно — вонь. Я, например, не курю — меня хватило на полконцерта, и остальные выступления я слушал с улицы. Но в целом все прошло довольно интересно.
Наш водитель.
Экскурсии возят не только на Уазиках. Гелики и Тигры тоже в теме. Если посчитать стоимость Гелика, расход топлива Тигра или БТРа... Тем не менее, видимо, экономически выгодно. Ну не будет же хозяин просто так бить по камням машину стоимостью в три ляма?
Народ омолаживается в водопаде. По крайне мере, так гласит легенда.
Супруга посмотрела и решила — не стоит, ей и в её возрасте неплохо.
Не забывали мы и про рынок и магазины. Шопинг тоже входил в «программу» развлечений.
Супруга в своей стихии...
Рынок в Лазаревском.
Просто гуляли.
Питались в основном в кафе.
Одно неудобство — жарко. Основная еда холодное пиво и ледяная окрошка. Ничего в общем-то оригинального. Главное достоинство — ни одной знакомой рожи!!!! По окончании оплаченных 10 дней выдвинулись домой. Перед Шаумяном облака ниже гор.
Путь лежал в Саратовскую область к родственникам. Плюс у меня там намечалось мероприятие — 40 лет окончания школы.
Прошли на удивление спокойно, без пробок и прочих эксцессов. После переправы через Дон по понтонному мосту случилось маленькое происшествие. Прямо на мосту засвистел ремень вентилятора-генератора. Ревизия выявила — заклинил натяжной ролик. Неисправность банальная. Спокойно доехали до Петропавловки примерно километров 20 (дело было около 23 часов), ролик стесывало, конечно, ну и хрен с ним, ему так и так кирдык. Переночевали на АЗС и утром доехали до автомагазина. На удивление, магазин был открыт уже в 8 утра. Приобрели ролик, 335 рублей, и тут же около магазина минут за сорок, не торопясь, я его поменял. Поскольку ремень тер и наполовину стер старый ролик, я думал, что многопрофильный ремень тоже пострадает и уже планировал заодно приобрести новый, однако, на удивление, этого не произошло. Ремень не меняли, и он цел до сих пор. И видимых дефектов на нем нет. Приятная неожиданность. Это единственная поломка за 4500 км. Сказать по правде, я ожидал худшего, и в общем-то был готов к этому. Все же машина, что называется, не первой свежести и после покупки практически сразу в «бой». Одним словом, я доволен Газелькой. Расход топлива на «круг» получился в районе 11 литров на сотню. Этим фактом я тоже был несколько удивлен. Правда, карбюратор стоял новый от продавца еще, а параметры я ему снизил до Волговских. На тягу и динамику это сколько-нибудь заметно не повлияло. Ибо машина под полной нагрузкой в 1,5 тонны не эксплуатируется и не планируется. В перспективе решено всунуть туда Соболевский редуктор з/м, что снизит обороты двигателя при движении на прямой передаче и как следствие расход топлива еще снизится.
В Саратовской области встретились с родственниками, с одноклассниками, в общей сложности на это ушло примерно 4 дня. После этого двинулись домой, в Брянск. Вновь так же не спеша, наслаждаясь окружающей природой.
Мои одноклассники сорок лет спустя.
В Саратовской области подруга жены и моя одноклассница предложила нам посетить источник и купель Святой Параскевы. Предложение было с удовольствием принято.
Тем более что находилось это совсем рядом, примерно в 20 километрах.
Моя одноклассница и подруга супруги. Они не виделись лет 30.
Еще одна загадка. Для меня по крайней мере. Воронежская область, Анна, храм. Купола этой церкви были одно время покрыты золотом, одно время были небесно-голубого цвета. Что сейчас — непонятно. Может, конечно, реставрируют таким образом, но они в таком «колере» не первый год.
Кажется Новомакарово, а может и Листопадовка. Новодел, но симпатичный. Понравилось.
Останавливались на перекус, а как без этого? Пообедали в кафе часов в 12 дня, до вечера вроде бы далековато. Часа в 3 решили перекусить.
Поездка показала — машина стоит своих денег и, главное, выбор сделан правильно. К следующему году, надеюсь, хватит мне времени и сил доработать авто согласно своим мыслям.
Спасибо тем, у кого хватило терпения дочитать до конца.