Там, где нас нет. Рига и Курземское Кольцо на майские праздники 2017 года

08.08.2017 | 9298 просмотров

«Там, где нас нет — горит невиданный рассвет,
Где нас нет — море и рубиновый закат,
Где нас нет — лес, как малахитовый браслет,
Где нас нет — на лебединых островах»

Oxxxymiron

Добрый день, друзья!

Решил поделиться впечатлением от небольшого четырехдневного путешествия в Латвию на вторые майские праздники.

Эта поездка разрушила несколько мифов о Латвии, укоренившихся в массовом (да и чего скрывать, моем тоже) сознании.

Миф №1. В Латвии ненавидят русских.

Миф №2. Юрмала — самое красивое место на Балтийском побережье.

Миф №3. Латвия, это угрюмое г… с нищим народом и отсутствием всяческой инфраструктуры.

Однако один из мифов подтвердился на все 100% — в Латвии очень качественное, дешевое и вкусное пиво!

Вступление

Несмотря на то, что до 21 года я жил в империи под названием СССР, родился и вырос в Питере, посетить Прибалтику удалось только раз. Из трехдневного тура по городам западной части страны я пробыл один день в Вильнюсе ранней весной 1987 года.

Справедливости ради стоит сказать, что тогда мне гораздо больше понравился замечательный и до сих пор очень приятный город Минск.

Но тяга к загадочной области — Прибалтике осталась с детства. Помню, как, сидя на пляже на берегу Финского залива, я, как и всякий пацан, грезил о других берегах. Тех землях, что скрываются за линией горизонта. Тех местах, куда уходили чуть видимые в дымке корабли.

О тех местах — где нас нет…

Но шли годы, страна, в которой я вырос, как-то вдруг исчезла. Выросли границы, а вместе с ними куча заблуждений и стереотипов. Латвия всплывала все эти годы то как дурной анекдот и повод к рефлексии всех мастей, либо как раздражитель для патриотов, с новостями о марше фашистов, или запрете очередного фетиша советского периода.

Если серьезно, ничего достойного внимания о Латвии мы не знали. Позже в КХЛ появилась бодрая, неуступчивая команда «Динамо» Рига. Я немного за них «притапливал», естественно, когда они не играли против ЛОКО.

Шли годы. Мне удалось встроиться и найти себя в этом мире. Работа позволяла много путешествовать по миру, жить иногда по нескольку месяцев за границей и достаточно свободно ездить по Европе и Средиземноморью в отпуска. Но среди калейдоскопа стран, городов Прибалтика по-прежнему оставалась terra incognita.

И вот, наконец, в апреле этого года, ввиду недостатка средств на отдых с доставкой на самолете, мы с женой решили с бюджетом 300 евро на все провести пять дней в прекрасном городе Рига, а заодно исследовать Балтийское побережье.

День первый. 5 мая 2017 года

Москва — Резекне (Латвия)

Из Москвы, прихватив один выходной день, мы выехали по Рижскому шоссе в первой половине дня 5 мая. Погода и дорога были отличные. Километры летели под шорох моих АТишных колес. Настроение было лучше некуда. Немного удивило наличие плотного трафика после Ржева как в попутном направлении, так и навстречу. И хотя места для обгонов было с избытком, после рассказов моего бывшего коллеги об абсолютно пустой дороге, где встречные машины попадаются раз в полчаса, было странно наблюдать действительность.

Совет — не тешьте себя подобными ожиданиями, и дорога покажется легче.

Настроение особенно поднялось, когда, подкатив к границе (до завязки заправленные дешевым, но очень приличного качества дизелем), мы вдруг оказались четвертыми на въезд. В эйфории мы въехали в зону таможни, и … встряли на ней на полтора часа. Оказалось, что выезд с пограничного терминала России блокирован колонной из приблизительно тридцати машин, стоящих прямо на границе. Очень медленно, потихоньку началось движение на латвийской стороне, и мы потянулись следом…

Помню, что минут тридцать мы стояли прямо между двумя пограничными столбами. Ребята из машины впереди сварганили кальян (пикник) на обочине и наслаждались, пуская дым прямо на табличку Евросоюза. :)

Еще через час, мы, наконец, повинуясь указаниям похожей на валькирию латвийской таможенницы, въехали на пост досмотра. Если честно, толком не досматривали ни у нас, ни у них. Вся процедура на каждой границе заняла максимум двадцать минут. Остальное время мы просто ждали…

В итоге на проезд через МАПП Бурачки вечером 5 мая мы потратили ровно четыре часа. :(

Оставалось еще два часа до полуночи и примерно шестьдесят километров до нашего первого ночлега, мотеля Golden Fox неподалеку от городка Rezekne. Мы прибыли туда в темноте, погладили милую, похожую на лисицу собачку Тяпу (талисман этого места). Я выпросил у хозяина пинту пива и, выпив ее прямо во дворе, отправился в номер.

День второй. 6 мая 2017 года

Резекне — Рига

Уже давно заметил, что в первое утро путешествия, даже если накануне весь день провел за рулем, некая неведомая сила поднимает очень рано. Видимо, мозгу не терпится получить новые впечатления, а сил еще много, усталости практически нет, и все на позитиве от предвкушения нескольких свободных дней.

Так получилось и сейчас. Встали очень рано. Я прогулялся вокруг мотеля и, сделав несколько фото, отправился общаться с хозяином, очень интеллигентного вида дядечкой, сильно похожим на моего любимого писателя (кстати, уроженца Риги) Петра Вайля.

Поговорили о его бизнесе, проверках надзорных органов Латвии. За пять лет раз к нему приехал участковый, попросил показать договор на собственность и учредительные документы. Был удивлен, что все в комплекте. Поблагодарил и уехал. Сравните с нашими бюрократами… :)

Однако Александр говорит, что кризис 2014 года сказался и на нем. Упала заполняемость мотеля, ведь он строил дело, рассчитывая на два погранперехода именно из России, то есть на нас с вами. Он оказался очень впечатлен недавним визитом своего коллеги по бизнесу из Суздаля. Сказал, что после этого начал искать варианты открыть второй мотель в России, но высокая конкуренция его отпугнула. Я предложил ему съездить и все посмотреть на месте.

Не стал ругать свою Родину. За границей как отсекает, говорю только о хорошем. Однако намекнул очень аккуратно, чтобы он посмотрел на законодательную базу и учел специфику общения с проверяющими органами. Александр поблагодарил и отправился работать.

А мы отправились дальше. Нас ждала Ганзейско-Шведско-Российская красавица Рига.

По пути мы остановились на стоянке около огромного болота и, поднявшись на вышку, сделанную для туристов, сделали несколько кадров.

В Ригу мы приехали около двух часов дня. Закинули вещи в номер и отправились гулять в центр.

Так как наш отель находился прямо на главной улице Brivibas, нам осталось лишь доехать до центра города на троллейбусе. Решили выйти за несколько остановок до старого города, практически сразу за ВЭФовским мостом.

Первое впечатление — похоже на Питер. Причем в моих любимых местах — Петроградка и Васька. Пройдя немного по шумноватой Brivibas, мы свернули с главной улицы в районе Видземского рынка.

Забрели в небольшое семейное кафе. И там начались чудеса познавания города. Тетушки, сидевшие в кафе, признав в нас русских, с удовольствием общались на великом и могучем. К моему удивлению (как же наивен я был еще две недели назад), в кафе большинство посетителей говорили между собой на русском. Пока пили отличный крепкий кофе, увидели настоящую старуху Шапокляк. Их в течение следующих трех дней мы периодически встречали в городе. Очень скромно, но элегантно одетые старушки, многие с зонтиками — настоящий Рижский стиль. Кстати, и молодые девушки в городе выглядят очень стильно, чуть отличаясь от других мест умеренностью в деталях одежды и макияже, но при этом не превращаясь в немецкое непоймичто… :)

Немного ближе к центру начались более ухоженные районы, напоминающие моей жене Стокгольм.

Решили, что это место достойно отдельного посещения и вышли прямиком к парку у канала. Очень приятное место.

Прямо посреди города. Над Парком обелиск свободы, воздвигнутый в двадцатых годах прошлого века. Жена, уже побывавшая в Риге, рассказала, что три звезды над головой означали три области Латвии, бывшие частью страны до Второй мировой войны. Однако, когда в 1940 году Советы захватили страну, памятник было решено уничтожить. Его удалось отстоять благодаря заступничеству Веры Мухиной — автора знаменитых Рабочего и Колхозницы на ВДНХ.

Интересна трактовка советских властей. Три звезды — это три Советские Прибалтийские республики, бережно поддерживаемые матушкой Россией. Интересно — что курили советские пропагандоны? :)

Ну а дальше мы, пройдя по парку, углубились в старый город. По пути туда уже я рассказывал жене историю Прибалтики.

Придя в этот край, Россия начала проводить ту самую успешную политику, которую она потом развила уже в девятнадцатом веке, получив Финляндию. Регион получил широчайшие полномочия и свободы. Были сохранены большинство прав еще ганзейской (то есть до шведской) эпохи. Плюс ко всему у местной знати появился шикарный социальный лифт. Кто в России не знает таких имен как Бирон, Миних, Барклай де Толли?

Памятник великому полководцу и спасителю России (по версии А.С. Пушкина, но не Мединского) Графу Барклаю де Толли.

На протяжении почти двух столетий Прибалтика переживала своеобразный золотой век, и это время было неразрывно связанно с Россией. Здесь не были так сильны сепаратистские настроения, как в Польше, соответственно и репрессивный аппарат не работал так жестоко. Рига брала лучшее от своего пребывания в составе империи, и уже в конце девятнадцатого века превратилась в один из крупнейших индустриальных центров России наряду с Петербургом, Харьковом, Нижним Новгородом.

Первое автомобильное производство (знаменитый Руссобалт), производство сельскохозяйственного оборудования, крупнейший порт, самая успешная (наряду с Литвой) область реализации Столыпинских реформ.

Но все это закончилось в 1917 году.

Оккупированная немцами Прибалтика не стала, к счастью для населения, территорией, по которой прокатился вихрь гражданской войны. А когда немцы ушли, появилась возможность начать новую эпоху — существование независимого государства. Благодаря историческому укладу, долгому влиянию западноевропейской культуры и традиций, Латвии удалось достаточно быстро стать обычной европейской страной. И это вполне устраивало всех, кроме Сталина.

Не признавая действительности и желая любой ценой воссоздать империю, большевики начали сложные переговоры с набиравшей силы фашистской Германией. И перед началом Второй мировой войны судьба Прибалтики была решена без участия ее народа.

А дальше просто хроника событий:

·                    5 октября 1939 года был подписан договор о взаимопомощи сроком на 10 лет, предусматривавший ввод в Латвию 25-тысячного контингента советских войск.

·                    1 апреля 1940 года в Третьем рейхе были изданы географические карты, на которых территории Эстонии, Латвии и Литвы были обозначены как входящие в Советский Союз.

·                    4 июня 1940 года под видом учений войска Ленинградского, Калининского и Белорусского Особого военных округов были подняты по тревоге и начали выдвижение к границам прибалтийских государств.

·                    14 июня 1940 года советское правительство предъявило ультиматум Литве, а 16 июня — Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал — правительства этих государств обвинялись в грубом нарушении условий ранее заключенных с СССР Договоров о взаимопомощи, и выдвигалось требование сформировать правительства, способные обеспечить выполнение этих договоров, а также допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты.

• 15 июня 1940 года дополнительные контингенты советских войск были введены в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию.
  • До конца июня во всех трёх странах были сформированы дружественные СССР, но не коммунистические правительства.
  • Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций, выпустили политзаключенных и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — единственные избирательные списки, допущенные к выборам.
  • Вновь избранные парламенты уже 21-22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР.
  • 3-6 августа 1940 года, в соответствии с решениями Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза.

Не напоминает ли это Вам своей быстротечностью события весны 2014 года? Если напоминает — извините, никого обидеть не хотел. Очевидно, что был использован шаблон 75-летней давности.

Ну а дальше все, как у всех остальных. Массовые переселения и репрессии, сотни тысяч отправленных в Сибирь, ужас гражданской войны, разделившей народы на лояльных Москве и «лесных братьев». Но при этом очевидный подъем промышленности, некоторые послабления, превратившие к восьмидесятым годам эти земли в практически эталон советского строя. Ну а после развала СССР, уже ответные репрессии против Рижского ОМОНа и представителей советской власти, введение унизительного статуса «неграждан» для почти 40% населения страны (сейчас эта цифра снизилась до 10-12%). Колоссальный отток населения с открытием Евросоюза для работы. И новая тенденция последних трех лет — очередная волна переселенцев из России, в основном представителей среднего класса, образованных ИТ специалистов и людей творческих профессий.

Тех, кому стало душно в обществе, воняющем ладаном пополам с кирзовыми сапогами. Кто устал от чудовищной профнепригодности властей, лицемерия и корыстолюбия силовиков, разрушающей мозг лжи из телевизора и буйного помешательства массы на теме войны.

Ну а мы продолжаем углубляться в очаровательные улочки старого Города. Проходим мимо цеховых домов, примостившихся под сводами могучих соборов.

У каждого свои предпочтения, но лично для меня бродить по улицам средневекового европейского города — одно из самых приятных развлечений. Возможно, сказалось частое посещение Выборга в детстве, а возможно, двухлетний период жизни в сердце Западной Европы и выезды почти каждые выходные в Маастрихт, Утрехт, Ден Бос, Бреду, Антверпен, Гент и Брюгге, Кельн и множество других городов, доступных мне тогда на расстоянии двух часов пути.

Бремен, город побратим Риги, подарил копию знаменитой статуи «Бременские музыканты». Выглядит очень органично, что не удивительно — оба города жемчужины Ганзейского союза.

Наш насыщенный день завершился в мексиканском ресторанчике, где я совершенно случайно встретил своего коллегу с женой. Обсудили город и планы на следующие дни. Ребята рассказали о посещении Юрмалы и узнав, что мы едем гораздо дальше, пожелали нам счастливого пути. Ну а мы еще около часа побродили по узким улочкам старого города и поехали в отель.

День третий. 7 мая 2017 года.

Рига — Юрмала — Колка — Вентспилс — Юркалне

До чего же я люблю такие дни. Дни целиком в дороге. Когда расстояния велики, меня радует находить изменения в пейзажах за окном. Когда же они малы, особое удовольствие доставляет возможность припарковаться в понравившемся месте, погулять и неспешно продолжать кочевать дальше. В этот день наш план не выглядел героическим — около трехсот километров вдоль побережья сначала Рижского залива, а потом и открытой Балтики с заездом в Юрмалу, в национальный парк мыса Котка и город Вентспилс. Конечной точкой мы определили местечко Юркалне с местной достопримечательностью — 20-метровым обрывом, возвышающимся над берегом моря. Там же мы забронировали очень уютный и стильный отель «Pilsbergu Krogs».

Перед выездом из Риги мы посетили один из уютных рынков на левом берегу Даугавы и купили деликатесов из рыбы, нарезку, молока и конечно фантастического рижского хлеба. Именно теперь я понял, что же это такое — Рижский хлеб с тмином. Словами описать сложно! От еды возникает уже подзабытое за годы ощущение, которое я запомнил по парижским ресторанам — эстетического наслаждения.

Короче, как вы уже поняли, вопрос с едой мы решили.

Первой точкой остановки для нас стал известный в народе поселок Юрмала. И первое впечатление оправдало на 100% мои не очень большие ожидания.

Да, местами приятная застройка. Да — хороший пляж. Но ничего действительно уникального я в этом месте не увидел. Распиаренное на весь союз место просто пафосный поселок на берегу моря. Нечто подобное вы можете увидеть, проехав вдоль берега Финского залива от Сестрорецкого Курорта до Зеленогорска. Залив, конечно, не море, но основную идею вы поймете и там без труда.

Думаю, во многом популярность места обеспечили охи и ахи нашей «культурной элиты». Впрочем, что ожидать от Киркорова, Якубовича и им подобных ( кстати, чтобы вспомнить фамилию Якубовича пришлось мне лезть в Гугл — зачет!)? Как говорит один мой друг, этим людям кажется потрясающим любое место, где воздух чуть почище Садового кольца, есть девочки в передничках с пивом и пафосные рестораны. Ни на Белое Море, ни в Хибины эти люди не поедут. Самое противное, что их попсовое мнение формирует общий тренд. А может, так оно и лучше? И закатами на острове Сидоров я могу любоваться в одиночку именно благодаря созданным ими трендам. И проходить ущелья Крита в компании немногочисленных немецких туристов, а не орущих толп (любой национальности).

Наш же путь лежал дальше вдоль побережья. Туда, куда ехал из пригорода Юрмалы ранним утром 15 августа 1990 года Виктор Цой.

«И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать,
Чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу».

К стыду своему, только вернувшись из путешествия, я узнал, что мы проехали в километре от того моста, где оборвалась жизнь Виктора. Говорят, что там стоит памятник. В следующем году постараемся заехать. А впрочем, не стоит коллекционировать места, гораздо лучше коллекционировать ощущения и образ шумящих на морском берегу сосен, которые вдохновляли Виктора.

Я очень люблю Челмужскую косу на Восточном берегу Онеги. Подъезжая к ней за 10 километров, вдоль дороги начинается настоящая красота. Высокий сосновый лес. Разноцветные мхи. Крутобокие валуны. Дюны и болотца.

Так вот, начиная от Юрмалы и до самого Вентспилса (а это около 250 километров), практически без перерыва вдоль дороги царит такая же прекрасная натура. Иногда сосновые леса вдруг раздвигаются, и в открытых просветах становятся видны мерно накатывающие голубые волны.

Мы проехали не более 40 километров и, найдя в дюнах небольшую стоянку для автомашин, почти час провели, гуляя по пляжу с идеально белым песком.

Перекусив, мы продолжили движение и через час парковались на очень Красивой полянке, у входа в Национальный парк «Мыс Колка».

Мыс отделяет Рижский залив и Большую Балтику. Как любое место, где течения сталкиваются друг с другом и с сушей, здесь царит причудливое нагромождение, камней, ниспадающих к морю дюн, выброшенных на берег и подточенных водой деревьев, торчащих из воды валунов.

Когда мы через час вернулись на стоянку, начало уже припекать солнышко, и, купив хорошего кофе, мы долго нежились на скамейке, наблюдая таких же расслабленных туристов вокруг. Было очень мало соотечественников, но уже зная, что «За Юрмалой — жизни нет», мы этому не удивлялись.

Ну а дальше нас ждал Вентспилс, очень интересный город, посетить который мы решили (если все будет нормально) в следующем году и вот почему.

Еще на подъезде он показался мне удивительно чистым. Даже знакомые всем жителям России и СССР микрорайоны, застроенные унылыми пятиэтажками, как-то не вызывали депрессии. Приглядевшись, мы поняли в чем дело.

Дома были идеально покрашены (часто поражая разноцветьем), а вокруг царил идеальный европейский порядок. Велосипедные дорожки змеились вдоль улиц, убегая в дюны и сосновые перелески. В каждом дворе на аккуратных газонах красовались детские площадки такой величины и формы, что этому могут позавидовать центральные парки в других местах. Кстати, подобные площадки начали строить сейчас у нас в Новой Москве, что радует.

Ну а вид центрального пляжа, превращенного в огромную Игровую зону, вообще поразил воображение.

Судите сами…

В центре города расположены:

Пляж, превращенный в детский парк. Сразу за дюнами отличный Аквапарк. Чуть в стороне в лесочке, еще один парк для детей с площадками и велодорожками. В нем же трехкилометровая детская железная дорога с настоящим паровозом. В пакгаузах порта — музей техники, морской музей и планетарий.

Уже потом, пообщавшись с рижанами я узнал, что мэр города решил превратить Вентспилс в лучшее на Балтике место для отдыха с детьми. Так что в результате мы решили минимум одну неделю следующем летом провести семьей в этом чудесном месте.

Ну а завершился этот очень длинный и красивый день в известном ценителям Балтийской натуры местечке Юркалне.

Особенностью побережья в этом районе является высокий (до 20 метров) обрыв, нависающий над берегом. Над обрывом шумит густой сосновый лес, а на не очень широкую полосу песка набегают из открытого моря перламутровые волны.

Как только мы заселились в очень стильный и уютный отель, тут же оделись теплее и пошли на шум прибоя. Ошибиться было невозможно, и уже через 10 минут мы стояли и смотрели на опускающееся к горизонту солнце.

Вечером в уютном номере пили портвейн, слушали Oxxxymiron, и чувствовали себя на Лебединых островах (отсылка к Стругацким) …

День Четвертый. 8 мая 2017 года.

Юркалне — Лиепая — Рига

Утром мы встали рано. Прямо под окнами мерно покачивались тяжелые, темно зеленые ветки елей. Ярко светило солнце. Рокот моря за небольшим лесочком значительно усилился — ветер разгулялся не на шутку. Это обстоятельство, конечно, определило наш дальнейший план. Очень вкусно позавтракав в стильно оформленном ресторане, мы опять пошли в сторону моря и на этот раз прошли довольно далеко вдоль берега. Удивительно дикие и даже кажущиеся безлюдными места. Позже в Риге, когда мы упоминали Юркалне в списке посещенных мест, даже местные делали большие глаза и реагировали так же, как если бы мы рассказывали им о Сибири.

Утром цвета были совершенно другими, и соответственно фото практически тех же мест выглядят иначе.

По пути мы нашли несколько приличных колоний крокусов. Цветов, в честь которых назван наш отель.

Вернувшись с прогулки и собравшись, мы продолжили наш маршрут вдоль моря. Добравшись до Лиепая, мы сильно пожалели о том, что прямо от Юркалне не повернули в сторону Риги, как хотели сначала. Если бы свернули, проехали бы мимо одной из самых значимых достопримечательностей Курземской области, старинного средневекового городка Кулдига.

Вместо этого, полагая, что Лиепая будет похожа на Вентспилс, мы упорно двигались вниз по берегу моря.

Лиепая же разочаровала совершенно. Довольно грязный промышленный город. Узкие улицы и напряженный траффик. Неопрятные и депрессивные люди. Короче, место явно не туристическое и, похоже, не благополучное, даже по меркам Латвии. Фотографий не осталось, так же как и особых воспоминаний.

Обратно до Риги мы доехали по узкой, но очень хорошего качества трассе примерно за 3 часа. И у нас осталось еще время выпить отличного местного пива «Mezpils» в ресторане у ворот старого города.

После ресторана мы пошли в те районы, которые присмотрели накануне, и часа два бродили среди улиц, двойников Питера. Наверное, благодаря тому, что я вырос в похожих местах мне доставляют огромное удовольствие вечерние прогулки по Петроградке, вокруг Софийского собора и на Подiле в Киеве и теперь еще Риге, в районах, застроенных преимущественно в начале ХХ века.

День Пятый. 9 мая 2017 года.

Рига — Москва

Возвращение всегда грустный день. Мы уже успели немного «прикипеть» к Риге. Удивительно, как мало времени нам потребовалось для этого. Наверное, сказалась и общая история, и язык, и то, как знакомо выглядит город и люди. Редко где чувствуешь себя так по-домашнему. Расслабленно, как в Португалии — да. Просто и спокойно, как в Греции — тоже. Но именно в Латвии — как дома.

Еще мне показалось, что я понял латвийцев (причем, как бывших русских, так и коренных). Их главное качество — достоинство. Не путайте с гордостью и надменностью.

Они как-то сразу начинают внимательно тебя разглядывать и, если видят по поведению спокойную уверенность, сразу открываются навстречу. Я понял, как нельзя общаться с ними. Нельзя подкатывать расхлябанной походкой, с кривой ухмылкой и попытками тут же брататься, со словами типа «Командир, тыр-пыр, подскажи ….».

Коммуникативный набор российского уркагана, или некоторые признаки в поведении, сразу вызовет молниеносный игнор. К сожалению, многие наши соотечественники до сих пор оправдывают такие ожидания. Но зато, если ты сам демонстрируешь достоинство, будь уверен — ты никогда не почувствуешь неуважение или презрение. Люди охотно делятся информацией и даже больше, начинают рассказывать о себе и своей жизни. Перед отъездом из Риги у нас было несколько интереснейших разговоров на предприятии, куда жена заехала по делам ее бизнеса.

Общий вывод — за время, прошедшее с распада СССР, страсти улеглись, и нарваться на неадекватное отношение можно в основном только по причине, указанной выше.

Перед границей мы пообедали в небольшой деревне и ближе к трем часам дня уже стояли вторыми перед МАПП (Пыталово).

Быстро пройдя границу, мы углубились в забытые богом (Московским) и чиновниками районы Псковской области. Около 60 километров мы прошли по пыльным грейдерам, а затем, вывернув на трассу в районе Опочки, ускорились в направлении домой. Псковская область очень понравилась лесами, холмами и небольшими речками.

Давно уже хотим съездить в Пушкинские горы. Да и просто стоило бы отправиться в байдарочный поход по этим местам. Было бы только время и лето… :)

Добравшись до Рижского шоссе, мы были ошарашены совершенно зимними пейзажами. Я специально остановился и сделал несколько снимков «зимнего» леса.

Все это было весело ровно до того момента, когда примерно через 150 километров началась настоящая снежная буря.

Это была ночка! — скажу я Вам.

Около 350 километров от Великих Лук до Волоколамска мы ползли со скоростью 50-60 километров в час. В лобовое летели заряды снега. На дороге высота сугробов достигала 20 сантиметров. Все было полностью переметено, и в темноте было совершенно неясно, где кончается дорога. Только благодаря АТшным шинам и полному приводу не улетели в кювет. Машины шли колоннами штук по 15. Любые попытки перестроения могли закончиться вылетом с трассы. Собственно за эти четыре часа мы увидели около 10 машин в кюветах и на обочине.

И только под Москвой снег на дороге уступил место грязевой каше, и появилось освещение.

Итогом стало непопадание на работу на следующий день. При планах приехать в районе 11 вечера, дома мы оказались около четырех часов утра.

Но зато мы провели несколько чудесных дней в стране, где все напоминает дом, но нас там уже нет. Ни государства, ни устоев быта. И поверьте, большинство из живущих там русских не хочет ни назад в СССР, ни в сегодняшнюю Россию. Может быть, если через 10-20 лет наша страна станет достойным примером соседям по условиям жизни и отношению власти к народу, то и ре-интеграция пойдет гораздо легче…

Сам написал и смешно стало. Хотя нет. Стало грустно…

Удачи всем!

Astronom19
правильнее Подол в Киеве
Astronom19
хорошее путешествие вцелом, бюджетно и просто
Спасибо Вам за прекрасный рассказ. Я окунулся в свое далекое детство 88-95 годов, которое прошло рядом с Колкой. А фотографии!!! Дюны, сосны, янтарь, море. Скоро я все это посмотрю сам.

Много политики. Прочитал только начало. Дальше читать не стал.
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

Познавательно

Кемерово-Симферополь
Что за бредовая параллель с 2014?

Кемерово-Симферополь
Неплохая поездка.
Есть хорошие фото.
И унылое количество нытья и политики в тексте.

Хаиткулы Момвлябердыев
Что за бредовая параллель с 2014?
У товарища вообще подгорание.. и ладан и кирзовые сапоги мерещатся
Opel Antara Enjoy+ 2013
KLF

Мне понравился рассказ. И понравилось, что автор выражает свое мнение (и, к слову, не только свое) о внешней политике нашей страны и СССР. Я с ним не согласен во многом, но и сам бывал в Прибалтике и в этом, и в прошлом веке (ха-ха) - отношение к Русским -великолепное, а если кто-то считает, что каждый в Литве (особенно подросток или молодой человек) должен на ваш вопрос на русском языке отвечать по-русски, то это проблема наша, а не прибалтов и уж точно оскорбляться на это не стоит))
Так и прет ненависть ко всему Советскому у человека образование получившего бесплатно в СССР и благодаря этому устроившемуся неплохо ( по заграницам живет месяцами, отдыхает на Средиземноморье, о чем мечтать не может 90% населения, доением которых живут 10%). Вот откуда белоленточники берутся? Почему у них ненависть к Родине и низкопоклонство перед Западом. А я простить не могу, что году в 75 экскурсантам из России продали билеты, а в Домский собор не пустили и в Эстонии в замок не пустили, только со стороны Иван-города посмотрели, хотя все было оплачено. Нашим экскурсии устраивали в те дни, когда все закрыто. Они и тогда националистами были.
Rocky Balboa
Также бросил читать сей опус. Словечки то какие "пррпа******ы". Автор явно перечитался украинской тематики. Насколько мне известно, может я не прав, но Курляндию русский царь тупо купил за вполне физическое серебро. Щачем вы сюда лепите Сталина? Латыши штыками поддержали коммунистический режим, и сами же были поглощены тем демоном, который они взрастили. Все притензии - тому латышу, что на белогвардейской плакате расстреливает русского крестьянина. Погуглите, полезно будет перед следующей поездкой. "Топить" за рижский клуб - это вообще за пределами всякого понимания!
Артем
Очень круто и интересно! Приятно читать =)
Кузнецк
В Грузию езжайте и вы все увидите сами....Как грузины относятся к русским....хотя и "отжали" у них и Абхазию и Осетию. ...Простой народ Грузии с почтением и уважением относятся к гостям ....кем бы они не были по национальности... Прибалты русских гостей....мягко говоря стараются как бы не замечать....Желания ни какого нет посещать эти страны. ...

Хорошая поездка, но ругани в комментах будет... :))

Большинство зданий старой риги, которой так умиляется и гордится местное население, было отстроено или реконструировано после вхождения этих территорий в состав России. Благодаря России эта провинция выбралась из глубокого европейского ануса, где она пребывала до 17 века в статусе скотного двора. И вот спустя 200 лет поди ж ты! Зачирикали о об исключительности и превосходстве над неотесанными русаками. Мы, мол европа...хотя вся их европейскость сродни албанской - тоже вроде как европа...географически:-))) На самом деле народ быдловатый, с гипертрофированным самомнением. Все, что имеют - 200 поддерживалось и культивировалось благодаря России, на которую теперь гадят с истинно европейской благодарностью. Hax...
Самая чистая радость — злорадство
Мой отзыв: Лада Веста 2019
В эту Кур... куляндию ни ногой. Хватило их "гостеприимства" один раз в далеком 1974 году...

отличный отзыв (много интересного про путешествие, прекрасные фото), НО политика и исторический взгляд на вещи... в общем лишнее это.
знаю как товарищи прибалты топливо в пскове точнее в печерах заливали через башмак по горловину... живут они как живут. ни хуже ни лучше других, все жители достойный своей власти вот и все.

Ага...Политика. ... Согласен. ... Как не было к русским уважения так и осталось на том же уровне...Не благодарные же все таки .... В Грузию езжайте и вы все увидите сами....Как грузины относятся к русским....хотя...
был недавно в грузии... молодые грузины по русски нибельмес, зато по англицки норм, поколение тех кто за 40-50 лет да, отлично говорят, добры и гостеприимны.
молодежь живет надеждой уехать на заработки в ЕС, те кто там в ЕС живет, а именно грузины, говорят что не надо принимать Грузию в ЕС, иначе вообще умрет все виноделие, да и погибнет все сельхозхозяйство под натиском стандартов ЕС

Ростовская обл.
Страна интересная, фото отличные, автор-какой то клубок противоречий! Не смотрите телевизор и будет Вам счастье!
Юра
Черский
Латвия - красивая и очень красивая страна. Хороший рассказ, фото вообще, в детство ушел аж...

"Тех, кому стало душно в обществе, воняющем ладаном пополам с кирзовыми сапогами. Кто устал от чудовищной профнепригодности властей, лицемерия и корыстолюбия силовиков, разрушающей мозг лжи из телевизора и буйного помешательства массы на теме войны" - это автор скорее всего себя так видит, несчастным, угнетенным, не имеющим никаких прав скотом, в кирзовых сапогах с нотками ладана...

Путешествие отличное, интересно читать, хорошие фото! Но пожалуйста оставьте политику политикам, а историю историкам. Вы не политик и не историк, так зачем вы об этом пишите? Народ любой страны имеет отношение к политике только через СМИ, а СМИ - это очень мощный инструмент манипулирования умами (о чем прекрасно говорил Йозеф Геббельс). И как показывает практика История тоже прекрасно переписывается любую сторону.

Так что давайте не будем о политике и истории. Вы съездили в другую страну (неважно в какую) - расскажите об этом как путешественник, о местных особенностях, традициях, людях, законах и тд и тп. И это будет интересно и здорово! Без знамен и лозунгов ибо надоело. Спасибо!

Реутов
Отличная поездка, можно использовать как готовую заготовку для маршрута. Спасибо автору! Тем не менее, крайне не согласен с наличием политических выводов и суждений, не для этого Drom!!!

*пишЕте конечно. Спряжения глаголов блин.

Автор, спасибо.
В т.ч. и за политические отсылы.
Автор молодец...
Плюсану
Без политики к сожалению никуда.
Европа загнивает и ненавидит русских только на первом канале и у Киселева
на тех же каналах и Россия цветущая, растущая...
в жизни всё с точностью до наоборот к сожалению
Покатался по Европам несколько отпусков... оторопь брала на сколько всё не соответствует телевизору.
В Прибалтику проехал всю, говорят по-русски все кто старше 30, без проблем позовут официантку которая говорит по-русски.
Гулял по прибалтийским столицам в майке с Путиным... никакого недружелюбия
Жил в отеле в Таллинне где хозяйка бабушка, сильно овер 70...
Сама(!!!!) ведет хозяйство, учет, отчётность сдаёт и прочее и не испытывает никаких сложностей.
я с двумя высшими образованиями с трудом управляюсь отчитываться, согласовывать подписывать и сдавать всякую непонятную дичь
при этом бухгалтера приходится держать... иначе всё...налоговая сожрёт

Волгоград, Москва
Отличное путешествие и интересно написано.

И правильно.
Смотрите лучше телевизор дома.

Красногорск
Спасибо большое за хороший отчет и за интересную информацию!
Забрал Вентспилс к себе копилку "надо съездить".
Моим пацанам будет хорошее развлечение.
Были пару лет назад в Эстонии. Местные жители произвели на нас те же впечатления, что и Латыши на вас.
Очень приятно прочитать, что и на Дроме есть люди, взгляды которых совпадают с моими.
Но я бы так красиво и образно написать не смог.
Интересно читать рассказ человека с походным прошлым.
Особенно порадовало про Хибины и Онегу, про сосны и ущелья.
Столько связано с этими местами!
Удачи вам и новых интересных путешествий!

Путешествие хорошее, маршрут интересный, но отчет отвратненький. Автор многовато, не заметно и прилизанно но таки приврал.
Ну вот, например, из политического пасквильного этюда автора:
- Сначала идет омрачающий Россию посыл - "Однако, когда в 1940 году Советы захватили страну, памятник было решено уничтожить." И тут же далее перечисляя хроники, противоречит сам себе - "До конца июня во всех трёх странах были сформированы дружественные СССР, но не коммунистические правительства.
Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций, выпустили политзаключенных и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — единственные избирательные списки, допущенные к выборам.
3-6 августа 1940 года, в соответствии с решениями Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза"
Опа-на!!! Значит таки сами это сделали. Был значит народт в прнибалтике, который не хотел под фашистов ложится.
Ну да контингент ввели, но опять же согласно Договора с этими странами:)!!!

Да и перед эти мягонько так сбрехал: "Россия овладела остзейскими землями по результатам Северной войны. Так как Рига с начала семнадцатого века принадлежала Швеции, то переход под юрисдикцию России прошел как часть контрибуции."
Так ведь, Россия даже и не воевала с Прибалтикой, а воевала со Швецией (за Шведов выступали еще англы, турки и Гольштейн). Ну а так как КарлXII был разбит под Полтавой (ну не захотели украинцы жить в Швеции:))), то по результатам войны земли перешли к России.
Кстати, обратите внимание, КарлXII вторгся в Россию - в результате Прибалтика оказалась в составе России.
Гитлер угрожал и напал на ССССР - Прибалтика вошла в состав СССР.
Что там сейчас ребята из НАТО в Прибалтике делать собираются?!?!? Господа прибалты, ну расскажите вы ИМ свою историю:))
А то нас всё пытается автор убедить, что русские типа всю жизнь на прибалтов якобы нападают. Автор лучше бы про походы тевтонских орденов вспомнил:))) Или это сейчас не выгодно???

Ээххх, сейчас дежурные тролли на низком старте, типа "S.K.", "shapka1978", "8648672" начнут меня минусячить:)))
А ещё и про Омск должны гадость какую-нибудь выплюнуть. Они всегда так делают, когда ангажированные статейки выходят:)))

Начал автор с сочного вступления, после чего скатился к какому то ему одну известному анализу геополитики 20 и 21 века, в результате чтиво стало не интересным и однобоким.
Адвокат в законе.
Esse quam videri
Мои отзывы: Toyota Camry 2012, Toyota Camry 2002
Домодедово
Overkil
Интересно получается))) мы им города отстроили, а себе не смогли?
В мухосранск опять паленую боярку завезли вредители и в штаны местным нагадили?

alvi2712
Алви зачем тебе минусить? Твоя глупость навиду)) но ты, видимо из-за комплекса собственной неполноценности усиленно себе плюсуешь? А что касается Омска, то да, за язык тебя уже подвешивали, а ты вертелся как поджаренный на сковородке, видимо с ответом за собственные слова у тебя не очень.
Rocky Balboa
Что посеешь, то и пожнёшь...

Aleksandr
Интересно получается))) мы им города отстроили, а себе не смогли?
В мухосранск опять паленую боярку завезли вредители и в штаны местным нагадили?
Нет такого города в России. Не строили его:)))

shapka1978
Не бреши!!!

Не бреши!!!
Ахаха, написал и тут же плюсанул)) Алви вот если бы в тебе было бы поменьше комплексов, то и мир бы тебе казался не таким враждебным))
alvi2712
Я совсем не тролль, просто пытаюсь быть объективным.
Сколько не говори халва, во рту слаще не станет.

Грязь, нищета, разруха и проблемы наши не из-за Обамы и голландских геев, не из-за менталитета, а из-за власти, потерявшей всякие берега, рвущей страну на куски и вытирающей о людей ноги.
И они особенно контрастно эти проблемы выпячиваются на фоне того что говорит телевизор и видят собственные глаза в России и Европе.
Обидно за людей, до зубовного скрежета обидно, что люди вынуждены не жить, а выживать, ежедневно бороться, приспосабливаться и терпеть из-за горстки велеречивых заумников.
Валить я не буду, это моя страна, постараюсь в меру сил пережить, перегрызть, перемолоть этих временщиков и вредителей.
А про Омск я совсем ничего не писал ни разу.

shapka1978
Юноша, это вы занимаетесь тут сбором минусов, а мне это не нужно. Я сам являюсь Человеком Мира, поэтому это ты пишешь глупости про какую-то враждебность. Зачем обижаешь, да?

Я не люблю политику в отчетах об автопутешествиях (неважно, в стиле "крымнаш" или "намкрыш"). Еще хуже, когда авторы обливают помоями "гейропу", потому что ничего о ней не знают, или Россию, потому что считают себя "истинными западниками". Но вот у автора этого отчета мне понравилась относительная сбалансированность позиции. Он не любит Советский Союз, но признает, что именно СССР построил так многое в Прибалтике, понимает, что Российская империя отхватила эти земли военным путем, но хвалит ее политику в новых владениях. Видит преимущества для бизнеса за границей, но не хает Родину перед иностранцами. И родные края (Хибины, Белое море, Онегу) вспоминает с любовью. Это подкупает.

Пожалел, что не заехали в Вентспилс, когда катались по трем Балтийским странам. Хотели, но времени не хватило.

Ахаха, ну ну...

отличная, уютная поездка, Прибалтика красива и достойна посещения,
но вот зачем автор так старался в отчете всю эту политическую лабуду прописывать, не понятно - все насмарку, наверно старался для любителей англо-саксов, или просто сам неудовлетворенный либераст по сути своей,
а если прибалты претендуют на какое-то своё национальное достоинство (про которое тут автор так литературно распинался), то нужно для начала хоть что-то своё иметь, а не распродать всю страну, и теперь делать что скажут
никогда эти прибалтийские страны не были независимыми...всю свою историю чмокали сначала у немцев и поляков, потом у Советов, потом опять у немцев, теперь у пиндосов - рот занят всегда.
да и бодрая и неуступчивая команда Динамо Рига в КХЛ имела приоритетное право появиться намного раньше пердивного Торпедо (ЛОКО), если брать во внимание такой ненавистный автору советский период.

Заповедник Колка - потрясающее место. Километры дюн и чистейшего балтийского мелководья + практически необитаемый край за исключением самого мыса. Кто помнит Пикуля - это тот самый "Моонзунд".
Рижане (и латыши в целом) - замечательный народ, приветливый, небогатый и достойный. Кому за 40 - повально говорят по-русски, молодежь - неплохо ладит с английским. Пиво и кухня - улетные, цены - низкие. Дороги хуже, чем в соседней Эстонии, но в среднем терпимые. Юрмала не понравилась, сливает нашему Зеленогорску , воняет гниющими водорослями и т.д.
По поводу политических пассажей автора: я не считаю Дром правильной площадкой для этого. Я все детство и юность (60-е - 70-е годы) провел в Прибалтике - это всегда были особые, привилегированные республики, где "совок" чувствовался не очень сильно. И, уж до кучи, как не вспомнить самую преданную "большевистскую гвардию" - латышских стрелков?? Кстати, памятник им стоит в Риге. Вешать всех собак на Россию стало трендом, но это - пройдет. Грешили мы много, но не так много, как сейчас стараются доказать прибалтийские политиканы (с народом не путать!!!).
Извините за многобукв))

Интересный рассказ, красивые фото, информативно и без занудства, 5 однозначно. З.Ы. У нас есть и нефть и мозги и газ, товарищи ватники-дело за вами, когда вы изменитесь или исчезните, то к нам потянутся соседние народы, танки не потребуются, и "русский мир" станет привлекателен !!! агрессивностью вы ему только вредите.

JokerSL
Спасибо, читать очень интересно, тем более, что в июле 2014 мы с женой проделали похожий маршрут на авто с велосипедами. Заповедник Колка - потрясающее место. Километры дюн и чистейшего балтийского мелководья...
Согласен. Историю вообще нельзя оценивать однозначно, в любом времени есть свои плюсы и минусы. Нет ужасных наций
Домодедово
JokerSL
В калининграде бывшем кенинсберге ваще до войны совок не чувствовался.... а сейчас там полный абхазиянаш)

77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Такая большая страна как наша не может быть белой и пушистой, это невозможно! слишком большая территория, слишком много ресурсов на этой территории. И никто нас на Западе не ждет с распростертыми объятиями. Да это и нормально, странно если бы нас там ждали. Другое дело, что сила страны с ее экономике. Это поняли уже самые тупые и отсталые папуасы на планете, наверное, но не мы. С экономически сильно страной считаются, заискивают, расшаркиваются. Как бы банально это не звучало, но сила "бабла" не меняется в веках, хоть 19-й, хоть 21-й на дворе. А мы все хотим чтоб нас "любили" беззаветно, бескорыстно... все. Но при этом кричим о какой-то самостоятельности, гордости, самоуважения. А зачем сильным людям любовь окружающих? Дык заставьте лучше себя уважать, считаться с собой. Но для этого нужно перестать ****..болить в экранов Киселев-Тв и реально строить экономику, бороться с коррупцией. Но зачем? Это же трудно, действительно трудно, отказаться от личных сверх благ и полюбить свою Родину, бесплатно, беззаветно. Легче монополизировать все, начиная от выборов и заканчивая телевидением и рассказывать о бумажных достижениях кривого королевства кривых зеркал...
S.K.
И правильно.
Смотрите лучше телевизор дома.
Дружок, вряд ли ты побываешь там, где мне пришлось попутешествовать.

Добрый день,

Перечитал отчет три раза, в поисках русофобии и пропаганды ненависти. У меня не получилось найти ничего существенного, но судя по комментариям у большинства с этим проблем не возникло. Количество "ушибленных" пропагандой растет стремительно, и эта биомасса уже почти затопила интернет... :(
Поэтому:

1. Всех вменяемых людей прошу извинить меня за некоторую политизированность текста, и особенно, за бардак в комментариях. Мне очень не нравятся отчеты по типу: стали, поели, поехали, заправились, поели, покупались, легли спать... История и культура - это неисчерпаемая тема для обсуждения и споров (не оскорблений, а споров).
2. Настоящим патриотам - Пока наша страна не превратилась из Великой империи в бензоколонку, был повод гордиться множеством мудрых решений по интеграции национальных окраин. В результате продуманной политики и окраины и центр получали очень много выгод. Но это время прошло - к концу двадцатого века в результате деятельности властей (всех, начиная от святаго Николая Кровавого и заканчивая Горби), страна растеряла весь свой интеллектуальный и культурный потенциал.
Назовите мне хотя бы одного, признанного миром, великого Россиянина из наших современников (за последние 20-30 лет)?
Что, нет никого?
И в этой пустоте - по сути приговор стране... :(
3. Тем ,кто считает себя патриотами, выбрасывая мусор из машин и оставляя пустые банки из под пива и окурки на детском пляже - начните с малого. Просто перестаньте мусорить и начните убирать за собой. Наведите порядок у себя в головах, потом вокруг дома, потом уже предлагайте свой мир соседям! И научитесь наконец разговаривать с властью (пусть хотя бы с полицейским для начала) не ползая на коленях и лебезя.
Думаете мне приятно было видеть, что даже в бедной и местами депрессивной Латвии, люди уже живут гораздо лучше и спокойнее, а главное гораздо культурнее, чем в России? Что перспектив у грамотного молодого человека там гораздо больше, чем у 90% его сверстников у нас?

А может большинство именно это и "заводит"? То, что у Латвийцев больше шансов зажить по человечески, чем у всех нас? Тогда понятны эти брызги слюней...
Всем удачи!
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012
с таким настроем не надо туда ехать!сиди дома и читай путешествия "бороды"!!!От него "русской духовностью"аж прёт!!!И скрепы там УХ!!!!

отличная поездка

приятно читать автора.
чувствуется воспитанность и образованность в человеке.
искренне горжусь такими соотечественниками.
Прохожий
Думал что читаю отзыв, а попал на политинформацию. Как то сам опус еще можно местами читать, в тех местах где аффтор не примеривает на себя роль критика истории и политического обозревателя, но вот последний комментарий... История и культура это конечно интересная тема, но не через призму политики. И то и другое подлежит обсуждению без призмы политических взглядов и убеждений. А их в данном повествовании гораздо больше чем собственно истории культуры. Что же касаемо великих Россиян, последних 20 -30 лет. Собственно голословное заявление что таких нет, говорит не о скудности российского народа умами, а о скудоумии автора. С ходу можно назвать, не вспоминая ВВП, который обще признано является одним из самых известных и влиятельных людей нашего времени, на ум приходят; Сергей лавров, известнейший дирижер и скрипач Спиваков, певицы Любовь Казарновская и Анна Нетребко, балетные танцоры Цискаридзе, Лиепа. Ученые;Алфёров Жорес, Перельман Григорий, Оганесян Юрий. Ну и длинный ряд спортсменов, мировых и олимписких чемпионов; Карелин, Буре, Попов, исинбаева, и.т.д, и.т.п. Или автор плохо знает современную реальность,или намеренно ее искажает.
Троицк
Последние десять лет каждое лето Прибалтика-Латвия,Эстония. Рига, Юрмала дом родной. Больше смотрите "Время покажет", там вам Шейнин нассыт в уши.
Михаил
Правильно: "на Подолi".
А в остальном автор хорош. Все тонко, но очень четко. Прочитал с удовольствием, со всем согласен.
Молодец!
Радует, что баланс плюсов и минусов, все же, стремится к адеквату.

Eurotrash
Добрый день, Уже начиная с девяти утра судя по комментариям понял, что случайно "разбередил" очень больную тему у патриотов. Перечитал отчет три раза, в поисках русофобии и пропаганды ненависти....
"ушибленных пропагандой", "биомасса" зачем все это автор? Вы во многом правы, этого никто не отрицает. И в комментариях в том числе. Но так же в комментариях нет призывов лобызать портреты президента и криков Россия - самая лучшая страна. В России много проблем, с этим никто не спорит. Меня, например, дико раздражает кучи мусора, которые у нас (Самара) везде, на пляжу, на обочинах дорог, в лесу, в кустах, в овраге. Этого я вообще не понимаю. Гадим там, где живем. При этом чего-то хотим от власти. Да власть такая же как и мы. Это печально. Но положительные сдвиги все же есть, я считаю. На все нужно время.

Обнинск
привет
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Обнинск
Вот текст теперь только по кускам постится, робот пишет "из-за предыдущих нарушений"
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

миха 4WD
Ахаха нормально тебе оставили)) постов...

Вчера прочитал отчёт. Автору спасибо! Мы с супругой тоже любим путешествовать. Побывали много где. И конечно же у нас тоже есть своё мнение о странах, людях, природе, культуре. Однако у меня остался какой-то неприятный осадок от прочитанного. Думал сразу написать свой комментарий, но решил не спешить, прислушаться к себе и упорядочить мысли. И всё же решил написать. Я путешествовал по странам Прибалтики и в Советское время и сейчас иногда там бываю. Во многом прав Автор, особенно, что касается грязи, которую мы сами же и разводим на Родине.
И в отличии от горячо мной любимой Финляндии, после поездки остаётся какое-то ощющение жалости к этим государствам. (Но это моё личное).
Всё что напишу ниже МОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ!
В странах мало что изменилось с времени отделения этих стран от России.
Дороги как были раньше хорошими(кроме Латвии пожалуй), так и остались, как было чисто везде, так и осталось, как было развито сельское хозяйство, текстиль, кондитерка так и остались. Что стали производить нового, хорошего- не знаю, т.к. не видно этой продукции. Разве что молочные продукты в Финляндии вижу. Построили новые торговые и офисные центры. Т.е. всё более-менее существенное производство было построено во времена СССР. Прибалтика превратилась в заповедник Европы, где чисто и уютно, можно недорого отдохнуть. Кстати, что мы с женой это и делали. Вот только те люди во времена СССР (вероятно высококультурные), которые делали вид, что не замечают нас- туристов из Ленинграда и других частей страны и не понимают русский язык (хотя его учили во всех школах в то время), почему-то в настоящее время его вспомнили и стали вдруг приветливыми. Мы были в пансионате в на острове Сааремаа. Номера машин, в основном, Российские. Может быть поэтому быстро вспомнился русский язык и пропала спесь. И это нормально, но что мешало быть такими и раньше? Писать и спорить можно много и долго.
Каждая страна избирает свой путь.
И последнее, пожалуй. Автор! Посмотрите пожалуйста статистику народонаселения в странах Прибалтики и динамику прироста. Количество в Латвии на уровне 1951 года, в Литве-1962 г., Эстонии- 1967. А ведь уже более четверти века прошло с времени приобретения самостийности. Понятно, что много людей было вынуждено покинуть эти страны (поддерживающие либеральные ценности, или думающие так), в том числе из-за дискриминации по этническому признаку. Но четверть века Карл!!! Где прирост населения в этих идеальных, богом избранных странах? Почему молодёжь уезжает? Вот в чем вопрос! Или я чего-то недопонимаю?

Молодые государства, выросшие из СССР унаследовали все советские грехи: чванство, хамство и т.д. Плюс к тому : каждая молодая страна самоутверждается, ищет идентичность и т.д. Наши бывшие "братские народы" делают это так же по-дурацки, как это делаем мы сами в России. Валят памятники, пытаются перекроить историю. Это пройдет, как у детей проходит корь.
Насчет уборки мусора и вообще - личного вклада в улучшение страны - согласен с Вами совершенно!!

JokerSL
Автор, не принимайте Вы так близко к сердцу всю эту муть. "И это пройдет" - сказано у Экклезиаста)). Молодые государства, выросшие из СССР унаследовали все советские грехи: чванство, хамство...
Что-то грустнее все становится день ото дня. Уже начал подумывать об эмиграции - года два три назад даже мысли такие гнал, а теперь накатило... :(
Ну ладно - это уже личное.
Все добра и удачи, и поменьше всяческих ослов на жизненном пути!
P.S. Нужно писать отчет о Греции - там просто чумовые фотки получились, да и тект позитивно - нейтральный. Не думаю, что совеременным людям будет неприятно читать об особенностях Минойской цивилизации. :)

Eurotrash
Спасибо JokerSl (Сергей), Так мы пока и не съездили в Карелию... Но телефон Ваш у меня остался. Что-то грустнее все становится день ото дня. Уже начал подумывать об эмиграции - года два три назад даже...
С такими мыслями и суждениями Вам действительно не место в нынешней России. Сами все понимаете, и перспективы на будущее при нынешних тенденциях легко набросаете. Думающим людям все понятно. Главное - это вырваться из будничных забот и трезво подумать обо всем происходящем. Выбор - очевиден.

А на украинцев Вы в этом контексте тоже внимания не обращайте. Народы-то братские. Реакции ак или иначе схожие. Да и пропаганда примерно в том же ключе работает (нужно лишь имена врагов-злопызателей заменить).

В целом приятно читать, ссылки на достопримечательности интересны. Очень понравились фотографии, захотелось проехать таким маршрутом.
Лишнее это политика, а отношение к другим людям (которые имеют другие взгляды), как к биомассе - это чересчур.
И вот фраза:
" Я понял, как нельзя общаться с ними. Нельзя подкатывать расхлябанной походкой, с кривой ухмылкой и попытками тут же брататься, со словами типа «Командир, тыр-пыр, подскажи ….»."
Скажите, Вы считаете, что с ними так общаться нельзя, а с соотечественниками можно и это будет выглядеть достойным поведением? Возможно из-за этого на Ваш взгляд большинство из тех, кто ездит за границу, именно так себя и ведут.

"Только благодаря АТшным шинам и полному приводу не улетели в кювет. Машины шли колоннами штук по 15. Любые попытки перестроения могли закончиться вылетом с трассы. Собственно за эти четыре часа мы увидели около 10 машин в кюветах и на обочине."
Вряд ли у всех остальных машин в потоке полный привод и подобные покрышки, но они то доехали... Это не намек или что-то подобное, просто призыв ко всем соблюдать ПДД и всё будет в порядке.
Мой отзыв: Nissan Qashqai 2007
Да тут, братцы, изменой Родине попахивает. Тут вишь ладаном и портянками воняет, а там пахнет морем,пивом и колбасой. И чистота и культура - в кирзачах не пойдешь. Статья 58 пункт 1а - измена Родине. Расстрел или 10 лет с конфискацией. И 58-10 - антисоветская агитация. Тоже самое.
В ссср застрял???
P.S ссср специально с маленькой буквы пишу)
Максим Аверин
В ссср застрял???
P.S ссср специально с маленькой буквы пишу)
А мы что. не ссср разве строим?) только с попами))
кто это "мы"???лично мне нафиг никакой ссср не нужен,и таких как я большинство!

А мы что. не ссср разве строим?) только с попами))
К сожалению от СССР мы берем только самое худшее, цензуру. И от капитализма самое худшее, дикий капитализм, без социальных обязательств. У нас же свой путь, так нам втирают постоянно.

Коменты не стал читать. Такие исторические экскурсы в отчёте всегда сталкивают лбами противников противоположенных мнений.

Конечно жалость, но финны отбились, а прибалты нет, вот и разница. Не попади они в ссср были бы недалеко от Финляндии. То что люди едут от плохого к хорошему то же не новость. Там где россияне могут они ведут себя также, например из 900 первых пилотов Аэробусов/Боингов 300 уже уехали и 400 в процессе оформления документов, зарплата также всего в 2-3 раза от российских авиакомпаний отличается.

yura257
Много политики. Прочитал только начало. Дальше читать не стал.
"Много политики. Прочитал только начало. Дальше читать не стал."
Тоже самое,забросил на начале.
Политоты много.. ((
Автор имеет гран чероки,хвастается что не вылезает из-за границ и при этом поносит "кирзовый строй" при котором он так взлетел.
как это уживается в одной голове я не знаю.

Прохожий
"Думал что читаю отзыв, а попал на политинформацию. Как то сам опус еще можно местами читать, в тех местах где аффтор не примеривает на себя роль критика истории и политического обозревателя, но вот последний комментарий..."

Верно,я думал на что его отзыв похож,реально политинформация )))

John Deere
"Много политики. Прочитал только начало. Дальше читать не стал." Тоже самое,забросил на начале. Политоты много.. (( Автор имеет гран чероки,хвастается что не вылезает из-за границ и при этом...
Никакой благодарности строю нет и быть не может. Отслужив 2 года в армии (по моему квиты с государством, или теперь всю жизнь хозяевам страны ж... лизать за полученное даже не ими созданное образование и стипендию в 120 рублей в 1992 году), все остальную жизнь строил сам. Не боялся рисковать и осваивать новые направления по профессии. Поэтому и не сидел на заднице. Вы пытались просто и интернету найти работу в стране Евросоюза по специальности и уехать туда практически без языка? вы пробовали делать сложные проекты работая исключительно на иностранном языке? Нет - тогда сначала попробуйте это сделать, а потом поговорим...
Это государство своими идиотскими решениями в 2014 году практически уничтожило мой рынок деятельности. Последствия ощущаются до сих пор (в том числе и последствия для моей семьи). А деятельность состоит между прочим не в распиле и продаже, а во внедрении самых современных решения для управления производством на Российских предприятиях, ведущих помимо открытия новых рабочих мест к улучшению производительности. Так что еще вопрос кто из нас сделал для страны больше!
Вы часто стояли преед необходимостью принять решение ценой в несколько милилонов долларов или выбрать стратегию, которая в случае неудачи повлечет остановку деятельности компании? Прошу учитывать все это говоря о Джипе Гранд Чероки и "зависании" за границей.

Eurotrash
Если захотелось уехать - уезжайте. Это раньше отъезд был "шагом за горизонт" . А сейчас - понравится, так останетесь, не понравится - вернетесь. Зато не будете упрекать себя за неиспользованный шанс. Если есть возможность не жечь мосты (в смысле жилья в России) - лучше не жечь. Удачи! Жду отчета по Минойской цивилизации))

Отчет очень понравился. Автор сформулировал мысли и ощущения возникшие у меня после поездки в Литву и Латвию. Правда было это еще в 2012, но то, что мы движемся совершенно в другую сторону, было понятно и тогда. Особенно это заметно на фоне бывших "наших" республик.
Стереотипов у меня вроде не было, но легкое, дружелюбное отношение литовцев и латышей, готовность прийти на помощь подсказать, поразили меня. Добили меня полицейские, остановившие меня в Тракае. Только после их просьбы предоставить документы, я обнаружил , что при мне только загранпаспорт. Права, документы на авто, все было благополучно забыто в гостинице. После проверки загранпаспорта по компьютеру, был отпущен с просьбой возить документы с собой, так как " у них до сих пор это требуется".
В общем спасибо за отчет. Именно такие рассказы, в которых не просто таблица расходов и график движения, а размышления автора запоминаются на форуме.

Столько восторгов по Латвии, может автору и переехать туда. При этом не забыв попинать СССР, в котором , судя по возрасту он не жил и застал его в лучшем случае сопливым пацаном.

Калининград
С удовольствием прочитал рассказ о путешествии. Читал, потому что осенью собираюсь с семьёй проехать из Калининграда в Великие луки с остановкой в Латвии. Где именно пока не определился. Сам я в Латвии ни разу не был, но судя по описанию очень схоже с соседней Литвой, где мне очень понравилось. Именно ощущение что ты дома. С русским языком тоже никаких проблем не было. Вот небольшой эпизод. Гуляем семьёй в парке Друскиниская. На площадке стоят 2 военных, перед ними стол с оружием и экипировкой. У меня есть привычка всегда начинать разговор по английски. На вопрос на каком языке с ними можно говорить английском или русском, они ответили, что конечно на русском. Интересно поговорили с "врагами" России. Никакого напряжения в разговоре, никакой агрессии. Поговорили о службе, что поменялось после вступления в НАТО. В кафе тоже самое. На границе тоже. Но как только переезжаешь на нашу сторону, то всё, начинается: "Заберите ребёнка! Здесь нельзя ходить по газону! Запретная зона!",-это наши пограничники-женщины ( а стоим на границе уже 2 часа). Вы же нас держите и не пропускаете, вы стоите и курите там где нельзя. Сплошное чванство, никакого уважения ни к себе ни к людям.

87кмМКАД
Здравствуйте!
Специально искал Ваш новый отчет. Опять с опозданием реагирую. Год прошел после публикации. Надеюсь, что у Вас все хорошо и Вы заняты описанием своего нового путешествия.
Замечательное путешествие. Я читаю Вас потому, что мне интересно как Вы думаете, из-за хорошего слога и т.д.
"Это государство своими идиотскими решениями в 2014 году практически уничтожило мой рынок деятельности" - сказали Вы.
Бизнес Ваш жаль, конечно, пусть поправится. А какими еще могли быть решения нашего государства в 2014 году? Взяли Крым, не пустили Украину в НАТО. А иначе, что? Иначе как? США в Крыму и на Украине. Думаю, что это были самые слабые и компромиссные решения из всех возможных. Паллиативные меры, так сказать.
Конечно, мы боимся западной Европы на генетическом уровне. (Говорю "мы", т.к. вполне ощущаю себя средним представителем нашего народа. Пусть Вас не покоробит.) И делаем все возможное, чтобы отодвинуть ее благотворное влияние подальше. Это естественно. Мы не высаживались с оружием на британских островах, а англичане были в Крыму (дважды?), в Баку, в Архангельске. Нашего экспедиционного корпуса не было в США, а американцы во Владивостоке были. Мы забрались в Париж, это верно, но лишь после настойчивых просьб Наполеона. Сам приезжал с приглашением.
Гуманитарная миссия европейского союза к нам в 1941 году не исчезнет из памяти живущих здесь никогда.
Да, мы боимся. Это очень сильные друзья-партнеры. Мы не хотим их приближения. Мы боимся. Потому, что мы не сдадимся. Вот это нужно понимать. Еще раз 27 миллионов? Как Вам? Мне страшно.
Мы не верим им, мы ни чему не верим. Мне скажут - "Этого не может быть!". я отвечу - "Почему?" Как я понял, Вы "технарь" и не чужды математике. Откуда это утверждение? "Вероятность повторения уже происходивших событий выше, чем вероятность наступления событий ранее никогда еще не происходивших". Здесь наше недоверие - это гены.
Отсюда, возможно, и смешная речь президента первого марта с.г.
События в Грузии в 2008 позволили нам закрепиться за Кавказским хребтом, сделав, тем самым, эту территорию неинтересной для НАТО. На Украине в 2014 мы предотвратили там появление НАТО. Только и всего. Международное право? Безусловно! Поинтересоваться бы, что о нем думает Муамар Каддафи или Милошевич с Караджичем. А также, Хусейн.
Неприятно, конечно, относить себя к оболваненной пропагандой "биомассе". Но где пропаганда и где факты.
Извините, вынужден прерваться. Замечательный Ваш отчет!

87кмМКАД
Продолжаем разговор, как говорил Карлсон!
Разве нет оголтелой, лживой пропаганды со стороны Запада? Я не верю в отравление Скрипалей, в применение химического оружия Асадом, во влияние на выборы в США, в нашу угрозу Западу.
В военном планировании не столько важны намерения, сколько важны возможности. А вот возможностей для серьезного вреда Западу у нас нет. Нет ресурсов экономических, людских, военных.
Возвращаясь к Вашему скверному настроению при воспоминаниях о Родине, мне подумалось, что Вы сами подверглись влиянию антироссийской пропаганды. Наши казнокрады и взяточники отвратительны, но и с той стороны тоже совсем не кристальной чистоты деятели.
А относительно заграницы я предложу Вам вспомнить Достоевского, который много там прожил. Елизавета Прокофьевна в последних строках романа "Идиот" говорит князю примерно следующее.
"Заграница это одна фантазия. И мы, князь в ней тоже одна фантазия".
Спасибо. Жду новых публикаций.

Круто
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

Fandorin087
Круто
Да бывал я в этой Европе в 2017-18-19 году Рим,Париж,Берлин...арабы,негры и тд.Мусор,грязь,крыс видел даже в самом центре.В Германии правда порядка побольше,много русских проживает.Но в целом впечатления остались довольно тягостные про европейский рай.Так что не надо ля-ля...В Риге бывал в длительных командировках по работе на VEF-Radiotehnika в 1987-88-89 годах.Всё отлажено,культура производства,порядок,великолепные условия для работников, питание,отдых,медицина,социалка всё круче даже чем в Москве на излёте СССР.В 2021 посетил Ригу знакомые места...ничего нет,всё разрушено...вот такая вот ностальгия по прошедшей молодости и по нашей стране...Всем мира и добра...