|
03-19 августа 2013 года
Москва — Пушкинские горы — Псков — Изборск — Печоры — Тарту — Раквере — Таллинн — остров Сааремаа — Пярну — Цесис — Сигулда — Рига — Юрмала — Рига — Шауляй — Клайпеда — Куршская коса (Литовская территория) — Клайпеда — Паланга — Клайпеда — Каунас — Тракай — Вильнюс — Москва.
Как и было задумано по окончании поездки в Калининград, летом 2013 года мы решили посетить страны Балтии. В процессе разработки маршрута из первоначального списка планируемых к посещению стран (Польша, Литва, Латвия, Эстония) была исключена Польша. Не потому, что страна неинтересная, а потому, что двухнедельного отпуска на четыре страны явно мало.
С марта месяца начали подбирать гостиницы по маршруту. Заказывали напрямую, так как бронь от Букинга для получения виз не подходила. Страной въезда выбрали Эстонию, соответственно, и Шенгенские визы нужно было делать эстонские. Памятуя о «гостеприимности» Литовского посольства в прошлом году, решили самостоятельными походами за получением виз не заморачиваться и обратились за данной услугой в Пони-экспресс. Да, чуть дороже, но зато без очередей и прочих «радостей».
Итак, 3 августа 2013 года, Московское время 03:45. Старт. Экипаж увеличился на два человека — к нам с супругой присоединилась дочь Елизавета со своим МЧ Павлом. Машина та же — Nissan Almera Classic 2008 года выпуска.
Начитавшись в сети рассказов о «прелестях» Новорижской трассы, в особенности после Волоколамска, едем по Минке. Да, крюк почти 200 км, зато дорога отличная. Единственный минус — огромное количество камер фиксации нарушений, поэтому скоростной режим приходится соблюдать, ну почти соблюдать. Километров за 100 до Смоленска попадаем в зону сплошных туманов, ехать приходится почти на ощупь — габаритов впереди идущих машин практически не видно.
В 08:35 пересекаем границу с Белорусью, в районе Орши поворачиваем направо, на Витебск, обходим Витебск по окружной и в 10:55 возвращаемся на территорию России. В 13:40 прибываем к первой «точке посещения» — у нас по плану посещение могилы А.С. Пушкина, находящейся в Святогорско Свято-Успенском монастыре, расположенном в поселке Пушкинских горы.
Погуляв по монастырю и осмотрев достопримечательности, стартуем в Псков, к месту первой ночевки — гостинице «Колос», куда и прибываем в 16:05, проехав за первый день 956,3 км. Эта гостиница — самая обычная, с самыми стандартными двухместными номерами, в самом центре города, со своей бесплатной парковкой — оказалась самой дорогой за всю поездку. Вот так.
Разместившись, отправляемся гулять по Пскову.
Оценили вид на Псковский кремль с борта прогулочного теплохода.
Потом посетили кремль уже пешком.
Поужинали и отправились спать.
4 августа 2013 года в 09:00 покидаем Псков и направляемся в сторону Эстонской границы. По дороге заехали в Изборск,
попили водички из Словенских ключей,
и посетили Псково-Печерскую лавру.
Благодаря находчивости моей супруги, проникли туда, куда обычных туристов вроде бы не пускают. Не святая-святых, конечно, но ракурсы интересные.
К 14:00 подъехали к пограничному переходу «Куничина гора/Койдула». Надо сказать, что время перехода бронировали заранее, по системе GoSwift (с российской стороны эта система работала в тестовом режиме), и были очень удивлены, когда выяснилось, что местные погранцы и таможенники про нее если и слышали, то краем уха. Очереди на переход просто не было. Но с эстонской стороны эта система действует на все 100%, и не забронировав заранее время перехода, можно простоять очень долго, о чем эстонские пограничники нас и предупредили. Как бы то ни было, на весь переход границы (с обязательным посещением Дьюти Фри) потратили 35 минут и, не спеша (а сильно там и не разгонишься — первые пятнадцать км от КПП была простая гравийная отсыпка), стараясь максимально соблюдать ПДД, направились в сторону Тарту, где нас ждал отель Aleksandri. Небольшой отель, останавливается много русских из Пскова. Отличное соотношение цена/качество, особенно с учетом скидки за раннее бронирование и дополнительной скидки по международной студенческой карте для «детишек».
В Тарту прибыли в 15:20 (здесь и далее время местное), проехав за второй день 171,5 км. Бросив в отеле вещи, отправляемся гулять и знакомиться с достопримечательностями Тарту.
От отеля до центра не близко, минут 15-20 пешком, с остановками для фотографирования.
Вдоволь побродили по старому городу.
Посетили обсерваторию
и ботанический сад,
поужинали и вернулись в отель.
На следующий день у нас запланирован перегон в Таллинн, но на вечернем совете решаем, что ехать вот просто так, напрямую, не в наших традициях и решаем куда-нибудь заехать. Методом «тыка пальцем в карту» был выбран город Раквере, точнее не сам город, а одноименный замок. Вот так, совершенно случайно, мы попали в одно из самых интересных мест за всю нашу поездку. Но, обо всем по порядку.
В 09:35 5 августа 2013 года покидаем Тарту. До Раквере всего 130 км неспешной езды, и к 11:00 мы уже на месте.
Символ города, с предсказуемо раскрашенной анатомической подробностью.
Пять минут на покупку входных билетов, и мы переносимся минимум в XVII век. На входе в замок, при желании, можно переодеться в одежду тех времен (ну, кроме рыцарских лат, пожалуй).
Во внутреннем дворе замка можно поупражняться с рыцарским копьем,
пострелять из лука,
посмотреть, как готовят настоящий дымный порох,
стреляют из пушки,
пройти полосу препятствий,
испробовать старинное средство передвижения, как в качестве пассажира, так и в качестве тягловой силы,
потренироваться в верховой езде,
и даже понаблюдать за настоящим рыцарским мини турниром.
Во дворе замка гуляет домашняя живность. .
Всем этим заведуют два замечательных массовика-затейника (те, которые по краям).
В самом замке можно посетить винный погреб (к сожалению, недействующий),
трапезную
и средневековый сортир.
Дамы могут примерить шляпки,
В обязательном порядке нужно погулять по стенам замка и насладиться панорамой.
Два с половиной часа пролетают незаметно. Восторг полный. Рекомендуем данное место для посещения всем, особенно детям от трех лет и тем, кто в детстве не доиграл в рыцарей и прекрасных принцесс, начитавшись рыцарских романов.
Еще час пути и мы в Таллинне (14:40, пробег за день 224 км). Останавливаемся в отеле «Go Hotels Shnelli». По сути, это привокзальная гостиница,
но так как на вокзал прибывает всего один скорый поезд и несколько пригородных электричек в день, никакой вокзальной суеты, со всеми вытекающими последствиями, нет. В общем, никакого сходства с Московскими вокзалами. А какой вид из окон наших номеров…
За три дня в Таллинне успели посетить и осмотреть: старый город,
и не только.
Горхолл — заброшенная память Олимпиады-80.
Съездили в этнографическую деревню.
Посетили зоопарк (так себе зоопарк, большинство зверей содержатся в тесных клетках, мишек откровенно жалко).
Морской музей (очень интересно, все интерактивно, масса световых и звуковых эффектов).
Искупались в Балтийском море. Очень понравилась харчевня в средневековом стиле «III Draakon» расположенная в здании Ратуши, в самом центре Таллинна, где всего за один евро можно получить похлебку из лосиного мяса в глиняной миске (попробуй съешь и не испачкайся — свет в харчевне только от свечек, ложек нет!), пирожок с лосиным же мясом и в качестве бонуса сколько угодно вкуснейших соленых огурчиков, которые надо самому выловить из здоровой дубовой бочки.
08 августа 2013 года в 08:35 прощаемся с Таллинном и направляемся в порт Виртсу (133,6 км от Таллинна, время в пути 1 час 55 минут), занимаем очередь на паром.
и переправляемся на остров Муху,
откуда уже своим ходом, по дамбе,
попадаем на остров Сааремаа.
Посетили и осмотрели: старейшую лютеранскую церковь,
метеоритный кратер в Каали,
столицу острова — город Курессааре
Скалу Панга и
ветряные мельницы в Англа.
После чего переправились на пароме обратно в Виртсу (18:42)
и в 19:47 были уже в Пярну, в отеле «Айса», поехав за день 430,7 км.
Что можно сказать про отель: он замер в советских временах. Мебель, сантехника, все с тех времен. А сколько понадобилось с ними переписываться и звонить им, чтобы получить официальное подтверждение бронирования для консульства, это отдельная песня, могу только сказать, что мы так и не получили то, что нам было нужно. В итоге, из нескольких их писем собрали необходимое нам, спасибо фотошопу.
Утром, 09 августа 2013 года в 09:10, покидаем Пярну. В 10:00 пройдя 63 км, беспрепятственно пересекаем границу Эстония/Латвия и в 11:30 прибываем в Цесис (170,6 км), где гуляем два с лишним часа.
После чего двигаемся в Сигулду (прибытие 14:35; 212,8 км), где находимся до 17:40.
Последний за день перегон и мы в Риге (18:45; 268,6 км). Останавливаемся в отеле «Art Hotel Line» почти в самом центре города. Отель занимает два последних этажа в старом доме, лифт на последний этаж не ходит, вход со двора, парковка расположена в другом дворе за закрытыми на замок воротами, очень милый персонал.
Вид из окна отеля:
Знакомство с Ригой, разумеется, началось со старого города.
Гуляя по набережной, забрели на борт мексиканской шхуны, прибывшей в Ригу с дружественным визитом.
Осмотрели Ригу с борта прогулочного теплоходика.
Помимо всем известных достопримечательностей, в глаза бросается обилие разнообразных кафешек, и повсюду слышна живая музыка, и именно в этих рижских кафешках работают самые симпатичные и приветливые официантки Прибалтики, по крайней мере, нам так показалось.
Разумеется, посетили зоопарк.
Еще в Москве узнали про ресторан «Rozengrāls» и, как выяснилось позже, совершенно случайно в него попали, так как количество желающих его посетить, намного превышает наличие свободных мест.
Ресторан находится в самом центре Риги, на узенькой улочке Rozena, в подвале, выкопанном чуть-ли не в XII веке. Обстановка в заведении максимально приближена к возрасту подвалов — освещение исключительно свечное, одежда официантов, музыка и меню средневековые. Все вкусно и здорово!
Один из дней был посвящен поездке в Юрмалу. Сам город, вопреки ожиданиям, впечатления не произвел.
Может, потому что приехали мы туда утром, а уехали днем, а может, потому что слишком много понтов и слишком его распиарило наше ТВ. Вот Балтийское побережье великолепно везде, тут добавить нечего.
Пробыв в Латвии четыре дня, 13 августа 2013 года в 09:49 покидаем Ригу. Границу Латвия/Литва пересекаем в 11:10, по дороге заезжаем в Шауляй, посмотреть на Гору Крестов — странное и неоднозначное место.
В 15:30 прибываем в Клайпеду, в отель «Promenada». У нас номер под крышей, большой, комфортный, но лифта нет, а этаж, кажется, четвертый. Вечер посвящаем осмотру Клайпеды.
На следующий день отправляемся на Куршскую косу, продолжить начатое в прошлом году знакомство с этим замечательным местом.
Начинаем с морского музея,
а затем едем в глубь косы, почти до российской границы, останавливаясь в самых интересных и красивых местах.
На ведьминой тропе,
смотровых площадках,
идем к месту, откуда одновременно видны Куршский залив и Балтийское море,
а потом на пляж.
Последняя остановка у мертвого леса. Чуть ли не единственное место, где совместно гнездятся черные кармораны и серые цапли. Очередная загадка природы — птички раньше враждовали между собой, потом вообще с косы исчезли, еще через какое-то время появились вновь и стали жить как добрые соседи, а вот лес стал сохнуть, говорят, тому виной птичий помет.
По Куршской косе можно гулять часами и в любую погоду, но на российской её территории нам показалось гораздо интереснее — менее цивилизовано, а значит, ближе к природному оригиналу.
15 августа едем в Палангу. Пытаемся сравнить город с Юрмалой и понимаем, что в этом сравнении выигрывает Паланга — как-то все здесь уютнее, веселее и проще.
16 августа в 09:20 отправляемся в сторону Вильнюса. По уже знакомому по прошлой поездке автобану приезжаем к 12:00 в Каунас.
Осматриваем замок.
И заходим в Музей чертей. Там мало что изменилось со времен Советского Союза, разве что с табличек русский язык пропал. После чего едем в Тракайский замок.
Нагулявшись там, отправляемся к последней на нашем пути большой стоянке — отелю Zemaites в Вильнюсе, куда и прибываем в 18:10, пройдя за день 331,9 км. Отель нам уже знаком по прошлогодней поездке. Из очевидных плюсов — близость трассы, не надо крутить по центру города. Минус вытекает из плюса — до центра топать далековато. В остальном, все стандартно для трех звезд.
В Вильнюсе наша программа традиционна — прогулки по городу и осмотр всего, до чего доберемся.
Интересная особенность Литвы — здесь не везде принимают банковские карточки, и если в магазинах, кафешках и т.д. их принимают без проблем, то, идя в музеи и прочие культурные заведения, запаситесь наличкой.
Ну вот, осмотрев все, что хотели, 19 августа 2013 года в 09:05 двинулись в сторону дома. До границы Литва/Беларусь (переход Мядининкай/Каменный Лог) совсем близко — 32,7 км, доехали за 45 минут — опять перед границей снят асфальт, идут ремонтные работы. Довольно быстро прошли литовскую границу — 35 минут вместе с оформлением такс-фри и посещением дьюти-фри. И на два с половиной часа застряли в нейтральной зоне перед белорусским КПП.
Закончили переход только в 12:55. В 14:55 обошли Минск по МКАДу и съехали на трассу Минск — Москва (203 км от Вильнюса). В 17:30 (19:30 по Москве; 455 км от Вильнюса) проехали границу и в 23:55 благополучно запарковались на стоянке около родного дома пройдя за день 918,6 км.
Итоги поездки. За 17 дней пройдено 3785,6 км, сожгли бензина 306 литров на 12517 рублей. Средний расход топлива составил 8,08л/100км.
Дороги. От Москвы до границы с Беларусью дорога хорошая. Скоростные ограничения 90/60/90 и очень много камер видеофиксации, а днем еще и засады гайцов в кустах. Беларусь — от границы до Минска отменная трасса с ограничением для легковушек 110 км/ч. Появляются камеры видеофиксации, но пока, на 2013 год, их немного, хотя и стало больше по сравнению с 2012 годом. На второстепенных дорогах все тоже очень хорошо, там, где дорога ещё не отремонтирована и не расширена — идут ремонтные работы. Служителей полосатых жезлов не наблюдали. Эстония — дороги отличные, за исключением куска сразу после границы (см. выше). Скоростные ограничения — 90/50/90, камер мало. Трафик на межгороде практически никакой. Местные, правила соблюдают строго, но видя перед собой корму с российскими номерами, обязательно аккуратно обгонят и встанут перед тобой. Латвия — все так же, как и в Эстонии, ну может дороги чуть хуже. Литва — здесь отношение к правилам попроще, дороги мало отличаются от латвийских. Ограничения скорости те же, за исключением трассы Клайпеда-Вильнюс, там 110-130 км/ч., камеры присутствуют. Сложилось впечатление, что количество машин премиум класса на душу населения в Вильнюсе больше, чем в Москве.
К большому нашему удивлению выяснилось, что в Прибалтике делают вкуснейший квас! Продается он везде, по количеству сортов не уступает пиву, а некоторые сорта вполне можно перепутать со слабоалкогольным пивом, так что перед посадкой за руль приходилось проявлять бдительность.
Полностью развенчан миф о том, что русских в бывших прибалтийских советских республиках не любят. Понятно, что не стоит путать туризм и ПМЖ, но с ненавистью на нас никто не смотрел, на вопросы отвечали охотно и на русском языке. Население старше 40 лет практически все говорит по-русски. В Таллинне и Риге иногда создавалось впечатление, что по-русски говорят вообще все, и мы никуда из России не уезжали. В Латвии, спросив у человека пред или пенсионного возраста, как пройти до какой-нибудь достопримечательности, можно получить развернутый ответ и еще кучу полезных советов, на что стоит обратить внимание и все это с огромной доброжелательностью, а в ответ расспросят, как там дела в России и правда ли то, что говорят у них по телевизору.
В Юрмале и Паланге, где отдыхают латыши, литовцы, эстонцы, русские, белорусы — язык международного общения почти всегда русский. Пару раз и именно в Литве было, что в ответ на вопрос «Вы говорите по-русски?» следовало качание головой, в смысле «нет». Да не вопрос, переходим на английский, но и тут непонимание в ответ и дальнейший разговор продолжается на вполне приличном русском языке. Все это, конечно, мнение субъективное, но отказываться от поездки по странам Балтии только потому, что «там же русских ненавидят» совсем не стоит. Съездите сами, убедитесь.
P.S. Пока ехали от Минска до Москвы, решили, что летом 2014 года едем в отпуск в Карелию…
P.P.S. … и съездили, но это уже совсем другая история.
P.P.P.S. А еще, в сентябре 2013 года, ожидая приема у стоматолога и листая журнал «Караван Истории», я наткнулся на статью про Армению. Ну, вы меня поняли, до лета 2015 года осталось совсем чуть-чуть…
Написано в декабре 2014 года. Отредактировано в январе 2016 года.