Восточный Казахстан — сентябрь 2017 года

20.01.2022 | 5908 просмотров

Собственно, автомобильное путешествие заняло всего два насыщенных до невозможности дня, и было частью недельного визита к родственникам в Алмату. Впрочем, обо всем по порядку…

Казахстан всегда появляется в моих планах внезапно. И это, как правило, связано с отсутствием визы или загранпаспорта в тот момент, когда появляется время на поездку.

Так было и в тот раз. Вдруг в плотном графике (и работы и жизни) нашлась ровно неделя. А виза, по которой я ездил в Латвию, уже закончилась.

Немного посовещавшись, мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант для нас поездка вдвоем с сыном (на тот момент семилетним) к родственникам в Алмату.

Но я, конечно, не мог запланировать семь дней только на общение с родственниками, потому что знал уже, куда еду, и очень надеялся повторить свой маршрут 2007 года по Востоку Алматинской области. Это и стало основной целью.

На этот раз я не стал напрягать родственников (и без того радушно поселивших нас в своем доме) и сел искать варианты путешествия самостоятельно.

Через несколько минут я уже списывался по WhatsApp с человеком из Алматы, у которого была небольшая фирма по организации джип туров. Описал ситуацию (два дня), обсудили места, в которых я хочу побывать, рассказал о составе группы (человек был похоже не очень рад, что едет ребенок семи лет), обсудили стоимость и пришли к соглашению.

С этой информацией мы радостно отбыли в Алмату вместе с сынишкой.

Первые три дня мы отдыхали у родственников и гуляли по городу. Город зеленый и просторный, и при этом уютный, даже местами какой-то «сельский» что ли.

Люди очень приветливые, причем совершенно не зависимо от национальности.

Уже тогда было заметно, насколько сильны контрасты, между тем как живет элита и ее обслуга и как живут простые люди (пишу, если что, в середине января 2022 года, сами знаете, что там произошло буквально несколько дней назад…).

У города интересная топология.

Там, конечно, есть и север и юг, и запад с востоком. Но, как мне показалось, основные направления там «вверх» и «вниз».

Вниз, в сторону дороги на Капчагай, районы попроще, меньше зелени, старая застройка или промзоны. Вверх — предгорья Алатау, много деревьев, дорогая земля, элитные районы, еще выше уступающие место коттеджам состоятельных алмаатинцев.

Первый день мы посвятили осмотру города. Сходили на рынок (не понравилось), поели лагмана в каком-то семейном кафе неподалеку (очень понравилось).

На второй день моя племянница свозила нас на Чимбулак.

Мы поднялись на самую верхнюю станцию и принялись героически штурмовать ближайшую вершину.

Но как только вошли в раж, нас жестоко «обломал» идущий сверху турист:

— А вы знаете, что через тридцать минут третий подъёмник остановят?

Это, конечно, сильно изменило планы, и нам пришлось возвращаться вниз и заталкивать в мелкого члена группы мороженное с вафлями.

Правда, я успел сделать несколько интересных фото на камеру, чем и удовлетворился.

Вечером, навестив свою тетю в Каменке, на обратном пути остановились на пол дороги, и сделали несколько панорамных снимков ночного города.

Приятно, когда утром тебя встречает такой вот вид из окна кухни…

Но в этот день нас ждало настоящее путешествие. Поэтому, быстро позавтракав и собравшись, мы поторопились на место встречи.

Да. Буквально за день до отъезда мой контакт «сдулся». Прислал сообщение, что вместо него меня повезет другой человек. Ну другой, так другой…

Как всегда «подноготную» этого события я узнал позже.

Виктор, наш новый водитель прибыл вовремя на белом, и как показалось почти новом Mitsubishi L200. Быстро закинув вещи, мы покатили в сторону Капчагайского моря.

Правда, по пути заехали купить воды (приличный запас воды очень полезен, когда в одну машину едешь в пустыню, даже в конце сентября). Я, пользуясь случаем, нахватал около 8 банок знакомого по 2007 году пива «Ирбис». Ох и зря же я это сделал! Виктор пытался меня отговорить, но я же «умный»… Не стал слушать местного разбирающегося человека, а зря.

За 10 лет пиво испортилось невообразимо. За три дня я с трудом выпил две банки, остальное осталось у родственников.

Но мы ехали быстро и вскоре уже прошли перевал у Сарыозека. Как, наверное, уже догадались местные знатоки мы направлялись в национальный парк «Алтын-Эмель».

«Алтын-Эмель» (каз. «Алтынемел» мемлекеттік ұлттық табиғи паркі) — государственный национальный природный парк в долине реки Или на территории Алматинской области Казахстана. Занимает территорию, ограниченную с юга рекой Или и Капшагайским водохранилищем, с севера западными отрогами Джунгарского Алатау — горами Шолак, Матай Алтынемель и Кояндытау, с востока невысокими горами Актау. Название хребта происходит от названия основного перевала через него, в переводе с тюркско-монгольского Алтынэмель — «золотое седло» («алтын» — золото и «эмель» — седло).

Фактически, это долина, с трех сторон окруженная горами, а с юга рекой Или. И эта обособленность рождает очень сильные эмоции. Ты словно оказываешься совсем далеко от цивилизации, буквально за пару часов мысли и чувства перестраиваются. Приходит покой, желание думать о смыслах и главное, никуда не спешить. Я очень люблю такие места. Там ты медитируешь, даже когда просто идешь или сидишь или занимаешься другими делами.

Первым пунктом нашего вояжа были горы Актау. Через два часа пути по пыльной дороге мы прибыли к отрогам этих невысоких, но очень красивых гор. Виктор припарковал машину, и сказал, что будет ждать нас на месте. Времени у нас было достаточно, чтобы, поднявшись наверх, пройти по центральному хребту и спуститься километрах в трех от стоянки. Ну мы, конечно, и пошли…

Да. Да. Вот по той самой тропинке до самого верха. Последние метры пришлось буквально ползти, цепляясь за камни и барахтаясь в песке, но зато, когда мы поднялись наверх дыхание перехватило от увиденного.

Вон там наша маленькая машинка…

Пройдя по хребту километра полтора, мы нашли, как нам показалось, приличную тропинку, и ринулись с высоты около 400 метров вниз. Ох и набрали мы песка, во все места!

Спуск бегом занял около 15 минут, а потом еще столько же мы, сняв ботинки, трясли ими выбивая песок.

Как только мы добрались до машины, Виктор (как-то уж больно внимательно приглядывавшийся к молодому члену экспедиции), предложил отвезти нас «на красные камни».

Что же, поехали на камни.

Когда-то это место было дном огромного моря, и воды точили эти камни веками, превращая их в странные фантасмагорические конструкции. Годом позже посетив Фигерас и особенно Порт Льигат — дом Сальвадора Дали, я обратил внимание, что некоторые камни в заливе на берегу моря источены подобным образом. Но все равно Дали много дорисовывал в своем воображении, а здесь ему бы это не понадобилось.

Ребенок, конечно же, вообразил себя в роли жертвы страшных чудовищ, но видно было, что он по уши счастлив, оказаться в таком месте.

А это уже пирожное «картошка». Удивительный ландшафт.

И вот уже мы едем на ночевку в аул Басши, где расположен центральный офис и основная гостиница Природного парка.

А нам наперерез бросается молодая косуля и потом еще метров 200 бежит параллельно курсу машины, давая время себя сфотографировать.

Прибыв в гостиницу и поужинав, я попросил Виктора отвезти меня подальше от аула в степь, чтобы сфотографировать звездное небо. Какое же там Небо! Это просто волшебство! Млечный пусть просто висит над тобой в тишине и от количества звезд захватывает дух. НО! Это была моя первая ночная фотосессия, и я ЗАБЫЛ выставить правильный баланс белого! И к тому же недонастроил ISO. И обнаружил это только на следующий день…

Придется ехать еще раз…

На следующее утро, погуляв по аулу, мы отправились на «Поющий бархан». На нем я, в отличие от гор Актау, уже бывал в 2007 году. Но опять меня «накрыло» там не по-детски… От масштаба, от красоты, от умиротворения и радости, идущей от самой этой земли!

Но главным «бенефициаром» оказался, конечно, сын!

— Папа! Спасибо тебе! Ты привез меня на самую большую песчаную горку — целых 300 метров!

И не только привез, но и позволил оттуда съехать на всем, что у ребенка могло ехать… От песка я отмывал его потом дня четыре.

Ну а пока ребенок кувыркался в песке, я сидел у подножья бархана и мне не хотелось отсюда никуда и никогда…

Кстати, поднявшись наверх к трем группам уже стоящих на вершине бархана туристов, я с удивлением обнаружил, что единственным языком общения был английский. Пара из Польши, бельгиец со швейцарцем, и два немца. Кроме меня русскоговорящих не было. Стали общаться. Оказалось, что с поляком занимаемся одним видом деятельности, потолковали с бельгийцем о Казахстане, и немного о Бельгии. В общем норм, но где же все-таки наши люди? Неужели такая красота не интересна?

Но Виктор уже готов ехать дальше, и мы, обогнув широкую часть Или, едем на юго-запад, в сторону Чарынского каньона.

Чары́нский каньо́н (каз. Шарын шатқалы) — протянувшийся на 154 км каньон вдоль реки Чарын в Казахстане. Каньон располагается в 195 км восточнее города Алматы, недалеко от границы с Китаем. Расположен на территории трех районов Алматинской области: Уйгурского, Райымбекского, Енбекшиказахского. Каньон входит в территорию Чарынского национального парка, образованного 23 февраля 2004 года.

Немного перекусив по дороге, прибыли на место как раз к лучшему свету.

И сразу пошли на спуск в начале самого глубокого 3 километрового участка.

Ну ребеночек и тут порезвился вовсю, гоняя сусликов, выглядывающих то тут, то там из своих норок.

Наконец, дошли до текущей по ущелью быстрой речки, помочили в ней ноги и двинулись в обратный путь.

Поднявшись наверх, я, конечно, не удержался, и сделал снимок, до сих пор вызывающий приступ паники у бабушки и всех чувствительных мамочек!

Ну я же своего парня знаю! Он осторожнее меня…

Ну и, конечно, несколько фоток в «режимное время».

Ну и куда же без суслика?

Ну а по дороге в Алмату Виктор рассмешил меня веселой историей про своего старшего партнера и причины его отказа ехать с нами.

Оказалось, что он позвонил Виктору и сказал буквально следующее: «Там один москвич с мелким ребенком хотят в джип-тур. Ну ты понимаешь, слюни, сопли, нытье в машине, и понты его папаши. Короче, я связываться не хочу. Ты сидишь без работы, хочешь — бери и вези их, не хочешь — дадим отбой».

После этого Виктор сказал, что это было одно из самых комфортных его путешествий за последние несколько сезонов. Ребенок вообще не доставил никаких хлопот, ну и понтов тоже, кстати, не было…

Короче, расстались мы в Алмате, обменялись телефонами, и теперь есть там человек (очень приятный и профессиональный, кстати), который с удовольствием повезет нас исследовать Казахстан, если доведется еще такая возможность.

Всем удачи! И хорошего настроения, несмотря ни на что!

Eurotrash

Олег,Алматы
Надо было на большое алматинское подняться.космостанцию.и раз на чарыне были..то доехать до озера кольсай и каинды.так же на или есть замок форт бояр.и там же петроглифы.
Олег,Алматы
Ну и в самой Алмате рекомендую сходить в парк 28 панфиловцев.
fizzeg
Спасибо за отчет, пацан. Отлично съездил ;)

Сообщений: 2068
KERS
Магнитогорск
Космос! Ночное небо фотография не передала и не передаст, на самом деле в живую зрелище убойное! Кто видел такое небо ночью меня поддержут. И на самом деле в такие моменты понимаешь, что мы песчинки в этом мире, как величественна вселенная. Отличное путешествие, классные фотки. Какой к черту гранд - каньон... Такая красота рядом!

Всё - таки, надо собраться силами и дописать свой расскпз о поездке в КЗ в 2018 году.

Сообщений: 2068
Nachtwandler
ОО Энрю привет, опять на приоре катаисся!

Алма-Ата
Может я чего не понял, но из рассказа выходит, что автор несколько лет назад прилетел в Алма-Ату и покатался по области. Оно, конечно, хорошо, но при чём здесь Восточный Казахстан?

svop
ОО Энрю привет, опять на приоре катаисся!
У меня уже давно не приора)

К автору текста, баланс белого легко "выправляется" в любом фоторедакторе в два клика, не говоря уж про фотошоп, да и ИСО при ночной съёмке не главное, сказал бы штатива не было это другое дело, да и то, кому какое дело,видно же, что снимал на автомате шумов немеряно, зачем умничать. Поверьте, я с улыбкой, вижу же что москвич, дай думаю подковырну, да и "режимное время" это не то что вы думаете)))
Удачи и новых дорог!
57ВалеRUS
Все верно! Вообще не хотел ставить это фото. Потому что это реально моя первая ночная съемка. Штатив был, но опыта вообще не было никакого...
Сейчас уже чуть чуть лучше, по крайней мере стало меньше шумов (камера с лучшей матрицей, плюс уменьшилась немного криворукость). Но еще учиться и учиться.

А насчет понтов вы правы - не зная терминов, не стоило их использовать. Хоть уже и не житель Москвы, но прошлое изжить гораздо сложнее... :)
Не обижаюсь - все по делу!

Автор.

Зачёт! Казахстан шикарен. Особенно горный!
Даже по меркам одесситов.
Вы правы. Буду внимательнее в следующий раз.

Спасибо за советы!

Везде было но не в тот раз. Просто в 2017 году времени не хватило... было всего два дня.

Кольсайские озера сильно зацепили в 2007 (стояли там три дня, ходили до второго). На петроглифах тогда-же были и замок видели.
Но решил, что совмещать два путешествия в одном отчете не стоит. разные были компании...

OWNER.
Более правильно Юго Восточный)

filatich
Более правильно Юго Восточный)
Ещё более правильнее - Юго-Юго-Восточный ))) Традиционно, под термином "Восточный Казахстан" понимается территория, лежащая к востоку от меридиана Усть-Каменогорска. Фото, прикреплённые ниже, показывают основные "точки интереса" - озёра Маркаколь и Зайсан, Старая Австрийская дорога и Киин-Кериш, Бухтарма и пески Аккум на территории Китая (их хорошо видно с перевала Мраморный). Ну и, конечно, Рахмановское озеро. Был там дважды ( https://roadstravel.ru/vostoch... и https://roadstravel.ru/vostoch... ), поэтому называть окрестности Алма-Аты "Восточным Казахстаном" не позволю никому! ))))
Даже по меркам одесситов.
Я тоже не понял, где Усть-Каменогорск.
Балушкина

Не знаете судьбу Рахмановских ключей? Отжал их дед у Бабушкина или не успел?
Последняя информация, которой я владею - курорт прекратил своё существование. https://tengritravel.kz/my-cou...

Дед, это кто? Назарбаев?
OWNER.
Может хватит уже пиариться, коллега?
Или я что-то "не так уразумел" в политике дрома? :)))
Алматы это город помойка, с решетками на окнах до 5 этажа, бесконечными пробками и выхлопными газами вместо воздуха. Единственный плюс - вкусно кормят и гостеприимные люди.
Alex4646
OWNER.
Печальная история, которую должным образом СМИ не освещали. Закрыли в УК действующий автосборочный завод, прекратили стройку нового. Который согласно плану должен был запуститься летом 2021 года. Помимо этого закрыли три курорта, принадлежащих компании. Которые были одними из немногих в ВКО, за которые действительно было не стыдно перед приезжими гостями.
В курорт на Рахмановских ключах вкладывали очень много денег, вряд ли сейчас найдётся такой же человек. Который будет вкладывать столько же. Тоже самое можно сказать и про Нуртау.
КС
Северобайкальск
Спасибо автору за рассказ,за фото,как будто на родине побывал!