|
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Drom.ru. С того времени как я открыл для себя мир Интернета, мне понравилось читать на данном сайте истории про автопутешествия. Как и обычных владельцев разных авто, так и уже закаленных на российских дорогах автотуристов. Для себя сразу же решил, что обязательно тоже отправлюсь в многодневное автопутешествие. Так уж получилось, что хлебом меня не корми — дай подольше поездить…
Ждать пришлось довольно долгое время — три года. Сначала даже автомобиля не было (старый Nissan Primera был продан), а потом отпуск пришелся на зиму. Вот так куковал дома, просматривал маршруты по нету и записывал, что, почем и сколько брать с собой вещей, снаряжения и прочей мелочи. Ну и конечно, завидовал тем туристам, кто уже побывал в новых местах и населенных пунктах.
Ну ладно, пусть это будет предисловием и также «пробой пера», с момента окончания поездки уже прошло более месяца и мне придется изрядно поднапрячь свою память, чтобы выудить из неё максимум информации.
Сам я за рулем восемь лет, до этой поездки колесил только по Забайкальскому краю и до Улан-Удэ. Что касаемо маршрута, то мы посовещались с моей второй половинкой Юлей, и я решил для первого раза отправиться на наше великое озеро Байкал, до залива Малое море. Я там был один раз с другом, но ездили на маршрутке с Иркутска, и мне понравилось. По пути у нас намечались остановки в р. Бурятия, с. Сосновоозёрное; в Улан-Удэ и в Иркутске. В Сосновоозёрном живут родственники друзей, которые поехали с нами на своей машине Toyota Ipsum, 2001 г.,V-2,4 л., и мы договорились заехать туда на рыбалку. А в Иркутске нужно было забрать моего друга детства Владимира.
В конечном итоге наш маршрут из пункта А в пункт Е выглядел так: п. Приаргунск (Заб. край)—п. Забайкальск—Агинск—Чита—с. Романовка (р. Бурятия)—с.Сосновоозёрное—с.Хоринск—Улан-Удэ—Селенгинск—Байкальск—Шелехов—Иркутск—д. Оёк—Баяндай—Еланцы—Шара—Тогот—Маломорская.
Экипаж: автор этих строк, 30 лет отроду, военнослужащий. Автолюбитель и ценитель хорошей компании. Юлия — будущая жена, о возрасте умолчу по понятным причинам. Лаборант, на авто путешествует первый раз.
Наш автомобиль: Toyota Caldina, 1999 г., АТ-211, дв.7А, передний привод.
Удобный для дальних поездок и проверенный на наших дорогах. Двигатель с экономайзером приспособлен для неспешной езды и хорошо экономит топливо. Машина приобретена мной в декабре 2009 г. За время эксплуатации много вложений не требовала, зимой поменял все пыльники, которые не выдержали аццких забайкальских морозов. Все остальное так же, как и на тысячах других аналогичных автомобилях. Остановлюсь немного на подготовке к поездке, может кому-нибудь пригодится.
Во-первых, обул летние шины «Бриджстоун-Плэйз» 205/55/16.Они хорошо держат гравийку и не сильно шумят на асфальте, имеют также низкое сопротивление качению. Но существенно снижается проходимость. Взял ещё добрую запаску и «банан».
Во-вторых, полная диагностика подвески, ходовой части, проверка жидкостей, замена масла в движке. В подвеске был порядок, заменил только линки стабилизатора и поставил на задние пружины резиновые проставки от «Жигулей» и межвитковые проставки — по две на пружину. В итоге увеличился дорожный просвет и груженая «Калда» вела себя прекрасно.
На решётку радиатора и на сам радиатор натянул оконную сеточку, чтобы насекомые не набивались. Хотел ещё вживить защиту картера и АКПП из стальных листов, но было много работы.
На рулевое колесо одел вот такую пухлую оплетку, сначала было непривычно, но потом понравилось, и ладони не потели. Вот по машине вроде бы и всё.
А вот это было в багажнике — как необходимое снаряжение:
Остальная мелочь: зарядники, мазь от комаров, скотч и прочее — уместилось в «бардачке». С собой взял хороший атлас автомобильных дорог, карту-схему Байкала с Иркутской обл., а уже в Иволгинске купил туристскую карту р. Бурятия, в ней было много интересной информации.
Старт поездки назначен был на 15 июля. В 13:30 машина загружена, залито 30 литров горючего, обнулил счётчик — и в путь! Наши друзья Алексей и Ольга с дочкой Соней едут следом.
В день выезда погода стояла пасмурная, и километров через 80 начался дождь.
Дорога до Забайкальска превратилась в какой-то испытательный полигон, способный вытряхнуть из машины все, что плохо держится. Ямы, канавы и камни, как итог — пробитое колесо.
До Забайкальска доехали за три часа, отремонтировал колесо на шиномонтажке и купил себе на рынке компрессор за 1т.р.
Далее до г. Борзи дорога приличная, местами проводится ремонт асфальта. Дождик всё продолжался, и мой штурман, отказавшись изучать атлас и фотографировать, быстренько уснула.
В 20:00 проехали Борзю, я заправил 20 литров 92-го по 26,8 на «Нефтемаркете». Дождь всё продолжался.
По дороге перекусили в кафе «Трактир».
Всего за первый день проехали 540 км, на ночёвку остановились около кафе «Баян Гол», в 1:30. Поужинали там же, очень хорошее кафе, всё свежее, горячее, вкусное.
Утром проснулись в 7:00, позавтракали и поехали до Читы. Переночевали первую ночь в машине довольно комфортно, рядом с кафе большая стоянка, где останавливаются много дальнобоев.
Погода разъяснивала, но после дождя в низинах стоял довольно густой туман. Ехали осторожно и не быстро, перед Читой опасные перевалы.
В 9:00 заехали в город, пройдя 670 км, пока ездили по делам, на «Ипсуме» начало спускать колесо. Из города нам нужно было выезжать на Романовский тракт, в сторону Беклемишевских озёр. По пути в п. Угдан мы остановились пообедать и отремонтировать колесо. Кафе в этом посёлке оказалось летнее, и мухи еду из рук вырывали, пришлось поторопиться.
Заправил 37 л. бензинки, и мы взяли курс на Романовку. По обочине дороги дачники уже продают какие-то овощи с огорода, а предприимчивая ребятня, написав на куске картона «червяки», предлагают любителям порыбачить наживку. Цену, правда, не рассмотрел.
На посту ДПС у меня проверили документы, и уставший от духоты сержант пожелал нам счастливого пути. Но счастье оказалось недолгим, километров 60. При въезде в р. Бурятия асфальт закончился так внезапно, словно его обрубили топором. Ощутимо побрякав по ямам, пришлось снижать скорость до минимума, так как дорога оказалась хуже некуда.
Огромные лужи, канавы, полуразобранные мосты. Фото одного можете оценить. Переезжая через такой мост, нужно молиться, чтобы он не развалился.
Вот так, малыми темпами — «разгон-торможение» — доехали до с. Романовка, дальше трасса пошла получше, но тоже не «айс».
Природа в р. Бурятия очень красивая, что нельзя не отметить: «Таёжная, озёрная, степная» — слова из Гимна точно характеризуют природный ландшафт местности.
Любуясь красотами, наконец, добрались до нашего пункта остановки и рыбалки — с. Сосновоозёрное, что расположено на берегу Еравнинских озёр.
Приехали в 18:00., пройдя 280 км от Читы часов за пять. Добрались без приключений, не считая проколотого после Романовки колеса на «Калдине».
Встретили нас очень хорошо и радушно. К вечеру быстренько отужинав, мы с другом отправились на озеро Сосновое.
Рыбалка за огородом…
Надёргали на удочки окуньков и решили, что для начала достаточно. Вода была тёплая, и мы по разу окунулись. Вечером отлично сходили в баньку. Посидели с разговорами за бутылочкой «огненной воды» и пошли отдыхать, так как утром собрались в 6:00 на рыбалку.
Два дня за рыбной ловлей пролетели незаметно, половили от души и на удочки, и на спиннинги.
Ночёвка у костра, наваристая уха, шашлык — что может быть лучше. Как говорил генерал Иволгин — «Давно у меня такой рыбалки не было!».
Только к вечеру первого дня, моя непредусмотрительность привела к тому, что на берегу озера я остановился на песке. В итоге при трогании «Калдина» сразу зарылась передними колёсами и села на пузо.
Наши попытки откопаться только усугубляли положение, не помогали ни ветки, ни кирпичи, подкладываемые под колёса. Песок рыли мы около часа и всё бесполезно.
Неожиданно помощь пришла в лице Mitsubishi Pajero на широченных катках, и он легко вернул авто на грунт. В песок я больше не совался, да и время было позднее. Наученные горьким опытом, в следующий раз на озеро мы поехали на «УАЗике».
А на второй день рыбалки меня поймали на крючок в прямом смысле слова. Дело было в лодке. Решил друг мой Алексей покидать блесну, встал на нос лодки, забросил три раза, а на четвёртом замахе блесна, прожужжав, как реактивный снаряд, врезалась мне в голову. Было и больно и смешно, но всё обошлось, и с рыбалки я вернулся подраненный.
В целом все впечатления остались положительными. Замечательная природа, красивейшие озёра и удачная рыбалка. Вот несколько фотографий.
Ловилась рыбка, мала и велика!
20 июля в 15:45 мы выехали на Улан-Удэ через Хоринск. На одометре было 1020 км. Дорога в этом направлении заасфальтирована и в неплохом состоянии, 300 км до города проехали за 5 часов с многочисленными остановками.
Хоринск проезжали в 18:50, заправил там 40 литров, на счётчике 1 145км. Цены на горючее в Бурятии дешевле почти на 3-4 рубля, чем в наших краях, что нас приятно удивило и порадовало. Остановились перекусить на перевале, при въезде в Хоринский р-н, где много кафешек. Здесь находится священное место буддистов — алтарь, он весь усыпан монетами, даже земля на три метра в радиусе в копеечках, я раньше такого никогда не видел. На удачу нужно положить монетку и обойти три раза вокруг алтаря, что мы и сделали.
В столицу р. Бурятия заехали около 10 вечера. Движение довольно интенсивное, проезжали через весь город, так как ночевали у знакомых в пригороде. В Улан-Удэ мы остановились на одну ночь, на следующий день планировали посетить Иволгинский дацан. От Улан-Удэ до Иволгинска 60 км и утром 21 июля мы отправились, как говорится «по святым местам»
Много писать о дацане не буду, всё конечно очень красиво и интересно. От экскурсии все были в восторге — и взрослые и дети. Вот фотографии.
После обеда выехали на славный город Иркутск. В Селенгинске остановились перекусить, и там к нам присоединился ещё один экипаж с Забайкалья — Mitsubishi Delica с нашими знакомыми.
Дальше двигались уже на трёх автомобилях. Ближе к Байкалу погода начала ухудшаться и стало пасмурно, а потом и дождь пошёл, переходящий местами в ливень. Ехать по серпантину стало опасно, видимость была очень плохая. 470 км до Иркутска преодолели часов за восемь. После Шелехово мы сделали остановку, договорились о завтрашней встрече, выезде на Байкал и поехали по местам ночёвок.
При въезде в город мой друг детства Владимир уже поджидал нас. Обнялись, порадовались встрече и отправились к нему домой. Была уже ночь, и шёл дождик, но благодаря четким указаниям Владимира по движению в городе, мы без проблем добрались до места. Поставив «Калдину» на стоянку и приняв душ, мы засели на кухне за бутылочкой коньяка и неизменными разговорами о жизни. Коньяк отлично разогнал кровь по жилам, а то у меня уже начала клинить шея от долгой дороги.
Утром сборы не заняли много времени, купили только продукты. Забрав машину со стоянки и встретившись с друзьями на выезде из города, мы, наконец, двинулись в последний отрезок нашего путешествия — до залива Малое море.
Выехали из Иркутска 22 июля, около 12 часов по Качугскому тракту. На счётчике 2 075 км. По пути на АЗС увидел 92-ю бензу по 22 руб. и залил полный бак. Это была самая наименьшая цена за литр, которую я видел. А у нас в ЗК литр 92-го покупаешь за 26,8. Разница, как говорится, есть!
На тракте дорога отличная, автотуристов очень много, судя по регионам на номерах от Кемерово до Хабаровска. В Баяндае поворачиваем направо. На остановках местные жители активно продают лесную клубничку, она втрое меньше садовой, но ароматнее и вкуснее. Советую все отпробовать. Не хотите покупать — можно подъехать на опушку ближайшего леса и пособирать самим. Вдоль трассы почти везде идёт тайга, а местами есть распадки с небольшими речушками. Сотовая связь работает не везде, в низинах теряется («МТС»).
Перед подъездом к Байкалу обязательно заранее запаситесь дровишками, так как на побережье сухих деревьев нет, и вязанку дров на дороге продают рублей за 200-300.
После Еланцев идёт деревня Шара-Тогот, в ней имеется и АЗС, и кафе с магазинчиком. Цены вполне нормальные. На выезде из деревни развилка, мы уходим по правой дороге. Асфальт заканчивается, и оставшиеся километров 15 идет сплошной гравий. Едем неспеша, обгоняющие нас «Прадо», «Крузаки» и другие джипы оставляют за собой тучи пыли. Некоторые едут вдоль трассы, но там дороге не лучше.
И вот, наконец, в 18:30 мы подъехали на берег славного озера Байкал! Вышли, подышали наисвежайшим воздухом, поделились охватившими нас радостными эмоциями.
Всего от Иркутска проехали 265 км, а от дома получилось 2 075 км. Здесь есть ещё небольшая деревня Маломорская, от неё отправляется паром на о. Ольхон. Но тачек в очереди было много, и терять пару часов мы не стали, поехали искать место на берегу.
Не без труда нашли мы свободный пятачок в одном из заливов и принялись располагаться. Отдыхающих очень много, как на базах, так и дикарями. Друзья поехали на соседнюю базу отдыха «Чайка» устраиваться с детьми, а мы с Вованом и Юлей достали снаряжение и пошли здороваться с батюшкой Байкалом.
«Если мы летим, летим на банане…».
Вода в заливах тёплая и все с удовольствием купаются. Молодежь активно поправляется пивом и, видимо, для подзарядки аккумулятора, продувает поршни своим стальным коням с помощью перегазовки.
Празднуем приезд дружеской посиделкой.
Вечером сварили на костре еду, поужинали, отметив приезд, и начали разбивать лагерь, то бишь нужно было поставить палатку. Но так как было уже темно, а опыта в этом деле не имелось, то в итоге ничего у нас не получилось. Смеясь, и обзывая друг друга лошарой, завернулись мы с Вованом в эту палатку и так уснули. Юля ночевала в машине.
Утром с помощью соседа палатка заняла, наконец, своё законное место, а мы увидели, что это просто. Второй день пролетел вообще незаметно. Мы, конечно, купались, загорали, прокатились на баркасе на экскурсию, гуляли по побережью, короче, просто отдыхали.
На экскурсии: Боцман бьёт 12 склянок.
Вода в Байкале пока ещё чистая…
С друзьями приготовили отличный обед — большой казан супчика и шашлыки. Пробовали рыбачить, но у берега не ловилось ничего, а заплыть подальше лодки не было. Ночевали в эту ночь уже как настоящие туристы, в палатке. На рассвете кто-то шуршал около палатки пакетами, я выглянул и увидел, что это наглые чайки стащили кусок сырого мяса. Припасы лучше убирать подальше. После обеда планировали уезжать, а на наше место уже положила глаз новая компания, терпеливо дожидавшаяся, пока мы соберёмся.
Вообще в эти неполные три дня погода была замечательная, даже ночью было комфортно.
Слышал, что над Ольхоном 300 дней в году бывают ясные дни. Отдохнули хорошо и интересно. Конечно, дней 5-6 пожить бы там, но не было времени. Уезжать с Байкала было грустно, но мы были довольны тем, что задуманная поездка осуществилась. Ждала нас дорога домой…
Выехали с Байкала 24 июля. На АЗС я не заезжал, горючего было достаточно. Перед выездом осмотрел автомобиль, все было в порядке. В деревне купили малосолёного омуля, очень вкусная рыбёха, просто тает во рту. По трассе до Иркутска заморосил дождь, движение было менее интенсивное, чем до выходных. В город заехали в восемь вечера.
На следующее утро 25.07 Володя проводил нас до выезда из города, мы распрощались и покатили в обратный путь до Улан-Удэ. Ехали мы уже одни, друзья решили посетить ещё Листвянку. Погода стояла солнечная, и ехать по Байкальскому тракту было одно удовольствие. После Иркутска идёт почти 70 км горный серпантин на Слюдянку. На один км бывает до трех поворотов на 180*.
Байкал уже с восточной стороны.
В Култуке купил омуля (копчёно-солёно-вяленого) от 30 до 60 руб. за хвост — на дорогу и на подарки домой.
В Байкальске не удержался и взял два ведёрка клубники по 350 руб. Вот только везти её нужно было в один ряд — сильно помялась. Половину сварили в Чите на варенье, остальная доехала до дома. После поездки машину пришлось хорошо проветривать от ягодно-рыбного запаха.
На стыке Иркутской обл. и р. Бурятия.
Проехали столицу Бурятии. На ночёвку остановились в 21:00 после Улан-Удэ, у моста через Селенгу.
Вдвоём с Юлей уже довольно быстро поставили палатку, поужинали и легли отдыхать. На всякий случай с собой пневматический пистолет. Немного донимали кровопийцы, пришлось намазаться мазью.
Утром, пока Юля спала, я отправился на утреннюю зорьку половить рыбку. Словил несколько чебаков, потом отпустил их. Селенга довольно крупная и полноводная река.
Юля — турист привыкает к походным условиям.
Вскипятив чайку на газовой плитке и позавтракав, мы выехали в 11:30 на Читу через Мухоршибирь и Хилок. Время везде пишу читинское, которое было на часах в машине; на одометре 2 850 км.
По трассе лес начал сменяться лесостепной зоной. Последняя заправка «Бурятнефтепродукт» находится в с. Никольское, на стыке с Заб. краем. Здесь 92-ой стоит 24 рубля, залил 40 литров.
Остановились мы перекусить на берегу небольшой речки, и на шум пакетов с продуктами прибежал бурундучок. Нас он не очень побаивался, посвистывал. Видимо, привык, что на этом месте останавливаются на пикники. Угостили его сухариками.
В Читу заехали в 21:30, 26.07. На счетчике 3 460 км, от Улан-Удэ получилось 610 км. Погостив денёк у родных, 28.07 в 08:30 поехали до дома. Юля уже начала уставать от дороги, и практически всё время лежала на заднем сидении, иногда делая подковыристые замечания в моём умении водить автомобиль. Видимо, этому поспособствовал зарождавшийся внутри неё маленький вредный человечек.
Не спеша проехали Агинск, Борзю, повернули на Алек-Завод. Остался последний отрезок дороги не очень хорошего качества. Но всё прошло гладко, и в 19:20 довольные мы были дома! От Читы проехали расстояние в 610 км.
В заключение скажу, что наше первое автопутешествие удалось и, главное, появился свой драгоценный опыт, что очень важно. Теперь можно смело планировать следующую поездку! Думаю добраться и до Чивыркуйского залива. Хочется поблагодарить всех авторов рассказов, которые я прочёл на сайте, за полезные советы.
Эпилог
На следующий день битых два часа убил на то, чтобы привести «Калдину» в приличный вид.
Особенно досталось передней части от разбившихся мошек. Машиной остался очень доволен.
Всего за поездку было пройдено 4 200 км.
Сожжено 292 литра горючего на сумму 7 250 рублей, что не так уж и много.
Средний расход составил 6,8-7,0 л на сотню.
Благодарю, что дочитали мой опус до конца — старался, писал урывками недели три. Будут вопросы — пишите!
Удачи на дорогах!
Владимир. Забайкальский край, пгт. Приаргунск.
Сентябрь 2010 г.