|
Идея пройти по этому маршруту теплилась с 2009 года, когда мы уперлись в провал дороги за 12 км до Адыгалаха, а последние полгода уже созрела конкретная установка проехаться по этой дороге, ради которой люди из Европы прутся через всю Россию... а мы чем хуже? :)
И вот после недолгих сборов в обед третьего августа в составе двух «Сафарей» на 42 дизелях в 60-ых кузовах, один — атмомеханика 33", второй — турбоавтомат, стоковые колеса, и команда: четыре человека и собака выдвинулись на север.
По плану первая ночевка должна быть на речке Гербе, на Омсукчанской трассе. До нее доехали совсем без проблем, пыли много не было и жара особо не донимала. И мы не спеша к вечеру докатили до места стоянки. Расположились, и Владимирыч поймал первую рыбку на ужин :).
Ну а дальше был первый праздничный ужин сон, и с утра кто-то, попив чая, а кто-то, похмелившись, выдвинулись дальше к нашей цели. Дорожники молодцы, дорогу сделали хорошую…, но пыльная шопипец... Наша скорость была около 80 км/ч, но попутные фуры тормозили ее до 40-50, потому что в пыльной мгле обогнать их не было никакой возможности, так не спеша добрались до Колымы. Там передохнули и двинули дальше.
Пытаемся приблизится к попутному Камазу.
Жара и пыль становились только хуже. На Бурхалинском перевале Турбосафарь закипел, жара стояла за 30. Остановились около сворота на Мяунджу, от Магадана отошли на 700 км, федералка уходит прямо, а нам сворачивать налево от цивилизации на Старую дорогу, вдали белел многоэтажками брошенный Кадыкчан. Перекусили тушенкой и двинули дальше, было уже около 9 часов, а ночевать по плану должны встать у метеостанции Эмтегей, до которой было еще больше 30 км по Старой трассе.
За два года этот участок дороги не ухудшился, а наоборот стал более накатан, и мы попали с самую малую воду, там, где раньше было по капот, сейчас максимум по колесо.
Самое опасное было напороться в луже в бревно, так что проходили их максимально медленно.
Через полтора часа докатились до метеостанции Эмтегей, и расположились на косе. На этом месте решили провести две ночевки.
Место достаточно оживленное, живет абориген Андрюха, останавливаются старатели, и рядом с нами встали трое сусуманских мужиков на «Урале».
В общем, отдых удался, и с погодой повезло.
Налим горячего копчения был просто изумителен.
Полдник дикого колымского человека :), а салат из свежепойманного хариуса просто бесподобен :).
Но надо ехать дальше, и, позавтракавши, выдвинулись.
Перед своротом на Адыгалах встретили немцев на трех мотоциклах и 120-ый прокачанный «Прадик» поддержки. Бедные немцы, на улице +30, а они запакованные в свою амуницию, что одни глаза видны. Первый вопрос от немцев был, типа, почему вас комары не кусают… на что Стас пошутил: «Наши комары своих местных не грызут»:)…, по-моему шутка понята не была :). Поговорили, пофоткались и разъехались.
Завернули в Адыгалах. Поселок брошен давно, но был замечен один обитаемый двор, хотя хозяина не видели.
Посетили местный очаг культуры и детский сад.
Двинули к речке Аян-Юряху, там я неудачно припарковался, а двинуться уже не смог, первый раз воспользовались веревкой.
Передохнули и двинули дальше. До стоянки на р. Контрадья было еще далеко.
По дороге был обследован брошенный НУП.
Едем, а дорожка стала похуже.
Но с другой стороны, в этом году мы не первая экспедиция, в некоторых местах дорогу подлатали :).
Встали под мостом через Контрадью и так заночевали.
Такая парковка не стеж пьяного джипера, а жизненная необходимость. В одной из луж у красного «Сафаря» отказал гена, и он двигался вообще без электричества. С утра надо было его прикуривать…, в общем, за поездку натренировались с перестановкой акумов на пять лет вперед :) и сожгли крокодилы.
По плану с утра выдвигаемся и пересекаем границу Магадании и Якутии и останавливаемся на Индигирке.
Подьем, завтрак, кормежка собаки, едем дальше…
Дорога опять похуже.
Дорога идет в гору, навигатор кажет, что мы подымаемся на «3-й индигирский» перевал. Высота — 1 200 метров.
За перевалом уже будет граница.
Проходим мостик.
Страшно ехать, а надо. :) И вот она… Граница!
В общем, скоро писать не на чем будет :).
Магаданский столбик куда скромнее якутского.
Общая фотка на память и двигаем дальше.
Удивительно, но сразу после границы дорога кардинально улучшилась.
У могилы водителя остановились передохнуть, но, видно, ему одному было скучно и отпускать нас сразу не хотел… тронуться уже не смогли, при переключении раздатки в руках остался рычаг, в общем, немного поломались. Но делать нечего, надо чинить.
Поломка была несерьезная, слетело стопорное кольцо, на устранение ушло полчаса.
Отметили удачный ремонт и не забыли поставить стопочку и на могилку.
Двигаемся дальше.
Доехали до брошенного Куранах-Салы.
Побродили по развалинам, пофоткали.
Маталлоломщики, похоже, сюда еще не добрались.
Едем. Пейзаж незаметно поменялся, чувствуется, что уже не Колыма.
Повалялись на якутской перине.
И вот она, могучая Индигирка.
Переезжаем на другой берег и останавливаемся на ночлег, тут, кстати, в протоке я притопил своего боевого коня, пришлось покупаться.
Зарылся в гальке, обратно на лебедочке.
На мосту встретили первый национальный якутский транспорт: серую «буханку» с синем тентом на багажнике.
Одна опора моста наклонилась, неизвестно, сколько мост еще простоит, восстанавливать его, думаю, никто не будет. Так что, господа туристы из Европы лишатся интересного маршрута.
Встали позавтракали, сложились и двинули дальше, сегодня по плану должны пройти Полюс Холода и встать на озере Улуу (Красное). Дорога отличная, двигаемся быстро, и вот на горизонте замаячили дома. Томтор. Тормозим у стелы.
На стелле -71,2 градуса по Цельсию, а по факту в этот день была самая высокая температура за поездку — +38.
Это памятник на против стелы.
Что это за штольня? Просветите. Тоже памятник.
Закончили фотосессию и поехали дальше.
Отьехав километров 50 от Томтора, замечаем человека идущего на встечу…, тормозим. Оказывается, это тот самый знаменитый Гуцул, живущий на брошеном метео на р. Агаякан, о котором неоднократно писали в отчетах о более ранних внедорожных покатушках в Магадан. Разговорились, 71 год, из которых 36 отсидел. Дед шел из Агаякана в Томтор (90 км) забирать малолетнего сына, не пьет, не курит, с женщинами проблем не имеет :). Пригласил заехать к нему на метео, попить чаю.
Ну мы и заехали, правда, чай пить не стали, просто пофоткались.
Поехали, до озера еще 40 км. Дорожка неплохая, и вот подкатываем к озеру, на берегу видим стоит «буханка» и красный «Сафарь», как у нас, подьехали. Это оказались дайверы из Якутска, приехали понырять в озеро, а «Сафарь» из клуба «Мамонт».
Попили чаю и поехали искать другой сьезд к озеру, чтобы встать на ночевку, но с подьездами были проблемы, решили пробиваться напрямую через лес, подьехали к берегу и встали на месте якутской стоянки.
Переночевали и двинули дальше.
Впереди осталась последняя преграда Старой дороги, переправа через реку Кубюме.
И вот она, стела поселка.
Выезжаем на берег реки, река реально здоровая и соваться в нее желания не возникало, посередине на острове замечаем серую «буханку», доезжаем до нее. Якутская семья, едут в Оймякон, спасибо им, показали переправу, мы немного потупили и в конце концов переправились без приключений.
Памятник мостостроителям на Кубюме.
Выходим, отключаем хабы, выключаем 4-ВД и в путь, основная цель достигнута, Старая дорога пройдена, теперь путь домой через Усть-Неру. На Кубюме есть заправка, на нее заехали, познакомились с двумя якутскими парнями с непривычными именами Радион и Виссарион, поговорили и покатили в сторону Усть-Неры. Дорога очень хорошая, машин немного, так что ехать одно удовольствие. На обочине стоит «Камаз», номера татарские, а парни магаданские, поломались, живут уже неделю. Оставили немного продуктов и выпить, двинули дальше.
Видим у речки стоит «Дефендер» и палатка, зарулили. Мужики гнали с Москвы три новых «Дефа» и один поломался, причем фатально, что-то с топливкой, посочувствовали… Потом этот «Деф» мы еще раза три обгоняли по дороге в Магадан, правда, он уже ехал в кузове «Камаза».
Дорога — сказка. Где-то через поласа после «Дефа» счастью приходит конец… Проезжая по мосту, слышу неприятный скрип…, тормозим, выясняем, что это скрипит заднее колесо, в голову лезут мрачные мысли…, только не подшипник… Начинаем разбирать, выдергиваем полуось и точно, сепаратора нет, пары роликов нет, запасного подшипника нет.
До Усть-Неры больше 100 км… Сидим, загораем, идет встречный «Камаз» с магаданскими номерами, останавливается (а перед ним прошел в сторону Якутска белый седан «Тойота» конца восьмидесятых с магаданскими номерами и даже не остановился…, чему я сильно удивился ), берем у него солидол и набиваем подшипник под завязку, камазист глянул своим профи-взглядом и сказал, что до Неры доедет…, а может и до Магадана…, на том и порешили, все собрали и двинули дальше, не спеша, слушая подшипник и переодически проверяя его на нагрев. Но слава Богу не грелся и не шумел.
Решили встать на ночевку на Эльге. Ну и день Сурка, точнее вечер: остановились—костер—ужин—накат—сон—завтрак—сборы, едем.
Скорость из за подшипника до 50, резко похолодало, термометр показывает -1, на вершинах гор снег. Вкатились в Усть-Неру.
Поселок оживленный, каких только номеров нет: магаданские, московские, бурятские, иркутские… Заправляемся, покупаем перекусить и дальше.
Старатели.
Едем до упора, с наступлением темноты встаем под мостом какой-то реки, километроз 50 не доезжая до Артыка. Снова вечер Сурка...
Встали рано, в 8:15 уже ехали, прошли Артык, на посту никто не вышел, шлагбаум открыт.
И вот родная земля!!! Граница!!!
Это был самый длинный перегон, ехали 16 часов, тормознулись в Сусумане, купили пару фар от КамАЗа/УАЗа и поставили их на красного «Сафаря», потому что родные у него полопались в бродах. Кстати, генератор у него просох и ожил после бродов. Встали в час ночи на Омсукчанском нуле и после быстрого ужина легли, даже не раскладываясь.
Встали, сразу поехали и через несколько км свернули на р. Мякит, там на косе нормально позавтракали, разложили вещи, вылили остатки соляры в баки и, не спеша, поехали домой, дорога была гораздо хуже, чем десять дней назад. Видно, были дожди, а камазовские колеса и дождь быстро разбивают дорогу, хотя попадались и нормальные участки.
В 15 часов уже были в Магадане.
ВСЕ!!!
Итог
Самое главное — понравилось, воспоминаний куча. Осуществили почти все, что планировали.
Пробег — 2 400 км.
Расход порадовал, по трассе у Красного «Сафаря» 13 литров, у черного «Сафаря» 9-10, причем шли груженые и в не самом экономичном режиме.
Поломки
Красный: рычаг раздатки, заменили фары, генератор напугал, эмульсия в мостах, промокший салон. Черный: подшипник задней ступицы, эмульсия в коробке, мокрый салон и пара предохранителей.
P.S. Джиперы, в лесу пить пиво и банки за рулем опасно, на очередной кочке можно остать ся без передних зубов :).