|
Два вопроса, часто задаваемые мне и до и после поездки:
— А как же вы там будете на машине с правым рулём, пустят ли вас?
— А какое там отношение к русским?
На все эти вопросы мы уже знали ответы и поэтому поездка состоялась…
Отчёт о поездке не содержит каких-либо точных данных. Скорее даже не отчёт, а путевые заметки, небольшие очерки и зарисовки. Хотя у меня и была давняя привычка в дальних поездках записывать всё до мелочей, в этот раз я отступил от традиции. Немножко поленился, так сказать. Отчасти от того, что хотелось на этот раз путешествовать, а не вести бухгалтерию :).
Задумка
Идея прокатиться по странам Балтики витала давно. Раньше мы не раз бывали и в Латвии, и в Эстонии (1991, 1995, 1997, 2001 г.г.). Ещё в эпоху Союза Прибалтийские республики уже воспринимались как заграница. В течение всех предыдущих поездок было заметно, как меняются теперь уже страны Балтии, всё больше и больше становясь «заграницей» (от нашего безвизового въезда в 1991 г. до «шенгена» в 2010). Пару раз бывал там наш старший сын. И вот теперь решили съездить всем семейством. Причём на автомобиле. Идея подкреплялась вирусом дальних странствий, которым уже давно была заражена наша семья. Желание было огромным, а это уже даёт стимул воздействовать на все ресурсы и рычаги. Опять-таки, в Риге у нас хорошие знакомые, в Пярну родственники..
На деле задача оказалась системой уравнений со многими неизвестными, которую предстояло решать в очень ограниченные сроки. Не вдаваясь в подробности можно перечислить: поступление старшего сына в институт (от этого зависело вообще «едем или нет»), отпуск жены (немного не совпавший с отпуском мужа), визы (а соответственно, страховка, «грин-карта» на машину). Плюс наслоились события с пожарами в европейской части страны. Так или иначе — большинство вопросов утрясено. Едем! Не смотря ни на что!
Немного о машине и подготовке к поездке
Штудирование Интернета и, в частности, национальных правил Латвии, Эстонии и Финляндии не обнаружило каких-либо препятствий для передвижения на автомобиле с правым расположением руля. Более того, сам текст правил показался более доступен для чтения, а в некоторых случаях — более лояльным по отношению к водителям и их транспортным средствам. Да и по многим отзывам о путешествиях россиян по Европе на «пруле» — особых трудностей у них не возникало..
(Как говорится, в цивилизованных странах не важно, где руль — слева или справа, важно, где соображалка — сверху или (пардон) снизу :).
Автомобиль — Toyota Ipsum SXM10 (1999 г.) — был куплен в 2008 г. на аукционе и благополучно пригнан своим ходом из Владика лично. Сей транспорт изначально брался именно для дальних поездок, первая из которых состоялась в том же 2008 г. (Барнаул — Сочи — Барнаул). Перегон и поездка в Сочи ещё раз подтвердили надежность и неприхотливость данного аппарата.
Подготовка автомобиля к нынешнему мероприятию свелась к проверке всех жидкостей и протряске ходовой. До замены масла ещё было достаточно далеко, поэтому с собой прихватили канистру с маслом и фильтр, предполагая поменять их где-нибудь в дороге. Да, традиционно был удален третий ряд сидений за ненадобностью для увеличения багажного отделения. Ну, и небольшая доработка салона в багажнике (это было сделано ещё в 2008 году, может, кому пригодиться). Багажник в «Ипсуме» в общем-то неплох, но… Организован просто бестолково. После бывшего у меня ранее Toyota Funcargo мне категорически не хватало проушин для крепления багажа. Решение нашлось достаточно простое — в обшивке стенок имеются места для крепления шторки багажника, стандартные болты выворачиваются, на их место вворачиваем анкерные болты. Получаются аккуратные петельки, за которые можно цеплять резиновые жгуты с крючками. Можно багаж крепить, можно просто растяжки делать (для просушки полотенца, купальных принадлежностей). Да мало ли для чего :).
Багаж: личные вещи в чемоданах, сухие пайки на всякий случай, два двухлитровых термоса с кипятком, надувной матрас и прочее. Естественно, несколько полторашек с минералкой «Карачинской» и газированным «Грушевым» — так приятно за тыщи вёрст ощутить глоток Родины :). Разумеется, набор инструментов, компрессор, набор автомобилиста, желто-зеленый световозвращающий жилет (рекомендуемый для движения по зарубежью). Еще наклейка «RUS» на заднее стекло, хотя данный момент является достаточно спорным, так как на самих регистрационных знаках уже есть надпись «RUS». Да, ещё начисто вымыл коврики под ногами и надел на педали чистые носки, потому что самая лучшая для меня обувь в дальней дороге — это босиком :).
За полторы недели до поездки был прикуплен навигатор, как оказалось, очень и очень полезная штука. В связи с полнейшей неопытностью автора в этих игрушках навигатор выбирался по беглому совету знакомого — бери любой, но только чтоб можно было устанавливать разные навигационные программы. Выбирал целый день, исходя из наличествующей суммы денег, разъезжая по магазинам. В конечном итоге, из схожих по техническим характеристикам марок был выбран навигатор путём визуального сравнения картинок на экранах. Победил самый «контрастный» экран и более менее качественный корпус :). Итак, Prestigio Geovision 4200BT с Navitel. Для поездок по заграницам дополнительно «залил» IGO8 с картами Латвии, Эстонии и (на всякий случай) Финляндии, Литвы и Белоруссии. Единственно, что за недостатком времени и ограниченности доступа в Интернет не успел обновить карту России для Navitel (и зря). В дальнейшем это сыграло небольшую шутку. Плюс на всякий случай атлас дорог России и ближнего зарубежья.
Барнаул — Москва (8.08 — 10.08)
Отпуск жены всё же не совпал. Поэтому половина экипажа (я и старший) выезжаем заранее, 8 августа. К нам присоединяется мой родственник, которому нужно было в Москву. В дороге мы с ним чередовались за рулем.
Вторая половина путешественников (жена и младший) полетели самолетом до Москвы. Там-то 11 августа мы и воссоединяемся.
Дорогу от Барнаула до Москвы подробно описывать смысла нет. Наверняка вы читали о ней во многих отзывах. Всё та же знакомая трасса: Новосибирск — Омск — Ишим — Курган — Челябинск—... и далее по М-5 «Урал». Два года назад проходили эту часть до Сызрани по пути в Сочи. На перегоне Новосибирск — Омск нагнали колонну из шести новеньких пожарных машин, торопящихся в европейскую часть России.
Радует, что в районе Бердюжьего всё-таки делают дорогу. И скоро участок Ишим — Бердюжье будет, ну, почти как автобан :).
Первая ночёвка на границе Тюменской и Курганской области. В вагончике для строителей, гордо именуемом мотелем:).
На границе Тюменской и Курганской областей.
Трактир «Подкова» на объездной Кургана. Немного поубавилось экспонатов импровизированного автомузея. Когда-то тут стояли «Победы» и «Волги». Теперь здесь только одинокий «горбатый» Запорожец. Радует неутомимое народное творчество в туалетах, хоть как-то взывающее к культуре россиян :).
Челябинск не стали обходить по объездной — проехали через город по навигатору. Там небольшая встреча с однофорумчанкой (привет, Кима!). Затем торжественное поедание «вредной пищи» — гамбургеров и картофеля фри — в «Макдоналдсе» и вперед далее…
... Всё тот же бесконечно ремонтируемый мост в Симе. Справедливости ради отмечу, что и туда, и обратно стояли в Симе не более 20 минут. Что ещё о федералке М-5? Все те же многочисленные участки «стиральной доски» и засилие фур. Это их стихия и владения. Полное впечатление, что мы — автотуристы — просто мусор, болтающийся под ногами и мешающий выполнять «великое дело грузоперевозок». Хотя попадаются и настоящие джентльмены дорог: принимают вправо, сигналят поворотником, когда дорога впереди свободна и можно обгонять. И таких достаточно много. Но самое большое зло, от которого, видимо, страдают и сами дальнобои — какой-нибудь дымящее-смердяще-чадящий КамАЗ с полуприцепом на подъёме…
Вторая ночевка была в гостиничном комплексе, где на крышах домиков написано «МО-ТЕ-ЛЬ». Очень хорошие впечатления.
Ушли с М-5, сделали крюк — поехали через Ульяновск и Саранск. Нужно было заехать к знакомым и повидаться с ещё одним однофорумчаниным (привет, Серёга Мокус!:)). Навигатор «нарисовал» просто потрясающий маршрут от М-5 до Ульяновска — сплошные углы и повороты, причем попадались дороги, которых нет на карте. Тем не менее — это оказался один из самых близких путей, причём по неплохим и малозагруженным дорогам. В поселке Чердаклы перед самым Ульяновском на перекрестке с круговым движением картавый Яшка (хит сезона :)) настойчиво порекомендовал ехать направо (хотя внутреннее чутьё подсказывало, что ехать надо прямо). Любопытство одержало верх, и вскоре мы попали на дорогу, очень похожую на запасную взлётно-посадочную полосу то ли Ульяновского авиационного завода, то ли аэродрома. В конечном итоге дорога упёрлась в шлагбаум перед самой трассой. Картавый Яшка был уволен и заменен на более благозвучную Иру:). Плюха мне самому — поленился загрузить обновленную навителовскую карту. К тому же в старой карте не был прописан новый мост в Ульяновске — судя по навигатору, ехали по воде :). Новый мост впечатлил — грандиозное сооружение.
Ульяновск. Строго по навигатору. Взлетаем :).
Отобедав в Ульяновске у знакомых, двигаем на Москву через Саранск. В этот день зафиксировали самую высокую температуру +37°, когда проезжали Рязанскую область. Последствия пожаров видимы невооруженным глазом. Обгорелые леса и поляны. Где-то ещё дымится. Вечером прибываем в Москву. И как в награду — после Коломны начинается приличный дождь с грозой и молниями.
Москва — Рига
На следующий день (11.08) мы расстаемся с родственником, немного гуляем со старшим по Москве и вечером встречаем жену с младшим на Киевском вокзале, куда они прибывают на аэроэкспрессе из аэропорта «Внуково».
День следующий (12.08) посвятили прогулкам по Москве (традиционно Красная площадь и окрестности Кремля, храм Христа Спасителя и прочие достопримечательности).
Москва — прошлое и современность. Кремль и Сити.
Фото в стиле «мы здесь были» :).
Утром следующего дня (13.08), поколесив немного по Москве (не потому что заблудились, а просто поглазеть), двинули по Новорижскому шоссе в Латвию. Расчет был таков, чтобы к вечеру остановиться с ночевкой в каком-нибудь мотеле поближе к границе.
До самого Волоколамска — мечта любого российского автомобилиста из глубинки — автомагистраль с её верхним ограничением в 110 км/ч. Впрочем, россияне — на то они и россияне (особенно москвичи, не обижайтесь:)) — легко и с огромным отрывом покрывают этот скоростной рубеж. Жаль, что всё хорошее заканчивается. Въезжаем в Тверскую область.. Право, мы как-то дома привыкли жаловаться на плохие дороги.. Так вот, уважаемые земляки, Барнаул — Новосибирск или Новосибирск — Омск — это просто автобаны по сравнению с участками дорог в Тверской и Псковской области. Чем ближе к границе, тем чаще указатели дублированы латиницей. В Ржеве увидели первых аистов — теперь уже точно мы в Европе:).
Ответ на вопрос «Хто туд?» — «Молодой туд!»:)
Приближаемся к границе — длиннющий хвост из дальнобоев — верный признак близкой таможни. На последней заправке заливаем полный бак бензина. Ночуем в приграничном мотеле... Зря отказались от люкса на втором этаже за 3 600 — до полночи какая-то пьяная личность на улице и в коридоре орала: «Жора, ты где?». И только полнейшая усталость и нежелание поднять своё тело мешали выйти и сказать ему наконец-то, где Жора.
Поутру (13.08), умывшись и позавтракав, двинули к границе. Вскоре уперлись ещё в один хвост метров в 200 из легковых машин (как потом оказалось, — в основном с латышскими номерами), стоявших параллельно очереди из дальнобоев. По незнанию простоял за последней машиной минут пять, после чего из неё вышел латыш и вежливо сказал нам: «А что Вы стоите? С российскими номерами — без очереди». «Paldies!» — вежливо поблагодарил я, включил левый поворотник и двинул к таможне, обуреваемый двумя противоречивыми чувствами. С одной стороны — радость, что не надо торчать в очереди, с другой — небольшая обида за латышей, вынужденных стоять перед таможней. Границу прошли довольно-таки быстро — минут за 40.
Сначала наша таможня. Первый пункт на въезде — смотрят паспорта, дают талончик на дальнейший въезд. Второй пункт — небольшой крытый терминал, сначала весь экипаж с паспортами к окошку (типа, фэйс-контроль), потом небольшой беглый досмотр автомобиля (подкапотное пространство, багажник, бардачок, подлокотник). Штампы в паспортах, отметка в талончике — вперёд к третьему контрольному пункту, где забирают талончик. И всё — впереди рубеж со светофором. Щиты с надписью «Republika Latvija» и логотипом Евросоюза. Нам пока горит красный — латвийская таможня не принимает. Меня осеняют воспоминания о том, что возможно мы попали в пересменку и можем зависнуть минимум на час на нейтральной территории.
Однако скоро нас впускают в таможенную зону Латвии. Так же первый контрольный пункт, квиток на въезд и два маленьких бланка деклараций на подакцизные товары — заполнить, сколько алкоголя, сигарет и бензина мы ввозим. Так же крытый терминал для досмотра, схожие процедуры и вопросы. Беглый взгляд на крышку багажника, а именно на наклейку «RUS» (вероятно, всё же нужна). Снова беглый взгляд на декларации. Стандартные вопросы: «Куда, зачем, сколько алкоголя везёте?». Нулевое количество сигарет, всего лишь литр крепкого алкоголя и отсутствие канистры с бензином — всё, к нашим декларациям интерес потерян. Удивило, что сотрудники таможни с явно латышскими фамилиями и именами говорят на чистейшем русском. Уставшая зевающая латышская таможенница (скоро пересменка) задаёт вопрос о VIN-коде и удивлённо узнаёт, что у нас его нет. «Как нет? У всех машин он есть!» Штампы в паспортах, и мы в Латвии! И не просто в Латвии — мы в Евросоюзе! Впереди ещё около 290 км до Риги.
Переключаем навигатор на IGO8 c голосом Михаила Сергеевича. Впрочем, очень скоро он утомил своими бесконечными «увы, преувысили разрешенную скорость, понимаете ли». Михаила Сергеевича уволили, вакантную должность заняла Елена :). Быстро оценили отличия навигационных программ. В большинстве своём в картах IGO8 очень точно прописаны знаки скоростных ограничений, а так же начала и концы населённых пунктов. Подсказки навигатора о скоростных режимах (ну и памятка в голове о высоких штрафах, безусловно) дисциплинируют и помогают поддерживать «правильную» скорость.
Кстати о правилах. Основные особенности латышских ПДД (как и многих других европейских стран): скорость в населенных пунктах — 50 км/ч, вне населенных пунктов — 90 км/ч, ближний свет фар в светлое время суток — везде. Набор водителя стандартный — аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Световозвращающий жилет — всего лишь рекомендация, но мы с собой взяли. Если останавливает полиция — нельзя выходить из машины, если не пригласят. Минимальный штраф — 10 латов. «Договориться на месте» — такой формы общения категорически не предусмотрено.
Дороги. Сразу видно, что отличаются от отечественных. Показалось, что ширина проезжей части несколько уже. Трасса поначалу активно копирует профиль рельефа. Этакие американские горки. Наши стандарты по уклонам и подъемам, видимо, более жесткие. Дизайн знаков отличается. Качество покрытия? Сначала ехали и «вау! ровный асфальт!». Однако скоро стали попадаться участки стиральной доски (привет от М-5) и восторг поубавился. Но, разумеется — везде чисто, знаки — будто только что с завода, разметка… В общем — всё на месте.
Одна из первых остановок — городок Pļaviņas. Живописное место на берегу Даугавы, где расположился небольшой реакреационный комплекс. Kafejnica (кафе), veikals (магазин), maiznica (пекарня-булочная, насколько знаю) — начинаем вспоминать латышские названия. Умопомрачительный запах свежих булочек входит в противоречие с отсутствием (пока) в наличии местных денег. Фотографируемся и едем дальше.
Pļaviņas. Сарайчик из носовых частей двух лодок.
Дорога практически повторяет очертания Даугавы вплоть до Риги. Трафик более-менее свободный. Один раз попалась машина дорожной полиции. С радаром, кстати. Впрочем, водительская солидарность присутствует и здесь — нам заранее помигали. Хотя мы и не нарушали.
Приятно, что многие водители уступают дорогу, перестраиваясь на обочину, если видят, что собираешься их обгонять. Благодарность в виде кратковременного включения «аварийки» так же присутствует. В целом климат на дорогах очень и очень благоприятный.
Ближе к Риге трасса разделяется на две проезжие части. И вот — наконец крупные буквы «Riga» — мы в столице Латвии! Фотография на память и — по навигатору через Akmenis tilts (Каменный мост) — на левый берег Даугавы к знакомым. Навигатор на этот раз не подкачал — приехали точно по адресу..
Рига
В этот же день после обеда двинули осматривать город. Для начала ближайший торговый центр «Spice», где есть банк с обменником. Латвийский лат — одна из «тяжелых» европейских валют. 100 € составляет ~ 68 Ls, причем полтора лата взяли комиссионных. Однако! В этот банк мы больше не пойдём. В пересчёте на рубли на тот момент курс составил в среднем 56.4 руб/лат. В кошельке помимо бумажек зазвенела мелочь. Причём — приятно тяжелая мелочь:).
Информационные пиктограмки на входе в ТЦ «Spice».
Едем в центр, где находится Vecriga (Старая Рига), по пути подмечая-удивляясь-фотографируя…
На некоторых участках в Риге скоростной режим увеличен до 70 км/ч.
Кстати, номерные знаки в Латвии предусмотрены различных размеров — как обычные европейские вытянутые таблички, так и под американские стандарты. Купив машину, автовладельцу не надо ломать голову, каким образом крепить номер.
Парковки в центре в большинстве своём платные: в рабочие дни с 8:00 до 20:00, в выходные с 9:00 до 17:00. За 30 минут — 0,7 Ls. Нашли местечко возле Оперного театра. Оплата через ... как же это по-русски? В общем, parking-meter. В ответ на опущенную в дырочку мелочь автомат выбивает чек, на котором указано предельное время, до которого можно стоять. Чек кладется на панель перед лобовым стеклом. В случае контроля сразу видно, превышен лимит или нет. Идём гулять по Старой Риге…
Ну, здравствуй, Vecriga! Мы снова вернулись в сказку! Теперь показываем это великолепие детям. Домики игрушечные с черепичными крышами. Узкие кривые улочки. Лабиринты, в которых приятно заблудиться на целый день. Всплывают ассоциации с произведениями Андерсена..
Одним из пунктов нашей программы было посещение смотровой площадки собора Святого Петра, откуда открывается замечательная панорама Риги. Наслаждаемся видами, фотографируем. На площадке толпы иностранцев. Помимо латышского и русского слышу английский, испанский, итальянский…
Спустившись с башни собора Святого Петра, увидели на площади тусовку суперкаров. Какой-то междусобойчик из «Aston-Martin», «BMW», «Ferrary» и прочих, среди которых «Porsche» выглядел просто скромной мышкой. Процессия сделала почетный круг неподалёку от колоритного цветастого конуса — этакой «новогодней ёлки» — в центре площади и удалилась вглубь Старой Риги…
Vecriga. На этой улочке снимали «Семнадцать мгновений весны»
Несомненно, одним из самых красивых мест является парк возле Рижского городского канала. В давние времена этот канал был сооружен вокруг Старой Риги и служил защитой от внешнего ворога.
Юрмала-Синевилла
На следующий день друзья приглашают прокатиться на их автомобиле («Chrysler-Voyadger») в Юрмалу и посетить киногородок Cinevilla. С удовольствием принимаем предложение..
Въезд в курортную зону платный. Правда, никаких турникетов. Всё на доверии к законопослушным гражданам. Просто подъезжаете к автомату, кормите его 1 латом — он взамен отбивает чек с указанием лимита времени. Срок действия — сутки. Ни разу никто не проверил. Но, думаю, контроль периодически всё же осуществляется.
Кстати о «Chrysler-Voyadger». Заметил, что это едва ли не самый популярный вэн в Латвии. В эпоху начала гонений на пруль тоже присматривался к нему как к кандидату в преемники к Ipsum’у. Добротный драндулет, однако по сравнению с «Toyota» качество подгонки деталей — все же не Япония. Движок самый ходовой — 2,4 л. Для вальяжного передвижения вполне сойдёт. Передняя подвеска — стойки. Задняя — балка на монолистовых рессорах с амортизаторами (привет, Америка :)). В данной версии сидения среднего ряда — отдельные кресла. Сиденье третьего ряда — сплошной диван, номинально трехместный. Есть возможность поставить вместо кресел второго ряда задний диван. Несомненно, вширь это большой сарай. Да, у брата-близнеца Dodge-Caravan есть модификации, средний ряд которых прячется в подполье (привет, братья-Фанкарговоды :)).
Заехали в один из самых дальних поселков Юрмалы — Jaunkemeri. Немного прохладно, но народ купается. Я тоже стал не исключением, ибо люблю купаться при любой температуре. Надвигающаяся гроза сняла нас с места, и мы двинулись на экскурсию в киногородок Cinevilla. Дождь застал нас в дороге...
Cinevilla находится в Тукумском районе недалеко от Юрмалы. Это комплекс декораций, настоящих домиков, макетов, построенных специально для съёмок фильма «Rigas Sargi» (в различных переводах это «Стражи Риги» или «Защитники Риги»). После съёмок фильма все декорации остались. В настоящий момент киногородок используется для проведения всевозможных мероприятий. Например, можно за пару латов напялить в костюмерной военный френч и каску тех времен и, ошиваясь по бутафорским кварталам, погрузиться в историю.
Cinevilla. Трамвай очень даже натуральный.
Довольно-таки интересное место. Вот вы видите улицу и фасад здания. Копия старой Риги начала прошлого века. Штукатурка, камень? Неа.:) Пенопласт и краска. Пенопластовыми оказались также с виду «гранитные» столбики. На территории Cinevilla также собрана разнообразная автомобильная техника, понемногу ржавеющая на открытом воздухе. Здесь и армейские «Dodge» (потомки знаменитых ленд-лизовских «Додж» «три четверти», наши Урал и «Шишиги», автобус КАвЗ и УАЗики, армейский легкий джип бундесвера и много чего ещё. А вот броневик, участвовавший в съёмках «Rigas sargi» — конструктор из фанеры на (вероятно) полста-первом газоновском шасси :).
Побродив по киношно-историческим местам Paradaugava un Vecriga (Задвинье и Старая Рига), подзакусили в трактирчике, расположенном в «пожарной станции». На четверых первое-второе-третье обошлось ~ в 8 Ls. Точно уже не помню, что ели, но первое — очень вкусный холодный национальный суп со свеклой (типа нашей окрошки).
Cinevilla. В киносъемочном павильоне.
Cinevilla. В киносъемочном павильоне
Перед отъездом друзья подарили диск с фильмом «Rigas Sargi». По замыслу это историческая драма с довольно-таки патриотическим содержанием. Однако в действительности больше напоминает игровой фильм, так как содержит некоторые исторические неточности. Но это, как говориться, художественные отступления, которые простительны практически всем создателям художественных фильмов. Дело не в этом.
Конечно же, мы посмотрели фильм дома... Впечатления? Надо сначала смотреть фильм, а потом ехать в Синевиллу :). Почему? Потому что после посещения киногородка события в фильме воспринимаются не как происходящие в Старой Риге и Задвинье тех времён, а как в Синевилле :).
На обратном пути распогодилось, и мы снова заехали в Юрмалу. Погуляли по району Майори и вышли на пляж. Народу немного, но купаются. Вот молодой человек, поразительно похожий на Леонида Агутина, запросто проехал по пляжу на велике. Видимо, не только я обнаружил сходство — многие тоже оборачивались :).
Рига — Юрмала
На следующий день для начала поехали в развлекательно-едальный центр «Лидо», где граждане кушают и «отдыхают» своих детишек.
Побродив по парку и подзакусив, мы решили съездить в Юрмалу и наконец-то искупаться — погода в этот раз нам благоприятствовала. По пути в Юрмалу первый раз за границей заправились. Вот так! Любимого 92-го нет, в принципе, как класса. «Пришлось» лить 95-й по цене в среднем 0,754 Ls/l (~42,5 руб/литр), чему Ipsum впоследствие был очень рад. Будь он конём, он вероятно бы заржал от удовольствия, ибо «их» 95-й и «наш» 95-й — это несовместимые понятия. Практически большая часть заправок автоматические — снимаешь нужный пистолет, суёшь денежку в приёмник, на эту сумму наливает. Причем пистолет оборудован этакой резиновой нахлобучкой, охватывающей снаружи топливозаправочную горловину.
В этот раз мы заехали в поселок Dzintari. Тот самый, где находится концертный зал с одноименным названием, так любимый КаВэЭнщиками, юрмалистами, НовоВолнистами и вообще очень многими артистами..
Купание в Юрмале — это своеобразный процесс. Люди, в основном, не плавают, а ходят по воде. Чтобы поплавать, нужно отойти от берега метров эдак на 70. Зато детишкам раздолье. Кстати, снова увидел молодого человека на велике, так похожего на Агутина :). Правда, ехал он в другую сторону. Видимо возвращался :).
После водных процедур гуляем немного по Jomas iela (ул. Йомас) — одной из старейших в Юрмале.
В этот же день ближе к вечеру знакомый договаривается в ближайшем сервисе поменять масло в моторе «Ипсума». Сервис, как и во многих городах постсоветсткого пространства, расположился на территории бывшей автобазы. Первоначально мастером была озвучена сумма в 5 Ls (~280 рэ, каково?:)). Ясное дело, что я бы и сам мог поменять. Смущало то, что я много времени бы потерял на отворачивание фильтра, ибо в последний раз мне его привернули от души (привет ребятам из всем знакомого барнаульским дромчанам сервиса :). Ладно, заезжаю. Латыш поприветствовал меня, принялся за дело. Попутно разговариваем о том, о сём. О дорогах, о машинах, о житие-бытие. Ага, вот и фильтр. Фигвам. Не берут его съёмники в виде крабов. Колпака для откручивания нет. Я говорю — бери зубило, делай дырки, вставляй туда рога мощного рожкового ключа и отворачивай :.) Кувалдометр — это мощная сила. То ли мои разговоры, то ли советы по откручиванию фильтра — но первоначальная сумма была любезно снижена. На вопрос «Сколько?» — механик ответил «четри лати», растопырив четыре пальца.
Турайда — Мазсалаца — Пярну
Нас уже зовут родственники в Пярну. 17 августа собираемся в Эстонию. По пути планируем посетить Турайдский замок и парк в Мазсалаце. По навигатору выезжаем на Brivibas iela (ул. Свободы) и далее на Псковское шоссе.
Правый руль. Никому дела нет, с какой стороны руль. Пока едешь, никто, в принципе, и не замечает. Едем по Brivibas iela средним рядом. На перекрестке остановились на красный. Справа (с моей стороны) подъезжает автобус, останавливается. Седовласый водитель-латыш медленно поворачивает в мою сторону голову и у него не то, что глаза, вероятно и очки на лоб полезли. Я улыбнулся, пожал плечами и говорю:
— Вот так и ездим.
Он одобрительно покачал головой и поднял вверх большой палец:
— Visu labu! (всего хорошего).
— Visu labu…
... и нам загорелся зеленый.
Пешеходно-велосипедный (!) переход.
Турайда расположена на высоком берегу Гауи недалеко от г. Сигулда. Как нам сказали наши знакомые — этот район иногда называют Латвийской Швейцарией. В Турайде находится средневековый замок, частично восстановленный. Сердце замка — цетральная башня. Поднимаемся по узкой спиральной лестнице на вершину, откуда открываются живописные виды.
Далее едем в Мазсалацу, где на берегу реки Салаца расположен парк Skaņais kalns (буквально «Звучащая гора»). Чем интересно это место? Вдоль обрывистого берега реки проложена пешеходная тропа около 3-х км (параллельно которой, правда, есть еще асфальтированная дорожка — для тех, кто хочет проехать на машине). Живописный еловый лес. Шаг в сторону — и вам уже будет казаться, что из кустов вылезет леший :). Воздух непередаваемо насыщен запахами хвойного леса. Двигаясь по тропе, вы можете наткнутся на местные достопримечательности с забавными названиями типа сосны с замысловато торчащими корнями Vilkaču priede (буквально «сосна оборотней»), небольшие пещерки в песчанике Eņģeļu ala (пещера ангела) и Velna ala (пещера дьявола) и другие. Небольшое ответвление от основной тропы — Rūķu taka (тропа гномов). На ней расположены деревянные скульптуры гномиков. В конце Rūķu taka сидит лиса, которая притаилась в кустах и смотрит на сову, сидящую на ели. Одна из достопримечательностей парка — собственно Skaņais kalns — отвесная скала из песчаника высотой 20 метров на противоположном берегу Салацы. В зависимости от места расположения кричащего по отношению к Skaņais kalns эта естественная природная стена возвращает эхо в различных комбинациях, навевая давние воспоминания из школьного курса физики об интерференции :).
Skaņais kalns. Rūķu taka — тропа гномов.
Подзакусив сухим пайком в оборудованном для этого месте, едем в Пярну. По пути видим прямо на обочинах аистов. Запечатлеть, правда, удалось только одного:
Как таковой границы между республиками Латвия и Эстония уже нет. Однако в Айнажи ещё сохранился таможенный терминал. И вот появилась табличка Eesti Vabariik. Эстонская часть шоссе Рига — Таллин встречает асфальтом гораздо лучшего качества и знаком ограничения скоростного режима 100 км/ч. О чём, кстати, поведал и навигатор голосом Елены. Загорелась лампочка резерва топлива, но нам хватило дотянуть до Пярну.
Граница Эстония — Латвия в Айнажи.
Конец первой серии. Продолжение в следующей части…
С наилучшими пожеланиями — Фёдорыч!