По зимникам Якутии от Иркутска к морю Лаптевых

08.02.2018 | 66895 просмотров

Тяжела и безрадостна жизнь российского автопутешественника. Одна поездка следует за другой. Калейдоскоп дорог, пейзажей, городов, стран и впечатлений. Отчёт написать некогда. Про все и не напишешь. Да и не стоит. Первая поездка Москва — Владивосток — Москва кажется замечательным событием, а пятая уже событием обыденным. К счастью, иногда случаются поездки в более удалённые и менее населЕнные населённые пункты, о которых хочется рассказать.

Скоро два года тому, как довелось прокатиться в Анабарский улус Якутии до посёлка Юрюнг-Хая и обратно. Маршрут не новый, но и не заезженный. На Дроме, кажется, всего один отчёт имеется. Автор — любимец публики Владимир Попов из Якутска. В рамках испытаний дромовского «Патриота» Владимир ездил в Анабар из Якутска и обратно. Наш маршрут несколько иной: Иркутск — Братск — Усть-Кут — Мирный — Удачный — Оленёк — Саскылах — Юрюнг-Хая — Саскылах — Оленёк — Удачный — Мирный — Вилюйск — Якутск — Тында — Чита — Улан-Удэ — Иркутск.

Увлекательный сериал Альбины Сысоевой «Зимники Якутии и Иркутской области» читали многие. И не только в России. Ссылки на все рассказы я отсылал своему немецкому другу Коле. Коля он хоть по-русски и не читает, но догадлив до ужасти. По картинкам без труда определил суть повествования.

— Ну, чё, — сказал по-немецки Коля, просмотрев жизнеописание и фотографии зимника, сделанные Альбиной, — само то. Надо ехать.

Коля любит путешествовать. Даже очень. Нанёс визиты во все 193 страны-члена ООН, а также в десятка два самопровозглашённых, непризнанных и малопризнанных территорий. Написал по этому поводу книгу «Ich war überall», что в переводе с германского значит «Аз повсюду побывавши». Изрядно исколесив земной шар, Коля не смог погасить страсть к перемещению по планете и сосредоточился на посещении зон военных конфликтов типа Сомали, Курдистана, сектора Газа, Донбасса и — для отдохновения души — зимних дорог России. В чём я оказываю ему посильную помощь: где делом, где словом, где помышлением.

Поездки Чита — Магадан в крещенские морозы (2013) и Салехард — Новый Уренгой в мартовские метели (2014) его очаровали. В марте 2015 во время совместной увлекательной поездки на снегоходах на плато Мань-Пупу-Нер решили: через год едем в Анабар. Непременно из Иркутска и непременно по зимнику Верхнемарково — Мирный, чтоб хоть мельком взглянуть на условия жизни и работы тамошних дальнобоев.

(Немного про Колю на русском в Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шпёри,_Коля На немецком и английском информации больше. Одно время он был активен в Формуле-1. Шумахера продюссировал. Возможно, любителям Формулы это интересно)

Для начала собрали небольшую группу жителей дальнего зарубежья желающих познакомиться с зимниками и дальними, ещё не освоенными китайским турпотоком, уголками России. Получился следующий интернационал: я русский из России, Коля немец из Монако, австриец Харальд из Австрии, модный немецкий фотохудожник Михаэль (Михи) фон Хассель из Германии, финн Харри из Финляндии и великобританец Бен, постоянно проживающий в Джакарте вследствие опрометчивой женитьбы на индонезийке.

Народ подобрался душевный, в странствиях по миру весьма искушённый. У каждого за плечами более сотни стран, все континенты, океаны, дальние острова, покорённые горы и пересечённые пустыни.

Знакомьтесь. Слева направо: Коля, Михи, Харри, Бен.

План простой: прилетаем в Иркутск (все кроме Харальда) и оттуда на двух машинах едем в Саскылах — столицу Анабарского улуса, где есть гостиница и аэропорт. Оттуда делаем радиальный выезд до Юрюнг-Хая. Затем Михи, Харри и Бен улетают в Якутск. Прилетает Харальд. Я, Коля и Харальд делаем ещё один выезд в Юрюнг-Хая и, выполнив программу и обретя душевный покой, едем в Якутск.

Изначально замахнулись было и до Чукотки добраться, но за неимением времени перенесли эту затею на будущее.

Посёлок Юрюнг-Хая — это самый северный населённый пункт, до которого можно добраться на стандартном автомобиле. Нордкап в Норвегии и Прадхо Бей на Аляске расположены километров на 200 южнее.

Сказано — сделано. Рано утром 25 февраля 2016 года наша интернациональная компания приземлилась в Иркутске. Офис прокатной конторы AVIS в аэропорту открывается в 9:00. Было время съездить на такси в центр и погулять по спящему городу. В Иркутске, как и в других российских городах, бываю регулярно, но без людей на улицах его пока не видел.

Чуден Иркутск при тихой погоде ранним зимним утром (поздней зимней ночью).

К 9:00 вернулся в аэропорт и забрал заказанный заранее Renault Duster.

— Местная шпана взяли наш иркутский на пару дней, поехали по льду Байкала кататься. Там его и ухайдакали. Пришлось для Вас из Красноярска пригнать.

Уважаю AVIS. Клиент просил «Дустер» и получил «Дустер», несмотря на допзатраты.

Обретя первое средство передвижения, погрузились и поехали в город искать второй автомобиль. Недалече от аэропорта на платной стоянке нас ожидала новенькая Lada 4x4 Urban. В простонародье по старой памяти просто «Нива». Сюда её доставили на автовозе из Грозного наши чеченские друзья. Поэтому у «Нивы» номер региона 95.

Аккумулятор разряжен. Шины без шипов. На спидометре 700 км. Ещё не обкатана. Всё стандартно. С конвейера, как нам и надо. Прикурили от «Дустера». Прогрели и, комфортно разместившись в двух машинах, поехали заселяться в гостиницу средней ценовой категории.

До вечера шатались по автомагазинам и рынкам, закупая канистры, снеговые лопаты, кое-какую мелочь и одежду-обувь для нашего англо-индонезийского сотоварища, у коего подходящего комплекта для сибирской зимы не было, ибо в Джакарте температура редко опускается ниже +25С и в России он зимой первый раз.

Вечером, как водится, устроили посиделки в ресторации гостиницы. Каждому есть что рассказать из прошлой жизни. Речи, тосты, по стаканчику бургундского для крепкого сна и по палатам. Утром — в путь.

Спят усталые машинки. «Нива» спит.
Рядом «Дустер» на стоянке с ней стоит.

26 февраля, как только утро засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось…. Завели автотранспорт, расселись и поехали в Братск через Тулун.

Первое заметное событие произошло в Тулуне. Остановились у придорожного кафе размять окорочка и испить чаю-кофию. Вышли из машин. Тут и приключилося нам горе. Есть такая похабная привычка у автомобилей иных марок: самим без участия человека и его воле вопреки блокировать замки дверей, когда ключ внутри, а водитель снаружи. Это и произошло с «Дустером». Пока иностранные товарищи расслаблялись за столиками, я лихорадочно думал, как выйти из такого положения. В интернете видел трюк со шнурком и петлёй, но смотрел невнимательно, да и подходящей верёвочки под рукой нет. Рядом шиномонтаж. Парнишка скучает.
— Выручай, брат, — говорю.

Парнишка тоже видел в интернете ролик по открытию дверей и взялся повторить. Сложил суровую нитку в несколько слоёв, сделал петлю. Протиснуть нитку вдоль уплотнителей двери я ему помогал, слегка отгибая дверь монтажкой.

С третьей попытки парнишка затянул петлю на блокираторе замка и разблокировал замок пассажирской двери, улучшив, таким образом, своё благосостояние на одну хрустящую купюру с видами Ярославля.

— Это много, — скромно отговаривался он, вертя тыщонку в руке.
— Бери. Заслужил, — облегчённо вздохнул я, решив про себя, что отныне тоненький шершавый шнурок должен всегда лежать в моём кармане на случай повторения подобного казуса.

К вечеру были в Братске в гостинице «Тайга».

Из гостиницы вид на строящуюся церковь и многоэтажки прихожан.

Утром 27 февраля покинули Братск в направлении Усть-Кута. В Усть-Куте по плану обед и заправка всех баков и канистр. Для чревоугодия местные жители посоветовали кафе «Телега». Нам понравилось. И еда, и интерьер, и обслуживающий персонал.

Забункеровались на «Подсолнухе»: полные баки и десять канистр…

… и вперёд на зимник.

Нам прямо.

Вскоре после перекрёстка Якутск — Верхнемарково начинается зимник.

Дорожная обстановка на первых километрах полностью совпадала с моим представлением, составленным по рассказам Альбины. Движение довольно интенсивное. Дорога переменной ширины: то узкая, то широкая, почти везде скользкая и колеистая.

Разъезд — дело тонкое.

То тут, то там небольшие инциденты под общим названием: «Не справился с управлением».

Тут же помощь и взаимовыручка.

Легковой автомобиль на трудовом зимнике — тело скорее инородное. Здесь люди работают, а всякие несознательные граждане, справляющие праздное любопытство, им мешают. Под колёсами путаются. Даю честное пенсионерское: мы ни разу никому не помешали. Завидев грузовик на узкой дороге, прятались в разъездных карманах, останавливались как можно ближе к краю дороги, иногда включали раковую скорость (R) и пятились, сколько надо. И не страха поцарапаться ради, а уважения перед трудящимися для.

Протараню! Не пущу!

Притру!

Шутка. На дороге все встречные, попутные и поперечные было вежливы. А вот вне дороги на первой же остановке приключилась неприятность.

В сумерках остановились у пикета с намерением перекусить.

После скромной трапезы финн Харри вышел на улицу и произвёл безобидное посреди современной молодёжи действие, а именно: сделал на свой телефон селфи на фоне входа в кафе. Через секунду из стоящего рядом грузовика вывалился пьяный начальник оной фуры и набросился на мирного финского парня с кулаками и непереводимой игрой слов, пытаясь вырвать из рук чухонца его дорогой гаджет. От утраты собственности и здоровья Харри спасла врождённая проворность и плохая координация движений пьяного нападавшего.

На шум я и Коля выбежали на улицу. После непродолжительной беседы с зачинщиком беспорядка выяснилось, что он возмущён тем, что Харри сфотографировал его грузовик без высочайшего на то разрешения.

Показали снимок, объяснили, что объектив был направлен в другую сторону. Честь грузовика и его водителя не затронута и, если он тут скрывается от уплаты алиментов, то никто об этом не узнает.

Заметив движуху, из-за рулей соседних грузовиков вылезли ещё трое нетрезвых мужчин и со словами: «Пионеры наших бьют», поспешили на помощь своему оставшемуся в меньшинстве собутыльнику.

Конфликт разгорелся с новой силой.

— Ты ему, б…, скажи, что на зимнике вообще, б…., фотографировать нельзя ни .уя. Это же зимник, б…., а не … собачий! — выдвигали новые требования короли снежных трасс.

— Чё они тут вообще делают? Пиндосня зуева! Забирай их и 3,14zдуйте отсюдова!

Кое-как успокоил водительский ночной дозор, пообещав немедленно приступить к выполнению последнего указания.
На прощание нам постучали кулаками по боковым стёклам.

Слегка разочарованные сибирским гостеприимством, «пиндосня» попросили умчать их в ночь подальше от этого места.

К двум часам ночи иностранные ребятишки запросились спать. На нашу удачу на нашем пути встал пикет «Удачный». Здесь мы очень удачно и разместились.

Две милые девушки напоили усталых путников чаем с конфетами, отказавшись принять плату за эту услугу.

— Вы же устали. Замёрзли, наверно. Знаете, какой сейчас мороз? На нашем градуснике -38°С!

Разомлевшие иностранцы завалились спать, кто на полу в спальнике, кто на лавке без. Я решил бодрствовать и каждый час заводить машины минут на десять, чтобы не промёрзли. Бортовые термометры и «Нивы», и «Дустера» показывали -36°С.

Между тем девушки-работницы решили пообщаться:
— А у нас знаете, какая книжка есть? Про наш зимник. Здесь одна женщина с мужем работает. Она книжки пишет. У неё сайт свой есть. Она их там печатает. Она недавно у нас была. Мы у неё книжку про зимник купили. Хотите посмотреть? — наперебой сладкоголосили девчонки.
— Давайте. Полистаю до рассвета, — обрадовался я неожиданно обретённому занятию.

За два дня до отъезда из дома я получил известие, что Drom дарит мне как одному из авторов книгу Альбины Сысоевой «Зимники Якутии и Иркутской области». Книга пришла почтой в апреле, а посмотреть, как она выглядит, довелось на месяц раньше, будучи на одном из зимников прямо в эпицентре описываемых в книге событий.

Наступило солнечное утро 28 февраля.

Температура резко пошла вверх, а вместе с ней и настроение. Осмелевший Харри фотографировался, не боясь быть битым.

На пикете ночевали несколько грузовиков с дружелюбными экипажами и, обсуждая вчерашний инцидент, европейцы твёрдо пришли к выводу, что людей хороших у нас гораздо больше, чем плохих.

Завтрак прошёл под мелодию «Мурки», которую лабал Бен на гитаре. В Индонезии у него свой ансамбль. Туземцы поют и пляшут, а он как художественный руководитель на вырученные деньги ездит в творческие командировки в Сибирь. В поисках вдохновений.

Андрей, хозяин пикета, поделился с нами дефицитным в этих краях бензином (от Усть-Кута до Мирного 1100 км, заправок нет). Некоторым нашим экспедиционерам на морозе померещился повышенный расход топлива, и они решили, что запасённого в 10 канистрах бензина до Мирного не хватит. Пришлось попросить Андрея ссудить литров 60, дабы забугорная часть группы обрела душевное спокойствие. И Андрей не отказал.

В итоге мой расчёт оказался верным: полных баков и 200 литров в канистрах хватило от Усть-Кута до Мирного, но впритык. Случись ещё одна поездка, запасать надо больше.

Поблагодарив хозяев «Удачного» за приют и ласку, поехали дальше. К сожалению, не сфотографировал милых девушек, не спросил, как зовут. Стеснительный я слишком.

Ехали быстро. День был ясный, а движение в противоположность вчерашнему дню почти отсутствовало. Зимник откровенно скучал. Не было ни пробок, ни очередей, ни аварий. На подъёмах никто не шлифовал. Взлобки никто не штурмовал.

Это сладкое слово «взлобок» вошло в мой лексикон после прочтения «Зимников Якутии и Иркутской области». Красивое слово. Такое пушисто-шелковистое, приятное на ощупь.

Взлобок с поворотом:

Безвзлобковый участок:

По моему разумению перед «Нивой» сначала взлобок, а дальше подъём.

Сделали остановку на пикете «Светлана», где были встречены с дружелюбным интересом. Иностранный турист на зимнике гость редкий. Поэтому были расспрошены наиболее любознательными посетителями: кто, куда, откуда, зачем. Накормлены и провожены с наилучшими пожеланиями.

Советы, конечно, были.
— Чё вы тут не видели!? На море бы лучше съездили.
— Так и мы на море. Лаптевых называется.

От «Светланы» до Мирного 410 км. Приехали за полночь. Нашли гостиницу «Зарница», разбудили дежурную тётеньку, она нас нехотя пустила в одноместные номера за 5050 рублей с каждого. Со стоянки у гостиницы бдительный мент прогнал под предлогом борьбы с терроризмом. Припарковались в ближайшем дворе, да простят нас его жители.

Утром 29 февраля я первым делом позвонил в Саскылах в тамошний МЧС, чтобы узнать из первых уст прогноз погоды на ближайшие дни и о состоянии зимника Удачный — Саскылах. Информация была ободряющей и жизнеутверждающей: погода хорошая, зимник чистый, вот только с бензином в Саскылахе может быть напряг.

К счастью, рядом с эМЧеэСником находился глава администрации Евгений Лаптев. Поговорил с ним. Первым делом представился, известил о скором визите незваных гостей. Реакция на известие была положительной. Из короткого разговора стало ясно, что Евгений хороший человек и правильный глава. Обещал решить вопрос с бензином и просил известить его, как только приедем в Саскылах.

С политико-экономической точки зрения такие визиты, несомненно, выгодны. Хоть и небольшое, но вливание в местную экономику. Оплата гостиницы, еды. Тот же дефицитный бензин это тоже товар, который местному предпринимателю нужно быстрее выгодно продать, получить прибыль, купить и завезти новый.

Положительные эмоции гостей из разных стран затем превращаются в положительные же рассказы, статьи, радиопередачи у них на родине о далёких и гостеприимных северных посёлках. Холодных снаружи и тёплых внутри.

Коль уж мы оказались в алмазной столице России, никак нельзя проехать мимо карьера «Мир». Погода не баловала. Было пасмурно и туманно, но дно карьера глубиной 525 метров просматривалось. Есть обустроенная смотровая площадка.

С неё вот такой вид.

А можно и к самому краю бездны подобраться для более острых ощущений.

Хулиган ты, Харри!

Карьер, конечно, впечатляет, но нас ждёт дорога и город Удачный. До него ещё 500 с лишним вёрст. Дорога Мирный — Удачный ровная и почти прямая. Минимум поворотов и изгибов.

Местами таинственно-туманная.

До Удачного добрались уже затемно. Опрос нескольких местных жителей показал, что в городе нет гостиниц общего пользования. Возможно, есть ведомственная при местном ГОКе для алмазодобытчиков, но где она, если есть, то простому народу неведомо. Через объявление в местной газете нашли съёмную квартиру вот в этом цветном доме супротив церкви.

Кухня в квартире была, но еды в ней не было. Иностранная братва затребовала корма. Второй опрос местных жителей показал, что ни ресторана, ни кафе общего пользования открытого после 23:00 в Удачном нет. Зато есть рабочая столовая ГОКа, и двери её гостеприимно распахнуты и для своих рабочих, и для любого желающего отобедать в полночь.

— Рабочая столовая! Настоящая! — возликовала инобратва.

Такая удача может быть только в Удачном. Ресторанов они опробовали сотни, рабочих столовых ни одной.

— Ну, что ж, берите свои алмазные ложки и по машинам.

Пожалуй, нигде за всю поездку зарубежные гости так много и с аппетитом не трапезничали, как в удачной столовой. Для иностранных путешественников это была не просто еда, а бесценный опыт. Полуночный обед с погружением в местную культуру потребления.

Столовая в этом здании. Вход свободный.

На следующий день наступила весна. Но только на календаре. Первое марта у Северного полярного круга день весьма морозный. Сначала мы учинили небольшую фотосессию у мемориала горняцкой славы Удачинского ГОКа.

Заправили все ёмкости бензином и тронулись в путь. План — доехать до посёлка Оленёк. По рассказам бывалых до Оленька примерно 310 км. Немного поплутав, обнаружили начало зимника и свернули на оный.

Зимник представлял собой довольно ровную и достаточно широкую дорогу. Вскоре доехали до широты Северного полярного круга. Каждый из нас пересекал его не раз в различных частях света, но сфотографироваться будет не лишним.

«Они стояли молча в ряд, их было…» нет, не восемь. В два раза меньше. Пятый фотографировал.

В точке пересечения полярного круга царит обстановка веротерпимости. Здесь можно и православному кресту поклониться, …

…и языческую ленточку повязать.

Говорят, до этого места можно и летом доехать, а вот дальше — только зимой. В целом весь зимник до Оленька оставил благоприятное впечатление. Ухабистых участков мало. Дорога либо ровная, либо волнистая. Погода весь день была тихая. Небо то прояснялось, то прикрывалось пеленой облаков. Неспешная езда и созерцание северной природы доставляли эстетическое удовольствие.

Коля рулит.

(Осторожно: фотография содержит сцену табакокурения. Кто плохо переносит дым — задержите дыхание и переходите на следующую страницу)

Иногда машины ломаются и их оставляют замерзать на снежной холодной обочине. Одиночная могила «УАЗика».

Братская могила «УАЗиков».

Могила неизвестного автомобиля.

«Нива» на перепутье. Можно не думать. Езжайте по любой дороге. Обязательно вскоре сойдутся.

Километров через 120 после полярного круга неожиданно обнаружилось строение под названием «Чайная».

Решили зайти почаёвничать. Оказалось, кроме чая, можно отведать макароны и рагу из лосятины.

Хозяин, начальник и шеф-повар «Чайной» Олег Кириленко. Житель Оленька.

Вкусив дичи, неспешно продолжили путь. Модный фотохудожник Михи вертел дорогими фотообъективами направо и налево, ища сюжеты для своих будущих фотокартин, кои он мастерски делает и также мастерски впруживает за многие тысячи евро богатеньким швейцарским буратинам.

Я и Коля ехали в «Ниве», меняясь у руля. Остальные в «Дустере». Рулил Михи. Харри товарищеским судом был отстранён от управления, так как ещё на зимнике Верхнемарково — Мирный допускал опасные заносы и непредсказуемые манёвры. Бен за руль не рвался, но по мере приближения к Оленьку желания свои переменил и стал донимать Михи.
— Дай порулить. Ну, дай порулить. Ни разу по снегу не ездил.

Сердобольный Михи уступил просьбам. Через минуту все убедились, что Бен не врёт. По снегу он не ездок. А Бен убедился, что сухой снег якутского зимника это коварнее, чем мокрый асфальт Джакарты. Засадил «Дустера» по самые зеркала.

Не успели откопать, подъехал МАЗ с тверскими номерами и якутским экипажем и легко и непринуждённо выдернул «Дустера» из снежной ловушки.

В поздних сумерках въехали в Оленёк. Село большое. С уличным освещением. По улицам молодёжь гуляет. Молодёжь рассказала, как проехать к гостинице. Гостиница очень приличная, тёплая. Двухместные комнаты по 2400 рублей за койко-место. Общая кухня со всем необходимым для непритязательного постояльца.

Ночь была не сильно морозной: -30°С. Утром обе машины завелись без проблем. У «Нивы» засвистел ремень.

В Оленьке есть заправка. Работает по расписанию. Открывается в 9 утра. Пополнили запасы топлива и тронулись в путь.

В поисках выезда на зимник Оленёк — Саскылах плутанули малость по посёлку, зато познакомились со зданием аэропорта. В Оленёк летом только самолётом можно долететь.

Наконец, вырвались на оперативный простор.

С погодой опять повезло. Было солнечно и тихо. Запорошенный и заиндевевший лес чередовался с участками леса без инея на деревьях и туманом в низинах.

Километров через 40-50 после Оленька зимник спускается на лед замёрзшей реки. Судя по карте, это река Малая Куонамка, которая километрах в 200 севернее сливается с Большой Куонамкой, образуя реку Анабар. С момента выхода зимника на лёд всякая заметная тряска прекращается, ибо до самого Саскылаха и далее мороз и труд дорожников превратили реку в ровное широкое шоссе.

Начало речного участка зимника.

АнабарАвтоДор за работой.

На заправку — становись!

Харри на разливе.

Редкий участник зимниковского движения.

Местами встречаются интересные столбы выветривания.

Ближе к Саскылаху берега реки всё меньше и меньше поросли лесом. Приближаемся к зоне тундры.

«Дустер» гонится за «Нивой». Не догонит, так согреется.

В густых сумерках за 40 км до Саскылаха в фотоаппарате кончилось электричество. Но это полбеды. Электричество кончилось и в «Ниве». На приборной доске загорелся значок аккумуляторной батареи. Свет фар стал тусклым, печка холодной. Не подведи, родная. Дотяни до жилья.

Въехали в Саскылах. Нашли гостиницу. Приткнули машины в сугроб. На сегодня всё. Что там с «Нивой», разберёмся завтра.

В гостинице встретились с главой администрации Евгением Лаптевым. Он там присутствовал на небольшом мероприятии. Договорились завтра утром встретиться у него в офисе.

Гостиница в Саскылахе одна из самых северных в мире. Система коридорная. На все комнатки всего одна уборная. Тепло, светло. Жить можно.

Есть небольшая банкетная зала, где девушка Лена накормит и напоит.

— Овощей-фруктов, извините, нет. Мяса-рыбы сколько хотите.
— Дык, силос нам в Европе надоел. А вот строганинку мы покушаем.

Вид на Саскылах со стороны гостиницы.

Здание администрации Саскылахского национального эвенкийского наслега.

Сюда мы и заявились всею разношёрстною толпою утром 3 марта. Евгений Ильич радушно принял нас. Рассказал о посёлке, об улусе в целом. Населения Саскылаха 2300 человек. Всего в Анабарском улусе проживает 3500. Основное занятие населения оленеводство, охота, рыболовство, ну и, к сожалению, у части несознательного населения пьянство окаянное, с коим приходится бороться.

Ещё в улусе добывают алмазы, и есть запасы ценного редкоземельного металла ниобия, но до его добычи руки пока не дошли.

Евгений Ильич Лаптев.

Тут же в здании администрации состоялась встреча с пограничным нарядом. Пограничники ребята молодые, вежливые. О нашем приезде знали заранее. Хотели убедиться, что мы именно те, кто указан в пропуске.

Как ни странно и ни печально, но Анабарский улус — погранзона. И как ни прискорбно, а пришлось за два месяца до поездки подать заявку с прилагающимися бумагами в пограничный отдел ФСБ России по Республике Саха (Якутия) на коллективный пропуск в оную погранзону. Российские граждане могут посещать погранзоны по общегражданскому паспорту (Приказ ФСБ РФ №515 от 15 октября 2012 года), а вот иностранцам нужен обязательно пропуск. Чтобы не плодить пять пропусков, я решил создать ОПГ (организованную путешествующую группу) и как старший по возрасту и по званию возглавить её. Коллективный пропуск был оформлен на моё имя и со мной пять зарубежных мальчиков. Списком.

После проверки документов погранцами Евгений устроил нам небольшую экскурсию по посёлку.

На возвышении поближе к богу свежепостроенная церковь.

Купола из чистого золота.

Саскылахцы сохранили памятник В.И.Ленину. Одет он, правда, не по климату. Смотрю на него, а у самого голова под шапкой мёрзнет. Из множества бронзовых, гранитных, бетонных и прочая Ленинов во всей Руси великой я знаю в зимней одежде только двух — в Бийске и в Рыбинске. На Севере каракулевые пальто и шапка были бы Ильичу к лицу.

Центральное место занимает памятник Н.Е. Андросову. Выдающемуся партийному и хозяйственному деятелю Анабарского улуса, почётному гражданину Республики Саха (Якутия). Он приложил немало усилий для развития алмазодобывающей отрасли, что значительно повысило благосостояние местного населения. Одной олениной богат не будешь.

Посетили этно-культурный центр «Алмаз».

В центре есть и небольшой краеведческий музей, и спортивный зал, и концертный. Сам Евгений мастер спорта по боксу. Тренирует местных пацанов держать и наносить удар. Его подопечные достигают хороших результатов на соревнованиях различного уровня. Награжден нагрудным знаком «За вклад в развития бокса в РС(Я)»

Есть секция пулевой стрельбы. В общем, есть чем отвлечь подрастающее поколение от табакокурения, виночерпия и более серьёзных пагубных привычек.

Работа спорится, посёлок строится.

Коля любит фотографироваться с местным населением, а местное население с Колей.

После знакомства с посёлком пришла пора разобраться с «Нивой». На помощь был призван лучший автомеханик Саскылаха Виктор Михайлович Зуевич.

Буксировка подраненной «Нивы» от гостиницы в тёплый гараж оказалась не лёгкой задачей. Машина основательно промёрзла. Колёса не крутились и не поворачивались. «УАЗ» Виктора Михайловича тянул «Ниву» волоком, а где уазовской мощи не хватало, помогала сила человеческих рук и ног.

С большим трудом и помощью местного населения затолкали «Ниву» в тёплый гараж для сугрева и ремонта.

После этого Михи, Харри и Бен оседлали «Дустер» и умчались в конечную точку нашего маршрута — Юрюнг-Хая.

Юрюнг-Хая где-то там, в 160 км ниже по реке Анабар.

Вернулись вечером полные восторгов: «Дальше только снег и лёд. Ничего. Ни дерева, ни кустика. Тундра».

Координаты точки на бортовом навигаторе: 72 градуса 48 минут 55 секунд северной широты. Дальше только на специально подготовленных авто. С большими колёсами, наклейками, финансовыми и информационными спонсорами и т.п.

Между тем умелые руки Виктора Михайловича вернули «Ниву» к жизни. Он устранил свист ремня, заменил сгоревшие предохранители. Транспорт в порядке. День прошёл удачно, что и следует отметить. Безалкогольно. Токмо строганиной со сгущёнкой.

Однако наступило 4 марта. Едем в аэропорт встречать рейс из Якутска. Прилетает шестой участник нашей команды австриец Харальд, а в Якутск улетают Михи, Харри и Бен. Автомобильная часть путешествия для них закончилась.

Вид на Саскылах со стороны аэропорта.

Борт прибыл.

А вместе с ним и Харальд без галстука.

Представляете, сколько насмешек случилось в его адрес, начиная с Москвы. А уж в Якутске за ненормального приняли. А ларчик просто открывался. Вся его зимняя амуниция была у нас. Харальд же, будучи сильно занятым бизнесменом, предыдущие семь дней перемещался по Южной Америке по делам своего бизнеса с одним лишь бизнес-чемоданчиком, иногда посещая три страны в день. Последние три дня не спал совсем и всего лишь 30 часов назад был в Бразилии.

Пока Харальд прямо в аэропорту облачался в зимнее обмундирование, Михи, Харри и Бен садились в самолёт.

С борта самолёта прислали фото реки Анабар. Тропинка посередине реки это и есть зимник.

Когда самолёт набирал высоту, Коля, Харальд и я мчались по льду Анабара в Юрюнг-Хаю. «Нива» впереди, я на «Дустере» следом.

За рулём «Нивы» — Харальд. Стиль езды — максимально недопустимая в данных условиях скорость и иногда чуть-чуть быстрее. Снежная пыль столбом.

Дорогу местами слегка перемело.

Иногда останавливаемся, фотографируем и фотографируемся.

Бедолаги растележились. Всем ветрам открыты.

Довольно быстро добрались до Юрюнг-Хаи.

Решили прокатиться по посёлку и назад в Саскылах. На въезде большая нефтебаза. Зима длинная, навигация короткая. Топлива нужно много.

Въехали в посёлок, и тут Колю осенило. Если мы здесь найдём ночлег, то он и Харальд будут первыми иностранцами, заночевавшими в Юрюнг-Хая. Из разговоров с Евгением Лаптевым и позднее с жителями Юрюнг-Хая, мы узнали, что иностранцы раз в несколько лет в эти края залетают. Самолётом в Саскылах. А вот на обычном авто да шумною толпою приехали вроде как в первый раз. Из иностранных автопутешественников вспоминали некоего чеха из Чехословакии, который однажды прибыл сюда из Хатанги в компании небезызвестного байкера Хирурга (в миру товарища Золдастанова). Нет, не на мотоциклах. На «Треколе» с большими колёсьями.

Я попытался отговорить Колю от ночлежной затеи, но он не отговорился и решил взять инициативу по поиску жилья в свои руки. Завидев на улице пацанишку, Коля крикнул с вопросительной интонацией: «Гостиница, гостиница?»

Пацанишка махнул рукой в неопределённом направлении, что, скорее всего, означало: «А кто её маму знает?»

Харальд сдуру свернул с накатанной дороги в указанном неопределённом направлении, и «Нива» тут же утопла в снегу по самые мосты. Попытка выдернуть её «Дустером», чуть не привела к посадке «Дустера». Попытка откопать привела к ещё более глубокому погружению в снежную пучину.

Метрах в двухстах от засевший «Нивы» стоял КАМАЗ. Два мужика неспешно загружали его тушами убиенных северных оленей. Пошёл к ним за помощью.

Невооружённым глазом было видно, невооружённым нюхом было слышно, что оба грузчика и шофёр «КАМАЗа» страдали с похмелья. В ответ на просьбу о помощи шофёр спросил тихим голосом:
— Похмелиться есть чем? Умираем.
— Водки нет. Только деньги.
— Тыщу дашь? Я знаю, где здесь по восемьсот можно взять.
— Две дам. Лечитесь на здоровье.

Шофёр крикнул мужикам: «Бросайте на хрен. Работа есть»

Через пять минут «Нива» освободилась из снежного плена, а «КАМАЗ» умчался за спиртосодержащим зельем.

Ещё когда мы пытались освободить «Ниву» собственными силами, к нам подошла девушка лет пятнадцати.
— Здравствуйте! Какой у вас номер интересный: 95. Это откуда?
— Из Чеченской республики. Привезли вам тёплый привет от чеченского народа.
— Спасибо. А вы чеченцы?
— Нет. Мы русский, немец и австриец. Имеем небольшой авторитет в Грозном. Приветы передавать уполномочены.

Девушка ушла и вскоре вернулась со словами: «Вас Вера Михайловна ждёт. Зам главы администрации. Я вас провожу».

Подъехали к зданию администрации, поднялись на второй этаж, познакомились с Верой Михайловной. Вскоре появились два околоточных. Посмотрели наши паспорта. Вернули. Затем опять попросили и аккуратно переписали наши данные в записную книжку. Вдруг чего.

И Вера Михайловна, и околоточные говорили, что желание иностранных гостей быть первыми немцами, переночевавшими в Юрюнг-Хае весьма похвально, но вот спальных мест для посторонних в посёлке нет. Разве что глава администрации поможет. Он уехал в Саскылах и к ночи должен вернуться.

Заодно я поинтересовался, нельзя ли приобрести литров 50 бензина. Если найдётся ночлег, возможно, придётся не глушить двигатели всю ночь. Термометр показывал -35С, солнце закатилось за заснеженный горизонт, и температура явно падала.

Заправки в посёлке нет, а вот запасливые люди есть. Вера Михайловна позвонила одному из них. Иван Тяприн оказался не только запасливым, но и гостеприимным человеком. Ссудил нам бензина и предложил дожидаться главу администрации у него дома.

Отведав оленины, Харальд, будучи уже четверо суток без сна, был не в силах противостоять объятиям Морфея.

Иван — чемпион по традиционным видам спорта народов Севера. Поэтому на стене так много дипломов и медалей. А ещё он передовик оленеводства. В Норвегию ездил передавать опыт норвежским оленеводам. Ну и от них всяким полезностям учился.

Пока мы гостили у Ивана, из Саскылаха вернулся глава администрации Юрюнг-Хаи Канат Ускенбаевич Алькенов.

Канат по национальности казах. Из Казахстана. Служил здесь срочную. Демобилизовался. Уехал домой. Вскоре понял, что прохладная тундра ему милее, нежели жаркие и пыльные казахские степи, и вернулся в Юрюнг-Хаю. Женился на местной девушке и уже который год твёрдой рукой наводит порядок в далёком северном посёлке.

Слабоват я в казахском языке, но мне кажется, что в переводе на русский имя Канат означает «крепкий мужик».

Канат признался, что место для ночлега незваных гостей есть, но место это «страшное». Поехали смотреть. На втором этаже одного из зданий есть несколько комнат, предназначенных для проживания приезжих. Место действительно оказалось страшным. Очевидно, что когда-то здесь проживали низшие чины и прочий деклассированный элемент. И не один день. Но никто из люмпенов ни разу за собой не убирал, не мыл, не подметал и т.д. Кухня завалена объедками, недопитками, мусором и грязной посудой. На кроватях скомканные грязные и рваные подушки и одеяла. Зато тепло. Ну, что ж. И мы смольных институтов не кончали. Харальду очень понравилось. Ему чем хуже, тем лучше. Больше впечатлений. Коле главное быть первым, а на чём спать не важно. Ну, а мне всё вкусно. Остаёмся.

Канат предложил поставить машины в тёплый склад. Оттуда на своём «Патриоте» привёз нас назад в «страшное место» и пообещал забрать завтра в 7 утра.

Настало утро дня другого. А именно: 5 марта 2016 года. Коля проснулся другим, более счастливым человеком, обретя звание первого немца, проведшего ночь в далёком северном посёлке Юрюнг-Хая. Отмечать будем позже. Пора трогаться в обратный путь. Благодарим Каната. Фотоаппарат разрядился ещё вчера до приезда в Юрюнг-Хаю. В телефоне осталось чуть-чуть электричества на прощальное фото.

Харальд, Канат, Коля.

Попрощались. Мчим в Саскылах. Там наши вещи и бензин. 160 км одолели меньше, чем за два часа. Всё из-за Харальда. Speedy-гонщик. Один я бы ехал часа три.

В Саскылахе приобрели шесть пластмассовых канистр по 40 литров бензина в каждой по интересной цене — 3002 рубля за канистру. Погрузились. Попрощались с Евгением …

и помчались в Оленёк. Харальд привычно гнал «Ниву» в хвост и гриву 100-120 км/час. Я с трудом успевал за ним на «Дустере». 600 км преодолели за семь с небольшим часов. По пути пытался сфотографировать природные каменные изваяния телефоном через стекло.

Переночевали в уже знакомой гостинице. Утром 7 марта завели машины. У «Нивы» опять перебои с электричеством: отказалась работать печка и вентилятор. Нашли и изъяли сгоревшие предохранители. Сделали жучки. Вентилятор заработал. Обдув стекла тоже. Но печка не грела. Харальд, опять же руководствуясь принципом: «То, что тяжело пережить, будет приятно вспомнить», отказался просить помощи у местных механиков. «Так доедем. Всего-то два дня до Якутска».

Поехали. Харальд с Колей в холодной Ниве. Я за ними в тёплом «Дустере». Моя холод не любит. Моя комфорт давай.

Харальд опять погнал что есть мочи, но тут игра плохая вышла. «Ниву» регулярно заносило и швыряло на снежный бруствер.

От бампера вскоре осталась только центральная часть. Держалась благодаря номерному знаку. На фото ниже слева от «Нивы» обломки бампера.

Коля на некоторое время перебазировался ко мне в «Дустер». У меня тепло и безопасно.

Во время одной из остановок для вытягивания «Нивы» из сугроба нас посетил соболь. Симпатичный зверёк. Нас совсем не боялся. Чувствует, что мы хорошие. Никакого оружия не держим. И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бьём по голове.

На полярном круге ещё раз учинили фотосессию.

Ближе к Удачному заработало радио. Из приёмника звучал приятный якутский рок. Я одной рукой рулил, другой снимал клип. Коля позднее назвал его «Танцующая «Нива». Ниже ссылка на короткое видео. Сделайте звук громче. Якутский рок действительно приятный.

После Удачного, пока не стемнело, фотографировали заснеженные пейзажи.

Крест у поворота на Айхал. В далёком ныне 1992 году сразу после капиталистической революции спекулировал «уазиками» с группой товарищей. Помнится, продали Айхальскому ГОКу 50 штук. Айхальские мужики гнали их из Ульяновска своим ходом. Завидовал я им тогда. Такое путешествие! И вот свершилось: уже не первый год катаюсь по почти всей стране. И не только по России.

В сам Айхал не поехали. Крюк, однако, а до Мирного ещё далеко.

В полночь стучались в закрытую дверь гостиницы «Зарница» в Мирном.
— Чего надо? — зло воспрошала заспанная тётка.
— Пустите пережить.
— У нас скоро заезд алмазодобытчиков. На конференцию. Номера вычищены. Рванину пускать не велено. Вон через дорогу ночлежка «Вилюй». Там вам самое место.

И пошли, мы луною палимы, в «Вилюй». Там нас встретили радушно, предложили 12-часовой тариф, дали три номера за всего 4142 рубля за всех, и мы завалились спать.

Утро 7 марта. По коням и в Якутск. Через замёрзшие реки.

Харальд зело торопился в Европу вершить бизнес проекты. Решили, что Коля едет не торопясь со мной, а Харальд один в нетопленной «Ниве» несётся в Якутск. Машину оставит у гостиницы «Полярная звезда». На том и расстались. Мы с Колей заночевали в Вилюйске, а Харальд домчал-таки в этот день до «Звезды». Умылся, побрился и утром на такси в аэропорт.

Утром у нас в Вилюйске сердце билось, как олень. К чему бы это? Так ведь, Восьмое Марта! Международный женский день!

Приехали в Якутск. Нашли «Ниву». Заселились в гостиницу.

Собственно путешествие почти закончилось. Остались последние штрихи. Оставить «Ниву» у знакомых с намерением через год в марте 2017 доехать на ней до Чукотки. (Не сбылось). Отправить Колю в Москву и вернуть «Дустер» в Иркутск законному владельцу.

«Ниву» оставили на ответхранение. Коля улетел 9 марта. На следующий день и я покинул Якутск в направлении Иркутска. Форсировал реку Лена по льду и оказался на автодороге «Лена».

Дорога с собственным сайтом плохой быть не может.

До этого проезжал по ней (Иркутск — Магадан — Иркутск) в августе-сентябре 2012 года. Перемены к лучшему налицо. До Тынды все отсыпано, отгрейдеровано и много чего заасфальтировано. Короче, дорога отличная.

Хулиганы снеговые фигуры вдоль трассы строят.

Но и на хорошей дороге расслабляться не стоит. Особенно грузовикам.

До ночлега в Тынде (бюджетная гостиница «Рижская», знакомая по прошлым визитам в эти края) проехал 1010 км. Сначала был мороз и день чудесный.

Нерюнгринский район был окутан туманом и лёгкой метелью.

На границе с Амурской областью было ясно и сумеречно. Новый знак РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) уже начали загрязнять наклейками различных так называемых «экстремальных экспедиций».

Уважаемые товарищи и господа эскпедиционеры, клейте свои наклейки на личный автотранспорт, а не государственную собственность. Это то же самое, что оставлять мусор на обочине. Для пропаганды себя пишите отчёты, публикуйте фотографии, не замазывая номеров и не отворачивая лиц.

После Тынды встречались короткие неасфальтированные участки, но в целом дорога до самого Невера хорошая. Плакат, заснятый мной в 2012 году в начале автодороге «Лена», больше не существует. Снесли. Ибо рукописный комментарий некоего неравнодушного автомобилиста потерял актуальность.

Не здесь ли «Беленькую» разливают?

По «Амуру» добрался до Читы, где и заночевал в гостинице «Даурия».

На закате заметил НэЛэО.

От Читы до Улан-Удэ было и ясно ….

…. и метельно.

В небе болтались богопротивные неопознанные объекты. Зелёные человечки блестящую оболочку не покидали, честных граждан не пугали. Холодно.

Переночевал в Улан-Удэ в новой для меня мини-гостинице «Улан». Всего 1300 руб. Жить можно.

13 марта последний бросок в Иркутск. По пути заехал в Посольское взглянуть на местный Преображенский монастырь и замёрзший Байкал. Бывал там не раз, но только в тёплый период.

Аккурат в этот день случилась масленица. Две подружки в ожидании блинов вспоминали былые годы.

«Дустер» позирует на берегу Байкала под стенами монастыря.

Затем традиционная остановка в Култуке поесть пирожков с видом на южную оконечность Байкала.

Дальше закономерный финал: Иркутск, аэропорт, возврат «Дустера», рейс Иркутск — Москва, рейс Москва — Ульяновск.

Вторая поездка 2016 года удалась. (Первая состоялась в Баку в январе). Впереди были ещё три общей длиной в пять месяцев и объёмом в несколько стран и территорий: Шотландия, остров Скай и Оркнейские острова, Ирландия Северная и Южная, Аргентина, Уругвай, Бразилия, Чили, Перу, Эквадор, Колумбия. Ну и Россия от Владивостока до Твери с Байкалом, Алтаем, Хакасией, Тывой и прочая.

Будет время, будет вдохновение, будет и очередной рассказ.

Всем спасибо за внимание. До новых встреч на страницах Дрома.

P.S. В октябре 2017 встречались с Колей на Балканах. Слово за слово, ладонью по столу, и… положили глаз на Эвенкию. Ванавара, Тура. Информации достаточно. Зимники строятся и работают. Легковые машины ездят яко по асфальту. А вот севернее? Чиринда, Ессей. Информация есть, что зимник до Ессея пробивают, грузы возят. Не нашёл ни одного упоминания о том, ездил ли кто до Ессея на легковом автомобиле.

Может быть, кто-то ездил лично (хоть на «КАМАЗе»), слышал, знает. Поделитесь знаниями, пожалуйста. Возможно ли туда добраться простым труженикам на простом полноприводном автомобиле типа «Дустер» или «Нива»?

Может быть, кто-то и сам в те края съездить не против?

Молодцы ребята, продолжайте
Черский
138rus
Классно!!! С юмором.

Интересно. Спасибо !
Привет из Иркутска !
Оптимисты учат английский язык, пессимисты - китайский, а реалисты учат матчасть!

R@V

Тепло тут у вас, всего-то -30 (с)
Все пропьем, но флот не опозорим!

Buenos Aires
Серьезные парни!
Спасибо за повествование в интересном слоге)!
И успехов всем вам во всех начинаниях!!!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
Виктория
молодцы иностранцы за-сра-нцы!!!Кто на севере не бывал тот Россию не видал!!!
Киренск
Только +++++5 за фото, описание поездки и позитив! Удачи в последующих!!!

Благодатные места, с милыми людьми и конскими ценами на все.
gans913
Петропавловск-Камчатский
Образец бумаготворчества. Дорожные заметки. Не перегружено, читать легко. Интересные фото. Только пятерка!!!!
serser
круть крутецкая

Что с Нивой стало?
MITSUBISHI ЭТО НАДЕЖНО
Мой отзыв: Toyota Carina 1997
san1977
Давно хочу на море съездить. На машине.

Это случайно не шпионы? ((((ш

>Посёлок Юрюнг-Хая — это самый северный населённый пункт, до которого можно добраться на стандартном автомобиле.
Пока ваш отчет публиковался, широко известный в узких кругах господин Еликов&Ко доехали до Диксона на стоковых хайлюксах =)
Много написано, позже почитаю )

u-ude-chisinau-razdolnoe-дрючинск-irk
поехать в такой путь на таких машинах, это нужно быть очень рисковыми мужиками!
я удивлен
-Beck вам не поллитра, а целый литр!
-сулик вам не игрушка,а живой человек(с)бонд
Интересное повествование! С большим чувством юмора! Прочитал не отрываясь!

Агинское
Хренасе, на стоковых тачках, да еще из проката, рвануть на севера. Нехило так.
Миша-Михаил
Отлично прокатились! Будете у нас на Колыме - милости просим!
Нет уж! Лучше вы к нам!!!

138rus
Классно!!! С юмором.
Поддерживаю!

2:5090/24
Молодцы, чего тут скажешь..

г. Выхлопдар
Отдых на Севере для народа дороговат, в широком смысле.
Отчёт исполнен тонкого юмора и трудноуловимого оптимизма.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Не Иркутск
Белой завистью
Я сказал!
Особенно порадовала фраза: - я решил создать ОПГ (организованную путешествующую группу). Теперь я точно знаю как мы с друзьями называемся!!! Спасибо!!!

ну вот если только в экстемальные отпуска туда кататься, а так ,конечно, бедные обреченные люди, живущие в этих опах

Смело, очень смело!!)
Прокатчики сегодня только узнали куда ездил их Дастер?:))
А Ниве идет без этого одноразового пластикового бампера!
Шира
Хороший отчёт. Год назад посещал Эвенкию по маршруту Красноярск-Байкит-Тура-Чиринда-Есей. Дорога хорошая, в районе Чиринды и перед Есеем встречаются переметы, УАЗ на все сезонной резине проходит нормально, попадали в мороз до -54 градусов. Трафик транспорта не большой. На не подготовленной машине особых проблем не возникало.

Очень интересно!!!

Сообщений: 1907
Очень и очень красиво! Мечта просто съездить туда
honu
"День прошёл удачно, что и следует отметить. Безалкогольно. Токмо строганиной со сгущёнкой" так ведь строганину без водки у нас только собаки едят)). Дастер какой комплектации?
Атагай
из Братска привет!!

bublikrf
Смело, ярко, вдохновляюще!!!
Отличная поездка, прекрасный слог, читаемо на одном дыхании.

Быдлоты подвыпившей везде хватает, надеюсь иностранные гости не испортили впечатление в целом о добродушных людях в тех краях!
Спасибо Вам за отчет!

Владивосток - Краснодар
здравствуйте! отличный отчет, в котором все прекрасно - и фото, и сочетание букв, и участники, и места! спасибо!
http://travel.drom.ru/25491/ наш автопереезд
http://travel.drom.ru/29500/ Краснодарский край

Станислав
Классное описание, прочитал с удовольствием. И клип с якутским роком тоже понравился.

Абрам Терц
Автор, пишите еще ! ))) Ваши отзывы, достойны отдельного раздела на этом ресурсе !

Отличный отчет! Аж холодно стало. Про зимник на Ессей есть старое видео https://www.youtube.com/watch?... Может вам удастся выйти на автора и расспросить.
Хочешь увидеть черное кружевное? Наливай красное полусухое.

bublikrf
Смело, ярко, вдохновляюще!!!
Отличная поездка, прекрасный слог, читаемо на одном дыхании.

Спасибо Вам за отчет!
ИМХО там всё сложнее, не только в пьяности дело... походу везли что-то нелегальное, и сами мутные какие-то

дристера жалко, замяли ведь дверь?

Имхо когда человек не может остановится в плане "путешествий" и все куда-то едет, едет и едет - это психическое отклонение сродни алкоголизму
Очень интересно было читать! Автору огромное спасибо! Познавательно и фотки классные!

Elser
Серьезные парни!
Спасибо за повествование в интересном слоге)!
И успехов всем вам во всех начинаниях!!!
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ И ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ.

Обязательно будем.

Виктория
молодцы иностранцы за-сра-нцы!!!Кто на севере не бывал тот Россию не видал!!!
Как учит своих менее опытных друзей Коля:"Чтобы познать Россию, надо на себе прочувствовать её климат и расстояния"

constructor22
Что с Нивой стало?
Через год уехала на автовозе домой в Грозный.

Beck 03
поехать в такой путь на таких машинах, это нужно быть очень рисковыми мужиками!
я удивлен
Нормальные машины. Внедорожники. Только маленькие.

Михаил424
Смело, очень смело!!)
Прокатчики сегодня только узнали куда ездил их Дастер?:))
А Ниве идет без этого одноразового пластикового бампера!
Прокатчикам должно быть всё равно. Им главное машину нам отдать, деньги счётом с нас принять, и с набитою сумой спать идти к себе домой.
Прокатными машинами я пользуюсь регулярно. Отношусь к ним бережно.

Спасибо за информацию. Значит, ехать можно.

honu
Человек собаке друг. Тоже может некоторое время без водки прожить.
Дастер полноприводный, механический, с печкой и радио без CD-проигрывателя. 2.0 L. Проблем не было.

из Братска привет!!

Центральная Азия- Иркутск
Когда жил в Якутске,коллега мой рассказывал как работал в Саскылахе, направили после техникума,говорил три года жизни там потерял. **** географии. А наша нач.ок рассказывала нам молодежи как ее с подругой отправили туда работать в 66-м году. Это сейчас там тепло в домах а тогда отопления не было. Совсем. Мы,говорит,приехали летом и удивлялись, что ж это все дома изнутри оленьими шкурами оббиты. Пришла зима и им так же пришлось комнату оббить шкурами,благо их там как грязи. Сшили себе все белье из оленьих шкур. Утро начиналось с отдирания примороженных волос от одеяла. Дров нет,потому что леса почти нет,край лесотундры. Организовывали комсомольские субботники для заготовки дров в километрах 10-20 от поселка. Дрова строго для больницы ,детсада ну и еще для чего то. Сбежали они по весне.
Степень свободы любого человека обратно пропорциональна размеру его жабы.

Абрам Терц
Спасибо. Буду продолжать.

Центральная Азия- Иркутск
А строганина вещь. По моему мнению ничего на свете нет вкуснее. Если правильная. И ведь не надоедает. В Среднеколымске помню каждый вечер ее ели. Из чира. От пуза.Каждый день думали что больше долго не захотим. А на следующий день так же трескали,как первый раз.
Степень свободы любого человека обратно пропорциональна размеру его жабы.

Evgen Partner
Спасибо за ссылку.

Вован-70
дристера жалко, замяли ведь дверь?
Броня крепка оказалась. Ни одной вмятины.

H22A RED TOP
Лучше уж от водки помереть, чем от скуки.

serg.kom
Зато сколько впечатлений!
_m

Уважаю AVIS. Клиент просил «Дустер» и получил «Дустер», несмотря на допзатраты.
Забавно. Тому иркутскому AVIS-у с его машинами вообще не везёт, долго они у него не живут. То бравые китайцы с трассы слетят на новенькой машине, то местные вот. Но парень там хороший работает. Там рядом с ним ещё Hertz одно время открылся... и через пару месяцев закрылся почему-то.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012

_m
— Почему «Дустер» с красноярскими номерами? — поинтересовался я у сотрудника AVISа. — Местная шпана взяли наш иркутский на пару дней, поехали по льду Байкала кататься. Там его и ухайдакали....
В 2012 году брал в иркутском ХЕРце машину, чтобы встретить друга в аэропорту Магадана. Про возникшую в результате коллизию можно прочитать/посмотреть здесь: https://travel.drom.ru/22254/

serg.kom
Любая рыба в любом виде (особенно чир) лучше всякой колбасы.
Молодцы. Интересно написано. Интересно читать. Удачи.

Урал южный
Спасибо , получил удовольствие , отличный слог ,
иноземцы наверное в восторге ...

мой любимый автор здесь,
а трилогия автора "До цифры" - вообще лучшее, что здесь было и есть за все время.

Красноярск и 9ка
Почитал с огромным удовольствием!
Ребенок увидел, спросил что это я там такое читаю, договорились, что как сказку перед сном будем читать-смотреть картинки про эту северную поездку.
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000
Да, три части про Англию у этого автора просто огонь огненный!
Я тоже зачитывался. Ещё мне у него про Колумбию и про Абхазию нравится - тоже крутяк!
Этот автор здесь лучший.
Спасибо, автор. Напишите ещё про Ваши заграничные поездки.

Артур Шпиц
Да, три части про Англию у этого автора просто огонь огненный! А какие там персонажи, отсылы в историю, временные переплетения - это просто мощно! Я тоже зачитывался. Ещё мне у него про Колумбию и про...
а ссылки есть? а то что-то не видел таких

Bosss_Krasnoyarsk-26
а ссылки есть? а то что-то не видел таких
для незрячих https://travel.drom.ru/user/447953/ тут все рассказы автора :)
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU
До Ванавары зимник нормальный, на пузотёрке можно доехать. Я на Гранте 4 раза ездил. Есть небольшой спецучасток 27 км перед Ванаварой, на полном приводе без проблем, на пузотёрке с трудом, но проехать можно. Два пути есть: через Усть-Илимск и через Кодинск, во втором случае короче и быстрее. До Туры на 4х4 можно долететь, насчёт пузотёра - не знаю, не ездил. Насчёт Харольда, я бы охренел жить в таком бешеном темпе, здоровья не хватит.

Златоуст
И читать интересно, и грамотно написано, и фото просто отличные! Ждем еще и удачи в дальнейших путешествиях.

Рошаль
Отлично написано, фотки классные! Прочитал на одном дыхании, молодцы!
Мой отзыв: Лада Х-рей 2016

Bosss_Krasnoyarsk-26
ООООО! да это же тот же автор, что и про Англию писал! Помню просил тебя рассказать поподробнее про то, чем ты там занимался на работе... Почитал с огромным удовольствием! Ребенок увидел, спросил что...
Пожалуйста. Про ребёнка. Как говорится в одном рекламном ролике:"К хорошему надо приучать с детства".

Город над вольной Невой

Артур Шпиц
Пожалуйста. Читайте на здоровье. Напишу вскорости, о чём пока не забыл.

Igor V6Engine
Спасибо за информацию.

Петербург
Замечательно! Большое спасибо!
И вот не могли бы Вы написать в личку, я там дам Вам свою почту - или её можно у дромовцев в админе взять - хочу поделиться одной идеей об ещё одной экспедиции. А вдруг?
С уважением,
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Замечательно! Большое спасибо!
С уважением,
Написал в личку.
Действительно, а вдруг? Чем архангелы не шутят!
На первом изображении (где карта) есть ошибка. Город называется Нерюнгри, а там написано Нерюнги, но это вопрос уже к сервису предоставляющему карты.
николай
Отличная поездка! Вспомнил поездку свою с Анабара до Якутска, туда в командировку улетел на самолете, обратно представилась возможность приехать на авто, такой шанс, я не упустил))) С Евгением Лаптевым знаком лично, учились вместе в Якутске.
всех приветствую. было дело. статья класс! заезжайте! северные люди они всегда рады если они с добром! с уважением Евгений Лаптев
приветствую всех! спасибо за классный рассказ про мою Родину! да живется тяжко, но мы люди северные, стойкие! приглашаю всех посмотреть нашу природу, самобыт. есть сакральные места, которую если посетите с чистою душою, то оно вас отблагодарит! К примеру: есть камень по середине тундры, белый, который каждый год меняет свое место. остаются следы, вмятины от прошлогоднего места. это факт! Зафиксирован Ленинградским кинофильмом. есть видеокассеты (старые). вот так вот. Михаилу спасибо огромное. что рассказал про мою Родину!!!
если кто интересуется пишите мне на элетронку: boxing_anabar@mail.ru

Давайте лучше с Колей до Диксона. А то Тойота снарядила стоковые Хайлюксы, а вот иностранцы ещё не покоряли :)
HZJ80 LH; MBG400; JZS155 2JZ LH; AsiaKing AK200; ГАЗ 2411
Красивый и интересный отчёт. Спасибо автору.
P.S. Культура и традиции многих народов РФ для большей части насаления России - слабо знакомая экзотика...

француз
Спасибо за повествование. Просто и понятно. Успехов Вашей компании в дальнейших путешествиях.

Егорий
Обезбашенные ребята!!!
Круто!

Егорий
Особенно Харальд!

Прикольная поездка , Молодцы .
Toyota GAIA 2000г. SXM-10. 3S.

Мастерство не пропьешь! Стиль узнаваемый. Так держать!

Иванов-Водкин
Мастерство не пропьешь! Стиль узнаваемый. Так держать!
Да я и не пью. Почти.

Молодцы! Супер! Путешествовать по разным странам это классно! Заранее извиняюсь. Но мне , да и другим тоже, думаю будет интересно знать чем же зарабатываете на такие ежегодные поездки?

В обозримом прошлом (с 2000 до 2015) кормился вблизи нефтегазовых скважин и на строительстве атомных станций. До пенсии год. На работу уже никуда не возьмут. Приходиться жизнь прожигать, чтобы не закиснуть.

Отлично. Прочитал всё. Фотографии отличные. Хотелось бы махнуть с Вами. Каков бюджет поездки?

Bluetrack
-) ОПГ создали что надо,Харальд красава с чемоданчиком ! ))))).представляю как на него смотрели в такой одежке)))) .ОТЛИЧНО! Ждём новых приключений!

Борис
Усть-Ордынский
Могила неизвестного грузовика, это сдаётся мне маз-500-й серии возможно даже 504-й странно что такой опытный путешественник не распознал эту легенду имеющую как своих ярых поклонников так и ненавистников
9199477
san1977
Давно хочу на море съездить. На машине.
На море Лаптевых? :)

9199477
Жаль, не заехали в Айхал по дороге. Удивительное место, находка для фотографа. В отличии от Удачного и других населенных пунктов, из-за рельефа там более комфортная погода, нет таких ветров, высокие лиственницы, красивые скалы. Посёлок расположен на склоне, у реки Сохсолох ( с якутского "гиблое место". Там прошло моё счастливое детство с 3 месяцев до 17 лет. Спасибо за отчёт! Появилось острое желание доехать туда на машине.

А как там без двойного остекления нормально дорогу видно?
Красавцы.

офигеть на стандартных машинах ехать на севера, или это безбашенность или ещё что то, уму не постижимо,с высоты своих лет и умудрённый опытом я бы поехал на таблетке, сотке. с дровянной печью в салоне. Ниву я вообще не воспринимаю как серьёзную машину, про дастер ничего сказать не могу.

Николай Костенко
Мы не очень считаем, но попробую прикинуть.
Дустер на месяц стоит 80 000 рублей. Пробег получился 10 000 км. Примерно 1000 л бензина по разной цене от 35 до 75 руб/л.
Авиабилеты от места жительства до Иркутска и обратно. Гостиницы по маршруту на человека примерно 30 000 руб.

Счастливый конец
А как там без двойного остекления нормально дорогу видно?
Всё видно.

Vladimir Yakutsk
Михаил, приветствую! Очень экстримально, видимо есть опыт) у вас, удивлен вашей лёгкости к таким путешествиям. Мы, даже жители Якутска, такой поездки себе позволить не можем, в силу времени и лишних на то средств, да и целесообразности. Относительно Свежие фото родных мест.
В двух описываемых вами местах тоже был: столовке АБК УДачнинского ГОКа👍🏻 Более десяти лет назад, еда для рабочих - пир для обычного человека, но больше двух месяцев на столовский ещё желудок можно посадить, прожигает, проверено лично;
Гостинка саскылаха, тоже останавливался там) спасибо за описание нашей родной Республики !!

фото Херальда в костюме на взлетке Саскылаха - сильно!!👍🏻

Егор
По хорошей дороге чего не ездить. Прокатитесь летом по ковыкте и магистральный- Киренск. А то как-то мимо всегда. Ждёте когда отстроят полностью?

Да не ужели есть люди которые не только мечтают на пляже ***у греть( хотя бы для разнообразия)!!!
Хотя нет, это уже возрастное )))
Но ехать на "не своих" машинах в такое путешествии - это уже подвиг ))) Молодцы одним словом !
GOOD
Мой отзыв: Toyota Cresta 1997

гвозди бы делать из этих людей... (с)

Новый Уренгой
Отличная поездка!
Но посмею написать несколько уточнений:
Самый северный населённый пункт, до которого можно доехать на абсолютно стандартном внедорожнике, это посёлок Диксон. На втором месте село Сындасско. И только на третьем Юрюнг-Хая.
Иностранцы на автомобилях бывали в Юрюнг-Хая. В 2014-ом парни на Патруле выехали из Европы и через Хаю доехали до Хатанги. В 2015 путешественники на Тойоте выехали с Европы и приехали в Хаю через Норильск - Хатангу, а потом уехали через Мирный обратно к себе домой.
Примерно в середине февраля 2016 года я сам лично общался с владельцем Рено Дастер в Хатанге, который пригнал его туда своим ходом через Юрюнг-Хая.
Запомните загадочный тактический прием: когда мы отступаем - это мы вперед идем.

Vladimir Yakutsk
Здравствуйте, Владимир! Республика ваша интересная, путешествовать по ней познавательно и писать о ней приятно.
В следующем году постараемся проехать Якутск - Чукотка (Певек) (хотя бы до Билибино)

da-fomin
Не могла Нива не сломаться. Почему выбор для такого путешествия пал на росавтопром? Второй Дастер бы взяли, спокойней было.
Прокатились шикарно, все же!

Ёлкин
Отличная поездка! Но посмею написать несколько уточнений: Самый северный населённый пункт, до которого можно доехать на абсолютно стандартном внедорожнике, это посёлок Диксон. На втором месте село Сындасско....
1) Я читал Ваши рассказы. Судя по ним зимник до Диксона и тем более до Сындасско не строят. Отчаянные ребята сами колею пробивают.
Я имел в виду, что Юрюнг-Хая самая северная точка до которой стандартный зимник строится, по которому в стандартную (без пурги) погоду можно доехать на стандартном автомобиле безо всякого рубилова, пробивания колеи, таскания друг друга на тросе и т.д. Хотя перечисленные действия мне вполне по душе.
2) Я не сомневался, что с десяток-другой иностранцев этим маршрутом проезжали. Видимо, не все заходили на беседу в администрацию Юрюнг-Хаи и Саскылаха. С 1993 по 2002 год я сотни иностранцев сопровождал через Хатангу на Северный полюс. Летали на экскурсии в Новорыбную, в Жданиху, на стойбища в тундру. Иногда рассуждали всуе на тему: "А не плохо было бы как-нибудь через эту белую пустыню на большой машине проехаться бы". Не думал, что дальше разговоров дело пойдёт.
3) Чувак из Хатанги, пригнавший своим ходом Дастер, наверно, нанял в Юрюнг-Хае Коляна с Камазом. Колян его и довёздотащил.

da-fomin
Прокатились шикарно, все же!
Хорошая машина Нива. В Якутске автоэлектрик быстро нашёл причину перегорания предохранителей. Бегает сейчас по горам Кавказа, как заводная.
Второго Дастера не было, а Нива - ценный подарок из Грозного.

Выпендрёжники - не более!
Всех вокруг "купили" своими денежками.
E AE104 7A FE trans/axle: E55F5(мкпп)

Замечательная поездка и интереснейшее описание) очень информативно и познавательно, фото отличные) а главное команда хороша)
Мой отзыв: Toyota RAV4 1999

Новый Уренгой
Bluetrack
Спасибо за информацию. Буду знать. Не спора ради, а пояснения для скажу следующее: 1) Я читал Ваши рассказы. Судя по ним зимник до Диксона и тем более до Сындасско не строят. Отчаянные ребята сами колею...
Ну как зимник, не халява по льду Анабара, конечно, но в стандартную (без пурги) погоду от самой Хаи до Хатанги и дальше вполне себе ходовой даже для Дастера. Потому что за последние годы трафик сильно вырос, и набивается вполне себе приличная дорога.

u-ude-chisinau-razdolnoe-дрючинск-irk
Bluetrack
Нормальные машины. Внедорожники. Только маленькие.
день добрый
больше всего поразило что ехали с канистрами бензина в салоне
это какой же "кумар"!
ну и на зимник только на дизеле, всегда найдешь горючку
-Beck вам не поллитра, а целый литр!
-сулик вам не игрушка,а живой человек(с)бонд

Костанай. Калуга. Омск
Хорошая поездка, хороший рассказ. Ну, а уж как увидал гостиницу "Полярная звезда" (Якутск), аж прослезился... всё-таки, два года ГРЭС-2 строили. Из жизни этот период не выбросишь...
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

доброго дня.. по эвенкии ездили, ездием, и надеюсь будем ездить!!
зимники строят сейчас с каждым годом получше.. до ессея добраться можно, насчет дустера не знаю (мы на хай люксах), но немного классом побольше очень даже. сами планируем скоро к те края))) на январские праздники прошли с Туры до Красноярска через Ванавару и обратно, 3500 км полет нормальный))..

Как всегда здОрого. Жаль, что встреча с пьяными водителями произошла.
Но это лишь неприятность. Пьянка футболистов в Куршавели испортила
имидж страны гораздо больше.
Бампер на Ниве 1985 года выпуска горазда надёжнее, сколько маленьких
кустов под ним полегло, а снежные сугробы вообще на ура.
AIR-S 3л. 4WD.

Ёлкин
На Таймыр пришли нефтяники и с прошлого года зимник есть не только до Сындасско, но и на сотню километров севернее - до недавнего времени заброшенного посёлка Косистый (теперь там вахтовый посёлок). Ну...
Да, наступление цивилизации не остановишь. Лет через 100, а может и 50 везде асфальт будет. И воздушные трассы для беспилотных такси.
В 1977 году на мысе Косистый жила долганка Ульяна. Курила сразу по две папиросы.

Beck 03
день добрый
больше всего поразило что ехали с канистрами бензина в салоне
это какой же "кумар"!
ну и на зимник только на дизеле, всегда найдешь горючку
Были опасения, но ни одна не протекла.

Игорь Огольцов
Спасибо за оптимистическую информацию.

Viktor4555
Как всегда здОрого. Жаль, что встреча с пьяными водителями произошла.
Но это лишь неприятность. Пьянка футболистов в Куршавели испортила
имидж страны гораздо больше.
Бампер на Ниве 1985 года выпуска горазда надёжнее, сколько маленьких
кустов под ним полегло, а снежные сугробы вообще на ура.
Хрупкий пластмассовый бампер - преклонение перед Западом.
Bluetrack
Спасибо за оптимистическую информацию.
да не за что..
если будут вопросы по Эвенкии, спрашивайте, подскажу..
на 23 февраля планирую проехать км 300 от Туры в сторону Ессея. .

Автору респект и уважение. Здорово всё изложено читается на одном дыхании. Альбина Сысоева автор книги которая с мужем на МАЗе по зимнику ходили?
Хотелось бы узнать мнение иностранцев о путешествии. Не зря потрачены силы здоровье и деньги?

Борис
Усть-Ордынский
У Нивы было то, я думаю что ремень слегка ослаб и либо предохранитель перегорел или провод с генератора слетел или ослаб от тряски. п.с не ожидал от неё такой надёжности вот бы патра так катануть с салона ив юрюнг-хая вот бы было зрелище. Дастер вообще удивил слышал про него не очень лестное.

Читал, как повесть! Спасибо Вам за отличный рассказ! Интересно узнать впечатление Ваших иностранных попутчиков, напрямую. т.е. после поездки! Так сказать...от первого лица!
Приму в дар квартиру, можно частный дом, машину, уверяю, харя не треснет.

Юмор и оптимизм - наше всё!!!

_m
Сервис проката автомобилей Hertz ушел с российского рынка, сообщает RNS со ссылкой на информированный источник. По словам собеседника издания, решение связано с развитием каршеринговых сервисов в России, с которыми Hertz не может конкурировать.

РАМБЛЕР
Мнение самое положительное. Такой кайф для них: столько проехать и ни одного беженца с протянутой рукой.
Здоровье не было потрачено, токмо приобретено: чистый воздух, экологически чистая оленина и ценные породы рыб на обед.
Деньги не тот предмет, который надо жалеть.

Добрый KLAUS
Впечатление самое положительное: столько проехать и ни одного беженца с протянутой рукой плюс чистый воздух, экологически чистая оленина и ценные породы рыб на обед.

Blad
А у АВИСа сеть расширяется.

Смело... На прокатных машинах и на север... Наш человек на незнакомой машине даже до булочной не поедет....

ст
Прочитал на одном дыхании, очень круто!
Разве не было искушения добраться, собснааа, до самого океана, или хотя бы до выхода из Анабарской губы? На снегоходах может?
Тоже загорелся...

ст
Прочитал на одном дыхании, очень круто! Это на самом деле так просто? взял машину в прокате и поехал на северный ледовитый океан, и рамки в наших головах. Или не все трудности описаны (хотя вряд ли)?...
Всё гораздо проще, чем кажется. Не надо нагонять на себя страху и важности.
На и в океане (Северном Ледовитом и всех остальных) я бывал многожды. Поэтому Анабарская губа не манила, не звала.

А говорят, что Север не тот уже, не дружелюбный якобы, ну врут же..

Здоровское путешествие.

Михаил
Очень крутое путешествие вышло! Спустя пару недель после прочтения наткнулся на просторах сети интервью с Вашим Михи )) https://fishki.net/auto/2234032-cherez-sibiry-na-lada-niva-i-dacia-duster--po-doroge-v-anabar.html

Денис

Blad
Очень жаль... Никаких каршерингов во всяких Иркутсках нет и не будет, а вот прокат в аэропорту это очень удобно
После опусов Bluetrack остальные отзывы , даже из "Золотого фонда" не читабельны совсем . Все 10 прочитали за 2 дня , а что дальше ? Уважаемый автор, Ваше мастерство повествования и фотографии, настолько развратили наши потребности в качественном чтиве, что опускаться ниже этой планки уже не представляется возможным (никоим образом не хотим никого из других авторов принизить). Помним, что ваш жизненный опыт не исчерпан представленным материалом. Будем ждать нового , не менее интересного, а лучше настольную книгу ,которую легко забросим в чемоданы. Всех благ.

Спасибо. Буду работать над собой и над отчётами о жизненном опыте.

Благодаря таким поездкам может "пиндосня" чуть-чуть приоткроет русскую душу.
Юрий

Хороший лёгкий отчёт ,поездка шикарная! Молодцы!!

Заряженые баблом, продвинутыми зимними шмотками, новехонькими тачками- "путешественники", "экстремалы")
Там и вертолет прилетит небось если у кого из них горло заболит.

Неожиданно сегодня наткнулась на ВАШ рассказ. Зимой была на зимнике, не заглядывала сюда. Здорово, что люди не очерствели душой и есть такие путешественники. Приятно, что мои рассказы побудили у ВАС желание посмотреть своими глазами нашу дорогу. Спасибо, очень интересно. Посмеялась про пьяные разборки на пикете. У меня (правда давно уже) такое тоже было - почему фоткаю? Правда бить не били, но грозили камеру разбить.

Подольск
Очень душевно написано)) "....Моя холод не любит. Моя комфорт давай.""" )))

Очень душевно, написано. А исполнителя якутской песни в клипе "Танцующая нива":-) зовут Кэскил Баишев. Песня про Якутию, про Родину

SF-5
Спасибо за информацию. Буду знать.

Супер. Кстати про Ленина у нас в Минусинске тоже одет по зимнему.

Роман .
Супер. Кстати про Ленина у нас в Минусинске тоже одет по зимнему.
Ленин в Минусинске и Ленин в Бийске близнецы-братья. Отлиты в одной форме. У вас в Минусинске постамент лучше. С барельефом, где молодой Ленин учит местную молодёжь марксизму.

Bluetrack
Про близнецов не знал, спасибо за информацию.

супер

Очень важный вопрос есть. Лечу из Якутска в Оленёк. Там по работе буду дня 4, потом маршрут такой: Оленёк- Жилинда-Эбелях-Саскылах. Делаем связь на Ростелеком. Местные говорят - приезжай, будем доставлять куда надо. А сам думаю может машину взять напрокат в Якутске?