|
Петербург—Элиста—Батуми—Ирак—Санлиурфа—Каппадокия—Стамбул—Салоники—Бари—Рим—Шамони—Баден-Баден—Карловы Вары—Пярну—Хельсинки—Петербург
Часть первая
«Ну и зачем тебе это надо?!! Сейчас — и в Ирак? Ведь опасно! И непредсказуемо! На машине, да ещё и на своей, и из Питера — это ж сколько туда километров? И охота трястись? И через Северный Кавказ ехать — с ума сошёл, что ли? И часть пути через Чечню? Совсем уже того?» — после этих вопросов собеседник сразу проделывал красноречивое движение пальцем у виска и даже не ожидал ответов. А они были.
Я знаю, что такое нереализованная мечта. Она сидит в тебе занозой. Пока не вырвешь — не человек. Полгода засыпал представляя, как поеду. И вот случилось, наконец, прорвало, и ты летишь на своей машине, как на крыльях по полуразбитой российской дороге, а кто-то так и не решился, а ты решился, и это тебе навсегда отмеряет твою планку по жизни. В работе, в жизни, в чем хочешь. Хоть раз надо это пробовать. Или сделаешь — или сдохнешь, но сдохнуть лучше пытаясь достичь, нежели на диване в вечном сожалении о том, чего мог, но не сделал. И ты добиваешь на усилии воли это вот то, что хотел, и оно остается, и заносится в плюс, и помогает по жизни далее.
И возвращаясь к вопросу: «Зачем?», приведу слово одного умного человека: это нам сигнал. Тем, кто биологического возраста хоть и разного, однако кто подлинность жизни выверяет по чуток устаревшей, но прочной шкале. Нас еще много. И чтоб сжить нас со свету с нашими представлениями о полетах во сне и наяву, это еще сильно постараться придётся. Врешь, не возьмешь.
Глава 1. Подготовка. Тахо приобретает боевой раскрас.
Планировалось это путешествие задолго. До последнего не верилось что состоится — по разным причинам.
Логистика примерно такая: моя семья в июле Италии на отдыхе, туда мы все прилетели самолётом, а вот обратно решили, как и три года назад, ехать на машине по разным европейским красивым местам, и дочкин день рождения (7 лет) встретить в Европа-парке (лучше Диснейленда раз этак в сто пятьдесят). Прямой рейс в одну сторону из Лаппеенранты в Бергамо, аренда машины, и вот мы на побережье Тосканы наслаждаемся морем. Первая неделя июля пролетела в один миг, и вот я уже лечу обратно в Питер, работать, потому что только арбайт махт фрай. А вернуться в Италию по плану уже на своей машине надо. Именно про этот участок я и подумал ещё осенью прошлого года: чем ехать из Питера в Италию по проторенному пути (чемодан—Хельсинки–паром–Германия), попробую-ка через Турцию и Грецию к Италии с тыла подобраться. А Турция ведь рядом с Ираком — вот и заедем!
В общем, сто вёрст бешеной собаке не крюк.
Исходя из этого плана решил собрать с собой всех, кто захочет и сможет. На Drom.ru было вывешено приглашение. Всем своим знакомым послал. Сначала захотели ехать многие, затем человек 12-15. Но ближе к дате отправления народ начал откалываться по всяким разным причинам. Reiser из Перми собрался было, но неожиданно приехала дочка с зятем из Испании и он не смог. У Bradyaga из Пятигорска в последний момент заболела жена. Hono из Элисты организовал прекрасный тур по своему городу (и освободил от домогательств местных гайцов), но сам поехать так и не сумел. Виталий из Питера не смог вырваться, потому что им кроме своих двух оставили именно в эти даты ещё двух детишек их друзья из-за ЧП с родственниками. Константин из Штутгарта не смог по работе. Дмитрий из Питера отпал по той же причине. Света не смогла, т.к. у неё ещё грудной ребёнок. Азат ушёл со старой работы и не смог отпроситься с новой. И так далее. В общем, остался я почти один — только Владимир и другая Света присоединились в Тбилиси на короткий срок до Турции.
К великому сожалению, должен признать и особо подчеркнуть то, что этот регион мира крайне быстро «схлопывается». Не буду о политике, но туда, куда можно было ещё вчера, уже нельзя — и похоже, что на долгие годы. Смотрите сами: ещё каких-то 2-3 года назад Дима и Лера постили на Drom.ru о своей поездке по Ливийской Сахаре. Где та Ливия? Были поездки и репортажи и из Йемена. А сейчас? Сирия — полтора года назад кто хотел, тот туда и ехал. Не за горами Иран, наверно. Помню питерские ребята в Египет через Сирию—Ливан—Иорданию ездили. М-да… Вот и с Ираком та же история. Ещё совсем недавно никаких виз не нужно было, а сейчас ввели новое правило из-за войны в Сирии, и визы нужны стали. Так что поездка по Ираку не состоялась, хотя технически я в него всё же заехал — как оказалось, чтобы не чинясь, без затей попить чаю с их военными и пограничниками. Милейшие люди. Наливали чай, приносили печенье. Сами расстроились, что нельзя, и предложили поехать в ближайший город в Турции, где выдают визы: «Слушай, не надо ни в Москву, ни в Стамбул или Анкару! Здесь рядом город Газиантеп, всего в 500 км отсюда, туда езжай! Мы туда сейчас позвоним, чтобы они не закрывали и тебя дождались, и завтра уже обратно с визой будешь здесь!» — говорил на чистом русском языке их старший начальник. Но ясная солнечная погода в 48 градусов Цельсия за бортом, реалистичная оценка ближневосточного «завтра», которое обычно растягивается на неделю, малость времени и перспектива лишней тысячи по не самым живописным местам говорили против такого решения. Поэтому я решил — ладно, Ирак откладываю на следующий раз и уже самолётом, а теперь — дранг нах вестен. Зато появилось время на Каппадокию. Вот так этот отчёт превратился — не по моей вине — в рядовую банальную поездку по Турции и прочим странам.
И кому интересно — читайте дальше, а кому нет — увы мне, увы.
Да, ещё: Поскольку всё, где ездил, уже часто освещалось в других рассказах, буду писать кратко и только о том, что было интересно.
Подготовки особой не было. Обычное ТО с заменой жидкостей, проверкой тормозов, балансировкой колёс и прочее. Тахе 6 лет, пробег до отъезда был 150 000 км — из них две поездки в Италию и бесчисленное множество ходок в Псковскую область и в Финляндию. 92-й бензин и потребляет в среднем 16,5 зимой и 15,5 летом — при миксе город/трасса. Забегая вперёд, скажу, что в этой поездке расход составил 14 литров. Никаких поломок и проблем не было. Один прокол, в Турции, — и то не прокол, а так, начало приспускать левое заднее, через полдня заехал в придорожную мастерскую, был гвоздик, заклеили.
Марк из компании «Пис оф кейк» сделал макет и договорился с теми, кто это всё будет делать в натуре.
Вот и воплощение в реал. Сергей клеит плёнку.
Глава 2. По России
Пока делали оклейку, пообщался с дальнобойщиком Игорем из Красногорска (под Москвой) — это его цистерна внутри мойки на снимке вверху. Он предупредил о громадных пробках в Вышнем Волочке. Как результат его советов и анализа инета решил выезжать вечером, чтобы Вышний Волочёк пройти ночью часа в три при минимуме транспорта. Это сделать удалось. Вообще-то дорога была несложной, но она напоминала одну большую автостоянку: начиная с Новгородской области везде, где можно, стояли фуры, обосновавшиеся на ночлег. Но дорога имела в основном три полосы (одна для обгона) поэтому ехать можно было быстро, невзирая на темь и дождь.
По плану я собирался сразу за этим Волочком лечь спать, но ни в одном (!) мотеле и ни в одной(!) гостинице, включая Тверь, мест не было вообще. Так что пришлось ехать до Москвы, а чтобы не заснуть, от Клина пришлось включить быструю голову и ехать не как поток, а много быстрее — все вы знаете по своему опыту, что очень быстрое маневрирование сон снимает напрочь. Так что в в Химках был в 7 утра. Поспал до 12, пообщался с другом, выехал в 2 часа дня и… облом: на МКАДе всё медленно стояло и до Каширского шоссе пришлось потратить два с половиной часа.
Зато потом было здорово. Рязанская, Тамбовская области — очень красивая русская природа. Места, не оставляющие равнодушным. Попытка душу разлучить с тобой, как жалоба смычка, ещё мучительно звучит в названьях Ржакса и Мучкап. Мухи Мучкапской чайной. Гроза. Это там. Жаль, не было лишнего дня заехать и побыть немножко. Хотя удалось по пути заснять грозовой фронт.Где? B каких местах? B каком
Дико мыслящемся крае?
Знаю только: в сушь и в гром,
Пред грозой, в июле, - знаю.
После этого грозового фронта потеплело и потихоньку я наконец-то въехал в тёплую погоду, по которой мы в Питере соскучились и которой этим летом там так и не было.
Качество дорог — среднее. Две полосы по одной в каждом направлении без разделения. Асфальт где ровный, где так себе. Похуже будет дальше, в северных районах Волгоградской области, но не смертельно. Можно держать где 110-120, а где только 70-80. Вот так и доехал до маленького уютного города Борисоглебска, где и переночевал.
Отравляют существование старые раздолбанные фуры 05 региона (Дагестан), чадят, пыхтят и тихо ползут, приходится часто обгонять, а не везде можно. В остальном — всё хорошо.
А наутро, уже в Волгоградской области, я отъехал от трассы по заранее присмотренной полевой дорожке к Дону и славно там искупался. Место чудное, там не грех бы поставить палаточку на недельку…
Хорошо было искупаться в Дону!
Волгоград проехал без приключений, на подъезде к границе Калмыкии получил жезл (единственный за всю поездку) — но вполне по делу, за обгон там, где нельзя. Разобравшись на месте, спросил про что там впереди. Лейтенант прояснил ситуацию — типа, и не думай! Звери там, мол, сплошные. Ставят например незаметную камеру, а стоят через 20-30 км и всех нарушивших тормозят. Ну я внял и ехал несмотря на скукоту (а чего — сплошные степи, и глазу не за что зацепиться) строго с разрешённой, и действительно видел, как всех тормозят — очевидно только тех, кто нарушил, так как меня не тормозили.
Расслабился и получил. Всё-таки козлы они там в Калмыкии. На стационарном посту остановили и начали разводить за якобы нештатные галогенки. Я не стал с ними бороться, меня уже ждал Hono, и я ему позвонил, что тормознули. Он приехал, вмиг разрулил ситуацию (потом объяснил как — просто объяснил: приехал человек в гости, а вы тормозите, некрасиво…). И потом он мне показал Элисту. Красивый город, очень необычный. Потому что буддистский, и такая смесь людей на улицах — калмыки, русские… Напомнило серию детективов Хольма ван Зайчика про Ордусь — кто читал, поймёт.
Наши автомобили — мой и Hono — возле главного буддистского храма Элисты.
Предупреждённый о непростых блокпостах далее на Северном Кавказе осторожно выехал из Элисты следующим утром. Ставропольский край, Будённовск, Моздок. Далее по среднего качества дорогам во Владикавказ. Очень много сначала просто постов ГАИ, потом блокпостов — это где проверяют всех поголовно и ты должен остановиться для проверки. А на некоторых поперёк дороги вообще шлагбаум, и пропускают опять же только после проверки документов. Везде всё медленно и хотят всякого, хотя такого развода, как в Элисте, не было. Отделывался (везде), благо нерусский паспорт позволяет, широкой улыбкой, принципом: «Моя твоя не понимай, моя мал-мала Ирак едет», и сувенирами из Петербурга. Согласен, что это неспортивно и другим дромовцам не поможет, но скорость и простота прохода была важнее. Особенно умилили (это было в Чечне) дети гор с автоматами на плечах и разумом дошкольников, которые, сообразив, что проверяемый по-русски ни бум-бум, а ни на одном другом языке они сами ни бум-бум, бурно радовались когда проверяемый сам сообразил открыть багажник и произнести волшебное слово одинаково звучащее на всех языках: «Сувени-и-и-и-рз!!!» и начал раздавать сувениры из Петербурга. Чувствовал себя, как во время покупки Манхеттена за несколько связок бус.
Как только кончился Ставропольский край, сразу чувствуется другой уклад жизни, другие обычаи. Поскольку моей целью не было изучение Осетии, Ингушетии и других мест Кавказа, ехал быстро и прямо скажу — не впечатлило. Вообще. Сделал себе заметку на будущее: специально туда ездить не стоит, особенно учитывая логистические и иные сложности — есть много гораздо более интересных мест. Поэтому и Владикавказ по-быстрому объехал по объездной и вот уже дорога идёт к Грузинской границе.
Глава 3. Грузия
Живописно утыкаюсь в границу — очередь вполне нормальная, прикинул: не больше чем часа на полтора. Большинство машин — грузины и армяне с российскими номерами. Так и оказалось, и через час двадцать (всё профессионально вежливо и эффективно) прошёл все формальности, сами по себе они заняли пять минут. Ещё 20 минут на той стороне — и поехали по Грузии. Красиво.
Россиянам виза в Грузию уже не нужна, вам просто поставят штамп в паспорт — и всё.
На подъезде к КПП «Верхний Ларс».
Моей целью было не разрекламированное Казбеги, а отстоящее в стороне от трассы село Сно. Вот фотки из жизни села и его обитателей. Бедность. Очень всё плохо. Но все очень приветливы и гостеприимны. Люди постарше прекрасно говорят по-русски, молодые понимают, но уже не говорят. Но все жалеют о том, что всё так изменилось.
Главный Кавказский хребет проходит уже дальше (то есть граница между Грузией и Россией проходит не по нему, а севернее), и чтобы на него забраться, надо попотеть: 30 км убитой грунтовки по серпантинам, а вдобавок уже сумерки и полил (скорее обрушился) проливной дождь. Да только Тахе это нипочём.
После Пасанаури появился асфальт и кончился потоп. Дорога стала вполне гладкой, куда лучше чем М-5 в Волгоград. Только вот странные привычки у людей там в деревнях и посёлках: на шоссе они выходят прогуляться, школьницы на нём играют в бадминтон, мальчишки — в футбол, мамаши с колясками… И всё это при никаком вообще освещении. Недалеко и до греха, подумал я, и сбавил обороты. Не зря — через 50 км проезжал мимо печально стоящего старого «мерса» возле лежащей рядом убитой коровы. Оба восстановлению не подлежали. Хорошо ещё, что корова, а не человек.
Зато когда начался автобан перед Тбилиси — тут уж стало прям как в Германии. Супер. Вот так под мягкий шелест асфальта въехал в Тбилиси и заселился в маленькой, но очень уютной гостиничке прямо в центре. Там много сейчас реконструируют.
Неслабый такой интерьерчик за 60 евро.
Несколько плюсов и минусов про Грузию.
Плюсы — это в первую очередь люди и их отношение. Гостеприимны, радушны. Второе — цены: очень умеренные. Затем, конечно, вкусное всё — еда, вино, вода. Хороши дороги — если ездить по главным. Красивы отреставрированные части Тбилиси, но город в этих местах потерял свой шарм, получился какой-то блескучий новодел. А где не потерял — там не очень всё отреставрировано.
Самый главный минус — идиотский стиль вождения и процент кретинов на дорогах зашкаливает. Двойная сплошная на крутом повороте с обзором вперёд на 40-50 метров — повод для обгона, а то что неминуемо следует притирание тебя в кювет, т.к. навстречу, конечно, кто-то едет, никого не волнует. Особенно этим досаждают микроавтобусы, совершающие междугородние рейсы. Слов нет, выражений тоже уже не осталось. Великолепный автобан только первую сотню километров от Тбилиси, затем узкая, хотя и хорошего качества, дорога с напряжённым движением. Так что средняя скорость в 50-60 км/ч — это ещё хорошо. А поскольку страховки там не существует в принципе (мне так и не удалось найти, кто бы застраховал машину), то результат может быть плачевным. Так что больше в Грузию хоть на своей, хоть за чьим-нибудь рулём — ни в жизнь.
Ещё: это слишком милитаризованно-полицейское государство. Поясню, это момент тонкий. То, что они сделали чистую и некоррумпированную полицию — здорово. Молодцы. Это и у нас все знают. А я наблюдаю дальше, потому что хочется дойти до самой сути всегда. Вижу — на нарушения полиция не реагирует вообще. Думаем дальше — что это за полиция, если при ней можно на красный и по встречке. Мой вывод: она нужна для чего-то другого, нежели поддерживать порядок, как, скажем, в Канаде или Швейцарии. Кто не ленивый, додумайтесь сами.
Насчёт милитаризованности: поздно вечером после устройства в гостинцу пошёл поесть в ближайшее место. Это был ирландский паб. То, что вкусно накормили и прекрасным грузинским вином напоили, — факт. Но факт и то, что за этот час-полтора перезнакомился с американцами-инструкторами и советниками из всех родов войск, в основном marines, и немцами, даже австралийцами. Их там были десятки. А верхом «удовольствия» было то, что уже через десять минут какой-то тип подошёл с разговорами про откуда да зачем и как и чего. Истории про кгбшных работников в советские времена помните (или слышали)? Я не понаслышке знаю, так что не ошибусь и здесь, уж очень специфические моменты были, только не знаю как грузинская гб называется.
В общем, люди хорошие, а режим — полное г…но.
Кто хоть раз бывал в Тбилиси в старые времена, помнит хачапурную/магазин вод братьев Лагидзе на Руставели. Первый этаж занимало стоячее кафе, где на стойке батареей были выставлены их знаменитые сиропы. А в подвале располагалось кафе-хачапурная. Это место было знаменито на весь Союз, а сейчас от всего этого осталась только сломанная дверь и вывеска над нею.
Погуляв по Тбилиси до полудня, я решил, что уже хватит и пора бы и ехать дальше. Володя и Света, которые уже были там и успели затариться всем необходимым, идею поддержали. Володя притаранил четыре бутылки превосходного домашнего вина и две чистой как слеза чачи. Закинув это богатство в багажник, он тут же раскритиковал мой план ехать в Батуми по горной дороге через Боржоми и Ахалцихе. «Видишь ли, — сказал он проникновенно, — даже если ты выпьешь всю воду в этом целебном и изобильном Боржомском источнике, и совсем-совсем ничего не оставишь всем остальным жаждущим, то даже и в этом случае тебе не удастся этой волшебной водой восстановить всё потерянное на этой дороге здоровье. Не говоря уже о времени». Эта информация позже получила своё подтверждение уже в Питере, когда моя коллега Ольга (см отчёт о Красноярске) рассказала, как месяцем позже они ехали по той дороге несчастные 300 километров одиннадцать с половиной часов.
Я внял голосу его рассудка и мы поехали через Кутаиси—Самтредиа, о чём нисколько не пожалели, потому что (см. выше) несмотря на все радости вождения мы приехали в Батуми всего за пять часов, включая фотосессии на заправках с местным дружелюбным народом.
Королева бензоколонки, королева кафе (и кофе при нём), и три главных: по тарелочкам, по гаечкам и по бумажкам.
Живописен был последний отрезок между Кобулети и Батуми. И вот мы въезжаем в Батуми. С прошлого года у меня остался телефон компании «Батуми онлайн», говорили — будешь здесь снова, позвони, поможем. Звоню. Лена отвечает, вспоминает, и диктует телефон Мираба. Тот на вопрос, где здесь можно остановиться, ни секунды не задумывается: «У меня, конечно!» Оказывается, у него маленькая гостиничка типа бэд энд брэкфаст. Уговариваемся встретиться на въезде в город, встречаемся, едем пару-тройку километров в горы.
«А на море искупаться? А в ресторан покушать? Отвезёшь?», — спрашиваю я. «Отвезу, — говорит, — без проблем», и многозначительно добавляет с подозрительной интонацией тётушки Чарли из Бразилии: «Если захочешь, конечно».
Что он имел в виду, я понял через пять минут, когда, въехав в его двор (снимок внизу), и припарковав машину, я понял что попал на фазенду со своим родником а также со своими всем, что там растёт, включая домашние апельсины и чай, который, кстати, был превосходен и совсем не похож на мокрые веники продававшиеся когда-то в союзе. А самое главное, я понимаю, что мы попали на праздник выделки первой в этом сезоне чачи!
У Мираба отдыхало четыре семьи — две из Белоруссии, одна из Казахстана, ещё одна не помню откуда. Ужин был такой, что какой там ресторан… И естественно, все дальнейшие разговоры о там в море покупаться или съездить куда-то были благополучно забыты. А купались мы все потом в протекающей рядом горной речке, включая его (Мираба), его семерых гостей (туристов-курортников), ещё шестерых (туристских и соседских) детей, а также трёх проходивших мимо но не могущих пропустить такую возможность прохожих, их собаку, а также шедшего из магазина соседа с ребёнком, плюс парнишку-разнорабочего из этого же магазина, его приятеля, проезжавшего в этот момент мимо на мопеде, двух коров, ишака и козу. Впрочем, животным мы сразу сказали, что в речку их не пустим, на что они разумно согласились и в ожидании мирно паслись рядом. А в речке в одном месте даже было по грудь, но подозреваю, что либо от количества купавшихся, либо от не совсем вертикального положения тела. И не холодно, что характерно.
И голова наутро была абсолютно свежая!
Это Мираб за рулём своей горной антилопы.
Домашний чай (три тех самых верхних листочка).
А это их так срывают длинным шестом.
А это как с ним связаться. Хорошие люди!
Глава 4. Турция
Утро выдалось не просто хорошим, а удивительно хорошим. Голова ясная, погода хорошая, машина надёжная. Что ещё надо человеку чтобы спокойно ехать дальше?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Не в моих привычках оставлять повествование на потом, но не могу осилить всё сразу. Работа, семья… Буду писать, когда смогу. Так что продолжение следует!