|
Поездка была еще в 2018 году, но описать ее всё никак не доходили руки. Но тут на помощь пришел ковидушка — во время всех этих самоизоляций, локдаунов и прочих карантинов появилось свободное время — тогда и начал излагать повествование. Но в процессе написания было выявлено, что практически все фото я малость пролюбил в неясном направлении. А какой отчет без фото? Правильно, хреновый. Таким образом, бросил я этот рассказ. Но внезапно, после Нового 2022 года гугл на смартфоне начал слать сообщения типа «Этот день год/два/три назад». Полез разбираться, откуда вражИнский сервис всё это знает, да и оказалось, что последние лет шесть все фото дублируются на бусурманские сервера. И фото из КЗ там тоже оказались.
Таким образом, осталось только малость дописать, вставить фото и можно публиковать. А из-за творящихся в мире событий, думаю многим станет интересна тема бюджетных поездок из Сибири летом туда, где есть солнце воздух и вода, а так же гарантированные +30. Если конечно не испугаетесь Казахстана, ибо там тож отжигали на новогодних празниках.
Поехали.
Лето 2018. Как всегда оно в Томске дождливое и холодное. Вроде во времена детства было не так — можно было купаться, загарать, но сейчас почему-то не так. То ли вырос, то ли изменился климат. Ну а солнца хочется. Начали с женой решать, куда же съездить. Выбор путей поездки осложнялся наличием ребенка возрастом неполных трёх лет. Вроде бы и с более мелкими детьми катают по всему миру, но нам как-то боязно. В итоге, решили совершить «пробную» поездку в Яровое. Кто не знает — это такой городок на юге Алтайского края, который после распада СССР получил местечковый курортный статус, благодаря южному расположению (по сибирским, конечно, же меркам), а также вроде бы полезным соляным озёрам. Не зная, как ребёнок отнесётся к длительной поездке, решили ехать с ночёвкой в Новосибирске, где решено посетить зоопарк, детскую железную дорогу, а также иные детские развлечения, не представленные в Томске (включая катание на метро).
25 июля 2018 выезд из города. Авто, кстати, Skoda octavia 2014 года, 1.4 DSG с пробегом на тот момент 69894 километров. Очень хорошее, очень практичное — хорошая динамика, низкий расход, комфортный салон и огромный багажник. Последним по случаю и решила воспользоваться жена, набрав вещей на все случаи жизни.
На выезде из города традиционная заправка и обнуление километража. Ехать до Нска решил по федералке М53 — трафика там больше, чем по альтеративной дороге через Колывань, зато она короче на полста км. Вот только о выборе я очень скоро пожалел — как только въехал на земли Новосибирской области, тут же наткнулся на засилье камер. Не все из них были рабочие, но перед всеми стояло ограничение в 70 км/час, так что проезжать их на комфортных 110 км возможности не было, приходилось сбрасывать до 90. Ну а в остальному дорога знакомая и уже через 3 часа были в Нске. Заселились в гостининцу «Hotel Х.О» — дороговато, но из плюсов — шаговая доступность зоопарка.
Перекусили, пошли гулять. Для начала решили посетить дельфинарий. Вход стоил полтора килорубля с человека, представление через час. Купили, подождали, зашли. Организаторы почему-то задержали представление на полчаса, как итог, все маленькие дети устали сидеть и ждать. А так как техника безопасности при представлениях предписывает сидеть на месте (ибо выступают хищники), то всё представление семьи с маленькими детьми пытались чем-то занять своих отпрысков, дабы они сидели на месте.
По итогу, не рекомендую посещать с маленькими детьми. Далее поехали кататься на метро, катание привело на набережную, где наткнулись на аттракционы, на коих и провели остаток дня.
На следующий день выехали в сторону Ярового. По Новосибирской области дорога хорошего качества, но примерно до Красного Яра сильно загружена, что очень тормозит движение. Гравийный участок между Новосибирской областью и Алтайским краем наконец-то заасфальтировали. Вот только начиная с Алтайской границы дорога по качеству так себе, что тоже не способствует быстрому передвижению, а в Немецком районе Алтайского края так вообще, как после бомбёжки.
Доехали до Ярового, расположились. В 2018 году удивило засилье в поселке авто с казахстанскими номерами. Были даже автобусы типа спринтера, которые явно привезли туристов с соседней страны (на 2021 не актуально, прим. автора из 2022).
В нашем домике также жили два друга-казаха. Поинтересовался у них, отчего тут так много граждан Казахстана. Выяснилось, что в период недолгого периода «казахского коммунизма» (ну помните тот период в 2014-м, когда рубль обрушился в два раза, а тенге еще не успел) жители Павлодара открыли для себя курорты Алтайского края. А точнее Яровое, где в принципе неплохая инфраструктура для отдыха на выходных, а близость не делала обременительной поездку. Поэтому павлодарцы пристрастились закупаться в пятницу дешевыми казахскими продуктами, бухлишком и ехать в РФ для приятного времяпрепровождения (еще раз примечание: был в Яровом в 2021 году — казахстанских граждан заметно меньше, наверное рубль за 7 тенге делает Яровое уже не таким привлекательным).
Ну да ладно, что-то малость отвлёкся. Приступили к отдыху. На пляже стандартно: есть солнце — можно купаться, загорать. Солнце зашло за тучку — народ кутается в пледы и смотрит с надеждой на небо. Вот такое оно Сибирское лето. Но вечером можно прогуляться по набережной от причала до причала. Покататься на аттракционах, людей посмотреть, себя показать…
Но всё равно что-то не то. Ехали-то за солнцем и водой. Решили скататься на Малое Яровое — оно малость южнее, и вроде по прогнозу теплее. Однако, те же яйца в профиль: есть солнце — тепло, нет солнца — промозгло.
Начали с женой думать, куда же податься. Горный Алтай? Там красиво, но хотелось всё же погреться. Шира? Уже далековато, да и там тож лотерея. И тут на ум пришло: КАЗАХСТАН. Что там есть рядом за бугром? Начал гуглить… Бухтарма — не далеко, но по погоде тоже самое… Балхаш! Текущая температура +35 градусов!!!! Расстояние всего лишь тысяча км. Заманчиво. Что еще? Маршрут Павлодар — Астана — Караганда — Балхаш, по которому, в рамках нового шелкового пути, строится четырёхполосная бетонная дорога. Дорога построена на 70%.
«Гм, — подумал я, — 70% готовности — это, наверное, столбики осталось покрасить, да разметку нанести». Жена малость сомневается — на слуху рассказы про коррумпированную казахскую полицию. Я более спокойный — в 2014-2015 пришлось поработать командировками в КЗ, где объездил (в том числе за рулем) весь восточный берег Каспия. Повадки ЖолПолясы (они же Жопы) более-менее знаю. Языковых барьеров практически не было. Провожу агитацию, жена соглашается. Таким образом, решено — едем на Балхаш! Завтра последний оплаченный тут день, значит подготавливаемся и выезжаем.
Выехали где-то в обед. Границу решили проходить возле Кулунды, там же заправились на «Роснефти», ибо тенге у нас нет, да и неизвестно, где встретим нормальную заправку на той стороне. Нормальные — это «КазМунайГаз» и «Хеллиос», опять же по опыту командировки. Страховку сделали на подъезде к погранпереходу, границу пересекли быстро, особо никто ничего не досматривал и вот мы на казахской стороне. Доехали до Павлодара. По плану тут ночуем, утром меняем рубли на тенге и алга (ничего, что я с вами по-казахски?).
На утро поехали искать обменники, толком ничего не нашли, поэтому обменяли рубли не по совсем выгодному курсу в «Сбербанк Казахстана». Это точно такой же «Сбербанк России», только Казахстана. При выходе из банка застал жену с глазами «по пять копеек». «Представляешь, только что ЖолПолясы остановили авто вон там по громкоговорителю: авто такой-то принять вправо к обочине». Для России — редкость .
Направились на выезд. По плану ночёвка в Караганде. На выезде из Павлодара тормознули ЖоПы — проверили страховку, пожелали счастливого пути.
И вот выезжаем из Павлодара… Гугл не обманул, действительно четырёхрядная бетонка шикарного качества!
Говорю жене: «Гугли, сколько тут можно ехать?» Получалось, что можно топить 140 Км/час. На радостях разгоняюсь до такой скорости. Шикардос! В голову закрадываются мысли, что если такая дорога до Караганды, то чем чёрт не шутит, может сегодня будем ночевать не там, а сможем доскочить до Балхаша? Ребёнок засыпает. Настроение поднимается. Но… Гугл-то не соврал, а вот казахстанские чиновники, которые рапортовали про 70% готовность дороги, походу, малость преувеличили. Процентов эдак на тридцать… Это к тому, что не успел я толком нарадоваться, как шикарная дорога завершилась стройкой, и пришлось свернуть на временный объезд, где пришлось ползти 40 км/час по колдоёбинам.
Ребенок проснулся. Начал канючить. Решил свернуть на заправку. Малость размялся, заправился, заодно купил ребёнку машинку на заправке, дабы отвлечь его внимание. Получилось. На какое-то время. Дорога — тягомотина. Короткие построенные участки, по которым можно топить 140, меняются разбитыми объездами, где авто тянутся в пробке. Таким образом доехали до Экибастуза (оказывается, это город, а не тарабарщина), и тут появился выбор: свернуть напрямик на Караганду, либо дальше переть до Астаны (она же Нур-Султан по новому стилю (она же обратно Астана по последнему стилю 2022)). Тормознули на заправке, купил по мороженому, ребенок выпросил еще одну игрушку-машинку, благо, по российским меркам они дешевые.
Посидели, подумали — решили ехать напрямик. И не пожалели. Первые 150 км… Пока не въехали в Карагандинскую область. До нее дорога была шикарной — ровная, без кочек, далекопросматриваемая и без транспорта. Если бы не патрули ЖоПы, то, ей богу, вытопил бы там 160 км/час, а то и больше. Тут надо пояснить — казахстанские ЖоПы (ГБДДшники, если по-русски), не прячутся по кустам, а на два экипажа выделяется участок дороги, по которому они весь день ездят, по кругу, снимая скорость встречных авто. И 20 нештрафуемых км/час там нет, при этом штрафы на порядок выше российских. По этой причине из летунов там только «новые казах» на двухсотых кукурузерах, а остальной люд более-менее соблюдает скоростной режим.
В общем, проехал я 150 км до въезда в Карагандинскую область. А после очень сильно пожалел, что поехал этой дорогой, ибо была она хуже, чем убитая в хлам. Асфальтовые кочки по 150 мм были нормой. Определял высоту кочек по ударам в защиту картера. По итогу, скорость 40-60 км/час. Измученные доехали до Караганды.
Где и заночевали. Название гостиницы не помню, но было дешево и неплохо. Перед сном малость прогулялись по городу, посетили супермаркет и затарились казахстанским хавчиком. По впечателниям, дешевые казахстанские продукты превосходят наши российские средней ценовой категории. По крайней мере, дешманский казахстанский тушняк по количеству мяса превосходил наш какой-нибуть «Бурятпродукт», а если покупать не дешманский, то… В общем, продукты качественнее...
На следующее утро поехали дальше на Балхаш. Дорога приемлемого качества, если бы не ЖоПы, то можно было бы смело топить 120-140 км/час, но приходилось тащиться 90 км/час. Тут же попал под ЖоПное гостеприимство. Ехал, знак 70 км/час, ну я, как ответственный водитель, снизил до 70. И ехал так до первого перекрёстка, после разогнался до 90 км/час. Тут-то мне навстречу и попались ЖоПы — тормознули, начали рассказывать, что на этом участке надо ехать 70 км/час.Типа там была табличка распространения 7000 м. Дальше пошло про «изымем права, оплатишь, привезешь чек — вернём». Договорлся с ними на 10 тыс. тенге (2 тыс. руб.) оплаты на месте. Сел. Поехал, мониторя знаки на встрече — реально, знак 70 с табличкой 7000 м. Как я так мог лохануться?
Дальше без эксцесов доехали до Балхаша. Если что, это и озеро и город. Время чуть позже полудня. Согласно интернета, по всему берегу озера Балхаш расположены посёлки, в которых имеются турбазы и всё такое. Поехали к ближайшему — Шубат Турбек. Можно было дальше и южнее, но как-то залюбился уже ехать. В общем, да, налево — посёлок с частным сектором, направо куча туристических отелей на любой вкус и кошелёк. Заехали, сняли полдомика за 2700 тенге койкоместо, ребёнка не посчитали. Итого, в сутки отдавали по 1000 руб. на наши деньги за это:
А вот, собственно, и само оно, за чем ехали:
— Папа, это море?
— Нет, сынок, это всего лишь озеро. (С)
Погода — шикардос. Приятная жара, озеро тёплое. Кстати, каждая база у озера имеет свой пляж, состоящий полностью из песка, тенты от солнца и аквабайки за приемлемую цену. И навес на стоянке для авто, что ой как актуально для югов. Есть еще общественный пляж в посёлке с платным входом через центральные ворота. Там были надувные горки. Из минусов Балхаша как озера — пресная вода. Привык, что в Яровом ложишься на воду и лежишь, яки на перине. Попробовал так же лечь на Балхаше и пошел ко дну. Соли не хватает. Ну и минус базы в том, что с полудня до четырех происходило обесточивание. С чем это связано — хз. Оно вроде как не критично, но неприятно. В частном секторе, кстати, стимость койкоместа начинается от 500 тг или 100 руб. на наши.
Дальше купания-загорания, исследование посёлка и всё такое…
Съездили в город Балхаш. Там ловить особо нечего, нет никаких зон развлечений для туристов. Ну, или по крайней мере мы их не нашли. Заехали на местный рынок купить арбуз и мясо для шашлыка. Рынок — привет из 90-х. У нас в РФ мясо лежит в охлаждаемых ларях, там на прилавках. На сколько оно портится при той погоде — хз, поискал, вроде нашёл нормальную свинину. А вот тамошние арбузы… В общем, у нас в Сибири не арбузы, а жалкая пародия. По вкусу, разумеется.
Пожарили мяска, поели. Жена с ребёнком ушли спать, а я остался с дешёвым и вкусным казахским пивком под тёплым ночным небом. Алкоголь наводит на всякие мысли. Вот возьмём КЗ. Население всего лишь не полные 20 млн. человек. А ведь всего в 1000-1500 км на север от данного места есть Нская область с двумя милионами жителей, Кузбасс с двумя лямами жителей. Томск, порядка семиста тысяч, оба Алтая, где не менее полутора лямов человек. Итого, на севере минимум 6 млн. человек, которые мёрзнут летом. Это без учёта Омска и Красноярска. Т. е. минимум 30% от населения Казахстана. Казалось бы, есть богатые казахстанцы, которые могут вложиться в инфрастуктуру, построить норм дорогу. Дать по башке ЖоПам, дабы не лютовали, и народ с Севера поедет сюда. Пусть не все, а процентов 20 за весь сезон посетят это место. И каждый привезёт минимум по 100$. Итого 6*10^6*0.2*100=120 млн. долларов. Это минимум. Это же золотая жила. Почему никто не шевелится???
Философию прервала жена — у ребёнка поднялась темература — 39 градусов. Паника. Что делать? Куда бежать? Другая страна. Побежал посреди ночи к коменданту. Она вызвала скорую. Приехали, осмотрели. Ротовирусная инфекция. Пить жаропонижающие, протирать холодной водой, какие-то таблетки выписали.
Дальше диалог с врачами:
— Я вам сколько-нибудь должен?
— Да.
— Сколько?
— Что сколько?
— Ну сколько за вызов?
— Да не, всё это бесплатно. Просто не так поняли.
В общем, привет атавизму советского здравоохранения — бесплатным скорым и всё такое. Далее бессоная ночь, наутро сгонял до аптеки за лекарствами. Опять беспокойная ночь. Вторые сутки ребёнок лучше, но уже не до купаний-загараний. Максимум гуляния.
Познакомились с соседями по домику. Они рассказали, что уже не сезон, холодно, поэтому сейчас тут дёшево. В голове тут же пронеслось: «Вот эти вот стабильные +35 днём и +23 ночью — холодно???? Съездили бы вы в Яровое!» Ну а вообще, с их слов, раньше было дешевле, но сейчас начало ездить много россиян, которые в среднем побогаче казахстацев, по этой причине местные гостиницы подняли цены.
Ну а мы с свою очередь, по причине невозможности купаний, решили неспешно выдвигаться назад раньше времени и смотреть на обстоятельства, а точнее на состояние ребёнка. Закупились арбузами и выдвинулись в направлении дома. Дорога назад — степи или пустыни. Не знаю, как правильно, но в целом уже ничего интересного. Доехал до места, где отдал ЖоПам 10 ктг, снизил скорость до 70 км/час. Тут меня обогнала красная октаха, из которой радостно махали руками — оказывается, тоже 70 регион. И главное уверенно так идёт. Зацепился за ним, попутно промониторил знаки на встречке. Оказалось, что там был просто знак ограничения 70 без зоны действия. Т. е. некий развод от ЖоПов: с одной стороны есть зона действия, с другой нет. Ну а далее, используя красную октаху как тральщика, ехать стало намного веселее.
Он особо не нарушал, но ехать 110 намного веселее, чем 90. Вроде невелика разница, но однако… Незадолго до Караганды они свернули на заправку. Тож подвернул познакомиться. Оказалось, семья из четырёх человек из Северска путешествует «за линию горизонта», т. е. особой цели у них нет. Просто поехали в направлении Алма-Аты, потусили там у родственников. Потусили в округе и сейчас едут в направлении дома. НО не напрямик, а через Астану (т. е. Нур-Султан (т. е. Астану)), где также хотят потусить. Октаха у них 1,2 DSG, но в максимальной комплектации L&C, на тот момент в продаже, с последующей покупкой октахи с более мощной движкой. За время путешествия по КЗ также нарвались на один развод от ЖоПов на бабло, но в целом без эксцесов.
Поехали дальше. Перед въезом в Караганды они ушли на объездную, в направлении Астаны. Мы же поехали в город. Заселились в гостиницу. А так как времени было еще мало, поехали по местным достопримечательностям. Во-первых, посетили местную большую мечеть.
Это не первая моя мечеть, я и до этого посещал их в качестве достопримечательностей. И если честно, мне в них нравится больше, чем в православных храмах: как-то в них чисто, чинно, приветливо. К примеру, когда был в Астане (Нур-Султане (Астане)), в главной мечети Казахстана и не знал, можно или нет там фотографироватся — спросил у местного священнослужителя (я в них особо не разбираюсь, но пусть будет муфтий), можно или нет там фотографироваться. Так этот муфтий чуть ли не сам меня отфотографировал и провёл экскурсию. А после я полетел в Москву, где среди прочего посетил Храм Рождества Христова и словил контраст в виде двух мордоворотов, которые шмонали на входе и изымали фотоаппараты, сотовые и всё такое. Конечно, это может быть было связано с недавней на то время выходкой ПуссиРайт, но осадочек всё же остался.
Ребёнку, кстати, на все эти строения было пофиг — ему интереснее бегать.
Во-вторых, загуглили и получалось, что недалече находится католический костёл, ну или типа того (я в них тоже не особо разбираюсь). В них ни я, ни жена ни разу не были. Значит, будет вечер религий. Поехали туда. К сожалению, было поздно и сам храм (костёл?) был закрыт. Погуляли по территории вокруг. Довольно интересно.
Жаль, что не удалось попасть внутрь. Ну а ребёнок нашёл сосновую шишку и развлекался её киданием. Шишка — интереснее каких-то там непонятных мегастроений.
Ну а в-третьих, поехали в ближайший супермаркет закупаться дешёвыми казахскими продуктами. Цены на гостиницы я особо не помню, а вот то, что казахский коньях «Бахус» обошёлся мне в 150 руб. на наши деньги за 0.5 литра — это я хорошо запомнил. Единственный минус, так и не поняли, сколько литров можно вывести в РФ на человека, поэтому купил всего лишь 2/3 ящика. Заодно попали на акцию подарков за потраченную сумму. По итогам нам вручили две пиццы. Я не понимал, зачем нам две пиццы, поэтому предложил жене отдать одну первому встречному. Но жена ответила категоричным нет — пиццы в тему. По пути в гостиницу приметил заправку «ГазпромНефти». Решили с утра заехать туда за кофе.
Дальше ночёвка, утром завтрак пиццей. Поехали за кофе на заправку. Там операторы очень удивились стремлению купить кофе на заправке. Потом дорога до Ебобастуза. Остановка на обед, где я признал, что пиццы-таки в тему.
Дальше новый шёлковый путь, где ремонты-ремонты-ремонты, точнее стройка-стройка-стройка. Канитель и ничего нового, разве что ребёнок настойчиво всё интересовался, не надо ли нам заехать на заправку. К вечеру прибыли на границу, там малось задержались, ибо перед нами проходили контоль узбеки, у одного из оных была какая-то проблема с паспортом. Досмотр. Откройте багажник. Куда ездили? На Балхаш? Ну ладно, можете закрывать. Количество алкашки никого не интересовало. Можно было взять ящик. Доехали до Ярового, где и переночевали.
На утро путь домой. На въезде в Новосибирскую область догнали машину ГИБДД. Притормозил и начал плестись за ней. Смотрю, все обгоняют. Тоже газанул и обогнал. Как-то мы уже отвыкли, что можно вот так вот просто взять и обогнать машину ГИБДД, да и уйти в точку. Ибо они ездят 90 км/час. А у нас нештрафуемые +20. Да и +40 — это всего лишь 500 руб., или 100 тг на казахские.
После Нска ушёл на колыванскую трассу. Она хоть и длинее, зато можно топить и нет камер. Ночью были уже в Томске. По стоимости поездки ничего не скажу — особо не считали. А по расходу и пройденому пути — всё на БК.
На этом, собственно, и всё. Каков вердикт? Если нужно солнце, воздух и вода недалече от СФО — Балхаш отличный вариант. Но ехать надо через Астану, тем более дорога ныне там скорее всего точно построена. А курс 7 тг за рубль как бы располагает гультбе.
На этом всё. Всем удачи.
Малость бонусфото: