|
Предисловие
Начну свой рассказ с того, что 2 года назад мы уже ездили на автомобиле в Кыргызстан и на Иссык-Куль. Та первая поездка оставила хорошие воспоминания и была для меня немного ностальгической (оказывается, есть такая разновидность туризма — ностальгический :)), так как детство и школьные годы прошли в Киргизии.
Тогда в подготовке к поездке нам очень помогли отчеты автотуристов, размещенные на сайте drom.ru, несмотря на то, что многое мне было знакомо с детства. После первой поездки я тоже собирался написать свой отчет в помощь таким же автопутешественникам. Но в силу (моей лени) различных обстоятельств, тогда мне это сделать не удалось. Вот (заставляю себя) с удовольствием делаю это сейчас :).
Итак, взяты отпуска, собраны вещи, приведен в порядок автомобиль, проведены другие организационные мероприятия, и в первый же день отпуска (27 июля 2013 г.) мы выезжаем.
Экипаж: папа, мама, дочка и дочка (8 и 6 лет).
Маршрут: Новосибирск — Караганда — Шу — Бишкек — Чолпон-Ата — Бишкек — Балхаш — Экибастуз — Новосибирск.
Автомобиль: Suzuki Grand Vitara, 2006 г. в., объем двигателя 2 л.
Навигация: телефон HTC с GPS (Android) с приложениями Карты Google и Яндекс.Карты.
День 1. Выезд.
Выезжаем из Новосибирска в 9:00, хотя планировали в 7:00 (о чем впоследствии я пожалею). Наш план на сегодня — доехать до Караганды и там переночевать. Едем, радуемся свободе и отпуску.
Прибываем на границу где-то в 15:00. Еще на российской стороне границы оформляем казахскую страховку на 3 недели (стоимость около 400 руб.). Страховщица говорит, что много машин потому, что суббота и россияне едут в Павлодар что-нибудь прикупить. Пересечение границы занимает 1 ч. 15 мин.
Едем дальше по Казахстану, наблюдаем, как меняется пейзаж за окном: исчезают поля и леса, сменяясь степями.
По Казахстану я еду строго по правилам, как написано на дорожных знаках. Негативный опыт прошлой поездки, заключившийся в расставании с 2-3 т. руб. направленными на улучшение благосостояния казахстанских гаишников, у меня уже есть.
Проезжаем Павлодар краем, по объездной дороге. Ничего особенного, радует глаз только Иртыш. Надеюсь, сам город красивее.
Не доезжая Караганды километров 150, нас накрывает гроза с сильным дождем. Раньше никогда такого не видел — вдалеке на горизонте многочисленные стрелы молний, вырывающиеся из туч и вонзающиеся прямо в землю.
Приезжаем в Караганду около часа ночи. Пройдено около 1050 км. Вынужденно катаемся по городу: ищем подходящую гостиницу (варианты гостиниц были подобраны заранее), меняем деньги. Удивило то, что ночью в городе очень оживленно, ездят машины, прогуливаются люди. Наверно, потому, что ночь с субботы на воскресенье.
В итоге устраиваемся в очень приличную гостиницу за 1200 рублей. Все цены далее буду приводить в российских рублях. Курсы местных валют были такие: 1 рубль = 4,7 казахских тенге, 1 рубль = 1,47 киргизских сомов.
Ложимся спать в 3:00 ночи. Вот тут я и жалею, что мы не выехали из Новосиба на пару часов раньше. Приходится сдвигать время завтрашнего выезда из Караганды.
День 2. Казахстан.
Позавтракав в ресторане гостиницы, выезжаем из Караганды в 11:00. Город сегодня нравится гораздо больше, чем вчера. Вполне современный город, красивый центр, но вот только показалось, что он как-то разбросан.
Задача на сегодня — доехать до Бишкека. Около 1000 км. Еще столько же.
В г. Балхаш останавливаемся на обед в одной из многочисленных кафешек на трассе. Плотно кушаем за почти символические деньги. Едем дальше, открывается озеро Балхаш бирюзового цвета, которое будет нас сопровождать еще очень долго. Понимаем, что сегодня мы в Бишкек попасть не успеем, особенно с учетом того, что предстоит пересекать казахско-киргизскую границу. Но у нас есть запасной аэродром — гостиница в г. Шу, не доезжая 130 км до Бишкека.
Поэтому решаем никуда не спешить, а спуститься к Балхашу и искупаться. Это, конечно, не Иссык-Куль, но тоже не плохо. А рыбалка там, говорят, отличная, что подтверждается многочисленными продавцами копченых сазанов, судаков, сомов на трассе. Покупаем 4 копченых сазанов средних размеров за 200 руб. и едем дальше.
Где-то под Шу на каком-то посту уже поздно вечером меня первый раз останавливает гаишник со свистком и смешной светящейся палочкой. Состоялся примерно такой разговор:
— Салам.
— Здравствуйте. (обязательное рукопожатие :))
— Куда едете?
— В Киргизию, на Иссык-Куль.
— Понятно, страховка, знак Rus есть?
— Конечно.
— Счастливо.
Подъезжая к Шу, звоним в гостиницу «Рахат». Там мест нет, но порекомендовали другую гостиницу «Алатау», где места есть. Заселяемся туда где-то в полночь, перекусываем. Вполне сносные условия для одной ночевки за 600 руб. Номер, правда, двухместный, но мы размещаемся, используя свои одеяла и подушки.
День 3. Кыргызстан.
Выезжаем из Шу в 9:00. План на сегодня — доехать до Бишкека оставшиеся 130 км, разумеется, пройти с минимальными финансовыми потерями казахско-киргизскую границу и остановиться в Бишкеке, чтобы на следующий день выехать на Иссык-Куль.
Подъезжаем к границе в п. Кордай. Машин немного и это радует. Опыт прохождения границы с легким вымоганием денег сотрудниками таможни и погранслужб двухгодичной давности у нас уже есть, поэтому мы спокойны. И готовы расстаться с некоторой небольшой суммой денег, дабы избежать задержек и нервотрепки.
При въезде на казахстанский пропускной пункт пограничник говорит, что очень жарко, соглашаюсь с ним. Говорит, что воды бы попить и не мог бы я это профинансировать. Даю ему 100 руб. При досмотре салона автомобиля казахстанский пограничник обнаружил в бардачке конфеты, съел парочку пока беседовал со мной о погоде, жизни в России, о машинах и прочем. Я предложил взять побольше конфет, но он, поблагодарив, отказался. На киргизской границе машину не досматривали, отправили в специальный павильон-вагон, где я заполнил декларацию в 2 экземплярах на ввоз автомобиля, фотоаппарата и других личных вещей на территорию Республики Кыргызстан. При сдаче декларации таможенник, проставив печати на декларациях, попросил что-нибудь на чай. Даю ему 100 руб. Он просит еще такую же купюру. Даю. Он доволен, я тоже. Вообще, в Средней Азии всегда и всюду надо торговаться :).
Дальше прохожу без проблем паспортный контроль и всё — граница пройдена. На всё у нас ушло 1 ч.15 мин. (также, как и прохождение российско-казахской границы) и 300 руб. На киргизской границе становлюсь свидетелем, видимо, крупного вымогательства у одного автотуриста из Омска, который едет на автомобиле по рукописной доверенности. Мне кажется, это несколько легкомысленно — отправиться в другую страну на чужой машине без нотариальной доверенности.
Надо еще отметить, что все пассажиры автомобилей проходят границу самостоятельно (отдельно от водителя): выходят из машин, проходят досмотр, паспортный контроль. Но там, кроме столпотворения и жары, других неудобств нет.
От границы до Бишкека 20 км, а значит: «Ура! Мы в Киргизии, почти на месте!». Созваниваемся с арендодателем квартиры в Бишкеке, которую мы нашли в интернете. Квартира свободна, торгуемся и договариваемся о встрече и заселении.
Квартира нам понравилась: 2-комнатная, хороший дизайнерский ремонт, есть вся бытовая техника. Цена — 1000 руб. за сутки. Заселяемся, отдыхаем.
Ближе к вечеру гуляем в центре, встречаемся с моим одноклассником Бакытом, который несколько лет назад перебрался в Москву, получил российское гражданство, работает там и живет. Он тоже был в отпуске и тоже приехал на автомобиле из Москвы на родину. Посещаем ресторан «Арзу», который находится в центре, рядом со стадионом «Спартак». В ресторане несколько залов на 2 этажах, для детей есть батут. Все было очень вкусно, особенно шашлык из баранины и киргизский коньяк :). По нашим меркам всё очень недорого.
День 4. На Иссык-Куль!
План на сегодня — проехать 260 км до г. Чолпон-Аты, найти отель и устроиться там на ближайшие 7-8 дней. Мы не спешим, поэтому долго спим, не спеша завтракаем в кафе, расположенном недалеко от нашего дома и в 12:00 выезжаем на Иссык-Куль, в Чолпон-Ату.
Садиться за руль я не рискую, так как вчера был очень рад встрече с Бишкеком, одноклассником Бакытом и киргизским коньяком :). За руль садится супруга — опытный водитель, которому я полностью доверяю. А я занимаю место штурмана :).
Заправляем полный бак на заправке «Газпромнефть», ничем не отличающейся от наших газпромовских заправок. Только вот бонусная карта российская у них не действует почему-то. Цена бензина Аи-95 в Киргизии около 25 руб., дешевле, чем в России на 5 руб. В Казахстане 95-й бензин стоит 28 руб. Отличий в качестве бензина от российского я не заметил.
Едва отъехав от Бишкека, останавливают нарядные, в белых рубашках, гаишники (мне кажется, они всегда там такие нарядные — на работу, как на праздник). Жена выходит к гаишникам. Причина — не включен ближний свет. Включили габариты, а ближний свет забыли. С женой им разговаривать сложно, они вообще не любят иметь дело с женщинами, неудобно им как-то деньги вымогать у женщин. Я это знаю и, чтобы скорее разрешить ситуацию, прошу жену сесть в машину, а сам начинаю разговаривать и торговаться с гаишником. Весело с шутками просит 700 руб. Дорого. Тоже весело предлагаю ему 350 руб. Не выдержав, из машины выходит супруга. Видя это, гаишник в панике: «Всё, всё, хорошо. Давай, как ты сказал». В итоге, он соглашается на 250 руб., которые были у меня непосредственно в кармане. На прощание я услышал наверно дежурную его фразу: «Приезжай вечером, шашлык покушаем!» :).
Едем дальше. Равнину с жарой +38 сменяет горное ущелье с температурой воздуха +27 и постепенным подъемом до 1600 м над уровнем моря.
Дорогу на Иссык-Куль капитально ремонтируют уже несколько лет, вроде как, китайцы ремонтируют. На многих участках уже сейчас по 2 полосы в каждом направлении, даже в горах отличный ровный асфальт, и, видимо, вся дорога будет такой в ближайшем будущем, и доезжать до Иссык-Куля можно будет часа за 3.
Заканчивается ущелье и уже виднеется синь озера Иссык-Куль, подъезжаем к г. Балыкчи, а значит еще час езды и мы на месте. Раньше перед г. Балыкчи при въезде в курортную зону брали плату около 350 руб. (экологический сбор, кажется), сейчас не берут почему-то, въезд свободный.
За 4 часа мы доезжаем до Чолпон-Аты. Различных больших и маленьких пансионатов, санаториев, отелей, частных домов и квартир, так сказать, на любой вкус и цену, там предостаточно. Еще в Новосибирске были планы разместиться в небольшом частном отеле «Гранд», найденном в интернете. Посмотрели фотографии, узнали цены, отзывы почитали — нам понравилось. Хотели даже заранее забронировать, но в последний момент отказались от этой идеи, так как не знали точную дату приезда, да и хотелось вживую посмотреть отель прежде, чем оплачивать его. К счастью, наши ожидания не были обмануты и номер в отеле, такой как нам надо — 2-комнатный 5-местный, был свободен. За всё это 2000 руб. в сутки без питания. На первом этаже есть кафе, где, как мы узнали впоследствии, вкусно и недорого кормят разнообразными блюдами семья поваров-дунган.
После заселения идем на пляж, конечно же. Ближайший пляж — городской, который нас разочаровывает, так как грязно, много мусора и слишком многолюдно. Решаем больше сюда не ходить, а найти хороший пляж, коих поблизости немало.
День 5-10. Отдыхаем.
Начинаем наш почти полностью пляжный отдых, предполагающий двухразовое посещение пляжа (до и после обеда), исключая один день, когда мы ездили на экскурсию.
На следующее утро после приезда мы находим пляж отличного пансионата «Три короны». От нашего отеля до пляжа идти пешком минут 20. Поэтому мы ездим туда на машине. Пляж и стоянка платные, за всё около 90 руб. в день. Оно того стоит — пляж чистейший, дно песчаное, вода прозрачная, впрочем, как и везде, отличный пирс, людей немного.
Температура воды в Иссык-Куле +21...+23 градуса и кому-то может показаться прохладной. Например, моей супруге. А мне вполне нормально, да и детям тоже — из воды их не вытащить. По мнению младшей дочки, надо просто «расплаваться», то есть привыкнуть к воде. А еще она придумала слово «лежальник» :). Это то, на чем лежат на пляже.
Загар пристает очень быстро, можно «сгореть» за 2 часа (связано это с высокогорьем). Поэтому тщательно дозируем наше пребывание на солнце, особенно в первые дни.
Мы загораем, купаемся, гуляем по окрестностям, много кушаем местных блюд и фруктов. Кстати, насчет еды. В кафе нашего отеля повар как-то посетовал: «Россияне мало едят, то ли дело казахи и киргизы!». Порции у них очень большие, а для малоедящих россиян, видимо, придумана порция «0,8». Нам этих порций хватало вполне.
Съездили в поселок Бостери, где на пляже есть колесо обозрения высотой 76 м, «американские горки», аквапарк. Колесо обозрения впечатляет, очень высокое. Супруга с дочкой на нем прокатились и им очень понравилось. На «американские горки» мы только посмотрели со стороны, но судя по крикам, доносящимся с горок, наверно очень даже не плохо на них покататься. Но меня, честно говоря, уже от вида таких аттракционов начинает подташнивать. Аквапарк — слишком сильно сказано, это всего лишь пара горок на пляже, заканчивающихся прямо в озере. На пляже и в самом поселке очень много людей, шумно, молодежно :).
На Иссык-Куле отдыхает очень много россиян. Здесь мы видели номера машин наверно большинства регионов России: Кемерово, Красноярск, Омск, Новосибирск, Иркутск, Москва, С-Петербург, Алтай, ХМАО, ЯНАО и многие другие. Мы были очень удивлены, что в нашем отеле живут люди из Магаданской области, приехали на машине. А это 9 500 км в один конец!
А еще приятно было встретить земляков. Пару раз со мной было такое. Где-нибудь выходишь из машины, тебе кричат, видя номера машины:
— Привет! Мы тоже из Новосиба!
Я им в ответ:
— Привет, Новосибирск!
В Чолпон-Ате посетили ярмарку, где продают очень красивые изделия из кожи, шерсти, войлока, посуду, картины, сувениры, выполненные, видимо, местными народными умельцами. Очень колоритно и красиво.
Решили один день посвятить экскурсии в Джеты-Огузское ущелье. Выезжаем из отеля в 9:00 на видавшем виды микроавтобусе Mersedes. Экскурсия рассчитана на весь день и нам предстоит посетить Храм Святой Троицы в Караколе, Джеты-Огузское ущелье, музей Пржевальского и горячие источники. За весь день проедем около 350 км.
Как оказалось, большинство отправившихся на экскурсию, туристы из Сибири (Красноярск, Кемерово, мы из Новосибирска), и несколько человек из Караганды и Узбекистана.
Доехав до Каракола около 100 км, посещаем Храм Святой Троицы. Храм действующий, построен в конце 19 века. Построен, как говорят, без единого гвоздя. Но гвозди все-таки были обнаружены. Видимо, гвозди появились после многочисленных реставраций.
Дальше едем по южному побережью Иссык-Куля в Джеты-Огузское ущелье, где предстоит пешком по тропам дойти до водопада «Девичьи слезы». По пути останавливаемся, чтобы посмотреть на впечатляющие красные скалы «Разбитое сердце» и «Семь быков» и послушать правдивые легенды о них. Затем едем вверх по ущелью вдоль бурной горной реки, несколько раз пересекая ее по небольшим деревянным мостикам. По дороге подбираем голосующих девушек из Чехии с большими туристическими рюкзаками, чтобы подвезти их подальше в горы. Сердобольные красноярские женщины с ними бурно общаются, в основном на языке жестов, приглашают в Красноярск и немного ругают чешек, вспоминая их матерей: «Девочки, да как же ваши мамы-то отпустили вас сюда одних?!».
На одном из мостов возник небольшой автомобильный затор. Выяснилось, что в реке прибывает вода, так как стоит жара и тают ледники, и возникла опасность размывания и обрушения моста. Принимаем решение перейти мост пешком и просто прогуляться по ущелью. А водопад «Девичьи слезы» посмотрим в интернете :).
Гуляем по ущелью около часа. Очень красиво вокруг, воздух свежайший. Ходил бы здесь неделю. Может когда-нибудь это и осуществится.
На выезде из ущелья заезжаем пообедать в юрты, специально здесь поставленные для кормежки туристов. Все там отлично и вкусно было, единственное, что смутило, это чай с глиняным осадком. Как мы догадались, чай был приготовлен из воды горной реки, находящейся в нескольких метрах от юрт и имеющей в данное время года мутный цвет. Хотя вода, в этом не сомневаюсь, там чистейшая. Впрочем, никто и не возмущался, деликатно молчали. Ну и, насколько мне известно, никто из нашей группы не умер :).
Возвращаемся в окрестности Каракола и посещаем музей Н. М. Пржевальского. До этого мало что знал о Пржевальском. Его жизнь и путешествия поразили. Представить только, человек с 28 лет совершил 4 путешествия по Центральной Азии и Дальнему Востоку, прошел ногами 40 000 км, при этом сделал множество географических открытий, открытий животных и растений и многое другое. Умер он в возрасте 49 лет и похоронен здесь, на берегу Иссык-Куля недалеко от Каракола, 125 лет назад.
Последний пункт нашей экскурсии — горячий источник «Таш-суу». Расположен он почти на берегу Иссык-Куля, не доезжая 50 км до Чолпон-Аты со стороны Каракола. На территории источника с десяток небольших бассейнов с водой различной температуры. В центре три совмещенных бассейна с водой различной температуры: очень горячая, нормальная, очень холодная. Я поплавал во всех трех. Как говорят, вода суперполезная. Нам очень понравилось.
Кстати, на экскурсии нас сопровождает гид — молодой парень по имени Марсель. Поразил всех своей образованностью, эрудированностью и осведомленностью во всех вопросах. Привет ему! :)
День 11. Прощай, Иссык-Куль.
Позагорав и искупавшись напоследок, попрощались с Иссык-Кулем. Мы обязательно приедем еще, лет так через 5. Надеемся, здесь будет еще лучше.
После обеда выезжаем в Бишкек, где планируем побыть еще 3-4 дня. К вечеру прибываем в Бишкек и опять снимаем 2-комнатную квартиру, но другую (та, понравившаяся нам квартира, занята), эта немного попроще.
День 12-15. Бишкек.
Первым делом мы посещаем вещевой рынок Дордой, вроде как, входящий в десятку крупнейших рынков в мире. Действительно, очень большой и, если бы не GPS-приемник моего телефона и гугловские карты, то мы бы там реально заблудились. На Дордое можно купить очень даже приличные вещи на любой сезон. А цены в 2-5 раз ниже, чем у нас.
В Бишкеке я был дважды оштрафован гаишниками. Первый раз за проезд перекрестка на красный свет светофора (из-за внезапно возникшего затора на перекрестке пришлось заканчивать его проезд на красный свет). Сторговался на 150 руб. Второй раз — попытались проехать вечером по центральной площади Бишкека. А площадь вечерами становится пешеходной и проезд запрещен, о чем свидетельствует соответствующий знак. У гаишников в это время в этом месте самый сенокос и попадают даже местные :). Отделался сотней.
Немного о манере езды местных жителей. Даже во второй нашей поездке мы не перестаем удивляться тому, как они ездят. По Бишкеку с его неширокими и довольно загруженными улицами скоростью в 60 км/ч многие местные автолюбители себя не ограничивают. Редко когда кто-то тебе уступит место при перестроении или выезде с парковки, могут подрезать и т. п.
К примеру, такая ситуация. Выезжаем на Т-образный нерегулируемый перекресток (на объездную дорогу), нам нужно повернуть налево, на главную дорогу с интенсивным движением. Стоим, ждем «окно», чтобы хотя бы на пару-тройку секунд прекратился поток машин и я смог бы быстро повернуть (выехать) на главную дорогу. Сзади за нами стоит какой-то чудак-автолюбитель и постоянно сигналит. Что ты сигналишь? Мне что нужно тупо выезжать, надеясь на то, что меня пропустят? Очень сомневаюсь, что пропустят едущие на скорости 70 км/ч машины. В общем, плюнул и повернул направо из своей левой полосы, а супруга показала этому чудаку маникюр среднего пальца правой руки, вытянутой в окно :).
А звуковые сигналы это вообще отдельная песня. Такое ощущение, что местные автомобилисты руководствуются принципом: «В любой понятной и непонятной ситуации — сигналь!». Видишь пешехода идущего по тротуару — сигналь ему. А вдруг он внезапно захочет перейти улицу? Или стоишь на светофоре и вот-вот загорится тебе зеленый свет — сигналь, потому что вдруг водитель впереди стоящего автомобиля не знает, что когда загорится зеленый свет, нужно быть уже как минимум на середине перекрестка? :)
И если кто-то вам скажет, что в больших российских городах ужасное движение, и никто вообще ездить не умеет, то пусть съездит в Киргизию :).
Хотя не все так плохо. Встречаются и доброжелательные автомобилисты. Так же как и у нас, здесь тоже говорят «спасибо» аварийкой.
Я уж не говорю о том, что пешие киргизы очень доброжелательны и вежливы, всегда подробно ответят на твой вопрос, покажут дорогу, помогут.
В эти последние дни мы много гуляем по Бишкеку, посещаем еще раз понравившийся ресторан «Арзу», покупаем фрукты на Аламединском рынке и сожалеем, что дни отпуска подходят к концу.
День 16. Домой.
Воскресным утром выезжаем из Бишкека. Подъезжаем к границе, народу почти нет, но мы рано радуемся.
Киргизский пост проходим без проблем. На казахском посту хотят тщательно осмотреть машину и содержимое багажника с выгрузкой оного. Эта идея мне не нравится, так как вещи в багажнике оптимально и аккуратно уложены. Из беседы с таможенником выясняю, что чтобы было без выгрузки, нужно заплатить сотрудникам таможни и пограничникам 1000 руб. Конечно же я торгуюсь, и без осмотра (за 500 руб.) еду дальше.
Далее необходимо пройти некое сканирование автомобиля. Это какое-то новшество у них, раньше этого не было. Машины протаскивают через огромный бокс-сканер, наподобие сканеров для багажа в аэропортах. А в операторской сидит пограничник и с умным видом рассматривает на компьютере «рентген» моего автомобиля. Затем он открывает журнал регистрации автомобилей, в котором лежат различные купюры, улыбается и кивает на него. Я все понимаю, улыбаюсь и кладу 100 руб. Граница пройдена. Около 1,5 часа всё это заняло.
Выезжая из Кордая, видим серьезную аварию — какая-то черная «япошка», столкнувшись с другой машиной, улетела в кювет. Вокруг собралось много народа. Надеюсь, это не та машина с новосибирскими номерами, с водителем которой мы вместе проходили границу. Километра за 3 до места аварии он как раз меня обогнал и больше по пути в Новосиб мы его не видели.
Дальше опять Казахстан с его бесконечными степями. Где-то под Балхашом опять видим страшную аварию — иномарка улетела в кювет, видимо, многократно перевернувшись. Стоят гаишники, скорой еще нет, но судя по всему, живых в машине нет.
Останавливаемся на ночлег в городе Балхаш в гостинице с одноименным названием.
День 17-18. Экибастуз.
Утром проехались на набережную и пляж. Не впечатлило особо ничего. Сегодня нам надо проехать порядка 700 км до г. Экибастуза, куда мы хотим заехать в гости к родственникам и остановиться у них на денек.
Благополучно поздно вечером прибываем в Экибастуз и следующий день проводим там. Экибастуз нас приятно удивил — достаточно современный, чистый, промышленный городок, где открытым способом добывают уголь и расположена крупнейшая в Казахстане ГРЭС. Экибастуз чем-то похож на наши северные города нефтяников.
День 19. Вернулись.
Ближе к обеду выезжаем в Новосибирск, домой.
Где-то перед границей с Россией, на заправке разговорился с байкером, едущим из Новосибирска. Оказывается, он едет с байк-фестиваля «Обская волна» домой в Бишкек. То есть 2000 км туда и 2000 км обратно на мотоцикле (здесь должен быть смайлик с выпученными глазами).
Без особых проблем проходим казахско-российскую границу, правда, пришлось подождать немного, так как по непонятной причине на российской стороне образовался затор из фур. Нашей машине дезинфицируют колеса от какой-то заразы, возможно, привезенной из Казахстана, и мы въезжаем в Россию. Эту границу прошли за 1,5 часа.
Поздно вечером мы благополучно прибываем домой в Новосибирск.
Постскриптум.
Автопутешествие наше прошло отлично. Считаю, что как минимум Иссык-Куль хорошая альтернатива Алтаю. Да, ехать дальше и дольше, но оно того стоит. И климат другой (погреться и покупаться можно), и фрукты настоящие, и есть на что посмотреть, и цены в разы дешевле и много чего еще.
Немного статистики:
Пройдено расстояние — 4800 км;
Расход топлива на 100 км — 9,8 л;
Расход денег (дорога + отдых на Иссык-Куле (без учета покупок и проживания в Бишкеке) — 60 т. руб.;
Заплачено гаишникам в Киргизии — 500 руб.;
Заплачено гаишникам в Казахстане — 0;
Затраты на казахской границе — 700 руб.;
Затраты на киргизской границе — 200 руб.
В общем, всем рекомендую съездить хотя бы один раз. И не слушайте разговоры про гаишников-людоедов и злобную алчную таможню. Всё это не так или не совсем так :). Так что, всем кто соберется съездить, желаю удачи!