|
Мы очень любим автопутешествия. Исколесив Алтайский край, стали выбираться за его границы. В прошлом (2009) году была поездка в Астану (Казахстан). Это незабываемые впечатления, о которых обязательно напишем. После этой поездки стали думать о новой цели (Алматы).
Так вот, по горячим следам, о поездке нашей компанией в Алматы. Готовились почти год. Купили навигаторы (без навигатора «делать там нечего».) Много читали отзывов, сайтов об Алматы. Планировали, что именно мы там будем делать. Боялись с детьми ехать на машине так далеко, про местных гаишников знаем не понаслышке. Хотели купить билеты на поезд, не получилось. Решили, значит, так тому и быть: едем своим ходом.
И вот дождались!
День первый
Началось наше путешествие 1 августа 2010 года. Нам предстояло проехать около 5 000 км за две недели отпуска. Экспедиция в составе двух автомобилей: Ford Mondeo Titanium X 2008 г.в. (Моня) и Nissan Teana Premium JM 2006 г.в. (Танюша), две семьи (четверо взрослых и трое детей 7, 8 и 10 лет) и по навигатору с голосом «Тамары».
Заблаговременно подготовили машины к дальней дороге, проверили все, что можно, докупили то, чего не хватало. Приготовили газовую плитку, два больших термоса и один маленький под кофе, посуду, кастрюлю, кариматы, открывашки, зажигалку, сумку-холодильник, салфетки, одноразовые скатерти, дорожный утюг, купили перекус в дорогу. Казахстанская СИМ-карта «Билайн» у нас была (очень полезная вещь — квартиру снять, про номер в гостинице узнать и т.д.) Подпитались из Интернета информацией о гостиницах по пути и аренде жилья в Алматы, закачали карты Казахстана в навигаторы. Залили полные баки; Моня предпочитает 98-й, Танюша и 92-м довольна. В планах: Павлодар — Караганда — Балхаш — Алматы с посещением главных достопримечательностей (Медео, канатная дорога «Кок-Тобе», парк им. Горького, Зоопарк, Зелёный базар, Центральная барахолка, Капчагайское водохранилище).
В 10 часов утра мы встретились на выезде из города Барнаула и двинулись по Павловскому тракту в сторону Кулунды. Путь до Кулундинской таможни с остановками на перекус, как ни старайся, получится пять часов.
Прибыли к перерыву, в очереди перед нами было 20 машин. Но по окончании перерыва пропускать стали быстро, мы въехали на территорию таможни в течение часа.
Процедуру упростили и декларацию оформлять не было необходимости, а паспортный контроль прошли быстро. Но сюрприз ждал на улице: все частные авто пропускали через сканер. Машин было много, так что потеряли еще часа два. К 19 часам подобрались к Щербактинской таможне, здесь все прошло гораздо быстрее, на таможне вместе с ожиданием своей очереди у шлагбаума мы провели менее часа, досматривать нас таможенникам было неинтересно. Потом казахская страховка в киоске на две недели за 150 рублей и в путь. Еще 110 км и ужин, ночлег, душ. Стоянка в Павлодаре — 40 рублей.
День второй
В Павлодаре живут родители, у них и зарегистрировались утром следующего дня (без регистрации на территории Казахстана можно провести не более пяти суток). Регистрация в Казахстане бесплатная, очень быстро, главное заявление заполнить, бланк стоит 40 тенге (8 руб.). Закупили продукты в дорогу, вдруг негде будет перекусить, а путь не близкий. Заправили полные баки. Чтобы вечер не прошел зря, поехали на Солёное озеро (60 км от Павлодара в сторону Семипалатинска).
Чисто, есть душ, въезд 100 рублей с машины. Накупались, грязью намазались, отмылись и домой.
День третий
Утром выспались, т.к. проехать в этот день предстояло немного (420 км по хорошей дороге). В Караганде — ночлег, гостиницу выбрали по интернету, по отзывам. Гостиничный комплекс «Чайка», «олимпийских» лет постройки. Дальше в этот день можно было доехать только до Балхаша, 390 км. Город небольшой, никому не известный, поэтому рисковать не стали. Решили разбить свой путь до Алматы на два дня: 420 и 1040 км. Дорога до Караганды по сравнению с алтайской показалась просто автобаном, но крейсерской скорости старались придерживаться, чтобы не нарываться. Только вот прямо перед городом ремонт дороги со съездом на проселочную длиной 22 км картину испортил.
В город въехали часов в восемь вечера. Город приятно удивил: большой, чистый. Навигатор Тамара указала путь до гостиницы, без проблем сняли номера, рассчитались пластиком. Двухкомнатный люкс на семью обошелся в 2 000 рублей, а с завтраком на семью — в 2 600 руб. Решили помыться-переодеться и совершить променад по городу в поисках кафе или ресторана, «Тамара» подсказала, что буквально за углом есть ресторан «Урарту», туда и направились.
Ужин пришлось провести при свечах, т.к. свет погас. Но, в итоге, все были сыты и довольны. Приготовлено было очень вкусно. Уложились в 1 000 рублей на семью. Когда вышли, было уже темно; купили по дороге местного пива и продолжили вечер в гостинице. Спать легли пораньше, завтрак был заказан на шесть часов утра, а путь предстоял неблизкий.
День четвертый
Встали, позавтракали, долили бензина и — по машинам. Читали в Инете о том, что заправок на трассах мало, а уж с 98 бензином тем более, поэтому, учитывая Монины пристрастия, по возможности, доливали до полного бака, да и расчет пластиковой картой «ВТБ-24» очень удобен.
Благополучно проехали мимо гаишников, а Моня отстал и пропал из виду за холмами. Отъехали 30 км от Караганды, подождали — нету.
Решили, что он мимо гаишника не смог проехать беспрепятственно, поехали на выручку. Развернулись, где-то 10 км проехали — стоит, Дима под машиной. Значит все не так, как мы думали, конечно же — КОЛЕСО! Ну ладно, сейчас на шиномонтажку и дальше, вперед! Время не ждет!
Сняли колесо и поняли — всё, приехали! Конец пути! Такое не ремонтируется, порван корд! Резина на 245/45/17, запасное на 16”.
Разворачиваемся, едем в город. Спросили у «Тамары» путь до ближайшего магазина шин, но там не оказалось нужного нам РЕДКОГО размера (235/45/17). Объездили почти все магазины, нету! Остался еще один магазин, к счастью, там был сам хозяин, который знал всех и вся.
Он-то и помог, нужно было только ПОДОЖДАТЬ до 14:00. Цена на тайваньскую резину «MAXISS» приятно удивила (4 900 рублей/колесо). В Барнауле эта же резина стоила бы не меньше 6 000 руб. Моня обзавелся новыми колесами. Но было ясно, что никакой Алматы мы сегодня не увидим, а еще стало понятно, что как бы мы не хотели, а в Балхаше ночевать придется. Там мы ничего не знаем про гостиницы. Но «всё, что ни делается, — к лучшему» (язык до Киева доведет). Пообедали в кафе «Бугор» около шиномонтажки и в 16:00 продолжили путь. До темноты нужно было проехать 390 км. На выезде остановил сотрудник ГАИ, сказал, что нужно зарегистрироваться, вдруг нас будет кто-то искать, пожелал счастливого пути.
Пейзажи Карагандинской области помогали не заснуть. Внезапно из-за пригорка могла показаться гора или перевернувшаяся фура. Вообще, на этой трассе фуры встречались в большом количестве, также много встречалось таких же автопутешественников из России, как мы (каких только регионов не видели). Все здороваются. От сна спасали леденцы. Штурман спать не должен. А дети мирно спали почти всю дорогу. Обеспокоенность вызывала только «Тамара», т.к на лобовом стекле ей было очень жарко. И она начинала иногда нести чепуху, приходилось ее охлаждать под струей кондиционера. Вообще погода благоволила, после нашего в этот год прохладного лета, здесь +28 С в 10 вечера. Погрелись... :) В сумерках въехали в мрачный городок, навигатор показывал полное отсутствие гостиниц и отелей, но были дом отдыха на берегу Балхаша, с чудным названием «Жемчужина», туда и поехали.
Тамара нас вела по каким-то закоулкам, когда мы приехали практически в тупик, проезд очень узкий где-то в частном секторе, стало жутковато. Развернулись и уехали оттуда подальше. Прохожие подсказали, что в центре есть гостиница, поехали по вездесущей улице Ленина, увидели желанную неоновую вывеску «КОНАК УIИ». Гостиница называлась «Бахыт» («Счастье»), посмотрели номера, они оказались лучше, чем в «Чайке». За номер на семью из трех человек — 1 100 рублей, на четверых — 1 600 руб., рассчитались пластиком, при гостинице стоянка — 40 руб., в баре заказали завтрак на семь утра. Ужинать поднялись тут же в ресторан. Колоритная официантка Жулдыз (Звезда) с сильно выраженным акцентом, понимали ее только двое, выросших в Казахстане. Объелись на всю компанию, много было выпито пива, в счете стояла сумма равная 1 300 рублей (в т.ч. музыкальное сопровождение только для нас, обслуживание 10%). Посмеялись, рассчитались и спать.
День пятый
Подъем в 6:00, более чем плотный завтрак в баре на семерых на 500 рублей. До Алматы 660 км. Ранним солнечным утром город показался не менее мрачным, заправились на выезде, 98-й здесь даже на «Гелиосе» не было, пришлось Моне сесть на 95-ую диету. Снова многочисленные грузовики, слетевшие с трассы «уснувшие» легковушки и больше 600 км вдоль красивого Балхаша, цвет воды словами не передать. Половина озера соленая вода, а другая половина пресная. Поэтому сначала, около города вода голубая, а потом бирюзовая. Немного жаль, что мы ничего не знали про зоны отдыха и не включили в планы купание в Балхаше. Время не ждет, в путь.
По Карагандинской области дороги были хорошие, как только пересекли границу Алматинской области, дорога стала напоминать родную алтайскую трассу, одно радует, на такой дороге меньше в сон клонит. На полпути бороться со сном все-таки пришлось. Остановились у придорожного кафе, поели окрошки, попили чаю, водители попробовали подремать. Чем ближе к Алматы, чем медленнее уменьшалось количество км, которые еще надо проехать, последняя сотня показалась вообще бесконечной. При подъезде к городу начали созваниваться с агентами, по заранее распечатанным объявлениям с сайтов. Элитные трехкомнатные за 3 000 руб. на всех были разобраны. Нашли трехкомнатную в центре (элитный район) за 2 000 рублей в сутки, квартира была заметно попользованой, но когда-то с хорошим ремонтом, двумя спальнями и чистым постельным бельем. Решили остаться на ночь, искать некогда, там видно будет. Купили местного пива «Алма-Ата», девочкам распечатали бутылку красного тургенского вина. Машины на стоянку ставить не было необходимости, центр города постоянно патрулируется. Уложили детей спать, стали обсуждать планы на завтра. Самыми главными пунктами у нас были Медео и Кок-Тобе. Агент сказал, что канатная дорога Кок-Тобе совсем рядом, в двух кварталах от квартиры. А про Медео уточним.
День шестой
Выспались, рядом с домом помыли машины на автомойке. Вид из окна был приятный, особенно снежные шапки гор. Пол вымыли, огляделись и решили остаться в этой квартире. Тем более, расположение у нее оказалось очень удачным. А нам, по сути, только ночевать в ней. Цель — Кок-Тобе. Транспортная развязка в Алматы такова, что повернуть налево практически невозможно, везде двойные сплошные. Кое-как развернулись, на развороте за Моней увязались работники ГАИ с мигалками, Саша пошел на выручку. Гаишники утверждали, что Моня проехал на красный сигнал, а то, что он уже был в это время на середине перекрестка и просто завершил маневр, они отрицают. Спорить бесполезно (время дорого), с 14 000 тенге сошлись на 2 000 (~400 руб.), а уже потом «Тамара» довела до места.
Вход на Кок-Тобе на одного человека — 260 рублей, платная охраняемая стоянка — 20 рублей, можно также доехать на «Газели» прямо наверх на смотровую площадку, не помню точно цену, по-моему, рублей 100. Можно и на своей машине, 1 000 рублей — въезд. Высота 1600 м, на фуникулере гораздо интереснее, особенно детям. Гулять там можно хоть весь день, есть зоопарк, множество аттракционов, кафе, даже с лежачими местами с видом на город. Сфотографировались у фонтана «Яблоко», погуляли, сделали пару снимков в аллейке с Битлами.
В Алматы очень много роз, здесь тоже большие красивые розарии. Вид со смотровой площадки поразил, какой все-таки огромный город, его даже весь с этой высоты не обозреть. Нагулялись и вниз, машины решили сразу не забирать, пошли пешком поискать, где можно пообедать. Нашли кафе «Три апельсина», сели на уличной террасе, девочки заказали по пол-порции пасты, Саша порцию солянки, Дима заказал порцию лагмана, остальные не помню, но просто перечисленные порции поразили объемом.
Миска солянки, тазик лагмана и огромные тарелки с пастой. Обед на четверых обошелся в 800 рублей. Одну порцию пасты дети съели, а вторую попросили с собой, остатки чая из чайника перелили в свою бутылочку, чем очень насмешили нас и официантов. Дорога на Медео рядом, судя по навигатору ехать совсем недалеко. Погода шепчет, на градуснике +36, а совсем не чувствуется. Климат очень мягкий, будто на побережье моря. По дороге к машинам дети увидели арык, по которому потоком текла вода, конечно же, им хотелось потрогать водичку. Потрогали ногами, визжали от холода и восторга, удивляли прохожих.
Вдоль дороги на Медео течет горная река Алматинка (если верить «Тамаре») с прозрачной чистой водой, берега укреплены, строятся шикарные дома вдоль берега, только вот раньше на этом месте были яблоневые сады. У входа в комплекс «Медео» нам сообщили, что комплекс закрыт на реконструкцию, но мы собственно, кататься и не собирались.
Наша цель — 841 ступенька наверх. Тут же таксисты предлагают свои услуги по доставке на смотровую площадку, 100 руб. со взрослого. Но приехать за 2 000 км и воспользоваться услугами такси, чтобы достигнуть цели — это не про нас. И мы пошли, вооружившись фотоаппаратами и водой.
Подъем был тяжелым, но на удивление быстрым, со всеми фотографированиями наверху, остановками и последующим спуском, у нас ушло два часа. Сверху вид впечатляет, можно было на подъемнике подняться на Чимбулак 2 200 м до 3 163 м в пике Талгар, но одежда нужна более теплая. Там реально можно поиграть в снежки. На спуске у всех дрожали ноги. Уставшие, но гордые собой мы поехали на зеленый базар. Уже стемнело, в Алматы летом темнеет уже в начале девятого, но базар все равно работал. Подошли узнать сколько стоят дыни «торпеды», 250 тенге (50 рублей). Решили, что цены ночные, для Алматы дороговато, но других нет, берем, оказалось, что это цена за штуку. Удивились очень сильно, арбуз за 30 рублей любой! Все остальное по 40-50 рублей (персики, яблоки, виноград и т.д.) Набрали фруктов, следующим пунктом назначения были родственники в Алматы. Тетушка взяла на себя инициативу сопроводить нас на следующий день на бескрайних просторах восточного базара. Чтобы совместить «приятное с полезным», мы запланировали одеть детей к школе. Из гостей вернулись поздно и спать.
День седьмой
Выспались и отправились на базар. Мы даже представить себе не могли, насколько просторы оказались бескрайними. Короче, мероприятие оказалось утомительным, но результативным. Главное — дети счастливы. Двое больших детей исполняли свою мечту — радиоуправляемый вертолет. Цены радовали, но в Павлодаре не дороже, выгодно, конечно же, было, брать оптом. Но оптом кроме носков-колготок ничего и не возьмешь. Четыре часа и сил ни на что больше не осталось. Отобедать (по рекомендации тетушки) остановились в кафе с уйгурской кухней. Порции необъятные. Даже привычные уже блюда (манты, лагман) были приготовлены как-то необыкновенно вкусно. А уж «говяжьи лытки с овощами по особому рецепту» будем еще долго вспоминать. Цена уже привычная — меньше 1 000 рублей на четверых.
Поехали домой хвастаться и мерить обновки. Из невыполненных планов у нас остался парк им. Горького и зоопарк. Тетушка сказала, что на это понадобится минимум часа четыре. А потом Капчагай. Созвонились с турбазой «FreeDom» на Капчагае, размещение с детьми везде проблематично, здесь нам предложили номер с двумя полуторками, большой комплекции в нашей семье никого нет, поэтому мы с радостью согласились. Тем более, других вариантов нет, только отдельные номера. В выходные дороже, поэтому мы выбрали заселение в воскресенье вечером. Получилось номер на семью в сутки — 2 000 рублей, въезд на охраняемую территорию — 300 рублей, завтрак входит в стоимость, бассейн, лежаки, зонтики — все включено. По пиву и отдыхать. Завтра день насыщенный.
День восьмой
Рассчитались за квартиру, отдали ключи, причем состояние квартиры никого не интересовало, мы просто на улице отдали ключи и забрали свои права из залога. Заехали на «Зеленый базар», решили зайти вовнутрь, но цены в разы отличались от тех, которые были на улице через дорогу, вот они, особенности восточного базара. Набрали фруктов для того, что объесться их на Капчагае, взяли картошку, морковь, лук.
Поехали по адресу Гоголя, 1 — Городской парк культуры и отдыха, в простонародье парк Горького (он так назывался в советские времена). Судя по всему, известный зоопарк располагается там же. Тамара нас быстро сопроводила до места, мы еще раз порадовались тому, что все достопримечательности рядом с нашим местом ночлега. Воскресенье, ближе к полудню, народу было очень много, место для парковки нашли с горем пополам, нам выдали чек на 100 тенге (20 руб.) Вход в парк 40 тенге с человека (8 руб.).
Парк поразил размахом прямо от главного входа, Барнаулу и не снилось. И опять красивейшие розарии, скульптуры. Сначала просто аллеи со скамейками, потом развлекательная часть с аттракционами и кафе, дальше зона отдыха с аквапарком, просто большими бассейнами, шезлонгами, зонтиками, пруд, на котором можно покататься на арендованных лодках и, конечно же, зоопарк. Мы прокатились на колесе обозрения, несмотря на внушительные размеры колеса, обозреть с него можно было далеко не весь город. Но разглядели район, в котором сняли квартиру, Кок-Тобе (короче то, что успели узнать).
Дети неоднократно посетили замок страха, мы покрепились в кафе и двинули в зоопарк. У нас остался час до отбытия во «FreeDom» (расчетный час 16:00). Вход в зоопарк 80 руб. с взрослого, 20 руб. с ребенка до 12 лет. Все животные в зоопарке чистые, никакого запаха мы не учуяли. Было очень жарко, поэтому кошачьи показывались неохотно, но кошек в большом количестве мы видели и в Новосибирском зоопарке, а вот слонов, жирафов, бегемотов, носорогов, крокодилов, кенгуру, где еще можно увидеть на постсоветском пространстве, таких мест на пальцах только пересчитать. Дети кормили всяких парнокопытных заранее припасенным сахаром (из «Трех апельсинов»). Смотрители разрешали покормить слона. Зебры просто необыкновенного цвета, будто их фломастером разрисовывали, полосы не белые, а какие-то цвета топленого молока. А половые признаки отдельных экземпляров просто вызвали нескрываемое удивление всех посетителей, фото зебры зумом получилось соответствующим, детям не покажешь. Короче, в зоопарк Алматы сходить стоит, всей компании очень понравилось.
Вышли из парка около 15:00, надо было ехать. Настроили навигаторы на Капчагай, ехать-то всего 72 км. По дороге попался фирменный магазин «Рахат», вовремя, стоял в планах, но как-то забыли про него, а гостинцы везти надо. Накупили всяческих сладостей, сложили в холодильник, заехали в супермаркет, набрали продуктов, пива (не на курорте же пиво покупать).
Трасса до г. Капчагай ровненькая, ограничение 110, две полосы в каждом направлении, посередине стриженный карагач, цветы, вот так бы до дома ехать. 72 км пролетели незаметно проехали поворот на г. Капчагай, боялись, что базу не найдем, спрашивали у местных жителей, успокоили, сказали, мимо не проедем.
И правда, из-за пригорка показались зонтики с рекламного буклета. Машин было очень много, но основная масса народа разъезжалась. Нас быстро разместили, вручили ключи и пульты от техники. Большим плюсом оказался в такую жару кондиционер в номере. Он работал у нас непрерывно день и ночь. Минусом было только отсутствие холодильника. А у нас с собой колбаса… Мы перекусили и отправились на разведку. База находилась в заливе, поэтому размеры водохранилища мы не оценили. Дети нашли детские горки и лягушатник, порезвились. Потом пошли к бассейну, бассейн большой в форме сердца с подсветкой, везде чисто, много зонтиков и шезлонгов. Бар, дискотека, разглядели, где находится ресторан. Ресторан в два этажа с террасой. Накупались, а как стемнело, да губы у детей стали совсем уж синими, пошли в номер.
День девятый
Завтрак с 10 до 11, кое-как дождались. Скоротать время помог бассейн, день обещал быть жарким. Наелись и опять к воде, вода в водохранилище оказалась такой же приятной, но в первом часу у воды находиться стало невозможно. Сами на плитке приготовили обед (пригодилась колбаса), получилось очень вкусно. Поели, и спать, после обеда опять вялиться на солнышке. Так и прошел день, в полном безделии. Предстояла долгая дорога домой. Утром решили выехать пораньше.
День десятый
В семь утра по местному времени мы выехали за ворота базы отдыха. Знак указал: движение только направо, поехали искать разворот. Проехали пост ГАИ, за ним был разрыв, там и развернулись. Работники ГАИ решили, что это их день, конечно же, остановили. Якобы там запрещено разворачиваться, на резонное замечание, что ни разметки, ни знака не было, реакция только одна — заберем права. Пришлось накормить их баснями, они вернули права, и мы поехали дальше. До Балхаша долетели очень быстро, около трех часов дня были на месте. Решили пообедать и доехать до Караганды.
Пообедали все в том же ресторане при гостинице «Бахыт». Опять объелись на всю компанию на 1 300 рублей, с горем пополам рассчитались картой (пришлось персонал научить), т.к. тенге были на исходе. На заправке в Балхаше отдали последнюю казахскую наличность. В сумерках въехали в Караганду, спросили у Тамары дорогу до «Чайки», без проблем разместились, поужинали в ресторане. Здесь практически не ели, т.к. после обеда в Балхаше никто не проголодался, даже мужчины. Но за чай, пиво и перекус отдали 1 400. Решили выехать пораньше, возвращаться надумали через Астану, не хотелось ехать 22 км по щебню, в пыли фур. Значит, проехать нужно не 420, а 640 км до Павлодара. До Астаны 200 км по отличной дороге, Астану обошли стороной и в Павлодар. Заправок приличных дальше не было, бензина еле хватило. Практически не останавливались, не ели, в Павлодаре были в 16:00. А теперь и дороги знакомые — родные, и осталось каких-то 550 км до дома… таможню прошли быстро, жаль ни дыни, ни арбузы везти через границу нельзя.
Итог:
Пробег на каждое авто увеличился на 4 740 км. (за 12 дней).
Дорога (бензин, гостиницы, питание в пути) обошлась на семью из четырех человек в 21 000 рублей.
Моня и Теана показали средний расход: 9,2 л.
Израсходовано около 400 литров бензина, на сумму 7 300 рублей.
Гостиницы в пути (на четверых): 8 600 рублей.
Питание в пути: 5 000 рублей.
Проживание в Алматы и Капчагае: 4 000 рублей.
Развлечения: 2 000 рублей.
Питание в Алматы и Капчагае: 3 000 рублей.
Всего потратили (без покупок): 30 000 рублей.
Нисколько не пожалели, что поехали на машинах, машины показали себя просто умницами. Детям очень понравилось наше приключение. Мы просто не смогли бы столько увидеть на поезде и столько успеть за столь короткое время в Алматы. А навигатор как палочка-выручалочка. Теперь впечатлений на всю долгую холодную зиму, вот только мысли в порядок приведем. А то как во сне, даже не верится, что все это с нами было…
P.S. «Тамара» вскоре после путешествия замолчала навсегда, собственно приобреталась она для этой поездки. Компания «М-.Видео» спонсировала похороны (по гарантии) в полном объеме :).