Путешествие из Новосибирска в Горный Алтай на автомобиле Honda Capa

Путешествие из Новосибирска в Горный Алтай на автомобиле Honda Capa

20.11.2006 | 36537 просмотров

Маршрут: Бердск - Новосибирск - Бердск - Горно-Алтайск - Артыбаш - Горно-Алтайск - Чемал - Ауожан - Чемал - Усть-Сема - Семинский перевал - Новосибирск - Бердск (1930 км)

1. Пора в отпуск!

К концу мая 2006 года настроение было такое, что трудовые будни тянутся уже очень давно и порядком поднадоели, долгожданный отпуск только в августе, но душа рвется куда-нибудь подальше от душного офиса и городской суеты. В один из таких дней разглядывая календарь обнаружили приближающийся праздник - 12 июня День независимости, кажется+ (часто путаю его с Днем Конституции). И вроде праздник как праздник, но ведь дополнительный выходной, и выпадал он на понедельник+ А если еще в пятницу оформить отгул, то получается мини-отпуск из четырех дней! Решено - упускать такой шанс никак нельзя, поэтому рвем в горы! Пытался я подбить на это дело как можно больше народу, но набралось только четыре человека на одну машину (в принципе - нормально, но в память о зимней поломке где-то посередине между Бийском и Барнаулом, было желание иметь хоть какую-то подстраховку). Впрочем, из опыта той же зимней поездки было усвоено также и то, что у каждого члена многочисленной и разношерстной компании
  какие-то свои интересы и на деле реально трудно находить общий язык. Таким образом, меньше народу - больше кислороду!!! Да и в новой машине уверенности было больше, чем в предыдущей.

2. Подготовка

Итак, вооружившись атласом автомобильных дорог, мы с товарищем по учебе, а ныне и по работе, принялись разрабатывать маршрут. Была поставлена цель не просто просидеть на одном месте, а по возможности за короткий промежуток времени побывать как можно в больших местах. После нескольких дней разглядывания карты и изучения различной информации о местных достопримечательностях в Интернете, был таки утвержден следующий маршрут: Бердск - Горно-Алтайск - Семинский перевал - перевал Чике-Таман - в обратную сторону до Чемала - Телецкое озеро (п. Артыбаш) - Бердск.
Получив в начале июня зарплату, выплатив кредиты и прочие обязательные запланированные платежи, стало ясно, что денег на поездку остается совсем не много, я бы сказал - в притык. Ввиду ограниченности бюджета, да и хоть какого-нибудь экстрима ради, было решено однозначно ехать дикарями.
За несколько дней до выезда усилено укомплектовывали необходимый инвентарь: палатка слава богу имеется (большая такая, человек на пять, еще совдеповских времен, геологи с такими в экспедиции ходили), спальных мешков нашли только два (для тех, кто в палатке; а девушки однозначно заявили, что будут спать в машине), мангал, уголь, котелки, теплые одеяла и прочая хрень, необходимая для походной жизни. Когда весь этот скарб грудой "хлама" был складирован в гараже, уже возникал вопрос как это все умещать в машине, а ведь еще личные вещи и продукты покупать+ Также было неизвестно, как это отразится на скорости и грузоподъемности - очевидно, что полная загрузка порядком превысит максимальную разрешенную массу автомобиля.

Изначально старт был назначен на 9 июня на 4 часа утра. Однако, немного поразмыслив, стало ясно, что при таком раскладе до Чике-Тамана доберемся где-то к вечеру, и вместо того, чтобы осматривать окрестности, придется в вечерних сумерках разбивать лагерь. Ввиду этого решили маршрут повернуть в обратную сторону и начать с Телецкого озера, ведь до него на 150 км ближе, чем до Чике-Тамана. Еще немного подумав, Оксана (которой уже доводилось бывать на Телецком) сказала, что все, что там есть, нужно осматривать именно с озера, поскольку дорог там нет в принципе, а все экскурсии по озеру происходят в первой половине дня. Еще раз прикинув с какой скоростью будем двигаться и сколько времени потребуется на дорогу, решили выехать в ночь. Да и не ложиться спать вообще, наверно, все-таки лучше, чем поспать немного и не выспаться (в память о той же зимней поездке скажу, что в ту ночь я не смог уснуть вообще, только проворочался 4 часа, а утром в путь. А с другой стороны, может и чувствовал  , что что-то должно произойти+).

7 июня закупаем одноразовую посуду и продукты долгого хранения (питьевая вода, чай-кофе пакетированные, картофель, тушенка, гречка, рис, соль, перец по вкусу, что-то еще из того, что нужно для супа+). Груда "хлама" в гараже неукоснительно растет+ Сразу закинул в багажник баклашки с тормозной жидкостью, антифризом и моторным маслом - на всякий случай.

8 июня около 17.00 закончив работу в Бердске, я прыгаю в машину и на всех парах мчусь в Новосибирск (там живут Олег с Оксаной и их нужно доставить к стартовой черте). Потратив на дорогу около 35 минут я с гордостью по мобиле сообщил им о своем прибытии и попросил открыть дверь подъезда. На скорую руку поужинав, закинули их вещи в машину и двинулись обратно в Бердск. Выезд из Новосибирска попал как раз на то время, когда весь честный люд начинает двигаться с работы в сторону дома, и своими машинами напрочь забивает городские автомагистрали. Прибыв в Бердск около 20.30 заехали в кассу МТС где успешно пополнили баланс сотовой связи, в продовольственном магазине пополнили запас съестного: замороженный шашлык (3 кг), хлеб, сыр, колбаса, водка (2 х 0,5 - решили не напиваться, а наслаждаться природой) (Здесь и далее комментарии иного участника сего автопробега. Имелся запас НЗ. Представляющий собой армейскую флягу с первоклассным маминым "Сэмом". Рекомендую), пиво в дорогу, маринова  нные огурцы и селедка на закусь.

Пришла пора все приготовленное укладывать в автомобиль+

Очевидно, в багажник все не войдет. Усаживаюсь на заднее сиденье и двигаю его вперед вплоть до того, пока колени не упрутся в спинку переднего сиденья - девушки ростиком пониже меня, должно быть неплохо, а если и будет тесно, то потерпят. Убираю из багажника ящик с инструментами и ставлю его посередине на пол в проеме между задними и передними сиденьями, сверху на него ставим походный котелок с заботливо уложенными в него бутербродами в дорогу и термос с кипятком. Сверху - поперек заднего сиденья укладываем палатку, одним концом вталкиваем ее между спинок передних сидений - получается очень даже неплохой подлокотник для всех четверых!

Разбираем мангал, аккуратно укладываем его в мешок из-под сахара (сахара в мешке нет ), затем кладем в багажник. Сверху стелим три одеяла - одно ватное (вместо матраца в палатку) и два шерстяных - таким образом, чтобы они не занимали много места будучи свернутыми, а расстелили по всему багажнику. Сперва хотели их расстелить на заднем сиденье, но запамятовали, а теперь там уже лежит палатка, трогать которую желания не было. Потом в разные углы стоймя ставим спальные мешки, один из них - особенно большой -  (напичканный мехом непонятного животного, тоже для геологов (нефига, там была вата. Спальник из шкур это другая история)) почти упирается в потолок. Рядом со спальником поменьше аккуратно ставим банки с автомобильными жидкостями, в другой угол - замороженный шашлык. Все оставшееся пространство компактно закладываем сумками с личными вещами и едой. Вроде все влезло, осталось только самим загрузиться. Бегло осматриваю заднюю часть машины - ничего не понимаю, даже не пр  осела сколько-нибудь заметно. Прошу девушек занять места в салоне "согласно купленным билетам" - ничего не изменилось! Ну и слава Богу.

3. Марш-бросок через три субъекта РФ. (Прикольно обозвал главу. Поэтично ).

Время уже начало двенадцатого, темнеет. Употребив по кружке горячего кофе и присев на дорожку выдвигаемся в путь. На АЗС "Новосибирскнефтепродукт" (Это типа без права на рекламу) возле ГИБДД откладываем в отдельный карман (нафиг никому не нужная авто пепельница) 2000 рублей на бензин, заправляем 13 литров до полного бака, обнуляем счетчик суточного пробега, и в 23.55 выезжаем на федеральную автодорогу М-52, в простонародье известную как "Чуйский тракт".
По дороге до Искитима пару раз достаточно жестко в копчике отдается перепад асфальтового покрытия, повсеместно идет ремонт дорог, знаков никаких, а качество работ истинно сибирское - в жизни не видел, чтобы в наших краях укладывая новый асфальт поверх старого, делали хоть сколько-нибудь плавные съезды/заезды. В темноте границу старого/нового покрытия замечаешь слишком поздно - БАНГ-БАНГ - и душераздирающий крик, заглушающий достаточно громкую музыку, ТВОЮ МА-А-А-А-ТЬ!!!
Едем дальше, Олег на соседнем сиденье глушит пиво, девчонки пытаются хоть что-то разглядеть за окном.
На посту ДПС в Линево (вечно пустующем, кроме этой ночи) свет фар выхватил из темноты салатовый (по мне так он зеленый) жилет и взметнувшуюся полосатую палку. Останавливаюсь на обочине, по привычке, выходя из машины, пытаюсь достать из барсетки документы - черт, замок заклинило!...
- Старший лейтенант такой-то, далеко направляетесь?
- В горы+
- Включите, пожалуйста, свет в салоне, - и, оценив УВИДЕННОЕ, - ммм, счастливого пути.

Бросив бороться с замком, я продолжил путь.

Ночь, машин почти нет, еду со скоростью 80 км/ч (а куда торопиться? Да и дороги+), изредка с ходу обгоняю кого-то, кто едет еще медленней, изредка кто-то обгоняет меня. При проезде границы Новосибирской области и Алтайского края (люблю это место!) трясучка по дорожным выбоинам резко сменяется мягким шорохом шин. (В этот момент пассажиры были тоже приятно удивлены) Покрытие трассы М-52 на Алтайском участке действительно на порядок лучше, чем на Новосибирском, хотя от Тальменки до Барнаула все-таки попадаются не очень ровные участки. Однако на хорошем асфальте, не смотря на темноту, стрелка спидометра плавно переместилась к отметке 120.
В 15 км от Барнаула начинается нормальный такой освещенный автобан, с бетонным разделителем полос встречного движения, по две-три полосы в каждом направлении и отличным асфальтом. Стрелка плавно доходит до отметки 140, сходу обгоняем Мицубиси Делика с казахскими номерами, и переходим в правый ряд. Несколько секунд и вижу в зеркало, что парней в Делике видать зацепило мое поведение и они нас уже настигают; настигнув однако, обгонять не стали, так и ехали параллельно друг другу в течение 3-4 минут. Вот показался третий виадук, я начал потихоньку притормаживать, Делика умчалась в свой Казахстан, а мы свернули на Бийск (в первый раз этот поворот я чуть не пролетел, теперь торможу заранее; один товарищ тоже вот так проскочил, а развернуться можно только в Барнауле, а чтобы попасть в Барнаул нужно проехать по платному мосту через Обь, а все вместе это грозит потерей до 30 минут драгоценного времени).
Минут через 30-40 после Барнаульской развязки с удивлением обнаружил, что все мои пассажиры благополучно спят, девчонки успешно разместились на палатке, Олег, напившись пива, качал головой из стороны в сторону, хорошо пристегнут был, а то бы всем туловищем качался+ (Фигня и враки. Пиво то еще не закончилось+) Подъезжая к Бийску, начал осознавать, что забываю переключать дальний свет на ближний при приближении встречных машин (которых, кстати, было немного). Веки уже тяжелели, голова начинала гудеть, время от времени останавливался, выходил на 2-3 минуты взбодриться и подышать свежим воздухом.
Вскоре народ проснулся, прозвучало предложение остановиться перекусить и выпить кофе. В 4 часа утра въехали в Бийск, город спит, на улице ни души. Проехали почти через весь город и вспомнили про кофе. Заприметив слева какой-то магазинчик с прилегающей парковкой, сворачиваю к нему, и ослепленный фарами стоявшего на обочине встречной полосы грузовика заезжаю не туда, где заезд на парковку, а туда, где выезд. А там висит знак "Проезд запрещен", типа кирпич. Чертыхнувшись, дернулся было ехать к заезду, но как-то не прилично ездить по встречной полосе, возвращаться на свою - далековато получается, да и кому нужны эти пируэты в начале пятого утра - за какие-то доли секунды пролетели в голове эти мысли, и уверено газанув, я ворвался под запрещающий знак на парковку, и увидел стоявшую там семерку ДПС, которую не было видно из за КАМАЗа. Двери ее не спеша открылись, и из нее вывалился уже второй за одну ночь салатовый (и все-таки он зеленый!) жилет.
 - Ну ты удивил однако! Давай документы, будем протокол писать.

Пока писали протокол, девушки достали бутерброды и налили горячего кофе. Подписав протокол о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 50 рублей, и не получив своего экземпляра, двинулся к своей машине. Пока шел, успел принять решение, что раз вы мне протокол не дали, то и платить я не буду, придет повестка от пристава - заплачу, не придет - не буду. Забегая вперед - сейчас середина ноября, еще ничего не пришло.

В 04.40, заморив червячка, покинули этот негостеприимный город с разбитыми дорогами. Начинало светать, дорогу с близлежащими пейзажами покрыл легкий туман, особенно красиво он смотрелся над утренней Катунью, вдоль которой здесь идет дорога. Сон уже практически отошел, машин на дороге все еще почти не было, и 100 км от Бийска до Маймы мы преодолели за полтора часа.

Где-то в районе 6.10 - 6.15 нашим взорам открылась долгожданная стела, повествующая о том, что мы въезжаем в Республику Алтай. Как принято - фото на память. Выйдя из машины, обнаружили там четверых местных студентов (все алтайской наружности), употребляющих водку стаканами безо всякой закуси (рядом стояла их Тойота Камри года так 97 (нормально студенты живут!) с распахнутыми дверями, из которой разносилась клубная кислотная музыка). Уж не знаю, был ли у них выпускной, или они просто вышли воздухом подышать, но настроение у них явно было приподнятое. Поздоровались, разговорились, типа откуда? Куда? и т.д.
Мы ответили:
- Двигаемся на Телецкое
- А, Артыбаш, ну да, ну да
- А что так: ну да, ну да? Плохо там что ли?
- Нет, хорошо. Тут вообще везде хорошо! Горный Алтай УРА! - и опрокинул очередной стакан водяры.
- А как там дорога? (Ни разу не ездил в ту сторону. На карте она обозначена как дорога республиканского значения, хотя мне это ни о чем не говорило. Приходилось ездить по дорогам местного значения, которые по качеству лучше некоторых федеральных. Россия все-таки.)
- Да дорога нормальная, люди ездят отдыхать на Телецкое и в Турочак, так что дорогу сделали хорошую (уверенности в меня такой ответ не вселил, оставалось только надеяться на лучшее).
Сфотографировавшись на память с ихними девахами (первая экзотика, местные аборигены), чем вызвали недовольство своих собственных, которые на момент нашего выхода из машины еще спали, а в ходе разговора проснулись, двинули далее.

Подъехав к Майминскому посту ДПС не увидел на нем ни души, зато светофор горел красным светом. (Когда едешь через ДПС "Вшивая горка", что в Новосибирске со стороны Бердска, вообще всем пофигу какой там свет горит. Мент тормозит - останавливаешься; не тормозит, или вообще никого нет - тупо едешь мимо.) Итак, не увидев никого, кто захотел бы со мной пообщаться, я по привычке на скорости в 20 км/ч потихоньку качусь мимо светофора. Вдруг откуда ни возьмись появился - мент! А жилетики-то у сех одинаковые, салатовые (видимо мой дальтонизм не знает придела, все-таки зеленые) такие! И грозно так:
- Куда едем, почему не отмечаемся?
- Дык я, дык это+
И сказать-то блин нечего, сам понимаю - виноват.
Так родился второй протокол за полтора часа, тоже на 50 рублей.
Заботливо вложив его за козырек, заезжаю на большую зеленую АЗС рядом с постом. До полного бака входит 26 литров, смотрю на одометр - от Бердска пройдено 420 км, итого получается расход 6,2 литра на 100 км - моя доволен однако!

4. А вот и горы.

В Майме по указателям сворачиваем налево в Горно-Алтайск, время близится к 7 часам утра, город просыпается. Уже по улицам, поеживаясь от утреннего озноба, ходят редкие прохожие. Проезжаем от начала до конца Коммунистический проспект, главная дорога уходит вправо. Сворачиваем, однако качество асфальта там резко ухудшается. Несколько в замешательстве останавливаемся у торопящегося, видимо на работу (пятница как-никак!), тщедушного такого мужичка лет 45:
- Доброе утро, извините, я на Телецкое озеро правильно еду?
- Да, правильно. Щас прямо на кольце налево и там все время прямо и на Турочак!
- Спасибо!
На выезде из Горно-Алтайска местность уже такая прям гористая, причем горы там совсем не такие, как те, через которые проходит Чуйский тракт. Здесь они причудливой формы, практически полностью покрыты таежными лесами. Не шибко широкое полотно дороги нормального качества петляет между болотистыми речушками, лесочками, имеются небольшие горные перевальчики. Чем дальше, тем круче и интересней серпантин. Проезжая село Ытык-Куёль (где-то около 5 км от Горно-Алтайска), пишем СМСку товарищу, который отказался от этой поездки: "Дрыхнешь еще? А мы вот уже в Ытык-Куёле!" Типа - пусть думает, где это. Однако отправить сообщение не удается - связи нет. В этом районе вышек нет совсем, связь так и не появилась до самого Телецкого (на Телецком все ходят с огромными "радио-кирпичами", самое удивительное эти "кирпичи" разговаривают+).
Чем дальше едем, тем все больше виден простой горно-алтайский быт, русских здесь почти нет; туристов судя по всему в этих местах тоже не много (не сезон). На протяжении всего пути до Телецкого мы не увидели ни одного кемпинга, ни одной базы отдыха или хотя бы какого-нибудь сувенирного базарчика (А нафига они там нужны???). Дорожные указатели дублируют названия населенных пунктов на русском и алтайском языках.
В какой-то момент в душу закрадывается сомнение, правильно ли мы едем, слишком уж дикие места. На одном из поворотов в тени деревьев замечаю на обочине какого-то паренька, останавливаюсь, парень подбегает к машине
- Дружище, на Телецкое правильно едем? Че-то понять не можем.
- Да, да, правильно. Тут одна дорога. Только в Турочакском районе будет развилка, там Вам направо.
- А че, дорога вообще нормальная дотуда?
- Ну, там два перевала будет, а так нормальная.
- Что, большие перевалы?
- Не маленькие
- А на Телецком что вообще есть посмотреть?
- На водопад Корбу съездите обязательно. Очень красиво.
- Ну ладно, спасибо.
- А что колбу (ударение на последний слог) не берете?

И тут я замечаю, что он на обочине дороги торгует какими-то пучками зелени.

- А сколько стоит?
- Пять рублей пучок.
- Давай один!

Колба, или черемша, это типа горный чеснок. Они его в лесу собирают, и продают. Всем туристам ведь лень самим по лесу что-то собирать. Вот предприимчивые алтайцы и обустроили такой мини бизнес (Тоже вопрос, на кой хрен эта хрень кому-то нужна?).
Следующие несколько километров, руля одной рукой, я жевал купленную траву (Больше никто не жевал, точно. Остальные постепенно задыхались). Съев порядка десяти перьев, подумал, что наверно хватит, да и этот запах распространялся по салону, просто жуть. По просьбе "трудящихся" пучок недоеденной травы вылетел в окно.
Увидев у дороги синий указатель с надписью "Чойский район" окончательно убедились, что мы на правильном пути (село Чоя я еще по атласу запомнил!).

Из обещанных двух перевалов явно заметен только один - по нему проходит граница Чойского и Турочакского районов. Горки и виражи почти в равной степени присутствуют на протяжении всей этой дороги, и понять где второй перевал я так и не смог. А может их на самом деле и больше чем два. О въезде в Турочакский район извещает большая железная конструкция (типа тоже стела). Также здесь есть площадка для отдыха, деревянная беседка. Если залезть на стелу, можно увидеть неплохие горные виды (перевал все-таки). Мы даже сделали несколько снимков на память.

В какой-то момент дорога выходит на мост через реку Бия, которая, если верить карте,  вытекает из Телецкого озера, что конечно наводит на мысль о том, что мы уже почти приехали. С моста фотографируемся на фоне реки. Вода в ней кристально чистая, с моста даже дно видно, хотя река явно не мелкая! Она ни капли не похожа на Катунь в районе Чуйского тракта. Катунь широкая, более спокойная (насчет того какая из этих рек спокойнее ?), мутная в конце концов (там же горы известковые). Бия же настоящая горная река - чистая, быстрая, кажется, есть в ней что-то необузданно дикое.

От моста дорога опять уходит в горную тайгу, но через пару-тройку десятков километров снова выходит к Бие и дальше идет вдоль реки до самого Артыбаша. Какое удовольствие и неписанный восторг мы испытали от езды по этому участк