|
Автопрогулка №1: Из Москвы в Хакасию и Туву на Nissan X-Trail
Не хватало мне в первой поездке кота, думал, в другой раз возьму обязательно, и не взял. Симка так обиделся, что по приезду не подходил целые сутки. Только на вторую ночь пришел ко мне в кровать и лег на грудь мириться. Стало быть простил, Зверюга! В сентябре, когда я собирался в дальнюю дорогу, он смотрел на меня, а в глазах тоска и читалось: ну надо же, второй раз папка динамит! Сам то вона куда собрался и что бы не взять животное с собой? И действительно, что бы не взять? А вот не взял, поехал один, о чем не раз пожалел.
Планировал 12-го, выехал 27. И это еще хорошо — поездка могла и вовсе не состояться.
Господи! Как же хорошо снова вырваться на просторы страны из Московских объятий! Настроение сродни дембельскому. Помню ко мне, совсем неожиданно, подошел старшина-лезгин и скомандовал: «Кампазитар, бистра каптерка парадка получат, дамой едыш». Я потерял дар речи. То было настоящее чудо. Казалось, рехнусь от переизбытка чувств!
В этот раз поехал опять через Самару. В прошлую поездку я там в кювет слетал, так что надо было пройти то место и успокоиться.
Прошел и успокоился. Остановился на ночь, не доезжая Уфы.
Поутру, видимо, вместо физзарядки, доверившись навигатору с новейшей программой «Навитэл 5.0», битый час вил петли вокруг Уфы. Тысячу раз себе говорил: езди Вова по указателям. Как ребенок, честное слово.
Затем был Урал.
Курганские степи.
После Макушино лег спать.
Ах, какие рассветы в Курганской степи! Загляденье! Я так загляделся, что не заметил, как наехал одной ногой на сплошную, поворачиваю голову, а из тумана выходит мужчина с палочкой и предлагает остановиться. Остановился. Пообщался. Дал. Он взял. Еду дальше, но настроение уже не то. «Настраенья вся понизилась» — как говорил Мишка Евдокимов. Если так буду деньги раздавать, — до Владика не доеду. (кстати, я во Владивосток собрался). Эта встреча подействовала на меня положительно, и оставшеюся часть марафона прошел без задушевных бесед с господами полицейскими.
От Макушина до Мариинска все было как-то так.
От Мариинска до Зимы по началу так.
Потом вот так.
Решил снимать по дороге все, но в отдельные моменты народ бывает против и за такие вот сюжеты может набрасываться и даже пытаться дать по лицу.
Надо сказать, день не заладился. После Красноярска прямо на разделительной полосе лежала сбитая собака, и я встретился с ней взглядом. Как она просила помочь ей! А машины неслись мимо, и я проехал. Затем позвонила жена и радостным голосом сообщила, что уезжает в Шарм-Эль-Шейх. На вопрос, а как же Симка? Консьержа присмотрит — был ответ. А ведь мы договаривались, что она поедет к своим бедуинам, после того как я вернусь. Вот когда я стал казнить себя за то, что не взял кота. Да и отрезок от Канска до Тулуна — сплошное испытание для водителя. Объездов не считал, но показалось штук двадцать.
Тоской веет из каждой деревни. Как-то уныло, по-сиротски в тех местах. Говорят, есть кафе «Медвежий Угол». Верю.
Ай!
Из Тулуна, в кромешной темноте, сам выбраться не мог, выводила Honda CR-V с московскими номерами. Пацан к тещи приехал. Она, поди, стол накрыла, ждет не дождется гостя дорогого, а он ей в трубку — мама я уже в Тулуне, счас земляка выведу из города и к тебе. Смертельно уставший, добрался до Зимы и прямо на трассе отрубился. Ух, и денек получился! В прошлый раз тоже на четвертый день усталость навалилась. На пятый день на горизонте замаячил Иркутск. Стало веселее.
Вот и омуль. Взял четыре разных. Одну рыбку горячего копчения съел тут же. Чуть проехал, съел другую и до самого вечера пил только чай.
На Байкале я не был. Первое свидание с ним впечатлило.
В этом месте у меня один раз челюсть отвисла и потом еще несколько раз за поездку.
Между прочим, приглашала погостить.
А я прошел, возможно, мимо своего счастья.
Стройка от Москвы до самых до окраин. Если так дело пойдет, глядишь заживем по- человечьи! А?
Что случилось, до конца не понятно, но факт налицо.
Пожары, пожары, и нет им числа.
В пути бывают и приятные мгновения. Вот один из них — чаепитие на обочине. Термос — есть штука незаменимая для странника. Едешь-едешь, едешь-едешь, отсидишь все части тела, а потом остановишься в живописном месте и стоишь, пьешь горячий чай с шоколадкой. Кайф! Ресторан «Улыбка»!
На БАМе в кои-то веки есть дорога. Приличная дорога, но не все этому рады. Вот этот товарищ аж слюной брызгал. С отверткой ко мне подошел. Угрожал. Чо снимаешь? Ты там лучше Путину передай — говно дорога. Наша техника не выдерживает, ломается. Я ему пообещал, что передам Владимиру Владимировичу. Обязательно передам. Ехал, и понять не мог, чем же он так не доволен. Кое-как дошло. Мотороллер не выдерживает скоростного режима. Шестеренки разлетаются. Раньше с кочками, видно, спокойней жилось.
Решил заглянуть.
Следом за мной в кафе зашла импозантная троица в камуфляже. После некоторых уговоров согласилась встать перед объективом. Да, чо нас снимать, ты лучше вон это сними.
Оказывается, хлопцы из охотнадзора и только что задержали браконьеров. Один из задержанных, боксер, попался, и как результат у старшего фингал под глазом. Мужики взяли в буфете три бутылки водки, а я дал им два омуля на закуску. Это их так тронуло, что наперебой стали давать дельные советы. В частности предупредили, что 200 км отсюда заправки нет. Смотри.
Смотрю, компьютер показывает, что топлива мне хватит на 200 км. Решил, что обойдется.
На ближайшей заправке (это та, что через 200 км) бензина не оказалось, и километров 100 я шел на пустом баке.
Ехал медленно-медленно, медленно-медленно, да я не ехал, я крался, как в разведке. Ночь, дым, огонь. Ни машин, ни людей. Мама, где я? В общем, все на нёрвах. Но дополз! Откручиваю крышку бака. Бак зашипел, как удав, и стал втягивать в себя воздух. Видать, последние метры на газообразной смеси шли. Ай, да Nissan-ка! Ай, да сукин сын! Залил полный и был несказанно рад. Теперь можно включить климат, рейлинги, педаль в пол и думать о чем-нибудь приятном. Ну, скажем, о том, что скоро остановка и можно будет выпить и закусить.
Ночевал у АЗС. Рядом с поворотом на Тынду. Когда парковался, кое-как приткнулся. Просыпаюсь — пусто, все разъехались. Ну, и мне пора. До Владика 2 135 км. Хочется пройти за два дня.
Дальнобойщик Сашка: все от нашей бедности. Ездим до последнего.
Ну, ничего. Поменяю, и в Хабаровск.
Чем дальше на юг, тем теплее. И природа пошла не сибирская. Скорее японо-китайская.
И народ приветливей пошел.
В Артеме мне нужно было проходить плановое ТО. За сутки стал созваниваться с сервисом. Я девушке про то, что проездом и не могу ждать две недели, она мне про то, что запись и будьте любезны в порядке живой очереди.
Мая твая ни панимат!
В сервис ворвался раскаленный, как щипцы. Приготовился ругаться, но ребята быстро врубились и предложили завтра ровно в девять. В девять, так в девять. Поехал устраиваться в гостиницу.
Разобраться в хитросплетениях улочек и мостов Владивостока вновьприбывшему сложно и я подумал, что завтра могу опоздать. Решил, не рисковать. Вернулся в Артем и поселился в мотель, рядом с сервисом.
Заказал ужин в номер. Но после ванной и семисуточного добровольного заточения в машине меня больше интересовала широкая постель. Она меня манила и влекла. Захотелось сразу туда. Ужин остался на столе.
Для любителей статистики: 1 336+932+1 575+1 173+982+1 262+1 272+645=9 177 км и ровно семь суток.
5 сентября. Артем. Плановое ТО.
Флагман Nissan-а.
Пока ждал машину, общался с персоналом.
Славка. Он готовил машину.
Обменялись любезностями, и я помчался знакомиться с Владивостоком.
Забегая вперед, скажу, что город очень понравился. У меня особое отношение к портовым городам. Владик мне напомнил Ялту, где я прожил четыре незабываемых года.
Владивосток сегодня — одна большая стройка. Если приехать года через два, можно и не узнать.
Ближе к вечеру набрел на это заведение.
И кухня и персонал на уровне. Так держать!
Как не грустно, но пора расставаться и с хозяйкой мотеля, и с городом, к которому успел прикипеть.
Время до Хабаровска пролетело незаметно.
Припарковался.
Пробежался по площади.
И в путь.
В этот день прошел бы больше, но задержка на заправке отняла целый час. Зато пока ждали слив топлива, успел потрепаться с народом. Тоже полезное занятие.
Куда едем? В Москву. Откуда? Из Москвы. Засмеялся, покачал головой и вернул документы.
Спасибо за приют, за кипяточек и всего хорошего.
В такой мгле мне еще не приходилось ездить. В эпицентре встречную машину можно было увидеть максимум за два метра. Шли предельно осторожно. Врезался в память Кировец. У меня был легкий испуг, когда этот монстр появился перед носам.
Вся трасса на БАМе изрезана речками, ручьями, суходолами, падями и везде мостик. Вот на этих стыках полотно и стало проваливаться.
Про Американские горки слышал, но кататься не доводилось.
И уж никак не думал, что с этим заморским аттракционом познакомлюсь именно здесь. Едешь 130-140 км/ч и тут, нате, один трамплин, другой, третий. Когда на все четыре, а когда только на два колеса приземлишься. Ух, как в башку адреналином шибает!
Вот этот случай произошел на моих глазах. Чудом фура устояла. Помог забор.
Отсюда и веночки, букетики, цветочки. По всей трассе.
На краю Чернышевска есть неприметное кафе.
Раньше стояло на бойком месте. После пуска новой трассы оказалось в стороне. Мне были очень рады. Предложили столько, что я сразу понял — в меня это не войдет (на фото часть еды, самсу и шашлык завернули в дорогу) И за все 320 руб.! Обалдеть!
Вот так едешь целый день, глядишь по сторонам, и кажется, нет конца этой дороги и хочется воскликнуть: Ребяты, скока ж у нас земли!? Ё-маё!
Самсу прикончил. Шашлык убрал в багажник.
Жизнь на федералке.
Рыбкой потянуло.
Так хотелось ухи! Но в меню этого кафе вообще рыбных блюд не оказалось. Нонсенс!
Путь лежал на Ольхон, а сил хватило только до Еланцов.
На первый паром опоздал. Пришлось ждать.
Зато Вика окружила вниманием и заботой. Быстро ориентируется в пространстве. Тут тебе и позы, тут тебе и чай. Молодец!
Начитался о столпотворениях и даже мордобоях на причале в Сахюрте. Нам делить было нечего. Три машины туда и три обратно.
Красив Байкал! Слов нет, как красив!
Надо выручать.
На горизонте показался Хужир.
Люблю деревянное зодчество.
В нем и поселился.
Шаманка.
Байкал — это не озеро, это Море. Самое настоящее.
Дорога у нас одна, говорят местные.
Ни ментов тебе, ни ГАИ, катайся, как хочешь и куда хочешь.
Ой!
До Песчанки добрался. Дальше ноги не пошли.
Говорил я им, сгрузите сено и все по-новому сделайте. Не послушали.
Попрощался с Ольхоном, Хужиром и Усадьбой Никиты Бенчарова. Планировал позавтракать у Вики, но на пароме напросился попутчик до Еланцов.
Завтрак был перенесен в это кафе. Тут-то на столе я и оставил своего верного спутника. Пропажу обнаружил за 75 км от этой юрты. Возвращаться не стал. Ох, как жаль потерю. За столько лет и дорог, мне казалось, мы слились в одно целое. На снимке запечатлен на вечную память тот самый термос.
Настраивался на объезды между Тулуном и Канском, которые измотали меня в прошлый раз. И каково же было мое удивление, что пока я разъезжал туда-сюда, строители закончили участок, и осталось только три из двадцати объездов. Так это ж другое дело! Вот могут же, если захотят! Пользуясь случаем хочу обратиться ко всем ненормальным, ко всем любителям приключений, путь открыт! Впервые в истории России! Все на Байкал! Даешь автотуризму от Москвы до самого до Байкала! Ура, товарищи!!! По ма-ши-нам!!!
Алзамай. Наташка.
Трудится как пчелка. Кормит таких, как я.
Железногорск.
О своем горе я еще по телефону поведал Витьке. При встрече первым делом он повез меня в магазин и подарил точно такой же термос. Вот это подарок! Настоящий друг! Знает, что мне больше всего нужно. Теперь я опять смогу стоять на обочине в живописном месте и пить крепкий горячий чай с шоколадкой. Вот!
В гараже Витькины собаки стали принюхиваться к моей машине. Я вспомнил, что в багажнике едет шашлык аж от самого Чернышевска.
Расправились они с ним мгновенно.
Живет друг детства скромно. Два гаража, две машины, две квартиры…
И вид из окон на зависть москвичам. Пообедали, — и в Бархатово к Феде.
Федор Михайлович Малютин. Наш школьный учитель физкультуры. Учитель от бога. Крепкий, как скала. Да вот подкосил сахарный диабет мужика. Остался без ног. Сидит, режет разные скульптурки-фигурки. Не скулит, не жалуется на судьбу. Он нас в Хову-Аксах по всем горам протащил. В скольких походах мы с ним побывали. И пешком, и на великах.… С утра до позднего вечера возился с малышней.
Выехал провожать сидя в своей коляске. Мы же уезжали на двух машинах, посигналив ему на прощанье. Грустная картина получилась.
К двенадцати ночи добрался до Абакана.
Просидели, проболтали до утра со Славкой. В Кызыл выехал к обеду.
Решил по пути заехать в Шушенское и сделать буквально один-два снимка музея.
Внутрь не пустили. Пришлось купить билет за 120 рублей. Ко мне приставили экскурсовода. Девушка призналась: такое с ней впервые, чтобы одному человеку повесть о вожде мирового пролетариата рассказывать. Я тоже не мог вспомнить ничего подобного. Думаю, мы приятно провели время.
В этот раз Саяны были закрыты.
Коли я в Туву забрался, Хову-Аксы мне не объехать никак.
Это просто удача! Год назад с разницей в два дня я уже был здесь.
Оказывается, в нашей деревне до сих пор живет Мишка Баклагин. Он даже не старожил получается, а пращур. Все уехали из первого состава, Балуй здесь.
Целый день бродили. Вспомнили, как в войну пацанами играли, как за шишками ходили, как усачей вилками кололи. Да, всего и не перечислишь.
Вечером Мишкина жена накрыла ужин. На столе был хариус из нашей речки и картошка с нашего огорода. Самая вкусная картошка в мире. Вот пишу эти строки, и слюни текут.
В ночь уехал в Кызыл. Утром сделал круг почета по столице орденоносной Тувы.
На выезде зашел на кладбище. Попрощался с близкими.
И в Абакан через Ак-Довурак.
Что еще нужно бродяге? Погода хорошая, дорога свободная, природа чудесная!
Перевал Сотка.
До свиданья, Тува!
Если бы не подтаяло слева, я бы здесь на своей резине не спустился.
В Абакане Славка напомнил, что завтра у Лося (Володи Лосева) День рождения. Ну, надо же! В прошлом году, 15-го мне край нужно было в Кызыл, в этом году, тороплюсь на Алтай. Вот незадача!
Прощались. Славик как-то странно косил.
В Белово заехал на ужин к Богдановым, Сереже и Лене. Встретили как родного. Но спустя уже два часа сидел в машине. Спешил. Хотелось 16-го пройти весь Чуйский тракт до Ташанты. Ночевал где-то в Алтайском Крае, но до Бийска не дотянул.
Сростки. Дом Василия Шукшина.
Калина Красная.
Горный Алтай превзошел все мои ожидания. Через какое-то время я понял, что до Ташанты добраться не судьба. Слишком красиво вокруг, чтобы гнать без остановки и не снимать.
Чуйский Тракт! Об этой дороге можно говорить только в превосходной степени.
При такой езде кое-как добрался до Ак-Таша. Но успел-таки к закрытию магазина. Взял буханку черного. Почти всю съел. Вкусный хлебушек пекут, однако, алтайцы. Пообщавшись с местным людом, выяснил, куда и сколько мне ехать. В гостиницу не пошел, лег в машине. Спал мало. 17 октября. 04:30. Пора. Пора штурмовать Кату-Ярык, перевал, который не давал мне покоя уже который год. Решил, что если не пройду его, то не засчитывается вся поездка. Вот так! Это, можно сказать, центральный номер программы. И номер достойный внимания.
Сразу за Ак-Ташом начинается подъем в горы.
Как в мультике. Жутковато, но интересно, что дальше будет?
По пути встретил всего одну машину. Сказали, что уже скоро.
Долина Чулышмана поражает воображение. Снимок не в состоянии передать всей мощи.
Вот и он!
Ну, здравствуй Кату! Долго я к тебе шел.
Перекрестился, и вниз.
Спустился. Постоял. Попил чайку с шоколадкой и наверх.
Поднялся на переднем, забыв включить полный привод. Подъем чуть сложнее. С лобового от вибрации отлетели все приборы. До встречи, Кату!
Надо брать с собой в дорогу сигареты, даже если ты не куришь. Трудно сказать «нет» вот таким людям.
Чудный Край! Просто дух захватывает!
За полночь добрался до Артыбаша. Утром было краткое знакомство с озером.
Всего один час на Телецкое. Мало. Очень мало.
Горно-Алтайск.
Подходила к концу поездка. Обязательная программа закончена, но вот так просто выехать на трассу и держать курс на Москву я не мог. Было еще одно место, где меня ждали. Этот человек давно приглашал меня в гости. Помню, как появился у нас, как протянул руку и представился — Мишка! Он был чертовски талантлив. Мама моя его боготворила. Потом сделался большим начальником, но для страны, для народа так и остался Мишка-Морда Красная.
Навигатор уверенно вел меня в Верх-Обский. Оставалось совсем чуть-чуть, я спохватился, что еду с пустыми руками, остановился и наломал сосновых веток. Вот с таким букетом и пожаловал. Зашел через калитку.
Спрашивать, где могила не имело смысла, ее было видно сразу.
Как-то давно за столом, в разговоре, Евдокимов сказал, что через год-другой уедет к себе на Алтай и это даже не обсуждается. Хотел дом поставить на берегу, наверное, чтобы лучше рассказы сочинялись. Дом стоит. С видом на Катунь. Но без хозяина.
До свиданья, Верх-Обский.
То самое место…
За всю поездку первый раз лил дождь. Похоже, Мишку оплакивал.
Дальше была просто езда. За окном проплывали поля, леса и реки. Не было уже желания останавливаться. Было желание с каждым часом сокращать дистанцию.
Ну, вот и Подмосковье.
МКАД. До дома — 35км.
Дома ждет жена, кот, душ, накрытый стол и чистая постель.
Nissan-ка набегался, устал. Мне было хорошо с ним. Сидеть за рулем — одно удовольствие. Спать под его журчание еще приятней. 23 182 км и 25 дней пути — это немало. Хотя, подозреваю, ему нравится носиться, впрочем, как и мне.
Заканчиваю опус. Кот лежит рядом. И, кажется, не мурлыкает, а шепчет: «Смотри, папка, не забудь животное с собой взять». Симка знает, что в Москву пришло лето, а с ним и планы на третью поездку. Может, действительно вдвоем рвануть!? Со штурманом?! А?! До встречи!