|
Доброго времени суток уважаемые DROMовчане. Более двух лет являюсь постоянным читателем вашего сайта. Сначала информация с него помогла приобрести первую иномарку (Nissan Primera, 1999 год, универсал, 2 л., автомат, 4 везде (но не всегда :)), а затем подвигла на бесшабашное путешествие на южный берег озера Телецкое. А дело было так. Живем и работаем в городе Кемерово, столице КО, это там, где по отзывам перегонов, дороги хорошие:)…
На протяжении нескольких лет летний отдых в нашей семье — это возможность отдохнуть и покупаться в теплой и, самое главное, чистой воде. Единственно доступное и отвечающее требованиям место — это озеро Инголь в Шарыповском районе Красноярского края. От Кемерово 300 км. Или три часа пути. Съездив три раза на озеро Инголь, решили объехать Алтай. Давно хотели посмотреть Горный Алтай, тем более что там уже были друзья, мама, и еще куча знакомых. Поскольку общее представление имели, то решили посмотреть места, где не ступала нога знакомых и родственников. Особо мне хотелось посмотреть и преодолеть перевал Кату-Ярык, о чем экипаж был не в курсе.
С 29.07.2009 года по 03.08.2009 года проехали на одной машине Горный Алтай, около 3 000 км. Экипаж: я, жена, дочь, моя мама. Авто Ssang Yong Kyron, 2 л. дизель, механика. Маршрут: Кемерово — Белокуриха — Берег Катуни протяженностью около 70 км — Чемал — Окташ — пер. Кату-Ярык — долина р. Чулышман — Южный берег оз.Телецкое — Горно-Алтайск — Артыбаш — Северный берег оз. Телецкое — Таштагол — Кемерово. Выехали 29.07.2009 года около четырех часов утра, чтобы в обед быть на курорте Белокуриха, Алтайского края, где планировалось посетить гору Церковка, подъем на кресельной канатной дороге, прогулка по туристическим тропам.
Пробродив полдня по горам Белокурихи, решили, что это не те горы, что искали, и двинулись дальше в Республику Горный Алтай. Приехали на берег реки Катунь (район озера Ая), посмотрели его. После Инголя Ая, показалась маленькой лужей (да простят нас все им восхищающиеся), к тому же на сто процентов оккупированное ушлыми предпринимателями, застолбившими подход к воде. Принципиально наша семья любит купаться и отдыхать, когда 50 а то и 100 м берега свободно (чтобы не толкаться). А тут просто столпотворение. После Аи купили у придорожных торговцев туристическую карту и далее двигались исключительно по ней. В этот же день посмотрели Чертов палец согласно карте :) и решили искать место для ночлега.
С этой целью двинулись вдоль реки Катунь, где и нашли еще свободную от притязаний великолепную стоянку на реке. Берег — песок, сосны, правда, рядом с дорогой.
Переночевали у реки, утром был запланирован поход в Тавдинские пещеры, и Камышлинский водопад.
Утром собрав лагерь, приехали на пещеры, взяли экскурсию в пещеры и мужественно все прошли, выслушав байки и рассказы инструктора. После посещения пещер прониклись духом гор и сделали несколько фото в разных костюмах.
После решили посмотреть водопад. Дошли по тропе, по дороге встретив змею. На водопаде дежурные фото, так как особо не разбежишься. На обратном пути спуск по Катуни на лодке.
Ребенок был в восторге и просил еще и еще. Два круга, море брызг и восторга. Сила реки впечатляет.
После решили искать место для ночлега. Объехали кучу платных стоянок в районе пос. Чемал. Но в результате нашли стоянку за Чемалом, километров 10-12, на берегу реки.
Ночью рядом с нами встали новосибирцы, которые отдыхают на этом месте уже лет пять. Место на самом деле достойное. С утра запланировали проход по «козьей тропе» в Чемале и посещение Чемальской ГРЭС.
Прошли посетили, в обед были готовы ехать за Усть-Сему, и смотреть настоящий Горный Алтай, по настоящему горный, местами дикий, непредсказуемый, и очень интересный. В этот день нам предстояло поехать около 500 км до Южного берега озера Телецкое. Заправились в Усть-Семе вышли на Чуйский тракт (М-52) и взяли направление на Монголию.
Машин много до Семинского перевала, где смотровая площадка и виды гор (низких). Ребята! НАСТОЯЩИЙ ГОРНЫЙ Алтай начинается от перевала Чике-Таман и дальше, Акташ, Усть-Кокса, Долина Чулышмана, слияние Катуни и Чуи и другие прекрасные места, куда доезжают самые упертые и целеустремленные.
Доехали до пос. Акташ, заправились, и двинули в сторону озера Телецкого. На 26 километре дороги начинается Улаганский перевал. Высота 2 080 м и обалденный вид на кедровую тайгу, и заснеженные вершины Тонгулакского хребта, снежные шапки гор вокруг в июле, и то там, то там горные озера.
Около 20 час. подъехали к перевалу Кату-Ярык. Внизу тонкой струйкой бежал Чулышман. То, что выложено в сети, не отражает действительности. Перевал и дорогу необходимо увидеть собственными глазами. Для того, чтобы не жечь тормоза, спускался вниз на пониженной и 2-3 передаче, руль крепко держал двумя руками, (до этого ездил только по равнинам) впечатлений масса!
Дальше ехали по долине реки в направлении озера Телецкое, которое было конечной целью нашего путешествия (как нам казалось). Хочу дать два совета для решивших повторить путь:
Я сначала тупил и постоянно пытался сверять путь с картой, и только километров за 20-30 до озера понял, что выбраться из долины реки и проехать «не туда» не смогу при всем желании (До этого ездил по равнинам, лесам и полям).
Около двух часов ночи выехали на берег озера, разбили лагерь и без сил легли спать. Путь от Кату-Ярык до Телецкого (ночью) занял около пяти часов, при том, что я не тормоз.
Утром проснулись от сильного ветра, дул, как мы узнали потом, ветер «монгол». Местные по нему определяют, какая будет погода. Если ветер до обеда со стороны Монголии, то день будет теплым и ясным, а если со стороны севера и весь день, то дождливым. Полдня решали, ехать обратно тем же путем или проделать путешествие по озеру на пароме.
Предложение следующее: туристы приехавшие на собственном транспорте на юг. Телецкого, и не желающие повторять героический путь по долине и подъем на Кату-Ярык, перемещаются на грузовой барже за 6-8 тыс. руб. на север оз. Телецкое, поселок Артыбаш, откуда рукой подать до Кемерова, Томска, Новосибирска, Бийска, Барнаула и т. д.
Ввиду неопределенности с паромом, решаем посмотреть долину Чулымшана днем, подняться на Кату-Ярык и дальше проехать по Чуйскому тракту до г. Горно-Алтайск, тем же маршрутом.
Выбираемся до Чуйского тракта, ночуем на стоянке на горной реке.
На следующий день (воскресенье) — день предполагаемого возвращения в Кемерово (домой), однако только около 19 часов прибываем в Горно-Алтайск. Предполагаем, что дома будем глубоко за полночь, решаем продлить путешествие еще на один день и посмотреть северный берег озера Телецкое (пос. Артыбаш). Находим место на берегу, и, самое главное, договариваемся об экскурсии на водопад Корбу.
Утром завтракаем и подъезжаем к условленному месту, где нас ждет лодка и проводник.
Проводник проводнику на озере большая рознь. Они делятся на две категории:
Первые владеют собственными лодками и действительно устраивают экскурсию по озеру, которая длится более четырех часов.
Вторая категория — наемные водители на чужих лодках, заинтересованные в количестве экскурсий за день, следовательно, экскурсия представляет собой проход на лодке по озеру до водопада Корбу и обратно и длится не более двух часов.
Мы договорились с проводником по имени Николай (но все зовут его Будулай). Человек, любящий свою работу, готовый рассказывать и отвечать на вопросы. Интересный человек, не просто водитель быстрого катера. Совершив с ним четырехчасовую прогулку по озеру, посмотрели и искупались в водопаде Корбу, вернулись в Артыбаш.
А дальше дорога, дорога, и дом родной. По приезду нам показалось, что мы за поездку увидели весь Горный Алтай. Посмотрев информацию, поняли, что видели в лучшем случае половину, и готовы ехать и смотреть еще раз.. Кроме этого уже по приезду узнали, что жители долины реки Чулымшан не прочь поживится за счет туристов и даже совершают разбойные нападения на отдельные стоянки туристов. Поэтому считаю необходимым брать с собой 2-5-зарядные аргументы для разговоров с местными (в случае отсутствия переводчика).
В целом от поездки только море положительных эмоций, новых впечатлений и позитива.
Машина ни разу не подвела, в связи с тем, что заправляться приходилось на незнакомых заправках, добавлял присадку «Кастроль-ТДЕ». За поездку пройдено около 3 000 километров, долил один литр моторного масла.