|
Здравствуйте, любители автопутешествий и любители почитать про автопутешествия. Настало лето 2012 года и встал вопрос, куда же съездить в отпуск, из нескольких вариантов было решено ехать на Алтай. В прошлом году мы с женой были на Телецком озере, теперь же хотелось проехать больше. Решили проехать по Чуйскому тракту от начала до конца. И так получился такой маршрут: Новосибирск ― Барнаул ― Чемал ― Акташ ― пер. Кату-Ярык ― Акташ ― Кош-Агач ― Акташ ― Новосибирск. Автомобиль Mazda Familia S-Wagon 2000 г.в. 1,5 л, 130 л. с. передний привод. Экипаж: я и супруга. Вообще, по-моему, становится доброй традицией то, что на Алтай мы ездим с женой всегда вдвоем, добрая, потому что вдвоем очень даже хорошо и романтично получается путешествовать, а традиция, потому что каждый раз когда мы собирались на Алтай, по той или иной причине получалось так, что ехать приходилось вдвоем.
Подготовка к поездке заняла не очень много времени, было прочитано много тем и отзывов, была подробно изучена карта местности. Вещей было взято немного (палатка, мангал, вода, одеяло, теплые вещи, ноутбук, навигатор) Авто я всегда держу в полной боеготовности к поездке хоть на луну и поэтому подготовка автомобиля к поездке была не проблемой, ну разве что проверил давление в шинах. Была скачана из интернета программа «ТИС Алтай», там есть подробная карта, на которой отмечены местные достопримечательности с описанием, в общем, очень удобная и полезная программка.
Ближе к вечеру 13 июля я выехал в Барнаул, планировалось там переночевать у сестры и наутро выдвигаться на Чемал. Итак, в 7 утра 14 июля мы выехали в строну Чемала. После Бийска заехали в Сростки ― родное село известного писателя и актера Василия Макаровича Шукшина, в то время село готовилось к ежегодным Шукшинским чтениям, поднялись к памятнику Шукшину, он находится на возвышенности, с нее видно всю деревню и реку Катунь.
Дальше мы продолжили наш путь…
Где-то к обеду мы приехали в Чемал, планировалось сходить на Чемальскую ГЭС, посмотреть местные пейзажи, а также заночевать здесь.
Наверное сезон такой, Катунь была очень грязной и на фото четко видно слияние двух рек.
Чемальская ГЭС + семейное фото.
Туристов было очень много, которые лично меня очень раздражали своим поведением. Много пьяных лиц, которые никак не вписываются в местные красоты. Путь к ГЭС лежит через так называемую «Козью тропу», это узкая тропинка по склону горы, и тропа эта напоминает эскалатор метро, столпотворение какое-то, по пути попадалось много мусора (бутылок, пакетов, бычков). В общем Чемал засел в моем сознании как место тусовки выходного дня для близлежащих районов. Второй раз я сюда не поеду.
Побродив по окрестностям ГЭС, поглазев на горы, леса и пьяных туристов, нужно было искать место для ночлега. Погода была пасмурной, но теплой и сухой, и поэтому было решено переночевать в палатке на природе. Мы заехали в местный супермаркет, купили продукты и местную SIM-карту. Когда я готовился к путешествию и узнавал про базы отдыха в районе Акташа, то в интернете было написано, что там ловит только «Билайн», позже это оказалось неправдой, наш «Мегафон» ловил хорошо, поэтому симка не пригодилась.
К вечеру мы заехали на турстоянку, которая находится около дороги по направлению из Чемала в Усть-Сема, стоянка стоит на берегу Катуни, стоимость суток проживания со своей палаткой ― 300 руб., за это вы получаете место под палатку, под машину и деревянную беседку. Дрова для костра стоят 100 руб.
Привязался соседский кот, пока мы его не угостили шашлыком, не отстал :).
Народа было много, мест к вечеру почти не оставалось, но если вы поедете и не найдете место на одной стоянке, рядом есть ещё, потом ещё и ещё, поэтому я уверен, что с диким ночлегом в Чемале проблем не возникнет.
Катунь, как всегда бурная и холодная, прямо около воды по всему берегу из-под земли бьют ключи, вода в них вполне пригодная для питья.
Надо сказать, что на протяжении всего пути по Горному Алтаю мы пили родниковую воду, часто встречались родники, где можно было набрать холодной водички.
Наутро мы двинулись дальше в горы, целью было доехать до Акташа. Планировали выехать в 7 утра, но на дороге был сильный туман и выехали в 8 часов, в Усть-Сема заправились на «Роснефти» до полного бака. Там, кстати, самый дешевый бензин по Чуйскому тракту, и с отличным настроением не спеша поехали дальше…
Дорога по всему Чуйскому тракту на «5»! А где не на «5», там уже идет ремонт :), район Семинского перевала, и дальше пара мест. Машины пропускали в один ряд, на одном конце участка ремонта стоит дорожник с рацией и на другом конце дорожник, и вот так они регулировали движение.
Так мы доехали до Семинского перевала, навигатор показывал высоту около 1 900 м, но, честно, перевал не впечатлил. Подъем интересный, затяжной, красивые пейзажи по сторонам, а на вершине посмотреть особо не на что.
После Семинского вдоль дороги течет симпатичная речка, на которой иногда встречались минипороги.
Здесь мы остановились и решили устроить небольшую фотосессию для автомобиля :).
Наш боевой конь и верный друг.
После этого мы поехали дальше, впереди нас ждал перевал Чике-Таман, это очень красивый перевал, крутые серпантины завораживают, весьма крутой подъем. Высота перевала 1 295 м над уровнем моря.
С вершины перевала открывается потрясающий вид на долину.
С другой стороны перевала открывается не менее красивые пейзажи.
Это старая дорога перевала Чике-Таман.
После спуска остановились у источника Кара-Суу набрать воды. Вода в источнике целебная. Водители грузовиков в прежние годы, направляясь из Акташа и Кош-Агача в сторону перевала Чике-Таман, обязательно останавливались у родника, чтобы набрать воды перед сложным подъемом по серпантину перевала.
Дальше дорога идет вдоль реки…
Позже мы остановились у места слияния рек Чуя и Катунь, там находится природный парк Чуй-Оозы, красивое место, правда, на фото плохо видно само слияние, потому что реки одинакового цвета, наверное, мы были там немножко не в то время, когда четко видно слияние, но все равно красиво.
Едем дальше, нас постоянно догонял дождик :), только мы убежим от него, остановимся где-нибудь сфотографироваться, он нас снова догоняет.
Барашки на горах, и как они только туда забрались.
Вообще на протяжении всей дороги по Горному Алтаю постоянно встречались бараны на дороге, а также коровы, причем необязательно рядом с населенным пунктом.
Скала Белый бом ― некогда самый опасный участок Чуйского торгового пути. Под скалой на берегу Чуи расположен памятник погибшим бойцам Красной армии. Во времена Гражданской войны малочисленный отряд местных жителей, устроивших засаду на скалах Белого бома, расстрелял красноармейский отряд (около 200 человек) под командованием Заозерного.
Дальше остановились посмотреть на водопад Ширлак, он ещё называется «Девичьи слезы». Водопад небольшой, может метров 10-15. По легенде во время нападения захватчиков, одна из местных девушек была ранена и, чтобы ее не взяли в плен, она сбросилась со скалы, с тех пор и зародился этот водопад, девушка якобы орошает скалу своей слезой…
Тропа к водопаду непростая, нужно пробираться по камням и через березовый лес, так что дама на каблуках там, наверное, не пройдет, с дороги его плохо видно, но определить можно по стоянке для автомобилей, а ещё там есть беседка, в которой можно попить чаю из местных трав на воде из этого водопада. Здесь нас снова настиг дождь, на этот раз мы промокли до нитки, дождь был сильным и сопровождал нас до самого Чибита.
Где-то к 16 часам мы приехали в Акташ, теперь нужно было определиться с жильем. Сразу на въезде была гостиница «Акташ», там номер на двоих стоит 1 500 руб./сутки. Нас это не совсем устраивало, тем более ещё были варианты. До поездки я выписал все номера телефонов местных баз отдыха, начал обзванивать, надо сказать, что свободных мест не так много.
В итоге мы поселились в добротном трехкомнатном доме с большой верандой. Усадьба называется «Дом Оминых», хозяин ― добродушный алтаец, он любезно предложил нам занять дом за 400 руб./сутки с человека, при этом сказал, что никого подселять не станет, это его принцип. В доме три комнаты по две кровати в каждой, холодильник, телевизор, вода. Есть возможность принять теплый душ или погреться в бане, но это за отдельную плату. Сам хозяин живет в другом доме на этой же улице прямо около телевышки.
Рядом с гостевым домом стоит народное алтайское жилище, которое называется Аил.
В этом Аиле хозяин оборудовал музей, и вечером он показал нам этот музей. Там собраны камни со всего Горного Алтая, все они со смыслом, т.е. каждый видит что-то свое в этих камнях. Хозяин увлекается резьбой по кости и дереву, там много экспонатов рогов горных животных, также там собрана коллекция народной одежды и головных уборов разных народов. Много различных талисманов и амулетов.
Итак, мы доехали да Акташа, позади уже 900 км пути, но впереди нас ждало самое интересное и завораживающее. Перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман, а также Курайская степь и великолепный Северо-Чуйский хребет с его снежными вершинами. Дух захватывало от предвкушения увидеть все это.
Настало утро и погода выдалась просто отменная, было ещё сыро от прошедших дождей, но солнце уже радовало глаз. Хозяин упорно пытался меня отговорить от поездки на Кату-Ярык. Говорит, что прошли сильные дожди и дороги в горах размыло, но его отговорки меня не остановили, ведь мы для этого сюда и приехали. Я конечно, понимаю, что у меня далеко не джип и даже не полный привод, но рискнуть стоило.
Мы выдвинулись из Акташа в сторону села Улаган. Если ехать по чуйскому тракту из Горно-Алтайска, то поворот на Улаган налево сразу же после Акташа, фактически он находится на территории Акташа, после поворота ещё километра три был асфальт, потом он закончился, началась гравийная дорога с мелкими глубокими ямками и попадающимися камнями. Да, было сыро и местами бежали маленькие ручейки, но проехать можно без проблем. Больше всего не нравилось качество дороги, с моей жесткой подвеской комфорта было мало. Мы подъезжали к Красным воротам, пейзажи, конечно, очень радовали глаз.
А вот и знаменитые Красные ворота.
Сразу после Красных ворот начинается Мертвое озеро, долгое время озеро считалось мертвым из-за высокого содержания вредных примесей в воде, как нам сказал хозяин дома, что туда даже птица раньше не садилась. Теперь же озеро вполне обитаемо, там сейчас даже есть рыбалка за 200 руб. Когда мы остановились сфотографироваться у озера, я сам у берега увидел стаю мальков, так что озеро не мертвое 100%. Само озеро весьма длинное, около 3 км, дорога проходит вдоль побережья.
Сейчас на озере штиль и это очень красиво, когда мы ехали обратно, на нем была рябь и оно казалось черным.
Вот такая дорога вдоль Мертвого озера после дождя.
Мы двинулись дальше, не торопились, потому что некуда, вокруг такая красота, да и дорога позволяла ехать не больше 40 км/ч. Впереди нас ждал Улаганский перевал, который известен как место, в котором самое большое количество ленточек на деревьях. Мне же он запомнился как перевал, с которого видно большую снежную вершину. Сам по себе перевал довольно крутой с серпантином, подъем и спуск покрыты асфальтом. На спуске надо быть осторожным, дорога постоянно петляет, а машина под горку разгоняется как болид «Формулы-1», поэтому не торопитесь.
В районе перевала, много озер, которые так и называются Улаганские озера, там повсюду вывески о рыбалке. Хозяин дома, в котором мы жили, сказал, что там водится форель, муксун, пелядь, хариус. На озерах есть базы отдыха для рыбаков и туристов.
Мы заехали в Улаган, от Акташа он в 50 км. Поселок, я бы сказал, вполне добротный, хорошие свежие дома, асфальтированные дороги, магазины, супермаркет. Вот только чем там занимаются люди и на что живут, я не знаю, туристов там не так много. Но тем не менее поселок создает впечатление развивающегося. Дальше нам нужно было ехать в сторону поселка Балыктуюль, асфальт снова закончился и началась гравийка, скажу сразу, что больше асфальта мы не увидим.
По приезду в Балыктуюль мы слегка впали в замешательство, куда дальше ехать, навигатор не мог найти перевал Кату-Ярык. Впереди мы увидели «Опель» с новосибирскими номерами и ехали за ним, потом я его догнал и спросил, куда они едут и как проехать на Кату-Ярык, они ехали на Базалык, но с ними был местный алтаец, который сказал мне, что я еду в нужную сторону.
Значит, чтобы проехать на Кату-Ярык, нужно проехать поселок до конца и повернуть направо, там будет небольшой деревянный мостик и дальше никуда не сворачивая ехать. Так мы и ехали км 30, потом на навигаторе нашли перевал и проложили маршрут, так оно спокойней :).
Дорога становилась все хуже, но не критично проехать можно на любой машине. По дороге справа мы увидели курганы, оказывается, это были знаменитые Пазырыкские курганы, а мы их даже не сфотографировали, ценности, извлеченные из этих курганов хранятся в Эрмитаже. На самом деле ничего особо красивого я в них не увидел.
Дорога шла все выше и выше в горы.
По дороге с левой стороны мы заметили очень красивое голубое озеро между гор, потом хозяин дома сказал нам, что русские его называют «Озеро с косичкой», правда, косички мы не заметили, наверное, она была скрыта горами…
Мы уже подъезжали к перевалу Кату-Ярык, попадались встречные машины, в основном внедорожники, наверное, на юг Телецкого озера собрались. Дорога или успела подсохнуть, пока мы ехали, или дожди тут были слабее, не знаю, но, что тут суше, чем на Красных воротах, это факт, тем не менее, пару горных ручейков мне пришлось перемахнуть в брод.
Узнаю ландшафт из фотографий в интернете.
Поворот-спуск-поворот и вот он, великий и безумно красивый перевал Кату-Ярык, и между громадных гор раскинулась великолепная долина, а внизу река Чулышман, которая впадает с Телецкое озеро.
Перевал высотой 800 м от подножия, длина 3,5 км, спуск представляет собой серпантин с семью поворотами, крутизна склона горы ― более 60 градусов.
На противоположном склоне есть водопад.
Внизу домики кажутся очень маленькими.
Спускаться мы не собирались, так как дальше мы бы все равно не проехали, но главное, что нас останавливало, это волнения по поводу того, сможем ли мы подняться обратно на переднем приводе и автострадной резине. Рисковать не стали, может, в следующий раз :), хотя я уже жалею ч,то не попробовал. Я недолго наблюдал за светлой машиной (на фото), которая поднималась, она еле прошла второй поворот, вышел человек, открыл капот, похоже, двигатель нагрелся, при нас поднимался «УАЗ-Патриот», судя по причитаниям спутницы водителя, им было нелегко подниматься. Но уверенности мне добавило то, что парень на Honda Stream в обвесах и на переднем приводе поднялся без проблем :). Но спускаться мы все равно так и не решились, наверное, потому что не было цели. Ну да ладно попробуем в следующий раз.
Вообще всю красоту не передать фотоаппаратом, тем более моей мыльницей :). Это просто надо видеть, здесь ты понимаешь, как ты мал в этом мире, как красива наша земля, как прекрасно жить и быть свободным. Когда мы увидели всю эту красоту, я готов был прыгать от счастья :), что наконец моя мечта сбылась, и все это стоило того, чтоб проехать 120 км по плохой дороге и потратить пять часов на преодоление этого пути, чтоб отказаться тогда в Акташе от отговорок и рискнуть поехать сюда. Кату-Ярык меня поразил своей красотой, своим величием и силой.
Полюбовавшись долиной реки Чулышман, мы выдвинулись обратно, ведь на повестке дня у нас ещё была Курайская степь, а это совсем в другой стороне, поэтому нужно было поторапливаться, чтоб успеть увидеть снежные вершины Северо-Чуйского хребта. Обратно мы ехали уже без остановок и по времени получилось быстрее. На Красных воротах снова остановились, чтобы устроить фотосессию на фоне удивительно быстрой реки Чибитки и Красных ворот.
В скором времени мы возвращаемся на Чуйский тракт, Акташ направо, а нам налево, и вот долгожданный гладкий асфальт.
Изначально нашей целью был поселок Курай, по пути можно наблюдать весь Северо-чуйский хребет, но любовавшись всеми красотами, мы и сами не заметили, как добрались до Кош-Агача, от Акташа это примерно 100 км.
Проехав дальше Акташа километра 3-4, справа видно базу отдыха «Мены», она расположена в очень живописном месте, я читал про нее в интернете, люди хвалят, когда мы приехали в Акташ, я звонил им, мест не было…
База «Мены» и первая снежная вершина.
Дальше ― больше, неописуемая красота, кстати, снежные вершины лучше всего было видно ближе к вечеру, когда мы ехали обратно из Кош-Агача в Акташ, это было часов 8-9 вечера, дымка немного рассеялась и видимость улучшилась.
Мы доехали до Кош-Агача. Кош-Агач означает «Дерево занавес», и действительно здесь нет деревьев, вокруг степь, дальше гор нет, здесь ничего нет. Климат очень суровый, даже в июле мы приехали вышли из машины и немного замерзли, дует очень холодный ветер со стороны гор, а там снег. В описании Курайской степи написано, что здесь даже летом иногда бывают снежные бури. От этого места до Новосибирска примерно 1 000 км, до границы с Монголией порядка 50 км. Чтобы ехать дальше, нужен пропуск, его можно оформить либо в Акташе, либо здесь в Кош-Агаче. На въезде стоят милые скульптуры животных, наверное, символы здешних мест.
Фото на память:
Еще раз осмотревшись, мы поехали в Акташ, по дороге обратно встретили вот таких странных коров, наверное, они скрещены с какими-нибудь яками или овцебыками, чтоб легче переносить здешний суровый климат
А теперь фото хребта вечером:
Около 9 вечера мы приехали в Акташ, перекусили и легли спать, в 7 утра мы выехали обратно, с кучей хороших полученных впечатлений и немного грустные от того, что уезжаем…
Вот такое вот получилось автопутешествие на двоих. В общей сложности пройдено примерно 2 500 км, потрачено около 10 тыс. руб. на все про все. Я бы сказал, что это совсем недорого (в принципе, мы не в чем себе не отказывали), отснято несколько гигабайт фотографий, получено море положительных эмоций.
Автомобиль, как всегда, не подвел и показал себя в очередной раз настоящим другом. Расход составил порядка 6-6,5 л, масла не съедено ни капли, ни одного прокола.
Да, мы посмотрели многое, но и многое ещё не увидели, поход на ледник Актру, и к озеру горных духов, спуск с Кату-Ярыка, Каменные грибы и водопад Учар, поездка к югу Телецкого озера, поход на Шавлинские озера, Мультийские озера и многое другое, все это ещё впереди, ведь Горный Алтай это как книга которую хочется открывать снова и снова и каждый раз находить в ней что-то новое.
В планах на следующий год поехать на Байкал, но это будет совсем другая история.
Спасибо всем за то, что уделили время и прочитали мой отзыв, надеюсь он будет полезен. Желаю всем автопутешественникам новых открытий… и ни гвоздя ни железа. Удачи!