Великая Британия от севера до юга. Часть 2 (последняя)

04.12.2020 | 6155 просмотров

Ливерпуль — Конец Земли — Лондон.

Комментарий к недавно опубликованному рассказу про БАМ-Магадан:

«Уважаемый Михаил. Всегда с удовольствием читаю Ваши искромётные отчёты о путешествиях. С нетерпением жду второй части про Великую Британию от севера до юга. Первую часть прочитал с большим интересом, как только она появилась на сайте».

Приятно, конечно, что кто-то помнит и кому-то нравится. Как говорится, по просьбам трудящихся продолжаю свой рассказ. Автора комментария из Красноярска зовут 6280529. Цифровой эпохе — цифровые имена.

Первая часть была опубликована 17.02.2016 года и находится она по адресу: travel.drom.ru/39418 Поездка состоялась в феврале 2015 года.

Маршрут всей поездки.

В конце первой части мы — я и жена Наташа — покинули пределы Шотландии и остановились на ночь в придорожной гостинице The Broom House Lodge недалече от города Карлайл (Carlisle). Это территория Англии. В ходе бурной многовековой «дружбы» гордых шотландцев и надменных англичан город не раз менял национальную принадлежность, но в конечном итоге остался за англичанами.

15 февраля 2015 года после сытного английского завтрака покинули уютную гостиницу…

… и погуляли по городу. К осмотру предлагается старый замок и собор с богатой историей. Замок без архитектурных излишеств. Просто мощное оборонительное сооружение. «Хрущёвка» среди замков.

Рядом с замком парк приятный для прогулок, где можно порадоваться первому февральскому теплу.

По сравнению со средней полосой России весна в Великобритании цветёт всю зиму, не зная перерыва.

Девиз былых местных правителей: «Be just and fear not» — «Будь справедлив и не бойся». Почти как у идущего на выборы Жириновского: «Не врать и не бояться».

Собор Святой и Неделимой Троицы находится через улицу от замка. Впервые церковь на этом месте построили в 1133 году.

Со временем вокруг церкви образовался монастырь. В 16 веке религиозные воззрения подверглись пересмотру. Монастырь прикрыли, жирующую братию разогнали, здания порушили.

Позже поруганные святыни частично восстановили. Стандартная история в истории многих стран и народов. В современном соборе сохранилась часть витражей и несколько предметов мебели 15-16 веков.

В соборе происходило некое культовое действо под предводительством трёх англиканских попов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что один поп (крайний слева) — женщина.

В России пока явление женщин-попов народу не случилось, но исключать такой напасти нельзя. Интересно, а какой феминитив (существительное женского рода, обозначающее национальность, гражданство, профессию) использовать в русском языке для слова «поп». Например, повар — повариха. Отсюда поп — попиха. Не звучит. Поэт — поэтесса. Отсюда поп — попэсса. Тоже не звучит. Тракторист — трактористка. Отсюда поп — попка. Не пойдёт. Слишком многозначно. Есть слово «жрица», но от него язычеством попахивает. Видимо, подойдёт слово «священница». И звучит нормально, и нездоровых ассоциаций не вызывает. Это дело будущего. Надеюсь, не ранее 7 мая 2036 года. А пока вернёмся в 15 февраля 2015 года и, покинув Карлайл, поедем вдоль побережья дальше на юг.

В районе Баунесс-он-Солуэй (Bowness-on-Solway) понаблюдали за отливом.

На участке Силлот — Мэрипорт (Silloth — Maryport) останавливались погулять по пляжу, погреться на тёплом февральском солнышке.

Для более глубокого погружения в английскую глубинку мы зачастую ехали узкими дорогами шириной в одну машину.

«А в конце дороги той плаха с топорами».

Ветровые электрогенераторы казались экзотикой. Прошло два года после этой поездки, и в 2017 году недалече от Ульяновска вырос по указу местного губера целый ветропарк. Сначала было 14 вертушек. Понравилось. Позже добавили ещё 14. Теперь в ветреную погоду лампочка Ильича на даче горит ярче.

Ветропарк под Ульяновском.

В сумерках поменяли малые дороги на автостраду и помчались в Ливерпуль. Гостиница The Liverpool Camponile Hotel находится рядом с Queen’s Dock. Недалеко от музея «Битлз». На короткую прогулку вышли уже после 22:00.

Бывшая насосная (The Pumphouse), теперь популярный паб.

Цветные коровы расставлены по многим европейским городам, а цветные собаки водятся только в Ливерпуле.

Утром 16 февраля погуляли подольше и подальше. Сначала нас заинтересовал возвышающийся над городом большой англиканский собор. От мрачной погоды собор выглядел ещё мрачнее. Первый камень в основание этого учреждения заложил король Эдуард VII в 1904 году. В эксплуатацию собор был принят в 1978. Молебен по этому поводу почтила присутствием ныне здравствующая королева Елизавета II.

Интерьер довольно скромный. Зачем-то присутствуют две современные богопротивные картинки с пенисоголым мужиком и голопопым недорослем.

На улицах Ливерпуля чемоданы и бомжи валяются.

Современный собор. Metropolitan называется.

Самый центр.

Лёва — символ Британской империи.

Императрица Виктория рядышком на лошади сидит.

Красавица.

Чуть подальше она же пешком стоит. У нас в России почти в каждом городе за нами следит бронзовый (гранитный, мраморный, гипсоцементный) Ленин. В Англии эта функция возложена на королеву Викторию. В Омске, например, два Ленина, а в Ливерпуле две Виктории.

Современного туриста-путешественника в Ливерпуле в первую очередь интересуют битлы. Их тут есть. И в музее, и на улице.

Смотрите внимательнее на уровень второго этажа.

Джон. В советских школах в кабинетах русского языка и литературы частенько можно было увидеть плакат с изречением Владимира Маяковского: «Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». Мы эту фразу слегка переиначивали: «Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон».

Джордж.

Пол.

И Ринго «весёлый барабанщик в руки палочки кленовые берёт».

Ещё несколько уличных пейзажей.

Сделав круг, вернулись в гостиницу и, бросив прощальный взгляд на архитектурный микс Ливерпуля, поехали дальше на юг пасмурной погодой гонимы.

Кратчайший путь из Ливерпуля на юг лежит через Кингсвей туннель (Kingsway Tunnel) под рекой Mersey. Туннель платный. Оплата наличными 1 фунт 70 пенсов. Во-первых, эту мелочь надо иметь и ВНИМАНИЕ! бросить из окна автомобиля в воронку типа баскетбольное кольцо. Не попал, не считается. К счастью, в карманах широких штанин нашлось нужное количество монет, кои я без промаха метнул в жерло деньгоприёмника. Путь открыт. Вскоре мы въехали в ещё одну союзную великобританскую республику — Уэльс (Wales) и весело поколесили вдоль берега по дороге А548. Начались надписи и указатели на странном языке. Уэльский он же валлийский язык для чтения абсолютно негуманный, как венгерский или финский. Заприметили замок. Остановились. Оказалось, 13-го века сооружение. Замок короля Эдварда I.

Следующая остановка в городе Конви (Conwy). Сначала взглянули на большой замок, а затем прогулялись по городу.

Погода в этот день была прохладная, ветреная. Решили купить на всякий случай что-нибудь от простуды. Зашли в фармацию. Выбирать лекарства легко. Много таких же, как и у нас. Попросил девушку за прилавком ссудить нам упаковку Lemon Sip, Стрепсилс и пузырёчек Отривина.

— Не могу, — отвечает девушка. — Провизора нет на месте, а если его нет в помещении аптеки, я продавать лекарства не имею права.
— Вы хотите сказать, что провизор должен наблюдать за процессом продажи лекарств?
— Нет. Наблюдать он не должен. Он должен быть в аптеке. В кабинете, в туалете, главное — в помещении. А он ушёл. Когда придёт, не знаю. Через сто метров за углом другая аптека есть. Зайдите туда.

Странная гримаса британской аптечной демократии. Но делать нечего. Пошли в другую фармацию. Там провизор был на месте, и мы успешно отоварились. На этом осмотр Conwy закончился, и мы по маленькой и симпатичной дороге В5106 двинули на юг. Ночёвка забронирована в городе Абериствит (Aberystwyth). Надо поторапливаться. В городке Бетвс-и-Коед (Betws-y-coed) маленькая дорога В5106 влилась в большую дорогу А5. Езда стала менее увлекательной. Машины, знаки. К чему всё это? Свернули на В4406 в направлении деревни Пенмачно (Penmachno). Совсем другой коленкор. Движения нет. Природа на расстоянии вытянутой руки. После Penmachno дорога стала просёлочной, а после хутора Каррог (Carrog) изумительно интересной. Сначала ехали с набором высоты по тёмному хвойному лесу. Тайга фактически. На ветках елей через равное расстояние висят светоотражающие полоски. Видимо, чтобы в снегопад лучше ориентироваться. Думаете, здесь снегопадов не бывает? А почему же эта местность называется Сноудония (Snowdonia)? Аккурат из-за снега. (Snow = снег).

Едем и балдеем. Даже в Шотландии таких безлюдных дорожек не часто встретишь. Набрали высоту над уровнем моря более 500 метров. Тайга кончилась, и мы оказались на открытой местности. Почти тундра. Ни деревца, ни кустика, ни огонька, ни домика, ни столбика, ни провода. Во всей Британии Великой редко найдёшь место, где видно далеко, но при этом присутствие цивилизации незаметно. Здесь только асфальт портит картинку. Остановились, осмотрелись. В фотоаппарате кончилось электричество. Фотографирую планшетом.

Вскоре выехали на дорогу побольше. Но и по ней кроме нас никто не катался. В промежности между облаками и горизонтом загорелся закат. Остановились понаблюдать. Место остановки называется Cwm Cynfal Viewpoint.

В углу наблюдательной площадки скромно притулился гранитный камешек. На нём плохо различимая надпись Llyn Marynion (озеро Marynion), а выше хорошо различимая надпись Kuzia. Хулиганы эти валлийцы. Вот русский Кузя такого безобразия никогда себе не позволит.

Отсюда без остановки рванули в Aberystwyth, где нашли забронированный ночлег по имени Llywn-y-gog. Хозяева апартаментов встретили приветливо. Впервые к ним гости из России пожаловали.

— Ваша комната на втором этаже. На первом под вами наша дочь живёт. Если музыку громко включит или оргию устроит, вы нам звоните, мы с ней разберёмся.

Девочка вела себя культурно. Помощь родителей не понадобилась. Утром пошли на прогулку. Aberystwyth город университетский. На 12 тысяч жителей приходится 10 тысяч студентов. Университет стоит на набережной.

Военный мемориал для обеих мировых войн. Со стороны моря к мемориалу голая женщина приделана. Мелочь, а приятно.

В 12-м веке здесь стоял замок. Можно побродить и посидеть среди развалин.

Наклонная стенка выложена могильными плитами. Совсем валлийцы бога не боятся. Могилки поломали. Вот православные монахи такого себе …., надо признать, тоже позволят. Кто был в Кирилло-Белозёрском монастыре и внимательно смотрел под ноги, видел, что там целый двор могильными плитами выложен.

Левая плита гласит: «Сим камнем отмечено место, где покоятся останки Маргарет, милой жены Вильяма Дейвиса моряка из этого города, которая покинула этот мир двадцать пятого марта 1840 года на 51 году своей жизни».

Правая плита глаголит: «Здесь лежит тело Томаса Уайта из этого города, который умер 15 марта 1851 года в возрасте 55 лет. 18 лет отдал он службе в милиции графства Кардиганшир. От боли долго я страдал, врач облегчения не дал. Но вот господь меня прибрал, и враз страдать я перестал. А также Джордж Уайт, который умер 16 октября 1825 года в возрасте 1 года и 6 месяцев».

Из Аберистуита вдоль по берегу моря поехали на самую западную оконечность Уэльса полуостров Сейнт-Дейвидс (St.Davids). В одноимённом городке погуляли по территории одноимённого собора (St.Davids Cathedral). Некий святой Давид основал это культовое учреждение в середине 6 века. Сохранившееся здание собора построено в конце 12 века. Согласно указу папы римского Каликста II от 1123 года, два паломничества в Сент-Дейвидс приравнивались к одному паломничеству в Рим, а три паломничества в Сент-Дейвидс — к одному в Иерусалим. Особенно это актуально в пандемию. Умоленные до сих пор сюда тянутся. Впервые за все мои прежние и будущие скитания по Великобритании внутри собора смотрящий за ним бабай вымогал два фунта за фотографирование. Не дал. Бог подаст. И не фотографировал.

«Ситроен Чарльстон» — ветеран французского автомобилестроения.

Из святого места переехали на морской брег. Волны выкатили к нашим ногам интересную медузу.

Папаша заставляет детей малых серфинговать в середине февраля. Изверг. Куда соцзащита смотрит?

Валлийцы не осознают, но номер чертовски красив.

Мы ещё долго гуляли по-над берегом по пешеходным тропам, дышали йодом, умывались солёными брызгами. Планировали в этот день заехать в столицу Уэльса город Кардиф (Cardiff), но не рассчитали. Засветло не успели. Гостиница была забронирована в городе Ньюпорт (Newport). Туда и проследовали на ужин и отдых.

18 февраля покинули Ньюпорт. Цель на сегодня — мыс Корнуолл (Cornwall). К живописным видам береговой линии слегка привыкли. Фотографировали мало. Вот как выглядит со стороны городок Сейнт-Ивс (Saint Ives). Удобная бухта. Закрыта от волн со всех сторон. Два года назад получил права капитана яхты. Теперь обращаю внимание на такие вещи. Два раза разбавлял автопутешествия недельным яхтингом. Рекомендую.

Типовая застройка. Жильё для молодых специалистов.

Ближе к мысу Корнуолл пейзаж исключительно пасторальный. Пастбища, овечки.

Разместились в гостинице The Cornwall Golf & Leisure и пошли отметиться на сам мыс. Вот вид на него издалека и изблизи.

Над седой равниной моря гордо реял буревестник.

А на самом мысу, на холодном каменном уступе сидели три туристки, три китаечки игривые, как детки, сиротливые всматривались в атлантические дали.

От мыса Корнуолл до мыса Конец Земли (Land’s End) — самой западной точки Великобритании — рукой подать. Пасмурным утром 19 февраля первым делом английский завтрак, а затем Конец Земли.

На мой непрофессиональный взгляд вот это выдающееся в море скальное образование и есть самая пипа Конца Земли.

Недалече устроен постоялый двор, совмещённый с сувенирной лавкой. У входа висит приветствие ендерам (Enders).

Ender — это человек, побывавший на двух концах земли великобританской: Land’s End на самом юго-западе Англии и мысе Дункансби (Duncansby Head) недалече от деревни Джон о’Гроатс (John o’Groats) на самом северо-востоке Шотландии. Между Концом Земли и Джон о’Гроатс 874 мили = 1406 километров. С удовлетворением отмечаю, что и я, и жена Наташа заслуженные ендеры, так как потоптались на обеих оконечностях. А также двух других: побывали в Дувре (Dover) на юго-востоке Англии и в Дурнессе (Durness) на северо-западе Шотландии.

Сентябрь 2016 года. John o’Groats.

На Конце Земли пустой земли полно, но стоянку сделали платной. Три фунта и только наликом. Паркомат допотопный. Принимает только монеты. Рад бы заплатить, да нету мелочи. Постояли несколько минут бесплатно и уехали. Через два с половиной месяца 6 мая 2015 года пришла эсэмэска от «Херца» из Глазго, где говорилось, что за безобразное поведение на Конце Земли с меня причитается 44 фунта стерлингов. Вот уродцы. Камеру наблюдения поставить додумались, а нормальный паркомат не удосужились.

Ближайший ночлег забронирован в Портсмуте (Portsmouth). Далековато. По пути ещё планируем посетить Стоунхендж (Stonehenge). До Стоунхенджа сделали остановку в деревне Друстейтон (Drewsteignton) поснимать и понаблюдать типичный симпатичный сельский пейзаж южной Англии: церковь, погост, зелёные холмы, белые овечки.

Экологически чистое надгробие.

Почти как в песенке Вилли Токарева. Наш Кеннет был на всё горазд. Он пианист и ботанист.

Обратите внимание на крышу. Тростниковая. Очень дорогая.

Английская пастораль.

В Стоунхендж приехали через 15 минут после продажи последнего билета. Охранница посоветовала приехать завтра. Мы пошли другим путём. Поехали по шоссе А303, внимательно глядя влево. Оказалось, что стоячие камни видно с дороги. Есть даже место, где можно свернуть с шоссе и остановиться. Итак, Стоунхендж повидели. Сорок пять фунтов на билетах сэкономили. Усталые и довольные, мы проследовали в Портсмут пировать и ночевать.

Саутгемптон, Портсмут и далее вдоль побережья Ла-Манша на восток места знакомые, изъезженные в далёком 1989 году, о чём написана и опубликована трилогия «До цифры. По Англии при коммунизме, или Как я в Англии «Газель» разрабатывал. Местами 18+». Перечитал намедни. Очень понравилось. Любая часть интереснее данного рассказа, ибо впечатлений и событий тогда было больше.

20 февраля 2015 года пустились в долгую прогулку по Портсмуту.

Замок Саутси (Southsea Castle) построен в 1544 году по приказу короля Генрих VIII. С марта по октябрь можно бесплатно пройти внутрь, полазить по стенам и подвалам, но сейчас февраль. Ворота в замке на замке. Прошлись вокруг да около.

D-Day Museum. Музей открытия второго фронта.

Лето 1989.

Февраль 2015. Танкетку перекрасили. А меня переодели и полысели.

Солдат Второй мировой. В 1989 году этого памятника не было. Открыт в 4 июня 1997в 53-ю годовщину высадки в Нормандии.

А вот этот памятник был. Давно тут стоит. С июня 1857 года. По бокам знакомые названия начертаны. Sebastopol, Balaklava, Kertch, Inkerman.

«Воздвигнут в память о храбрых солдатах и матросах, умерших от ран во время последней войны с Россией и похороненных в этом гарнизоне». Имеется в виду Крымская война 1853-56 г.г.

Это интересно. Наверняка у части храбрых солдат и матросов, умерших от ран во время последней войны с Россией и похороненных в этом гарнизоне, осталось потомство. Наверняка часть этих прапрапра- внуков и внучек слышала о русском писателе Льве Толстом и, возможно, даже читала «Войну и мир» на английском языке, не подозревая, что Лев Толстой мог быть тем человеком, который нанёс смертельные раны их прапрапрадедушкам. Подпоручик Толстой участвовал в обороне Севастополя и от души палил из пушек бастиона №4 картечью по храбрым англо-франко-турецким солдатам и матросам.

А это совмещённый военный мемориал: Великая война 1914-1918 и Вторая мировая война 1939-1945.

Не музейный экземпляр. Рабочая машина.

Номер очень дорогой. Может быть дороже машины.

Из Портсмута приехали в хорошо знакомый мне городок Арандел (Arundel). Бывало, частенько приезжал сюда после работы пропустить стаканчик другой элитного алкоголя.

Замок здесь внушительный и хорошо сохранившийся.

Февраль 2015.

Лето 1989.

Собор тоже большой и древний.

Из Арандела проследовали в город моей трудовой славы Уэртинг (Worthing), где в 1989 году я провёл три незабываемых месяца, оказывая посильную помощь советским и английским инженерам в разработке полуторатонного автомобиля, ныне известного как «Газель». Разместились в знакомой гостинице The Ardington.

Утром 21 февраля прогулялись по набережной. За прошедшие 26 лет город мало изменился. Белее стал. Вид с пирса.

Февраль 2015.

На пирсе. Лето 1989.

На пирсе. Февраль 2015.

Фирмы IAD (International Automotive Design), где я трудился, уже не существует. Посетить бывшее рабочее место возможности не было. Тогда едем в Лондон. Через Виндзорский замок (Windsor Castle). Посмотрим, как королевская семья живёт. Решили ехать по шоссе А23. Эта дорога раньше мне казалось более пейзажной. Как только повернули на север от Брайтона, у меня случился культурный шок. Обочина и кювет с обеих сторон дороги были густо усыпаны бытовым мусором: пакеты, бумажки, пластиковая посуда и проч. И это безобразие продолжалось на протяжении многих миль. Остановка запрещена на протяжении всего шоссе. Весь этот мусор был выброшен из автомобилей на ходу, и не убирался уже достаточно долго. Придорожный мусор попадался нам на глаза и в других местах, но далеко не в таких количествах. Куда страна катится?

Добрались до Виндзора. Поставили машину, ознакомились со стандартным для всей Англии полицейским предупреждением: «Автолюбители! В этом районе орудуют жулики». Интересно, а полиция здесь орудует или только предупреждает?

На подступах к замку посетителей встречает уже знакомая нам женщина из викторианской эпохи.

В кассу длиннющая очередь. Это не для нас. Перед отъездом из дома я приобрёл по интернету карточки London Pass. Карточка даёт право прохода без очереди в несколько десятков достопримечательностей, а также проезда в Лондоне на автобусе, подземном и наземном метро. По деньгам экономия, если есть, то незначительная, но удобно неимоверно. Прошли в начало очереди, показали карточки должностным лицам, должностные лица обеспечили нам проход в обход очереди под возмущённый ропот очередников. Товарищи, пользуйтесь цифровыми технологиями! Требуйте карточки London Pass!

В музейной части замка интерьеры фотографировать запрещено, а в жилую часть совсем не пускают, чтобы королевских особ не тревожить.

Королевские покои неусыпно стерегут бравые гвардейцы.

Насчёт неусыпности у меня возникли сомнения. 24-кратный зум подтвердил мои подозрения. Спит сучонок. Стоя спит! Боже, храни королеву. Больше некому.

Эти тётеньки присматривают за туристами.

А эти дяденьки за террористами.

Территория замка большая. Гуляли долго. После прогулки дали отдых ногам в Caffe Mocha. Несмотря на название, кофе в кафе вполне хороший.

Кстати, в России одно время продавался автомобиль «Опель Мокка». В Европе он зовётся «Opel Mocha».

Тем временем, мрачные своды замка накрыл сумеречный мрак. Пора в гостиницу. Гостиница «Ruskin Hotel» находится тоже в сумеречном районе Лондона Ист-Энд (East End).

По лондонской орбитальной (London Orbital) сиречь кольцевой дороге М25 максимально возможно объехали лондонские пробки, нырнули в Ист-Энд, нашли забронированную гостиницу. Относительно недалеко от центра (между станциями метро West Ham и Statford). Самое главное, гостиница имеет свою парковку на три машины. Одно место зарезервировано для нас.

В Лондоне мы провели два полных дня 22 и 23 февраля 2015 года. Не был здесь почти 15 лет. Ориентируюсь по-прежнему хорошо. Без карты. Жена Наташа в Лондоне впервые. В первый день прошлись по основным туристическим местам.

Мои впечатления о Лондоне 1989-2000 г.г. довольно интересно описаны во второй части трилогии по адресу: https://travel.drom.ru/29217 Чтобы не повторяться, ограничусь кратким и неполным перечислением увиденного.

Трафальгарская площадь.

Букингемский дворец и мемориал королевы Виктории.

Лондонский Тауэр (Tower of London) и Тауэр мост (Tower Bridge).

23 февраля съездили в Гринвич. Сначала походили по территории старого военно-морского колледжа.

Чайный клиппер «Катти Сарк» тоже осмотрели.

Сама очаровашка Катти приделана к носу клиппера. Говорят, жена Лужкова позировала. Она аккурат в Лондоне от советского правосудия скрывается. Пираты, завидя эту благодать, на абордаж не соглашались клиппер брать.

Поднялись на холм к Гринвичской обсерватории …

… и гринвичскому меридиану. Долгота 00º00´00´´

С холма открывается вид на Лондон.

В упомянутую ранее карточку London Pass был включен и проезд на речном транспорте. Поэтому из Гринвича до Вестминстера добрались по Темзе, обозревая город с борта речного пароходика.

По Гайд-парку тоже прогулялись.

И мою любимую скульптуру «Девушка и дельфин» посетить не забыли.

Исторические места Лондона практически не изменились. Общий вид осовременился за счёт высотных новостроек. Население заметно потемнело. Реку Темзу от мусора в значительной мере очистили, а вот к рабочим окраинам пока не приступали. Грязновато. 24 февраля покинули Лондон. На выезде из города и обочины, и клумбы в центре многочисленных круговых движений были густо усеяны пивными банками, бумажками, пакетами.

Вылет вечером из аэропорта Гатвик (Gatwick). Чтобы убить время, поехали кривой дорожкой. Потолкались на улицах Кентербери (Canterbury).

Затем заехали в Фолкстоун (Folkestone).

В Фолкстоуне зашли в супермаркет прикупить съедобной мелочи на дорогу. Подошли с товаром к кассе. На кассе пересменка. Одна кассирша передаёт смену другой. Принимающая смену женщина говорит явно с русским акцентом. Посмотрел на её нагрудный значок: GALINA. Попалась. «Привет эмигрантам. Свободный Париж». Сейчас мы с тобой будем на родном языке общаться.

Галина заняла рабочее место, поприветствовала нас по-английски. Я ответил по-русски.
— Вы русские? Вы здесь живёте? — оживилась Галина.
— Русские, но живём в России.
— Жалко. Я думала, познакомимся и будем общаться. Здесь русских не так много.

Далее из короткого разговора следовало, что семья Галины бежала сюда из Алма-Аты от крепких постсоветских объятий братьев-казахов в начале 90-х.

Пожелали бывшей соотечественнице счастливо оставаться и проследовали в аэропорт. Сначала надо сдать машину.

Получение машины в Глазго было весьма забавным. Происшествие описано в первой части отчёта. Позволю себе напомнить, как это происходило:

«Подъехали к офису Hertz. Я зашёл, представился. Началось оформление. Вдруг, откуда ни возьмись, появился начальничек данного «Херца». Состоялся примерно такой диалог:
— Из России, говорите.
— Из России, говорю.
— А права мне покажите.
— Вот смотрите. Не таю.

Дядя уставился в мою пластиковую карточку и неожиданно начал валять ваньку: «А почему нет перевода на английский? Может быть, права просрочены».

— Как нет? Фамилия, имя, место жительства латинскими буквами, категории В и С международное обозначение, остальное цифры, без перевода понятные.

Я взял у дяди права и показал их двум женщинам-сотрудницам «Херца»: «Что такое 19.06.1959? Что такое 12.07.2005 - 12.07.2015?»
— Дата рождения и срок действия прав, — ответствовали сообразительные тётеньки, удивлённо глядя на затупившего дяденьку.

Дяденька продолжал гнуть антироссийскую линию: «Здесь много русских букв. Я должен знать, что они значат».
— Буквы перед датой рождения означают «дата рождения». Перед сроком действия «дата выдачи» и «действительно до».
— Я догадываюсь, — сознался вдруг вредный дядёк, — но я должен быть уверен.

Вошедший со мной зятёк встал на мою защиту, призвал чувака образумиться и не компрометировать шотландское гостеприимство. Чувак заколебался. Чтобы убедить его, я сказал, что с этими правами арендовал машины в десятке европейских и американских стран, а по всей Британии Великой езжу регулярно, начинал ещё в 1989 году с картонными правами совсем без латинских букв.

— Ладно, я не против, но мне надо посоветоваться с шефом.
С этими словами начальничек достал переносной телефон и позвонил в Лондон главному херцоиду Великобритании. После короткого разговора объявил, что шеф великодушно разрешил дать мне автомобиль, при условии, что какое-нибудь незаинтересованное лицо, владеющее русским и английским языками, внимательно рассмотрит мои права и подтвердит, что «дата рождения» это действительно «date of birth», «дата выдачи» — «date of issue» и т.д. Дочь и зятёк были признаны лицами заинтересованными, поэтому им веры нет. Получалось, что мне нужно в незнакомом городе Глазго быстренько отловить некоего незаинтересованного в моём благополучии русско- и англоговорящего индивида. Ситуация напоминала детский анекдот про сынишку людоеда, который не спал, капризничал и кричал: «Хочу шоколадку, хочу шоколадку!» На что папаша отвечал: «Сынок, где же я тебе ночью негра возьму?»

На помощь пришёл сам возмутитель спокойствия, то есть вредоносный херцовский начальничек:
— У нас грузин в гараже работает. Он должен русский знать.
— Какой же грузин русский не знает. Зовите.
— Гомарджоба, генацвале.
— Гомарджоба. Откуда вы?
— Из Ульяновска.
— А я из Тбилиси.
— Тоже красивый город. Выручай, пожалуйста.

Грузин (да продлятся годы его) быстро убедил начальничка, что в правах ничего лишнего и крамольного нет. Мне вручили ключ, бумаги и подогнали автомобиль марки «Ренаульт» модели «Каптур» (Renault Captur) с автоматом. Сел, завёл, поехал. Бумаги и машину не рассматривал. Аренда на 12 дней со всеми страховками, возврат машины в лондонском аэропорту Гатвик. Всего 500 фунтов стерлингов».

Возврат машины оказался также забавным мероприятием. В аэропорту нашли стоянку «Херца». Херцовский служка принял ключи и документы. Взглянул на машину, потом на документы, потом на меня. Потом полез в компьютер, потом стал звонить в Глазго, потом объяснил, в чём дело.

Оказывается, что в Глазго, возможно, из-за описанной выше суматохи и нервозности, связанной с подрывной деятельностью вредного дяди, мне выписали KIA Ceed под номером LF64 YOA, а выдали Renault Captur под совсем другим номером. Моя арендованным автомобилям в зубы смотрит. Моя всё равно какой шайтан-арба ездить. Завёл — уехал.

В Глазго про подмену до звонка из Гатвика, видимо, не ведали. Посмеялись мы над сим забавным недоразумением и разошлись.

Здесь и поездке конец. В 2016 и 2017 году учинили ещё два тура по Шотландии, включая Оркнейские острова, пейзажный остров Скай, а также всю Ирландию. И Северную, и Южную. Но об этом в другой раз.