|
Идея съездить в Шотландию родилась у нас с друзьями еще три года назад, но, как и любая другая идея, она должна была «вызреть». И вот к майским праздникам, согласовав свои планы с планами моих английских друзей, мы решились на поездку. Предварительно наметив маршрут, который в туристических справочниках носит почти поэтическое название «Taste of Scotland».
Для меня ощущение путешествия обычно начинается с момента, как попадаешь в другую страну, но вот уже второй раз я ловлю себя на мысли, что когда летишь в Великобританию самолетом компании «British Airways», ощущение, что ты уже не в России начинается с момента входа в самолет. Именно тогда осознаешь, что мрачные лица и свинцовые изучающие взгляды таможенников и пограничников остались где-то позади, а впереди тебя ожидают новые впечатления от страны, про которую много читал, но пока еще не прочувствовал.
Приземлившись в аэропорту Лондона и без проблем пройдя паспортный и таможенный контроль, я встретил своих друзей. Здесь и началось наше путешествие, мы поехали в один из самых красивых городов Шотландии (да и не только ее одной) — Эдинбург. Путь до Эдинбурга от Лондона довольно неблизкий (610 миль), поэтому во время движения я сумел оценить всю прелесть английских дорог (особенно в контрасте с нашими), отличную организацию движения и преимущество английских правил дорожного движения.
Вообще, путешествовать на машине всегда очень интересно, особенно если ты не за рулем… можно наблюдать, как постепенно меняются пейзажи и окружающая тебя природа. Где-то к середине пути лиственные рощи и поля, сменили холмы с ярко-зелеными лугами, перемежающиеся с сосновыми пролесками. На лугах стало появляться все больше и больше овец. Я подумал про себя, что, видимо, чем больше овец — тем ближе Шотландия. Природа становилась все более северной, но, как ни странно, все более яркой. Вдоль трассы, как обыкновенный сорняк, росли нарциссы. Говорят, так обычно бывает на Крайнем Севере, когда очнувшись от оков зимы, природа берет свое, показывая буйство красок и неудержимое стремление жизни победить холод.
Как бы то ни было, но насладившись пейзажами, мы прибыли в Эдинбург. Это очень древний город с довольно мрачной готической архитектурой. В нем было бы не очень уютно жить, если бы не большое количество пабов, где можно пропустить пару пинт эля или истинного напитка каждого настоящего шотландца — знаменитого шотландского виски (об этом мы расскажем позже).
Гуляя по Эдинбургу, мы смогли оценить еще одну национальную черту Шотландии — знаменитый килт. Несмотря на довольно ехидные шутки англичан, которые гласят, что, мол, если в стране чертополох ростом по пояс, а штанов так и не придумали, то стойкости характера народу не занимать, шотландцы и не думают переводить свою национальную одежду в разряд музейных ценностей и атрибутов костюмированных празднеств. В каждом квартале можно найти минимум одну лавку KiltMaker’а (то бишь мастера по изготовлению килтов). Особенно забавно смотрятся деловые килты.
На следующий день мы выехали из Эдинбурга в направлении города Stirling — древней резиденции шотландских королей. Здесь установлен памятник первому королю, объединившему Шотландию — Роберту Брюсу. Гуляя по замку шотландских королей, нельзя не удивиться тому, насколько скромно они жили. Вообще, сравнивая шотландскую или английскую архитектуру и внутреннее убранство резиденций британских королей и королев с нашим Кремлем, отчетливо начинаешь осознавать, что византийские корни и некоторая азиатская дикость нашей страны —отнюдь не выдумки. Даже в резиденции английской королевы — Виндзорском замке, концентрация золота и украшений на квадратный метр площади на порядки уступает любому из залов Кремля или храмового комплекса на его территории.
Завершив осмотр замка, мы отправились дальше по маршруту. Наша цель на сегодняшний вечер была пересечь Шотландию с восточного побережья (на котором находится Эдинбург) до западного и остановиться в приморском городке Обан. Путь был не очень долгим, но, как и вся поездка, весьма увлекательным.
Заселившись в отель, мы пошли гулять по этому живописному городку. Судя по зданию, очень напоминающему Колизей, римляне в свое время добрались и сюда. В этом городе была первая на нашем пути Distillery (так в Шотландии называются винокурни по производству виски), но, к сожалению, к моменту нашего приезда она была уже закрыта. На завтра у нас были серьезные планы, поэтому закончив осмотр достопримечательностей города, мы перешли к активному отдыху в баре за кружкой эля.
Наутро, попробовав полностью съесть очередной Traditional Scottish Breakfast и почувствовав, что до ужина есть вряд ли захочется, мы выдвинулись в путь. Сегодня у нас были планы посетить наивысшую точку Шотландии — гору Бен Невис и знаменитое озеро Лох-Несс. Путь до горы был недолог, благо автомобильный навигатор знал даже самые мелкие дороги, поэтому ориентироваться было крайне просто.
Насмотревшись на горные красоты, мы поехали на встречу с Несси в тайной надежде, что нам повезет. Двигаясь вдоль берега озера Лох-Несс (кстати говоря, Лох — по-шотландски означает озеро) мы увидели живописный замок… точнее руины замка, но это нормально, потому что 90% замков в Шотландии пребывают в состоянии руин. Здесь мы решили остановиться. Погуляв и наконец-то полностью заполнив первую карту памяти в фотоаппарате, мы простились с надеждой увидеть Несси и двинулись дальше, благополучно завершив этот день в гостинице города Инвернесс.
На следующий день мы достигли одной из целей нашего путешествия — долины реки Спей, где в районе, называемом SpeySide, находится большая часть всех знаменитых шотландских винокурен. Естественно, что посетить большую их часть было нереально, но хотя бы парочку винокурен мы посетить планировали. Первой из винокурен, была Glenlivet.
Это небольшая семейная винокурня с очень древней историей. Стоит упомянуть, что основатель этой винокурни первым в Шотландии приобрел официальную лицензию на производство виски. Излишне упоминать, что до приобретения лицензии виски все равно успешно производился уже не первую сотню лет, но на…, скажем так, неофициальных условиях. Почти во всех шотландских винокурнях очень рады любым туристам, но не везде разрешено фотографировать и зачастую на экскурсии не пускают с детьми. Ожидая, когда наступит очередное время для экскурсии, мы посетили фирменный магазин, где встретили очень богатый выбор, как потом оказалось, великолепных сортов виски.
Осмотрев все это великолепие и озадаченные нелегкой задачей выбора, мы пошли на экскурсию по винокурне. К сожалению, фотографировать там запрещено, поэтому остается довольствоваться описанием. Нас провели по всем этапам процесса изготовления виски, о деталях которого мы расскажем позже. Здесь же мы упомянем только то, что отличительными особенностями этой винокурня является то, что они производят только single malt виски с минимальной выдержкой 12 лет. Кроме того, здесь небольшими партиями разливают виски бочковой крепости (т.е. около 60%).
Убедившись в ходе дегустации в отменных качествах производимого здесь виски, мы устремились в магазин, где оставили рекордное количество банкнот банка Шотландии, выбрав пять разных вариантов виски.
Кстати о банкнотах. Несмотря на то, что банкноты носят название фунта стерлингов и не ограничены в хождении по Соединенному Королевству, печатает их банк Шотландии и дизайн они имеют отличный от тех же самых банкнот, выпущенных в Англии. Шотландия вообще довольно умело пользуется своими правами в составе Соединенного Королевства. По словам моих друзей «они построили себе социализм в отдельно взятой маленькой Шотландии». Несмотря на то, что регион дотационный, их парламент умудряется принять такие законы, которые и не снились в Англии, при этом они еще и оплачиваются из бюджета королевства. Так, например, университетское образование в Шотландии бесплатное, хотя в Англии оно очень даже платное.
Ну да ладно, оставим шотландцев в покое и вернемся к винокурням. Следующая винокурня на нашем пути была Glenfiddich (что в переводе означает «долина оленя»). Это одна из самых известных и больших винокурен Шотландии. Она же является победителем конкурса на лучший экскурсионный тур, который, как и на Glenlivet, бесплатен. Здесь разрешено фотографировать практически везде, за исключением тех мест, где запрет связан с мерами пожарной безопасности.
Завершив интереснейший тур по этой винокурне, мы поехали к месту нашей следующей остановки — городу Перт. Ввиду количества впечатлений полученных в этот день, а так же благодаря количеству выпитого виски, я не могу сказать ничего существенного об этом городе.
Опишем основные стадии технологического процесса изготовления виски. Любой настоящий виски изготавливается из ячменя, который тщательно перебирают, очищают и сушат. Затем его замачивают и рассыпают тонким слоем для прорастания в течение 7-10 дней. Пророщенное зерно (солод) поступает на сушку. В Шотландии солод сушат горячим дымом от сгорания торфа, древесного угля и буковых стружек, получая таким образом «копчёное зерно». В результате готовый продукт имеет характерный дымный йодисто-торфяной аромат, отличающий шотландский виски от всех прочих.
Высушенный солод называется «malt» и имеет характерный сладковатый привкус, наглядно демонстрирующий, что в процессе проращивания крахмал в зерне частично преобразовался в сахар. Далее солод размельчают, получая муку «grist», смешивают с горячей водой и выдерживают 8-12 часов, в результате чего получается сладкая жидкость «wort».
Полученную жидкость охлаждают до температуры 35-37 градусов, заливают в деревянные емкости, добавляют дрожжи и начинается процесс брожения. При достижении крепости около 6-7% брожение естественным образом прекращается и получается напиток очень похожий на крепкое пиво, называемый «wash». После этого начинается процесс перегонки. Обычно перегонка бывает минимум двойной. На выходе после перегонки получается почти чистый спирт, который разбавляется дистиллированной водой, заливается в дубовые бочки и выдерживается 12-18 лет. Каждый год, находясь в бочке, виски теряет 1,5-2% спирта, который испаряется через поры древесины. Этот процент потери носит поэтическое название «доля ангелов».
Зрелый виски в бочке имеет крепость от 50 до 60-62 градусов в зависимости от возраста. Обычно при бутилировании его разбавляют местной родниковой водой, чтобы привести его к стандартной крепости 40 или 43 градуса (в зависимости от страны, куда будет экспортироваться виски). Однако некоторые винокурни выпускают ограниченными партиями виски бочковой крепости, который, как мы выяснили в процессе домашней дегустации, имеет насыщенный вкус, великолепный аромат и глубокий насыщенный цвет.
Завершает мой рассказ о путешествии по этой замечательной стране наша остановка на следующий день в красивейшем и очень интересном городе St. Andrews, который являет собою город, возникший возле старейшего шотландского университета. Этот университет был основан в 1410 году. Меня иногда просто поражает пропасть в развитии нашей страны и многих европейских стран. Вот и здесь, бродя по старым улицам и любуясь на древние здания, я думал о том, что у них в 1410 году уже был университет, а у нас в то время был великий князь московский Василий II, известный больше как Василий Темный и даже до начала правления такой знаковой для нашей истории фигуры как Иван Грозный, оставалось более века. Посмотреть же в этом городе безусловно было на что.