|
Это было спонтанное и плохо организованное путешествие. Просто открылось окно возможностей, и мы воспользовались им. При этом совершенно не было уверенности в том, что сможем пройти весь маршрут. На пути к Алтаю у нас лежала Кемеровская область, и там ввели карантин.
Однако план удался. Но всё проходило в какой-то спешке и немного нервно.
Сейчас уже понимаю, что многого просто не удалось посмотреть в этих краях. Так что, если еще представится случай, то сюда обязательно вернусь.
Собственно путешествие состояло из двух частей. И я их разделил, потому что они никак не были связаны между собой логически и логистически.
О первой поездке в Енисейск я уже на Дроме рассказал. Кому интересно, вот ссылка — travel.drom.ru/80986.
К ранее сказанному нужно добавить, что очень хотелось глянуть на место слияния Ангары и Енисея. Но не получилось. В следующий раз доеду и до монастырского озера, что в окрестностях Енисейска.
Ну, а сегодня расскажу о путешествии по Алтаю.
Из Енисейска удалось выяснить, что транзит по Кемеровской области все-таки разрешен. Но так как в один прыжок путь из Енисейска в Новосибирск преодолеть было затруднительно, особенно учитывая то, что мы по ходу еще и задерживались, то решено было остановиться на ночевку в Ачинске.
Про этот городок я уже рассказывал, так что повторяться не стану. Замечу только, что и здесь нас ожидали проблемы с общепитом. Известная здешняя пельменная работала только на вынос. Но местные выкрутились: на площадке перед заведением поставили несколько столиков. Ну, мы и сели за них — не баре. Пищу нам выдавали через окно.
Скажите, вот как может один кавказец создать в сибирском городе полное впечатление того, что ты находишься в Дагестане? А всего-то нужно на заниженной донельзя «Ладе» подъехать к такому столику и пожрать пельменей, не выходя из авто.
Кстати, и в Новосибирске дела с общепитом обстояли не лучше: еду продавали только с собой.
Да, это одна из основных проблем автопутешественников 2020 года. Мы как-то уже отвыкли с 90-х годов возить с собой тормозки и термосы с едой и питьем. Но жизнь заставляет вспомнить прежние навыки.
Вторая проблема нынешнего года заключалась в том, что дорожники из-за коронавирусных простоев вынуждены наверстывать упущенное и развернули работы на всех участках, где только возможно. Отсюда и многокилометровые реверсные пробки. Возможно, при иных обстоятельствах их бы не возникло, но было такое ощущение, что весь Новосибирск, Кемерово и Красноярск ринулись на Алтай в отсутствие других вариантов отдыха.
И еще одна дорожная особенность этого года: в придорожных канавах и укромных местах установлено огромное количество мобильных камер. Такое впечатление, что все, кто остался без работы, вышли на большую дорогу. Кстати, отметил небольшую странность: в Иркутской, да и в Новосибирской области таких вольных стрелков практически нет, а вот в Кемеровской области и на Алтае их более чем достаточно.
И еще замечание: похоже самые низкие цены на дизельное топливо в Сибири в Красноярском крае.
После такого, немного затянувшегося, предисловия начинаем наше путешествие по Алтаю. И нас ждет Бийск.
БИЙСК
Город был основан как крепость для защиты торговых путей в Китай и Монголию. И не без повода: джунгары его однажды сожгли.
Удивлен был, когда узнал, что когда-то эта местность входила в состав Колыванской губернии. Прежде думал, что Колывань это какая-то мультяшная среда, связанная с Добрыней и Поповичем. Нужно будет однажды специально туда съездить.
Конечно, Бийск — это не Енисейск. Но есть тут и свои знаменитости. Здесь родился генерал Антон Антонович Скалон, командир Иркутского драгунского полка, герой Отечественной войны 1812 года. Погиб в бою под Смоленском. Похоронен в присутствии императора Наполеона со всеми воинскими почестями.
В районе старого города сохранилось много интересного. Начнем, хотя бы с музея Чуйского тракта. Внутри не был, но снаружи здание впечатлило.
Некоторые из исторических построек по этой улице — тоже.
Меж старинных домов можно выбраться к реке, но это чревато.
К древностям примыкают современные торговые центры. И, несмотря на пандемию, здесь полно народа.
Очередь в местный KFC вытянулась на десятки метров, но в столовой напротив никого нет и она работает.
Подкрепились и едем дальше.
БЕЛОКУРИХА
Белокуриху мы выбрали базой, с которой метались по округе туда-сюда. Сам городок интересовал не особо: но, конечно, проехали его из конца в конец, что было сделать несложно.
Конечно, удивительно было узнать, что очень многие, в особенности люди старшего поколения, полностью ассоциировали Белокуриху с Алтаем и ничего другого об этой местности знать не желают. Понятно, что это всероссийский курорт, здравница и все такое прочее. Кстати, у меня впервые за многие годы нормализовался сахар в крови, притом, что я жил своей обычной жизнью. Место в этом смысле, безусловно, уникальное.
Но для одних счастье видеть эти горы, перевалы, поля и дороги, а для других просто не ссаться по ночам.
РОВНЫЙ АЛТАЙ
Заметил, что большинство путешествующих по Алтаю налегают на горы. Типа красота несусветная, парение души и все такое прочее… Я же наелся горами, что называется, до сыта, до отвала. И теперь склонен даже думать, что права русская поговорка, утверждающая, что умный в гору не пойдет.
А вот что меня реально удивило в Алтайском крае, так это поля.
Просто бесконечно бескрайние. Теперь-то я начинаю догадываться, откуда столько муки и подсолнечного масла берется.
Мы, кстати, оказались здесь в августе, когда началась уборочная страда. Где-то уже урожай убрали, а где-то над этим работали. Причем в поле трудилась новенькая и в основном импортная техника.
Чувствовалось напряжение. Вот его не выдержал красный грузовик. Не вытянул в подъем: что-то в нем застучало и задымилось. Водила оставил машину на обочине, а сам пошел в горку — ловить телефонный сигнал и звать на помощь.
А вообще, судя по рассказам местного радио, этот год выдался на Алтае не очень урожайным. Если бы не эти новости, то, озирая окрестности, в это было бы трудно поверить.
И еще из удивительного: отчего-то в этом изобильном крае деревушки какие-то неприглядные. На мой взгляд, самые грустные в Сибири.
И еще: на местных огородах растет нереальное количество кабачков. Вот зачем?
Но есть и цветы.
ДЕНИСОВА ПЕЩЕРА
Возможно вы, как и я, что-то слышали о Денисовой пещере. Эта дыра в скале перевернула все ранее существовавшие теории о происхождении человека. Здесь наряду с останками homo sapiens (а это мы) и неандертальцев обнаружили следы вообще левых ребят, которых ученые стали называть денисовским или алтайским человеком — homo altaensis.
Название пещеры происходит от имени отшельника, который в конце 18 века оборудовал здесь себе келью. Но у местных есть и свое наименование — Аю-Таш (Медвежий камень). И, по их верованиям, тут обитал злобный и могущественный шаман, временами превращавшийся в медведя.
Вот туда мы и двигаемся, дабы изучить ситуацию на месте.
Дорога просто потрясающая.
Но мимо пещеры мы едва не проскакиваем, а все потому, что все указатели к ней убраны. Из-за пандемии посещение пещеры туристами запрещено.
И мы едва не развернулись в обратную дорогу, но, приглядевшись, обнаружили обходную тропинку, которая приводила-таки в пещеру.
Удивительно, но там работали ученые, которых мы не сразу заметили.
А вообще здесь раскопки ведутся с 1978 года. С тех пор пещера преподносит все более сенсационные сюрпризы ученым всего мира.
Площадь пещеры 270 квадратных метров, длина 110 метров. Казалось бы, стандартный коттедж «нового» русского, но при этом обнаружено более 20 культурных слоев различных эпох и все до конца так изучить не могут.
Наибольший интерес для исследователей представляет предвходовой грот, куда мы и проникли.
В верхней части имеется отверстие, через которое в пещеру проникает свет, и одновременно это вытяжная труба для костров, которые горели здесь тысячелетиями.
В глубине пещеры, вход куда был перекрыт, и работали ученые.
Суровый парень выносил оттуда в ведрах грунт и отправлял его по канатной дороге в лагерь, который расположился у реки. Там его пропускали через сита в надежде обнаружить следы давно ушедших эпох.
Рутинная работа, но которая в очередной раз может взорвать научное сообщество.
Ну, а мы из мира прошлого отправляемся в настоящее. И оно прекрасно, хоть и немного болеет.
КАТУНЬ И ДРУГИЕ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ
Некоторые алтайские старообрядцы считают, что последняя апокалипсическая битва между силами добра и зла состоится в междуречье Катуни и Бии.
Надеюсь, что наши победят.
А пока изучим возможный театр боевых действий.
Честно говоря, Катунь не особо впечатлила. Местные поэтически называют ее бирюзовой, но я таких цветов не видел, скорее с серебристым отливом из-за серой глины, которая несется с потоком.
Неожиданно узнал, что в воде Катуни много ртути. Объясняется это тем, что к бассейну реки примыкают Курайская и Сарасинская ртутно-рудные зоны. Так, что купаться погодил.
Да и река сама по себе мелкая. Судоходный участок составляет всего 33 километра, да и тот требует постоянного внимания землеснаряда.
Но широкая. На равнине впечатляет.
Вокруг реки, как обычно, кипит жизнь.
Поселения.
Базарчики с непременным медом.
Различная туристическая замануха.
Но больше Катуни мне понравились небольшие горные речки. Вот где жизнь кипит!
ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД
Сейчас мы немного расслабимся. Просто погуляем по тропинкам ботанического сада, раскинувшегося в одном из урочищ меж алтайских гор.
Много будет зеленого, но это цвет, от которого человеческий глаз не устает: не случайно зеленой тканью выстилают карточные и биллиардные столы.
История этого сада необычна: его создали энтузиасты, которые, возможно, сами до конца не верили в успех своего предприятия.
Вышло неплохо. Во всяком случае, желающих посмотреть на результаты их многолетних трудов оказалось много: с трудом нашел свободное место на парковке.
Да, еще одно важное замечание — скажу здесь, а то потом забуду. В Белокурихе вызревают яблоки! На выходе получаются вполне себе красивые и вкусные плоды.
Не знаю, есть ли еще такие места в Сибири.
Но в этом саду росли только ранетки. Подобрал пару упавших — вполне себе съедобные.
ГОРНО-АЛТАЙСК
Человека непосвященного число Алтаев может свести с ума. Есть Алтайский край. Есть республика Алтай. Есть Алтай в Монголии, есть в Казахстане и, вероятно, Китае, так как и эта страна граничит с республикой Алтай.
Ну ладно зарубежье, а в России-то, как разобраться, где находится настоящий Алтай.
Наиболее продвинутые разделяют территорию на просто Алтай и Горный Алтай. В столице последнего мы сегодня и побываем. И называется она, как ни странно, Горно-Алтайском.
Отчего-то мне казалось, что она будет походить на немного безалаберную, но по-своему яркую столицу Бурятии — Улан-Удэ. Отнюдь!
Горно-Алтайск строгий и прибранный городок. Даром, что в нем живет всего-то около 65 тысяч человек. Но это чиновничий город. У него есть все атрибуты республиканского центра, при том, что на управляемой им местности живет чуть более 220 тысяч человек и город является единственным в республике.
С удивлением узнал, что Горно-Алтайск считается одним из самых зеленых городов в России. Видимо, по праву, хотя местные недовольны тем, как работает управляющая компания.
И действительно, если центр прибран, то на задворках можно обнаружить откровенные помойки.
И мы в этом убедились, когда искали знаменитую стоянку первобытных людей, находящуюся в черте города и которую в свое время изучал знаменитый академик Окладников. На окраине обнаружили только баннеры, которые рассказывали, что здесь когда-то велись раскопки.
На середине сопки нашел почти разрушенный знак. Думал, что связан со стоянкой, но оказалась, что установлен в память о жертвах политических репрессий.
Несмотря на пандемию в городе работал общепит.
Очень хотелось обнаружить что-то из традиционно-национального. Наткнулся только на настойки из пантов марала и разные бальзамы. Штурман купила себе здешний крем для рук и пенку для умывания, но что-то не зашло.
Приобрели детям шоколадные наборы местной фабрики, но внуки выковыряли из них только орешки.
Зато удивил омуль — в два-три раза больше байкальского. И пелядь в ладошку — у нас все наоборот! Продавщица сказала, что омуль енисейский.
С трудом, но нашли приют в Горно-Алтайске. Гостиниц вроде много, но не все работают, хотя туристы в городе есть.
Остановились в той, что расположена над автомойкой и мастерской. Снаружи вначале показалось, что вроде стремно. Но уровень оказался неплохой. В стоимость вошли парковка, завтрак, все удобства в номере и хороший wi_fi.
Ну, что еще сказать про Горно-Алтайск? Неплохой город. И тем сильно удивил.
СРОСТКИ
Шукшиным я переболел в юности. Тогда взахлеб его читал. И все, связанное с Василием Макаровичем, мне было так же интересно. Конечно, я знал, что Сростки его родина. И что здесь есть памятник писателю, и даже не раз его видел в отчетах путешествующих по Алтаю.
Вот только представлял его немного по-другому: думал, что стоит рядом со столбовой дорогой и в человеческий рост. И когда подъезжал к Сросткам, то готовился съехать на обочину и побыть несколько минут у монумента.
Ничего подобного. Первый указатель, ведущий вглубь села, штурман заметила, когда мы его благополучно проскочили.
Ну и ладно, подумал я, видно, не судьба посмотреть на памятник Шукшину.
Но нам дали еще один шанс — на другом краю села попался еще указатель, со стрелкой на музей Шукшина. Тут я уж не оплошал. И, как оказалось, это был лучший вариант из возможных.
Дорога привела к дому матери Василия Макаровича.
Но внутрь попасть не удалось — карантин. Так что обошли родовое гнездо по кругу. Удивило, что во дворе у сельской учительницы вместо грядок росли почти вековые деревья, что выглядело очень нетипично для окружающей местности.
А сосед, кстати, у Шукшиных бывший десантник. И вообще, в Сростках уважают таких — на самой высокой трубе реет стяг ВДВ.
Итак, музей не работает, но здесь же имеется небольшая инструкция, как пройти к памятнику Шукшину. Путь оказался непрост — по самому крутому склону на гору со странным названием Пикет.
Наверно, это самое лучшее место для памятника. С вершины открывается отличная панорама и на село, и на округу.
Взобравшись сюда, так же хочется присесть на что-то и расслабиться.
Заодно подумать о чем-нибудь великом и хорошем.
Неудивительно, что на этом месте ежегодно проходит фестиваль имени Шукшина.
ПУТЬ ДОМОЙ
Ну что еще рассказать про Алтай. Не прошел полностью Чуйский тракт. Остановился чуть дальше райцентра Шабалино.
Но если бы был выход через Монголию, в тот момент закрытый, то, конечно бы, закольцевал маршрут.
Из Горно-Алтайска пошел на Кемерово. Там уже отошли от очередного всплеска пандемии и вроде как решили всех приезжих не паковать в карантин. На всякий случай позвонили в местную гостиницу. Там заверили, что никого не вяжут. Да и местечко-то немного в стороне от центра находится. Похоже, был здесь когда-то центр по подготовке вертолетчиков. Останавливаемся здесь не впервой и видим перемены к лучшему — винтокрылую машину, стоящую при входе в гостиницу, привели в божеский вид.
По пути сюда шли от Новокузнецка по отличному шоссе. Не дорога — песня. Ну, а дальше до дома уже по накатанной колее.
Итак, подведем некоторые итоги.
Мы прошли более 6 тысяч километров. Средний расход на сотню у нас вышел чуть более 10 литров.
Машина нас подвела один раз. Недалеко от Денисовой пещеры есть водопады. Дорога к ним идет по условной грунтовке, скорее даже тропе, и через перевал. Туристов туда возят на УАЗах. Даже целая перевалочная станция образовалась: оставляешь свою машину, пересаживаешься на российский внедорожник и в путь.
Но у нас же тоже вездеход, и решил я своим ходом добраться до водопадов. В первый крутой подъем вышел, но на табло загорелся чек — потеря курсовой устойчивости. Дальше решил не экспериментировать и сошел с маршрута. Уже внизу сбросил аварийный сигнал отключением аккумулятора.
По обычаю, наше радио было настроено на местный диапазон. По нему доходили не очень радостные вести. Похоже, в Алтайском крае не смогли без проблем переварить сумасшедший туристический поток. Одна новость особо поразила: семейство сняло домик на неделю в одном из лагерей. Срок аренды закончился, а постояльцы все не появлялись на рецепшен. Как позже выяснилось, они угорели в одну из первых своих ночевок…
Итожа сказанное: Енисейск очень понравился. Алтай показался интересным, но не так, как ожидал.
Бурятия все-таки поколоритней будет.
Но Белокуриха меня, похоже, заждалась. Если получу путевку в местный санаторий, то обязательно вновь сюда приеду.
... Ну, вот мы и дома! Будем планировать следующее путешествие.
Август 2020 года.