Автопутешествие во времена пандемии: Иркутск — Енисейск

07.10.2020 | 12288 просмотров

Последние несколько лет я жил в ожидании: когда же наступят теплые времена и можно будет сесть в автомобиль и отправиться в какое-то дальнее путешествие.
В таких поездках мы с моим штурманом, и одновременно женой, прошли на нашем «Крузаке» уже более 300 тысяч километров и объехали всё, что нам казалось интересным от Владивостока до Лиссабона. О некоторых из этих путешествий я тут рассказывал.

Но нынешний год оказался для нас переломным. Мы даже ничего не планировали с того момента, когда стало понятно, что мир погрузился в пучину пандемии.
Но где-то к началу августа стало понятно, что железный занавес понемногу приподымается и можно все-таки на что-то рассчитывать. Стали смотреть на маршруты, которые можно было бы пройти в короткое время и с ограниченным бюджетом. Из прежних нереализованных мечтаний всплыли два главных варианта: Якутия и Алтай.

На периферии сознания еще где-то маячил Енисейск, куда мы не раз собирались, но крюк там всегда был от основного маршрута более 700 километров.
Посидели со штурманом над картами и решили, что лучше закрыть для себя два белых пятна из трех, а уж Якутск оставить на потом. К тому же стоит дать фору дорожникам: может быть, успеют проложить нормальную дорогу и построить мост через Лену к столице Якутии к нашему следующему путешествию.
Итак, решено: едем в Енисейск, а оттуда, если получится, прорваться через Новосибирск, на Алтай.
По сути, получаем два самодостаточных путешествия: один в первоначальную столицу Сибири, а другой в алтайские горы.
Сейчас же речь пойдет только о Енисейске и его окрестностях.

Для затравки даю ссылку на переписку енисейского воеводы с братским.

Понятно, что фейк. Но, что называется, любо, хотя и длинно.
Сам, я, кстати, родом из Братска.
Но поехали!

От Иркутска до Енисейска дорогу осиливаю в два прыжка (где-то около 1500 км).
День до Канска иду просто в потоке дождя.

По обычаю начинают отклеиваться со стуком декоративные рамки лобового стекла. Это не впервой — просто закатываю молотящую строну скотчем, до ремонта в Иркутске. Там уже ко мне привыкли, хотя зачем они так сделали?

Под дождем что-то в автомобиле стало подозрительно бренчать и постукивать, лишая покоя. Грешу на тормозные колодки, но перед поездкой поставил новые. Уже вернувшись домой, разобрался с подозрительными звуками: оказывается, из-под запаски, которая крепится у нашего «Прадо» сзади под днищем, выглянул кусок страховочной цепочки и начал биться по ободу запасного колеса. Эти новые знания стоили мне 300 рублей.
Вот так, немного нервно и очень влажно началось наше путешествие.

Но у нас уже есть примета: если поездка начинается с каких-то проблем, то значит она будет удачной.
Итак, мы идем знакомым маршрутом, который не раз описывал, потому повторяться не стану. Единственно, что остается до конца неизвестным: будут ли блок-посты на границах областей, не развернут ли нас назад или, паче того, не посадят ли в изолятор. Между Иркутской областью и Красноярским краем таких проблем нет. А вот в Кемеровской области ввели карантин. Но стараемся заранее излишне не напрягаться на эту тему. После Енисейска решили позвонить в кемеровский МЧС и узнать: разрешен ли транзит через область.
Меж тем все идет обычным порядком. Вот только цены на топливо подросли. Зато на гостиницы держатся на прежнем уровне, чего не скажешь о придорожном общепите. В Канске пришлось употреблять завтрак из окна столовой. И это еще выглядело достойно, в сравнении с дальнейшим питанием. На подъезде к Енисейску в придорожной забегаловке пришлось ожидать обед как в ресторане, поскольку ничто заранее не готовится, и это сказывается на окончательной цене. Понятно, что в пандемию особо пострадал общепит, но маржа с редких посетителей снимается по максимуму.

Но вот мы прибыли туда, куда стремились. Город просто потрясающий.

Я в Енисейске много снимал. Дальше будет больше.

А это наш отель в Енисейске.

Рубленая изба, в свое время доработанная в детский садик, а затем перепрофилированная в гостиницу. В городе есть варианты и поскромней. Но мы останавливаемся здесь. В том числе, и хайпа ради.

После этой поездки для меня стало очевидно: для того, чтобы понять и полюбить Сибирь, нужно обязательно побывать в трех городах — Тобольске, Иркутске и Енисейске. А может в другом порядке, но это уже несущественно.

Недавно Енисейску исполнилось 400 лет. И город включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, как мне кажется, заслуживает большего.

К концу 17-го века под управлением Енисейска оказывается практически вся Восточная Сибирь до Нерчинска, о котором я уже несколько раз рассказывал, но вот здесь подробнее всего.

Огромное пространство подчинялось городу, в котором в те времена от силы проживало всего-то около 3 тысяч человек. Я сейчас даже не понимаю, как это возможно было.

Но и сегодня видно, что Енисейск закладывался со столичным размахом. Многое здесь сделано с огромным запасом и расчетом на серьезное будущее. Некоторые вещи просто несоизмеримы с нынешним статусом провинциальной окраины.

Вот вам аптека.

Вот галантерея.

А вот гимназия, в которой, к слову, выступал перед учащимися знаменитый путешественник Нансен.

А как вам такой амбарчик? Самое монументальное здание на здешней улице. Легко могу представить его забитым пушниной, стекающейся сюда со всей Сибири, а затем растекающейся по всему миру.

Я уж не говорю о здешних храмах и монастырях, потрясающей красоты и, казалось бы, избыточных для ныне небольшого города.

Но история сыграла с Енисейском плохую шутку, превратив сибирскую столицу в заштатный городок. А все от того, что основные транспортные пути легли вдалеке от него.

Но в этом есть и свой плюс. Енисейск оказался просто законсервирован во времени. И когда появилось немного свободных денег и понимания, что мы имеем, то здесь легко восстановили дух старого сибирского города.

Понятно, что не до всего еще дошли руки, но, похоже, в Енисейске у власти неплохие люди, видно, что стараются сделать город красивым и запоминающимся.

И еще одно наблюдение.
На бывшем погосте одной из церквей наткнулся на памятник расстрелянным колчаковцами жителям города. Больше сотни их тут лежит.

А в городе, где я сейчас живу, стоит памятник Колчаку. Недалеко от него расстреляли и самого адмирала.
Где-то читал, что в сибирских деревнях после Гражданской войны самых злобных собак звали Колчаками.

Но не будем завершать воспоминания о Енисейске на тяжелой ноте: город хороший, гостиница уютная и здесь был единственный нормальный завтрак за все наше путешествие.

Мы покидаем очень понравившийся нам Енисейск, но путешествие в эту сторону ещё не закончено. Есть идея посмотреть на слияние Ангары и Енисея. Готовясь к этому событию, почитал немного Интернет. Впечатлила история одной девчушки, которая добралась до этого места и от красоты и избытка чувств там немного поплакала.
Мне, увы, всплакнуть не довелось.

Паром, который ходит тут к стрелке ежечасно, отправился в путь у нас на виду.

Ждать следующего не захотелось, потому что к этому моменту решили, что двигаемся на Алтай и лучше не отвлекаться от основной цели.
Но сама идея засела в мозгу и когда-нибудь я постараюсь ее реализовать. Тем более что меня так же мучает вопрос: почему Ангара, которая в месте слияния с Енисеем вдвое больше его, считается притоком.

Посмотрел немного, что говорят умные на эту тему. Некоторые утверждают, что русло Енисея старее ангарского. Но реки текут уже миллионы лет по этой земле и вряд ли здесь вообще были люди, которые отследили, что появилось первым.
Мне же кажется, что все дело в русских первопроходцах. Они осваивали Сибирь с севера на юг и начинали свое движение по Енисею, а затем уж была Ангара и Байкал. То есть первенство Енисея сложилось исторически, а не объективно.
Но, как бы там ни было, побродим немного по берегам этой великой сибирской реки.

От Енисейска до Лесосибирска расположилось несколько симпатичных деревушек с забавными названиями. В одну из них, Усть-Тунгуску, заглянули и выяснили, что крестьян здесь осталась немного. В основном же стоят шикарные рыбацкие базы и загородные дома. И все из красивой ангарской сосны. И это не случайно, поскольку мы оказались в самом центре лесопромышленной Сибири и его столицы — Лесосибирска.

Сюда стекается весь лес от Ледовитого океана до Усть-Илимска.
Вероятно, здесь находится крупнейшая в мире биржа леса. Такого количества судов я не видел даже в проливе Босфор. И все они груженые древесиной.

Похоже, что Енисей и люди, которые здесь живут, на многие километры в обе стороны от Лесосибирска, занимаются только лесом.
Сам город впечатлил не особо: понятно, что весь деревянный и рабочий.

За единственным исключением.
Богатые лесопромышленники построили здесь каменный храм. Он новодельный — его строительство началось в 1995 году и продолжалось 7 лет. Называется Крестовоздвиженский собор. Его 13 куполов символизируют Спасителя и 12 апостолов. И он самый крупный в Сибири.

А в Лесосибирске, для справки, всего-то живет менее 70 тысяч человек.
Ну, вот, собственно, и всё о нашем путешествии в сторону Енисейска. Надеюсь, что мы сюда еще вернемся, чтобы увидеть то, что не рассмотрели.

А пока продолжаем свой путь. Нас ждет Алтай.

Об этом путешествии расскажу чуть позже.

Август 2020 г.

Ваши отчеты приятно читать. Думаю не менее интересным будет продолжение про Алтай. Сам зарулиаал до ЮБТО три года назад. От иркутянина пятерочка!

Alex-real

Спасибо! Уже не заглядывая в конец отчёта, можно догадаться кто автор)) Чудесные, говорящие фото👍 У Оби с Иртышом такая же история, как у Енисея с Ангарой.

Вообще, русло Енисея глубже (это факт) и геологически действительно древнее. Чтобы установить это, не нужно было жить миллионы лет назад))

Михаил424
Спасибо за рассказ Олег. Тоже читал историю той девчонки, правда её картинки с места слияния Ангары и Енисея получились очень невзрачными для Такого места. Жаль что в твоем рассказе их нет пока... Вообще,...
Привет. Интересно, откуда узнал человек 400 лет назад (скажем так) о древности русла Енисея? По ширине и водостоку Ангара все-таки крупнее в месте слияния.

mamazvezdi
На месте слияния Оби и Иртыша, Обь намного многоводнее. Хоть Иртыш по длине и значительно больше.

И Ангаре недолго осталось быть полноводнее Енисея. Китайцы собираются перекрывать Селенгу для каких то новых грандиозных проектов на своей территории. А Ангара по сути, это продолжение Селенги.
Жаль Колчак не удержался в своё время в Сибири....

filatich
Если посмотреть на карту гугла вокруг Лесоссибирска и низовьев Ангары, становится понятно, что не долго людям в Лесосибирске заниматься лесом осталось. Вырубят всё под чистую. Что не вырубят - сгорит....
Я не знаю китайских планов, но до сих пор Селенга впадала в Байкал, а не в Ангару. Что касается Колчака - туда ему и дорога.

Oleg_Avgust
Сколько Селинги в Байкал впадает, столько Ангары из Байкала и вытекает. Не будет Селинги, не Будет ни Байкала ни Ангары.

filatich
Насколько знаю, монголы хотели устроить запруду на Селенге. Но наши пообещали продавать энергию с большой скидкой. На том, вроде, все и успокоились.
Кстати читал, что если погрузить всех китайцев в Байкал, то уровень озера поднимется на несколько сантиметров.

Знатно старые дома засыпало.
сергей
Сударь вы поэт???

Очень душевный рассказ!

Вам повезло, после грандиозного ремонта очень красиво.
Поесть в Енисейске и до ковида негде было (я имею ввиду кафе), зато молочка местная просто прекрасна.
Как хорошо, что вы в Барин не попали - страшный отстой.
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

сергей
Сударь вы поэт???
Нет, я про заяк.

Красноярец в Москве
Очень душевный рассказ! Бывал в Енисейске, там в то время шла подготовка к 400-летию, всё было перерыто. Вам повезло, после грандиозного ремонта очень красиво. Поесть в Енисейске и до ковида негде...
Спасибо. В "Барин" действительно не попали.
Серега
Енисейск шикарен старинной архитектурой, у нас её почти всю угробили

Серега
Енисейск шикарен старинной архитектурой, у нас её почти всю угробили
В старой части Бийска много интересного. На Алтай ехал через ваш город. Конечно, не Енисейск, но местами впечатляет.

mamazvezdi
И у Амура с Зеей тоже, кстати.
Veloster'11 1.6 GDI -> Tiguan'13 2.0 TSI -> Tiguan'17 2.0 TDI -> Kodiaq'19 2.0 TDI -> Q7'17 3.0 TDI

Oleg_Avgust
Точно) Не китайцы, а монголы. Правильно поправил. Да, я про это и имел в виду. Недавно читал про это. Если успокоили монголов с плотиной, то это радует!
Николай
Я родом с устья Ангары и Енисея. Места там действительно красивые. Главная достопримечательность Стрелковский порог. Кстати если интересует более подробная информация о тех местах могу рассказать при встрече живу в Иркутске.

Замечательнейшие повествования.
Мои отзывы: BMW X3 2004, BMW X5 2002
filatich
колчак бы всю Сибирь своим хозяевам интервентам отдал в случае победы, геноцид при нем был как при гитлере

Интересный отчет!
А памятники расстрелянным Колчаком по всей Сибири в деревнях стоят. Местные подкрашивают, как могут, но в запустение приходят конечно. Но в Иркутске я не понимаю зачем памятник ему поставили

filatich
Ты совсем допился? Какая Ангара продолжение Селенги?))) Да и лесов возле Лесосибирска предостаточно, аналитик гугл карт диванный))
А Колчаку - земля стекловатой, если он конечно доплыл до земли, а не рыбы подчистую в Ангаре сожрали
Ilia Vorotovov
Мне фотка девочки в мине юбкие понравилась....
Дальше уже не читал....
Просто смеялся.
Спасибо автору за позитив .
Возможно....
Но из Байкала вытекает одна Ангора а сколько холодных ручьев в него втекает?
Не перечесть...
Как у Волги с Окой?
Доказано что Ока полноводней
filatich
Вы в сибирской тайге были хоть раз?
Да там мишек больше чем людей.
Да, их Байкала течет только одна река-Ангара и впадает в Енисей на Стрелке

Николай
Спасибо. Если соберусь в те места, то свяжусь.

А так же Богучанская.

А так же Богучанская.
Про нее забыл. Может быть потому, что совсем недавно достроили. Ее долго как бы не было. И к тому же, это уже не Иркутская область, а Красноярский край.
Oleg_Avgust
Побывать в тех местах и не заехать на Стрелку? Одна из главных достопримечательностей тех мест. Два парома ходят регулярно, платный регулярнее. Ожидание парома - максимум час, но обычно 30-40 минут. Оплата по весу машины, нам обошлось туда 1700 кг - 308 рублей, обратно 1720 кг - 312 рублей. За 2 часа туда-сюда переправились и съездили на Стрелку.
mamazvezdi
Зея полноводнее Амура в месте слияния, но является притоком Амура.

Палыч
Сам жалею. Но еще не вечер.
Oleg_Avgust
Во время строительства Богучанской ГЭС, всемогущий Иван Иванович Наймушин двинул идею оттяпать у Красноярского края Кежемский район,и присоединить его к Иркутской области. И эта идея была близка к воплощению, но в 1973 году Иван Иваныч погиб, и все остались при своих.

Не знал этой истории. Кстати, вот могила Наймушина рядом с Братской ГЭС. Сейчас к ней без пропуска не подойдешь. Недалеко поставили еще помпезный памятник.

Fakk
Про леса и Ангару все очевидно. А про Колчака - тут можно спорить долго, но не с тобой точно.

Да, их Байкала течет только одна река-Ангара и впадает в Енисей на Стрелке
Да. Одна Ангара. Только более 50% объёма воды, вытекающего из Байкала в виде реки Ангары, приносит в Байкал река Селенга.

Ilia Vorotovov
Вы в сибирской тайге были хоть раз?
Да там мишек больше чем людей.
Там от тайги скоро уже ничего не останется. Всю приангарскую тайгу уже вывезли в Китай. Мишки скоро за Енисей подадутся в миграцию.

Возможно....
Но из Байкала вытекает одна Ангора а сколько холодных ручьев в него втекает?
Не перечесть...
Всё посчитано. Все эти ручьи и речки вместе взятые,по общему своему объёму не дотягивают до объёма воды Селенги.
Потому географы и называют Ангару преемницей Селенги. Как Бия является фактическим продолжением Чулышмана на Телецком озере.

Интересный отчет!
Если бы победили в гражданской войне не большевики, то по всей Сибири, в этих же местах, люди подкрашивали бы пямятники расстрелянным колчаковцам и по всей стране стояли бы не памятники Ленину, а Колчаку.

Вообще не факт. А вот то, сейчас это делает Путин - факт).

Oleg_Avgust
Чувствуется полёт мысли, напрочь пропитанный советским прошлым.
Oleg_Avgust
Вот про могилу Наймушина не знали. А ведь были совсем рядом. Жаль!

Рыбу на Ангаре ГЭС уничтожили. Ангарская ГЭС и т.п.
когда колчака топили на Ангаре ГЭС уже были? совсем плохо с логикой...

filatich
А почему? Чем я тебя так огорчил?

Fakk
А почему? Чем я тебя так огорчил?
Хамишь
На Ангаре нет Ангарской ГЭС. Есть Иркутская, Братская и Усть-Илимская.
Да ошибся есть Братская, но короче река не такая большая (по сравнению с Енисеем) но ГЭС там дохрена .
На Енисее их всего 2 Саяно-Шушенская и Красноярская.

Волжанке с заглавного фото, очень пошла бы надпись, какая жизнь-такой и внедорожник )

77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Зачетное авто, но сделанное под конкретную задачу - таскать лодку. Итак, вырезаем лобзиком передние крылья, чтобы ни что не мешало им вращаться, ставим сзади колеса от трактора, прибиваем к багажнику запаску, цепляем лодку и вперед!

Усолье
Видел ваш прадик утром возле Медведя в Канске. Тоже ночевали там, ехали из Усолья на Алтай
Отличный отчет.

Отличный отчет.
Спасибо. Да это были мы.
Fakk
когда колчака топили на Ангаре ГЭС уже были? совсем плохо с логикой...
Колчака не топили, а расстреляли

Oleg_Avgust
А сейчас на дворе не тот самый олигархический капитализм, который и защищал Колчак?
Непонятно, вы за белых али за красных? При красных вы бы ездили на Прадо? Или в нынешних капиталистических условиях неплохо, видимо , устроились? Тогда что за злость в адрес адмирала?

Oleg_Avgust
Процесс погружения не опишете поэтапно. Очень интересно.
А еще если долго смотреть на луну - можно стать идиотом. Народная удмуртская поговорка.
nbt

А сейчас лучше, чоле? Сколько китайцев понапускали? Сколько они леса вывозят?

Интересный отчет!
Эти памятники поставила Советская власть в целях пропаганды. Победители переписывают историю под себя.
Что-то нигде не упоминается, что у красных китайские наёмники служили и при взятии городов устраивали резню всех и вся будь здоров.

Хамишь
Диарея от огорчения открылась?
nbt

Минусы, как всегда, автор оставил. Ткнуть на минус проще, чем аргументированно ответить, понятно...

nbt
Процесс погружения не опишете поэтапно. Очень интересно.
В масках и ластах. А вы что подумали?

nbt
Что я вам должен аргументировать? Что на луну долго нельзя смотреть?

nbt
Диарея от огорчения открылась?
Да уж....
Ilia Vorotovov
На Енисее их всего 2 Саяно-Шушенская и Красноярская.
Вообще-то на Енисее три ГЭС. Между Саяно-Шушенской и Красноярской есть станция, которая называется Майнская.
Палыч
Хороший отчет, хорошие обсуждения по делу. ...Но тут к обсуждениям подключились некоторые несознательные элементы - провокаторы. И начался срач.

Oleg_Avgust
В масках и ластах. А вы что подумали?
А где столько масок и ласт взять? В китае купить?

Oleg_Avgust
Что я вам должен аргументировать? Что на луну долго нельзя смотреть?
Про Колчака. Хотя бы.

Да уж....
Уголь активированный в помощь.

nbt
ну так Колчаковцы расстреливали по деревням невиновных или нет? Если да, при чем тут пропаганда?

Fakk
С точки зрения режима Колчака (читай - государства) - расстреливали уклонистов от армии и всяких повстанцев-красных партизан.
Любое государство в условиях военного времени расстреливает данные категории и не жужжит.

nbt
То есть вы не возражаете, чтобы вас грохнули на месте за отказ воевать хотя бы с той же Америкой?

nbt
А что такое государство? Правительство? Так оно уже давно красное было. Народ? Так он в большинстве красных поддерживал.

Fakk
Государство - это аппарат управления. Правительство красное было в европской части страны. С середины 1918 года до конца 1919 в Зауралье, Западной и Восточной Сибири руководило колчаковское правительство во главе с Верховным правителем и столицей в Омске. Хоть бы учебник истории пролистал по диагонали.
Вот они эти полтора года и ставили к стенке уклонистов и разных красных партизан-повстанцев.
Также, как и красные на своей подконтрольной территории делали ровно то же самое.

nbt
Как у одной страны может быть 2 правительства? Чья столица - тот и командует, все иное - не легитимно. И не надо меня упрекать в незнании истории.

Fakk
Очень просто. Поделили пополам и правят разные правительства. В 1919 году красная власть на волоске висела, Ленина в конце 1918 чуть не убили(жаль промахнулась Фанни Каплан). Партийные бонзы уже готовили лыжи за границу (у покойного Свердлова, например, в сейфе нашли три разных европских паспорта и пачки валюты с золотишком).
Корею напомнить? Германию (ГДР и ФРГ)? Йемен? Судан? США в период гражданской войны? Виши во Франции?
Молод ты еще. Историю учи.

Fakk
а вы откуда знаете кого народ поддерживал?в учебнике Истории написали? ну да, ну да..Для расширения кругозора очень рекомендую книгу Артема Весёлого «Россия, кровью умытая»

Qx24
Можешь еще СоЛЖЕницына предложить почитать...

nbt
Ну ты даешь... То есть ты полагаешь, что 2 Кореи это одна страна? И ГДР и ФРГ это одна страна? Только живут они очень по-разному почему-то. В США правило одно правительство. Тебе надо поучить не только историю, то ни теорию государства и права и историю государства и права зарубежных стран и отдельным курсом - России. Но ты, так полагаю, таких предметов не то, что не слышал, но даже не знаешь об их существовании.
Про паспорта у Свердлова - до тебя не доходит, что партийные вожди все начало 20 века по Европе прятались. Неудивительно, что у всех были разные паспорта.
Ты даже не понял, о чем я писал, но самозабвенно споришь...

Fakk
Хорошо, две разные страны.
Мне навсегда в 1984 году вбил в голову понятие "государство" наш новый учитель истории, молодой, амбициозный.
На первом уроке, 6-й класс, история средних веков спрашивает: "Что такое есть "государство"?".
Один из "умных" : "Это страна с границами с одним народом...."
Учитель: "Стоп! Неверно!"
государство - это АППАРАТ управления на какой-то территории, и всё! Кучка чиновников с главами, полицией и армией, которые этой кучке подчиняются. Если эта кучка объявила медицину и образование государственными, то медики и педагоги тоже относятся к этой кучке. Страны, народы и границы тут не при чём абсолютно.
Идите, юноша, дальше учиться. Хоть учебник по истории КПСС прочтите. Занимательная книженция.
Наверно, я жи не спорю

Хи-хи заценил наш Сибирский юмор
Палыч
У меня мама гидростроительном институте работала, сейчас на пенсии конечно.Но это не важно просто я в теме. Майнская гэс просто создает подпор для Саяно-Шушенской там какой то косяк в проектировании был, поэтому ее и построили. Сейчас не помню в чем, но она тогда рассказывала. Так что на Енисее всего две гидростанции и это хорошо.Их и так много.
Ilia Vorotovov
Майнская ГЭС является контррегулятором Саяно-Шушенской ГЭС. Так же состоит из плотины, имеет турбоагрегаты, вырабатывает ток. Почему же Вы ее вычеркиваете из списка?

nbt
Хорошо, две разные страны. У нас были в 1918-1919 гг две разные страны Красная Россия и Россия просто. Так понятнее? Мне навсегда в 1984 году вбил в голову понятие "государство" наш новый...
Ты такой смешной))) в 6 классе изучил определение госдуарства)))
И про паспорт Свердлова тоже))))
Ты даже дискуссию не можешь поддержать, просто накидываешь свои измышизмы, как сейчас про 6 класс, молодого историка и историю КПСС)))

Палыч
Я ее не вычеркиваю я ее просто за нормальную ГЭС не считаю... просто это продолжение Саяно-Шушенской

Fakk
Ты такой смешной))) в 6 классе изучил определение госдуарства))) Свой опус про Кореи и Германии ты видимо прокомментировать не в состоянии, потому что обосрамшись)) И про паспорт Свердлова тоже))))...
Я что-то дискусси тут не наблюдаю.

Ilia Vorotovov
В чем видите ее ненормальность? Плотина, машинный зал с гидроагрегатами, водохранилище, распределительное устройство - все в наличии, как у нормальной ГЭС. Рыбинская ГЭС на Волге считается довольно крупной станцией, Майнская имеет такую же мощность и годовую выработку. По части "нормальности" или "ненормальности" станции спроси у мамы.

Палыч
Это станция подпорная это часть Саяно-Шушенской, не было бы Саяно-Шушенской не было и Майнской ГЭС .

Классный городок Енисейск даже не ожидал, нужно было заехать.

Когда мы были в Енисейске (в 2002 году), меня больше всего поразили деревянные тротуары! А сейчас они остались?