|
Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня я хочу поведать вам фото-отчет о нашей поездке в Горный Алтай. Моя первая большая поездка и первый отчет, поэтому строго не судите. Написать решил потому, что планировал свое путешествие, не выходя из дома, основываясь на отчетах с сайта Drom.ru и картах Google. Отчет будет носить информационный характер, нежели развлекательный. Приятного просмотра и чтения.
Подготовка к поездке
Итак, начнем сначала. Собирались быстро, но очень основательно. Отпуск был на пять рабочих дней + четыре выходных дня. Четкого маршрута не было, были мысли что-то вроде того:
День первый — Красноярск—Горно-Алтайск.
День второй — до Акташа.
День третий — Акташ—Кош-Агач—Акташ.
День четвертый — Акташ—перевал Кату-Ярык—Акташ.
Вольная программа.
День последний — Горно-Алтайск—Красноярск.
Наш экипаж — Я (Степан), моя спутница жизни — Оля.
Транспортное средство — трехлитровый Subaru B9 Tribeca 4wd.
Что взяли:
Аптечка, комплект теплых вещей, несколько комплектов летних вещей, спальник, спасательный жилет, топор, бейсбольная бита, бинокль, пластиковая посуда, влажные салфетки, подушка из кедровой стружки, навигатор, «Флеш» («Flash Energy») в дорогу, японский виски в комплекте с колой, упаковка минералки и пять литров чистой воды, туалетная бумага :), один паспорт. А также всегда нас сопровождали огурцы, помидоры и упаковка майонеза.
Не взяли:
Еще один спальник, моторное масло, Олин паспорт.
Зря взяли:
Спас. жилет, пять литров воды, бита тоже не пригодилась :).
День первый. Красноярск — Горно-Алтайск
Зарядившись бодрым настроением вперемешку с энергетиком и полным баком топлива
Поехали!
Выезжали в пятницу ночью. Маршрут движения: Красноярск—Ачинск—Мариинск—Кемерово—трасса Алтай—Кузбасс, Барнаул—Бийск—Горно-Алтайск.
За ночь доехали до Мариинска и где-то в пять утра остановились поспать на первой попавшейся площади. Всю дорогу стояла пасмурная погода, лил дождь. В принципе, дорога как дорога, разве что на въезде в Алтайский край попался поворот с огромной ямой посредине и швеллером, на котором торчали сломанные колпаки в количестве пяти штук. Сразу за поворотом пользователи советского автопрома мирно покуривая под моросящим дождиком меняли колесо. Яму решили сфотать на обратном пути и двинулись дальше. Навигация немного попарила мозг. Свернули с Алтай—Кузбасс раньше, чем нужно было, потом деревни, леса, поля, деревни и выбрались снова на трассу. В целом добрались без проблем. В Горно-Алтайске были в девять часов вечера.
Горно-Алтайск
Все гостиницы делятся на три категории: «дорогие», «мест нет», и «только по паспортам». Как вы уже догадались, ни одна из категорий нам не подошла, после чего было решено ночевать в машине на площади напротив гостиницы «Горно-Алтайск».
Информация: стоимость гостиницы варьируется от 1 200 за двуместный номер и выше. Неплохой считается гостиница «Горно-Алтайск», хорошей — «Игман». В основном, все остальные что-то между тем и тем.
Место ночевки — Горно-Алтайск.
День второй (Горно-Алтайск — Черга)
Не теряя времени, было решено двигаться в Акташ с остановками на интересных местах по ходу движения. В Горно-Алтайске купили «Атлас дорог», который оказался ужасно крив, но об этом позже. Первым местом была гора Чертов палец. Сначала в Ае нашли деревянный мост, с реверсивным движением и стоимостью в 30 руб. с машины. Проехав по нему на другой берег Катуни начали искать гору. Указателей нет, толком даже персонал базы отдыха, что сразу за мостом, не знает, как проехать на машине. Немного поблуждав, нашли.
Чертов Палец. С деревянного моста прямо, кольцо — по нему прямо (первый съезд), далее за сувенирными рядами по левую руку будет поворот, дальше в гору там платная парковка и там уже все знают, где что и как. Двигаетесь к озеру Ая, как будете подъезжать увидите слева гору — это и есть Чертов палец. Там еще на самом верху стоит вышка «Билайна». Подъем достаточно крут, но 4-вд залазит легко.
Информация: дальше по удалению от Горно-Алтайска есть еще один мост — бесплатный и новый.
Оз. Манжерок
Проезжаете поселок Манжерок и сворачиваете по указателю «Озерное». Дальше будет развилка, направо будет большая парковка и канатная дорога, налево будет подъезд к самому озеру. Куда ведет канатка я, к сожалению, так и не проверил. Есть информация, что там парапланеристы и еще что-то, связанное с покатушками на лыжах.
Информация: о. Манжерское— одно из немногих озер мире, где растет Чилим, или рогульник плавающий, или Водяной орех плавающий, или чертов орех, занесен в красную книгу. На озере есть прокат лодок (150 руб. за 30 минут), можно сфотографироваться с верблюдом (50 руб.) и самые хорошие и дешевые подушки из кедровой стружки. Их делает семья травников, а продает дочь. Подушки покупали в последний день, т. к. в других местах подходящих не нашли. Подушка стоит 150 рублей. В озере можно купаться, вода мутновато — желтая, но по температуре приемлема.
База «Бирюзовая Катунь»
Далее заехали посмотреть базу отдыха. Все оказалось очень хорошо. Домик на усадьбе Саржевских стоит 3 950 в будни и 4 400 по выходным (полулюкс), есть тел. администратора Светланы: 8-906-946-11-19. Еще есть по кольцу налево база с домиками. Ценник — 1 200 за домик.
Информация: стоимость проезда по мосту 10 р. На территории дежурит экипаж ДП С(!).
В Тавдинские пещеры было решено не ехать, без особой на то причины. Да и в атласе они были нарисованы не на том берегу (как так, в век высоких технологий, карт google и gps). Как далее мы узнали, возле этих пещер можно найти некого дядечку, который делает настоящее мумие.
Турбаза «Царская Охота»
Тут есть подвесной мост на другой берег Катуни, где есть Камышлинский водопад . Там же стоит клетка с медведем, сплав 500 руб. за два часа с человека. В громкоговоритель говорят, что могут на лодке доставить до любого места по р. Катунь. Поход на водопад отложили на обратную дорогу.
Усть-Сема
Обед, заправка на «Роснефти» и дальше по М-52.
Камлак и Ботанический сад
Добравшись до с. Камлак по указателю «Ботанический сад», поехали туда. Экскурсия стоит 40 руб. с человека. Так же на территории сада можно отдыхать в палатках (100 с палатки). Стоят еще домики, но сдаются они или нет — не знаю.
Черга
На всю Чергу есть один кемпинг, туда-то мы и заехали. Цены вполне ок, за первый этаж домика — 1 000 руб. за двоих. Дрова входят в цену. Удобства на улице, баня 500 руб. за два часа. Есть бассейн и мангал. В центре Черги есть «супермаркет», там взяли перемороженного мяса и сварганили шашлык, решетку дали на кемпинге. В процессе готовки приходил в гости кот Кеша и кошечка, которую нам не представили. Так же на территории есть огороженное место для маленького олененка, разобранный ЗиЛ, домик в котором живет хозяин, и его помошник. Ворота на ночь закрываются. Заночевали.
День Третий (Черга — Чике-Таман)
Утро было туманным. Дозавтракав вчерашним шашлыком, выдвинулись в дорогу. Только на картах google нашел какой то питомник с зубрами. Вернулись на пару км, там еле-еле заметный указатель на березе. Как объяснили нам позже, красивую вывеску постоянно воруют.
Питомник
Подъехав к воротам, открыли их сами, и там нас встретил егерь. Сел к нам в машину и поехали. Зубры в этот день ушли к сетке в дальнем углу питомника. Оставили машину и пошли к ним пешком. Главное, что нужно знать — это не выходить на равнину, а держаться всегда между деревьев. Егерь нам еще много чего интересного рассказывал. Посмотрев на стадо, вернулись, купили пару магнитиков и двинулись дальше. Стоимость экскурсии 200 рублей.
Денисовы пещеры и водопад
Посмотрев атлас, решено было поехать к Денисовой пещере и водопаду. В атласе везде нарисована красным цветом дорога, что говорит о ее пригодности. Навигация упорно старалась нас отговорить и прокладывала маршрут через Нефтебазу, но, увы и ах. Асфальт кончился сразу за Чергой, до Мариинска — гравийка, на выезде из Мариинска гравийка закончилась и началась земляная дорога. Чем дальше — тем хуже. Грязь, ручьи, дальше какие-то люди валили лес и грузили в машину. Сказали, что дальше дорога есть и, типа, езжайте прямо, туда вчера уехало две машины и назад не вернулись :). Поехали, людей не стало, леса поля, иногда коровы. Энтузиазм начал пропадать. Сейчас смотрю эту дорогу на картах google — вижу те же места с комментариями: «Да нету тут дороги на Турату». В общем пузотерке или моноприводу шансов нет. Мы добрались до подъема на гору, после чего нас ждал спуск по огромным камням вниз. Навигация показывала по прямой 10 км до Туарты, а в бинокль не было видно ни единой души и ни сантиметра асфальта. Перспектива пробить поддон или проколоть колесо угнетала, да и моральное состояние Оли стало доходить до грани. Было решено развернуться. Координаты места, где мы развернулись — 51°23'16.80"С 84°52'15.72"В. Судя по картам google, дальше нет ни одной фотографии уже до самих населенных пунктов. Кстати, Яндекс-карты тоже говорят, что дорога есть. Других выездов из Мариинска нет. Вот такая вышла печаль. Как ни печально разворачиваться за совсем чуть-чуть до цели — но, увы, пришлось. Вернулись той же дорогой снова в Чергу.
Двигаемся дальше в сторону Акташа.
Семинский перевал
Проезжаем Семинский перевал. Конечно, перевалом назвать сложно. Правду говорят, что Горный Алтай начинается за Семинским перевалом. Сразу же стада овец :).
Двигаемся дальше, выходим, чтобы сфотографироваться у горных рек. Смеркается. Решено было искать ночлег.
Перевал Чике-Таман
Пересекли Чике-Таман — захватывающее зрелище. Неописуемо. Настоящий горный перевал. Далее идут маленькие деревеньки без перспективы найти безопасный ночлег, и тут мы видим указатель «Кардон», заворачиваем туда. 50 руб. с машины + 600 с человека. Фотографии и описание в следующем дне.
День Четвертый (Кардон — Акташ).
Утро. Простой завтрак, фотосессия на просторах кемпинга. Душ (50 рублей) в душевой кабине, сборы и выезд.
Иня, Каменные бабы
Сразу за Иней Каменные бабы, там же первое стадо баранов на дороге, мило. Проигравшись с баранами, едем дальше.
Петроглифы Колбак-Таш
Ищем петроглифы Колбак-Таш. Т. к на google-картах фотографии смотрел мельком, а на картах навигации ярлык стоит с погрешностью 8 км, мы сначала искали обычные наскальные рисунки вдоль дороги на скалах. Отсутствие каких-либо, опознавательных знаков заставило бросить эту идею и мы поехали дальше. Оказалось, петроглифы дальше.
Экскурсия стоит 200 руб. с человека (как и вход без экскурсовода). Экскурсия занимает порядка одного часа. Оля с фотоаппаратом пошла, меня быстро утомило, и я присел на краю скалы, смотрел на горную реку, а потом пошел под кондиционер и музыку :).
В этом месте исцелились люди от бесплодия и женск болезеней. можно сидеть здесь тока женщинам.
Древние часы с чашами для воды и выемкой в центре для палки.
Женская чаша. Здесь принимали ванны.
Место жертвоприношений с изображением подземного мира, небесного и настоящего миров.
Отшлифована полоса плиты справа. Идеально ровная поверхность.
Пожиратель душ забирает душу человека и его собаки.
Сперматозоид и яйцеклетка зачатие.
Чаша. Изображения родов. Метеориты.
Каменный воин: 50°24'30.18"С 86°52'36.42"В
Как сейчас смотрю по отчетам, сразу за воином на скалах есть петроглифы, но мы их удачно пропустили :/.
Белый Бом
Тут у меня была пометка «дешевые сувениры» — но, увы, ничего подобного там нет. Есть столовая, в которой Оля пообедала, есть еще квас на разлив, но т. к. продавщица предложила нам разлить в НАШУ тару, я решил, что это небезопасно и отказался. Как уточнил сейчас в отчетах — там самая дешевая продукция из кожи.
Водопад Ширлак
Водопад будет слева по ходу движения, не пропустите. Говорят, вода из источника — можно набрать воды в дорогу.
Акташ
Далее заехали в Акташ. Было около шести часов дня, было решено двигаться еще в одном из двух направлений — перевал Кату-Ярык, либо Кош-Агач. Т. к. у нас был на двоих только один паспорт, сначала решил выяснить, что с пропуском на источники в Кош-Агач. Способа два. Либо у милиционеров-полиционеров в Акташе (по регламенту до 30-ти дней), либо в Кош-Агаче (полчаса). Первый вариант подходит, когда пропуск в пограничную зону заказываешь заранее. Ехать до Кош-Агача, чтобы узнать, что по водительским правам пропуск не сделать — не вариант.
Звонок другу в цивилизацию, 20-ть минут гугла и все источники говорят, что нужен паспорт. Лично меня источники эти интересовали мало, поэтому ехать туда, чтобы одному на них попасть — трата времени. Мне была интересна Курайская степь. До Курая 30 км было решено доехать до степи, и обратно на ночевку в Акташ. Заправка «Расул» (как и название гостиницы) и выезд в Курай. По пути узнали, как строят дороги :/. На улице за 30 градусов ада весь день, свежий асфальт не застывает, едешь по такому покрытию, и твои колеса поднимают в воздух горсти камней. Никаких знаков или проездов по одной полосе там нет. Местные люди странные — по таким дорогам вваливают 80 км/ч, окатывая тебя градом камней. Этот факт человеческого быдло-идиотизма поставил пару минусов настроению.
Курайская степь
Добравшись до Курая, проехали мимо, и попали в степь. Степь божественна. Ровная поверхность без холмов, а на горизонте горы со снежными шапками. Погуляли по степи, погоняли по степи (Subaru же) и двинулись назад в Акташ. Степь божественна.
Акташ
В Акташе поселились в гостинице «Расул». Цена — 1 200 за двоих, в номере кровати, столик, розетка. Есть на этаже кухня с микроволновкой, душ и туалет был на этаже. Вопрос питания в гостинице решен путем летней кухни, в которой Сан Саныч готовит абалденный шашлык и вообще узбекская кухня на высшем уровне. Вечер так и прошел, за мясом, квасом (на разлив в соседнем магазине-супермаркете) и компанией рыбаков и охотников. Костян из Томска — привет!
Кричит АААА и бегает за баранами? — Верно.
После сборки обработать напильником.
День пятый (Акташ—Усть-Сема)
Утром меня встретил шедевральный плов от шеф повара Сан Саныча и выдвигаемся на Кату-Ярык.
Дорога закончилась сразу, только выехали из Акташа. Проехали Красные ворота и Мертвое озеро, фото решили делать на обратном пути.
Курганы.
Координаты: 50°44'52.08"С, 88° 4'22.56"В
Усть — Улаган
До него дорога вполне ок. Там находите центр, там будет Т-образный перекресток с надписью «Стадион», в который вы упираетесь, там налево и дальше. Асфальт кончился теперь уже совсем.
Дорога нудная и медленная. Быстрее 40 км/ч ехать нет возможности. Конфигурация такова, что, забираясь на горку, ты не знаешь, куда дорога пойдет сразу после нее, и так каждый раз, первый раз вижу дорогу, так построенную. Бывает поднимаешься по прямой, достиг верхней точки, а там сразу под 90 градусов резкий поворот налево. Если на эту гору залететь 50 км/ч, то шансов не улететь — ноль. Дальше — веселее. Дорога пошла в одну полосу. т. к., поднимаясь на очередную горку до самого последнего момента, ты не видишь — есть встречка или нет. Две машины разъезжаются еле-еле-еле.
Порядка 80 км от Усть-Улагана и мы на перевале.
Перевал Кату-Ярык
Координаты: 50°54'34.62"С, 88°12'43.14"В
Неописуемая красота. Никакой объектив этого передать не в состоянии. Дорога порядком утомила. Спускаться с перевала не было в планах, сегодня было запланировано уже ехать в сторону Горно-Алтайска. Посмотрев на перевал сверху, выдвинулись назад. Встретили две «Мазды» из нашего региона. В принципе, если ехать осторожно до перевала и вниз можно проехать на любой машине.
По пути назад, буквально 10 км от перевала, начались фокусы. Фокус называется — гирлянда VDC,Cruise, CheckEngine. Ну, как многие из вас уже догадались — плохое топливо. Делать нечего — едем дальше. Кто сталкивался с такой проблемой, знает, что, если ошибка не повторяется в течении трех циклов (заглушить, завести, проехать 20-30 км), то лампы погаснут. Двигатель глохнет тоже вследствии этой ошибки. Начинаю делать циклы, едем в сторону Акташа.
Местами, где есть асфальт по нему проехал трактор гусеничный и деформировал покрытие так, что, когда едешь по его следу, от гусеницы гул ужасный, как будто подшипник ступицы сейчас просто рассыпаться. Имейте ввиду и не пугайтесь :).
На обратном пути заехали в аил. Там кормят блюдами настоящей алтайской кухни, приготовленными прямо у вас на глазах. Сам не пробовал, Оля говорит — вкусно :).
Координаты: Долгота 87°37.841' Широта 50°29.056' В
Проехали Мертвое Озеро и фото у Красных ворот. И вот мы в Акташе.
Акташ
Встретили там одну из тех двух «Мазд», рассказали, что заправились либо в Шабалово, либо в Акташе (!!) плохим топливом, забило топливный фильтр, и в Акташе в сервисе решали проблему.
Т. к. вариантов других не было, снова полный бак в Акташе и двигаемся в сторону Горно-Алтайска.
До темноты нам еще нужно было купить шали из козьего пуха ручной вязки.
По итогу в Купчегень’е нашли женщину, которая только что отвезла на перевал Чике-Таман наверх свою продукцию. Первый год занялась вязанием шалей на продажу. Смеркалось, времени до темноты оставалось мало. Разумным решением было вернуться на кордон (10 км), переночевать там и ехать через перевал, там все купить и двигаться дальше. Алтайских ночей мы еще не видели, поэтому толком не осознавали всю печаль. Берем с собой женщину, едем наверх перевала, ждем, пока она найдет шали, покупаем, едем обратно. Внизу перевала есть источник воды, набираем там воды (в литровую бутылку получается набрать только половину, лучше с собой иметь кружку или воронку). Кстати, по алтайским обычаям ночью за водой не ходят :). Окончательно стемнело, завозим тетушку домой и в этот момент таки уже совершаем стратегическую ошибку — ехать ночью дальше.
В самом начале перевала нас ждал сюрприз, сюрприз размером 20 на 20 на 40 см. Реальность такова. Мы проехали это место буквально 8-10 минут назад. Камня не было, высадили тетушку на въезде в деревню, развернулись и поехали назад. За одним из поворотов посредине дороги лежал камень, только что упавший сверху. Оказался он там абсолютно неожиданно для меня. Когда я его увидел, обдуманное решение принять не успел и сделал так, как сделал. Водитель внутри меня решил принять его между колес. Почему так вышло — уже по сути неважно, наверно, зажав тормоз можно было объехать его справа, но т. к. в таком ключе водительского опыта у меня нет, то по моей ментальной карте было решено пустить между колес.
Сейчас все уже вспомнили истории про пробитые поддоны? В этот раз повезло. Бампером уронив камень на другую сторону, он оказался высотой меньше, чем мой клиренс. Последовал несильный удар, я останавливаюсь, включаю фонарик на телефоне и лезу под машину — все сухо, ничего не капает. Быстро представив варианты попадания такого камня на лету в машину, как, например, в дверь, что по сути закончиться просто ремонтом двери, так и в колесо, что может привести к смерти трансмиссии, так, например, и в крышу (или, например, в люк), что может закончиться грустно, сразу поймав волну дискомфорта, прыгаю в машину и медленно, но верно пересекаю перевал.
Спустились с перевала уже в темноте.
Суть ночи на Алтае такова:
В реальности это убийственная комбинация, ехать быстрее 50-60 км/ч, как минимум, не безопасно. Езда на такой скорости в таких условиях еще и по постоянным кривым дорогам утомляет адски. Оставаться и ночевать дикарями у дороги — не вариант. Найти кемпинг в таких условиях — сложно. Переехали Семинский перевал и в общем почти за всю ночь добрались до Усть-Семы, там и заночевали.
День шестой (Усть-Сема—Телецкое)
Место оказалось достаточно милым. Домик на дереве, двухметровый забор и глухие ворота внушают необъяснимое ощущение комфорта и защищенности. Утром собирались быстро. Стоимость — 1 200 руб. за двухместную комнату. Удобства, душ. Из-за суеты и короткого сна забыли подушку, за которой потом было решено вернуться.
В течение всего времени нам звонили разные друзья-знакомые и спрашивали, попадем ли мы на о. Телецкое. Воодушевленные большим количеством положительных отзывов, решили заскочить еще туда.
Как и собирались, заглянули на водопад. Проход по мосту стоит 30 руб. с человека. Пешком идти три км по абсолютно обычному и грустному лесу. Судя по плакатам, до водопада можно добраться на лошадях и на лодке. Туда шли пешком, хотя знал бы, что все так уныло — ехал бы на лошади, назад на лодке. По необъяснимой причине умерла флешка в фотоаппарате, поэтому на этом фотографии сегодня заканчиваются.
С. Майма
Едем дальше. Добираемся до Маймы. В Майме нашли знакомую, которая нашла нам настоящий (!) мед и угостила медовухой. На этом миссия закупок была выполнена идеально. Ближе к вечеру мы были уже на о. Телецком.
Артыбаш—о. Телецкое
Дорога до Телецкого — ок. Везде асфальт. Доехав то озера, начали искать место для ночлега. По единственной центральной улице везде висят объявления о сдачи дома, с этим великих проблем быть не должно. По итогу остановились мы в пансионате «Эдем» (teleckoe.ru) за 1 200-1 400 за двухместную комнату в домике. В домике было несколько номеров. Удобства на первом этаже. В номере раковина и кровать. Все, что нужно.
С вечера пожарили шашлык и начали готовить машину к дороге назад, полностью убрался в машине, все разложил и укомплектовал все к дальней дороге. Привязал на проволоку остатки защиты, выбросил ненужное :). Поели, попили и легли спать. На следующий день нас ждала экскурсия по Телецкому озеру.
Вообще говоря, в свете последних событий (за несколько дней до нашего приезда перевернулась лодка с туристами и трое человек утонуло) отправляться в экскурсию с местными частными капитанами — не вариант. Да и еще, как выяснилось, экскурсии бывают двух типов — четырехчасовая — до водопада Корбу и обратно, и до южного берега Телецкого — 12-ть часов. В четырехчасовые — пароходы не ходят, ходят только мини-катера и моторные лодки. Да и ехать такую даль, чтобы не посмотреть все озеро — тоже плохая перспектива. Было решено ехать на полную экскурсию.
Внимательный и добродушный администратор Марина предложила нам два последних места в группе на завтра — на что мы с радостью согласились. Стоимость поездки 1 500 руб. с человека. Сбор был назначен на восемь утра.
День седьмой (Телецкое — Майма)
Утром кое-как просыпаемся, готовимся, одеваемся и выходим. Никого нет. Как выяснилось, у нас с ними час разницы, поэтому мы немного рановато. Попили чаю, дособирали машину, встретили нашего гида Елену, которая всем настоятельно рекомендовала брать все теплые вещи, которые можно одновременно на себя надеть. Приодев по свитеру, мы были готовы выдвигаться.
В 8:30 все сидели уже на судне в ожидании милой проспавшей парочки :). Сразу после посадки нам выдали пледы, куртки и спальники. Температура воды — 4 градуса, постоянный ветер, постоянный холод. Через четыре часа ты забываешь, что вообще так-то 15-ое июля на дворе.
Экскурсовод начала рассказывать массу всего интересного, и мы пошли (не поплыли, а пошли). Мало сна быстро дало о себе знать, и я прикорнул в одной из кают, правда, мешали чьи-то невоспитанные дети, ну да ладно. До водопада Корбу я проспал.
Водопад Корбу
Сходили на водопад — мило, покушали там же. Вход на водопад стоит 100 рублей с человека отдельно. Пошли дальше.
Общее положение дел примерно такое — холодно, скучно, на задней части корабля русские во всю поглощают национальный теперь уже напиток. Спереди дует ветер, в каютах скучно. Холод, притом холод такой, что не спасает любая одежда, любые одеяла, пронизывающий ветер магическим образом забирается под любые шмотки.
И тут я заметил, что рядом с капитаном постоянно кто-то трется :). Думаю, пойду зайду. В рубке капитана оказалось очень уютно и тепло. Ветер не продувал, играла музыка, и было комфортно и уютно. В процессе общения с капитаном, которого зовут Тимофей, мы все узнали много нового об озере, о судоходстве, о том, что вообще интересного в Артыбаше, о том, как там топят снегоходы, ломаются на лыжах и многое другое. Узнали подробности недавней трагедии. Как все уже догадываются, всему виной алкоголь. Место, где утонул катер, находиться недалеко от берега, глубина 200 метров, температура воды 4 градуса + оказавшись в западне, люди не смогли выбраться.
Вообще говоря, капитан нам попался отличный, получил массу удовольствия от общения со знающим человеком, за восемь часов узнал кучу всего нового и понял, что говорю с человеком, который действительно понимает, о чем говорит и знает, как устроен «тот» мир. Он же водит экскурсии по тайге, рассказывал даже, как американский (или британский) спецназ ходил в нашу тайгу и около каждого ручья переобувался два раза. В целом впечатление осталось очень положительное, как от экскурсии, так и от капитана и гида.
Южный берег
Добравшись до южного берега, у нас было 40 минут на погулять. Неподалеку был прокат лошадей, чем мы и воспользовались. Вернувшись к судну, Елена уже заканчивала варить уху, и все последовали на борт для начала трапезы. Покушав горячего, стало намного веселее, потом я с Олей и та пара, которая опоздала утром, отправились в рубку и отлично провели там время.
Капитан, капитан, — улыбнитесь!
В целом озеро понравилось. Поразило своей природой, которая меняется от берега к берегу, поразило размерами и удивило климатом.
Каменный залив
На обратном пути заезжали в Каменный залив. По одной из версий там упал метеорит, но достоверных подтверждений этому нет.
Добравшись до причала, поблагодарили Тимофея и Елену за отлично проведенное (несмотря на холод) время, попрощались с Мариной (я же говорил, что напишу отчет, только со временем немного припоздался :)), сели в машину и сразу же двинулись в сторону Маймы.
Перед выездом, посмотрев уровень масла, оказалось, что нужно доливать. Масло «Мобил 0в40» найти оказалось нереальной проблемой. Ясно дело, что нужно было брать из дома, но тем не менее, факт оставался фактом — ехать так 1 500 км нельзя. По дороге до Маймы НИ НА ОДНОЙ ЗАПРАВКЕ МОБИЛА НЕТ ВООБЩЕ НИКАКОГО! В Майме мы переночевали у Надежды и утром отправились на поиски масла.
День восьмой (Майма — Красноярск)
Проехав добрую половину всех магазинов Горно-Алтайска, расклад был такой: «Mobil 0w40» есть только в четырехлитровых тарах, в литровых есть «5w30». Пришлось брать четыре литра и доливать. Вот такие пироги.
Долив масла, вернулись в Усть-Сему за подушкой. Пока ехал туда, высадил Олю возле сувенирки. По дороге назад попался ДПС-нику с 84 км/ч вместо 60-ти. Особенность дорог Алтая в том, что извилистость и скотина (ничего личного) делает комфортной скорость 80-90. Но комфортная она везде. Трасса проходит через массу населенных пунктов с ограничением 60. Вот и моя лень и нежелание бороться с инерцией двухтонной машины привела меня к штрафу на 300 рублей.
Забрав Олю, мы сразу двинулись домой.
Сростки
Доехав до поселка Сростки, решили заглянуть посмотреть собор. Пока Оля окультуривалась, я пристал к какой-то бабушке с тележкой и выпытал у нее, где тут можно купить нормальное сало и нормальную медовуху.
Секрет оказался прост. На рынке в крайнем правом ряду (если стоять лицом к рынку а спиной к трассе) есть некая Ольга Ф. и, кажется, Надежда. У Надежды своя пасека и качественный мед и медовуха, а у Ольги хорошее сало. Затарились медовухой, салом, лучком и свежей вареной картошкой и двинулись дальше.
Ехали сначала по направлению на Новосибирск, потом на указателе «Кемерово» свернули направо, попали на тракт Алтай—Кузбасс, выехали из республики Алтай. Кстати, яму, которую хотели сфотать, уже заделали.
Поблагодарили Алтайский край за то, что все прошло отлично. До скорых встреч.
Белово
На подъезде к Белово (40 км не доезжая) встретили тамошних стритрейсеров. Посмотрели, как Subaru Impreza привезла полкорпуса Evo и поехали дальше.
Кемерово
На закате мы заехали в Кемерово.
В утренних сумерках выехали из Ачинска и дальше уже на одном дыхании до дома. Заехали в Красноярск на рассвете.
Красноярск
А теперь немного финансовых данных:
Расходы на бензин — 13 тыс. руб., Ночлег — 5800 ну и прочая, сопутствующая, ерунда.
Ну и еще несколько вещей, которые стоит знать:
Сувинирка, как правило, ничего общего с Алтаем не имеет. Мало того, что она 90% повторяет ассортимент нашего о. Шира, да и по сути своей алтайских сувениров почти нет.
Вязанные вещи — найти крайне сложно. Алтайский народ не имеет в крови предпринимательских качеств. Коренные алтайцы не шьют и не вяжут чисто на продажу. Найти можно, но придется поискать.
Мед. Мед можно покупать только у проверенных людей, например, по знакомству. Все, что стоит вдоль дорог и во всей сувенирке — ерунда. Фокус с тазиком сахара там уже знают.
Мумие — в большинстве своем некая масса с красителем. Наслышан про дядечку, возле Тавдынских пещер — вроде как свое мумие. И вообще, алтайцы за мумем — ходят в аптеку :////
Кровь марала — 99% кровь свиньи. Да, там есть маральник, если вы купите кровь именно там — шансы велики. Все остальные предприниматели — продают свиную кровь.
Ночью передвигаться по Алтаю крайне небезопасно. Об этом я писал уже в «Пятом дне».
Максимальные впечатления:
Курайская степь , Чике-Таман, Кату-Ярык.
Спасибо за внимание :). Приятных поездок, ровных дорог и поменьше неожиданностей на дороге.
К моменту окончания этого отчета побывал еще на Байкале. Сейчас начну готовить отчет :).