|
Приветствую всех! Вот решил написать о поездке на Алтай из Омска в июле 2009-го.
Автомобиль: Volkswagen Passat B3, седан, 1989-го года, красного цвета, объем 1,6, 4-ступ. МКПП, запас бака 70 литров. Пробег перед поездкой 257 039 км.
Экипаж: я Николай (студент), мой брат Андрей (студент) и наш отец.
Первым захотел на Алтай отец. Меня Алтай заинтересовал после прочтения не одного рассказа о поездках на Алтай на Drom.ru, а Андрея просто позвали с собой, мама поехать не смогла, она работала в это время.
Маршрут: Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск — Телецкое озеро.
Дождались окончания сессии и наступления отпуска у отца. Решили выезжать десятого июля. Начали собираться девятого числа. Купили один литр масла, 1,5 литра тосола, трос, ремень вентилятора (подходит от классики), зарядки для телефона и цифровика. Печеньки, пряники, конфеты, хлеб, консервы рыбные и мясные, минералку и т.д. Всё покупали девятого числа, собирались до часу ночи. Планировали встать в 3:30, но по наступлению ночи решили, что вставать надо в 5:00.
10 июля
В итоге встали мы в 6:00, собрали то, что не успели, выехали из дома в 6:42, машин было мало, в 6:50 были на заправке «Сибнефть». Заправили 30 литров по 20,5 рублей за литр, думали, что такая цена везде… Погода была солнечная, небольшой туман, всю ночь был ливень с грозой. За рулем был Андрей, на 72 км от Омска он стал засыпать, и сел за руль отец. Андрей лег спать на заднее сиденье. Трасса Омск — Новосибирск (М-51) не идеальная, но намного лучше, чем Омск — Тюмень (1Р-402). Но по тому маршруту, по которому мы ехали, М-51 — самая плохая.
Новосибирская область встретила нас дождем. На 343 км от дома возле Кожурлы заправили 30 литров по 22 рубля. Начиная от Барабинска трасса стала более загруженной. Не доезжая до Новосибирска 150 км в первый раз остановились покушать.
Были моменты, когда приходилось ехать со скоростью 60 км/ч за каким-нибудь КамАЗом или автобусом и не получалось их обогнать, вырастали пробки. По такой трассе мы доехали до Новосибирска к 15:30. Там была одна ужасная пробка, которая начиналась ещё на М-51 и закончилась за Бердском на М-52.
И дороги в Новосибирске такие же плохие, как и в Омске. Заблудиться не получилось. Один раз, пока стояли на светофоре, спросили у местного на белой «Карине», как проехать на М-52, он сказал: «Поезжайте за мной». Вывез он нас на дамбу ГЭС, могли бы, может, и заблудиться без его помощи. Спасибо тебе!
Ехали по дамбе и смотрели на Новосибирское водохранилище. Красиво, берегов не видно.
Ехали все в этой пробке. Выехали из Бердска только в 16:30. До Черепаново трасса была загруженной, наверное потому, что был вечер пятницы. До Барнаула ничего интересного не было. Вот только дороги в Барнауле классные! По две полосы в каждую сторону и ровненькие. Как будто по пластмассе едешь.
Но бензин возле Барнаула плохой, не на всех заправках наверно, но на той, на которой нам было суждено заправляться, бензин был дерьмо и вонял он ацетоном; потом, когда в гору газуешь, стучали пальцы. Заправили мы на ней 30 литров по 22 рубля. Где-то возле Налобихи нас остановил первый гаишник и сказал: «Причина вашей остановки — вместо ближнего света фар у вас горят габариты», мы сразу включили ближний и были отпущены бесплатно. Вот это хороший, воспитанный дэп, таких мало.
Проехали классный, чистый, аккуратный город Бийск, в нем, кстати, заблудиться очень трудно, М-52 идет через весь город, но никуда не сворачивает. Город мне очень понравился. Уже начало темнеть, заночевали сразу за Сростками. Палатку разбирать не стали, улеглись все в машине. До этого места ехал отец, начиная с 72 км от дома.
Итог первого дня: в общем, не устали, но подпортила настроение новосибирская пробка, покушали и легли спать. За первый день было пройдено 1 041 км.
11 июля
Подъем в 5:30, умылись, позавтракали. В 6:00 выехали в сторону Горно-Алтайска. У руля Андрей.
По дороге было много красивых мест, раньше такое никогда не видел. Перед Горно-Алтайском (в Майме) свернули с М-52, она пошла прямо, а нам налево. Горно-Алтайск по площади город не маленький, но многоэтажных построек немного, в основном частный сектор. Город красивый. Проехали за него около 20 км и остановились. Справа от дороги была речушка, слева красивая, но невысокая гора, вдоль дороги растет много земляники и иногда встречается костяника.
Дальше ехали не торопясь и наслаждались пейзажами, везде горы, красиво. Вдоль трассы деревушки, в каждой продают мёд и вроде ещё орехи, ягоды и грибы. Про мёд узнавали: 1,5 литра стоит около 400 рублей, есть баночки поменьше и соответственно подешевле. Эти цены были возле Верх-Бийска, в деревнях вроде дешевле. В горах с открытыми окнами часто закладывает уши.
Где-то между Горно-Алтайском и Артыбашем наш провисший кусок выхлопной трубы начал стучать об землю, и мы его оторвали, но звук не изменился, этот кусок идет уже после глушителя под бампер.
Проезжали по мосту возле Верх-Бийска, на этом мосту стояли коровы и не обращали внимания на автомобили, коровы местные, им пофиг.
За мостом мы остановились, чтобы посмотреть Бию. Вода в ней холодная, но чистая, попили прямо из речки. Но пить хотелось не одним нам — тут подошла свинья и тоже попила, потом что-то хрюкнула, и мы поехали дальше.
Приехали в Артыбаш мы в 10:30. Там ещё красивее, чем во многих местах, которые мы проезжали. Через мост попали в Иогач (в нем есть банкомат «Сбербанка») проехали по нему до конца, за ним проезда дальше нет. Все загорожено забором.
Поехали обратно в Артыбаш, остановились у сувениров, Андрей немного купил.
Поехали дальше вдоль Телецкого искать место, где встать. Дорога там из глины и камней. Места были, но мы искали, где меньше людей, почти в самом конце этой дороги есть длинный подъем, ехали по нему, налетели днищем на большой камень, Андрей остановился, зря, были почти на самом верху, попытался тронуться, машина стоит, буксует на камнях и глине и не сдвигается вперед.
Побуксовали секунд 7-8, из-за камней задымилась резина, я и отец вышли толкать — поехала. Доехали до верха, а там разворачивается «копейка», мы у нее спросили, она сказала, что здесь никого нет, но на машине к берегу никак не подъехать и большие муравьи. Сожрут. На этой вершине наш пробег от дома показывал 1 270 км. Проехали в обратную сторону 2 км и примерно посередине этой дороги съехали на берег, там уже стояло 7-8 машин с «22» и «42» регионами. Вообще на Телецкое ездят в основном с номерами регионов «04», «54», «22», «42».
Поставили палатку, накачали лодку, которая «благополучно» через три минуты порвалась по шву. Хорошо, не успели «выйти в море», хотели переплыть Телецкое поперек (примерно 400 метров). Ну да ладно, я не расстроился. Потом сварили суп с водой из озера, поели, позагорали, сходили на небольшую горочку. Как только село солнце, резко похолодало. Вечером легли спать. Я с отцом легли в палатке, Андрей — в машине, у нас раскладываются задние сиденья и можно спать во всю длину двоим. Не успев заснуть, услышал разговоры, куда поставить машины и палатки. Утром оказалось, что наши земляки с «55» регионом поставили свои палатки, Toyota Prius и Toyota Sprinter возле нас. Приятно встретить земляков на таком расстоянии от Омска, да и мало их почему-то там.
Итог второго дня: настроение классное, увидели за день много интересного и красивого :). Пройдено за второй день 231 км.
12 июля
Проснулись, умылись, поели. Два раза нам предложили прогулку по Телецкому, мы отказались, мы на них не рассчитывали и скоро собирались уже уезжать. Потом я и папа пошли на речку, которую проезжали, когда ехали до конца этой дороги, её все называют Третья речка. Вода в ней чистейшая и такая же холодная, как и в Телецком озере. Речка очень красивая. Прошли мы по ней немного (300-400 метров), сфоткались, потом посмотрели, где она впадает в озеро — там много мальков. Потом пошли к своей стоянке, я посчитал, получилось около 700 моих шагов от речки до нас.
Многие заправляют свои машины из канистр. Мы с собой канистры не брали, поэтому пришлось возле Барнаула заливать «ацетон» :). Потом я сходил показать Андрею Третью речку, набрали две бутылки воды и направились в сторону красного Рassata. Пришли, собрались, попрощался с одной из землячек, нам пожелали удачи и я им тоже.
В 12:30 выехали. Сильно воняло ацетоном. Купили кое-какие сувениры, долго выбирали, большой выбор.
В 13:15 заправили на заправке 10 литров по 23,5 рубля. Когда выехали из Артыбаша, навстречу проехал минивен с литовскими номерами, они, как немецкие, только на синем фоне не «D», а «LT». Говорят, иностранцев много на Белокурихе, наверное, некоторые не против поездок и на Телецкое озеро. После заправки нормального бензина пальцы стучать почти перестали.
В 13:40 остановились на берегу Бии в 19 км от Телецкого. Встали под красивой сосной, вид портила куча мусора, пришлось взять мусорные пакеты и убрать её. Какие-то черти позволяют себе мусорить в таких местах. Если поедете на Алтай, не поленитесь взять мусорные пакеты и выкидывать мусор в специальных для этого местах. Загаживают такую красоту! Жалко!
Дальше я достал лодку, заклеил, чтобы хотя бы налить в неё воды, чтобы она там согрелась и можно было бы хоть в воде полежать. Берег в том месте очень крутой и вода ледяная. В это время папа сварил суп, поели, попили чай, разложили палатку.
Потом попробовал накачать лодку, не спускает, налили воды. Нагреться не успела, в 16:30 пошел дождь, спрятались в палатку и в машину, настроение испортилось резко. За все наше путешествие на Алтай дождя не было, было солнечно, а тут такой дождь, гроза, гром. Если бы остались на Телецком, то могли бы и не выехать оттуда, там дорога глинистая с камнями и много спусков и подъемов. По такой дороге в дождь ездить опасно. Было страшно, что палатку может унести этим ветром прямо в Бию, она стояла, опираясь на деревья, которые торчали почти из воды, а берега там крутые очень.
Дождь закончился, но солнце вышло только под вечер и сразу спряталось за горы. С реки пошёл очень густой туман. После дождя я с папой пошли посмотреть на горы, увидели камнепад, решили походить по камням. Когда лезли наверх, камни, некоторые больше меня, шатались. Как только мы долезли до того места, куда хотели, поняли, что мы зря сюда залезли: если покатится один камень, то за ним могут покатиться и другие. Мы решили быстрее покинуть данное место, быстро, но аккуратно слезли и пошли к палатке и к машине.
Как только солнце ушло, так резко похолодало, аж пар шёл изо рта. Когда ветер дул со стороны реки то было очень холодно, а когда с земли, тогда был воздух теплый. Мы стояли возле горы Туру, её верхняя точка 878 метров, эта самая точка была в 200-300 метрах над нами. Получается, мы были на высоте около 600 метров.
Вечером стало хорошо слышно какой-то шум реки, на который мы пошли. Дошли до поворота дороги, подошли к томичам на Toyota Corona (мужчина с удочкой и женщина), спросили, как у них с рыбалкой и что это шумит. Но они точно не знали, там был остров и он все закрывал. Возле томичей стоял памятник человеку, трагически погибшему ещё в 70-ом году на Карманском пороге… Видимо, он и шумел (порог).
Мы вернулись, разожгли костер (из срубленных через дорогу елочек и берез, они там мешали проводам, наверно. Вдоль линии электропередач всё спилено). Немного посидели, погрелись. Потом легли спать.
Итог третьего дня: настроение так себе… Пройдено за третий день 19 км.
13 июля
Утром встали, было холодно, одетый и под одеялом замерз. Но как солнце встало, сразу потеплело. Поели, собрались, выехали в сторону Турочка. Приехали на речку Лебедь — теплая, течение нормальное, но неглубокая, в некоторых местах можно пройти пешком. Людей почти не было, только местная «четверка», но она уехала, остались одни. Искупались, набрали красивых камней, поели «дошираков» и в 12:10 выдвинулись в сторону дома.
В Турачке остановили «враги» (ГИБДД). Подходя к машине, сказали «большой износ резины», проверили документы, полезли в багажник. Всех неместных цепляют, тоже хотят на туристах заработать, ищут, где что еще.
У Андрея спрашивает младший лейтенант Леха, есть ли у нас оружие. Андрей сказал, что есть (у нас был карабин, но с документами, все нормально). Они сверили номера, сказали что не в чехле и что нужно специальное разрешение, если с ним ехать в другой регион. Говорят, поедете к оружейнику (это второй говорит, старший лейтенант, выше Лехи и с усами), а у самих улыбка с лица не сходит, весело им. Пришлось давать 200 рублей на коня, чтобы не терять время, в Омск надо было.
Долго мы на 200 рублей уговаривали, говорят, так положено. Наверно ожидали, что дадим больше. В то время, когда они брали у нас взятку в их «Ниве», подъехал их начальник на Reno Logan и остановился. А эти ребята, типа, нам протокол пишут. С начальством делиться не хотят. Начальник на «Логане» (извини, звезды не увидел), если вдруг зашел сюда и читаешь, позанимайся со своими строевой подготовкой хотя бы. Колхозные дэпы все настроение испортили, невоспитанные они там. Хоть и цена вопроса небольшая, всё равно очень неприятно.
И тормозят только туристов, за нами тормознули машину, какую, не помню, но помню, что с красноярскими номерами. Так что будьте аккуратнее там. В Алтайском крае нормальные дэпы, а в Республике Алтай — звери одни, хоть их и мало. Это были вторые дэпы, которые нас тормозили за всю поездку. В Турочак вообще не стоит ехать, река Лебедь не впечатлила, плюс только в том, что теплая, а ещё на этой реке местный мыл автобус ПАЗик синего цвета прям на речке, никакого порядка там нет. Эти дэпы ещё сказали, что ехать через Дмитриевку на Бийск не надо, машину разобьем, может наврали…
Вот ещё вспомнил — в Алтайском крае на трассе бывает такое, что где-нибудь за каким-нибудь знаком стоит радар, а км через 2-4 стоят дэпы и тормозят, кто превысил. Будьте внимательны.
И поехали мы через Горно-Алтайск. Возле Верх-Бийска заправили на «Сибнефти» 10 литров по 23,5 рубля и поехали в сторону дома. Настроения из-за «тех» не было, даже не фотографировали ничего. Перед Бийском проехал в сторону Горно-Алтайска Volkswagen T4 с немецкими номерами, еще иностранцы.
За Барнаулом заправили 31 литр по 22,5 рубля. В Новосибирск въехали в 20:15, выехали в 20:50, в Новосибирске пробок уже не было и настроение в этот раз он не испортил. За Новосибирском заправили 30 литров по 21,9 рубля. На ночевку остановились возле Барабинска недалеко, от какого-то мотеля. Все спали в машине.
Итог четвертого дня: Настроение нормальное, про Турочак уже забыли. Пройдено 954 км.
14 июля
Встали в 4:00, выехали только в 4:40, ждали, пока станет светлее, в это время поели и умылись. Я был невыспавшимся и почти сразу уснул, поспал минут 15-20, проснулся от слова «заглохла», прозвучавшего из уст Андрея. Открываю глаза, смотрю — останавливаемся возле обочины, глянул на тахометр — стрелка на нуле. Остановились, все смотрим и видим, что пластмассовый бензиновый фильтр сломался (наверное, самая неожиданная поломка, которая может произойти) и бензин вытек. Андрей пошел в багажник, взял кусок шланга, соединил напрямую, завели и поехали, на первой заправке купили фильтр, там же его поставили, завели, поехали. Спать мне как-то перехотелось, а Андрею наоборот. До Омска оставалось 200 км и они с папой поменялись. А не доезжая до Омска 20 км они опять поменялись местами. В Омск приехали в 8:30, машин было мало.
Итог пятого дня: Настроение нормальное. Пройдено 343 км.
Итог: Пробег 25 88км (1 439 км — Андрей; 1 149 км — папа). Бензин 170 литров (это примерно 3 700 рублей), расход — 6,5 л на 100 км. Сделано 852 фотографии и снято 20 видео. Море впечатлений, такого я никогда не видел, очень красиво, но иногда пейзажи портят кучи мусора…
Конечно, лучше ехать большой компанией, так было бы веселей, и на подольше, у нас было мало времени. Мы увидели только маленький кусочек Алтая. Когда будет свой автомобиль и возможность туда ездить, буду обязательно ездить и почаще. Езда в машине не утомляет. Спасибо большое всем тем людям, кто пишет подобные произведения на Drom.ru, если бы не они, может я бы и никогда не увидел этих гор и не попил бы настоящей чистой воды Алтая.
На всех фото, где попали машины, их номера я специально изменил в «Paint» для сохранения конфиденциальности.