|
Одной машиной по маршруту: Нефтеюганск—Омск—Новосибирск—Барнаул—Республика Алтай—Тува—Абакан—Красноярск—Иркутск—Улан-Уде—оз.Байкал (Баргузинский залив)
Привет всем на сайте Drom.ru !!!!
Идея посетить оз. Байкал возникла примерно год назад. Мой друг Роман ее поддержал, и решено было летом 2012 г. чисто мужским коллективом рвануть на Байкал. С женой все порешали мирно: я на Байкал, а она с детьми в солнечную Турцию. Со временем к нашему путешествию решили присоединиться Андрюха (из Барнаула) и мой брат Вадим (из Иркутска). Так как они были безлошадные, забирать их надо было по ходу маршрута.
Приближалось лето, и тут пришла в голову одна мысля — зачем ехать по федералке напрямую до Байкала, если можно сделать крюк через горный Алтай, Туву, Хакасию, заодно посмотрев наикрасивейшие места этих республик. Порылся в инете, почитал отчеты на Drom.ru, пересмотрел кучу карт, короче говоря, попытался подчерпнуть как можно больше информации. В итоге намеченный маршрут выглядел примерно так:
Для такого путешествия нужно было запастись туристическим снаряжением, так как на тот момент у меня были только топор и саперная лопата. После покупки туркомплекта, выяснилось, что ни денег, ни времени на внедорожную подготовку авто не хватает, пришлось ехать в стоковом варианте.
Ну вот наступил август — пора в путь, и тут оказывается, что выезжать мне придется в одну каску, так как по тем или иным причинам ребята поехать со мной не смогут. Неприятно, конечно, но ничего страшного, главное не унывать, в Барнауле заберу Андрюху и дальше уже веселее!!
Автомобиль: GW Hover, 2007 г. в., пробег 70 тыс. км. Резина шоссейная, причем родная, того же года что и авто. Из гаджетов — видеорегистратор, радар-детектор, GPS-навигатор (в него предварительно закачал треки по бездорожным участкам Алтая и Тувы).
Выехал: 5-го августа из Нефтеюганска. За первый день было пройдено 1 200 км по маршруту: Нефтеюганск—Тобольск—Вагай—Ишим—Омск.
Вечером уже был в Омске, где меня встретил Денис и сопроводил до стоянки возле своего дома. Мое авто оставили отдыхать. Пересел к Дэну, он провел мне небольшую экскурсию по его родному городу — Омску.
Ну а в заключении вечера поужинали в ресторанчике на набережной, конечно же, со свежим разливным пивком!
Из Омска выехал на следующий день с утра пораньше, чтобы не попасть в пробки. Дэн сопроводил меня до выезда из города по кратчайшей дороге. Огромное спасибо за гостеприимство хочу сказать Денису и его жене Ирине.
За второй день было пройдено 900 км по маршруту: Омск—Новосибирск—Барнаул.
Проезжая Новосибирск, пришлось задержаться часа на полтора, так как попросили передать посылку из Юганска.
Родная сотовая связь Ростелеком — Utel работала отлично до границы с Алтайским краем, потом она просто пропала, хотя в Новосибе разговаривал без проблем. В Барнауле Андрюха мне взял местную симку, но до него надо было еще доехать, поэтому в город въехал без связи. Вбил адрес в навигатор, который сообщил мне, что такого дома в Барнауле нету (как потом выяснилось дом новый, и потому в навигаторе отсутствует), подъехал к дому ближайшему по цифровому значению. Поймал прохожего, стрельнул у него телефон и позвонил Андрею, благо люди в этом городе живут доброжелательные. Честно говоря, Андрюха был в шоке, оттого, что я один приехал, он ожидал целую экспедицию.
Вечером попили пивка, которое он приготовил заранее к встрече.
Утром встали пораньше и вперед!!!
Фото на память перед отъездом, возле Андрюхиного дома.
За третий день было пройдено 440 км. Маршрут: Барнаул—Бийск—Сростки—Майма—Онгудай.
Договорились, что по мере возможности будем заезжать в общеизвестные туристические места по ходу нашего пути.
Часовня на месте гибели Евдокимова.
Далее п.Сростки.
Пересекли границу Алтайского края с республикой Алтай.
В Майме тормознулись у супермаркета около дороги. Втарились продуктами (макароны, тушенка, рис, зеленушка, чай, кофе, хлеб, картошка, лук, морковка и т.д.), короче, набрали полную тележку, а еще чуть не забыл две банки сгущенки… Андрюха сказал, что настоящим путешественникам без нее никак нельзя :). Закинули деньги на сотовые и поехали.
Следующий пункт назначения озеро Манжерок, точнее канатная дорога. Стоимость билета — 300 руб. с носа. Туристов очень много, машину поставить некуда. Кое-как нашли свободное место, припарковались.
Следующая остановка на базе отдыха «Царская охота». Через нее самый короткий путь к Камышлинскому водопаду.
До водопада можно добраться либо своим ходом по пешеходному мосту через р.Катунь (около 6 км), либо на моторной лодке за 600 руб. с человека.
Туда прогулялись пешим ходом, а обратно на моторке.
От водопада спустились к реке, чтобы на моторке вернуться на базу.
Остров посреди р. Катунь (говорят, что можно увидеть двух медведей, смотрящих друг на друга).
Перекусили в ресторанчике на базе «Царская охота». Цены космические, а качество еды до них не дотягивает.
Ближе к восьми вечера поднялись на Семинский перевал.
За перевалом совсем стемнело, и мы начали искать ночлег. Прозвонились по номерам турбаз, которые были у Андрюхи, нигде нет мест. Едем потихоньку, вглядываемся в таблички, ищем базу. Тут в свете фар замечаем кусок картона, на котором маркером написано — МЕСТА ЕСТЬ и стрелка, указывающая направление куда-то в темноту, сворачиваем и едем, делать нечего… Спать охота. Переезжаем небольшой мостик через речку и вот она — турбаза. Нас встретил хозяин-алтаец, сказал, что места есть, по 400 рублей с носа.
Кстати попросил по возможности экономить электроэнергию, она у него от солнечных батарей! Вот где внедряют энергоэффективные технологии :).
Заселились в уютный домик, внутри чисто, две кровати, стол, тумбочка, умывальник. С собой у нас был ноутбук, пока Андрюха накрывал поляну, я подключил бук и скинул на него фотки и видео с регистратора. Фотоаппарат и телефоны поставили на зарядку.
День четвертый: пройдено 328 км. Маршрут: Онгудай—Акташ—Улаган—Балыктуюль—перевал Кату-Ярык—ЮБТО.
Встали рано утром, перекусили и в путь.
Налево Онгудай, направо Акташ.
По дороге остановились напротив турбазы «Янтарный сад». Андрюха там не раз отдыхал и говорит, что там клево, мы туда тоже звонили, жаль мест не было. Пофоткали с дороги и поехали дальше.
Незаметно доехали до перевала Чике-Таман. Поднялись легко и припарковались на смотровой площадке. Машину оставили на площадке, а сами решили забраться на вершину горы.
Когда спустились с горы к машине, то на площадке уже развернули свои торговые палатки местные алтайцы. Продают в основном сувениры и изделия из кедра. Кедр у них считается священным деревом, поэтому все, включая жилые дома, строят из лиственных пород. Отсюда и специфический желтый цвет всех построек.
Едем дальше по Чуйскому тракту, кругом красотища, аж дух захватывает. Природа и рельеф местности Алтая по ходу продвижения с севера на юг очень сильно меняются. Всю эту красоту охота было сфотографировать, но везде останавливаться просто не хватит времени, путь впереди нас ждал неблизкий, да к тому же отпуск не резиновый.
Доехали до места, где происходит слияние двух рек — Чуя и Катунь. У Катуни бирюзовый цвет, а Чуя грязно-коричневая. Интересно, что два потока некоторое время текут вместе, не смешиваясь, границу раздела четко видно на фотографии.
Интересный холм, как будто его кто то причесал. :)
Памятник тем, кто сошел с трассы.
Следующая остановка — Ширлакский водопад, от трассы идти метров двести, для стоянки машин оборудован специальный карман. Дошли до водопада, искупались. Вода холоднючая, да еще падает с большой высоты и больно бьет по спине, зато хорошо освежает и заряжает бодрячком :)).
Доехали до Акташа, нашли погранчасть, взяли паспорта и пошли внутрь. На заполнение заявки на пропуск ушло пять минут. На каждого человека заполняется отдельно.
В заявке указываются:
Узнали, когда можно забрать пропуска, сказали, что когда придет начальник с обеда, он их подпишет и можно забирать. Мы ждать не стали, так как ехали до ЮБТО и на обратном пути все равно проезжать через Акташ.
Прыгнули в машину и рванули на Улаган. Доехали до Красных ворот и остановились пофоткаться.
Проехали пос.Улаган, это районный центр, дороги с асфальтовым покрытием… Цивилизация. Следующий пункт назначения — Балыктуюль. Дорога представляет собой стиральную доску, вытряхивает всю душу. Сначала сердце болело за машину, потом просто перестал переживать, так как переживаниями дорогу не выровняешь. Путь неблизкий, мы знали, что впереди нас ждет дорога в разы хуже этой, поэтому настроились на позитив. Вообще всю дорогу ехали весело, шутили и прикалывались, короче говоря, «балдели» (как говорят в Барнауле) ну или «разгонялись» (как говорят в Иркутске) :).
Еще одна остановка не доезжая Балыктуюля. Природа просто улет.
Заехали в село и, как потом оказалось, пропустили нужный поворот, остановились возле магазина, спросили у местных дорогу на перевал. Кстати в самом селе тоже асфальт.
Далее до перевала Кату-Ярык заблудиться невозможно.
Ну вот мы и на месте. Ничего подобного я не видел, просто фантастика!
На вершине перевала. Площадка перед спуском.
Внизу долина Чулышман.
Пора спускаться. Включил первую передачу и, работая только педалью тормоза — спустились без проблем. Самый сложный участок у подножия перевала, машину так несет по инерции вниз, что даже на нажатом тормозе скользили как по льду.
На спуске (остановились в кармане).
Уже внизу, можно и горло промочить.
Ну и как же не искупаться в горной реке.
Далее едем по долине до самого ЮБТО. Дорога в основном узкая, в одну машину, поэтому, когда встречались, приходилось кому-то одному аккуратно съезжать на обочину, так как кругом камни.
Местные алтайцы гоняют на «уазиках» («буханках») по-обезбашенному, совершенно не притормаживают при встречке. Прут по прямой на всем ходу, а ты только и успевай съезжать на обочину. Вообще движение очень интенсивное, учитывая тот факт, что находимся в такой глухомани. В основном, конечно же, это туристы на полноприводных машинах, хотя встречались и «пузотерки». Много туристических баз вдоль реки. Еще встречали велотуристов и пеших с огромными рюкзаками за спиной. Попадались гонщики на квадроциклах, один такой чуть в нас не влетел, слава богу, обошлось.
Ближе к вечеру добрались до южного берега Телецкого озера.
Разбили лагерь. Проблем с дровами нет. :)
Фото на память, не зря брал с собой треногу.
Утром встали, упаковались и в дорогу.
День пятый: пройдено 265 км. Маршрут: ЮБТО—перевал Кату-Ярык—Балыктуюль—Улаган—Акташ—Кош-Агач.
На обратной дороге по долине до перевала решили сделать побольше фотографий. Вчера было некогда, так как спешили к Телецкому озеру, хотелось пораньше доехать и хорошо отдохнуть.
Пос.Балыкча (православная церковь).
Подъехали к перевалу. Предстоит тяжелый подъем.
Поднялись без проблем на полном приводе.
Доехали до Улагана, там пообедали в местной кафешке, которая напротив отделения сбербанка. Вкусно и недорого, обед состоящий из салата, 1-го и 2-го плюс выпечка всего за 120 руб. с человека.
Следующая остановка в Акташе, идем к пограничникам, показываем паспорта — получаем пропуска, всего делов две минуты. Прыгаем в машину и вперед на Кош-Агач.
Отъехав пару километров, останавливаемся сфотографировать ледник Ак-Тру.
Тут же неподалеку увидели маленькую речушку и решили искупаться, разгар дня и температура +31. Купаться пришлось очень быстро, потому как вода была такая «теплая», что уже буквально через минуту ноги начинали неметь. Хороший заряд бодрости на целый день!
Следующие фотографии сделаны по дороге до Кош-Агача.
В Кош-Агач прибыли в 15:30, конечно же, фото на въезде.
Андрюха решил дальше ехать на автобусе :). Ждет….
Заправились 92-ым до полного бака, так как дальше участок 350-400 км бездорожья и отсутствие цивилизации. Порешали, что проедем КПП и где-нибудь за селом Кокоря встанем на ночлег. Но, как всегда бывает, загадываешь одно, а получается совсем по-другому. На КПП служивый, проверив наши документы и выяснив, куда мы направляемся, добродушно улыбаясь, сообщил нам, что переночевать-то мы, конечно, можем и лучше не в самом селе, а за ним, и так, чтобы не попадаться на глаза местному населению. По его словам, там живут дикие теленгиты, которые не особо почивают приезжих, а если еще и под действием горячительных напитков, то любят пострелять. В общем, убить не убьют, но спокойно переночевать не дадут.
Проехав КПП, примерно километров через пять развилка, на которой и остановились. Прямо федеральная трасса до границы с Монголией, налево село Кокоря. Посовещавшись, решили не испытывать судьбу, а вернуться обратно в Кош-Агач и переночевать в гостинице ну или в юрточном лагере. Кстати, о юрточном лагере прочитал на Drom.ru и на всякий случай вбил его координаты в навигатор. В итоге в нем и ночевали.
Вернулись в Кош-Агач и заехали в гостиницу «Заря». Зашли внутрь и попытались найти хоть кого-нибудь, полнейшая тишина, сама гостиница, если ее можно так назвать, в ужасном состоянии, поэтому поиски живых людей решили не продолжать. Сели в машину и направились в сторону юрточного лагеря, в надежде на то, что там остались свободные места. Дело в том, что по дороге встречали очень много путешественников, кто едет на плато Укок, кто в Монголию, кто еще куда и всем где-то надо переночевать.
Этот лагерь находится примерно в 20-ти км не доезжая Кош-Агача.
Слева Андрюха, справа администратор этого лагеря.
День шестой: пройдено 400 км. Маршрут: Кош-Агач—Кокоря—перевал Бугузун—озеро Ак-Холь—Кызыл-Хая—Сааглы.
Выехали часов в шесть утра, проехали Кош-Агач, КПП, свернули на Кокоря, проехали село, ну а дальше только по треку в навигаторе.
Дорога на Кокоря, съехали с федеральной трассы.
Первый брод через реку Бугузун (глубина примерно 60-80см).
Потом мы эту реку еще будем пересекать раз десять, течение очень сильное, но нам повезло, что в это время воды было мало. Я видел фото других путешественников, когда они пересекали эту речку при большой воде, там машины просто сносило течением.
Встретили вот такие знаки. Ровный периметр перекопанной земли, внутри которого четыре круга разных диаметров выложенных из камней.
Дорога пошла вверх на перевал Бугузун.
Доехав до этого места, увидели ледник, температура на улице +27. Аккуратно (так как кругом камни) съехали с дороги и пошли покорять вершину.
Трудятся пчелы, собирая пыльцу.
Хорошая получилась разминка, подъем до ледника и спуск. Сели в машину и вперед покорять перевал.
Расстрелянный информационный щит.
Перевал является границей между Республиками Алтай и Тува.
Наш путь лежит вниз по этой дороге, в Туву.
Очень хлюпкий мостик, шириной ровно по колесам машины, причем еще и шатается. Но, как выяснилось позже, местные по нему не ездят. Случилось все так: кое-как переехав этот мостик, мы решили встать у берега озера, стоим, любуемся видами и наслаждаемся тишиной, вдруг слышим нарастающий гул мотора и через некоторое время появляется «Урал», который несется на приличной для этой местности скорости. Мы решили не испытывать судьбу, сели в машину и завели мотор. «Урал» съехал с дороги и направился в нашу сторону, мы было уже подумали, что местные хотят пообщаться но, объехав нас и не сбавляя скорости, «Урал», как самая настоящая торпеда, ныряет в озеро и, переплыв его, скрывается в неизвестном направлении. Опешив от такого действа, я не сразу сообразил запечатлеть это на фотокамеру, получился только один снимок уже при выезде из озера.
Доехав до реки Моген-Бурен, пошли вдоль нее на юг до села Кызыл-Хая. Река в этом месте течет в ущелье между гор, а дорога пересекает ее раз шесть и идет то по склону справа, то по склону слева от реки Муген-Бурен. Мосты хлипкие, но спасибо, что их латают, а то было бы совсем тяжко. Иногда приходилось сооружать из камней въезд и съезд с моста. А перед самим селом вообще ехали по руслу реки. Жаль, фотографий не сделали…, просто не до них тогда было…, переживали, проедем ли вообще.
Следующие фото уже перед селом и за ним.
Уже за селом Кызыл-Хая. Край села видно в центре на фото.
От села пошла широченная дорога, по которой можно было разогнаться даже до 80 км/ч :). После тех дорог, которые остались позади, эту мы назвали автобаном. Но счастье было недолгим.
Где овцы? Где камни? Поди разбери :).
Нейтральная полоса, а дальше Монголия!
Километров тридцать дорога шла вдоль границы, пока не доехали до заставы. На КПП ни души, шлагбаум поднят. Ворота в Монголию открыты настежь, а там именно ворота. Кстати, со стороны Монголии вообще ни заставы, ни КПП, ну оно и понятно, на хрена козе баян? :)
Невдалеке на монгольской стороне виднелось большое озеро, мелькнула идея остановиться там, на ночлег, но посовещавшись, решили не рисковать. Так как для граждан РФ в Монголию необходимы визы, а у нас их не было.
Дальше был очень крутой и долгий подъем, а потом такой же долгий спуск. Уже совсем стемнело и ехать по дороге, которая выглядела как после бомбежки в ВОВ, где только успевай уворачиваться то от ям, то от камней, было очень напряжно, поэтому съехали с дороги и остановились на ночлег прямо в поле.
Наутро оказалось, что ночевали мы недалеко от села Сааглы. Дорога проходила в стороне от села и тряслись мы еще километров двадцать по стиральной доске.
Какова же была наша радость, когда мы увидели дорожный знак, заколоченный пункт ДПС и дорогу с асфальтовым покрытием… Цивилизация! :)
Вот такое препятствие на дороге.
Остановку сделали за селом Чаадан. Тут появилась мобильная связь, и мы решили отзвониться близким. Я поговорил с братом, он был уже на фоксе и все никак не мог дождаться, когда же мы приедем в Иркутск, а Андрюха отзвонился жене.
В общем, по срокам мы не укладывались, поэтому пришлось Кызыл проехать мимо, не заезжая.
Долетели до столицы Хакасии — Абакана. По причине спешки и его посмотреть не удалось, прошли сквозь город и поперли на Красноярск.
Уже под вечер, в километрах 200-ах не доезжая Красноярска, генератор приказал долго жить и, проехав еще какое-то расстояние на аккумуляторе, встали на обочине. Позвонили в службу спасения, там нам дали телефоны автопогрузчиков. Андрюха через своих друзей узнал адрес сервис-центра компании GW в Красноярске. Автопогрузчик пришел примерно в пять утра, погрузили машину и поехали.
По словам водителя, он работал третьи сутки подряд без сменщика и реально буквально засыпал за рулем, постоянно глотал какие-то колеса, ну и делал небольшие остановки на кофе-тайм. Примерно к 12:00 мы успешно въехали в Красноярск и добрались до сервис-центра, где нас обрадовали, что у электрика выходной. Была суббота и оставаться до понедельника для нас не вариант, все-таки вызвонили этого электрика по мобиле. Парень оказался хороший, приехал в свой выходной на своем авто в сервис ради нашей проблемы. Сделал диагностику и подтвердил, что гена мертвый. Конечно же, менеджер сервиса не мог упустить такой шанс — выходной + регион 86. Добродушно улыбаясь, сообщил, что генераторы они не ремонтируют, а такого в сборе у них нет в наличии…, но он может помочь. Есть генератор в сборе на Hover H3, он немного другой, но подходит. Деваться было некуда, пришлось взять от Н3 за 12 рублей (это еще и со скидкой). В итоге: гена — 12 руб. + 2 рубля за снятие и установку. Работа по замене генератора заняла минут 10, ну и 14 рублей как с куста.
Еще пока мастер менял генератор, пошел дождь, поэтому, когда выехали из сервиса, то решили, что обойдемся без экскурсии по Красноярску, и рванули на Иркутск. Кстати, дождь не прекращался до самого Иркутска. В город прибыли утром, заехали к брату, приняли душ, перекусили, попили чай и в дорогу! Вадим уже был собран, кинули его сумку в багажник и вперед на Байкал!
По дороге заехали в Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь.
Монастырь основан в 1681 году.
Реконструкция идет полным ходом.
Перед поворотом на переправу…, остановились в придорожном кафе «СЭСЭГ». Пообедали очень вкусно и недорого.
Учитывая, что наш путь лежал до Баргузинского залива, нам надо было свернуть на паромную переправу через реку Селенга, но мы решили посетить Иволгинский дацан, поэтому взяли курс на село Верхняя Иволга.
При въезде в село сфотографировали гору с надписью, как потом выяснили, в дацане, это самая основная и главная молитва у буддистов.
Территория дацана большая, мы обошли его по периметру, заходили в главный Соборный храм (Согчен дуган), интересно, что фото-видеосъемка внутри храма запрещена. На входе и выходе из дацана очень много палаток с сувенирами, мимо которых мы не могли пройти, не купив что-нибудь себе на память. Вообще очень понравилось, не пожалели, что заехали.
Дальше наш путь лежал через Улан-Удэ до переправы в Усть-Баргузине.
За переправой проезжаем пару сотен метров до развилки — нам налево, еще немного и вот он — Забайкальский национальный парк.
Въезд в парк платный, берется за машину, за каждого человека и за количество дней пребывания. Что почем уже не помню, но недорого. Тут же можно купить дрова, так как рубить деревья на территории парка запрещено.
В общем, все оплатили, доехали до побережья, нашли хорошее место и разбили лагерь.
Ну что сказать, Байкал — это песня, красота неописуемая. Конечно, чтобы понять все величие Байкала одной поездки не хватит, но я рад, что мы хотя бы сделали первый шаг и надеюсь, что не последний.
Хочу сказать огромное спасибо Андрею за то, что не побоялся отправиться в это авантюрное путешествие. Спасибо брату за то, что составил нам компанию.