Сочи и Абхазия в «несезон»

02.04.2020 | 28551 просмотр

Сочи - Адлер - Красная поляна - Гагра - озеро Рица - Новый Афон - Пицунда

Популярные туристические места отдыха на юге, такие как Сочи и Абхазия всем хороши, но в сезон там слишком уж много народа, машин, автобусов, везде длинные очереди, завышенные ценники и т.д. Пляжный отдых или простое путешествие в таких условиях, честно говоря, не впечатляет. Другое дело — необычное путешествие или экскурсия там, в не сезон, когда можно спокойно побывать, где хочется, и увидеть эти места в других красках. Больше всего хотелось увидеть невероятную природу и знаменитые места в Абхазии. Но сначала, сразу по прилёте в аэропорт Адлера, взяли напрокат машинку, чтоб за несколько дней увидеть окрестности.

Часть 1. Сочи, Адлер (Сириус), Красная поляна

За несколько недель до прилёта сюда, когда уже примерно прикинул маршрут, стал искать, где забронировать машину. Выбор немаленький, даже в не сезон. Цены немного ниже, чем летом, а машин на выбор больше. Нашёл контакты на сайте, там же сразу определился и с машиной. Искал седан, с достаточно большим багажником, чтобы влез весь наш багаж сразу в аэропорту. По цене наиболее интересным показался обычный VW Polo Sedan, рестайлинг, на автомате. 1700,0 руб. сутки, при условии от 2 до 5 дней аренды. Условия Договора стандартные и привычные, как у всех.

Смутил только пункт, что авто должно использоваться только в пределах границ города Сочи. Но, видимо, у Сочи нет чётких границ. Всё в окрестности, что имеет отношение к туристическим и спортивным объектам, смело можно считать «Сочами»!)

Дальше уже в Ватсапе со мной связался менеджер для условий бронирования. После отправки фото всех необходимых документов, даже предложили на выбор любую из доступных машин по фото. Все Полики одного года, одной комплектации, примерно одного пробега. Разница только в цвете и… наборе жизненных вмятин и царапин. У нас в стране это нормально, и никто не беспокоится, когда даже свежая машина сдается в аренду с царапинами или вмятинами, и даже небольшими трещинами на стекле. Главное, чтобы все они были отражены в соответствующем пункте Договора аренды.

Наш маршрут по району Сочи. В общей сложности накрутили ровно 400 км за 3 неполных дня.

Вообще, почему именно Сочи, и именно это время? Во время НГ каникул увидели заманчивые предложения на билеты «Победы». Прямой рейс из Красноярска туда-обратно всего за 11,0 тыс. руб. с человека. Это почти в 2 раза дешевле, чем я летал 4 года назад (!) в мае, и с пересадкой в Москве! Так же мы традиционно берем 1-2 недели отпуска именно в конце февраля, чтобы поездка пришлась в том числе и на ДР. А на свой ДР Маша мечтала получить Абхазию.

Так как это «Победа», то базовый тариф у них удовлетворяет лишь базовым потребностям. )) Никаких тут «вам курицу или рыбу?» и строгие ограничения по багажу. Сами билеты вообще не возвратные. (Хорошо хоть вообще успели слетать перед пандемией коронавируса. По прилёту обратно как раз и началось…). За места, где больше места, тоже нужно доплачивать. Иначе людям с ростом выше среднего полёт покажется пыткой.

К счастью, сам полёт прошёл быстро, и прилетели даже почти на целый час раньше, чем планировалось. Из-за этого менеджер по аренде не успел к обозначенному времени помыть выбранного мной Полика, и приехал за нами в аэропорт на Солярисе. В принципе, машина того же класса, и можно было взять и её, не теряя времени, но Договор-то был готов уже на Поло. Заехали с чемоданами на их базу на ул. Станиславского в Адлере (или как все тут уже готовятся — в Сириусе). Перегрузил всё в чистый золотистый Поло, осмотрел машину, все царапинки, подписал Договор, оставил залог и всё, можно ехать.

Первым делом едем из Адлера в большой Сочи.

Вообще, по плану было сначала заехать на гору Большой Ахун, осмотреться. Но нужный поворот мы успешно проехали мимо. Возвращаться не вариант. Развернуться можно было теперь только в Сочи, поэтому отложили Ахун на завтра. Значит, сегодня успеем в другое место. В центре же города надо еще постараться найти место для парковки так, чтобы машину не эвакуировали. Здесь с этим очень строго. Работают оперативно.

Одно из многочисленных кафе на берегу моря. Посетителей в не сезон тут не много.

Зимний театр. На зиму всё это вокруг не похоже.

Прошли тот самый Зимний театр в исторической части Сочи — знаменитое старинное красивое здание. Одни 88 больших колонн чего стоят! Строительство завершилось в далёком 1937 году.

На улицах много таксистов на таких универсалах с багажниками на крыше. В горнолыжный сезон такие, видимо, очень востребованы.

Среди мест, куда можно съездить самим в район Сочи, заинтересовала деревня и парк Солохаул. Вот только туда лучше ехать как раз в сезон… Тогда все развлечения и доступны. Но сама дорога туда интересна в любое время.

Дорога до деревни Солохаул.

В основном подъём и серпантины все 25 км от трассы до кафе «На краю земли» и смотровой площадки на вершине. На этой смотровой стоит остановиться и полюбоваться видом. Но нам не очень повезло с погодой. Пасмурно. Но вид красивый.

Долина реки Шахе. Сама деревня видна вдали на берегу.

Спустились вниз в деревню, в поисках красивых видов.

Видов особо не было. Только очень узкие крутые дорожки, например, в сторону мужского монастыря с родником или музея-усадьбы. Из-за непогоды тут больше ничего интересного не увидели, ни полётов воздушных шаров, ни прочих развлечений, которые обычно тут на большой выбор летом. Вот так и провели ознакомительную поездку в первый же день после прилёта. Самое интересное у нас будет в следующие дни.

Отель «Black Sea». Наверное, это самое популярное название отелей на всем Чёрном море))

Все отели, где останавливались, мы не бронировали заранее, а искали уже по ходу пьесы. У кого на Букинге самые интересные предложения. Этот современный тихий отель, с большими номерами, почти на берегу моря в Адлере, был в это время почти пустой. Он и стал нашим на все три дня, что катались на Полике.

Но найти его удалось не сразу, пришлось разворачиваться в объезд. Даже местные гиды потом запутались. Возле отеля всего 3 или 4 парковочных места, но в это время одно из них всегда было свободно.

Вид из номера прямо на море. Тут же причал 342. Если бы не ж/д пути и какие-то летние «заманухи» для туристов, была бы вообще первая линия.

На следующее утро едем снова по серпантинам, до знаменитой башни на горе Большой Ахун. От отеля около 30 км тоже очень интересной, в основном горной дороги. Здесь на верху, уже зима, всё заснежено. Но туристов всё равно сюда возят целыми автобусами, а носятся они по этим заснеженным серпантинам очень быстро. А гиды с горящими глазами рассказывают им про это место!

Парковка на вершине горы Большой Ахун.

Дорога, по которой мы ехали, тоже со своей историей. Вначале 1930-х началась коренная реконструкция Сочи — Мацеста, которая затронула и гору Ахун. Первым этапом стало строительство дороги «Агура-Охун», которое началось в 1935 г. В «ударном порядке» была построена дорога в этой сложной гористой местности и почти без средств механизации, в основном силами заключенных. Всего за 102 рабочих дня было проложено одиннадцатикилометровое шоссе, связавшее морское побережье с вершиной горы.

Летом здесь явно не протолкнуться. Зато зимой почти никого.

Впечатляющее сооружение. К сожалению, наверх по разрушенной молнией лестнице, сейчас подняться нельзя.

Зато по-прежнему открыт очень аутентичный ресторанчик на 1 этаже.

А уже в 1936 г. смотровая башня на горе Ахун была построена и открыта. С этого момента на вершине самой высокой точки курорта Сочи появилась красивая каменная башня в средневековом романском стиле, хорошо вписавшаяся в горный ландшафт. Башня до сих пор смотрится так органично и натурально, и является одним из самых любимых и посещаемых здесь объектов. Её силуэт любят изображать на всевозможных сувенирах. Не стали исключением и мы, нашедшие там свой магнитик в коллекцию. Сюда мы еще обязательно вернемся в будущем, когда лестницу отремонтируют и доступ наверх будет открыт.

Убранство ресторана впечатляет не меньше самой башни.

Старинные орудия на стене, старый камин и светильники, впечатляющие картины, витражи на окнах, мебель с шерстяными накидками…Словно побывали в музее, пока пили черноморский чай.

Живописная историческая дорога, по которой нужно обязательно проехать самому за рулём.

Здесь, вообще не понятно, на какое время года похоже, то ли уже весна, то ли ещё осень… Внизу лето, наверху зима.

В этом повороте можно разглядеть башню на верху горы.

Несмотря на приличный перепад высот на маршрутах, Полик с автоматом показывал неплохую экономичность, в пределах 6 л/100 км.

В любом случае, даже зимой обилие зелени, а поездка напоминает прогулку по дендрарию.

Кстати о дендрариях. Один из лучших таких парков в России как раз находится здесь в Сочи. И это лучшее место, чтобы погулять там оставшиеся полдня. Едем!

Недалеко от центрального входа небольшая парковка. Все места заняты, кроме одного. До него не доехала девушка на малолитражке и провалилась передним колесом в ливнёвку, почему-то без решётки! Помог ей разрулить это дело, но на то место она уже не захотела больше вставать и уехала. Так мы нашли свободное место. )

Пожалуй, самое живописное место, где мы были здесь!

Сочинский Дендрарий, основанный ещё в 1889 г., — самый знаменитый и старинный городской парк. Настоящий шедевр садово-паркового искусства, особенно в сравнении с теми «новоделами», какими сейчас «облагораживают» города (я частенько смотрю канал Варламова). Здесь всё настоящее, продуманная планировка, пышная растительность, тенистые аллеи, беседки, прудики с водоплавающими.

Сначала прошли полностью всю его верхнюю, наиболее обширную часть.

В верхней части Дендрария есть уютное кафе «Аквариум». С настоящими аквариумами с рыбами. Здорово было укрыться от дождика, что застал нас, и перекусить именно там. Кому лень ходить пешком, есть канатная дорога, от самой нижней до самой верхней точки парка. Но гораздо приятнее и интереснее, да и полезнее обходить весь парк пешком, как мы, с остановками на фото.

Затем зависли в нижней части, которая больше напоминает зоопарк, столько здесь различных представителей фауны!

Сначала я думал, что благородный золотистый окрас — это что-то очень редкое для бюджетной машины…

Сегодня на набережной Сочи закат был особенно хорош!

В отличие от летнего сезона, никто не мешает спокойно полюбоваться этим зрелищем.

Завтра погода обещает, наконец, быть идеальной, самое время отправиться в горы, на Красную поляну и Розу Хутор!

Адлер. Обычное рабочее утро, четверг 26 февраля. Прекрасная погода…

Казалось бы, погода шикарная, выезжаем пораньше утром сами, — что может помешать осуществлению мечты — покататься на лыжах по знаменитым около-олимпийским склонам Сочи-2014? Одним из лучших в Европе!

Оказывается, если здесь и сейчас погода прекрасная, это ещё не значит, что всё в порядке. Из-за повышенной лавинной опасности новую прямую скоростную дорогу с утра перекрыли, так же как и ж/д ветку Ласточек. Но к счастью, хотя бы старую дорогу-дублёр, А-148, которая целиком идет по правому берегу р. Мзымта, оставили открытой. Именно по ней мы и поехали. Правда теперь вместо плановых 50 км и меньше часа езды, на дорогу ушло около 60 км и почти 2 часа!

Причина очень маленькой скорости — тяжёлые медленные тралы и невозможность обогнать на этой дороге.

После первого тоннеля догнали длиннющую колонну, которую собрали несколько тралов, груженых тяжелым оборудованием. Так и плелись до самой Красной поляны за ними. Вот обязательно им нужно было перевозить свой груз именно сейчас, когда все едут, а не ночью, как это должно быть при правильной организации. Обгонять под знаками на дороге, увешанной камерами, желающих было мало.

Одно радует — успеваешь рассмотреть даже за рулём, все красоты Красной поляны))

Впечатляющий Эстосадок. Наконец-то путь свободен! Да и до цели осталось немного.

Наконец доехали до самого конца улицы Каменка и перед мостом вышли осмотреться…

Но таксисты посоветовали не парковаться здесь даже на пару минут, а сразу найти свободную платную подземную парковку на другом берегу. После моста остановились спросить про парковку у охранников, и те сразу отправили к «своему», как бы это сказать… «помогатору». Это такой специально обученный человек, который за небольшую комиссию от стоимости билетов на канатную дорогу, сначала сопровождает на своей машине вас до ближайшей свободной подземной стоянки. А затем, после нашей успешной парковки, ещё и довозит оттуда прямо до нижней станции КД «Олимпия» уже с билетами на руках.

Нам как раз повезло, один такой, Арсен только что вернулся на свою «точку» после помощи очередным отдыхающим на своём авто. В чем же был его интерес, я так до конца и не понял. Много на этом не заработать. Но услуга удобная, особенно тем, кто приехал сюда первый раз. Как минимум, сэкономили время на всём этом.

Самое популярное место здесь — это Романов мост и ратуша Роза Хутор.

Думаю, все видели эту картинку в трансляциях соревнований по горнолыжным дисциплинам Олимпиады-2014, когда здесь выступали лучшие горнолыжники и горнолыжницы планеты Земля!

До чего же тут красиво, и места, и планировка зданий и набережной, и погода!!

Ну что ж, программа-минимум на сегодня почти выполнена. Прогулка по прекрасной набережной Мзымты.

Но, конечно, приехать сюда, и не подняться на самый верх, к Розе Пик было бы преступлением! Идём с билетами от Арсена к Олимпии. Попутно смотрю, сколько стоит дневной Ski-Pass, если покататься, и стоимость аренды снаряжения…. Очень не дёшево! Здесь-то как раз, в отличие от побережья, самый что ни на есть сезон!

Но очень высокие цены на всё — это ещё не самая большая проблема, кроме настоящей лотереи с погодой…

Вышли на верхней станции КД «Олимпия», это только первая часть пути, первая пересадка.

Очередь на целый час, минимум!

А вот, чтобы попасть на следующую канатную дорогу «Заповедный лес», пришлось отстоять практически километровую очередь! Здесь в прямом смысле теряешь не меньше часа, столько тут народу. Видимо, все ждали такой погоды несколько дней, не иначе! Причем вперемешку лыжники с сноубордистами и просто туристы. Без очереди постоянно лезут многочисленные «инструкторы» и их «ученики». Впечатление, конечно, было подпорчено. К счастью, на следующих пересадках очереди были намного меньше.

Но зато какие невероятно красивые виды на горы были всю оставшуюся часть подъёма, по КД «Кавказский экспресс»!!

И вот она вершина, перед смотровой Роза Пик!

Отсюда начинаются все лыжные трассы. Даже не катаясь, понятно, что с такой высоты можно спускаться очень долго, с удовольствием, — просто роскошные трассы. Ни в какое сравнение не идущие даже с лучшими сибирскими горнолыжками, где я катаюсь. Самые интересные горнолыжные места Сибири

А время уже прошло более 2 часов с момента начала подъема, и я уже понимаю, что сегодня покататься не получится. Это только один подъём. Еще не меньше часа уйдет на спуск при спокойном темпе. Быстро тут не разгонишься, слишком уж много народу катается. Но я сюда обязательно ещё вернусь, уже именно с целью покататься хотя бы день. А сейчас просто насладимся видами!

Пока это наша самая впечатляющая, снежная и высокогорная прогулка.

Это просто космос! Ради таких видов уже стоило сюда приехать!

Фотозона Розы Хутор на высоте 2320 м.

Фото-команда наверху работает оперативно. Один фотограф снимает по очереди всех желающих. В это же время другие в режиме он-лайн уже готовы распечатать вас на магнитик)) Или отправить на электронную почту пару оригиналов, в отменном качестве всего за 100 руб.

После экскурсии и спуска вниз, уже почти под вечер, нужно только вспомнить, где именно ты оставил машину))

Парковка на 4 часа в подземке на Олимпийской 35 стоит 400 руб. Забрали машину после полных 5 часов, паркомат насчитал ровно 550 руб. Это более-менее приемлемая для такого места цена за то удобство и мобильность, которую дает своя или прокатная машина.

Были ещё планы заехать на обратном пути на Скайбридж (Sky Bridge) и, может, даже прогуляться по тому знаменитому мосту через ущелье. Но как только свернули в ту сторону, топливный бак Полика стал стремительно пустеть и по борткомпьютеру стало ясно, что топлива может не хватить, учитывая какой туда был крутой подъем. Пришлось развернуться и ехать на ближайшую АЗС. А это уже практически перед Адлером. Там я сразу и залил 20-ку 92-го, чтобы с таким же количеством, сколько и было, вернуть машину. На мост уже не стали возвращаться. Вместо этого заехали в Олимпийский парк.

Нашёл проезд к маленькой законной и бесплатной парковке, рядом с главной трибуной Сочи-Автодрома!

Здесь я уже был, на гран при Формулы-1 в 2016 году: Быстрые майские. Первый раз на Гран При России Формулы-1

Приятно было снова прогуляться здесь уже просто вдвоем без толп болельщиков!

Непривычно никого вокруг, только редкие туристы и ещё кое-кто…

Олимпийский парк огромен, пешком гулять после насыщенного дня уже не хотелось. Поэтому тут же, около трибуны взяли напрокат по прогулочному велосипеду, и поехали по парку и до самой набережной… Очень хотелось сделать общее фото здесь, на Олимпийской площади, как вдруг на горизонте появились они… Уставшие, грязноватые и застиранные, до сих пор используемые символы Олимпиады Сочи-2014: «Эй брат, вон сейчас наша дэушка подойдет, и нас всех сфотает, она хорошо умеет)))»

Это фото обошлось нам в 200 руб.!

И только после того, как мы все встали и начали улыбаться, выяснилось, что девушка не простая оказалась. А цена за пару фото, на нашу же обычную камеру 200 руб.!!)) Вот люди работают! Развод, конечно, ну что ж делать… Зато и такое фото на память есть))

Набережная и пляж Адлера в районе Олимпийского парка на закате.

Вокруг стадиона Фишт и по всему парку и набережной, всё время крутили рекламу предстоящего через несколько дней матча РФПЛ «Сочи» — «Арсенал» (Тула). Рядовой, в общем-то, матч двух команд середняков. Но изюминкой его должно было стать возвращение в официальный футбол одного очень известного и «прославленного» футболиста…

Ну и, конечно, возможность побывать на этом, теперь уже легендарном стадионе тоже очень привлекала. Но это всё после возвращения из Абхазии.

И знаменитый стадион Фишт в вечерней подсветке! Неожиданно появилась идея посетить и его.

А пока последний раз на Полике заезжаем в магазин, отметить завершение первой части нашего путешествия. Позвонил арендодателю, что машина больше не нужна и можно приехать и забрать её. Это тоже преимущество такой услуги здесь, в не сезон. Не принципиально возвращать машину именно туда, где её взял, а можно по договорённости вернуть там, где тебе это просто удобно. Спасибо менеджеру Дмитрию и компании Atricrent.

Итак, аренда машины по Договору обошлась в 4250,0 руб. за почти 3, точнее 2 с половиной дня. Ещё 550,0 руб. стоянка в Красной Поляне. Перед возвращением заправил я примерно до того же уровня, что и брал: 20,0 литров на 914,8 руб. Ещё 350,0 руб. вычли из залога при возврате «на мойку». Хотя машина не была грязной, просто следы от дождя и брызг по кузову. Итого 6065,0 руб.

Конечно же, это намного удобнее и выгоднее, чем ездить по тем местам, где мы были, но на любом другом виде транспорта или экскурсией.

Пусть Полик и бюджетная машинка (по меркам группы VAG), с очень простой отделкой, но всё необходимое в нём было. Даже подогрев передних сидений (утром зимой особенно не помешает). При таких компактных размерах места в нём достаточно, а багажник вообще как от полноценного седана. С двигателем 1,6, на автомате не поражал динамикой, зато очень порадовал экономичностью. Конечно, по факту это не заявленные 5,0 литров на сотню, но и не намного больше (в т.ч. много по горкам и по городу). Так же порадовала и маневренность, особенно в сравнении с той машиной, что была у нас в аренде в прошлом рассказе. В общем, за эти деньги был отличный вариант, для двоих на несколько дней и для такого маршрута.

Ну а с завтрашнего дня, нас уже будут катать по совсем другому маршруту. И на совсем другой машине. ))

Часть 2. Абхазия: Гагра, Озеро Рица, Новый Афон, Пицунда

Наш экскурсионный маршрут из Адлера в Абхазию и обратно. В общей сложности проехали почти 400 км за 2 дня.

Сегодня выполняем желание отметить ДР супруги в таком красивом месте как Абхазия, желательно на озеро Рица. Но если по прибрежной части вопросов не было, то с дорогой на озеро в это время года были сомнения, удастся ли туда проехать. А главное — на чём и как.

За несколько недель до поездки, также стал искать и варианты поездки в Абхазию. Лучше всего было так же взять в аренду машину, но сразу с водителем и гидом! Это должны быть опытные, приятные, общительные ребята, в идеале семейная пара, интересно рассказывающие и показывающие. Абсолютно не навязчивые, а предлагающие где-то остановиться и что-то попробовать и купить, лишь по согласованию с нами. И, главное, удобная машина, где кроме нас бы никого больше не было. Поэтому большие компании, возящие в 10-15 местных «маршрутках Спринтерах» (а в рекламе это будет звучать, например, как «комфортный минивэн Мерседес»!) толпы народа, нам были не интересны. Столько времени будет теряться на дегустации, покупки и, конечно, кучу фото, и всех надо ждать. Так насладиться Абхазией получится вряд ли. Хотя предложения по цене у таких маршруток начинались всего от 1000 руб. за человека в день. Но мы предпочли индивидуальную экскурсию на двоих, на два дня. И это был пусть и не дешёвый, но точно самый лучший вариант увидеть Абхазию в первый раз.

На прокатной машине самим приехать сюда и посмотреть теоретически тоже можно было. Но, во-первых, здесь пересечение границы туда-обратно. Не хотелось с этим заморачиваться, да ещё на чужой машине. Во вторых, нравы местных гаишников по отношению к неместным туристам. В третьих, Абхазия как территория политически всё-таки далеко не самая благополучная для самостоятельных путешествий. Ну и, наконец, просто хотелось отдохнуть от руля и детальной проработки маршрута, расслабиться по полной. ))

На просторах интернета нашёл то, что искали. Молодая супружеская пара из Адлера, специализируются именно на Абхазии: Экскурсии в Абхазию из Адлера и Сочи . У них уже достаточный опыт в этом деле и главное отличная, идеально подходящая для таких экскурсий машина. Достаточно современная и свежая Toyota Alphard в кузове Н10, с V6 и с полным фаршем! Электродвери со всех сторон, панорамный люк, удобные мягкие кресла и многое другое, и самое главное — места специально для нас сегодня, как в лимузине! Задний ряд тоже наш, для вещей и предстоящих покупок.

Единственное сомнение у меня было в том, сможет ли этот переднеприводный лимузин уверенно доехать зимой до Рицы. К счастью, сомнения были напрасны, но дорога всё равно была непростая. Но одна только эта дорога уже стоила всей экскурсии!!!

Договорились заранее по вайберу о месте и времени встречи, примерном маршруте, его формате, цене и многом другом. Сначала ещё дома, потом уже по прилёту в Сочи. Главное подтвердили, что кроме нас и наших вещей в машине других туристов не будет.) И вот, утром 27 февраля стояла отличная погода, и всё предсказывало отличное путешествие. Ребята не сразу нашли наш отель, откуда мы уже выписались с нашими двумя чемоданами, но успели!

Наши гиды по Абхазии Алексей и Юлия и их комфортабельный Альфард.

Сразу очень оценили машину, очень комфортная и вместительная. Познакомились и поболтали, пока ехали через весь Адлер до границы. Пересекли границу. Кстати, мы впервые пересекаем её именно сухопутно на машине, до этого только в воздухе всё время. На всё это ушло не больше получаса. И мы в Абхазии, ура!!!

По обычным дорогам Абхазии, там, где чаще всего встречаются местные гаишники, ездила Юля. Девушек они, как правило, редко останавливают. Помашут рукой с улыбкой до ушей и достаточно. )) Это значительно экономит время. Когда же останавливали Алексея за рулём, вопросов было намного больше. ))

Начало трассы Е-60.

От пограничного пункта Псоу до Старой Гагры ехать минут 20, до Новой Гагры около 25-30 минут. Но старую часть города, конечно, стоит увидеть в первую очередь.

По трассе вдоль моря есть смотровые площадки. С этой уже можно разглядеть Гагру.

Кстати, а что правильнее Гагра или Гагры? Возможно, название Гагры появилось из-за наличия множества районов и посёлков, входящих в состав города, поэтому и стали называть во множественном числе. Другая версия — «огрузиненное» советское название Гагри. Ну и третья — в советском кино очень часто отдыхали именно в Гаграх. Но сейчас официальное название города — Гагра. В любом случае, отдых в Гаграх будет не хуже отдыха в Гагре.

Море здесь более бирюзовое, чистое и спокойное, чем у нас в Сочи.

Двоякое впечатление. Очень много красивых, но заброшенных зданий советской эпохи…

В то же время Гагра — это многочисленные и живые символы ушедшей эпохи, как, например, знаменитый ресторан «Гагрипш» и эта «копеечка», цвета морской волны.

Хозяин этих Жигулей предлагает экскурсии по городу в стиле ретро.

Тот город Гагра, который известен как один из лучших курортов СССР, а сейчас самый заполняемый отдыхающими и самый оправившийся от войны 1992-1993 гг. город в а Абхазии, был основан в 1903 году. За дату основания сегодняшнего города Гагра можно считать 9 января 1903 года. В этот день в ресторане «Гагрипш» состоялась «презентация» Гагра как курорта. Ресторан, в котором состоялась «презентация» и в советские годы и сегодня является символом города.

Живописная часть Приморского парка напротив ресторана. Да и воздух здесь намного более южный, тёплый и ароматный.

Город условно разделяют на две части — Старая Гагра и Новая Гагра. Четкой границы нет, но Старой Гагрой считается та часть города, которая застраивалась при принце Ольденбургском, ещё до первой мировой войны. Новая Гагра — та часть города, которая образовалась уже после 20-х годов XX века. Визуально Старая Гагра от Новой Гагры разделяется там, где автотрасса (Новороссийск) Псоу — Сухум отходит от моря, уходя в сторону гор. Центром старой Гагры условно можно назвать колоннаду у моря, расположенную недалеко от ресторана «Гагрипш».

Сколько же здесь сохранилось оригинальных и таких основательных сооружений!!

Солнечные часы на набережной. По календарю зима, по погоде +17 уже утром!

И снова старое заброшенное здание. Вернее, не используемое.

Старый красивый вокзал «Гагрипшь» в Гаграх. Не используется также со времен войны. Но благодаря климату этот вокзал снаружи, например, хорошо сохранился. И при желании его можно отреставрировать. Но понятно, что им сейчас не до таких излишеств.

Одна из улиц в стороне от популярных маршрутов.

Но это всё популярный, известный туристический маршрут. А что если попросить гидов свернуть куда-нибудь в сторону? Туда, куда даже они ещё не заезжали ни разу?

Территория очень популярного в Советское время пансионата «Энергетик».

Это один из старейших домов отдыха в Гаграх. Здесь любили отдыхать многие известные и важные люди в то время. 15-этажное здание с характерным навесом на крыше до сих пор смотрится интересно, и его видно издалека.

Очень памятное фото из альбома родителей, которые отдыхали там в далёком 1981 году. Так же, кстати, в не сезон, в начале весны.

Этот пансионат до сих пор в строю и даже не сменил название за 40 лет! Правда в этом году начинается его капитальный ремонт и модернизация.

Конечно же, я хотел найти это место, где отдыхали такие важные для меня люди! ;) И нашёл!

Территория вокруг него хоть и чистая, но видно, что лучшее времена уже позади. Но на местный пляж, думаю, летом много желающих приехать.

А место для него выбрали очень живописное, рядом с берегом моря и пляжем.

Следующая наша остановка — винный дворик. Уже на выезде из города, в сторону озера Рица.

Удивительно, но такая небольшая Абхазия была и остаётся местом паломничества ценителей вина. Эта страна может похвастаться 5000-летней историей виноделия! В Абхазии возделывают много сортов винограда, однако в разных уголках страны один и тот же сорт может иметь иные оттенки вкуса, поэтому вино в каждой деревне получается неповторимым. Виноделы, храня семейные традиции, и сегодня продолжают изготавливать вина по собственным рецептам, восходящим из глубины веков. Настоящие абхазские вина, по нашему убеждению, можно попробовать, только побывав в гостях у местных жителей.

Здесь я наконец-то попробовал, в буквальном смысле, все прелести путешествия пассажиром, а не за рулём;)

Как сказала Маша: «Вино в Абхазии это отдельная песня. Её можно петь и петь».

Я бы даже сказал, это целый концерт из вкусов лучших кавказских вин и даже знаменитой чачи! А место — целый концертный зал. Дегустация прошла успешно, больше всего понравились легендарные Хванчкара и Киндзмараули. Само вино разливают в подарок в любой понравившийся красивый глиняный кувшин, который выбираешь и покупаешь тут же. Сам кувшин обязательно умывается этим же вином, и протирается. И тут же при тебе ставят пробку, и даже именную печать на ней.

В общем, это хоть и просто бизнес)), ориентированный на туристов, но очень достойный пример, как делать можно и нужно.

Если с понравившимся вином можно определиться быстро, то кувшины можно выбирать долго.

Едем дальше в горы! На холме видны остатки руин Бзыбской крепости и храма.

От крепости сохранились только остатки башен и крепостной стены с воротами. Бзыбская крепость всегда имела военное значение. Она надежно защищала перевальную дорогу на Северный Кавказ и контролировала древнейшую магистраль, которая пересекала Бзыбь. Перед Первой Мировой войной начали строить Черноморскую железную дорогу между Ново-Сенаки и Туапсе, по плану проходящую через территорию храма и крепости. Построить дорогу не успели, и по обе стороны реки Бзыбь так и остались высокие каменные опоры недостроенного железнодорожного моста.

Начиная с этого момента после поворота, дорога на озеро Рица поднимается по ущелью реки Бзыбь, стиснутой высокими скалами.

По дорогам Абхазии, помимо дегустации вин, можно попробовать и особый местный сыр.

Забавный Мерседесик А-Класса 1 поколения, таких сейчас живых уже почти не найти.

Коптят сыр прямо здесь, на местных же дровах. Очень вкусно, а какой тут аромат!

Самый красивый подвесной старый мост на маршруте.

На 16-м километре по пути к Рице заезжаем на Голубое озеро. Озеро это карстового происхождения. Оно невелико, площадь его всего 180 кв. м, но глубина доходит до 23 м. Поражает удивительно яркий голубой цвет прозрачной воды, который мало изменяется даже в ненастную погоду из-за отложений на дне лазурита.

Голубое озеро. Но здесь самые навязчивые, да и просто наглые местные!

Вот из-за таких деятелей и идёт много негатива про Абхазию, что вы везде постоянно кому-то что-то должны заплатить. И что мужики здесь вообще не хотят работать. На самых интересных местах для фото часами сидят местные и поднимают свои *****цы — только за определенную плату. Саму лестницу чуть ли не перекрывают другие, навязывают и надевают на тебя свой грязный реквизит для фото. Бизнес, ничего личного. Но и приятного ничего, когда такие красивые природные места и интересную дорогу люди превращают в какой-то базар.

Перед Юпшарским ущельем уже настоящая зима, на дороге приличная снежная колея из талого снега!

Это уже интересно. Дорога перестала быть простой асфальтовой и начался местный «зимник») Сколько же здесь снега!

Удивительно, как резко изменился ландшафт. И это сочетание зелени и снега!

За бортом всё ещё плюсовая температура и пока не так холодно.

В стороне от шоссе, проложенного вдоль притока Бзыби — реки Гега, видны скалы, покрытые вечнозелеными зарослями самшита. За местом слияния рек Гега и Юпшара дорога входит в то самое ущелье длиной 8 км, которое славится своей неповторимой красотой.

Начало Юпшарского каньона. Здесь колея стала уже просто угрожающе высокой. Даже у нас в Сибири в разгар зимы таких нет.

И именно здесь нам попались навстречу довольно отважные путешественники, на спортивной низкой Селике с кемеровскими номерами.

Юпшарский каньон — один из самых впечатляющих природных памятников в Абхазии. Он находится в расщелине гигантской скалы, которая несколько миллионов лет назад раскололась после землетрясения. По дну ущелья течет река Юпшара, её исток находится как раз в озере Рица. Дорога по ущелью петляет все выше и выше и, наконец, резко сужается, образуя глубокий каньон — Юпшарские ворота.

Самое узкое место ущелья у Юпшарских ворот.

В этом месте между каменными стенами ширина дороги до ремонта составляла всего 2,5 метра, а в настоящее время 20 метров. Здесь в тени высоких скал уже по-настоящему холодно.

Солнечный свет зимой лишь слегка освещает туннель Юпшарского каньона длиною 8 километров. Скалы тянутся ввысь на 400-500 метров, оставляя только тонкую полоску неба. По этой причине Юпшарский каньон и называют ещё «каменным мешком».

Впечатляющая дорога по ущелью, такого мы ещё не видели…

Популярное место, но зимой опять же почти никого! Летом же просто подняться сюда по лестнице стоит каких-то денег.

Водопад «Мужские слёзы» — Очень скупые зимой слёзы.

Но какая же тут красивая и эффектная дорога зимой!!

И опасная. Очень узкая дорога до озера теперь петляет не по дну каменного мешка, а по обрыву, да ещё какому! Как тут умудряются ездить на больших туристических автобусах…

Ещё одна остановка — Чабгарский карни, и легендарное место под названием «Прощай родина!» — самый узкий участок всей трассы.

А буквально через несколько минут, открывается и вид на озеро Рица, окруженное высокими вершинами Агепста и Ацетук. За горой Ацетук проходит Главный Кавказский хребет. На противоположной стороне озера высится гора Пшечишха. Озеро образовалось около 1000 лет назад, когда часть горы Пшечишха обрушилась в реку Лашипсу, запрудила ее и образовала высокогорное озеро на высоте 950 метров над уровнем моря. Наибольшая длина озера — 1704 метра, ширина — 447 метров, максимальная глубина — по разным данным от 116 до 130 метров.

Озеро Рица!! Наконец-то мы здесь!

Сейчас Рица относится к Рицинскому реликтовому национальному парку, который охраняется государством. Кстати, вход в парк платный — за экологический сбор сразу отдали гидам на пропускном пункте по 350 рублей за каждого.

На катамаранах, конечно, не покататься, но заглянуть в кафе можно всегда.

Кроме нас сейчас тут буквально ещё пара машин с туристами. А в сезон здесь, конечно, не протолкнуться. Сомнительное удовольствие — приехать сюда и вместо спокойного созерцания озера видеть и слышать толпы туристов и гидов вокруг. Поэтому поездка сюда практически одним в не сезон — намного комфортнее, приятнее и интереснее.

Зимой частично скованное льдами спокойное озеро особенно впечатляет!

В Абхазии любят рассказывать, что с этим местом связана загадочная и грустная легенда. Раньше в этом месте текла река, а в долине жили три брата и их сестра — красавица Рица. Однажды братья ушли на охоту и долго не возвращались. Скучая по ним, Рица сидела дома и напевала. Ее голос услышали разбойники, которые тут же решили украсть красавицу. Крики бедной сестры услышали братья. Один из них бросил вдогонку меч. Он упал, перекрыв воду в реке. Так появилось озеро, и разбойники погибли в его бурлящих водах. Красавицу Рицу тоже не удалось спасти. От горя братья окаменели, превратившись в три высоких горы. Так они стоят и сегодня, охраняя покой любимой сестры.

На обратной дороге есть время поближе рассмотреть удивительно красивую природу.

Вековые самшиты, почти полностью покрытые мхом и плющом!

И так по всей дороге за ущельем .

По многочисленным старым мостикам возле трассы, лучше просто погулять.

И послушать, как бежит по камням река Бзыбь

Также на обратном пути нас ждало настоящее гастрономическое удовольствие в кафе «Сойка».

После такой насыщенной экскурсии остановились подкрепиться в традиционном кафе «Сойка». Лучшее в этих местах, по мнению наших гидов. И действительно, и место красивое и кухня отменная! И антураж. Помимо традиционной в Абхазии мамалыги (сытная кукурузная каша, которую чаще всего подают с сыром сулугуни и кусочками мяса), обязательно нужно попробовать местный шашлык. Здесь его маринует и готовит настоящий охотник, поэтому он получается таким вкусным. В других местах потом пробовали шашлык — не то. Так же здесь достойное домашнее вино и сок.

Без мамалыги не обходится ни одно застолье здесь. Так и у этих ребят она на столе.

Пока заказ готовится, пройдем по территории кафе. Сразу бросается в глаза скульптура двух колоритных абхазов за столом. Ну а дальше самая красота — лес, скала и крутой обрыв к берегу бирюзовой Бзыби.

На том берегу видно даже маленький песчаный пляж…

Очень интересный и насыщенный первый день экскурсии. Эмоций через край. Их больше чем за все три дня, что провели в Сочи перед ней. И если утром у нас ещё были сомнения, стоит ли оставаться здесь в Гагре на ночь и продолжить на второй день, то теперь точно не было. Такие классные у нас гиды и такая невероятная Абхазия.

В это время в Гагре почти все отели свободны, бронировать что-то заранее не нужно. Какой отель понравится, в т.ч. и по цене, там и останавливаемся. Выбрали клубный отель «Амран» — близко к морю, на территории приличный тёплый бассейн (!) и завтраки. И всё это за смешные 1500 российских рублей за двоих! Хоть оставайся здесь до самого конца отпуска))

Вид с балкона нашего номера на дождливую утреннюю Гагру.

Но погода с утра снова испортилась, пошёл дождь. И по прогнозу так тут будет еще несколько дней. Гиды, которые нас оставили здесь вечером и уехали домой, утром как часы. Снова забрали нас со всеми вещами, чтобы продолжить вторую часть нашей экскурсии. Сегодня посмотрим Новый Афон, заедем в Пицунду и вернемся посмотреть то, что не успели вчера в старой Гагре.

Погрузились, снова едем!) Заехали на заправку за кофе, тут же обратил внимание на стоянку машин. Без номеров, но с ценниками. Так это же мини-авторынок! Здесь такие площадки во многих местах. Пойду-ка посмотрю.

Авторынок в Гагре.

В основном тут японцы: различные малолитражки, полноразмерные седаны типа Мark Х и такие же роскошные Альфарды, все середины-конца нулевых. Все растаможены. А цены по нашим меркам смешные. В чём подвох? Никакого подвоха, машины в Абхазии действительно столько и стоят, благодаря демократичной растаможке. Да и содержать местную машину намного дешевле, чем у нас. Налогов нет, ОСАГО как такого нет. Можно купить здесь и кататься, например, по Сочи. Единственное, что нужно, периодически снова пересекать границу и подружиться с местными гаишниками. Поэтому многие наши гиды из Сочи и покупают здесь машины и тут же ставят на учёт. Альфард как «наш», например, обошёлся примерно в 400 тыс. рублей.

Марки Х — самый ходовой товар.

Отличный Mark Х 2005 года, растаможен. 275 тыс. руб.! Как вам?

Новый Афон. А дождь всё сильнее…

Прогулялись под дождём по Ново-Афонскому мужскому Монастырю…

Посмотрели там картины неизвестного художника…

Заехали посмотреть на знаменитую дачу Сталина (скорее уже так, для галочки)…

Посещение знаменитой дачи Сталина вообще не входило в планы. Просто небольшой домик, в уютном месте у Холодной реки. По словам архитектора, (выжившего после того, как Главному заказчику понравилось его творение), здание использовалось в качестве дачи лично самим Сталиным. Генералиссимус любил это место из-за удивительной морской панорамы, а также экологически чистого и живительного воздуха.

Но, безусловно, самое интересное место в Новом Афоне — здесь!

Старинный водопад, канал и маленькая набережная.

Здания музея и Псырцхинской гидроэлектростанции 1935 года!

Очень популярная местная достопримечательность — водопад. По факту водопад это водосброс небольшой ГЭС на реке Псырцха («псырцха» с абхазского переводится как «пихтовый родник»). Все ГЭС мне как гидростроителю и энергетику вообще очень интересны, а такие, с историей, особенно.

Эта ГЭС необычная — её строили монахи ещё в конце XIX века (и достроили к 1902 году), и она стала одной из первых в Российской империи! Но к середине прошлого века ГЭС была заброшена и много лет не работала. Восстановили её сравнительно недавно — в 2012 году. Сегодня старое здание отремонтировано, установлены новый генератор и турбина. Вся система автоматического управления и оборудование для неё изготовлено по заказу в Ульяновске. Все новые узлы и агрегаты электростанции смонтированы российскими специалистами. Мощность Псырцхинской ГЭС скромная, выработка всего 100 кВт/час. Этого достаточно для обеспечения электроэнергией Новоафонского храмового комплекса.

Озеро перед водопадом и заброшенная станция ж/д платформы.

Ограждения, клумбы, фонарные столбы — всё из прошлой эпохи. Таких красивых уже не делают.

Эта станция Абхазской железной дороги, по которой идут поезда из Адлера в Сухум, была открыта в 1944 году и называлась «Дача». В 1951 году ее переименовали по-грузински — в «Агараки», а в 1967 г. переименовали еще раз — в честь протекающей тут реки Псырцха. В военное и послевоенное время станцию не раз закрывали и снова открывали, пока окончательно не забросили в 2009 году, когда поезда перестали на ней останавливаться.

Станция Псырцха. Поезда здесь всё еще ходят, но уже не останавливаются.

Удивительное место. Настоящее переплетение эпох. Купили тут сувениров тоже. Идём, вернее, бежим под дождём обратно к машине, мимо действующей пожарной части. Там на улице на дежурстве стоят уже раритетные машины на базе советских машин ЗИЛ-130! Таких сейчас тоже мало осталось.

На обед остановились в местном кафе «Южанка».

Вчера шашлык был вкуснее, зато здесь очень понравилась абхазская солянка. Именно такой жирности, какой и надо, с большим количеством мяса. Вино не понравилось, вчера было намного лучше. Есть с чем сравнивать…)

Вторая половина дня прошла уже при отличной погоде, Возвращаясь в сторону дома, мы как раз заехали погулять по знаменитому курорту Пицунда. В советское время этот город, наряду с Гагрой, стал популярным курортом. А после постройки семи высотных гостиничных корпусов в 1967 году, Пицунда — стала самым престижным место отдыха для советских граждан.

Пицунда. Улица Тамары Гицба.

Мы прошли пешком всю утопающую в зелени даже зимой улицу Тамары Гицба до пляжа. Запомнилась каменная кладка из различных горных пород и любых размеров, практически всей пешеходной части улицы. Умели же делать такое! А мимо другой неоднозначной композиции никак было не пройти.

Символ Пицунды — скульптура «Ныряльщики за жемчугом».

Скульптура «Ныряльщики» расположена в Пицунде рядом с городским пляжем, и представляет собой часть скульптурной композиции под названием «Море», куда входят также скульптуры двух выпрыгивающих из воды дельфинов.

Благодаря далеко уходящему в море старому железному пирсу, можно пройти глубже и даже посмотреть на медуз, что плавают вокруг.

Пицунда. У стен старого города.

Пляж Гагры в районе театра.

От этого пляжа мы хотели дойти до знаменитой Гагрской колоннады, удивительной красоты архитектурного сооружения в мавританском стиле… Но, к сожалению, там проводился масштабный ремонт и даже пройти там было нельзя.

Зато через дорогу от пляжа и колоннады еще одно удивительное место.

Интересные места в Гаграх удивляют своей красотой. Мимо некоторых просто невозможно проехать. Например, кинотеатр «Гагра» или Зимний дворец. Здание представляет собой удивительное сооружение в классическом стиле. Шикарная колоннада поддерживает входной портик, а весь фасад оформлен декором, что придаёт сооружению величественный вид. В настоящее время здание кинотеатра пустует. Внутри ничего кроме мусора, граффити и разрушающегося потолка нет. Но заглянуть туда, где несколько десятилетий назад было всё по-другому, очень интересно.

Кинотеатр «Гагра» или Зимний дворец.

Так сейчас там внутри.

Проезжаем ещё дальше и сворачиваем в неприметный извилистый, поднимающий наверх переулок.

На пути, пожалуй, самая интересная достопримечательность Гагры, которая сейчас находится, к сожалению, в аварийном состоянии.

Найти проход к другому историческому и заброшенному зданию намного сложнее.

В начале 20 века был сооружён замок одного из известнейших владельцев этих земель принца Ольденбургского. Тогда по его приказу в Гагре был учреждён курорт, получивший название «Вторая Ницца». Отображением той эпохи являются изящные декоративные элементы внешнего и внутреннего интерьера замка. В советское время здесь находился пансионат «Чайка». Сейчас замок закрыт для посещения, по причине аварийного состояния здания.

Но посетить территорию самого поместья пока ещё возможно, как и зайти ненадолго в сам замок. Только нужно быть очень осторожным на лестницах и балконах. Уж очень старые)

Внутри не менее интересно, особенно на старых балконах .

На балкончике Замка принца Ольденбургского.

Прямо под нами уникальная река, которую даже толком не видно.

Река Репруа является горным карстовым потоком, который впадает в Чёрное море. Примечательно, что именно эта река на данный момент является самой короткой рекой в мире. Её длина всего 18 метров от истока до впадения в море.

Заехали за добавкой в полюбившийся винный дворик и сфотографировались на память с этими замечательными ребятами.

Снова пересекаем границу. И мы на Родине! На этот раз времени ушло побольше. Очередь… Ребята нам также помогли определиться и добраться до отеля в Адлере, на оставшиеся пару дней. Прощались мы уже как давние хорошие друзья, с обещанием ещё обязательно увидеться. Вообще, нам очень понравилось с ними путешествовать, как и им с нами. Поэтому сумму агентского вознаграждения по итогу как-то и неудобно озвучивать. ) Но она того стоила. Под впечатлением от такой Абхазии мы находимся ещё до сих пор. Это самая интересная и насыщенная экскурсия, что у нас когда-либо была. И очень своевременная, как показали дальнейшие события во всём мире.

В оставшиеся пару дней до вылета домой, до того, как начнется пандемия, можно просто погулять по Адлеру, зайти туда, где еще не были. Благо наш отель «Сопрано» (также отличный и выгодный в это время, с завтраками) находится в 5 минутах ходьбы от Олимпийского парка. Например, в музей Николы Тесла рядом с Олимпийским парком. Очень впечатляющее представление и опыты с переменным током. Но слишком уж громко.

А ещё увидеть своими глазами закулисье Формулы-1, так называемой экскурсии в межсезонье на Сочи-Автодроме. Во время Гран-при такую экскурсию проводят только особо важным и очень особо важным персонам. А сегодня небольшую группу проводят по паддоку и гаражам, где во время гонки находятся команды, пилоты и журналисты. Заглянули в комнату судей и место для подиума. Именно место, так как сам оригинальный подиум Гран-При, ездит с этапа на этап по всем странам. Но та простенькая тумбочка-подиум, по мнению организаторов экскурсии, тоже сойдет))) И многие туристы с удовольствием делали фото и на ней.

Устаревший макет трассы Сочи-Автодром. Выглядит красиво, но вводит в заблуждение.

Это, судя по всему, первоначальный проект макета, который от реального отличается. Никого не смущает, что, например, трибуну Т5 давно демонтировали. А трибуну Т3 Даниила Квята существенно сократили.

Паддок хоть настоящий. Во время Гран-при именно тут проходит вся движуха.

Мониторы в комнате судей. Интересно, состоится ли вообще Гран при России в этом году, без изменений?

Гоночные такси и машины для мастер-классов.

Ещё одна хитрость. Экскурсионные туры на таких Мерседесах AMG. Но на рекламных картинках красуется суперкар AMG GT, а не это купе.

Больше всего интересен, конечно, мастер-класс по трассе на одном из спорткаров из парка автодрома. Но и цены на это удовольствие кусаются. Но однажды нужно обязательно попробовать и такое. В другой раз.

Обзор трассы с площадки под оригинальный подиум Формулы-1.

Именно такой вид открывается у пилотов, которые после гонки бегают и обливаются шампанским. А перед этим получают кубки из рук высшего руководства страны. На этом экскурсия и закончилась. Ничего нового для себя я, конечно, не услышал, но увидеть это все было интересно.

Ну, а уже перед самым вылетом успели посетить матч между ФК Сочи и Тульским Арсеналом, куда все эта время приглашала реклама в парке. На Фиште. Билеты купили заранее, думали, будет аншлаг))

Олимпийский, а теперь полностью футбольный, стадион внутри, конечно, впечатляет. Представлю, как тут круто было на открытии Олимпиады или на матчах ЧМ-2018. Огорчает только, что сейчас на матчи Премьер-лиги ходит очень мало народу, и те 5 или 6 тыс. человек просто теряются там. Даже первый официальный выход на поле А. Кокорина мало кого заинтересовал. Но его, конечно, поддерживали. Особенно, когда он сначала промахнулся в почти пустые ворота с трех метров, а во 2 тайме всё-таки забил!

Давно хотел побывать на таком стадионе!

Вот такое путешествие по Сочи и Абхазии в несезон. В конце февраля - начале марта. В это время тут необычно, интереснее природа, меньше народа, цены ниже (только это не касается Красной поляны), и все так же есть куда сходить и съездить. А как и на чем сюда ехать, уже каждый выбирает сам.

Всем спасибо за внимание,

Михаил424, г. Красноярск

Andrey
Туапсе
ТОЖЕ в марте успели сьездить до карантина,на розу хутор и абхз

Про абхазию очень интересно!

Роза Хутор великолепна, давно хотел отдохнуть там
Сыгда
Молоды!
Впервые в марте 2003-го посетил поляну и долину Шахе.
и в Абхазии эти же места, кроме Афона.
Бывал в Сочи с десяток раз уже, и не надоело.

Зря не сходили в Новоафонские пещеры, рядом были и пропустили, эмоций больше чем от станции получили бы)))
Мой отзыв: Toyota Vellfire 2008
Плюс еще один очень интересный "фото-авторассказ" в копилке автора! Так интересно посмотреть в "несезон" на места ,в которых бывала не один раз, но исключительно летом. Теперь тоже захотелось побывать в тех местах, где "вековые самшиты" и "переплетение эпох"! Ну и ,конечно, побывать в Сочах на высоте 2320м, не смотря на часовую очередь!)) Главное, пережить творящийся в мире кошмар и дождаться открытия границ, чтоб осуществить свои мечты и ......написать новые авто сторисы =)
Серёга
Отличное путешествие! Молодцы!!!
Серёга
Михаил, в следующий раз обязательно посетите Новоафонскую пещеру. Очень красивое и завораживающее место. Интересная и познавательная экскурсия.
урал
Отличное путешествие! Очень интересно было читать, как будто сам побывал в путешествии. Удачи Вам!!!

У всех кто был в Сочинском дендрарии это фото есть)))
парам там там
Железногорск
Ээх надо было бы на своём субару,вот это был бы совсем другой уровень и по эмоциям и по ощущениям от путешествия,а так опять путешествие на лифте - а отдохнули думаю хорошо.
fylhtqrf
Орск
На берегу Рицы (в объезд почти всего озера), находится дача Сталина и Хрущева (пристроена позднее). Плюсом будет красивый водопад. Очень рекомендую доезжать до туда: может еще водят экскурсии внутри дачи + очень красивый парк. Тем более там асфальт. А если не сворачивать на дачу а ехать выше - есть источник газированной минералки "Ауадахра" - бьющий прямо из земли. Если есть возможность, рекомендую брать уазики в аренду: будут доступны Гегский водопад и Альпийские луга на горе Мамзышка (зимой конечно эти места под вопросом). Кстати при подьеме на Мамзышку есть место где визуальный уклон дороги в одну сторону а машина на "нейтралке" едет в другую сторону (как будто в гору). А вот Вина к сожалению уже не рекомендую- мулька из молдавских виноматериалов. "Домашнее для туристов" в большинстве своем: вода + спирт+ ароматизатор (касается и чачи). Виноградники, в основной своей массе, на территории Абхазии были разрушены и заброшены.

Были там в конце ноября 2019 г., тепло было очень, даже искупались. Про поездку на своём автомобиле соглашусь, местные испортят всё удовольствие от поездки, тормозят на каждом столбе и рассказывают сказки о твоей безобразной и неуважительной манере езды.
Мой отзыв: Lexus GS300 2000

Красноярская область
Земляк, отличный рассказ,красивые фотографии, текст приятно написан - одним словом пиши еще)) Хоть кто-то еще может вырваться и по-человечески отдохнуть)
Можно отменить ограничение скорости, но отменить физику невозможно.
Замечательная статья, после таких рассказов хочется собрать чемодан и уже быть в пути! Да можно и без багажа))) не

А Вы видели там хоть один виноградник?
А то, что там Вам разливали якобы Киндзмараули.... Микрозона Киндзмараули находится в Алазанской долине на территории в сто двадцать гектаров. Вот и всё Киндзмараули.
"...Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!" ©
Товарищ майор
Читать не стал. Просто хочу предостеречь: ни в коем случае нельзя туда ехать на своей машине! Обдерут как липку!

Так уедешь утром в страну души, а вечером тебя уже обратно не пустят. Придется огородом обзаводиться, благо палку воткнешь - и та прорастает. Ну или по старинке контрабандой
Мне понравилось, интересно было читать и посмотреть фото!!!
Shum1988
Тоже были там в январе этого года.ездили на своем авто.Гаишники там **** те ещё,приехали посмотреть страну,оставить денег,а они разводят с наглой рожей.А так понравилось в Абхазии ,как будто в СССР попал.Много интересного.Советую

Бльшой
Был там в октябре 2016-го. Доехал до Ткуарчала и Очамчыры. Ни разу не остановили за неделю покатушек.
Вино на каждом шагу, а вот виноградники толком и не видел, в отличие от Крыма и КК. Поэтому стоит задуматься, из чего тамошнее вино.

Товарищ майор
Тебя ободрали? Или так, агентство ОБС?
Здорово и фотки отличные,интересно,молодцы! В это время были с супругой в Ялте,даже позагорать удалось ),разумеется на машине ездили,успели.....
Заглавная фотка заставила открыть отчет- t18 родная! Только со стремным бампером. А про катание, что лучше, чем в Сибири: если катать трассы, вероятно, но в Сибири столько мест для бомбического фрирайда!
Спасибо бол за поэму,очень интересно,уже хочу туда
Топки
Про гаишников, не знаю летом неделю по всей Абхазии ежедневно катались не разу не остановили, про езду местных, так и в Сибири гонщиков хватает. Отчёт классный.

Усть-Ордынский
Вот это настоящий юг, а не " юг" "дикого прапора"

Не зачёт, Михаил! Поехал не на своей машине! (Шутка!)
Конечно всё здорово и иногда надо и отдохнуть от штурвала, как и я прошлым летом. Свой отчёт наконец-то закончил, на днях отправлю.
Так же жаль что не покатался на лыжах, неужели там всегда такие очереди?
А в Абхазии бывать приходилось, ещё в советское время ездил с отцом из Адлера на Рицу на экскурсионном автобусе.
P.S. Народ прав - за винными впечатлениями надо ехать в Крым и Краснодарский край.
Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.

Хорошее путешествие, только непонятно, почему абхазы не чистят дорогу? Хотя , по моим впечатлениям об Абхазии, не хотят они работать.
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."

yakushev
Бенгальский
тамошнее вино из молдавского виноматериала. А путешествие понравилось, тоже хочется в Сочи.

Товарищ майор
Богатые северяне должны помогать копеечкой

Не сильно напрягают там Арсены/Тофики/Гагики?
Можно попробовать с ними вообще не пересекаться?

Yuta
В Абхазии возделывают много сортов винограда....Дегустация прошла успешно, больше всего понравились легендарные Хванчкара и Киндзмараули....А Вы видели там хоть один виноградник? А то, что там Вам разливали...
Ну на счёт виноградников не всё так однозначно... У меня дальние родственники живут в с. Лидзава (Пицунда) и у них свой виноградник на участке 60 соток, по мимо этого ещё сад соток 50 с мандаринами, инжиром, фейхоа, и др. деревьями. Садами, и виноградниками, занимается половина сельского населения Абхазии, за счёт этого и живут.

Да уж, походу экскурсоводы на Аоьфарле в доле с этими мошенниками виноделами. Ибо делать экскурсии по Абхазии, и не знать, что там нет никаких виноградников в тех огромных количествах, про которые рассказывают туристам - это очень странно
Очень интересно было почитать, нахлынули воспоминания, знакомые места. Отдыхали там только в летне-осенний период, теперь захотелось и в зимний побывать! Красота там нереальная!
Захотелось тоже проехаться по такому интересному маршруту . Может быть получится как - нибудь :-)

Были в новогодние праздники. Прокатов много, у кого-то есть опции привезти-забрать машину из любой точки, у кого-то нет. Некоторые вообще не дают возможности вывезти машину в Абхазию, другие же добавляют ощутимую надбавку за это. Брал в прокат поло акпп, ездили на Рицу, и до дачи Сталина. Их там минимум две, а то и три =) В этом сезоне снег выпал поздно и в январские праздники до Рицы экскурсии ещё ходили, но только на микроавтобусах. На подъеме к озеру земля уже была закрыта снегом, горные вершины все в саване. На отворотке выше озера нам сказали, что дальше толкучка из тех, кто не смог подняться. Но нам туда не надо было.
На обратном пути заехали на Афон. Монастырь был закрыт после Рождества, но тишина окружающего вида с холма и звезды над головой были чудесны.

Михаил, спасибо Вам за весьма интересное и красочное повествование! Мне, к великой моей радости, тоже удалось побывать в Сочи в конце февраля)) Правда, не в формате автопутешествия, а исключительно на горнолыжке. Передвигалась из Адлера до гор с Бла-каром, на автобусах и Ласточке. На лыжах каталась на Газпроме, 3 насыщенных дня катания и куча положительных впечатлений)) Успела-таки отхватить до самоизоляции :-D
Приятно было прочитать об этом путешествии и понастальгировать, ведь я сама прошлой весной отправилась впервые в Сочи, многие фото и места были знакомы, природа действительно уникальна, потрясающе красива. Думаю этот рассказ вдохновит тех, кто как и я был в плену стереотипов о наших курортах. Так вот, в несезон они великолепны!

Миша, молодцы. Поздравляю с отличным путешествием. Сразу понял, что вы где то были по фото в ВК.
Так держать, очень круто!
Фильм "Алиса в стране чудес" в Голландии признан документальным.
Мой отзыв: Dacia Sandero 2022
Михаил! Увидела Вашими глазами Абхазию - еще раз убедилась в том, что туда обязательно надо съездить! Благодарю за Ваш труд, что Вы всё так подробно расписали и с нами поделились!

Проехались зачётно по знакомым местам, пусть и не искупались ) А сколько экскурсовод на Альфарде вышел в итоге?
Абхазия неплохо, только вот с вином я не смог подружиться, была только одна дегустация и весьма неудачна. А вот чача весьма зачётная оказалась )
Удачи вашей семье в дальнейших путешествиях! Продолжай писать в том же духе!
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Doctor-surger
Вот теперь привет, Михаил! Вы большие молодцы! Меня, как травматолога, на снежную гору, ни калачом ни бутылкой хорошего виски не затащишь ( Проехались зачётно по знакомым местам, пусть и не искупались...
Привет-привет доктор!!)
Когда-нибудь надо и на снежную гору тебе забраться)

Один день индивидуальной экскурсии стоит 8 тыс.руб. Для одного, двоих, троих - не важно) За два дня со скидкой вышло 15 тыс.руб.
Ну а вино на самом деле там очень хорошее, тоже есть с чем сравнивать, везде где бываем пробуем этот напиток) Гиды и не скрывали что оно могло быть не обязательно местное, а из других районов или даже из ближайших Грузии. Сам антураж зато какой!) А чача точно местная!)

Спасибо!!!
Очень интересный обзор! Как будто сама там побывала) Фотографии радуют глаз! Давно слышала про Абхазию, теперь ещё больше хочется посетить. Лишь бы границы скорее открыли, лето не за горами!)
Спасибо за такой полный рассказ. Сама тоже побывала в тех местах , которые вы описали. Тоже отдыхали в Сочи, Адлере , потом поехали в Абхазию. В пик сезона, летом. Во многом с вами согласна. В Абхазии красивая природа, а вот все остальное - оставляет желать лучшего (организация экскурсий и др.). Каждый хотел содрать побольше денег. Очень понравилось чистое , прозрачное море , в отличие от Сочи. В следующий раз, мне хотелось бы тоже попутешествовать как вы, на автомобиле. И не в пик сезона. Спасибо Вам за информацию , теперь смогу правильно спланировать своё путешествие и спланировать бюджет.
Как всегда очень интересный и познавательный рассказ!
Спасибо, заново побывала в Сочи!
Была там два раза , но даже не знала о существовании некоторых мест , где вы были.
Ах , какая же красота в Абхазии..хотелось бы верить , что в этом году летний отпуск все-таки состоится и мы туда поедем))))

Была в Сочи дважды, удалось посетить большинство перечисленных мест, особенно запомнился своей колоритностью дендрарий и район Мацеста, с удовольствием бы вернулась туда еще раз. За рассказ большое спасибо, очень подробно и красочно описаны места, есть за чем вернуться в этот город оказывается даже не в пиковый летний сезон))

Фото вызвали ностальгию по Сочи! Обычно мы едем сразу катать на сноуборде и в Сочи даже не заезжаем, после карантина обязательно туда поедем!) Лестница в дендрарий напоминает лестницу в сухумском питомнике с обезьянами)) кстати, как альтернатива отелям могу посоветовать посуточно квартира в ЖК ideal house. Там прекрасный вид и атмосфера))

К своему несчастью,я не была в Абхазии ни в пляжный сезон ,ни уж тем более,в снежный! Почему? Да потому что, в последнее время более популярны и разрекламированы пляжи и отдых заграницей. Но увидев Ваши фото и такое подробное описание этого сказочного места,мне захотелось туда поехать! Спасибо за рассказ и фотоотчёт!

Михаил,спасибо за такой подробный рассказ!Очень интересно! Я никогда не была в Абхазии, теперь очень хочу туда поехать. В Сочи и Адлере были с мужем на этапе Формулы 1,кстати Вы мне помогали тогда определиться с трибунами и отелем!Очень мы Вам благодарны! Интересная экскурсия на автодроме, так захотелось побывать в закулисье!
А на счет сезона посещения скажу: обожаю ездить не в сезон! Хотя все знакомые говорят,якобы, что там делать на юге без жары и купания в море! Ну кому что нравится!Нам не нравится тупо лежать на пляжах, мы всегда бегаем по городу в поисках, чтобы посмотреть интересного...
Такая ретро-Абхазия меня прям увлекла...я так обожаю такие старинные постройки, такую атмосферу!Супер! Спасибо Вам огромное! Желаю Вашей семье много-много путешествий и впечатлений!Будьте здоровы и счастливы!

Здравствуй, Михаил! Благодарю за новый рассказ!
Читая о путешествиях людей, всегда возгораешь желанием посетить описываемое место, особенно, если оно повествуется в красках и с личным впечатлением, как ваш отчет.
Хочется сказать, что у каждого времени (говоря о сезонах и не сезонах) есть свои прелести и небольшие огорчения как, например, в сезон прибывает большое количество туристов, и начинаются проблемы с местами в отелях и столпотворением на экскурсиях, а в не сезон не работает множество развлекательных программ. Но если место для путешествия прекрасно, то совсем не важно, в какое время туда ехать.
Еще раз спасибо за отчет! Надеюсь когда-нибудь я пройдусь по вашему маршруту и уже самолично почувствую те эмоции и ощущения, которые вы испытали в этой поездке:)

Какие виды!!! И какие разноплановые! Все сезоны в одном путешествии! Величественные снежные горы, лазурные озера, тропические леса... А закаты - как со страниц глянца!

Обалдеть, я просто в восторге! Читать такие красочные отзывы, все так подробно, с потрясающими картинками - одно удовольствие!!Мне теперь еще больше заxотелось отправиться в путешествие..надеюсь , в этом году все же удастся!

Отличный рассказ, как-будто сама была в путешествии)

Столько сказочных мест 😍 Так хочется также путешествовать, хоть в не сезон 😅 Автору большое спасибо за приятные эмоции от рассказа ☺️👍

Путешествие на машине, это наше семейное хобби. Спасибо за полезный рассказ о местах, где можно останавливаться!

Отдыхать, путешествовать, копить воспоминания, виды, красоты, эмоции,
эта возможность так украшает нашу жизнь.

Как же прекрасен Кавказ зимой! Безумно красивые места вы посетили и как всегда очень интересный рассказ.Теперь хочется посетить Сочи и Абхазию не летом, а именно в холодное время года. Ну очень атмосферно! Спасибо большое, что делишься с нами такой красотой.
Удивила ситуация с платными местами для фото😱Надеюсь этот инцидент не омрачил вашей поездки!

Интересный рассказ, а главное информативный. Фото передают всю красоту, захотелось побывать в тех местах, где ещё не была и посетить знакомые места в другое время года. В Абхазию я влюблена давно. Потрясающая природа. Спасибо, что делитесь такой красотой и вдохновляете на путешествие .

Был этим летом в тех краях. Надо сказать впечатления отличные, а Абхазия и вовсе понравилась.
Море чистейшее, народу на пляжах мало, очень вкусная кухня и ненавязчивый сервис (кроме как паренька сшибающего денюжку на стоянке возле подъезда к Афону, не заметил ничего такого, чтобы вызвало раздражение, чего не скажешь о нашем Юге, а точнее о пляжных поселках от Новороссийска до Адлера).
По поводу вина скажу так - то, что мы взяли в Абхазии, ни одно не зашло. Причем брали и в фирменном магазине, и в частных лавочках. Возможно у нас немного другие требования к вину, или просто не повезло с выбором, но как-то не сложилось. Средняя цена в фирменном магазине в районе 500 руб за бутылку, а в частной лавочке брали по 350-400 руб.
Мы ездили на своем авто, скоростной режим соблюдали (сложно там гонять, так как хочется по сторонам смотреть - красиво, плюс куча коров по дороге ходит, лежит...), как и правила парковки. В Абхазии ни разу гаишники не остановили, да и видел я их там всего пару раз.
Симкарту не покупал отдельно для навигации. При отключенном интернете ездил по Гугл-картам скаченным заранее. В кафе везде хорошего уровня Wi-Fi.
В Абхазию очень захотелось вернуться и провести там больше времени. Для знатоков региона вопрос - есть ли пляжи с песчаным заходом в море? Те, что объехали в основном с крупной галькой, а хочется и по песочку полазить.))
____________
Кстати, на трассе Ф-1 можно погонять более бюджетно. На своем авто. Если позволит класс авто и резина (критерии отбора уточнять не стал, так как времени не оставалось на заезд, но взял на заметку).
polkovnik68
Новый Уренгой
Бенгальский
Вино из молдавского виноматериала --- шмурдяк еще тот !!! Лично разговаривал на КПП с молдавскими перевозчиками. Даже сестра,живущая в Сухуме, сказала, что найти натуральное большая удача. И чача ...овно редкостное !!!
Были в Сочи и Абхазии летом,после вашего рассказа захотелось еще раз туда сгонять не в сезон..Оказывается еще много чего можно посмотреть)Очень увлекательный рассказ!Спасибо!

idlenochka1996
Очень интересная информация , фотографии прекрасно ее дополняют, очень хочется посетить самой такие места, спасибо Вам, что делитесь и вдохновляете нас путешествовать

Очень здорово!
Спасибо за информативность и красочные фото
Очень стимулирует путешествовать!

Согласна полностью с автором, ведь нам в каждой стране не важно поплавать в море и позагорать на солнышке, а самое прекрасное получить удовольствие от поездки, от увиденных достопримечательностей, от природы и все увидеть своими глазами спокойно, а не когда толпится куча народа возле тебя. Очередной раз читая вашу статью окунаешься в эту атмосферу и такое чувство как будто я была с вами и хочется туда вернуться. Будем ждать от вас очередного путешествия и рассказа о нем, кстати куда планируете ехать в следующий раз?

ElenaKovaleva
Батайск
Михаил благодарю ваc за такой увлекательный рассказ. Я не была там не разу, но после прочтения, захотелось тоже проехаться по такому интересному маршруту. Следующую свою поездку обязательно запланирую именно сюда)))

Я была в Сочи в том году, но так и не посетила эти классные места, после ваших рассказов мне очень хочется скорее умчать в эту сказку))

Пензенская область
Спасибо огромное. Очень познавательно и увлекательно!!! Фотографии передают всю атмосферу. Сразу захотелось побывать в этих местах! Вами проделана огромная работа! Спасибо за полезную информацию 😍

Ханты-Мансийск
Очень давно хочу побывать в Абхазии там потрясающая природа и архитектура, но пока любуюсь этими прекрасными видами только на фото. Спасибо за обзор, пригодится.

У Михаила, как всегда, все подробно и основательно 🤗 Отличное путешествие, сидя на диване, для тех, кто заскучал на карантине. Зимний Адлер я видела. А вот Абхазию - нет. И я соглашусь с автором, что зимой эти места несомненно по-своему прекрасны. Сочетание зелени и снега удивляет и очаровывает.
Спасибо за еще одно увлекательное путешествие 😉
Ждем новых историй 🙂

Прекрасные сказочные места! Спасибо за полезный и интересный рассказ 😊 Природа просто восторг! 😍

В Абхазии были в сентябре.очень понравилось там .А у Вас прочла много интересного.Спасибо большое

Регина Романовская
Очень интересная статья! Как только соберёмся в Абхазию, она у нас будет обязательно в закладках в телефоне!) очень хотелось бы туда приехать, но с такой остановка как сейчас, это пока невозожно((((
Успеха вам! И новых путешествий и статей для нас!)

Спасибо за увлекательный рассказ и подробное описание путешествия! Захотелось повторить Ваш маршрут! Отдельное спасибо за прекрасные фотографии!

Очень понравилось! Прям погружаешься в текст и все это представляешь. Успехов Вам и побольше читателей!

Никогда не была в Абхазии!Очень интересно читать и появилось желание побывать там же)

Спасибо, интересно читать) Особенно на карантине😂
Очень интересный рассказ и красивые фотографии! Действительно, без толп туристов совершенно другой вид:)
Спасибо за содержательный рассказ и фото. Обожаю Сочи! И в Абхазии тоже очень живописно и вкусно 😋 Несколько раз была и там и там, и ещё обязательно поеду!!!

В Абхазии и в Сочи была, чудесные места для отдыха. Учитывая ситуацию в стране-это теперь будут ещё более востребованные направления.

Прям захотелось съездить в Сочи или Абхазию, только в это непростое время все поездки под вопросом.

Кристина Васильева
В не сезон сама очень люблю ездить в Сочи. Можно выгодно жильё снять у моря, ездить гулять в горы, и наслаждаться природой.

Классное путешествие!!!Спасибо автору за инфо!!!Респект!

Спасибо автору за рассказ! Так все классно расписано, что захотелось сейчас взять и оказаться там! Для меня это особо интересно, т.к. в тех краях я еще не бывала.)))))

Большое спасибо за обстоятельный и интересный рассказ! Абхазия прекрасна... Тоже планируем с семьёй путешествие на юг, почерпнули много полезного, за что огромная благодарность Вам! С удовольствием будем ждать Ваших новых рассказов о поездках) сразу видно, что Вам в радость делиться с людьми своими впечатлениями. Это очень здорово!

Товарищ майор
Ерунда какая! Не нарушайте и обдирать никто не будет! Были в Абхазии на своем авто - ни разу никто не остановил! Как и в Краснодарском краем. Два года подряд ездили по маршруту Новосибирск-Адлер-Абхазия, Новосибирск-Крым-Адлер - штрафы только с камер Омской области за превышение на 10 км/час.
Очень содержательный и познавательный рассказ. Так подробно всё описано. Спасибо автору. Никогда не бывала в этих местах, теперь обязательно поеду!!!

Ох, знали бы как я люблю путешествия. Никогда не была в Абхазии, но очень хотела бы это исправить. Спасибо за такой прекрасный рассказ!

супер! интересно написано! И фотографии замечательные!

Захотелось поехать путешествовать на машине, очень интересный опыт, едешь сколько хочешь и куда хочешь! Отличный рассказ😍

Сейчас Бы отдохнуть, а не в четырёх стенах сидеть))

Спасибо!!! Очень содержательный и подробный рассказ!!!!! Для себя открыла много интересного и полезного!!!

tim204
Про абхазию очень интересно!
В Абхазии была с родителями дважды ещё ребёнком - безумно понравилось! Мечтаю снова поехать. А Сочи люблю всей душой! Очень надеюсь, в этом году получится слетать. В планах поехать с мужем и родителями! Волшебная природа, море, горы. Мой любимый ресторан На краю земли. Форелевая ферма. Все волшебно!

Никогда не была в Абхазии, но очень хотела. После такого чудесного рассказа захотелось побывать ещё больше! Спасибо за такой подробный рассказ!

Спасибо за такой информативный рассказ! В прошлом году запланировали побывать в Пицунде! Коллега рассказывала о своем путешествии в Абхазию, уверяла,что красивее города не найти! Стариные постройки, природа... После вашего обзорного рассказа еще раз убедилась, что пора на отдых! Пора увидеть Абхазию своими глазами! Сочи,Анапу уже изучили до каждого камушка))))))))) Но я с удовольствием залипла на каждом фотоснимке!!! Классно!!!!

Хорошее путешествие, очень интересно читать 👍🏼😻

уже очень- очень давно хочу туда поехать! Наверно, теперь все таки соберусь!!! спасибо вам!

Заброшена и запущена Абхазия.
Каждый год ездим туда отдыхать, очень нравится)))

Спасибо за такой интересный обзор. Сколько раз хотели побывать в Абхазии, но в последний момент выбирали другое направление. Лишний раз убедилась, что посетить это место обязательно стоит!