Чуйский тракт — основная дорога, по которой так или иначе всегда проходят маршруты по Горному Алтаю, и наши в том числе. И это по-прежнему самая красивая и эффектная дорога среди всех, по которым мы ездили. Особенно осенью! Как по асфальту, так и в стороне от него, где уже можно комбинировать маршрут на машине и пешком. Это было уже наше пятое по счету за 6 лет путешествие по Алтаю, и каждый раз с новыми для себя неизведанными местами и маршрутами.
Несколько лет назад, в своих рассказах на travel.drom попробовал несколько необычный формат. Через призму обычного семейного отдыха по турпутёвке на умеренно экзотическом острове, рассказать и об автомобильной составляющей жизни населяющих его людей и туристов. Тем более, здесь на дроме такая тема как JDM, кажется, не потеряет актуальности никогда). Тогда это был рассказ про китайский остров Хайнань: JDM переезжает в Китай. Куда и на чём ездят на острове Хайнань. Несмотря на огромную конкуренцию уже тогда китайских марок, японцы на тот момент ещё не сдавались, и их машин там было большинство. Но это были всё же не совсем JDM, а их аналоги с левым рулём специально для Китая.
На Шри-Ланке всё немного иначе.
А почему бы не слетать на недельку в Дагестан, и прокатиться там? Это же не менее красивый и интересный регион, чем горячо любимый нами Горный Алтай. В это время, в конце зимы, там, может, и не так ярко, как летом, но зато и народу меньше, и выгоднее по затратам. А впечатляющий рельеф дорог, тысячелетняя история и знаменитое дагестанское гостеприимство никуда не делись. Ну и, конечно, ещё ни в одном путешествии я не узнавал столько интересного про отечественную гидроэнергетику.
Чемальский тракт Горного Алтая последние годы (а в этом так особенно) стал невероятно популярен. И практически стал попсовым. Даже по гравийке до Ороктойского моста устроили настоящее паломничество! А уж в самом Чемале и в соседнем Элекмонаре теперь «как в Сочах». Мы уже были тут 4 года назад осенью во время нашего первого путешествия по Алтаю, и почти без туристов. И всё самое интересное тогда посмотрели за один день. Как оказалось позже, далеко не всё! Что же нас подвигло снова приехать сюда, и более того, провести весь отпуск здесь, даже не заезжая дальше по Чуйскому тракту?
Первые два наших путешествия на Алтай прошли по самым популярным его местам: Чемальскому, Телецкому и, конечно, Чуйскому тракту. И вот теперь наконец-то дошли руки, докатились колёса и до самых необычных, атмосферных мест… Улаганский тракт — начинается от Чуйского тракта в селе Акташ и поднимается по ущелью реки Чибитки. Далее эта очень необычная горная дорога идет по высокогорному Улаганскому плато через сёла Улаган и Балыктуюль на легендарный перевал Кату-Ярык и резко спускается вниз во впечатляющую долину реки Чулышман! А ещё на этом тракте можно свернуть на настоящее бездорожье и добраться до Акташского ретранслятора, подняться на машине так высоко, куда на Алтае нигде больше не получится.
Серьезный перепад высот и температур, очень красивые пейзажи вокруг, малонаселенная дикаяю местность и довольно сложная дорога — всё это делает Улаганский тракт и рядом с Акташем — действительно очень атмосферным местом, во всех смыслах этого слова. И мы очень хотели там побывать, показать это всё детям.
Давненько я не продолжал свой обзор самых интересных горнолыжных мест Сибири, до которых доезжали на машине. Все они уже были перечислены в первых двух частях, ничего лучше с тех пор пока не появилось. Но зато мои сыновья наконец-то освоили горные лыжи и теперь полноценно катаются со мной по склонам. И поэтому, в том числе для более комфортных путешествий в горы, был поменян автомобиль на более свежий и просторный. Но марке и модели я остался верен. И всё это прямо перед, во время и уже после пандемии… В общем, места хоть и старые, но впечатления все новые!
Популярные туристические места отдыха на юге, такие как Сочи и Абхазия всем хороши, но в сезон там слишком уж много народа, машин, автобусов, везде длинные очереди, завышенные ценники и т.д. Пляжный отдых или простое путешествие в таких условиях, честно говоря, не впечатляет. Другое дело — необычное путешествие или экскурсия там, в не сезон, когда можно спокойно побывать, где хочется, и увидеть эти места в других красках. Больше всего хотелось увидеть невероятную природу и знаменитые места в Абхазии. Но сначала, сразу по прилёте в аэропорт Адлера, взяли напрокат машинку, чтоб за несколько дней увидеть окрестности.
Когда то давно, в 1996 году, в любимом журнале детства «За Рулём» были две шикарные статьи про Автодома на базе разных автомобилей или прицепов. Помню, как очень впечатлили эти красивые большие машины, с обстановкой внутри как в хороших квартирах. А фото, как правило, были сделаны в очень красивых местах или на дорогах. И главный мотив всего этого — куда бы ты ни приехал, чувствуешь себя как дома. На западе уже тогда это был очень развитый и рынок таких машин, и организация услуг их аренды, и кемпингов. Вот тогда и родилась мечта прокатиться на таком же Автокемпере со своей семьей когда-нибудь, и где-нибудь… Ещё больше она укрепилась недавно, когда культура путешествий на машине с комфортом, медленно и пока неуверенно, стала добираться и до нас.
Маршрут: Кодинск — Красноярск — Бийск — Чемал — Новосибирск
Последнее время меня всё чаще спрашивают, когда я уже поменяю свою машину. Ведь этой осенью исполнилось уже ровно 10 лет как куплен наш Аутбэк. И обычно я отвечаю что-то вроде: «А зачем? Меня все устраивает. И главное, я на нём еще не везде побывал…» Последнее время самым желанным местом в этом списке был прекрасный Горный Алтай. Вроде и не так далеко от Красноярского края, но и всё время что-то откладывалось. И вот наконец получилось! Времени, как обычно, было немного, но это время — настоящая золотая осень конца сентября и начала октября. Когда Алтай («Золотые горы» — именно так он переводится с тюркских языков) оправдывает свое название на все сто…
Всё таки зима — самое красивое и самое любимое для меня время года! Конец февраля-начало марта — самое время для путешествия к интересным горнолыжным местам Сибири. А также давняя цель — прокатиться на остров Ольхон по знаменитому кристально чистому Байкальскому льду. Кроме того, возможность наконец добраться своим ходом до легендарного мыса Хобой, куда нам не удалось попасть летом. И всё это удалось совместить в нашем путешествии. О чём и хочу сейчас рассказать, скорее даже просто показать, ибо пытаться описать красоту зимнего Байкала словами — абсолютно бессмысленное занятие. Это надо видеть своими глазами (и через объектив камеры). Это надо слышать, как трещит и дышит байкальский лёд. Это надо прочувствовать, как энергетика такого места как мыс Хобой просто заставляет тебя не дышать от восхищения. Ну и, наконец, надо просто самому «порезать вельвет» по идеальным склонам горы Соболиной, с видом на всё тот же Байкал…