|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Предлагаю Вашему вниманию рассказ об очередном нашем автопутешествии. Оно, в силу известных обстоятельств непреодолимой силы (COVID-19), прошло несколько спонтанно, что привнесло определенную нотку авантюризма в его проведение. Однако данное обстоятельство никаким образом не повлияло на общее позитивное настроение экипажа. Но — обо всем по порядку.
К февралю 2020 года была окончательно «пробита» дорога в Узбекистан на Чарвакское водохранилище. Затем, по прибытию на российскую территорию, без возвращения в Москву, планировалось посещение г. Сочи с торжественным восхождением на палубу круизного лайнера «Князь Владимир» и, соответственно, дальнейшее участие в морском путешествии по маршруту Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь и обратно длительностью 6 дней и 7 ночей. Но « … пути господни неисповедимы … » — грянул он, господин коронавирус. Естественно, с визитом в Узбекистан пришлось сразу распрощаться (по крайней мере, в этом году), что остро поставило вопрос о замене этой части поездки на что-то другое по территории России (как говорится, «убить время» до начала круиза).
После не очень недолгих раздумий было принято следующее решение — если поездка на побережье Черного моря остаётся в силе в любом случае (за круиз уже заплачено), то не сыграть ли нам, как говорится, на контрасте? А что — звучит неплохо: поездка от южного берега Белого моря до северного берега Черного моря. На том и сошлись: сначала Москва — Архангельск — Северодвинск с непременным посещением пляжа на о. Ягры. Затем — посетить Соловецкие острова, на которые давненько засматривались после ранее состоявшихся поездок на о. Валаам и о. Коневец. А после возвращения в Москву и 2-х дневного отдыха (оплатить услуги ЖКХ, «сбросить» теплые вещи и т.д.) — едем в Сочи. Забегая вперед, скажу, что «Князь Владимир» тоже подвел, и в Сочи также пришлось импровизировать. Но об этом — по ходу повествования.
Поездка проводилась в период с 9 августа по 6 сентября с.г., а общий пробег, что называется, «от подъезда до подъезда» составил 8 650 км (расстояние по маршруту, плюс «наезженный» километраж в местах отдыха при осмотре имеющихся достопримечательностей). Автомобиль тот же, что и ранее: Тойота Ленд Крузер Прадо, 2016 г.в., комплектация «Стайл», дизель, 2,8 литра, автомат, 177 л.с., расход — 7,8-8,0 л/100 км по городу и 6,7- 7,0 л/100 км по трассе.
Неизменное уже 4-й год средство передвижения …
Состояние пройденных дорог, уровень цен в посещённых местах и др., по сложившейся традиции, будут приведены по тексту, а общая величина понесённых расходов — в конце рассказа.
Ну, что же — вперед, на невиданный ранее нами Русский Север! Замысел таков: прошвырнуться до Архангельска, побыть там 4-5 дней, осмотрев в нем все, что успеем; прокатиться до Северодвинска и увидеть Белое море, помочив в нем хотя бы ноги; посетить место рождения Ломоносова М.В.; прогуляться по Малым Корелам (благо, все рядом) — и назад. Поехали!
Традиционная встреча рассвета на МКАД в день выезда …
За неторопливыми утренними разговорами добрались до Ярославля. Время позволяло, поэтому не мог не посетить памятник финансистам Великой Отечественной войны, установленный у стен Ярославского высшего военного финансового училища (расформировано в 2010 году). Данное училище я в свое время имел честь окончить (язык не поворачивается назвать его бывшим). Не могу знать всех нюансов появления и установки данного памятника, но, на мой взгляд, логичнее было бы назвать его памятником именно военным финансистам. Поверьте на слово, их послевоенная деятельность вплоть до настоящего времени мало чем отличается от деятельности коллег в годы Великой Отечественной войны (речь идет об участии финансистов Вооруженных Сил РФ в многочисленных локальных конфликтах после распада СССР). Но, повторюсь, наверняка были какие-то особые требования Министерства культуры и Минобороны России при воплощении этой задумки в жизнь. В любом случае, следует выразить огромную благодарность тем, кто довел эту идею до практической реализации.
На заднем плане — учебный корпус и казармы училища …
Вспомнив былое, едем далее. Первая остановка на ночь была сделана в г. Вельск, в гостинице «Сияние Севера».
Выехав из Москвы рано утром, в Вельск приехали около 19 часов вечера. Стоимость номера — 1600 руб. в сутки, завтрак оплачивается отдельно, столовая в этом же здании. Гостиницу рекомендую — тихо и чисто.
К своему глубочайшему удивлению, именно при движении по Вологодской области до Вельска и обратно в Москву получил аж 13 (Тринадцать!) штрафов за превышение скорости на 20-40 км\час. Никогда такого не было — ну, один, ну, два штрафа максимум за всё путешествие. А тут — сразу 13. Да из Казахстана, бывало, ни одного штрафа не привозил за всю поездку, пересекая его туда и обратно. Видимо, в Вологодской области процветает «дорожный бизнес» — выставлено множество частных камер, которые расположены просто в хаотичном порядке. Так временной ряд на полученных мною извещениях о нарушении выглядел следующим образом — 15:05; 15:21; 15:44; 16:03; 16:17 и т.д. (приведенные цифры — это время нарушений). Кроме того, у меня были зафиксированы незначительные превышения (40|62 км\час, 60|82 км\час, 70|94 км\час, 90|111 км\час и т.д.), то есть, выставленные знаки ограничения и камеры расположены скрытно, я поздно их замечал и не успевал вовремя оттормозиться. И эта вакханалия происходит не в населенных пунктах (боже упаси, здесь без вопросов — до 60 км\час), не на «закрытых» подъёмах, а на трассе, на непонятных участках ремонта с уже уложенным асфальтом, визуальным отсутствием каких-либо строительных работ, но с оставшимися знаками ограничения. Судя по всему, дела в Вологодской области настолько плохи, что мужская часть её населения не гнушается даже таким способом заработка. Понимаю, кризис — семьи кормить надо, но чтобы вот так. Ужас! Короче говоря, в Вологодскую область я больше не поеду и никому не советую. Оплатил сразу по приезду «13 по 250, за 50 процентов». Будем считать, что для нас эта дорога, как и М4, в этом году стала платной. Привыкаем понемногу — Минтранс обещает, что с 2025 года все дороги станут таковыми.
Трасса от Вельска до Архангельска на 90 процентов отличного качества. Встречающие редкие участки ремонта дорожного полотна с реверсивным движением не носят критичного характера.
К вечеру добрались до Архангельска.
В пути автомобиль разменял знаковую цифру — 66 666 км пробега.
Заселились в гостиницу «Двина», рядом с набережной.
Стоимость номера — 3100 руб. в сутки без завтрака. Номера хорошие, плюс бесплатная охраняемая автостоянка. Завтраки — «шведский стол» по цене 500 руб. на 1 чел. на вынос по заказу, так как в городе в этот период действовал режим самоизоляции. Их не покупали, посчитали, что дороговато. Но в городе не сложно найти кафе или столовые, которые так же работали только на вынос и доставку еды, чем мы и воспользовались.
Вид на Северную Двину с верхних этажей гостиницы «Двина» …
Утром, плотно позавтракав оставшимися домашними запасами, выдвинулись в город на прогулку. Особых предпочтений при осмотре данного населенного пункта не имелось, поэтому руководствовались имеющимся перечнем его общеизвестных достопримечательностей и собственной интуицией. Несмотря на то что на календаре — 10 августа, было достаточно прохладно и временами шел мелкий дождь. Но с -11-го числа потеплело, погода разгулялась и даже выглянуло солнце. В итоге за 4 дня успели побродить по городу, съездить в Северодвинск на о. Ягры и посетить Малые Корелы. Но обо всем по порядку.
Ледокол «Диксон» в ожидании навигации ...
С набережной открываются довольно симпатичные виды на порт, корабли и мосты через Северную Двину.
Один из мостов через Северную Двину …
Вид уходящих в море кораблей особенно завораживает …
Памятник тюленю на набережной …
Памятник Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову Н.Г.
В конце набережной находится Архангельский ликероводочный завод, в магазине которого рекомендую приобрести соответствующую продукцию.
Известный Козьма Прутков, оказывается, уроженец здешних мест …
В целом, да — город производит хорошее впечатление: есть что посмотреть и где погулять. Имеется вполне себе ухоженная набережная, почти везде проложены асфальтовые дороги, с «перекусить» проблем также не наблюдается — по Яндексу такие места найти можно на любой кошелек. Гостиниц также достаточно. Есть много исторических мест, о которых, быть может, ранее только слышали, а теперь удалось и посетить. К сожалению, повторюсь, поначалу не повезло с погодой — сутки шел дождь, соответственно, о длительных прогулках речь в этот период не шла. Что же касается «масочного режима», то в начале августа его соблюдение в городе являлось уже полнейшей профанацией — о необходимости надеть маску корректно напоминали лишь при входе в сетевые магазины («Магнит», «Пятерочка» и др.), заранее предупреждая, что на кассе без неё не обслужат.
Пробыв, таким образом, в городе двое суток, после того, как погода окончательно наладилась, отправились в славный город Северодвинск. Там, помимо других интересных мест, на о. Ягры имеется пляж, позволяющий насладиться видом Белого моря.
До Северодвинска около 40 км по отличной дороге …
Во-о-о-н там справа — о. Ягры … Дорога туда проходит по мосту.
Есть! Южный берег Белого моря в районе Двинской губы выглядит …
Тут еще и купаются?!
Чем я-то хуже? Дело принципа, тоже искупал ... ноги.
Вода … теплая, градусов 8-9 …
Море. Девушка. Автомобиль (природа не пострадала, это стоянка).
Несмотря на то что с моря дул сильный ветер, солнце грело прилично. Вдоль всей береговой полосы бегают спортсмены, гуляют местные жители с домашними питомцами, кое-кто и на парапланах в море уходил (фото смельчаков где-то потерялось).
Жилые дома стоят прямо на набережной.
Очень интересное место, в котором, думаю, хотя бы один раз стОит побывать. На улицах немноголюдно, что, полагаю, связано с присутствием большинства жителей на рабочих местах в градообразующих предприятиях города — «Северном машиностроительном предприятии» и Центре судостроения «Звездочка».
Сытно и недорого можно пообедать в столовой, которая находится в левом торце здания администрации города (столовая называется «First»). После 15 часов — 50% скидка, и тогда обед на двоих будет находиться в диапазоне 300-400 руб. (первое, второе и компот, порции огромные). Было желание проехать до г. Онега, но остановило отсутствие нормальной дороги туда. Что ж — сделаем закладку, может быть, когда-нибудь вернемся.
Не менее легендарная «Звездочка» …
Следующим пунктом нашего интереса стало село Холмогоры.
Смотреть здесь особо нечего, обычное российское село в глубинке. При въезде в него со стороны Архангельска имеется указатель на паромную переправу на о. Куростров (расписание в Интернете есть), где, собственно, и родился Ломоносов М.В. Так как до ближайшего парома оставалось время, то сунулись было в филиал историко-мемориального музея Ломоносова М.В., который находится в старом 2-этажном доме. Но восседавшая там дама нашему приезду не была рада вообще и всем своим видом это упорно показывала. Пришлось повернуться и уйти ни с чем.
Набережная в Холмогорах … Филиал музея — справа, через дорогу.
Свернув по указателю на паромную переправу, необходимо 3-4 км проехать по полевой дороге до причала. Переправа не бесплатная и зависит от веса переправляемого транспортного средства плюс 25 руб. за пассажира. Кассир «обилечивает» желающих переехать прямо на пароме во время движения, прося показать свидетельство о регистрации автомобиля (там указана его масса). В итоге было заплачено: за автомобиль весом 2400 кг — 320 руб., за Штурмана — 25 руб. (все в одну сторону). Паром берет на борт 6-8 автомашин за один рейс. Принимаются к оплате банковские карты.
Время в пути — 15 минут.
Доезжать сюда только на авто — от причала пешком идти далековато …
К сожалению, было закрыто из-за коронавируса …
Сувенирный магазин с поделками «из кости мамонта» (от 1000 руб.) …
Церковь находится метрах в 150 от усадьбы …
Памятник Михаилу Васильевичу …
Последним пунктом нашей поездки в эти края стал государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». Цитата: « … в экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком и XVII веком. Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, баня и т. п. … ».
Музей расположен недалеко от города на расстоянии около 30 км. Дорога туда отличная, стоянка для автомобилей и магазины сувениров также имеются. Территория музея очень большая и разделена на сектора (см. Интернет), поэтому ходить придется много, в том числе, пересекая глубокий овраг. Стоимость билетов: полная — 200 руб., льготная — 150. Причем к льготной категории посетителей почему-то категорически не относят граждан, вышедших на пенсию по возрасту. В целом место атмосферное — неспешно побродить по лесу, подышать чистым воздухом, перекусить на природе — самое то.
Переход через овраг в другой сектор музея …
На этом наше пребывание в Архангельске завершилось, и мы плавно переходим к следующему этапу нашего автопутешествия — посещению Соловецких островов. Добирались туда через Вологду, с одной ночевкой в гостинице «Спутник» в районе ж\д вокзала. Гостиница неплохая, чисто, тихо, есть столовая и автостоянка, 1600 руб. за номер с удобствами на этаже. В принципе, на одну ночь — нормально. Кстати, в Вологде самое дорогое дизельное топливо в этом регионе — 50 с чем-то рублей за 1 литр.
Такое решение (возвращение через Вологду) было обусловлено отсутствием информации в Интернете о состоянии дороги через Брин-Наволок в направлении Мирный — Плесецк — Каргополь с дальнейшим выходом на Пудож. Точнее, находились исключительно отрицательные отзывы о ней. Если кто-то подскажет хорошую дорогу с возможностью невозврата в Вологду — буду признателен. Хочу также отметить, что по Архангельской области, до границы с Вологодской, практически, нет камер — перемещаться можно свободно со скоростью 120-130 км\час, состояние дорожного полотна позволяет. А вот уже в Вологодской области — эта напасть везде, о чем сообщалось выше.
По всей трассе местными жителями осуществляется активная торговля черникой, брусникой и прочими дарами леса. В конечном итоге, на маршруте Архангельск — Вологда — Кемь было успешно съедено несколько 3-литровых банок с черникой стоимостью 700 руб. за каждую. Здесь дам ещё один небольшой совет — не нужно стесняться и спрашивать о времени сбора продаваемых ягод. Дело в том, что на собранную 2-3 дня назад чернику не всегда добросовестные продавцы сверху кладут небольшой свежий её слой и продают все это в пластиковой банке (как правило, от майонеза). Такая черника вполне съедобна, но она начинает течь и быстро закисает. Один раз мы так попались. Поэтому, впоследствии, поступали следующим образом — из тары продавца пересыпали ягоды в свою пустую пластиковую банку, что позволяло остановить процесс продажи залежалого товара и, при необходимости, попросить его заменить. Проблем не было, меняли всегда.
Выехав утром из Вологды, к вечеру добрались до административной границы области с Республикой Карелия.
«Пит-стоп» на границе Вологодской области и Карелии …
Заночевали в Пудоже в придорожном отеле «Онего».
Отличный отель, красивые номера, автостоянка, недорогая столовая на 1-м этаже (работает с 7 утра, средний чек на двоих — 400-500 руб.), приветливый персонал. Клиентов всегда много — фото сделано днем, а вечером вся стоянка была забита транзитным транспортом. Стоимость 2-местного номера с удобствами — 1650 руб. в сутки. Когда ехали обратно из Кеми в Москву, также здесь останавливались. Рекомендую.
Переночевав в Пудоже, едем далее, до Кеми.
Небольшую остановку сделали в п.г.т. Повенец. Оказывается, « … 5 декабря 1941 года финская армия оккупировала Медвежьегорск, и на следующий день вошла в Повенец, который был пуст после отступления советских войск и эвакуации мирного населения. В ночь на 7 декабря советские войска взорвали первые шесть шлюзов Беломорканала, обрушив на Повенец и пришедших туда финнов грандиозный поток воды. Наступление противника захлебнулось в буквальном смысле слова, и, хоть и частично финны смогли переправиться через канал, уйти дальше на восток им не удалось. Фронт остановился здесь до июня 1944 года ...».
Подъехала очередная экскурсия …
Начало Беломорско-Балтийского канала …
На выезде из Повенца в сторону Кеми случайно увидели указатель поворота на печально известное урочище Сандармох (см. Интернет).
Еще нюанс — выезжая из Вологды в Кемь, необходимо знать, что от Вытегры до Кеми «брендовых» заправок нет вообще. Единственный «Лукойл» на этом участке дороги находится в н.п. Сегежа, куда можно заехать, свернув с трассы на 11 км в сторону. Заправка легко находится по навигатору. Кроме того, как заезд, так и выезд в\из Сегежи настоятельно советую осуществлять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО через южный въезд в город. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не возвращаться на трассу через северный въезд (через н.п. Надвоицы) — полностью разбитая дорога на протяжении почти 50 км (мы, конечно же, поехали, навигатор, редиска, повёл).
До нормальной заправки осталось совсем немного …
Что касается организации самой поездки на Соловецкие острова: был найден сайт туристической компании «Причал» в пос. Рабочеостровск (это возле Кеми) и через него решались все вопросы по пребыванию. По деньгам получилось так: 2-местный номер — 2500 руб. в сутки, стоянка — 200 руб. в сутки, проезд на теплоходе «Василий Косяков» — 1800 руб. на 1 чел. в одну сторону (все в одном месте, оплата по приезду наличными). На всё потрачено 12600 руб.: вечером приехали, переночевали, утром — на Соловки, вечером — обратно, переночевали, утром уехали. Что и говорить, дороговато. Но — дешевле нет, они монополисты, мля! Ну, да ладно — живем один раз. Кроме того, из отеля позвонили за несколько дней до приезда и, ссылаясь на требования местного Роспотребнадзора и постановление губернатора Архангельской области, предупредили о необходимости иметь с собой справки об отсутствии коронавируса со сроком годности не более 2 дней. На мое возражение, что такое требование, в принципе, невыполнимо (мы же в дороге!), было предложено приобрести справки у них за 1570 руб. на 1 чел. Пришлось выходить из положения … по-своему. Но при посадке на корабль наличие этих справок проверяла женщина, организующая такие экскурсии, что выглядело совершенной насмешкой над здравым смыслом. Думаю, что этот вопрос можно было спокойно решить по приезду сюда известным всем способом.
К вечеру добрались до Кеми.
Отель «Причал» нашли не сразу. Он находится не в Кеми, а в пос. Рабочеостровск, который расположен за этим городком. Навигатор долго плутал, пришлось брать «языка» из местных. Довел благополучно.
Территория отеля ухожена, номера комфортные, но ресторан дорогой.
Проживание вот в таких коттеджах …
Справа вдали видна церквушка из фильма «Остров» (дойти можно) …
Утро, выдвигаемся на Соловки (Кемь остается позади) …
В целом организация посадки на корабль нормальная, мест всем хватает — сначала размещаются организованные экскурсии, затем женщины с детьми, а потом — следующие в одиночном порядке. Единственное неудобство заключается в том, что если ехать компанией больше 2 чел., то сидеть, возможно, придётся порознь, так как все места могут быть заняты туристами из состава экскурсий.
Непосредственно о самих островах. Выскажу крамольную мысль — смотреть здесь особо нечего. До монастыря нужно идти минут 15-20 по разбитой дороге, и все проезжающие автомобили обдают тебя шлейфом пыли. Те, кто приехал сюда на несколько дней, чертыхаясь, натужно тянут чемоданы на колесиках по щебенке. Монастырь неспешно реконструируется и внутри напоминает строительную площадку. Имеется несколько магазинов с сувенирной продукцией с соответствующими ценами. По сравнению с Валаамом здесь еще очень много работы по благоустройству. В общем, лично мои ожидания не соответствовали увиденному. Будем надеяться, что со временем что-то изменится в лучшую сторону.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь …
Случайно наткнулись на скульптуру и надгробную плиту кошевого атамана Запорожской Сечи Калнышевского П.И., который был сюда доставлен в возрасте 85 лет, провел 28 лет в заключении и после освобождения остался тут жить (см. Интернет). На момент смерти в 1803 году ему было… 110 лет!
Вернувшись вечером в отель, переночевали и поехали назад. Впечатления, повторюсь, остались противоречивые — один раз съездить можно — как говорится, БЫЛИ. Просто пожить там несколько дней? — есть и такие, кто специально для этого сюда едет. Каждому своё …
На обратном пути решили осмотреть знаменитые «петроглифы» — « … наскальные изображения, памятники монументального изобразительного творчества первобытной эпохи, расположены в Беломорском районе Карелии, на островах р. Выг, датируются IV—III тысячелетием до нашей эры …». Чтобы добраться до места расположения петроглифов, нужно пройти по лесной тропе 1,3 км от специально оборудованной автостоянки вблизи автодороги Сосновец — Беломорск.
Вот такая стоянка (указатель на трассе есть) …
Не менее живописная лесная тропа …
Невольно задумаешься… Что это, кто автор, почему появилось?!
Попутно проехали до известной деревянной церкви в н.п.Чёлмужи.
Вечером вернулись в Пудож и, проведя ночь в том же отеле «Онего», утром выехали в Москву, прибыв домой поздно вечером. В домашних условиях было проведено несколько дней, и оттуда же начался следующий, не менее занимательный, этап Автопутешествия 2020 — в Сочи.
Как говорилось выше, этот этап был, как мы полагали, проработан основательно: деньги за круиз заплачены заранее, отель «Марианна» забронирован на предшествующие ему 4 дня (в Сочи не были 10 лет, хотелось по-новому осмотреться), стоянка для автомобиля на время морского путешествия найдена. Дело оставалось за малым — сесть на лайнер в указанные на билетах дату и время. Но …
Еще во время поездки до Архангельска и обратно в ежесуточном режиме проводился мониторинг процесса подготовки лайнера «Князь Владимир» к выходу в море. Дело в том, что с апреля месяца краснодарский Роспотребнадзор не давал ему разрешения на навигацию (коронавирус, будь он неладен). На сайте ООО «Черноморские круизы» оперативно размещалась информация об отмене всех рейсов за июнь, июль и затем, по датам — на август. Его дежурные телефоны также исправно работали. Наш рейс должен был состояться 30 августа и — надежда, что называется, постепенно «умирала последней». Но, не срослось — разрешение на навигацию корабль так и не получил. Соответственно, нам было предложено два варианта действий: либо ожидать возврата денег до 31 декабря 2021 года, либо перенести дату круиза на следующий год. Посовещавшись, выбрали перенос круиза на 2021 год с сохранением всех условий размещения. Короче говоря, отправляясь в Сочи, уже знали, что морская часть поездки не состоится. Вот в связи с этим и встал вопрос, где и в каком формате провести 14 дней на Черноморском побережье.
Проведенный анализ, благодаря совершенным телефонным звонкам в расположенные здесь пансионаты, показал возможность проведения отдыха в этом регионе в 2020 году двумя основными способами:
первый — заселиться в отели, расположенные непосредственно у моря и без забот пролежать все дни на пляже (например, в Лазаревском, Головинке и проч.) Но есть нюанс — оттуда уже проблематично выезжать куда-либо, так как на серпантине в сторону Сочи и обратно скапливаются постоянные «пробки», особенно ближе к вечеру.
второй — совместить отдых на пляже и поездки на своем автомобиле по различным достопримечательностям региона (тем более что наслышаны были о произошедших здесь положительных изменениях после Зимней Олимпиады — 2014). А для этого нужны, скажем так, «вылетные магистрали» для минимизации времени нахождения в «пробках», что возможно только в городских условиях.
Поначалу склонялись к первому варианту. Но выяснилось, что проблемными вопросами, в этом случае, становятся размещение машины (подавляющее большинство отелей, находящихся непосредственно у моря, информировало сразу, что стоянок у них нет, либо предлагалась её аренда на платной основе — 200-300 руб. в сутки) и питание. По последнему пункту необходимо дать пояснение — да, есть пансионаты и отели, предлагающие «шведский стол» или 3-разовое обслуживание в еде. Но — это уже совсем другие деньги, которые никак не соответствуют ожиданиям клиента со «средним кошельком». Об этом, полагаю, наслышаны все — Интернет забит жалобами о несоответствии уровня сервиса на российских курортах и запрашиваемыми ими на эти цели суммами. При этом отели и пансионаты такого уровня требуют предоплату в размере 30, 50 или даже 100 процентов, что тоже не придает оптимизма. В пансионатах попроще организация питания возложена на самого отдыхающего, что, собственно, понятно. Но не очень хочется бегать по утрам каждый день по всевозможным кафе и столовым в поисках завтрака. И требуется предоплата в размере 1 дня проживания, что тоже неудобно, так как мы в дороге, где возможно всякое. Оговорюсь, что позицию черноморских отельеров, в данном случае, я принимаю и не осуждаю — их задача любой ценой максимально заработать за сезон. Наша задача — минимизировать расходы и получить, действительно, удовольствие от отдыха. Разумеется, размещение в санаториях, по понятным причинам, не рассматривалось вообще — необходимо было бронировать путевки сильно заранее и привозить с собой массу справок (об отсутствии коронавируса, сданных анализах, показаниях к отдыху и т.д.).
Очень прошу не принимать на свой счет эти размышления тех, кто отдыхал так, как описано выше — ни разу никого не осуждаю, просто пытаюсь дать общую картину собственной подготовки к отдыху в сложившихся условиях.
После того как головы окончательно «вскипели» от поисков места отдыха, Штурманом было предложено, на мой взгляд, поистине «соломоново решение»: провести все 14 дней отдыха в забронироанном ранее на 4 дня как промежуточный вариант отеле «Марианна». Что мы получили на выходе? — стоимость 2-местного номера «Стандарт» — 3000 руб. в сутки (номер отличный, телевизор, холодильник, кондиционер, смена белья, регулярная уборка по запросу, а с 1 сентября еще и скидка 10 процентов); закрытая охраняемая парковка, завтрак по утрам (каша, сосиски, блинчики, выпечка, кофе, чай) и, бонусом, бесплатная доставка автобусом отеля до сочинских пляжей «Ривьера» и «Маяк». Единственное неудобство — это самостоятельное возвращение обратно в отель на общественном транспорте (26 руб. на 1 чел.), что впоследствии не вызывало никаких трудностей. Транспортная система в Сочи развита великолепно, и мы быстро привыкли. Прошу, опять же, не усматривать здесь никакой рекламы отеля, но, может, кого-то он и устроит, о хорошем тоже нужно иногда говорить.
Что ж — поехали на Юг!
Снова утро на МКАДе, выезд на М4 …
Для проезда по М4 у родственников напрокат был взят транспондер. Удобная штука (возьмем, в дальнейшем, на вооружение), но иногда не срабатывал — приходилось махать им, не выходя из автомобиля, возле шлагбаума. Общая величина расходов на проезд по М4 до пункта назначения составила 2975 руб. (1487,5 руб. + 14877,5 руб.).
Положив на спидометр очередные 900 с чем-то км, на ночевку остановились в районе Миллерово, в придорожном мотеле «858 км». Стоимость 2-местного номера с удобствами — 2000 руб. Есть и дешевле, но тогда удобства — на этаже. Относительно недорогая столовая находится здесь же в здании — к примеру, завтрак на двоих стоит 350-400 руб. Также имеется обеденный зал с микроволновкой, где, при необходимости, можно перекусить и своими запасами. Плюсом является и то, что мотель расположен чуть в стороне от дороги (нужно проехать по указателю в сторону от М4 около 1 км). Кроме того, рекомендую номера здесь бронировать на противоположной от трассы стороне и не на 1-м этаже — шум дороги при приоткрытых окнах слегка слышен, а подъезжающие к мотелю автомобили всё-таки мешают полноценному отдыху (хлопанье дверей, капризы уставших детей, разговоры о том, какие взять в номер вещи и проч.)
На обратном пути тоже остановились в нем, несмотря на то, что он находится на противоположной стороне дороги (когда едешь в Москву). Расстояние до него при развороте на ближайшей развязке составляет не более 8 км.
Владелец подошёл к оформлению с душой: всевозможные вариации фантастических животных, изготовленных из старых покрышек; пруд с утками; навесной мост через него; качели; живые страусы, пони, ослики, птички и проч. Уверен, что дети скажут Вам спасибо за остановку здесь. Даже мы, взрослые люди, с огромным удовольствием утром побродили по этой выставке креативности. Молодцы!
Позади отеля — просто феерично …
Утром позавтракали и двинулись дальше. Потолкавшись в «пробках», Краснодар проскочили по Восточному обходу.
Благополучно преодолев серпантин …
…. к вечеру добрались до Сочи.
Вид из окна отеля «Марианна» …
«Фотография рабочего дня» нашего отдыха в Сочи выглядела следующим образом: 7:30 — подъём; 8:00 - 8:30 — неторопливый завтрак; 8:30 - 8:55 — подготовка купальных костюмов и сопутствующего снаряжения; 8:55 — сбор на крыльце отеля (для желающих убыть на море); 9:00 — выезд на пляж; 9:20 - 9:30 — начало приема морских и солнечных ванн; 13:00 - 14:00 — обед (часто посещали столовую «Сели-Поели», рекомендую), а далее — либо отдых в номере (весь день на пляже не просидишь, очень жарко), либо выезды по запланированным для осмотра местам. И, скажу честно, совершенно спонтанно выбранный вариант размещения в Сочи понравился.
Повторюсь, последний раз в Сочи были в 2010 году, когда он представлял собой обычный южный городок — старенькие маршрутки желтого цвета, неконтролируемая уличная торговля и, соответственно, навязчивые зазывалы всего и вся, отсутствие нормальных дорог и развязок, неухоженный городской пляж и т.д. Но перед Олимпиадой порядок был наведён, и сейчас он более-менее поддерживается. Не скажу, что впечатление было «АХ!», но… нормально, ездить отдыхать теперь можно спокойно.
На пляже «Ривьера» везде поставлены лавочки для отдыха, кабинки с водой (обмыться после моря) и для переодевания, магазинчики и проч.
Яхтовое великолепие в Морпорту …
Слева в гавани виден тот самый лайнер «Князь Владимир» (синие трубы), так и не сумевший открыть навигацию 2020 года. Очень жаль!
Маршрут несостоявшегося круиза …
Проведя несколько дней на городских пляжах и слегка обгорев, начали планомерный объезд окрестностей. Первым делом — Красная Поляна.
Дорога отличная … Ограничение — 90 км\час, везде камеры.
Все стоянки платные с заездом через шлагбаум. Но с помощью Интернета найдены были две бесплатные. Одна из них находится в самом конце Олимпийской улицы возле культурно-этнографического центра «Моя Россия». Отсюда до подъёмников пешком идти далековато — около 2,5 км.
Но можно сделать «ход конём». Отсюда на вершину осуществляется подъем в несколько пересадок. Стоимость единого билета на 1 чел. по состоянию на конец августа 2020 года составляла 1590 руб. Чтобы не вставать на платную парковку в начале подъемников (цена вопроса была, по-моему, 400 руб. на 3 часа, а далее — еще больше), купив билет, можно подняться по Альпийскому шоссе до Роза Стадион, где имеется большая бесплатная парковка. А там можно сесть на 2-ю станцию канатной дороги. Предваряя вопрос о том, что это не большие деньги, сообщу, что в горах мы пробыли до самого вечера: гуляли, фотографировали, минут 40 ожидали скоротечного ремонта «канатки», потом стояли на нее в образовавшейся из-за этого очереди и т.д. Короче говоря, в 3 часа уложиться весьма проблематично и, чтобы не бегать потом по горам, нервно поглядывая на часы, — рекомендую, при необходимости, воспользоваться этой подсказкой.
Первый участок подъема, который можно пропустить …
Бесплатная парковка у Розы Стадион …
Горная деревня на второй станции подъёма …
Сверху виды, конечно, открываются потрясающие.
Аттракцион «качающийся мост над пропастью» …
Также по купленному ранее билету, пересев в открытые кабинки, можно попасть к водопадам.
Туман.
Место осмотра водопадов …
Ну, и несколько фотографий вечерней Красной Поляны.
Ну и совсем коротко о личных впечатлениях по Красной Поляне — симпатично, большой объем проделанной здесь работы налицо, съездить и посмотреть можно, но цены на кошелёк, что называется, «выше среднего», сэкономить не получится (особенно, если компания более 2 чел.)
Далее состоялась поездка в Адлер. Выехав пораньше из Сочи, к 10 утра были на месте. Бесплатных стоянок близко к пляжу в Имеретинской бухте обнаружить не удалось, поэтому встали на платную — 100 руб. первый час и 50 руб. — каждый последующий. Вполне терпимо. Было очень жарко, поэтому на пляже пробыли ровно 3 часа — хватило. Пляж хороший, чистый. Накупавшись, объехали, что видели, и прошлись по набережной.
Самолеты заходят в аэропорт прямо над головой …
Что касается объектов Олимпийского парка — пусто, туристы находятся только на пляже и в отелях. Все её объекты огорожены забором, и туда доступа нет. Почему так — не совсем понятно. Думается, что вполне можно было бы дать людям посмотреть на то, чем мы так продолжаем гордиться до настоящего времени.
Доступ к олимпийским объектам был закрыт …
Поездив так около часа, вернулись обратно в Сочи — смотреть было попросту нечего.
Посетили также сочинский парк Дендрарий, который «… является зеленой сокровищницей российских субтропиков, насчитывающей более 1800 экзотических и редких растений, которые завезены в парк из разных уголков мира. Кроме флоры Дендрарий гордится редкими животными и птицами, живущими в нем, а также канатной дорогой, с впечатляющими видами на горы и море, которые открываются на верхней точке дендрария ...».
О ценах: подъём на «канатке» — 500 руб.\чел. плюс вход в парк — 150 руб.\чел. Стоимость мороженого и воды — соответствующая. Льготных категорий не много, но есть. Пенсионеры — на общих основаниях.
Парк очень большой, и обход его лучше начинать сверху, поднявшись туда на подъёмнике. В нем очень много тематических природных секторов, которые можно спокойно осматривать, делая при необходимости перерывы — чтобы посидеть, скамеек хватает.
Вид на Сочи от «канатки» Дендрария …
В один из свободных от пляжа дней был осмотрен неработающий санаторий им. Орджоникидзе.
Он постепенно превращается в местную достопримечательность, как памятник сталинскому ампиру. Находится на Курортном проспекте.
Не осталась без нашего внимания и смотровая площадка на горе Ахун. Легко доехать на машине, сцена билета — 150 руб.\ чел.
Смотровая площадка — наверху …
На следующий день съездили на Орлиные скалы, которые «… располагаются вдоль правого берега реки Агура, в 2 километрах от её устья, вблизи Агурских водопадов. На вертикальных обрывах высотой 379 метров над уровнем моря, покрытых светлым известняком и жёлтым песчаником, растут сосны, дубы, грабинники. В окрестностях Орлиных скал известно несколько карстовых пещер, самая крупная из них находится на глубине 15 метров. Здесь, по легенде, был прикован Прометей …»
Сюда ведет совершенно разбитая горная дорога, подниматься по которой на автомобиле крайне неудобно — она узкая, крутые подъёмы и повороты, разъезжаться со встречными автомобилями непросто. Наверху имеется автостоянка (50 руб.\час), вход на тропу — 150 руб.\чел., идти до вершины минут 20-30. Советую при входе на тропу интересоваться состоянием Агурских водопадов — одного из мест, куда можно добраться от вершины горы. Так как они, бывает, пересыхают, а идти к ним далеко — то лучше уточнить заранее их судьбу. В целом один раз сюда подняться можно — но не более того.
Прометей … Рядом кафе с совершенно безумными ценами.
На обратном пути заехали на Змейковские водопады.
На этом наше 2-недельное пребывание в Сочи завершилось. Утром стартуем в сторону дома.
Вновь потолкавшись в краснодарских пробках, благополучно доехали до мотеля «858 км», где и переночевали.
На следующий день, поздно вечером, вернулись в Москву.
В качестве коротких выводов по «южной» части путешествия:
Как обычно, прошу за качество фотографий не критиковать, так как задача выиграть приз на фотовыставке не ставилась.
Общий бюджет всей поездки составил 157750 руб.:
На этом — все, благодарю за внимание!