|
Не Хемингуэй, конечно, но тоже неплохо (с) MISHiGUN
Мысль поехать на море была уже давно, но вылилась в решение поехать на машине она после того, как я помог перегнать одну машинку в январе из Новосибирска в Пятигорск. Дорога была вполне нормальной, в машине (Mazda Premacy 2002, FWD, 1.8л) я был уверен, и давно была мечта скататься на большое расстояние именно на машине. У жены тоже есть права, так что поначалу думалось, что будем иногда меняться. Но, как показал практика, расслабиться, когда она была за рулем, я так и не смог, поскольку незнакомая дорога, да еще и федералка, так что жена исполняла роль штурмана и смотрела за встречкой, скоростью и знаками.
Было прочитано довольно много отчетов о поездках, по ним и был выбран маршрут. Сначала мы планировали заехать на Азовское море, а затем прокатиться от Анапы до Сочи по побережью. Хотели поехать в июле, но подумали, что 12 июня — выходной, а это пятница и дает как раз небольшую прибавку к отпуску, так что решили выехать вечером 11-го июня.
Маршрут выбрали следующий: Новосибирск — Омск — Ишим — Курган — Челябинск — Уфа — Самара — Саратов — Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецк — Тимашевск — Голубицкая — Анапа — Большой Утриш — Геленджик — Сочи — Джубга — Тихорецк и домой по тому же маршруту.
Дальше будет довольно подробный дневник, писался он для себя, так что сильно не ругайте.
11.06.09
До шести на работе, потом домой за котами и в девятом часу выехали, вещи были загружены накануне. Впереди 430 км до тещи в дождь.
12.06.09
Выехали утром часов в одиннадцать.
На улице сильный дождь и ветер. Новые гидрагрипы «GoodYear Hydragrip» показали себя с лучшей стороны, мелких лужиц просто не заметно, машина едет по мокрой дороге, как влитая. Пролетели мимо Омска, благополучно пропустив нужный поворот, не заметив этого на навигаторе, ибо не знали, что ему нельзя настолько доверять. Дождь кончился, настроение бодрое. Лихо долетели до границы с Казахстаном, только тут и опомнились. Пришлось уходить на север, поскольку ехать через границу в наши планы никак не входило. Поначалу был вполне сносный асфальт, и это вызвало недоумение, почему это все крайне не советовали такой дорогой ехать. Узнали причину довольно быстро —асфальт кончился и началась грунтовка, которая плавно перешла в ломаный асфальт, сильно повезло, что здесь не было дождя и дорога почти сухая.
Потеряли на этой дороге часа два по сравнению с тем, как если бы ехали по намеченному маршруту через Омск.
Обогнули Казахстан, пролетели Курган, потом и Челябинск. Стемнело, но поскольку задачей максимум было проехать Урал ночью, край — утром, ехали до последнего, пока дорога не начала дрожать в глазах. Остановились перед Уралом уже ночью на какой-то стоянке перед кафешкой, поскольку на стоянке все уже спали, мы не стали искать тех, кому денег за стоянку надо заплатить и просто присоседились к легковым машинам, стоявшим около кафе. Откинули кресла, накрылись пледом и отключились.
13.06.09
После двух часов сна, меня словно подбросило: желание проехать Урал ночью оказалось сильнее сна. На часах уже шесть утра. Открыли глаза и, даже не завтракая, поехали. Пока фуры спали, мы проехали процентов девяносто всех горок и, напоследок, а было уже примерно полдевятого, нам-таки достались пара КАМАЗов, с трудом ползущих в горы. Искренне порадовались, что успели проехать, пока фуры спали.
Позавтракали уже в Башкирии на очередной горке, где так любят гайки с биноклями стоять.
Портативная газовая плитка — вещь.
Все оказалось не так уж и страшно. Судя по отчетам, башкирские гайки выглядели монстрами какими-то. Но, как выяснилось, если ты едешь по знакам, то никому ты нафиг не сдался, а вот тех, кто пер под знаки в наглую, они с удовольствием отлавливали.
Собственно, правило езды по знакам работало на всем пути, но вот стоит только расслабиться, то все, что и было пару раз нам продемонстрировано, но об этом позже. Именно поэтому мы и ехали всю дорогу 90-110 км/ч и в четыре глаза высматривали знаки. Самыми любимыми знаками стали «Перекресток» и «Конец зоны ограничения», если были не уверены, что не пропустили очередной знак, то ехали до ближайшего знака отмены и только потом разгонялись или обгоняли. А знак может быть довольно нескоро. Тренировал силу воли, так сказать, и, плюс ко всему, у меня рядом любимая отсечка сидела, не дающая разгоняться, ибо заранее договорились, ехать не больше чем на сто рублей.
Был забавный момент, тошню себе потихоньку по знакам, смотрю: сзади какой-то темный седанчик заметался, надоело, видимо, за мной тошнить. Попытался обогнать меня слева — не получилось, тут он начинает меня обгонять справа. Меня это немного шокировало, ибо только новосибирские водители считают нормальным обгонять справа. Обгоняет, значит, меня этот седанчик справа и моргает аварийкой, приветствуя, и точно 54-й регион, прям настроение поднялось.
Очень часто встречались небольшие нефтяные колонки, чего-то качают.
Вот таким образом мы и проехали всю Башкирию, за ней кусочек Татарстана и Оренбургской области и долетели до Самары. Долетели это, конечно, сильно сказано, судя по обгоняющим нас «Жигулям», а их стало просто невообразимое количество, мы просто ползли.
Самару мы благополучно обогнули по дороге со звучным названием СОД (Самарская Обводная Дорога). Попасть на нее можно со строящейся развязки перед Самарой, не помню, что написано на указателе, но как-то все логично было.
Вообще, большинство указателей перед городами, как правило, отправляют транспорт по объездным, в то время, как навигатор стремится проложить дорогу через центр города, и за этим нужно постоянно следить.
После СОД мы выехали на дорогу Р-226 и уже по ней, через Пугачев, доехали до городка с названием Энгельс, где и переправились на другой берег Волги. На мосту везде камеры, так что надо ехать очень аккуратно, на обоих концах моста посты ДПС.
Да, еще один суперский знак, довольно часто встречающийся на постах. Знак «Стоп-Контроль», обязывающий останавливаться перед ним (именно останавливаться, а не медленно проезжать), насколько я понял, штраф за него сто рублей, но когда мы ехали в январе, нас прямо на посту, в открытую, развели на тысячу за то, что проехали на такой знак. Причем сказали эту сумму прямым текстом. Тоже самое касается знака «Стоп», встречается на перекрестках и перед переездами, за ними тоже зорко следят, даже если, кажется, что гайки смотрят в другую сторону.
Саратов мы миновали не то чтобы удачно. На развязке, ведущей, на Волгоград, нужно было взять чуть правее, но навигатор любезно сообщил, что мы сбились с маршрута, в результате пока разобрались, что навигатор просто не знает этой развязки, я ухитрился один раз нарушить разметку на развязке и пару раз пересечь двойную сплошную, когда разворачивался. Это все видели гайки, стоявшие как раз на развилке, ведущей на Волгоград. В общем, это обошлось нам в две тысячи рублей на месте. Можно, конечно, списать на то, что мозг уже хуже соображал от усталости, но что поделать, сам дурак — нефиг было слушать навигатор. Кстати, когда мы ехали обратно, в том же самом месте на развязке опять стояли гайки, видимо, место прикормленное.
Вот так, миновав Саратов, мы по Р-228 двинули в сторону Волгограда. На этом силы начали заканчиваться, темнело, и было решено искать ночлег. Номера в мотелях разнились от 300 руб. с человека до 1 500 руб. за двухместный номер. Выбрали из дешевых и остановились там, где был душ на этаже и вполне приличный номер с мягкой кроватью, обошлось нам это в 750 руб. (2х350 руб. + 50 руб. за охрану машины).
14.06.09
Проспав пять часов, организм, видимо, решил, что хватит спать, коль до моря рукой подать, и мы двинули дальше.
В Волгоград мы приехали уже днем, постояли в местных пробках, проехали его насквозь. В конце города пост и дорога раздваивается: та, которая уходит левее, ведет на Элисту, нам нужна была та, которая идет прямо, на Червленое. Навигатор, на удивление, не ошибся, и, миновав пост, дорога пошла на Котельниково. Тут у навигатора сорвало крышу, и он отказывался прокладывать путь в районе Котельниково, видимо, был косяк в карте, после Котельниково все починилось.
Путь получился следующий: Червленое — Абганерово — Октябрьский — Котельниково — Орловский — Пролетарск — Сальск — Белая Глина — Новопокровская — Тихорецк — Новорождественская — Новодонецкая — Выселки — Журавская — кусочек по М-4 — Пролетарский — Новокорсунская — вокруг Тимашевска — Старонижестиблиевская — Красноармейская — на посту уходим на Славянск-на-Кубани — по Р-251 до Темрюка — Голубицкая (конечная точка).
Приехали в Голубицкую уже в первом часу ночи, на улице иногда попадались прохожие, в нескольких кафешках играла музыка и танцевали неясные силуэты, где-то рядом слышно шум прибоя, нифига не видно, и ни одного человека, предлагающего жилье (днем же от них отбоя нет). Нашли какую-то базу, где светились окна, и сторож запустила нас в ворота и поселила в какой-то неясный домик, сказав, что утром рассчитаемся с хозяйкой.
Засыпать под шум прибоя — это, я вам скажу, просто сказка, особенно после такой дороги. Судя по навигатору, от Новосибирска до Голубицкой мы за трое суток прошли 4 270 км.
15.06.09
Проснулись довольно рано и поползли смотреть, куда же нас занесло. Домик оказался старым деревянным вагоном, поделенным на комнаты, но нас это ничуть не смутило. Вышли из «номера» и вот оно, МОРЕ, метрах в тридцати от домика — шумит, волны накатываются, горизонт уходит в море, маленькие облачка плывут, красотища неописуемая.
Намочили ноги в море и потопали завтракать и обратно на пляж, но теперь уже загорать в полный рост.
Пляж на Азовском море песчано-ракушечный, причем, похоже, что песок — это те же самые ракушки, только перемолотые.
Дно плавно уходит, так что можно сказать, что море мелкое, для детей самое оно, поэтому, как дети, отрывались, благо, вода была прям теплая-теплая. Чуть дальше по пляжу были стандартные прибрежные развлекаловки: банан и всякие ватрушки, катание на парашюте за катером и водный мотоцикл. Причем, как выяснилось, стоило оно все дешевле, чем на Черном море. Катание на парашюте вдвоем стоит 1 700 руб., против 2 500 руб. на Черном море, позже пожалели, что не прокатились.
Детям дали попрыгать на банане, счастье неописуемое.
Повялившись немного на пляже, поехали в Темрюк на коньячный завод выполнять поручение друга. Найти завод довольно просто, если ехать со стороны Краснодара, то после въезда в Темрюк надо немного проехать по центральной улице, и слева будет этот самый завод и при нем дегустационный зал.
Прокатились по Темрюку, заехали в местный книжный магазин, где набрали всяческих путеводителей по Краснодарскому краю и по Черному морю в частности. Купили местную симку с какой-то услугой, типа, «Другой город», чтобы звонки в Новосибирск были по рублю.
Ну, так вот, купив другу пузырлочку коньячку, подумали и тоже купили себе полторашечку четырехлетнего и еще винца всякого этого же завода.
Если проехать в сторону Тамани, то будет указатель на грязевой вулкан Тиздар. Заплатив по 200 руб. с носа, проехали внутрь. Из развлечений — небольшой зоопарк, пруд с гусями, собственно, сам «грязевой вулкан» с душевыми и всяческие сувенирные лавки с кафешками. Сразу пошли купаться в грязь. Ощущения забавные, грязь очень плотная и липкая, тонуть не получается и поэтому болтаешься на поверхности как пробка.
Некоторые окунаются с головой и потом бегут в море смывать грязь, поскольку в душевые можно только после моря. Со стороны, это выглядит очень необычно, жаль не успел сфотографировать одного такого «йети», бегущего рысцой в сторону моря. По очереди поплавали в грязи.
Принять любое положение кроме горизонтального крайне затруднительно.
Зашли в местный маленький зоопарк с названием «Ковчег» поглядеть на страусов и прочую живность и поехали дальше.
Самое часто встречающееся животное.
Приехав в Тамань, наткнулись на винный завод, где и прикупили маленькую бутылочку местного вина.
Вернувшись, поговорили с хозяйкой базы, которая предложила вместо нашего вагончика по 300 руб. с носа, номера в более благоустроенном доме (скорее, даже коттедже) с телевизором, кондиционером и душем на этаже по 400 руб. с человека, идти от коттеджа до моря было метров на пятьдесят дальше, пообещали подумать. Кстати, расчетный час везде был в двенадцать часов дня.
Встретили закат и стали думать, куда и когда ехать дальше.
Эх-х-х, у нас не увидишь, как солнце уходит в воду.
Решено, вялимся на пляже до одиннадцати и едем в дельфинарий в Большом Утрише, что рядом с Анапой, а после него — в Геленджик, где и решили пожить несколько дней.
16.06.09
Позавтракав, пошли загорать. Рядом с домом нашел ящерицу, видимо, после ночи еще не проснулась и была вялая, но не боялась и, с удовольствием, устроила мне фотосессию, не делая попыток убежать.
Погрелась на коврике рядом с женой.
Попробовал поплавать в маске с трубкой и ластами, купленными еще в Новосибирске. Ласты рулят, в маске нифига не видно, а глубоко заплывать не хотелось.
Надевать ласты, когда кругом песок не так уж и удобно.
Рассчитались с хозяйкой, были удивлены, что с нас взяли всего 600 руб., видимо, чем-то понравились.
Дорога до Анапы, как и во всем Краснодарском крае, удивила очень хорошим асфальтом и ухоженными обочинами. Поблуждав, благодаря навигатору, немного по Анапе, с помощью того же навигатора выехали-таки из Анапы и, через Сукко, поехали в сторону Большого Утриша. Тут впервые столкнулись с местными серпантинами. В принципе, ничего страшного, но не понимаю, как по ним ездить на механике, точнее понимаю, но не хочется.
Дельфинарий располагается на берегу Черного моря и отгорожен от моря забором и сеткой, так что вода у дельфинов самая что ни на есть натуральная. Въезд и вход платные и обошлись в 250 руб. (200 руб. машина с водителем + 50 руб. пассажир).
Вот то белое строение с ломаной крышей и есть дельфинарий.
Первое впечатление от моря было не очень, вода холодная (после Азовского-то моря), какой-то мусор плавает, медузы живые и полудохлые, но виды, конечно, красивые. Отсутствие видимого берега восхищало до конца отдыха.
Заплатив по 500 руб. с человека, купили билеты на представление. Билеты начинают продавать за час до начала в ограниченном количестве. В день проходит два-три представления, и нам очень повезло, что мы приехали как раз к открытию касс.
Вокруг стоянки, ставшие уже привычными, лотки с сувенирами и бродят личности, предлагающие сфотографироваться с попугаями, крокодилами и игуанами.
Описать выступление морского льва и дельфинов очень тяжело — существа просто волшебные, смотрел и радовался, как ребенок.
Перед началом представления можно сделать, конечно за отдельную плату, фото с белухой. А после представления можно: сфотографироваться с дельфинами, морским львом, сделать круг на лодочке (для детей), которую тащит дельфин, покормить дельфина и, ради чего мы сюда и ехали, поплавать с дельфинами.
Желающих купаться было немного, поскольку вода была холодная, и стоило это удовольствие 2 000 руб., но, жена давно мечтала с ними поплавать, поэтому пришли уже подготовленные — я с фото и видеокамерами, а она в купальнике. Дождавшись пока все нафотографируются, пошли плавать. Два дельфина сделали три круга, а жена плыла между ними, держась за плавники. На ощупь, говорит, кожа напоминает резину.
Полный восторг несмотря на прохладную воду.
Конечной точкой был выбран Геленджик, куда и направились. Каким-то хитрым маршрутом, через маленькие деревушки, навигатор, будь он неладен (хотя без него было бы грустно), вывел нас на дорогу до Геленджика, хорошо хоть асфальт был приличный даже в горах.
В Новороссийске задерживаться не стали, благо, везде есть объездные дороги и не пришлось блуждать по городу, остановились только сделать фото на очередном подъеме.
Доехав до Геленджика, позвонили по заранее взятому номеру, уточнили, как доехать и, чуть поплутав, таки нашли нужный дом.
Наше окно самое верхнее правое с видом на море.
Гулять мы уже никуда не пошли и решили отдыхать в комнате, на весь следующий день был запланирован самый большой аквапарк в России «Золотая бухта».
17.06.09
В аквапарк поехали к открытию, хоть и не знали, во сколько он открывается, справедливо рассудив, что к десяти-то он точно откроется.
По ценам: 100 руб. за охраняемую стоянку рядом с аквапарком, 900 руб. с человека за вход (в них, кстати, входит и страховка от несчастного случая стоимостью 200 руб.), 200 руб. стоит закрывающаяся кабинка (из них 150 руб. возвращают, когда возвращаешь ключ от кабинки), это цены, если идти в будний день с 10 до 19. Если с 14 до 19, то стоимость 650 руб., детям дешевле, на выходных тоже дороже, но не помню сколько. На входе нам выдали два талончика, по одному на человека, на две бутылки воды. Свою воду (в стекле точно) и еду проносить на территорию запрещено, при входе досматривают вещи.
Аквапарк поделен примерно поровну, на левой половине от входа детские горки, кафешки и бассейны, с правой — взрослые горки, туда мы и направились.
Справа внизу две экстремальных горки, желтая — просто прямой спуск и синяя — волнообразный спуск с большой высоты.
Отрывались мы в полный рост наравне с детьми. Прокатились практически на всех горках, сначала поодиночке, потом на ватрушках вдвоем.
Вдвоем на ватрушке долетели до верха.
Здесь тоже лучше вдвоем, гораздо веселее и страшнее.
Вокруг комплекса аттракционов проложены водяные дорожки. Можно просто лежать на ватрушке.
«Косичка» — суперощущения, едешь в трубе на туристической пенке.
«Циклон», в простонародье — «Туалет».
Бассейн с падающей водой и разной глубиной. Единственный бассейн, где можно прыгать в воду.
Я раза три прокатился с самой высокой горки, называется, кажется, «Камикадзе», отбил задницу, но счастья было выше крыши.
Ощущения непередаваемые, иногда казалось, что не касаешься горки.
Участок торможения. Если не следовать инструкциям, легко можно получить эффект клизмы, о чем и поведал один из прокатившихся.
Весь день катались, вялились на шезлонгах, снова катались, плавали в бассейнах, еще вялились.
Детским горкам тоже уделено большое внимание.
Около каждого аттракциона есть табличка с описанием и указанием возраста.
Домой собрались уже часов в пять вечера, сгорев при этом довольно ощутимо, поскольку не пользовались защитным кремом. Все дело в том, что по правилам аквапарка (да-да, я читал правила), если пользуешься кремами то перед тем, как идти на аттракционы, необходимо идти в душ, было понятно, что многие забивали на это, но тем не менее.
Надо отдать должное организации. На каждой горке стоят по два человека, один сверху и один снизу, с флажками и свистками, которые следят, чтобы не было травм, и запускают только когда предыдущий человек отошел на безопасное расстояние. По самому аквапарку постоянно ходят люди, которые следят за порядком, но делают это, не привлекая к себе внимание, они есть, но их как бы и нет. Везде чисто, со столика у шезлонга сдуло пластмассу от бутылки, не успели подобрать, как тут же появилась тетушка со щеткой и совком. Еда и питье дорогие, небольшой «гамбургер» продают за 60 руб.
В общем, твердая пятерка этому аквапарку, дико завидовал детям, у которых он есть в таком возрасте, но ничего, я тоже старался наверстать.
На сегодня впечатлений хватило, на пляж желания ползти не было, да и сгорели оба, так что поехали домой мазаться кремами и мазями против ожогов.
18.06.09
Из запланированных развлечений остался Абрау-Дюрсо и «Сафари-парк» с канатной дорогой. Туда и решили отправиться, пока жарит солнце, попутно решили посетить местный рынок на предмет шлепанцев и панамок, и, плюс ко всему, надо было помыть машину, а то на ней была еще грязь после самарских дождей.
Канатных дорог в Геленджике две, одна ведет на смотровую площадку и расположена на территории «Сафари-парка», вторая ведет к развлекательному комплексу, расположенному на вершине, там даже колесо обозрения есть и всякие разные развлечения, но туда нам не захотелось. Причем, обе канатки соединяются между собой горной дорожкой, но билеты разные. Билеты в «Сафари-парк» стоили 550 руб. (200 руб. животные + 350 руб. канатка — по желанию) с человека.
«Сафари-парк» на деле оказался небольшим зоопарком, расположенным на склоне горы.
Кабан Вася, немаленького размера.
Погуляв по нему, отправились на креселке на вершину горы. Почти на самой вершине стоявшая на склоне девушка с фотоаппаратом и мегафоном попросила улыбнуться и помахать рукой. После схода с креселки нам было предложено купить нашу фотографию (оперативно работают) за 200 руб., купили с условием, что оригинал скинут по блютусу.
Довольно высоко и местами страшно.
Прогулялись по тропинке до дольмена, посмотрели внутрь, оказалось внутри пусто.
Вернулись на обзорную площадку, полюбовались видами, пофотографировались и поехали вниз. Да, на вершине есть указатель «Парапланеры» видимо, там катают, но туда мы не пошли.
В этот день мы таки добрались до пляжа, честно сказать, разочарованию не было предела. Море грязное и мутное, плавает какой-то мусор, водоросли, в общем, не понравилось. Даже искупались всего по одному разу. Так, повялились немного на пляже и пошли разочарованные домой. Но ведь в детстве, я помню, Черное море было суперское, как-то это непонятно.
Народу очень много, пляж каменно-песчаный.
19.06.09
Ну и последнее, что мы запланировали в Геленджике — это экскурсия по заводу шампанского в Абрау-Дюрсо. Прям с утра и поехали, а о том, чтобы сходить сначала на пляж, даже мысли не было. Дорога в Абрау-Дюрсо проходила через Новороссийск.
Первый раз нас остановили на въезде в Новороссийск на посту: « Проверка документов, откройте багажник, закройте багажник, счастливого пути». Второй раз посреди города на какой-то улочке: «Проверка документов, откройте капот, по-моему вы вчера пивком баловались?» — Нет, что вы! —Счастливого пути!». И опять серпантины, но красиво.
Доехали, выяснили, что билеты продаются за десять минут до начала экскурсии и, поскольку было время, пошли гулять на большое и чистое озеро Абрау.
Купаться в нем было нельзя, о чем извещала табличка, поэтому мы просто сфотографировались с Барсиком — местным представителем игуан, с которым предложила сфотографироваться хозяйка игуаны. Это был самый дешевый снимок на всем побережье — 50 руб. за два снимка.
Пока было время, решили проехать дальше по дороге в сторону моря, где-то там должен был быть пляж. Доехали до деревушки Дюрсо, находящейся в живописном месте с видом на море.
На дороге, ведущей к морю, стоял шлагбаум, проезд стоил 70 руб. Проехали чуть дальше и, оставив машину на обочине, прошлись пешком до моря. Вот там и оказалось то самое Черное море, которое я помнил с детства. Галечный пляж, мало народу, чистая вода, красотища. На обратном пути у сидящей женщины с объявлением о сдаче жилья, узнали, что снять номер в домике коттеджного типа с кондиционером и телевизором стои 400 руб. с человека.
Поскольку время уже поджимало, вернулись в Абрау-Дюрсо на экскурсию. Экскурсий было четыре вида: просто обзорная экскурсия — 250 руб.; обзорная с дегустацией — 400 руб.; и еще две каких-то VIP-экскурсии, стоивших 1 500 руб. и 2 500 руб. Мы взяли две с дегустацией.
Основной комплекс помещений находится в теле горы, поэтому там было довольно зябко.
Сначала нас провели в комнату с каменными стенами, где на экране прокрутили фильм о том, как раньше делали и вообще откуда в России взялось шампанское. Потом провели по галереям, где выдерживалось шампанское, попутно рассказывая что, как и зачем.
Стеллажи для избавления от осадка.
В бочках выдерживается шампанское, изготовляемое по классическому рецепту.
Штабеля еще не готового шампанского.
Устройство для снятия временной пробки и удаления осадка.
В небольшом уютном зале проводилась дегустация. Было предложено шесть видов шампанского, выпускаемых на заводе.
Первое — «Премиум» сухое и второе «Классическое» полусухое были просто супер, и еще понравилось под номером шесть — красное игристое вино, очень необычный вкус.
На выходе было предложено посетить фирменный магазин. Закупив шампанского и отведав местного шашлыка стали думать, куда дальше. Однозначно надо было вернуться в Дюрсо, позагорать на понравившемся пляже. Потом вспомнили, что рядом с Большим Утришем (где мы были в дельфинарии) есть еще Малый Утриш, где находится отличный малолюдный пляж. В путеводителе написано, что из Большого Утриша туда ведет грунтовая дорога, по которой может проехать даже иномарка. Посмотрев по карте, обнаружили, что из Дюрсо в ту сторону тоже ведет грунтовая дорога и они соединяются. Так мы и поехали в горы в поисках того самого Малого Утриша.
Асфальт, ведущий из Дюрсо, довольно быстро кончился, и начались грунтовые серпантины. Дорога, судя по всему, была вырублена в горе, потому что повторяла все ее изгибы и была усыпана довольно большими обломками скал, проехать можно, но медленно и лучше не на низкой машине, потому как пробить картер или коробку было бы довольно страшно. Вдоль дороги там, где она подходит к морю, попадаются кемпинги, где можно поставить палатку, естественно, за отдельные деньги.
На очередном подъеме заметил, что начала расти температура, поднялись, остановились. Открываю капот и обнаруживаю, что основной вентилятор не работает, работает только вентилятор кондиционера. Открываю коробку предохранителей и точно, сгорел предохранитель основного вентилятора на 30А. Температура снизилась до нормальной, и я не стал вставлять перемычку опасаясь, что может перекоротить чего-нить ненароком. Выключив кондиционер и включив на максимум печку, потихоньку двинули в обратную дорогу. На улице +35 в тени, из печки +32, на улице ни малейшего ветерка, в общем, было очень тепло. Немудрено, что она перегревалась, езда на первой — второй передаче на двух — трех тысячах оборотах в таких условиях кого хочешь перегреет. Доехав до асфальта, машинка перестала греться, и мы благополучно доехали до пляжа в Дюрсо.
Заплатив 70 руб., мы проехали к морю. Народа чуть прибавилось, но все равно было мало, возможно потому что был рабочий день, а, может, и не сезон был, но нас это устраивало на все сто процентов. Вода в море, правда, оказалась очень бодрящей, не такой как на Байкале, но с непривычки долго находиться в воде было трудно.
Но это не остановило, нацепив маску, трубку и ласты полез разглядывать прибрежное дно, надеясь поймать крабика. Крабов не было, были только мелкие рыбешки, но все равно было классно плавать в маске и разглядывать дно и, как оказалось, это сильно отвлекало от холодной воды, так что в маске я плавал гораздо дольше, чем без нее.
Наплававшись и назагоравшись на пляже, поехали обратно в Геленджик. По дороге всерьез рассматривали вариант пожить на берегу Дюрсо и никуда дальше не ехать, но желание посетить как можно больше мест пересилило, и решили ехать в сторону Сочи до Лазаревского, где как считается, самые лучшие пляжи.
20.06.09
Утро, собираем вещи, сдаем комнату и едем в океанариум, находящийся где-то на берегу Геленджика. Немного поплутав и спросив местных аборигенов, мы таки нашли этот океанариум. Ну, океанариум —это сильно сказано, не очень большое помещение с десятком больших аквариумов, вход стоил 300 руб. с человека. Фотоаппарат забыли в машине, поэтому просто побродили и послушали экскурсовода.
На этом дела в Геленджике были закончены за исключением так и не купленного предохранителя, с ним вышла проблема. Вообще, купить запчасти на японскую машину не так-то и просто. Из тех запчастей, что продаются, можно не напрягаясь собрать «Жигули», поскольку есть все, а вот на «японцев» нет ничего. Может и есть, но под заказ или я не там искал. Решил останавливаться во всех магазинах, где есть вывеска «Запчасти для иномарок», но ни в одном магазине предохранителей не то что не было, но и не видели таких никогда. Плюс ко всему пришло время менять масло и, поскольку эстакад вдоль трассы не было, пришлось высматривать какую-нить приличную СТО-шку.
Серпантины-серпантины, кругом одни серпантины, как они тут вообще живут на механике? Дорога изгибалась, как могла, повороты на девяносто и сто восемьдесят градусов, вверх-вниз, утомляет все это жутко, еще и КАМАЗы перегруженные ездят но, надо отдать им должное добравшись до верха, стоят и пропускают скопившуюся колонну. Местные лихачат, некоторых ловят стоящие на подъемах гайки. Мы ехали по знакам и нас не трогали. Вот так и ехали, одним глазом на датчик температуры, и не торопясь добрались до Лазаревского.
Первое, что бросилось в глаза — люди, точнее, очень много людей, гораздо больше, чем хотелось. Проехали до пляжа, но так и не смогли там припарковаться, поэтому подумали и поехали дальше в сторону Лоо. У меня отдыхали там родители, им понравилось, и у них сохранился телефон дома, где они снимали комнату.
На выезде из Лазаревского увидели небольшую СТО-шку с надписью «Замена масла». Подъехал, спросил, сколько будет стоит слить-залить масло без замены фильтра. Мастер посмотрел на меня, как на больного, и сказал, что фильтр надо обязательно менять. На мою фразу, что здесь негде купить масляный фильтр на «Премаську», он отвел меня на угол, где оказался вполне приличный магазин с большим выбором масла и всяких расходников и запчастей на японские машины. Купил фильтр и спросил про предохранитель. На 30А у них не было, но был на 40А, который и был на радостях куплен. Замена масла и фильтра обошлась в 400 руб. Предохранитель поменял сам.
Опять серпантины и вот мы в Лоо. Позвонили и попросили нас встретить. Нас встретили и проводили до места. Хозяева оказались чудесными и простыми людьми, и мы решили остановиться у них и сняли номер на втором этаже за 700 руб. за двухместный номер с душем и туалетом. Так же на этаже в обоих концах коридора было по газовой плитке, раковине и набору посуды и два холодильника. Из окна было видно море, до которого по дороге было метров триста, правда, обратно дорога шла в гору, но нас это не испугало.
С крыши, здесь, видимо, будет еще один этаж, открывался отличный вид на море и лежащий внизу городок.
Занесли вещи в комнату и отправились на пляж. Идти оказалось чуть дальше, чем хотелось бы, но пофиг, уже устроились.
По дороге удивило большое количество разнообразных пальм, везде рос виноград, правда, еще зеленый, но ягодки были уже видны.
Удивились, увидев пальму с растущими бананами, тоже еще зелеными и маленькими.
Жена впервые увидела тутовое дерево, по-армянски зовется «тут», а у нас больше известен, как «шелковица». Ягодки нежные и вкусные.
Пляж оказался галечным, а море гораздо теплее, чем в Дюрсо. Место понравилось, народу немного и всегда можно найти место поближе к воде. Накупались и отправились отсыпаться. По навигатору от Новосибирска до Лоо мы проехали 4 990 км.
21.06.09
Поскольку график был сломан еще в дороге, то просыпались как придется, а приходилось обычно часов на восемь-девять утра местного времени.
Завтракаем и скорее на пляж вялиться. Смущение от того, что тридцатилетний дядька плавает в маске и ластах прошло, море теплое и относительно прозрачное, так что я большую часть времени проводил плавая по дну в маске. Самое интересное, что галька резко обрывалась метрах в пяти от берега, и начиналось песчаное дно, по которому бегали раки-отшельники в ракушках.
Также на дне лежали, частично зарывшись в песок ракушки, из которых потом делают сувениры, но тут они живые были.
В общем, плавать с маской было интересно, этим и занимался, пока отдыхали в Лоо. Единственное, что не понравилось в плаванье с маской — на какой-то, вроде и небольшой, глубине очень сильно давило на уши.
Провалявшись на пляже до вечера и купив по дороге пива и клубники, потопали праздновать окончание пути. Иринка объедалась клубникой с местным вином, купленным у хозяина, а я пил пиво с воблой, купленной по пути мимо Волги. Чуть позже перебрались на крышу смотреть на закат.
22.06.09
Завершающим местом, куда мы хотели добраться, было Сочи, точнее «Сочинский дендрарий». Хотели ехать на машине, но хозяева нас дружно отговорили ехать своим ходом, ибо постоянные пробки и вообще бешеный город. Последовав совету, поехали на утренней электричке.
Электричка из шести вагонов, битком набитая людьми, летом, под сочинским солнцем — это, я вам скажу, то еще развлечение, благо, ехать было недалеко. Кстати, на обратном пути позабавила тетушка, продающая небольшие веера, а жара стояла дикая, и веера расходились на ура. Сам вокзал довольно красивый.
Привокзальная площадь встретила диким хаосом разнообразных маршруток. Было абсолютно непонятно, кто куда и как едет. Спросили у водителя маршрутки, едет ли он в дендрарий, и получили отрицательный ответ, хотя на табличке написано, что это одна из его остановок на маршруте. Какой-то неясный тип, видимо, разводящий у маршруток, подозвал нас и указал на маршрутку, мол, эта скоро поедет мимо дендрария. Причем было ощущение, что он садил в маршрутку всех, кому куда-либо надо было ехать. Уточнив, для верности, у водителя, точно ли он едет мимо дендрария, успокоились. По пути, глядя в окно, тихо порадовались, что не поехали на машине, за окном творилось что-то невообразимое, кругом пробки, все летают, на первый взгляд движение абсолютно хаотичное, нафиг бы не сдалось такое счастье.
Остановка, на которой находится дендрарий, называлась «Цирк» и, пройдя чуть вниз до подземного перехода, увидели на противоположной стороне улицы вход в парк.
Дендрарий делится на две части: верхний — располагается на склоне горы и нижний — где тоже есть всяческие деревья, но есть и озерца с лебедями и прочей живностью. В переходе купили билеты по 350 руб. с человека (или по 200, точно не помню), хотели сначала пойти в нижнюю часть, но на входе нам посоветовали сначала сходить наверх, поскольку скоро там будет очень жарко.
Да, надо еще заметить, что на той самой остановке, где нас высадили, есть канатная дорога, по которой, за отдельную плату, в кабинке, можно подняться на вершину горы, где располагается дендрарий. Мы прошли пешком по одной стороне парка наверх и спустились по другой стороне вниз.
Что могу сказать — красиво, куча всяких непонятных красивых деревьев, растет очень много разнообразных пальм.
Встречаются пруды с квакающими лягушками.
В одном из местных ларьков купили бамбуковую вазочку.
Встречались места с небольшими пальмами, рядом с которыми прикреплены таблички в стиле «на годовщину свадьбы». Видимо, за отельную плату тут можно посадить свою пальму.
В небольшом вольере топтались страусы, в тени спали павлины.
В общем, большая часть парка ухоженная и красивая.
Находившись по горе, пошли в нижнюю часть дендрария. Тут тоже растут всякие непонятные деревья, в прудах плавают утки и лебеди, видели даже свободно гуляющую нутрию и, что самое прикольное, — тут было прохладно, ибо на горе уже начинало припекать. Побродив по парку, наткнулись на здание с названием «Аквариум». Вывеска сообщала, что внутри в аквариумах рыбы с Красного моря и Индийского океана. Купив билеты, пошли бродить вдоль аквариумов. Как, наверное, красиво плавать в маске, где водятся такие яркие рыбки.
Чтобы подтвердить фразу: «Каждый третий россиянин отдыхал в Сочи», пошли на пляж, дабы поставить галочку, что купались в Сочи. От все той же остановки «Цирк», вниз ведет дорога, по которой и дошли до набережной. Вдоль набережной тянется аллея, вплотную утыканная всякими сувенирными лавками, ресторанчиками и кафешками.
Вот такие попадаются рестораны.
Пляжи есть платные и бесплатные. На платных пляжах все довольно цивильно, шезлонги, зонтики, кое-где понтонные островки, а бесплатные — это что-то с чем-то. Полоска гальки, где можно загорать, узкая и плотно забита народом. В море плавает какой-то мусор, веточки, обрывки водорослей, вода прохладная, но делать нечего и по разу все-таки искупались, чиста для галочки.
Не понравилось нам купаться в Сочи, шумно, грязно и очень много людей, поэтому подумали и решили ехать обратно, благо до электрички оставалось не так уж и много времени. С помощью местных аборигенов добрались до вокзала как раз вовремя. Доехали, сходили за вещами и на пляж.
Сходил до местных киосков и купил пляжный зонт за 400 руб., здоровый такой, на ножке. Классная штука, между прочим, мы под ним прятались от полуденного солнца, когда загорать нельзя было без риска сгореть.
На этом пляже мы и проводили оставшиеся дни, загорая с утра до вечера. Отъезд был назначен на среду 24-го июля.
Пару слов о питании. На пляже есть куча кафешек и пара ресторанчиков, но есть и столовая, где за 300 руб. можно вполне пообедать вдвоем, что мы периодически и делали. Вообще, если не гонять вечером и ночером по кафешкам, то можно вполне бюджетно жить. В городке есть вездесущий магазин «Магнит», в котором можно купить всякую разную еду, есть рынок, и находятся они, если смотреть на вокзал, справа, но до них мы так и не добрались. Еще есть классное место, на которое мы наткнулись случайно, — пекарня лавашей. Попасть туда можно, если идя с пляжа, в центре перейти по подземному переходу, потом через улицу, пройти чуть левее и подняться вверх по переулку, где постоянно стоят таксисты. Вот там и будет пекарня, причем никакой таблички нет, просто большое окно, где видно, как их делают и жарят в какой-то хитрой печке, видимо, по традиционным рецептам. Купили себе в дорогу один лаваш, прямо из печки при нас достали, и придя домой тут же его сточили с молоком, вкуснотища, особенно, пока он теплый. Встретили очередной закат.
В последний вечер решили сходить посмотреть, как народ веселится, когда стемнеет, и съесть по шашлычку. Музыка играет в кафешках самая разная и, на мой взгляд, чересчур громко, как правило, поют вживую и местами даже неплохо поют. Откуда-то появились куча «призовых» тиров с ружьями, у которых сбит прицел, какие-то тиры, где дротики надо кидать в надувные шарики, в общем, доили отдыхающих, совершенно не стесняясь. Удивили сидящие на причале рыбаки, удившие рыбу и использовавшие светящиеся в темноте поплавки, как они что-то ухитрялись разглядеть в такой темноте непонятно.
В кафе, которое мы выбрали, пел вживую какой-то человек, пел, надо сказать, вполне на уровне: и в ритм попадал, и слова не путал, в общем, довольно хорошо, но громко. На первой странице меню было любезно написано, что за вход надо будет заплатить по 50 руб. с человека за живое исполнение, на входе в кафе такой информации не было, ну да ладно, пел неплохо. В меню стоимость шашлыка была указана за 100 гр., и официантка сказала, что самая маленькая порция — 250 гр. В общем, две довольно внушительные порции шашлыка, овощная нарезка и два бокала пива нам обошлись почти ровно в 1000 руб. Вот если б еще музыка тише играла, совсем бы шоколадно было.
24.06.09
Ехать собирались после обеда, поэтому проснувшись, рванули на пляж. Позагорав и поплавав напоследок, с диким сожалением побрели собирать вещи. Сгребли вещи, пообедали — и в путь.
И снова серпантин на серпантине. Доехали до Джубги, повернули направо на М-4 в ожидании продолжения серпантинов но, на удивление, дорога более-менее выровнялась и ехать стало попроще, правда, были несколько моментов, когда впереди попадался медленно ползущий в гору КАМАЗ, и тогда стрелка температуры начинала потихоньку ползти вверх. Видимо, радиатор основательно забился насекомыми. Отключали кондиционер, включали печку и старались не дышать, пекло было то еще, солнце жарило немилосердно.
Ехать обратно было очень грустно, было дикое желание плюнуть на все и вернуться но, постепенно вошли в привычный ритм движения.
По М-4 доехали до поворота на Выселки и по уже проторенной дороге рванули домой. Купаться перед дорогой, видимо, было лишним, плюс, сказалась езда по серпантинам, и усталость стала наступать гораздо раньше, чем хотелось. В этот раз мы проехали примерно тысячу пятьдесят километров, против запланированных тысячи двухсот. Ночью сбили сову, сидящую посреди дороги, взлететь она успела, но свернула не туда и впечаталась в стекло, покосячив левый дворник, до сих пор переживаю, что сбил. Ночью остановили на всех трех постах, располагающихся между Тихорецком и Волгоградом. Проверяли документы, смотрели в багажник и желали счастливого пути. На одном посту после осмотра багажника, гайка так задумчиво: «А где же у нас подсветка номера?», смотрю, и правда не горит, захлопываю багажник, и она загорается от удара, гайка так же задумчиво: «Работает от удара о землю, счастливого пути».
Легли спать уже утром где-то за Волгоградом на берегу озера около какого-то кафе.
25.06.09
Поспав часа три, попили кофе и рванули дальше. Погода начинала портиться, и становилось все холоднее.
В районе Самары не останавливаясь отпраздновали юбилей у «Премаськи» — 100 тыс. км пробега. Где-то в том же районе к нам на хвост села серая Honda Odyssey с номером 003 и 54-м регионом, за рулем был парень, рядом сидела девушка. Было довольно приятно видеть свой регион вдали от дома, хоть и не долго, они отсеялись на какой-то кафешке.
В этот раз проехали также чуть больше тысячи, хотя и надеялись доехать до Сима, который находится перед Уралом, чтобы успеть проехать Урал утром. Не удалось, заночевали где-то около кафе уже в Башкирии.
Становилось все холоднее.
26.06.09
Опять-таки проспав часа три, рванули, не завтракая, покорять уральские перевалы, пока еще не все фуры проснулись.
Благополучно миновав Башкирию, где все гайки еще спали и только-только начинали расползаться по постам, доехали до Урала. Часть фур уже проснулись, но была надежда, что успеем проскочить, пока еще не все проснулись. Ехать по уральским перевалам за фурами было довольно грустно, но спасало то, что их было еще мало, довольно большая их часть как раз просыпалась и бродила на стоянках между фур.
Заметили интересную фишку, как только колонна с фурой во главе подползала к очередной стоянке или кафешке, как некий неясный субъект, стоящий на обочине, начинал совершать некие движения руками, как бы раскачивая их вдоль тела и скрещивая перед собой, как только колонна проезжала — движения так же прекращались. Была мысль, что таким жестом предлагают девочек, во всяком случае, ничего логичнее не придумывалось, а эти субъекты встречались довольно часто и только на стоянках.
Проехав основную часть Урала, решили остановиться и позавтракать. На улице было довольно прохладно, что не сильно способствовало поднятию настроения.
Впереди был Челябинск. Что интересно: едем по трассе в сторону Челябинска примерно 95 км/ч и тут, около какого-то то ли мостика, то ли еще какой конструкции, на обочине почти на уровне дороги что-то блеснуло, накрытое военной маскировочной сеткой. Подумалось, неужели тренога? И точно, проехав метров шестьсот увидели, стоят родные, сливки снимают. А по этой трассе, надо заметить, можно было 160 км/ч ехать, не сильно напрягаясь, дорога ровная и в каждую сторону по несколько полос.
Покружили по Челябинску в поисках нужного банкомата, заехали к родственникам жены и поехали дальше. Челябинск тоже не сильно понравился своим хаотичным движением, но чувствовал себя довольно уверенно, ибо похоже было на Новосибирск, вот только непривычными были парковки в три ряда на трехполосной дороге, но после Новосибирска — не сильно страшно. Плюс ко всему, довольно сильно помог закачанный в КПК 2Гис Челябинска.
Доехать смогли только до Макушино, где был поворот на объездную дорогу вокруг Казахстана. Уснули около какой-то кафешки, проспав пять часов.
27.06.09
Вот что интересно, когда ехали в сторону моря, удивлялись, что дороги, в принципе, сносные, теперь же прокатившись по дорогам Краснодарского края, увидели, что дорог просто нет. Объездная вокруг Казахстана — это пипец какой-то, на ямах несколько раз пробивало до отбойника, и это на «Премаське», у которой и так не мягкая подвеска.
Подъезжая к Омску не нашли объездную, поскольку какой-то умник снял табличку с указанием, куда какая дорога ведет, а навигатор проложил дорогу через город. Немного поплутав по городу, выехали, и осталось каких-то двести с копейками километров до тещи. И тут началось — время растянулось, начало спину ломить и задницу, ну и все прочие психологические прелести, когда остается ехать совсем немного.
И вот, остается сто шестьдесят километров, и я, проезжая очередное кольцо (около Омска есть три кольца на федералке), расслабился, задумался и не успел сбросить скорость, тут меня и поймали визиром гайки. Ограничение перед кольцом 40 км/ч, поймали на 70 км/ч. Без лишних разговоров выписали протокол на 300 руб. и пожелали счастливого пути. Пока выписывали протокол, поболтали про поездку на море, по моей просьбе показали, как работает визир, и посетовали, что ни машин, ни оборудования нормального нет. В общем, вполне милые ребята.
Добрались до тещи. Тарелка борща и баня вернули к жизни, хотя, когда ехали, я сильно сомневался, что хватит сил хотя бы поесть. Принял пива и выключился на двенадцать часов.
28.06.09
Выехали уже в обед, забрав котов, которые немедленно начали мяукать на заднем сиденье в своих сумках но, видимо, «Кот-Баюн» все же работает, орали в этот раз не так сильно и не долго, так помявкивали на кочках и когда скорость увеличивалась на обгонах.
За сто пятьдесят километров до Новосибирска дорога начала портиться. В одном месте был кусок длиной около пятидесяти километров с ограничением на всем участке в 50 км/ч, где якобы ведутся ремонтные работы. Матерился долго, поскольку реально работы велись на нескольких небольших кусочках, а знаки ограничения скорости расставили еще в мае. Запомнился кусочек свежего асфальта длиной в километр с временным знаком в 30 км/ч и работы на нем уже не велись. В конце этого куска стояли гайки с визиром. Ненавижу «Новосибавтодор», они еще и табличку издевательскую в конце повесили «Спасибо за понимание». Ну почему нельзя было ставить временные знаки именно на том куске, где ведутся работы, ведь везде так и делается?
Ну, вот и все, мы дома, уставшие, но довольные. Всю радость портило только то, что завтра на работу.
За всю дорогу пройдено 9 700 км. На поездку потрачено примерно 40 тыс. руб. Из них на бензин почти 16 тыс. руб. На штрафы ушло 2 300 руб. Средний расход составил в среднем 8,5 л на 100 км 95-го бензина. В качестве навигатора использовался КПК со встроенным GPS-приемником «Asus A-639» с последней версией «Navitel’а».
We did it!
З.Ы.
Бензин
Лучше начинать искать заправки, когда стрелка проходит середину бака, так реально спокойнее ехать. Бензин лил 95-й, с ним машинка бодрее была. Старался заправляться на «Роснефти» и «Лукойле». Часто встречаются имитации под эти бренды, типа, «LuxOil» или «Ростнефть». Заправиться с «Visa-Electron» на 90% заправках невозможно, даже если написано, что принимают их к оплате, а там где можно, то «до полного бака» не зальешь, можно только фиксированное количество литров.
Дорога
От Новосибирска до Чулыма дорога не очень, вокруг Казахстана вообще отвратная, зато, когда возвращаешься на М-51, становятся вполне сносными и чем дальше, тем лучше. В Краснодарском крае дороги вообще супер, уезжать не хотелось.
Дорога между Волгоградом и Тихорецком довольно пустынна и с очень приличным асфальтом, ехать одно удовольствие. Есть три поста ДПС, где останавливают всех иногородних, на одном пробивали по базе и сравнивали номера в техпаспорте с табличкой под капотом. Почти все гайки просили открыть багажник, хоть это и незаконно, но говорилось это все дружелюбно и, взглянув на кучу шмоток, они желали счастливого пути. Была, правда, одна тонкость — мы говорили, что едем к родителям, а не отдыхать. Вообще, мне кажется, что если с ними общаешься дружелюбно, то и они как-то добрее с тобой общаются. Во всяком случае явного негатива от общения с ними я не испытывал, за исключением самарских на развязке.
С местными лучше не закусываться, на серпантине в закрытые повороты входят не стесняясь, обгоняют рискованно, уходя от удара в последний момент, особенно этим славился самарский регион и местные на промежутке от Геленджика до Лоо.
Вещи
Для нас самыми важными вещами в дороге оказалась портативная газовая плитка на баллончиках и большой теплый плед. Палатка, спальники и прочее походное снаряжение проездило мертвым грузом всю дорогу. Мы думали, что поживем на берегу в каком-нибудь кемпинге или в диком месте, но жить вдвоем, да еще и без нормального душа и туалета не захотели, вчетвером на двух машинах можно было бы и на берегу пожить. Еще желательно взять с собой диски с музыкой, ибо радио работает, как правило, в пределах 100 км от города. Нас вполне устроили диски типа «XXXL Best Music», бубнят себе на фоне не затрагивая мозг.
(с) Lun&Tigra