Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Ловозеры, Хибины, Кузомень

Ловозеры, Хибины, Кузомень

28.09.2018 | 10208 просмотров

Здравствуйте!

!!! При прочтении не пропускайте видеовставки, без этого восприятие отчета будет не полным !!!

Так уж получилось, что это путешествие было последним для нашего Спорта.

В поездках на Север он больше не участвовал...

С 2013 г. в свои скитания мы стали приглашать нашу с Татьяной дочку —  Анастасию.
Чтобы привлечь шестилетнего ребенка, мы в деталях описывали радости походной жизни, показывали фото-видео прошлых лет.
И несмотря на то, что мои повествования были занудно-растянутыми, Настю удалось заинтересовать.

Наши ожидания от отдыха можно увидеть в этом видеоклипе.

Приятного просмотра.

Но, как говорится, первый блин комом. На третий день путешествия, нормальной погоде суждено было закончиться. За первой же точкой маршрута — после города Мышкин она необратимо испортилась.

Затяжные ненастья обрушились на наши головы, словно продолжая бесславные традиции минувшего «драконьего» года.

Нам пришлось делать то, от чего мы убегали раньше (travel.drom.ru/61075) — коротать отпуск в южной Карелии на берегу Онеги, в борьбе с простудой и прочими хворями

Кроме погони за парусной регатой и ошибки моего друга Димона, который после Вологды перепутал направления и уехал в Архангельск :), больше ярких событий не было.

Сезон 2013 не удался…

В попытках спасти «автотуристическую» ориентированность нашей семьи я, сразу после возвращения, постарался реабилитировать перед дочкой выбранный способ отдыха и привлек её к составлению маршрута на следующий год.

Из архивов памяти были извлечены самые интересные места, в которых я побывал.

Нам удалось увязать воедино жемчужины Мурманской области (хребты Хибин и аметистовый берег Белого моря) в рамках нового проекта «Кольский 2014».

Типа видеотизер (или как это еще называется)...

Возрастное ограничение 0+.

Этим проектом удалось «зажечь» огонь энтузиазма у Тани — а это уже было гарантией успеха.

Для полного удовлетворения к маршруту добавили новые точки, где никто из нас еще не был: Ловозерские тундры и пески Кузомени.

Обзорно-познавательную часть мы оценили в 7-10 дней, с обязательным отдыхом на Онеге.

Не секрет, что качество любого мероприятия напрямую зависит от компании.

Чтобы было веселее, заблаговременно (за полгода) пригласили всех, кому полностью доверяем.

На этот раз откликнулись немногие, а, после обсуждений и проработки темы и вовсе остался только один экипаж, который состоял из одного человека. Звали его Димон.

На своей машине — ниссан навара — Димон органично вписывался в нашу команду, потому что мог самостоятельно, без труда, пробиваться к тем местам, куда мы все собирались попасть.

Наша машина в доработках не нуждалась совсем (разве что грузовая платформа прицепа подросла на 20 см за счет новых бортов).

Небольшие изменения коснулись инвентаря. Надежная немецкая палатка (которая не подвела в 2012) залегла в спячку на антресоли.

Ей на смену пришла быстроустанавливаемая 4-местная китаянка (купленная б/у в слегка потрепанном виде).

Также была приобретена газовая плитка «как у Сашки в 2012» и планшет для мультфильмов, на случай затяжной непогоды.

А больше ничего дополнительного не требовалось.

Сложив свои пожитки в машину за день до выезда, мы поставили точку в этапе подготовки.

Так как мы ехали в пустыню, где много диких обезьян песка, прицеп нужно было где-то отцеплять.

Это можно было сделать, отогнав его на северное озеро к Славе, или в частный сектор, или на городские охраняемые (и не очень) стоянки...

Так сложилось, что ни один из очевидных вариантов мы не приняли.

С 2011 на одном из озер, вместе со своей семьей, прописался мой Брат.

У него и договорились пристроить наше имущество.

...

На север шли порознь.

Димон выдвинулся в пятницу утром, мы стартовали следом в субботу.

Дорога за год не сильно изменилась, до стоянки успели допилить засветло, потратив 14 часов.

Давно знакомое место на Онеге, бегают дети, резвится Димон.

Мне сильно хотелось спать, я разобрал палатку, развернул самонадувающиеся коврики и отрубился.

С утра мы должны были выезжать.

Чтобы не потеряться, даю Димону переносную рацию для связи.

Пока мы собирались, по соседству кто-то уезжает, освобождая уютную площадку.

Отложив ненадолго выезд, мы с Татьяной, под недовольное ворчание Димона, помогаем брату перенести лагерь на новое место.

Через 2 часа отцепили прицеп и выехали в Ловозеры.

Первую половину пути едем молча — Димон дуется. Отпустило его лишь в районе Лоух, когда влетели в грязевую тучу.

Трассу активно ремонтируют, из-за сухости дорожная пыль поднялась вверх, и полностью скрыла трассу. Дороги не разобрать, идём наугад, дальше капота абсолютно ничего не видно. То и дело «наудачу» пролетаем между арматурных вешек, вздрагивая от неожиданности и ожидая скрежета и повреждений снаружи.

Спать не останавливаемся и, пользуясь преимуществами полярного дня, въехали в поселок Ревда в 4 часа утра.

Читая отчеты, я периодически встречал упоминания о двух путях к перевалу. Дорога попроще идет от промзоны, другая же берет начало где-то за гаражами.

Естественно, выбираем «простую».

Так как точных ориентиров въезда на гору никто не помнит не знает, а языка взять в столь ранний час неоткуда, пытаемся оценить местность «на глаз».

Усталость накрывает — хочется спать.

После непродолжительных поисков сворачиваем налево за строениями, которые мы ошибочно приняли за промзону.

Забираемся в гору подальше от населенного пункта и встаем на развалинах какого-то строения.

...

Утром, позавтракав в компании мошки (которой особо нравилась Татьяна) продолжили своё восхождение к вершине (где хотели встретить и заснять на видеокамеру рассвет).

День был солнечный.

Путь изобиловал крупными камнями и совсем не был похож на хорошую дорогу, о которой было упомянуто в прочитанных отчетах.

Со склона открывался великолепный вид на поселок. Вопреки ожиданиям, люди здесь не попадались, местность была безлюдной.

Перебирая в головах описания подъемов, мы тщетно пытались сопоставить их с наблюдаемым в реале ландшафтом.

Вдали (слева, внизу) показалось озеро со строениями на берегу.

Следуя дальше, мы, преодолев под прямым углом каменный бруствер, вышли на укатанную дорогу.

Дорога, на которой мы оказались, была отличного качества и вполне себе проходима для обычных легковых автомобилей. Она петляла

мимо снежных шапок

и вскоре вывела машины к вершине, на которой нас ждал триангуляционный знак.

Редкие и высохшие лишайники покрывали каменистую поверхность, и если бы не открывшиеся виды, создавалось бы впечатление скучной безжизненности.

Стоя перед перевалом, мы боролись с соблазном выкатиться на него на Митсу. Так и поступили, Димон же рисковать не стал.

На обрыве дождавшись спешившегося Димона, устроили перекус.

За едой заметили организованную группу, которая шла в сторону Сейдозера. Она передвигалась небольшими (метров по 100) интервалами, с передышками по 20-30 минут.
Димон пошел разбираться в причинах такой неспешности и после того, как одна из девушек на пробу дала понести свою ношу, всё понял.
Дмитрий — сильный парень, но нести рюкзак с «булыжниками» ему вскоре надоело, и он вернулся к нам созерцать этот процесс со стороны.

Тем временем дочка, восторженно прыгающая все время по камням, приметила в паре километров небольшое талое озерцо и сообщила о желании там побывать.

Скакать по пересеченной местности не особо хотелось, я сопротивлялся всеми силами.

Мое упорство с одной стороны поддерживалось Татьяной (которая тоже не хотела никуда идти), а с другой стороны было ослаблено Димоном, пообещавшим там искупаться.

По такому поводу, вооружившись видеокамерой, мы пошли купаться. Без Татьяны.

На вершине на нее в очередной раз напала злобная мошка, и она, покусанная, осталась рядом с машиной залечивая раны и черпая целеустремленности у направляющихся на Сейдозеро.

Чтобы достичь Настиного озера требовалось спуститься по склону, на котором размещались камни различных размеров.

Время выветрило мелкие частицы из-под и между ними, из-за чего поверхность была неустойчива и рассыпалась под ногами.

Осторожно продвигаясь к цели, мы постоянно образовывали мини обвалы.

Купаться в озере Димон, конечно же, не стал, и мы повернули обратно к машине.

Унылые туристы, измученные ношей, всё еще отдыхали неподалеку.

Их достижения, за время нашего отсутствия, казались нам ничтожными.

Трудно было себе представить, сколько всего сил и времени они потратят, чтобы добраться до Сейдозера. А от мыслей о неизбежном возвращении с такими рюкзаками обратно нам вообще становилось не по себе.

Забираясь на Аллуайв, мы жаждали новых впечатлений,

а не найдя того, чего искали (или не поняв того, что увидели), отказались от затеи встретить здесь рассвет и поехали обратно.

Ночевать среди мхов и кустарников у подножия горы нам нравилось больше, чем латать протертые об курумник палатки.

Спускались опять по своему же треку.

И хотя мы прошли более тяжелый и интересный путь дважды (даже ничем не чиркнув), меня мучила мысль об альтернативном маршруте.

Это создавало ощущение какой-то незавершенности.

Чтобы избавиться от него, я предложил Диме прокатиться до настоящей промзоны и разведать другую дорогу… но он не согласился.

Моя ошибка заключалась в том, что в Ревде на развилке улицы Победы (рядом с д. 42) я увел нашу компанию за собой направо (за промзону приняв гаражи, за которыми свернул налево), тогда как в поселке следовало повернуть налево, а уж потом направо (возле реки Рослак).

Спали отлично. А как проснулись, покатили в Хибины.

В промышленном городе Кировске мы остановились перекусить и закупиться фруктами, попав на распродажу в местном супермаркете.

Здесь много производственных областей, осваивающих горную породу, среди которых есть заброшенные.

Вызывает особый интерес схема дорог. Она такова, что, заехав в какой-нибудь уголок города, вернуться оттуда можно только тем же путем, никаких дублеров нет. Горы, что поделаешь.

Всё это было мне знакомо, поэтому после небольшой прогулки по городу и обеда в придорожном ресторанчике сразу поехали к водопаду в горах.

Дорога начинается от карьеров и по руслу реки устремляется вверх через ледяные арки.

На нашем пути мы встретили колонну Джимников, которые рассказали про броды до оз. Гольцового.

Вода там поднялась, и требовалось особое внимание, чтобы переправиться.

Разъехались с Джимниками и через несколько километров приехали на водопад Красивый.

С 2009 года он не изменился (разве что источники некоторые наверху пересохли от жары), а вот с природой произошло что-то странное…

Походили, посмотрели.

Растительность как будто выжигается какими-то химикатами, пожелтевшие склоны стали стойко ассоциироваться с окрестностями Мончегорска.

И хотя экологическая обстановка места вызывала у нас сомнения, жажда новизны направила нас на ночлег на оз. Гольцовое.

Дорожная нить проходила мимо перелеска, вернее того, что когда-то им было.

Небольшие деревца были свалены и хаотично разбросаны по земле. Попадались и такие, что, высохнув от неизвестного недуга, погибли стоя.

Атмосфера была та еще...

Не доехав до Гольцового каких-то 300-400 метров (из-за нежелания Димы форсировать самый первый брод), разбиваем палатки на озере Щучьем.

Я иду на разведку и, найдя безопасную траекторию через первый брод, проезжаю его в обе стороны, тем самым доказывая его проходимость.

Похоже, доказывал я это сам себе :(

Демонстрация не убеждает Димона, и мы… просто садимся ужинать, созерцая горы.

Возле озера природа еще жива, а вот 2 км от нас наступление «ржавой» пустоши уже заметно невооруженным взглядом.

Поэтому в радиалки ходить не было ни малейшего желания.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился на запах еды прибегают две хаски, без хозяев.

Очень красивые существа. Поделившись с ними едой, ложимся спать.

Сон был беспокойным — манят пляжи Гольцова.

Проснувшись раньше всех, иду в забродниках на этот зов, по дну озера.

Пройдя туда и обратно, попадаю в гущу событий: к переправе подъехали несколько внедорожников.

Штурманы изучают брод.

Сопровождаю приехавшую экспедицию до Гольцова.

Бегу к машине и в компании Насти повторяю на Митсу их подвиг.

Траекторию прохождения смотрите на видео

Ура, маленькая победа! Теперь можно и на Белое море сваливать.

Спустились с гор, выехали на Р-21 «Кола».

По карте от поворота на Кандалакшу до аметистового берега около 250 км…

Но Димону надоело кататься с нами по «больным дорогам», и он, предоставив нас самим себе, уехал на юг.

Впереди были берега Белого моря и зыбучие пески Кузомени.

Закончился асфальт, началась дорога, вымощенная желтым розовым кирпичом.

И вот мы на берегу.

Задувал жесткий ветрище. Прикрываясь стеной из сросшихся елей, засыпаем под звуки ветра и волн, кое-как перекусив перед этим.

Половину следующего дня потратили на хождение за грибами и аметистами, отмахиваясь от многочисленной мошки.

Несмотря на вездесущих кровопийц, чувствуем себя комфортно.

На прибрежной дороге встретили организованную колонну автотуристов (Кайрон с водителем-женщиной в сопровождении местного УАЗа буханки).

Они держали путь в Кузомень (которая отсюда недалеко), и их стремление оказалось заразительным..

Позабыв про золото и брильянты аметисты, мы разобрали лагерь и отобедали с идеей вернуться сюда на обратном пути сегодня вечером.

...

Кузомень — поселок, поглощаемый северной техногенной пустыней.

Он окружен песчаными барханами и заселен якобы прародителями лошадей — тарпанами.

В целях профилактики стравливаю колеса до 0,8. Для уверенного штурма дюн этого оказалось достаточно.

Некоторое время в компании набежавших откуда-то «хибинских» Джимников, играем в машинки в большой песочнице, а потом углубляемся в глубь пустыни на поиски коней.

Беломорский кайрон мы догнали лишь в населенном пункте.

Его водитель(ница), постоянно застревала, давая повод для недовольства обитателей буханки.

Получив (от нас) консультационную поддержку о том, «как можно использовать её автомобильный насос», она пошла делиться знаниями с уазовцами.

А мы вернулись к прогулке.

В Кузомени (а именно туда мы и попали) нам очень понравилась детская площадка. Чувствуется, что строили её с любовью, принеся в жертву целый автомобиль.

В итоге, всё, что мы искали (включая магазин с мороженым), нам удалось найти благодаря общительному местному населению.

Они охотно поделились с нами информацией про достопримечательности, и о том, где можно найти диких коняшек.

Уезжать из этого края не хотелось. И мы задержались в сказке еще на сутки.

Ночевать остались там же, в песках.

Впоследствии, изучая отчеты путешественников, я понял что «сказка» могла быть опасной (часто описывались встречи с медведями)…

Но нас пронесло. Наверное, потому что новичкам везет.

Перед выездом на розовую трассу стали свидетелями работы настоящих вспомогательных систем.

Помните рекламу ниссана с дроидами? Так вот мы наблюдали это вживую, правда, вместо ниссана был Уазик, а вместо дроидов — бежавшие рядом собаки.

Русский аналог приглянулся больше.

Наш путь пролегал через часовню Безымянного Инока и тоню Тетрино в южную Карелию.

К информации из интернета мне добавить нечего.

Кроме всего на тоню Тетрино мы умышленно не поехали (перегруз по впечатлениям, да и просто не захотелось как-то)…

...

На Онеге, у брата, мы воссоединились с Димоном и оставшиеся пару дней его отпуска провели за «дуракавалянием», разведав много мест по воде.

Конечно, не обошли своим вниманием и рыбалку.

Как-то вечером, вдвоём с братом, мы пошли «за кордон», ловить онежских монстров.

Поначалу всё складывалось успешно — по неспокойной воде мы быстро добрались на одно перспективное местечко и начали охоту на трофеи.

Долго ждать не пришлось. На закате мой брат сумел зацепить блесной одного стокилограммового ихтиандра.

Вся драма заключалась в том, что этим ихтиандром был я.

Воблер сделал мне двойной пирсинг в правом ухе и повис, для надежности зацепившись за висок вторым крючком.

Это обстоятельство лишило моего брата самой уловистой приманки, а меня сделало настоящим «панком».

Лодку качало на волнах.

Воблер названивал «тамбурином» какую-то веселую мелодию мне в ухо, а мы сидели и пытались отцепить крючки.

Когда солнце село окончательно, корпус приманки удалось снять. Звон в ухе прекратился.

За это время поднялся ветер, и волна серьезно усилилась.

Отделять меня ножом от остальных частей снасти мы решили на берегу.
В идеале для этого нужен был скальпель, но его ни у кого не было.

На пути в лагерь меня посетила рациональная мысль о том, что, если раздобыть в лесу водки и лезвие от бритвы, извлечение крючков можно сильно упростить. Водка нужна была исключительно для дезинфекции, а не то, что вы подумали...).

Мы были абсолютно трезвы и поэтому не видели оснований не доверять моему внутреннему голосу.

Сойдя на берег, обвешанный серьгами, как заправский флибустьер, я первым делом побежал фотографироваться.

Когда было набрано достаточное количество качественных свидетельств моей «прогрессивности», мы поспешили искать чего бы выпить средство стерилизации и чем можно было бы вскрыть себе вены вырезать крючки.

Нужного лезвия в нашем заливе, к сожалению (а может быть, к счастью), ни у кого не оказалось...

Но зато от соседей мы получили много водки и ценных советов.

Один из советов был: «не страдать фигней, а найти в цивилизации какого-нибудь фельдшера (или, на худой конец, ветеринара) и убедить его, с помощью русских денег и жидкой валюты, оказать содействие в решении нашего вопроса».

Я был против и жаждал развязки здесь и сейчас. Но мой брат не хотел прокачивать скилл хирурга и поэтому подогнал машину к палатке.

— Вы когда-нибудь занимались поисками медпомощи в российской глубинке, после проведенной реформы здравоохранения?
— То еще занятие, должен я вам сказать.

После долгих мытарств мы приехали в райцентр — Медвежьегорск.

Спросили в гугле про больничку и в ночи, пока все спят, уверенно взяли её штурмом.

Навстречу мне вышел дежурный врач и, осмотрев повреждения, в снисходительной форме начал уточнять обстоятельства этого нелепого инцидента.

Когда же он понял, что разговаривает с абсолютно трезвыми людьми, то несколько смутился, сообщив, что за всю его практику такое он видел впервые и мне сильно повезло, что крючок не прилетел в глаз.

Как проходило преображение из панка в обычного гражданина, я не видел (зеркал в операционной не заметил).

Презент в качестве благодарности, причем в любом виде, медработники отказались брать (но крючки все же оставили себе на память).

В итоге я получил 4 шва, наказ 14 дней не ковыряться в носу в ушах, не принимать водные процедуры и повторное приглашение на осмотр через 3 дня.

Дальше отпуск покатился под откос протекал без происшествий.

Правда, теперь водный мир я мог изучать только с экрана экшн-камеры, да и в Медгору (на медосмотр) пришлось ехать раньше, чем у нас истощились запасы топлива для лодочных моторов.

Похоже, там я стал знаменит, меня уже ждали, можно сказать, с улыбками на устах.

Попав на прием к новому специалисту, я услышал, что мой случай записали в легенды больницы и теперь рассказывают о нем всем пациентам.

От всего этого стало как-то не по себе, слава вскружила голову похоже, ситуация была действительно серьезной.

Выводы я сделал следующие: усилить занудство при инструктаже пассажиров лодки и требовать наличия у них защитных очков и головных уборов...

...

Когда наш отпуск закончился, мы отправились в Москву и добрались до неё без происшествий...

Швы мне снимали дома...

Путешествие ребенку понравилось. Вернувшись домой, мы засели за карандаши, краски и видеоредакторы и сотворили мини-отчет, который даже засветился в финале конкурса «Моя планета 2017».

Возрастное ограничение 0+. Приятного просмотра.

PS Вот таким было последнее путешествие нашего Митсу по просторам Карелии и Мурманской области.

Стойко переживая удары судьбы и прощая отсутствие мозга в голове того, кто навязывал ему свою волю, он не пасовал перед сложностями, выпавшими на его долю и продолжал честно нести свою службу.

При этом не забывая радовать нас своей надежностью и беспроблемностью.

Типа «Happy end»!!!

Спасибо за комментарии!

На Youtube SDMRussia. Заходите :) https://www.youtube.com/channel/UCHLOBZ-V4XBnkzdawxOY-Uw


Дром

Комментарии

   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 778
Хорошая поездка! И все хорошо, что хорошо кончается.
А куда делась Митсу?
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
14
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 140
suvfan
Хорошая поездка! И все хорошо, что хорошо кончается.
А куда делась Митсу?
Спасибо.
Купил нового Митсу, этого пришлось продать :(
На другом ресурсе, под этим ником, есть заметки про обе машины.
8
2
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Ну, если честно, то... как-то ... - так.. Или у меня настроение сегодня неподходящее для чтения отчетов? Без обид, пожалуйста.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
9
17
Ответить
     
Москва
Сообщений: 112
Elkeliset в качестве сайндтрека улыбнуло... :)
А по делу - Молодцы! Это просто здорово! У ребенка впечатлений на всю жизнь хватит, только сами не пострадайте... ;)
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012
10
2
Ответить
     
Сообщений: 254142
Молодцы, путешествовать очень здорово, особенно привлекая детей!
Автокомплекс "Зенитка" г. Чита, пер. 2-й Молодежный, 1 тел. 20-88-34
10
2
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 17563
Интересно почитать , фотографии зачет.
10
2
Ответить
nbt
  
Сообщений: 8408
Подпускать к детям незнакомую собаку?
1
11
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 937
мало интересного
4
10
Ответить
   
Урал южный
Сообщений: 972
Респект , отличный слог ,
красивые фото .
7
 
Ответить
  
Ростов - папа
Сообщений: 440
А качок - то химический...
5
12
Ответить
10609582
Москва
SerGo.
А качок - то химический...
ты по фотографиям допинг-контроль делаешь?
6
1
Ответить
  
Ростов - папа
Сообщений: 440
10609582
ты по фотографиям допинг-контроль делаешь?
Нет, так видно. Скрывать бесполезно..
1
7
Ответить
  
Ростов - папа
Сообщений: 440
10609582
ты по фотографиям допинг-контроль делаешь?
А тебя, что задело что-то ?
2
6
Ответить
9930850
Севастополь
Засевшие крючки обычно выводят острием наружу, а потом его откусывают и вынимают оставшееся. Но в висок - это, конечно, совсем не повезло.
7
 
Ответить
    
Хайфа
Сообщений: 1496
Я туда гонял с сыном, которому не было еще и 3-х лет) http://tony60gr.blogspot.com/2... Еще и тёщщю с собой брал)))
убежденный космополит
не где небыл не чево нивидел не чево незнаю езьдю тока по асвальту
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром