|
«Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей — вспоминает, а в четвертой — живёт, как все остальные смертные». Восточная мудрость
Приветствую всех любителей автопутешествий и активного отдыха! Представляю вашему вниманию наше турне на своей машине из города Нефтеюганск (Ханты-Мансийский автономный округ — ЮГРА) на Кольский полуостров, а затем в Крым. По пути заезжали в разные города и интересные места, проехали без малого 15000 километров! Получилось очень интересно и увлекательно. Это наше первое путешествие на Кольский полуостров. Не всё удалось посмотреть, что хотели, но основное — получилось. А в Крыму мы бываем каждое лето, и этот год не стал исключением.
Команда у нас постоянная — 4 человека: мы с супругой (оба выполняем функции водителя и штурмана) и две наши уже взрослые дочери. Об автомобиле: Renault Duster II, 2021 г.в., 1,3 турбо (150 л.с.), бензин, механика, 4 WD. Все представленные фото — свои, сделаны фотоаппаратом Canon RP, мобильными телефонами и немного с коптера.
Из Нефтеюганска (ХМАО-Югра) стартовали 30.07.2022 г. по направлению через Ханты-Мансийск, Югорск, Серов на Екатеринбург. Хорошее качество дороги и низкий трафик позволяют преодолеть этот участок в 1350 км за один день.
Мост «Красный дракон» в Ханты-Мансийске через Иртыш.
По пути в Екатеринбург возле Карпинска остановились на заправке недалеко от очень красивого затопленного карьера.
Красивый затопленный карьер возле Карпинска.
В родном для нас Екатеринбурге провели один день. Прогулялись по новому торговому центру «Веер Молл».
Немного передохнули и направились в Санкт-Петербург через Шарью.
В Свердловской области, недалеко от Талицы.
База отдыха «Ветлуга» возле Шарьи.
В Шарье ночевали на базе отдыха «Ветлуга». Арендовали отдельный домик. Очень красивое и атмосферное место. Жаль, что надо было торопиться.
Придорожная идиллия в Вологодской области.
Возле города Грязовец Вологодской области остановились на заправку и перекусить в кафе «Баранка». Оригинальное оформление из советской эпохи!
Красиво оформленная территория вокруг кафе «Баранка» возле города Грязовец.
Очень приятно, что наконец-то стали ценить наше советское прошлое!
В Санкт-Петербурге были уже 02.08.2022 г. вечером. На следующий день пошли гулять по городу. Кроме того, у нас были и вполне конкретные дела в городе. Наша младшая дочь в этом году закончила школу и подала документы в Санкт-Петербургский политехнический университет. Поэтому пошли относить оригиналы документов в надежде попасть на бюджет (в итоге так и получилось). Именно благодаря этому обстоятельству, в дальнейшем мы перебрались на ПМЖ в этот красивый и любимый нами город. Но это будет позже, а пока продолжили прогулку по городу. Надо сказать, что Санкт-Петербург необыкновенно красив летом!!!
Санкт-Петербургская соборная мечеть (1913 г.).
Старинная водонапорная башня на территории университета (1905 г.). Высота 46 метров.
В дальнейший путь, в сторону Мурманска, отправились 05.08.24 г. Из Питера решили ехать не по трассе Кола, а по Новоприозерскому шоссе через Сортавалу. Дело в том, что эта дорога хоть и длиннее, но зато гораздо живописнее!
На обед остановились в уже знакомом нам кафе «Приладожье», что располагается прямо на берегу Ладожского озера у форелевой фермы.
Основное меню в этом кафе из свежайшей форели собственного разведения, а также блюда национальной кухни. Кроме того, здесь можно закупиться как свежей рыбкой, так и различных видов копчения и соления.
Знаменитые карельские калитки.
В этот день доехали до города Кемь, где и заночевали на съёмной квартире.
В планах на следующий день (06.08.2022 г.) была поездка из Рабочеостровска на Соловки. Билеты на пароход мы заранее не бронировали, мало ли что в дороге может произойти. Думали, что сможем на месте нанять частника. Однако, к нашему удивлению, на пристани не оказалось ни одного желающего нас отвезти. Вернее, катеров было много, но все они стояли пустыми. Попытка дозвониться ранним утром к какому-либо владельцу не увенчалась успехом. Надо было, видимо, бронировать билеты на пароход или договариваться с частником заранее. Но представьте наше отчаяние — как же так?! У нас запланирован целый день на это мероприятие, стоим у берега Белого моря, погода чудесная, а кругом — ни души… На наше счастье, с одного из частных катеров вышел капитан и сказал, что ждёт людей для поездки на Кузова. Если честно, то я даже не знал, что существует такая группа островов по пути на Соловки. Там проводят экскурсии, а люди приплывают как с самих Соловков, так и из Рабочеостровска. Узнав про наши горести, капитан предложил подбросить и нас на Кузова на экскурсию (основная группа должна была приехать туда с Соловков). Делать нечего — не пропадать же целому дню. Вот так, совершенно случайно, мы попали на Кузова. И, кстати, ни разу потом не пожалели!!!
Природный причал возле острова Немецкий (один из группы архипелага островов Кузова в Белом море).
Итак, Кузова — это архипелаг из 16 остров в Белом море, где-то в 25-30 км от берега (на катере плыть около 1 часа). Знамениты своими множественными культовыми комплексами — сейдами и другими признаками древних стоянок человека. Да и природа здесь необыкновенно красива, в чём мы убедились воочию!
Экскурсия проходила по довольно большому острову Немецкий, хотя напротив был гораздо более крупный остров Русский. Основная группа вместе с экскурсоводом прибыли с Соловков. Сам поход занял около 3-4 часов. Узнали очень много интересного о жизни местных народов — саамов, о всяких легендах и сказаниях, а также о версиях происхождения культовых сооружений — сейдов. Это огромные многотонные валуны, расположенные на маленьких камнях. Получается, что они как бы парят в воздухе. К сожалению, современные туристы большинство этих сооружений разрушили, но кое-что ещё осталось. Однако главное — это необыкновенно красивая северная природа! Благо — погода радовала!
По ходу экскурсии нам предстояло преодолеть подъём около 120 метров. Местами было нелегко, но проходимо для всех возрастов. Главное — хорошая обувь. Из всех неудобств — сильный ветер, особенно на вершине. Но благодаря летнему солнцу было нехолодно.
Культовое сооружение саамов — сейд.
На этом же катере мы вернулись назад в Рабочеостровск. В самой Кеми съездили на мост через одноимённую реку. Это железный пешеходный Гайжевский мост — соединяет город с поселком. С него открываются довольно красивые виды.
Гайжевский пешеходный мост через реку Кемь.
Успенский собор в г. Кемь (1711-1717 гг.)
Ночевали так же в городе Кемь на съемной квартире. На следующий день (07.08.2022 г.) отправились в Кировск. Расстояние там небольшое, немногим более 400 км.
Хоть и живём на Севере, но полярный круг пересекали впервые!
По приезду в Кировск первым делом хотели подняться на горнолыжном подъёмнике на обзорную площадку горы Айкуайвенчорр (высота 1075 м). Однако погода резко испортилась, и мы потерпели полное фиаско…
В Кировске у подъёмника. Погода начала ухудшаться, но внизу видимость ещё нормальная.
Начало подъёма, вид на Кировск.
Наверху нас встретил сильнейший туман…
Смотровая площадка не просматривается…
Да, Кировск в этот день встретил нас не очень гостеприимно.
Вид из окна съёмной квартиры в Кировске.
Несмотря на погодные условия мы решили не терять время и поехали в Хибины. А если точнее, к водопаду Красивый на реке Рисйок. Дорога к нему не очень пригодна для простых автомобилей — много луж и скальника. Длина пути — около 20 км. Но на кроссовере и тем более внедорожнике проехать можно без проблем. Учитывая, что я специально для этого путешествия приобрёл хорошую А/Т резину Goodrich, то сильно не волновался. Забегая вперёд, скажу, что шины полностью себя оправдали и ни разу не подвели.
Дорога к водопаду Красивый. Погодка — жуть…
Несмотря на плохую погоду (мелкий дождь, низкая облачность и сырость), виды — потрясающие! Я бы даже сказал — «атмосферные».
Иногда пассажирам приходилось корректировать траекторию движения автомобиля.
Озеро Длинное вдоль подножия хребта Поачвумчорр.
Сама дорога до водопада доставила огромное удовольствие — суровая красота Хибин восхищает!!! Да и погода потихоньку стала улучшаться.
К водопаду Красивый есть указатели, мимо не проедете. Идти не долго, тропинки натоптаны. Но после дождя очень скользко — нужна хорошая обувь.
Водопад и взаправду очень красивый!
Водопад Красивый — вид сверху.
У подножия водопада, прямо в реке, есть несколько довольно крупных камней с которых можно очень эффектно сфотографировать весь 20-метровый каскад воды. Камни мокрые… И, несмотря на всю осторожность и хорошую обувь, я всё-таки поскользнулся. Всё произошло в одно мгновение — и я вместе со своим не очень дешёвым фотоаппаратом оказался полностью в ледяной воде. Благо, что не ударился сам и не повредил технику. Но мокрый был до ниточки. Река в том месте была неглубокая, не более 60-70 см. Хорошо, что приехали на своей машине — быстро переоделся, согрелся. Больше всего волновался за фотоаппарат (Canon RP). Хоть и не топовая модель, но всё равно было бы очень жалко. Тем более что путешествие только начиналось. К счастью, всё обошлось, правда сушил фотик несколько дней. Только к концу всей нашей поездки у меня глюкнула карта памяти и чуть не пропали все фотографии. С трудом удалось их восстановить в специализированном сервисе (всё-таки нужно ежедневно копировать фотки на другой носитель). Но сам аппарат не пострадал. Из этого происшествия сделал ещё один вывод — при покупке фототехники лучше брать влагозащищённую.
Ночевку провели на съёмной квартире в Кировске. Следующим утром город было не узнать. Погода радикально изменилась в лучшую сторону.
Кировск ранним утром следующего дня. Погода значительно улучшилась!
Озеро Большой Вудъявр, Кировск.
Знаменитая «заброшка» Кировска — бывший ж/д вокзал. Очень атмосферное место.
Вокзал ранее был очень красив. Построен в 1939 году, а заброшен в 1996-ом.
Следующей точкой нашего путешествия была Териберка. Дорога почти до самой деревни отличная, за исключением последних 20 км. Да и природа вокруг — просто обалденная!!!
Дорога в Териберку. Погода постоянно менялась, дул приличный ветер. Буквально за 15-20 минут яркое солнце мог сменить дождик.
А ещё — мы попали в грибной рай!!! Да-да-да! Такого огромного количества грибов, да ещё и абсолютно чистых я больше нигде и никогда не видел! Кстати, всё это великолепие растёт прямо у дороги. Да и собирать не страшно — если что, мишку будет видно издалека))). Буквально за 10-15 минут мы насобирали целый мешок грибов. Остановиться было очень сложно))). Ели мы их потом дня два.
В Териберке у нас был забронирован отдельный домик в «Териберка тур-кемпинг» (правда не на самом берегу). Условия очень спартанские — двухэтажные кровати, небольшая кухонька, электрообогреватель (по ночам довольно холодно). Туалет и душ расположены в отдельном месте, но всё чистое и вполне удобное.
В одном из таких домиков мы жили в Териберке.
Первым делом пошли гулять по достопримечательностям самого села.
Известный ресторан на берегу моря. Готовят вкусно.
В селе местами характерная «атмосфера».
В этот же день (08.08.2022 г.) отправились на осмотр одной из главных достопримечательностей Териберки — водопад Батарейский. Это самый северный водопад европейской части России. Своим названием обязан артиллерийской батарее береговой обороны, расположенной недалеко от этого места.
До самого водопада есть дорога, но проезд закрыт. Проход был бесплатный. Один из охранников посоветовал нам идти не напрямую к водопаду, а прогуляться вдоль моря. Это хоть и дольше, зато можно насладится оригинальными пляжами этих мест. А там есть на что посмотреть. Несмотря на довольно сильный ветер, периодически светило солнце и было не очень холодно. Поэтому мы так и сделали — пошли вдоль берега. Путь занял около 2,5-3 часов с остановками на фотосессии. Но это того стоило! Красотища необыкновенная!
На одной из скал (что на фото) есть местное кладбище. Удивительно — могилы прямо в скале.
Знаменитое «гнездо дракона» — небольшая пещерка с круглыми камнями на берегу моря.
Даже удалось поймать в объектив радугу.
Пляж «яйца драконов» — множество огромных округлых камней.
Кстати, передвигаться по этим камням очень сложно. Поэтому прогулка вдоль океана заняла много времени, но доставила огромное удовольствие! Так, потихоньку, и добрались до самого водопада и одноимённого озера над ним.
Водопад «Батарейский» и одноимённое озеро.
К самой артиллерийской батарее уже не пошли — очень устали. Назад возвращались по прямой дороге. Всего увиденного за этот день нам более чем хватило! Такой концентрации красот и чудес не приходилось видеть очень давно!!!
На обратном пути в наш домик мы заехали в местный магазинчик за продуктами. Ко мне подошёл молодой человек с мокрой головой и неожиданно предложил купить морских ежей. Я их раньше никогда не ел и даже не представлял, как это делают, поэтому вначале отказался. Но аквалангист настаивал и начать снижать цену, причем по одной не продавал — только всю партию. В итоге я купил целый мешок свежевыловленных морских ежей за 1 тысячу рублей с полным непониманием, что с ними делать. В мешке оказалось более 20 штук колючих комочков. Уже дома мы погуглили, как их вскрывать и есть. Вот так, абсолютно неожиданно и буквально за копейки, мы отведали настоящий деликатес!
Мешок свежевыловленных морских ежей, купленных всего за 1 тыс. рублей.
Изрядно наколов пальцы, я таки научился вскрывать эти деликатесы. Есть нужно только вот эту оранжевую икру.
Несмотря на не очень приглядный вид, оказалось очень вкусно! Причём икра абсолютно пресная!
Вот так ложечкой выковыриваешь и ешь.
Говорят, что эти ежи очень богаты йодом и в сутки можно есть не более 3-4 штук. А мы, по незнанию, съели каждый штук по 5-6. Зато наелись деликатесов вдоволь!
На следующий день (09.08.22 г.) съездили в «конец всех дорог» или недостроенную газпромовскую дорогу. Там же полюбовались еще одним знаковым местом — губа Завалишина. Это очень красивая бухта с пляжем.
Недостроенная газпромовская дорога.
В этот день мы покидали Териберку — нас ждал Мурманск. По пути ещё раз насладились красотами северной тундры.
По пути из Териберки в Мурманск.
В Мурманске мы снимали квартиру в старом фонде, практически в самом центре. Первым делом выдвинулись на осмотр достопримечательностей города.
Мемориал «Защитникам Заполярья».
От мемориала открывается замечательный вид на Кольский залив и город.
Следующий день у нас также был запланирован на осмотр нескольких достопримечательностей Мурманска и окрестностей. Утром 10.08.22 г. съездили к мемориалу «Долина Славы» (раньше он, видимо неофициально, назывался «Долина смерти»). Это место захоронения нескольких тысяч советских воинов, погибших за годы ВОВ в Заполярье. Во многом этот мемориал создан благодаря поисковикам и активистам. Расстояние до памятника от Мурманска около 70 км.
Очень символичный памятник о людском горе.
Ежегодно здесь происходят захоронения найденных поисковиками останков советских солдат.
Очень актуальные для сегодняшнего дня слова.
Очень приятно, что здесь, в далёком северном регионе, люди чтут память о подвигах своих предков! Кстати, это, пожалуй, единственный регион, где фашисты не смогли перейти границу СССР. Хотя бои здесь были очень ожесточёнными, а Мурманск играл ключевую роль в обеспечении страны по лендлизу.
Где-то на трассе Мурманск-Печенга.
Возвращаясь в Мурманск, заехали к ещё одному памятнику, посвящённому женщинам-воинам и бойцам ПВО. Именно они во многом обеспечивали безопасность неба над Мурманском. Мемориал и смотровая площадки расположены напротив города, с другой стороны залива.
А ещё в этот день у нас была запланирована экскурсия на ледокол «Ленин». Простояв в обычной очереди на улице около 2 часов, попасть на самую известную достопримечательность Мурманска нам, к сожалению, не удалось. Несмотря на летний период, так сказать «сезон» и множество желающих, количество экскурсий жёстко ограничено. Почему так — мне лично не понятно. Причём других вариантов заранее записаться или купить билеты просто не существует. А ведь этот корабль — «легенда». Я хотел не только сам там побывать, но и детям (хоть уже и почти взрослым) показать. Когда мы ещё соберёмся в Мурманск? В наш-то век — обычная живая очередь? Причём на улице? А ведь погодка здесь бывает разная. До сих пор очень сильно обидно. Надеюсь, что эта ситуация когда-нибудь изменится.
Знаменитый первый атомный ледокол «Ленин», попасть на экскурсию на который нам не удалось.
На этом наша мурманская часть путешествия закончилась. На следующий день, 11.08.22 г. ранним утром выдвинулись на полуостров Рыбачий!
По очень хорошей трассе на Печенгу проехали около 100 км без особых проблем. На КПП у Титовки показали паспорта, сказали, куда едем, и съехали на гравийку. Вот здесь и началось настоящее приключение. Конечно же, я перечитал и пересмотрел всё про местные дороги и достопримечательности. Поэтому мы подготовились: взята канистра с бензином, шины А/Т, определённый запас продуктов и др. Жильё на полуострове Рыбачий у нас было забронировано за несколько месяцев до поездки на турбазе «Большое Озерко». И в этот день мы должны были туда добраться.
Первым делом стравил колёса где-то до 1,2-1,3 атм., но это мало помогло, тряска всё равно была жуткая! Однако окружающие нас красоты компенсировали все неудобства.
Одна из первых достопримечательностей — водопад на реке Титовка Мельничный.
Дорога на Рыбачий вначале ещё довольно «гладкая». Погода за день изменилась несколько раз — то дождь, то солнце. Как юморят местные: «Если тебе не нравится погода на Кольском — подожди 15 минут»))
Река Титовка, вдоль которой идёт дорога.
Надо сказать, что движение по дороге довольно активное. А в начале пути есть даже некоторое подобие сервиса.
Очень живописные виды вдоль дороги. Постоянно хотелось останавливаться и фотографировать. Последний раз со мной такое было на Кавказе по дороге к Джилы-Су, а до этого — на Чуйском тракте.
Иногда начинал идти дождь, но это было недолго.
Одно из самых красивых мест. Правда дорога здесь очень опасная.
При въезде на полуостров Средний. По дороге мы встретили немало памятников воинам ВОВ.
А вот уже и Баренцево море, губа Кутовая.
Дорога по полуострову Средний оказалась самой трясучей. Вроде бы нет больших ям и камней, но тряска такая, что ехать быстрее 10-20 км/час просто невозможно.
Потихоньку, за несколько трясучих часов, добрались до турбазы «Большое Озерко». Здесь у нас был забронирован четырёхместный номер. Условия довольно спартанские — двухэтажные кровати, маленький столик и одно окошко. Правда есть отопление. Все удобства (душ, туалет) находятся в отдельном корпусе. Горячая вода в душе четко по расписанию, так как электричество от генератора. В принципе, нормально для такого глухого места. Правда цены за этот комфорт немаленькие — мы отдали около 16 тыс. рублей за одну ночь. А бронировать пришлось за несколько месяцев до заезда, востребованность — колоссальная!
Турбаза «Большое Озерко» на полуострове Рыбачий.
Баня на турбазе «Большое Озерко». В стоимость проживания не входит.
Турбаза расположена на берегу небольшого заливчика. Место красивое, открытое. Нас встретил хозяин базы, заселил в номер и предложил на ужин заказать блюда из свежевыловленного камчатского краба и гребешка. Надо пояснить, что камчатский краб был завезен в Баренцево море ещё в советский период и очень хорошо прижился, значительно потеснив своего довольного мелкого местного собрата. Кроме того, этот краб стал даже угрозой местной придонной фауне. Мы, конечно же, заказали краба и гребешков на всех. Цены, на удивление, очень невысокие.
Заселившись и прикинув свои возможности по времени (была середина дня), мы решили сгонять на мыс Немецкий. Это самая северная точка европейской части России и одно из самых культовых мест для посещения на полуострове Рыбачий! Дорога составляет порядка 40 км, но местами есть крупные камни, скальник, большие лужи и песок. Поэтому ехать туда можно только имея в арсенале авто полный привод, высокий клиренс и хорошие колёса.
Дорога по полуострову Рыбачий. Вдалеке виднеется глемпинг. Говорят, что очень дорогой, но комфортабельный.
В одном месте дорога на мыс Немецкий проходит вдоль океана, прям по песку. Мы попали на отлив, поэтому проехали легко. А вот обратно по ней проехать не получилось, пришлось искать объездные пути. Но ничего — выбрались.
Дорог на полуострове довольно много. Поэтому, уже в конце пути, мы немного заблудились, но довольно быстро разобрались и доехали куда надо. Несколько раз нас обгоняли военные Уралы и группы «заряженных» внедорожников. Да и вообще, там в это время немало народу ездит. На обратном пути нам показал (провел за собой) дорогу один местный гид.
Вот мы и добрались до мыса Немецкого.
Мыс состоит из слоистого скальника. Ходить по нему довольно сложно — можно навернуться.
В допетровские времена на мысу Немецком была точка торговли русских купцов с европейцами. Так что место отнюдь не глухое, а очень даже людное и известное со стародавних времён.
Погодка была очень ветренная, периодически шёл дождь. Но нас просто распирало от самосознания, что мы добрались сюда своим ходом!
Напротив мыса Немецкого расположен маяк Вайдагубский. Тоже местная достопримечательность.
Из-за сильного ветра и дождя о попытке взлететь на коптере не было и речи. А жаль, очень красивые места! К сожалению, ни одна, даже отредактированная, фотография не отражает всего очарования этих мест. Здесь, действительно, надо побывать самому и увидеть всё своими глазами.
Обратно к турбазе ехали другой дорогой из-за прилива и затопления пути вдоль побережья. Зато увидели заброшенный военный городок Скорбеевский. На этой дороге было гораздо больше огромных луж. Ехали паровозиком в несколько машин, предварительно промеряя лужи вручную (вернее ногами)). Но всё-таки один Дастер застрял. Вот и пригодился мой новенький 9-метровый рывковый трос. Выдернул его с одного маху.
А ещё в одной из огромных луж я потерял передний номер и заглушку заднего бампера. Несмотря на то, что про возможность потерять номер я читал почти везде и знал, что самый надёжный способ — это снять их вообще (в этих местах нет ГИБДД), я всё-таки забыл это сделать. Вначале очень расстроился. Но другие автолюбители меня быстро успокоили и подсказали, как это дело исправить. Нужно лишь заехать в ближайший сертифицированный пункт выдачи номеров, написать заявление по образцу и через 20 минут получить номер. Здесь ближайшее ГИБДД было в Мурманске. А вот с заглушкой сложнее. Я знал, что они вылетают, поэтому предварительно привязал её на стяжку. Но, видимо, этого не хватило. До сих пор езжу без неё.
Красота на полуострове Рыбачий.
Заброшенный военный городок Скорбеевский.
Вернувшись на турбазу «Большое Озерко» к вечеру (благо, что здесь привычные нам белые ночи), немного прогулялись вдоль бухты Озерко.
Турбаза «Большое Озерко» на берегу бухты Озерко (фото с коптера).
Вечером, а вернее очень поздним вечером — в 23:00 пошли на запланированный ужин. Почему так поздно? Так ведь кормят здесь только в баре, а он открывается только в 22:00… А заказной ужин приготовили только к 23:30. Кстати, бар также под стать турбазе — длинные столы с лавками на 8-10 человек. Но уютненько и даже как-то душевненько.
Из алкоголя в баре было только пиво, которое очень быстро закончилось. Мы успели купить только по одной банке. Зато ужин — просто королевский! Каждому принесли по довольно большой порции камчатского краба и тарелку гребешков — вкуснотища необыкновенная!!! Мы впервые ели настоящего камчатского краба, да ещё и свежевыловленного. Очень сытное мясо! И очень вкусное! Бар был забит до отказа. Видимо, крабов заказали все постояльцы. Вечер прошёл в очень интересной и дружеской атмосфере. Познакомились с людьми из разных уголков нашей страны. Приехали кто на чём — на квадроциклах, на мотоциклах, на своих внедорожниках или с гидами. А были и пешие туристы. Больше всего удивили молодые парень с девушкой, которые целую неделю шли пешком через полуостров Средний! Ну, в общем, было очень интересно пообщаться!
После ужина спали крепко, сказалась усталость за очень насыщенный впечатлениями день. Благодаря отоплению в номере было тепло и сухо. По ночам температура здесь бывает до нуля градусов.
На следующий день мы отправились в обратный путь. Хотелось ещё, конечно же, объехать по периметру полуостров Средний. Но на это нужно было потратить как минимум ещё один день. Да и дорожка там из не самых простых, после дождей бывают сложности. А в этот день как раз начался затяжной дождь. Однако на это у нас уже не было времени. Поэтому выдвинулись на Питер, но поклялись сами себе когда-нибудь сюда обязательно вернуться!
Огромное многообразие мхов и лишайников на камнях в тундре.
Возвращаемся домой без номера (потерян в одной из огромных луж).
При выезде на трассу, возле КПП, гаишники даже не остановили нашу машину без номера. Только улыбнулись. Видимо, эта ситуация здесь давно стала привычной. Кстати, трясучая дорога по полуострову Средний опять вымотала нас по полной. И это, несмотря на спущенные колёса и высопрофильную резину. В Мурманске возле здания ГИБДД есть небольшой автомагазин, где делают дубликаты номеров. Там же написали заявление по установленному образцу. Всё заняло не более получаса. В этот день доехали до Кеми, где и заночевали в гостинице «Кемка».
На следующий день, по пути в Питер, заехали посмотреть Беломорские петроглифы. Одна часть этих реликвий расположена под открытым небом в урочище Залавруга. Идти от автостоянки до них недалеко — по хорошей тропинке через очень красивый лес. Рядом небольшое озеро.
Тропинка к Беломорским петроглифам в урочище Залавруга.
Вот так выглядит площадка с Беломорскими петроглифами.
Беломорские петроглифы относятся к одним из старейших в Европе — датируются IV-III веками до нашей эры.
А это уникальный петроглиф — самый древний в Европе с изображением лыжников. Своего рода визитная карточка Беломорских петроглифов.
Сувенирная избушка была закрыта.
А затем мы поехали в музей, посвящённый Беломорским петроглифам. Он расположен прямо на дороге.
Музей-павильон «Беломорские петроглифы». Расположен возле ГЭС. Кстати, автостоянки рядом нет.
В музее представлена подробная информация про местные и другие петроглифы региона. Можно взять экскурсию.
Будет интересно как взрослым, так и детям.
Территория за музеем, где ещё очень много петроглифов.
По пути домой нечаянно поохотились — случайно сбили куропатку. Врезалась прямо в лобовое стекло и застряла под боксом. Жаль птичку. Хорошо хоть стекло не разбилось.
К вечеру доехали до Питера, где провели ещё несколько дней (были некоторые дела). Но время не теряли. Съездили на экскурсию в музей-усадьбу великого русского художника И.Е. Репина, в дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум, да и просто погуляли по Санкт-Петербургу.
Вид из окна нашей квартиры в Питере.
Музей-усадьба И.Е. Репина. Сходили на экскурсию и погуляли по парку.
В 1899 году Илья Ефимович Репин приобрёл участок земли за Санкт-Петербургом в тихом местечке возле деревни Куоккала. Через несколько лет построил двухэтажный дом и разбил красивый сад, в котором были вырыты несколько сообщающихся прудов. На тот момент он был уже очень известным художником и занимал должность ректора Академии. Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. В этом доме бывали все знаменитости того времени — Шаляпин, Горький, Есенин, Куприн, Чуковский, Маяковский и многие другие. После революции усадьба оказалась на территории Финляндии. В тот период Репину пришлось очень тяжело в финансовом плане, но он продолжал творить до последних дней своей жизни. В 1930 году его похоронили на территории усадьбы. В 1940 году эта часть Карельского перешейка была возвращена в состав Советского Союза и в «Пенатах» создали дом-музей. Во время ВОВ усадьба сгорела дотла, но после войны восстановлена в первозданном виде. На экскурсии вам подробно расскажут о жизни великого русского художника, особенностях строения дома и многом другом.
Небольшой, но красивый парк возле усадьбы.
Смотровая башня «Башенка Шехерезады».
«Храм Озириса и Изиды» — небольшая эстрадная площадка, где выступали гости усадьбы.
В другой день съездили в Ораниенбаум. Это огромный дворцово-парковый комплекс на южном берегу Финского залива. Территориально находится в составе города Ломоносов. Мы уже бывали там в одно из прежних путешествий, но тогда посетили Меншиковский дворец. А в этот раз заехали с другой стороны с целью погулять по шикарному парку и, если повезёт, попасть в Китайский дворец. И нам таки повезло...
Дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум. Китайский дворец.
Здание катальной горки. Изначально к этому небольшому дворцу были пристроены длинные деревянные горки, по которым катались на специальных тележках. Внутри этого здания также проводят экскурсии — там очень красиво.
Китайский дворец — это, по сути, летний домик для отдыха, но очень красивый! Дворец открыт только летом и только в сухую погоду. Именно поэтому в него тяжело попасть. Дворец создан по заказу императрицы Екатерины II в 1762-1768 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Ораниенбаум не был оккупирован немецкими войсками во время войны и, наверное, поэтому каким-то чудом дожил до нашего времени!
Знаменитый стеклярусный кабинет — стены покрывают панно из стеклянных трубочек и шёлка.
На этом наше пребывание в Санкт-Петербурге закончилось. И мы перешли к «южной» части нашего путешествия. Дальнейший путь лежал в Крым.
Дорога не представляет особой сложности. До Москвы — по шикарной платной трассе М-11 «Нева», далее на Краснодар по М-4 «Дон». Две ночёвки — возле Москвы и в Ростове-на-Дону. Самая большая сложность — это последние 200 км до Крымского моста. Дороги узкие, очень перегружены, постоянные пробки и «тянучки». Но, тем не менее, до Крыма добрались.
В Крыму мы бываем каждый год. Там у нас родственники и много друзей. Первым делом заехали в Керчь (20.08.22 г.). Повидались с роднёй, поднялись на гору Митридат, съездили на Азовское море в деревню Юркино.
Обелиск славы на горе Митридат.
Вечный огонь на горе Митридат.
Раскопки древнего города Пантикапей.
Центральная улица Ленина в Керчи.
Времени на отдых в Крыму у нас оставалось не очень много, поэтому решили в этот раз все оставшиеся дни провести в нашем самом любимом месте — в посёлке Новый Свет. Там мы снимали номер в частном мини-отеле с шикарным видом.
Вот такой шикарный вид открывался из нашего мини-отеля в посёлке Новый Свет!
Новый Свет, гора Коба-Коя. Кристально чистая водичка в бухте!
Несколько дней купались в море, наслаждались крымскими винами, рахат-лукумом и сходили на две экскурсии с дегустациями.
Самый вкусный рахат-лукум продают в Новом Свете! Каждый год здесь закупаемся.
А ещё в этот раз нам таки удалось пройти до конца по тропе от Можжевеловой рощи в Новом Свете через горный массив Караул-Оба до села Веселое. В прошлом году нам помешал сильный дождь. Сам поход не такой уж и сложный. Основная проблема — сильная жара и духота, причём даже ранним утром.
Итак, поход мы начали от Можжевеловой рощи. Это уникальное место — находится на высоком плато и переходит в мыс Капчик. Здесь множество реликтовых деревьев, а воздух наполнен богатым ароматом и стрекотом цикад. Деревья иногда имеют очень причудливую форму — видимо сказываются сильные морские ветра.
Мыс Капчик, голубая бухта и Царский пляж.
Самое фотогеничное место! Правда в этот день утром над морем висела противная дымка и изрядно портила фотографии.
Чем ближе к Караул-Оба, тем выше становились горы и тем живописнее открывались виды!
А вот и первая достопримечательность — «Долина Рая».
Вот такие красоты открываются с высоты Караул-Оба.
Оригинально оформленный призыв не портить природный шедевр.
Эх, если бы не дымка, то фото были бы ещё краше!
А это место называется «Долина ада». Уж и не знаю почему. Как по мне — так очень даже живописное местечко!
В этой скале есть трещина, из которой дует довольно холодный ветер. Наверное, поэтому её назвали «холодильником».
Ну, вот и дошли до села Веселое. Да, прогулка далась нелегко. Очень устали и изрядно вспотели. К тому же, солнышко в это время палило уже вовсю. Купание в море немного освежило. Назад в Новый Свет добирались уже на катере.
В этот раз мы сходили на дегустационную экскурсию на филиал винзавода Массандра в Судаке. Там же расположен фирменный магазин. На этом предприятии производят виноматериал для Массандры из близлежащих виноградников. А в дальнейшем эта продукция уже отправляется на основное предприятие. Хотя часть вина выдерживается в бочках прямо на территории завода.
Фирменный магазин Массандра при винзаводе в Судаке.
На территории винзавода в Судаке.
Дегустация — это не только вкусно, но и очень интересно!
После дегустации вас проводят в фирменный магазин Массандра. И вы просто не сможете устоять от покупок))
А ещё сходили на экскурсию с дегустацией на винзавод Солнечная Долина в Архадерессе. Правда, это уже не первая наша дегустация здесь. Но всё равно было очень интересно и вкусно! Рекомендуем.
Винзавод Архадерессе был основан Львом Голициным в 1888 году.
Набережная Нового Света. Бесконечные кафе, рестораны и всякие другие вкусняшки.
Ну, вот и закончился наш отпуск. Многое удалось посмотреть из задуманного. Кое-что не успели, особенно на Кольском. Но ведь это прекрасный повод вернуться!!!
До свидания, наш любимый Крым!
В обратный путь домой ехали без особых остановок. Дорога заняла стандартных 4 дня. Добрались уставшими, но очень довольными!
Спасибо за внимание! Желаю всем крепкого здоровья и интересных путешествий!