Новосибирск — Мурманск 2023, большое зимнее путешествие

23.12.2023 | 15757 просмотров

В конце 2022 года в связи с происходящими событиями остался без любимой работы. Летом 2022, уже зная о нерадостных перспективах, но не зная точных дат, гуляя в отпуске по жаркому солнечному летнему Питеру, задумался о том, какие возможности у меня будут в этой ситуации. Там и появилась мысль о большом автопутешествии по России, которое получилось зимним.

Машина: Lexus RX300, 2003

Маршрут: Новосибирск — Тюмень — Екатеринбург — Верхняя Пышма — Кунгур — Пермь — Казань — Нижний Новгород — Владимир — Суздаль — Ярославль — Вологда — Медвежъегорск — Мурманск — Териберка — Мурманск — Петрозаводск — Сортавала — Санкт-Петербург — Псков — Тверь — Тула — Омск — Новосибирск.

Я не любитель зимних путешествий, предпочитаю летние поездки. Долго сомневался — ехать или нет. В первую очередь переживал, увижу ли что-то красивое, или все будет серое и белое? Но есть зима, есть свободное время, есть деньги на поездку, есть большое желание прокатиться и соответствующее настроение, а следующая возможность будет неизвестно когда.

Место принятия решения

Один послеобеденный закат во время морозной прогулки по набережной Оби окончательно убедил меня — надо ехать!

Когда живёшь посреди страны, в Новосибирске, для большого путешествия по России есть два варианта — либо ехать на запад, либо ехать на восток. В первом направлении я доезжал лишь единожды до Екатеринбурга, во втором — четыре раза до Байкала и даже чуть дальше. Поэтому поездка на запад меня привлекала немного больше. К тому же, зимой это проще и безопаснее: в случае чего, на западе инфраструктуры больше, мест, где «назад 500, вперёд 500» просто нет, а ехать я собирался один. На западе тоже есть много вариантов, начиная от Золотого Кольца и заканчивая Дагестаном, но меня привлёк Мурманск: и незамерзающий порт, и Север, за полярным кругом, к тому же на карте обозначена нормальная дорога. Почему бы и нет?

Новогодний Томск

Машина необъезженная, перед Новым Годом сделал пристрелочную поездку до соседнего Томска. А в конце января стартанул в большой путь, с примерным планом вернуться к марту, доехать до Мурманска и обратно, посмотрев по дороге по максимуму. Примерный маршрут в сторону Мурманска составил, но подробно ничего не планировал.

В центре Томска

Что было дальше? 42 дня в пути, 12000 км. Города и музеи. Кремли и храмы. Набережные и водопады. Море, ветер и полярное сияние. Платная магистраль и 11-часовая пробка на Урале. Ночёвки в машине и трёхзвёздочные гостиницы. Придорожные кафе, городские рестораны и хот-доги с заправок. Один улетевший дворник, одно ДТП, ноль повреждений, бесплатный тренинг по наглости от дальнобойщиков и один штраф.

1-й день. 22 января. Новосибирск — Омск. Первая ночёвка в машине.

Хмурый холодный старт из Новосибирска, температура за бортом -26

Где-то дроны сбивают враги, составы идут под откос.
Не с той поднялся ноги; мигрени, невроз и психоз.
Меняются курсы валют, каналы и близкие врут
Меня это мало волнует
На улице дубак

(с) Anacondaz

Выехал из Новосибирска около полудня. Погода стояла морозная, около -25, но чем дальше на запад, тем теплее. Под Омском было уже -6. Уехал в тёплые края, и места, холоднее чем Новосибирск, в этом году уже не встретил.

К машине ещё привыкал, до этого всю жизнь ездил на правом руле. Наконец-то научился пользоваться круиз-контролем. Дорога Новосибирск — Омск хоть и почти вся двухполосная и довольно загруженная, но очень простая: рельеф отсутствует, почти все фуры (а кроме них здесь никого не было, казалось, что я один на маленькой машине) едут ровно 80, хорошо просматриваемых прямых мест для обгона полно. По дороге перекусил шоколадкой с чаем из термоса, под Омском на Газпроме купил сэндвичей — это был мой ужин на сегодняшний день.

Остановился за Омском после Красного Яра, на стоянке с дальнобойщиками, где уже однажды ночевал. Спал в машине, первая такая ночёвка зимой. Наверное, стоит чуть подробнее рассказать о таком опыте. У меня не было понимания, насколько это реально зимой. Хотелось экономить время на поисках мотелей, ну и деньги были не лишними. Да и какое такое автопутешествие без ночевок в машине?

Багажник у Лексуса раскладывается в почти ровное спальное место как раз под мой рост. Самонадувающийся коврик, пенка, два спальника. Один простой, тяжёлый, но просторный, очень удобный и более-менее тёплый. Второй технологичный лёгкий тёплый кокон Sivera, для пеших горных походов, тесный, но с выдающимися температурными характеристиками. Плюс внутренний чехол, тоже технологичный тонкий кокон, больше для комфорта. Итого три слоя. Получилось, что нет разницы между ночёвкой в +10 и -10: внутри тепло, а нос всё равно под утро замерзает и приходится залезать в спальник целиком. Машину ни разу не запускал, печальных историй слышал достаточно, да и будить соседей выхлопом без катализатора, которого в машине похоже уже давно нет, не хотелось. Удивило отсутствие конденсата или льда утром на стёклах. Выспался отлично.

2-й день. 23 января. Тюмень — самый чистый город.

Отъехал с час от места стоянки, свернул в почищенный съезд на второстепенную дорогу. Спасибо омским дорожным службам за такое счастье, съезды не везде чистят, а они так удобны, чтобы остановиться в дальней дороге, размяться, долить омывайки, перекусить вдали от суеты заправок и стоянок. Умылся и позавтракал.

Лошадки у Омска

Мрачные болота Омска прекрасны и зимой. Самый интересный участок сразу за городом до Тюкалинска, где летом складывается ощущение, что болота с водой выше дороги. Зимой здесь белые поля снега, в которых по растительности можно угадать болота. Дважды встречал вольно гуляющих лошадок.

На обед остановился в придорожном кафе почти наугад, и это был самый дешёвый и самый полноценный обед (с первым, вторым, двумя компотами и хлебом) за всю дорогу: меньше чем за 300 рублей наелся до отвалу. Не зря здесь было столько справных серьёзных вахтовиков, среди которых я ощущал себя как герой Джонни Деппа в Мертвеце, когда тот сел в поезд на Дикий Запад.

Сомневался, ехать Тюмень на проход, заехать посмотреть и ехать дальше, или же остановиться в городе на ночлег. Выбрал средний вариант, заехал вечером, посмотрел, и продолжил путь в сторону Екатеринбурга. Сначала Тюмень порадовала чистыми тротуарами, чистыми дорогами, как будто у них не было снега за эту зиму. А затем и огромной чудесной многоярусной набережной с красиво подсвеченным пешеходным мостом через Туру, и обширной исторической застройкой. Приятное место для прогулок.

Свято-Троицкий монастырь

Мост через Туру, набережная

Цирк со светодиодными медведями

Погулял, поехал дальше, время было ещё детское. Припарковался за 100 км до Екатеринбурга на стоянке с большими машинами, спал в авто, за бортом было -10, под утро после 7 часов сна начал подмерзать, стартанул дальше.

3-й день. 24 января. Екатеринбург и небоскрёбы.

Чуть не доезжая города забронировал номер в гостинице на двое суток. Около 10 утра прибыл в город. Заселяться было ещё рано, гулять по городу почему-то не хотелось. Заехал в торговый центр, умылся, позавтракал. Прибрал бардак, накопившийся за два дня в машине, поразбирался с новой магнитолой на Android. Понял, почему тупит навигатор: в салоне Билайна поставили неправильный тариф, и у меня закончились гигабайты, которых было ровно два. Доехал до гостиницы, заселился, и с огромным удовольствием принял душ.

В Екатеринбурге я однажды останавливался, но на обзорной площадке на небоскрёбе «Высоцкий», куда мне сильно рекомендовали сходить товарищи-путешественники, ещё не был. Туда незамедлительно и отправился. Погода была солнечная, видимость отличная, панорамный обзор — супер. Однозначно рекомендую для посещения. Екатеринбург — столица Урала, найдёте Урал на фотографиях? Я не нашёл, только какие-то еле видимые холмики на окраинах.

Где Уральские горы?

Погулял по сумеречному городу, освежил воспоминания. Это единственный город, в котором я ощущаю себя как дома, в каком-то районе Новосибирска, в котором ранее не был. Впрочем, Екатеринбург более последовательный и ровный город, где встретить частный дом или не заасфальтированную площадку посреди центра почти невозможно. Рецепт приготовления Новосибирска: взять один Екатеринбург, добавить половинку Омска, тщательно перемешать.

Концептуальный вопрос

4-й день. 25 января. Верхняя Пышма. Лучший музей России.

С утра отправился в Верхнюю Пышму, в музей военной и автомобильной техники. Слышал о нём давно, но даже не подозревал, что тут будет. Ну, военный музей — танки да артиллерия, расставленные на уличной площадке, что ещё ожидать? Дорога из центра Екатеринбурга заняла около часа, 100 рублей за парковку и 1300 рублей единый входной билет на все экспозиции. Итак, попробуем разобраться, что это за музей.

Праздник к нам приходит!

Первая часть — музей под открытым небом, кстати, совершенно бесплатный для посещения. Здесь, на огромной площади, расставлено всякое разное: Белазы, военные самолёты и вертолёты, макеты боевых катеров в натуральную величину, целый бронепоезд и ещё пара обычных поездов, танки, пушки, гаубицы и прочая артиллерия, автомобили времён Великой Отечественной Войны. Есть даже макеты ракетоносителей «Байкал» и «Ангара». Если говорить о военной технике, большая часть — советская или ленд-лизовская, но есть и экземпляры вражеской техники.

Авиационный музей

Это не игрушечные модели — всё настоящее

Вторая часть — музей авиации «Крылья победы». Здесь, в большом четырёхэтажном здании, расположились самолёты времён Великой Отечественной, условно разделённые на две экспозиции, истребители и бомбардировщики. Сколько самолётов — не счесть, всё тщательно отреставрировано и снабжено подробными описаниями. Помимо самолётов — самолётные двигатели и галерея славы — портреты выдающихся лётчиков. Покрышкина нашёл.

Музей военной техники

Третья часть — музей военной техники. В музее на трёх этажах огромная коллекция военных автомобилей, а также есть и оружие, от ружей 18 века и всякого холодного оружия, до современного беспилотника, сбитого в Сирии.

Советский мирный трактор в Парке Победы

Четвёртая часть — музей «Парк Победы». Здесь расположился гараж техники, ежегодно участвующей в Параде Победы в Верхней Пышме. Экспозиция не такая большая, как предыдущие, зато здесь настоящий дух гаража: ребята готовят технику, трещат трещотки, приятный запах СТО.

Прадедушка Honda Stepwgn

Пятая часть — автомобильный музей. Невероятные четыре этажа автомобилей, от ретро до современности, также есть коллекция мотоциклов и велосипедов. Всё снабжено подробными описаниями, и есть даже какой-то интерактив.

Импортозамещение

«Пока» мы говорим другим машинам смело. Ты нас уделать хотел, но сам остался не у дел. Ты думал тачка твоя самая быстрая в мире? У нас есть ещё в запасе скорость номер четыре!» (с)

Классика

Назад в будущее

Бэха

Думаю, что количеством слов и фотографий в описании выше я успел передать масштаб музея. Приехал туда в 11, ушел, а точнее добрёл, на ногах, которые не хотели меня держать, около 17.

Если вам интересна автомобильная, авиационная и военная техника — сюда стоит приехать специально, и лучше на пару дней. Берите билет на самолёт до Екатеринбурга на выходные — точно не пожалеете. Я точно сюда ещё вернусь.

5-й день. 26 января. Настоящий Урал, Кунгурская пещера, Белая Гора, Пермь.

По пути из Екатеринбурга в Пермь наконец-то увидел Уральские горы. Ну как горы, скорее сопки или холмы. Места действительно красивые, тут тебе и леса, и поля, и речки, и нескучный рельеф. Завидую тем, кто счастлив жить здесь. Дорога была простой, часто двухполосной, но с полосами опережения на подъемах, ехать было бы совсем комфортно, если бы не вода и грязь на дороге.

В пещере

Первая достопримечательностью на пути — Кунгурская ледяная пещера у одноимённого города, неподалёку от трассы. Попасть в пещеру можно в составе часовой обзорной экскурсии, которая проводится каждый час. Место для человека, далёкого от спелеологии, впечатляющее: множество залов, каждый из которых уникален, красивейшие подземные озёра, образования льда, причудливые фигуры и силуэты, похожие на людей и животных.

Подземное озеро, глубина обманчива

Осмотрев пещеру, отправился по дорогам местного значения за красивыми видами на обзорную площадку на Белой Горе. Это около 50 км с другой, противоположной, стороны от трассы. Гора и правда крутая, на последнем подъеме пришлось вспомнить, где у машины педаль газа. Храм, стоящий на вершине горы, с этой дороги выглядел великолепно. Осмотреть окрестности не удалось, видимость была совсем небольшой, тучи темнющего чёрно-синего цвета сгущались на горизонте, и если бы это было лето, я бы точно сказал, что неминуемо начнётся гроза, шторм, а может даже и град. На этом фоне совершенно потрясающе выглядел ярко-белый заснеженный лес внизу. Жаль, камера не телефоне не может передать все эти оттенки белого и серого (а чёрно-синий горизонт получился просто умеренно-серым), не говоря уже об атмосфере приближающегося шторма. Впрочем, иногда камера делает и более яркие фотографии, чем оно есть на самом деле: расскажу об этом позже.

Перед штормом, камера не может передать атмосферу надвигающегося апокалипсиса

Перед Пермью я второй раз в жизни увидел зелёный знак «Автомагистраль» (первый был около Кемерово). Но если на Кузбассе согласно знакам тогда ехать можно было 130, то здесь дорожники заботливо расставили знаки «неровная дорога» и «70» после каждого въезда на магистраль до самой Перми, притом дорога была совершенно ровная, а «70» тут ехал только я, и только до тех пор, пока не раскрыл обман.

В центре Перми

Заехал в Пермь, припарковался у ближайшего торгового центра, чтобы понять дальнейший маршрут до гостиницы. Пока ехал, было ощущение, что фары еле светят — оказалось, что они за короткий путь от Кунгура вместе с передним номером покрылись толстым слоем чёрного льда, отчистить который оказалось совсем не просто. Посмотрев на карту в навигаторе, обнаружил главную подставу Перми — моя мини-гостиница находилась в зоне платной парковки, а все окрестные бесплатные парковки — за шлагбаумами. По приезду нашел небольшое бесплатное место где-то на 10 машин и, уже гуляя по городу пешком, понял, насколько мне повезло. Дело не в деньгах, а в необходимости разбираться во всех этих бестолковых инструкциях «отправь СМС на номер такой-то в таком-то формате», а потом прочитай три страницы правил расчёта времени.

6-й день. 27 января. Пермь и окрестности: еловые леса и заводские окраины.

В музее деревянного зодчества

С утра отправился изучать местное деревянное зодчество в музей Хохловка (ударение на первый слог). Без навигатора было бы трудно, а дорога проходила по мощным плотным еловым лесам, каких я, кажется, не видел за всю свою жизнь — ни количественно, ни качественно. В самом музее, похоже, я был единственным посетителем. Экспозиция меня, если честно, не впечатлила, интересный, но рядовой музей деревянного зодчества. А самое интересное — солеварные здания, оказались на реконструкции. Зато какие здесь виды на Камское водохранилище!

Камское водохранилище

Далее отправился изучать рабочие кварталы Перми — в Мотовилиху, район при одноимённом заводе, с которого начинался город. Самое известное, музей артиллерии с грозным пермским оружием — вполне интересный, но после Верхней Пышмы кажется микроскопическим. Помимо этого, здесь есть что посмотреть — и красивый канал с утками, и симпатичная дореволюционная застройка, и обзорная площадка на горе с необычным памятником революционерам в виде серпа и, внезапно, парового молота, который напоминает о заводской сущности города.

Заводской канал с утками

Серп и паровой молот

Вечером, еле припарковав машину у гостиницы, отправился гулять по оживленному вечернему центру города. Больше всего меня удивила Кама — своими размерами. Всегда думал, что Кама — это что-то маленькое: или маленький велосипед, или маленькие заводские колеса на Жигулях, или маленький насос для огорода. А вот река огромная, почти в километр ширины — как Обь или Енисей!

Ночная Кама

7-й день. 28 января. Пермь — Казань.

Утром отправился в музей Мешкова — главный краеведческий музей Перми. Музей отличный, рекомендую к посещению. Из самого необычного — археологические находки так называемого пермского звериного стиля, который больше нигде не встречается. Основная краеведческая экспозиция тоже очень насыщенная и интересная. Около обеда выдвинулся в дальнейший путь.

Пермские моторы в музее Мешкова

Сегодня странное совпадение, аж дважды встретил фуры, поломавшиеся и ремонтирующиеся прямо на полосе, да не просто на полосе, а в крайне опасном месте — внизу оврага, да ещё и в сумерках. Дорога была непростая: после Перми рельеф и движение грузовиков было такое, что или едешь 60 за фурой, или непрерывно обгоняешь в пол. На полпути пообедал в самой невкусной кафешке за всю поездку с заветренными салатами и нечищеной картошкой в пюре, хотя народу, в том числе водителей грузовиков, там было много.

Всё путешествие — ещё впереди

Бескрайние белые поля и сугробы, черные тучи и лучи солнца, дорога и музыка — что еще нужно для настроения:

Небо звездное, метель августа.
На дороге — машин канителица
Возят засуху, а мне радостно,
Знаю точно: погода изменится.

Я по засухе — ведро полное
Между фар — лисой, живьем пламени
Я так мал, а вокруг все огромное
И плевать, что не ружья да не знамени

(c) ДДТ

Настали сумерки. Навигатор вёл по региональным дорогам через Воткинск, я ему доверился, а в самом Воткинске он предложил ехать через город. Я не согласился и поехал по объездной, за что в отместку коварное приложение перестроило маршрут и отправило дальше по какой-то странной дороге вида «дорога в тупиковую деревню», скользкую, узкую, плохо чищенную, без обочин, с рельефом и колеёй. Внезапно, на дороге было и движение, встречались и грузовики, разъезжаться с которыми было некомфортно: к левому рулю и габаритам еще привык не очень. За где-то 30-50 километров натерпелся страху, сколько не было за всю остальную поездку.

Между Ижевском и Казанью — четырёхполоска, извилистая, с грязными отражателями, поэтому не самая комфортная ночью: кажется, что можно ехать быстро, но нет. В одном месте прозевал знак населённого пункта и довольно резко затормозил. Загорелась лампа уровня (к счастью, не давления) масла, которая стала то гаснуть, то загораться снова. По плану, следующая дозаправка маслом должна быть где-то в Нижнем Новгороде, от Новосибирска до Екатеринбурга за 1500 км ушло меньше 1/5 уровня, т.е. около 200 мл. Остановился, подождал, уровень был даже ниже нижней метки, долил до верхней метки. Откуда такой неравномерный расход, я не понял, но, видимо, из-за сегодняшних резких обгонов. Стал проверять уровень чаще.

Припарковался не доезжая 60 км до Казани с грузовиками, ночевал в машине, почему-то было немного беспокойно, но свои честные 7 часов проспал.

8-й день. 29 января. Казань — Нижний Новгород.

Утром доехал до ближайшей заправки, где умылся и позавтракал кофе с хот-догом, тут же почувствовал местный колорит: все работники АЗС были татарами, разговаривали между собой на своём языке, а по-русски говорили с ярко-выраженным акцентом. АЗС и столовая при ней современные, чистые, светлые, работники быстрые и вежливые: есть чему поучиться остальной России у Республики.

«Сарай» земледельцев

Был выходной день, поэтому в центр Казани попал быстро, и так же быстро нашел парковку возле Кремля. Где-то половину дня провёл, гуляя по Кремлю и центру города. Хоть улицы были убраны отвратительно, а на наледях я чуть пару раз не навернулся, безусловно, Казань — один из лучших городов для туристов, и съездить погулять по центру стоит обязательно.

Основные религии России

После обеда отправился дальше. Трасса от Казани до Нижнего Новгорода оказалась самой отвратительной федералкой на маршруте. Плотное движение, минимум хороших мест для обгона, минимум полос опережения, неровные участки и ямы, населённые пункты. Был полностью уверен, что от Москвы до Казани — восьмиполосные автобаны, видел новости, что что-то там платное и ровное хотят продлить аж до Екатеринбурга, а там и до международного сообщения с Китаем недалеко. Может быть, навигатор опять меня завёл на деревенскую дорогу?

Звучит как план на ближайшие пару дней

Заночевать хотел перед Нижним, но подъехал слишком близко и не нашел больше грузовых стоянок. Возвращаться назад не хотелось, искать отель ради 8 часов сна тоже, проехал весь город до выезда на Москву. Еле нашел стоянку, думая, что так скоро и до столицы доеду. Стоянка была платная, 150 рублей, охрана меня разместила вдалеке от фур с автономками и рефрижираторами, поэтому это была самая тихая и спокойная ночь в машине.

9-й день. 30 января. Нижний Новгород — Владимир.

Волга, эх, широка!

Вернулся обратно в Нижний, припарковался на набережной Волги. Этот Новгород меня удивил: я ожидал увидеть депрессивный промышленный город, а на деле увидел современный мегаполис, стоящий в красивейшем даже зимой в пасмурную погоду месте слияния Оки с Волгой. Кремль и панорамные виды от него поразили. Застройка центра очень необычная: каждый второй дом исторический, при этом всё перемешано: чего только стоит конструктивизм прямо внутри Кремля. И это второй и последний город на моём маршруте, где были отлично почищены и тротуары, и дороги. Движение в Нижнем показалось очень резким, никто не тупил, стартовали со светофоров быстро, перестраивались чётко и по делу. Нагулявшись вдоволь от Кремля и до обеда, стартанул дальше.

Догадаетесь, что за выступ в крепостной стене?

Вид со стены Кремля

Дорога от Нижнего до Владимира простая, четырёхполосная, прямая: «трасса как струна пролегла в лесу» (с) Игорь Растеряев. Выбоин полно: «ямы за весь год так не залатали та-та-та та [нехорошие люди]». А вот ноль-пятый не «нагрузил он очень много груза, тридцать тонн арбуза», видимо, не сезон, а наводил суету, двигаясь 85 на круизе как по трассе, так и по деревням: на трассе, с круизом в 100, я опережаю его, в деревне, с круизом в 70, он меня опережает. Так и мешали друг другу всю дорогу.

Во Владимире второй раз в жизни столкнулся с реверсивным движением (первый раз это было в самом продвинутом на дорожные технологии чудесном городе Кемерово). Сначала увидел непонятный знак, а увидев светофоры над средним из трёх рядов, всё стало на свои места. Улица, на которой стояла моя гостиница, тоже была с реверсивным движением, но в этот раз из-за удивительным образом запаркованных машин, занявших одну полосу из двух имеющихся.

Реверс во Владимире, а справа виднеется храм Успения Богородицы

Напротив гостиницы совершенно случайно обнаружился мой «фамильный» торговый центр. Долго смеялись с родственниками по этому поводу. Торговый центр отличный, внутри пиццерия, которая не пиццерия, а по меню, качеству еды, обслуживанию и оформлению скорее ресторан, где я на 700 рублей отлично полноценно поужинал.

«Свой» торговый центр

10-й день. 31 января. Храмы, храмы, храмы.

С утра отправился изучать достопримечательности Владимира. Я не ценитель храмовой архитектуры, только если это не что-то выдающееся масштабом, вроде Казанского собора в Питере, либо выдающееся аутентичностью, вроде дацана в маленькой бурятской деревушке. Но раз попал на Золотое Кольцо — надо изучить, что же в нём золотого. Увидел в первый раз так называемый «домонгольский» храмы, заметно отличающиеся от всего того, что я видел ранее. Резьба снаружи Дмитриевского собора особо впечатлила: ничего не понятно, но очень интересно. Изучать завитушки и непонятные орнаменты можно бесконечно.

Дмитриевский собор

Погуляв пару-тройку часов по городу, отправился дальше в дорогу, в Суздаль, который находится совсем рядом. Суздаль удивил количеством храмов, монастырей и часовен, в прошлый раз подобные чувства испытал в Великом Новгороде. И если Новгород — довольно большой город, и там как-то ещё можно было поверить в байку экскурсовода, что храмов много, чтобы всем жителям хватило, то Суздаль — это самая что ни на есть деревня, очень красивая, чрезвычайно облагороженная, немаленькая, но всё же деревня. Зачем, зачем столько религиозных сооружений?

Рождественнский собор — очередной пример «домонгольского» храма.

Уютная деревенская атмосфера

Попробуйте сосчитать религиозные сооружения

Похожий вопрос я задавал и в Верхней Пышме, и в пермской Мотовилихе. Неужели всё это огромнейшее разнообразие машин, самолётов, пушек и танков — все эти восхитительные инженерные шедевры, сделаны лишь с той целью, чтобы убивать других людей и рушить то, что было построено другими людьми, ну или обороняться от людей с такими же инженерными шедеврами? Звучит максимально глупо, но, похоже, это и есть правда, и в этом есть вся суть человечества.

Ничего не понятно, но очень интересно

Погулял пару часов по Суздалю и даже осмелился зайти в Спасо-Преображенский собор посмотреть на древние росписи. Отправился дальше в Ярославль. Дорога до него была простой и вроде бы не скользкой, да только аж три сложившиеся фуры в кюветах в разных местах говорили об обратном.

Ярославль на маршруте появился как-то спонтанно, поэтому, сколько людей живет в городе, я не посмотрел, да и как-то позабыл, как расшифровывается аббревиатура ЯМЗ, поэтому ожидал что-то совсем небольшое. В итоге был шокирован масштабами города.

Ярославль: Церковь Михаила Архангела

Заселился в гостиницу Scandi House с интерьером «всё из ИКЕА» всего за 1300 рублей за номер с удобствами, и это в самом центре города. Кроме того, в центре Ярославля по какой-то неведомой мне причине не было проблем с парковкой. Уже по темноте обошел центральные достопримечательности и погулял по набережной Волги.

11-й день. 1 февраля. И ещё раз храмы.

С утра пешком отправился искать храм, изображенный на 1000-рублёвой купюре, а заодно рассмотреть город при дневном освещении. Храм оказался расположен вдалеке от всего, в какой-то промзоне. Как оказалось, он открыт только летом, и я был практически единственным, кто пришёл осмотреть этот масштабный кирпичный шедевр. Кроме меня тут была только бабушка-спортсменка, нарезавшая круги вокруг храма, а больше в радиусе 300 метров — никого. Какой-то сюрреализм.

Ярославль: Церковь Иоанна Предтечи

Вернулся в центр. У меня заканчивалась наличность. Пошел к ближайшему отделению банка, где банкомат успешно списал с меня 50000 рублей, но бумажек с изображением храма, который я только что осмотрел, не выдал. Хорошо, что всё приключилось в отделении, где я тут же нашёл сотрудника, и мне вернули на счёт деньги и показали на банкомат, который умеет не только списывать деньги со счёта, но и выдавать наличность.

Заполировать впечатления от города пошёл в Кремль, где сотрудники музея мне порекомендовали посетить выставку «Сокровища Ярославля», со всякими церковными принадлежностями от древности до практически современности. Ювелирная работа мастеров былых времён впечатлила.

После обеда поехал дальше, в Вологду, куда прибыл уже в сумерках. Заселился в гостиницу, отдохнул. Храмами моё восприятие перенасытилось за последние несколько дней, но все же нашел силы и прогулялся по центру города. Знаменитого вологодского оканья так и не заметил, ни в гостинице, ни в магазинах, ни на улицах города.

Вологда: у Софийского собора

12-й день. 2 февраля. Карелия.

Я даже не догадывался, какие дороги меня ждут впереди, поэтому решил выдвинуться пораньше, около 8 утра. Были ещё сумерки, так что Вологда так и осталась городом, который я увидел только в темноте.

Город уже проснулся и двигался из дома в сторону мест работы и учёбы. Тут я получил очередную подставу от навигатора: всё было прекрасно, пока он не предложил мне повернуть со второстепенной дороги налево на нерегулируемом перекрёстке через главную четырехполосную дорогу, да ещё у школы, где дети потоком шли через пешеходные переходы. Уступить надо абсолютно всем, и встречным, и поперечным, и пешеходам, и машинам, утро, всех много. Но я был не одинок, альтернативные маршруты выглядели тоже так себе, и я всё-таки дождался и проехал перекрёсток минут через 15. На этом приключения не закончились: навигатор отправил прямиком на железнодорожный переезд. Пришлось пропускать поезда, хотя, как я потом посмотрел, рядом был отличный, пусть и на несколько сот метров более длинный, объезд через путепровод.

Дальнейшая дорога оказалась куда лучше, чем я ожидал, и чем было нарисовано на картах: обычная федералка с низким трафиком. Где-то под Вытегрой, еду за фурой 80, то приближусь, то отстану, обгонять особо не хочу, да и мест для спокойного обгона нет, рельеф, повороты, немного скользко. Топнуть можно, но не хочется.

По рации слышу:
— DAF проходит, работай.

Вижу навстречу проезжает DAF, место удачное, дальше никого. Работаю, благодарю аварийкой.

Далее:
— Ещё далеко, не возьму.
— Да я маленькой, что-то не обгоняет, вижу в зеркало — рация стоит.
— Ага, понял.
— Подтягивайся, пропущу.

Наконец-то настоящие зимние дороги

В Вытегре заправился, для чего пришлось сделать небольшой крюк: не зря, дальше нормальных заправок не было до самого Медвежьегорска. Где-то посреди пути от Вытегры до Медвежьегорска выехал на «белую» дорогу — сплошной укатанный снег. Съезды здесь не чистят, обочины нет, и припарковаться по техническим нуждам совсем негде. Зато и не было грязи, которая порядком надоела.

Проехал мимо печально известное урочище Сандармох. Чуть позже пересёк Беломор-Канал. Сложно совместить в голове красоту здешних лесов, и те ужасы, на которые способно человечество.

Засветло доехал до Медвежьегорска и заселился в гостиницу, одну из самых дорогих на маршруте. Ни медведей, ни гор не обнаружил, но зато обнаружил какой-то нереально дорогой общепит: рядовой ужин в лучшем по отзывам кафе, по виду и содержанию совершенно придорожном, обошелся в 600 рублей.

13-й день. 3 февраля. Лучшая дорога.

Стартанул из Медвежьегорска рано утром, за пару часов до рассвета, с планом доехать до Мурманска, где уже забронировал гостиницу ровно с той окраины, с которой въезжал в город. Начало дня было пасмурным, дорога была снежной и скользкой, но чем дальше на север, тем всё становилось лучше. Вначале мелькали карельские леса и болота. Потом показалось солнце, сначала нереально мягкое, а потом очень яркое, но висящее недалеко от линии горизонта. Так и понимаешь, что попал на Север.

Мне солнце светило в спину, отлично подсвечивая окружающий пейзаж, а вот встречные водители через одного ехали в солнцезащитных очках и были не в восторге от происходящего. Диалог по рации:

— Это у них что, полярная ночь?
— Не, полярная ночь вот не так давно закончилась. Скоро будет полярный день, это ******, вот представь такая ****** как сейчас круглые сутки.

А дальше следовал полнейший непередаваемый восторг! Последние 300 километров перед Мурманском были лучшей дорогой за всю поездку, и не только потому что цель поездки была совсем рядом. Деревья были заснежены, как в сказке, закатное солнце всё это эффектно подсвечивало. Дорога часто проходила между скал, а вдалеке виднелись огромные сопки, покрытые лесом. Особая магия — увидеть посреди зимы воду. Сначала были живые черные карельские реки, а потом и огромный залив, не скованный льдами, но окутанный туманом. Зеркала мгновенно обмерзали, и чистить их было почти бесполезно. А по рации шли проходы откуда-то из-под Омска, создавая почти домашнюю атмосферу.

Первый восторг — солнце и заснеженный лес

Второй восторг — горы

Третий восторг — вода в середине зимы

В Мурманск заехал уже в сумерках. Отель «Ледокол» располагался на первом этаже панельного дома на окраине города. Одноместный номер, оказавшийся двухкомнатным, стоил 1800 рублей за сутки размещения. В тот же вечер решил важный бытовой вопрос, купив в Пятёрочке пачку стирального порошка и заняв на пару часов две из трёх любезно предоставленных мне стиральных машин.

Потом установил приложение на телефон для охоты за полярным сиянием, и поминутно выглядывал в окно, как ненормальный — не видно ли чего на небе. Но ничего не происходило.

14-й день. 4 февраля. Прогулки по Мурманску.

Выспавшись, отправился осматривать город в режиме пешей прогулки. Первой целью был порт и ледокол «Ленин». По пути были панельные дома, симпатичные сталинки в центре города, красивый железнодорожный вокзал, огромное количество вагонов с углём, а также то ли утреннее, то ли вечернее солнце на протяжении всей прогулки.

Железнодорожный вокзал Мурманска

Осмотрел ледокол снаружи, на будущее изучил расписание работы музея. Кораблей в порту совсем не было, за исключением громадной трубоукладочной, если Википедия не обманывает, баржи «Fortuna» и собственно «Ленина». Портовой сущности города не чувствовалось совсем.

Ледокол Ленин на вечном приколе

По совету товарища, прошедшего срочную службу здесь, отправился к мемориальному комплексу, посвященному морякам, погибшим в мирное время. Место для мемориального комплекса выбрано очень удачно — совсем недалеко от центра, на склоне сопки, откуда открывается отличный вид на закатное солнце и залив.

Сложно передать эмоции, возникающие, когда читаешь таблички с бесконечным списком фамилий...

«Курск» и не только...

Курск могилой рваною дёрнулся, застыл
На прощанье разрубил канаты ржавых жил
Над водою пасмурно, чайки, корабли
На земле подлодка спит, но как далёко до земли

(с) ДДТ

Дальше отправился к другому памятному месту — Мемориалу Защитникам Заполярья, известному в народе как Алёша. Мемориал расположен на вершине сопки, и его видно со многих точек в городе, а вблизи он поражает масштабом. По-прежнему не меньше меня удивляла и природа — это бесконечное утро, которое всё никак не заканчивалось, деревья и кустарники в сказочном инее, туман и огромный незамерзающий залив. Ради этого действительно стоило проехать 5000 км.

Алёша

Там за туманом — порт

Дальше отправился в центр решить небольшой бытовой вопрос — порвался ремешок на часах. Заодно осмотрел самый центр города — площадь Пять Углов и 18-этажную гостиницу Арктика — самое высокое здание за полярным кругом.

Домой отправился пешком, удивляясь количеству новых троллейбусов, курсирующих по городу. Далеко не самый популярный вид транспорта в других городах, почему-то нашел свою нишу на Севере, за полярным кругом.

Итоговый суточный пробег составил 38000 шагов.

Центральная площадь и самое высокое здание Мурманска

15-й день. 5 февраля. Ледокол «Ленин».

Первую половину дня ленился и батонился в гостинице. После обеда отправился к «Ленину», надеясь попасть в музей.

По пути ещё раз посмотрел на типовую застройку: Мурманск — город панельных домов. Куда бы вы ни попали — на вас везде, не в последнюю очередь из-за рельефа, будут смотреть панельки. И в отличие от других городов, они совсем не вызывают того ощущения утилитарной тоски, присущего спальникам больших городов.

Редкие здесь деревянные строения смотрелись как минимум необычно, а деревянное бревенчатое здание Природнадзора (Кольский проспект, 24а) — среди деревьев выглядит совсем волшебным.

Волшебство посреди панелек

Желающих попасть на ледокол «Ленин» — не меньше, чем желающих попасть к настоящему Ленину в Мавзолей. Как пришёл — сразу встал в очередь на экскурсию, которую здесь проводят строго группами, трижды в день, а объем группы ограничен. Хоть до начала экскурсии было еще почти полчаса, очередь выглядела серьезно, вызывая сомнения — пустят ли всех? Ждать было еще долго, а на улице морозно. Народ в кроссовках переминался с ноги на ногу, прямо как Шарик из Простоквашино: «Говорил я этому охотнику — купи себе валенки! А он что? Пошёл и кеды купил — они, говорит, красивее» (с).

Коротко о погоде

Наконец-то попали внутрь. Часовая экскурсия пролетела как мгновение, на одном дыхании, экскурсовод-моряк интересно рассказывал обо всём — от истории и технического устройства корабля (никогда не задумывался, что схема работы силовой установки атомного ледокола — почти как у гибридного автомобиля) до бытовых вопросов жизни в морской Арктике и современного состояния ледового флота России.

Кнопки, тумблеры и переключатели, схемы и измерительные приборы — всё, как я люблю

Полный вперед!

Еще раз погулял по центру города, после чего отправился домой, в гостиницу, продумывать план на следующие дни. На два следующих дня была забронирована гостиница в Териберке — но ни как туда попасть, ни что я там буду делать — я ещё не знал.

Новогодние украшения

16-й день. 6 февраля. Путь до Териберки.

С утра решал бытовые вопросы. За весь путь машина превратилась в большой кусок грязи, заехал на автомойку, помылся за 1000 рублей. Честно говоря, хватило этого ненадолго, но зато в Териберке я был самым красавчиком на самой блестящей машине. Отобедал в столовой, затем заехал в ближайший торговый центр, предусмотрительно затарился водой, шоколадом, хлебом и дошираком на случай голода, там же подстригся.

Ветряки на Серебрянской дороге

Взял направление на Териберку. Интернет пугает рассказами про дорогу, которую могут закрыть на неделю и не чистить, пора проверить. Дорогу можно поделить на два участка: Серебрянская дорога и подъезд к Териберке (последняя миля — 40 км). На первой немного обледеневший асфальт, и ничего отличного от обычной регионалки нет. На второй же — снег и лёд, местами узкие разъезды. Рельеф действительно такой, что перемёт может образоваться в два счёта. Но целых два, то ли трактора, то ли грейдера, дежурили на дороге. Самая же сложность была в освещении: оно было таким тусклым и неконтрастным, что край дороги и сугробы были едва различимыми, к тому же мела несильная позёмка. Просто сплошное белое поле, по которому едешь, и оранжевые вешки — уже в сугробе за пределами дороги.

А вот и добрался до моря. Где дорога, а где сугробы?

Заселился в самое дорогое жильё на маршруте за 4000 рублей в сутки, да еще и без удобств в номере. Дешевле ничего тупо не было, вернее было, но с такими отзывами, что лучше я буду ночевать в машине. В оправдание такой цене могу сказать, что сама база отдыха «45 причал» новая, а места общего пользования просто идеальные: и удобные, и чистые, и в достаточном количестве. Моя брезгливость сразу улетучилась, как я это увидел.

Вечером, уже по темноте, пошел гулять, дошел до метеостанции, где дорога меняется с автомобильной на снегоходную. Свежий полноприводный RAV4 зачем-то немного залез на эту снегоходную дорогу, проваливался и беспомощно крутил колесами, не желая покидать западню, которая внешне выглядела совершенно безобидно. За две попытки довольно большой компанией удалось вытолкать машину.

Дошел до моря, слушал шум прибоя. Море и есть море, слушать прибой и смотреть на набегающие волны — кайф, что на Средиземном в Турции, что на Байкале, что в Териберке. Хоть днём, хоть ночью, хоть летом, хоть зимой. Смотрел на мигающий зелёным маяк вдалеке и размышлял — покажут ли мне северное сияние. Прогноз согласно телефонному приложению Aurora был не радужным, вернее не сиятельным, но меня такие мелочи никогда не останавливали.

Я считаю себя человеком, которому везёт на природные явления. Взять хотя бы Белуху на Алтае. Не раз слышал истории о людях, которые неделю жили на Аккемском озере, но главную вершину Сибири так и не увидели из-за постоянных в здешних местах облаков. Мне же повезло: в первый же раз, поднявшись на перевал Кара-Тюрек, увидел вершину вместе с величественной отвесной белой Аккемской стеной во всей красе и полную панораму окрестностей без облаков. Правда, в тот же поход природа показала и другое необычное для меня явление — недовольного медведя, рычащего в ста метрах от тропы. Зверя, к счастью, увидеть не удалось, но зато скорость передвижения значительно увеличилась и появилось второе дыхание. Природа многогранная, но всегда вдохновляет или даёт мотивацию.

Ну что же, проверим мою удачу на этот раз.

17-й день. 7 февраля. Море, сопки, снег и полярное сияние.

Горы в окрестностях Териберки

Выспавшись, после полудня отправился на прогулку до Батарейского водопада, стандартным туристическим маршрутом. Большинство туристов, а их тут было много, предпочитают добираться туда на санях, прицепленных к снегоходам. Были и китайцы, в санях и шубах они выглядели очень колоритно. Можно было сделать фотографию и сказать, что я уже в Якутии тусуюсь с местными.

Снегоходная дорога

Температура была немного плюсовая. Сказать, что было ветрено — не сказать ничего, ветер на открытых местах пытался сбить с ног, а шаг навстречу порой как в гору, не фатально, но тратить силы приходилось. И ещё было сыро. Оделся я как на сибирские -15, полностью угадав с комплектом одежды.

Скалы у Батарейского водопада

Водопад замёрз, но виды от него просто потрясающие.

Гранитная сопка с крестом

Как бы не сдуло в море

Можно было продолжить путь и добраться до береговых орудий, но свежих следов туда не было, по пути было озеро с неясными границами, состояние льда при такой погоде не внушало доверия, а идти через скалы при таком ветре было бы безумием. Не зная броду не полез в воду.

Зато забрался на сопку с крестом, куда были свежие следы. Ветер пытался сдуть меня и других таких же туристов в море, телефон вырывал из рук. А виды отсюда были просто невероятными!

И ветер закружился, заметался
И ели начал с корнем рвать
«Откуда этот сумасшедший взялся
Что хочет с ветром воевать?»

(с) Король и Шут

На обратном пути гулял у пляжа с круглыми камнями и слушал прибой. На удивление, море было спокойным, будто полностью игнорировало движения воздушных масс.

Уютные северные галечные пляжи

«В синем море, в белой пене»

Чья-то собака была очень счастлива

К закату небо совсем затянуло. Потом пошел дождь, слабый, но совершенно настоящий. Прогноз солнечной активности был неплохим, а вот с атмосферой не везло, прояснение до 50% обещали лишь к трём часам ночи. Было около 8 вечера. Вышел из гостиницы, посидел с час в машине, глядя на дождь и на полностью затянутое небо. Вернулся, прилёг. Через полчаса услышал какую-то суету в коридоре гостиницы. Быстро накинул всё, что было под рукой, и пошел проверять, что за шум вокруг.

Шумели соседи не зря: дождь прекратился, облачность быстро и внезапно сдуло, и вот показалось оно — Северное Сияние! Первое его появление я бы с лёгкостью спутал с инверсионным следом от самолёта.

Тут же раскрылся мировой заговор: сияние было ни разу не ярко-зелёное. Всё, что я видел глазами, или белое, или едва-едва-едва зелёное, как если бы взяли девять единиц белого и одну единицу цвета. Зато, при съемке на фототехнику (у меня была мыльница Canon и камера смартфона), получался тот самый ярко-зелёный цвет. Правило простое: чем больше выдержка, тем ярче зелёный. Короче, этим фотографам никогда нельзя доверять!

Выдержку и зелёного побольше!

Переоделся в тёплое. Отправился подальше от освещения посёлка в сторону водопада. После дождя дорога до метеостанции стала сплошным катком — не пожалел, что у моих новых чуней есть шипы.

Сияние над морем

Сияние не прекращалось, вспыхивая то в одном месте, то в другом, то ярче, то тусклее. Так и просидел до двух ночи на лавочке у моря в одиночестве, наблюдая за небесным представлением и слушая ветер с прибоем. Что ещё нужно человеку для счастья?

18-й день. 8 февраля. Териберка — Мурманск. Город-порт.

Вид из окна отеля утром

Утро в посёлке

Утро в Териберке выдалось очень красивым, чрезвычайно ясным и чрезвычайно солнечным. Уезжать отсюда не хотелось. Но очень хотелось поторопиться туда, где сейчас котлетки в обед, с макарошками? нет, с пюрешкой! Говоря прямо, очень хотелось жрать, и желательно не мою териберскую монодиету, хлеб с шоколадом. Главным планом на сегодня было доехать до любимой столовой в Мурманске, а более плана у меня и не было — ни на час, ни на день, ни на месяц.

Говоря об общепите Териберки, у турбазы был свой ресторан в купольном домике, стоявшем прямо у меня под окном. В первый день я постеснялся «московских цен», как выразился администратор отеля. Во второй день, после дневной прогулки, я был готов на любые цены. Но сначала туда заехала организованная делегация туристов, полностью заняв ресторан. А потом началось сияние, и столь низменные вопросы как еда меня перестали интересовать. Всё же, думаю, кормят там чем-то неземным: делегация совсем не интересовалась происходящим в небе.

Два главных слова

Обратная дорога оказалась очень простой — контрастное яркое солнце подсветило все сложности. Края, сугробы и ямы было прекрасно видно, резина идеально держала дорогу, и большую часть пути удалось ехать в пределах 70-100 км/ч. Ещё раз полюбовался на чудо техники — поле ветряков, а потом и на яркий солнечный Мурманск с объездной дороги, стоящей выше города. Жаль только, что вчерашний дождь с плюсовой температурой убрали весь иней с деревьев и ощущение сказочных лесов пропало.

Поле ветряков

Отобедал в Щах-Борщах на 350 рублей. О столовой: чисто, современные интерьеры, вкусная еда, но порции не сильно большие. Мне было как раз, я рекомендую, а тюменские вахтовики бы точно не одобрили. Сразу после обеда забронировал номер в понравившемся мне мини-отеле «Ледокол». В прошлый раз чувствовал себя как дома, поэтому обрадовался, обнаружив свободный номер на сегодняшнюю ночь.

А потом отправился посмотреть на Мурманск с другой стороны Кольского залива. Переправился через мост, через полчаса был в Абрам-мысе, где обещали смотровую площадку. Не обманули, это лучшая смотровая площадка, где видно и сам город, и самое главное — всю портовую сущность: сплошные корабли, краны и пристани, всё в движении. Из самого Мурманска этого совершенно не чувствовалось. Жаль только, что небо затянуло серыми облаками, а иней на деревьях растаял и город стал менее сказочным.

Город-порт с Абрам-мыса

Лучшие виды на порт

19-й день. 9 февраля. Тяжелый путь в Петрозаводск.

Этот день путешествия оказался самым скучным. Общий план был ехать в сторону Санкт-Петербурга, с промежуточными остановками в Петрозаводске и Сортавала. После ночных прогулок по Териберке надо было выспаться, выехал уже после 10 утра. Какая конечная точка сегодня, я не знал. До Петрозаводска было далековато, чтобы взять это расстояние за один присест, учитывая, что полдня уже прошло, а Медвежьегорск с дорогим жильём и питанием меня не вдохновлял.

Купил 4 литра омывайки, на заправке и за много денег. Дорога была грязной, мыл стекло постоянно, новые дорогие дворники кончились совсем и мазали как раз на уровне моих глаз. Уже в темноте, где-то под Медвежьегорском загорелась лампа уровня омывайки. Заправок или автомагазинов не наблюдалось. У меня, конечно, с собой было, и это было можно было смешать с водой и получить омывайку, но переводить ценные продукты и нюхать их всю дорогу не хотелось, да и объяснять инспектору ДПС причину подозрительного запаха тоже не хотелось. Уже хотелось и пообедать, точнее поужинать, но приличных кафешек тоже не наблюдалось. Голодный и злой, километров 150 экономил омывайку как мог, ехал как в танке, а потом она совсем закончилась. Наконец-то показалась заправка сомнительного вида, «и там был трос и там был врач»: и «неофициальная» омывайка по 200 рублей (дворники сразу перестали так сильно полосить), и вкуснейшие карельские пирожки-калитки с чаем. Жизнь налаживалась, но где ночевать, я не мог понять. Медвежьегорск уже проскочил, стоянок с большими машинами не было, а интернет не работал и забронировать что-то в Петрозаводске, до которого было рукой подать, не получалось. Дело шло к ночи, клонило в сон. Ещё через 50 км увидел мотель у заправки, куда и припарковался, и где я был единственным гостем. Номер был самым плохим за всю поездку и стоил аж 2000 рублей, но переночевать можно было.

20-й день. 10 февраля. Водопады Карелии и Петрозаводск.

С утра порадовался, обнаружив природную достопримечательность в 20 км от меня, а именно водопад Кивач в одноимённом заповеднике, куда немедленно и отправился. Совсем немного пришлось вернуться назад, и чуть-чуть прокатиться в сторону от трассы по лесу.

Водопад не замёрз и выглядел живописно, четыре ступени, около 10 метров падения. Увы, ракурс для хорошей фотографии не удалось подобрать, водопад вживую выглядит лучше, чем у меня на картинке. У Прокудина-Горского более века назад получились куда более интересные снимки.

Сегодня здесь было спокойно, чтобы погулять и насладиться карельской природой. Посетителей почти не было.

Черные реки Карелии

У карельских рек есть одна характерная особенность — они чёрные. На Алтае, и не только, есть много рек и ручьёв с названием Кара-суу, что значит «чёрная вода», но только в Карелии все реки — настоящие Кара-суу.

Помимо водопада, здесь есть небольшой, но занимательный, музей природы, дендропарк, забавные деревянные скульптуры животных, и воинский мемориал, посвященный бесконечным жестоким боям, происходившим в Карелии и конкретно в этих местах. Опять Карелия, опять замечательная природа, и опять — непонятно что творящее человечество.

Упоротый рысь (или это все-таки заяц?)

До Петрозаводска доехал быстро. Погулял по центру города, посмотрел на местную архитектуру, а потом и по набережной Онежского озера, полностью покрытого льдом, впервые увидел аэросани в действии. Отобедал, заселился в гостиницу. Сегодня главная задача — поменять масло, пробег уже больше 6500 км.

Онежское озеро в Петрозаводске

С обслуживанием автомобиля в Петрозаводске не задалось. Масло и фильтр я взял с собой в дорогу, чтобы не искать на месте и не устраивать экспериментов с масложором. На первом СТО с приличными отзывами обслужить машину отказались, сославшись на то, что я у них должен и масло купить, иначе «машина сломается». Приёмщики, не стесняясь, начали вешать какую-то невероятную лапшу на уши, такую, что письма нигерийский принцев казались куда правдоподобнее, и я поскорее ретировался. На следующей специализированной станции по замене масла зарядили ценник в 1500 рублей, что весьма меня озадачило, но лень меня победила, и я согласился. В итоге ценник снизился до 1000 рублей — не пришлось снимать защиту. Дороговато, или я отстал от жизни? К счастью, кроме цены — претензий у меня не было.

Перед заменой масла заехал на мойку, чтобы на сервис ехать как порядочный человек на чистой машине. На стандартный вопрос «как моем?» ответил стандартным зимним заклинанием, которое понимают на любой новосибирской мойке: «химияпротирказамкипродутьрезинкипросиликонить». Максимум непонимания, когда скажут, что «у нас нет протирки, зато есть двадцатипятифазная мойка немецкой химией», заранее подготовив к дополнительным денежным потерям. В отличие же от Новосибирска, или Мурманска, на этой мойке на меня посмотрели как на инопланетянина, уточняя про какую химию, какие замки речь, и что всё-таки надо сделать с резинками и зачем. В итоге выбрал какой-то стандартный комплекс за 800 рублей из предложенного в прайсе. В комплекс входила стирка ковриков, но мои коврики признали «зимними», сказали, что стирать их ни в коем случае нельзя, и тупо почистили щеткой — похоже, прямо в машине, оставив весь остальной салон в пыли.

21-й день. 11 февраля, Петрозаводск — Сортавала.

С утра отправился в главный музей Карелии. Музей по содержанию оказался отличным, одним из лучших подобных: всяко его рекомендую, если хотите узнать Карелию лучше. Уходить после трёх часов, проведенных здесь, не хотелось, но гостиница в следующей точке уже забронирована и пора было выдвигаться.

В центре Петрозаводска накосячил, выезжая со второстепенной: неверно оценил свои возможности, и, как минимум, напугал водителя на главной, как максимум подставил бочину. Видимо, попытался слиться с местной культурой вождения: тут тебе и обоченщики, и любители ездить через сплошную, и прочие наглецы. Нигде за всю поездку такой концентрации в одном месте не видел.

Дорога в Сортавала

Дорога до Сортавала идёт по лесу, она была пустая и лёгкая, только последние километров 30 — симпатичные серпантины, где с одной стороны, хотелось смотреть на окружающие пейзажи, с другой стороны, надо было внимательно смотреть на повороты и рельеф дороги. Много красивых домиков и туристических баз — пожить здесь недельку очень хотелось бы. Только взгляните на вот этот симпатичный комплекс, оказавшийся по факту туристической базой, внезапно, для автокемперов.

Кемпинг для кемперов

В Сортавала заселился в хостел. Отдельный номер зачем-то аж с тремя кроватями, но без удобств, стоил 1350 за сутки. Контингент оказался так себе, маты на весь этаж, горы грязной посуды на кухне. На улице этот городок тоже не вызывал чувства безопасности, ни в этот раз, с подозрительной молодёжью на улицах, ни летом, когда я здесь был на автобусной экскурсии и по пятам ходили пьяные личности. К счастью, всё обошлось без инцидентов. В чём дело, я не понял, городок-то выглядит прилично, обычный райцентр. Может, просто мне не повезло.

22-й день. 12 февраля, Сортавала. Карьер, паровоз и Остап Ибрагимович.

Памятуя о выходном дне, уже в 9 часов морозного (ага, -10) утра выехал в горный парк Рускеала, созданный на месте мраморных карьеров, чтобы быть ровно к открытию и не стоять в очередях. В Сортавала заехал на Лукойл, по какой-то старой привычке поставил 92-й пистолет, по новой — попросил заправить 95-м «до полного»... В 9:55 был на парковке парка, переоделся в тёплое, купил входной билет (500 рублей) и билет на экскурсию «Подземная Рускеала» (2000 рублей, однако!), которая начиналась в 12 дня.

Затопленный карьер

До экскурсии было полтора часа минимум. Я гулял по парку, и внезапно вспомнил, что вчера смотрел расписание ретро-поезда «Сортавала — Рускеала», и кажется, он прибывает в парк около 11 утра. Нашел расписание — и правда, через полчаса будет тут. Ну что — пошел смотреть на настоящий паровоз в действии. Это было классно, а самое крутое — разворот машины на специальной вращающейся платформе. Обязательно надо увидеть!

Рускеальский экспресс

Побродить по штольням и погулять по подземному озеру с экскурсией было занятно, но не могу сказать, что это стоило тех двух тысяч рублей. Было что узнать, но рассказ был сухим и формальным, и недолгим. Штольни есть и бесплатные, на озеро можно посмотреть сверху провала без всякой экскурсии, а остальное можно прочитать в интернете.

А сам парк считаю крутым — где такое доступное, масштабное и облагороженное ещё встретишь? Считаю, что неадекватная популярность, или, как часто говорят, попсовость, никак не делают достопримечательность хуже.

Провал

Заготовка мрамора

По пути из Рускеалы заехал на Тохмайокские водопады, где снимались сцены из «А зори здесь тихие». Летом я здесь был, захотелось посмотреть, как они выглядят зимой. Но в этот раз удивила не природа, а жадность местных «концессионеров»: проход на водопады стоил аж 400 рублей (прошлым летом был ещё 250 рублей). Остап Ибрагимович, собиравший деньги на Провал в Пятигорске, позавидовал бы. Безотносительно цены, зимние водопады не впечатлили: почти всё под снегом, летом всё куда привлекательней. А людей не меньше, чем летом: были очереди, чтобы пройти по подвесным мостикам, выбирался из западни минут 15. Если хотите зимних Карельских водопадов — Кивач куда более впечатляющий.

Одним из самых интересных открытий в Карелии на этот раз оказалась мемориальная галерея местного художника Кронида Гоголева. Прожив большую часть в Карелии, он творил невероятные объёмные картины резьбой по дереву: это надо хотя бы один раз увидеть вживую!

Бревнышки у дома — как настоящие

Карельские мотивы

Мои товарищи-путешественники настоятельно рекомендовали попробовать карельскую (финскую) уху — рыбный суп, приготовленный на сливках. Ближайшее работающее кафе, которое мне понравилось, было грузинским, но уха в меню была. Первая ложка, и тут же словил лютое воспоминание из детства: это же макароны на молоке (никаких макаронов в ухе, естественно, не было). Вторая, третья и последующие ложки оказались вкуснее: по итогу скажу, что блюдо достойное, попробовать, как минимум, стоит.

Конечно, интересно, реально ли жители Карелии готовят и едят такую уху, действительно ли это подлинная карельская кухня? Например, когда говорят про сибирскую кухню, рестораны сразу начинают предлагать всякие котлеты из медведя, пельмени из лося, голубцы из марала и папоротника, и прочие салаты из клюквы с морошкой. Я живу в Сибири, то есть — я сибиряк, но ни медвежатину, ни лосятину, ни прочие сомнительные деликатесы я не то что не ем каждый день — я их даже не пробовал и пробовать не собираюсь. С карельской кухней та же история, или нет?

23-й день. 13 февраля, Санкт-Петербург. Город, где всегда солнце. Первые приключения.

Выехал из Сортавала в сторону Питера около 10 утра. По пути запланировано две остановки: Гора Филина, и крепость Корела. Очередное пасмурное утро.

Казарма в Лахденпохья, объект культурного наследия (стоит разрушается)

Гора Филина — военно-исторический парк-музей, где главный экспонат — финский бункер, построенный прямо внутри скального массива для командного пункта в 1930-1940 годах. Подобных укреплений я ранее не видел, поэтому было интересно. Внутри бункера — неплохой музей из двух частей — военной, посвященной российско-финским отношениям, и мирный, посвящённый геологии Карелии. Во входной билет входила часовая экскурсия, которая получилась индивидуальной, так как к этому времени я приехал один. Весьма живо и интересно было послушать и про бункер, и про всю череду конфликтов с финнами. Снаружи бункера военная техника, вроде как есть тир и ещё всякие развлечения военной тематики: антураж «как из американских фильмов» создавал ощущение, что вот-вот выйдет майор Пейн и расскажет историю про паровозика…

Внутри бункера, мирный геологический зал

Финские войска в Лахденпохья — ещё не знают, что впереди

Далее по плану — Крепость Корела, якобы построенная в 1300-х годах. Бегло, в сумерках, и снаружи я её уже видел на автобусной экскурсии по Карелии, в этот раз удалось рассмотреть подробно, при свете яркого весеннего солнца, и не только снаружи, но и изнутри. Музей при крепости небольшой и умеренно-интересный, а само весьма компактное фортификационное сооружение заметно отличается от всего, что я видел ранее.

Крепость Корела

Выставив фотографию с крепостью в статус WhatsApp, на утро получил вопрос-викторину от двоюродного брата — начало какого фильма снималось здесь? Вообще в голову не пришло, когда был у крепости, но тут сразу же вспомнил начало фильма «Брат». Да точно же, как так на месте не вспомнил!

Весна в Приозерске

По мере приближения к Питеру погода улучшалась: чем ближе к северной столице, тем солнечнее, появилось стойкое ощущение весны. Всю Россию проехал, 90% было пасмурно, а тут — солнце. К слову, за два предыдущих путешествия в Питер и более трёх недель, проведённых в городе, пасмурных дней было всего четыре, при этом ни один из них мрачным я бы не назвал. Видимо, не судьба мне увидеть тот самый балабановский Питер. Жители Северной Столицы, если надо солнце, с вас билеты на самолёт из Новосибирска, привезу вам хорошую погоду в любое время года.

Приближаемся к С.-Петербург: вероятно, Солнечный-Петербург?

Помимо солнечной погоды, на дороге стало много воды, и так же много машин: дворники работали почти не переставая. Тут и случилась первая поломка: во время очередного взмаха вижу, как водительский дворник берёт и катапультируется на скорости около 100 км/ч. В зеркало вижу, как приземляется на асфальт, также в зеркало вижу кучу машин, проезжающих по нему. Поток не плотный, но движение постоянное. Плавно паркуюсь на обочине на аварийке, думаю, что же будет безопаснее: машина на обочине и бегающий я, в поисках пропавшей детали, или посторонний предмет на дороге. Решил, что второе, и стартанул до ближайшего съезда думать, что же делать дальше: ехать так решительно невозможно. Магазинов запчастей поблизости на карте не обнаружил. Переставил дворник с пассажирского места на водительское, хорошо держаться он не хотел. Подогнул скобу пассатижами, замотал тряпками пассажирский поводок, закрепил пластиковыми стяжками. Так и доехал до гостиницы в Питере.

Trust me, I’m an engineer, да ещё и варюжку в цвет подобрал

Немного про гостиницы. Проверенный мной летом неплохой (но не без недостатков) хостел-отель около Гостиного Двора стоил на Островке всего 1500 рублей за номер с удобствами, полнейшая халява, но парковка у него обошлась бы даже немного дороже проживания. А ещё хотелось потратить накопившиеся мили у моего банка. Долго выбирая гостиницу через тупейшее приложение банка (а потратить мили можно только так), остановился на трёхзвёздочной «Ладоге» за 2400 в сутки. Не центр, зато есть и парковка, и метро в 10 минутах, и торговый центр с кафешками в 15 минутах. Долго отзывы не изучал, а название сыграло решающую роль: возвращаюсь с Ладоги в «Ладогу». Адрес правда выглядел какие-то московским: проспект Шаумяна вместо чисто-питерского Шавемяна. Отель оказался не самым привлекательным внешне, но одним из самых удобных и комфортных за всю поездку. К тому же, у него были нарисованы гордые три звезды.

Ау, а где все?

Я не люблю гостиницы со звёздами и с сервисом, по той причине, что сервис обычно слишком навязчивый. В этот раз на ресепшене встретила девушка, улыбавшаяся всё время, неестественно и наигранно, но очень тщательно. Сначала я подумал, может, что-то со мной не так, ну там штаны забыл надеть, или лыжи снять. Осмотрел себя, вроде бы всё в порядке, но девушка продолжала улыбаться до ушей, сканируя паспорт. Подумал, может, я похож на интуриста, но никогда Штирлиц ещё не был так близок к провалу — на мне были камуфляжные штаны (потому что удобные, а не потому что я люблю эту расцветку), а в паспорте значилась сельская прописка...

Квест на ресепшене надо пройти один раз, а затем начинается каждодневная рутина. Я не знаю более целеустремлённых и отважных женщин, чем уборщицы в отелях. Только они могут стучать и ломиться в закрытую на все замки дверь в 10 утра, не боясь ничего. Им не важно, что вы спите (а я в 10 всегда сплю, хоть в Улан-Удэ, хоть в Петербурге, если только не на работе и не в дороге), им не важно, что вы моетесь в душе или разговариваете по телефону. Главное — прорваться в номер и спросить: «уборка нужна?», а получив сонный отрицательный ответ и расстроившись, всё же уточнить: «как так, ну может полотенца заменить, ну или хотя бы мусор вынести?» Если же замки и сон были крепкими, и пробить оборону не удалось, обязательно последует телефонный звонок в 10:30, с вопросом «а когда у вас можно убраться?» Поэтому отели «с вас полторы тыщи, лучше налом и без сдачи, вот ключ и давайте до свиданья» — мой оптимальный выбор.

То же самое относится и ко всяким кафе и ресторанам с обслуживанием. Самое страшное, когда официант пытается утащить блюдо, которое ещё не доел. Стоит взять телефон в руки и начать писать кому-нибудь сообщение, стоит отвлечься на происходящее за окном — и вашей тарелки, где ещё было полно вкусного и полезного, уже нету. Поэтому приходится есть, как кот, стащивший кусок мяса со стола, тщательно охраняя добычу и недобро поглядывая на окружающих. Разве в столовой такое может произойти?

24-й день. 14 февраля, Санкт-Петербург — Ленинград. Московский проспект.

Опять светит солнце. Ну как так-то? Сегодня отправился из Петербурга в Ленинград, изучать район Московского проспекта, известного застройкой советского времени. Давно хотелось прогуляться пешком и рассмотреть эту длинную магистраль, по которой едешь из аэропорта в центр города. Масштабно, красиво, я остался очень доволен.

Чесменская церковь — совершенно нетиповая постройка района

Дошел до одного из главных мест памяти Блокаде — Монументу героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Место одновременно и печальное и возвышенное, очень эмоциональное…

Курс на Ленинград, через тонкий лед,
И нельзя назад, можно лишь вперед.
Можно лишь уйти к Богу босиком,
Если по пути — трассером в стекло.

(с) Игорь Растеряев

Город-герой Ленинград

На обратном пути заглянул посмотреть Гранд-Макет: огромная и живая модель России в миниатюре. Искал хоть что-нибудь про «свою» Сибирь: Новосибирск, Алтайский край, горы Алтая, Томск, Красноярск, но, увы, не нашел. Из ближайшего узнаваемого нашел только Екатеринбург и Невьянск с его наклонной башней, да нефтеперерабатывающий завод, видимо, из Омска. Уральские горы огромны, да-да, а других гор в России нет. Впрочем, создатели и предупреждают, что весь образ макета — собирательный. Несмотря на середину рабочего дня здесь было очень людно, детей было куда больше чем взрослых, и все они были в восторге — ещё бы!

Зелёный уголок

Невьянская наклонная башенка

Наши победили! Эх, хотелось бы верить...

Вечером отправился в центр, побродить по улочкам, да заодно и поужинать. Обратно возвращался уже поздно, около часа ночи, не уверен был в том, что метро ещё работает. Посмотрел на цены на такси до гостиницы, немного был шокирован, и отправился пешком. Дважды за свою жизнь проходил весь Невский от начала до конца, но этого оказалось недостаточно: Бог любит Троицу.

25-й день. 15 февраля, Санкт-Петербург. Санитарно-технический день.

Сегодня санитарно-технический день. Три задачи: купить и поменять дворники, постирать одежду, купить еды на вечерние перекусы. Всё было просто и удачно, но день незаметно пролетел в суете.

По случайности ближайший автомагазин оказался расположен напротив огромного бизнес-центра из стекла и бетона, в котором располагался главный «музыкальный» офис. Так что посмотрел не только настоящие, но и будущие памятники истории и архитектуры. Если только история не распорядится иначе.

Дворники выбирал долго, известные и проверенные временем модели отсутствовали в моём размере. По совету продавца, отлично знавшего матчасть и готового часами рассказывать про разные дворники, купил комплект Bosch, выглядят добротно. Посмотрим, сколько пройдут. Главное, на них есть дополнительное крепление, которое должно защитить от самоликвидации.

На стирку отправился в сетевую прачечную Prachka.com, услугами которой уже пользовался и которую смело могу рекомендовать. Только в этот раз подальше от центра, на рабочие окраины, чтобы не разбираться с платной парковкой в центре. Рабочие окраины в 15 минутах на машине от гостиницы оказались до боли похожими на смесь Юго-Западного жилмассива Новосибирска с его же центром. Вот он, непарадный Питер. Никаких шансов это увидеть, путешествуя как обычный турист, из аэропорта и сразу в центр, по достопримечательностям. За это я и люблю автопутешествия.

26-й день. 16 февраля, Санкт-Петербург. Этнография.

Проснулся раньше, чем хотел: снились дурные сны. Причудилось, что я в универе на экзамене, внезапно, по математической логике. Преподаватель выдал всей группе одинаковое задание и ушёл, а я ничего не знаю. Пытаюсь списать у одногруппников, но ничего не могу разобрать в их записях… Какой дури только мозг не выдумает, но мини-экзамен у меня сегодня и правда случился. А позже была и череда настоящих экзаменов, так что сон был почти что вещим, но это совсем другая история.

Струбцины

Отправился в этнографический музей. Музей, как это обычно бывает в Питере, огромный, бродить и изучать разные культуры и народы России можно очень долго. Среди всего многообразия искал алтайцев, культуру и быт которых видел не понаслышке. Буряты есть, калмыки есть, казахи есть, киргизы есть, а алтайцев никак не могу найти. Случайно забрёл в зал по мусульманской культуре, который вот только собиралась открывать только что прибывшая делегация. Дело официальное, и смотрительница попросила немного подождать, мол, зал ещё не открыт, а я в ответ поинтересовался, как так: Алтай — это Россия, я в самом главном этнографическом музее России, так где же здесь зал, посвящённый алтайцам? Ответ был прост — алтайцы точно есть, но экспонаты выставляют на только на временных выставках, и сейчас такой выставки, увы, нет. В свою очередь, смотрительница живо поинтересовалась, кто же они такие эти алтайцы, сколько их, где живут и чем интересны. Получилось немного сумбурно, но я справился и провёл десятиминутную мини-лекцию на тему культуры и быта алтайского народа, и популярно объяснил, что Алтайский край и Республика Алтай — совсем разные регионы. In Soviet Russia ты проводишь экскурсию музею!

Мраморный зал — самое фотографируемое место музея

Через три часа в музее капитально промёрз, а я и не подумал взять с собой толстовку, что мне ещё как аукнулось в последующие дни. Пошел греться на улицу, а потом отобедал, или уже отужинал, в своей любимой кафешке «Киликия», на пересечении Гороховой и Канала Грибоедова. Приехал в гостиницу, и почти сразу вырубился: после холода и дурных снов так хотелось спать.

27-й день. 17 февраля, Санкт-Петербург. Главный штаб.

Утром шёл снег, а после было пасмурно, серо и сыро. Наконец-то я увидел тот промозглый Питер, о котором так много говорят. Впрочем, мрачным он не выглядел ни разу, мы не «в городе, где нет метро» (с), эпоха балабановской безнадёги и тоски здесь прошла. Хотелось бы верить, что безвозвратно.

Сегодня опять отправился окультуриваться — изучать западноевропейское искусство в Главный Штаб, тот, который на Дворцовой площади. Я ни разу не любитель подобного, и творчество Ван-Гога и его соратников меня не тронуло, хотя несколько более «классических» произведений запомнились.

«Блогер 18 века»

«Nvidia RTX On»

«Что на помойку, а что в котомку»

Новиград?

А реально понравилось мне само здание Главного Штаба. Хоть снаружи оно и огромное, всю глубину и масштаб можно почувствовать только изнутри. В некоторых местах удалена штукатурка, а пол выложен стеклянными плитами, чтобы можно было видеть кирпичные арочные своды.

28-й день. 18 февраля, Санкт-Петербург. Корабли и подлодки.

Недолго думая, чем же займусь сегодня, отправился на Васильевский остров изучать военно-морскую тематику.

Сначала посетил подводную лодку C-189 1950-х годов, ставшую музеем. Самое интересное было, конечно, внутри: все эти механизмы, секции, боезапас, перископ, в который даже можно самому посмотреть. Экскурсию проводят колоритные и весёлые дядьки-подводники, видимо, на пенсии. Юмора и баек о быте подводников здесь было даже больше, чем рассказов о самой подлодке, очень живо и весело. Что из них было правдой, а что нет, сложно сказать, но байки просто сыпались одна за другой: «выведи на чистую воду, как обряд вуду, правду, не вымысел, только факты без примесей, вывезешь?» (с) какой-то рэпер-иноагент. Меня повеселила байка, как из системы охлаждения двигателя подлодки подводники организовали себе горячий душ с напором брандспойта. Правда, не вымысел? Всячески рекомендую посетить этот музей и составить собственное мнение — оно того стоит!

С189

Потом отправился на ледокол-музей «Красин», стоящий на вечном приколе неподалёку. Экскурсия тоже стоящая, но более формальная, наполовину состоящая из более чем столетней истории корабля, пережившего действительно многое.

Волны крутые, штормы седые —
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.

(с)

Что тебе снится, товарищ Красин?

Внутри — множество всяческих морских приборов и приспособ, которые можно изучать вечно. Жаль, не удалось попасть в машинное отделение, зато показали, где строят настоящий новый ледокол.

Спасательная операция — одно из самых эпичных событий в жизни Красина

Красин был последней достопримечательностью в Питере на этот раз.

Чёрный пёс Петербург, ночь стоит у причала,
Скоро в путь, я не в силах судьбу отыграть...

(с) ДДТ

29-й день. 19 февраля, Санкт-Петербург — Копорье — Псков.

Конечная точка на сегодня — Псков. Выбраться из Питера оказалось проще простого, город очень простой и логичный, ездить — одно удовольствие. Но Питерские автомагистрали — это нечто, 10/10 ненависти за какую-то лютую суету, въезды, съезды и постоянное шмыганье соседей по рядам, любителей ездить 60 в левом ряду, шахматистов и любителей ехать «на все деньги», и всё это сразу и в одном месте. Теперь я понимаю, как могут столкнуться 30 машин одновременно из-за какой-нибудь глупости. Прозевать вспышку в этой суете проще простого, а себя ощущаешь деревенским водителем, в первый раз попавшим в город.

По пути (сто вёрст не крюк) решил заехать посмотреть древнюю крепость Копорье, история которой начинается в 1200-1300 годах. Я хотел посетить её ещё летом, но без машины добраться было не так просто. Крепость превзошла все мои ожидания. Помимо всех башен, стен, каменных кладок, сооружение очень выгодно использовало окружающий рельеф, особенно глубокий каньон одноимённой реки, защищавший крепость с одной из сторон. С посещением же вышла незадача: музей, к которому относится сооружение, предлагает только два варианта пройти внутрь крепости. Первый — установить какое-то специальное музейное приложение на телефон, которое вроде как должно провести экскурсию, что меня ни разу не обрадовало. Второй — попасть вместе с экскурсией, но незадача — никого, кроме меня не было. Пустить без приложения и экскурсии наотрез отказались. В итоге выбрал второй вариант, но заплатил как за целую группу рекордные 1250 рублей, и получил отличную индивидуальную часовую экскурсию по крепости. Всегда приятно видеть людей, искренне увлеченных своим делом, рассказывающих со знанием и интересом к родному краю.

На выходе из крепости экскурсовод показала на склон крепостного рва, с которого катались дети и на полном серьезе спросила меня: «А вы плюшку не взяли с собой? Вон, покатались бы». Живо представил себе, как везу на крыше надутую плюшку, чтобы скатиться в крепостной ров за 5000 км от дома.

Крепость Копорье

С утра чувствовал себя неважно, а за час экскурсии капитально промерзли так называемые зимние ботинки из меха Чебурашки, и сразу резко стало ухудшаться самочувствие. Дальнейший путь был простой, несколько «зимних» плохо чищенных дорог до основной трассы, очень оживлённая во встречном, но только во встречном, направлении дорога до Луги (все возвращаются в Петербург, интересно — откуда?), и большой участок с ремонтом, но, как ни странно, везде ехать было легко.

В 100 метрах от дороги — телепорт домой

До гостиницы «Рижская» в Пскове доехал просто никакой, припарковал машину на платной охраняемой парковке при отеле за 150 рублей в сутки, выпил таблетки и завалился спать в 8 вечера.

30-й день. 20 февраля. Карантин, день первый.

Наконец-то получил из непонятного недомогания чёткое ОРВИ, в связи с чем остался в номере и не пошёл гулять по Пскову. Продлил проживание ещё на пару ночей, чтобы отлежаться. Заказал еды через Яндекс. Современная этнография: если в Новосибирске заказ, как правило, приносит пеший молодой человек вида «студент» в фирменной желтой жилетке и с квадратным жёлтым рюкзаком, то тут мой обед быстренько доставил чёткий пацан в спортивном костюме на Приоре.

Гостиница — набор противоречий: приятный прайс в 2000 миль (1700 рублей на Островке), 15 минут до Кремля, «собственный» парк напротив. Советский настоящий паркет, советский лифт, в который надо входить боком, розетки и выключатели «как в деревне», 13-дюймовый пузатый телевизор, но пластиковое окно во всю комнату, идеальное белое бельё и полотенца, и нормальный матрас. «Официальные» три звезды: уборщицы, в 10 утра ломающие дверь, чтобы причинить добро путём уборки номера. Табличка «не беспокоить» в богатую комплектацию номера не входит, зато очень кстати есть и холодильник, и горячие чугуниевые батареи.

31-й день. 21 февраля. Карантин, день второй.

Лечёная простуда — 7 дней, нелечёная — неделя. Пью таблетки и отлеживаюсь. Днём улучил момент приличного самочувствия и прогулялся до Псковского Кремля, благо идти от гостиницы всего 15 минут, погулял с час-полтора. Что сказать — красиво, масштабно. Летом сюда точно стоит приехать для неспешных прогулок.

Почти Европа

Стены Кремля

Громада Свято-Троицкого собора

Обратил внимание на автопарк Пскова — Тойота совсем не в почёте, в основном Рено, Шкоды, старички-Фольксвагены, названий которых я и не знаю, немного Кореи, немного отечественных автомобилей, немного премиум-немцев, немного Японии вроде Мазд и Ниссанов. Мой Лексус так видимо единственный во всём Пскове был.

32-й день. 22 февраля. Карантин, день третий. Псков — полюс холода России.

Самочувствие улучшалось не так быстро, как этого хотелось, а точнее и не улучшалось. За бортом выяснило и похолодало аж до -17, а бронь отеля заканчивалась: надо думать, что делать дальше. Как у коммунальщиков каждый год внезапно наступает зима, у меня наступало 23 февраля: у нормальных работающих людей длинные выходные. Предчувствуя что-то неладное, я пошел посмотреть, что там с гостиницами на ближайшие 3-4 дня. А что там с гостиницами — всё забронировано! В Новгороде, до которого я думал не спеша доехать, ни одного варианта не было совсем — либо койко-место в общей комнате за 1500 рублей (так себе вариант для болеющего человека), либо коттеджи за 25000 рублей (так себе вариант для безработного человека). В моей «Рижской» 23-го ещё было место, которое я тут же успешно забронировал, но на 24 уже всё было раскуплено. В Твери нашел «приемлемый» вариант с 24 по 26 аж за 2700 рублей в сутки, но ехать придётся почти 600 км за раз. Не всё коту масленица.

33-й день. 23 февраля. Карантин, день четвертый.

Мой карантинный пейзаж

Кратко: сегодня ничего не происходило.

Подробнее: выздоравливаю, сходил до машины, проверил уровень масла — ушла четверть уровня за почти 1000 км, потом смотрел YouTube, слушал музыку, писал этот отчёт-дневник, смотрел кино, которое показывали за окном. Парковка перед гостиницей к вечеру постепенной заполнялась. К вечеру приехало аж четыре автобуса с туристами, не все полные, но все выгрузились в гостиницу. Памятник княгине Ольге в парке за окном, до этого никому не интересный, стал пользоваться небывалой популярностью. Как ни странно, в гостинице тишина и покой: возможно, тот случай, когда легко спутать хорошую шумоизоляцию с отсутствием ненормальных соседей.

34-й день. 24 февраля. Псков — Тверь.

«И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди», надоело уже лежать на одном месте, скорей бы в путь-дорогу.

Перекресток пяти дорог

До Новгорода добрался легко, дальше стоял небольшой, но очевидный для меня, выбор между M10 и M11. По платным дорогам за рулём до этого ездил только в Euro Truck Simulator 2. Иррациональное желание отдать деньги за то, что обычно бесплатное, мучило меня весь путь. Может, хотелось вспомнить детство, когда за проезд по мосту в Барнауле каждый платил дань? Наконец-то настал момент. Shut up and take my money.

Естественно, на пункте оплаты заехал сначала на полосу для трансгендеров, ой, для транспондеров, а только потом через сплошную вырулил до терминала для нормальных людей. На сайте узнать о том, как и сколько платить за дорогу, и докуда я доеду по ней в Твери, чтобы не тупить уже на месте, невозможно. Всё, что говорит сайт, можно сформулировать так: купил транспондер — чёткий пацан, платишь налом — лошара. Вот такая пропаганда нетрадиционных денежных отношений. Впрочем, тупить и негде, всё на дороге оказалось понятно и логично, кроме нечитаемых указателей на въезде.

Взял талончик, и вот она — отличная прямая четырёхполоска. И я скажу — мне очень понравилось. По ровным дорогам я ездил, по четырёхполосным — тоже, разметкой и инфраструктурой удивить сейчас тоже сложно. Подумав, я осознал, что самое главное: здесь нет суеты. Совсем нет. Все едут ровно, никто никуда не съезжает, не въезжает, не обгоняет, не тормозит, не ускоряется. Никаких «70-50-30», никаких пешеходных переходов через 4 полосы и населённых пунктов с лежачими полицейскими. Никаких помех — включил круиз на 128 км/ч, и только лениво иногда включай поворотники да опережай фуры, поглядывая в зеркала за всякими BMW, едущими 256 км/ч в левом ряду.

Вся Россия в этом знаке: прямо — ровная, широкая, но платная Москва, а сбоку — бесплатная ухабистая и извилистая Россия

Навигатор в этот день чудил. В пути до Новгорода он пять раз поменял маршрут, в итоге предлагая полдороги ехать по М10, а полдороги — по М11. Логики я не понял, и установил промежуточной точкой ближайший въездной пункт оплаты, после чего навигатор не хотел ни убирать его, ни отменять навигацию, пытаясь всю оставшуюся дорогу вернуть назад на пункт оплаты:

— Удали промежуточную точку.
— Извините, не понимаю.
— Останови навигацию.
— Извините, у меня нет таких полномочий.
— Отмени навигацию.
— Сейчас поищу в интернете… Посмотрите что я нашла: (список магазинов, продающих GPS-навигаторы).

Кое-как уговорив робота сбросить навигацию, попробовал включить её по новой, и тут злую шутку сыграло название гостиницы:

— Навигация Тверь, отель «Радио».
— Включаю музыку, радио отелей!
— Дура! Не надо музыку! Выключи музыку!
— (Обидевшимся голосом) Зачем так грубо, хорошо же сидели (заиграла музыка).
— Выключи музыку!!!
— Не понимаю!

«И восстали машины из пепла ядерного огня. И пошла война на уничтожение человечества, и шла она десятилетия. Но последнее сражение состоится не в будущем. Оно состоится здесь, в наше время. Сегодня ночью» (с) Пришлось всё сделать вручную, потыкав в сенсорный экран.

Доехал до Твери и заселился без приключений.

35-й день. 25 февраля. Тверь.

С удивлением утром обнаружил, что Тверь — столица рекламы наркоиндустрии. Что-что там Шнуров пел про Челябинск? На каждом здании, и это не преувеличение, на районе, где я жил, и почти на каждом — в центральной части города, у набережных, была реклама того или иного способа приобрести запрещённые вещества или заработать много денег, а точнее — срок. Всё по классике: «этапом из Твери, ветер северный». Нет, рекламу, которую не закрашивают годами, я видел везде, но такого масштаба нет просто нигде в России. К счастью, ни торчков, ни алкашей, ни других сомнительных личностей в городе я не наблюдал.

Другие города: аттракцион «перевернутый дом». Тверь: перевернутый небоскрёб

Зато по случаю выходных здесь были туристы, и их было немало. По набережным и около Дворца экскурсоводы водили организованные группы и что-то увлечённо рассказывали. На местном «Арбате» в сувенирную лавку с магнитиками стояла небольшая, но уже очередь. Такая же очередь стояла и к памятнику Кругу (не который геометрическая фигура, а который Михаил), чтобы сфотографироваться с легендой русского шансона.

Казалось бы, где Тверь, а где подводные лодки?

Несмотря на сильнейшую грязь (парадные штаны не подлежали восстановлению после прогулки, пришлось остаток пути проделать в камуфляже) и общую неухоженность города, Тверь мне понравилась. Красивой исторической застройки — просто тьма, гулять и рассматривать местную архитектуру можно очень долго. Волга здесь совсем игрушечная, я сначала даже не поверил, что это та же река, что и в Нижнем Новгороде. Набережные по обоим берегам — приятные для прогулок, а слегка заржавевший старый мост между ними — просто шедевр, ради которого можно сюда приехать и специально. Надеюсь когда-нибудь попасть в этот город летом.

Мост через Волгу

36-й день. 26 февраля. Тверь — Тула.

Радио-отель в Твери очень понравился, но не из-за современных интерьеров и ощущения, что попал в будущее из СССР (Рижская в Пскове) и 90-х (Ладога в Питере), а из-за вкуснейших завтраков. Хотелось пожить ещё денёк, чтобы позавтракать ещё разок, но пора двигаться в сторону дома.

Обычно я не фотографирую еду, но в этот раз не удержался. Порция каши на самом деле огромная, хотя так не кажется

Влажность в Твери была за гранью возможного: за два дня стоянки тормоза отсырели настолько, что машина не хотела тормозить. Ощущения — как будто только что преодолел глубокий брод. Даже и не думал, что такое может произойти в обычных городских условиях. Пришлось сушить колодки, прежде чем выезжать на оживлённые улицы.

Выезжая из Твери, заехал в так называемый Морозовский городок, или Пролетарку. Это район исторических красно-кирпичных зданий, которые до революции были построены для местной мануфактуры. Как житель красно-кирпичного дома схожих годов постройки, но гораздо меньшего масштаба, был очень рад видеть знакомые мотивы, а сам городок произвёл на меня впечатление шедевра, обязательного для посещения в Твери. Впрочем, осмотрел я его только из окна машины, вспомнив предупреждение из интернетов о том, что пролетариат всё ещё тут составляет большую часть населения, а был выходной день и уже не утро. Как будто я сам не пролетариат?

Один из домов в Пролетарке

В Тулу решил ехать через МКАД, и по бесплатным трассам: посмотреть, как живёт народ в Подмосковье, да и глянуть одним глазом, что же там — за МКАДом? Впрочем, ничего удивительного, о чём хотелось бы рассказать, не обнаружил. Всё как и везде в России. А вокруг Москвы (равно как и вокруг Питера) строят жуткие человейники, от одного вида которых становится не по себе.

В этой паутине уже двенадцать миллионов мух
И на место каждой, испустившей дух,
Прилетает не меньше двух — потеснись, мой друг,
Мне тоже нравится, как свои сети сплёл этот паук.

(с) Noize MC

Ближе к столице появились пробки, а с ними обоченщики и прочие любители наглых манёвров. Хоть я и никуда сам не спешил, но в определенный момент пускать опаздывающие колесницы в полосу надоело. Но подмосковные наглецы — самые наглые в России, и с одной такой любительницей, внаглую выжимавшей меня с моей законной полосы, все-таки столкнулся в пробке зеркалами. Только этого мне ещё не хватало… К счастью, повреждений не было, но поуговаривать открыть окно пришлось. Суету на пробку навели, но разъехались почти сразу.

Галочку «прокатился по МКАДу» поставил. МКАД — такая же суетливая дорога, как и магистрали вокруг Питера. Но почему-то в этот день 30 машин столкнулись на платной М11, где я ещё позавчера ехал, и теперь я в совсем в непонятках, как такое случается, как можно на ровной прямой дороге стольким машинам столкнуться...

Далее астрологи объявили неделю Тулы, количество вопросов по телефону про пряники выросло вдвое. Доехал без приключений: от МКАДа отличная, преимущественно шестиполосная, автомагистраль. Мой отель оказался в частном секторе — с корпусом-многоэтажкой там, где у нормальных людей огород.

37-й день. 27 февраля. Тула.

Чувствовал себя еще не важно, поэтому главные музейные достопримечательности решил пропустить, потратив всё время на неспешные прогулки по городу, тем более оружейный музей был сегодня закрыт. Конечно, в первую очередь отправился к Кремлю. Из всех кремлей, которые я видел, этот показался наименее настоящим, каким-то диснеевским, из сказки, из мультфильма, созданный для красоты, а не для обороны. А красиво здесь действительно было. Уровень благоустройства вокруг поражает в хорошем смысле слова: все современное, удобное и стильное. Рад, что у жителей города есть такая шикарная прогулочная зона.

Тульский Кремль

Последовав рекомендациям путеводителя, на обед отправился в столовую «ТрактирЪ» чуть вдалеке от центра, заодно желая посмотреть на непарадную Тулу. Еле добрался по ледяным тротуарам частного сектора — впору использовать альпснаряжение. Выбор блюд был скудным, на раздаче и на кассе здороваться было не принято, а для полноты ощущений уборщица ходила вокруг меня с густо пропитанной хлоркой тряпкой и махала ей, делая вид, что протирает столы вокруг. Что это был за акт современного искусства — я не понял, но полноценный сытный обед обошелся в 190 рублей, и это абсолютный рекорд года.

Внутри Кремля

Вечером отправился за сувенирами. Из Тульских сувениров известны пряники, самовары, и Тульский Токарев, он же ТТ, но, говорят, последний очень быстро разбирают. Так что пришлось остановиться на пряниках и белёвской пастиле. По итогу, самым интересным сувениром оказались белёвские сухарики — попробуйте обязательно, если будете в Туле, и берите с собой хомячить в дороге.

38-й день. 28 февраля. Тула — Самара.

Выехал из гостиницы около 12. Пора домой: завтра уже весна, и впереди 3400 км. Выключаем режим «путешественник», включаем режим «перегонщик».

Чернозём слева — посевную хоть завтра начинай

По пути то слева, то справа, были чёрные поля, почти без снега. Такое ощущение, что завтра можно начинать посевную. Это тот самый знаменитый чернозём?

Венёв проехал через центр по указаниям навигатора: видимо, он решил показать мне недавно отреставрированную колокольню, про которую я слышал, но не надеялся увидеть.

Родину моего спального мешка, Рязань, прошел по объездной, ничего не видел, но рекламный щит с надписью вроде «Реставрируем храмы с 1995 года» с номером телефона интригующе намекал на то, что сюда стоит однажды вернуться.

В Пензе где-то прозевал знак населённого пункта — штраф на 250 рублей пришёл уже на следующий день. Оперативно «работают». Уже в тёмное время подъехал к Самаре. Затяжной спуск, и мои глаза не верят происходящему: горы, настоящие! Где я, что вообще происходит? А дальше плотина водохранилища невероятной длины. Эх, сюда бы днём!

За Самарой ехал за какой-то машинкой на удалении. Ночь, сыпет снег, трасса, поле, лесополоса далеко. Справа вижу наперерез бежит собака. Впереди едущий — по тормозам, я по тормозам за ним. Собака какая-то странная, маленькая, белая, как-то странно бежит. Какая ещё собака посреди поля, деревень не было? Подъезжаю ближе: а это заяц. Самый настоящий. Белый, как снег. Развернулся, ускакал в поле.

Снег усилился, началась метель. Движение редкое, дорогу стало заметать, и стало скользко. Видимость не очень, ехать больше 70 км/ч стало не комфортно. Захотелось спать. На ближайшей заправке остановился с грузовиками, заночевал в машине. За день проехал где-то 1200 км.

39-й день. 1 марта. Самара — Кропачёво. М5 «Уфа-Челябинск».

Проспал больше 8 часов. Встал, долил масла и поехал дальше. На дороге сплошная грязь и вода. Но самое раздражающее от Самары до Уфы было не это, а бизнесмены с камерами-треногами. На половине трассы — заботливо забытые временные «50». Знаки на наличие камер тоже заботливо забыли поставить, заботливые наши. И тут же отдельные индивиды на фурах, нагло поджимающие сзади, когда такое место проезжаешь даже на условно-разрешенных 69 км/ч. Видимо, им все штрафы контора оплатит (в итоге-то не контора, а конечный потребитель в стоимости продуктов). Но фиг вам, а не штрафы: «Обложили меня, обложили, но остались ни с чем егеря!». До Уфы доехал без проблем.

Антирадар, современная жидкая модель «Т-1000». Восстанавливается сам после уничтожения через 50 км. Устаревший электронный «Т-800» забыл дома.

О знаменитом участке М5 «Уфа-Челябинск» слышал давно, видел ролики на YouTube, и интересно было посмотреть, как ситуация на самом деле обстоит, где тот самый Урал, который чрезвычайно сложно проехать на грузовике, где все буксуют и стоят в пробках. Ведь от Екатеринбурга до Перми и Казани ничего сложного не было совсем, комфортная отличная широкая дорога, полосы опережения, четырёхполосные участки и прочие современные прелести.

Судьба подарила мне полнейшую возможность окунуться в атмосферу М5. Встали в пробку вскоре после Уфы, уже к вечеру, около 16 часов. Навигатор сразу повёл в объезд по деревенским дорогам. Но я решил во что бы то ни стало проехать всё по федералке. Полчаса стоим — три минуты едем, и так продолжалось около трёх часов. По рации сказали, что две фуры в лоб на перекрёстке сошлись, и с самого утра разобрать ДТП не могут. Проезжали скорые и ДПС с мигалками.

Навигатор нашёл, как на час быстрее попасть домой, а мы уже стоим в глухой пробке

Диалоги по рации:

А: Эх, никаких сигарет не хватит, так и тянет курить.
Б: Бросай курить, вставай на лыжи.
В: Бросить машину тут и напрямую на лыжах будет быстрее…

Стемнело. Пошёл снег. Поползли слухи о том, что движение по дороге совсем закрывают по погодным условиям. Проползли злополучный перекрёсток, где уже никого не было, но ситуация не менялась. Стоим, глухо стоим. Продвигаемся в час по чайной ложке. Снег продолжает идти, дальнобойщики обсуждают, где ночевать — стоянок мало, всем места не хватит, а ещё и снег, парковаться в который рискованно — можно «прилипнуть».

Хорошо стоим

После очередного трёхминутного рывка вперёд и последующей остановки, по рации:

А: Похоже чай можно ставить…
Б: Да какой чай, пельмени успеешь сварить.
В: Не только сварить, но и слепить.
Г: Мужики, везу мясо, колитесь кто везёт мясорубки.
Д: У меня масло есть, кто с мукой?

Дальше начался полный хаос. Маленькие машины стали массово объезжать пробку по встречной полосе, с которой движение было редкое. За ними поехали индивиды на Газелях, которых тут же начали материть по рации дальнобойщики. За Газелями поехали индивиды на фурах (:рукалицо:)... Обочины почти не было, разъехаться со встречкой негде, и движение блокировалось полностью.

Сталевар Василий не понимал одну вещь: в чём кайф сидеть у камина? По рации:

— Что эти маленькие, ехали бы на поезде.
— Ага, летом едут по своим отпускам. На заправках хот-доги покупают [мем-про-кукольную-обезъяну.jpg], кто вообще эту дрянь ест. Видел летом, остановился на огромном джипе, на новом Крузаке за 10 лямов, стоит на обочине, заварил доширак и жрёт. На поезде же быстрее и удобнее, спи и отдыхай.

Прошло ещё три часа. Дальнобойщики обсуждали между собой вариант остановиться и лечь спать, прямо в полосе, а утром продолжить движение, наивно веря, что к утру прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и посыплет дорогу песком. Как оказалось позже, это была совсем не шутка…

Ехал между двух фур, подъехали к какой-то стоянке, движение встало. Музыку уже всю переслушал, интернет почти не работал, эчпочмаки все съел — делать было больше нечего. Пошел гулять вокруг машины. Вышел водитель из фуры, ехавшей позади меня, и оригинально начал разговор наездом:

— А ты зачем такую дистанцию держишь до следующей машины, не даешь мне прижаться.
— Какую дистанцию, одна маленькая влезет, чтобы разъехаться со встречкой, тебе зачем прижиматься?
— Ну вот они и лезут, нечего их пускать. Сопровождаешь того впереди?
— Нет, не сопровождаю. Путешествую.

Немного ещё поговорили, уже более дружелюбно, а дальше приключилось отсутствие логики:
— А что не едешь по встречке?
— Да как-то неправильно...
— Говорят же по рации, до Сима надо доехать, дальше нормально, тут осталось всего ничего.
— Думаешь ехать по встречке?
— Я бы на твоей машине в Челябинске уже давно был. Говорят же, впереди на подъеме «Америка» прилипла. Найдёшь как объехать.

Тут в разговор вмешался другой дальнобойщик, высунувшийся из окна машины, стоявшей на стоянке:
— Едь, конечно, найдёшь, где вклиниться, мы оставляем место. Нам ещё дооолго стоять.
— Ну как-то не знаю, попробовать что ли…
— Давай ехай!

Наглеть так наглеть. Запустил машину, дождался следующей партии наглецов, вырулил, и присоединился к ним. В очередном месте встали на встречке в пробку, потому что навстречу кто-то ехал (внезапно, да?). Большинство дальнобойщиков оставляют место, я легко вклинился, а вот наглец на фуре не мог, поставив всё движение колом. Кое-как разъехались, едем дальше.

И тут самое интересное: некоторые и правда улеглись спать в полосе, не предупредив никого, не включив аварийку. Догадайся сам, что стоящий впереди — спит. Объезжаешь пробку — раз, и пустота в километр, до следующей колонны со спящим бригадиром.

В очередной раз показалась встречка, я спрятался между фур, а сзади показалась машина ДПС с мигалками, объехала нас и скрылась где-то впереди. Впереди — знак «обгон запрещен», я прекратил продвижение, 5 тысяч рублей или права мне не лишние. Постояли минут 20, впереди стало видно движение. ДПС возвращались, останавливались возле каждой машины, и в матюгальник будили спящих красавиц, пока вся колонна не тронулась.

Справа — город Сим, слева — ночная пробка к знаменитому мосту

Около часа ночи подобрались к Симу, который здесь был как на ладони. В очередной раз встали надолго без движения. Встречка была, но крайне редкая. По рации пытались узнать, что же там, почему стоим. Встречка не отвечала, или отвечала невнятно. В итоге кто-то всё-таки внятно рассказал, что в самом Симе около моста на подъемах две фуры прилипли в обоих направлениях. Через час пошло медленное, но движение. Доехали до моста, увидели буксующую встречную колонну на подъем. Проехали мост и прошли свой подъем ходом — без проблем. После подъема опять встали. Еще через полчаса наконец-то, уже финально, поехали. Было 3:30 ночи, надо было ложиться спать.

В плену...

Ещё полчаса ехал — навстречу сплошная колонна фур. Фуры, фуры, фуры, фуры, фуры, и так полчаса. На первой более-менее свободной стоянке припарковался подальше в сугроб, чтобы никому не мешать, и чтобы никто не мешал спать. Завернулся в один простой спальник, в кокон лезть не хотелось — слишком тесно, а ногам так хотелось отдыха.

Итого. 11 часов в пробке. Страшных погодных условий не увидел. Да, был небольшой снег, было умеренно скользко, но ничего даже близкого к экстриму. Самые обычные зимние условия. Не увидел и каких-то сверхкрутых подъемов, обычные подъемы, которые есть везде в России. Зато увидел, что дорожные службы не работают, подъемы не чистят, состояние трассы не соответствует плотности движения, ДПС движение на проблемном участке не регулирует, а некоторые отдельные одарённые шофёры-две-извилины делают что попало: спят в полосе, лезут на подъем на пустой машине, не держат дистанцию, чтобы успешно с разгона взять подъем, и обгоняют по встречке, ставя колом движение в обоих направлениях. Что можно сказать? Две главные проблемы России собрались в одном месте.

Но не всё так плохо. Адекватных людей всё же большинство. По рации шутили, веселились, и просто общались — несмотря ни на что. С пониманием относились к происходящему. Думали про других, помогали друг другу. Успокаивали водителя, который боялся не успеть довезти тюльпаны к 8-му марта. Пропускали спешащих. Делились сигаретами (жаль, пельменей так и не налепили). И даже таблетками — у одного водителя закончились, а болячка застала в пробке: быстро нашли нужное и доставили.

Я не пожалел, что поехал именно здесь, и рад, что увидел своими глазами, как оно бывает на самом деле. Терпения и побольше загруженных ведущих осей тем, кто ездит здесь постоянно.

40-й день. 2 марта. Кропачёво — Омск.

Проснулся рано, около 11 утра, проспав менее 6 часов и проснувшись от холода: все-таки зря не завернулся в тёплый спальник. Включил рацию, сразу стало понятно, что ситуация с пробкой у Сима никак не улучшилась. Стартанул в сторону дома: фур было много, обгонов было много, но ничего сложного и утомительного, и всё «страшное» позади.

Где-то там Таганай, увы, не в этот раз

Челябинск прошёл по объездной, а хотелось бы когда-нибудь побывать в этом «суровом» городе и узнать, насколько он суров. Не всегда образ, формируемый массовой культурой соответствует реальности. Например, Нижний Тагил, в котором я побывал несколько лет назад, оказался вполне занимательным и приятным городом — там однозначно есть и что посмотреть, и чему удивиться, и где погулять.

Как истинный водитель «маленькой» машины отобедал хот-догом на Газпроме. Ни Газпром, ни хот-доги на заправках я раньше не уважал: сеть АЗС за вечные очереди на заправку летом, а хот-доги — за любителей их покупать, тем самым создавая дополнительные очереди на кассе. Зимой же всё совсем иначе.

Вплоть до самого Кургана ДПС дежурили на каждой крупной стоянке, останавливали все встречные фуры и отправляли отдыхать всех, кто держал путь на Уфу.

Солнечный Курган

Чем больше приближался к дому, тем лучше становилась погода. Курган встретил солнцем и чистыми дорогами.

По центру — Венера и Юпитер. Как писал известный новосибирский городской сайт, некоторые приняли две яркие точки в небе за НЛО.

Омская степь — казалось бы, скучнейший пейзаж. Но есть что-то особенное в этой ровной болотистой местности, плоской, как стол. И разве есть закат лучше, чем закат в степи, особенно когда едешь уставший от путешествия — домой или уставший от работы — в путешествие?

После Кургана ушел на Бердюжье и Ишим. Не так давно этот участок славился своими ямами, а сейчас дорога была почти идеальная, ровная, чистая, с разметкой и минимумом трафика. Большую часть можно было ехать с дальним светом — одно удовольствие. «Прямой» путь через Казахстан потерял свою актуальность.

К 3 часам ночи доехал до «своей» стоянки у Красного Яра под Омском, где и заночевал в машине, в итоге проехав около 1100 км.

41-й день. 3 марта. Омск.

Солнечный Омск

В Омске, до которого оставалось совсем чуть-чуть, у меня была запланирована встреча с товарищем, с которым несколько лет работали по удалёнке, но вживую никогда не виделись.

Заселился в гостиницу «Лермонтов» в центре города и оставшееся время отдыхал в номере. Музеи и местные достопримечательности смотреть не уже пошел: всего насмотрелся и хотелось только домой.

У товарища в этот день было собеседование, поэтому встретились только во второй половине дня, успешно обсудив будущее индустрии и особенности поиска работы, определив и тактику, и стратегию, а также немало поговорив и об автомобилях. Работаешь с человеком годами, и только волей случая узнаешь, что он тоже любитель японских трёхлитровых полноприводных автомобилей.

42-й день. 4 марта. Омск — Новосибирск.

Выспался лишь условно: выбор гостиницы был явно неудачным, несмотря на массу строго положительных отзывов и немалый прайс. Днём прошлого дня прямо под окном гремели трамваи, вечером в баре по соседству началась дискотека, а с утра пораньше прям под моей дверью объявился вездесущий человек-сосед, ремонтировавший перфоратором что-то в коридоре отеля. Иногда ночевать на трассе спокойней.

Стартанул домой. Чуть за Омском, уже в третий раз за поездку, встретил табун лошадей. Что это за знаменитые омские лошади, каких нет больше нигде в России?

Лошади добывают подножный корм

Проехал место, где однажды эпично переночевал у часовенки. Тогда, летом, я открыл чуть-чуть окно, чтобы поступал свежий воздух. Через 5 часов проснулся от страшного гула роя комаров, которые пытались найти брешь в спальном мешке. Комаров в тот раз выгонял из машины до самого Екатеринбурга.

Комариное место ночевки

Обратная дорога была простая. Машин много в обоих направлениях, грузовиков много, но все идут бодро около 80 км/ч. Cтарые, вырабатывающие дым, Камазы вымерли. Удачных просматриваемых мест для обгона полно, камер, напротив, немного.

Что было дальше? После очередного кольца где-то под Омском — бодрящий возглас навигатора «прямо 500 километров!», далее — прямо 500 километров, еще четыре поворота, и вот я и дома!

Про машину

Слышится мне в этом древнем унынии — тройка летит удалая,
Грязная, страшная и бесшабашная — всё ближе и ближе ко мне…

Чудится мне: над угрюмой Евразией — тройка летит удалая,
Куда не ведомо, зачем — не сказано; и не определено!

(с) НАИВ

Lexus RX300 2003 года, 3 литра, 200 лошадей на 2 тонны. На одометре 400000, сколько в реальности — кто бы знал.

Расход в режиме «я препятствие на дороге», или что будет, если ехать за фурой 70 км/ч

Машину приобрели незадолго до поездки: обменяли Toyota Kluger 2001. Машина та же, только руль с другой стороны и всякие несущественные мелочи вроде дизайна кузова и салона да пятиступенчатой коробки вместо четырехступки. По сути Lexus достался по низу рынка. Не было печали, как говорится, хотя печаль и ожидалась. Ремонтировал, то есть ездил по СТО и разборкам, долго, много и дорого: рулевое, система охлаждения и подвеска — почти полностью перебирались. Сделать успел не всё, например, постукивали передние стойки, но держали как новые, и на СТО меня уговорили не менять.

Перед поездкой застучал мотор. Но всё оказалось просто — муфта VVT-i на холостых и только изредка, пока особо не беспокоит, но в первый раз звучало пугающе. Ещё надо будет решить — поменять мотор, или укатывать до последнего. Остальное — мелочи жизни. Итоговый расход масла — около литра на 2000 км. Расход бензина около 10-11 литров по бортовому компьютеру, точно не проверял, но по пробегу и заправкам похоже на правду. Поломок, кроме улетевшего дворника, за все 12000 км не было. Сервиса в пути, кроме одной замены масла — тоже не потребовалось.

Немного поломался через 2 месяца после поездки. Прямо у дома, удача: 10/10.

RX для меня оптимальный компромисс машины для путешествий по трассе. Комфорт, динамика, управляемость, проходимость, вместительность — всё у этой машины в золотой середине. Не много, и не мало — а ровно достаточно. Расход топлива бы только поменьше (литров пять бы на сотню, как у Приуса), да пробег на одном баке побольше (пару-тройку тысяч хотя бы), и тогда — точно идеальная машина, если была бы новой.

И главное, довёз, старый трудяга, не подвёл!

Расходы

Пришел с пустыми руками, затерто до дырок былое новье,
Но неизмеримо деньгами и цифра незримая, что он себе приобрел.

(с) ГРОТ

Не считал, чеки не сохранял, но много. Попробуем приблизительно, но честно и без приукрас, прикинуть.

Топливо: 11 литров на сотню. 12000 км. 50 рублей за литр. Итого: 66000 рублей.

Моторное масло (6 литров на долив, 5 на замену), фильтр и замена: около 10000 рублей.

Амортизацию авто не считаем :)

Платные дороги и парковки: 2000 рублей.

Омывайка: много, очень. Думаю, 4000-5000 рублей вышло, а может даже и больше (не покупайте омывайку на АЗС!)

Жильё: 37 дней. Пусть 2000 рублей в среднем. 74000 рублей.

Питание: обычно я не считаю еду в путешествиях, дома ведь я тоже питаюсь? Но посчитаем. 42 дня. Пусть 700 рублей в среднем. 30000 рублей.

Музеи и достопримечательности: немалая статья расхода, но посчитать трудно. Думаю, около 12000 рублей ушло.

«Три месяца назад я написал эту песню, но ...»
(с) Сектор Газа

Итого: что-то около 200000 рублей.

Техническая часть

Фотографии — Xiaomi Redmi Note 10.

Основной ассистент — китайская магнитола на Android. Подтупливающая, с явно недостаточным количеством памяти для современных приложений. Но она работала, и все мои задачи решала.

Навигация: я любитель OsmAnd и OpenStreetMaps, но в этот раз изменил своим привычкам и пользовался Яндекс Навигатором. Голосовое управление, подсказки и актуальная ситуация на дороге решают, а качество навигации выросло настолько, что смысла в ручном ориентировании не осталось совсем. В городах для прогулок пользовался 2ГИС. OsmAnd пользовался только в Териберке — на природе равных этой программе нет.

Достопримечательности, интересные места и прочую информацию искал в путеводителе Викигид. Также активно пользовался путеводителями 2ГИС. Поиск кафе: преимущественно 2ГИС. Жильё бронировал преимущественно через приложение Островок. Мне показалось удобнее Букинга.

Музыка в машине: Яндекс Музыка, и флешка с MP3. Первое неплохо работает в городах, но основной пробег — по трассе, связи часто нет, и даже локально скаченные плейлисты не спасают. Стоит остановиться на заправке, заглушить машину, магнитола выключится и всё — больше Яндекс Музыка не работает.

Рация: Midland MJ-350. Антенна: какая-то двухметровая на магните. Перед поездкой КСВ не настроил, поэтому рация работала только на приём. Сравнить мне не с чем. Работает, что ещё надо?

Про зимнюю Россию и путешествия

Все города, которые я проехал, примерно одинаковые по зимнему благоустройству. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, но в целом везде те же сугробы и наледи, или лужи и грязь — в зависимости от погоды. Ни Казань, ни даже Питер, где летом дороги шампунем моют, не отличились. Сильно лучше было в Тюмени, и, как ни странно, в Нижнем Новгороде.

С дорогами ситуация примерно та же. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, но в целом: федеральные трассы почти везде приличные, перед городами почти везде есть расширения. Ямы и неровные участки встречаются — но не часто. Чистят федералки постоянно, пожалуй, кроме главной грузовой магистрали М5 «Уфа-Челябинск».

В гостях хорошо, а дома лучший метромост

После поездки я стал ещё больше любить свой родной регион. Начиная от погоды «мороз и солнце день чудесный» и заканчивая местными продуктами вроде «Карачинской» и «Новосибирских» конфет. И когда едешь тысячи километров по стране, и радуешься малейшим изменениям пейзажа за окном, понимаешь, как круто, когда за день можно доехать до Алтайских гор и попасть совсем в другой мир, совсем на другую планету.

По настоящему зимней скользкой дороги было совсем чуть=чуть, как и холодов. Дорога как дорога, всё почти как летом, только часто приходится ездить по темноте. Основная беда наших городов и дорог зимой — отнюдь не снег и минусовая температура, а банальная грязь. Страшно даже подумать, сколько израсходовал омывайки.

Прекрасный плюс зимних путешествий — отсутствие людей. Рай для интровертов и социофобов. Во многих музеях, и даже гостиницах, я был единственным посетителем. С парковкой у достопримечательностей — никаких проблем. Заправлялся кучу раз на Газпроме и ни разу не стоял в очереди — звучит как что-то невероятное.

Поехал бы ещё раз зимой? Однозначно да. Хоть приключений почти не было, но путешествие выдалось интересным, познавательным и не лишенным эмоций. А посчитав количество дней в пути, получил ответ на «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого» (с), сам того не ожидая. Все совпадения случайны, но это не точно.

TL;DR

TOP-3 достопримечательностей поездки по моему мнению:

1. Териберка и природа Севера.
  2. Пышминский музей.
  3. Пробка на М-5.

В остальном «много городов у нас в России, нету пальцев столько на ногах, с каждым годом всё они красивей, утопают в солнце и снегах» (с) Ленинград. Везде что-нибудь найдёте интересное.