Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Самостоятельное путешествие по и вокруг Ладоги

Самостоятельное путешествие по и вокруг Ладоги

10.07.2020 | 15191 просмотр

Добрый день всем, кто зашел на эту страничку!

В этом рассказе я поделюсь с Вами своими впечатлениями от знакомства с Ладожским озером.

Краткое содержание:

Особо не заморачиваясь с подготовкой маршрута, на три недели отправились в сторону Ладожского озера «куда глаза глядят».

С погодой повезло.

Мы собрали все солнечные дни в июле, нашли кучу стоянок и песчаных пляжей.
Открыли для себя мир водного туризма (самостоятельно переместившись на острова) и познакомились там с интересными людьми. Поймали достаточно рыбы и объелись грибов.

Дважды сходили на Валаам. Обойдя его вокруг, рассекали там по протокам между островами. 

В итоге вдруг оказалось, что водоем полностью исследован нами от северо-западного до южного побережья (по часовой стрелке).

Наше суденышко зашло в каждый залив, куда могло пройти, машина проползла туда, куда мы хотели попасть.

В завершение поездки поехали на юг, заезжая по пути в монастыри и посещая музеи воинской доблести.

Всего пройдено 3200 км по суше и 1000 км по воде.

Конец краткого содержания)

Если заинтересовались, переходим к самому рассказу.

Несмотря на подробное текстовое описание (его см. ниже), попробую сориентировать Вас на видеоверсию (ссылки на все части размещу под текстом). Просмотрев её, вы получите больше информации о регионе (координаты, треки) за счет уточняющих титров и анимированных карт.

Чтобы принять решение и выбрать приемлемый для Вас вариант, прошу, посмотрите сначала динамичный тизер)

Приятного просмотра (или чтения).

Итак…

13 июля в 5 часов утра, наш загруженный зимними вещами караван перестал прессовать шоссейными копытами асфальт перед домом и сорвался в поход.

Мы (Таня и я) шли на Питер, где нас ждала Настя (дочка). 

Команда состояла всего из двух авто от митсу: спорта и лансера.

Сегодня нужно пройти 700 километров и устроиться на ночлег.

Трасса Москва-Питер не нуждается в описании, она проходима за 10-11 часов. Заправок полно, с закусочными проблем нет.

В 7:30, на заправке Завидово, мы встретились с Сашей и закинулись фастфудом.

Обедать свернули на стоянку дальнобойщиков в 12:00. В это время суток они пустынны.

Следующая остановка — город Ленинград.

Там много гостиниц и хостелов. Но в летний сезон большая вероятность нарваться на аферистов. Деньги переводите — услугу не получаете.

Поэтому мы всегда останавливаемся или у знакомых, или на открытом воздухе (разбиваем палатки рядом с Кронштадтом).

Из-за дождя к палаткам притрагиваться не хотелось, поэтому выбрали квартиру.

Кронштадт, форт Риф

Утро 14.07.19 г. встретило нас солнцем.

Едем в Кронштадт.

Там можно посетить Никольский собор с богатым внутренним убранством: многоярусными галереями, витражами, расписными куполами и мозаичным полом.

Здесь на памятных досках из мрамора изложена вся история русского флота, золотыми буквами высечены имена погибших моряков и священнослужителей.

Мы зашли в Петровский парк (там, где в центре стоит памятник основателю города — Петру 1), а через него на зимнюю пристань, на которой представлены боевые орудия и корабли Балтийского флота.

На соседней с парком улочке есть точка с вкусным мороженым.

Небольшой и интересный город. Его парки и форты невозможно обойти за один день. Много объектов находятся на островах, и доступны только с воды.

Но нам они и не нужны. Сегодня в программе лишь форт Риф.

Он расположен в северной части острова. Туда водят экскурсии.

Так как мы дикари, к услугам агентств не обращаемся — доберемся туда сами.

Начнем со стоянки форта Шанец (где были в прошлом году). Помнится, там имеются какие-то карты и схемы.

Время — без четверти 13.

Нужно пройти через туннель, пару километров прогуляться по аллее. Вокруг красиво. Посещаемые места.

Сюда нельзя на транспорте и из-за этого палатки придется далеко таскать, но, если у вас из вещей — одна сумка с едой, тут без проблем можно устраивать пикники.

На подходе к Рифу дорогу перегораживают ворота. Вдоль забора в разные стороны протоптаны тропинки.

Информационная табличка на калитке сообщает, что в прошлом году закончились работы по облагораживанию форта.

Разбегаться на разведку в поиске обходных путей не пришлось, замок на двери оказался открыт.

Несильный толчок распахнул ворота в новый для нас уголок мира.

Форт Риф представляет из себя расположенные вдоль берега невзрачные бетонные сооружения-холмы, поросшие молодым кустарником и объединенные прямой линией подземных катакомб.   

А чем же тут можно заняться?

Гулять по прибрежным бетонным плитам, пытаться понять технологию создания валов, бродить в подземных катакомбах.

Следующие 2 часа провели во тьме и сырости.

Кроме одиночных комнат со стеклянным сводом и вертикальных шахт, лично для меня ничего интересного там не обнаружилось. Было однообразно и скучновато.

В 15:00 мы вышли на свежий воздух и побежали к машинам.

Ворота оказались закрыты.

Но не беда — в 50 метрах к востоку, у воды, спокойно, без всякой акробатики, можно пересечь границу форта.

В городе нас настиг ливень, похолодало.

Погода снова не располагала к ночевке на природе.

Ладога Видлицы

Дорога хорошая, асфальт гладкий. Поток дачников, не мешая нам, толкается в этот воскресный вечер во встречной пробке.

В 20:30 проехали Лодейное поле. Дождь остался в мегаполисе, всё вроде бы отлично… Кроме моего здоровья. Похоже простудился… в первый же день…

На песке, стравливая колеса, получаю заряд свежести, которая выливается в лихорадочную дрожь и загоняет меня в прогретый салон автомобиля.

За бортом температура 8 градусов, небо ясное — ночь будет прохладной.

Придется спать в машине.

В походы обязательно нужно брать набор медикаментов (хотя бы симптомы сбивать).
Радует, что у нас есть аптечка и целый набор жаропонижающих.
До жаропонижающих не дошло. Таня достала ром и мохито, а Саша определил правильную дозировку и график приема.

Через пару сеансов дрожь в зубах прекратилась, а еще через пару включился режим Джека Воробья и пришло потепление…

********

На следующий день я был здоров.

Удобная машина основательно остыла к утру. Те, кто спал в палатках, ничуть не замерзли.

Три чашечки кофе помогли окончательно проснуться и собраться с мыслями.

Акклиматизация успешно завершилась, солнце светило изо всех сил.

Мы развернули тронный зал с электростанцией и пошли на озеро строить планы.

Если бы взгляд смог бы за что-то зацепиться, можно было бы спустить лодку и уйти на разведку к далеким островам… Но ни здесь, ни на карте, ни на горизонте никаких островов не оказалось.

От Валаама (единственного ориентира, чье название мы помнили) нас отделяли 85 км большой воды, преодолевать которые мы еще не были готовы.

Кроме того, в этом сезоне вода отступила от лесополосы, обнажив рыхлый песок, на который выезжать без лебедки с прицепом было чревато застреванием и лишней работой по тасканию тяжестей.

Кантовать лодку вручную в таких условиях не хотелось.

Поясню — наше судно без мотора, весит 80 килограмм, с мотором и бензином набегает 150. Транцевые колеса, отлично якорятся в слабом грунте, коим является здешний песок…

В общем, пошли гулять пешком.

На 12 километров от Видлиц и до Тулоксы раскинулся широкий песчаный пляж, на который можно выехать на пустой машине.

Вдоль озера, в пятистах метрах проходят автомобильная и железная дороги, и если шум поездов кое-как еще уловим, то звуки от машин полностью поглощает густой сосновый молодняк.  

В тишине мы прошли около 4 км и повернули назад.

Берег был безлюден.

Три недели спустя, я услышал от товарищей, как в субботу все стоянки забились громкими пикникерами и отдохнуть от дороги у них не получилось.

А в будни здесь свободно!

Обратно шли через лес.

Стоянки в тех местах расположены преимущественно на высоком берегу, некоторые из них имеют столы с навесами и могут принимать большие компании.

Мусора тут не много.

Во время прогулки съедобных грибов найти не удалось.

Остаток дня провели на пляже, запуская в небо Сашиных змеев. Купаться не стали, так как вода была 17 градусов.

Вечером, после игр в теннис, тарелочку и охоту с бумерангом устроили первый турнир в бадминтон.

Лишь когда похолодало, развели костер, поужинали и отправились в спать.

**********

Рано утром, вдвоем с Сашей, отцепили прицеп, оставили Настю с Таней присматривать за лагерем и поехали в магазин.

Наш путь пролегал через устье реки Тулоксы, где когда-то проходила дюнная гонка Ладоги трофи.

Не доезжая железнодорожного переезда, свернули в лес.

Накатанная колея петляла меж сосен, затем, перед рекой, ушла направо и, взобравшись со второго раза на холм, сбежала с нами на живописный берег.

Мы выехали на самую стрелку.

А дальше под колесами разверзлась бездна и земля приняла нас в свои зыбучие объятья.

Первый же рывок назад закопал машину по самые мосты… барахтаться дальше было бессмысленно.

На наше счастье река выносит на берег много полезного материала. В полной мере пригодился домкрат с лопатой.

Немного поработав руками, смогли вернуться на твердую поверхность, оставив после себя четыре глубокие и рыхлые ямы.

В такой ситуации очень пригодилась бы переносная лебедка с якорем, но у нас такого добра нет и пока не предвидится.

На асфальт выходили другой дорогой, через пустошь, которая сильно напомнила Кузомень.

По сути, это те же пески Видлиц, только цивилизация поближе и деревья растут пореже.

Между холмами мы даже футбольное поле разглядели.

Естественно, после упражнений с лопатой, мы взбодрились и захотели разведать другой, южный берег Тулоксы. Чтобы туда попасть, нужно проделать крюк в 20 км по основной трассе и уйти направо в Нурмойле.

Но что-то пошло не так. Поворот пропустили и умотали на дальний берег Олонки в Андрусово. Промахнулись на 25 км.

Береговая линия заросла высокой травой, в которой обитали орды слепней и другой жужжащей нечисти.

Единственная стоянка — и та чисто рыбацкая (об этом нам сказали припаркованные в гати весельные баркасы).

Отдыхать с детьми здесь условий нет.

Раз уж занесло в такую даль, можно и к Олонке скататься.

Что-то напоминает пляжи Шальского (на Онеге), такая же крепкая полоса прибоя и песчаные валы. На этом сходство заканчивается.

На противоположном берегу реки много людей.

В Видлицах лучше, туда сейчас и вернемся.

На обратном пути заехали за соляркой в д. Верховье.

Самая дорогая АЗС за поездку — заправляться передумали.

Из сетевого магазина в Ильинском привезли много мух и еды.

На ужин запекли картошку с колбасой.

Было очень вкусно.

*****************

Лункулансаари, Хийденсельга

Следующим утром собрали лагерь.

Как только сборы закончились и крышка прицепа накрыла сложенные вещи, моросящий дождь перерос в ливень.

В первой половине дня нашим вниманием завладел остров Лункулансаари, вокруг которого навигатор показывал грунтовую дорогу до Мантсинсаарского пролива.

Всё побережье в гостевых домах.

Подходы к воде сторожат шлагбаумы и высокие камыши. Вдоль дороги — трава по пояс.

Общественный слип попался возле дамбы, где, на мой взгляд, было не живописно.

Огромный остров в километре от нас — Мантсинсаари.

Во время второй мировой финны наносили оттуда удары по дороге жизни и покинули его только после общей капитуляции.

Островное поселение в 1980 году насчитывало всего 4 человека. Находятся ли они сейчас там или ушли на материк — неизвестно.

Со спутника можно заметить несколько песчаных пляжей, выходящих на большую воду.
На будущее, можно рассматривать их как стартовую площадку для поездок на Валаам.
Оттуда недалеко до архипелага (всего 14 км), это половина пути к знаменитой достопримечательности.

В перспективе, за 120 рублей в сутки (в ценах 19 года), автомобиль можно пристроить за забором на крайнем участке и со спокойной душой окунуться в робинзонство…

Но по такой погоде делать этого что-то не хочется, вдобавок ржавые постройки, металлический лом и бытовой мусор навевают необъяснимую тоску по природе.

Отложили этот вариант на потом.

Не оставляя надежду найти красивое место, Саша колесит по полям.

 

Едем следом.

В какой-то момент на единственной полевой дороге, в зарослях сныти, мы столкнулись с ним лицом к лицу.

Пришлось уступать дорогу и разворачиваться.

Только сейчас до нас дошло, что ничего интересного здесь не найдем.

Через пару километров у Лансера спустило заднее колесо.

В ремонте нам поможет старый ремкомлект из жгутов и клея.

Снова на север, где, как мы знаем с прошлого года, диких мест не сыскать.

Берега скалистые, шхеры выходы к воде только в населенных пунктах.

Где с палатками приткнуться — та еще головоломка.

Всё тщетно!

Погода совсем разнылась — поливает капитально.

В поселке Хийденсельга осмотрели пару городских слипов, а потом и вовсе заехали в тупик.

Дальше дороги нет.
На наше счастье нам на глаза попался местный житель.
Выведали у него координаты лесного озера с песчаным пляжем.
Ну, как координаты — примерное направление и размытые ориентиры.

Озеро Суйстамонъярви

Стоянку нашли достаточно просто.

На восточном берегу водоема раскинулся сосновый бор, изрезанный противопожарными рвами с пляжем из мелкого беловатого песка.

Похоже, сюда приезжают мыслители и философы со всей окрестности.
На земле валяется много мусора и туалетной бумаги.

К югу берег понижается, а хвойный лес постепенно переходит в лиственный.

Сняли прицеп, погнали на разведку.

Чтобы достичь самого дальнего участка, приходится аккуратно протискиваться между деревьями.
Лансер с прицепом сюда точно не заедет (и без прицепа, кстати, тоже).

Здешний рельеф коварен для пузотерок.

Да и есть ли смысл сюда ломиться? Озеро маленькое, при желании можно его пешком обойти.

Так что особо не уединишься.

К тому же, рядом находится железнодорожная станция Суйстамо, которая должна снабжать этот район туристами.

Возвращаемся на основной плац, где мест под палатки больше, чем на узкой полосе. Можно хоть прямо на дороге разбираться.

Я хотел уже достать палатку, но протрубили эвакуацию.
Никому, кроме меня, не хотелось мокнуть.

Друзья и подруги раздобыли тут капризный интернет и забронировали номер в гостинице возле Сортавалы.

До цивилизации добирались грязными дорогами.

Заселение в номера происходило в темноте.

Какая-то совковая гостиница попалась, со следами некачественного бюджетного ремонта.

Это, конечно, противоречит нашей концепции отдыха, но чего не сделаешь ради товарищей…

Вечер прошел с пользой благодаря WiFi, который помог обновить карты во всех наших навигаторах...

**********

Мы ночевали здесь, на третьем этаже.

После вчерашнего марш-броска по грейдеру все полости и щели в машине оказались забиты сырой пылью и песком.

Сортавала

Завтракать уехали в Сортавалу.

Это крупный город на севере Ладожского озера.

Там я хотел прикупить масла для лодочного мотора (которое у меня благополучно закончилось в прошлом году). По какой-то причине в магазинах оно продавалось по двойной цене, которую сложно было принять. Монополия, наверное…

На прогулке обошли вокруг церкви Николая Чудотворца и посетили пристать метеоров. Отсюда они уходят на Валаам. На соседнем участке обнаружили камень желаний.

Нужно прикоснуться к нему, четко сформулировать свою мысль, и… дальше два варианта: либо сбудется, либо нет.

Затариться продуктом удалось на выезде из города в автозапчастях — монополия сюда не забралась (а может камень желаний подействовал).

От безысходности направлялись в Березово на какой-нибудь платный причал, но случайный разговор с продавцом — водомоторником изменил наши планы.

Отзывчивый человек нарисовал для нас карту, где найти слип и обозначил на ней интересные места.

Пришлось напрячься, чтобы найти без указателя нужный поворот с трассы.

Дорога вела меж полей и лугов.

На территории заброшенного пионерского лагеря доживают свой век два трехэтажных корпуса белого цвета. Один на холме, другой у воды.

Тот, что у воды, соседствует с обломками старого моста и круглой площадкой 15*20 метров. Вход в воду плавный, дно песчаное.

Рядом с въездом, в левой части поляны, стоит столик с двумя лавками.

Напротив, через протоку — высокий остров с костровищем.

Отсюда 20 километров до открытой Ладоги.

Место со всех сторон защищено от ветра, но гнуса нет. О близости цивилизации напоминает утоптанная трава и пузотерка, припаркованная возле развалин.

Час назад начался дождик.

Сначала мы прятались в машинах, но потом собрались духом и принялись обустраивать быт.

Пока Таня хлопотала на кухне, я немного порыбачил.

Первый же заброс воблера вернулся назад с карандашом — молодой щучкой, которую выпустили на свободу. Когда же на крючок опять сел карандаш, я смотал снасти, выкинул рыбу в озеро и занялся сбором лодки.

Через час (27 минут набивка лодки + 5 минут на мотор) в коротком вечернем походе мы обошли вокруг острова, проверили работу электрооборудования и эхолот. Это осталось за кадром.

На воду!

В каком-то смысле сегодня переломный день! Нам предстоит оставить без присмотра лагерь и отыскать несколько островных пляжей.

Потихоньку выгребли на середину протоки, развернули нарисованную карту, завели мотор, включили эхолот и поехали.

Любоваться шхерами — одно удовольствие.

Шхеры, в моем понимании, это скалы и небольшие скалистые острова у изрезанных фиордами берегов материка.

Эхолот давно потерял связь с дном и негромко пищал об этом, в носу мерно побрякивала резервная канистра бензина и пакет с дошираками.

По-хорошему, в здешней акватории нужно ходить караваном, или иметь мотор-докатку (на всякий случай). Уровень воды в озере непостоянен, из-за чего возможны кораблекрушения, даже у опытных лоцманов.

Также обязательно наличие карт, желательно с глубинами — береговая линия запутанная, иначе тому, кто первый раз попадает сюда, будет легко заблудиться.

Но я отвлекся.

Следуя указаниям карты, вышли к протоке между островами Орьятсаари и Тулолансаари.

Здесь мелко, на эхолоте проскакивает глубина в 1,2 метра, впереди стена камышей.

По мере приближения к намоине слева обозначился кем-то проторенный путь.
Пару минут идем на малом ходу, вдыхая бензиновый перегар тарахтящего мотора.
Потом камыши кончились, глубина залива выросла, мы ускорились.

Уже дома я увидел на карте рядом маленький пляж острова Карпансаари и большой острова Пеллотсаари (якобы заезженный туристами остров рядом с раутолахти) и пожалел, что не посетил их.  

Через 4 километра, справа, недалеко от торчащих из воды камней, увидели людей в центре небольшой (200-300 метров) песчаной бухты залива Перттилахти.

В ложбине зеленого кратера острова Орьятсаари, отбирая у леса метров 200, под соснами растянулись палатки туристов водников.

Дальний конец площадки остался неосвоенным. Сюда, скорее всего, бегают в исключительных случаях, так сказать, по нужде.

Мы выцепили командира эскадры, взяли у него ветхую, усиленную скотчем советскую карту и перенесли на свои гаджеты все отмеченные синими чернилами места.

На пути к лодке среди отдыхающих я заметил одного нудиста. Его не смущались ни женщины, ни дети. Вот это взаимопонимание!

Нам этого не понять. Поэтому, не задерживаясь, отчаливаем.

До самой дальней отметки было 40 километров, к ней и направились.

Обед настиг нас рядом с островом Рантасаари.

Он находится в 20 километрах от Валаама. С севера есть протяженная галечно-каменистая бухта с крестом на востоке и замусоренная стоянка на западе.

Пока закипала вода в котелке, мы с Настей пробежались по берегу.

Прибыл сортавальский катер, набивает камнями трюмы — говорят, что здесь они самые красивые.

Потом мы завершили переход и попали в самую дальнюю точку.

Этот пляж у местных называется «немецкий», добраться до него можно только по воде.

Он выходит на юг и защищен с трех сторон скалистыми холмами.

Короткий западный мыс примыкает к фьорду, который ведет в поселок.

С востока пологая скала уходит на юг (на 1 км). 

Закатов не видно, солнце садится в лес за спиной. Вечером тут прохладно.

Средняя часть бухты ровная и как бы ухоженная, земля покрыта хвойным опадом с редкой аккуратной травой.

Справа есть заброшенное костровище.

Шикарная обстановка, но почему-то безлюдная.

Из обитателей только семья москвичей, которые много лет отдыхают здесь.

Водопад Маясаари

Рядом, в тени острова Маясаари, есть красивый водопад.

Туда можно попасть либо через заросшую часть пролива Маясалми, либо через восточную часть залива Глухая шхера. Выбрали заросший маршрут и взяли с собой лоцмана с Москвы.

Под мотором дошли до камышей, затем с помощью весел огибаем остров Маясаари с запада.

Из воды торчат коряги и камни.

Не знаю, в какое время года водопад просыпается, сейчас он выглядит никак — просто потеющие камни.

Рядом можно увидеть, как менялся уровень воды, полоски отложений на скалах показывают это.

Перед отъездом вышли на берег размяться и пофотографировать.

Словами невозможно передать красоту вечерних шхер.

Нам предстоит пробежать еще 45 км.

Всю дорогу Настя, Таня и Саша обсуждают переезд. Им очень понравилось самая дальняя стоянка.

Сначала предлагали переправить вещи по воде, но потом поняли, что это долго, и согласились на другой вариант — переехать на машинах поближе.

Тем временем трек эхолота совпал с нашим утренним курсом, и вскоре мы финишировали. Перед сном Таня организовала ужин, но не для нас, а для общительных и голодных уток.

Завтра нас ждет Валаам.

Конец 3-й серии

**********

Валаам: острова и протоки северо-западной части острова

Проснулись поздно.

Во время завтрака спонтанно появилась идея дойти до Валаама.

Нам повезло, погода благоприятствовала, сходили удачно, увидели больше того, на что рассчитывали, и успешно вернулись обратно.

Но об этом чуть позже.

В прошлом эпизоде я делился впечатлениями про разведанный пляж, о нем и продолжу.

Сорвались в обед, отстояв в Сортавальской пробке минут 40.

Приткнуть палатки близ воды не получилось, единственное приемлемое место рядом с лодочными гаражами, до нас уже успели занять студенты-геологи.

Значит, сегодня приобретем ценный опыт заброски по воде.

С собой берем максимум вещей.

Влезло не всё, свободного пространства чуть-чуть не хватило.

Идеальный вариант получается, когда, на троих, приходится одна лодка.

В первый поход ушли вдвоем с Настей. Вышли на глиссер легко. 12-го винта оказалось более чем достаточно.

Быстро разгрузиться помогли знакомые москвичи.

Вскоре я привез Таню и Сашу.

Машины оставили прямо в чистом поле, под палящими лучами солнца.

Вечером того же дня устроили второй бадминтонный турнир и заварили сыр.

Соседи принесли вкусный борщ в казане.

За беседой они рассказали, что в Никоновской бухте есть стоянка крупных лайнеров, на которые следует обязательно посмотреть.

Утром поделившись свежим сыром, взяли с собой сушеной рыбы, много другого продовольствия и полетели на Валаам досматривать то, что пропустили два дня назад.

В первый раз все начиналось очень волнующе.

Идея сходить в центр озера зародилась спонтанно. И хотя в течение всего видео я то и дело измеряю расстояние от различных объектов в километрах до Валаама, всерьез на такую авантюру мы не решались подписаться.

Просто знали, что есть такое место, куда нелегко попасть и про которое невозможно забыть.

Утром, после завтрака, вспомнив марш-бросок до Кижей, озадачил всех окружающих вопросом — может сходим?

И к обеду мы выдвинулись в путь.

Фьорд прошли по спокойной воде. Возле острова Карватсусари, где соединяются два пролива Хонкасалонселькя и Маркатсимансалми встретились с перекрестными волнами.

На скорости в 30 км/ч судно немного потряхивало, но никого, кроме Тани, это не беспокоило.

За о. Суори-виролуото вдали заметили шпиль колокольни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и повернули к нему.

Через 40 минут вошли в Монастырскую бухту.

Здесь действуют ограничение по скорости в 5 км в час.

Движение интенсивное, туда-сюда снуют катера и мотолодки.

С выходившим от пристани «Метеором» мы разошлись левыми бортами…

Нас накрыло волной и откинуло на скалы. Никто не пострадал, все остались целы, и всё обошлось…

Только Таню с ног до головы окатило водой, чтобы взбодрилась.

Пересекли судовой ход и в кильватере компактного туристического судна проследовали к водомерному посту, основанному в 19 веке.

На противоположном берегу, возле Скорбященской часовни, много туристов. Вдоль причала, на привязи, стоят шлюпки монахов и плавучая гостиница «Адмирал Кузнецов».

Присоединяться к суете почему-то не захотелось, поэтому отвернули в сторону Кукинского залива.   

Проходим под аркой Владимирского моста, оставляя одноименную часовню справа.

В заливе идем сначала направо к Александро-Невской церкви. Дальше пути нет — протока кончается.

Потом налево, мимо Смоленской церкви в скитский залив.

Заглянули в фермерский залив с высокими скалистыми берегами.  

Людей вокруг мало, только одиночки, вроде нас иногда попадаются на пути. Погода шикарная, жарко. Сюда, в сердце архипелага, не добираются свирепые ветра из внешнего мира.

Скользим наружу по Московскому проливу.

Навигатор рисует два пути, как можно обойти Московский остров. Выбираю правый.

Похоже угадал. Шедшие за нами монахи под мотором повторили наш маршрут.  

А я винтом рисковать не стал — мелко. Так и сошли на остров Скитский с веслами в руках.

И правильно сделали. Рядом с нами, крытый кроссовок, лязгнув винтом о камень, сел на мель.

К тому моменту, как мы допили чай, кастрюля освободилась и ушла в озеро.

Тут, как бы, наступила пора подумать о возвращении. Но, не пройдясь по основному острову архипелага, мысль эту прогнали.

Для дикарей: со стороны Монастырского острова, между Валаамом и Рыбачим есть пологий залив, прикрытый от волн мысом. Там я высадил Таню, Настю и Сашу.

Ребята осматривали Спасо-Преображенский собор чуть больше часа.

От скуки я выгреб на дальнее от основного острова мелководье, привязал лодку к топляку и среди растений собирал мидий.

Есть их не планировал (кто его знает, чем они тут питаются), а просто переносил всех в одну кучку.

На горизонте показались мои спутники, и мы вместе сходили к часовне Валаамских святых.

Саша сбегал до Никольской церкви, но его не пустили — в это время (6 часов вечера) уже начинается служба.

Значит, самое время собираться и идти через море обратно, домой.

Хотели было заглянуть в Петровский залив, но, заметив проходящий под лодкой валун, решили не испытывать судьбу и сменили курс.

К этому моменту пройдено 75 километров. Осталось пройти еще 20. Бензин в баке кончается. Кому интересно, паспортный расход моей 30-ки 13 литров в час.

Котилуото

А тогда на воде началось волнение. Поэтому зашли в восточный залив о. Котилуото

приготовить горючую смесь из масла с бензином.

Остров, как айсберг, возвышается над морем.

 

Он имеет 2 протяженные бухты с юга и с севера. Северная особо интересна, она представляет из себя неширокую расщелину с пологим дном. Сейчас там занято.

Родной фьорд встречал нас полным штилем. К стоянке прибыли в сумерках.

И вот, два дня спустя, мы снова идем за горизонт в центр озера, по зеркальной поверхности воды, в надежде обойти остров по часовой стрелке и увидеть стоянку крупных лайнеров.

Первая остановка — остров Луковый. Небольшой клочок суши содержащий в себе все скромное великолепие и стойкий характер северной природы.

Здесь мы отдохнули, осмотрелись, с воздуха оценили прибрежную акваторию и продолжили путешествие.

Уровень Ладоги и её спокойствие позволили нам издалека замечать многочисленные рифы и соблюдать безопасную дистанцию.

Так прошли Емельяновы острова.

На просторе западный ветер окреп. Прижимаемся ближе к берегу. С такого расстояния заметны многочисленные палатки паломников и разбитые лодки.

Какие-то смельчаки отважились выйти сюда на этом металлоломе. Я бы не решился.

За Никоновским островом открылась стоянка круизных лайнеров. Приходит ощущение масштаба процветающего туристического бизнеса.

Помимо господствующих монополий, частники из Питкяранты, Сортавалы охотно берутся за переправку людей. Предложений полно — главное сделать свой выбор.

Сейчас нам в Монастырскую бухту, мне нужно зайти в собор.

На пристани, как и прежде, много маломерных судов. Интересуюсь, где можно пришвартоваться.

Нам показали в сторону дальних гаражей, метров за 500 вглубь острова.

Выбор пути «дикаря» — накладывает свои ограничения.

К услугам независимых путешественников самый дальний причал, с кучей настораживающего своей формой мусора на дне.

Загорать в лодке на сей раз оставили Сашу.

Возле храма встретили человека, который на Рантасаари заполнял трюмы камнями. Думаю, он меня по желтым тапкам вычислил.

Теперь, когда достигнуты все немыслимые пределы радости, обедаем горячим домашним супом из термоса и идем на север за уходящим в Сортавалу метеором.

Западный ветер стих, вода успокоилась. Налегке летим 35 км/час. В 4 километрах от материка, прямо по курсу, на поверхность вынырнула нерпа. Только камеру достали — спряталась обратно. Похоже не любит сниматься.

*******

Дальше отдых покатился своим чередом.

Сашина шарманка, под заказ москвичей, дополняла мир приятными звуками классической музыки.

На денек решили сделать перерыв в водных путешествиях и переключились на пешие.

Мы ходили в поход за камнями на восточный мыс и наблюдали, как в сторону поселка прошел катер ГИМС.
На спас-жилеты смотрят и документы проверяют.

Ледник создал здесь труднопроходимый ландшафт. Места скалистые и тропинок немного.

С пути свернул — или в скалу уперся, или к обрыву попал и иные пути опасны.

В лесу кипела жизнь, Саша заметил гадюку, а мы с Таней, не без помощи соседей, набрели на поляну лисичек.

И где-то за 15 минут накосили… целое ведро.

Вообще-то, наступление грибного сезона можно контролировать прямо с берега.

В такие моменты лодки местных жителей, облепляют самые уловистые места.

После очистки добычи Саша хотел её утопить, но грибы, как шоколадки из рекламы, тонуть не захотели.

Пришлось заниматься грибной ловлей в прямом смысле этого выражения.

Заодно и по рыбе прошлись.
Под западным берегом кормились в то время подлещик и плотва. Пару пакетов на зиму засолили.

Поход показал, что песок встречается здесь намного реже, чем мы того ожидали.

Места удивительные по своей красоте. Возникает желание бесконечно наслаждаться видами.

Кроме этого, в лесу было полно ягод, которую мы собирали по настроению и не запасали впрок.

Мыс гитлера

Все время, что мы здесь, нас сопровождает отличная погода, по утрам иногда бывает пасмурно, но к 11 часам небо очищается и становится жарко.

Это подталкивало к исследованию акватории и новых островов.

А вообще-то тут людно. Местные организовывают забрасывают заброску тур групп во все доступные места. Периодически туда- сюда курсируют суда снабжения.

Следуя за ними, мы обнаружили достаточно перспективных точек.

Как-то в один из дней, поехали на так называемый мыс «гитлера», посмотреть на разрушенное финское укрепление.

В хорошую погоду есть где высадиться.

Затащили лодку на камень и побрели на высоту мимо радонового озера Импилампи.

Удаленное место, доступное или с воды или на очень подготовленных авто.

Рельеф предъявляет запредельные требования к транспорту (в плане проходимости).

На этом озере, не смущаясь радиации, живут бобры.

Вода в водоеме хорошо прогревается, по ощущениям на 4-5 градусов выше, чем в Ладоге.

Наверх забирались не долго, метров 700.

В углублении меж скал нашли потрепанный временем фундамент укрытия.

Посмотрели величественную панораму и берегом двинули обратно, прыгая по камням.

Тёйсянсаари

Сейчас идем на остров Тёйсянсаари.

На спутниковых картах разглядели белесую полосу чего-то (надеюсь, песка) в южной его бухте.

С северо-восточной стороны, под лодкой наблюдаем подводные скалы.

Держимся в 300 метрах от берега с избой.

Обоходим остров по часовой стрелке, скоро должен показаться залив.

Здесь прям детский сад!

То там, то тут выныривают утята, их родители отвлекают внимание, изображая из себя раненных.

Пугать их не будем. А поищем свободный от высокой травы участок для прогулки.

Такой нашелся рядом с избой.

Благодать — больше и сказать нечего.

Отсюда, если очень присмотреться, видно, как чадит Питкярантский целлюлозный завод (15 км отсюда), основанный почти 100 лет назад в 1921 году.

Западные проливы питкярантского залива

Пока солнце не село, спешим к Тане, исследовав по пути берега проливов Антамонсалми и Сикосалми, и остров Саунасаари.

Кроме пары выгоревших островов ничего примечательного для себя там не нашли.

Оставшееся время катались на доске.

В протоке вода мутноватая, но теплая, там особо не развернешься — пространства мало.

А в заливе раздолье, вода прозрачная, но прохладная — всего 17 градусов.

Поэтому гидрокостюмы обязательны.

По вечерам играли в бадминтон двое на двое.

Питкярантский залив: восточные протоки и экология

В хорошей компании время летит незаметно.

Через пару дней домой сорвались соседи, потом и Сашу пришлось отвезти к Лансеру.

Так мы расстались с надеждой повторить в будущем наше путешествие.

Сегодня, вдвоем с Настей, мы разведаем пляжи близ Питкяранты.

Наверное, море было неспокойно, так как на воде кроме нас никого не было.

Не жалея остатков топлива, со скоростью 45-50 км/ч допрыгали по волнам до города.

Если кратко, регион для себя закрыли. Конечно, тут есть красивые места, например, пляжи залива Хараккалахти (посёлок Юляристиоя), но смрад целлюлозно-бумажного комбината отвращает от них на многие километры. Воняет жутко, хоть нос затыкай.

На острове Максимансаари размялись и опрокинули в бак резервную канистру топлива.

К слову, каждый из островов имеет свою историю, очень часто — грустную.

В частности, с этого финские гарнизоны расстреливали советские подводы, которые шли по льду на поддержку окруженной 168 дивизии, наши потери здесь доходили до 50% от участников операций.

Пользуясь случаем и близостью мест, идем в залив Койриноянлахти, к знакомой стоянке с крестом на скале. На ней останавливались в 11, 17 и 18 годах. 

Заросшие берегА с очень мелким слипом, на дне видны остатки свай.

Побродили меж редких сосен.

Стоянка неплохая, её можно использовать для остановки, но оживленная из-за того, что находится между двумя населенными пунктами.

На берег постоянно приезжают машины и гуляют люди. Из плюсов — красиво, из минусов — слишком много народа…

За полуостровом Нуолайнниеми обнаружили эпичную трубу на острове Кирпичный (о которой мне не удалось найти никакой информации).

А больше ничего особенного и не видели. Ни в заливах Хауккалахти, ни в Мурсуланлахти, ни в Сюскюянсалми.

Шхеры в этом районе менее разнообразны, чем на западе.

Обойдя лодкой каждый изгиб материка в каждом фьорде, вернулись на стоянку.

Болтанка на воде привела к некоторым неприятностям, в прыжках вывернулось и утонуло одно из креплений румпеля, развальцевалась клепка крепежной струбцины мотора.

Эвакуация

На небе все чаще стали мелькать тучи. Сегодня мы поедем дальше.

Лагерь собирали неспешно, внимательно всё перепроверяя. Мусор забрали с собой.

Все наши пожитки уместились в одну лодку.

Против ветра, ради интереса, разгонял груженное судно до 30 км/ч. Идет уверенно, только вещи сдувает, а вот на 25 км/ч — было нормально.

Пока укладывались в прицеп, несколько раз набегал мелкий, но короткий дождик.

Больше всего времени заняла разборка лодки.

Хорошо, что есть прицеп, куда всё влезает. Вспоминаю трехмерный тетрис из прошлого, аж жутко становится.

Впереди у нас неторопливая дорога. 

Руокоярви

Заночевали неподалеку от водопада Белые мосты, на озере Руокоярви.

На въезде, после Стоунхенджа из деревянных пеньков, в колее, торчит кусок трубы. Его легко пропустить и повредить автомобильные колеса.

Тут бывает людно.

Небольшой пятачок, с трех сторон окруженный водой. Напротив, похоже, обустраиваются гостевые дома.

Под вечер к Стоунхенджу подъехал автобус с группой туристов, которые разбежались искать укромные места.

Здесь нас ждут товарищи (у нас разъехались отпуска, поэтому вместе провели лишь один день).
За душевной беседой провели остаток вечера.

Снова восточный берег

Сегодня тучи отвоевали себе весь небосвод, после обеда солнце спряталось насовсем и до осени не показывалось.

Но тогда мы об этом не знали и надеялись понежиться на пляжах южной Ладоги.

Дождь усилился, надежды позагорать таяли.

В дороге, искали новые места.

Были такие, куда возвращаться не хотелось. (Расположенные рядом с населенными пунктами или сильно заросшие.)

Самые симпатичные записали себе, на будущее.

Вот, на этих камнях, лодку я бы не стал собирать. Но с удовольствием побродил бы по окрестностям.

Очень понравился северный пляж Видлиц. На следующий год нужно постоять тут пару деньков в будни (так как выходные тут проходят наверняка очень шумно).

В этом году сложилось посетить основанный в 15 веке Александро-Свирский монастырь (деревня Старая Слобода) 60.779624, 33.316467.

Давно туда собирались.

Попали на праздник — День второго обретения мощей святого.

Осмотрели старые фрески, копию Туринской плащаницы и место явления Святой Троицы.

Удивительное место.

На территории купили разнообразной и вкусной выпечки.

С хорошим настроением быстро пролетели 120 километров до следующей точки интереса мыса Шурягский Нос (Волховский район Ленинградской области).

К сожалению, стоянок тут, можно сказать, что и нет. Большинство подъездов перегорожены шлагбаумами дачных поселков.

Погода и машина с прицепом не располагают к поискам. Выходить под дождь абсолютно не хочется.

Еле-еле уговорил Таню выйти и сделать пару кадров на память.

После очередного тупика с разворотом в кустах нам эта суета надоела (хотя по спутниковым снимкам, к воде можно проехать «огородами»).

Ночевать хотели на пляже поселка Заостровье.

Ладога бушует, по радио обещают приход арктического циклона и шквалистый северо-западный ветер до 20 м/с.

Ветер сгибает молодые деревья, нагоняет на берег волны с барашками.

Когда один из его порывов сломал мой зонтик, поняли, что палатку в таких условиях ставить не охота, и решили отсюда уехать.

Забрались в машину. В интернете нашли точку с подветренной стороны, ближе к Питеру, на западном берегу, возле поселка Кокорево.

Кстати, там, совсем рядом, расположен мемориал «Разорванное кольцо» и музей «Дорога жизни».

Оставив позади еще 150 километров, прибыли затемно.

Выбирая место, я съехал на песок и закопался.

Ожидаемо, колеса ведь не стравлены, а ливень, по всей видимости еще недостаточно смочил землю.

Прицеп ощутимо тяготит.

Промелькнула мысль встать там, где сидим, а утром спокойно поковыряться в рыхлом песке. Но так как задувало и поливало здесь еще сильнее, чем на востоке, решил продолжать активный отдых до тех пор, пока не вылезем на дорогу.

Через полчаса, стравившись и изрядно надергавшись вперед-назад, удалось выехать к лесу.

Так появилась мечта о прицепе-кемпере (и переносной лебедке).

Венец мобильности (быстрая палатка) сейчас кажется не лучшим решением для стихийных ночевок в непогоду. Вдвоем и на задней полке салоне можно было поспать, но втроем… даже пытаться не стали. 

Не переставая смахивать с лиц воду, выбрали в лесу поляну, поставили палатку, перетащили туда вещи и легли спать.

Буря не прекращалась всю ночь.

Вбитые треугольником колья вылезли из земли. Ткань внешнего периметра, возле входа, не выдержала и порвалась.

От этого дуги от палатки складывались на мою голову и мешали спать.

******************

Дождя нет. Можно осмотреться вокруг.

Сосны, ветер — самое раздолье для кайтсерферов.

Большой пляж, со следами человеческой деятельности, остатками мангалов, мебели и мелкого мусора.

Наши следы тоже есть, но с ними природа справится без проблем. Колея уже начала затягиваться песком.

Оказывается, вчера ночью мы нарушили несколько запретов:на движение транспортных средств и устройства стоянок.

По крайней мере, так говорит этот плакат.

В итоге красиво, но не для нас.

Там, где появляется коммерция, нам отдыхать не интересно.

Отложив завтрак на потом, едем к мемориалу в музей «Дорога жизни».

Он напоминает про ужасы войны против военной машины, которая поддерживалась ресурсами всей материковой Европы и посвящен военно-транспортной магистрали стратегического назначения Ленинградского фронта.

Кажется, в далеком детстве я приезжал сюда с родителями. Об этом мне навеял железобетонный шар в березовой роще напротив входа.

В музее посетили основную экспозицию, тут находятся образцы оружия, макеты техники и инженерных сооружений. На улице увидели памятники, орудия, корабли и самолет.

В отдельном помещении разместились автомобили, Газ АА, Зис 5 и автобус на его базе.

На таких машинах эвакуировали людей и доставляли помощь.

Затем осмотрели мемориал, символизирующий разорванную блокаду.

Разорванное кольцо

Две железобетонные арки, с разрывом наверху. Следы протектора машин проходят под арками и уходят в озеро. В центре горит звезда вечного огня…

Много времени пролетело как один миг.

В районе есть Осиновецкий маяк, куда можно было бы зайти, но его отложили на потом. 

Время 4 часа. На дороге от музея до мемориала есть несколько съездов, в одном из которых мы позавтракали.

Всё. Предел впечатлений достигнут. Едем домой, загоревшие и отдохнувшие.

**************

За 18 дней пройдено чуть более 3000 километров по суше и около 1000 километров по воде.

  • Израсходовано 300 литров 92-го бензина, 6 литров масла для лодочных моторов и 370 литров солярки.
  • В течение поездки мы
  • навестили Кронштадт, с его храмами и подземельями,
  • открыли для себя множество стоянок на крупнейшем водоеме Европы,
  • познакомились с интересными людьми,
  • рассмотрели с необычных ракурсов Валаам
  • прикоснулись к святыням
  • и, наконец, напомнили себе про истинные человеческие ценности…

В общем, отдых удался.

….А Вы как считаете?

Видеоверсия:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Всем удачи, спасибо за внимание и до встречи!

Конец.

Друзья! Подписывайтесь на Youtube, буду рад.


Дром

Комментарии

   
Томск
Сообщений: 584
СУПЕРГУД!!!
26
3
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 199
Здорово! По-хорошему завидую техническим возможностям для осуществления такого путешествия. Лодка, палатка, безлюдные песчаные пляжи, мечта)
А не подскажете, как там с комарами в июле? В сети пишут, что в тех краях монстры летучие сжирают прям с потрохами.
18
3
Ответить
Jivot
Томск
Читается и смотрится на одном дыхании...Молодцы!!!
16
3
Ответить
18595542
Скучно
10
21
Ответить
Сыгда
Самара
18595542
Скучно
скучно - это про тюлений отдых
14
5
Ответить
 
Ростов-на-Дону
Сообщений: 147
Хорошая поездка, хороший отдых Пять
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011
10
3
Ответить
 
автор
Сообщений: 138
Анютыч :)
Здорово! По-хорошему завидую техническим возможностям для осуществления такого путешествия. Лодка, палатка, безлюдные песчаные пляжи, мечта)
А не подскажете, как там с комарами в июле? В сети пишут, что в тех краях монстры летучие сжирают прям с потрохами.
Добрый день. Комары не донимают. Их там не больше чем в подмосковье (на большой воде сдувает).
11
1
Ответить
яростно плюсую за "город Ленинград"!
23
4
Ответить
18595542
Roman V Smirnov
яростно плюсую за "город Ленинград"!
не от большого ума
7
38
Ответить
  
Энгельс
Сообщений: 402
Мне очень понравился ролик!
8
 
Ответить
 
Соликамск
Сообщений: 237
Было бы читабельнее, если бы автор приложил карту передвижения вокруг озера. А так поди догадайся, где были.
9
 
Ответить
8244751
Снежинск
Молодец! Хорошо написал. Познавательно, в меру патриотично, экологично и в целом интересно. Отмечу правильное использование имеющихся возможностей. Удачи!
12
2
Ответить
     
Питер. Калининский р-н
Сообщений: 4063
Читал 2 дня.
считаю что отдых просто супер у вас прошёл!
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
6
1
Ответить
 
Сообщений: 192
Новые склонения в русском языке "изобрели"? ПО ....ЛадогИ?
Вообще-то, ПО кому, чему... ЛадогЕ. По-русски должно быть так: " Самостоятельное путешествие по ЛадогЕ и вокруг нее".
Сокращение автора абсолютно не уместно.
7
6
Ответить
DEEBOR
Екатеринбург
Отдыхалось может и хорошо, но вот стиль изложения просто ппц....без эмоций, предложениями от начальной школы обучения
10
5
Ответить
18595542
не от большого ума
Перед репликой "не от большого ума" Вы забыли написать "Я пишу этот комментарий"! )))
7
4
Ответить
   
Сочи
Сообщений: 849
Карелия завораживает своей волшебной красатой ))) Съездив раз влюбляешся на всю жизнь)))
3
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классно. Шикарный отдых. Понравилось: - "На наше счастье река выносит на берег много полезного материала. В полной мере пригодился домкрат с лопатой." Видимо лебедку с якорем не вынесла.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 138
agro*nom58
Классно. Шикарный отдых. Понравилось: - "На наше счастье река выносит на берег много полезного материала. В полной мере пригодился домкрат с лопатой." Видимо лебедку с якорем не вынесла.
Для поиска металлических конструкций засматриваемся на металлоискатели)
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром