Поездка за полярный круг

Поездка за полярный круг

05.06.2018 | 14648 просмотров

Добрый день всем путешественникам!

В этом отчете хочу поделиться с вами тем, насколько интереснее воспринимается окружающий мир, когда рядом верные друзья, а карманы полны семечек...

!!! При прочтении не пропускайте видеовставки, без этого восприятие отчета будет неполным !!!

Краткий трек к поездке, вы можете посмотреть в этом небольшом видеоклипе 0+.

Приятного просмотра и прочтения.

Мы любим отдыхать «дикарями».

В своих поездках не придерживаемся жесткого распорядка и не преследуем никаких конкретных целей.

Наши планы могут меняться под воздействием погоды и других внешних условий (так сказать, спонтанно).

Ведь это, в первую очередь — отдых, отдых непродолжительный, активный, долгожданный.

Такой подход позволяет избегать массы излишеств, постоянно быть в движении и, не заплывая жиром, во всем открывать новые горизонты :)

В зиму, которая предшествовала описываемому событию, мне довелось отбиваться от очень навязчивых мыслей...

Мысли нашептывали, что было бы здорово отправиться на автомобиле за полярный круг, достичь там самой крайней северной точки. А достигнув и вовсе окунуть в Ледовитом океане себя и автомобиль.

Этим мыслям вторил внутренний голос, вопрошая «Зачем, мол, казну семейную тратил на покупку «мудовых» колес?»

Этому хору, рисуя заманчивые образы тех мест, подпевали детские воспоминания.


В Советском Союзе нам довелось немного пожить в тех краях.

Вот так эта «коалиция» навязчивых идей дружно боролась (внутри меня) с чувствами самосохранения и здравым смыслом.
К весне жажда открытий одержала победу над рационализмом, но это не прекратило моих самотерзаний.
Теперь уже здравый смысл пошел в контратаку, ведь для него нужно было продумать и предусмотреть много деталей и мелочей...
Все это мешало концентрироваться на бытовых делах и ощутимо тревожило всех вокруг.

Чувствуя моё беспокойство, супруга решила меня поддержать. Она проявила свою заинтересованность и выразила готовность оказывать всяческую поддержку в этом начинании. Её поддержки оказалось достаточно, чтобы восстановить душевную гармонию, вернуть здоровый сон и утерянную концентрацию.

Вот так куча бредовых идей оформилась в желание и определила наши планы на будущее лето.

Было очевидно, что своими силами этот проект не потянуть. Учитывая суровость Севера, пренебрегать осторожностью не стоило. Чтобы увеличить наши шансы на успех, мы попытались найти единомышленников.

По нашим соображениям и прикидкам, для успеха требовался как минимум еще один экипаж (приблизительно нашего уровня подготовки).
В сети был брошен клич, оповещены друзья и знакомые, приглашены товарищи по прошлым «экспедициям». Чтобы желающих было больше, в маршрут внесли несколько всем известных и популярных мест.

Для культурной части были выбраны Соловки и Кижи.

На всё про всё мы могли потратить не более трех недель.

Вероятным участникам мы обещали учитывать их традиции и были готовы идти на компромиссы в совместном досуге.

Наши усилия не прошли даром. Через некоторое время появились первые заинтересовавшиеся, и мы незамедлительно приступили к детальной проработке темы.

Вместе моделировали вероятные сценарии развития событий, в том числе и самые пессимистичные (типа «разложились где-то в … и весь отпуск добывали редкие запчасти/работали техничкой или вообще полностью эвакуировались из тех мест).

Состав участников постепенно расширялся, и в итоге нас набралось целых четыре экипажа.

Мы были просто счастливы.

Пару слов про экипажи.

Начну знакомство с нашего экипажа — экипажа Митсу.

Изначально нас было двое (моя супруга Татьяна и я).

На призыв встать под наши знамена откликнулся мой друг Саша (надежный старинный товарищ и участник многих совместных авантюр).

Транспорт Саши (полноприводный Лансер Х) был очень низок и не проходил по регламенту. Поэтому его решили оставить в Москве, а Сашу взять на борт нашего автомобиля (места в машине было достаточно, чтобы с комфортом разместить одного-двух человек).

Саша отлично знал, что у Татьяны есть сложности со штурманским делом, и был не против взять роль штурмана на себя. Нас это сильно порадовало.

Вместе с Сашей мы рассчитывали пробыть лишь первые 2/3 нашего отпуска. Он хотел, по истечении этого срока, вернуться поездом домой, потому что на работе ему согласовали только две недели отдыха.

Вторым экипажем был белый Диско — боевой покоритель бездорожья с полным арсеналом вспомогательных средств (от внушительных колес до лебедки).

С его водителем Владом и мамой (Любовь Петровной) мы уже были знакомы (в 2011 году вместе катались по центральной Карелии).
Кроме них, в состав второго экипажа входили: девушка Анна и Павел (друг Влада).

При личном знакомстве оказалось, что с Пашей мы учились в одной группе в институте, и к тому же жили в соседних подъездах :) Мир тесен.

Инициативная Любовь Петровна, используя свой великий организаторский опыт, взвалила на себя обеспечение досуга на Соловках.

Вопросы постепенно разрешались, опасения отступали.

С такими соратниками мы рассчитывали прорваться везде и всюду, достичь всех поставленных задач и целей.

Третий экипаж — новенький дизельный Патриот черного цвета.

Его водитель Слава — тоже наш старинный «сообщник». Вместе мы мотаемся по Северам с 2009 года.
Слава и его друг Сергей в этот раз хотели ограничиться только «завлекалками».
В тех широтах они приметил одно «перспективное» озерцо и предложили нам совместно его осваивать (в случае, если что-то пойдет не по плану)…

Со Славой и Сергеем договорились, что после Соловков они будет ожидать нашего возвращения на том озере, где мы вместе поисследуем его окрестности на лодках.

Четвертым экипажем стали новички Леша с Татьяной.

Они ехали в первый раз, по ознакомительной программе (Кивач, Марциальные воды и т.д). Наши отпуска слегка пересекались на последней неделе, как раз во время запланированного похода на Кижи.

Также наш график пересекся с графиком Андрея — форумчанина с профильного клуба. Он стартовал на неделю раньше и был не против встретиться с нами на полуострове Средний, чтобы совместно прошвырнуться по Рыбачьему. С Андреем мы договорились связаться на месте по СиБи.

...

Основную (а точнее всю) часть пути мы хотели пройти на автомобилях (замешивая колесами дорожную пыль и грязь) и лодках (рассекая поверхности рек и озер).

За годы нашей дружбы с автомобилем, основные «узкие» места уже удалось доработать.
Осталось лишь слегка адаптировать его (да и себя) под специфику тех мест.
Для решения этой задачи нам предстояло вжиться в роль тамошних обитателей и поближе познакомиться с их «местными» легендами.

Начались сборы информации. Были просмотрены десятки отчетов, забиты координаты интересных точек, отмечены места рыбной ловли, составлены варианты маршрутов и планы эвакуации.

Как уже было сказано выше, путешествие не требовало особых доработок нашего транспорта.

Для удобства связи автомобиль был дооснащен СиБи радиостанцией (потому что в ранних поездках я просаживал немалые средства на координирование участников, и мне это надоело).

Чтобы не теряться на местности в «спешенном» режиме, мы купили пару портативных раций 2-метрового диапазона.

Для передвижения по воде была приобретена новая, более серьезная, лодка (как и задумывалось в прошлом году).

Она ощутимо (это еще мягко сказано) выросла по габаритам и поэтому грузовая платформа тоже потребовала доработки, перейдя на принципиально новый уровень. В дополнение к боксу на крыше был приобретен одноосный прицеп МЗСА, с бортами в 30 см и пластиковой крышкой.

Больше ничего не изменилось.

Как развивались за прошедший год Диско и Патриот доподлинно неизвестно. Известно только то, что все установили себе в машины СиБи радиостанции.

Выезд наметили на третью субботу июля.

За два дня до старта (в четверг вечером) вдвоем с Сашей мы загружали свой нескромный скарб в Митсу.

Спальные принадлежности ехали в боксе, еда и личные вещи улеглись в багажнике, всё остальное разместилось в прицепе.

В предвкушении скорого путешествия мы, как самые зацикленные шизофреники, еще раз проговаривая какие-то второстепенные детали, затронули один маленький, но не обсужденный ранее, вопрос.
А чем ты колеса ремонтируешь? — неожиданно поинтересовался Саша.
— Ничем не ремонтирую, — ухмыльнулся я, — BFG не пробивается, BFG рулит!
— А прицеп?
— Для прицепа есть две запаски, они валяются внутри.

Потом начался мелкий дождик, и мы разъехались по домам.

В пятницу обзвонил всех участников, мы сверили часы и еще раз согласовали время и место встречи.

В этот раз город планировали покинуть вместе с Владом (двумя машинами) в 4 часа утра.
Слава должен был подъехать к нам через сутки (в Карелию).
А двумя неделями позже, в Медгоре, мы планировали встретиться с Алексеем.

Ночью не спалось. Организм выдавал разные «финты» и отказывался отдыхать должным образом (как это требуется перед дорогой).

Татьяна, чтобы не мешать моему «крепкому» в кавычках сну, хлопотала по хозяйству.

Когда мне надоело имитировать сон, я созвонился с Владом и Сашей (оказалось, что им тоже не спалось) и предложил выдвинуться прямо сейчас.
Было около полпервого ночи.

Саша выехал ко мне, Влад тоже.

Вопрос, затронутый вскользь на сборах, Саша считал особо важным, и поэтому, приехав, он торжественно вручил мне ремкомплект для колес. Возражать я не стал. Комплект забросил под переднее сиденье Паджерика (где его и вожу до сих пор).

Ещё Саша посчитал нужным взять с собой мобильную газовую плитку, её мы положили в багажник.
Плитка оказалась очень удобной вещью. Она позволяла не разворачивать на перекусах нашу двухкомфорочную плиту с питанием от бытового баллона и сильно упрощала приготовление еды.
А чтобы еще сильнее упростить процедуры питания, он прихватил гору пакетиков с семечками (потому что был сильно привязан к ним).
Все эти вещи не входили в наш первоначальный список.

Похоже, Саша очень серьезно отнесся к происходящему и, поэтому решил подготовиться основательнее всех нас.

Когда вся приятная суета закончилась, мы, присев на дорожку, наконец стартовали.

В том году ярославка решила нас не мучить и выпустила из Москвы без пробок.

Следуя колонной и постоянно подбадривая друг друга по рации, мы, ослепленные утренним солнцем, успешно миновали Ярославль, Вологду, Вытегру.

Погода стояла ясная.

За Вытегрой остановились перекусить, а может и вздремнуть.
Эта затея с треском провалилась (солнце стояло в зените и припекало так, что внутри наших машин можно было как в духовке пироги запекать).

Во второй половине дня наш караван дошел до Шальского.
Здесь должна была состояться встреча со Славой.

Годом раньше нам (на Митсу) уже приходилось преодолевать его песчаные рубежи, поэтому, не разбирая дороги, мы просто летели по дюнам (даже не стравливая давление в колесах).
А Влад на Диско оказался тут впервые.

Ощутив простор Онеги и её дыхание, он сильнее припустил по прибрежной полосе, вырвался вперед, и… пробил колесо.

Прямо из боковины, ниже линии грунтозацепов, торчал корабельный гвоздь приличных размеров.
Мы извлекли гвоздь…
Пробоина оказалась серьезная. Влад озадачился.

В тот момент оказалось, что его запаска числится на Дискавери «чисто формально», а колеса от Митсу совсем не подходят по параметрам.
Это был первый повод приуныть. Но нас выручила Сашина дальновидность.
— Фигня всё это, — заявил он.
И достав из-под сиденья хитрый набор инструментов, легкими движениями рук ловко заделал пробоину.

Накачали колесо, давление держит, но так как из пробоины торчат сразу несколько пар склеенных между собой жгутов, нам все равно придется искать шиномонтаж.

Пытаемся убедить Влада не делать этого прямо сейчас. Свою позицию подкрепляем народными мудростями, типа: «Нельзя откладывать на завтра то, что можно сделать послезавтра», «Утро вечера мудренее», «Семь раз отмерь — один раз забей»... И нам это удается.

Едем дальше, немного осталось. Доехали до точки назначения, занялись парковкой.

Уставшие от дороги пассажиры разбрелись в разные стороны.

Жара и солнце — день чудесный. Я восторженно ношусь с прицепом по пляжу, выбирая за прибрежной песчаной насыпью стоянку попривлекательнее.

Влетев на очередную дюну, слишком поздно замечаю прямо по курсу разлегшихся позагорать наших попутчиц.

Лихо оттормаживаясь, ловлю диагоналку (межколесных блокировок нет, давление в колесах за 2,2 атм).

Веселья ради, под укоры Татьяны, побуксовал немного, друзья попрыгали на подножке.

Так как не было пострадавших, а у Влада была лебедка (точнее предполагалось её наличие) моя безбашенность была мне прощена.

Подгоняем Диско, активируем лебедку, а она (как всегда… вдруг…) по законам жанра… не активировалась!
Копать влом, прицеп отстегивать и стравливаться тоже.

Всю свою энергию направляем на решение возникшего квеста.

Очень быстро коллективный разум нашел причину неисправности лебедки — нестабильно работает соленоид.

Поколдовав немного под капотом, лебедку заставили работать.

И хотя Митсу удалось спасти из песчаного плена, расчета на лебедку больше не было. Влад начал погружаться в синюю тоску.

Чтобы восстановить бодрое настроение, я предложил смотаться до Бесова Носа на новой лодке, пообещав кучу интересного.

Подавляющему большинству это предложение пришлось по душе, поэтому постановили, что поход состоится завтра в любую погоду (сразу после подъема).

Оставшееся до отбоя время ставим лагерь, готовим вкусную еду с шашлыками и гуляем по пляжу.

Перед сном созваниваемся со Славой, чтобы уточнить ориентиры (они уже выехали и обещали быть завтра во второй половине дня) и укладываемся спать.

Погода безветренная, комаров нет, спится отлично.

Утром нас ждут великие дела...

...

На следующий день жара сохранилась.

Татьяна вызвалась охранять лагерь:
На мысу я уже всё видела.

На самом деле она с прошлого года перестала любить лодки, и поэтому мои уговоры прокатиться с нами на неё не действовали.

С ней за компанию Любовь Петровна также пожелала остаться на берегу.
Чтобы составить Тане компанию и встретить Славу.

Пока я тратил время на бесполезные убеждения, наша штурмовая группа была почти готова.

Зная, что на воде прохладнее, чем на берегу, я рекомендую каждому десантнику экипироваться соответствующим образом.
Ребята понимают и переподготавливаются.

Штурман, для создания образа правильного «морпеха-пляжника», решил к шортам добавить зимний овечий тулуп, а чтобы не нарушать технику безопасности на воде, натянул под него спасательный жилет.

Остальные воздержались от экстравагантности и ограничились теплыми куртками.

...

До Бесова Носа дошли за час, по пути созерцая бескрайнюю полосу пляжа, покрытого соснами слева и любуясь просторами открытой Онеги справа.

Сильных волн не было, поход оказался вполне комфортным.

Предостережения насчет одежды оказались не лишние. Несмотря на жаркое солнце, на воде в куртках мы не ощущали жары и в «утепленном» виде подошли к берегу.

Место высадки представляло из себя скалистый подъем, с уклоном в 30 градусов.

Команда подобралась смелая. Штурман первым рвался в бой… но, поскользнувшись на скале, свалился в воду.

Атака провалилась, тулупчик намок, Сашку выловили и затащили обратно в лодку.

Следующая попытка по эстафете перешла Владу. Он уверенно сошел на берег, ухватился за носовую ручку, подтянул лодку к себе и… под действием сил (которые изучаются в школьном курсе физики), стоя сполз по склону обратно в озеро (сохраняя при этом невозмутимое лицо, как у «терминатора»).

Влада спасать не стали, на берег он выбрался сам.

Остальные трое, учли опыт товарищей и десантировались успешнее.

В итоге два наших бойца оказались промокшими до нитки.

Всем, обсыхающим на солнце, предлагаю сгонять на лодке в лагерь за вещами и переодеться. Саша согласился, а Влад попросил оставить его в покое и не тревожить до тех пор, пока яркое солнце не испепелит его тело и одежду (которую он разложил рядом с наскальными рисунками).

Мотор в 18 японских пони резво донес нас с Сашей до лагеря.

Саша не стал медлить, надев под мокрый тулуп плавки и обмотавшись полотенцами, он быстро вернулся на судно.

Мы двинулись спасать наших робинзонов.

В это время на мысу, для привлечения внимания проходящих мимо судов, успевшие одичать и проголодаться десантники сложили костер и устроили танцы с бубнами.

На жаре одежда Влада успела просохнуть, но одеваться он не спешил, а вжившись в роль дикаря, так и прыгал по скалам в одной набедренной повязке.

Все вместе мы еще раз осмотрели достопримечательности, пофоткали представленную на прибрежных скалах живопись, и полазили по маяку (при этом разбудив какого-то усталого путника, спящего наверху).

Потом чувство голода и желание воссоединиться с цивилизаций загнали нас в лодку. Обратно мы шли по попутной 20-сантиметровой волне.

В наше отсутствие в лагерь прибыл Слава.

Его только что купленный Патриот, получив на пляже бревном из-под колеса в левый борт, стоял рядом с нашими машинами.

Всё шло по плану. На ужин Слава приготовил какой-то кулинарный шедевр, и оставшийся вечер мы провели в поедании этих вкусностей, общаясь и бездельничая.

Павел, умудрялся делать несколько дел одновременно: играл в кости, учил окружающих быстро завязывать шнурки и с помощью алтайского комуса вызывал хорошую погоду.

Я тренировался сушить и разбирать лодку.

Саша грыз семки.

Засыпали мы под шум набегающих волн.

Проснувшись, мы обнаружили, что погода изменилась.

Задул сильный западный ветер, он поднимал в воздух песок и нагонял на берег волны с белыми барашками.

Пока мы спали, метрах в 200 от нас развернули свою деятельность местные промысловики.
На заре они ушли в лодках на большую воду, оставив свой лагерь под надзор крупному белому собакену.
Пес, наверное, почувствовал себя брошенным и пришел к нам.

Он выглядел так одиноко, что нам захотелось его приободрить.
Мы распечатали пачку сосисок и скормили ему.

Наевшись, собакен уселся на ветру и устремил свой взгляд куда-то вдаль озера, ожидая своих хозяев.

Транспорт на Соловецкие острова (судно «Василий Косяков») отходил через сутки с Рабочеостровской пристани.

Чтобы на него попасть вовремя, мы были вынуждены вернуться на маршрут.

Один за другим плелись по пляжу и обозревали окрестности.

Мимо нас проплывали прибрежные достопримечательности, вот домики рыбаков, вот импровизированная волейбольная площадка, а вот молодая девица что-то потеряла в воде :) ...

В пути предстояло решить задачу ремонта колеса Дискавери — на ходу колесо постоянно спускало.
Но это были «цветочки»…

В Пудоже на СТО нас ожидали «ягодки» — на Диско обнаружилась трещина в корпусе переднего редуктора, откуда интенсивно вытекала трансмиссионка.

Нужно было срочно что-то предпринять. Мы обмазали трещину поксиполом и обмотали весь мост скотчем :)...

Влад и Слава поспешили во главе колонны в Медвежьегорск. Мы с прицепом ползли следом.

Дорога особо не страшила, прицеп не тяготил, колдобины спорт глотал с уже привычной для нас безразличностью. Вдоль дороги стеной стоял лес. Из асфальта, как грибы, росли камни.

Такое дрянное состояние дороги требовало от легковушек не разгоняться более 20 км/ч. А те, кто проигнорировал это требование — стояли друг за дружкой на лесной обочине и меняли колеса.

Мы же совершенно расслабились и, не понимая возможной трагедии, постепенно увеличивали скорость.
— Кажется у нас правое колесо на ободе — внезапно сообщил Саша.
Странно. Поведение авто не изменилось. Непонятно, как он это заметил.

На аварийке прижались к лесу.
Диск поврежден с обеих сторон, но воздух не успел выйти полностью и поэтому покрышку не зажевало.

Сняли колесо, в лесу раздобыли кусок древесины. С помощью туристического топора слегка подрихтовали диск. Воздух перестал травить,
Для сельской местности сойдет!

Первые километры шли осторожно, потом снова расслабились и втопили «слегка за сотню».

Перед Медгорой в эфире радиостанции услышали размышления Влада и Славы про взаимопомощь на дороге.

Почти сразу после приема сигнала мы стали наблюдателями одной дорожной инсценировки.
Такие шоу обычно характерны для трасс «южных» регионов. Здесь, на севере это смотрелось в диковинку.
На противоположной обочине, моргая оранжевыми лампочками, стоял автомобиль с иноземным номером.
Вокруг автомобиля, с кислыми минами на лицах, кружили разновозрастные смугляне.

Один смуглянин, с канистрой в руках, активно жестикулируя, настойчиво привлекал к себе внимание, выбежав на нашу полосу. Под колеса он, конечно, не бросался, но сбросить скорость вынудил.
— Не стандарт! — подумали мы и решили посмотреть разыгрываемый спектакль.

Опускаю стекло, ждем развязки.
В открытое окно доносятся мольбы о помощи.
Интересуемся сутью происходящего.

Смуглянин представился то ли сербом, то ли болгарином, а затем рассказал историю «о внезапном несчастье, постигшем возвращающихся из святых мест пилигримов».

История была с трагическим финалом. У пилигримов схитили все деньги, слили весь бензин, съели всю еду. Даже тормозуху, если мне не изменяет память, тоже украли.

Охотно верим и предлагаем посильную помощь в привлечении технички или других дорожных служб :).
По всей видимости, такая форма помощи пилигрима не устроила.

Он еще раз поведал свою историю и предложил нам за доброту и участие свой фамильный золотой перстень. Почти даром предложил. Забавно.

Достаю камеру, включаю запись, улыбаемся и машем.
Заинтересованность в нашей помощи сразу пропадает, болгарин удаляется восвояси.

Ну и мы поспешаем к нашим ребятам.

В Медгоре нас уже заждались.

Как выяснилось, Влад, успев пожертвовать фонду Остапа Бендера содержимое одной топливной канистры, лишь на золоте осознал подвох и разорвал взаимодействие…

Вывод неутешительный — разводилы забрались в северные широты.

Заделать пробоину в мосту Лэндровера в Медгоре не удалось…
За полдня мы преодолели путь в 230 км, до порта осталось около 300.

А в порту нас уже заждались номера с горячим душем и теплыми кроватями.

Решили поднажать.

Трассу М-18 активно ремонтировали.

Всей колонной, регулярно влетая на свежие участки, пескоструим машины мелким гравием и заливаем дорожным битумом.

Начал недовольно ворчать про скорость Слава, что-то вторил ему Влад.

Ближе к Кеми, наше братство кольца распалось. Сохранять колонну не стали.

Договорились встретиться на повороте с основной трассы в Рабочеостровск.

Диско снова рванул вперед (на своих 3,9 литра) и ушел за горизонт.

Патриот тоже скрылся за горизонтом… но позади нас.

В этой гонке мы каким-то образом умудрились прибыть первыми. Рация молчит, связи нет.

В ожидании товарищей, осмотрел «дорожный антикор».

Снизу машина оказалась покрыта равномерным слоем незатвердевшего битума. По порогам он залез на колесные расширители и борта. Даже на белоснежной пластиковой крыше нашего прицепа его было неприлично много.

В принципе, на него можно было бы забить, но он (битум) непринужденно пачкал нашу одежду всеми выпирающими частями автомобиля и прицепа.

Это обстоятельство заставило меня откупорить канистру с бензином и очищать это липучее безобразие, вплоть до прибытия Влада и Славы.

Влад хоть и рвался вперед, но был вынужден часто останавливаться, чтобы контролировать уровень трансмиссионки в мосту.

Ну, а Патриот просто двигался, как мог, постепенно наращивая отставание... Вот такой вот патриот.

Вернув крышке прицепа её первозданную белизну, на стоянку в Рабочеостровск мы прибыли поздно вечером (хотя из-за светлых ночей это можно было понять только по часам).

Меня, почему-то, сразу потянуло в сон (наверное, бензином надышался).

Поставив машину на стоянке и немного прогулявшись по побережью Белого моря, я решил всех бросить и уйти спать. Таня пошла со мной за компанию.

Ночью, внезапно, с семками, шашлыком и снарядами, пришел наш Штурман.

Он хотел разделить с нами радость достижения этого чудесного места, но был вежливо послан и ушел… а мы с Татьяной снова вырубились и продолжили досматривать сны… вплоть до самого утра.

...

До утра Саша зажигал с экипажами Диско и Патра, а утром к 8 часам, как штык, стоял на пирсе с семечками, ожидая, наравне со всеми, погрузки на теплоход.

Море было спокойным, пологие волны и пасмурная утренняя погода убаюкивали и намекали на то, что неплохо было бы поспать еще. Когда берега скрылись из виду, мы попытались последовать этому намёку.

Спустившись на нижнюю палубу и даже пристроившись на «креслах» рядышком с сопящим Славой, заснуть нам так и не удалось.

Через полчаса мытарств мы снова вернулись на верхнюю палубу, чтобы созерцать бесконечно-серый горизонт и кормить чаек шелухой от семечек.
Это занимательное занятие продолжалось около двух часов.

— Земля! — Донеслось вскоре от кого-то.

Из тумана показались Соловки.

Предвкушение новых знаний окрыляло нас.

Подгоняя друг друга, мы старались пройти все рутинные процедуры по размещению в забронированных номерах гостевого дома как можно скорее, чтобы незамедлительно отправиться на осмотр острова.

Из отчетов мы знали о наличии велопроката и хотели воспользоваться его услугами.

Ничего не предвещало неприятностей, даже солнце начало робко подмигивать нам из-за пелены облаков.

Первый щелчок по носу мы получили при заселении в номера.

Обещанные условия сильно отличались от реальных: только один номер соответствовал предварительным договоренностям. Остальные места оказались без воды и санузлов. Типа «ну это же лучше, чем ночевать под открытым небом». Конечно, между собой, вопрос про «VIP» номер быстро закрыли, но неприятный осадок (который отдавал каким-то лукавством) заставил насторожиться.

…Дальше, по плану у нас состоялась экскурсия по монастырю.

Монастырь реставрируется, во внутреннем дворе стоят леса, видно, что работа движется.

Экскурсоводом к нам прикрепили молодую девушку. Она увлеченно рассказывала о невероятных событиях, свидетелями которых стали стены монастыря.

Здесь явно ощущалось дыхание времени.

Повествование настраивало на серьезное восприятие. И мы с удовольствием погрузились в эту атмосферу.

Нам рассказывали о быте монахов, о судьбах невольных поселенцев острова, а также много других интересных фактов и легенд...

Эта информация в полном объеме содержится в открытых источниках и мучить ею читателя я не стану.

В ходе экскурсии нас пригласили в трапезную, где жестко определили границы на полу, за которые нам ни в коем случае нельзя было заходить.

Всей толпой мы старались не подставлять девушку-экскурсовода и границ не нарушали. Девушка тем временем торжественно вещала о роскоши закатываемых здесь пиров.

Пиры в этом зале и поныне продолжают закатывать наши властьимущие современники.

Стоять в загоне сразу же надоело. В толпе поднялся ропот и негодование таким проявлением классовой дискриминации. Мы достали семечки и перешли в следующее помещение.

Далее нам продемонстрировали останки инженерных сооружений, знания о которых, назначение, принцип работы, навсегда канули в бездну веков…

В общем, получить информацию, которая не лежит на поверхности всемирной паутины. не удалось.


Владу это колесо не подойдет...

В итоге постояв в загоне и не получив ответы на интересующие вопросы, мое восприятие изменилось.

Дальнейшее познание мира Соловков уже проходило через призму скепсиса.

Такой подход сразу расставил все по местам и избавил от иллюзий. Стала очевидна ориентированность на наживу владельцев местных услуг.

Как будто компенсируя возникшие недоразумения, погода наладилась, ветер разогнал облака, солнце заполнило светом и теплом весь остров, и он заиграл сочными северными красками.

Мы позабавились над состоянием взятых в аренду велосипедов, половина из которых ломались на разном удалении от точки проката. Порадовались «доброжелательностью» сотрудника лодочной станции, которая выдавала лодку для прогулки по каналам с превеликим одолжением.

Побывали на экскурсиях, посвященных местным легендам (как мне показалось, высосанным из пальца).

Мы узнали о ежегодных рассадках южных культур в местном ботаническом саду (от студентов, которые этим занимались на месте),

и о прочих мелких особенностях привлечения туристов.

Подобных особенностей оказалось так много, что под вечер, воспоминания об эпизоде с гостиничными номерами (так возбудившие всех нас этим утром), начали вызывать умиление.

Круто, когда на пустом месте какая-то история побуждает воображение слушателя изменить в своей голове обычный ландшафт, дополнить его несуществующими надстройками и превратить ничем не примечательную локацию в сказочное место.

А вдвойне круто, когда этот слушатель еще и приплатит за работу своего воображения.

Вот в такой форме предстала (и была воспринята моим субъективным сознанием) местная самобытность. Очнувшись поутру, мы освободили занимаемые помещения и без сожаления пошли в сторону пирса ждать эвакуации на материк.

По дороге к пристани Таня нашла магазин с уникальными смесями воздуха, водорослей и какой-то грязи, а мы с Александром нашли магазин с вареной колбасой и кетчупом.

Колбасу мы употребляли под размышления о ближайшем и далеком будущем, сидя на пристани.

С ближайшим будущим всё было предельно ясно: требовалось определиться между парой вариантов ночлега: в знакомой нам гостинице Рабочеостровска или на берегу лесного озера, с доступным подъездом (недалеко от дороги).

Тут мы единогласно определились — ночевать будем на озере…

А вот далекое будущее было окутано туманом неопределенности. Борьба за покорение Самой Северной Точки могла закончиться, так и не начавшись.

Под вопросом было участие экипажа Влада (мост плачет, колесо спускает, да и лебедка сломана). Так как Слава туда никогда и не собирался, а один Митсу в поле не воин — пищи для грустных размышлений было у нас много.

Нам думалось, что, если Влад поедет несмотря ни на что, нам удастся аккуратно прорваться к цели.

В противном случае (если мы, потеряв головы, выберем рискованное путешествие в одиночку…), неизвестно, чем это предприятие закончится…

Но при любом раскладе, окончательное решение предстояло принимать нашему экипажу.

Саша, понимая риски, был осторожен и согласен со всеми вариантами сразу.

Татьяна, хоть и опасалась последствий, но придерживалась позиции невмешательства и готова была принять любой наш выбор.

Ну а я… я — последняя буква в алфавите, нагнетя обстановку, просто отложил принятие решения на завтра.
Влад тоже взял сутки на подумать.

...

Под эти размышления Косяков спустил трапы. Мы погрузились и пошли, сопровождаемые чайками-попрошайками, на материк.

Завершался очередной этап. Исчезал вдали неоднозначно воспринятый и не понятый мною остров. Окружающие ненавязчиво делились своими эмоциями, разбавляя увиденную нами картинку.

Многие озвучивали желание вернуться.

А мы молча кормили с рук чаек (одна из которых вероломно напала на Аню и укусила её за палец).

Саша грыз семечки.

Спустя некоторое время (когда эмоции улеглись), Саше довелось поучаствовать в беседе с интересными людьми, про интересные вещи и явления Соловков …

… Ему предложили повторно сходить на остров и еще раз попытаться понять его… но он ответил отказом.

Видео зарисовка этого этапа путешествия. Приятного просмотра. :)

На большую землю ступили во второй половине дня. Залив очередную порцию масла в мост Диско, мы покинули гостеприимный Рабочеостровск и поехали дальше на север. Нам светило солнце. Дорога, натянутая как струна среди болот и сопок, ничем не сдерживала нашего продвижения и через 200 км мы встали на ночлег.

При установке палаток очередной раз понял, как хорошо иметь легко разбираемый лагерь.

Пока остальные боролись со своими вещами, мы (на мобильной Сашиной плите) уже кипятили воду и распечатывали очередную пачку макарон с тушенкой (в который раз отметив мобильность, как СУПЕР качество)!!!

Из травы, на запах еды, робко вылезло большое мышиное семейство. Любопытные зверьки тыкались носиками в закрытые банки и пакеты. За свою смелость и настойчивость они были вознаграждены парой вкусных печенек.

Спали мы под звуки мышиной возни и шелест волн озера.

Это место я знаю давно. Повторно открыв его, был неприятно удивлен… Из-за транспортной доступности в 2008-2009 годах тут всё было загажено.

Из регионального райцентра сюда регулярно доставлялись и выгружались туристы-водники из России и стран ближнего зарубежья. В любое время дня и ночи побережье могло наполниться (и наполнялось) толпами никем неуправляемых людей. Люди прикидывались плохо понимающими русскую речь. Они срали везде, куда только могли дотянуться их…

В этот раз нам повезло, стоянка оказалась совершенно безлюдна и чиста, наш сон был крепок.

Итак, время на размышление Влада истекало. Муки ожидания должны были завершиться сегодня!

Диско все же отвалился!
Нарисовалась ясная перспектива обломаться и поехать вместе со Славой.
И хотя по прошедшим событиям мы это предвидели, это был повод по-настоящему расстроиться.

Нужно было объявить всем о принятом решении (от имени экипажа Митсу).
И я его объявил...

Наперекор обстоятельствам — мы едем на север!!!

Перегружаем шмотки из прицепа в багажник Митсу, стараясь не упустить ничего важного.
Прикидываем, сколько топлива нужно брать с собой.

По нашим наблюдениям расход с прицепом в районе 14-16 литров по трассе, без прицепа около 12, по плохим дорогам у нас данных нет. Маршрут от Мурманска немногим менее 450 км.

Кидаем пару канистр в машину.

Когда мы заполнили багажник под крышу, настало время прощаться с друзьями.

На трассе перецепили прицеп к Патриоту, пожелали друг другу удачи и в последний раз оговорили условия нашей будущей встречи.

Слава и Влад поехали на озеро.

Сопли лить бесполезно, мы остались одни...

К Мурманску не ехали, а летели, держа крейсерскую скорость в районе 130 км/ч.
Снизили темп только однажды, осознано, когда завидели сказочное название «Лапландия 2», на синем фоне указателя.

Захотелось найти басурманского Санту и получить от него ответы на наши детские новогодние вопросы. Мы свернули под указатель с главной дороги и принялись сосредоточенно высматривать опознавательные знаки. К нашему разочарованию, даже через 5 км, вотчина Санты так и не показалась (да и люди не попадались тоже). Нам пришлось возвращаться на трассу ни с чем.

Лапландия 2 не выдала своих…

В Мурманске пополнив запасы бензина, выдвинулись на главную цель.

Погода соответствовала нашим ожиданиям, было пасмурно и прохладно.

Мы ехали по хорошей асфальтовой дороге в сторону Норвегии, любуясь пробегающими сопками северной тундры.

На сопках и около дороги установлено много обелисков с красными звездами.

Район изобилует местами воинской доблести, которые хранят в своих памятниках сведения о Советских Героях, защитивших мир от коричневой чумы.

Наш путь не мог продолжаться без остановки в Долине Славы. Очень сильное место. Его нужно посетить всем!

Но вернемся к дороге.

На одном из подъемов своим красным глазом мне подмигнула лампа контрольного уровня масла. Это показалось странным, манометр показывал стабильную четверку на 2500 об/мин. Чтобы уточнить причину, стали выбирать место для остановки. Нам приглянулась одиноко стоящая сфера РЛС, там и встали.

Десять минут, пока масло стекает в поддон, мы гуляем по тундре. Здесь, впервые отчетливо чувствуем её неповторимый аромат. Постепенно начиная прилипать к месту, забываем зачем мы здесь.

Но нам же нужно проверить масло! Вынимаю щуп… Масло без четверти половина. Доливаю 250 мл до середины между метками.
Лампу я больше никогда не видел…

И вот на пути показался безлюдный КПП.
Сразу за ним мы свернули направо на грунтовку. Дорога стала еще интересней.

Нам попался красивый водопад, мы съезжали на галечный берег р. Титовки. И вскоре добрались до перевала.

Тут нужно было остановиться на перекус и по местной традиции «жахнуть» за его преодоление. Традицию нарушили.

На правой обочине заметили смелую лисицу. Она сидела около дороги и никак не реагировала на наше присутствие. Лишь когда я достал видеокамеру, плутовка пустилась в бегство.

«Жахнуть» мы остановились, только когда увидели Баренцево море.

Ветерок гонял тучки и пламя горелки, вода в котелке никак не хотела закипать.

В горку навстречу нам поднимался караван внедорожников.
Он шел оттуда… куда нам еще предстояло попасть.

Стоит отметить, что в тех краях отношения между водителями становятся более теплыми.
Здесь радуешься каждому встречному. Ищешь общения и находишь его.

Между караванщиками и нами завязался разговор.
Караванщики удивились, что мы в одиночку, без поддержки и с одной запаской решились ехать сюда. Они сообщили, что в нашем случае лучше объехать Средний с восточной стороны.

Соглашаемся с ними, ведь для нас главное вернуться здоровыми, а не разложиться по дороге.
Но, видимо, морской воздух сделал свое дело.
Инстинкты самосохранения притупились, и на ключевой развилке мы свернули налево (то есть, нарушив наказ, ломанулись вокруг Среднего не по восточной дороге, а по западной).

Преодолевая лужи, глубокие и очень глубокие, мы приехали к огороженной площадке, на которой размещались несколько домиков-бытовок.

Объект был опознан по многочисленным отчетам. Это Музей под открытым небом на Муста-Тунтури.
Мы хотели посетить его прямо сейчас, но, посмотрев на часы, делать этого не стали.

Отъехав совсем немного, мы выкатились на берег моря. Живописное и почти пустынное место. Лишь несколько палаток были разбросаны по прибрежной полосе.

Обитатели палаток выбежали из своих убежищ к ручью, который пересекал дорогу впереди, и, сосредоточившись по обоим каменистым берегам, замерли в ожидании увлекательного зрелища преодоления ручья.
В этом шоу нам предстояло сыграть главную роль.

Представление оказалось коротким и неинтересным, соучастия не потребовалось, мы уверенно преодолели препятствие. Разочарованные зрители побрели назад к своим палаткам.

Где-то в этом районе должен был стоять Андрей, с ребятами из Клуба.
Пытаюсь вызвать их по рации. В эфире тихо.
«Везет» же нам в нашем одиночестве.

Начинаем поиск места для ночлега.
Легко сказать, да нелегко сделать! Окружающий пейзаж завораживал своей необычностью, полярный день искажал восприятие времени.
В поисках подходящей стоянки мы постоянно уезжали «до следующего мыса».

Перед нами проплывали: затопленная роща карликовых деревьев,

усыпанное галькой «Лунное» плато (это наше название).

Мы преодолели ряд каменистых подъемов и обрыв с домиком на краю, с видом на Океан.

Это сооружение, окруженное колючей проволокой, нам понравилось, и мы были не против заночевать под защитой его стен. Но внутри него нам встретились люди. Пара мотоциклистов укрывались от вездесущего ветра в палатке, которую они поставили прямо в одной из комнат.

Кто первый встал — того и тапки. Мы ушли из дома и поехали на батарею Поночевного (находящуюся поблизости), где, забравшись на одну из возвышенностей по соседству, мы наконец-то устроились на ночлег.

Дул теплый северный ветерок, температура была 8 градусов в плюсе.

Нам с Сашей ночевать в машине не хотелось, и мы за пару минут поставили палатку.
Таня, напротив, имела другую точку зрения на этот счет и решила спать в машине.

Сон на мягком матрасе, на берегу Океана, в северной тундре — это кайф! За несколько часов нам удалось полностью восстановить свои растраченные силы.

Не помню, кто из нас проснулся первым, из палатки мы выбрались одновременно.

Снаружи стоял приветливый светло-пасмурный денек. А из машины на нас смотрела моя невыспавшаяся вторая половина.
Прошлым «вечером» Татьяна сделала неправильный выбор!
Всю белую ночь она сожалела о том, что в «трудную» минуту решила отделиться от коллектива и в одиночестве не могла найти себе места.

Раскачиваясь завтраком из вкусного ролтона, мы тщательно осмотрели стоянку.

Мы увидели, что палатка (с надувным матрасом) была размещена в аккурат между узлами колючей проволоки, которая в изобилии присутствовала около дороги.

Дальнейшее обследование обочин подтвердило опасность для всех надувных изделий (от автомобильных покрышек, до резиновых лодок и прочих надувастиков).

Такая ситуация сохранялась на всех наших последующих остановках на Среднем и Рыбачьем.

Чтобы утро не прошло зря, мы с Сашей полезли на достопримечательности…

Нас привлекли арт орудия, которые, ощетинившись стальными копьями стволов, смотрели на чужие берега.

Сейчас эпоха таких орудий прошла, они законсервированы и позаброшены (вместе со всей вспомогательной инфраструктурой).

Пока мы с Сашкой впадали в детство и вспоминали игру в войнушку, Татьяна сидела в машине и пряла пряжу.
Когда это бытовое безделье ей надоело, она позвала нас по рации.
Вдоволь нарезвившись, мы вернулись обратно на запах обеденного ролтона.

А отобедав, прогрели коня и поскакали к очередной достопримечательности Среднего — саамскому святилищу «двум братьям» на мысе Земляной.

Батарея Поночевного осталась где-то позади. Обогнув очередной объект неизвестного военного назначения с кучей ржавых останков вездеходной техники,

начали спуск к морю по каменному склону.

У подножия склона увидели чей-то бивак.
Познакомились, пообщались за отдых, погоду, планы.

От ребят получаем информацию, что по дороге к Рыбачьему нужно преодолеть коварный брод через реку Выкат. Нам советуют найти отворотку вверх по течению, которая ведет к альтернативной переправе. Прощаемся.

Сворачиваем налево и вдоль береговой линии доезжаем до каменных останцев. Это место называется «два Брата» (не заметить их невозможно). Вплотную подходить не стали, остановились в сотне метров для фото-видеосъемки.

Теперь, когда всё осмотрели, спешим на Рыбачий.

Напоследок, чтобы мы смогли проникнуться атмосферой Среднего, выглянуло солнце. Куда ни глянь, горизонт был чист от туч и тумана.

На пути к броду, мы встретили шкоду Йети (слева на фото :)

Помня предостережения про брод, мы возмутились и, похоже, растеряли бдительность!

Саша тут же, откупорил очередную бутылку дрожжевых бактерий.
Хорошее наше настроение еще улучшилось, окрепла уверенность в удачном завершении мероприятия.

Доехали до вышеупомянутой реки. Вот и разрушенный мост.

Перед форсированием я попытался выгнать Сашу из машины, чтобы тот «пробежался по траектории». Саша был уверен, что ничего нам не угрожает (шкода же прошла) и вылезать отказался.

Лезем в воду наугад.
Водная рябь постучалась в закрытые двери…
погружаемся глубже…
жена забеспокоилась…
сбавишь ход, отпустишь волну перед капотом — и всё…
останавливаться нельзя…
перескочили какое-то препятствие…
удар снизу от какого-то неплотного, не похожего на камень или железо, объекта…
Задние колеса во «что-то» упираются. «Что-то» оказывает нехилое сопротивление…
мыслей нет, работают неизвестные инстинкты…
жмусь вдаль от разрушенного моста…
рвемся на берег…
он уже рядом…
корма постоянно взбрыкивает… продвигаемся с трудом.
Наконец, «что-то» остается сзади, ход становится легче, и мы выплываем на сушу.

Встали, обтекаем. В воздухе повисло неловкое молчание…

— Думала, всё пропало! — восклицает Таня.

Всем нужно «разрядиться»!

— Ну и что только что было? А? Кто тут штурман?

Штурман, он на то и штурман, чтобы выкручиваться из любых, даже самых сложных ситуаций. На языке жестов объяснил, что в связи с таинственным и вредным воздействием на его растущий организм неизвестных токсинов (алкоголя то есть) при принятии жизненно важных, для команды, решений нецелесообразно опираться на его небольшой субъективный опыт.

Обтекли и поехали дальше. Альтернативу броду искать не стали, удовлетворившись убеждением, что он где-то совсем рядом вверх по течению. Шкода же прошла как-то.

Уже дома, после более детального изучения отчетов путешественников по тем местам, стало ясно, что в тот раз интуиция отойти от моста не подвела, иначе итог мог быть другим…СОВСЕМ ДРУГИМ!

Сейчас мы едем прямиком к главной цели всего путешествия: на Вайда-Губу, к маяку.

По пути отметили перспективное для стоянки место.

Зеленая полоса леса, высотой с автомобиль, изобилующая мшистыми полянками. На тех полянках и галечном берегу (который был по другую сторону дороги), лежали остатки морских ежей и гигантских крабов. Всё это великолепие было окружено прибрежными скалами с одной стороны и заливом с кристально чистой океанской водой с другой.

Такое место полностью соответствовало нашим скромным представлениям об идеальной стоянке.

На пути у нас оказался пляж. К нему мы подоспели во время отлива.

Тут опять, под влиянием смеси из моря и тундры, полезли различные творческие идеи. Мы с Сашей бросились было без оглядки их реализовывать, но нас остановила единственная здравая мысль единственного мудрого человека.

Похоже, воздух на Таню действовал не так, как на нас.
Она запретила нам купаться самим и купать в морской воде наш автомобиль.

Обломавшись, мы поехали дальше по раскатанным военной техникой направлениям, встречая на своем пути множество неглубоких луж…

Вдруг, рядом с очередной лужей, на обочине справа, замечаем пожилой Патруль Y60 (с уходящим куда-то вдаль, размотанным тросом лебедки).

Экипаж патруля — молодая пара, вышли на нас посмотреть и руками помахать.
Мы остановились тоже, посмотреть, помахать им руками в ответ.

Водитель патруля оказался менее ленивым, чем мы со штурманом Сашей. Перед преодолением водных преград он проходил их пешком.
Изучив эту лужу, он принял решение объехать её по тундре, где и застрял всеми четырьмя колесами.

Так встретились два одиночества.

Одинокий Патруль закисал в тундре уже несколько часов, пока не появился одинокий Митцу.

В этом сезоне мы еще не работали якорями, да и особо не тормозили.

А сейчас от нас требовалось якориться и тормозить на все 100.

Я уперся в соответствующую педаль. Машина уперлась в грунт. Завыла лебедка патруля.

Ура!!!

Едем!!!

Навстречу ниссану!

Сцепления Спорта с грунтом явно недостаточно, чтобы вызволить железного мастодонта из плена. Но главное не сдаваться!

Продолжаю «тормозить». Постепенно сползаю обратно к луже, под колесами собирается куча щебня и камней. Прямо перед лужей Митсу, наконец-то, насобирал достаточную гору и вклинился в поверхность.

Дальше начал движение Патруль. Вскоре настал момент, когда отпала необходимость в якоре...

Отцепляемся и уезжаем.

Мы высоко оценили желание ребят спастись из плена: трос из веревок и других подручных средств сопровождал нас (петляя вдоль дороги) еще не одну сотню метров. Заякориться в каменной пустыне им не удалось, но они не сдавались.

Налегке (без патруля :) ) катим дальше. На горизонте показалась очередная РЛС.

Впереди еще одна заполненная водой развилка. Выбираем левый путь и получаем приз. Жесткий удар в передний мост, скрежет снизу и потеря тяги.

Сидим в центре водоема с глубиной «чуть выше подножек», выходить желания нет (сапоги в багажнике, нырять неохота). Пришлось включить понижайку и «больше газу-ближе берег». Под натужный скрежет, заползли на островок между лужами.

Саша полез смотреть. Обычное колесо, от обычного ЗИЛа, полностью наполненное водой.

На предложение вытащить колесо сбоку, он, пнув его ногой, грустно опустил бутылку (без джина, но с бактериями) и жестами, разочарованно отмахнулся от меня.

Снова пришлось соглашаться с его доводами — наполненное водой грузовое колесо, которое с таким трудом вызволил наш автомобиль из водной пучины, не поддалось бы уговорам штурманских ног и его бутылки.

Так как джедайским искусством никто из нас не владел, проблему решили, банально сдав назад. Для этого пришлось совершить над собой усилие, чтобы не обращать внимание на жуткие звуки из-под машины.

Конечно, в иных условиях мы бы вытащили колесо вручную, но сейчас лень полностью подчинила нас.

Оставив колесо в качестве путевого камня, на следующей развилке свернули направо.

Это была наша победа. Мы приехали! Приятного просмотра.

Маяк, освежающий ветерок, приветливые и любопытные котики (морские), восторг, умиротворение, торжественное зажжение фальшфеера (который отказывался гореть), откупоривание новой пачки семечек и…

Горы, горы неорганического мусора. Его было много, он был везде. Выходя из салона, я снова ощутил где-то рядом колючку, проткнув себе ботинок.

Отметив наше достижение праздничным ролтоном, мы зафиксировали на кинопленку себя, маяк, море и к вечеру убрались восвояси.

Знакомый нам Патрол тоже доехал до этой точки. Он остановился рядом с «руинами» старинного маяка и готовился к ночевке.

Вечером Рыбачий оживился, откуда-то повылезали невиданные ранее обитатели. Несколько машинок (3 или 4 киа спортаж) задорно резвились на местности, под какими-то флажками-вымпелами. Немного понаблюдав за этой суетой, мы отправились спать в примеченное накануне место.

Спали в ту «ночь» до упора в своих палатках, на мягком мху.

Проснувшись, мы с Таней заметили в кустах по соседству внедорожный автомобиль.
Рядом с автомобилем стояла палатка. Было как-то стремновато тихо. Соседи не подавали никаких признаков жизни.

Приготовили завтрак. На запах китайской лапши с гор спустился Штурман.
Оказывается, он уже давно проснулся и с упорством Сизифа покорял все окрестные высоты в надежде выйти на самую высокую.
Возвращался он как раз через «загадочную машину в кустах», черпая силы из пачки семок.

— Долго спят, — сказал Саша, — мне не спится со вчерашнего вечера, а они даже ни разу не шевелились.
— Сильно утомились,
— предположил я.

Употребив завтрак, мы оставили тему странных соседей «на потом» и полезли на скалы, чтобы рассмотреть тундру поближе.
Таня снова предпочла остаться в машине.

Тундра раскрылась во всей красе: c оленями и водопадами. Водопад, правда, был невелик, а олень оказался хромоногим. Учуяв нас, он взмахнул хвостом и решил держаться подальше.

Насладившись красотами, через три или четыре часа, мы вернулись к машине, попутно проверяя дальнобойность наших походных раций и отвлекая Татьяну от вышивания.

У «машины в кустах» изменений не было, всё было тихо и безлюдно (как и до нашего ухода).
После обеда мы решили растормошить соседей.

Наши воинственные и дикие вопли, обращенные к кустам, произвели требуемый эффект — в палатке кто-то очнулся и вышел к нам. Человек выглядел свежо и адекватно, он поблагодарил нас за нашу озабоченность его здоровьем и поделился с нами добрыми словами.

Он тоже хотел покорить Самую Северную Точку, но утомился в пути и крепко заснул.

И тут мы вспомнили об одном важном деле и второпях засобирались.

Мы не посетили «Черную гору» (хребет Муста Тунтури), потому что проезжали его глубокой ночью.

Спешили мы туда по хайвею, что на восточной стороне Среднего.

Это настоящий автобан, он скучен и несодержателен. Кроме заброшенного военного поселка Большое озерко (на выезде с Рыбачего) и пары останков кораблей ничто не привлекло нашего внимания.

По известному нам маршруту двигаемся к музею.

Проезжаем уже знакомые лужи. Около самой глубокой опять встретили знакомую стаю Кий с флажками. Объектом их интереса была шнива, которая просыхала после брода (залив катушки). Кии предупредили нас об опасности здешних луж. Понимающе кивнули в ответ.

Преодолев лужи, мы подъехали к музею — Музею о войне.

Татьяна, чтобы не нарушать сложившихся традиций, не покидая пределов авто, возобновила свои рукоделия.
А мы с Сашей, тоже следуя традициям, отправились в музей без нее!
Нас встретил вышедший навстречу хранитель музея Юрий Александрович Кобяков.

Хочется отметить, что этот Человек безо всяких предварительных договоренностей и не потребовавший ничего взамен провел для нас ДВОИХ очень познавательную экскурсию!

На саму Черную гору восходили уже без Юрия Александровича, получив от него все необходимые инструкции в подробном виде.

Обратно к машине мы возвращались с единым мнением — музей, это самое яркое событие нашего путешествия. Саша даже про семечки позабыл.
До сих пор считаю эту экскурсию — самой лучшей из тех, в которых довелось принимать участие.

А Татьяна… она во второй раз за эту поездку пожалела о своем выборе отделиться от коллектива.

Дополнительно к информации о войне и героизме Советских защитников Заполярья, в музее мы получили некоторые краеведческие знания и ориентир на «старую военную немецкую» дорогу, которая соединяет перевал и Печенгу.

Чтобы сориентироваться, мы остановили местного жителя, который проводил нас до нужной отворотки и рассказал о возможных затруднениях (из-за военных учений) при выезде со стороны Печенги. На развилке мы распрощались и разъехались.

Немецкая дорога была неплохая по качеству (относительно дорог на Среднем/Рыбачем), прерываясь, в местах разрушенных мостиков и возобновляясь за ними, она петляла между озер и сопок. Вдоль дороги сохранились останки техники и фашистских построек.

В окно стучался дождь. Наше пребывание в тех краях подходило к логическому завершению, мы подводили итоги пройденного.

По нашему мнению, нам в пути сопутствовали удача и везенье.

Самостоятельно и абсолютно без потерь мы выполнили программу максимум. Мы практически не выходили из машины в тяжелых ситуациях и при этом даже ни разу не застряли.

Мы сумели сохранить неповрежденной шкуру нашего коня. Не порвали ни одного копыта и, что удивительно, не использовали ни одной резервной канистры бензина.

Да и с погодой всё было прогнозируемо и вполне переносимо.

Как только закончился свод итогов, в попытках смахнуть морось со стекла, я списал щетку стеклоочистителя… об видеокамеру….

Эта потеря стала предлогом для ухода с маршрута.

До Печенги мы так и не доехали — развернулись на полпути.

На развилке, где сегодня мы распрощались с местным жителем, выбрали полянку рядом с речкой, поставили палатки и легли спать.

Поутру совершив традиционный обряд принесения в жертву дошираков, вышли на асфальт.

Мысли «А вдруг в Печенге что-то интересное» продолжали терзать всех (кроме Тани). Поэтому мы поехали смотреть Печенгу по хорошей дороге… Посмотрели… Не поняв её прелестей, решили нигде больше не задерживаться.

Уже потом мы вспомним про Лиинахамари и будем искать возможности попасть туда…

В Мурманске, замерзая под дождем, на холодном ураганном ветру, в поисках щетки стеклоочистителя подешевле, ругаясь со штурманом насчет его методов работы с картой, сумели найти нужный автомагазин, заодно пополнив запасы провианта и топлива. Столбик термометра не поднимался выше +7.

Снова на юг, где нам предстояло отогреться и окунуться в еще одну авантюру, на этот раз водную.

Гнали во всю прыть! Только и успевали бензин подливать.

На очередной заправке Таня заметила пристальное внимание к себе, от посетителей и персонала.

Для тех широт мы выглядели несколько необычно: контрастно смотрелись эскимосы в зимних одеяниях, рядом с местными обитателями в шортах и майках.

Пришлось переодеваться и подстраивать климат в салоне нашей машины под новые условия.

Визуализацию прочитанного смотрите в этом видеоролике 0+.

Приятного просмотра!

До озера мы добрались почти не останавливаясь, и утром следующего дня были на месте.

Там, тем временем, жизнь шла своим чередом.

Слава ловил рыбу, ребята исследовали окрестности, загорали и пытались купаться.
Все это у них не очень получалось.

Ценные трофеи не попадались, гуляния прерывались пограничниками (которые требовали какие-то разрешения и пропуска), а вода в озере, несмотря на солнечную погоду, сумела за лето прогреться лишь до 17 градусов.

Передохнув пару дней, отогревшись и отмывшись, мы выдвинулись воплощать оставшиеся бредовые хотелки в жизнь.

Отпуск Саши закончился. На поход в Кижи времени у него не осталось. Ему было пора возвращаться в Москву.

Чтобы не тянуть с расставанием и не обременять ожиданием Славу и Влада, мы, выехав на мурманку, задали очень быстрый темп и сильно оторвались от основной колонны.

В Медгору въехали в субботу вечером. С Сашей расстались на железнодорожном вокзале.

Прощанье было скорым и грустным.
Чтобы мы всегда про него вспоминали, Саша оставил нам в аренду свою газовую плитку и основной запас семечек.

...

Вдвоем с супругой, мы поехали искать патриот Алексея и Татьяны.
Они уже были недалеко от нас.

В начале августа на широтах Онеги, ночью становится темно.

Наша встреча прошла в темноте у колодца с водой. Мы заполнили все имеющиеся фляги и канистры, дождались Влада со Славой и углубились в леса.

Проехав 10 км по узким лесным дорожкам, выехали на предполагаемое место.

Место было занято «сладкой» парочкой на «шахе», которая на весь лес, в пьяном угаре слушала ласковый май.
Они так отдыхали после трудовой недели.

Пообщавшись с нами, они предложили встать рядом, пообещав через пару часов полностью освободить стоянку.
Не понимая, каким образом «вдребодан» можно управлять автомобилем, мы решаем не рисковать хорошим настроением и переместиться на другую стоянку (где-то за 4 километра от этой).

Отгораживаемся от внешнего мира прицепом (закупорив тем самым единственный въезд) и встаем лагерем.

Здесь, в тишине, в первый раз за сезон, решились установить большую стационарную палатку и походный санузел.

Развели костер, уселись вокруг.
Подкрепились копченой рыбой и шашлыками.

Сидим себе, никого не трогаем, как вдруг к костру выбегает Лёшина Таня и с огромными от страха глазами сообщает следующее:
Лента… Пестрая лента…
Из лесной чащи, со стороны «дискотеки 90-х» с криками «Меня отравили» какая-то бомжиха вломилась в наш туалет и оккупировала его. Даже сейчас она восседает там, наводя страх душераздирающими воплями и злобным рычанием.

Обстоятельства требуют немедленного реагирования. Беру фонарь, иду к сортиру.
Оттуда действительно доносится нечеловеческое ворчание и брань.

Открывать молнию желания нет — вопящая бомжиха в позе срущего кота — психологическая травма на всю жизнь.

Чтобы обозначить своё присутствие и необратимость возмездия за оскверненный туалет, на повышенной громкости завожу пластинку о ненависти к бухим животным.

То ли речь возымела эффект, то ли свет фонаря изгнал демонов, но молния начала открываться. И на улицу, щурясь от света фонаря, слегка покашливая, вышла Аня…

Она удивленно моргала и не понимала, почему вокруг столько шума.
После объяснения ситуации мы, втроем (я, Таня и Анна) еще минут пять не могли прийти в себя от смеха.

В общем, знакомство удалось…

Посмеявшись, до головной боли, я ушел в свою палатку.

600 км разных направлений дают о себе знать. Срочно нужно было выспаться.

После успехов на Кольском ко мне прилипла убежденность в том, что нам любое море по колено!

Воодушевленный победами (хотя это в большей степени заслуга японских автоконструкторов), я рискнул напомнить всем присутствующим о походе на Кижи.

Путь был неблизким. От места дислокации до цели нас отделяло более 75 км неспокойной и непредсказуемой Онеги (это по азимуту).
Всеобщего одобрения идея не получила :(. Я был послан.

Слава не хотел заниматься покатушками, а желал продолжить добычу рыб.

Моя Татьяна, помня про прошлогодние волны и боль в спине, пожелала остаться на берегу.

Экипаж Диско с одной стороны был непротив, а с другой намеревался через день сорваться в Лахденпохью к знакомым.

Всё это усугублялось тем, что алтайский комус Паши, похоже, сбойнул и отогнал хорошую погоду подальше от нас.

Снова над задуманным нависла угроза забвения.

Я уже был готов ринуться в бой в одиночку, но еще не отошедшие от дороги Леша и Таня неожиданно согласились составить мне компанию.

Быстро, пока никто не передумал, утверждаем вариант двух-трехдневного похода с ночевками (на каком-нибудь острове) и начинаем собираться в дорогу.

Мысленно подготавливаемся к затяжным ненастьям и прочим неприятностям.

Медлить нельзя, пока вода спокойная (волны всего 30 см у берега) грузим вещи, 4 канистры бензина, литр масла, продовольствие, палатки, спальники, газовую плитку Саши. И в быстром темпе отчаливаем.

Сейчас 12-й час, а мы уже идем на цель. Пасмурно. На середине водоема ветер нагоняет на нас нехилую встречную волну.
Для глиссирования мощности мотора хватает на пределе.

Переваливаясь с волны на волну и защищая от брызг спальники, жмемся к берегу, чтобы в километре от него, продолжать движение на юг.

Наверное, это хорошо, что желающих оказалось так мало. Еще немного груза — пришлось бы «тошнить» в водоизмещенке всю дорогу.

Вот так, осматривая изгибы береговой линии, часов через 6 мы достигли берегов Кижей.

Причалили с восточной стороны острова. На некотором удалении от туристических троп и строений (чтобы не привлекать внимания).

Здесь светит солнце, шустрые «ракеты» увозят и привозят из Петрозаводска любителей старинного зодчества.

Чтобы не пугать цивилизованную публику своим потрепанным видом, мы решили отсидеться в засаде до темноты.
И в надежде, что людской поток вскоре иссякнет, втихую занялись перекусом.

Сами того не зная, мы разом нарушили несколько правил посещения деревянных памятников: не курить, ничего не зажигать, не есть, не пить, не спать и т.д.

В оправдание нам, отмечу, что делали мы это не осознанно. Табличка о запрете всего-всего нам попалась только в крайней вылазке.

Пока солнце стояло высоко, мы мелкими партиями (по 2 человека) вылезали из укрытия и изучали наследие предков.

Предки жили просто. Их бытовые решения были красивы, элегантны и практичны.

Вдоволь нагулявшись по острову, мы вернулись к лодке и, попив чаю, отошли от берега.

Характер погоды не изменился, только волна почему-то снова била в нос.

Опустошили две канистры в бак, ход лодки стал легче. Наша скорость выросла.

Я озвучил идею вернуться обратно сегодня. Меня поддержали.

На воду опустилась тьма, лишь проблески навигационных огней указывали нам путь. Звезд нет, небо сливается с водой где-то прямо перед нами.

Берегов не видно, но правильное направление легко угадывается по навигатору. Рассчитываем на загруженную карту глубин, надеясь не врезаться в какой-нибудь дрейфующий бакен или топляк.

Монотонно рычит мотор, а мы оживленно общаемся «за жизнь».

С Алексеем нам было что вспомнить и что обсудить (мы некоторое время работали вместе), да и Татьяна активно поддерживала наш разговор.

Так за беседой мы скоротали основную часть пути.

Осталось около 20 км — пора сообщить о себе (ведь нас сегодня никто не ждет).
Сотовая связь есть.
Набираю своей Тане. Рассказываю про наше возвращение, о мечте испить горячего чая у костра перед сном… и снова возвращаюсь за румпель, концентрируясь на тьме, идем домой.

Вскоре прямо по курсу увидели маленькую светлую точку. Она словно звездочка, робко мерцала в равнодушной пустоте. На нее и пошли.
Это был свет от Таниного фонаря.

Причалили успешно, несмотря на сильный накат. Затащили лодку подальше на берег и, попив горячего чая, разбрелись по палаткам.

Следующим днем уехал Влад. А через день к дому направился Слава.

Сходив с Лешей за грибами и раскрыв ему все секреты этого берега, мы покинули насиженное место и поехали осваивать следующую стоянку.

Пока мы переезжали, в погоде произошли изменения. Резко похолодало, усилился ветер, затянул сильный ливень. На новом месте лагерь ставили «на мокрую».

Народ по соседству наблюдал смерч… прямо перед нашим мысом.

На воде даже баркас рыбнадзора не рыскал в поисках злостных браконьеров, а прятался от ветра за соседним островом.

Было мокро и зябко.

Только беседа у костра согревала нас в тот холодный вечер.

Днем позже ничего не поменялось, на рейде по-прежнему болталось рыбнадзорное судно. Его обитатели отогревались на берегу в избе и ничем не выдавали своего присутствия. Весь день мы ходили в теплой одежде, не снимая шапок. Был сильный прибой, но он не помешал спустить лодку и сходить на рыбалку. Рыбы поймали в аккурат «на поесть».

Вечером, перед сном, нам довелось принять участие в церемониальном сожжении какой-то «вудукуклы». Этот обряд совершали туристы-водники, которые в течении двух недель так и не смогли вырваться из акватории соседних заливов и островов на своем кате. Их отпуск прошел насмарку и сейчас, напоследок, они как могли задабривали погоду.

Ночью я проснулся… вернее был разбужен «вудукуклом»
... был разбужен тем, что систематически получал по голове дугой от палатки.

Обычно я не окапываю палатку и не креплю ее по науке растяжками, но сегодня был как раз тот случай, когда это стоило бы сделать.
Палатку как будто снаружи поливали из множества пожарных шлангов…
Внизу водяным матрасом колыхался пол…
Полиэстровое немецкое покрытие сопротивлялось воде и не пускало её в спальный отсек...
Первый раз такое увидел.

Не успевая впитываться в грунт, жидкость скапливалась под пологом, и поднимала пол вокруг наших тел, образовывая водную подушку высотой в 30 см.

На сколько хватит водонепроницаемости немецкого полотна, у меня не было понимания…
Вылезать наружу я тоже не видел смысла — судя по звукам, бушевало там не по-детски.
Перспективы намокнуть до нитки, с обеих сторон палатки, были равновероятны.

Я сообщил Тане, что буду спать дальше. А для защиты головы (от дуги) приспособил её подушку.
Как показала эта поездка, Таня спокойно может обходиться безо всяких подушек.

Через некоторое время поток воды утих. Снаружи стали доноситься звуки нестихийного происхождения.
Похоже настало время выбираться из укрытия.

По всему побережью суетились отдыхающие.
Все оценивали потери от непогоды.

Леша с Таней перебрались в УАЗ, их палатка не выдержала и сломалась.
Наш бокс (что на крыше) был нараспашку, кое-какие шмотки валялись неподалеку в траншее, а кое-какие улетели далеко в лес.
Больше разрушений в нашем лагере не было.

На берегу одно из деревьев повалилось поперек дороги, рядом с соседним лагерем.
Вооружившись бензопилой, я вышел на подмогу.
Бензопильщиков там было в избытке, поэтому моя помощь не потребовалась.

Слава богу, никто не пострадал. Засняв ночной беспредел на видео, я полез в палатку смотреть прогноз погоды на Танином телефоне.
Прогноз «послал» всех нас… в Москву.

Бороться оставшиеся пару дней со стихией и выживать под дождем не имело никакого смысла.
Поэтому свернув лагерь, мы направились к дому.

Лёша и Таня жаждали исполнить свою культурную программу. Чтобы их путешествие было более насыщенным, мы поделились с ними интересными точками и проводили до развилки к водопаду Кивач...

Наверное, на этом нужно закончить рассказ…

Об отдыхе 2012 года.

Вместо итога :

Когда вокруг рушились надежды, мы не опустили руки и не подчинились обстоятельствам. Сила желания помогла нам преодолеть все преграды и достичь всех целей. Наши идеи не стали несбывшимися мечтами, а воплотились в жизнь.

Благодаря поддержке надежных друзей удалось намотать на колеса 5200 км, и на винт около 350 километров и увидеть много интересного.

Митсу превзошел все самые смелые ожидания. Эта поездка показала, что покупка грузового прицепа была правильным решением.

Новые идеи о доработке авто у меня так и не появились. Разве что мысли о задней межколесной блокировке иногда заходят.

В этом видео хочу поблагодарить всех участников экспедиции. И вас, уважаемые читатели...

PS

Наш путь домой оказался ничем не примечательным. А вот у Алексея наоборот, всё было очень необычно.

Прокатившись по достопримечательностям, они, следуя подсказкам Навигатора, обогнули Онегу и на два дня углубились в Вологодские дебри (где компанию им составляли только многочисленные зайцы, упорно пытающиеся «отжать» у Лёши автомобиль из Ульяновска).

Еле-еле они оттуда выбрались.

В общем, Таня и Алексей установили абсолютный антирекорд (по времени) возвращения домой из Карелии (за всю историю наших наблюдений).

Вот и верь после этого навигаторам.

PPS

Саша продолжает радовать нас своим участием в совместных проектах (при этом он всегда укомплектован несколькими пакетами семечек).
И, несмотря на то, что не у всех нас вырезан аппендикс, мы стараемся соответствовать нашему Штурману и стремимся к его высотам.

Влад поменял Диско на Лексус 570 (о чем впоследствии пожалел). На север он и его мама больше не ездят…

Аню я никогда больше не видел.

Через некоторое время мой однокурсник Павел согласился поделиться своими впечатлениями под запись (в целом, он был доволен). Сейчас Паша живет в Ленинграде, мы изредка обсуждаем будущие планы, но дальше разговоров дело не заходит.

Слава принял решение пристегнуть к Патриоту прицеп. Вдвоем с Сергеем они прикипели к далекому северному озеру и ежегодно охотятся там на серьезную рыбу. Пару раз мы составляли им компанию, но в основном наши пути расходятся.

Леша и Таня отдали свой Патриот и больше на север ни ногой.

PPPS

Посетив все запланированные точки, я посчитал беглое освоение того края завершенным и даже попытался впасть в затяжную депрессию. Но близкие вовремя заметили это и быстро вылечили )))

Спасибо за комментарии!

Смотрите новые видеоклипы на youtube канале! youtube.com/channel/UCHLOBZ-V4XBnkzdawxOY-Uw


Drom.ru

Комментарии

  
Новосибирск
Сообщений: 12786
Офигенно
//travel.drom.ru/50712/
//travel.drom.ru/50819/
//travel.drom.ru/50913/
//travel.drom.ru/53811/
Мой отзыв: Ford Explorer 2000
37
2
Ответить
    
Тюмень- Курган
Сообщений: 1039
Отличный отчет, спасибо! Окончание навеяло грусть, хотя наверно так и должно быть.
22
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 140
Камень на фото - это один из пары мельничных жерновов...
15
3
Ответить
   
Сообщений: 582
Да, отлично) И юмор есть.., особо про возможную психологическую травму в уборной палатке..)))))))) Удачи!
Мой отзыв: Toyota 4Runner 2003
14
2
Ответить
Алекс
Омск
Интересно почитать! Отлично. +5
9
2
Ответить
Казьмин Дмитрий Михайлович
Воронеж
Тема рыбалки вообще не раскрыта... Что ловили,на что итп...
7
7
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 815
как то немного скучно
3
16
Ответить
   
ТамгдеяНСК
Сообщений: 23221
Молодцы! Уважуха за смелость.
В действительности всё иначе чем на самом деле...
7
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1135
Отлично, но это тот редкий случай, когда "бытовых" фоток - мало. Что пили?, кого ловили?, как чинили? и т.д.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
2
 
Ответить
  
Саранск
Сообщений: 336
Автор,а почему твой друг о лексусе пожалел??
4
2
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
Спасибо!
4
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
JokerSL
Отлично, но это тот редкий случай, когда "бытовых" фоток - мало. Что пили?, кого ловили?, как чинили? и т.д.
Добрый день :) Выпили 24 литра кваса, много воды (1,5 литра в день на человека) и чая. По рыбе (учитывая, что ни разу не рыбаки) всегда был копченый окунь, реже котлеты из щуки. Друзья на 4 метровые воблеры брали кумжу. В этот раз сложных ремонтов не было. На соленоиде окислилась контактная часть "пятаков". Трещину в мосту не засверливали, а просто залили поксиполом, да обмотали армированным скотчем на этом подстраховка и закончилась. По бытовухе много чего можно написать... Список шмоток 12 лет формировался, каждая позиция имеет обоснование и историю появления. Есть идея запилить тематические видеоотчеты, но пока руки не дошли.
10
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
Шутник
Офигенно
Спасибо :)
 
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
Казьмин Дмитрий Михайлович
Тема рыбалки вообще не раскрыта... Что ловили,на что итп...
Больше туристы, чем рыбаки. Ловили на вертушку 2 и 3-шка. Воблеры KUUSAMO 1, 2 и 4 метра.
5
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
Dimon.113rus
Автор,а почему твой друг о лексусе пожалел??
Прожорливый, налог большой.
7
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
М.Ю.
Молодцы! Уважуха за смелость.
Но лучше было бы с компанией :)
6
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
Алекс
Интересно почитать! Отлично. +5
Спасибо
 
 
Ответить
Alexander
Ульяновск
Классный отзыв!
А колесо то с трещиной.
2
1
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
Alexander
Классный отзыв!
А колесо то с трещиной.
Эта трещина до сих пор есть (хотя 6 лет минуло с тех пор). Сдуваться не мешает, на скорость не влияет и не расползается.
6
 
Ответить
 
Ростовская обл.
Сообщений: 175
👍вот такой отчет!
6
 
Ответить
Дмитрий
Кемерово
Молодцы, уважаю! Особенно когда описывали переправу через речку сразу вспомнил как сами с острова на Эльке переезжали после ночного подъёма воды. За смелость и безбашенность 5+!!!
3
 
Ответить
  
Железнодорожный мо
Сообщений: 327
Отличный отчет и поездка! Удачи и новых маршрутов!
Волга, Газель-Спортедж I-Гранд Витара New-Соренто R
2
 
Ответить
   
Хабаровский край
Сообщений: 19237
***... В который уж раз видео - шедевры!!! Я в диком восторге!!!!!!
Автору - респект и жЫЫЫЫЫрный плюс!!!
3
 
Ответить
   
Хабаровский край
Сообщений: 19237
Подписался на канал автора на Ютубе. Круто! У автора, несомненно, есть талант: делать такие видеролики умеет далеко не каждый.
5
 
Ответить
  
автор
Сообщений: 9
ParovozNic
Подписался на канал автора на Ютубе. Круто! У автора, несомненно, есть талант: делать такие видеролики умеет далеко не каждый.
Спасибо! Рад, что понравилось :)
4
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 10959
Молодцы ребята
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
3
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 22984
Отличный отчет. От Севера, как и от гор отказаться трудно. Пройдет время и ваши друзья позовут вас еще разок помочить ноги в СЛО
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
Жлобский стиль какой-то
 
1
Ответить
А места хорошие
1
 
Ответить
 
Ростов-на-Дону
Сообщений: 5
Хорошее путешествие, хороший отчёт. Завидую. Может когда и у меня появится время и храбрость покружить в тех местах.
Мой отзыв: Honda CR-V 2011
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие