|
Всем доброго времени суток!
Для начала, познакомимся. Меня зовут Светлана, стаж два года, штурман, второй водитель, идейный вдохновитель. Моего мужа Александр, стаж два года, основной водитель и. Живем мы на данный момент в г. Заполярном, что в Мурманской области, почти на границе с Королевством Норвегия. Хотя сама я из Санкт-Петербурга, а муж из Энгельса Саратовской области, но по работе занесло на север. Авто Hyundai Santa Fe Classic 2004 г.в., АКПП, 2,7 л, 173 породистых корейских скакуна, отзыв здесь (мы его прозвали «бегемот»), на момент отъезда пробег почти 239 000 км.
До этого почти два года верой и правдой служил Chevrolet Aveo 2010 г.в., МКПП, 1,2, 84 л.с., но он, к сожалению, сделав тройной тулуп, погиб в неравном бою с мурманским гололедом, спасая нам жизни. Восстановлению, естественно, не подлежал и был продан на металлолом.
Итак, работа на севере позволяла взять длительный отпуск, поэтому на время в дороге решили не скупиться и выбрали сразу путешествие на собственном авто.
Причин для такой поездки было много. Во-первых, обязательное посещение родных мест, а именно Санкт-Петербург, Энгельс, небольшой деревни в Курской области, да еще и друзья давно звали в гости в Харьков. Во-вторых, безумная тяга к путешествиям не отпускала. До этого было три мои поездки по маршруту Санкт-Петербург—Курск (1 200 км) и обратно и две поездки с мужем Санкт-Петербург—Заполярный (1 500 км). Когда жили в Питере, все, в радиусе 150 км было изъезжено вдоль и поперек. Водить любим оба до умопомрачения, вплоть до бойни за право вести машину даже до работы. В-третьих, решили, что перед тем как заглядываться на заграницу, нужно узнать свою страну, посмотреть природу, города, людей. Ну и, в-четвертых, оценив стоимость авиа- и ж/д-билетов, решили, что на авто будет даже экономичнее и быстрее.
Проработку маршрута я начала еще с весны, штудировала отзывы на Drom.ru, маршруты прокладывала на Google, yandex и навигаторе, гостиницы заказывала на booking.com. Маршрут был составлен такой: Мурманск—Кандалакша—Вологда—Ярославль—Кострома—Иваново—Суздаль—Владимир—Энгельс—Воронеж—Харьков—Курск—Санкт-Петербург—Мурманск. Всего около 7 600 км. Маршрут потом был в итоге немного скорректирован.
Всю дорогу решили разбить на участки не более 1 200 км, по предыдущему опыту езды, как раз на полный световой день. Правда забыли, что чем южнее мы двигались, тем короче становился день, и в итоге к местам ночевок мы приезжали уже в темноте, что сильно снижало скорость передвижения и ориентирования в пространстве. В следующий раз при планировании решили, что будет не больше 800 км в день.
Машину особо не готовили, все плановые замены были сделаны еще летом, навигатор в помощь, бумажная карта (хоть и старая была, но в определенных ситуациях спасала), презент от военных в виде ИРП, полноразмерная запаска, ну и пара 20-литровых канистр бензина на всякий случай. От антирадара и видеорегистратора отказались, хотя думали приобрести. Заранее был распечатан подробный маршрут на каждый день пути, информация о городах, которые будем проезжать и достопримечательностях. К слову, почти ничего тщательно посмотреть не успевали, опять же из-за большого ежедневного километража. Еще фотоаппарата с парочкой запасных карт памяти и 8гб музыки. Ну и в принципе, все.
Поехали…
Решили времени зря не тратить и выехать прямо с работы в пятницу, впереди предстояло преодолеть больше 3 000 км до одной из ключевых точек нашего маршрута, родины Александра, славного города Энгельса.
День 0, пятница, 07 сентября
Заполярный—Мурманск—Кандалакша.
С работы, благодаря, хорошему настроению начальства, свалили пораньше, и уже в 15:00 мы выдвинулись в сторону Мурманска.
Предстартовая настройка навигатора. Все показатели сброшены на «0».
Светило солнце, настроение было на высоте, музыку погромче и погнали. Хотя по этой дороге «погнали» — это сильно сказано. Несмотря на прекрасный асфальт, кстати, один из лучших по нашему маршруту, весь пусть сопровождается безумным количество поворотов, спусков и подъемов, 156 км до Мурманска менее чем за два часа проехать ни разу не получалось. Но мы и не торопимся, впереди больше трех недель отпуска!
Трасса М-18 Е-105. Сложно такую красоту передать даже хорошим фотоаппаратом.
В 17:00 в Мурманске, небольшая дозаправка до полного, пару обалденных хот-догов на «Роснефти» и в путь, навстречу Кандалакше.
Асфальт великолепный по всей Мурманской области, бывают ремонты, но в остальном класс. На подъем почти везде по две полосы, виды потрясающие, благо эту часть пути за рулем муж, есть время насладиться природой. Вообще, после переезда я влюбилась в эти места, сопки, изменчивую погоду, полярный день, хотя всегда считала себя фанаткой родного Питера, но там суета, пыль, гарь, а здесь такой простор!
За 17 км до поворота на Кандалакшу, ремонт моста, полоса одна, ибо половины моста просто нет. Но в этих местах сложно встать в пробку, трафик почти нулевой. На развилке промахиваемся, и через 500 м пришлось разворачиваться на вторую попытку.
И вот, через 5,5 часов после старта мы въезжаем в город. Здесь у нас забронирован двухместный номер в мотеле «Гора Крестовая» через booking.com, ориентира нет, на сайте адрес указан 2-ой км дороги Кандалакша—Умба, где эта дорога не понятно, забивали в навигатор координаты, он не понял ничего и отказался нам помогать.
Навигатор в шоке, карты Кандалакши у него нет.
Полчасика поплутали, не с первого раза связались с гостиницей и в итоге увидели указатели на Умбу. Прямо напротив километрового столба с «2» поворот направо. Мотель реально оказался на горе, в лесу, рядом подъемник, но так как не сезон народу нет. Нас встретили, отвели в номер, который нам очень понравился, и мы счастливые, завались спать, так как на следующий день предстояло преодолеть 1 100 км до Белозерска.
Немного о мотеле, номеров, судя по всему немного, но все довольно уютные и просторные. В номере две одноместные кровати, одна двухместная, два кресла, стол, микроволновка, графин, стаканы, чашки, чай, холодильник, чайник, телевизор. Санузел совмещенный, полы с подогревом, полотенца, гель д/душа. Курить на балконе, по желанию утром могут привезти завтрак. В сезон аренда, лыж, сноубордов и амуниции. Все удовольствие за 1 500 за двоих. Нам там очень понравилось, решили на обратном пути опять заехать.
Мотель «Гора Крестовая», г. Кандалакша. Холл.
Мотель «Гора Крестовая», г. Кандалакша. Номер.
Итог дня по навигатору. В пути 5 часов, остановка 50 минут. За день 406 км.
День 1, суббота, 08 сентября
Кандалакша—Петрозаводск—Белозерск (ночевка).
Подъем в 7:30 по плану, на самом деле встать получилось только в 8:00.
г. Кандалакша.
В 9:00 были уже на заправке !Роснефть!, последний халявный бензин за счет фирмы (дальше за свои). На выезде из города пост ДПС ограничение 20 км/ч, редкий случай, очень худые гайцы, пару шуток по этому поводу и помчали. Двухполоска с хорошим асфальтом, трафик нулевой, через каждые 10-20 км места остановки для отдыха.
В 10:00 опустился туман, который не отпускал нас почти до обеда.
Покидаем Мурманскую область, здравствуй, Карелия!
Почти всю дорогу цеплялись за спонсоров и мчали с их скоростью, очень удобно. Только мы разошлись, наслаждаясь пустой дорогой и хорошим асфальтом, как встали на мосту, в веренице машин, начало который скрывалось в густом тумане. Встречного транспорта не было. Никто не знал, что произошло, поэтому все просто толкались у своих машин. Минут через 20 пустили встречку, проехал эвакуатор с автобусом, место водителя было просто вдавлено в салон, немного продвинувшись вперед увидели КамАЗ, в кузове скомканная шестерка…страшно, снизили скорость до минимума.
Эпизодами ремонт дороги, не критично, покрытие чередуется: пару км грунтовки, пару км гравий (в районе 1020 км трассы М8). Скорость от 20-60 км/ч. Встретили «Калину» из Калининграда, были удивлены.
В 11:30 проехали Лоухи, уже хотелось чего-нибудь закинуть в топку, но решили найти место поприличнее, ибо в прошлый раз чуть не траванулись тут. Асфальт все также чередуется, то километр идеальной автострады, …
…то вообще снят пластами. В районе Кеми асфальта не было на протяжении наверно километров 15, проезжали его целую вечность. Кстати, на обратном пути ремонтируемые участки сократились вдвое, но все равно мало приятного. Фоток нет, сильно тряслись руки).
После Кеми смена руля. Так как мужу моему конспектировать поездку было просто влом :), информации о дороге от Кеми до Медвежьегорска почти нет. Небольшие ремонты на обочине, позволяющие объехать практически, не снижая скорости. Трафик на единичку по пятибалльной.
В 17:00 въехали в Медвежьегорск, так как не только не обедали, но еще и не завтракали, а еще нужно было заправиться. В городе удивило безумное количество «лежачих полицейских», один раз насчитали семь штук подряд! Первые даже не заметили и все проехали на скорости 40 с удивленным глазами, когда поняли, что их было пять подряд. Заправились на ТНК. Еще до поездки друзья посоветовали свернуть на базу отдыха «Малая Медвежка» прям на берегу Онежского озера (ехать нужно через город по указателям на Пудож). Место очень красивое, сосновый бор, побережье, словами не передать. Приметили как вариант ночевки на обратном пути. По ценнику около 2 000 то ли за домик, то ли за двоих. В кафе на территории очень вкусно покушали, салаты у них просто потрясающие.
Видимо, так объелись, мозг затуманился и в этот момент мы решили отойти от плана и поехать по другому берегу через Пудож и Повенец на Вытегру. Инфы про эту дорогу в инете никакой и мы поняли, почему: там просто не ездят, трафик нулевой, асфальт на 3.
Так как дорога одна, навигатор отдыхал. Иногда поглядывали на бумажную карту, чисто для оценки расстояния. На 16-ом км увидели указатель «Захоронение Сандармох», я про такое даже не слышала, но решили время не тратить, проехали мимо. И хорошо, что не заехали, мне в таких местах становиться нехорошо. Потом уже прочитала, что там находится захоронение репрессированных, всего свыше 9 500 человек, 58 национальностей на площади 10 га.
После этой фотографии вышел дядя и сказал, что здесь фотографировать запрещено.
После Пудожи включили навигатор, который до самой Вытегры предлагал нам развернуться и ехать через Петрозаводск, а ближе к месту ночевки в Белозерске уже разворачивал на Волхов, потом на Вологду и в Белозерск. Соблазн был велик, так как недалеко от Волхова у меня дача, где как раз в это время отдыхали родители, но получился бы крюк км в 400. Асфальт на 2+, трафик 0, скорость не больше 100 км/ч. Перед Вытегрой в очередной раз смена руля. Начинало темнеть, около 8 вечера. В этот момент мы поняли, что самое неудобное время вождение это сумерки, встречные фары уже слепят, свои дорогу не освещают, глаза устают, даже ночью как-то проще. Из машин встречаем только мурманских или московских, почти до самой Вологды, московских вообще было очень много на всем пути.
В 21:30 Вытегра, еще около 200 км, но усталость уже наваливается. За 8 до города, асфальта нет! Темно, дождь. Бензина полбака, но заправка на другом конце города, решили пилить до следующей. Повернули по указателю на Вологда и поехали не спеша до Белозерска. Там был забронирован номер на базе отдыха «Рыбацкое раздолье», созвонились с ними, предупредили, что будем поздно, голос в трубке заверил, что к 00:00 мы точно доберемся. Не судьба.
Асфальт не улучшился, местами вообще пипец, периодически дождь, настроение падает. Местные не выключают дальний свет до упора, пока сам им не светанешь. Где-то в ночи выхватили указатель на Кириллов, еще 166 км, а от него рукой подать. Около 12 заправка, лошадиная доза кофе, нас «обнадежили», что еще около 70 км, мы совсем поникли.
К часу ночи въехали в Кириллов, из последнего звонка на базу мы узнали, что нужно проехать город и выехать на Белозерскую трассу и там мы все увидим. Навигатор вообще затупил, дорогу прокладывал напрямую через поля/леса, бумажная карта тоже не помогла, ориентировались по схемке, распечатанной на их сайте. Хотя какое там, я в темноте вообще не ориентируюсь. Ни одного указателя на базу или хотя бы на Белозерскую трассу мы не увидели. Ехали интуитивно, и, к счастью, через полчаса скитаний все-таки выехали на нужную дорогу. В темноте я случайно увидела, что слева какие-то одинаковые домики и освещенное крыльцо. Опять же ни забора, просто дома в поле прямо у трассы, ни указателя, что это за место не было. Нам повезло, это была база отдыха. Еще около 40 минут мы пытались достучаться, дозвониться и досигналиться.
Время уже за два ночи, мы никакие. Уже решили спать в машине, и нам наконец-то открыли. Отвели в дом. Одна большая комната, два икеевских дивана, которые мы полчаса раскладывали, телевизор из моего детства с двумя каналами, посуда, прилипшая к подносу на столе и буржуйка какая-то, мааааленький обогреватель. Душ и туалет общий в коридоре, хорошо соседей не было. По всему дому, болотная вонь, я извиняюсь, но это реально была вонь, в туалете без противогаза не зайдешь, очень грязно. Душевая кабина раскачивается. Окна в комнате выходили во двор и на трассу, занавесок нормальных нет, забора, как я и писала, тоже, бесплатный стриптиз для проезжающих мимо. И это за 2 000 рублей.
Итог дня по навигатору. В пути 14 часов, остановка 2 часа. За день 1 071 км
День 2, воскресенье, 09 сентября
Белозерск—Вологд —Ярославль—Кострома—Иваново—Суздаль.
Планов на этот день было грамадье, километраж на сегодня небольшой. Но так как встали поздно и все равно не выспались, решили нигде не останавливать и тупо ехать до Суздаля.
Из базы выбрались только в 10:20, и поехали на г. Мауру, откуда, судя по инфе в интернете, открывается прекрасный вид на Белозерский монастырь. Указатель нашли быстро, заехали на какую-то площадку, Саша сбегал на разведку по какой-то грязи, вернулся, сказал, что там ничего нет. Глаза были испуганными, говорит, ему повстречался сурок с пол человеческого роста :).
Маура — гора, находящаяся в километре от поселка Горицы, и на расстоянии около 5 км от города Кириллов. С вершины горы открывается великолепный вид на Сиверское озеро и белокаменный Кирилло-Белозерский монастырь, а от ее подножия открывается живописная панорама на долину реки Шексны, с ее островами, теплоходами и судами. На горе есть старая часовенка
Время терять не стали, уж очень хотелось уже приблизится к Энгельсу, мы устремились в сторону Вологды, опять меняя маршрут и вычеркивая Череповец.
Пасмурно асфальт на 3-, трафик 1.
До Вологды на обочине много беседок на обочине. Природа уже родная, от северной отличается как день и ночь. В город въехали в 12:00 решили позавтракать.
Зашли в «Елки-палки» обалдели от цен, на уровне питерских и решили перенести завтрак в Ярославль.
Дорога М-8, асфальт на 4+, трафик существенно увеличился, мы и отвыкли от такого, в Мурманской области дороги практически пустые. Трасса изумительная, все населенные пункты в стороне, а главная прямая, наконец-то опробовали круиз-контроль, гаишников мало, на постах их почему-то нет. Указатели на WC через каждые 10-15 км. Настроение улучшилось. Перед Ярославлем расширяют дорогу, но движение практически не затруднено, может потому, что выходные.
В самом городе асфальт хуже на 3+, но развязки понятны и без навигатора, что позволяет не терять времени, если вы едете без него. Везде чисто и аккуратно, хотя все в сравнении. Остановились размяться в центре.
Памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому расположен на площади Богоявления в центре Ярославля. Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, в другой — макет будущего города.
Проехав город насквозь, двигаем на Кострому. Бензин на заправках 92: ЛУКОЙЛ 25,65, ТНК 26,30, разнос цен приличный и совершенно не понятный. На выезде нас опять догоняет болотная вонь, уж не знаю, откуда она берется, но сразу вспомнилось неприятно пробуждение в Кириллове.
До Костромы около 80 км, неплохой асфальт с обочиной шириной с полноценную полосу. Тихоходы, не мешая, едут по ней. Трафик при приближении к городу увеличивает.
В 17:00 въезжаем в город. Остановились в центре города, размяться и пообедать. Одна из целей здесь — магазин «Фура».
Магазин «Фура», ул. 2-я Волжская, д. 8. «Фура» удостоена дипломов и занесена в Книгу Рекордов Гиннеса аж по трем номинациям: «Первый автомобильный магазин в виде грузовика», «Самый большой автомобильный магазин в виде грузовика» и «Единственный в своем роде магазин в форме грузовика».
Немного прогулявшись, в 19:00 выезжаем на Иваново, опять меняя маршрут и вычеркивая Плес.
В следующий раз решили, что отпуск будем планировать так, чтобы провести в городах хотя бы по дню, а то так проездом ничего и не увидели из запланированного.
Иваново первый город на нашем пути, где асфальт в самом городе лучше, чем в области. Как-то в остальных получалось наоборот. Так как уже стемнело, фотографии получались не все.
Опять проезжаем город и по навигатору, сверяясь с указателями, двигаемся в Суздаль. Указателей много, асфальт хороший, фуры дают обогнать, смещаясь и показывая правым поворотником. В Суздале у нас забронирована комната в гостевом доме.
Город, даже в темноте показался очень красивым, с подсветкой домов и церквей, старинный, без кривых высоток, портящих весь антураж. Вообще произвел очень положительное впечатление, старинный, самобытный, чистый и аккуратный. Почему-то именно этого впечатления я ждала от Ярославля и Костромы.
Навигатор решил реабилитироваться и без проблем подвел прямо к дому, где нас встретила хозяйка. Домик очень неплохой, встретили радушно, стоянка во дворе, под яблоней. Наша машина была третьей, уже стояло две машины с московскими номерами. Хозяйка отвела нас в комнату на втором этаже, пока мы переодевались, сделала нам чай. Вообще было ощущение, что мы приехали погостить к родне, все очень мило и по-домашнему. Как я поняла, комнат в доме четыре, две внизу и две наверху. Внизу живет хозяйка, соседняя с ней комната была занята, видимо, приезжими, рядом большая кухня, неплохо оборудованная, раздельные туалет и ванная, везде очень чисто и уютно. Наверху было две комнаты, в нашей большая кровать с чистым вкуснопахнущем постельным бельем :), это моя слабость, особенно после дороги :), два прикроватных столика с ночниками, два больших кресла, журнальный столик, телевизор. Окна во двор. Все удовольствие за 1 500 рублей. Хозяйке большое спасибо!! Ночью, кстати, на машину упало пару яблок и сигнализацию пришлось отключить.
Итог дня по навигатору. В пути 8 часов, остановка 3,5 часа. За день 613 км.
Из запланированного, но не осмотренного:
Вологда
Памятник писающей собаке. Пречистенская наб., 19.
Оригинальный памятник первому вологодскому фонарю, выполненный в виде фонаря и писающей на него собаки и расположенный у Красного моста рядом с Театром кукол, был открыт 21 мая 2004 года в честь 100-летия электрического освещения Вологды. Скульптор — Елена Никитина.
Памятник Резной палисад, Перекресток ул.Благовещенской и ул.Мальцева, дом №34 по Благовещенской.
Ярославль
Большое Масленниково — деревня в Тутаевском районе Ярославской области. Расположена примерно в 20 км к западу от города Ярославля. Ближайшая федеральная трасса — автомагистраль М 8 «Холмогоры».
В этой деревне родилась первая женщина-космонавт Земли Валентина Терешкова. Однако музей «Космос», в котором находится экспозиция, посвящённая космонавтке, находится в деревне Никульское, расположенной примерно в 5 км южнее.[4]
Постоянное население на 1 января 2007 года — 1 человек; летом приезжают дачники
Музей «Космос». Координаты: 57°40′50.3″ с. ш. 39°28′12″ в. д.
Дворец-замок Понизовкиных. Поселок Красный Профинтерн. Находится на расстоянии 37км от Ярославля.
Иваново
На привокзальной площади памятник женщинам-революционеркам, он же «голова профессора Доуэля» или «памятник страшной голове».
Памятник борцам революции на площади Революции в народе в советское время получил название «Вставай, уже одиннадцать!». Связано это название с тем фактом, что в 11 часов открывались алкогольные магазины :).
Памятник героям фронта и тыла, памятник гендерному неравенству или «Женщина! Знай свое место!».
День 3, понедельник, 10 сентября
Суздаль—Владимир—Муром—Пенза—Энгельс.
Проснулись в 8:00, выспавшиеся, в хорошем настроении. Сегодня вечером будем дома! Так как оставалось около 800 км, решили немного пофилонить, не спеша собрались, позавтракали и поехали знакомится с Суздалем.
Город просто потрясающий, ни одной застройки выше четвертого этажа, очень много церквей и соборов, старинных домов, мы просто обалдевали от красоты пока гуляли. Естественно, не удержались и зашли в сувенирную лавку, коих здесь на каждом шагу, оставили несколько тысяч и довольные помчали дальше. Вообще в этом городе у вас никогда не возникнут проблемы с ночевкой, сувенирами и перекусами, все это есть на каждом углу. Суздаль стал для меня самым красивым городом из увиденных. Саша даже сказал, что на пенсии мы будем жить именно здесь :).
В 10:20 заправились и по М-8 «Волга» выдвигаемся на Владимир. Трафик нулевой, асфальт на «4», ехать до Владимира 40 км. Ширина обочины почти с полноценную полосу, тихоходы всегда пропустят, ехать одно удовольствие.
Во Владимире у меня особый интерес, идея фикс, очень мне хотелось посмотреть на церковь Покрова-на-Нерли. Точного местонахождения я не знала, нашла только координаты. На въезде в город поворачиваем налево по указателю на Казань, в деревне Боголюбово почти на выезде замечаем ее где-то в паре километров слева почти в чистом поле, как подъехать, не понимаем. Несколько раз пытались съехать, но все время упирались в ж/д, переезда тоже нигде не видать. Местные тоже не в курсе. Проехали дальше свернули в какую-то деревню, поплутали там минут двадцать безрезультатно, ее видим, а подъехать никак. Спросили опять у дедули, он нас в Боголюбово развернул. В общем, все попытки завершились крахом…только сфоткали издалека.
В 1,5 км от Боголюбова, в живописной пойме р. Нерль — белокаменная церковь Покрова на Нерли (1 165).
И тут у нас сдох навигатор. Полностью разрядился, и заряжаться отказался. И путь еще долгий, и маршрут был запланирован не легкий. Бумажная карта не помогла, сориентироваться при таком масштабе нереально, понимаем, что где-то под Владимиром, а где точно определить не можем. Решили просто ехать, надеясь на указатели. Двинули по указателям на Нижний, а там при первой возможности решили уйти южнее. Трасса четырехполоска с разделительным газоном. Асфальт на 4+, трафик 2, правда, ветер пипец, даже наши почти две тонны сносило слегка. Потом была отворотка на Москву, что-то подсказало, что нам туда, и где-то через 35 км еще один щит с заветным столовом «Муром» налево, направо остался «Владимир».
Решили не заморачиваться, где мы сейчас вообще находимся, доехать до Мурома, пообедать и разобраться с навигатором. Дорога — двухполоска на троечку.
Временами насильно заставляли навигатор заряжаться, не помогло (договорились, что просто купим новый, благо выбор сейчас большой и цены невысокие).
В 14:00, так и не пообедав, с новым навигатором, мы выехали из Мурома.
Въехали в Нижегородскую область, дорога неоднозначная, сначала был очень хороший асфальт, потом просто ужас, ехали тихо матерясь.
Цель была выйти на М-5 в районе Зубовой Поляны.
Не успели заметить, как мы уже в Мордовии. Заметили, что тут любят ездить без ближних фар. Трафик нулевой, асфальт как-то местами, заправок брендовых нет, все какие-то местные, в каждом населенном пункте тюрьма. Как-то Мордовия осталась для нас незаметной и неизведанной. На фотоаппарате одна фотография.
Когда уже начинало темнеть, вышли на М-5, трафик существенно увеличился, после совершенно пустой Мордовии, немного прифигели, даже не сразу получилось вклиниться в поток, асфальт не очень, ближе к Пензе стало лучше, безумное количество фур, которые обгоняют как ненормальные. Заправок по трассе мало, на тех, которые встречались, не было бензина, для нас уже критично. Когда увидели «Роснефть», даже не сразу поверили, что у них есть бензин, устроили легкий перекус, выпили кофе, грустно провожая вереницу фур, которые мы только что обогнали. Выдвигаемся, и еще 150 км чешем по М-5, почти перед Пензой, сворачиваем по указателям на Саратов, уже совсем темень, но асфальт хороший, трафик снижается и мы, не напрягаясь, наслаждаемся ощущением, что скоро будем дома.
Где-то в дороге, я поняла, что машина больше не реагирует на педаль газ. Она просто заглохла, без рывков и посторонних звуков. Никого не спросив. Я обалдела. Свернув на обочину, завелась, и поехали дальше. Через какое-то время мы опять заглохли.
Саратовская область славиться своим, мягко говоря, не очень хорошим покрытием, то идеальный, то вообще караул. Отдельное спасибо дальнобоям, которые в этой темени помогали обогнать их правым поворотником, любезно освещая всю дорогу дальним светом, пока мы не обгоним. Такого я еще нигде не видела. Около Саратова благодаря нашему новому навигатору без проблем уходим на объездную и на саратовский новый мост. На мосту ДПС, о чем Саша как бы между делом вспоминает, подъезжая к нему не снижая скорости. Я тоже, не замечая подвоха, вслух дублирую знаки ограничения скорости перед постом. И бац…, нас останавливают за превышение… Мы даже не поняли :)), видя знаки, да какое там, зная, что там пост, даже не подумали снизить скорость. Но мы не Шумахеры, ехали с превышением на 17 км/ч. Но как обидно, по собственной глупости, проехав, половину центральной России, на четвертый день пути, уже практически дома, попасть на штраф. Ну это ладно, сами виноваты, оплатили на месте и уже совсем не торопясь въехали в Энгельс. Почти в ночь были дома.
Из запланированного, но не осмотренного:
Муром
Замок Храповицкого село Муромцево. Своим возникновением и расцветом она обязана одному владельцу — гусарскому полковнику Владимиру Храповицкому. Если и есть повод считать усадьбу мемориальной, то только потому, что здесь работали талантливые и известные мастера, стараниями которых была создана уникальная планировочная структура, не имеющая сомасштабных аналогов. Замок поражает своим великолепием, хотя сейчас на него жалко смотреть, так как такой ценный архитектурный объект остается бесхозным.
Природный фонтан. Если ехать на автомобиле из Владимира на Муром, то, проехав стоящие рядом две деревни Новое Полхово и Загорье, вскоре слева от дороги увидите небольшую парковочную стоянку с маленькой кафешкой. Там оставляете автомобиль и идёте к фонтану через мостик.
Далее мы целую неделю отдыхали у Сашиных родителей, ничего не делали и наслаждались отпуском, гуляли по Энгельсу и Саратову. Я первый раз увидела Волгу :).
Смотровая площадка в Саратове.
На третий день Саша опять поймал штраф за превышение по дороге в Красный Кут к бабушке. Гайцы сказали, что превышение на 34 км/ч, значит, в поворот мы должны были войти на скорости под сотню, что практически нереально. Но, не знаю, по каким причинам, штраф был выписан на превышение только на 18 км/ч.
Купили топливный фильтр, думая, что это причина того, что машина тупо глохнет на дороге, поменяли на даче.
В Саратове съездили в Парк победы. Музей под открытым небом, более чем 130 экспонатов, экспозиция сельскохозяйственной техники, в которой представлено все от плуга до комбайна. Ухоженные дорожки, места для отдыха и прекрасные обзорные площадки, с которых открывается чудесный вид на Саратов и Энгельс. Очень понравилось.
Саратовский мост, на другом берегу Энгельс.
40-метровый монумент «Журавли». Он представляет собой три мраморных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат.
Национальная деревня — это деревня с самыми настоящими домами, юртами, замками народов Саратовской области. На территории Парка победы. К сожалению, все дворики были закрыты, видимо потому что будни, некоторые не достроены.
Украинский дворик по нашему мнению был самый лучший.
Место приземления Ю.А. Гагарина.
Дорога в 15-20 км южнее Энгельса тихий ужас, таких дорог я еще нигде не видела.
Пока там гуляли над нами пролетел ТУ 160 — гордость ВВС России
Вдоволь нагулявшись за неделю по Энгельсу и Саратову отправляемся в еще одну ключевую точку нашего маршрута — Курскую область, мою малую родину.
День 11, вторник, 18 сентября
Энгельс—Воронеж—Суджа.
Подъем в 6:00, почти не спали, но настроение бодрое. В 7:00 отъезжаем от дома родителей, багажник полон яств, в бензобаке халявный бензин из канистр. Сегодня по плану было доехать до Харькова, там переночевать у друзей, а назавтра уже двигать к моей родне в село Ржава, Курской области. Но опять не судьба, об этом ниже.
Проезжаем весь Энгельс к саратовскому мосту, немного потолкались. Как приятно осознавать, что когда другие едут на работу, у тебя впереди еще две недели отпуска :). Рассвет, на рассвете, по-моему, все прекрасно. Еще около часа выезжали из Саратова, нам на Воронеж, указателей по городу нет, без навигатора застряли бы там, наверное.
Дорога прямая, но асфальт… продолжает «радовать», трафик небольшой.
Пока двигаемся по М-6 «Каспий». Изначально, навигатор настроили на Воронеж, хотели посмотреть там пару объектов, а оттуда двинуть к границе, решив грин карту купить где-нибудь по дороге. Пока Саша был за рулем, я изучала бумажную карту, соображая, на какой погранпереход нам лучше выехать. В бортовом журнале куча размышлений по поводу этого, но чем ближе мы были к Воронежу, тем больше нас одолевали сомнения, что сегодня туда доедем. Тем более карт Украины в навигаторе не было, да и получалось, что приедем мы за полночь, а на утро уже планировали уезжать.
По трассе приметили аккуратные мусорные пакеты вдоль обочины, ни одного бака не было.
К 9:30 были в Калининске, заправились на ТНК по 26,45. Через 20 км начался новый асфальт, но ограничение по скорости 50 км/ч. Ближе к Балашову асфальт неожиданно закончился.
К 11:00 выехали в Воронежскую область, асфальт норм, трафик все также небольшой. Проезжаем Борисоглебск. Обедать решили в г. Анна, после него планировали уйти на юг, пересечь трассу «Дон» и дальше на Новый Оскол.
В Анне были в 13:30. Остановились где-то в центре в кафе «Дорожное», объелись на 500 рублей, правда, в соседнем зале были поминки, странные ощущения. Пока пройдено полпути. По времени еще успеваем.
Как и планировали, на выезде сворачиваем налево по указателям на Бобров, асфальт новый без разметки, ограничений нет, трафик нулевой.
Навигатор опять выкрутасничает, но до трассы «Дон» доезжаем без особых трудностей. В 15:00 на «Роснефти» заправились 92 по 26,80. Далее навигатор предлагал проехать 7 км в сторону Воронежа и повернуть налево на Лиски. Вот за эти 7 км мы и решили, что ничего не успеваем и лучше сразу отправиться в Курскую. Поэтому мы никуда не сворачиваем, а мчим, прям к Воронежу, чтобы потом уйти на Курск.
М- 4 «Дон» шикарен. Четыре полосы с отбойниками, заправки на каждом углу, мотели, кафе, трафик конечно большой, но это не мешало держать скорость не меньше 120 км/ч, мы ехали и наслаждались.
Так незаметно по времени, к 16:30 мы подъехали к Воронежу.
Из запланированного, но не осмотренного в Воронеже
Замок принцессы. Недалеко от Воронежа — примерно 35 км, Рамонь расположена недалеко от московской трассы (по указателю примерно 10 км), к северу от города (в сторону Москвы)..
Памятник коню. Гостиница «Яр». 491 км автодороги Москва—Воронеж.
Котенок с улицы Лизюкова. Улица Генерала Лизюкова (у Макдональдса). Помните этот мультик, про котенка и Бегемотиху? В Воронеже действительно есть такая улица — генерала Лизюкова, и вот на ней-то и установлен памятник с главным героем этого мультика. Скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов, по эскизу школьницы Ирины Поваровой. Памятник Мандельштаму. Памятник поэту Осипу Мандельштаму, который в Воронеже отбывал ссылку. Пр. Революции, д.18А. Купание черного коня. Скульптуры, сохранившиеся в Первомайском парке, навевают мысли о пионерском детстве. Например, этот мальчик на коне. Пр. Революции, д.18А. Девушка на бульваре, «Незнакомка». Центр города. Бутики, салоны, поток машин... А на тротуаре перед магазином — два стула, на одном сидит романтическая барышня, на другом висит пиджачок отлучившегося кавалера. Не хотите пока присесть?Памятник Высоцкому. Памятник Владимиру Семеновичу Высоцкому может не обрадовать его почитателей. Но все же — он в Воронеже есть! Карла Маркса, 59.
Белый Бим Черное ухо. На площади перед Воронежским кукольным театром сидит потерянный пес из повести Гавриила Троепольского (писатель родился в Воронеже). Каждый рад погладить Бима, а дети оставляют ему еду... Пр. Революции, д. 50. Лечебный стул/стул от жадности №0001. Необычный лечебный памятник. Это бронзовый лечебный стул № 0001 — весьма ироничная и вместе с тем оптимистичная скульптура высотой 1,5 метра, стул избавляющий от жадности. Случайно или нет, установлен он у Дома областного правительства. Так воронежские художники из галереи Х. Л. А. М. решили бороться с жадностью, невежеством и дурновкусием. Место для стула выбрано символичное: в сквере около Дома правительства (вход со стороны ул. Платонова). На сиденье — ладошки. По задумке авторов, они должны наделять всех садящихся положительной энергией.
Прямо перед знаком «Воронеж», обозначающим въезд в город, развязка, полностью перерытая, какие-то объезды, начинается какой-то кипишь, хоть указатели есть, нам на Курск.
Едем по пр. Патриотов, надеюсь, правильно записала название, и тут начинается шоу. Едем в среднем ряду, толкаясь с остальными машинами. Тут «VW» с курскими номерами слева начинает плавно смещаться в нашу полосу, без поворотников, ни снижая скорости, сигналим, «VW» возвращается в свою полосу. Толкаемся дальше. Через пару минут, это «VW» опять без признаков поворотников начинает ехать прямо в наше переднее левое крыло, не быстро, но уверенно. Опять сигналим, он опять уходит. Так повторяется еще пару раз. Саша не выдерживает, и, матерясь, обгоняет и немного подрезает «VW»!. Я категорически против таких маневров, но даже у меня в этой ситуации нервы не выдержали. Оборачиваюсь, а там дедуля и бабуля с абсолютно невозмутимыми лицами, бабуля на пассажирском дремлет, закинув руки за голову, дедуля смотрит только вперед. Выдохнули. В 17:00 все не можем выехать из города, теперь встали, где-то недалеко от Дона, светофоры, местные водители делают безумное количество перестроений, хотя все равно практически стоим, на дороге просто хаос, все пытаются влезть с обочины. В общем, впечатлений куча.
В 17:20 выехали, наконец, на А-155. Дорога широкая, двухполоска с неплохим асфальтом, на подъемах расширение до трех полос, нам только прямо еще около 200 км.
Солнце начало двигаться к горизонту и светило прямо в лицо до самого заката, немного раздражало. Спасали очки, купленные еще на первой поезде на «Авео» их Питера в Заполярный. К 20:00, когда солнце, наконец, село, мы были перед Курском.
Какими-то дикими объездами, ведомые только навигатором, объезжаем город, на уже знакомой трассе останавливаемся крайний раз, чтобы смениться. Замечаем, что перегорела лампочка, но осталось 100 км, и мы решаем, что до завтра обойдемся противотуманками, тем более машин немного, особо мы никому не помешаем. Далее до Суджи асфальт идеален, с приходом темноты скорость совсем не упала, тем более по этой дороге я уже ездила в прошлом году. В 22:00 прибыли на место, встречает моя родня. Ужин, общение и спать.
Итог дня по навигатору. В пути 12 часов, остановка 2,5 часа. За день 903 км.
За три дня поменяли в лампочки в фарах (240 рублей и 100 работа), выбили катализатор, наобщались с родней, наелись шашлыков и насладились природой.
Пора в Питер, к моим родителям. Впрочем для Саши Питер тоже стал уже родным.
День 14, пятница, 21 сентября
Суджа—Брянск—Смоленск—Великие Луки—Санкт-Петербург.
Сегодня нужно добраться до Питера, 1 300 км, дорога знакомая, но все равно много, решили ехать без больших остановок и объезжая все города. Маршрут был выбран еще год назад, опять же после прочтения Drom.ru (спасибо автору отчета «Питер—Краснодарский край. Мимо федералок, бесконечных фур и ГИБДД на Land Rover Freelander»!!). Подъем в 6:00, темень, все еще спят. Долго собирались, утрамбовали багажник по самое не хочу и только через 1,5 часа выдвигаемся. Заезжаем в Суджу дозаправиться и попрощаться с родственниками, потеряли еще полчаса на заправке, ибо очередь, при нас установили новые цены, 92 — 27,39 (95 — 29,29; Дт — 27,99). Навигатор устанавливали на небольшие населенные пункты по пути, чтобы было удобнее направлять его туда, куда нам надо. Иначе все время пытался завести нас в Москву, а там терять время очень не хотелось.
Вот за что я еще люблю Курскую область, так это за великолепный асфальт и почти полное отсутствие трафика на дорогах.
После Хомутовки сворачиваем на Е-93 налево и почти сразу направо по указателя на М-3 на Брянск. М-3 — ужасная бетонка, гайцы на каждом углу, встречные водители не предупреждают. Где-то на границе областей, на заправке, бегемот сначала не сразу заглох, а потом не сразу завелся, холостые обороты не держал вообще, приходилось минутку подгазовывать.
На мостах асфальт такой, что лучше бы была бетонка. За 30 км до развилки на Орел—Брянск ужасный асфальт с колеей. Первый раз увидела знак «Контейнер для мусора 1 км» и как ни странно, через 1 км реально стоял контейнер. На ровных участках очень много засад, или после знаков по ограничению из-за ремонта. По мере приближение к городу трафик существенно увеличивается, но состояние асфальта не дает обогнать даже тихоходы. На развилке уходим по указателям на Брянск на А-141 (неплохой асфальт, трафик на 4), потом через несколько км, объезжая Брянск поворачиваем на Смоленск. Асфальт неплохой, по заправкам в основном «Роснефть», несколько смоленских топливных систем. Ближе к Смоленску широкая двухполоска, справа, видимо, стоится еще две полосы.
В районе Мурыгино уже появился отбойник, и дорога стала четырехполосной, с отдельными полосами для поворота направо и разворота. Правда, немного напрягает то, что трасса проходит через населенные пункты, отделенные отбойником, приходится постоянно сбрасывать скорость.
Перед Смоленском по указателям сворачиваем на Витебск, чтобы объехать город. Через 20 км опять сворачиваем к Смоленску в Гнездовой микрорайон, через несколько км, поворачиваем налево на Ольшу.
За 10 метров перед поворотом встали минут на 20 из-за аварии. После поворота доезжаем до М-1 и почти сразу съезжаем на Р-133 (Велиж, Невель). Тот километровый участок М-1 был прекрасен, шесть полос с отбойником, движение, правда, активное.
Вообще, все эти хитросплетения дорог и объезда Смоленска были бы нам непосильны, если бы не навигатор. Выглядело это примерно так:
В 16:30 заправились в Каспле 92 по 26,00, до дома, кажется, рукой махнуть, там уже ждут пироги, но пилить еще км 600 по неизвестно какой дороге.
Хотели отобедать в Демидове, но он оказывается в стороне, едем дальше. Останавливаемся прямо перед Велижем, кафе около заправки «Роснефть» на улице Володарского. Объелись на 500 рублей очень очень вкусной домашней еды. Уже подобревшие двигаемся дальше. В планах в Усвятах уйти на Великие Луки и там лесами, полями выйти, прям к Плюссе, что на границе Псковской и родной Ленинградской, навигатор упорно предлагает ехать через Псков. После Велижа пересекаем границу Псковской области, ну это хотя бы уже Северо-запад. Дорога в основном плохая, местами совершенно непонятно, к чему привязанные пятикилометровые участки идеального асфальта. Как и планировали после Усвят поворачиваем направо от платной дороги на Великие Луки, трафик нулевой.
Уже около В. Лук, навигатор опять хочет увести на Псков, считая, что по трассе быстрее, но мы едем на Бежаницы и Порхов. Машин ни встречных, ни попутных, асфальт неплохой. Сумерки, скорость падает.
Решили, что я веду до Луги, потом садится Саша. Все также двигаемся по пустынной дороге, но уже в темноте. Упираемся в Лудони и поворачиваем направо на трассу М-20 Е-95 «Балтия». Асфальт, попуток немного, но встречки…, обогнать вообще нереально, тем более в темноте оценить расстояние до приближающейся машины довольно тяжело. Если обгоняет с встречной полосы, непонятно, успеет он уйти в свою полосу или влетит тебе в лоб :(. И в Ленобласти на объездной Луги случился шок. Я за рулем, пару встречных машин моргнули фарами, у меня и так скорость не больше 80, снижаю до 60 км/ч, мало ли что. И тут схватываю взглядом на левой обочине четыре машины, первая сильно помята. Перевожу взгляд на трассу, а там кровище, по всей ширине, я собралась и вижу, как прям на дороге валяются окровавленные туши. У меня почему-то первая мысль промелькнула, что это человек. Я очень испугалась, но это были кабаны. Первую полутушу пришлось пропустить между колес, было очень неприятно, когда она ощутимо проскоблила по днищу, вторую обошла по встречке. Долго не могла отойти от шока, пришлось Саше сменить меня раньше запланированного. К 3:00 ночи были дома. Потом была неделя отдыха в Питере, кафе, рестораны, общение с родней, несколько раз пытались поставить машину на СТО, волновали проблемы с запуском после заправки, но из-за жесткого ограничения по времени ничего не успели. За два дня до отъезда в Заполярный купили и установили дополнительно две противотуманки. Родные фары у нас очень мутные, а в преддверии полярной ночи на севере, решили, что лишним не будет. Делали все около дома в гаражах. Мастер делал долго, но качественно, кнопку включения вывел слева под руль. Цена вопроса — 3 000 за фары, 500 — работа. Цены на бензин в Питере на ЛУКОЙЛе 98 — 34,65; 95 — 30,05; 92 — 27,80; Дт — 30,00. Переночевать решили на даче, в Пупышево, как раз на трассе М-18, чем сократили себе с утра дорогу на 100 км.
День 21, пятница, 28 сентября
Волхов—Кандалакша.
Сегодня домой. Так как в запасе у нас были целые выходные, оставшиеся 1 500 км решили разбить и переночевать в Кандалакше, в том же Мотеле «Гора Крестовая». А в субботу уже выспаться и добить последние 500 км. Прощаемся с родителями и в 8:30 отъезжаем от дачи, до трассы еще 10 км. Погода пасмурная, питерская. Неожиданностей от дороги не ждем, этот путь уже был пройден дважды (когда перегоняли Авео и Бегемота). Проезжая после Волхова поворот на А-144 «Вологда», вздрогнули, слишком она была ужасна. Вернемся к М-18, встречка постоянная, думали, будет наоборот, пятница же. Асфальт хороший, правда небольшая колея, в которой скапливается вода и немного кидает при обгоне, попуток почти нет. Тут еще пока все зеленое, а в Заполярном листья уже опали :((.
В 10:30 обходим Лодейное поле, увидели заправку ПТК, вспомнили, что у нас есть их скидочная карта, решили заправиться. 92 по 28,20. Почему-то именно на этой трассе постоянные проблемы с указателями и километражом. То до Мурманска 1 080 км, а через 10 минут стремительного полета уже 1 184, потом опять 1 062. Причем, когда едешь из Заполярного в Мурманск, такая же история. Мы так и не поняли, в чем причина.
Республика Карелия со стороны Ленинградской области. В 12:00 остановились пообедать в п. Матросы. Кафе «Шампир», взяли обалденную солянку и вкусняцкий шашлык. Через час двигаемся дальше. Уже в Карелии на 571 км М-18, пока Саша дрыхнет, я топлю 140 км/ч, по прямой дороге. Мигает встречка, и я успеваю оттормозиться до 116 км/ч по протоколу. Третий штраф за отпуск. От Петрозаводска до Медвежьегорска асфальт на отлично, трафик небольшой.
Прямо у Медвежьегорска ремонт моста, движение по светофору. Перед Сегежей заправляемся 92 по 30,90. Вспомнили, что у нас же есть записи ботового журнала по этому участку, правда, трехнедельной давности. Пока Саша за рулем, я читаю записи в обратном порядке, и мы уже в курсе, опасных участков. За 15 км до Лоухов и еще 10 после асфальта не было, как мы и предполагали, правда, за три недели ремонтируемый участок уменьшился, наверное, втрое. До Кандалакши добрались без приключений. На месте были только в 22:00. Пройдено ровно 1и 000 км за 13 часов.
День 22, суббота, 29 сентября
Кандалакша — Мурманск — Заполярный.
Сегодня решили отоспаться за весь отпуск. Заказали завтрак, хотя время уже было к обеду. Сегодня расслабляемся, не спеша собираемся и выдвигаемся домой. Выехали только в 14:00. В Кандалакше заправились на Роснефти за 27,70 и направляемся в Мурманск.
В 17:00 выезжаем уже из Мурманска, рабочая встреча на повороте на Полярный. И почти сразу наше путешествие заканчивается… На 1414 км М-18, за сотню километров от дома нам в лоб влетает «Альмера». Дорога там опасная, кучерявая с кучей закрытых поворотов, ехать там больше 100 — самоубийство. «Альмера» вылетела из-за поворота, уже на встречке, то ли обогнать хотела, то ли просто в поворот не вписалась. Заметили мы ее сразу, хорошо Саша успел оттормозится почти в ноль и сдвинуться ближе к обочине. Удар пришелся в водительское крыло. За нами шла еще одна машина, которая уткнулась нам в зад. Сразу сработали подушки, сильно ударив в грудь. Потом запах от пиропатрона стоял в носу еще несколько дней. Сразу вышли, отдышались, виновник аварии из машины не выходил, как потом выяснилось, у него был открытый перелом ноги. Саша был в шоке, вторая машина за полгода не подлежала восстановлению и обе на севере. Потом долго ждали ГАИ, скорую, эвакуаторов, коллега приютил нас у себя и мы остались в Мурманске. К слову сказать, все проезжавшие мимо машины останавливались, предлагая помощь, даже когда уже приехали гайцы и скорая. Очень здесь отзывчивые люди.
Вот такой грустный конец нашего отпуска, по этой причине писать я начала только через два месяца, ибо эта авария перечеркнула все хорошие впечатления. Бегемот тем временем, до сих пор стоит под шапкой снега в Мурманске и смиренно ржавеет.
shelf87