|
Весной дети закончили садик, а перед этим я организовал и сводил всю их группу на экскурсию на Богучанскую ГЭС. Конечно же, станция их впечатлила, прежде всего размерами. Поэтому пора было им показать и другие наши знаменитые Сибирские ГЭС, а именно Красноярскую и Братскую. Я всегда считал, что именно такие большие станции — это самые интересные рукотворные достопримечательности, которые можно увидеть у нас. Всё это планировалось сделать за один небольшой отпуск в июле. Куда-то совсем далеко этим летом поехать уже не получалось. Свой лимит путешествий в этом году я уже выбрал поездкой в Сочи в мае: Поездка в Сочи на Гран При России Формулы-1
Изначально, планируя маршрут в этом небольшом отпуске, я не собирался писать отчет. Действительно, от Кодинска до Красноярска уже описывал дорогу, и направление из Братска до Кодинска тоже здесь есть. А часть пути из Красноярска до Братска тоже была в прошлогоднем отчёте о поездке на Байкал. Казалось, ничего нового…..
Но за несколько недель до отпуска проверял точные расстояния по Гугл картам, и после запроса маршрута «Красноярск—Братск» он мне выдал вот что:
Предлагалось за 10 часов 19 минут проехать расстояние 685 км. Напрямую через посёлок Чунский…
Это что-то новенькое, так как ещё недавно основным был традиционный маршрут через Тулун. За 11 с лишним часов и почти 900 км.
Было над чем подумать. Я знал, что трасса там между Братском и Чунским строится, и зимой там катаются, вообще, без проблем. Но как там ситуация в настоящий момент? Почитал интернет, кучу статей про стройку, пообщался с людьми, посмотрел фоторепортажи оттуда и т. п. В общем, на Аутбэке казалось, вполне можно проехать уже сейчас. Так как хуже дороги, чем, к примеру, из Братска в Кодинск, в принципе быть не может. И поначалу всё было более-менее нормально. Но потом что-то пошло не так….
В итоге маршут выглядел несколько своеобразно, с таким вот более чем 250 килметровым крюком в центре, по не самой лучшей дороге или даже по откровенному бездорожью. Но что такое 250 км по меркам размера Вселенной… )) Хотя находясь там, в лесу под дождем с семьей, было не до смеха.
Итоговый маршрут путешествия. Более 2,5 тыс. км с учётом интересных мест за городом.
Часть 1. Несколько дней в окресностях Красноярска
Но обо всем попорядку. Про первую часть пути из Кодинска до Красноярска и про самые интересные места там в городе, я рассказывал в прошлом году: Дорога Кодинск—Красноярск
Обновление для Аутбэка так и бросается в глаза.
В Красноярске перед поездкой дальше Аутбэка ждало небольшое ТО и обновление в виде установки в фары модных и актуальных ДХО. Теперь с ними в любое время суток машина гораздо заметнее, чем с обычными габаритами и ближним светом. И днём уже нет необходимости врубать ксенон на ближнем или туманки.
Расскажу о паре мест, на этот раз за Красноярском, куда всегда интересно съездить. И я рекомендую это сделать гостям города и путешественникам, кто едет дальше. В первую очередь, это, конечно, Красноярская ГЭС, вторая по мощности в стране, после Саяно-Шушенской. Далее в отчете будут представлены третья и пятая по мощности станции. Но об этом позже.
Итак, едем в город спутник Красноярска — Дивногорск и далее на ГЭС. Это в 60 км от центра Красноярска. Проезжаем мимо знаменитых Столбов и парка Роев ручей (тоже обязательны к посещению, в т. ч. и нами в этот отпуск). Дорога далее очень живописная, с несколькими серпантинами и смотровыми площадками. Проезжаем старинное сибирское село Овсянка, где родился Виктор Петрович Астафьев. Поклонникам его творчества советую посетить библиотеку-музей его имени. Очень красивое здание и весь комплекс. Или просто посмотреть на село и Енисей с самой высокой смотровой площадки.
Спуск по серпантину от смотровой площадки к Овсянке.
И пейзаж с панорамой Енисея в сторону села Овсянка.
Проезжаем живописную реку Мана, затем по объездной Дивногорск. Мост на левый берег напротив Красноярской ГЭС. Далее сворачиваем в лес, к нескольким смотровым.
Дорожка к верхней смотровой Красноярской ГЭС.
Ведет к ней обычная гравийка через лес, пока не упирается в небольшой пятачок на обрыве.
Белыми кругами вверху обозначены смотровые площадки, а внизу место отдыха.
С уровня гребня станции, открывается вот такой вид. Там же можно рассмотреть знаменитый судоподъемник .
Если приглядеться, то между опор можно увидеть бетонную дорожку,
которая ведет к нижней смотровой, чуть выше уровня нижнего бьефа.
6 000 МВт мощи и сотни тысяч кубов бетона во всей красе. Особенно круто здесь во время водосброса или вечером.
Место для стоянки нескольких машин и огромного количества селфи))
Дальше едем к берегу на Красноярское море, в верхний бьеф станции.
Въезд с машины 200 рублей. Только для дневной стоянки на пикник.
Вот такая поездка-прогулка на Красноярское море. Погода стояла не жаркая, море еще не прогрелось в этом месте. Поэтому купание отложили до следующего моря — Братского. А перед поездкой в Братск, в один из июльских выходных, заезжаем на трассу Красное кольцо, посмотреть заезды местных гонщиков на Time Attack N/A. Тоже давно хотел показать парням настоящую гоночную трассу и, конечно, настоящие «гоночные» машинки.))
Вид с трибун. По живописности может поспорить с австрийским Шпильбергом ))
На трассе самая лёгкая машина Lotus Elise.
В перерывах между заездами можно посмотреть на местные спортивные машины.
В том числе на тот самый, почти игрушечный Лотус Элис, только что с пылу с жару.
Боевая машина гонщика Петра Шорохова, который любезно позволил даже посидеть в кокпите.
Эти два Витца очень скоро должны отправиться на соревнования в Нижний Новгород (Автоспортом по России!). Так что, увидите их по трассе — передавайте привет!))
Зарядились энергией автоспорта)). Завтра едем в Братск!
Часть 2. Красноярск—Братск. Отрезок пути Тайшет—Чуна—Братск.
Полтора года назад иркутянин Oleg_Avgust уже описал эту дорогу и как проехал по ней из Братска в Красноярск. По дороге, которая приблизит север. Братск—Чуна—Тайшет—Красноярск . Но он ехал на Прадо, да еще по зимнику. С тех пор на дроме никто больше не решался проехать по этой дороге, тем более летом.
Много лет уже идут разговоры о строительстве дороги, которая напрямую связала бы Братск с Тайшетом и далее с Красноярском. Эта дорога могла бы позволить снизить цены на многие виды товаров в Братске, начиная от продуктов питания и заканчивая строительными материалами. И ведь какая-никакая, но дорога на участке Чуна—Тайшет уже есть, а вот между Чуной и Братском отсутствовал участок дороги примерно в 30-40 километров. При желании эта дорога могла бы быть достроена в течение одного-двух лет, но, как обычно, всё очень сильно затянулось…
Существует мнение, что появление этой дороги было очень не выгодно Иркутску. Если бы она появилась, то длина дороги от Братска до Красноярска была бы сопоставима с длиной дороги от Братска до Иркутска. А это значит, что изменились бы существующие товарные потоки и все города Иркутской области севернее и восточнее города Братска переориентировались бы с Иркутска на Красноярск. Иркутск бы потерял рынок, объёмом примерно в полмиллиона человек, который он имеет сейчас только из-за того, что нет этого небольшого участка дороги между Братском и Красноярском. Всё, что поставляется Иркутском в Братск, имеется в Красноярске по более низким ценам. Особенно бросается в глаза разница в цене на ГСМ!
Но, наконец-то, в позапрошлом году строительство дороги «Тайшет—Чуна—Братск» ускорилось впервые за 30 лет! Открытие сначала было запланировано уже на октябрь 2016 г. Потом отодвинули всё на 2017-й. Но, проехав там в июле и увидев, как всё на самом деле, я и этот срок назвал бы слишком оптимистичным. Уж очень большой объем работ предстоит как по строительству новых, так и по ремонту старых участков. К тому же в настоящий момент большегрузные 25-тонные машины, которые доставляют материалы к месту строительства участка дороги Тайшет—Чуна—Братск, буквально убили дорогу от Чуны до Изыкана и далее. По этой причине, особенно в дождь, эти участки стали практически непроезжими для легкового и общественного транспорта.
В администрацию района регулярно поступают жалобы на неудовлетворительное состояние данных участков дорог. Чунский участок Тайшетского филиала «Дорожная служба Иркутской области» не в состоянии ежедневно проводить работы по содержанию дорог из-за малого финансирования. При строительстве таких объектов, как автодороги, в проектно-сметной документации предусмотрены затраты на содержание подъездных путей. За счет этих средств строители и обязаны поддерживать свои подъездные пути!
Начитавшись всего этого, равно как и другой информации о том, что местные жители уже ездят по дороге, я до конца сомневался, стоит ли там ехать? Можно ли уже попробовать? Зная себя и свою тягу к путешествиям по новым местам, я мысленно уже знал и ответ на этот вопрос. Осталось только сказать Маше, что «я знаю короткую дорогу» из Красноярска к родителям в Братск...
Последнее предупреждение внесла сама природа. За пару километров до съезда с М-53 в сторону Тайшета хлынул дождь…. Две минуты раздумий и пробуем! В крайнем случае, всегда можно вернуться назад. Хоть этого и не хотелось. Как только выехали на Тайшетскую дорогу, дождя как не бывало. На всякий случай заправляюсь до полного бака в Тайшете, мало ли, там в лесу не будет заправок. Цены на бензин в Иркутской области неприятно удивили, разница в 4-5 рублей по сравнению с Красноярским краем!!! Всем, кто едет по М-53 совет: До полного бака заправиться где-нибудь за Канском. В Тайшете уже совсем другие цены!
На выезде из Тайшета навигатор повёл нас в по каким- то откровенным ухабистым закоулкам.
Поначалу всё было просто отлично. Гравийные участки чередовались с разбитым асфальтом…
И даже просто отличным!! Солнышко светит, ничего не предвещало приключений.
Проезжаем посёлок Квиток. Первые 45 км от Тайшета пройдены быстро!
Постепенно начали сгущаться тучи, и местами снова накрапывал дождь.
51-й км. В районе речки Ерчем асфальт исчез. Совсем….
Началась грунтовка, гравийка. Я тогда ещё подумал, что хорошо бы успеть проскочить это всё до дождя…. Даже не думал о том, что придётся возвращаться… уже в дождь
И вот Чунский Район. Значительная часть пути до цивилизации перед Братском еще впереди!
Обслуживают... Ага, размечтались! Весь этот участок с 61 по 118 км не видели ни одной единицы дорожной техники…
Хотя тут явно есть что ремонтировать, или хотя бы поддерживать в не таком разбитом состоянии. А впереди, кажется, уже поливает!
Мост через речку Джидыкан, и начинается дождь!
Глядя на эту дорожку и дождик, прикинул, сколько еще пилить, и в голову стали закрадываться первые тревожные мысли….
Дальше дорога явно будет хуже. Справится ли мой Субарик, заслуженный мастер спорта по ралли, с такой задачей? До определенного предела, да. И это неоднократно проверялось по дорогам и направлениям Красноярского края и Иркутской области, в том числе в самых плохих погодных условиях. Но как будет в итоге на этот раз?
Перед Чунским навигатор не увидел 9-километровую прямую дорогу и предложил сделать объезд в 100 км!!! Хорошо, что не поверили.
А поехали прямо. Иначе бы ушли в сторону Лесогорска...
Проехали Чунский. Посёлок приличных размеров. Выезжаем в сторону Изыкана вдоль легендарного БАМа.
К сожалению, не было времени посмотреть местные достопримечательности, но кое-что увидели из окна.
По распечатке с Гугл карт от Чунского оставалось пройти всего 125 км.
От Чунского до Изыкана около 13 км по грунтовке под дождем….
Последний проезжаемый участок. Вверху слева в углу пришлось развернуться.
Проехали Изыкан. Дальше дорога всё хуже и хуже, и дождь всё сильнее.
Тут не разъехаться. Для будущей автодороги явно нужен мост побольше.
Дальше было уже не до шуток. Ехали молча, дорога очень скользкая, колёса уже забились глиной. Езда, как на сликах, очень опасно, но тут очень помогал полный привод. А колея сузилась до одной. Полметра влево или вправо уже грязь, и риск застрять или улететь в деревья. Местами большие лужи приходилось брать штурмом. В общем, в такие жуткие условия мы с Аутбэком давно не попадали за почти 8 лет совместной жизни!! Если бы я ехал один, наверное, рискнул бы проехать и дальше…. Очень хотелось посмотреть своими глазами то место, где активно идёт строительство. Если вообще идёт…. Судя по этому отрезку, до полноценной дороги тут еще как до Луны!
От моста ещё несколько ужасных км по скользкой глине, которые мы никогда не забудем. И столько же обратно!
Точка невозврата. Она же точка возврата. Но тут даже развернуться негде толком. Одна колея и грязь по уши.
И так еще около 100 км!!?? На неподходящей для такого экстрима машине, с семьей, под дождём и уже под вечер….. По этой «дороге» через тайгу ни встречных, ни попутных. Только комары… Хотя нет, обратно нам попались Шишига, Урал и пара больших пикапов. Не знаю, что они думали, при виде несущейся со стороны Братска по такой дороге легковой машины….))
В общем, пришлось развернуться и ехать обратно. Крюк в 250 км, и около 4 с половиной часов потерянного времени! Жалко было прежде всего детей и жену, они и так уже устали порядком. Но ничего не поделаешь…. И тут снова встала дилемма, как быстро вернуться на М-53. Ехать также до Тайшета, или срезать по еще более загадочным местным дорожкам. После дождя…. Решили больше не испытывать судьбу, и доехать до первой приличной срезки. Но после дождя та грунтовка перед Чунским была гораздо хуже. Прорвались чуть ли не с боем! В итоге машина стала очень грязной. Хорошо хоть постоянно шедший дождь ее немного помыл.
Какой-то заброшенный дом с кафе под Тайшетом.
Больше всего покрылись грязью с камнями внутренние обода задних дисков. Постепенно грязь и камушки отлетали, вызывая все большую разбалансировку.
Ну а когда мы уже подъезжали к М-53, дождь совсем утих, и прямо вдоль дороги стояли две шикарных радуги.
Все это время мы даже нигде не перекусили, поэтому с удовольствием поужинали к знаменитом кафе «У Петра». Думал встретить там кого-нибудь из интересных путешественников, но в этот раз там не было почти никого. Еще несколько часов, по крайней мере, по асфальтовым дорогам, и мы были на даче у родителей в 37 км от Братска. Время час ночи. В общей сложности из Красноярска мы ехали почти 16 часов!!! Всё, больше такой авантюры у нас не будет!) И водителям легковушек пока тоже не советую туда ехать.
Часть 3. Несколько дней в окресностях Братска
На следующий день только отдыхали на даче, приходили в себя после такой дороги. Внуки с утра проводили деда в очередной рейс в Ангарск. То есть в ту же сторону, откуда мы только что сами и приехали. ))
Сейчас не слышно, но дед в этот момент громко сигналит, приветствуя внуков ))
А мы на следующий день берем с собой бабушку, и едем все на Братское море!
Маршрут первого дня: Братск—Энергетик—Гидростроитель—Братская ГЭС—Зяба.
По дороге к заливу Зяба, на лучший пляж в окрестностях Братска, сворачиваю через. п. Гидростроитель к легендарной Братской ГЭС. Тоже давно хотел показать ее детям.
Вот она, пока издалека. 4 500 МВт мощи!!! Третья станция в стране, а на момент постройки в начале 60-х была самой мощной в мире! Было чем гордиться тогда братчанам.
Водопад, к которому еще 10 лет назад был свободный проезд с левого берега.
Крадёмся дальше, поближе к станции. Такая там корявая дорожка через лесок между скалами и берегом…
Вот и смотровая, на которую я очень давно хотел вернуться.
Последний раз мы с Машей приезжали на Братскую ГЭС в далёком 2008-м году….
На эту смотровую наверху тогда катались практически все свадьбы!)
Едем дальше через лес к пляжу. Всего от центра города через п. Гидростроитель до пляжа около 70 км.
Выбрали место в самом конце пляжа, под боком у санатория «Братское взморье».
Песок, кстати, очень плотный. Если держаться ближе к кромке воды, проехать можно даже на моноприводе. Сложности могут возникнуть у таких машин только с выездом обратно в лес в горку. Но для Аутбэка такие песочницы, конечно, не проблема. Год назад на Ольхоне пески были гораздо рыхлее и глубже, но машина нигде ни разу не застряла: Путешествие по Байкалу в 2015 году
С удовольствием покупались в достаточно тёплой водичке и, главное, в первой половине дня очень чистой.
Фронтальник безжалостно уродует пляж. По-другому не скажешь…
А когда сели пообедать, нас вежливо попросили переехать. Видимо, указанному выше санаторию не нравится, когда на «их», как они считают, территорию кто-то заезжает отдыхать. Как только мы и еще несколько машин рядом уехали, на объект вышел фронтальник и стал рыть траншею из песка через весь пляж от леса до воды! Еще и коптя при этом из трубы, как паровоз. Ров глубиной от силы полметра и насыпь высотой в метр. Ну, как дети, ей богу!!! Понятно, что это не противотанковая траншея, и внедорожники её рано или поздно все равно растопчут. А уж по мелкому дну и вовсе объехать не проблема на любом полноприводном кроссовере. Но вот изуродовать эту часть пляжа надо было им прямо сейчас! Надеюсь, те, кто принимал участие в этом маразме, прочитают отчет, и им будет немного стыдно.
Спорить не стали, переехали от этого места чуть подальше. Тут все то же самое: Чистый берег, тёплая водичка, очень горячие «ванны» прямо на берегу у кромки моря.
На обратном пути заехали еще в одно место моей молодости — п. Энергетик. Показал детям свой университет, кинотеатр «Эра» (сейчас название сменили) и парк Победы.
Ну, как можно удержать мальчишек от того, чтобы не залезть на танк?))
Техника чистенькая, краска свежая. Видимо, готовились к 9 мая.
Поумнела и местная молодежь. Раньше, помню, танки стояли разрисованные вандалами.
Еще один день пребывания в Братске решили провести не менее активно. Заранее договорились с друзьями о совместной поездке семьями на двух машинах на очень красивое место Братского моря, а именно на мыс Бык. Где я, сам родившись и прожив в Братске, еще ни разу не был. Судя по фото, там очень живописно. Но дорога до него не самая простая. Но нас, после попытки проехать через Чуну, уже ничем не испугать!)) И дождём, который пошёл как раз, когда мы собрались, тоже))
Расположен мыс в том же сам районе, гдя я всю молодость катался на лыжах, как на беговых, так и на горных. Между Северным Артеком и горой Пихтовая. Только вот в такие закоулки я ещё ни разу не забирался. Но это того стоило. Это одно из самых интересных мест, доступных на машине, на всём Братском море.
Лесная дорожка в районе лагеря «Крылатый». Пока ничего особенного, только ямы.
Далее выходим на берег пока по довольно мягкому грунту…
Дальше уже интереснее – начинаются камни. Но водитель Эстимы, как ни в чем не бывало, едет вперёд!)) А дождь всё сильнее!
Дальше еще веселее! Уже крадемся по камням. Но полноприводной Эстиме все нипочем.
А вот здесь пришлось остановиться, дальше уже дороги нет никакой .
Но наш проводник Татьяна, всё ещё надеялась найти оптимальную траекторию))
Осторожно припарковались на этих камнях и разбили лагерь.
После шашлыкинга время сэлфинга ))
А затем пеший поход дальше до края мыса. На эту тропинку можно было попытаться заехать где-то в самом начале.
Минут через 20 дошли до мыса. Скала, торчащая из торца мыса на самом верху, напоминает рога быка!
Сначала кажется, что кто-то когда-то давно сложил эту пирамидку специально…
Здесь море сливается с небом, а мы сидим почти на уровне вершины растущих внизу сосен.
Чуть не забрался на этот подиум, но уж больно опасно. Высоко лететь! На вершине сооружен мемориал тем, кому когда-то не повезло……
Это место очень напоминает скалистую и лесистую часть Ольхона на Байкале.
При ближайшем рассмотрении, эта скала в виде рога, оказывается больше, чем представляешь. Это точно природа постаралась…
Вот такая замечательная прогулка и поездка в этот день, и в эти дни в Братске. Пора возвращаться домой.
Часть 4. Возвращение в Кодинск. Богучанское море
Дорога Братск—Кодинск За то время, что прошло с публикации отчета, дорога немного улучшилась. Самые коварные ямы засыпали и даже заасфальтировали на участке от нулевого км до Джиживы. И эту часть дороги сейчас пролетаешь на полчаса быстрее, чем раньше. Прилично взялись там и за заросшие лесом за 30 лет обочины и кюветы. Если раньше их просто не было, деревья росли вплотную к плитам, то теперь нет ощущения, что едешь где-то в заброшенной всеми тайге. Но за Джиживой все по-прежнему. Очень разбитая дорога, и так до границы Красноярского края. Относительно быстро такой участок можно пройти только на лёгкой машине.
Заканчиваю отчет третьим по счету морем и крупнейшей ГЭС. Море уже практически сформировано, и за это время, что я публиковал отчет о строительстве Богучанской ГЭС, появилось много интересных ракурсов.
Отчет-повесть о строительстве ГЭС: Строительство Богучанской ГЭС
Верхний бьеф станции со скалы напротив.
Гребень станции. Почувствуйте разницу между уровнями воды!
Богучанское водохранилище — самое новое море в России.
В нижнем бьефе все по-прежнему.
Ангара течет в своём обычном русле.
Небольшой летний отпуск и маршрут, охвативший три сибирских моря, три крупные ГЭС и новую еще сырую, во всех смыслах, дорогу, завершён. Пусть не всё получилось, как задумывалось, но тогда, может, и не было бы этого отчёта.
Всем спасибо за внимание.
Михаил424, г. Красноярск