|
Люди посланы делами, люди едут за деньгами,
Убегая от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги
Всем привет! После крайней поездки в Братск с детьми на юбилей к отцу подвернулся повод рассказать и показать читателям одну незабываемую дорогу, вернее то, что от нее осталось. И по этой дороге я катаюсь уже почти 8 лет и столько же собираюсь рассказать про нее. Но раньше я даже не знал про сайт drom.ru и не увлекался сочинениями, а только читал рассказы других. Только последние года 2-3 мне стало это нравиться, и во мне проснулся Чехов :).
Думаю, каждый, кто хоть раз проехал по этой дороге, запомнил ее на всю жизнь. Такая она «живописная» мягко говоря. Несколько раз в год катаюсь по ней из Кодинска в Братск и обратно на своем Аутбэке, навестить родителей, встретиться с друзьями… Или, как в этот раз, еще и переобуться заодно. Как раз пошли сезонные скидки на авторезину. А живописная безлюдная и почти заброшенная дорога в начале осени еще и, оказывается, весьма фотогенична. Но в начале немного предыстории.
Эта дорога начала строиться в середине 70-х годов прошлого века, в лучших традициях ударных комсомольских сибирских строек на Ангаре. После завершения строительства грандиозной Братской ГЭС, а затем чуть менее мощной Усть-Илимской ГЭС, следующей на очереди была Богучанская. Но сначала, предстояло построить к новому створу и будущему городу строителей новую дорогу. Проблема была в том, что эта местность очень заболочена, с большим количеством рек и ручьев, а все остальное место занимала непролазная тайга с комарами и прочими прелестями. «Только самолетом можно долететь» — как раз тот самый случай. Дорогу все же построили, как и город Кодинск, так и превратившуюся было в долгострой Богучанскую ГЭС. Сейчас же практически без надлежащего обслуживания за последние годы дорога превратилась в «направление» и настоящую полосу препятствий. И тем, кто хочет съездить из Братска в Кодинск или наоборот, нужно понимать, чем это может закончиться для них и для машины.
Любое крупное строительство начинается со строительства дороги к ней для доставки стройматериалов, оборудования и строителей. А также, параллельно, со строительства ЛЭП для обеспечения электроэнергией стройки и города строителей. Первые строители и монтажники прибыли сквозь тайгу еще в середине 70-х. Тогда же наметили направление будущей дороги. И уже через несколько лет по добротной дороге поехали первые грузовики. Дорога получилась как сборная солянка. Часть была заасфальтирована, часть выложена плитами, теми же, что выложен и верхний бьеф Братской ГЭС и так называемая «запасная взлетно-посадочная полоса» рядом с Братском. Ну, а оставшиеся участки представляли из себя обычный грейдер. Стройка ГЭС была уже в самом разгаре, и доделывать дорогу не было большой возможности.
Примерно с такими лозунгами ехали первые машины по еще недостроенной дороге сквозь тайгу и болота.
Первое время за дорогой, конечно, следили, подсыпали и выравнивали в болотистых местах, меняли разбитые плиты. Так как техника и грузы были очень тяжелые. Например, общий вес полуприцепа с цементовозной бочкой мог быть 35-40 тонн, а металлопроката и того больше. Представляете, сколько рейсов и сколько машин по такой болотистой местности! И что стало, в конечном счете, с дорогой. Особенно печально она выглядела в период, когда работы на стройплощадке были практически прекращены. То, что успели построить до перестройки — так и было почти заброшено. Ходили даже разговоры о том, чтобы разобрать все и снова открыть русло Ангары. Тут уж не до дороги было. Перевозка стройматериалов к станции практически прекратилась. И по дороге ездили только лесовозы, которые за последние годы практически уничтожили весь лес.
В середине нулевых произошло историческое событие — высокопоставленные люди из правительства и небезызвестный А. Чубайс приняли решение все-таки станцию достроить! А дорогу привести в божеский вид, но только не эту, а со стороны Красноярска. А Братское направление превратилось в настоящую полосу препятствий. Но снова по ней пошли грузы, цемент, оборудование. Только уже скорость сильно упала. И уж совсем диковинным выглядел марш-бросок новых карьерных БелАЗов по этой дороге.
Братск—Кодинск. 350 км «спецучастков ралли-рейда». Из них только первые 95 по более-менее приличной Усть-Илимской дороге.
В 2006-м году, когда все это снова завертелось, я работал в АТЦ БрАЗа и еще даже не знал, что на эту стройку вновь объявлен набор специалистов всех уровней, а также планировался перегон новой строительной техники по еще незнакомой мне дороге.
В сентябре нам поступило предложение по организации шеф-монтажа 7 карьерных 45-тонных самосвалов БеЛАЗ-7547. Что, в общем-то, совсем несвойственно для транспортного цеха, основной задачей которого было обслуживать алюминиевый завод и его подрядчиков, и ремонтировать тот парк, что есть. А тут сборка машин, да еще таких! Но нет ничего невозможного, и в структуре Русала нашлись ребята (из Ачинска), имевшие подобный опыт сборки. Они-то и подсказали нам, что для этого нужно, сколько людей и техники и сколько это займет времени. Мне же предстояло только подсчитать затраты на эту сборку в наших условиях. Получилось недешево, но заказчик-то серьезный и платит!
И вот уже в ноябре в цех пришли по ЖД из Белоруссии машино-комплекты этих самых БелАЗов-7547. Логисты подсчитали, что такой способ доставки с окончательной сборкой в Братске силами РММ АТЦ и последующим их перегоном своим ходом будет самый выгодный. Что, в общем-то, так и было. Сборку осуществляли, естественно, строго по инструкции с «соблюдением всех мер безопасности при выполнении монтажно-демонтажных работ».
Рисунок 19.4 Из инструкции по сборке — Схема зачаливания самосвала в сборе с платформой:
1 — самосвал; 2 — приспособление; 3 — серьга; 4 — палец
В таком виде БелАЗы для возобновленной стройки пришли в Братск.
Вот эти «конструктора» (хорошо, хоть не «распилыши») моему цеху и предстояло собрать.
Зимой, прямо на стоянке с помощью фронтальных и вилочных погрузчиков. И, как всегда, в очень сжатые сроки.
И вот собранные самосвалы готовятся к своей первой поездке. Но до карьеров еще нужно доехать…
Все самосвалы успешно прошли испытание несвойственным им 350-километровым пробегом по зимней разбитой сибирской дороге. Еще бы, у этих машин просто чудовищный запас прочности! Как говорится, железо в них настоящее, железное. Добрались до места и были переданы подрядчику для работы в карьерах и для строительства камне-набросной плотины.
И вот, в том же месяце мне поступило предложение отправиться вслед за этими самосвалами! В хорошем смысле, конечно :). Словно «по комсомольской путевке» как в те самые годы…. Я даже не представлял еще, что это за это стройка, что за работа, что за город и по какой дороге предстоит туда ездить. Но долго я не думал. Такая возможность поработать на «стройке века» бывает нечасто и далеко не у всех. Тогда это действительно было по уровню инвестиций и сложности возведения самой-самой стройкой в стране, ведь до «Сочи-2014» было еще далеко.
Все произошло быстро. Даже очень. Еще 15 декабря в пятницу я проставлялся за увольнение, а 16-го рано утром в субботу за мной и еще парочкой моих знакомых, таких же молодых «романтиков» из БрАЗа, приехала из Кодинска машина. К слову, мы были уже не первые и не последние, кто в наше время вот так решил туда «поехать за мечтами,
за туманом и за запахом тайги».
До свидания, Братск! Здравствуй, дорога Братск—Кодинск!
Первое фото с новой для всех нас троих (Алексей, Арина, я) дороги. Остановка возле ручья.
Прошло уже без малого 8 лет, но я очень хорошо помню, как нас везли на Волге по дороге через зимний лес, навстречу попадались только лесовозы. И больше никаких легковых машин! Хотя зима это самое благоприятное время года (если нет сильных морозов), когда по этой дороге можно спокойно ехать даже на низкой «пузотёрке». И мы все думали, что это все не зря, и что скоро среди тайги увидим новый молодой город, и нашу стройку, где нам предстоит какое-то время жить и работать…
Водитель АТЦ БоГЭС везет на стройку «новобранцев». Из машин на трассе только встречные лесовозы.
И вот Кодинск! Саму БоГЭС поедем смотреть только в понедельник, когда и будем устраиваться на работу. Дорога заняла около 6 с половиной часов, но показалась вполне терпимой, и мы думали, что сможем кататься домой, если не каждые выходные, то довольно часто…
Центр города, который по меркам даже Братска оказался очень маленьким.
Наш суровый «отель на первое время» оказался за городом, на одной из стройбаз.
Устроились, сразу без раскачки взялись за работу, буквально ночевали первые недели там. На быт после работы даже не обращали внимания, хотя сейчас я бы под такие условия вряд ли подписался бы уже. Но тогда, в 24 года да еще после армии, условия казались приемлемыми.
Конец года, а здесь не было даже намека на Бизнес-План! И на весь отдел один компьютер и один ноутбук. В общем, было весело. Успели краем глаза посмотреть стройку, саму станцию, базы, транспорт, строителей и т.д. Очень впечатлило! (но это тема отдельного рассказа). И вот небольшая передышка уже через 2 недели. В последний рабочий день уходящего года нам, братчанам, организовали «трансфер» домой уже на этом гибриде Газона и автобуса. После мягкой Волги на этом аппарате дорога произвела гораздо худшее впечатление. К тому же Газончик постоянно ломался, то от бесконечной тряски, то от приличного мороза за бортом, то от старости… А завтра Новый год!
Пока водитель в очередной раз экстренно ремонтируется, ночью, среди тайги, в мороз…. вышли передохнуть.
Решили немного согреться с более опытными коллегами проверенным способом, к тому же настроение праздничное. Едем домой, завтра Новый год!
Новогодние каникулы 2007 у нас получились короткие. Работы очень много же, и уже был подписан приказ на работу с 6 января. Поэтому 5 января утром уже на своих машинах мы отправились снова в Кодинск. Пока своей машины у меня не было, я ездил на Марк-2 с Алексеем. Арину же на Висте отвез брат. Зимой на таких машинах можно было кататься более-менее нормально. Машинки среди чистой тайги даже не пачкались…
Остановка у ручья в новогодние каникулы 2007.
Сам ручей образует родник здесь же, вниз от дороги. Потом остановка здесь и набор канистры со свежей водой — стало традицией.
Прошла зима, привыкли уже к новой работе и новому месту жительства, и необходимости кататься по этой дороге. Уже в марте начали замечать, как вдоль дорог, и даже на самой дороге стали появляться «Великие китайские стены». Так лесозаготовители готовились к весенней распутице. Поэтому сначала с делян лес свозили на дорогу, а вывозили уже, когда в сам лес, кроме как на танкетке, было не пробраться. Вот и едешь вдоль этой стены, иногда даже приходилось ждать, пока автокран разгрузит машину и не одну.
В общем, на дороге был беспредел, гаишников за все 8 лет так ни разу и не увидели в этих местах…. В те времена заниматься лесом можно было всем, кому не лень. Поэтому его там почти и не осталось сейчас.
Целые километры стен из бревен перед распутицей.
Весна 2007. Просыпается природа вдоль дороги…
Пришла весна… Обычно это время года ассоциируется с чем-то приятным, но только не в случае с дорогой Братск—Кодинск!!Первые же проталины обнажили под собой вместо дороги такие ямы, такие разбитые плиты и такие грязевые лужи, что становилось не по себе. Пришлось в выходные никуда не вылезать и ездить в Братск домой очень редко. Было жалко и машины, и время на дорогу, которое резко увеличилось. А риск просто застрять в очередной луже или грязи и долго ждать помощи был очень большим. Поэтому, если и ездили, то только несколькими машинами. У одного нашего коллеги даже нашелся второй автомобиль для этих условий, а именно 41-й Москвич, который, благодаря приличному просвету, ездил по такой дороге очень лихо, к тому же его было тупо не жалко. Пусть и жертвуя комфортом, 41-ый это вам не Mark-II. Одно плохо — старые советские диски очень мягкие и мнутся после каждого более-менее серьезного удара.
Правка диска с помощью молотка и такой-то матери после очередной ямы.
В апреле-мае 2007-го года дорога была убитой как никогда, наверное. Местами приходилось просто ползти, местами приходилось высаживать пассажиров даже, чтобы не зацепить днищем и координировать со стороны проезд самых больших ям. Часто это было единственным возможным способом проезда. Но машинам все равно досталось. Поэтому, понимая, что нам предстоит ездить здесь еще очень много, решили сделать что-то вроде легенды маршрута. Ехали, и с привязкой к километровым столбам, я заносил в блокнот пометки. Ямы, кочки, разбитые плиты или даже забытые бревна. Но дорога была настолько ужасной, что пришлось делать привязку даже не к километрам, а к сотням метров по счетчику на панели приборов. Было немного утомительно, но и увлекательно. К тому же уже в следующей поездке, мы поняли всю пользу этой затеи. Я просто предупреждал Алексея, что вот сейчас нужно сбросить скорость, а вот потом можно и притопить. Конечно, «легенда» была не идеальной, а штурман только учился, и водитель не всегда успевал среагировать, но к лету мы освоили эту науку в полной мере, и нашей легендой стали пользоваться и другие водители. Далее приведу фото тех мест, которые по нашей легенде числились не иначе как «полная …опа». И собственно сама легенда по состоянию на 2007-2008 год. Читается как маршрут гонщиков тяжелого ралли-рейда, но это обычная дорога обычных людей, на самых обычных машинах. С тех пор лишь несколько км выровняли, так что эти данные более-менее актуальны и сейчас.
Километраж |
Длина участка, км |
Покрытие |
Уровень сложности |
Опасности |
Братск - Кодинск 70км Усть-Илимского Тракта |
|
|||
0 - 9,0 |
9,0 |
Асфальт |
! ! |
Мелкие, средние ямы, волны |
9,0 |
0,1 |
Асфальт |
! ! ! ! |
Большая яма |
9,0 - 15,0 |
6,0 |
Асфальт |
! ! |
Мелкие ямы, волны |
15,0 - 21,0 |
6,0 |
Асфальт |
! ! ! ! |
Большие ямы, стыки 5-6 шт. |
21,0 - 29,0 |
8,0 |
Асфальт |
! ! |
Мелкие, средние ямы, волны |
29,0 |
мост через р. Конская голова |
|||
29,0 - 31,5 |
2,5 |
Плиты |
! ! |
Мелкие, средние стыки |
31,5 |
мост через р. Кова |
|||
31,5 - 36,5 |
5 |
Грунт - грязь |
! ! ! ! ! |
Большие ямы, камни |
36,5 |
мост через р. Бумбейка |
|||
36,5 - 42,0 |
5,5 |
Плиты |
! |
Мелкие ямы, волны |
42,0 - 46,0 |
4,0 |
Асфальт |
! ! |
Мелкие, средние ямы, волны |
46,0 - 51,0 |
5,0 |
Асфальт |
! ! ! |
Средние, большие ямы, волны |
51,0 |
площадка у Родника |
|||
51,0 - 57,0 |
6,0 |
Асфальт |
! ! ! |
Средние, большие ямы, волны |
57,5 |
0,5 |
Асфальт |
! ! ! ! ! |
Большие ямы, волны |
57,5 - 60,0 |
2,5 |
Асфальт |
! ! |
Мелкие, средние ямы, волны |
60,0 |
0,2 |
Асфальт |
! ! ! ! |
Большие ямы, стыки |
60,0 - 64,0 |
4,0 |
Асфальт |
! ! ! |
Средние, большие ямы, волны |
64,0 |
мост через р. Камиша |
|||
64,0 - 70,0 |
6,0 |
Асфальт |
! ! |
Мелкие, средние ямы, волны |
70,0 |
S-образный поворот (стоянка лесовозов) |
|||
70,5 |
мост через р. Крутой |
|||
70,5 - 80,0 |
9,5 |
Плиты |
! ! |
Мелкие, средние ямы, стыки |
80,0 |
0,3 |
Грунт |
! ! ! ! ! |
Большие ямы и кочки |
80,0 - 83,0 |
3,0 |
Плиты |
! ! ! |
Средние, большие ямы, стыки |
83,0 |
мост через р. Джероник |
|||
83,0 - 89,0 |
6,0 |
Плиты, грунт |
! ! ! |
Средние, большие ямы, стыки |
89,0 |
мост через р. Шикликан |
|||
89,0 - 91,0 |
2,0 |
Плиты |
! ! ! ! |
Большие Ямы, стыки |
91,0 - 98,0 |
7,0 |
Плиты |
! ! |
Мелкие, средние ямы, стыки |
98,0 - 100,0 |
2,0 |
Плиты |
! ! ! ! |
Большие Ямы, стыки |
100,0 - 106,0 |
6,0 |
Плиты |
! ! ! |
Средние, большие ямы, стыки |
106,0 |
мост через р. Халанда |
|||
106,0 - 108,0 |
2,0 |
Плиты |
! ! ! ! |
Большие Ямы, стыки |
108,0 - 111,0 |
3,0 |
Плиты |
! ! ! |
Мелкие, средние ямы, стыки |
111,0 |
0,2 |
Плиты |
! ! ! ! |
Большие ямы, стыки |
111,0 - 119,0 |
8,0 |
Плиты |
! ! |
Средние ямы, стыки |
119,0 |
Придорожная закусочная, АЗС |
|||
119,5 |
мост через р. Джижива |
|||
119,5 - 123,5 |
4,0 |
Плиты |
! ! ! |
Средние, большие ямы, стыки |
123,5 |
Торчащая арматура (! ! !) |
|||
123,5 - 132,0 |
8,5 |
Плиты |
! ! ! |
Мелкие, средние ямы, стыки |
132,0 |
мост через р. Тазея (2) |
|||
132,0 - 134,0 |
2,0 |
Плиты |
! ! ! |
Средние, большие ямы, стыки |
134,0 |
Правый затяжной поворот (березовая роща) |
|||
134,0 - 139,0 |
5,0 |
Плиты |
! ! |
Мелкие, средние ямы, стыки |
139,0 |
мост через р. Тазея (1) |
|||
139,0 - 142,0 |
3,0 |
Асфальт |
! ! ! |
Средние, большие ямы, волны |
142,0 - 152,0 |
10,0 |
Смешанное |
! ! ! ! ! |
Большие ямы, волны, стыки |
152,0 - 154,0 |
2,0 |
Асфальт |
! ! ! ! |
Средние, большие ямы, волны |
154,0 - 156,0 |
2,0 |
Грязь |
! ! ! ! ! |
Лужи, острые камни |
156,0 - 160,0 |
4,0 |
Асфальт |
! ! ! |
Средние, большие ямы, волны |
160,0 - 173,0 |
13,0 |
Смешанное |
! ! ! ! ! |
Большие ямы, волны, стыки |
173,0 - 178,0 |
5,0 |
Грязь |
! ! ! ! ! |
Большие лужи |
178,0 |
0,2 |
Плиты |
! ! ! ! ! |
Большие ямы, стыки |
178,0 - 190,0 |
12,0 |
Грунт - грязь |
! ! ! |
Средние, большие ямы, лужи |
190,0 |
Граница Красноярского края |
|||
190,0 - 198,0 |
8,0 |
Грунт - грязь |
! ! ! |
Средние, большие ямы, лужи |
198,0 - 206,0 |
8,0 |
Грунт, плиты |
! ! |
Средние ямы, лужи |
206,0 - 213,0 |
17,0 |
Грунт - грязь |
! ! ! |
Средние, большие ямы, лужи |
213,0 - 215,0 |
2,0 |
Плиты |
! |
Мелкие ямы, волны |
215,0 |
мост через р. Черемшаный |
|||
215,0 - 231,0 |
16,0 |
Плиты |
! |
Мелкие ямы, волны |
231,0 |
мост через р. Кежма |
|||
231,0 - 232,0 |
1,0 |
Плиты |
! ! ! ! |
Крупные стыки |
232,0 - 246,0 |
14,0 |
Плиты |
! |
Мелкие ямы, волны |
246,0 |
мост через р. Проспихино |
|||
246,0 - 250,0 |
4,0 |
Плиты |
! |
Мелкие ямы, волны |
250,0 км - Кольцо - своротка в Кодинск |
|
|
«!!!! 15-21км. Асфальт. Большие ямы, стыки 5-6 шт.»
Участок Бумбейка—Кова. 5 км полного бездорожья. 5 звезд (!!!!!), не меньше.
Кто-то заботливо пометил опасный участок. Хоть на этом спасибо.
Волны из разошедшихся плит, хотя сами плиты целые. И так несколько км.
«111 км. !!!! Плиты. Большие ямы, стыки». Бедный Марк…
А вот самый грязный и длинный участок. Хорошо, он немного подсох, иначе бы мы не проехали.
«178 км. !!!!! Плиты. Большие ямы, стыки». Когда это кончится?!?!
И так можно продолжать долго, «живописных» мест на трассе хватало. Не все из них еще попали в кадр, так как было иногда не до фото, а иногда просто уже не охота было от усталости. Еще несколько таких поездок, и Марк бы рассыпался раньше времени. И вот в конце лета ему в подмогу я пригнал свой первый авто. Теперь уже Алексей был моим пассажиром иногда, а не только я у него. Мазда-Капелла, которая уже засветилась в паре моих предыдущих рассказов, но совершенно в другом контексте, куда более приятном, а вот про тяготы поездок на ней по этой дороге еще не упоминал.
Мы с Алексеем возле моей машины. Где-то посередине пути.
Когда покупал машину, для меня самым важным критерием была возможность ездить по этой дороге. И в целом, Капелла справлялась неплохо, у нее был достаточно большой просвет 160 мм на резине 195/65R15. А в большой багажник можно было закинуть полноценную запаску в дополнение к штатному банану. Объем позволял. Ведь без полноценной запаски на этой дороге делать нечего. На всем протяжении в 350 км как не было, так и нет ни одной шиномонтажки. И даже, когда приходилось ехать в дождь, когда все ямы были скрыты в воде, и сквозь грязь, ни разу не застряли. А еще на этой трассе лишь одна нормальная АЗС и одна заброшенная, так что тем, у кого маленький бак, совет заправляться перед поездкой до полного, и брать еще про запас топливо.
Ну, а более опытные земляки-коллеги так же предпочитали ездить либо на отечественных авто,
которых не жалко, либо на маленьких но «внедорожниках».
Но с приходом следующей зимы я понял, что хочу полный привод! А зимнюю резину впредь буду покупать только шипованную и не экономить на производителе… Ехали из Кодинска, уже прошли все самые плохие участки и выскочили на Усть-Илимскую трассу, где, казалось бы, можно было наконец-то разогнаться. Одно не учел — очень сильный гололед. И вот меня на скорости 90-100 на вроде бы асфальте начало заносить на спуске. В какой-то момент казалось, что я выровнял машину, но нет… Машина задом стала уходить на обочину и дальше в кювет, но, к счастью, кустарник и мелкие деревья удержали нас от возможного опрокидывания по инерции. Спасибо дорожникам. Не стоит иногда сильно зачищать кюветы от деревьев, мелкие лучше оставить.
Не удержал машину в сильный гололед. Мазда улетела на обочину в кювет.
На улице уже ночь и такой каток, что мало кто ездит.
Но не без добрых людей все же. Все, кто проезжал, пытались помочь, а заодно благодарили судьбу за то, что заметив моргающую аварийкой среди ночи на обочине машину, сбавили скорость, и не продолжили вылетать вслед за мной с трассы на этом участке. Мазда левым бортом прилично зарылась в сугробе, и не двигалась с места. Уазики не помогли, а только грузовая машина, при этом пришлось встать ей поперек трасы и шлифовать по льду. Другие машины тоже стояли, моргали аварийкой, предупреждая остальных. Вот такая она коварная трасса. Когда, казалось бы, большая часть и самая плохая пройдена, не стоит расслабляться ни на миг. И лучше подходить к выбору машины и резины. Следующую зиму я уже ездил на Аутбэке и до сих пор верен ему и шипованной резине.
Ну, а пока полным приводом я еще не обзавелся, друзья на ММС-RVR однажды той же зимой прокатили нас из Кодинска по Братской трассе. Вернее, чуть в сторону — в затопленную сейчас деревню Проспихино. Дорога там ужас! Грязь, грязь и старые деревянные мосты везде развалились, в самой деревне почти никто уже не жил — всем дали команду уезжать. Но некоторым просто было некуда, некоторые просто не хотели, как старики, всю жизнь прожившие на этой земле. Вот она, обратная сторона развития и электрификации территорий. Часть земель вместе с деревнями и лесом неизбежно попадает в зону затопления…. Но трасса до Братска к счастью, была спроектирована так, что лишь в одном месте ее немного подопрет вода из нового водохранилища, поэтому и сейчас можно ездить.
Заброшенная уже тогда, и затопленная сейчас деревня Проспихино.
Развалившийся мостик через одноименную речку, которая пока еще впадала в Ангару.
После той поездки, Юра еще долго отмывал машину от грязи.
В 2008-м году Кодинскую трассу открыли для себя и мои родители, приезжавшие к нам в гости из Братска на Волге. Отец, было бросивший уже курить, после такой дороги, к сожалению, снова закурил :).
Перекур возле интересных скал вдоль обочины…
А на обратной стороне дороги кто-то поставил крест, видимо, чтобы там, наверху, обратили внимание на эту дорогу,
раз правители ее не замечают…
Вот так и приходилось ездить по тому, что есть, еще долгое время. Не взирая на времена года и температуру за бортом.
Но иногда зима выдается такой снежной, что проехать по этой дороге без полного привода невозможно, можно просто тупо застрять, особенно выехав с колеи, разминаясь с попутным транспортом. Дальние участки-то никто не чистит и, если машин долго нет, то образуется приличный сугроб. Так, еще на Мазде во время новогодних каникул поехали в Братск, 2 января на трассе никого и только снег и еле видна колея. Пока не появилась встречка, все было более-менее нормально, но при попытке разъехаться меня стащило на обочину, а там полметра снега. Естественно, я застрял, беспомощно крутя лишь передними колесами на липучке. Встречный грузовик уметелил вперед, даже не заметив меня в своем снежном шлейфе. Пришлось около часа ждать следующую машину. И вот едет Уазик-Буханка. Это хорошо, подумал я. Но как только машина подъехала, из нее вывались в буквальном смысле несколько пьяных тел, продолжающих отмечать новый год. А я только с будущей женой. Ну, думаю, попали мы. Но нет, к счастью, народ оказался хоть и пьяным, но дружелюбным, и даже без помощи буксира вытащили меня обратно на трассу.
Возле единственного на всю дорогу кафе у реки Джижива.
А с 2008-го я уже на Аутбэке, и до сих пор даже с маленькими детьми в поездках, машина вселяет уверенность. И даже получаешь удовольствие от преодоления столь сложной трассы. Кажется, что я уже смогу проехать ее с закрытыми глазами…
Среднее время в пути всегда было 5, 5 с половиной часов. Зимой, если не скользко, можно уложиться в 4, а в мокрый, грязный сезон можно и не уложиться в 6, а то и в 7 часов. Хоть на этой трассе не стоит ставить рекордов скорости, но однажды на Аутбэке я умудрился в одиночку пролететь за 3,5 часа, когда дорога зимой это позволяла.
Ну, думаю уже достаточно предысторий, пора показать дорогу, какой она является сейчас, в начале осени 2014-го. Думаю, многим, кто хочет по ней проехать будет интересно узнать, что их ждет. Тем более сейчас, интерес к этой дороге заметно вырос, особенно у рыбаков. Ведь новое водохранилище позволяет ловить больше щук в верхнем бьефе, и хариуса — в нижнем. Вот и едут легковые машины с прицепами с лодками одна за одной, чего раньше не наблюдалось. А после окончания строительства ГЭС и вырубки почти всех лесов вокруг, грузовых машин теперь почти нет на этой дороге.
И вот первые выходные сентября. На работе пока спокойно, взял недельку отпуска. Подождал пока осводится Маша, и вот утром рано садимся с детишками в машину и в путь! До Братска доехали аккуратно, так как, напомню, резина была уже в плохом состоянии, что на такой дороге чревато. Поэтому было не до лишних остановок с фотографированием красивых и не очень мест. Все это для более подробного фотоотчета я оставил на обратную дорогу.
Не буду описывать все праздничные и будничные мероприятия в рамках этой поездки, но нескольrо фото мест родного города, который успели показать детям, приведу. Главное, юбиляра поздравили, родственников и друзей повидали, на даче картошку покопали, в баню сходили, новую резину поменяли и по городу успели погулять :).
Дед, бабушка и внуки на Мемориале Победы,
через дорогу от которого на постаментах по-прежнему стоят другие памятники ВОВ: Т-34 и Миг-17.
Самая новая достопримечательность г. Братска возле центральной площади между ул. Ленина и ул. Депутатской.
Фонтан перед гостиницей «Тайга» и драмтеатром.
И здесь же другой зверь из травы. А на заднем плане — моя родная серая кирпичная пятиэтажка.
Это место возле «Тайги» примечательно тем, что отсюда стартовали экипажи знаменитого «Camel Trophey» в 1990-м году, а также менее известные внедорожные интересные экспедиции, отчеты о которых есть здесь на дроме. Ну, и по традиции, все свои путешествия, в том числе в Кодинск, я тоже начинаю отсюда :).
Итак, поехали! Погода отличная, все краски осени ждут нас впереди, и разбитая дорога уже не так удручает. Хотя местами ее в этом году начали делать. Как обычно, сначала 25 км или 15 минут Америки — ровной четырехполоски. Которая после аэропорта становится обычной усть-илимской двухполоской. Эти 70 км обычно проезжаешь тоже быстро. Но здесь любят устраивать свои засады гаишники, пользуясь густой растительностью в скоростных поворотах. Как ни старался, но пару раз за 8 лет я таки попался с минимальным превышением. Всегда было обидно не за эти несчастные 100 руб., а за время, которое сидишь в тесном жигулёнке гаишников, когда уже вовсю должен ехать дальше. Дорога позволяет, машина тем более позволяет. Хорошо хоть сейчас за превышение до 20 км/час не штрафуют.
Усть-Илимская трасса. Спуск к мосту через р. Вихоревка.
Трасса в целом неплохая, можно ехать быстро.
Но нужно быть внимательным на закрытых поворотах, лес местами очень густой, и вплотную к трассе. Или прикупить радар-детектор :).
Среднюю часть, несколько км «Усть-Илимки» в этом году переложили полностью, только краску еще не успели нанести.
Местами в низинах устраивают свои засады уже «лежачие полицейские».
Как обычно в сибирской глубинке, тащат оставшийся лес лесовозы.
Речка Тада, превратившаяся в часть Усть-Илимского водохранилища.
Первая и самая приятная часть дороги пройдена. Далее поворот налево от так называемого нулевого километра. Как всегда, поворачиваю один я, а все остальные несутся прямо, дальше в Усть-Илимск. Цивилизация закончилась, дальше та сама почти заброшенная дорога к когда-то «стройке века». Начинается самое интересное….
А это уже первые километры после поворота с нулевого километра в сторону Кодинска. Первые серьезные ямы и кочки из старого асфальта.
Нужно набраться терпения, их на пути еще будет очень, очень много, и это еще только цветочки….
Кое-где ямы хотели было засыпать, но не успели.
Недавно этот участок трассы от Нулевого км до границы с краем, разделили между районами, вернее, обозначили знаками с табличками. Так вот, Усть-Илимский участок оказался посередине, и его-то как раз и делают. Причем сначала едут и везут технику и материалы по более разбитому братскому участку. Логики в этом, с точки зрения простого автомобилиста, нет абсолютно, зато средства осваиваются строго в своем районе. Но хоть и на этом спасибо, дорога и правда стала чуть лучше, чем несколько лет назад.
Обратите внимание, как обочина плавно перетекает в лес почти на всем протяжении дороги.
Кажется, еще немного и природа возьмет свое, и выйдет на асфальт или на то, что от него останется.
Очень скверный участок в районе 20-25-ых километров. И жуткий высохший лес на дальнем плане.
Прямо как в сказке — чем дальше, тем страшнее.
29-ый км. Мост через речку Конская голова.
Перед ним и за ним несколько км еще приличной бетонки.
Движение здесь очень небольшое, так что можно спокойно остановиться и размяться.
32-км. Мост через реку Кова, по которой раньше активно сплавлялись в сторону Ангары.
Но сейчас экстремалов не наблюдается, зато стали активнее рыбачить.
Далее идет 5-километровый участок гравийки, который только в этом году привели в божеский вид.
Раньше по этому участку, всего-то в 5 км, плелись со скоростью 10-20 км/час. Такие огромные были камни или колея. Поездка напоминала экскурсию по дикому заповеднику. Вот дорогу перебежал заяц, вон там с краю дороги сидит куропатка, а вон в небе уже приметил кого-то коршун, а вот из болота кто-то выполз на дорогу… Все это успевали подробно рассмотреть. А с этого года этот небольшой участок наконец-то отсыпали и выровняли заново. Теперь уж не до дикой природы.
Лишь в самом конце не успели разровнять метров 200 перед следующей речкой.
Эта речка с веселым названием Бумбейка. Кстати, дальше еще будет не один повод улыбнуться при прочтении названий рек и ручьев.
Чтобы детки не сильно утомлялись в такой дороге, лучше почаще останавливаться.
Все равно на трассе кроме нас почти никого, а если кто и едет, то очень медленно перед мостами.
Спустились вниз к речке, а там всего-то маленький ручеек сквозь лес.
64-ый км. Мост через реку Камиша. Перед ним участок тоже сильно разбит.
А сама речка давно превратилась в болото… которое и разрушает дорогу к тому же.
70-ый км. Речка или ручей Крутой. Сразу за ним большая площадка для грузовиков. Есть и грузовая эстакада с широкой колеей.
Между речками Крутой и Джероник вот такая разбитая до арматуры бетонка.
Внимательно нужно смотреть на эти плиты, иначе можно налететь колесом или даже бампером на торчащую арматуру.
Сложности добавляют и деревья. Вплотную к дороге, иногда не видно — тень это, или яма.
Джероник. По табличкам кто-то постоянно ехал и пристреливался.
На самом мосту уже не осталось живого места от плит, а дальше снова идет разбитая гравийка.
Но для Аутбэка в моем кузове да еще и на новой резине более-менее ровная гравийка — не помеха. А даже иногда в удовольствие. Раллийные гены, приспособленность к любым условиям как и прирожденная универсальность у этой машины еще есть. А вот в ту сторону на изношенной резине пришлось ехать очень аккуратно.
89-ый км. Мост через речку Шикликан тоже представляет собой печальное зрелище. Дорога перед ним и за ним сильно разбита.
Приходится скрестить вот так, аккуратно перекатываясь с плиты на плиту. Иногда даже плиты под весом машины немного опускались, словно качели.
И так почти до самой реки Халанда. 106-ой км. Подъезды к этому мосту несколько лет назад практически размыло после зимы,
потом всем миром заново засыпали эти дыры.
Сейчас они по-прежнему могут появиться в любой момент. Как и эта, глубиной до самого основания моста.
Просвета машины в 200 мм в принципе хватает для этой дороги в сухую погоду. Уже не так скучно, как по федералке, но и не так экстремально, как в распутицу здесь же.
Халанда тоже превращается постепенно в болото, отсюда и постоянные проблемы с дорогой возле нее. Наверное, все это следствие того, что весь нормальный лес вокруг давно вырубили. А также присутствие рядом сразу трех водохранилищ самых крупных ГЭС….
Вдоль дороги оставили зеленый коридор из леса, по сути лишь для виду. Зато этот вид осенью, и правда, хорош!
122-ой км. Середина пути самого плохого участка от нулевого км до Кодинска. Остановка у речки Джижива на пикник :).
Здесь же единственная на всем протяжении пути точка, где можно перекусить и отдохнуть зимой в тепле (модераторам карты дрома на заметку). Ну а мы, в этот раз затаренные свежими овощами с родительского огорода, остановились чуть дальше под мостом, в живописном месте. Но в закусочную все же зашли, за солью :).
Радует, что иногда хоть возят не только лес, но и собственно, продукцию из него.
Дальше снова зеленый коридор с более менее хорошим бетонным полом….
Серьезно сбросить скорость придется возле реки Тазея, которая извиваясь, дважды пересекает дорогу.
По этой речке тоже ни на чем не проплыть, сплошной бурелом.
Б/у покрышки, может, кому-то еще понадобятся. Но у меня обкатка нового комплекта Toyo-Proxes успешно продолжается.
Между двумя мостами через Тазею — зеленый коридор, теперь еще и скозырьком из изогнутых ветром и снегом деревьев.
Но глядеть нужно только перед собой, иначе можно залететь вот в такую ловушку. Мало не покажется!
И наконец, самый большой трамплин трассы – второй мост через Тазею. 139-ый км.
Зимой можно взлететь, а летом просто разбить весь перед.
Фото никак не отражает угол наклона въезда, он реально впечатляет.
Хоть и большая часть трассы уже пройдена, но это были только «цветочки»…(
А вот отсюда начинаются «ягодки» :(
Дерево не выросло пока еще само по среди дороги, всего лишь указывает на большой провал в дороге…
Вот этот участок до границы Красноярского края, никто и никогда даже не пытался ремонтировать… Все лесхозы и деляны остались позади, хозяева которых сами хоть иногда ровняли дорогу. А других людей, кто должен следить за дорогой — как не было, так и нет. Вот так природа и берет верх над цивилизацией.
Более-менее ровный участок асфальта на этом участке 139-190 км только на мосту через р. Чудоба.
Здесь уже настоящая полоса препятствий из поваленных деревьев….
… и огромных ям, в которых может поместиться машина целиком. Вождение здесь отличается особой «филигранностью» :).
Хорошо, что еще не прошел сильный дождь, глинистая поверхность долго и прекрасно держит лужи любых размеров….
Здесь, даже снова появляется обочина, по которой лучше объезжать эту «дорогу».
И самый последний кусочек ровной дороги около моста через речку Торея. Табличка появилась недавно,
поэтому, когда мы составляли легенду, даже не внесли это место туда.
Сразу за мостом плиты начинают жить своей жизнью. Из выровненных и целых…
вдруг превращаются в волны их двух полос с приличной щелью разделительной полосы…
Один из редких случаев, когда меня кто-то догнал, и лихо прошел на этой трассе.
Неудивительно, это же 200-ый Крузер на пневмоподвеске, которому почти нипочем такие дороги. Сразу видно, что машина казенная.
Там, где прошел дождь, лужи в тени леса и на глине не высыхают долго. Превращая и без того очень сложный участок просто в жуткий.
И вот наконец 190-ый км. Граница Красноярского края. Сразу дорога стала как-то удивительно ровнее :). Можно снова немного притопить и попылить, как в ралли.
Далее дорога уже не представляет особой опасности. Словно пересек границу необитаемого и обитаемого мира. Вот уже поселок Имбинский, в котором, в крайнем случае, уже можно дозаправиться, правда не всегда. А 95-ый так и вовсе там никто не видел. Как и нормальной солярки. И еще можно и нужно непременно куда-то позвонить :), чем нас всегда веселит старый дорожный знак с телефонной трубкой, которые уже почти нигде больше не висят. Ну а после села Ирба и вовсе пошла нормальная бетонка, периодически прерываясь на гравийку.
215-ый км. Мост через ручей Черемшанный.
Черемшанный тоже представляет собой скорее водоем с буреломом, чем реку или ручей. Но смотрится все равно интересно и необычно, особенно ранней осенью.
Ну а перед р.Проспихино, уже начинается настоящее активное движение. Здесь, между трассой и Ангарой много дачных кооперативов.
И рядом даже небольшой местный аэропорт.
Речка «Проспишка», как ее ласково называли местные, пала жертвой водохранилища одной из первых…
Еще несколько лет назад там вдали была крупная деревня, та самая, и то, что с ней стало, я написал в первой части рассказа. Сейчас это уже часть Богучанского водохранилища. И уровень воды все еще растет до проектной отметки в 208 м. Сейчас пока держится на уровне 203-204 м.
Где-то ложе водохранилища успели зачистить, а где-то нет. Вода так и заливает лес вдоль всего берега Ангары…
И можно совершить увлекательную поездку по лесу… на моторной лодке и заодно и порыбачить :).
Что-то я немного отвлекся на тему леса и рыбалки. А наша очередная поездка к родственникам завершилась успешно. Машина в порядке, груз в багажнике доставлен в целости и сохранности, детки довольны. Я тоже :). Еще бы, разница с поездкой туда на изношенной, и обратно на новой и жирной резине — просто огромная. Особенно это чувствуется на такой разбитой и требовательной дороге. Комфортнее и увереннее в разы. А вот по экономичности разницы никакой не получилось. Что туда 10 литров на сотню, что обратно. Но это потому, что обратно я останавливался в общей сложности раз 30 за дорогу. На следующий день все ужасы дороги забываются уже с наступлением трудовых будней. Которые у нас проходят теперь на самой станции, а не стройплощадке.
А что касается этой дороги, то я очень надеюсь, что когда-нибудь ее все-таки приведут в приличный вид. Сделают ее более быстрой, безопасной и с развитым сервисом. Иначе северная альтернатива трассы М-53, связывающая Иркутскую область и Красноярский край, а также города с такими мощными ГЭС, так и останется лишь ужасным направлением. И настоящей полосой препятствий. Для местных жителей это куда важнее всех Олимпиад и Универсиад, ЧМ по футболу и даже Гран При России Формулы-1! :)
Ну и собственно Богучанская ГЭС. Тот самый объект, без которого не было бы этой запоминающейся дороги, и не было бы этого рассказа.
Координаты Богучанской ГЭС, в т.ч. для карты дрома: 58°41′40″ с. ш.99°08′56″ в. д.
А более подробно о станции можно всегда прочитать на сайте http://boges.ru/
Суперлуние над Богучанской ГЭС.
Ну, а более подробно о том, как строилась станция, кстати, 5-ая по мощности в стране, какие люди ее строили, какие машины при этом использовались, и что с ними стало после строительства…. А также легкие поездки и внедорожные вылазки по закоулкам и самым интересным и красивым местам в этих краях, я опишу как-нибудь в другой раз :).
Удачи на дорогах!
Всем спасибо за внимание,
Михаил424, г. Красноярск